Шридхар Махарадж | Цитаты

(Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж)

534 Чистота сознания

Чистота необходима с нашей стороны. Будь то христианство, или ислам, или индуизм, или буддизм. А погрязать в чувственных наслаждениях – это никогда не может быть высшим стандартом жизни. Самоконтроль необходим. Но для чего, самоконтроль для чего? Для того, чтобы искать спасения от ущербной области, в которой мы находимся в настоящее время.

516 Пожизненное самоубийство

Фактически, только в человеческой форме можно воспользоваться способностью к различению и принятию осознанных решений. Если вы утратите это положение, опустившись до животной или растительной жизни, никто не знает, когда вы возвратитесь обратно и получите возможность принимать независимые и сознательные решения. Вот почему так важна человеческая жизнь, и вы не должны расточать её на животную деятельность: ахару, нидру, бхайу, маитхуну — на еду, сон, постоянную боязнь и чувственные наслаждения, поскольку всё это вы получите везде.

Если вам будет дано тело птицы, червя, насекомого, или другой животной формы жизни, вы сможете испытать все вышеупомянутые удовольствия. Но что касается культуры духа, религии, осуществления вашего подлинного предназначения — этого вы не получите нигде, кроме человеческого рождения. Обсуждая в обществе святых такие вопросы, вы сможете продвигаться вперед и обрести спасение.

Но не воспользуясь этой возможностью, вы совершите самоубийство, или даже нечто худшее! Тот, кто упускает такой шанс и не пытается должным образом помочь себе, не стремится обрести полное избавление, убивает себя.

514 Настроиться на универсальную волну

Мы пытаемся увидеть то, что скрыто в глубине, пытаться читать, истолковывать окружающий мир на более глубоком уровне, почувствовать более глубокие вибрации. Погрузиться глубоко, где мы увидим измерение тончайшей вибрации, которая несет подобные вести. Предрассудки нашего прошлого опыта в тонкой форме словно пыль покрыли нашу душу, наше внутреннее видение. Эта пыль препятствует нам видеть вещи в истинном свете.

Как мы сумеем прочитать, увидеть вселенскую волну, когда ум погряз в различных локальных интересах? Тогда восприятие универсальной волны или вселенского интереса невозможно. Но когда локальный интерес полностью устранен, и мы стремимся читать только вселенскую волну, тогда мы можем ясно видеть: вот эти вещи поверхностны, а эти вещи подлинны, эти вещи реальны.

513 об уважении к женщинам

Когда я был молодым, то относился к женщинам с некоторым пренебрежением: «Я должен держаться подальше от них, они-неприкасаемые». Но подобное видение изменила моя тётя. Она заметила моё внутреннее состояние, моё отношение и однажды благожелательно обратилась ко мне:

«Разве ты не знаешь, что женщины представляют Лакшми Деви? Они той же природы, склонны жертвовать собой, и смиренны, поэтому достойны уважения. Их следует уважать, а агрессивная мужская природа должна восприниматься как нечто неблагоприятное. Концепция женского Эго очень благородный идеал, в котором высочайшее положение занимает аспект преданности или самопожертвования. Женщины не агрессивны. Они олицетворённое самопожертвование. Тогда как мужская природа агрессивна».

Постепенно эта идея дошла до моего сознания. И я научился высоко ценить Ситу, Драупади и многих других женщин, а в особенности гопи, явивших высочайший пример самопожертвования. Явленный Гопи пример, убедительно показывает, что самозабвение, самопожертвование и самопредание именно в женском аспекте достигают своего зенита, раскрываются наиболее полно. Пассивное начало занимает высочайшее положение.

Эта точка зрения утвердилась во мне постепенно и вызвала настоящий переворот в уме. Мадхура-раса или супружество занимает наивысшее положение, и Шримати Радхарани являет величайший уровень самопожертвования и любви.

Мужчины-агрессоры, именно они, а не женщины ответственны за возникновение всех трудностей и беспокойств. Наша агрессивная мужская природа на самом деле болезнь. Постепенно подобное восприятие развивалось по мне.

Мы все стремимся к тому, чтобы оказаться задействованными в служении Шримати Радхарани. Положение Шри Радхи высочайшее служение Кришне, а Радха-дасьям почиталось Махапрабху как наивысшее достижение.

502 Милость гуру

С незапамятных времен джива барахтается в волнах океана материального мира. И теперь она обретает безопасное положение. Могу ли я толкнуть эту дживу обратно в бушующий океан? После такого долгого времени, проведенного в этом мире, джива пытается спастись, стать на путь домой обратно к Богу. Она уже возвращается домой, обретает безопасное положение. И что я теперь должен толкнуть её обратно в этот океан, чтобы она барахталась там, мучалась, умирала? Я не могу быть настолько жестоким. Я не могу этого делать.

Каким-то образом по своей неудаче мы пришли сюда (в материальный мир) с ложной идеей, что здесь мы найдем счастье, будем процветать. Но мы вынуждены были столкнуться здесь с другими обстоятельствами, противоположными, которых мы совсем не ожидали. И мы обрели здесь страдания. Джанма, мритью, джарагья дхи дукха душан даршанам. В «Бхагавад-гите» Господь говорит: «Там, где рождение, там смерть, там старость и там болезнь, – в таком месте не может быть истинного счастья, никогда не может быть истинного счастья!» Только тонкий интеллект, интеллект в саттве, высокого уровня интеллект может понять это, различить это. И понять, где нужно жить, выбрать такое место, где можно жить на самом деле.

374 Что мешает нам видеть Того, Кто стоит за всем сущим?

Кришна пребывает повсюду. Мы можем найти подтверждение этого, почувствовать это, получить опыт такого рода. Это может увидеть тот, чьи глаза свободны от пыли. С чистым зрением, тот способен видеть Кришну повсюду. Но различные типы желаний, камана, подобно пыли, застилают наше ментальное зрение. Глаза нашей души затмевают многочисленные желания, интересы. Локальные интересы покрыли наши глаза. Иными словами предрассудки. Эти бесконечные предрассудки уводят нас в своем собственном направлении, отвлекают наше внимание от реальности. И мы не способны видеть целое, общий фундамент всего сущего, общее основание, целое. Эти предрассудки делают нас непригодными, не позволяют нам видеть глубоко то, что лежит в основании, то, что стоит за всем сущим, Кришну - Самодержца, Сладостного Друга каждого из нас.

373 Высшая реальность существует

Вера представляется чем-то абстрактным для неверующих, для обычных людей. Но тот, кто работает в измерении веры, понимает и осознает, что она реальна. У каждого есть свое измерение жизни. Например, цивилизация человеческого общества находится за пределами понимания насекомого или червя... Благодаря вере мы можем жить в высшем измерении и это нечто конкретное, хотя, и нелегко понимаемое. Те, кто действительно взаимодействует с этим измерением, они находят множество подтверждений реальности этого. Да, к нам приходят вести, новости, информация. Подтверждения возможны. Если представители обычных или невежественных масс не находят подтверждения высшей реальности, это вовсе не значит, что она не существует.

372 Благая природа самопредания

Свобода от предрассудков, непредвзятость возможны только в самопредании. Благодаря огню самопредания. Самопредание - это великое пламя, пламя, которое сжигает всё дотла. Наш былой опыт, перспективы будущего - всё это сгорит дотла. То, что день для нас, мы должны покинуть этот день, оставить этот день. Мы практически должны раствориться в ночи, прыгнуть в ночь и тогда мы найдем день. Умереть, чтобы жить. На поверхностный взгляд самопредание кажется смертью, но речь идет о смерти ради жизни. Умереть, чтобы жить. Самопредание. Оставить все, в крайней степени самопредание, радикальное, экстремальное самопредание.

369 О природе Голоки

Что бы ни удовлетворяло Кришну есть лила. И обожаемо, и чисто, и абсолютно совершенно. Мы должны рассматривать вещи в таком свете. Нежелательные явления также приводятся в гармонию. Нечто столь специфичное: природа и положение самодержавия столь совершенные. Ничто дурное не может войти, вступить, когда речь идет о связи с Ним. Хорошее или плохое существует, когда речь идет о столкновении разных сторон. Но там нет разных сторон. Там есть только одна сторона.

368 Только вайшнав способен увидеть вайшнава

Только вайшнав способен увидеть вайшнава. Сродни тому, как разумный человек может понять, оценить по достоинству, увидеть, разглядеть разум в других. Или же, глупец, напротив, не способен понять кто разумен, а кто нет. (Разум может понять разум.) Точно так же и вайшнав, даже если обычные люди скажут: «О! Это обычный человек», подлинный, истинный вайшнав поймет, что перед ним вайшнав. Не посредством внешних усилий, попыток, жестов и поз, но, с точки зрения вайшнавизма, вайшнав может понять, кто есть вайшнав.

367 Опыт - бесполезная вещь на пути к божественному

Мир опыта должен быть растоптан, должен быть сокрушен. На голову мирского опыта всегда следует обрушивать молот. Вновь и вновь, время от времени следует бить его по голове молотком. Если вы хотите вступить в царство божественного, тогда опыт должен быть оставлен. Этот опыт не поможет никоим образом, скорее даже наоборот, будет тащить вас назад. Очистите себя, освободите себя от болезни мирского опыта, и пытайтесь войти в царство божественности.

329 Если вы окажетесь в духовном мире

Существует измерение, в котором вам не нужно заботиться о себе. Там не нужно пытаться обрести что-то, чтобы чувствовать себя комфортно. Все автоматически и совершенным образом служит вашему истинному благу. Вам нет необходимости рассчитывать, что хорошо, а что плохо для вас. Атмосфера будет делать это за вас; будет делать все, что необходимо для вас, и это будет нечто совершенное.

304 Что такое духовная жизнь?

Cвобода души – превыше всего, ибо она – бесценный дар Господа. Духовная жизнь – это, прежде всего, внутренний рост души, и каждый человек должен пройти его сам, на опыте своей неповторимой духовной жизни. Одна из важнейших заповедей, провозглашенных Шри Чайтаньей, – «сострадание ко всякой душе, воспевание Святого Имени и служение святым вайшнавам»

303 Назад к Богу, домой

Нет ничего более важного. Совет, общий для всех, таков: «Оставь все обязательства и обратись к одному-единственному долгу – возвращению домой. Там все исполнено гармонии и совершенства, там каждый будет заботиться о твоем истинном благе. Ты должен отправиться туда: назад к Богу, домой».
из лекции: Ключ ко всему

302 О человеке судят по его идеалу

О человеке судят по его идеалу. Величие личности не во внешних достоинствах, но во внутренних ценностях. Человек устремлен в будущее, и он велик, если стремится к великой цели. Рано или поздно он достигнет ее, не сегодня, так завтра. Идеал важнее всего. Достичь возвышенной цели – не простая задача. Идеалы не купишь дешево, как ширпотреб на рынке. Это величайшая драгоценность, и заплатить нужно невообразимую цену. Необходимо терпение. «Я не променяю свой идеал на что-то дешевое».
из лекции: Земля Красоты

301 Духовный мир - земля Красоты

Земля красоты. «Где каждое слово – песнь, каждый шаг – танец и флейта – самая дорогая спутница…» («Шри Брахма-самхита», 5.56) Каждое слово в духовном мире – песнь, а не материальный звук. Он приходит из иной обители, где все пленяет сердце красотой и очарованием. Это мир, где благонравие предстает в наибольшей степени сладостным и гармоничным, где каждое слово – песнь (катха̄ га̄нам), каждое движение своим изяществом напоминает танец (на̄т̣йам̇ гаманам апи). Так описывается этот мир. Все в нем исполнено самой утонченной красоты. Это земля прекрасного. Все несет на себе отпечаток красоты божественной, неземной. Первопричина всего чарует, влечет сердце и душу, властно притягивает к Себе.

из лекции: Земля Красоты

300 Вера - прибор видения духовного мира

Без электромагнитных волн мы не сможем установить связь с Луной и другими планетами. Наши руки, глаза и другие органы восприятия не могут связаться с ними. Вера, подобная тонкой силе электричества, связывает нас с далекой реальностью. Иные методы здесь бесполезны.

Вера – реальная сила, она не плод воображения или абстрактная игра ума. Ум – порождение материи, низшего бытия, и не может породить веры. Она же иной, нематериальной природы. Источник веры – высшая реальность, реальность души.

Без помощи специальных приборов мы не способны видеть даже то, что происходит в нашем собственном теле. Вера, шраддха, – такой прибор, благодаря которому душа может обратиться к высшему миру и узреть его. Наши материальные способности и технические устройства здесь бессильны.

299 Кого ищет наше сердце?

Наше сердце ищет удовлетворенности и счастья, а Он – средоточие всех рас, всех духовных чувств. Все расы пребывают в Кришне, поэтому каждый обретет свое настоящее место только в Нем, и нигде больше. Он – Кришна, акхила-раса̄мр̣та-мӯртих̣. Он олицетворяет Собою все, чего жаждет наше сердце, поэтому только Он вправе сказать: «Оставь все, приди ко Мне, и тебе не придется об этом жалеть. Ты обретешь высшее счастье».

298 Высшее совершенство жизни

Стремитесь к всеобщему благу. Где бы вы ни были, какое бы положение ни занимали, возьмите курс к осознанию Кришны – это высшее совершенство жизни. Стоит только обратиться к Нему лицом и сделать шаг – и Сладчайший Абсолют примет вас.

297 Суть учения о высшей реальности

Милость выше справедливости. Нежность, любовь, красота, очарование, гармония превыше всего – в этом суть учения о высшей реальности, которое известно как Кришна-концепция.

296 Как обрести связь с Высшим Началом?

В настоящее время наши суждения о собственной жизни неверны и малоосмысленны. Мы используем свой ум, разум и различные энергии для эксплуатации окружающего. Но если мы примем путь служения, наша жизнь очистится. Все наше бытие станет духовным и наше истинное «я» засияет во всей своей первозданной славе. Тогда мы обнаружим, что нам посчастливилось обрести связь с Высшей Душой, высшим знанием. Мы придем к истинному знанию – чистому, исходящему из самого сердца.
из лекции: Труд любви

295 Момент просветления

Незаметно и бесцельно летят годы человека, опьяненного мирскими радостями. Хорошо, если хотя бы на миг он осознает, что попусту тратит драгоценное время. Тогда он сможет стать серьезным, трезво взглянуть на окружающее и обрести вечное благо.

294 Милость прекраснее справедливости!

Милость прекраснее справедливости. Мы далеки от порицания духа справедливости, но в то же время утверждаем, что милость превосходит ее. Однако тот, кто оказывает милость, должен обладать силой. Справедливость основана на силе закона. У милосердия тоже должна быть своя сила, и она есть у Господа. Это сила любви и нежности. Кришна – Господь любви. Он может даровать милость через любовь и нежность.

293 Любовь привлекает всех!

Любовь и очарование Господа безграничны. Никто не может устоять перед ними. Никто не может сказать «Я не хочу любви». Любовь привлекает всех. Кто-то может думать: «Я не желаю силы и великолепия», но никто не скажет: «Я не хочу любви»!

292 Служение Высшему одухотворяет!

Использовать для собственного удовольствия вы можете только то, что занимает низшее положение. Стремление к эгоистичному наслаждению неизбежно приводит душу в низшие сферы реальности. Но служение Высшему одухотворяет, взращивает возвышенные чувства и раскрывает душе ее истинное предназначение.

291 Жертвуя, мы обретаем, а вымогая, теряем все.

Дух жертвенности возвышает, а жадность и стяжательство ведут к деградации. Нужно хорошо понимать, где эгоизм и эксплуатация, а где – служение Высшему. Божественное служение бескорыстно, оно живет чистой радостью, бесконечным упоением. Жертвуя, мы обретаем, а вымогая, теряем все.

290 Сколько бы мы ни имели, мы всегда стремимся к большему.

Почему мы лишены счастья? Сколько бы мы ни имели, мы всегда стремимся к большему. Такова наша природа. Чем бы мы ни занимались, куда бы мы ни шли, это стремление сопровождает нас. Разве могут ограниченные материальные объекты и преходящие телесные или интеллектуальные радости утолить наши безграничные устремления? До тех пор, пока мы продолжаем искать счастье в материальном мире, наши усилия и старания обречены на провал. Ничто ограниченное не утолит нашей духовной жажды. Лишь вечная красота и любовь безграничной духовной обители вдохновляют и даруют надежду душе, отчаявшейся обрести свое счастье.

289 Наша душа - дитя духовного мира

Мы пришли сюда, опьяненные духом порабощения, стремясь к жалким наслаждениям объектами мира эксплуатации. Мы пришли колонизировать материальный мир, но потерпели поражение. Мир материалистичных устремлений поглотил и поработил нас, заковав в тонкие и грубые тела. Все эти оболочки должны быть удалены, чтобы проявилась наша внутренняя личность, наше подлинное «я». Под оболочкой грубого ложного эго находится прекрасное эго, душа. И она – дитя той высшей обители.
из лекции: Истинное благо

288 Любые испытания на нашем пути – милость Господа.

Учитесь смиренно принимать все, что бы ни происходило, и более того, учитесь благодарить за все, что служит вашему исправлению. Любые испытания на нашем пути – милость Господа. Мы должны принимать их с радостью. Нужно во всем видеть благо: «Мне это действительно необходимо. Нет ошибок в расчетах Господа. Это испытание дано мне ради моего исправления. Достойно принять его, выдержать и преодолеть – шаг к более глубокому, более зрелому пониманию своего положения в мире преданности. Это испытание пришло от Кришны, чтобы способствовать моему духовному росту».«Шримад-Бхагаватам» советует нам встречать все враждебные обстоятельства с оптимизмом. Тогда очень легко и быстро мы разрушим стены ложного понимания, майю, и станем свободны, более того – начнем жить в сознании Кришны, в вере и самопредании.
из лекции: Истинное благо

287 Наше ложное эго - препятствие на духовном пути

Эго предъявляет свои права окружающей реальности. Такова истинная причина всех духовных трудностей. Вовне нет никаких препятствий и несовершенств, и лишь наше эго – внутреннее неверие, стремление к удовлетворению собственных желаний – создает проблемы. Нужно уничтожить ложное эго, и мы ощутим нектар, который перенесет нас в высший мир – мир, где нет места скорби. Нас мягко и нежно ведут: наступит день, когда душа увидит, что она живет и действует в том мире. А кажущиеся благоприятными обстоятельства покинут нас.
из лекции: Истинное благо

286 Осознавать себя телом - это уровень животного

«Вы не ограничены плотью и кровью, вы – частица сознания, и для вас не существует смерти. Вы не принадлежите этому миру, где все обречено на погибель. Вам навязывают ложные представления: «Вы должны рождаться, становиться немощными, страдать от болезней, умирать», – но все это лишь игра ума, ложные обозначения. Это уровень животного: осознание себя биологическим организмом, телом. Но ваша природа иная. Вы – частица сознания, дух, душа»
из лекции: Истинное благо

285 Материя не удовлетворит сердце

Каменные стены и электричество не принесут счастья. Твоя природа выше материи. Подлинное счастье принесет тебе только то, что обладает высшей, духовной природой. Материя не удовлетворит сердце. Твоя жажда будет утолена только в высшей сфере бытия. Так не сходи же с ума, пытаясь искать счастье в бренном мире. Обрати свой взор к высшей обители и прими помощь друзей, стремящихся отвести тебя туда. Внять этому призыву значит обрести истинное богатство жизни.
из лекции: В поиске решения

284 Подлинное счастье не зависит от внешних обстоятельств

Ученые и исследователи беспощадно эксплуатируют природу, изобретают все новые и новые блага, мимолетные и преходящие, надеясь сделать людей счастливыми, но все их усилия тщетны. Они придумывают множество способов, чтобы облегчить материальное существование человека, но в этом нет ничего подлинного. Загляни в себя. Тебе нужен дом. Вместо того, чтобы искать его, ты скитаешься по чужбине и напрасно ищешь счастья. Истинное счастье нельзя разменять, оно никак не связано с физическими удовольствиями. Подлинное счастье не зависит от внешних обстоятельств.
из лекции: В поиске решения

283 Духовный мир - мир счастья

Земля Вриндавана – самая счастливая земля, не знающая границ. Она включает в себя все. Материальный мир – лишь ничтожная часть безграничного мира, безбрежного океана красоты. Это не внушение и не сентиментальность. Это столь же реально, как реально наше стремление к счастью. Материалисты полагают, что деньги и женщины принесут им подлинное счастье, но лишь испытывают разочарование. Мирское счастье иллюзорно. Так или иначе, эти люди всю жизнь обманывают самих себя.
из лекции: В поиске решения

282 Не сознание в мире, а мир в сознании

Мы должны искать Владыку мира сознания. Все пребывает в сознании. Ощущения и восприятия внешнего мира существуют лишь в сознании. «Вещь» для нас – это то, что может быть воспринято с помощью зрения, осязания и других чувств. Все, что мы переживаем в этом мире, укоренено в сознании. В этом бренном мире у нас не должно быть иного занятия, кроме поиска высшей причины сознания. Существуют различные уровни бытия. Высший уровень духовного блаженства, бескорыстного служения и любви – обитель любви и красоты. Мы должны вернуться туда, к Богу, домой.
из лекции: В поиске решения

281 Абсолютная Истина существует!

Абсолютная Истина существует. Стремление к познанию ведет к Тому, Кто обладает совершенной природой, природой полного целого, а не части. Это приведет нас к пониманию общей идеи, которая порождает все остальные, идеи абсолютной, которая объединяет все сущее, правит и господствует надо всем. Один пребывает во всем, являясь Владыкой всего, и если мне удастся познать Его Одного, я познаю все.
из лекции: В поиске решения

280 Хлам на духовном пути

Когда человек проходит через духовное преображение, он пересматривает все ценности, которые тщательно накапливал жизнь за жизнью. От многого, что ему представлялось необходимым, он избавляется как от ненужного хлама. То, что раньше казалось опорой, на что он привык рассчитывать, как на верных друзей, готовых помочь в трудную минуту, вдруг вероломно предает его. Почва уходит из-под ног. На духовном пути необходимо без сожалений расставаться с прошлыми привязанностями.
из лекции: В поиске решения

279 Сила Истины

Наше сердце переполнено ложными привязанностями. Нас посещают самые разные идеи, желания порабощают нас: «Мне нравится это, то, другое». Однако если истинное, духовное знание освещает наше сердце, оно в один миг избавит нас от страданий, страха и невежества.
из лекции: В поиске решения

278 Разумный вывод в поисках смысла жизни

Если вы ищите цель жизни и смысл своего бытия, то в какой-то момент вы обязательно придете к выводу, что они неразрывно связаны с такими духовными ценностями как понимание своей истинной природы, обретение бессмертия, преодоление невежества и поиски подлинного счастья.
из лекции: В поиске решения

172 Любовь и разлука

Без разлуки общение не может быть всезахватывающим. Боль разлуки способна войти в самые глубины сердца, на что не способно веселье или радость. Предчувствие разлуки усиливает наслаждение встречей. Чем сильнее наша жажда, тем значительней наше удовлетворение. Это особенно справедливо в отношении любовных дел. То, в чём нет необходимости, нужды, – не представляет особой ценности. Этот принцип можно обнаружить везде. Стакан воды не редкость, однако, в зависимости от потребности его ценность может расти. Поэтому самое важное – степень нужды. Разлука значит нужда. Нужда не зависящая от удовлетворения – это разлука, голод.

170 Природа Кришны

Красота, Сладость, Шарм, Очарование, Всечарующий, Пленительный, Пленительный в высшей степени, Пленительный до такой степени, что мы ошеломлены, мы испытываем состояние столбняка. Центр Очарования, Влечения, Привлекательности. Он чарует всё и вся. И Он творит космос из хаоса. Такое начало, Очарование, Красота. Сама жизнь космоса - это Он. «Криш» - означает, привлекать, а «на» - означает, дарить счастье, радость, удовлетворенность. Абсолютный Центр, это Кришна и его параферналии.
Теги: Кришна

169 Найди себя

Упанишады говорят: «Где бы ты ни был, кем бы ты ни был, пытайся искать себя, свою атму, то чем ты являешься и каждое движение, каждая капля энергии, твоей энергии должна быть использована для познания атмы. Это твоя необходимость, твоя потребность. Оставь всё, все другие усилия, попытки, виды поиска и ищи атму, пытайся понять, кто ты, что ты. Узнай, кто ты, какова природа твоей атмы, тебя, души».

168 Кто ты такой?

Гегель, сказал: «Реальность для Себя и Сама по Себе». Он - Единственный Наслаждающийся. У тебя нет права делать Ему замечания, кто ты такой? До тех пор ты думаешь, имеешь право, что ты в состоянии создавать оппозицию Ему, то ты нигде, ты в майе. Он один знает, какова цель и предназначение любой реалии в бытии. Только Он знает и Он - сварат, Он абсолютен. Мы должны признать это, тогда мы сумеем жить гармонично. А до тех пор, пока мы думаем, что мы способны бороться за свои права, то мы нигде, мы в джунглях. В цивилизации джунглей. Все для Него, тогда Он может быть Абсолютом. И мы также для Него, но не Он для нас.

167 Прекрасная природа души

Ваше собственное «Я» в высшей степени чудесное, не говоря уже о параматме, Нараяне, Кришне. Ваша собственная душа, персонификация, ваша подлинная личность столь чудесна, столь изумительна. Когда вы постигнете, соприкоснетесь со своей душей, то вы будете поражены, какого рода удивительным бытием она наделена, диаметрально противоположно этим материальным реалиям в ментальной сфере.

164 Человек является архитектором своей судьбы

Невежество не является извинением, не служит оправданием. Это ни что-то случайное, невежество. Оно заслужено. Человек является архитектором своей судьбы. Это его прошлые действия, его карма. Не следует никого винить. Окружение, в котором я нахожусь, заслужено мной, заработано мной. Бхагаватам учит нас следующей истине: «Не нужно жаловаться на окружающий мир. Он заслужен. Но используя этот окружающий мир наилучшим образом, оптимальным образом, пытайся увидеть милость Абсолюта».

166 Гоподь не мстителен

Если ты страдаешь от последствий своих прошлых, дурных поступков, старайся увидеть милость Господа за этими страданиями. И очень быстро, очень скоро страдания уйдут. Наступит спасение, избавление от всех трудностей, всех бед, избавление от неблагоприятных обстоятельств. Это ключ к успеху, к жизни. Ты должен понять, что Господь не мстителен, Он не хочет наказать тебя. Наказания присутствуют, но они приходят из любящей руки только для того, чтобы научить тебя, исправить тебя, улучшить тебя, помочь тебе, не для того, чтобы наказать тебя. Мы должны рассматривать вещи в таком свете.

165 Каким должно быть наше отношение к проблемам?

Аномалия, с которой я сталкиваюсь, это продукт моих собственных действий. Некого винить. Заслужено мною, я должен винить сам себя, никого другого. И больше того, всегда за всем стоит, присутствует милость Господа, призванная помочь мне в обличии опасности или неблагоприятных обстоятельств, реалий. Я рассматриваю нынешний опыт, как неблагоприятный, но он также необходим для моего исправления. Чтобы вылечить мое безумие требуется лекарство. И это лекарство дает мне Господь. Его дружелюбная, дружественная рука протянута ко мне, Его сочувствие обращено ко мне. Таким должно быть наше отношение и это отношение является ключом к решению нашей проблемы.

163 Служение Центру - это гармония

Если мы кладем, помещаем пищу в желудок, то вся система получает удовлетворение, но если класть пищу в глаз или в руку, то это аномалия, беспокойство, болезнь. Если помещать пищу в желудок, то Целое удовлетворяется. Это нормально, это здоровое явление. Помещать, вкладывать нашу энергию в служение - это значит, помещать энергию в должное место. И все, все остальное, эта энергия будет распределена должным образом. И если я удовлетворяю Его, то удовлетворены все. Если я служу Ему, то всем я служу автоматически и более эффективным образом. Если я поливаю водой корень дерева, то все ветки, листья, все части дерева получают питание, энергию.
из лекции: Онтология любви

153 Ключ к счастливой жизни

У нас нет независимости. Мы не должны думать, что нам принадлежит что-то. И в то же время мы не должны думать, что мы принадлежим себе. И думать что по своей прихоти, согласно своим капризам мы можем взаимодействовать с окружающим миром. Нет, мы связаны долгом, обязанностью. Вести себя с окружающим миром определенным образом - почтительно, в духе служения. Тогда, если мы делаем так, мы нормальные. В противном случае - мы сумасшедшие. У нас нет права наслаждаться, нет права отрекаться. Но у нас есть только одна перспектива - служить. И мы должны смело с открытом забралом встречать эту Реальность. Бог не жесток, Бог не суров. Если мы поймем смысл, цель, стоящую за этим, тогда мы постепенно обнаружим, что это единственный ключ к счастливой жизни.

154 Все находится в сознании Бога

Все находится в сознании Бога. Не может быть чего-то, чего не знает Бог. Богу известно всё. Благодаря Ему, всё, все реалии в бытии проявлены: прошлое, настоящее и будущее этих реалий. Ничто не находится за пределами Его знания. Даже каждая точка ископаемого, атома ископаемого находится в зоне Его внимания. Ничто не находится вне Него.

155 Только малое начало может пленить великое начало

Только малое начало может пленить великое начало. Не силой, но любовью. И влечением. То, чего невозможно достичь с помощью могущества, силы, можно достичь посредством нежности, любви, служения и смирения. Если мы хотим общаться с Высшим Началом, мы должны быть смиренными. Наше обращение должно быть такой природы, чтобы привлечь Его, дабы привлечь Его. И это называется преданность. Шаранагати. Самопредание.

Началом всего и вся является самопредание. Самопредание, преданность, беспричинное отдание, вручение себя, безо всякой молитвы, никаких условий. Безусловное самопредание – оно может тронуть сердце Высочайшей, Величайшей силы, Могущественного. Самое тонкое начало – самопредание. И это явление называется преданность, любовь, жертвенность.

156 Вера - фундамент преданности

Подобно тому, как мы поливаем водой корень дерева, и все дерево получает поддержку. Или мы помещаем пищу в желудок и все тело получает питание. Если мы совершаем служение Ему, то мы служим целому. Если у нас есть подобная вера, убежденность, такое явление именуется шрадхой, верой. Вера – это предварительное условие, фундамент, благодаря которой наши стремления преданности могут быть исполнены. Не знание. Речь не идет о знании, почерпнутом из опыта. Это нечто. Зная центр мы можем знать всё. Обретая центр, мы можем обрести всё. Это возможно.

157 Субстанция – это чистое сознание

Субстанция – это не ископаемое. Субстанция – это чистое сознание. И более того, истинная субстанция – это экстаз, радость, счастье. И Он есть сама эта радость во плоти. Океан радости. Океан экстаза. Это целостное, полное, завершенное явление. Концепция переживания, чувства, экстаза, счастья. Счастье является наиболее глубокой внутренней концепцией Истины. Каждый жаждет счастья. Там, где присутствует какая-либо концепция чувства, там есть единственное стремление – быть счастливым. Счастье находится в центре всего. Искаженное представление о счастье мы встречаем здесь, в этом измерении бытия. Здесь счастье - источник боли.

158 Бог Любви и Красоты зовет нас

Концепция Бога-личности – это высший идеал. Высочайшая степень личностного проявления – это владыка Любви и Красоты. Бог Любви и Красоты. Привлекательный для каждого сердца, зовущий каждое сердце. И Он зовет нас. Иди ко мне. Иди ко мне. Но мы сбиты с толку. Пребываем в заблуждении. И блуждаем, блуждаем, бесконечно повсюду здесь и там в поисках счастья. Но зов Кришны - Центра Счастья, Владыки Любви, Господа Красоты, вселенский зов звучит, приходит от Него. И это наиболее сокровенное чаяние нашего сердца. Никто не может отрицать, что он хочет быть счастливым. Каждая душа хочет быть счастливой.

149 Если безграничное хочет открыть себя ограниченному существу, тогда познание возможно

Ограниченное начало и существо не может познать безграничное. Но если безграничное хочет открыть себя, дать себя познать ограниченному существу, тогда познание возможно. Он находится за пределами юрисдикции наших чувств, нашей мысли. Лимита нашей мысли, мыслительных способностей. Наша мысль не может подняться столь высоко и столь далеко, на столь тонкий уровень достичь столь тонкого уровня. Но это самое тонкое явление в бытии может спуститься в область нашего опыта. Связь возможна только благодаря преданности, жертвенности, самоотданию. Бхакти, преданности. Благодаря этому мы можем привлечь Его спуститься на наш уровень. И это возможно – Его нисхождение в наше измерение. Мы не можем самостоятельно увидеть Его царство, Его сферу. Но Он может спуститься. Милостиво. Чтобы удовлетворить все мои потребности, Он может прийти. И только благодаря жертвенности, преданности, мы можем достичь такого состояния, где Он может прийти и принять меня.

148 Природа измерения души

Без помощи этих глаз мы можем видеть во сне. Мы можем слышать во сне. Мы можем ходить во сне, но это в действительности не есть ходьба или зрение, или слышание, слух, как мы делаем это физически. Это нечто тонкое. Также в измерении души возможно видеть, возможно чувствовать, все возможно. И это нечто более реальное, чем наш опыт этого мира здесь. Поскольку концепция души очень чиста. Здесь эта концепция очень туманна, смутна. Но там она очень чиста, ясна. Если мы сравниваем наш опыт сна с опытом бодрствования и продолжаем эту линию мысли, мы сможем почувствовать, что чистая душа, в чистой душе так же присутствует подобная концепция. Зрение, слух, все проявления чувств возможны. Но! В ином измерении это возможно. И это ни есть нечто… нечто воображаемое. Это нечто более реальное, чем наш опыт этого, так называемого, конкретного мира. Скорее опыт конкретного мира, смутный и туманный. Размытый. Но измерение души – это чистый, ясный, конкретный опыт. Более реальный. Более субстанциональный. Сущностный.

147 У любой реалии есть форма и Господь не исключение

У любой реалии есть форма. У атома так же есть форма. Атомы, молекулы, составляющие атома – все они обладают формой. Если что-либо проанализировать, многочисленные частицы, образующие бытие, они все ограничены. Ограничение может быть разным. Звук может обладать формой. Различные типы звука. Звук может обладать формой. Ограничение. Звуковая форма. Форма, о которой идет речь, форма Бога не может быть постигнута нашими бренными чувствами. Такова идея вайшнавской философии. Того, чего нет в первопричине, этого не может быть в следствии. Если в следствии, то есть, в этом мире есть форма, тогда форма должна присутствовать в первопричине, в первоисточнике. Эту форму можно видеть, но не этими плоскими очами. Это трансцендентная форма.

146 У жизни есть благая цель

Жизнь — это не пустышка. У жизни есть благая цель. Мы частицы целого, святого мира. Мы должны выполнять свой долг. У нас нет права отказываться, отворачиваться от окружающего мира. Мы должны вносить свой вклад. А иначе мы предатели. Мы самоубийцы.

Мы можем быть реализованы во взаимоотношениях с целым. У нас нет права, нет права отказываться от этой системы. Мы - часть этой системы, целого. Мы должны выполнять свой долг. Тогда целое получит благо. Мы не можем совершить самоубийство. Такая тенденция должна быть наказана. Природа не позволяет этого совершать.

145 Для пессимиста нет места в этом мире

Те, кто стремятся к отречению — преступники, поскольку они не способны признать, что у каждого атома есть хорошее положение в рамках системы органического целого. Он отказывается это признать. Поэтому он грешник. Он не понимает, что окружающий мир предназначен для блага и не является злом. Этот человек ненавидит всё. Он считает, что нет ничего хорошего, с чем я могу общаться. Всё плохо. А он хороший, поэтому он хочет жить один. И это величайшее оскорбление. В высшей степени пессимистичная точка зрения.

А последствие пессимизма есть падение. Пессимизм наказывается. Для пессимиста нет места в этом мире. Ты не способен видеть, что есть что-то хорошее? Ты считаешь себя лучшим? Ты считаешь, что ты безупречен? Если ты будешь жить в обществе других, ты утратишь свою безупречность? На самом деле, ты плох, а все остальное хорошо.

144 Великая революция в сознании

Когда я был студентом четвертого курса, один мальчик, мой сокурсник, рассказывая о своем отце, сказал: «Этот джентльмен». Так он выразился, говоря о своем отце. Я сначала был смущен. Как так! Как ты можешь называть отца «этот джентльмен». Это не самое удачное выражение – он твой отец! А ты говоришь: «Джентльмен такой-то и такой-то».

Он сказал мне: «Да, конечно, я не должен был так выражаться, но в действительности так оно и есть. В этой жизни я родился у него в качестве его сына. А в следующей жизни куда я отправлюсь — я не знаю. А так же в прошлой жизни где я был, я... мне это неизвестно. Какое-то время, до поры до времени я остаюсь его сыном, а он моим отцом, но не более того. Это отношение временно».

Так он сказал мне. Он не развивал эту тему. Но это замечание, этого краткого замечания было достаточно, чтобы изменить все мое мировоззрение. Я подумал: да, это правда. Куда я отправляюсь, что со мной будет, какая судьба меня ждет — мне неизвестно. Сейчас меня связывают те или иные отношения с людьми, но все это временно. Мое будущее туманно.

143 Как научиться слышать Параматму?

Параматма — внутренний голос. Параматма находится рядом с атмой. В параматме присутствует Господь. Когда присутствует ясная интроспекция, когда человек слышит ясно, отчетливо голос своей совести и так же испытывает божественное вдохновение — это Параматма. Это Параматма.

Когда наши чувства свободны от диктата внешних объектов, тогда мы можем слышать более отчетливо этот внутренний голос. Этот голос просит меня делать так-то и не делать того-то. Внутренний совет. Мы становимся способны слышать.

Не каждый человек способен слышать голос рассудка. Кто-то является слугой своих прихотей, капризов. Но разумный человек полагается на голос разума, прислушивается к нему. Точно так же, аналогичным образом, человек высокой реализации способен чувствовать вдохновение высшего начала в себе, внутри.

142 Попытка удовлетворить массы имеет демонический характер

Мы должны искать руководства Абсолютной Истины, Абсолюта, а не пытаться удовлетворить массы, народ. Попытка удовлетворить массы имеет демонический характер. Но попытка удовлетворить высшую силу, абсолютную силу — это нечто Божественное. Даива-шакти, даива-шакти. Даива-сампат и асура-сампат. Два класса: покорность абсолютной силе и преклонение перед массой, основываясь на мнении столь многих невежественных индивидуумов.

В Германии один джентльмен сказал: «Массы невежественны. Монархия — безумие. А диктаторство, диктатура — это нечто». Такое мнение. Массы невежественны. По мере уменьшения количества побочных оттенков значения, увеличивается или усиливается точный смысл, точное значение, предметная отнесенность. Вместо того, чтобы попытаться удовлетворить многих, мы стремимся удовлетворить Одного. Поэтому сарва-дхарман паритйаджйа. Абсолютная Истина — мы хотим удовлетворить Её. Её положение более высокое. А поиск удовлетворения большинства, невежественного большинства — это не то, о чем идет речь.

из лекции: Благая вера

141 Любовь контролирует всё

Бхакти может сделать возможным то, что невозможно. А именно — подчинить высшее начало низшему. Посредством любви и нежности. Это подлинная преданность. Подлинная преданность — это такое положение вещей, оно наделено такими характеристиками: высочайший контролируется малейшим. Скажем, генерал. Он победил страну, захватил страну, и он возвращается домой. И его ребенок способен схватить его за палец и вести его, своего могущественного отца туда, куда ему вздумается. Этот могущественный человек, генерал, покоряется любви своего ребенка. Почему? Благодаря любви и нежности. Нежность, любовь, или любовь, или вера — это нечто столь изумительное. Они способны контролировать могущественного. Нечто настолько изумительное. Это нечто немыслимое, это невозможно представить. Подобное положение вещей. Но такова истинная природа веры, любви и нежности к Господу.
из лекции: Благая вера

140 Узы любви

Однажды Сарасвати Тхакур привел один прекрасный пример. Он сказал: «Бедная девушка, девушка из бедной семьи, у нее нет ничего. Но если она выходит замуж за принца... Принца, у которого есть всяческое богатство, то благодаря узам любви и нежности она получает права на все богатство, которым распоряжается принц». Нечто в этом роде.

Кришна обладает всем. Он контролирует всё. У нас нет ничего. Но если мы сумеем установить связь с Кришной посредством нежности... связи любви, мы сумеем установить связь с Ним, тогда мы сможем обрести все через Него. Такова идея. Обрести целое. Обретая Одного, обрести целое. Мы захватываем крепость и, тем самым, захватываем страну. Мы можем контролировать всё, что принадлежит Ему. Как человек способен контролировать? Бхакти — это нечто настолько изумительное. Шраддха (вера) и бхакти (преданность). Малое начало может контролировать великое, огромное начало. Атом способен контролировать Центр. Такова специфическая характеристика этого явления. Шаранагати (самопредание). Самопредание — это самое великое чудо в мире.

из лекции: Благая вера

139 Фундаментальный принцип веры

Фундаментальный принцип веры таков: если я выполняю свой долг по отношению к Центру, то тем самым я выполняю все виды долга. Такова вера. Вера покрывает целое посредством принятия Одного. Принимая часть, я, тем самым, охватываю целое. Такова специфическая характеристика этого явления. Если я люблю Одного, то я люблю всех. Если я знаю Одного, то я знаю всех. Если кто-то обладает такого рода концепцией, то это семя веры. И он обращается в измерение веры. Когда я приближаюсь к Центру, то я приближаюсь ко всему. Когда мы поливаем водой корень, то получает поддержку все дерево. Если мы помещаем пищу в желудок, то энергию получает все тело. Нечто в этом роде. Такого рода убежденность. Убежденность, вера. Об этом идет речь. Шраддха. Вера. Наш подход, наши обращения совершаются в таком духе. в противном случае как я, будучи частью, могу обратиться к Целому. Мы испытываем внутреннюю потребность заключить в свои объятия Целое, но как это возможно? Это возможно только благодаря любви.
из лекции: Благая вера

138 Ущербность йоги

Йога может помочь нам контролировать наши ментальные, физические проявления или ненормальные проявления, но это временное достижение, невечное, непостоянное. На какое-то время. Кама, кродха, лобха — все это может быть подчинено контролю до поры до времени. Но если мы можем занять себя, сумеем занять себя служением Кришне, тогда все эти ненормальности, извращенные тенденции уйдут естественным образом, автоматически. Когда мы обретем сладостный вкус к служению Ему и пребыванию в обществе Его преданных, они уйдут. И это вечное достижение. Вечное достижение. в противном случае, если у нас нет этого вкуса, они вернутся. Вкус к вожделению, вкус к гневу и так далее - все это исчезнет. Навсегда. Если мы обретем вкус к служению Господу.
из лекции: Благая вера

131 Часть Безграничного так же безгранична

Высшая форма жертвенности, преданности как она может быть достигнута? Махапрабху и вайшнавы, гуру приходят к нам, на эту сторону и объясняют нам, показывают нам эти очень тонкие моменты. И со всем вниманием, с полнотой внимания нам следует постараться продвинуться в сторону, в направлении, которое они нам указывают. Одна капля, одной капли достаточно, одной капли этого явления достаточно. Обретя каплю, ты поймешь, что это безгранично. Часть Безграничного так же безгранична. Такова природа Безграничного. Никакое количество ограниченных реалий не может породить Безграничное. Но безграничное это изначально. Каждая часть Безграничного так же безгранична. Как много мы можем получить? Насколько велика наша жажда? Океан присутствует перед нами. Насколько велика жажда этого крошечного тела?

130 Путь к Богу

Обрести высочайшую форму веры в начале, это редкая удача, редкое явление. Поэтому говорится: «Ачарйам мам виджанийан. Я прихожу, чтобы вытащить тебя. Попытайся увидеть это тончашее начало в личности, в гуру. Это тебе поможет. Я присутствую в личности гуру, Я стою за этим. Я пытаюсь встретить тебя и вытащить тебя, спасти тебя. Такое сознание поможет тебе на пути.»

129 Истина познается только откровением

Махапрабху говорит: «Изучай Шримад Бхагаватам под руководством вайшнава. Пытайся обрести правильный угол зрения, точку зрения».Тебе необходим ачарья, если ты хочешь изучать богооткровенные писания. Ты не можешь их изучать самостоятельно, независимо. Эмпирическим образом мы не сумеем понять, только нисходящий метод возможен - откровения. Это знание может прийти к нам таким образом, и оно не зависит от нашей эрудиции, учености. Неграмотный человек может понять больше, а человек образованный не сможет понять духовные истины.

128 Природа чистого сознания

Мы должны вернуться домой. Иначе говоря, джива - душа, должна вернуться домой в измерение Вайкунтхи или Голоки, в сладостный дом. Сейчас все эти вещи кажутся для нас сказкой, мифом, но глубокий ответ мы получаем изнутри нашего существа, и тогда мы отвергаем мнимые кажущиеся удовольствия и пытаемся достичь этой святой формы жизни. Отвергая все предложения комфорта, которые приходят на поверхности. Мы отвергаем их. Они утрачивают для нас очарование, и мы пытаемся погрузиться глубоко, чтобы достичь дома. Пытаемся достичь естественной жизни внутри, которая вечна, которая обладает природой чистого сознания. И анандам полна Любви и Красоты, экстатична.
из лекции: Природа души

127 Этот мир - мир боли

Если мы хотим выбраться из этого опасного положения, когда нас пожирает всеобщее, тотальное уничтожение, мы должны найти самих себя. То я, которое находится в глубочайшем измерении, которое является вечным фактором, которое имеет вечную природу. Это главное. И эта жизнь сладостна, жизнь в этом глубочайшем измерении. Она реальна и она сладостна. А это все реакционно, полно горечи, приводит к реакциям, последствиям. Полно горечи и болезненно. Реакционное - означает, болезненно. Является источником боли эта жизнь. И чего вы хотите? Наслаждаться этим временным, реакционным удовольствием или вы хотите глубоко погрузиться и найти свое внутреннее, скрытое глубоко «я»? То «я», которое является членом мира вышеописанной природы, мира вечности. И это глубочайшее измерение, ниргуна. Измерение Сознания Кришны является глубочайшем измерением бытия.
из лекции: Природа души

126 Наслаждение приводит к деградации

Служение может привести нас в высшее Царство, а наслаждение может способствовать нашей деградации, нашему погружению в тот мир, где мы можем наслаждаться реалиями низшего измерения. Наслаждение приводит к нашей деградации, а служение,преданность, жертвенность - возвышают нас. И мы обладаем приспособляемостью к обоим измерениям жизни, татастха джива.
из лекции: Природа души

125 Обитатели высшего мира

Те, кто живут в том измерении, в том идеальном мире, они обладают… Это люди с таким замечательным темпераментом, они не жалуются ни на кого, ни на кого не жалуются. Они видят, они рассматривают окружение в самом идеальном свете. И они бдительны, осторожны в отношении того, чтобы не создавать какое-либо беспокойство. Это чистая сфера, чистое царство. И я не должен создавать, вносить тьму. Они очень бдительны, очень осторожны в этом отношении. Абсолютная чистота. Такого рода темперамент позволяет войти в то измерение, в то царство, в то царство, где все хорошо.
из лекции: Высшее благо

124 Достичь высшего измерения

Если мы хотим достичь высшего измерения, тогда мы должны изменить себя, занять правильную позицию, мы должны культивировать следующую мысль, что «все это благо, все это исполнено блаженства». А где я? То место, где я нахожусь сейчас? Мое нынешнее положение очень низменно. Такого рода отношение принесет нам успех очень быстро. Отсутствие жалоб в чей-либо адрес, отсутствие жалоб в адрес своей прошлой жизни. С чистым и открытым сердцем мы будем стремиться к этому идеалу. И тогда очень скоро мы достигнем этого идеала
из лекции: Высшее благо

123 Нет риска - нет выигрыша

Выражение «Нет риска - нет выигрыша» относится к этому измерению жизни - измерению, где мы находимся сейчас. Бхагавад Гита рекомендует нам: «Не стремись, не будь привязан ни к выигрышу, ни к потере, поскольку в этом измерении бытия все ложно, как выигрыш - приобретение так и потеря. И затем произойдет твое внутреннее пробуждение в подлинном месте, где есть риск, есть выигрыш и есть потеря, приобретение и потеря. Потеря - это оскорбление, служение - это приобретение, выигрыш». В этом измерении бытия приобретения и потери ложны, но в Высшем измерении бытия присутствуют и потеря, и выигрыш, подлинные и реальные. И это садхана.
из лекции: Высшее благо

122 Преданность является причиной преданности

Бхакти является причиной бхакти. Ничто не может увеличить преданность. Только преданность может увеличить преданность. Преданность беспричинна. И субстанцию такого рода, ничто не может породить ее и ничто не может противиться, сопротивляться этому потоку. Ахайтуки-она беспричинна и апратихата-ей невозможно сопротивляться. Такова природа наиболее фундаментального измерения бытия, Любви. Она не заботится ни о чем, влечение, влечение… Это влечение абсолютно, влечение к Красоте абсолютно. Ничто и никто не может сопротивляться этому влечению. Даже власть, могущество отвергается, но Любовь и Красота не могут быть отвергнуты. Это универсальная потребность.

121 Это не подлинный «я»

Ум, тело - это все опасная клетка, полная различных болезней. Это не «я», не подлинный «я», это клетка. Но подлинное «я» внутри, душа, даже не ум. Ум так же заимствован из этого ложного мира, продукт этого ложного мира. Материал, из которого сконструирован ум так же заимствован из этого смертного мира.

120 Этот мир не надежен

Этот мир он не надежен, мы занимаем здесь очень опасное положение. Мы не можем, у нас нет почвы под ногами здесь. Я хочу иметь реальную, настоящую почву под ногами, в противном случае, я не могу… Я не могу успокоить свой ум. Где мне встать, где у меня почва под ногами? Она все время уходит у меня из-под ног, в этом мире. Капля по капле, капля за каплей. Если капля, если вода капает постоянно, то она, эта вода разъедает камень, делает дыру в камне. Это сознание накапливалось, заслуга накапливалась, сукрити, удача. И, в конце концов, мы видим, в конце концов, в результате этого развития, что в этом мире нам негде стоять, не на чем стоять. Я потерян в этом мире, у меня нет твердой почвы под ногами. И возникает искреннее желание, стремление к той земле, на которой я смогу стоять.

119 Достичь позитивного мира

Лишь садху, наделенный Сознанием Кришны - сознанием измерения мира Абсолютной Красоты, способен вылечить нас целиком и полностью, в полной мере. Избавить нас от нашего болезненного состояния, вылечить нас ото всех заболеваний. Но просто вылечиться - этого недостаточно, это не означает обрести хорошее здоровье, подлинное здоровье... В Бхагаватам в начале говорится: «Он лишь освобожден, он еще не достиг высшего положения». Речь идет о достижении позитивной истины. Паспорта недостаточно, необходима виза. Позитивное достижение, вход, вступление на позитивную землю. Речь идет не о том, чтобы выбраться, не просто о том, чтобы выбраться из нынешней земли, покинуть ее, из той земли, где мы живем сейчас.

118 Тьму можно устранить только посредством света

Тьму можно устранить только посредством света. Необходимо должное обращение, чтобы устранить негативное начало, грязь, которая полностью пленила нас, захватила нас, поработила нас. Знание, наука, эмпирическое знание, наука-все эти реалии. Необходимо от них избавиться. Все это мусор. Эго - ребенок этого мусора, эго - порождение этого мусора. Это эго должно быть уничтожено, эго должно быть убито с помощью посредников той земли.

117 Достичь измерения души

Человек не способен достичь Безграничного посредством эмпирического метода познания. Никакое количество ограниченных начал, реалий в совокупности не способно породить Безграничное. Необходимо опустошить, очистить себя от всех заблуждений и обрести веру в душу. Мусор следует убрать и измерение веры проявится и благодаря этой вере можно соединиться, обрести связь с Безграничным, миром Безграничного, а все остальное… Мусор должен быть устранен, удален. Грязь, покрытие, оболочка должно быть очищено, и измерение веры проснется, пробудится. И это, благодаря этой вере можно обрести связь с Безграничным, с миром души.

116 Ищите любовь через любовь

Музыка подразумевает красоту звука. Тот, кто не очарован красотой и звуком, божественным звуком, его сердце каменное, твердое. Ему присущ демонический темперамент, он ненормален. Нормальное сердце должно предаться, отдаться красоте, благу. Благо, красота, гармония — все это один уровень, одно измерение, явления одного порядка. Любовь. Искать любовь через любовь. Любовь. Посредством любви. Ищите любовь через любовь — это главный принцип.

115 Преступник виновен в своем заблуждении

Мы ответственны за все — плохое и хорошее. Мы заслужили, мы заработали. Это истина, я должен осознать этот факт. И когда я осознаю этот факт, тогда день освобождения будет не за горами. Не только это. Его милость, наказание является Его милостью. Каким бы суровым наказание ни было, человек может увидеть, что это милость Господа. И тогда он освободится от всяческого рабства. Такое благородное видение должно быть нам присуще. Отсутствие жалоб в адрес окружающего мира. Мы должны научиться этому. И вся ответственность лежит на нас. Преступник виноват, виновен в своем заблуждении. Таков угол зрения, точка зрения, данная нам Бхагаватам. Ты ответственен, ты заслужил, ты архитектор своей судьбы.

114 Наказание – милость Господа

Наказание, с точки зрения Кришны, не является наказанием. Мы можем вообразить, представить, когда мать бьет своего сына, со стороны это может выглядеть жестокостью, но можно так же подумать, что это необходимо для исправления ребенка. Никто не может обмануть нас, кроме нас самих. Плохой работник жалуется на свои инструменты. Окружение мы заслужили. Мы являемся преступниками, не мусульмане или кто бы то ни было другой.

113 Абсолютный интерес.

Абсолютный интерес. Концепция абсолютного Кришны - самодержца красоты. С этой точки зрения мы должны научиться рассматривать все и вся здесь. Оставляя нашу, оставив нашу так называемую реальную оценку. Так называемую реальную. Она лишена ценности. Говорят, что политики — реалисты. Что это такое? Это абсурд. Все они обманывают. Все, что мы черпаем извне, все это обманчиво. Все это не останется. Временно, приходяще. Будет существовать лишь какое-то время, лишь для определенной группы. Относительно.

112 Умереть, чтобы жить

Обрести правильную точку зрения. Это самое главное, самый важный посыл. Мы должны обрести правильный угол зрения. Новые глаза, дивья-дришти. Не наши оценки, основанные на предрассудках былого опыта, но нам необходимо новое зрение, новое восприятие реальности. Вот что необходимо. И садхана подразумевает это. Мы должны умереть, чтобы жить. Чтобы обрести благую жизнь, мы должны умереть такими, какими мы являемся сейчас. Вся ментальная система должна быть разрушена, уничтожена, поскольку она полна заблуждений и предубежденностей, предрассудков. С эгоистической точки зрения, все оценивается с эгоистической точки зрения...

111 Свобода выбора

Мы сами ответственны за обстоятельства, негативные обстоятельства, в которых оказались. Это наша свобода выбора. Свобода выбора — величайший дар, и свобода выбора — это величайшее проклятие. Если мы злоупотребляем им, то это проклятье. Если используем его должным образом, то это величайшее благо. Великий дар — свобода выбора. Только благодаря свободе выбора мы можем существовать как личности. Точка луча, частица луча подобным образом наделена способностью светить. Подобно этому душа наделена способностью свободно выбирать. Если отнять эту свободу, то душа превращается в материю.

110 Всё дружественно

Свет Солнца, источник всего — Кришна. В связи с Ним все можно видеть должным образом. И можно видеть, что всё дружественно по отношению к нам. И никто не враждебен по отношению к нам. В связи с Ним все дружественно. До тех пор, пока мы находимся во враждебных обстоятельствах, необходимо все равно помнить, по-прежнему помнить, что за всем стоит воля Того, Кто является нашим другом. Нашим хранителем. Всё, в конечном счете, приходит с Его санкции. Поэтому не следует переживать из-за многочисленных бесполезных подозрений и страхов, опасений. Будьте оптимистичны и идите вперед к истине. Как бы вы ни рассматривали свое нынешнее положение, вы должны понимать, что необходим прогресс в направлении истины.

109 Будьте чисты

Будьте чисты и сделайте других чистыми. Чистота означает: оставить эксплуатацию и служить Его святым стопам. Мы можем приблизительно понять эту истину. Давать другим — это высшее явление. А брать у других — это низменно, низко. Удовлетворять других, удовлетворять Господа всего сущего — насколько ценной является эта возможность. Любить и быть любимым. Тот, кто занимает, воистину занимает положение высочайшей любви — служить Ему. Глубоко погрузиться в реальность, очень искреннее, ревностно, горячо. Желая этого. Глубоко. Всеобъемлющим образом. Безраздельно.

108 Ценный шанс человеческой жизни

Мы достигли человеческой формы жизни. Если мы посмотрим на низшие творения, то увидим, насколько мы находимся в безопасности. Мы вынуждены проходить эти формы жизни: растения, насекомых, зверей. Сейчас мы находимся в этой цивилизованной, человеческой форме. По милости некой неведомой силы мы зашли настолько далеко. И здесь, в этой форме, мы можем понять, что благо, а что — его противоположность. И если мы используем этот шанс, мы обретем благое общение, общество и улучшим свое внутреннее состояние. Но в низшем творении, в других формах жизни такой шанс отсутствует. Этот шанс благой, ценный шанс мы получили, чтобы улучшить свое положение. Это возможность улучшить свое положение с помощью общения. Моя ответственность очень велика.

107 Любовь не заботится о будущем

Любовь не заботится о будущем, любовь присутствует в настоящем. Ради любви можно рискнуть всем будущим, о прошлом из любви можно не думать вовсе, но жить и действовать в живом настоящем. Величие, роскошь, великолепие, пышность - все это не слишком подходит для Любви. Простая жизнь, вот высочайшее положение, в котором возможно взаимодействие любви. Роскошь, богатство, пышность беспокоит любовь, создает помеху для любви.

106 Природа физического тела

Наше тело состоит из атомов. «Убей меня!» – это тело всегда призывает смерть. Это тело означает приглашение смерти. Тело столь дорого нам, но наше истинное счастье в том, чтобы освободиться от этого тела и не жить в нем. Оно столь любимо нами в настоящее время, но в связи с ним мы умираем. Я нахожусь в опасности. Это тело всего лишь побочный продукт, внешний продукт. За все, что с нами происходит, ответственно ментальное тело. Посредством ментального тела мы видим во сне.

105 Настоящая смерть

Физическая смерть не есть смерть в подлинном смысле слова. Забвение Кришны – вот истинная смерть. Забвение Господа, утрата памяти о Нем – вот настоящая смерть. Смерть! Смерть в истинном смысле слова такова. Где бы я ни был: я могу быть деревом, или москитом, или мухой, или червем – если я сознаю Кришну, тогда я здоров, тогда со мной все в порядке!

104 Истинное счастье

Внутренняя потребность каждого обращена к расе: сукхам, анандам - счастью, экстазу. И человек может грабить и получать от этого удовольствие, другой получает удовольствие от того, что жертвует, дает. Удовольствие и там, и там, счастье. Но качественное различие присутствует. Посредством преданности, жертвенности мы выживаем, мы получаем максимум анадам. Жертвуя собой, мы обретаем расу более высокого качества - полноту любви. Благодаря жертвенности мы можем найти атмосферу, страну любви.

103 Смертная концепция

Величайшая опасность окружает нас со всех сторон, мы подвергаемся угрозам на каждом шагу, повсюду присутствует смерть. Повсюду присутствует смерть, мы окружены смертной концепцией. Каждую секунду все умирает и изменяется, изменяется и умирает. Мы находимся на земле смерти, и смерть окружает нас со всех сторон, она очень близко. Необходима способность увидеть это, способность понять, что смерть не где-то далеко, но очень близко. Но мы находимся в этой клетке, мы подвергаемся опасности, опасности различных типов. Тем не менее, мы находимся на определенной стадии нашего мышления, мы должны использовать наше нынешнее, настоящее знание наилучшим образом.

102 Кто же арии?

Арии – это последователи ведической культуры. С духовной точки зрения – это арии. «Арья» означает «почитаемый», заслуживающий почтения. Существует традиция: жена обращается к своему мужу, называя его арья-путра. «Арья» означает «великий». Отца мужа зовут дедушка, по-английски «грэндфазе» – великий отец. В этом смысле используется это слово «арья». Арии – те, кто почитаемы, носители высочайшей культуры того времени. В начале творения люди, которые, считается, были носителями, хранителями высочайшей культуры – это арии. И в различных обстоятельствах они шли в разных направлениях.

101 Природа Кришны

Был один атеист, представитель арья-самаджи. Он в Карачи задал мне вопрос. Он сказал: «Если ограниченное начало может познавать безграничное, тогда Он не безграничен». Я ответил в противоположном направлении: «Если безграничное не может открыть себя, дать себя познать ограниченному существу, тогда оно не безгранично». Этот человек пожал мою руку и молча ушел, не сказав ни единого слова, но только «намасте».

100 Помощь душе

Тело – это не самый важный фактор, но ум – гораздо более важный фактор. Вот в каком направлении должна быть обращена помощь: помощь душе, не уму и телу. Душа заключена в клетку. Душа – это подлинное я. Все остальное – тело и ум – это не я, но лишь оболочки, одежды. Одежда может быть изменена, это не имеет большого значения. Плоть и кровь будут подвержены изменениям, это не вопрос. Но отсутствие сознания Бога – вот над чем следует работать, вот, на что следует обратить внимание. Очистить себя и очистить тех, кто заключен в ментальную клетку. Тем, кто находится в ментальных клетках – вот кому следует помогать.

98 Истинное Знание

Знание демонстрирует нам нечто: «Постарайся обрести такое знание, которое показывает, открывает». То есть, означает: «Приди к субъективному аспекту бытия, постарайся найти Того, Кто показывает, Кто демонстрирует это сознание». Речь идет не о том, что нам показывают, демонстрируют, но о том, Кто нам показывает: «Старайся достичь этой субъективной стороны, если это возможно». И там, на этой субъективной стороне бытия мы находим Того, Кто показывает – Тот, Кто порождает весь этот материальный опыт, свет. Вселенский субъект, универсальный субъект помогает своим зависимым субъектам видеть этот мир и переживать этот мир. «Постарайся обрести связь с этим высшим субъектом»

97 Знание - свет

Избегать тьмы и призывать свет! Но свет представляет знание, а знание необходимо использовать таким образом, чтобы отыскать, найти космос. Космос, который очень прекрасен и вечно юн - Кишор. Кишор, вечно юный Шьяма, Шьямасундарам, Сатьям, Шивам, Сундарам. Мангалам Кальяна – Он благоприятен и Он прекрасен, Анандам.

Нам дается подобное руководство, подобное направление нам указывают символически. Мы очень далеки от этого измерения, мы живем очень далеко от него, и тому, кто далек от этого измерения, дается символическим образом некоторое указание, чтобы он мог понять. Сознавая грубый и тонкий опыт (то есть переживая этот опыт), постарайся уловить свет. Обрести свет, который показывает. Свет не создает вещи, реалии, но он показывает, демонстрирует их, делает возможным их восприятие.

96 Клетка нашего тела

Подземные города строятся сейчас в наши дни из-за угрозы атомной войны... Выбраться, освободиться от этого мира плоти, крови и костей… Мы находимся в большей опасности, когда живем в этой клетке. Если мы сумеем жить вне этой клетки, тогда нам нечего будет бояться. В опасности находится только тело из плоти и крови, оно подвергается угрозе, опасности.

95 Ментальные калеки

Я услышал сегодня очень примечательное высказывание по радио. Мать Тереза сказала: «Люди являются калеками не только в физическом смысле, но в ментальном смысле». Существует множество ментальных калек, инвалидов. В массе своей цивилизованные люди являются ментальными калеками, поэтому: «Врач, исцели себя сам». Ментальные калеки вокруг меня, их так много. Я должен быть посредником, чтобы излечить их от этого ментального уродства согласно своему адхикару, соответственно моей стадии, уровню. Я должен быть искренним по отношению к самому себе, я буду делать то, что в моих силах. Это нечто, выходящее за рамки истории и географии.

72 Любовь к Богу это не дешевая вещь!

Если в сердце мы в действительности не осознаем, не понимаем, каково положение реальной любви, подлинной любви, тогда эти функции знания вещей, это и все остальное - это роскошь, это прихоть – знать Абсолют. Знать Абсолют невозможно, это чистой воды глупость. А карма – это враг. Любая карма роет вам могилу. Энергия, посредством которой вы выживаете здесь, в этом мире, роет вам могилу. Если эта деятельность, эта карма не связана с Абсолютом, а гьяна означает нечто смехотворное, абсурдное, нелепое, жалкие попытки. Вы пытаетесь зажать Абсолют в своей пригоршне, в свой руке. Это невозможно. Единственный метод - это метод Любви, посредством которого безграничное склонится на вашу сторону, будет благосклонным и придет к вам. Шаранагати – отдание себя, вручение себя – это единственная реалистичная попытка движения. А все остальное это абсурд, это жалкое, нелепое и кривляние сумасшедшего.
из лекции: Царство любви

50 События Шримад Бхагаватам – реальность или фантастические чудеса?

Вопрос в том, что люди считают, что все происходит из ископаемого, материи придается большее значение, нежели сознанию, но сознание способно порождать все что угодно. Таков процесс, мы должны понять и переварить следующую истину: Всё происходит не из ископаемого, а из сознания-духа, тогда будет возможно объяснить все эти чудеса.
из лекции: О вере в чудеса

49 Ограниченное восприятие

Мы, дети, ограниченной почвы, почвы ограниченного аспекта мира, бытия. Многие вещи кажутся невозможными для нас. Многие вещи невозможны для нас. Мы привыкли думать, что всё невозможно. Только то, что является объектом моего малого скудного опыта - это возможно, всё остальное невозможно. Мы приучены думать таким образом. Но если мы задумаемся о природе безграничного, то эта природа прямо противоположная. Может быть, возможно всё, что угодно. Хорошее или плохое. Это так же имеет безграничную природу.

22 Свобода выбора

Будьте оптимистичны и идите вперед к Истине! Как бы вы не рассматривали свое нынешнее состояние и положение. Какого рода концепция Истины? Следует консультироваться и получать образование такого рода у тех, кто искренен и знающ. ОН стоит за всем. Поэтому, в конечном счете, никто вас не обманет, если вы сами себя не будете обманывать. Мы сами ответственны за негативные обстоятельства, в котороых оказались. Это наша свобода выбора. Свобода выбора величайший дар и свобода выбора - это величайшее проклятье. Если мы злоупотребляем им, то это проклятье, враг. Если мы используем его должным образом, то это великое благо, великий дар. Свобода выбора. Только благодаря свободе выбора мы можем существовать как личности.
из лекции: Редкий шанс