Жизнь домохозяина в ведической культуре

Аюрведа радио - 18 января 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Ведическая семья» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:10:09 | качество: mp3 24kB/s 12 Mb | прослушано: 318 | скачано: 453 | избрано: 2
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:01 Здравствуйте, дорогие друзья! Мы с вами начинаем передачу живого эфира «аюрведа-радио». В эфире Критский Владимир Георгиевич. И, сегодня, как обычно, по пятницам, темой нашей передачи является «Философские основы ведической культуры». Мы с вами кратко повторим, о чем шла речь на предыдущих передачах, и затем перейдем к новой теме, которая сегодня будет «уклад семейной жизни», называемая грихастха-ашрам. Пожалуй, очень важная и очень интересная тема. И, практически очень важная для современных людей, потому, что большинство взрослых людей на каком-то этапе своей жизни женятся или выходят замуж, и к сожалению не всегда удачно.

00:01:02 Так вот, кратко можно сказать, что ведическая культура – это культура взаимного уважения и любви, культура счастья. Каким образом человеку жить в этом мире, чтобы быть счастливым и чтобы приносить счастье окружающим людям. И, поэтому, она очень естественна, потому, что она соответствует нашим лучшим внутренним духовным идеалам. Принципы чистоты, принципы любви, уважения, т.е. это то, что греет сердце любого нормального человека. Поэтому, совершенно не правильно считать эту культуру индийской, иностранной. Это культура счастья.

00:02:09 И, мы с вами на прошлых занятиях рассматривали основные принципы ведической культуры. Первый принцип, изначальный принцип дхармы, или принцип исполнения своих предписанных обязанностей. В принципе, это есть в любой культуре, в любой, даже в материальной культуре есть этот принцип долга. Но, в ведической культуре подчеркивается, что исполнять свои обязанности человек должен бескорыстно. Ни ради каких-то материальных целей, ни ради награды, а вот, ради самого долга. В Бхагават-гите, которая является, можно сказать, основным произведением ведической литературы, ведется диалог между Кришной, который олицетворяет эту высшую мудрость и Кришна дает наставление Арджуне, который был его другом и учеником. Но, он в следствии какой-то слабости сердца не хочет исполнять свой долг и сражаться. Хотя сражаться было его непосредственной обязанностью. Сама ситуация сложилась таким образом, что пандавы, к которым принадлежал Арджуна были не законно лишены царства, были изгнаны из-за нечестной игры в кости. Причем они не были слабыми. Они были очень сильными войнами, но, будучи праведными царями, они хотели исполнять свой долг, особенно старший царь Юдхиштхира – он был настолько честным и праведным, что он категорически возражал против того, чтобы восстановить справедливость силой. И когда, в следствии этой игры пандавы удалились в лес на 13 лет в изгнание, по настоянию Юдхиштхиры они полностью выполнили все свои обязательства, свой долг, по отношению к своим братьм кауравам, которые захватили трон нечестным образом. И только по истечении срока они вернулись обратно и попросили, чтобы им вернули их половину царства. И, вот эта, противоположная сторона, кауравы, которых возглавлял очень нечестивый и злобный царевич Дурьодхана, категорически отказалась исполнить их требования, и тогда стала неизбежной война.

00:05:17 И вот, критический момент перед началом битвы на поле Курукшетра, Кришна дает Арджуне наставления по смыслу человеческой жизни и по высшей духовной культуре, в чем состоит наш высший долг. И он произносит такие слова: «Сражайся лишь ради самого сражения, не принимая во внимание выигрыш или потерю, счастье или несчастье, выигрыш или потерю, победу или поражение, и таким путем ты никогда не навлечешь на себя греха». Т.е. в данном случае для Арджуны, который был царевичем, кшатрием, его долгом, его предписанным долгом было сражаться, отстаивать правое дело. Но, он не хотел этого делать из-за того, что на противоположной стороне были его родственники, друзья, и даже старшие. Но, Кришна, в ответ на его сомнения и колебания рассказывает ему бессмертную Бхагават-гиту, которая является высшим наставлением по человеческой морали.

00:06:38 Так вот, этот первый принцип, который мы с вами проходили, это принцип бескорыстной деятельности, т.е. ни ради каких-то плодов, ни ради материальной награды, а ради исполнения своего долга, ради духовного совершенствования, ради очищения своей души. Затем, мы рассматривали принцип чистоты. Этот принцип подразумевает не только чистоту внешнюю, физическую, но и чистоту внутреннюю, чистоту мыслей, чистоту желаний. Затем – принцип защиты слабых, принцип почитания старших и т.д. Мы говорили о том, что ведическая культура называется варнашрама, т.е. она подразумевает деление общества на 4 варны или социальных класса, 4 ашрама. Четыре социальных класса это: класс интеллектуальных людей – брахманов, администраторов или кшатриев, к которым принадлежал Арджуна, затем торгово-экономический класс – это вайши, и наконец рабочий класс – это шудры.

00:08:19 И мы говорили о том, что это деление общества на классы естественно, и оно имеет место в любом обществе, в т.ч. скажем в современном обществе, или в дореволюционном обществе России. Потому, что ведическая культура, в целом, естественна для человека. Мы также говорили о том, что в ведической культуре не было онтогонистических противоречий, т.е. каждый знал свои обязанности, понимал свои обязанности и не было взаимной зависти, потому, что в современном обществе это является одной из главных проблем, что те, кто стоят ниже на социальной лестнице являются как бы угнетенными, ущемленными, и они завидуют тем, кто стоит выше, тем, кто относится к предпринимателям, к «новым русским», к каким-то там, я не знаю, политикам. Но, в ведической культуре подразумевалось, что каждый человек не только, как бы понимает своё место, но и понимает свои возможности, свои ограничения, что положение человека в том или ином статусе подразумевало определённый долг и определённые качества. Т.е. если человек исполняет обязанности брахмана, то он имеет одни качества, если он исполняет обязанности кшатрия, он имеет другие качества, если он исполняет обязанности вайши, то он имеет третьи качества. И человеку, находящемуся в одном месте, и имеющему одни качества очень не легко занять другое место и исполнять обязанности другого человека. Вот это была как бы объективная, реальная причина, почему не было онтогонистических противоречий и взаимной зависти.

00:10:38 Затем мы в прошлый раз начали рассматривать тему «деление общества на ашрамы и духовные уклады». Первое, что мы рассмотрели – это был ашрам ученичества. Само слово «ашрам» означает защиту, прибежище, т.е. когда человек находится в определённом ашраме, он находится под защитой судьбы, под защитой как бы высших сил, поскольу он исполняет общий план предначертания господа Бога. И ашрам ученичества – это самый первый, который проходят практически все, и он подразумевает определённые навыки, определённые обязанности. Первые главные обязанности, естественно, это учиться, учиться, учиться, и также развивать в себе качества смирения, послушания. Это необходимо для того, чтобы ученик мог добросовестно исполнять свои обязанности.

00:12:03 И, наконец, мы с вами сегодня переходим к новой теме, это именно уклад семейной жизни, так называемый «грихастха-ашрам». Это, я думаю, будет для всех очень интересно. Итак, дорогие друзья, мы начинаем рассматривать эту тему «грихастха-ашрама», ашрама семейной жизни. И первое, о чем можно сказать, это, что тема эта достаточно интересная и популярная. Взаимоотношения мужчины и женщины находятся в центре внимания современной культуры. Различные кино, спектакли, произведения мировой литературы ставят эту тему любви в центре внимания. Но, зачастую это сейчас выходит за рамки нормальной культуры, нормальных традиций потому, что под любовью подразумевается нечто совсем другое, что можно назвать не любовью, а эгоизмом или эксплуатацией, попыткой назвать красивым именем свои, в общем-то, корыстные эгоистические мотивы, когда один из партнеров пытается извлечь максимальную выгоду, максимальное наслаждение за счет другого. И это естественно, приводит к проблемам, когда другой человек понимает, что его на самом деле не любят, а просто эксплуатируют. Иногда это бывает даже взаимно. Бывает, что и мужчина пытается эксплуатировать женщину, женщина пытается эксплуатировать мужчину. И поэтому, неизбежно наступает разочарование и результатом является ситуация в современном мире, когда большая часть браков распадается, где-то порядка 70%, а иногда и больше.

00:14:43 Так вот, ведическая культура, ведическая традиция могла решить эту проблему, как это не покажется странным. Даже в современной Индии, где ведическая культура в общем-то далеко не всегда в почете, далеко не всегда она хранится, и сейчас зачастую, более популярной становится современная, западная культура из-за как бы обмена между людьми, из-за того, что Индия в течении 200 лет была колонией Англии. Но, все-таки еще сохранились какие-то традиции. Так вот, в современной Индии разводов практически нет, хотя по законодательству разводы разрешены, но, реально разводы составляют примерно 1 % от существующих браков. По сравнению с 70%, которые мы имеем на Западе, это разница весьма колоритная.

00:16:06 Каким же образом удавалось сохранить эту чистоту, эту стабильность семейных отношений? В первую очередь нам нужно рассмотреть особенности психологии мужчины и женщины. Мужское начало, мужское эго подразумевает необходимость доминирования. Мужчина по своему характеру, нормальный, средний мужчина, конечно, сейчас бывает, что мужчины обладают какими-то качествами, которые больше похожи на женские качества, и наоборот, но, для нормального, среднего мужчины, для него естественна определённая позиция контролирующего, т.е. личности, которая за что-то отвечает, опекает, заботится и обеспечивает соответственно своих подопечных. Т.е. называется настроение Пуруши, т.е. личности, наслаждающегося, и это проявляется как на работе, так и особенно в семейной жизни.

00:17:43 Настроение женщины, и опять же, я имею в виду нормальную женщину, а не современных женщин, которые пытаются подражать мужчинам, пытаются контролировать, управлять, ходить в брюках, курить, пить и т.д. Женщинам не так просто копировать самые возвышенные мужские качества, и поэтому, они зачастую копируют низменные мужские качества, что, конечно, весьма плачевно. А, как раз к высшим мужским качествам относится именно великодушие, благородство, милосердие и правдивость. Но, это качества возвышенные, это качества гунны благости, а легче имитировать более низменные качества, качества гневливости, или сладострастности и т.д, каких-то привычек нежелательных типа курения, алкоголя.

00:19:03 И, для женщины главным качеством является качество служения. Женщина по природе не стремится доминировать, она стремиться к тому, чтобы находиться под защитой, чтобы кто-то её опекал, защищал, чтобы она чувствовала себя под защитой. Потому, что ум женщины более нестабильный, неустойчивый, более эмоциональный, поэтому женщина постоянно нуждается в какой-то опоре, в каком-то плече, на которое она может опереться. Это очень интересным образом было открыто несколько десятилетий назад, в прошлом веке, когда выяснилось, что 2 полушария головного мозга у мужчин и у женщин действую совершенно по-разному. Правое полушарие головного мозга отвечает за эмоциональную сферу, левое полушарие отвечает за логическую, рациональную сферу. Так вот, оказалось, что у женщины эти оба полушария действуют одновременно. Т.е. женщина как бы параллельно оценивает ситуацию логически и эмоционально. Она учитывает и фактор здравого смысла, фактор выгоды и фактор эмоциональный, чувственный, на сколько ей это нравится, насколько это ей не нравится, приносит ей какое-то удовольствие, или не приносит удовольствие.

00:20:53 И у мужчин совсем по-другому. У мужчин действует либо левое полушарие, т.е. логическое, рациональное, это в нормальном состоянии. Либо, если мужчина выходит из себя у него действует правое полушарие, эмоциональное, и тогда мужчина впадает в гнев, или впадает в страсть, или еще во что-то впадает, в великодушие, начинает все дарить, раздавать. Т.е. мужчина как бы бывает в двух состояниях – или в нормальном состоянии, когда он действует разумно, логически, или в состоянии такого возбуждения, в состоянии эмоциональном, когда он под влиянием той или иной гунны становится неуправляемым. И, для женщины, как раз все достаточно как бы однозначно, все стабильно, у женщины всегда работают оба полушария. И эта особенность подразумевает преимущество и недостатки и в том и в другом случае.

00:22:14 Преимущество женщины как раз в этой стабильности, что она…тоже она, конечно, может впасть в какое-то эмоциональное состояние, расстроиться, заплакать, но, это у нее может быть под контролем. Это тоже может быть определённой, как бы план, игрой. А мужчина, если он впадает в это эмоциональное состояние, то, он действительно теряет контроль над собой. Т.е. в нормальном состоянии мужчина имеет преимущество, и он может чисто логически, эмоционально рассуждать, мыслить и как бы обстрагироваться от такой внешней, эмоциональной ситуации, и тогда он естественно играет лидирующую роль, и женщина тогда остается на вторых ролях. Но, если мужчина выходит из себя и впадает в эмоциональное состояние возбуждение, будь то состояние гнева, тамагуна, невежество, или состояние страсти, это влюбленность, ну и даже состояние такого великодушия, когда он начинает все дарить, раздавать, то, женщина, она более стабильна в этом плане, она может ему помочь и привести его обратно в нормальное состояние, напомнить ему о его долге.

00:24:04 В этой связи для нас очень важно посмотреть, какие качества наиболее важны в мужчинах, и какие в женщинах. Согласно ведам, ведической культуре, для женщины самое главное качество это целомудрие, чистота, верность, и это подразумевает, что женщина должна иметь один объект для почитания. Женщина, в идеале, должна иметь одного мужа. Муж должен быть её любимым, возлюбленным. И если женщина имеет мужа одного человека, а возлюбленного другого, то это уже означает, что женщина не целомудренна, не чиста. И, между прочим, именно это больше всего ценят мужчины. Именно это качество позволяет женщине обрести счастье, т.е. любовь и уважение со стороны окружающих, как мужчин, так и женщин. Ну, и напротив, женщина легкого поведения, которая постоянно меняет своих партнеров, ходит полураздетая, она ни у кого не вызывает уважения, симпатии, а просто либо чувство презрения и жалости, либо со стороны мужчин определённого типа чувство охоты, добычи, что есть чем поживиться.

00:26:10 И, соответственно, какое качество наиболее важно для мужчины? Конечно, можно назвать разные качества, которые очень важны. Это качества силы, решимости, мудрости, качества это в саттва гуне или в саттвы гуны с приместью раджас гуны. Но, согласно ведической культуры главным качеством мужчины в семье является ответственность, и то, что больше всего ценят в мужчинах женщины. Т.е. качества ответственности, верности своему долгу и заботе о своих близких, своих подопечных. Потому, что как раз женщины и дети больше всего в этом нуждаются. В этой связи мы можем рассмотреть обязанности мужчин по отношению к жене, и обязанности женщины по отношению к мужу.

00:27:20 Поскольку у нас шла речь о мужчинах, мы можем продолжить. Мужчина должен защищать женщину со всех точек зрения, начиная с физической, материальной точки зрения, с эмоциональной точки зрения, т.е. если женщина пришла в расстройство, у нее сдают нервы, мужчина должен её успокоить, погладить, поцеловать, и помочь ей прийти в нормальное состояние. Ну, и третье, и может быть, самое важное – это духовная поддержка. Т.е. мужчина должен в семье установить определённый духовный стандарт, стандарт чистоты, стандарт духовной жизни, чтобы его подопечные, жена и дети понимали, что не хлебом единым жив человек, что всегда духовные ценности важнее материальных. Как говорится в Библии: «Не копите себе сокровища на земле, где ржа истребляет и вор крадет, копите сокровища на небесах, где ни ржа не истребляет, ни вор не крадет». Вот основные обязанности мужчины по отношению к жене.

00:28:57 Соответственно, обязанности женщины по отношению к мужу – это тоже обязанности защиты. Женщина должна защищать мужа в первую очередь с эмоциональной точки зрения. По той причине, о которой мы с вами говорили, что мужчина не всегда находится в нормальном как бы состоянии. Если он очень устал, он раздражен, он может выйти из себя, может разгневаться и этот гнев может вылиться на жену, на детей. В этом случае жена должна очень хорошо знать характер своего мужа, как его лучше успокоить, что ему больше всего нравится и, по возможности не давать мужу повода для того, чтобы выйти из себя. Т.е. вести себя таким образом, чтобы даже вот муж усталый, пришедший с работы и может быть, раздраженный в семье найдет покой, уют, заботу и любовь. И тогда он, естественно, успокоится, у него не будет никаких оснований, чтобы выходить из себя. И, особая роль женщины в семье, это, конечно, вдохновение. Т.е. вообще, женское начало, это начало эмоциональное, начало как бы духовного и эмоционального подъема. Женщины не случайно фигурируют на всех рекламах по той причине, что они способны своим видом, своим обаянием вдохновить мужчин и не только мужчин и поэтому, в семье женщина должна использовать свои качества, свою природу для того, чтобы вдохновлять своего мужа и своих детей на добросовестное исполнение своего долга, на постоянный духовный прогресс, на то, чтобы достигать намеченных целей.

00:31:32 Постановка целей – это в основном обязанность мужчины. А вот, в процессе достижения целей женщины играют ничуть не менее важную роль, а иногда даже более важную, чем представители сильного пола. И, таким образом обязанностью женщины в семье является вдохновение мужа и детей, создание благоприятной атмосферы и защита по отношению к детям в первую очередь, потому, что маленькие дети нуждаются в защите, и в первую очередь от матери, но, и на самом деле и мужчины, представители сильного пола тоже нуждаются в защите, потому, что в этом мире, по сути дела, все слабы. Этом мир в ведах называется миром «материальный мир» - это океан рождения и смерти, самсара. И, все бессильны перед роком судьбы, перед волей судьбы, перед всемогущим временем, которое обрекает на неизбежные страдания, и в конце концов смерть все живые существа. Но, прекращение жизни нашего материального тела это лишь как бы временное состояние, переход в иную фазу, в иную стадию жизни, в следующем теле и человек должен понять, что он должен любой ценой исполнять свои обязанности добросовестным образом, что обеспечит ему и материальный и духовный прогресс в следующей жизни.

00:33:40 Далее мы рассмотрим очень интересный и важный принцип, который называется «принципом дополнительности». О нем очень интересно и подробно рассказывал в своих лекциях по семейным взаимоотношениям Олег Геннадьевич Торсунов и возможно, не все слышали его лекции, поэтому, я его кратко повторю. Этот принцип гласит, что мужская и женская природы являются как бы универсальными качествами не только в материальном, но и даже в духовном мире. Это качества, с одной стороны взаимно противоположны, с другой стороны взаимодополнительны. Как вот, если вы слышали восточные философии, 2 категории инь и янь. Вот эти две категории, мужская категория янь, женская инь, являются вот этими двумя началами, которые друг друга и дополняют и они друг другу как бы противоположны, т.е. онтогонистичны.

00:35:04 В семье эти качества необходимо использовать как бы в атмосфере взаимного уважения, любви, потому, что всегда на одни и те же проблемы будут разные точки зрения у мужа и жены. У одного – одна психология, одно эго, у другого – другая психология, другое эго. Согласно ведической культуре и культуры всех духовных традиций, женщина должна уступать. Женщина в случае, если возникают какие-то проблемы, противоречия должна, может быть, предложить свои какие-то аргументы, попытаться обосновать свою точку зрения очень спокойно, очень терпеливо, без слез и без истерик, и если муж не согласен, и муж настаивает на своем, то жена должна уступить. Это принцип любой духовной культуры, как я говорил, и в том числе ведической. Именно муж является главой семьи, и жена внешне играет второстепенную роль, но, на самом деле, по тем причинам, о которых мы говорили вся атмосфера семьи и отношения в семье в основном определяются именно женщиной. Поэтому, хотя мужчина считает себя главой семьи и т.д., но, фактически есть даже такое выражение, которое вы наверняка знаете «находиться под каблуком у своей жены», что если у мужа не хватает воли, не хватает решимости, то он будет просто пешкой, игрушкой в руках своей жены. Это не лучшая ситуация, не благоприятная, поэтому, муж не должен быть игрушкой в руках жены. Муж должен быть независимым, самостоятельным, жена его будет за это уважать, и он должен брать на себя ответственность принимать решение и жена должна, если она согласна, то просто следовать, выполнять решения мужа, если она с чем-то не согласна, она может с ним это обсудить, и предложить какую-то свою идею. Но, в конечном итоге, если все-таки муж настаивает, она должна согласиться.

00:37:43 Так вот, принцип дополнительности между мужчиной и женщиной в семье говорит о том, что чем в большей степени мужчина проявляет свои мужские качества, мужской характер, тем, в большей степени женщина будет вынуждена проявлять свои женские качества, женский характер, и наоборот. Если мужчина не проявляет в полной мере мужские качества, если он слабоволен, если он не берет на себя ответственность, не принимает решения, не может обеспечить свою семью со всех точек зрения, то он автоматически понуждает женщину взять на себя его какие-то функции и тем самым проявлять не женские, а мужские качества. Т.е. этот принцип работает в обе стороны. Чем в большей степени мужчина является мужчиной, тем в большей степени женщина является женщиной, и наоборот, тем больше женщина является женщиной, исполняет свои обязанности, то, тем в большей степени она помогает и вдохновляет мужчину исполнять его обязанности и становиться мужчиной.

00:39:10 Есть очень интересный психологический момент, который также касается вот этого различия в природе мужчин и женщин. В ведах говорится, что мужчина подобен горшку с маслом, а женщина подобна огню. Если огонь приближается к горшку с маслом, то масло начинает таять. Поэтому, чтобы масло находилось в целости и сохранности, горшок нужно держать на расстоянии от масла. Это означает, что между мужчиной и женщиной не должно быть слишком близкого и слишком быстрого сближения. Они должны сохранять какую-то не большую дистанцию. Это не означает какое-то отчуждение, формализм, отношения могут быть между мужем и женой достаточно близкими и доверительными, но не должно быть фамильярности. Есть такая очень мудрая поговорка, что фамильярность рождает призрение. Фамильярность, даже между равными, скажем, между братьями. Хотя, между братьями нет вот этого онтогонизма мужского и женского начала, оба мужчины, но, вот эта фамильярность рискованна и может перерасти в какое-то не доброжелательство, не уважение. И это тем более опасно в отношениях мужчины и женщины, мужа и жены, потому, что, как говорят веды, мужчина это масло, женщина огонь. Женщина огонь, мужчина это масло. И, поэтому масло нужно держать на расстоянии от огня, и сам огонь не должен стремиться достичь как бы этой близости, потому, что в конечном итоге это будет не благоприятно и для огня. Масло начнет таять и огонь может тоже пострадать.

00:41:22 Это очень глубокий и мудрый принцип, который особенно важен до брака, когда знакомятся юноша и девушка, они не должны быстро сближаться и должен пройти какой-то период, когда они узнают друг друга, познакомятся и узнают, какие друг у друга недостатки и достоинства, и тогда они, соответственно, уже более осмысленно будут вступать в брак. Если вследствие чувственного влечения юноша и девушка, так сказать, бросаются друг другу в объятия, и начинаются близкие отношения, то, это не минуемо приводит к разочарованию, к охлаждению, и в конце концов к разводу. Ну, а иногда до брака дело и не доходит – они расстаются еще до брака.

00:42:26 Ну, в качестве примера можно привести много интересных произведений, скажем, классики «Ромео и Джульетты» Шекспира, или у Пушкина очень часто и очень интересно обсуждается эта специфика отношений мужчины и женщины. И в современную эпоху очень часто эти взаимоотношения кончаются драматически, т.е. кончаются разочарованием, разводом и страданием обоих, как мужчины, так и женщины. Ну, скажем, если взять пример, который мы с вами упомянули – роман, точнее трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта». Ромео и Джульетта были дети очень родителей высокого происхождения, высокого рода, и они, в общем-то, были равны друг другу по статусу, они были как бы подходящими партнерами, достойной парой. Но, так трагически сложилась их судьба, что их семьи враждовали, что они не рассчитывали получить разрешение на брак от своих родителей. И у них возникло спонтанное влечение, они встретились, они решили тайно обвенчаться, заключить брак и соединиться. Но, по воли судьбы, так получилось, что они разлучились. Они подумали, каждый подумал о другом, что его возлюбленный погиб, и каждый покончил с собой, и трагически как бы завершилась эта драма и Ромео решил, что Джульетта умерла и выпил яд, а Джульетта, соответственно думала, что погиб Ромео и закололась кинжалом.

00:45:11 Другой интересный пример, который мы можем с вами рассмотреть – пример из ведической литературы. Это великое эпическое произведение «Рамаяна». «Рамаяна» считается самым древним произведением ведического пантеона, еще более древним, чем сами веды. Считается, что веды были записаны 5000 лет назад на санскрите, но, еще до того, как веды были записаны, отдельные ведические произведения передавались в устной традиции из уст духовного учителя, брахмана в ухо ученика. И таким образом передавалось из поколения в поколение «Рамаяна», т.е. повествование о царевиче Раме, который жил на земле в трета-югу, эпоху, которая была много тысяч лет назад на земле. Он был сыном царя Даширатхи, он был удивительной личностью, обладающий всеми лучшими качествами честности, правдивости, мудрости, бескорыстии, верности долгу и т.д. И он через мудреца Вишвамитру познакомился с царевной Ситой и попал на её [?] «сваимбару» - так называлась церемония выбора жениха. Царевны получали такое право.

00:46:48 Цари, их отцы устраивали соревнования, состязания между женихами за право получить руку дочери. Ну, это по-моему было и у нас в древнерусской традиции. И Рама победил. Он единственный смог натянуть тетиву и согнуть огромный лук господа Шивы, и естественно, Сита выбрала его в мужья, она его сразу полюбила и Рама также полюбил Ситу, потому, то её нельзя было не полюбить. Это была удивительная девушка, исполненная всех самых возвышенных качеств – целомудрия, чистоты, правдивости, обаяния, мудрости и т.д. И они поженились, их отцы сыграли свадьбу, они стали мужем и женой. Но, вследствие драматического развития событий в царстве Айодхьи, где жил Рама, Рамачандра, отец Даширатха приказал сыну покинуть царство на 14 лет и уйти в изгнание. Это было сделано по настоянию его второй жены [?]Калкеи, которая хотела, чтобы её сын [?]Барта стал царем. И тогда, царевич Рама воспринял волю отца, как говорится, не моргнув глазом. Он спокойно его выслушал и сказал: «Хорошо, отец, я сделаю все, что ты мне прикажешь».

00:48:33 Конечно, для его друзей, для его родственников это было страшной трагедией, потому, что, как раз Рама должен был стать наследником престола, должен стать царем. И вот, накануне коронации под давлением жены [?]Калкеи царь Даширатха принимает это драматическое решение, которое, по сути, послужило причиной его гибели. И царевич Рама нисколько не смутился, не обиделся. Он был настолько верным сыном, что он, ни минуты не колеблясь, согласился с волей отца, пошел к жене, пошел к матери, рассказал им об этом. И Сита, его молодая жена не хотела разлучаться с ним ни на один день, и она его уговорила согласиться, чтобы он взял её с собой в ссылку. И они пошли вместе с братом Лакшманом, втроем. Они много лет странствовали по лесам, жили в хижинах, питались лесными плодами, кореньями, вели, в общем-то, очень, как говорят современные специалисты по природному питанию естественный образ жизни, натуропатический, натуропатический образ жизни. И эти годы не были какой-то большой трагедией. Царевич Рама помогал своей молодой жене переносить все невзгоды. Он устраивал для нее удобное жилище, удобное ложе, на котором она могла спать, приносил ей все необходимое из леса, искал для нее цветы. И, в конце концов эта их в общем-то безоблачная любовь, безоблачное счастье закончилось, тоже по воли судьбы, когда Ситу похитил очень могущественный и злобный демон Равана.

00:50:51 Этот сюжет напоминает известную сказку Пушкина «Руслан иЛюдмила», когда жену Руслана Людмилу похитил этот злобный черномор и унес ее. Причем то же самое и в «Рамаяне», это Равана уносит Ситу на воздушном корабле, вроде как ковра-самолета. Такое вот имеется в русском эпосе. И после этого Рама потерял совершенно голову, потерял полностью самообладание. Он настолько любил Ситу, настолько был к ней привязан, что он не мог без нее жить. Он просто бегал по лесу и восклицал: «Сита, Сита, где ты?» Но, в конце концов, он с помощью своих друзей преданных узнал, что Ситу похитил Равана. Он разыскал царство Раваны Ланку, на острове Ланки. И он привел с собой войско обезьян, вызвал на бой Равану, победил его и завоевал Ситу, освободил Ситу из заточения.

00:52:10 Но, в этом довольно банальном сюжете есть довольно тонкая линия. Что, несмотря на то, что у Рамы была очень целомудренная и верная жена, он был постоянно несчастен, он страдал. В начале его с женой изгнали в ссылку, потом он вообще лишился жены, он бегал по лесу и искал. И комментаторы, духовные учителя говорят, что этот пример, казалось бы, идеального мужа Рамы, идеальной жены Ситы показывает, что чисто материальная жизнь, жизнь, основанная на чувственных наслаждениях, не приносит человеку счастья. Даже, если есть идеальный муж, идеальная жена, должно быть, обязательно духовное начало в семейной жизни. В противном случае жизнь человека превратится в сплошное страдание. Вот это очень интересные истории из ведической литературы, которыми я хочу завершить свою не большую лекцию. Если у вас есть какие-нибудь вопросы, вы можете звонить нам по телефону 89165916817 или присылать вопросы на наш сайт www.torsunov.ru Мы ждем ваших вопросов.

00:53:54 Дорогие друзья, у нас поступил один вопрос: «Какова цель семейной жизни в духовном и социальном аспектах? Можно ли обойтись без вступления в брак? Артем». Это вопрос не такой простой. Я в какой-то мере его осветил в своей лекции, что семейная жизнь является определённым этапом в духовном развитии человека. По началу, это вроде бы развитие касается материальной сферы, что он учится зарабатывать деньги, обеспечивать своих семейных жену, детей. Но, на самом деле, в духовном отношении не случайно называется эта семейная жизнь грихастха-ашрам, т.е. определённый этап духовного развития. Это этап духовного развития, когда человек учится бескорыстно служить. Кстати, этот вопрос, действительно очень важный. Я его практически не затрагивал и он стоит того, чтобы о нем говорить. Что, в целом вся система варнашрамы предназначена для духовного развития личности, потому, что все в общество в целом состоит из отдельных личностей, и как раз вся система варн, и особенно ашрамов предназначена для гармоничного развития личности.

00:55:40 Первый этап ученичества, брахмачарьи, когда дети учатся, получают знания о духовной жизни, о материальной жизни и готовятся к тому, чтобы вступить в самостоятельную жизнь. И, практически, они реализуют свои полученные знания на втором этапе, т.е. этапе семейной жизни. Для женщин вот этот этап семейной жизни считается обязательным. Вот, по поводу так называемого многоженства. Потому, что это иногда осуждается в современной культуре – почему в Индии, в других восточных странах разрешается многоженство. На самом деле многоженство предназначено для защиты женщин. Так называемое движение «освобождение женщин», это великий обман для того, чтобы лишить женщину защиты со стороны мужа, со стороны отца. Вот это освобождение помогает не очень честным и порядочным мужчинам пользоваться достаточно доверчивым характером женщин. Потому, что мужчину им обмануть и обольстить довольно сложно, а женщину легче. Женщины по природе более простодушны и более доверчивы. Их легко как бы обмануть, поймать их на какую-то дешевую лесть. У них слабее развит разум, а мужчину в этом плане обмануть сложнее. Так вот, вот это форма многоженства была предназначена для того, чтобы все женщины могли найти себе какую-то семейную пару, какого-то мужа, даже если они не очень привлекательны, не из очень богаты и у них не хватает женихов, потому, что демографическим законам мужчин рождается меньше, чем женщин. И для того, чтобы все женщины были в браке, были замужем, естественно требуется, чтобы кто-то, какая-то часть мужчин имели возможность иметь не одну жену, а больше.

00:58:22 В современном мире это решается очень просто – что мужчина разводится с одной женой, когда ему она надоедает, женится на второй, потом бросает вторую, женится на третьей и т.д. Но, в ведической культуре это не позволялось, и без каких-то серьезных оснований мужчина не мог бросить жену, даже если она его, так сказать не удовлетворяла, была не очень послушной – он просто женился на другой, брал себе вторую жену, или даже третью, и, соответственно, первая, уже играла вторую роль. Т.е. для женщины семейная жизнь считалась обязательной. Для мужчин она считается обязательной, для большинства, кроме наиболее отреченных брахманов, интеллектуального класса, священников, которые не заинтересованы в материальной жизни, в материальных наслаждениях. Им позволялось обойтись без семейной жизни и они могли принять отреченный уклад ванапрастха или саньяса, о чем мы будем говорить в последующих передачах. Это достаточно редкий случай. Но, это имеет место во всех духовных традициях, например в христианской. Насколько я знаю, у меня были, есть друзья среди христианских священников - когда семинарист заканчивает семинарию, скажем в православной традиции, перед ним выбор – жениться или не жениться. Потому, что он имеет право жениться до принятия сана. До принятия священного сана христианский священник может жениться, обзавестись семьей, и затем принять сан. Если он принимает сан будучи безбрачным, брахмачарьи, то, он жениться не имеет права. В католической традиции, насколько мне известно, вообще священникам жениться не разрешается. Т.е. у них достаточно строгая традиция целибата, безбрачия, что не соответствует ведическим канонам. По ведическим канонам брахманы могли жениться, но не все. Какая-то часть, наиболее духовно отреченная от каких-то материальных привязанностей, наслаждений, могла обойтись без семьи и принять отреченный статус жизни для посвящения себя, соответственно, духовной жизни. Вот ответ на вопрос Артема. Спасибо. Мы ждем ваших других каких-то вопросов.

01:01:33 Так, еще один вопрос: «Насколько сейчас применимо и оправдано многоженство?» Ирина. Спасибо, Ирина за ваш вопрос. В современной культуре, в западной культуре многоженство не принято. И, в общем-то, это оправдано тем, что даже одну жену обеспечить не так просто. Т.е. естественно, что семейная жизнь для мужчины – это не простая вещь, он должен работать, он должен обеспечивать семью и детей, и это в современной культуре, в культуре духовной деградации не так просто. Это было легче в ведической культуре, когда были живы какие-то духовные принципы, и люди знали эту тонкую науку человеческих отношений, хотя бы семейных отношений, потому, что не случайно я начал с того, что в современной культуре по сути дела полный кризис, крах семейной жизни. Большая часть браков распадается. И еще второе следствие вот этих не удачных семейных отношений это аборты, это убийства детей во чреве матери. Это следствие, с одной стороны внебрачных отношений, и того, что сейчас достаточная свобода нравов и мужчины и женщины считают вполне нормальным вступать в близкие отношения до брака и потом детей уже внебрачных воспитывать никто не хочет – их просто убивают. Но, это грех, это, согласно закону кармы повлечет определённые реакции в следующей жизни, что человек получит соответствующее воздаяние и он будет подвергнут такому же процессу.

01:03:49 Я за одно хочу привести один очень интересный пример, о котором мы рассказывали несколько лет назад, действовало радио «Кришналока», на котором я работал. И у нас была такая интересная информация об одном хирурге-гинекологе в Израиле. Я не помню его имени, но, он начал проводить вот эти операции. Он проводил очень много операций аборта, и он делал это под рентгеновским лучом, т.е. чтобы видеть, что происходит во чреве, чтобы более эффективно удалить плод и не повредить при этом тело самой женщины. И он обнаружил очень интересную вещь. Это хирурга звали [?] Бернард Натомсон, вспомнил. Он обнаружил очень интересную вещь, что когда через влагалище вводятся ножи, и приближаются к плоду, то плод начинает прижиматься к стенки влагалища, к стенке матки. Т.е. плод, он как бы чувствует, что его будут убивать, что его будут разрезать на части. И в начале он на это не обратил внимание, он думал, что это какая-то случайность, но, оказалось, что это повторяется раз за разом, что это универсальный закон, что плод предчувствует и боится вот этого очень не приятной операции, что его, по сути, разрезают на части, извлекают наружу и выбрасывают. Это самое настоящее убийство. Вот это вот одно из негативных последствий внебрачного секса и разводов.

01:05:54 Что касается восточной культуры, ведической культуры, то многоженство в ней допускается, как сейчас в Индии это допустимо и в странах Востока. Хотя это достаточно сложно, но, в отдельных случаях это допустимо. Это не является каким-то криминалом, потому, что принцип как бы духовной жизни в том, чтобы были под защитой мужчина и женщина. Если мужчина достаточно ответственен, он обладает материальными возможностями, он обладает силой, чтобы обеспечивать не одну жену, а двух или трех и т.д., то в принципе, это допустимо, это нормально. Хотя, еще раз повторю, что сейчас, в современную культуру кали-юги, деградации, когда даже одну семью поддержать трудно, это, конечно, не правило, это исключение, которое мало для кого реально. Поэтому, вполне можно понять современные западные традиции, когда допускается только один брак, но, проблема в том, что полностью разрешен развод, что развод не считается криминалом. Если мы даже посмотрим культуру христианскую, каких-то католических странах, то там, в течение многих столетий разводы были запрещены, исключены. Если мы посмотрим историю России, дореволюционный период, разводы были запрещены. Это считалось криминалом, потому, что брак считался как бы священным актом, который не просто регистрировался в загсе, который проходил обряд в церкви, обряд венчания, и поэтому развестись было не так просто. Церковь разрешала разводы в каких-то исключительных случаях, когда действительно муж с женой полностью друг другу не соответствовали, не могли найти общего языка и совместная жизнь была не возможна. Но, это не должно быть правилом. В современной культуре это правило, причём доминирующее, преобладающее правило, когда разводятся, если не все, то почти все, 70-80%.

01:08:27 Это должно быть редким исключением, и, кстати, я упоминал Индию – в индийском законодательстве сейчас разводы разрешены. Где-то до 1950 года разводы были запрещены по закону. Сейчас разводы разрешены, но, разводов, все равно, практически нет. По статистики, в Индии разводится примерно 1% семейных пар, браков. Вот таков ответ на ваш вопрос, Ирина. Еще раз спасибо. Повторяю, что эфире Критский Владимир Георгиевич. У нас сегодня тема «статус семейной жизни». Присылайте ваши вопросы по Интернету или звоните по телефону 9165916817. Дорогие друзья, сейчас новых вопросов пока не поступает, и я надеюсь, что вам было интересно это изложение темы «семейные отношения в ведической культуре», и в принципе, если у вас будут вопросы, вы можете задать их в следующий раз. Сейчас я, с вашего позволения хочу поблагодарить всех за внимание. Всего вам самого наилучшего. В эфире был Критский Владимир Георгиевич. До свидания, до новых встреч.

транскрибирование: Алексей Сентюрёв | Смоленск | Россия | 17 октября 2011