ШБ 5.1.18 - Деяния Mахараджи Приявраты

05 March 1999
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 01:48:58 | качество: mp3 64kB/s 50 Mb | прослушано: 157 | скачано: 329 | избрано: 10
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

йах шат сапатнан виджигишамано
грхешу нирвишйа йатета пурвам
атйети дургашрита урджитарин
кшинешу камам вичаред випашчит

йах - который; шат - шесть; сапатнан - противников; виджиги-шаманах - желающий одолеть; грхешу - в семейную жизнь; нирвишйа - вступив; йатета - пусть старается; пурвам - прежде всего; атйети - побеждает; дурга-ашритах - укрывшийся в крепости; урджита-арин - грозных врагов; кшинешу - в утратившем силу; камам - вожделение; вичарет - пусть идет; випашчит - искушенный, знающий.

Семейный человек, неустанно обуздывающий свой ум и пять органов чувств, подобен царю, который, укрывшись в крепости, побеждает могущественных врагов. Когда такой человек пройдет школу семейной жизни и его плотские желания ослабеют, он может отправляться куда угодно, ничего уже не опасаясь.

КОMMЕНTАРИЙ: Предписанное Ведами деление общества на четыре варны и четыре ашрама естественно и закономерно. Tакое общественное устройство призвано помочь каждому человеку обуздать свои чувства. Еще на стадии ученичества, то есть прежде чем обзавестись семьей, человек должен пройти надлежащую подготовку и стать джитендрией, "победителем чувств". Ученику, получившему такую подготовку, разрешается вступить в грихастха-ашрам и создать семью, и, поскольку его с самого детства учили владеть своими чувствами, в пятьдесят лет или немного позже, когда молодость с её бурными желаниями пройдет и приблизится старость, он оставит семейную жизнь и станет ванапрастхой, а затем, завершив этот этап своего духовного развития, примет санньясу. Tакой человек, в совершенстве постигший духовную науку и отрешившийся от всего мирского, может отправляться куда угодно, не боясь стать невольником материальных желаний. Чувства - наши злейшие враги, но как царь, укрывшись в надежной крепости, способен победить могущественных врагов, так и семейный человек, находясь в грихастха-ашраме, способен справиться с плотскими желаниями (которые особенно сильны в молодости) и уже без всякого риска принять ванапрастху и санньясу.