Пожертвования

13 марта 2010
Пожертвование как вид отношений. Кому следует давать пожертвования. Мотивация при пожертвовании. Пожертвование и чувство долга. Время, место и обстоятельство при пожертвовании. Почтение. Правильное настроение во время пожертвования. Блаженство. Жертвоприношения, дающие вечное благо. Жертвоприношения, дающие временный результат. Вера. Пожертвование прасада. Пожертвование и чувственные наслаждения. Великие пожертвования в истории. Шесть долгов брахмана. Жертвоприношения и милость Господа. Вопрос о брахманах. Вопрос о пожертвовании в правильное время. Вопрос о служении. История царя Инригу.
лекция для практикующих из раздела «Ведическая психология» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:29:16 | качество: mp3 64kB/s 40 Mb | прослушано: 797 | скачано: 1471 | избрано: 11
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Пожертвование как вид отношений

00:00:00 Согласно Бхагавад-гите человек должен давать пожертвования всем.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Итак, человек должен давать всем пожертвования, потому что когда человек... Существуют пожертвования, которые человек выполняет с помощью своих средств, существуют пожертвования, которые человек даёт с помощью своего жизненного опыта. Существуют пожертвования, которые человек даёт просто с помощью своих мыслей. Поэтому человек должен, несомненно, всем желать добра и прогресса в духовной жизни, и это пожертвование не будет использовано плохо никогда. Но материальные средства, (имеется в виду, допустим, деньги) мы не должны давать всем подряд, потому что это может быть использовано плохо. То есть, существует три категории отношений людей, к которым мы по-разному относимся. Мы перед своим духовным учителем и старшими преданными, и перед преданными вообще всеми мы совершаем пожертвование тем, что мы им служим, а перед равными преданными мы жертвуем тем, что мы относимся к ним с уважением и пытаемся... Шри Шри Гоура Нитай Ки Джай! ...и пытаемся им во всём помочь, что от нас требуется. Если они просят, чтобы мы проповедовали, мы должны тоже совершать такое пожертвование.

00:02:00 Вот. И к младшим преданным мы относимся с состраданием, к невинным людям мы относимся с состраданием. И наше пожертвование материалистам – это тоже сострадание, но мы стараемся держаться от них на расстоянии. То есть, мы не раскрываем, то есть мы можем невинным людям жертвовать всё, открывая им свои намерения. А когда люди агрессивно настроены, мы должны жертвовать им, желать им всего хорошего, но не раскрывать свои намерения. Понимаете, в чём разница заключается? То есть, ответ на вопрос: можно ли давать пожертвования всем подряд?
[Из зала]: Можно.
[Торсунов О.Г.]: В каком случае это можно делать?
[Из зала]: В гуне благости.
[Торсунов О.Г.]: Если знать конкретно, кому какое пожертвование давать. В этом заключается знание о пожертвовании. То есть, если человек знает, какому человеку конкретно что он может пожертвовать, тогда он может всем людям совершать свои пожертвования. И такой преданный уже находится на очень высоком уровне. Этот преданный находится на уровне мадхьяма-адхикари, как минимум. Мы потом вам, я вам процитирую эту цитату, вы увидите, это вы буквально сейчас уже. Что является критерием того, что пожертвования давать не надо? Имеется в виду пожертвования в виде средств каких-то.
[Из зала]: [неразборчиво]

Кому следует давать пожертвования

00:03:42 [Торсунов О.Г.]: Да, правильно. Вот. Об этом высказывается Шрила Прабхупада: «Иногда, движимые состраданием, люди дают милостыню беднякам и нищим. Но если такой человек не достоин принять, получить пожертвование, не достоин принять вот именно это пожертвование, то, жертвуя ему, мы не продвигаемся по пути к духовному совершенству». Так говорит Шрила Прабхупада в комментариях. Иначе говоря, Веды не рекомендуют давать пожертвования вот такие материальные кому попало. Вот. Как можно определить, могу я понять, давать этому человеку пожертвование или нет? Могу я понять? Как можно определить? По каким критериям можно определить, могу я понять? Как я могу понять, давать пожертвования или нет? Как я могу понять?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Так, ближе.
[Из зала]: Слушать своё сердце просто.
[Торсунов О.Г.]: Нет, вот это ближе, насчёт уровня, давайте ещё ближе.
[Из зала]: Если человек духовный [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Ближе. Бхагавад-гита с какой позиции всё рассматривает?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Правильно, но как вот конкретная личность я должен понять, могу я определить, давать ему пожертвования или нет, чем я должен заниматься в это время, чтобы определить? Бхагавад-гита всё рассматривает с позиции чего?
[Из зала]: Кришны?
[Торсунов О.Г.]: Гун материальной природы! поэтому 17-я глава, 17-й стих, комментарий, отмечайте: «Кто, проанализировав различные виды деятельности, может определить, в каких гунах природы они находятся, действительно обладает знанием». И дальше продолжение: «Те, кто видят воедино различные виды жертвоприношений пищи или благотворительной деятельности, лишены способности видеть вещи такими, как они есть. Поэтому их называют глупцами».

00:05:53 То есть, другими словами, человек, который может определить, в каких гунах находится тот или иной вид деятельности... Допустим, нам надо совершить кому-то пожертвование, и мы видим, что это в гуне невежества находится - это значит, что человек действительно обладает знанием, который это видит. Понимаете? То есть, надо смотреть с позиций гун материальной природы. Надо смотреть, в каких гунах находится личность и в каких гунах тогда будет... В каких гунах находится личность, в такой гуне будет совершено материальное пожертвование. Я имею в виду материальное, потому что пожертвовать мы ему можем. Просто это коренной вопрос, который зачастую сушит наше сердце, оно делается каменным, потому что человек, который не понимает, как правильно совершать пожертвования - его сердце становится каменным. Этот коренной вопрос заключается в том, что человек думает: если он не может другому человеку пожертвовать деньги или ещё что-то – это значит, что он не должен ему жертвовать ничего. Он искренне думает, что он не может ему пожертвовать тёплой мысли. Это сердце от этого становится каменным, понимаете? То есть, если ты не можешь человеку что-то пожертвовать, пожертвуй ему хотя бы свои мысли. Потому что в этом заключается смысл. Преданный не должен отказываться от пожертвований совсем, он не должен отказываться, он должен пытаться пожертвовать всем, кого он видит на своём пути - в этом заключается метод очищения сердца от сухости, от жёсткости. Именно пожертвования для этого предназначены. Таким образом, люди, которые не видят разницу между... Они думают, что всё одно и то же; можно делать, что хочешь; можно книги всем одинаковые распространять; можно, то есть, делать для всех всё одинаково. Таких людей Шрила Прабхупада называет глупцами. [смеётся]

00:08:02 Потому что здесь конкретно сказано, что те, кто сводят воедино различные виды жертвоприношений, пищи или благотворительной деятельности... Значит, мы сводим воедино - значит, действуем для всех одинаково. Шрила Прабхупада говорит, что человек такой не видит вещи такими, какие они есть. Потому что нельзя одинаково относиться ко всем людям. Если сейчас сюда в дверь постучит... Обычно, если человек овлекает и он стучит в дверь, ему говорят: «Подожди немножко, сейчас идёт лекция», да? Но если сюда сейчас зайдёт президент Казахстана, постучит в дверь, вы ему то же самое скажете? И тогда здесь вообще лекции никогда не будут проходить просто. Поэтому, естественно, что одному человеку можно сказать «подожди», а другому человеку нужно закончить лекцию, принять его. Так, люди, которые знают, что разные действия обладают разным результатом, они не сводят их все воедино, во всех случаях они не реагируют одинаково. Такие люди действительно обладают знанием. А те, кто реагируют на всё одинаково, они не обладают знанием. Поэтому, мы должны знать, научиться видеть людей. Итак, пожертвования, которые находятся в благости - 18-я глава, 20-й стих: Первое – делаются из чувства долга, а не для того, чтобы что-то получить взамен. Другими словами, если у нас в уме... На самом деле, любое пожертвование происходит в уме, просто у нас есть какие-то средства, материальная энергия, которая нам принадлежит, якобы, мы так считаем, а на самом деле нам ничего не принадлежит, мы знаем. Мы просто отдаём другому человеку эту энергию, считая, что ему она больше нужна, и что я при этом получаю благо, что он может воспользоваться ей. Мы искренне так настроены, именно таким образом. И когда мы при этом хотим получить что-то взамен, вот даже просто, что я хочу получить благо какое-то из этого – это пожертвование находится в гуне страсти, а не благости.

Мотивация при пожертвовании

00:10:26 Как мы должны настраиваться? Мы отдаём что-то кому-то - как мы должны настраиваться? А?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Это пожертвование называется в гуне благости, а есть ещё пожертвование в гуне чистой благости - когда мы делаем что-то, что человек будет использовать эти средства для служения Богу. Вот именно об этом... в этом заключается смысл, что мы должны максимально увеличить количество пожертвований именно для того, чтобы служить Богу. Но не надо лишать себя возможности давать пожертвования просто в гуне благости. Понимаете? Человек не должен перестать давать пожертвования в гуне благости. Просто, если хороший человек - допустим, он нищий, ему надо поесть, и он находится в гуне благости - надо дать ему пищу. И если вы при этом дадите (этому человеку) предложенную Богу пищу, то это будет уже не в гуне благости, а трансцендентное пожертвование, то есть это будет уже преданное служение. Вот.

00:11:37 Итак, что мы можем пожелать иметь взамен? Давайте подумаем, чтоб никогда никому не желать. Когда мы даём пожертвование, что мы можем пожелать при этом? Ну, мы, допустим, хотим кому-то помочь в чём-то, и в чём заключается желание помочь? Когда возникает желание помочь?
[Из зала]: Сострадание?
[Торсунов О.Г.]: Сострадание. А потом человек благодарен становится, и мы хотим благодарности или нет?
[Из зала]: Подсознательно.
[Торсунов О.Г.]: Правильно, потому что ложное эго есть у всех. Поэтому, чего мы не должны хотеть, когда даём пожертвование?
[Из зала]: Благодарности.
[Торсунов О.Г.]: Благодарности. Она уже есть, сидит там желание хотеть благодарности, но это уже будет пожертвование в гуне страсти, да? Дальше чего мы не должны хотеть?
[Из зала]: Почтения.
[Торсунов О.Г.]: Почтения, славы. Материальные выгоды, что значит материальные выгоды? Это значит, он говорит: «Спасибо за то, что ты мне сделал такое пожертвование, я на самом деле сам вообще являюсь плотником. Допустим, я плотник и я делаю очень хорошую резьбу по дереву, я когда-нибудь могу тебе что-то сделать»
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: И мы думаем: «Здорово!» [смеётся] Всё, этого достаточно, пожертвование в гуне страсти произошло.

Пожертвование и чувство долга

00:13:25 То есть, смысл заключается в том, что когда человек делает какое-то действие, такое типа пожертвование или он воспевает Святое Имя, здесь проблема заключается в том, что... Это же тоже пожертвование, жертвоприношение это, да? Санкиртана-ягья – воспевание Святых Имён. Когда мы это делаем, мы должны нацелиться - самое главное - на то, что... Мы можем ведь делать это в гуне страсти или невежества, и тогда результат будет прямо противоположный. Но если человек действует, совершает пожертвование в гуне невежества, он получает результатом просто одни страдания. Но я не говорю про санкиртана-ягью. Это особый... Я говорю про обычные пожертвования. Итак, надо из чувства долга делать, только из этого чувства. Это чувство... Что такое чувство долга? Перед кем? Можно иметь чувство долга перед дживами или перед Богом, больше ни перед кем не можем иметь чувства долга. Поэтому вот эти два типа чувства долга мы должны реализовать, давая пожертвования. Но в любом случае, мы можем иметь спокойно чувство долга перед Богом, даже если мы имеем чувство долга перед дживами, потому что у каждой дживы есть Параматма. Мы можем жертвовать Параматме, одновременно находящейся в сердце этой дживы или просто жертвовать это с умонастроением, что это будет использовано в преданном служении. Теперь это чувство долга - это наше внутреннее.

Время, место и обстоятельство при пожертвовании

00:15:08 Теперь существуют ещё внешние факторы. Какие?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Нет, три гуны - это не аспекты. Ну да, это аспекты, это просто качества того, что существует. А есть ещё три аспекта всего, что существует, всех факторов, которые только существуют. Всё пространство, что...
[Из зала]: Время, место, обстоятельства.
[Торсунов О.Г.]: Правильно. Правильно: время, место, обстоятельство. Что на первом месте стоит - обстоятельство, место или время?
[Из зала]: Время.
[Торсунов О.Г.]: Время. Почему время на первом месте стоит?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Правильно. Потому что это сама Верховная Личность Бога. Время, что такое время, знаете? Время – это сама Верховная Личность Бога, которая пришла во все вселенные, то есть Бог вошёл во вселенные в виде времени как всеразрушающий фактор. То есть, это единственный фактор, который всегда всё наказывает. То есть, время является самым главным начальником в этом материальном мире. То есть почему? Потому что его наказания не избежит никто, ни одно живое существо, которое живёт здесь. Все умрут в своё время, то есть никто не избежит наказаний, поэтому время является главным фактором. Следующий фактор – обстоятельство, место – что?
[Из зала]: Место.

00:16:34 [Торсунов О.Г.]: Место. Почему место? Потому что существует такое знание, что во вселенной, в любой материальной вселенной каждое место связано с определёнными гунами. Есть высшие планеты – там гуна благости, есть средние планеты – там гуна страсти и есть нижние планеты – там гуна невежества, так? Место имеет очень большую роль, место привязано к гунам. И на нашей Земле тоже каждое место связано с определёнными гунами. Если человек думает «всё равно, где жить», он не учитывает фактор места, в результате он пострадает, вот. Поэтому жить где - не всё равно; нужно знать, в каком месте жить. Шрила Прабхупада говорит: «Надо, если ты не можешь жить в святом месте, то живи в том месте, где живёшь». То есть, в храме там или вот здесь община – это очень святое место будет, несомненно. Таким образом, место очень важно. И обстоятельства. Вот пожертвования в благости учитывают время, место и обстоятельства. Как они учитывают время? Таким образом, что человек должен давать пожертвования в надлежащее время. Если он не понимает этого, значит у него будут проблемы. Какого рода проблемы будут? Он не сможет в гуне благости просто пожертвование сделать. Например, он хочет пожертвовать кому-то, допустим, хорошую пищу зернобобовую. Прасад, допустим. А время - ночь, и как ему есть, тому человеку, которому пожертвовали ночью? Он просто будет... в тама-гуну (гуну невежества) войдёт от этого. И будет пожертвование в гуне страсти как минимум. То есть, пользы-то оно никакой не принесёт, да?

00:18:36 Время имеет очень большое значение, поэтому надо вовремя людей кормить. Если вы пожертвования, прасад распространяете, вовремя кормите их... Вот. Ну конечно, прасад можно в любое время давать по немножку. Но если вы систематически кормите не вовремя, то уже будут проблемы от этого. Вот. В надлежащем месте пожертвования. В каких местах не надо совершать пожертвования? В тех местах, в которых люди не воспринимают это должным образом. Бывает, сутолока какая-то в местах гуны страсти и невежества. Надо... Ну конечно, можно, в принципе, в любом месте совершать пожертвования, но есть места, где очень трудно это совершать. А есть места, где это легче. Но лучше в местах, которые находятся в благости, совершать пожертвования – это в храме, вот, или, допустим, где-то... Но, в общем, лучше в храме, конечно, совершать пожертвования. И четвёртое: обстоятельства – какие? Надо давать достойному человеку. Или вот здесь теперь дополнение, 17-я глава, 20-й текст, комментарий - Шрила Прабхупада перечисляет. Как бы, он раскрывает эти 4 пункта, как практически они раскрываются. Первое: «Ведические Писания рекомендуют давать пожертвования тому, кто занимается духовной деятельностью». Здесь говорится «достойному человеку», то есть тому, кто занимается духовной деятельностью – это и есть достойный человек. Все люди, которые занимаются духовной деятельностью, могут получить пожертвование. Вот, он также опять повторяет: «Не рассчитывай получить что-то взамен». Третье: «Пожертвование не следует давать кому-попало без разбору». Вот это очень важно.

00:20:34 То есть, сначала он говорит, что надо тому, кто занимается духовной деятельностью, давать. Потом он ещё уточняет, кому не следует давать - всем попало без разбору. Это значит, что мы как бы думаем, что этот человек занимается духовной деятельностью. Но мы не разобрались в этом! Здесь говорится: «не надо без разбору», надо сначала разобраться, кто такой, а потом давать пожертвования. Например, в Индии многие женщины ходят в белом сари. И если женщина в белом сари, это значит, что она считается вдова. Вот, и считается, что если женщина вдова брахмана, то ей всегда надо давать пожертвования. Как только встретишь, надо сразу давать пожертвование, если видишь, что она просит. Но некоторые женщины одевают белое сари, даже если они не являются вдовами брахманов. Понимаете? Поэтому здесь очень трудно определить. Но если вы знаете точно, что это вдова брахмана, то надо обязательно ей давать пожертвование. Вот. Пожертвования нужно совершать для того, чтобы достичь духовного совершенства. Вот. Здесь в этой шлоке не упоминается, но Шрила Прабхупада упомянул, потому что в других шлоках упоминается. Человек должен думать только о том, что он должен достичь духовного совершенства - в этом заключается его корысть. Вот. И то, так как он не знает, в чём заключается его духовное совершенство, он даже об этом не должен думать. Он просто должен знать, что во имя этого делает, он даже думать об этом, в принципе, не должен. Он не должен, дав пожертвование, думать: «Ага, сейчас совершенным буду...» [смеётся] То есть это уже всё – это совсем другое настроение. То есть, мы знаем, что мы для этого делаем, но мы на этом не зацикливаемся.

00:22:27 Пожертвования рекомендуется совершать в местах паломничества, опять. Это опять место, фактор места. В период лунного или солнечного затмения, то есть в надёжное время, нужное время, надлежащее время пожертвования совершать - в период солнечного или лунного затмения. Оказывается, нужно пожертвования делать в период солнечного и лунного затмения. Все думают, что ничего нельзя делать, а на самом деле вот, в Шастрах написано, - пожертвования нужно совершать. В конце месяца. Почему в конце месяца пожертвования? Потому что зарплату, да, дают?
[Из зала]: [смеются]
[Торсунов О.Г.]: Это шутка, [смеётся] чтоб вы тут проснулись. Вот. Кому их надо давать? Квалифицированному брахману, Вайшнаву надо давать, и просто в храм. Видите, всё конкретно. То есть, нет никаких у нас недоговорённостей с тем, кому и зачем.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: А?
[Из зала]: В полнолуние?
[Торсунов О.Г.]: Да, имеется в виду, когда... Это связь луны, я, к сожалению, не могу сказать точно. То есть, в конце месяца – это однозначно связь с луной, имеется в виду лунный месяц, а не простой. 100% связь с луной, но какая именно - я не знаю. Вот. Значит, с луной, да. С луной очень много связано в нашей жизни. Значит, пожертвования также здесь перечисляются в Падма пуране. Вот.

00:24:06 Как надо совершать пожертвования? Человек должен делать пожертвования с чувством преданности. Понимаете? Есть чувство, с которым мы делаем пожертвование, и это очень важно. И мы должны делать его с чувством преданности. То есть, мы должны предаться сначала человеку, а потом пожертвование совершить. Если мы не предадимся, то как мы с чувством преданности будем совершать? Видите, сколько условий – это целая наука. И кому с чувством преданности надо? Опять перечисляется: брахману - тому, кто рождён в чистой династии. Что значит в чистой династии? Это значит потомственный вайшнав для нас, потому что другой чистоты мы сейчас не знаем в Кали югу. Какая может быть чистота? Потому что брахманы многие выродились уже. Можно давать пожертвования очень смиренному человеку, - написано в Падма Пуране. Если человек очень смиренный, можно ему уже давать пожертвование, представляете? Вот. Очень аскетичному человеку можно давать пожертвования. Например, мы... Когда был День Явления Бхактисиддханты Сарасвати, там вокруг Говардхана все люди, они совершают такую массовую парикраму. Хотя, многие даже не знают, что они в честь Бхактисиддханты Сарасвати совершают, у них этот праздник называется «постриг». Они все подстригаются налысо, как Бактисиддханта Сарасвати. Нет, ошибаюсь, не Бхактисиддханта Сарасвати, а Санатана Госвами, в честь Санатаны Госвами. И они все подстригаются тоже налысо, как Госвами, все лысые идут вокруг Говардханы. Хотя, если половину спросить, зачем вы подстриглись? Они говорят: «Это постриг, поэтому подстриглись». То есть, Санатана Госвами здесь не при чём, а прям чётко в день его рождения этот праздник проходит всегда. Вот.

00:25:52 И в этот праздник, вокруг Говардханы когда люди шли, там было два йога, один из них был закопан вот так вот по шейку, вот так только один нос торчал в землю, и ему бросали деньги, пожертвования совершали, и он кивал так глазами. Вот. А второй из них стоял на руках постоянно, и тоже ему бросали все деньги и он просто ногой дёргал в знак благодарности. [смеётся] Смысл заключается в том, что очень аскетичен – это не означает, что он это показывает. Понимаете? Человек, на самом деле аскетичный человек – он никогда это не показывает. Вот это очень важно понять. Когда мы видим аскетичного человека, то это не значит, что он на самом деле аскетичный. Надо как бы понять это. Это очень важный момент. Вот. Можно давать пожертвования человеку, который постится в правильный день поста. Какие правильные дни поста мы знаем? Святые праздники, Экадаши, ещё есть святые праздники, надо это не забывать. Например, Сута Госвами в Падма пуране, он повторяет три раза: «Люди, люди, люди, пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, поститесь на Джанмаштами, поститесь на Джанмаштами, поститесь на Джанмаштами, и вы получите великое благо, и вы получите великое благо», – три раза так повторяет. Это видите, это праздник Джанмаштами человек должен поститься. Это Сута Госвами делал. И такому человеку можно давать пожертвования. И очень чистому человеку можно давать пожертвования. Вот видите, здесь 6 пунктов. Это очень важно, это такие дополнения – они тоже важны. Потому что если человек очень грязный, то стоит подумать, стоит ли ему давать пожертвования? То же самое если человек не аскетичен, это тоже может вызвать сомнения и так далее, он не смиренный если.

00:28:03 И что же такое пожертвования в гуне страсти? Первое – это 17-я глава, 21-й стих: «Пожертвования, совершённые для того, чтобы получить что-то взамен – это пожертвования в гуне страсти». Вот. Когда человек совершает пожертвование и наслаждается плодами своего труда. То есть, он, в принципе, не желает получить что-то взамен, но так как плоды приходят, он просто ими наслаждается автоматически. Он ничего не желает, не хочет, просто пришли - он наслаждается – тоже пожертвования в гуне страсти, потому что когда плоды приходят, надо для Бога это всё использовать. И пожертвования, сделанные неохотно, человек говорит: «Ну возьми книгу, ну...» А ты: «Ну дава-а-ай...» [смеётся вместе с залом] Вот. Всё, пожертвование сделано, но неохотно взяли, неохотно сделали – в результате получит пожертвование в гуне страсти. Я так и не могу понять, почему в страсти? Мне кажется, что в невежестве. Неохотно: «Ну возьми...» Теперь, Шрила Прабхупада, как всегда, дополняет более развёрнуто: «Пожертвования в страсти включают в себя занятия благотворительной деятельностью для того, чтобы подняться на райские планеты». Мы знаем, что есть много людей, которые занимаются желанием подняться на райские планеты любой деятельностью. А как это у преданных проявляется? Вот, что они занимаются деятельностью с желанием подняться на райские планеты?
[Из зала]: [неразборчиво]

00:29:39 [Торсунов О.Г.]: Не совсем. А как это у преданных проявляется? У преданных это проявляется таким образом, что преданный, он стремится к саттве (благости), он смотрит: у преданных только аккуратность, он смотрит: хороший голос там, хорошую речь, возвышенные качества. Его интересуют именно качества. Когда человек стремится к качествам, он ищет во всём эту благость, этот нектар, только качества, в храме нектарно, благостно - значит правильно. Если в храме не нектарно, значит, может, несовсем правильно. Когда человек ищет вот этот нектар благостный, значит он стремится к саттва-гуне, а человек должен стремиться к Богу. Поэтому, когда человек стремится к саттва-гуне – это значит, он стремится на райские планеты, он туда и попадёт, там будет нектар.
[Из зала]: [смеются]
[Торсунов О.Г.]: Полный нектар. Всё будет благостно, не будет никаких проблем. Поэтому надо думать таким образом, что мы должны искать прежде всего дух преданности во всём. Дух преданности, а не вот это вот! Ну, конечно, благость показать – это лучше, там скорее всего будет дух преданности. Если будет тамас - конечно, там мало можно преданности ожидать. Ну, например, есть такие, допустим, преданные, которые внешне могут показаться тамасичными, да? Какой пример сразу приходит на ум? Ну, допустим, Господь Шива или Вамшидас Бабаджи Махарадж. Знаете, да? Что он вообще не мылся никогда, вообще никогда не мылся, никогда... И от него пахло нектаром, если принюхаться, от него только как лепестки роз такой запах шёл - нектарный абсолютно. Почему? Потому что запах характеризует гуны человека. Если он в трансцендентных гунах находится, ему незачем мыться, от него и так хорошо пахнет, поэтому он не мылся, ему просто время жалко было. [смеётся]

00:31:49 Вот, поэтому если от вас хорошо пахнет, то можно не мыться. А как определить, хорошо пахнет или нет? Надо спросить другого человека. [смеётся вместе с залом] Самому всегда хорошо, своё ложное эго. Вот, вот опять он повторяет: «Пожертвования, сделанные с большой неохотой». Не просто с неохотой, а с большой неохотой. Когда человек раскаивается за то, что он совершил пожертвование, и он говорит... Даже Шрила Прабхупада приводит слова: «Зачем я отдал так много денег?». Вот. Это сразу в гуне страсти, конечно, пожертвование. Вынужденные пожертвования. Вынужденные пожертвования – надо идти на санкиртану, надо просто, вынуждает, все преданные идут и я иду. Просто если не пойду, будет стыдно - это вынужденное. Пожертвование по требованию вышестоящего лица – тоже находится в страсти. Видите, какие проблемы могут у нас возникнуть в жизни. Так что вы имейте ввиду. Потом он, видите, конкретно отделяет, отмечает выделение средств организациям, поощряющим процесс удовлетворения чувств. Например, наша организация сделает пожертвование и мы думаем: «Сейчас мы насладимся этим пожертвованием сполна». То есть, одно дело, мы хотим Бога насладить, да? Это одно. Я не против пиров, других видов преданного служения, таких нектарных.
[Из зала]: [смеются]

00:33:46 [Торсунов О.Г.]: Но если нам делают пожертвование, и в эту секунду у нас возникает мысль: «Здорово, вкусный прасад, 100%» - это уже значит: наша организация находится в страсти. Поэтому человек, когда он видит, что пожертвование делается, в этот момент почему так тяжело становится? Когда деньги дают пожертвование, знаете, да, кто принимает пожертвования? В момент передачи денег становится тяжело. Почему? Раз, всё было нормально, потом деньги дают - и тяжело стало. Почему?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Потому что мы не понимаем серьёзность момента. Мы думаем: в каком бы состоянии я не находился, принимая деньги, всё будет нормально. Ничего подобного. Вот, в каком состоянии находишься, принимая деньги - так и будешь использовать. То есть, создаётся определённый отпечаток на сознании, поэтому человек, он должен настроиться дать себе слово, что он использует это по назначению, должн. Если мы не дотягиваем - нас считают святыми, но мы не дотягиваем - мы должны стать святыми в этот момент, мы не должны оправдываться в этот момент: «Ну, я не такой, не такая реализованная душа, чтоб не привязываться, допустим, к лабджамунам, когда мне дают 100 долларов. Конечно, я привязываюсь к этим лабджамунам, которые вытекают из этих 100 долларов. Я ж не такая реализованная...» Мы не должны так думать. Мы должны настроиться, что это будет Кришне всё принадлежать. Если человек так настраивается, то он получает большое благо. Если не настраивается, то он получает только проблемы. А проблемы – это пожертвования в гуне невежества, да?

00:35:37 Когда человек совершает в нечистом месте, осквернённом месте. Представляете? Хорошее дело в осквернённом месте - делаешь проблемы. Я не говорю про воспевание Святого Имени, но, вообще, в целом, пожертвования в осквернённом месте нельзя совершать. Поэтому надо точно знать, какие места являются осквернёнными. Какие места?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Вокзал, рынок, крематорий, рестораны, публичные дома. Вот. И везде, где выражаются плохими словами, где находятся люди в гуне невежества. В неподходящее время нельзя совершать – это уже в гуне невежества. Представляете? Время как важно, как фактор. Делаешь всё правильно, просто не вовремя и всё – в гуне невежества пожертвование, представляете? Вот. Неподходящее время. Отдаются недостойным людям - сразу пожертвования в гуне невежества, поэтому так важно определить человека когда... И когда, допустим, вы человека просите совершить пожертвование, и он думает – это признак разумности. Он думает: «Я не буду пока сейчас делать. Я хочу сделать, но я посмотрю, кто такие, зачем». Не надо считать, что он плохой человек; надо считать, что он очень разумен, он хочет сделать правильное пожертвование. Это очень важный момент! Надо изучать, кому даёшь пожертвование. Вот. Когда пожертвование делается достойному человеку, но не в состоянии преданности – это называется пожертвование в гуне невежества. Здесь написано: «Без должного внимания». Например, Брахма пришёл сюда, на Землю и мы ему делаем пожертвование. Что мы можем ему сделать? Ему и так всё принадлежит. Мы ему делаем пожертвование в виде своей молитвы, да? Мы ему можем сделать какое-то почтение, Брахме, да? Мы можем сложить ручки так, и сказать, пранаму какую-то прочитать, ещё что-то, молитву, но мы можем сделать почтение. Но если мы не сделаем должного почтения. А какое должное почтение?

Почтение

00:37:45 Чем выше личность, тем больше почтение. Надо прям упасть там перед ним в дандаваты, ещё как-то. Вот. Хорошо, если Брахма придёт, он просто подумает: «Ну, несчастный, получит проблемы». Брахма, он как воспитывает? Он воспитывает просто тем, зная, что время само всё сделает. Брахма так воспитывает, он просто молчит. Но если Дурваса Муни, когда вы ему так почтение окажете, он вам сразу покажет, что из этого получилось. [смеётся] Вы оказываете такое почтение, и сразу из вас превращается или крокодил, или таракан – всё, в зависимости от уровня почтения. Понимаете? Мы должны оказывать личностям, которые выше нас стоят, должное почтение. Это очень большая наука. Надо стараться изо всей силы оказать почтение должное. То есть, духовный учитель сюда часто приходит, вы должны оказывать должное почтение. Харибол, махарадж! Мы должны понять, что не всякое почтение является должным, и если мы не должное почтение оказываем, то будут проблемы. Вот такие, это в гуне невежества пожертвования. Значит, кроме страдания от такого пожертвования ничего не будет, кроме страдания ничего не получите, даже если мы и совершили его. В каком умонастроении надо делать пожертвования? Кто может сказать?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Ещё?
[Из зала]: [неразборчиво]

Правильное настроение во время пожертвования

00:39:24 [Торсунов О.Г.]: Вот, есть такая шлока, 18-я глава, 6-я шлока, там говорится, что «все виды деятельности, в том числе и пожертвования, надо совершать без привязанности ожидания результатов», - первое. И второе: «Из чувства долга» – всё. Вот так надо. Без привязанности, без ожиданий, из чувства долга. «Таково Моё мнение», - Кришна говорит. Мы прислушиваемся к Его мнению? Прислушиваемся. Вот. Дальше следующее: 17-я глава, 24-й стих, опять говорится... Это очень важная тема, поэтому Кришна в разных аспектах её рассматривает. Это просто пожертвования обычные люди совершают, но сначала всё рассказать. Теперь как трансценденталисты совершают пожертвования? Как они? Как настраиваются? Трансценденталисты, когда пожертвования совершают, как они настраиваются?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Правильно. Желанием достичь Всевышнего - первое, они делают пожертвования. Второе – следуя указаниям Священных Писаний. То есть, Священные Писания указывают делать пожертвования, этого достаточно. Для трансценденталиста этого достаточно. И они всегда начинают делать пожертвования со слога «Ом». Почему?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Почему?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Да, если человек говорит «Ом», это значит, что он это делает для Господа автоматически. Больше ничего не надо говорить.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Да, потому что это звуковая вибрация. Это очень важно понять. Вот.

Блаженство

00:41:15 Дальше ещё один аспект, с другого аспекта рассматриваем, как надо делать пожертвования. Вот, тоже 17-я шлока.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: А?
[Из зала]: Первые два какие?
[Торсунов О.Г.]: Первые два – это желание достичь Всевышнего, следуя указаниям Священных Писаний. Вот. Здесь немножко, 17-я глава, 25-й стих немножко в других аспектах, я вам сейчас объясню. Когда человек делает пожертвования с целью освобождения из материального плена, он произносит также слово «Тат», и при этом он должен обязательно не стремиться насладиться плодами своего труда. Очень важно. Иначе тогда он не освободится из материального плена. Человек хочет освободиться из материального плена, он должен говорить слово «Тат» ещё потому, что это слово означает вечность.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Ну, вот сейчас мы ещё «Сат» разберём, что вы... Вот. Итак, «Тат» - по-моему, это не вечность, это блаженство, да? «Сат» – вечность, да. И «Сат» – вечность. Когда человек хочет освободиться, он должен... Для блаженства, он должен называть это слово - потому что это единственное качество, которое отличает материальный мир от духовного - что там присутствует всеобщая любовь, Кришна, да? Он даёт блаженство сразу. В материальном мире нет блаженства, а в духовном есть. Вот.

Жертвоприношения, дающие вечное благо

00:43:14 Значит, итак, какие жертвоприношения дают вечное благо? То есть «Сат». И что называют слогом «Сат»? Это 17-я глава, 28-й стих: «Абсолютная Истина является целью жертвоприношений в преданном служении, и её называют слогом «Сат», - то есть, Абсолютную Истину называют словом «Сат» и для неё мы делаем жертвоприношения. Второе: «Того, кто совершает жертвоприношения для Верховной Личности, называют «Сат». Почему? «Сат» – это вечность. Вот мы сейчас, я сейчас буду, допустим, такое жертвоприношение совершать - меня можно назвать вечностью, почему?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Да, потому что этот процесс находится на духовном уровне. В этот момент я проявляю свою духовную природу. В этот момент я становлюсь вечным. Чем чаще я так делаю, тем вечнее я становлюсь. [смеётся] В конце-концов можно вообще освободиться. Вот. Третье: «Все виды жертвоприношений для удовлетворения Верховной Личности Бога называют «Сат». То есть, само жертвоприношение называют вечностью, то есть оно тоже вечно существует. Если жертвоприношение делается для Верховной Личности Бога, оно вечно существует, никогда не прекращается. Его называют словом «Сат» и все виды аскез для удовлетворения Верховной Личности Бога называют «Сат», то есть такие виды аскез всегда существуют, даже Кришна перечисляет. Вот. И все виды благотворительной деятельности для удовлетворения Верховной Личности Бога называют тоже «Сат». То есть, человек когда удовлетворяет Верховную Личность Бога, чтобы он ни делал, если он это делает согласно этой шлоке, то он получит вечность.

Жертвоприношения, дающие временный результат. Вера

00:45:06 Какие жертвоприношения дают временный результат?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Да, вот здесь конкретно шлока есть: 17-я глава, 28-й стих, конкретно говорится два пункта: «Всякое жертвоприношение, пожертвование или аскеза, совершённые без веры во Всевышнего, о сын Притхи, приносит лишь временный результат». Подобную деятельность называют «Асат», то есть временное. «Асат» - переводится «временное». Вот. И дополнение: «Совершая её, человек не получает блага ни в этой жизни, ни в следующей». Потому что имеется в виду благо – это то, что является вечным, понимаете? Какое благо, если мы получаем временный результат? Временный результат означает, что никакого блага нет, потому что Бхагавад-гита всё рассматривает с позиции вечности. Поэтому здесь говорится: результата нет. То есть, если мы делаем что-то без веры во Всевышнего, мы думаем: «Вот, может быть, распространится Сознание Кришны по всему миру, а может быть нет...» И с таким умонастроением мы совершаем своё жертвоприношение, санкиртана-ягью. Какой будет? Временный результат, да? Потому что мы без веры во Всевышнего всё это делаем. Нет веры, понимаете? Вера должна быть. Мы должны верить в слова Шрилы Прабхупады, что всё будет хорошо, что все отправимся домой к Богу в конечном результате. Вера в это должна быть обязательно, и эта вера определяет, насколько мы действительно получим свой результат вечный, да? Мы хотим вечный результат получить, значит надо иметь веру. Без веры не получим вечного результата. А чтобы иметь веру, что надо иметь?

00:47:05 Эх, слово такое хорошее, но не слишком большое, чуть поменьше.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Нет, ещё поменьше.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Знание. [смеётся] Чтобы иметь веру, надо иметь знание. Вот. И поэтому мы должны заниматься буддхи-йогой. Забыли уже первую ступень, да? Без знания нет веры. Как без знания можно поверить? Мы должны изучать качества духовного учителя, мы должны изучать качества Священных Писаний, иначе мы тогда не поверим до конца. Вот.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Правильно. Правильно. Знание, оно сначала становится неосознанным, потом оно становится осознанным, поэтому надо изучать, поэтому тогда мы получим веру. Вот. Нужно ли отказаться от всех видов кармической деятельности или нет? От чего нельзя отказываться? Есть такая шлока. На самом деле, нет единого мнения. В Бхагавад-гите говорится, что одни мудрецы говорят, что необходимо отказаться от всех видов кармической деятельности как от греховной. Другие утверждают, что человек никогда не должен прекращать совершать жертвоприношения, аскезы, а также заниматься благотворительной деятельностью. То есть, человек никогда не должен прекращать совершать пожертвования, никогда. Он должен постоянно это делать. Так говорят другие мудрецы. А что Кришна думает по этому поводу?

Пожертвование прасада

00:48:39 [Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: А Кришна думает таким образом, 17-я глава, 5-й стих. Он говорит: «От жертвоприношений, благотворительной деятельности и аскез не следует отказываться, без них просто не обойтись». И потом Он дальше добавляет почему: «...потому что, воистину, совершая жертвоприношения, аскезы и раздавая пожертвования, даже великие души (это имеется ввиду Господь Брахма и так далее, вот, Бхишма и так далее) даже великие души очищаются от материальной скверны». Не говоря уже про нас с вами, поэтому мы не должны отказываться от аскез, мы не должны отказываться от жертвоприношений и пожертвований раздавать. Вот видите, здесь говорится, раздавать пожертвования надо, раздавать пожертвования. Представляете? Это очень важно. Иногда преданные приезжают во Вриндаван и они думают: «Я же занимаюсь санкиртана-ягьей, зачем мне раздавать пожертвования, зачем мне там хлеб кому-то там? Старушка помирает с голоду, а вдруг она в невежестве находится?» Вот. «Что же я буду в гуне невежества пожертвования делать? Пускай помирает себе». Вот. То есть, здесь конкретно говорится, что нельзя отказывать ни в коем случае. Сердце подсказывает – лучше дать. Если вы видите, человек умирает, сухой, да, вид у него больной, да? Надо дать покушать ему. И тогда очищение происходит.

00:50:18 Что значит очищение? Сердце становится мягким у такого человека. Разве человек с грубым сердцем, с жёстким, с жестоким сердцем может практиковать преданное служение? Почему сердце мягче становится, когда мы пожертвования делаем, кто знает?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Правильно. Ложное эго сразу уменьшается. Ложное эго, оно же гребёт всегда себе. Вот. А когда ты от себя так: «Ыыы...» - без желания иметь результат [смеётся] дал, в конце концов, оторвал - ложное эго сразу раз - меньше стало. Потом ещё раз дал – опять меньше. Вокруг Вриндавана вот Вайшнавы. Представляете, Вайшнавы с тилакой вайшнавской, вот, всё полностью с джапой вайшнавской и с Харе Кришна Махамантрой, представляете, настоящие вайшнавы - и берут мешок с сухарями, и чем они занимаются? Настоящий Вайшнав, он что должен? Он просто должен поклоняться Верховной Личности Бога. Они что делают? Они идут вокруг Вриндавана и всех подряд кормят – собак, коров. Вот кто подходит, я наблюдал такую картину: Вайшнав шёл, читал джапу, и он одной рукой постоянно кормил, вокруг парикраму совершал. В полном экстазе был. У него большой мешок был весь с сухарями. Он волочил его за собой и одна собака 5 раз подряд подбегала к нему, и он 5 раз подряд давал ей сухарь. Всем, кто подходит, всем, кто встречается на дороге: корова, обезьяна - всем, кто сухари едят, а сухари почти все едят во Вриндаване, начиная с обезьян, заканчивая поросятами, поэтому он давал всем пожертвования.

00:52:18 Зачем он этим занимался? Он же Вайшнав, ему достаточно просто повторять Святые Имена Бога? Ложное эго-то куда денешь, господа? Только отдавая пожертвования, человек может избавиться от ложного эго. Как проверить, есть ложное эго сильное или нет? Если ты не хочешь кормить прасадом других людей... Вот, допустим, мы грихастхи, да? Не хочешь кормить прасадом; пришёл человек в гости, а ты думаешь: «А, прасада у нас мало, нам самим не хватит». А потом вдруг осталось, а ты думаешь: «Ну, осталось, ничего страшного», да? То есть, сердце, значит, грязное, ложного эго очень много, надо совершать пожертвования такому человеку и лучше поменьше есть, побольше кормить. Таким образом, а иначе, вы знаете, что есть такие высказывания в Священных Писаниях, что человек, который пищу даже предложенную Богу ест один и не приглашает гостей – он совершает греховную деятельность.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Он должен, каждый человек должен обязательно, если он ест прасад, кого-то приглашать, хотя бы одного человечка накормить, хотя бы одного. Поэтому беда, когда никого нет, одному приходится есть. Что надо сделать? Надо птичке что-нибудь за окном положить, хотя бы птичку накормить, потому что иначе, если сам ешь прасад, то... Что такое прасад? Это пища. Прасад – это милость. Если ты думаешь, что милость принадлежит тебе, то значит ложное эго начинает расти, ты думаешь что на самом деле эта пища твоя. А как определить, прасад это или не прасад?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Ну, а как предложено или не предложено?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Правильно.

00:54:10 Когда человек предложил пищу Богу и когда он снял её с алтаря, как определить для себя, он её предлагал или для Бога?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Если ему хочется... Если он для Бога предлагал, то есть он эту пищу уже отдал, он её отдал уже Богу, она ему уже не принадлежит. А то, что отдал - легче уже дальше раздать. Поэтому человек, который действительно для Бога предлагал, действительно прасад, он без труда, ему хочется отдать эту пищу кому-то другому. И поэтому люди, которые действительно предлагают пищу Богу, они рвутся кому-то это дать попробовать. Рвутся дать не то, что попробовать, в смысле «хороший я сделал?» Что-нибудь такое - нет, просто желание, чтобы все попробовали прасад, потому что это милость. Гоура Нитай Ки Джай! Вот. То есть, это критерий, очень простой критерий. Просто, когда мы снимаем с алтаря, надо посмотреть: мне хочется кому-нибудь дать этот прасад или мне хочется самому всё съесть? Если самому всё съесть, значит это не прасад, потому что я никому его ещё не предлагал. Как понять, что я предлагал? Когда мне не хочется самому, я уже предложил, отдал, уже такого сильного желания самому есть нет. Когда говоришь: «А-а-а! Наконец-то, наконец-то, прасад ко мне пришёл...»
[Из зала]: У меня такой вопрос [неразборчиво] Это прасад или не прасад? Почему вы думаете, что Кришна [неразборчиво] вашей преданности [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: А если нет преданности?
[Из зала]: [неразборчиво]

00:56:14 [Торсунов О.Г.]: Ну, короче говоря, всё правильно, я согласен, что это всегда прасад, но..
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Смысл заключается в том, что мы, чтобы мы действительно предлагали Богу. Мы должны понять такую вещь, что мы не должны думать, что это прасад. Мы не должны. Мы должны иметь ответственность хоть немного. «На самом деле Кришна, Он съест, нет проблем. А, съест, Гоура-Нитай всё съедят!» [смеётся вместе с залом] Всё себе, да? Такого настроения не должно быть, понимаете? Мы должны понимать, что преданный – он растёт, повышает свой уровень духовности, когда он понимает, что не всегда он делает правильно. Как он предлагает, он должен понять, понимаете? Это очень важно, настроиться во время предложения. Мы, если мы в таком настроении: «Да они всегда съедят, никаких проблем», то значит, что у нас будет всегда... Мы будем деградировать, у нас не будет уровня хорошего предложения, понимаете? Потому что они-то съедят, а вот что в нас изменится от этого в лучшую сторону? Да? Есть же сева-апарадхи, и так далее, и всё прочее. Это всё копится. Хотя Гоура-Нитай не принимает оскорблений.
[Из зала]: Если в том случае, когда раздаёшь, а к тебе подходят и говорят: «Дай ещё, дай ещё», вот в таких случаях[неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Просто здесь надо руководствоваться таким: если вы видите, что всем остальным не хватает, то вы должны ему дать. Что? Что вы должны ему дать?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: А чего ему не хватает?
[Из зала]: Вот дай ещё!
[Торсунов О.Г.]: Чего такому человеку не хватает?
[Из зала]: [неразборчиво]

00:58:07 [Торсунов О.Г.]: Ему не хватает просто чего-то, понимаете? Ему не хватает Кришны. Надо просто дать такому человеку, если ты не можешь прасад ему дать, надо подойти к нему, погладить по головке и сказать: «Слушай, я могу тебе кусок мяса от себя отрезать там или ещё что-то там. Я тебя просто люблю, я могу тебе отдать свои почтительные поклоны, но прасад не могу, потому что все остальные голодные останутся». И тогда он будет полностью удовлетворён. Он скажет: «Да мне уже и не надо»
[Из зала]: [смеются]
[Торсунов О.Г.]: Всё. А если мы, вот это как раз помните начало самой лекции? Мы сказали, что человек должен всем давать пожертвования и он не должен думать, что если он не может дать материальное пожертвование, значит он вообще не должен давать пожертвования. Так? Так зачастую бывает у нас. Если мы не можем человеку дать пожертвование в виде прасада и говорим, что у нас нет, в этом случае мы тогда как поступаем? Мы говорим: «У нас нету!»
[Из зала]: [смеются]
[Торсунов О.Г.]: Да? То есть, мы вообще ничего ему не хотим давать в этом случае. Это не правильно. То есть, если мы не можем прасад дать, значит нужно дать свою любовь, так? Что-то надо дать, но очень трудно это сделать. Мы должны стремиться к этому, потому что нам кажется, что он несправедливо относится к нам, он требует больше, чем я могу дать, негодяй, да? Хочется ругаться, но на самом деле, человек никогда не требует больше, чем ему надо. Если ему что-то хочется, ему хочется, понимаете? Если для себя хочется, значит пока не получилось, надо дать хотя бы человеку уважение, тактичность, но это очень трудно. Это уже человек, который так делает, он находится в благости, несомненно.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Да?
[Из зала]: [неразборчиво]

Пожертвование и чувственные наслаждения

01:00:11 [Торсунов О.Г.]: Всё правильно, но здесь имеются ввиду аскезы в благости. То есть, не надо отказываться от аскез, но если каждую фразу будем расшифровывать... То есть, аскез сколько в благости... Здесь просто шлока, она такая, более сжатую информацию имеет. Вот. Потом есть конкретно вот в 18-й шлоке, 27-й стих, комментарий, Шрила Прабхупада подводит вывод всему этому и говорит, что «раздавая пожертвования, мы очищаем своё сердце», - всё, конкретно. И вот есть такое интересное в Ману-смрити, есть такое высказывание: «Кто никогда не добьётся совершенства в выполнении жертвоприношений...» «Никогда не добьётся...» Представляете, есть такое даже. «...человек, который подвержен влиянию привязанности к чувственным наслаждениям». Если человек сильно привязан к чувственным наслаждениям, он никогда не добьётся совершенства в выполнении жертвоприношений. И каких конкретно? Тут написано тоже: «В изучении Ведической литературы». Это жертвоприношение или нет? Как называется? Сватьяя-ягья. Дальше: совершение жертвоприношений просто обычное. Третье: следование правилам и предписаниям; в даче пожертвований – это то есть уже пожертвования; и в совершении аскез никогда не добьётся совершенства, если он имеет склонность заниматься чувственными наслаждениями.

01:02:04 [Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Если человек привязан к чувственным наслаждениям, он никогда не достигнет совершенства в изучении Ведической литературы, в совершении жертвоприношений, в даче пожертвований и совершении аскез, то есть ни в чём, другими словами. [смеётся] Теперь, когда человек никогда не получит реального блага, то есть настоящего блага в совершении жертвоприношений? Здесь говорится, не вообще не получит никакого блага, а когда человек не получит реального блага. То есть, благо бывает не реальное, а такое, призрачное. И есть в Падма пуране тоже такая шлока, что человек не получит реального блага, если он совершает аскезы, жертвоприношения или пожертвования, если он не поклоняется Господу Говинде. То есть, надо поклоняться Господу, совершая эти пожертвования. Вот. Кришна говорит такую фразу: «Предлагай свои дары Мне», и Шрила Прабхупада по этому поводу отвечает в своём комментарии, что значит предлагать свои дары Мне? Вот кто как понимает? Если у нас есть какие-то излишки, Кришна говорит: «Предлагай их Мне». И кто как понимает, что это значит?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Ну как вот это процесс сам предложения осуществляется? Как мы предлагаем?
[Из зала]: [неразборчиво]

Великие пожертвования в истории

01:03:55 [Торсунов О.Г.]: Вот сейчас будете смеяться, я вам сейчас прочитаю, как Шрила Прабхупада отвечает на этот вопрос, он говорит, 9-я глава, 27-й стих, комментарий: «Каждый человек стремится, склонен совершать пожертвования. Кришна говорит: «Предлагай свои дары». Это значит, что все имеющиеся у нас излишки денег необходимо использовать для поддержания движения Сознания Кришны». Ясно, как? Конкретно вполне. Не то, что там где-то в облаках. «Предлагай свои дары Мне». «Ну вот, я Тебе предложил...»
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Вот. Иногда пуджа похожа на... Вот, обманщики, они тоже делают пуджу, знаете? У детей есть такая игра: они берут конфетку, крутят вот так перед носом, раз - и себе в рот. [смеётся] Кому он пожертвовал эту конфетку? Точно так же всё вращает, но в результате знает, что он в рот себе её положит. В этом заключается проблема. Вот. Поэтому мы должны понять, для чего мы это делаем. Какое самое серьёзное пожертвование сделал Шрила Прабхупада?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Вот. Здесь говорится, что самое большое пожертвование, которое сделал Шрила Прабхупада – это его книги. Потому что это автоматически означает распространение Сознания Кришны. Если бы не было книг, не было бы распространения. Понимаете?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Нет, мы говорим про Шрилу Прабхупаду, то есть вопрос такой: какой Шрила Прабхупада сделал? И здесь дополняется, что его сотни книг и также лекции, которые он записал, его бесед и различных утренних прогулок, даршанов и так далее – это самое большое пожертвование. Это в другом месте ещё тоже повторяется.

01:06:22 Кто, совершая пожертвования, получит освобождение и достигнет духовного царства? Знаете, кто? Тот, кто... Личность, которая полностью поглощена в сознание Кришны, совершая [неразборчиво], несомненно достигнет, абсолютно точно. Если человек... И здесь дополняется, что это произойдёт в том случае, что он посвящает всю жизнь свою Верховной Личности Бога, он тогда точно, несомненно, достигает духовного царства. То есть, человек должен находиться в сознании Кришны – раз, и он должен посвятить Кришне всю свою жизнь. Когда человек совершает пожертвование в трансцендентном сознании, такое пожертвование называется пожертвованием для Абсолюта. То есть, для того, чтобы для Абсолютной Истины, для Кришны по-настоящему сделать пожертвование, надо иметь трансцендентное сознание. Тяжеловато без него. Вот. В этом случае всё становится духовным. Это есть такая шлока, что становится духовным то, что человек сделал пожертвование. Сам человек, его пожертвование становится духовным. Вот. Потом все предметы пожертвования становятся духовными. Вот. И всё это находится в Абсолюте. А какое духовное пожертвование Шрилы Вьясадевы?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: А? Шримад Бхагаватам – его духовное пожертвование Кришне. Он пожертвовал эту книгу.

01:08:13 А какое поэтическое пожертвование Шукадева Госвами сделал?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Рассказал, да. И говорится, что это самое высшее поэтическое пожертвование, которое только существовало во Вселенной, когда Шукадева Госвами рассказал Шримад Бхагаватам. Потому что он стихами рассказал. И поэтому он называется поэтом среди всех мудрецов, да? Шукадева Госвами. Теперь такой вопрос: почему у нас Бог отнимает средства? Насущный, насущный вопрос. Шримад Бхагаватам, 7-я Песнь, 14-я глава, 8-й стих.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: А?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Ну это понятно, всё правильно, вот я вам сейчас как Шрила Прабхупада ответил, расскажу: «Человек может требовать богатства столько, сколько требуется для поддержания тела и души вместе. Но тот, кто хочет обладать большим богатством, чем ему необходимо, то этого человека надо считать вором, и он, несомненно, будет наказан законом природы». Да. То есть, почему у нас отнимаются средства? Потому что мы хотим лишнего, больше, чем положено. Получим ли мы больше, чем положено при этом? Нет. Мы получим ровно столько, сколько нам положено. Но если мы хотим получить больше, то у нас всё отнимут. Понимаете? Нам больше не дадут, потому что не положено. Но если мы хотим больше, всё время хотим больше, то у нас даже отнимут то, что у нас есть, потому что мы будем наказаны за то, что мы... Это здесь в этой шлоке написано, закон природы нас накажет. Представляете, проблема какая? Поэтому не надо хотеть большего, опасно для жизни. [смеётся] Можно вообще всё потерять.

Шесть долгов брахмана

01:10:33 Теперь Шрила Прабхупада пишет: «Если мы излишки своих денег ложим в банк без цели непосредственно использовать их в служении Богу, и увеличиваем таким образом свой счёт в банке, не имея желания заниматься преданным служением, такое настроение называется в Бхагавад-гите, - Шрила Прабхупада говорит, - демоническим. Только демоны так поступают». Вот такая проблема ещё может быть. Можно ли давать пожертвования брахману, то есть брахман может делать пожертвования или нет, сам?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: А? Брахман может пожертвования совершать?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Может. Вот сейчас перечислим долг брахмана. Существует шесть долгов брахмана: первое - изучение Вед, второй долг брахмана – обучение ведическому образованию. Таким образом, если брахман просто изучает Веды, его спрашивают: «Ты чего лекции не читаешь?», он отвечает: «Я же брахман, изучаю Веды, в этом заключается мой долг». Вы тогда ему скажете, что надо ему прочитать Шримад Бхагаватам, 5-ю Песнь, 17-ю главу, 1-й стих. Если ему недостаточно будет, скажите ему, пускай прочитает Ману-смрити, 1-ю главу, 88-й стих. Там написано 2-м пунктом: «Обучение Ведическому знанию». Дальше, третий пункт: «Брахман должен совершать жертвоприношения ради собственного блага, чтобы очиститься» Он должен ради собственного блага совершать жертвоприношения. Вот.

01:12:25 И также, он должен для блага других совершать жертвоприношения – это четвёртый пункт. Обязательно брахман, обязательно (пятый пункт) должен раздавать милость всегда. Брахман должен раздавать. Если брахман считает, что он не должен раздавать милость, то он не выполняет своих обязанностей. И брахман обязательно должен принимать пожертвования – это тоже очень важно. А вот если человек другой какой-то деятельностью занимается, является ли он брахманом или нет?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: А вот в Шримад Бхагаватам написано, что в крайнем случае, в случае крайней необходимости, чтобы не совершали оскорбления, надо брахманов, которые этим занимаются в случае крайней необходимости, и существует 5 пунктов, которыми брахман может заниматься в случае крайней необходимости. Он может сам собирать зерно на поле, если больше некому собирать – раз. Он занимается ведь не изучением Шастр, а сбором. Дальше: он может собирать без просьбы о подаянии, то есть он может прийти что-то и взять, если совсем давать не хотят. Брахман, если человек брахман, он может так сделать. Если человек не поймёт, у него будут проблемы. Вот. Он может получать зерно в виде пожертвования. Вот. Он может заниматься земледелием в случае крайней необходимости сажать, сеять там и так далее, и пятое - он может заниматься торговлей в случае крайней необходимости. Поэтому, пожалуйста, это Шримад Бхагаватам, 7-я Песнь, 11-я глава, 18-20-й стихи.
[Из зала]: 5-е и 6-е[неразборчиво]

Жертвоприношения и милость Господа

01:14:18 [Торсунов О.Г.]: 5-е и 6-е – это... Есть только пятое – это торговля.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Четвёртое – это земледелие. А долги брахмана – это пятое, и шестое - раздача милостыни и принятие пожертвований.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: В крайней необходимости может брахман, - в Шастрах написано.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Нет. Настоящий брахман не спускается. Итак, как мы можем обрести милость у Господа, совершая жертвоприношения? Существует семь пунктов. Первое – это дравья, то есть жертвоприношения различных видов пищи и имущества. Второе: деша – это действовать в зависимости от места. То есть, человек, который действует в зависимости от места, что-то делает для Господа, он таким образом совершает жертвоприношение. Третье – кала, действие в зависимости от времени. Если человек знает, в зависимости от времени как надо поступать, он может совершать жертвоприношения для Господа, таким образом. Дальше - мантра, то есть предложение гимнов Господу, он может так совершать жертвоприношение. Пятое – ритвик, жертвоприношение при помощи жреца. Если ты просто хочешь какое-то жертвоприношение сделать, надо жреца пригласить, он сделает - считается, что ты совершаешь жертвоприношение. Понимаете? Ты сам не можешь, не обладаешь квалификацией. И дхана – соблюдение регулирующих принципов – это тоже жертвоприношение для Господа. Если мы это делаем, умонастроение для Господа. Если человек соблюдает регулирующие принципы не для Господа, то это уже будет на уровне гуны благости, а не для Господа. Мы перечисляли для Господа. Шримад Бхагаватам, 5-я Песнь, 3-я глава, 2-й стих.

Вопрос о брахманах

01:16:24 Какие вопросы будут по этой теме?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Да.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Я ещё раз повторяю, вы, наверное, как-то не дослушали. Здесь имеется ввиду, что он занимается этим в случае крайней необходимости.
[Из зала]: [неразборчиво] А что значит крайняя необходимость?
[Торсунов О.Г.]: Крайняя необходимость значит... Для брахмана существует только одна крайняя необходимость – это когда он умирает. То есть, когда у него нечего кушать или у его семьи.
[Из зала]: А если такой необходимости нет, это уже не считается?
[Торсунов О.Г.]: Нет, конечно. То есть, если у него есть средства какие-то на жизнь, брахман не должен быть богатым. Брахман посвящает свою жизнь изучению духовного знания, и поэтому не имеет смысла быть богатым. Он не должен быть богатым. Он просто должен жить на то, что у него есть, и всё. Если ему не хватает, значит он уже не брахман, значит он вайшья или кшатрия - в зависимости от того, чего ему не хватает. Если ему не хватает славы – значит он кшатрий. Если ему не хватает денег, значит он вайшья. Если ему просто время девать некуда, значит он шудра, бездельничает просто - значит, он шудра просто, и всё.
[Из зала]: А если[неразборчиво] в страсти?

Вопрос о пожертвовании в правильное время

01:17:47 [Торсунов О.Г.]: Нет, почему? Мы же проводим службу, допустим, вечером - и что, это в страсти?
[Из зала]: Нет, вы сказали, ночью[неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Нет, я сказал пример. Допустим, вы прасадом кормите зернобобовым человека ночью. Он спит, а вы подходите и говорите: «Я хочу вам сейчас пожертвовать пищу». Он скажет «Слушай, отстань от меня».
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Вы поймите, что ночью тоже можно совершать какие-то жертвоприношения. Просто вы подходите, человека будите и говорите: «Я хочу тебя накормить, у меня возродилось в сердце желание совершить жертвоприношение». Он говорит: «Дай поспать», он говорит: «Нет, погоди, ты поешь, потом поспишь, это очень важно для меня». [смеётся] Человек садится, он начинает есть, и он недоволен остаётся. [смеётся] Давайте порассуждаем ещё. Какие ещё у вас вопросы?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: А?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Почему, нет? Почему, нет? Можно. Только не надо это делать так...
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Да-да-да, правильно. Санкиртана - это стараться делать так, чтоб люди не сильно пугались – это очень важно.

Вопрос о служении

01:19:01 [Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Да, но они [неразборчиво] делаться для Господа. И как это называется? Хором! Когда четыре регулирующих принципа... Правильно, когда четыре регулирующих принципа соблюдается для Господа – это садхана-бхакти. То есть, это бхакти уже, представляете? Бхакти, то есть преданное служение. Начинающий так сразу, человек просто воспевает Святые Имена, и он соблюдает... Начинает соблюдать регулируемую жизнь – это уже преданное служение, таким образом.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Это проблема.
[Из зала]: Это проблема, в любом случае.
[Торсунов О.Г.]: Не в любом случае, но это может быть большой проблемой. Мы просто должны понять, что значит божествам. Если при этом храм, допустим, может быть уничтожен, и мы покупаем, допустим, не одежду божествам, а платим долги храму с этих денег, это означает, что мы для божеств это делаем, иначе просто их... Как будешь им поклонятся? То есть, другой момент - когда заведомо зная, что мы можем обойтись, мы берём и используем деньги для божеств не по назначению. То есть, использование пожертвований не по назначению – это очень большой грех. Надо просто, вот поэтому... Почему, почему здесь живут преданные в храме, почему к ним приходят, как к святым людям? Потому что всё, что они делают, обладает очень большой ответственностью, понимаете? Человек деньги принёс, и это значит, что или он попадёт в ад, или он попадёт в рай, или он попадёт в духовный мир от того, что он принёс деньги.

01:21:06 Понимаете? Всё зависит от нас уже. Поэтому здесь должны жить ответственные люди, которые знают, как использовать пожертвования, иначе тогда процесс жертвоприношения не будет завершённым. Почему Кали юга, почему Век деградации? Потому что мы не завершаем жертвоприношений, понимаете? Поэтому Кришна пришёл как Господь Чайтанья и говорит: «Хотя бы просто Святые Имена повторяйте, и всё будет хорошо». Да?
[Из зала]: [неразборчиво] звонили-звонили-звонили и они знали, что я не могла открыть, потому что пуджу проводила. Потом, когда я уже провела пуджу, и открыла, начался большой-большой скандал... И мне начали проповедовать, что я должна была бросить пуджу и открыть дверь, потому что Кришна говорит, что для преданных ты должен бросить всё и побежать. Правильно я поступила или эти люди? Потому что очень большой скандал был, и вообще... То есть, я не могу понять до сих пор: правильно ли я поступила?
[Торсунов О.Г.]: Я сейчас вам объясню. Это объясняется с помощью «Источника вечного наслаждения». Там есть одно место, где брахманы проводили жертвоприношения, и к ним пришли Кришна с Баларамой... Просто мы должны бояться, что Кришна может звонить, [смеётся] такой вариант тоже может быть.
[Из зала]: Но я точно знала, что это [неразборчиво]

01:22:46 [Торсунов О.Г.]: [смеётся вместе с залом] Ну это тогда я не знаю, потому что если вы точно знали и специально не открывали... То есть, знаете, на самом деле я могу отшучиваться, но это вопрос очень сложный, на него может ответить только ваше сердце, потому что человек не должен останавливать поклонение Господу ни при каких обстоятельствах с одной стороны. Но если это угрожает жизни или проблемы создаёт какие-то, то человек должен, может быть, как-то, я не знаю, в уме продолжать поклоняться и что-то там сделать так действия, которые от него требуются. В общем, вопрос очень спорный. То есть, здесь...
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Да. Но прервётся поклонение. Но, в принципе, да, можно дверь открыть, можно организовать лучше, но всё равно какие-то будут там проблемы, обстоятельства во время поклонения. Так или иначе, вам сердце должно подсказать, как делать.
[Из зала]: А вот тоже самое [неразборчиво] встретить - я так и делаю служение, но должно отдвигаться, но я беру в расчёт, что это преданные, ну как бы очень хорошо встретить.

01:24:16 [Торсунов О.Г.]: Преданные требуют любви, ласки и заботы. Можно ему что-то дать с собой. Если всё зависит от уровня, вот. На самом деле, есть такая шлока, там говорится «тасья карья на-видьяте» - для этого человека не существует никакого долга. Для какого? Если такие люди, атмараки. Знаете, кто такие? Атмараки – это те, кто удовлетворены в самом себе. Что значит, человек удовлетворён сам в себе? Значит, он осознал себя, осознал свою духовную природу. Если человек осознал свою духовную природу, от него излучается такая сила, что все удовлетворены им, просто присутствием, понимаете? Поэтому от этого человека никто ничего не требует. Поэтому, если мы находимся в таких критических ситуациях, когда мы что-то должны срочно дать, но мы не можем дать то, что нам положено, то самое главное - мы должны знать, что мы прежде всего должны дать вот эту силу счастья человеку. Надо просто его полюбить, дать ему счастье, послужить его внутренней воле. И если мы это делаем очень сильно и с большим желанием, то человек уйдёт более-менее удовлетворённым. Но если мы тренируемся и делаем это постоянно, пытаемся каждый раз пересиливать себя в этом и всегда хотим, чтобы человек удовлетворился хотя бы в уме, тогда несомненно мы не будем... Вот этот долг, как грихастха, он уже будет вставать на втором плане, потому что когда человек приобретает духовные качества, то для него не существует такого долга по варнашраме. Он уже может просто отдать свой долг. Например, в варнашраме, допустим, Харидас Тхакур должен был просто уйти из того места, где пришла к нему эта женщина-проститутка. Но он не ушёл. Почему? Потому что он находился на том уровне, что он не привлекался её телом.

История царя Инригу

01:26:11 То есть, он был атмараки - удовлетворён в самом себе, и он просто продолжал воспевать Святое Имя из сострадания, хотя он не должен был рядом сидеть с молодой девушкой, особенно по тем временам, когда Господь Чайтанья там присутствовал, было всё очень строго для брахмачари. И тем не менее, она стала преданной, и он не пал, потому что он был атмараки, то есть удовлетворён в самом себе. Для него не существовало такого долга, который существует для всех обычных брахмачари или санньяси. То есть, он уже вышел из этого уровня. Мы должны стремиться к этому уровню, мы должны отдать человеку хотя бы что-нибудь, мы должны стремиться отдать ему своё счастье, свою любовь к Богу, если мы не можем дать то, что мы должны дать. Не всегда человек может дать то, что он должен дать. Бывают такие случаи, мы знаем, когда человек может даже ящерицей родиться, мы знаем, когда... В «Источнике вечного наслаждения» написан случай: человек раздавал 100 000 коров, 100 000 коров раздал, покрашены золотом рога, - там описывается. И там со всеми украшениями, как положено, и одна... Как его звали? Инригу. И одна корова, так получилось, он не разделил эти пожертвования, он сделал это, он не учёл обстоятельства - последнего фактора, он не сделал так, чтоб в разных местах эти коровы находились. А как-то они были немножко близковато, и одна корова по глупости своей взяла перебежала из одного стада в другое. Но он просто не знал об этом, не заметил. И в результате что получилось? Этот брахман посчитал и видит, что одной коровы не хватает. А он знает, что его обязанность - принимать пожертвования, обязан он это делать.

01:27:59 И он говорит: «Слушай, ты недодал мне корову, додай, потому что моя обязанность принять у тебя это пожертвование». А тот говорит: «Я додал». А тот посчитал, у него лишняя, но он говорит: «Если ты мне пожертвовал больше – я принимаю. Вот ты мне пожертвовал это, ты сказал, что это все твои, я пересчитал - одна лишняя – принимаю». Тот говорит: «Нет-нет, это моя», тот говорит: «Это мне». И всё, здесь закон уже. Ты не можешь отдать. То есть, это тебе пожертвовали, ты не можешь отдать просто. И начинался серьёзный конфликт, и закончился тем, что этот царь Инригу родился ящерицей. Представляете, какая опасность, когда мы как бы не учитываем всё во время пожертвования? Вот. Поэтому здесь всё не учтёшь, и бывают такие ситуации, когда совершаешь ягью какую-то там, поклонение божествам или что-то ещё, и всякие бывают ситуации, надо напрячься очень сильно, чтобы понять, как правильно поступить. Вот. Ну, я не знаю. Ещё, какие вопросы? Всё? Один вопрос?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Как-как?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: ...карма. Вы знаете, это надо смотреть. То есть, я сейчас на взлёт не скажу, это серьёзная тема. Вот. Ну ладно, я не смогу вам так сразу сейчас ответить. Ну ладно, Харе Кришна!

транскрибирование: Анна Колесниченко | Донецк | Украина | 13 января 2012