Развитие качеств в преданном

Омск - 04 January 2012
Причина развития качеств преданного; Слуге можно простить любые недостатки; Зависть к тем, кто бескорыстен к нам; О природе счастья и блаженства; Иллюзия блаженства; Наслаждение приводит к страданиям; «Страдальцы» ищут компромисса; Мы приходим за иллюзией; Почему мы завидуем садху; Общество — не для удовлетворения чувств; Ответственность мужчины, и женщины; Две роли женщины; Этикет в общении между полами; Женское молчание; Среда для появления благочестия; «Личная» жизнь преданного; Жертвенность — не разовое понятие; Основа расы (вкуса) — коллективное преданное служение; Если человек хочет просто наслаждаться; Отношения — процесс творческий; Как выстраивать бизнес с преданными; Нужно усвоить систему ценностей; Исполнять обязанности, несмотря ни на что; Нравственность и есть сознание Кришны; Мы берем у Прабхупады принципы;
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:44:25 | качество: mp3 64kB/s 47 Mb | прослушано: 155 | скачано: 194 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:01:42 Бхактиведанта Садху Свами (БСС): Сегодня мы будем… мы прочтем также текст из 12-й главы, в котором Кришна продолжает описывать качества преданного. Это тексты 18-й, 19-й. Достаточно просто звучит на санскрите, поэтому мы можем повторить вместе, без доски:
самах шатрау ча митре ча татха манапаманайох
шитошна-сукха-духкхешу самах санга-виварджитах
тулйа-нинда-стутир мауни сантушто йена кеначит
аникетах стхира-матир бхактиман ме прийо нарах
самах – одинаково; шатрау – врагу; ча – также; митре – другу; ча – также; татха – таким образом; мана – почет; апаманайох – и бесчестье; шита – холод; ушна – жару; сукха – счастье; духкхешу – и страдания; самах – уравновешенный; санга-виварджитах – отказавшийся от всякого общения; тулйа – одинаково; нинда – позор; стутих – и славу; мауни – молчаливый; сантуштах – удовлетворенный; йена кеначит – всем; аникетах – не имея крыши над головой; стхира – утвердившийся; матих – решимость; бхакти-ман – посвятивший себя преданному служению; ме – Мне; прийах – дорог; нарах – человек.

00:05:15 Тот, кто одинаково относится к другу и врагу, кто одинаково встречает почет и бесчестие, холод и жару, счастье и страдание, славу и позор, кто не оскверняет себя дурным общением, и всегда хранит молчание и всем удовлетворен, кто не беспокоится о крыше над головой, кто обрел знание и преданно служит Мне, – того я называю своим дорогим преданным.

00:05:47 Преданный всегда избегает дурного общения. Порою нас превозносят, а порою бесчестят, такова природа человеческого общества. Преданный же всегда трансцендентен к иллюзорной славе и позору, счастью и страданиям. Его терпение поистине беспредельно. Он никогда не говорит ни о чем, кроме деяний Кришны, поэтому его называют молчаливым. Молчаливость вовсе не означает, что человек должен перестать говорить вообще, он просто не должен болтать о пустяках. Говорить нужно только на жизненно важные темы, и для преданного такой темой является прославление Верховного Господа. Преданный счастлив в любых обстоятельствах; иногда ему предлагают вкусные блюда, а иногда нет, но он всегда остается удовлетворенным.

00:06:37 Он не заботится о крыше над головой. Порою он находит приют под сенью какого-нибудь дерева, а порою живёт в роскошном дворце, не испытывая привязанности ни к тому, ни к другому. Его называют целеустремленным, ибо он тверд в своей решимости и знании. В описании качеств чистого преданного можно обнаружить повторы, но их цель – подчеркнуть, что преданный должен развить в себе все эти качества. Не обладая ими, он не сможет стать чистым преданным. Харав абхактасйа куто махад-гунах: тот, кто не является преданным, лишен всяких положительных качеств. Тот, кто хочет быть признан преданным, должен развить в себе все эти качества. Разумеется, он не прилагает к этому никаких особых усилий, они появляются у него как результат преданного служения в сознании Кришны.

00:07:35 [Шри гуру пранама и др. молитвы]

Причина развития качеств преданного

00:09:17 Итак, Шрила Прабхупада подчеркивает в комментарии, что не развив качества преданного, о которых мы говорили вчера и сегодня читали статью, мы не сможем быть признанными Господом в качестве чистых преданных. И, с другой стороны, Шрила Прабхупада говорит, что эти качества развиваются в преданном не потому, что он прилагает усилия в направлении их развития, особые какие-то усилия; они развиваются естественным образом. В этом есть некая загадка: как же они развиваются в преданном, если он не прикладывает в этом направлении усилий, и, с другой стороны, эти качества очень важны?

00:10:09 Я бы хотел, чтобы в продолжение разговора преданные ответили на этот вопрос, потому что он уже прозвучал.
Слушатель: Вопрос ещё раз…
БСС: Вопрос звучит следующим образом. Качества, которые перечисляются в двенадцатой главе – это качества этики преданного, его нравственности, духовной нравственности в сознании Кришны, они очень важны для того, чтобы получить признание со стороны Господа. Т.е. Господь привлекается качествами Своих преданных. С другой стороны, Шрила Прабхупада говорит, что эти качества развиваются в преданном без приложения особых специальных усилий в этом направлении. Вопрос заключается в том, как это возможно?
Слушатели: По милости внутренней энергии… По милости… Кришна дает…
БСС: По милости внутренней энергии?
Слушатели: Кришна дает!.. Качества Параматмы… Соприкасаясь с чистым, мы… Прабхупада там пишет, что они сами собой пробуждаются в процессе… Гуру передает...

00:11:20 БСС: Да, они сами собой пробуждаются в процессе преданного служения. У всех преданных они пробуждаются, эти качества. То есть мы говорили о том, что для пробуждения этих качеств, практика преданного служения должна быть соответствующей. То есть человек должен следовать наставлениям, касающихся этой практики. И я хочу всё-таки уточнить у вас, вчера мы что-то обсуждали, мы потратили целый вечер на это. У нас был очень важный разговор, я бы хотел услышать все-таки более конкретно, как эта внутренняя энергия проявляется, благодаря которой преданный развивает эти качества?
Слушатель: Настроение…

00:12:07 То есть почему в человеке, который не достиг ещё каких-то высот самореализации, проявляется качества, вот эти качества преданности?
Слушатель: Из-за искренности…
БСС: Да-да-да, то есть он не проявляет зависти, он не проявляет качества какой-то конкуренции, качеств каких-то… гордыни. По какой причине это происходит?
Слушатели: Позиция ученика… По милости гуру!.. Искренняя вера…

00:12:40 БСС: По милости гуру, вы правильные вещи говорите. Я пытаюсь спросить у вас, в чем конкретно эта милость заключается?
Слушатель: Гуру передает своё понимание ученичества.
БСС: Да. То есть, иначе говоря, общаясь с преданными, общаясь с садху, мы не можем завидовать им. Почему?
Слушатели: Они служат… Они бескорыстны… Иначе не передается это качество…

Слуге можно простить любые недостатки

00:13:11 БСС: Они бескорыстны, правильно. То есть вот эти качества в нас пробуждаются по той причине, что общаясь с преданными и занимаясь совместным преданным служением, мы начинаем видеть, что эти души чисты, им ничего от нас не нужно, они не находятся… они не являются ложными господами, которым можно завидовать. То есть завидовать можно только ложному господину, который сам не является кем? Слугой, да. Мы все привыкли говорить об этих вещах, сегодня у нас тоже звучало, мы говорим: «Даса даса анудаса» и т.д. – всё это верные вещи, которым мы следуем, должны следовать.

00:13:53 Для нас очень важно, чтобы это было… это было для нас осязаемым, чтобы мы это чувствовали в своей жизни. Что люди, с которыми мы рядом находимся, – это наши как… это наши братья, это наши единомышленники, это те, кто бескорыстны в своих отношениях, это те, которые стремятся быть слугами вайшнавов, слугами духовного учителя, слугами Шримати Радхарани. И когда мы замечаем в преданных такие усилия в ученической позиции (в преданных, которые нас окружают), мы начинаем видеть, что то, что преданные находятся в положении слуг, то мы способны простить им любые недостатки. Если мы видим в человеке вот эту позицию, если мы видим в нём это бескорыстное желание удовлетворять своего учителя и т.д., если мы видим в нём ученичество, что человек не упорствует в каких-то своих ошибках, он старается учиться, старается меняться, предпринимает усилия просто, то есть он находится в искренней ученической позиции, мы готовы ему простить любые недостатки. Вы согласны с этим?

00:15:10 То есть человеку можно простить всё что угодно, когда мы видим, что он искренен. В этом заключается ответ на вопрос: «Почему у преданного, который не достиг какого-то высокого уровня, проявляются качества совершенства?» Потому что душа не может проявлять вот этих своих как бы… вот этих своих претензий, каких-то обид, не может проявлять зависти, когда она видит, что ситуация честная, т.е. это всё в сознании Кришны происходит. А когда это знание от нас скрыто, то тогда, даже если мы предполагаем, что мы имеем дело с садху, с преданным, если для нас это не очевидно, то у нас проявляются вот эти материальные качества внешней энергии, которые продолжают действовать ещё на нас.

00:16:27 Кришна, Он такой же. Кришна принимает служении от Своих преданных, и это служение, которое Он принимает от Своих преданных, оно само по себе несовершенно, но для Кришны оно совершенно по той причине, что преданные это делают именно вот в этом умонастроении, – умонастроении, в котором присутствует вот это вот смирение.

Зависть к тем, кто бескорыстен к нам

00:17:09 Вопрос: Извините, пожалуйста, а вопросы будут позже или можно сейчас задать?
БСС: Сложный вопрос. Но если «горит», то можно задать.
– Просто вы сказали, что душа не может проявлять зависти, если она видит бескорыстие, а она же проявила зависть, видя бескорыстие Кришны. Прабхупаде тоже завидовали… то есть у меня это не совсем нашло отклик, что она не может проявлять зависть. Я в себе вижу зависть к тем, кто ко мне бескорыстен.
– Вы видите зависть в чем?
– В себе вижу зависть к тем людям, которые ко мне бескорыстны. Душа видела Кришну, который был к ней бескорыстен, и ушла от Него. Просто не совсем понял вашу мысль.

00:18:18 БСС: Живое существо ушло от Бога по причине… зависти, да? В духовном мире… То есть по причине зависти в духовном мире.
Слушатели: Откуда там зависть?.. А, правда, откуда там зависть?.. Эта версия здесь уже не подходит…
БСС: Дело в том, что живое существо, поскольку оно имеет природу сач-чид-ананды, у него есть свойство наслаждаться. Склонность наслаждаться. И в материальный мир живое существо приходит именно за удовлетворением этой потребности, поскольку оно не знает, как удовлетворить его в духовном мире.

00:19:26 То есть живое существо не знает, как удовлетворить свою потребность наслаждаться в духовном мире. Когда мы эту вещь понимаем, мы понимаем, что это можно назвать завистью в определенном смысле. Потому что Кришна наслаждается, живое существо не может понять, каким образом оно может наслаждаться в отношениях с Кришной, и поэтому оно уходит от Него.

00:19:52 Но это… это не реальность Голоки, потому что на Голоке живые существа, – преданные – они наслаждаются вместе с Кришной. Поэтому из близких отношений с Господом, из интимных отношений в сфере бхакти уйти невозможно, это према, это любовь к Богу, вы не можете уйти из сферы премы. Поэтому смысл духовной жизни заключается в том, чтобы вначале обрести счастье, которое возникает из служения, – бескорыстного служения Господу – и вернуться в духовное состояние, а затем освоить науку или точнее искусство наслаждаться вместе с Кришной – вот это наша программа.

00:20:40 Понимаете? Наша программа – кришнаитов, вайшнавов – заключается в том, чтобы сначала перейти в духовное состояние, о котором Кришна здесь говорит в этих стихах брахма-бхутах прасаннатма на шочати на канкшати/самах сарвешу бхутешу мад-бхактим лабхате парам (БГ, 18.54), то о чем здесь говорится в двенадцатой главе: самах сарвешу бхутешу – «равно смотреть на всех живых существ». «С этого, – Кришна говорит, – начинается пара-бхакти: мад бхактим лабхате парам». Но это начало бхакти, то есть это как бы это умонастроение Вайкунтхи, это умонастроение преданного служения, но бхакти-йога, она идет дальше, она идет вплоть до тех состояний, когда преданный может наслаждаться общением с Господом, он может наслаждаться расой преданного служения. И вот с этого уровня падение в материальный мир невозможно в принципе, потому что тут задействовано сердце, задействованы чувства, то есть живое существо испытывает не просто счастье, но блаженство.

О природе счастья и блаженства

00:21:43 Чем отличается счастье от блаженства? Счастье основано на знании, то есть, когда вы заняты деятельностью, у вас есть дело в жизни, у вас есть служение, вы счастливы, потому что ваше… вы задействованы творчески, у вас есть виденье, есть вдохновение, вы занимаетесь преданным служением – это счастье. То есть счастливы люди, у которых есть это – дело, которому они себя посвятили – вот это называется счастьем. Когда у человека есть это чувство счастья, то ему не до наслаждений, ему не до глупостей, потому что у человека есть что-то вдохновляющее в жизни.

00:22:22 Но само по себе состояние счастья, состояние занятости в преданном служении, оно не гарантирует человека от соблазна наслаждения. Почему? Потому что наслаждение эмоционально, оно сильнее счастья. Соблазнить можно кого угодно, если постараться. Понимаете? Как только человек начинает заниматься преданным служением, его сразу начинают соблазнять. Есть специалисты, кто этим занимается. Индра, если он видит, что кто-то очень упорен в преданном служении, сразу начинает посылать «специалистов в области наслаждения».

00:23:11 Но у блаженства другая природа, то есть блаженство обладает… если счастье основано на чувстве как бы какого-то своего… на чувстве своей нужности, на чувстве того, что ты успешен, оно основано на том как бы… оно имеет изобильную природу. То есть счастливый человек – это человек изобильный, у которого есть успех, он сияет, у него есть энергия, он действует – вот это счастье. А блаженство имеет природу как бы… оно имеет природу дефицитную, оно имеет природу именно вот этого как бы желания наслаждаться, удовлетворять свои чувства, и поэтому, скажем, эмоционально оно сильнее, чем счастье. И блаженство, оно... чувство блаженство возникает у человека благодаря иллюзии.

Иллюзия блаженства

00:24:14 То есть какая это иллюзия, какая иллюзия создает блаженство? Иллюзия полного единения двух людей или двух живых существ. Когда человек испытывает, например, влюбленность, чувство блаженства, эйфории, знаете, когда у человека «крыша едет»? Когда он испытывает это чувство влюбленности? Он смотрит на другого человека и думает: «Это моё! Это моя вторая половина». Т.е. он не то, что думает, он просто видит иллюзию, он видит, что вот «это моя вторая половина, это то, что мне нужно, это тот, с кем я хочу жить». Т.е. человек чувствует единение с этим человеком, потребность быть с ним, потребность как бы вот наслаждаться обществом другого – это называется блаженством. То есть когда человек влюбляется, у него «крыша едет», он начинает чувствовать, что этот человек, он – Кришна. Понимаете? Что-то в этом роде. Поэтому…

00:25:23 А чем отличается счастье от блаженства? В счастье всё понятно, там нет иллюзии, то есть когда ты счастлив ты понимаешь: «Это моя семья, тут все полны недостатков, куча проблем» – вот это называется счастье. И счастье в чем заключается? В том, что ты занимаешь ученическую позицию, позицию слуги, и ты понимаешь, с этими проблемами тебе нужно разбираться, это твоё как бы, это твоя задача, твоя программа, это то, что тебе дано, твоя кшетра. И человек начинает служить, он начинает нести свою ответственность, и за счет того, что он видит, что он служит, и т.д., у него есть счастье. Состояние счастье – это состояние слуги. А блаженство – это состояние господина, когда вы хотите овладеть чем-то, что вам недостает.

Наслаждение приводит к страданиям

00:26:22 Я почему всё это подробно объясняю? Потому что иначе невозможно разобраться в элементарных вопросах. То есть человек падает в материальный мир, живое существо падает в материальный мир почему? Потому что привлекается майей, то есть оно привлекается иллюзией блаженства. И сейчас мы все много раз слышали о духовной жизни, о служении… то есть люди приходят в сферу преданного служения, потому что у них есть те или иные проблемы, страдания, то есть вот эта попытка наслаждаться в материальном мире, она приводит к страданиям, потому что это не место для наслаждения. Наслаждение в материальном мире носит извращенный характер; когда человек наслаждается, у него возникает страдание, и он приползает, зализывая свои раны, приходит в религию.

«Страдальцы» ищут компромисса

00:27:16 Есть четыре типа «страдальцев»: те, которые страдают физически, те, кто страдает финансово, страдают ментально, и у которых страдание связано с поисками Абсолютной Истины. Четыре типа «страдальцев» приходит к Кришне. Но нужно понимать, что когда человек приходит в Cознание Кришны, что он получает? Вначале он получает счастье преданного служения, и большинство из нас, когда слышит о преданном служении… то есть, если человек слышит о преданном служении, он понимает, что возвращаясь в духовный мир… «Когда я вернусь в духовный мир, я не смогу там наслаждаться». Вы понимаете, о чем идет речь? И поэтому большинство людей, даже преданных, не хотят возвращаться в духовный мир. Потому что счастья там как бы есть, а наслаждения нет. Понимаете?

00:28:25 И вот человек в этом состоянии пытается найти компромисс, он думает: «Ну, я буду практиковать преданное служение и при этом немножко наслаждаться». То есть: а можно так: повторять Харе Кришна и… быть не просто счастливым, – счастливым нормально – а вот именно быть при этом… наслаждать свои чувства?» Понимаете? Вот в этом проблема заключается: большинство из нас не хотят возвращаться в духовный мир. Почему? Потому что нет наслаждения, надо служить. Счастье – пожалуйста, а наслаждение – извините! Поэтому, по сути дела, в эту эпоху, особенно в эпоху Кали-юги, когда люди погрязли в наслаждениях, когда им говоришь о духовном знании, им Параматма говорит… когда людям говорят о духовном знании, Параматма говорит: «Ты сейчас послушаешь этого кришнаита, и всем твоим наслаждениям придет конец!» Они говорят: «Ладно, извини, не надо мне твою книгу. Я лучше почитаю что-нибудь другое, что поддержит мою иллюзию». Вот.

Мы приходим за иллюзией

00:29:46 Так что падение из духовного мира происходит именно по той причине, что живое существо привлекается перспективой наслаждения, оно приходит сюда за иллюзией. И когда ему предлагают правду, оно не привлекается этой правдой, потому что правда означает оставить свою позицию господина, а значит, оставить свою позицию наслаждающегося, стать слугой, и обрести счастье. Но кому нужно это счастье? «Я же хочу наслаждаться!!! Дайте мне, пожалуйста, удачливое наслаждение! Дайте мне хорошего партнера, с которым я буду наслаждаться. Дайте мне хорошую карму. Расскажите мне что-нибудь, что облегчит мои страдания и позволит продолжить мою программу наслаждения». Вот в чем вопрос обусловленной души, с которым она приходит. Разве это не так? Мы сейчас просто пытаемся добраться до этих корней всего сценария нашей жизни – «счастливой жизни в материальном мире».

00:31:01 Поэтому смысл какой? Смотрите: до тех пор, пока человек не научился быть счастливым, то есть не научился находить радость в преданном служении без потребности наслаждения, для него наслаждение является незаконным. То есть для него наслаждение является тюрьмой, его заключают в тюрьму, его претензия на наслаждения, она незаконна. Но когда человек научился быть счастливым, когда он не зависит от наслаждения, когда он не ставит его как условие, а принимает в качестве счастья отношений, любви, объятий и всего остального, что есть в мире духовном, Голоки – это всё есть не что иное, как проявление служения на самом деле.

00:31:56 То есть наслаждение есть в духовном мире, но оно выше, чем счастье, т. е Голока выше, чем Вайкунтха. Поэтому преданные должны очиститься от вот этой вот скверны, о которой мы сегодня утром говорили, от вот этой развращенности, которая означает, что человек всё время старается извлечь наслаждение из любых отношений. Приходит в нама-хатту, он заряжен на наслаждение там: «А так как насчет прасада у нас? У нас будет прасад сегодня? Так, прасад принесли. Что-то панира в два раза меньше, чем обычно. Что-то я не чувствую, что меня здесь любят…» Никто, конечно, так не думает, но это же штука сидит, понимаете, в каждом.

00:33:07 Или: «Что-то киртан… нам надо, чтобы у нас был киртан… такой особенный киртан…», т.е. нам нужно услаждать свои чувства во время киртана. Не молиться святому имени, а услаждать свои чувства во время киртана. Понимате? И вот человек сидит во время киртана и думает: «Ну, что-то не наслаждается, мои чувства не наслаждаются…» Поразительная вещь: сейчас такое ощущение как будто все сошли с ума по наслаждению, т.е. всем надо наслаждаться! Даже в сознании Кришны уже как бы люди потеряли вот этот свой аскетизм естественный, преданные. Всем надо наслаждение.

00:33:59 Так вот на наслаждение имеет право те, кто научился быть счастливым, т.е. кто счастлив и не зависит от этого. Как Шрила Прабхупада говорит: «Сегодня он под деревом – нормально, завтра он в шикарном дворце – нормально. Для него нет разницы». Почему? Потому что он знает цену всему, он понимает, что нет смысла зависеть от этих вот объектов чувств. Когда объекты чувств есть – хорошо, когда их нет – тоже хорошо. Вот это означает – обладать знанием.

Почему мы завидуем садху

00:34:37 Поэтому мы сейчас о чем говорим? Тема у нас какая?
Слушатель: Изначально тема была, что мы доверяем садху, когда они бескорыстны.
БСС: Да. Так вот смотрите, что происходит, почему проблемы у нас возникают с садху, несмотря на то, что… мы завидуем садху, несмотря на то, что они для нас столько всего делают? В этом же был вопрос? Вот ответ на этот вопрос заключается в том, что, когда люди (преданные, садху) для нас что-то делают, мы воспринимает это… т.е. то, что они для нас делают, они не служат нам, а они перед нами выслуживаются, они пытаются нас наслаждать. Вот почему мы завидуем им. Т.е. зависть присутствует там, где есть дух наслаждения. Например, Шрила Прабхупада, – не только Шрила Прабхупада, но и другие также преданные – но Шрила Прабхупада никогда не пытался угождать свои ученикам, т.е. он говорил им правду. Он говорил им те вещи, которые благоприятны для них, дают им возможность обрести счастье, не наслаждал их. Поэтому Шриле Прабхупаде было трудно завидовать, и... Хотя некоторые тоже умудрялись.

00:35:59 Смысл заключается в том, что, когда для нас что-то люди делают, кто-то для нас делает, мы становимся неблагодарными, потому что такова завистливая природа, зависть, энергия зависти. Сегодня я разговаривал с одним человеком, он пришел, чтобы рассказать про свою жизнь. Он сказал: «Я столько сделал для членов своей семьи, я для них дом построил, денег заработал столько, и сейчас они просто мной пренебрегают». Так в этом же и есть вся затея! То есть вы что-то делаете для людей, вы что-то делаете для близких, вы выслуживаетесь перед ними и результатом будет что? Результатом будет пренебрежение, о вас просто вытрут ноги. Поэтому служить нужно… во-первых, нужно служить, а не выслуживаться, а, во-вторых, служить нужно тем, кто бескорыстен. Тогда не будет проблемы с завистью.

00:36:54 Итак, зависть возникает по двум причинам: либо человек, кому мы служим, он небескорыстен, и тогда у нас возникает неудовлетворенность, т.е. мы чувствуем себя… как бы чувствуем, что мы зря потратили время и т.д. (Хотя, если человек утвержден в духовной жизни, у него не будет с этим проблемы.) Вторая проблема серьезнее – это, когда сам человек служит, – даже, если он служит садху – он не служит, а выслуживается, т.е. он хочет просто, чтобы садху удовлетворял его чувства. Т.е. он что-то делает, но на самом деле у него «счет» есть, и потом этот счет… нужно будет «платить по счетам». А кто из садху способен оплатить счета? Никто. Поэтому проявляется неудовлетворенность, и человек, в конце концов, уходит.

00:37:46 Итак, служить… когда мы служим тому, кто бескорыстен – это означает, что человек, которому мы служим, он думает о нашем благе, а не думает о том, чтобы порадовать наши чувства, дать наслаждение нашим чувствам, да, вот этот момент. Тогда зависть не появляется. Так, мы преданные – это означает, что когда мы видим человека перед собой, мы понимаем, что это душа. Если это душа, значит, у нее есть санатана-дхарма. А что такое санатана-дхарма? Это способность служить. Поэтому, если человек не хочет служить, это означает, что мы не смогли установить связь с этой душой в сознании Кришны, вот и всё. Это не проблема человека, потому что каждый – душа.

Общество – не для удовлетворения чувств

00:38:50 Таким образом, Кришна описывает здесь вот эти качества, они проявляются в обществе, они проявляются в общении с гуру, они проявляются в обществе преданных. И в комментарии Шрила Прабхупада пишет очень важные вещи, послушайте: «Порою преданного превозносят, порою бесчестят. Такова природа человеческого общества». То есть даже если мы находимся в обществе, мы находимся в обществе преданных, всё равно у нас также будут происходить такие вещи, потому что такова природа общества, любого. То есть в обществе никогда не бывает так, что… т.е. общество, оно никогда не даст нам удовлетворения наших чувств, потому что в обществе, когда мы с людьми вместе находимся, что-то делаем – всегда будет всё очень непросто! Это знает любой человек, который обзавелся семьей, – на свой страх и риск – это знает любой человек, который принял ответственность за нама-хатту.

00:40:15 Это означает: вы приняли ответственность – все, обратного пути нет, вы не можете это оставить, вы не можете оставить свою семью, вы не можете оставить свою нама-хатту, потому что это предательство. То, что тяжело – это изначально предполагалось, потому что, если очень тяжело, значит, человек совсем плох, в смысле тот, который принял ответственность. Если «средней степени тяжести» – означает, что есть просветы. Если легко, более-менее легко – это означает, что человек в прошлом уже имеет опыт в этом отношении, ему это несложно.

00:41:01 В любом случае, семья – это общество людей, за которых мы приняли ответственность: это группа преданных, это близкие люди, с которыми мы общаемся, наши родственники и т.д. – все эти люди нуждаются в абсолютной ответственности с нашей стороны. Эта абсолютная ответственность совсем не означает, что мы должны удовлетворять их чувства. Мы должны обеспечивать, да; мы должны разбираться со сложностями, прояснять отношения, да; мы должны… что ещё должны делать?

00:41:37 Слушатель: Заботиться…
БСС: Заботиться, проявлять эмоциональное участие… ответственность, да, – все эти вещи должны… но это не означает совсем, что мы должны просто произвести впечатление на тех людей, кто рядом с нами, выслужиться перед своей семьей, перед своей нама-хаттой. Нет. Мы должны просто думать о благе этих людей, а думать о благе – это совсем не означает удовлетворять чувства.

00:42:10 Если мы думаем о благе тех, кто нас окружает, мы будем… – нашей семьи, нашей нама-хатты, нашей санги, – мы будем видеть в каждом человеке, который находится в нашей санге, мы будем видеть в нём лидера. Мы будем видеть в нём душу, которая способна принять ответственность за свою семью. То есть человек, который пытается как бы выслуживаться или эксплуатирует свою сангу, он таким образом всё делает, чтобы люди думали, что он за них всё решает – он решает их проблемы, он их ведет в «светлое будущее» и т.д.

00:42:50 Т.е. человек, который занимает вот такую позицию, «позицию благодетеля», он всё устраивает таким образом, что его санга думает, что именно вот этот человек является для нас благодетелем. И в этом случае движущей силой, которая… в отношениях которая присутствует, будет присутствовать зависть. Потому что преданные, которые находятся в этой санге, не будут развивать качества, о которых здесь говорится, духовные качества, т.е. они не будут как личности прогрессировать.

00:43:28 Так, первая вещь, о которой говорит Шрила Прабхупада, это то, что общество всегда обладает вот этим свойством – оно всегда нас проверяет на вшивость, т.е. нашу внутреннюю позицию, присутствует ли у нас вот эта энергия служения. И поэтому Шрила Прабхупада пишет, что преданный всегда трансцендентен к иллюзорной славе и позору. Т.е. для общества всегда важно, чтобы лидер был какой?
Слушатели: Идеальным… Хорошим человеком…
БСС: Для общества важно, чтобы лидер был… глава семьи, например, это тот же самый принцип, чтобы он был крутой. Понимаете? Если лидер вдруг, не дай бог, ошибается в чем-то, какую-то ошибку совершает, его же съедят сразу же. Т.е. общество не прощает лидеру ошибку, поэтому общество всегда имеет тенденцию либо вас превозносить, либо вас опускать. «Акела промахнулся!». Да.

Ответственность мужчины, и женщины

00:44:46 Слушательница: А женщине как?
БСС: Что женщине?
– Тоже надо быть крутой или как?
– От женщины не ожидается, что она будет лидером. Речь идет в основном… когда я говорю о главе семьи, я говорю о мужчине.
– Вот я и спрашиваю про женщину…
– И что вы спрашиваете?
– Какие должны быть качества, тогда у женщины, чтобы она правила всем миром?
– Правила всем миром? Чтобы женщина правила всем миром, она должна перестать быть женщиной. Понимаете? Потому что в женском теле ответственность, которая есть у человека, она не абсолютная.
– А какая?
– Она относительная.
– Ну, что именно?..

00:45:32 БСС: Т.е. разница принципиальная. Смотрите, хотя мы не мужчины и не женщины, – внутри нас находится душа, и в мужском теле, и в женском теле (сач-чид-ананда) – но в женском теле связь с природой, с этой сферой, психоэмоциональная, она в девять раз больше, чем у мужчины. Поэтому женщина в девять раз больше подвержена условиям, чем мужчина. Например, если вы говорите женщине, ну допустим, я просто привожу пример: «Нужно приготовить пищу». Да? Приготовить еду. Что нужно женщине для того, чтобы приготовить еду?
Слушатели: Еда… Хорошая кухня… Условия… Ей много чего надо!..
БСС: Ей нужна хорошая кухня, ей нужна посуда, ей нужны продукты…
Слушательница: Также как мужчине!..
БСС: Подождите. Нет. Вы не спешите. Ей нужна… в общем, настроение хорошее, если какая-то проблема в семье с мужем, то ей уже ничего не хочется делать и т.д. Т.е. женщина исполняет какую-то деятельность, но эта деятельность в основном связана с условиями определенными. Ей нужен комфорт.

00:46:48 Если я говорю мужчине: «Приготовь прасад», – брахмачари – а он мне говорит: «А где посуда?..», ему можно сразу бить в нос, тут же, этому человеку, потому что это «не мужская тема». Т.е. если мужчине говорят: «Приготовь еду!», он должен решить вопрос с посудой, с кухней, с продуктами и со всем остальным – вот это означает быть мужчиной, этим отличается мужчина от женщины. Понимаете, да, о чем идет речь? Т.е. для женщины необходимо создавать условия, чтобы она выполняла свою деятельность, а для мужчины – нет. Если мужчина считает, что ему нужны условия, значит, он не понял еще, что это за форма жизни.

00:47:33 Поэтому для мужчин существует такая особая вещь, как брахмачарья. Брахмачарья означает, что мужчин приучают не зависеть от обстоятельств, т.е. исполнять свои обязанности независимо ни от чего, т.е. это означает абсолютная ответственность – она воспитывается, специально для это существует ашрам брахмачари. И после ашрама брахмачари у мужчины даже мысль такая не должна приходить в голову: «А как там на счет условий и т.д.?» Понимаете? Если у него мысли приходят, значит, он не был в ашраме брахмачари; он просто там наслаждался своей безответственностью, вот и всё. Как кактус там рос под, так сказать, под милостивым взором старших преданных. Брахмачарья существует именно для этого.

00:48:22 Поэтому, когда мы говорим о женщинах, мы говорим, что… мы не имеем в виду, как тело: вот это вот мужчина, вот это вот женщина; тут непонятно, кто здесь мужчина, а кто женщина. Мужчина – это тот, чья ответственность безусловна, вот это мужчина. А если человек нуждается в условиях, значит он женщина. Я извиняюсь. Может, это звучит непривычно, но тем не менее. Т.е. когда мы произносим слово «женщина», мы не имеем в виду конкретного человека. Прабхупада говорил, когда к нему ученицы пришли: «Прабхупада, а правда, что женщины не могут прогрессировать в сознании Кришны, потому что у них мозг меньше по размеру?»
Слушательница: А я считаю, мужчинам тоже условия нужны и они себе их создают [неразборчиво].
БСС: Это не мужчины. Вы не видели мужчин еще. Вы поэтому такие вещи говорите, я знаю, что современные женщины мужчин не видели, в основном. Поэтому возникают проблемы в семьях.

00:49:25 Вопрос: А скажите, пожалуйста, с какого возраста сын должен понимать свою ответственность?
БСС: Точный возраст назвать, с точностью до месяца? Вообще, предполагается, что человек к 20–25 годам должен превратиться в мужчину. Но сейчас современные мужчины к 35, примерно, что-то там похожее появляется. Такая особенность Кали-юги.

Две роли женщины

00:49:54 Вопрос: Так женщина, какими она должна свойствами обладать, чтобы быть настоящей женщиной, я вот чем спрашиваю.
Ответ: Для того, что быть…Вы, вообще, хорошие вопросы задаете, но нам нужно тогда семинар на другую тему читать. Это хороший вопрос. Я отвечу. То есть, смотрите, у женщины в отличие от мужчины задача в два раза сложнее. То есть мужчине нужно быть просто личностью, просто нести свою… делать своё дело. Женщине нужно быть личность, т.е. быть преданной, и при этом ей ещё нужно быть женщиной, т.е. у неё две роли. И проблема заключается в том, что женщины эти роли между собой путают. Они думают, что «вот, если я преданный, т.е. это означает у меня есть знания, у меня есть представления о том, как всё должно быть, я сейчас должна объяснить своему мужу, как он должен жить». Я сегодня разбирался с этой проблемой.

00:50:52 Долг женщины, в первую очередь, заключается в том, чтобы вдохновлять и благословлять мужчину, т.е. он должен чувствовать с её стороны поддержку. Потому что благодаря женщинам у мужчин появляется… т.е. женщины помогают мужчинам обрести силу и вдохновение в жизни, в такой сложной мужской жизни с кучей обязанностей, которые непонятно, как, вообще, выполнять. Т.е. женщины должны помогать мужчине и давать ему вот этот вот… ощущение успеха, что он что-то делает, он прогрессирует. От женщины зависит, что мужчина чувствует, что он смог чего-то добиться.

00:51:34 А что делают женщины современные в этом материалистическом обществе? Их воспитывают таким образом, что они постоянно вот это общественное… т.е. у женщины это общественная вещь: они оценивают постоянно. Т.е. постоянно женщина всегда оценивают мужчину, она не может без этого. Если женщина смотрит на мужчину – это всё! Т.е. мужчина сразу чувствует, что он находится в поле её оценки, потому что такова природа женщины – она дает эту оценку. И мужчина получает вот эту проблему, что ему всё время дают понять, что он неудачник, что он не справляется и т.д. И вместо того, чтобы развивать, помочь мужчине обрести силу, женщины часто просто способствуют тому, чтобы человек погрузился в какую-то депрессию и т.д. Это не касается всех, это просто проблема, которая есть в обществе, к сожалению.
Слушатель: Опускают то есть!..

00:52:35 БСС: Опускают. Это происходит, да. Вот поэтому смотрите, какая вещь, если женщина преданная, «биг-биг-преданная», у нее там трансцендентное знание, не приведи господь, она просто может сесть на вьясасану и двинуть такую лекцию, что все мужчины просто «лягут в нокауте». Даже если у женщины есть такая реализация из прошлой жизни или в этой жизни и т.д. – не важно – всё равно она должна, если у нее есть семья, муж и всё такое, – она должна понимать, что она в семье должна быть женой, женщиной, т.е. должна выполнять свою функцию, потому что это и есть проявление знания в человеке. Потому что знание означает, что человек делает то, что он должен делать. Да. Т.е. следовать своей природе, т.е. человек должен следовать своей природе – это проявление знания в человеке.

00:53:35 Итак, мы находимся в обществе или мы находимся в обществе женщины – не важно, в принципе, это одно и тоже, это означает, что нас оценивают. Быть не крутым – это всё! Т.е. когда вас оценивают, вы всё время хотите быть крутым, но это как раз и есть проблема, т.е. если человек хочет быть крутым – это означает, что он выслуживается. Т.е. лидер нама-хатты, человек, принявший ответственность за общество; человек, принявший ответственность за семью, он должен понять, что его дело заключается в том, чтобы стоически, в ученической позиции, осознавать то, что он может делать, и делать это.

00:54:20 И не комплексовать, и не впадать в истерию по поводу того, что он делать не может. Вот это означает быть мужчиной, и это означает быть лидером. Т.е. лидер – это тот, кто… то, что он может делать, он осознает какие-то свои возможности, он делает, он развивает эти возможности, он совершенствуется, но при этом, если у него что-то не получается, он не впадает от этого в комплекс собственной неполноценности. Вот это означает, что человек является лидером. Потому что нас постоянно провоцируют: «Это ты не можешь! А тут тебя не получается! А тут мог бы и постараться!»

00:55:06 Слушательница: Правильно говорите.
БСС: Спасибо...
Слушатель: Это оценка!
БСС: …вы хорошо учитесь.

00:55:29 Вопрос: Но, с другой стороны, если этого не будет, то ведь может [неразборчиво].
БСС: Т.е. мужчина получает... не будем говорить о мужчинах, т.е. Личность получает представления о том, в чем заключается обязанности, не от тех, кто от него зависит, не от женской половины, не от общества, не от жены; он получает представление о том, что ему нужно делать, из трансцендентного звука, из Шримад «Бхагавад-гиты», из уст садху.

00:56:04 Слушательница: А женщина?
БСС: То же самое, не важно женщина, мужчина. Одинаково.
– Говорят, что она должна поклоняться мужу, и делать то, что хочет муж. Это правда?
– Нет, поймите простую вещь, что женщины никогда не слушают мужчин. В очень редких случаях женщина слушает мужчину, и то это потому, что она понимает, что иначе будет хуже...
– А как же тогда [неразборчиво]?
– …а женщины получают представления о том, как им жить, они получают не от мужчины, а они получают из рода, они получают из семьи – от своих старших, от матери, от тетушек, от подруг, от кого угодно только не от мужа. Т.е. это представление очень ущербно; общество всегда было устроено так, что была мужская санга и женская санга (и в общине, кстати, тоже должна быть мужская санга, и женская санга тоже, в любой). Мужская санга – означает, что мужчины обсуждают в ней те вещи, как обретать силу в исполнении своего долга. Санга мужчин собирается не для того, чтобы поговорить о женщинах, какие они, так сказать, «невдохновляющие» и некультурные, а мужчины собираются вместе для того, чтобы поговорить о своих обязанностях и помочь друг другу получить эту силу.

00:57:35 А женщины собираются вместе для того, чтобы поговорить о своей женской дхарме, о своей культуре, о том, каким образом устроить дом, как устроить в общине всё, чтобы была хорошая атмосфера и т.д. – это за всё отвечает женщина, женщина отвечает за тонкие настройки. Мужчина отвечает за базовые вещи, женщина отвечают за тонкие настройки. Поэтому мужчина строит дом, он как бы закладывает основу для жизни, т.е. он поддерживает, т.е. он тот, на чем всё… опирается. А женщина, уже получив эту поддержку, она гармонизирует, привносит во все какие-то вот…
Слушательница: Третье измерение…

00:58:22 …то есть она устраивает какие-то вещи, которые делают… комфорт привносят какой-то, атмосферу и т.д., т.е. очень многое зависит от женщины. Поэтому в общине преданных очень важно, чтобы у матаджи было это общение, потому что я уже говорил, что женщины в эмоциональном отношении в девять раз более нуждаются в отношениях, в общении, чем мужчины. Все знают, да, эти вещи? В девять раз больше потребности в общении. Поэтому община таким образом должна быть устроена, что матаджи должны чувствовать, что они… ну они должны получать поддержку от мужчин эмоциональную.

Этикет в общении между полами

00:59:11 У нас существуют очень странные представления о вайшнавском этикете, что… вайшнавский этикет означает, что мужчины и женщины не общаются, в принципе. Если женщина подходит к мужчине с каким то вопросом, то он дает ей понять, что… поскольку она женщина, вопрос должен быть очень короткий, и, так сказать, вообще, лучше, чтобы его не было. Т.е. когда женщина подходит, мужчина напрягается, потому что надо «этикет соблюсти». Это достаточно глупо выглядит. Т.е. преданные должны понять, что семья (община – это семья) – это означает, что женщина для мужчины, она – его мать, либо это его сестра, дочь, бабушка, т.е. она – член его семьи.
Слушатель: Теща…

01:00:24 БСС: Теща? Да. Если подошла маленькая девочка, и даже если она не подошла, и даже если она совсем не ваша дочь, вы должны её воспринимать как свою дочь. Это означает жить в общине. Если вы видите женщину, равную вам по возрасту, – это вам не жена, вы должны видеть в ней свою сестру, т.е. это не означает, что вы должны постоянно с ней разговаривать, но если у женщины возникает какой-то вопрос или у вас возникает вопрос, нужно общаться по-человечески. Если вы видите пожилую женщину, – она для вас мать, нужно соответственно как-то ей помогать, поставить стул и т. д., т.е. проявить внимание и заботу – это называется жить в общине, жить в семье.

01:01:19 Потому что, когда у женщин есть такое ощущение, что их отпихивают: «Матаджи, пожалуйста, вы тут не создавайте проблем». Т.е. когда женщин отпихивают мужчины, то у женщин появляется чувство дефицита, у них появляется вот эта... они начинают... у них появляется вот эта как бы неудовлетворенность. А когда женщины не удовлетворены – это всё, это «Харе Кришна»! Понимаете?

01:01:58 Я вам эти вещи говорю, потому что это очень важно. Женщины должны быть защищены. Тут, вообще, лучше бы женщин не было, в этой теме, но поскольку мы все женщины, в определенном смысле этого слова, т.е. мы нуждаемся все в эмоциональной поддержке, это касается всех и мужчин в том числе. Потому что нужно уделять внимание чувствам людей, это касается и мужчин, и женщин, но у женщин с этим очень всё сложно, поэтому тут в первую очередь должно быть... Поэтому вопрос такой, что вот эти моменты, касающиеся зависти, неудовлетворенности какой-то, моменты претензии, моменты недоверия какого-то, какие-то сплетни, какие-то пересуды за спиной и т.д. – они возникают просто от того, что люди пренебрегают друг другом, они пренебрегают законами естества, прикрываясь философией Cознания Кришны.

Женское молчание

01:03:20 Вопрос: Извините, пожалуйста, а можно последнее заключение сделать? Из этого следует, что разумней всего женщине молчать, а мужчинам говорить?
Ответ: Интересная логика. Ну, в принципе, да. Потому что… как бы разумнее означает, что когда женщине не хочется говорить, ей лучше молчать. Т.е. в смысле, я о чем пытаюсь сказать… что, когда, допустим, женщина не удовлетворена, она не может молчать, а если она пытается молчать под влиянием общественных предписаний, то она так молчит, что лучше бы она не молчала.

01:04:19 Поэтому её эмоции настолько превосходят мужские эмоции, что если там эта вещь есть внутри, то это ещё хуже, поэтому женщина может молчать, когда она выговорилась с кем-то, кроме её мужа. Поэтому существует общество, где она может говорить с кем-то. А если она может говорить только со своим мужем, то это вообще, это ужас.

01:04:57 Как недавно у нас был такой «анекдот» в общине. Там, значит, человек, матаджи, она очень хорошая преданная, она проповедовала – пришел новый человек на программу, она ему проповедует, и, значит, что-то рассказывает. А рядом сидит её зять, и он смотрит, как она проповедует вот так вот, и блаженно улыбается такой. А рядом с ним сидит другая преданная, – она знает эту семью – и она говорит этому зятю: «Тебе нравится, да, как твоя теща проповедует? – назвала её по имени. – Что ты улыбаешься? Тебе нравится, как она проповедует?» – «Нет. Просто она сейчас выговорится, дома молчать будет!» Такая вайшнавская классика. Мы настолько разные, понимаете? Часто мы не понимает этих вещей.

01:06:07 И вот эти все вопросы, все «теории», когда преданные обсуждают, что вот там… «вот по Ведам женщина должна сидеть дома, она не должна работать, а вот моя жена работает. Может, мне её это… дома запереть? Она там общается, как бы, не понятно, с кем она там общается и т.д.» Ну, всё по шастрам-то верно, что жена должна сидеть дома, но мы забываем о том, что значил дом в ведической цивилизации, и что значит дом сейчас. Дом сейчас – это клетка размером 4х4, где женщина сидит в этой клетке со своим мужем. (Если там ещё есть ребенок, то это хорошо.) И поэтому запереть её дома – значит запереть в тюрьме, и сделать свою жизнь подобной непонятно чему, потому что тебе же придется самому всё это расхлёбывать.

01:07:05 А в ведической цивилизации запереть женщину дома – означает запереть в целом мире, где она общалась со своими родственниками, подругами и т.д. И поэтому мужчина приходил, как бы, домой, выполнив свои обязанности, он видел удовлетворенную жену, улыбающуюся, которая приготовила ему ужин и ждет его дома – вот это была ведическая жизнь. А сейчас человек не может. Потому что женщине… она не столько работает, сколько она общается там. Понимаете? Женщины обычно меньше зарабатывает, чем мужчины. Они работают, потому что они себя реализуют таким образом, эмоционально.

01:07:48 Ну ладно. Видите, как могущественна женская энергия, т.е. достаточно было одного вопроса, чтобы столько в этом… Потому что это на самом деле серьезная проблема для общины, для любой. Это основа культуры – отношения между мужским и женским началом. Так… Значит, о чем мы сейчас говорим, у нас тема какая?
Слушатели: Женщины… Ученичество…

01:08:19 БСС: Мы… Да, мы нарушаем законы естества и при этом называем это сознанием Кришны – вот в этом наша тема. И мы вчера договорились о том, что сегодня мы поговорим о том, каким же образом преданный, находящийся в обществе преданных, не обладая ещё какими-то там… сверхкачествами личными, реализациями, он тем не менее способен проявлять вот эту нравственность духовную, о которой Кришна говорит в 15-й главе. Был у нас такой договор? Мы договаривались об этом.

01:09:34 Слушатель: А спрашивать можно?
Слушатель-2: Высказываться дальше можно?..
БСС: Да, у меня такое ощущение, что мы не доберемся до этого основного пункта сегодня, так что, наверное, давайте будем высказываться, по крайней мере, доведем до конца то, что начали. Да, Шикшаштака прабху?

Среда для появления благочестия

01:09:59 Слушатель-2: Я думаю, что многим преданным знаком такой опыт, когда они перед каким-то выбором стояли, выполняя какое-то служение. Свой интерес или внезапно… думая о какой-то альтернативе, они наталкивались, что вот ещё у Кришны интересы вот эти, или гуру, и они приносили в жертву свой интерес и хотели сделать интерес гуру. И вот они тогда сразу же попадали в лоно вот этой внутренней энергии, когда такой выбор делали. И во время такого выбора появлялось всегда такое понимание, что вдруг неожиданное решение приходило, как я поступлю в этой ситуации.

01:10:44 Раньше, например, в такой ситуации я жадность проявлял, не хотел там что-то отдать, например, или я мог разгневаться, то сейчас уже под влиянием вот этого выбора я действую, что в таких же обстоятельствах, я вдруг замечаю, что мне проще с чем-то расстаться. Например, с какой-то собственностью и сам удивляюсь: «Как так, я совершенно спокоен?», и я не гневаюсь из-за чего-то, что очень сильно меня ущемило, например. И это, я думаю, есть у кого-то такой опыт, это как раз может показать этот момент, что, как духовная энергия проявляет эти вещи.

01:11:26 БСС: Да. Т.е. этот момент можно продемонстрировать, допустим, когда человек… сейчас почему – просто такая практическая вещь, да? – почему мы сегодня говорили утром об этой развращенности и о целомудрии. И там, на примере Парикшита, говорилось о том, что Парикшит воспитывался в семье преданных, и поэтому в нём было целомудрие, вот это благочестие, о котором ты говоришь. И мы замечаем, что практика Cознания Кришны сейчас – вот эта вторая сторона, о которой Шрила Прабхупада говорил… Т.е. есть две стороны: одна сторона – это целомудрие, и вторая сторона – это уже принятие трансцендентного знания.

01:12:11 Так вот проблема с практикой Cознания Кришны у преданных возникает именно из-за того, что у них нет этой атмосферы, или как бы вот среды, в которой бы они могли реализовать духовное знание, т.е. она слабая, эта среда. И основным «симптомом» современного человека, его образа жизни, нашего с вами образа жизни, является именно вот это. Т.е. мы живем, как сказать, жизнью анонимной, т.е. жизнью индивидуалиста. Т.е. когда человек живёт анонимно, это означает он живёт для собственного наслаждения, для собственных планов, для собственных каких-то там вещей, которые он делает для реализации своих каких-то чаяний и т.д., то у него появляются как раз эти негативные качества – жадность какая-то, у него появляется вот эта, так называемая, личная жизнь.

«Личная» жизнь преданного

01:13:15 У нас же модно говорить о личной жизни. Т.е. какая может быть личная жизнь у преданного?! Что значит «личная» жизнь? Т.е. личная жизнь – означает… т.е. это словосочетание может означать ответственную жизнь, а может означать жизнь ради себя, т.е. ради своего удовольствия. И вот человек современный живёт ради своего удовольствия. Поэтому, когда мы общаемся с гуру, когда мы видим его качества, его бескорыстие, то в нас естественно появляется желание совершать бескорыстное служение, т.е. у нас появляются вот эти качества. Либо когда мы находимся в обществе преданных, мы видим их усилия, мы видим их чистоту какую-то, искренность, у нас появляется… мы расстаемся со своей «личной» жизнью, мы начинаем находить вкус в том, что начинаем посвящать себя людям, что-то делать для других и т. д., т.е. появляется дух служения, когда мы находимся среди преданных.

01:14:20 Поэтому один из секретов, которые содержатся здесь, заключается в том, что нужно как можно больше времени проводить с преданными. И не просто как можно больше времени проводить с преданными, но делать две вещи, т.е. как можно больше общаться с преданными на духовные темы, т.е. на темы Cознания Кришны; и как можно больше совершать практического служения с преданными, т.е. вместе, именно совместное служение. Потому что такая деятельность формирует вот это целомудрие в сознании Кришны, о котором шла речь сегодня утром, и о котором мы говорили вчера вечером в контексте нашего с вами разговора в эту сторону. Потому что жертвовать, т.е. вести жертвенную жизнь можно тогда, когда для человека это естественно.

Жертвенность – не разовое понятие

01:15:20 Т.е. жертвенность не должна быть какой-то выдуманной, потому что, когда она выдумана, она разовая, но именно привыкнуть к такому образу жизни – вот в этом заключается наша цель. Т.е. стать такими людьми. Потому что многие преданные жертвенные какое-то время, они приходят в храм, они жертвенные, они что-то делают, потом они приходят домой, они зашли к себе в дом: «Это моя квартира. У меня здесь своё». Т.е. отделенное всё, да? «У меня телевизор стоит. У меня Интернет. Я могу делать всё что хочу. А вот теперь свобода!..»

01:16:11 И в этой ситуации человек просто оказывается беспомощным перед Кали. Потому что это же наслаждение определенное, дает какую-то иллюзию наслаждения – залезть в телевизор, залезть в Интернет. И потом преданного спрашивают: «А почему ты так… времени?..», на преданное служение нужно время. Он говорит: «У меня нет времени. Я так занят, вообще. У меня работа». Он же не скажет, что он 4 часа в день проводит в Интернете и в телевизоре. «Чем так занят?» – «Я работаю». – «А сколько ты работаешь?» – «Ну, 9 часов работаю». – «А остальное время, чем занимаешься?» – «Ну как? У меня ж столько обязанностей и т.д.» Оказывается, что человек 4 часа в день проводит в телевизоре и в Интернете…

01:17:08 И если попытаться его оторвать от этого, он будет несчастен, потому что он там реально как-то там что-то для себя нашел. Понимаете? Есть единственная альтернатива телевизору и Интернету. Знаете, какая? Единственная альтернатива телевизору и Интернету какая?
Слушатели: Живое общение… Сат-санга…
БСС: Живое общение. Правильно. Если живого общения нет, то мы будете просто раздавлены вот этой реальностью Кали. Да, пожалуйста.

Основа расы (вкуса) – коллективное преданное служение

01:17:48 Вопрос: Вот мы знаем из шастр, что нужно развивать в себе вкус в отношении преданных, к Господу, к духовному учителю, т.е. без вкуса, без расы невозможно это представить себе. И вопрос такой: а что является основой этих вкусов, то ли наслаждение чувств, то ли наслаждение чего-то другого? Вот с этой точки зрения, раз мы говорим, что нужно стараться не наслаждать свои чувства, а как тогда развивать вкус, что является основой вкуса? Или, может быть, это нечто такое многогранное? Проясните, пожалуйста, если возможно.

01:18:48 Ответ: Когда преданные общаются между собой на духовные темы, то они начинают испытывать вкус блаженства духовного, которое превосходит материальное блаженство по качеству, поскольку оно является духовным. И многие преданные знают этот стих знаменитый, стих из десятой главы «Бхагавад-гиты», где Кришна говорит о том, что в отношениях между преданными… когда преданные общаются между собой именно не просто как бы формально, а общаются сокровенно, то они начинают испытывать вот это состояние тушьянти ча раманти ча – блаженство духовного удовлетворения.

01:19:48 Поэтому если преданное служение в сфере духовной реальности может осуществляться индивидуально, т.е. оно может осуществляться как бы конкретным человеком, конкретной личностью, то преданное служение в сознании Кришны, именно в Движении санкиртаны, преданное служение в духе спонтанного преданного служения, духа рагануга-бхакти, или в духе санкиртаны – оно совершается коллективно. Потому что когда вы совершаете коллективно преданное служение, то тогда движущей силой этого служения становятся именно вкус, раса. Т.е. раса вырабатывается в коллективе преданных, духовная раса, это секрет «Бхагавад-гиты».

01:20:51 Вот это та вещь, которую нужна было сегодня как-то понять, обсудить и увидеть. Но у нас не хватило времени на это, но завтра, может быть, мы больше об этом поговорим. Потому что мы должны найти замену наслаждению. Мы сегодня говорили о том, что наслаждение является причиной всего. И даже преданное служение, которое дает человеку счастье, чувство счастья, оно не может преодолеть проблему наслаждения. Поэтому, чтобы вырваться на свободу в Кали-югу и вернуться в духовный мир, преданный должен не просто почувствовать счастье преданного служения, он должен испытать блаженство духовных отношений и испытать блаженство бхакти-расы.

01:21:38 Вот это то, что принес Господь Чайтанья. И поэтому это юга-аватара; т.е. дхарма Кали-юги именно в этом. Не в том, чтобы быть просто занятым в служении и быть счастливым в этом, в этой деятельности, а в том, чтобы испытать расу преданного служения. И, испытав духовное блаженство, вырвать с корнем навсегда склонность к материальным наслаждениям и вернуться домой, к Богу. Вернуться на Голоку, не на Вайкунтху, а именно на Голоку.

01:22:18 Слушатель: Добавить можно?
БСС: Добавить чего?
– Что наслаждение существует в милосердии и сострадании, на самом деле. Если у человека сердце сострадает, то у него автоматически эти чувства появляются, и уж поверьте это лучше всех наслаждений в жизни.
– Хорошо. Харе Кришна… Да, пожалуйста.

Если человек хочет просто наслаждаться

01:22:48 Вопрос: Как служить человеку, за которого ты отвечаешь, если человек хочет просто наслаждаться? Как бы больше ему, в принципе, ничего не интересно, а обязанность твоя – ему служить.
Ответ: Понимаете, желание наслаждаться – это младенческий возраст души, т.е. младенческое состояние души. И как любой ребенок хочет, чтобы его наслаждали, чтобы его желания исполняли и т.д., да?.. Как мы общаемся с ребенком? Какая стратегия общения с ребенком?
– «Это можно, это нельзя», что-то разрешают, что-то запрещают.
– Ну да. Т.е. желание детей удовлетворяют, но при этом им ставят условия определенные, т.е. их занимают какой-то позитивной деятельностью. Они получают всё, что хотят, но при этом они выполняют определенные условия, так приучаются к ответственности. Так же нужно действовать с людьми, со взрослыми, которые находятся в детском состоянии.

01:24:05 И когда меня спрашивают на каких-то больших программах, когда дети там шумят, они там носятся и т. д., так спрашивают: «Дети мешают вам?» Я отвечаю на этот вопрос: «Мне дети не мешают, мне взрослые мешают». Потому что дети ведут себя, как дети. Вот взрослые ведут себя, как дети, – это серьезный нонсенс на самом деле. Поэтому если взрослый человек ведет себя, как ребенок, то соответственно отношение к нему должно быть, как к ребенку, но при этом должен быть процесс определенного перехода. Потому что взрослого человека можно вытащить из этого состояния, но для этого нужно сострадание.

Отношения – процесс творческий

01:24:57 Вопрос: Разрешите уточнить? Вот эти вот «наслаждаться-не наслаждаться». Т.е., например, в семье как? Вот, например, мужчина… женщина должна служить семье, ну и мужчине естественно. Одно дело выполнять свои обязанности, а другое дело, скажем, выполнять их так, чтобы мужчина наслаждался. Т.е. не нужно стремиться готовить о-о-очень вкусно, достаточно готовить здоровую пищу. Так? Чтобы «не наслаждать его вкусовые качества»…
Слушатель: Чтобы мужчина совершал аскезы…
БСС: Ропот поднялся мужской…
– …чтобы я не просто выглядела, а выглядела, почти что как на картинке, чтобы он наслаждал (ну не обо мне, конечно, речь, вообще), – чтобы он наслаждал свои органы зрения. Органы слуха, чтобы я его только прославляла. Т.е. я так понимаю, что женщина не обязана это делать, она обязана выполнять свою функцию настолько, насколько это разумно. Т.е. как с ребенком – включать свой разум. Позиция, когда мужчина – он ребенок. Особенно, когда молодой мужчина, он хочет наслаждаться. Вот как здесь быть?

01:26:17 Ответ: Вы ставите меня в сложное положение. Понимаете, суть какая… что любые отношения очень индивидуальны, и если речь идет о конкретной паре, там мужчина-женщина и т.д., то здесь очень важно понимать, что является программой конкретного… для данного мужчины, для данной женщины. Программы очень разные. Поэтому женщина должна использовать свою интуицию и здравый смысл для того, чтобы понять, что сделает человека, который рядом с ней, сделает сильнее. Т.е. что ему нужно, чтобы он почувствовал себя успешным, почувствовал перспективу какую-то, что жена ему дает чувство успеха, это исходит от женщины именно.

01:27:29 Т.е. для женщины очень важно, т.е. она должна понять, какой человек рядом с ней находится, и может, нужно готовить, наоборот, очень хорошо, чтобы мужчина… это может быть для него необходимо. Для каких-то мужчин это не нужно, это только их сбивает с толку. Т.е. надо смотреть – какой результат, какой эффект. Т.е. всегда нужно смотреть на тенденции, на то, как человек… т.е. что происходит, как человек меняется, в результате того или иного поворота в отношениях. Экспериментировать надо, правильно. Т.е. отношения – это творческий процесс, это очень интересно. Это, конечно, все очень сложно, но это очень интересно. Никаких шаблонов здесь, они не помогут. Потому что я знаю вот эти шаблоны всякие – там «женщина должна вот это, мужчина должен вот это», но пары все очень разные, там есть нюансы.

Как выстраивать бизнес с преданными

01:28:38 Вопрос: Вопрос такой. Казалось бы, это полезно – работать преданным вместе, семейным. Выстраивать бизнес. Но из моих ощущений, что эти все предприятия заканчивались, ну, не очень хорошо, [неразборчиво]. Почему так происходит, и стоит ли этим заниматься?

01:28:58 Ответ: С преданными? Да уж… Понимаете, какая вещь, вот этот вопрос он как раз в самую… в общем-то, один из центральных таких моментов практических, которые нужно… в котором нужно разобраться. Потому что, если преданные освоят духовную нравственность, т.е. они поймут вот эти принципы духовной нравственности, о которой мы говорили, особенно это касается мужчин. Т.е. у мужчин ответственность абсолютная, то есть если мужчина, скажем так, не справился, он должен признать это, и он должен сделать всё возможное для того, чтобы ситуацию исправить.

01:29:48 Т.е. есть определенные вещи – очень жесткие – в мужском обществе, и они должны присутствовать в обществе преданных. Это не так, что: «Ну, мы же преданные. Мы не должны оскорблять вайшнавов и т. д.». Как правило… Шрила Прабхупада говорил, в комментариях говорит, что если человек вор, и ему говорят: «Ты вор», он должен понять, что это правда. Это нормально, когда люди говорят друг другу правду.

01:30:12 И когда мы практикуем Cознание Кришны, и у нас это происходит в духе чувственного наслаждения, а не в духе ученической позиции, то тогда идея заключается в том, что все господа. Т.е. мы называем друг друга прабху... Вот я вчера, или сегодня я говорил, что мы называем друг друга прабху или матаджи, и проблема в том, что мы воспринимаем это все за чистую монету. Т.е. человеку говорят: «Прабху», и он думает: «Прабху? Да». И когда человек думает, что он прабху, то после этого ему нельзя уже ничего сказать. Вы же не можете ничего сказать господину. Естественно, будет проблема, т.е. проблема с нравственностью. Потому что, если вы вложили какие-то деньги, если вы вложили своё время, свой труд, вы должны быть уверены в том, что вы вложили во что-то честное, что люди будут соблюдать взятые на себя договоренности. Да? Что если будут возникать какие-то разночтения, они будут прояснять, они не будут менять отношения после того как уже договорились. Т.е. есть нравственная основа.

Нужно усвоить систему ценностей

01:31:19 Т.е. артха, процветание, оно идет следом за дхармой. Т.е. если люди исполняют дхарму, они могут процветать, может быть артха. Но проблема в том, что преданные, в большинстве случаев, не в состоянии исполнять дхарму. Вот именно из-за этого, из-за присутствия вот этой вот мягкотелости в сознании Кришны, то, что можно определить, как сахаджия. Т.е. сахаджия означает, что люди о себе много воображают, т.е.: «Я преданный, значит, что меня нельзя наказать. Я преданный, значит, что мне нельзя ничего сказать». Ну всё, конец процветанию. Понимаете? Потому что процветание, оно основано на честности.

01:32:06 Если люди не ведут себя честно, то они не могут создавать ни совместных предприятий, ни бизнеса никакого, потому что в основе лежит порядочность. Поэтому, если мы хотим что-то создать в социальном плане, действительно создать общество, которое хотел Шрила Прабхупада, мы должны понять на этическом уровне очень важную вещь, что мы никакие не прабху, мы все дасы, мы все ученики. И особенно это касается тех, кто занимает какое-то положение.

01:32:38 Потому что, как только стоит человеку занять какое-то положение, он… сразу выясняется, какая у него этика. Если у человека нет никакого положения, он думает, что он такой даса, такой смиренный и т.д.; стоит его кем-то назначить, куда-то поставить, и он сразу начинает думать: «О, уже что-то интересное такое. Можно наслаждаться жизнью». Поэтому как только вы вступаете в какие-то отношения, например, вы даете кому-то деньги или вам дают деньги… начинаем сразу… у нас проявляется эта вещь – мы начинаем мыслить по-другому. Это очень опасная вещь.

01:33:28 Это как собака: вы сажаете её на цепь, она сразу начинает лаять, потому что природа. Если мы свою природу не изменили в обществе преданных, под влиянием этой внутренней энергии, то мы будем чуть что лаять, как собаки, либо делать что-то другое. Поэтому ответ на ваш вопрос такой, что социальное строительство в обществе преданных начнется только тогда и только с теми преданными, которые усвоили очень жестко вот эту систему ценностей, о которой мы говорим.

Исполнять обязанности, несмотря ни на что

01:34:00 Т.е. мы что-то делаем, мы что обсудили, мы о чем-то договорились, после этого все исполняют свои обязанности, вплоть до… если угодно, вплоть до смерти – это означает исполнять свою дхарму, это означает преданность своей семье, это означает преданность обществу преданных – быть готовым исполнять свои обязанности, несмотря ни на что. Если у меня не получается вдруг что-то сделать по объективным причинам, нужно сказать об этом, обсудить ситуацию с людьми, нужно ситуацию как-то выяснить и т.д., т.е., чтобы никто не пострадал в этом. Это означает быть преданным.

01:34:39 У нас бывает часто, что «преданный» означает «Клуб любителей Кришны», если эти, так сказать, «любители» начинают что-то вместе делать, как только появляются трудности, человек говорит: «Ну, вы же преданные» – не в смысле «я преданный», а – «Вы же преданные, как вы мне можете такое говорить? Это же вайшнава-апарадха, прабху!» Т.е. ему говорят правду, а он говорит: «Это же вайшнава-апарадха». Представляете? Т.е. о чем это говорит? О том, что всё просто с головой не в порядке. Эти вещи, о которых Кришна говорит здесь, они означают нравственность. За нравственностью идет дайви-варнашрама, идёт социальная жизнь.

Нравственность и есть Cознание Кришны

01:35:34 Вопрос: Можно спросить? Т.е. отсутствие нравственности выдается за Cознание Кришны, можно ли сделать вывод, что нравственность является предварительным условием для правильной практики Cознания Кришны?
Ответ: Нравственность – это не предварительное условие. Нравственность – это и есть Cознание Кришны. Почему мы говорим, что есть там материальная мораль? «У нас Cознание Кришны, мы выше материальной морали». Это что означает? Если мы говорим, что мы выше материальной морали, это означает, что у нас есть мораль, но она просто основана на более глубоком понимании жизни, на отношениях с Богом, вот и всё. Т.е. иначе говоря, быть непреданным – это безнравственно, с точки зрения высшей нравственности. Т.е. материалист, как говорит Шрила Прабхупада в комментариии к этому стиху, у материалиста не может быть никаких хороших качеств. Т.е. Прабхупада говорит, что материалист – безнравственный. Что он имеет в виду? Что быть преданным с кантхималой, повторять Харе Кришна на четках, автоматически означает быть нравственным? Да нет же. Просто Шрила Прабхупада говорит, что быть непреданным Богу – это безнравственно, потому что Господь – это тот, кто всё для нас.

01:36:54 И если мы Ему не преданны, значит, мы безнравственны. Какие у нас могут быть хорошие качества? Если мы даже какие-то выполняем обязательства в обществе людей, то это просто отношение воров, вот и всё. Как воры, например, они награбили, и в шайке делят всё честно. Они у кого-то забрали имущество, но в шайке они все поделили честно, поровну. И они такие гордятся собой: «У нас нравственная шайка». Есть такое понятие, как «воры в законе» и т.д. Т.е. понимаете, это все воровская психология.

01:37:30 Поэтому Прабхупада говорит: «У материалистов не может быть никаких хороших качеств». Но когда преданные это слушают, т.е. если у преданного система понятий не в порядке, он начинает думать: «Ну, значит, для нас нравственные законы не писаны». Это же ужасно, понимаете? Это же всё, это же конец всему. Для преданных нравственные законы ещё более принципиальны, ещё более жесткие, потому что они связаны со Всевышним, а не просто с человеком. Поэтому это всё очень серьезно.

01:38:13 Вопрос: А можно чуть более подробно, что значит нравственные законы? Потому что у каждого может быть своё какое-то понимание нравственности.
Ответ: Завтра. Я принесу список некоторых нравственных принципов преданных и озвучу пару пунктов для примера.

Мы берем у Прабхупады принципы

01:38:38 Вопрос: А можно последний вопрос? А вот вы книжку прочитали священную, там написано, что разницы нет, допустим, поднялся преданный до транса, и он… разницы нет, во дворце живет, под деревом. Я правильно понял? И вот на сегодняшний день как вот прабхуджи, который вопрос задавал, он же говорит, что это же знание нужно понять в данной конкретной ситуации. Правильно? Там в Индии можно под деревом жить, проблем нет. А сейчас вот вы, допустим, выйдете под дерево, что с вами произойдет? Правильно же?
Ответ: Да. Я много раз [неразборчиво] под деревом в Сибири, у меня есть такой опыт.
– Что, вы там жили?
– Нет, просто я предавался Кришне, вот и всё. Смысл заключается не в том, чтобы умереть или жить. А смысл заключается в том, что где бы вы ни были (во дворце, либо под деревом) вы предаетесь Кришне, вы зависите от Кришны, а не от условий. Когда ты оказываешься на морозе, где-нибудь под деревом в лесу, на дороге, на которой нет ни одной машины после какой-нибудь... какого-нибудь случая, ты просто зависишь от Кришны и понимаешь, что жить тебе или умереть это решает Господь. А Господь решает – жить, и он посылает тебе машину. С вайшнавами много раз такие случаи... со мной были много раз такие случаи.

01:40:14 Я помню, после одной программы, там случилась коллизия, я стоял с божествами под мышкой зимой. Божества мерзнут, и я мерзну. Машин нет. Я говорю: «Кришна, это чья проблема? Твоя или моя? Надо что-то делать». И всё, вопрос решен был сразу же. Т.е. мы просто должны зависеть от Господа, вот и всё – вот это называется быть нравственным человеком. А не в том – быть там в Сибири или в Индии, под деревом или ещё где-то. Это всё внешние моменты.
– Не-не-не, я не...
– Я понял, о чем вы говорите, я просто в другую сторону.
– …Махарадж, смотрите, я не в том смысле спросил. Вот смотрите, вот в книжке священой написано… шастры, да… священные писания, да? Разницы нет. Вот я во дворце живу, в квартире живу, или под деревом – нет разницы правильно [неразборчиво]?
– Нет разницы...
– Ну, вот смотрите, если вы, допустим, даже, Махарадж, вы, допустим, в квартире будете жить или под деревом в минус 30, минус 40 градусов, ясно, что вы же... сосулькой вас вынесут оттуда. Правильно же?
– А кто же спорит с очевидными вещами?
– Не, разум-разум… Это же в книжке написано в священной, в шастрах [неразборчиво].

01:41:45 – В шастрах указываются принципы. Там описываются принципы, не надо смотреть на оболочку. Оболочка – деша кала патра, т.е. время, место, обстоятельства – вы правильно это подметили. Но мы-то у Прабхупады берем принципы. Причем здесь Индия? Принцип заключается в том, что вы находитесь в Сибири, и вы должны быть, конечно, в тепле, но вы не должны выбирать... ну, т.е. преданный в любой ситуации остается преданным. В богатстве или бедности и т.д., для него это не важно.

01:42:22 Слушатель: Можно последний вопрос?
БСС: Сколько у вас будет «последних вопросов»? Да, давайте самый последний вопрос.
– Преданный прабху. У него устанавливаются отношения с Кришной, и есть стадии отношений. И есть одна из стадий – супружеские отношения. И кто выступает в роли мужа, кто в роли жены?
– Вопрос о нравственности, да?.. Понимаете, до тех пор, пока мы считаем себя прабху, мы не можем вступать ни в какие отношения такого рода с Господом. Потому что в отношения с Господом может вступать только даса, слуга. И тогда нам открывается раса отношений с Кришной. Есть только один прабху – это Господь, все остальные – пракрити, в высшем смысле этого слова.
Бхагават-прасадам, ки! Джай! Шрила Прабхупада, ки! Джай!