Поклонение или следование

Ростов на дону - 20 June 2015
Поклонение или следование? – Материальный мир имитирует Бога. – Следование Божественной Чете в христианстве. – Обращение к женской ипостаси Абсолюта. – Счастье чистого преданного. – Чистая бхакти-йога — это просто. – Отличие материальных чувств от духовных. – Према прямо сейчас. – Поклонение Божественной Чете — не религия. – Что значит следовать Шриле Прабхупаде. – Конституция ИСККОН. – Понимать Шрилу Прабхупаду. – Благость — препятствие преданного служения? – Как развивается отчуждение. – Женская ипостась в других учениях. – Проповедь возвращает украденную природу Богу. – Вайшнавы в других религиях. – Символ веры — инструмент демонизма. – Война демонов и преданных. – Альтернатива материализму и религиозности. – Понятие «сектантский характер». – Отличие следования от поклонения. – Формальная религиозность и фанатизм. – Два типа веры. – Умонастроение проповедника. – Полномочия на проповедь. – Каништха-адхикари создают плохой имидж. – Что же такое истинная парампара? – Парампара — это семья. – Полноценная семья. – Воспитание детей. – «Переваривание» конфликта. – Мужчина — это тот, кто решает? – Бескорыстное служение небескорыстно? – Бескорыстное служение — это обмен. – Как увидеть «руку Кришны».
лекция для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 6
длительность: 01:26:22 | качество: mp3 64kB/s 39 Mb | прослушано: 545 | скачано: 379 | избрано: 13
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Поклонение или следование?

00:00:00 Бхактиведанта Садху Свами (БСС): Я продолжу тогда эту линию, — которую Махарадж наметил, — комментария. Действительно, это очень важный момент — один из ключевых, наверное, моментов нашей культуры — то, что... я упоминал эту вещь, что преданные часто не понимают до конца разницы между поклонением и следованием. Вспоминался этот пример с буддистом, который... я упоминал про межрелигиозный диалог, и пару лет назад была встреча в университете, и там были представители разных конфессий, и один из студентов сказал буддисту: «Вы же поклоняетесь Господу Будде, почему вы называете себя атеистами? У вас же есть объект поклонения — Господь Будда». И этот буддист ответил интересную вещь, которая для меня приоткрыла вот это наше неполное следование, он сказал: «Мы не поклоняемся Будде, мы ему следуем».

00:01:26 И вот в нашей культуре очень часто упоминается вот это следование, ану. Анушиланам, определение чистой преданности, служения, «кришна-ану-шиланам», то есть смысл здесь в том, что — это опять продолжение темы отличия религии от бхакти-йоги, чистой бхакти-йоги. Религия — это поклонение, когда есть символ веры, мы во что-то верим: в Бога, имеющего определённые... есть определённые представления, и мы им поклоняемся, то есть это символ нашей веры, а в системе бхакти-йоги мы не просто поклоняемся Богу, мы следуем Ему.

Материальный мир имитирует Бога

00:02:15 В действительности в материальном мире все имитируют Бога. Мужчина и женщина, их влечение друг к другу — это не что иное, как имитация Радхи и Кришны. То есть то, что мужчина и женщина вместе хотят наслаждаться обществом друг друга, с одной стороны, это естественно, потому что это природа Господа, она копирует изначальную природу. Эта материальная природа является не чем иным, как проявлением духовной природы, в которой нет Бога. И поэтому люди хотят быть как Радха и Кришна, но без Радхи и Кришны. Отсюда возникает... поэтому према, она «скисает» и превращается в каму. То есть кама — это та же самая према, которая изменила свои свойства. Это та же форма, — кама-рупа — что и према-рупа, но она лишена сути, лишена связи с Богом, с Изначальной Четой.

Следование Божественной Чете в христианстве

00:03:35 У меня в последнее время часто бывают дискуссии с христианами, ну, такие, добрые. Я им говорю: «В вашем же писании говорится: „Бог сотворил человека по Своему образу; мужчину и женщину сотворил их.“ Это одно из немногих мест, может быть, единственное вообще (я не хорошо знаю Библию), в котором прямо говорится, каков Господь. Господь — это мужчина и женщина. Это одно предложение: „Господь сотворил человека по Своему образу, — точка с запятой, — мужчину и женщину сотворил их.“». Если вы следуете сути, смыслу выражения, то должны сразу прийти к выводу, что Господь — это Божественная Чета. А что это значит? Это значит, что вы как «человеки», как мужчина и женщина должны следовать за Радхой и Кришной, то есть служить Богу в умонастроении Чайтаньи Махапрабху. Потому что Чайтанья Махапрабху открыл эту суть, что Господь — это Радха и Кришна, и Их любовь является квинтэссенцией истинной духовной деятельности. Вот это означает кришна-анушиланам.

Обращение к женской ипостаси Абсолюта

00:05:00 И сам процесс чистой бхакти-йоги, кришна-анушиланам, он представляет собой единство двух этих... вот эта Чета, да, то есть мы должны служить Кришне под руководством Его преданных — анакулйена кришна-анушиланам (Бхакти-расамрита-синдху, 1.1.11), то есть, иначе говоря, мы обращаемся к Господу не напрямую, а мы обращаемся через Его семью, через Радхарани, через женскую Его ипостась, через отношения, потому что Радхарани, Она является хозяйкой духовного мира. Она является квинтэссенцией, воплощением возлюбленной семьи Господа Кришны, всех Его преданных, Она — суть, квинтэссенция, самая концентрированная форма хладини-шакти, самая концентрированная форма духовных отношений Кришны — Шримати Радхарани.

00:06:12 Поэтому практика повторения харе кришна маха-мантры — Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе — это не религиозная практика, это вселенская практика обращения к Богу через Его духовную природу. «Харе» — это обращение к женской ипостаси Абсолюта, «Кришна» — обращение к мужской ипостаси. Эта мантра совершенна, она представляет собой... это пурна-брахман, полное целое. Какое это отношение имеет к религии, как к таковой, как к символу веры? Это чисто функциональная вещь: вы повторяете маха-мантру, вы соприкасаетесь с Божественной Четой, потому что это обращение к Божественной Чете.

Счастье чистого преданного

00:07:11 И преданный, который воспевает маха-мантру, он испытывает радость не потому, что «маха-мантра очищает его сердце», не потому что маха-мантра исполняет какие-то его желания, а потому что в маха-мантре Радха и Кришна находятся вместе, Они находятся в состоянии любовного обмена, в состоянии духовных взаимоотношений, вот что приносит счастье сердцу чистого преданного: «шри-радхика- мадхавайор апара…», мы поем это каждое утро на мангала-арати. «Апара» означает, что Радха и Кришна вместе. Вот именно это приносит счастье любящему преданному. Когда преданный повторяет маха-мантру, он испытывает блаженство, потому что это следование Богу; не просто поклонение.

Чистая бхакти-йога — это просто

00:08:06 И если этот процесс чистой бхакти-йоги совершается — а это несложный процесс, в нём нет... у нас есть такое представление, что чистая бхакти-йога — это очень высокой уровень: «У меня сейчас раджасика-бхакти, потом будет саттвика-бхакти, а потом будет шуддха-бхакти». Нет. Чистая бхакти-йога — это очень простой процесс, единственное, что ему мешает, это спекуляции, то есть искаженное восприятие философии практики гаудия-вайшнавов. Когда мы следуем Божественной Чете, когда мы следуем умонастроению Шри Чайтаньи Махапрабху, то одним из признаков этого следования является то, что отношения между преданными... то есть природа, она одухотворяется, отношения между мужчинами и женщинами становятся... в них появляется суть, в них появляется... чувства одухотворяются.

Отличие материальных чувств от духовных

00:09:05 Вчера я пытался объяснить, чем материальные чувства отличаются от духовных: материальные чувства — это чувства имитатора Божественной Четы: у женщины свои сантименты, у мужчины своё вожделение, это похоже, но нет сути. Но когда мужчина чувствует любовь к женщине, к ребенку, но не так как просто для своих чувств, а видя в них природу Господа — это Его природа, это Его семья — если он чувствует любовь к своим близким как к семье Господа, вот это уже духовные чувства, потому что в них есть суть.
Если мужчина смотрит на женщину, он видит свою сестру; женщина смотрит на мужчину, видит своего брата; мужчина смотрит на ребенка, видит своего ребенка, даже если это не его ребенок. Вот это Cознание Кришны. Почему? Потому что дети в этом мире — это дети Кришны. У нас сегодня утром была эта тема разницы между местечковым сознанием Кришны, сектантским, и тем сознанием Кришны, о котором говорит Шрила Прабхупада.

Према прямо сейчас

00:10:40 Поэтому меня очень сильно... мне причиняет огромную боль, когда я вижу, как мы подменяем следование Господу просто поклонением. Поклонение означает, что нет качественного подобия, — это в уме просто как идея существует — то есть поклонение означает, что есть объект недосягаемый, я ему поклоняюсь, и смысл в том, что «когда-нибудь это приведет меня туда». Не сейчас, а «когда-нибудь». А следование означает, что, когда вы поклоняетесь, то это прямо сейчас вас приводит туда, прямо сейчас вы чувствуете связь с Божественной Четой, вы чувствуете связь с миссией Чайтаньи Махапрабху, это происходит прямо сейчас. Вот это означает чистая бхакти-йога. Конечно, мы не можем претендовать на состояние такой полностью проявленной премы, — сейчас наша према проявляется на уровне сат-санга — бхаджана-крия — анартха-нивритти, это наша према — но это према, это не просто какой-то сухой процесс, основанный на представлениях, на вере какой-то, что это работает и когда-нибудь приведет меня к совершенству; это прямо сейчас совершенство.

00:12:07 Совершенство проистекает из совершенства, бхакти проистекает из бхакти, бхакти не может проистекать из чего-то несовершенного, поэтому если преданный сейчас прямо не чувствует счастья в сознании Кришны и благодарности, радости, не чувствует интереса к другим людям, не воспринимает природу Господа, он не практикует чистую бхакти-йогу; это религиозный процесс, сектантский религиозный процесс, который отделяет нас друг от друга, но никак не связывает.

Поклонение Божественной Чете — не религия

00:13:07 Итак, гаудия-вайшнавизм — это уникальное явление духовное в этом мире, подаренное безграничной милостью сердца Чайтаньи Махапрабху, который открыл сокровенную тайну истинной практики следования Верховной Личности Бога. И уникальность этого наследия заключается в том, что каждый человек может принять его, независимо от своей веры. Почему? Потому что имеет отношение это не к символу веры человека, а к реальной жизни, к реальным чувствам людей. Все же в этом мире ходят парами. Какое это отношение имеет к религии? Мужчины, женщины есть и в исламе, в христианстве — везде, во всей вселенной есть пары. Так это или нет? Так какое отношение имеет поклонение Божественной Чете к религии в этом случае? Люди же живут реальными отношениями, реальными чувствами, и они нуждаются в покровительстве Божественной Четы по этой причине, потому что эта любовь исходит от Них, и Они зовут нас в духовный мир, зовут нас в том, чтобы жить… как Махарадж сказал, жить Их любовью. Не своим вожделением по отношению к противоположному полу, а Их любовью. В этом случае естественным образом происходит трансформация камы, она возвращается в своё изначальное состояние премы.

Что значит следовать Шриле Прабхупаде

00:15:13 Таким образом, ключ — в богоподобии, в том, что мы похожи на Кришну, мы Его частицы. И отсюда следует правильное понимание Cознания Кришны, то есть мы следуем Господу, а не просто поклоняемся. Конечно, поклонение присутствует, но весь вопрос в его смысле, или энергии, то есть что мы вкладываем в это поклонение. Допустим, мы можем поклоняться Шриле Прабхупаде, и преданные очень поднаторели в этом: «Джай Прабхупад! Джай Прабхупад!» А вот утром сегодня выяснилось, что то, что Шрилу Прабхупаду беспокоило, преданных особо не беспокоит. Преданные просто заинтересованы в каких-то внутренних своих занятиях религиозных. А то ради чего Шрила Прабхупада все устроил, основал Движение и т. д. мало кого беспокоит, даже не обсуждается толком. И если обсуждается, чисто в религиозном ключе: как бы обратить ещё пару десятков людей в свою веру.

Конституция ИСККОН

00:16:38 Поэтому одно дело — поклоняться Шриле Прабхупаде, а другое дело — следовать за ним. Те, кто следуют, они будут изучать «Конституцию» Шрилы Прабхупады. Знаете, да, что есть такая вещь, как «Конституция» Шрилы Прабхупады, ИСККОН? Там Шрила Прабхупада говорит о том, что ИСККОН предназначен для того, чтобы служить всему миру. То есть преданные распространяют духовное знание в этом мире, — а не просто свою религию — обучают людей методам духовной практики, чтобы они могли постепенно совершенствоваться в своем понимании жизни; проводят различные благотворительные проекты, не для того, чтобы благотворительностью заниматься, а для того, чтобы передавать вот это бхакти-агьята-сукрити, понимание, что это одна семья Господа, мы помогаем друг другу в сознании Кришны. Это особая благотворительность, в сознании Кришны. У Прабхупады это есть в «Конституции».

Понимать Шрилу Прабхупаду

00:17:48 Бхакти Бхагаватамрита Кешава Свами (ББКС): [неразборчиво] построение социальной структуры общества.
БСС: Да, преданные должны заниматься построением социальной структуры в обществе, Прабхупада так говорил, Махарадж сейчас напомнил. Это не «7 целей ИСККОН», это Конституция, это более широкий документ; «7 целей ИСККОН» — это маленькая часть его. Преданные не знают о существовании таких вещей? Знаете? Я это говорю не потому, чтобы сказать: «Вот преданные чего-то не знают», а потому, что мы... вот когда мы следуем за Прабхупадой, у нас возникает очень сильное желание понять этого человека, вообще ради чего он жил? На что он медитировал? Одно дело — наставления услышать, а другое дело — понять, почему это наставление было дано, именно в данный момент. Потому что, если мы не понимаем причину... если мы понимаем настроение духовного учителя, мы начинаем понимать, почему он дает то или иное наставление, и тогда мы избавляемся от спекуляций.

00:19:02 Если мы не понимаем настроение духовного учителя, тогда мы разделяемся на «партии»: есть «партия», что нужно распространять книги, только; есть «партия», что нужно проводить фуд-фор-лайф — и это здорово; есть «партия», что нужно поклоняться божеству — и это главное; есть «партия», что нужно «садханить» — это главное. Но это все — аспекты религии; Cознание Кришны — это не... это и религия, но это больше, чем это... я приводил пример с рукой. То есть один смотрит на одну руку, другой смотрит на другую руку, третий — на третью... по-разному же можно указывать на луну, но на луну мало кто смотрит. Луна — это ум Шрилы Прабхупады, это его мечта, его настроение, ради чего все это, о чем он беспокоился. Вот это значит «следовать».

00:20:06 Было бы замечательно, если бы преданные говорили о Шриле Прабхупаде, ну просто вот о том, что... делились своим чувством, что «цепляет» в Прабхупаде, какая медитация, какая грань его любви, она действительно связала нас с ИСККОНом. Почему это важно? Потому что, когда для нас Шрила Прабхупада становится таким... живой личностью, частью нашей семьи, тем, кто проявил эту семью Господа Чайтаньи в западном мире... не просто основателем организации, которой мы принадлежим, а нашим родственником, то есть нашим главным духовным родственником, дедушкой, да. Вот это удивительное чувство, это другое. Тогда мы и цветы Шриле Прабхупаде по-другому предлагаем, и кланяемся по-другому, все по-другому. То есть религия присутствует, но она уже в таком... это уже чистая бхакти-йога.

Благость — препятствие преданного служения?

00:21:32 Махарадж сказал в начале очень важную вещь, что есть иерархия духовной жизни, и, конечно же, благочестие религиозное тоже приветствуется — в следующей шлоке об этом тоже будет, Рупа Госвами об этом скажет — что религиозное благочестие — это хорошая вещь, это некая благость, которая основа для духовной жизни. Но если, находясь на этой платформе, преданный не идет в сферу чистой бхакти-йоги, то это сбрасывает его в материальный мир, то есть благость, она сбрасывает человека в материальный мир, она является препятствием на пути преданного служения. Сама по себе благость, она может быть либо хорошей основой, либо препятствием, потому что она культивирует гордыню в человеке, человек становится таким «чистеньким», чистоплюем таким, он закрывается в каком-то своем понимании истины, и ему неинтересны другие люди, которые думают по-другому, верят по-другому, это проявление чистоплюйства, проявление... негативное проявление благости, которая уже преобразуется в невежество.

Как развивается отчуждение

00:23:15 ББКС: По поводу вот этого состояния сектантства, в третьей Песни «Бхагаватам» Господь Капила описывает это состояние, называя его состоянием индивидуалиста. Индивидуалист — это тот, кто находится в отчуждении, в состоянии отчуждения от Господа. И когда человек в этом состоянии занимается преданным служением, оно приобретает формы, то есть оно приобретает некие... другую мотивацию что ли, является обусловленным... покрытым гунами природы. И вот это состояние, которое может возникнуть в сердце, это состояние индивидуалиста, оно приводит... это, знаете, это не то, что я по отношению к другим религиям я занимаю такую отчужденную позицию, но внутри у меня все хорошо. Нет, это приведет к дальнейшему отчуждению. То есть, если сама тенденция, если само семя вот этого настроения проникло в сердце, то следующее — внутри уже казалось бы одной и той же религиозный группы человек начнет думать: «Что-то это вот какие-то другие», то есть он начнет отождествлять себя с какой-то группой. Но даже на этом не закончится, потом внутри группы он начнет искать какие-то противоречия. В конце концов он останется один. То есть это умонастроение ведет вот к этому состоянию духовной смерти.

00:24:54 БСС: И даже когда он остается один в его уме у него тоже нет никакой цельности, он как приведение...
ББКС: Как приведение.
БСС: ...он просто не принадлежит сам себе: такой человек без ничего, пустой.
ББКС: Поэтому это является очень опасной болезнью, которой болеют все обусловленные живые существа в этом мире, не важно религиозные они или не религиозные
Слушатель: Человек ниоткуда.
ББКС: «Человек ниоткуда», да. Поэтому Господь Капила и говорит, что если человек испытывает хотя бы... вот это состояние пренебрежения по отношению к другим живым существам, не говоря уже о преданных Господа, то его подношение — это все равно, что лить масло в золу. То есть когда проходит жертвоприношение, разжигают огонь и туда льют масло, читают ведические мантры, и когда они заливают масло, что-то... приходит какой-то плод. Но если масло льется в золу, то никакого смысла в этом нет, всё это просто расход энергии.

00:26:08 Вот тоже самое начинает ощущать человек, который... чьим сердцем овладело это приведение, он начинает чувствовать, что он кучу усилий прилагает... мантру прочитал и вот такой: «Фу-ухх!» — как будто вагон разгрузил с углем; или какое-то служение сделал... меня вот поражает иногда, как у преданного начинает развиваться вот эта вот... то есть когда преданный вдохновлен, он может горы перевернуть, и он говорит: «Что ещё сделать?», а когда вот эта «зараза» появляется в сердце, то странная вещь происходит: вот он чуть-чуть сделал, но претензий... вагон целый...
БСС: Подвиг какой-то совершил.
ББКС: Подвиг совершил, да. И поэтому люди в этом мире, они погрязли в таких «волчьих» отношениях: если пальцем кто-то чуть-чуть шевельнул, то все ему должны становятся. Он и сам так не хочет жить, то есть ему противно, когда другие так с ним поступают, но сам живёт точно так же. И следовать за жителями духовного мира — это означает сделать перемену в своем сердце.

Женская ипостась в других учениях

00:27:47 БСС: Может, какие-то вопросы у преданных есть? Давайте, обратная чтобы была... совместная работа. Да, вот микрофон можно нам организовать? Там преданный руку тянет.
Вопрос: Харе Кришна! Махарадж, скажите, пожалуйста... Садху Махарадж, вот Вы говорили о том, что в гаудия-вайшнавизме раскрыта тема Радхи и Кришны, то есть как женского и мужского начала в определённом апогее, совершенстве. Почему в других религиях мировых мы видим, что вот это женское начало, оно практически никак не проявлено и существует доминирование именно мужской энергии над всякими проявлениями чего-то женского, то есть такой... либо в грубых формах, либо в тонких?

00:28:50 БСС: Спасибо большое. Вообще в каждой религии, в таком скрытом виде, существует понимание женского и мужского начала божественного. Это есть у суфиев, это есть у христиан, например. Такие очень искренние христиане поклоняются через божественное женское начало — Марию, они не обращаются просто к Богу как к мужскому началу, они обращаются к милости Господа, а это женщина, женская ипостась. И говорится, что в Кали-югу... то есть мы по милости Господа прогрессируем в Кали-югу, то есть благодаря женской ипостаси. Но нужно понимать, что женский аспект Господа, он скрыт как бы немножко с глаз. Знаете, как в настоящей семье, женщина защищена, её не выставляют напоказ, то есть это сокровенный аспект религиозного учения, он не может быть выставлен напоказ.

Проповедь возвращает украденную природу Богу

00:29:59 И в определённом смысле можно сказать, что гаудия-вайшнавизм — это такая сакральная часть ведического учения, скрытая. Мы думаем, что гаудия-вайшнавизм — это такой ширпотреб, но это не ширпотреб, это очень сокровенное. Это нельзя... людям, у которых есть хотя бы малейшая оскорбительность в уме, говорить о Радхарани — это оскорбление. Если мы проповедуем, и говорим о Радхарани — это все равно, что свою жену выставлять напоказ, или там... То есть это... вот самое дорогое для Кришны, мы не можем это выставлять напоказ. Чайтанью Махапрабху мы можем представлять, но Шримати Радхарани, Она у нас под защитой находится, мы Ее не выставляем напоказ, Радху-Кришну мы не выставляем напоказ. Но при этом мы должны проповедовать то, что в духовной жизни... что Господь, Он проявляется через природу, то есть через женскую Свою... то есть мы должны проповедовать возвращение природы, то есть нужно отобрать природу у демонов и вернуть ее...
ББКС: Ее владельцу.
БСС: Нужно забрать Ситу у Раваны и вернуть Ее Рамачандре, в этом заключается вечная деятельность вайшнавов в материальном мире. Потому что смысл материального существования заключается в том, что демоны забирают природу себе, то есть они её присваивают, какие-то другие смыслы вкладывают материальные, демонические смыслы. А вайшнавы, они противоположную работу проделывают: они возвращают природу Господу, вот это наша проповедь.

Вайшнавы в других религиях

00:31:55 И в этом смысле мы проповедуем Радху и Кришну, но мы проповедуем... не все могут просто увидеть божества, но само учение мы можем проповедовать всем и каждому. И если в какой-то религии признают, что Бог один, а формы природы разные, эта природа... ну, как бы через природу Господь может проявляться, то это вайшнавы. Даже если они относятся к другой религии, то это вайшнавы. У Шрилы Прабхупады есть много мест, где он говорит об этих вещах, что вайшнавы есть не только здесь. То есть вайшнавизм — это признание того, что природа Господа должна принадлежать Ему. И когда вот это учение исповедуется, то признаком является то, что люди начинают уважать друг друга, видят всех абсолютно живых существ как семью Господа, вот это вайшнавизм. То есть признание женской ипостаси Бога. А не так, что вот эта природа — это просто майя какая-то. Майя, ее... мы её делаем майей; изначально это энергия Господа, это Его природа, это Мать наша. Вот это вайшнавизм. И есть... ну а то, что религиозные люди, они подчеркивают значение какого-то мужского и воюют друг с другом за идею: «Вот наша религия самая правильная», — это следствие демонизма, влияние демонического вот этого… влияние на религию.

Символ веры — инструмент демонизма

00:33:52 Демоны используют религию в своих целях, об этом «Бхагаватам» говорит, что в Кали-югу демоны воплощаются в религиозных традициях. Для чего? Для того, чтобы изгнать саму возможность любви к Богу. То есть они просто Бога заменяют на некоторую идею религиозную, некий символ веры, это демоническая работа, которая осуществляется в Кали-югу целенаправленно, это просто их... они любят... там, где Бог, они сразу туда стремятся — это особенность демонов. Демоны ненавидят Бога, и они хотят сражаться с Ним, всегда, им надо Его изгнать — это их основная работа. Вы же все читаете в шастрах, об этом говорится, что демоны 24 часа в сутки думают о Боге. В отличие от преданных... Многих. Есть, конечно, особые преданные, которые тоже 24 в сутки думают, это чистые преданные. И те, и другие сражаются за природу: одни — для того, чтобы присвоить её, другие — для того, чтобы вернуть её Кришне.

Война демонов и преданных

00:35:10 Поэтому демоны и преданные, они никогда не могут в мире быть, между ними всегда будет война идеологическая. Но если вы не воюете, это означает, что вы на стороне демонов. Если вы не понимаете существование этой войны, вселенской идеологической войны, значит, вы под влиянием демонов находитесь. То есть я не имею в виду, что нужно сражаться, вот прямо сейчас идти с какими-то людьми сражаться. Нет. Просто есть мировоззренческая война, и если преданный понимает эти вещи, он не может не проповедовать, потому что он знает: «Если я не проповедую, значит, я позволяю людям находиться под влиянием демонической философии. Это мой вклад, то есть я на стороне демонов действую». Но при этом преданный проповедует не религию свою, а он проповедует ценности бхакти — универсальную основу любой религии, свободную от демонического влияния.

Альтернатива материализму и религиозности

00:36:28 И вы можете об этом с любым человеком говорить, независимо от его веры, — это признак мадхьяма-адхикари; каништха-адхикари на это не способен. Поэтому если вы хотите быть мадхйама-адхикари, — как Шрила Прабхупада этого хотел, — изучайте эти вещи, культивируйте в себе это умонастроение, тогда вы будете чувствовать дружеское расположение к этому миру, стремление сделать его таким, каким он изначально задуман! Люди будут чувствовать дружбу, дружеское расположение к преданным, потому что они будут видеть: преданные не сектанты, они действительно занимаются духовной работой, что так ценно для этого мира, в котором есть только либо материализм, либо религиозная вот эта оголтелость, от которой все шарахаются. Это демонам очень выгодно, они предлагают: «Вот, пожалуйста, вам выбор: либо будьте материалистами, либо будьте такими вот сектантами» — вот нехитрый выбор, правда?

00:37:34 Люди погрязают в материализме просто потому, что у них... им предоставляют этот странный выбор, то есть либо материализм, либо вот эта извращенная религия, кайтава-дхарма, и у них поэтому нет шанса, вообще, выйти из своего материалистического образа жизни, потому что всё, что им говорят о духовности, имеет сектантский характер. Что это, как не демоническое влияние?

00:38:13 Подумайте об этом. Это поможет нам стать ближе к Шриле Прабхупаде. Потому что именно Шрила Прабхупада принес это знание. Как в одной из своих видео... ну, в общении, он говорит с улыбкой преданным: «Если бы они, — он говорит о демонических вот этих деятелях, — знали, зачем я еду из Индии на Запад, они бы меня заперли где-нибудь и не пустили бы проповедовать. Они думали, что я приеду ненадолго, как это делают индийские гуру, просто пособираю денежек и уеду обратно в Индию, а я остался на Западе». Почему он остался? Потому что у него были намерения изменить саму систему, саму идеологию управления цивилизацией, обществом, сделать людей связанными с духовным миром. То есть сделать этот мир, эту цивилизацию связанной с духовной реальностью. Поэтому Шрила Прабхупада уехал из Вриндавана... Да, пожалуйста, матаджи. Микрофон, если можно... обеспечить женскую половину...

Понятие «сектантский характер»

00:40:13 Вопрос: Простите, пожалуйста, Вы можете раскрыть понятие «сектантский характер», как бы вот, применительно... раскрыть более смысл этого. Может, Вы уже раскрыли, но я не расслышала...
Ответ: Слово «секта» означает «отчужденная часть», то есть часть, которая не чувствует связи с целым, это называется секта. Само определение слова.
— Вот теперь понятно, спасибо большое.
БСС: Да, пожалуйста. Харе Кришна.

Отличие следования от поклонения

00:40:51 Вопрос: Харе Кришна! Уважаемый Садху Махарадж, не могли бы Вы ещё раз как бы «жирным текстом» выделить, чем отличается следование от поклонения. И включает ли следование в себя поклонение?
Ответ: Следование — это всегда поклонение. А основа следования... следовать кому-то — это значит понимать его. Вот если вы кого-то понимаете, что в его в сердце находится, разделяете умонастроение, ценности, тогда вы начинаете следовать. А когда вы следуете, вы автоматически поклоняетесь, то есть вы преклоняетесь перед умонастроением, перед святостью, это преклонение, оно как бы прилагается к следованию. Но если вы поклоняетесь, но не следуете, тогда вы поклоняетесь кумиру.
— Спасибо! Харе Кришна!
ББКС: Следование происходит из вдохновения, а поклонение из… внутренних [неразборчиво].

Формальная религиозность и фанатизм

00:42:00 БСС: Махарадж говорит, что следование, оно всегда связано с вдохновением. То есть когда вы что-то поняли, вы вдохновляетесь, то есть когда вы услышали что-то важное, ваша душа, она откликается на это вот этим вдохновением, желанием служить. А если в поклонении нет сат-санги, то есть смысл не передается, то тогда оно как бы заболачивается, формализуется и становится просто такой вот религиозной жизнью, формальной религиозностью. А фанатизм возникает тогда, когда человек, чувствуя отсутствие сути, он пытается... обороняет как бы свои представления от вмешательства извне, тогда появляется фанатизм. И человек может проповедовать в этом случае не потому, что он хочет вступать в духовные взаимоотношения, истину проявлять с этими людьми, а он хочет просто навязать своё представление для того, чтобы просто убедить самого себя в том, что это истина. Вот это становится движущей энергией проповеди фанатика. Каништха-адхикари запрещается проповедовать, потому что вместо проповеди он занимается тем, что пытается самоутвердиться. Каништха-адхикари может проповедовать только в одном случае: ему позволяется, если он находится под руководством мадхйама-адхикари, тогда он может проповедовать.

Два типа веры

00:43:37 ББКС: Поэтому различают два типа веры, собственно, которые порождаются в результате разного типа проповеди. Есть вера, которая порождается силой давления, то есть вот эта... как она... бала, она — нечто навязанное, то есть какая-то идея, которую человеку «в мозги внедрили», и он такой... понял и пошел тоже, с квадратными глазами. Тогда как истинная вера, она всегда связана с этой энергией вдохновения, или желанием следовать, и она не навязывается; если она пробуждается, человек сам идет, никто его не тянет никуда.
Слушатель: Это подобно озарению, которое [неразборчиво]
— Да.

Умонастроение проповедника

00:44:24 БСС: И вот обратите внимание: успешные преданные, санкиртанщики, которые многие годы проповедуют, действительно без фанатизма... потому что на фанатизме долго не протянешь, всё равно наступает определённая опустошенность из-за оскорблений. Но вот те преданные, которые не боятся выходить на санкиртану — это те преданные, которые выходят в умонастроении не учителя, а ученика. То есть они не несут готовую истину, чтобы её, так сказать, «внедрить в чьи-то мозги», а они выходят с вопросами к людям: «Как вы живете, вообще? Что вас вдохновляет? Чувствуете ли вы потребность в знаниях?», то есть это вопросы. И когда преданный выходит с вопросами, то есть он в ученической позиции выходит, то люди открываются этому преданному, начинают ему вопросы задавать. И вот когда преданному начинают задавать вопросы, тогда он может что-то рассказать, и люди чувствуют: «Вот это да! Оказывается, такие удивительные знания существуют!» Таким образом, люди предаются проповеднику, потому что видят в нём пример не ментора какого-то, который предлагает готовую какую-то религию, от которой люди шарахаются, ограниченное что-то, сектантское, а видят человека, который предан истине. Не представлениям своим, а истине, и очень внимателен, потому что он знает, что истина может проявиться через любого человека. Вот такие люди являются... вызывают доверие, у любого, независимо от его веры и так далее. Вот это умонастроение мадхйама-адхикари, преданного, который занимается бхакти-йогой.

Полномочия на проповедь

00:46:17 Вопрос: Харибол! У меня вот вопрос, Вы говорили насчет того, что не все могут быть проповедниками, то есть преданные должны получить полномочия. Вот бывают такие ситуации, когда, например, какая-то группа активных начинающих может быть (может быть, уже практикующих преданных), они, скажем, вдохновлены какими-то ценностями, эти ценности могут быть правильными, нужными, и, в общем-то, необходимыми, но при этом они начинают активно действовать, не взяв благословения у авторитетов местных каких-то. У них есть огромный энтузиазм, и они это делают не посоветовавшись, то есть они понимают, что это ценно, это важно, это говорится так вот... но их деятельность очень активна, но тем не менее они не считают нужным на месте это как-то... авторизовать. Вот как Вы к этому относитесь?
Ответ: Это деятельность каништха-адхикари, то есть они проповедуют, но они не понимают, что зрелая проповедь — это всегда служение. Служение означает, я приезжаю и я спрашиваю преданных: «Чем я могу вам послужить?» То есть вы выходите на улицу к людям и спрашиваете: «Дорогие мои, чем я могу вам послужить? У меня есть определённое желание для вас что-то сделать. Если хотите, я могу поделиться», вот это умонастроение... В принципе, в деятельности каништх-адхикари нет ничего плохого, но при одном условии... Дело в том, что, если в обществе есть «свободные уши», которые хотят предаться какой-то религии, незанятые, тогда каништха-адхикари могут проповедовать.

00:48:17 Но. Знаете, что сейчас происходит в обществе? В обществе все уже заняты, то есть такие «свободные уши», которые хотят попасть в какую-то религию, их очень мало; в основном люди либо христиане, либо мусульмане... ещё кто-то. И поэтому вот такая деятельность каништх-адхикари, она рассматривается как прозелитизм. Знаете, что такое прозелитизм? Как бы перетаскивание в другую веру, то есть это рассматривается как асоциальная деятельность, маргинальная. Это опасно, потому что такая деятельность автоматически отождествляется с сектантством, с деятельностью сект, то есть считается, что секты занимаются прозелитизмом. Почему? Дело в том, что... Может быть, в следующий наш приезд с Махараджем мы дадим систему определённую, которая позволяет понять деятельность духовных людей. Дело в том, что истинная религия, она опирается на семью, она питает семейные ценности. Истинная религия, она питается за счет семьи и защищает семью, то есть между семьей и религией существует симбиоз. То есть настоящая религия, она создает культуру определённую семейных отношений, то есть защищает общество, иначе говоря.

00:50:00 Поэтому Шрила Прабхупада говорит, что человеческое общество без религии, оно подобно обществу животных. Потому что семья — это чисто человеческое явление, то есть у животных нет семьи; у них есть просто биологический союз, половой. А семья — это всегда религиозное явление, то есть связано с религией. Поэтому религиозная деятельность, она... то есть в обществе всегда есть определённая доминирующая религия, которая защищает семейные ценности, моральные ценности. И поэтому когда какая-то другая религия начинает людей «перетаскивать» в свою, то есть другая религия появляется в обществе и начинает проповедовать... как бы обращать людей в свою веру, то это рассматривается как асоциальная деятельность, разрушающая семейные устои. Понимаете? А уж тем более такая религия как Cознание Кришны, которая вообще не знает, что с семьей делать.

00:51:04 Вот у нас сейчас такая ситуация: реально наша религия не является семейнообразующей, то есть социообразующей, она не является. У нас преданные до сих пор не понимают, как создавать общины, как решать все вот эти вопросы житейские в своей религии, преданные не понимают этого, в своей семье даже. Поэтому сама религия воспринимается обществом как секта, и любая религиозная активность этой группы Cознания Кришны будет восприниматься как агрессия против общества, и чем дальше, тем больше это будет происходить. Поэтому когда каништха-адхикари проповедуют, то они создают плохой имидж Обществу Cознания Кришны. Общество начинает чувствовать какую-то агрессию, какую-то опасность с нашей стороны. Поэтому нельзя позволять каништха-адхикари бесконтрольно действовать!

00:52:08 Пока Россия была, так сказать, в состоянии такого... «разобранного» состояния, вот знаете, такая: «Не понимаю, вообще, чего мы тут живем?», но сейчас Россия начинает консолидироваться, начинает объединяться вокруг православия, вокруг Путина, то есть идут процессы консолидации, и это очень хороший процесс в том смысле, что он такой дхармический. И в этой ситуации позволять проповедовать каништха-адхикари, вот этим вот безответственным, так сказать, «харибольщикам», как мы их называем, непозволительно. Понимаете, о чем я говорю? Просто прикроют «лавочку» и все! Мы не должны позволять прикрыть вот это удивительное священное начинание, которое предназначено для одухотворения общества. То есть Общество Cознания Кришны должно быть признано.
ББКС: В первую очередь самими преданными.
БСС: Да, в первую очередь сами преданные должны понять, что представляет собой это общество. Поэтому вот мы с Махараджем эти вещи объясняем, чтобы у вас тут все нормально было: в отношениях с властями, и главное в отношениях внутри общины, со своим собственным сердцем.
ББКС: С рядом находящимися.
БСС: Да, рядом, те, кто рядом... Сколько у нас времени?
ББКС: Вопросы какие-то? Вопросы есть ещё какие-то, нет?

Что же такое истинная парампара?

00:53:47 Вопрос: Харе Кришна! Я хотел ещё эту тему, как бы, может быть, немножко «пропахтаете». С одной стороны мы говорим: «Эвам парампара-праптам», то есть у нас духовное знание, оно нисходит по парампаре, в то же самое время мы говорим, что мы в санге преданных, в семье преданных должны проявить Кришну. И, кажется, некоторое противоречие: либо мы не знаем, что нисходит, а что мы должны проявить. Есть оно, противоречие, или нет?
Ответ: Спасибо, Нитьянанда Чаран, очень важный вопрос. Можно я отвечу?
ББКС: Да-да-да.
БСС: Это важный вопрос, потому что тут есть определённая диалектика в этом, потому что «Чайтанья-чаритамрита» объясняет, что духовное знание, то есть кришна-према — это то, что присутствует в сердце самого человека, её нельзя получить извне. В этом смысле мы не можем понимать парампару как внешнее явление, которое в готовом виде дает нам Cознание Кришны, потому что его нельзя получить извне. А с другой стороны, без парампары Cознание Кришны не может быть обретено, потому что парампара состоит из духовно оживленных людей, которые вступая в сат-сангу, помогают нам ожить. То есть, иначе говоря, один огонь пробуждает другой огонь, но этот огонь пробуждается изнутри. Поэтому смысл парампары не в том, что мы просто принимаем в готовом виде какое-то наставление, а мы принимаем наставление для того, чтобы понять для себя, что оно означает.
ББКС: Настроение, которое позволяет нам познать.

00:55:43 БСС: Да, настроение, которое позволяет нам пробудиться. То есть парампара несет не знание, не наставление, а парампара, она несет определённый дух. Потому что в принципе наставления в книгах написаны, зачем ещё какие-то живые люди, которые там что-то передают? Что, вообще, может передать живой человек? Вот ответив на этот вопрос, мы можем понять, что такое истинная парампара. Потому что живой человек может передать дух ученичества, дух ученичества перед истиной, преданность истине — вот это может передать живой человек, все остальное вы в книгах можете прочитать.
ББКС: Огонь в дровах есть, но чтобы его разжечь [неразборчиво], он тогда вспыхивает.

00:56:25 БСС: Да-да-да, очень хорошая аналогия вот эта с огнем, который дремлет в дровах. Чтобы зажечь дрова, нужен другой огонь, но огонь уже есть, он там, внутри, находится. Поэтому парампара, её не нужно воспринимать как что-то формальное: вот мы услышали что-то от другого человека, и вот это авторитетно, потому что он занимает какое-то положение. Нет. Этот огонь может от любого бхакты, вообще, пробудиться. Потому что парампара, она состоит из трех аспектов. Это старшие, равные и младшие — это все вместе и есть парампара, не только старшие. Рупа Госвами об этом говорит, дальше после вот этой знаменитой шлоки, которой назван наш фестиваль — «Прити-лакшанам», он говорит дальше об отношениях со старшими, равными и младшими. Почему? Потому что всё вместе — это и есть парампара. Мы думаем, что парампара — это отношения со старшими. Ничего подобного. Отношения с равными и с младшими, и со старшими — вот это все вместе и есть парампара.

00:57:35 ББКС: То есть это то... сфера взаимоотношений, в которой человек может обрести истинное знание. То есть если он сосредоточен... преданный сосредоточен только на взаимоотношениях со старшими, то он не может по-настоящему это знание... проявить. Потому что если он действительно получает знание, то это должно проявиться в том, что он начинает проявлять истинные взаимоотношения на всех уровнях. Если он сконцентрирован только на старшем, то здесь... Я, знаете, я вот... недавно мы по этому поводу разговаривали с преданными, и я такое... у меня вырвалась такая вещь неординарная, что иногда отношения со старшими вредят развитию преданного. В каком плане? То есть если преданный «повис на шее» у старшего, он такой пассивный потребитель, он как бы, как это...
БСС: То есть преданные рассматриваются как «паровозы» такие, старшие преданные...
ББКС: ... превратил наслаждения... как эксплуатация гуру, но он не хочет совершенно вступать, жить он не хочет, просто «висит». Господь Чайтанья, Он позволял какое-то время «висеть», но потом Он разворачивался и говорил: «Так, теперь возвращайся в свою деревню, повторяй „Харе Кришна“, прими ответственность в сфере своего влияния, стань гуру там, и вот неси ответственность». Это была постоянная тактика Господа Чайтаньи.
Слушатель: Шрила Прабхупада [неразборчиво].

00:59:06 ББКС: Да. Поэтому это действительно какой-то период зависимости от старших, он важен... то есть для любого, как ребенок, он рождается... он в начале полностью зависит от старших. Но если он остается ребенком, которого нянчат уже сорок лет, а его всё от груди не могут оторвать, то это уже патология. Точно так же в ученичестве: если ученик, в начале он зависит от старших, но потом он должен проявить парампару во взаимоотношениях с другими преданными.
БСС: Еще есть такой интересный момент, что отец квалифицированный, он воспитывает своих детей, в основном, через отношения с другими детьми, поэтому считается, что большая семья — там полноценные личности воспитываются. Если один ребенок, ну, это некая проблемная ситуация, потому что ребенок «виснет» на родителях, он становится потребителем. Два ребенка — возникает некая конкуренция за внимание родителей. Но когда детей много, то отец может наладить вот этот момент взаимообучения детей. То есть на первое место выходят отношения с равными, забота о младших происходит, то есть старшие дети заботятся о младших, и они прогрессируют по-настоящему, и отец в этом случае чувствует, что дети правильно воспринимают смысл наставлений, которые они получают. А если отец дает наставление, но ребенок не может их реализовать в отношениях с равными и в заботе о младших, то эти наставления, они остаются теорией просто; это не парампара.

Парампара — это семья

01:00:47 Поэтому парампара — это семья, это именно семья, это то, о чем мы говорим, это природа Господа. И в этой семье есть вот эта палитра отношений, где именно через это преданные обретают духовное знание, реализацию. А вот это представление о том, что парампара — это отношения с начальником — это чисто материальная концепция, идущая исключительно вот... ну, то есть в любой конторе материальной есть начальник, и что, это парампара что ли? Вы получили там наставление, он тебе сказал: «Вот это делай вот так», и вы идете и делаете. Какое это отношение имеет к духовному знанию? В лучшем случае, это саттва — исполнение религиозного долга. То есть есть установления определённые в обществе, есть старшие, которые устанавливают что-то, правила и так далее, предписания, и вы делаете. Это религиозная жизнь, но это не йога, потому что йога означает, что знание пробуждается из сердца. И пробуждается оно, благодаря взаимоотношениям полноценным со старшими, с равными и с младшими, вот это в совокупности и называется парампарой, духовной парампарой.

01:02:09 ББКС: Другими словами, если есть вот это таинство парампары в жизни человека, то есть если он получает истинное знание, то признаком этого знания будет то, что вокруг него начинает проявляться общество, то есть начинает проявляться другой смысл во взаимоотношениях, то есть это наполняется другой энергией. Если деятельность так называемого знания приводит к тому, что наоборот все начинает, то есть... то это что-то непонятное.
БСС: Спасибо Нитьянанде Чарану прабху за вопрос. Очень важный вопрос был. Еще что-то есть? А вот... у нас нормальный сейчас формат то, что мы вопросы... отвечаем на вопросы, нормально? Потому что, знаете, если честно говоря, вот, положа руку на сердце, такие важные вещи сейчас проявляются, что добавлять сюда ещё что-то, какую-то новую информацию просто не хочется, вот бы переварить бы вот это. А то столько всего, а суть, она где-то растворяется, непонятно... Микрофон можно.

Полноценная семья

01:03:32 Вопрос: Тогда, если позволите, переведу в сферу такую, более приземленную, чтобы не это... Вы сказали про семью, про одного ребенка, я вот сам такой один, как бы, единственный... И такая ситуация, она присутствует в современном обществе. Какое решение может быть тогда в этой связи. То есть единственное, что это вижу, это, чтобы вовлекать детей в общение с детьми друзей. Как-то так, да? Чтобы проявлять у них... потому что как вот детям... один в семье часто, двое — ну это частая ситуация. Как вот... я как психолог спрашиваю, что рекомендовать людям, чтобы они не были эгоистами. Часто без отцов, да.
Ответ: Вообще, любая семья становится полноценной только в том случае, если она является частью рода, то есть частью общины. Семья как ячейка общества тоже должна быть разомкнутой, иначе она замыкается на семейном коде, вот на этой... на эгоизме семейном. То есть человек не получает духовное знание в том случае, если он заботится просто о своих, о ближних по крови. И в этом сложность индийской цивилизации, потому что в Индии очень сильный вот этот семейный код, но общинное вот это умонастроение... слабая вещь.

01:04:59 Но духовная жизнь, она по-настоящему проявляется тогда, когда мы заботимся о чужих детях, как о своих, и наши дети, они общаются с другими детьми, возникает такая большая семья. Но это возможно в том случае, если взрослые сотрудничают друг с другом в сознании Кришны. Потому что, как только ваши дети начинают общаться, начинаются конфликты. И поэтому, если между взрослыми — особенно между мужчинами — нет вот этого... так сказать, проработки глубокой общих ценностей и такого честного разговора, когда через конфликт вы идете к какому-то глубокому пониманию, вы не можете в этом случае жить общинной жизнью; возникает тупик. Поэтому основная... основной такой момент, который я подчеркиваю, и заставляю преданных следовать культуре вот этого... такого коллегиального братства, союза между мужчинами, особенно это важно, потому что мужская энергия... женская энергия не переносит конфликт, а мужская энергия его «переваривает» очень хорошо. Поэтому мужчины через вот это сотрудничество друг с другом, через совместную ответственность за общину, они могут проявлять вот эту большую семью. И в этой большой семье дети будут счастливы, потому что община будет выводить их за пределы семейного эгоизма. У них будет развиваться Cознание Кришны, то есть широкое такое... вселенский взгляд на жизнь, на мир, за пределам вот этого узкого, не только индивидуалистического, но даже семейного, пространства.

Воспитание детей

01:06:43 — Как Вы считаете, может ли такое пространство быть создано в рамках детского сада, допустим, куда часто отправляют детей даже преданные? То есть за счет отношений между...
БСС: Между родителями...
— ... родителями.
— Если между родителями и педагогами есть вот эта санга, коллегиальное пространство, тогда детский сад становится общинным таким явлением. В противном случае, это будет, ну, просто будете плодить индивидуалистов в детском саду.
— Фабрика Кали...
— «Фабрика Кали». Школа современная, современный детский сад — это рассадник вот этой притхак-бхавы, индивидуализма, о котором Махарадж говорил. То есть дети просто обучаются как индивиды, но они не обучаются часто в этом пространстве таком… [неразборчиво].

01:07:36 ББКС: Я просто хотел тот момент сказать, что то, о чем ты, Махарадж, рассказывал, что мужчины часто думают, что воспитание детей — это ответственность женщин. Но на самом деле воспитание детей — это ответственность мужчины. То есть мужчины берут ответственность за род, то есть они следуют изначальному главе рода, то есть быть слугой означает, то есть брать ответственность за проявление семьи. Если же мужчина считает, что его задача — просто зарабатывать деньги, а воспитывает детей женщина, то тогда на самом деле он занимает роль женщины. То есть он как бы ведомым становится, то есть он прислуживает, помогает, а не является тем, кто несет ответственность. В таких семьях все время возникает вот это вот чувство незащищенности у женщин. Это очень важно понять мужчинам.
Вопрос: [поначалу задается без микрофона, неразборчиво]...
БСС: Микрофон!

01:08:49 — ...Харе Кришна! Очень важные и глубинные ценности, которые настолько нужно впитать в сердце. Вот мы говорили, что это то место, где мы вместе пытаемся прийти во Вриндаван. Просто посмотрите, что творится во Вриндаване: все взрослые являются родителями для всех детей во Вриндаване. Все. Мужчины являются отцами, матери являются матерями, бабушки являются бабушками, и все дети, они всегда под прикрытием старших, всегда. Просто буквально час назад мы обсуждали эту тему с Николаем, и он говорит, вот родители не активны, и за детьми не хотят смотреть. Я говорю: «Ну, тут вопрос родителей. Если мы говорим о родители, то все старшие — родители. И у кого есть такая бхава, не нужно биологических родителей выделять, чтобы они ходили и... может быть, сегодня этой бхавы родительской у них ещё нет, но у тех, у кого есть, они должны чувствовать себя родителями и прийти...», поэтому можно ко всем обращаться как к родителям, и тогда вот это родство, эта семья, она начнет проявляться, наверное, в какой-то мере.

01:09:55 БСС: Спасибо, Ганга Нараяна. Одну вещь ещё уточню. Но это не означает, что вот эти родители, собственные, биологические, они должны думать: «Ну пусть община воспитывает моего ребенка!..» То есть у них ответственность первая. То есть первый родитель — это твой биологический родитель, второй родитель — это духовный учитель, брахман, ну как бы община. Это родители, которые помогают основному родителю, но вот этот родитель не должен «сбагривать» своих детей; знаете, как сейчас модно почему-то у родителей: «А где у нас гурукула? Куда мне ребенка-то „сбагрить“?» Не получится таким образом! Гурукула работает только в одном случае: если родители вместе с педагогами воспитывают детей. И не только педагогами, но и всеми родителями общины. Вот это настоящая гурукула. Вне общины она не может существовать... как отдельный какой-то институт, это невозможно, то же самое и детский сад... Так много вопросов, а микрофон где-то застрял...

«Переваривание» конфликта

01:11:18 Вопрос: Я хотел спросить про конфликт. Сегодня, Махарадж, Вы сказали, что мужчины должны вместе общаться, и они «переваривают» конфликт; женщины «не переваривают» конфликт. А вот в случае, когда мужчина с женщиной, как там вот этот конфликт... как там быть с конфликтом?
Ответ: Женщина создает конфликт, мужчина его «переваривает». Это понятно. Потому что женщина, она чувствует какие-то моменты, которые её беспокоят, и она начинает «требушить», теребить мужчину; у нее ум беспокойный, она начинает... а мужчина спокойно проясняет, что-то делает, ну, в общем «переваривает»; женщина успокаивается.
ББКС: Берет ответственность...
БСС: Да. Женщина успокаивается, она чувствует себя защищенной. И в атмосфере устанавливается гармония, в семье устанавливается гармония. То есть вот эта гармония и процветание устанавливаются благодаря тому, что ум у женщины спокоен. И за это отвечает мужчина.

Мужчина — это тот, кто решает?

01:12:28 Вопрос: Я как-то вот... я Гуру Махараджу сказал о том, что... о «переваривании», и он мне говорит: «Да ты просто хочешь наслаждаться!» Вот как… что такое «переваривание» [неразборчиво]?
БСС: Наверное, [неразборчиво] это самое...
ББКС: Что? Я не понял вопрос.
— Ну, фактически вот «переваривание», то есть он имел в виду, как будто бы даже я избегаю что ли конфликта. А вообще решает все мужчина, и вообще этот вопрос не должен возникать, как переваривать, не переваривать.
БСС: Нет, смотрите. Мужчина ничего... мужчина решает все каким образом? Он берет ответственность за принятие решения; он не решает, он берет ответственность за принятие решения. То есть что это означает? Мужчина должен посоветоваться с женой, например, посоветоваться с какими-то другими людьми, и решение должно проявиться от Кришны, а не от него самого, от его ума. Понимаете? Вот это мужчина. То есть мужчина — это тот, кто обеспечивает присутствие Бога, потому что Он является истинным мужчиной, а не так, что: «Я тут такой... мужик! Я сейчас все вопросы решу!» — это просто «ложняк», как тут некоторые выражаются. Это не мужская энергия; она такая претензионная, это больше, знаете, такая какая-то странная такая женская энергия, «выверт» такой определённый.

01:14:00 Поэтому мужчина — ещё раз повторю — это не тот, кто решает, а это тот, кто обеспечивает принятие решения; решение от Бога приходит. И вот такой человек, он действительно защищает свою семью, свою общину, этот мир в конце концов. А вот демоны, они думают: «Вот я Бог! Вот я сейчас все решу!» Демоны очень ответственные тоже. Вот смотрите, Равана, какой был ответственный! Вообще все демоны очень... они конкретно вообще... Дурьодхана был прекрасным правителем, он все идеальным образом организовывал. Вот это вот МУЖИК! Это образ демона на самом деле, который все, так сказать, строит по своему собственному плану. Но преданный не такой, у него другое понимание мужественности.

Бескорыстное служение небескорыстно?

01:15:08 Вопрос: Сегодня звучала фраза, что бескорыстное служение, когда является целью, то это одна из форм проявления эго. Но если... ну, как бы раньше я слышал в лекциях, что, для того, чтобы перебороть своё эго, нужно заниматься бескорыстным служением. Но если бескорыстное служение — одна из форм эго, то где выход, и как «выпрыгнуть» из этого замкнутого круга?
Ответ: Когда вы просто заняты делом, ваше служение автоматически становится бескорыстным. Вот в чем была идея. А когда вы напрягаетесь по поводу того, что вам надо быть бескорыстным, значит у вас нет дела и вы просто начинаете что-то придумывать. И это уже подразумевает, что человек корыстен; то есть хочет кому-то показаться бескорыстным, или он хочет быть таким вот «правильным» — это все проявление корысти человеческой. То есть человек, который действительно бескорыстен, он не думает о том, чтобы быть бескорыстным; он просто занят делом. Он бескорыстен, потому что он живёт не для себя. А человек, который сосредоточен на себе, одно из проявлений сосредоточенности на себе может быть вот это стремление быть бескорыстным, то есть быть хорошим, правильным и так далее, это все сосредоточение на себе, на своем эго. Вот об этом был разговор, а не о том, что быть бескорыстным — это плохо.

Бескорыстное служение — это обмен

01:16:43 ББКС: Я чуть-чуть добавлю. То есть здесь происходит такая некоторая тонкая подмена. Раса — это взаимоотношения со Всевышним, то есть это обмен, то есть раса никогда не может проявляться в одну сторону, то есть всегда есть ответные чувства, то есть это обмен любовью между преданными и Господом. Но когда преданный ставит себе такую [неразборчиво], так называемое бескорыстное... да, и вот этот обмен, когда возникает естественное служение, то есть это как бы естественно происходит, там бескорыстие проявляется в обоих сторонах. Но если преданный берет... подмена происходит в чем? То есть когда я говорю, что я бескорыстный, часто это понимается... что я должен только отдавать, ну, как бы я просто... я закрываю себе право общаться с Кришной, я просто Ему отдаю. И так Он превращается вот в этот идеал поклонения просто. То есть я Ему поклоняюсь, что-то для Него делаю, но у меня нет отношений с Ним. Постепенно это высушивает сердце и приводит к тому, что преданный вообще перестает что-либо делать, он становится таким аморфным...

01:18:05 БСС: Это концепция бескорыстия, она чаще всего принимает асоциальные формы. Вот смотрите. Вот я преданный, я живу в общине преданных. Скажите, а в общине преданных я должен какие-то средства к существованию каким-то образом получать, или нет? Но если я получаю какие-то средства к существованию, значит, я корыстен. То есть если ваша идея фикс в том, чтобы преданные должны быть бескорыстны, тогда как можно социальное общество проявить, ведь преданный не только служение совершает, он же ещё что-то получает от других преданных, ему же преданные что-то дают в качестве... ну, чтобы он мог жить. Правильно? Вот смотрите, есть материальная экономика, в материальной экономике человек совершает какое-то действие, для чего? Для того, чтобы получить выгоду, деньги. А в духовной экономике человек совершает действия, и тоже за это что-то получает, иначе он не сможет жить. И разница между «экономиками»... внешней разницы никакой нет, разница только в мотивах: во втором случае преданный получает плату как ответное служение со стороны другого преданного.
ББКС: Это акт любви.
БСС: Да, это акт любви. Дадати-пратигрихнати — Рупа Госвами описывает духовную экономику. То есть мы даем и мы принимаем, но если мы хотим просто быть... у нас просто вот эта идея бескорыстия «застряла», то как вы построите отношения между преданными, экономические. Потому что автоматически, если преданный что-то получает, вы будете думать: «Ну, наверное, не занят бескорыстным преданным служением». Это просто маргинальность! Невозможно, просто нельзя практически жить в таком сознании Кришны! Потому что, если все действительно бескорыстны, то тогда происходит вот этот обмен.

00:20:04 Слушатель: [поначалу без микрофона, неразборчиво] любое служение, оно оценивается, приводит к какой-то оценке, но когда оно начинает становиться реально бескорыстным, то тут никакой цены нет, её не существует, его невозможно оценить, и нет ни большого, ни маленького здесь, оно абсолютной формой обладает. И в этом смысле, это дает такое вдохновение! Даже самое маленькое служение, оно может так вдохновить, как миллиарды долларов никогда не вдохновят человека! Но любое корыстное — «А сколько я сделал?.. А сколько мне положили?.. — и вот тут начинается вот эта вся [неразборчиво].
ББКС: Другими словами, корысть — это отказ от своей природы слуги, от природы... нашей вечной природы, от санатана-дхармы, отказ от желания вступать в любовные отношения.
БСС: Смотрите, вот настоящее бескорыстие, — не выдуманное, идейное, а настоящее, живое бескорыстие — оно когда появится? Вот вы живете вместе, и вы что-то сделали для преданных, ну, пожертвовали своим временем, решили сделать что-то для преданных, сделали классную вещь, творчески. А преданные получили это, и они думают: «Как классно! Но он же отдал своё время, он же отдал свою жизненную энергию». Давайте мы что-нибудь для него сделаем, построим для него дом, например». Вот когда у преданных естественным образом проявляется вот эта совесть, вот именно совесть, которая от Кришны идет…
Слушатель: [неразборчиво].
БСС: Да, дадати-пратигрихнати… то тогда преданные получают опыт, что, оказывается, можно заниматься бескорыстной деятельностью духовной, не надо ничего считать, не надо ни о чем думать; это просто преданные все будут думать обо мне. Я просто думаю о преданных, а преданные будут думать обо мне, о моей семье, я никогда не останусь обделенным. Вот это источник бескорыстия настоящий! А если вы что-то сделали для преданных, а преданные это восприняли как должное: «Ну сделал, и сделал...», а как он там себя содержит, что там у него в семье происходит, никому вообще дела до этого нет. «Ты же должен быть бескорыстным! Поэтому давай, вкалывай!..» А то, что как ты живешь, вообще никого не интересует. Как можно в такой среде быть бескорыстным? Можно какую-то... временно эту идею в себе поддерживать, но реально, на уровне сердца, мы этого никогда не примем.

01:22:22 Вот это основная проблема, поэтому я сегодня так вот говорил. Не потому, что я против бескорыстия, а потому что это должно быть практическое бескорыстие, которое можно вечно... находиться в этом бескорыстном состоянии. Поэтому духовный мир, он постоянно расширяется, отчего? Оттого, что один совершил служение, а другой вдохновился ещё больше совершить служения, а тот видит, что... и такое соревнование духовное возникает. А у нас, к сожалению, бывает наоборот: преданный совершил... вот кто-то что-то начинает делать, и все сразу на него начинают все сваливать. Как говорится, шея появилась — хомут сразу начинаем вешать. Поэтому 5–6 человек в общине служат, а все остальные такие... как должное принимают: «Ну, молодцы, хорошие преданные! Служите бескорыстно дальше».
Слушатель: Особенно молодежь.
БСС: Да, особенно молодежь. Какая-то утсаха-майя ещё есть, ещё преданные верят вот во всё это бескорыстие, да? Вкалывают. А «старички» уже такие: «Ну, мы были такими же. Скоро вы такими же как мы станете». Вот это убивает полностью! Поэтому бескорыстие означает обмен. Всегда обращайте внимание на тех преданных, которые служат бескорыстно! Это проявление Божества, проявление милости Кришны. Нужно распределять служение равномерно, чтобы все преданные в общине служили, каждый, кто может, вот тогда будет этот дух бескорыстия; потому что будет обмен. Спасибо!
Вопрос: Харе Кришна!
ББКС: Последний вопрос!

Как увидеть «руку Кришны»

01:24:15 — Харе Кришна, Махарадж! Я хотел просто, извините, хотел вернуться к предыдущему вопросу, попросить немножко детально объяснить. Когда Вы рассказали, что мужчина обеспечивает решение вопроса, а вопрос решает Господь, в качестве иллюстрации обратного Вы сказали… привели пример Дурьодханы правительство и Раваны, а сейчас позитивный пример, обратный, можете как-то детально... как это увидеть, что это именно все Кришна делает? А не то, что ты... «задолбал»: просишь-просишь Кришну: «Что-то делай» — «На, отвяжись!..» Как увидеть, что это именно Кришна сделал результат, осуществил? Спасибо!
ББКС: Царь Притху...
БСС: Притху Махараджа
ББКС: ...Есть замечательное место, когда царь Притху приходит на собрание всех подданных, там мудрецы собрались, и он приходит и говорит: «О дорогие члены этого собрания, о возвышенные члены этого собрания, я просто хочу представить свои какие-то понимания истины, а вы, пожалуйста, подтвердите, правильно я понимаю или нет», и Прабхупада пишет в комментарии, что как царь он мог бы навязать свое, но он не действует здесь как царь, то есть он показывает вот этот пример. Ну, «как царь» имеется в виду авторитарный лидер.
Слушатель: То есть имеется в виду, что, когда что-то делается, он должен обязательно благословения просить, в этом смысл?
БСС: Не только благословения просить, он должен убедиться в том, что это правильное видение.
— Через кого-то...
— Через кого-то.
— Через брахмана, да?
ББКС: Оно должно проявиться в связи, в сотрудничестве.
— Он должен в других увидеть, что идет правильным путем, да? Отклик?
БСС: Да.
ББКС: Харе Кришна! Спасибо большое!