Глава 2. Встреча царя Ними с девятью старцами

Москва - 21 December 2016
Нарада посещает Васудеву в Двараке. Васудева вопрошает о человеческом долге пред Богом. Нарада начинает рассказ о служении Всевышнему. История о беседе царя Ними с девятью мудрецами, сыновьями Ришабхи. Царь Ними просит мудрецов поведать о высшем благе для человека. Кави объясняет путь обретения бесстрашия через преданность Богу. Хавир раскрывает сущность веры раба божьего.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:21:44 | качество: mp3 128kB/s 19 Mb | прослушано: 2124 | скачано: 1038 | избрано: 31
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Нарада посещает Васудеву в Двараке

00:00:19 1. Блаженный Шука сказал: - О лучший из потомков Куру, некогда в Двараку пришел святой скиталец Нарада, вечно алчущий благодати Кришны, Владыки чувств.

00:00:36 2. Ведомо тебе, что в здешнем мире душу повсюду подстерегает смерть. Спастись от нее возможно, лишь снискав убежище у лотосных стоп Всевышнего, пред Кем преклоняются даже вечно свободные души.

00:00:57 3. Нарада, коего по праву чтут богом среди мудрецов, ступил в дворцовые покои государя Васудевы, где был принят хозяином с должным почетом.

Васудева вопрошает о человеческом долге пред Богом

00:01:10 4. Усадив благочестивого отшельника на высокое сидение, государь молвил с поклоном: - Господин мой! Словно заботливый родитель, ты обходишь дома мирян, награждая их своею благодатью. Но особенно ты печешься о тех чадах твоих, кто жаждет постичь Истину, о коей возможно говорить лишь стихами.

00:01:41 5. От деяний богов смертные порой испытывают радость, порой горе. Деяния же святых, вручивших себя всецело непогрешимому Богу, несут смертным одно лишь благо.

00:01:59 6. Кто поклоняется могучим богам, тот стяжает ими обещанное. Но, как все сильные мира сего, они воздают смертным лишь по заслугам. Святые же даруют нам милость не заслуженную.

00:02:21 7. Хотя лицезреть тебя уже довольно для моей души, я все же осмелюсь спросить у тебя о том, что должно делать человеку, дабы угодить Вседержителю. Расскажи, о мудрец, в чем долг человека пред собою и Богом, ибо самое знание это освобождает живую тварь от страха смерти.

00:02:51 8. В прошлой земной жизни я молил Всемилостивого Бога даровать мне дитя, хотя мог бы молить о вечном спасении. Так действует ворожащая сила Всевышнего, Майя прельщая нас образами тлена и смерти.

00:03:14 9. Господин, слово твоё всегда истинно. Дай мне ясные наставления, что мне делать, дабы освободиться от зримого обмана, что терзает душу в постоянном страхе потерь и смерти.

Нарада начинает рассказ о служении Всевышнему

00:03:34 10. Блаженный Шука сказал: - Мудрому Нараде пришлась по нраву речь Васудевы, ибо речью своею тот призывал задуматься о путях Всевышнего.

00:03:48 11. Нарада так отвечал Васудеве: - О лучший из Сатватов, ты правильно определил понятие долга. Ибо душа имеет долг лишь пред Всевышним. Кто отправляет долг свой пред Богом, тот никому ничего не должен в здешнем мире.

00:04:15 12. Служение Всевышнему примечательно тем, что даже слушая, говоря или размышляя о Нём, веруя в Его благодатную силу или восторгаясь служением других, смертный искупает своих грехи, даже если презирает небожителей и не приносит им жертвы.

00:04:42 13. Всякий, кто внемлет или сказывает о путях блаженного Господа Нараяны, стяжает все добродетели праведника.

00:04:54 14. В этой связи я перескажу тебе беседу между сынами Ришабхи и благочестивым царем страны Видехов, Ними.

История о беседе царя Ними с девятью мудрецами, сыновьями Ришабхи

00:05:07 15. У Ману Сваямбхувы был сын по имени Прияврата. Его сына звали Агнидхра. Сыном Агнидхры был государь Набхи, от коего родилссля божественный Ришабха.

00:05:26 16. Известно, что Ришабха был земным воплощением Господа Бога, сошедшего в здешний мир, дабы удержать от забвения высший закон, следуя которому души обретают вечную свободу. У Ришабхи было сто сыновей, сведущих в науке духа.

00:05:51 17. Среди ста Его сыновей особой мудростью и преданностью Богу отличался старший, по имени Бхарата. В его честь земля наша величается Бхарата-варшею.

00:06:07 18. По прошествии нескольких лет царствования Бхарата отринул земные радости, покинул семью свою и жену и отправился в лесную чащобу, где вершил суровые обеты и предавался богомолью. Так ему потребовалось три жизни, чтобы обрести спасение и вознестись в нетленную Обитель Всевышнего.

00:06:36 19. Девять других сыновей Ришабхи сделались правителями девяти островов, составляющих Бхарата-варшу. Восемьдесят и один сын Его посвятили себя духовным трудам, положив начало учению о благочестивом делании.

00:06:59 20-21. Девять последних сынов Ришабхи весьма преуспели в мудрствовании о Безусловной Истине и учили людей многим наукам. Имена девяти тех мудрецов Кави, Хавир, Антарикша, Прабуддха, Пиппалаяна, Авирхотра, Друмила, Чамаса и Карабхаджана.

00:07:30 22. Они странствовали по Земле, взирая на мир с его одушевленными и неодушевленными предметами как на облик Бога и продолжение собственного «я».

00:07:43 23. Те девять свободных душ странствовали беспрепятственно по всем ярусам сотворенной вселенной, посещая миры богов, управителей стихий, чародеев, ангелов, бесов, людей, гадов и духов земли. И никакая сила в природе не могла ограничить их свободы движения. Доводилось им быть и в царстве небесных певцов, и во владениях призраков и оборотней, и в обители брахманов и коров.

00:08:19 24. Однажды девять святых странников явились к жертвенному обряду, устроенному при дворе благочестивого государя Ними, тогдашнего правителя Земли.

00:08:35 25. Увидев старцев, чьи лики сиянием затмевали Солнце, царь, его жрецы и даже духи жертвенного огня поднялись со своих мест в знак почтения.

00:08:49 26. Отдавая должное их набожности, Ними предложил гостям почетные сидения и лично поднёс им питье и воду для омовения ног.

Царь Ними просит мудрецов поведать о высшем благе для человека

00:09:02 27-28. Когда гости были напоены и накормлены, государь склонился к их стопам и молвил смиренно: - О досточтимые, вы излучаете такое сияние, что в нём меркнут четверо лучезарных сынов Брахмы. Несомненно, вы ниспосланы ко мне Самим Сокрушителем демона Мадху. Покорные рабы Божьи странствуют по миру непрестанно, неся мудрость и благодать заблудшим душам.

00:09:38 29. Редко кому из живых существ выпадает удача воплотиться в человеческом облике, да и тех немногих счастливцев постоянно подстерегает внезапная смерть. И уж вовсе единицами среди миллионов исчисляются те, кто встретит на жизненном пути своем непорочного возлюбленного раба Божьего.

00:10:06 30. Потому, о безгрешные, я смиренно прошу вас рассказать мне, что для человека есть высшее благо. И даже если я не пойму смысла ваших речей, нынешний день я сочту самым счастливым в моей жизни, ибо богатство души измеряется мгновениями, проведенными в обществе рабов Божьих.

00:10:40 31. Что есть долг человека пред Богом, и как исполнить его? Чем возможно угодить Всевышнему, и что должно делать предавшейся душе, чтобы Господь пленился ею?

Кави объясняет путь обретения бесстрашия через преданность Богу

00:10:59 32. Нарада сказал: - О досточтимый государь! Девять старцев воздали должное мудрости царя в присутствии высокого собрания и так ответствовали на его вопросы:

00:11:16 33. Кави сказал: - Я полагаю, что всякий, кто мнит себя деятелем зримого мира, может избавиться от сего наваждения и связанного с ним страха, предавшись лотосным стопам Непогрешимого. Преданность Богу изгоняет из сердца всякий страх.

00:11:45 34. Даже неразумное существо постигает Всевышнего, исполняя предначертанный Им закон. Истина открывается тому, кто верен своему долгу, а для души нет высшего долга, чем следовать Божьей воле.

00:12:04 35. Кто покорен воле Всевышнего, тот не обманется прелестью зримого мира. Кто спешит к Богу, тот не споткнется даже с закрытыми глазами.

00:12:18 36. Обусловленная приобретенной природою душа должна все дела свои, чувства, мысли и суждения и само бытие своё посвящать Всевышнему, и каждое мгновение переживать для удовольствия Высшего Владыки.

00:12:41 37. Страх рождается от присвоения себе свойств зримой двойственной природы. Кто очарован обманом, тот не способен видеть Прекрасного Обманщика. Зримый мир есть ложь, коей Истина отгораживается от горделивых. Дабы узреть Истину, нужно смиренно предаться Ее посланнику, довериться поводырю, как своей душе.

00:13:18 38. Желание обладать и страх потерять создают двойственность в сознании наблюдателя. Двойственность мира не существует за границами ума. Осязаемая действительность подобна сновидению, в котором одни предметы вызывают в уме наблюдателя вожделение, другие - отторжение. Дабы пробудиться ото сна, душе нужно отвратить свой ум от предметов приятных и неприятных. Дабы избавиться от страха, нужно не думать о вещах, которые можешь потерять.

00:14:03 39. Кто подчинил себе ум и тем победил страх, тот неминуемо должен будет оставить мир обывателей и, свободный от смущения, пуститься в странствие с именем Бога на устах и в сердце, Того Бога, Что держит в руке Своей колесо колесницы.

00:14:29 40. Внемля Имени Божьему, душа пробуждается в любви к Нему. Тогда она сознает себя вечной Его рабою и служение Ему почитает высшим своим обетом. По прошествии времени ей становятся особо милы отдельные имя и облик Всевышнего, вспоминая которые она порой восклицает бессвязные речи, порой разражается смехом и рыданиями или пускается в безумный пляс, принебрегнув мнением толпы.

00:15:08 41. Пространство, огонь, воздух, вода, земля и небесные светила, живые существа и стороны света, деревья и травы, реки и моря — всё, что пребудет в зримом мироздании, слуга Божий принимает как плоть Всевышнего. Сознавая, что ничто не существует отдельно от Бога, он почитает всё и всех как божественное.

00:15:39 42. Кто в каждый миг свой уповает на Всевышнего, тот единовременно стяжает три драгоценнейших добродетели – отрешенность от внешнего мира, преданность Богу и созерцание Бога везде и во всём, подобно тому, как, глотая пищу, голодный одновременно испытывает удовольствие, насыщение и избавление от голода.

00:16:08 43. Кто снискал убежище подле лотосных стоп Непогрешимого Владыки, тот непоколебим в своей вере и верности, тот безразличен к прелестям мира и всюду созерцает облик Всевышнего. Потому раб Божий всегда и везде умиротворен.

00:16:32 44. Царь сказал: - Тогда, о почтенные, расскажите мне, чем отличается раб Божий от прочих людей? Все ли верующие в Бога занимают одинаковое положение? Каковы они нравом и что чтут высшим для себя долгом? Какие речи ведет раб Божий и какие занятия предпочитает? И главное, за какие добродетели он становится дорог Господу?

Хавир раскрывает сущность веры раба божьего

00:17:08 45. Хавир отвечал: - Кто безусловно верит в Бога, тот во всех существах видит своего Владыку и каждое существо принимает как ипостась Всевышнего. Такой раб Господень не различает добро и зло: для него всё сущее - лик Божий, и всё бытие пребудет в Боге. Вера его высшего разряда.

00:17:41 46. Чья вера несовершенна, тот почитает своим другом лишь тех, кто предан Богу. Такой раб Божий благоволит невеждам и презирает хулителей Бога. Вера его среднего разряда.

00:18:01 47. Чья вера в Бога слаба, тот чтит изваяние в храме, но в делах с людьми нечестен. Вера его вещественна, ибо он не видит дальше вещества. Таковая вера низшего разряда.

00:18:19 48. Раб божий высшего разряда воспринимает осязаемые чувствами предметы как проявление Бога, потому он не радуется и не печалится когда теряет и приобретает.

00:18:36 49. Плоть рождается и умирает. Жизненный воздух истощается жаждой и голодом, ум слабеет в тревогах, рассудок гибнет, оказавшись в сетях обмана, чувства притупляются от избытка ощущений. Кто не печалится по сему поводу, принимая это как естественный ход вещей, и всегда памятует о лотосных стопах Всевышнего, тот имеет подлинную веру и по-настоящему предан Богу.

00:19:15 50. Кто принял убежище подле стоп Всевышнего, тот не вожделеет к плодам своих дел, а потому не связан их последствиями. Кто отдался на волю Всевышнего, тот более не раб своих чувств. Такой слуга особенно близок Господу.

00:19:38 51. Всевышнему дорог всякий, кто не тщится своим происхождением, добрыми делами, подвигами в духовной жизни или принадлежностью к высшему обществу.

00:19:52 52. Кто не делит вещи на свои и чужие, не превозносит себя над другими существами и одинаково благосклонен ко всем тварям Божьим, тот доволен всегда и всегда умиротворен.

00:20:08 53. Даже бессмертные боги Брахма и Шива ищут прибежище у лотосных стоп Всевышнего, почитая Его своею душою. Раб Божий памятует о своем Господе ежемгновенно, и таковой раб особо близок Господу.

00:20:32 54. Прекрасны дела Господа. Ногти Его светятся рубинами. Сияние стоп Всевышнего, точно лунный свет, гасит жар души. Страсть не иссушит сердца того, кто предан Всевышнему, и горе обойдет стороной Божьего слугу.

00:20:56 55. Милосердный Господь откликается призывам страждущих душ, даже если те взывают к Его имени неосознанно. Именем Бога душа омывает сердце своё от всех грехов. Господь не покинет того, кто обязал себя узами любви с Ним. И нет у Господа Бога ближе слуги, чем та, что пленила Его своим сердцем.

обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 29 December 2016
транскрибирование: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 29 December 2016