Заключительная лекция о законах вселенной

Веда Радио - 29 July 2013
О важности поиска высшего вкуса счастья. Знание о материи. Знание о пяти грубых элементах Вселенной: земля, вода, огонь, воздух и эфир. Знание об уме. Что такое доброта. Как поменять свою жизнь? Знание о разуме. Самое большое счастье человека. Ответы на вопросы: Где находится душа после смерти и когда происходит следующее воплощение? Как отличить настоящего духовного учителя. Что такое правдивость. Как выбрать наставника.
запись эфира для начинающих из раздела «Аюрведа» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:25:41 | качество: mp3 48kB/s 29 Mb | прослушано: 1445 | скачано: 866 | избрано: 27
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Ведущая]: Конечно, не хочется прерывать такое ангельское трогательное детское пение, но наши часы говорят мне о том, что пора уже начинать наш прямой эфир. Сегодня вы услышали один прямой эфир, с 16:00 по Москве он начался, а сейчас у нас 19:00 и самое время встречать Алексея Махова. Здравствуйте, Алексей!

00:00:30 [А.В.Махов]: Здравствуйте, Олеся, здравствуйте, уважаемые радиослушатели!

00:00:34 [Ведущая]: Сегодня, как у нас написано на сайте, заключительный эфир… то есть, наши слушатели уже в курсе дела, что мы завершаем большой-большой замечательный цикл лекций под названием «Законы вселенной». Много тем мы разобрали, и, насколько я понимаю, сегодняшний эфир будет таким завершающим, обобщенным, возможно. И сегодня мы больше внимания уделим вопросам от наших слушателей. Лучше всего, как обычно, дозваниваться к нам по скайпу, если у вас настроена подобная связь, наш логин vedaradio в скайпе, а также хорошо задавать свои вопросы, присылая их в письменном виде на наш сайт в комментариях вот именно к той записи, которую вы можете видеть прямо сейчас на сайте vedaradio.fm. Алексей, теперь Вам слово!

00:01:28 [А.В.Махов]: Большое спасибо, Олеся! Да, действительно у нас сегодня с вами завершающий эфир, поэтому я буду очень рад если вы будете в процессе нашего эфира готовить и задавать вопросы, так или иначе, либо через сайт напрямую либо через скайп… Но, тем не менее, наша тема, которую мы с вами начали рассматривать на прошлой беседе, это тема рассмотрение силы знания, осталась незавершенной, и сегодня мы с вами её завершим, так или иначе. Итак, на прошлой беседе мы с вами начали рассматривать тему «Знание» и роль, которую играет эта сила в жизни каждого живого существа, и особенно разумного живого существа, такого, как человек. Мы с вами рассмотрели тот факт, что все люди, все живые существа и люди в том числе, смыслом и целью жизни ставят счастье. Даже если они не осознают этого факта и живут, ни к чему сознательно не стремясь, тем не менее, в любом случае, жизнь каждого живого существа, цель жизни каждого живого существа это достижение счастья. Следовательно, знание о том, что такое счастье и какое оно бывает это ключевой момент в жизни человека, как разумного живого существа. В соответствии с этим, разумность человека или наполненность его жизни определяется тем, насколько он понял в своей жизни, какое может быть счастье по своему качеству и где этого счастья больше.

00:03:11 [А.В.Махов]: Это очень важно понимать. То есть, разумная жизнь от неразумной отличается только тем, что разумное живое существо в состоянии поменять свою цель, или поменять понимание своего счастья с меньшего на большее. То есть, мы можем отказаться… в Ведах приводится хороший пример: мы можем отказаться от сахара только в том случае, если мы почувствуем вкус меда. В этом случае отказ от сахара произойдет легко и безболезненно по той просто причине, что мед вкуснее, слаще и полезнее одновременно. Поэтому, Веды говорят, что каждый разумный человек, он должен искать этого высшего вкуса, искать вкус меда в своей жизни. Однако же, в любом случае, какой бы вид счастья или какой бы вид знания о счастье человек не избрал, он всегда задействует, в процессе постижения этого счастья, он всегда задействует все свои тела, как грубое тело, так и весь набор тонких тел, которые у него есть. Разница заключается только в том, насколько человек осознает, чем он реально живёт в этом случае. А результат какой? Результат заключается в том, что на том уровне, на котором человек себя осознает, этот уровень формирует его мировоззрение. А дальше, именно мировоззрение человека, как мы сегодня убедимся, оно как раз и определяет, как качество, так и количество счастья, которое для человека становится достижимым. И сейчас мы с вами немножко ещё раз пройдемся по тем видам знания, которые присутствуют в Ведах и которые мы уже разобрали очень тезисно, и сосредоточимся на тех видах знания, которые мы ещё не разбирали.

Знание о материи

00:04:53 [А.В.Махов]: Итак, знание о материи. То есть, что такое знание о материи? Это определенный вид знания, который имеет место быть, и он, в общем-то, нужен тоже. Что такое осознание себя на уровне материи, или, что такое знание на уровне материи? Это означает, что то что мы видим, весь феноменальный мир, который доступен для нашего изучения, это, в общем-то, и есть то, чем эта Вселенная, и чем мы сами исчерпываемся. Это означает, что если у человека, который находится на позиции материализма, спросить «Кто ты?», он скажет «Я – это тело». То есть, первична материя, первично тело, а все личностные качества, все эмоции, все понятия возвышенные, которые человек переживает, такие как дружба, любовь, честь, совесть, это все суть просто комбинация определенных нервных импульсов, то есть, определенных физических и химических процессов, электромагнитных процессов, которые происходят в головном мозге, как средоточии такого набора нервных импульсов, который называется личность. И если с такой точки зрения посмотреть на знание о том, что такое жизнь, то жизнь это просто комбинация нервных импульсов – мы живем какое-то время, потом тело наше стареет, оно умирает, и с этим все у нас заканчивается. Это материалистичный взгляд на нас. И уже на этом уровне сразу становится понятно, что материалистический подход к жизни, он не дает возможности человеку быть счастливым постоянно. Наоборот, материалистический подход к жизни человека удерживает постоянно в страхе смерти, человек боится, что он умрет. И уже здесь, видите, сразу возникает неразрешимое противоречие: потому что, с одной стороны, смерть является естественным, скажем так, этапом жизни, или естественным этапом существования, его завершающим этапом, но с другой стороны, внутри каждого из нас, каждого человека, присутствует её страх. Мы не можем бояться естественных вещей, по большому счету. Понимаете, если это естественно, значит, мы не должны этого бояться. Однако же, мы этого боимся. Это означает, что либо смерть является неестественной для нас, либо мы не понимаем, что такое смерть. Однако, у материализма нет альтернатив этому понятию. Со смертью тела приходит смерть личности, то есть, смерть нас как живого существа.

00:07:50 [А.В.Махов]: Если посмотреть с точки зрения материализма на нашу вселенную, то вселенная является мертвой. Мертвой. Планеты это мертвое образование, просто которые, ну вот просто так получилось, она откололась, там, от солнца, или оно собралось из пыли, там, межзвездной пыли и чего-то еще, что вокруг солнца крутилась. Так или иначе, она вращается в силу каких-то случайностей, она вращается по своей орбите никуда не деваясь, не приближаясь, не удаляясь от солнца, вращается вокруг своей оси, и у нее опять же в силу какой-то случайности вдруг откуда-то появилось такое количество воды, создалось такое, опять же, в силу случайности, создался такой вот микроклимат… Точнее, не микроклимат, а в целом, климат на планете создался такой, что вот, случайно, опять же, там с помощью определенных химических, физических реакций зародилась жизнь, и она опять же случайным образом, абсолютно слепо эволюционировала, и за какие-то там, допустим, несколько миллионов лет она привела к тому, что появился разумный человек, и разумный человек за сорок тысяч лет, если я не ошибаюсь, он стал таким, какими мы с вами сейчас являемся. Таков подход. То есть мы, живые существа, но фактически мы окружены просто мертвой материей. Таков материалистический подход к знанию о том, кто такие мы и что такое мир, который нас окружает. В результате, материализм приносит определенное счастье и те достижения материально-технического прогресса, те блага и удобства жизни, которые мы имеем, несомненно, это следствие знания о материи. Поэтому, речь не идет о том, что мы должны отвергнуть это знание совсем, нет, речь не об этом. Но в целом, если взять его как вершину знания, то оно не дает ответа на самые важные вопросы. А те ответы, которые оно дает, эти ответы не удовлетворяют ни одно живое существо. Потому что ни одно живое существо, ни один человек никогда не смирится с тем, что он умрет и его не будет. Мы не можем смириться с этим, потому как это не соответствует нашей природе, истинной природе, о которой мы будем говорить дальше.

00:10:06 [А.В.Махов]: Следующее. Однако же, согласно Ведам, знание материи это один из самых низших, самых примитивных видов знания в каком-то смысле. Выше него стоит уже следующий вид знания, который имеет совершенно другую природу. Это знание о пране. И прана, как я ещё раз хочу повторить для наших уважаемых радиослушателей, прана это вид энергии, точнее, это первоэлемент, один из первоэлементов, из которых состоит наша вселенная, грубый первоэлемент, он называется первоэлементом воздуха. Прана не имеет ничего общего ни с одним из всех изученных нами тел, частиц и взаимодействий. Она имеет не электромагнитную природу, и первоэлемент, как кирпичик мироздания, представляют собою не некий универсальный атом, а некий принцип, или силу взаимодействия, или свойства определенные, которые позволяют, отвечают за определенный комплекс сил, вид сил, которые действуют у нас. И первоэлемент воздуха, или прана, она отвечает за все виды движения. И человек, который достиг совершенства в овладении праной, он может обладать совершенно фантастическими способностями с точки зрения любого материалиста. Я приводил пример, буквально вот в наше время живёт человек в Индии, его зовут Шри Чинмой, который может одной рукой держать, там, трехтонный автомобиль, а другой рукой в это время играть на флейте. Понимаете, он не напрягается. То есть, он не мышцами его держит, потому что мышцами удержать автомобиль невозможно, силы мышц недостаточно для этого. Он её держит просто за счет того, что он способен с помощью определенных техник, которые называются пранаямой, он способен аккумулировать в себе огромное количество праны. И эта прана, так как она является принципом движения, она может удерживать, поддерживать, передвигать и перемещать любые объекты в любых пространственных плоскостях.

00:12:17 [А.В.Махов]: Ну, например, для человека, который занимается пранаямой, который осознал, что такое прана и что она может делать… например, Египетские пирамиды не представляют никакой загадки. И он просто снисходительно улыбается, когда слышит о попытках наших ученых построить ту же самую пирамиду с помощью подъемных кранов, насыпей и всего прочего. Но этого ничего не нужно. Для этого человеку достаточно просто знать, что такое прана и что она может делать. Этого достаточно для того, чтобы переместить груз любой, ну, в теоретическом пределе, любой массы, перенести груз на любое расстояние, в любую точку пространства его поставить не затрачивая при этом никаких мышечных усилий. Даже это знание, которое ещё не отвечает, на самом деле, ни на какие такие глубокие вопросы бытия, или, допустим, какие-то глубокие личностные вопросы, оно не дает знания об этом, но даже это знание уже позволяет человеку совершать чудеса, то, что мы называем чудесами. Человек, овладевший праной, в состоянии зависать в воздухе, лететь, он может овладеть безграничной физической силой, он может двигать предметы не прикасаясь к ним. То есть, очень много он может делать. И такие люди в наше время очень часто злоупотребляют этим знанием – каким образом? Они начинают выставлять его напоказ, и другие люди, не менее неразумные, скажем так, такие же неразумные, как эти люди, которые хвастаются им, начинают считать их своими духовными учителями. Однако же, посмотрите, разве мы говорили в вопросе, когда мы разбирали прану, разве мы говорили о духовности? О постижении того, что является душой? О том, что такое духовная природа, что такое духовный мир, кто такой Бог? Кто мы? Об этом речи не идет. Знание о пране это сугубо прикладной уровень знания, который необходим, чтобы помогать человеку совершенствоваться. Это факт. Но это знание не должно становиться самоцелью. Поэтому такие люди, которые овладели праной и обрели способность накапливать её в себе, и получили способность совершать разнообразные чудеса, они, конечно, несомненно, являются выдающимися людьми, но, в конечном счете, они не являются духовными наставниками. Потому что это просто мистические совершенства, речи о духовности здесь не идет. И поэтому люди, которые принимают их духовными наставниками, они очень сильно заблуждаются на этот счет.

Знание о пяти грубых элементах Вселенной: земля, вода, огонь, воздух и эфир

00:15:17 [А.В.Махов]: Итак, следующий уровень знания, который мы с вами не разбирали, это знание об уме. Ум является первым из тонких элементов, из которых состоит наша Вселенная. Я напомню ещё раз: наша Вселенная, в первом приближении, состоит всего лишь из восьми частей, из восьми изначальных элементов. Первые пять – это грубые элементы, или кирпичики мироздания, из которых состоит каждый наблюдаемый феномен в этой Вселенной. Это первоэлемент Земли, первоэлемент Воды, первоэлемент Огня, первоэлемент Воздуха и первоэлемент Эфира. Эфир создает пространство, которое структурируется определенным образом, дальше, воздух позволяет, или первоэлемент Воздуха, или прана дает возможность существования всем видам движения, какие только есть. Как грубым движениям, как, например, перемещение нашего тела, или там, перемещение воздуха, и вообще, все виды перемещений грубых, так и тонких перемещений. Как, например, движение мысли, движение взгляда, когда мы получаем информацию – это тонкое перемещение. Ничего не двигается, но мы же как-то получаем впечатление. Вот эти впечатления, или образы, до нас доходят только в результате того, что их перемещает к нам первоэлемент воздуха, или прана. Дальше, первоэлемент воды отвечает за взаимодействие различных предметов. Если в каком-то объекте убрать полностью первоэлемент воды, он рассыплется, он потеряет способность взаимодействия своих составных частей.

00:16:58 [А.В.Махов]: Следующее, первоэлемент земли… простите, первоэлемент огня, я пропустил, дает возможность существовать всем видам трансформаций, как грубых, так и тонких. Из грубых трансформаций можно привести тот же самый процесс горения, превращение одного вещества в другое. Точно так же из тонких трансформаций можно привести процесс преобразования одной мысли в другую. То есть, логика это огненный процесс, это процесс, когда под влиянием первоэлемента огня в уме человека происходит смена одной мысли другой, то есть, несколько мыслей или понятий трансформируются в новую мысль или новое понятие. И первоэлемент земли, он отвечает за сохранение, и вообще за существование и сохранение любым предметом или объектом нашей Вселенной формы. Это, в целом, мы рассмотрели грубые кирпичики мироздания. Однако же, над ними, сразу над ними находятся тонкие силы, тонкие кирпичики мироздания, которые называются ум, разум и эго. И сейчас мы с вами перейдем к рассмотрению вкратце, что же такое ум.

Знание об уме. Что такое доброта

00:18:18 [А.В.Махов]: Веды говорят, что знания об уме стоят выше знания о пране. И знание об уме уже имеет совершенно другую природу. Смотрите, знание о материи означает культивирование в себе знания о наблюдаемых феноменах, то есть, о всем о том, что мы видим и можем познать через пять чувств. Дальше. Знание о пране уже является другим видом, это энергетическое знание, это знание, которое дает возможность человеку становиться могущественным, копить в себе энергии. Следующий уже уровень знания, знание об уме, отличается от знания о пране также, как знание о пране отличается от знания о материи. Потому что знание об уме означает культивирование в себе хороших качеств характера. То есть, начиная с уровня тонких взаимодействий, уже основным, преобладающим направлением развития человека является нравственность. Когда человек полностью очищает свой характер, то он становится святым. Потому что, что происходит вокруг него? Что происходит с таким человеком? Куда бы он ни пришел, с кем бы он ни начал общаться, то есть, в любом месте где бы он ни находился, он просто своим присутствием устанавливает мир, очищает все, примиряет всех, устанавливает мир, гармонию, счастье, несет свет всем тем людям, которые его окружают. И вот у такого человека уже есть чему-то учиться. Понимаете, только такого человека можно уже принимать, но ещё не как духовного учителя, а его можно принимать как наставника. На начальных этапах духовного развития можно принимать таких людей своим наставником, потому что развитие хороших качеств характера невозможно без применения другого уровня знания, которое называется знание о разуме. Но мы поговорим немножко о нём попозже, в своё время.

00:20:33 [А.В.Махов]: Итак, смотрите, всегда проблемы в постижении знания об уме заключаются в том, что начиная с тонкого уровня, энергии нашей Вселенной, их невозможно культивировать порознь. Только тот человек, который знает об этом, добивается успеха. И, в целом, Веды говорят, что знание об уме, или знание о своих, о качествах ума, а согласно Ведам у нашего ума есть двадцать шесть качеств, эти двадцать шесть качеств можно представить себе как двадцати-шести мерное пространство, в котором этот ум действует. Представьте, мы, допустим, на уровне материи мы действуем в трехмерном пространстве. Однако уже на уровне ума мы можем действовать в двадцати-шести мерном пространстве, потому что каждое качество, оно на самом деле независимо. То есть, оно может действовать независимо, и проявляться как достоинство и как недостаток. Однако же, развиваются эти качества, или эти пространства постигаются в определенной последовательности. И последовательность эта, она звучит примерно так: сначала нужно постигнуть доброту, потому нужно постигнуть правдивость. Потому что доброта, согласно Ведам, это мать правдивости. И, смотрите, какие интересные вещи всплывают в этом случае: оказывается, удивительный факт заключается в том, что большинство понятий, которые мы используем в наше время, мы их используем просто, ну, рефлекторно, что ли. Мы забыли их истинное значение, потому что, например, взять ту же доброту. Если посмотреть, что мы сейчас считаем добротой, то с удивлением обнаруживается тот факт, что мы не знаем, что такое доброта, и это понятие у нас очень сильно извращено. Потому что, для подавляющего большинства современных людей, к сожалению, доброта звучит так, определение доброты звучит так: «Если ты делаешь то, что я хочу, значит, ты добрый человек. Но если ты не делаешь то, что я хочу, или то, что я от тебя жду, это означает, что ты человек не добрый. И я буду называть тебя разными эпитетами нелицеприятными, я буду считать тебя злым, только по той простой причине, что ты не ведешь себя так, как я хочу, или ты не делаешь мне то, чего я хочу.» Однако же, это не имеет ничего общего к доброте. У доброты в Ведах есть вполне четкое определение. Определение доброты звучит так: способность видеть в людях хорошее при любых обстоятельствах является добротой. То есть, доброта это сила, которая позволяет любому человеку, человеку, обладающему добротой, видеть во всех людях, в каждом человеке видеть хорошее, независимо от того, как они ведут себя по отношению к нему.

00:23:25 [А.В.Махов]: Нам легко видеть хорошее в тех людях, которые ведут себя по отношению к нам хорошо. Но, однако же, те люди, которые ведут себя по отношению к нам, скажем так, не очень хорошо, вот в них способность замечать доброту уже очень резко падает. И вот эта неспособность замечать хорошие качества в других людях, у нас проявляется как что? Как вы считаете, Олеся, если я, допустим, не способен в ком-то видеть хорошее? Как это проявится во мне в отношениях с этим человеком?

00:23:59 [Ведущая]: Ну, если я не вижу хорошего, значит, я вижу плохое. Возможно, как то акцентируется внимание на этом плохом.

00:24:08 [А.В.Махов]: Так, а дальше что происходит? Вы все правильно рассуждаете, вы идете верным путем. Это неизбеж… Если я не вижу в человеке хорошее, я неизбежно буду акцентировать внимание на его отрицательных качествах. Дальше к чему это приводит в отношениях с этим человеком?

00:24:25 [Ведущая]: Ну, вряд ли будут хорошие отношения строиться.

00:24:28 [А.В.Махов]: Да, совершенно верно, потому что отношения между людьми развиваются в зависимости от того, на что они настраиваются друг в друге. Правильно говорите, хорошо. На следующем этапе к чему это будет приводить?

00:24:41 [Ведущая]: Ну, опять же, какое-то непонимание, ссоры, ничего хорошего.

00:24:45 [А.В.Махов]: Ссоры, правильно, вы абсолютно правы. А ссоры, они чаще всего оканчиваются гневом или обидами. Поэтому очень легко можно понять, я добрый человек или не добрый. Добрый человек ни на кого не обижается. Он не обижается. Почему? Потому что у него есть сила видеть в любом человеке хорошее. И он даже когда сталкивается с какой-то конфликтной ситуацией, он видит, что, ну да, этот человек вот сейчас ведет себя по отношению ко мне вот так вот, но на самом-то деле это же не самое главное в нем! Так ведь? Ведь мы же не считаем, что наши пороки в нас это самое главное в нас? Наоборот, мы всячески оправдываем любой наш порок. Однако же, в другом человеке мы очень склонны видеть пороки, и это выдает в нас отсутствие доброты. Понимаете, вот я вам привел пример рассмотрения, очень поверхностного рассмотрения всего лишь одного качества, с которого, собственно, нужно начинать культивирование в себе доброты. И вся сфера, которая охватывает рассмотрение вот этих двадцати шести качеств нашего ума, это как раз и есть знание об уме, или, это знание о нравственности. Потому что невозможно рассматривать знание об уме не понимая того, что доброта является нашей силой. Доброта – это сила, или, другими словами, это закон, который действует во Вселенной. И человек, который добрый, это означает, он действует гармонично, то есть, в согласии с этим законом. Злой человек действует вопреки этому закону, а это означает, что он неизбежно будет страдать. Потому что это сила вселенского масштаба, и наши силы несоизмеримы с ней. Человек, который не подчиняется законам нравственности, которая имеет реальную, точно такую же реальную природу, как законы физики, химии, как законы праны, как законы движения. Это те же самые энергии, по большому счету, но они действуют на более тонком уровне, но они необычайно могущественны. И тот человек, который не осознает это в своей жизни, он обречен на страдания. Обречен на страдания.

Как поменять свою жизнь?

00:27:01 [А.В.Махов]: А, с другой стороны, человек, который начинает сознательно культивировать в себе эти качества, начинает рассматривать, изучать ведическую психологию, начинает изучать, что такое нравственность с ведической точки зрения, что такое эти качества, как их можно в себе культивировать, и самое главное, зачем всё это нужно. Такой человек со временем получает доступ к осознанию своего ума. То есть, он своим сознанием уже выходит на следующий уровень. Этот уровень уже является очень высоким. Даже человек, который находится на умственной платформе, а таковыми являются, ну, например, настоящие психологи, современные, хорошие. Я не говорю о том, что все психологи современные это такие, невежественные люди, как это может показаться – вовсе нет. Есть люди, которые действительно отдают всего себя той науке, которую изучают и как-то пытаются помогать людям. Так вот, психолог состоится как психолог, когда он как минимум уже находится на этом уровне. Почему? Потому что уровень знания об уме, уровень умственного знания может достичь только высоконравственный человек. То есть, тот человек, который культивирует в себе нравственность в соответствии с законами нравственности, которые действуют в этой Вселенной. И некоторые люди считают, что они могут воспитать в себе хороший характер – ум у нас проявляется и осознается нами как характер – с помощью легкого пути. Для этого нужно просто посещать определенные психотренинги, нужно ходить на определенные, вот такие вот мероприятия и все классно будет, в этом случае ум воспитается. Проблема заключается в том, что посещение таких тренингов дает единственное преимущество в способности взглянуть на ситуацию по-другому. Ну вот, например, есть разные виды тренингов, которые позволяют человеку войти в состояние наблюдателя, то есть, выйти из ситуации, ну, из эмоционального давления ситуации и трезво на неё взглянуть. И декларируется, по крайней мере, что это решение проблемы. Это решение, это факт, но это только половина решения. Потому что человек, который даже будет находиться в состоянии «взглянуть на ситуацию со стороны», он, даже понимая, что он смотрит на эту ситуацию и видит, в чем он не прав и в чем не прав его оппонент, в то же самое время реально осознает своё бессилие, бессилие менять эту ситуацию. Потому что ни один тренинг не даст силы, он даст вдохновение просто понять эту ситуацию. Но, кроме того, чтобы её понять, её ещё нужно иметь силы как-то разрешать. И находясь только на умственной платформе разрешать ситуацию, к сожалению, не представляется возможность, из-за одной простой причины: на это просто нет сил.

Знание о разуме

00:30:05 [А.В.Махов]: Понимаете, проблема заключается именно в этом – что человек должен не только видеть, что ему нужно менять, у него ещё должны быть реально силы на то, чтобы это менять. И для того, чтобы иметь силу менять как-то свои ситуации жизненные или расти нравственно, другими словами, для того, чтобы иметь на это силы человек должен неизбежно прийти к осознанию другого уровня, ещё более тонкого, фактически, самого тонкого уровня, который только существует в нашей Вселенной – он должен подняться на уровень знания о разуме. Только тот человек, который знает, что такое разум и изучает, как этот разум действует и как с ним работать, только такой человек становится способным, во-первых, менять свою жизнь. Не только осознавать свои проблемы, но и менять их. И второе: такой человек становится достойным полностью раскрыть свою природу. Потому что ниже лежащие уровни либо не дают вообще такой возможности, либо дают возможность на это просто посмотреть. Но менять её не дают.

00:31:18 [А.В.Махов]: Давайте разберем это утверждение, почему так происходит. Итак, что такое разум? Разум это субстанция, это определенным образом структурированная энергия, или сила, которая действует в нашей материальной Вселенной. У нее одна только задача: она связывает нас с тем источником счастья, который соответствует нашему мировоззрению. Например, именно разум связывает наркомана и наркотик. Именно разум связывает алкоголика и бутылку. И именно разум связывает святого и Бога. Понимаете, везде действует одна и та же сила, вопрос только в том, с чем эта сила нас связывает. И именно поэтому так трудно наркоману отказаться от наркотика. Почему даже тот наркоман, который осознает, что он уничтожает свою жизнь, почему он не может отказаться от наркотика? Причина только одна: разум соответствует нашему мировоззрению. Мировоззрение это то счастье, которое мы считаем самым высшим в нашей жизни. И до тех пор, пока наркоман будет считать, что выше наркотика счастья в этом мире не существует, он не будет способен отказаться от него. То же самое и с алкоголиком. До тех пор, пока алкоголик будет считать, что выше водки или выше спирта счастья нет чище и сильнее, он не будет способен отказаться. Еще раз повторю, в Ведах приводится очень хороший пример: до тех пор, пока мы не познаем вкус меда, мы не сможем отказаться от сахара. Потому что без сладкого вкуса человек жить не может, и мы не можем его заместить ни одним другим вкусом. Поэтому единственный способ отказаться от существующего вкуса к счастью это обменять его на более возвышенный вкус, который дает больше счастья и более качественное, то есть, более сильное и чистое счастье. Только такой путь позволит человеку менять своё мировоззрение, а следовательно, менять всю свою жизнь.

Самое большое счастье человека

00:33:30 [А.В.Махов]: И именно поэтому Веды говорят, что нет смысла культивировать в себе знания о материи и о теле – нет никакого смысла. Все равно это тело через положенный промежуток времени помрет, и толку от этого не будет. Дальше, нет смысла культивировать в себе только знание о пране, потому что этого знания недостаточно, чтобы менять своё мировоззрение. Дальше, нет смысла культивировать в себе знание об уме, потому что знание на умственной платформе, давая нам картину того, как это могло бы быть, не даст нам силы достичь этой картины. Понимаете, достичь этого состояния это знание нам не дает. Веды говорят: нужно начинать с разума. Нужно начинать с разума, а культивирование разумности сводится к двум вещам. Первое: человек должен понять, где находится самое возвышенное, самое большое, самое чистое счастье, которое только возможно для нас? И второе, что человек должен понять: как этого счастья добиться? И в Ведах есть ответ на оба этих вопроса. Ответ на первый вопрос звучит так. Самое большое счастье, самое чистое и самое возвышенное счастье это то счастье, которое соответствует нашей истинной природе. Все остальные виды счастья никогда не сравнятся с ним, потому что они не соответствуют нам. И в Ведах также говорится, что любое живое существо, не только человек, а любое живое существо духовной искоркой, духовной частицей, душой, бесконечно малым духовным живым существом. Поэтому, тратить свою жизнь в погоне за материальным, за всеми видами материального счастья, как грубого, так и тонкого это бессмысленная трата времени. И в Ведах говорится также, что помимо бесконечного количества бесконечно малых живых существ, существует одно бесконечно великое живое духовное существо, которое называется Господь. И в Ведах говорится, что совершенство жизни для разумного живого существа заключается в двух вещах: в осознании своей духовной природы и в установлении отношений с Богом. Такие отношения полностью реализуют духовную природу каждого живого существа, и именно в этих отношениях живое существо обретает полное и самое большое счастье, которое только доступно ему в силу… не то, что самое доступное, а самое возвышенное и самое большое счастье, которое только он может обрести в своей жизни. И поэтому целью в жизни любого разумного живого существа является осознание своей духовной природы, культивирование в себе духовности и культивирование в себе способности строить духовные отношения с Богом и с остальными живыми существами.

00:36:35 [А.В.Махов]: И приводится очень много примеров того, как правильно выстраивать эти отношения. В целом же, я не буду очень подробно на этом останавливаться, потому что это уже тема совершенно отдельной беседы, уже более глубокой философской, духовной уже в большей степени. А могу только сказать, что для этого нужно делать две вещи. Во-первых, у человека должна быть практика. Причем, эту практику не должен придумывать он сам. Эта практика – развитие в себе духовности, или, скажем так, инструкция по обретению в себе духовности. Эта инструкция должна быть утверждена. Понимаете, не придумана пять минут назад, а она должна быть утверждена либо лично Богом, либо одним из его авторитетных представителей. А что значит утверждена? Это означает, что она должна выдержать проверку временем. У материального времени есть одна только функция, и эта функция – уничтожать. Всё, что имеет в себе только материальную природу, и не имеет духовной искры, будет неизбежно уничтожено, и успешно каждую секунду временем нашим материальным уничтожается. Остается только то, что неподвластно материальному времени. Именно поэтому, если какая-то духовная традиция выдержала испытание временем, там, на протяжение сотен и тысяч лет она остается и не исчезает, этот уже, скажем так, факт говорит о том, что очень возможно, что эта духовная традиция авторитетна. Второй признак авторитетности духовной традиции заключается в том, что эта традиция должна была давать в прошлом и настоящем святых людей. Этих двух принципов достаточно для того, чтобы определить авторитетность той или иной духовной традиции. Какой же конкретно традиции должно следовать живое существо полностью определяется им самим. Потому что каждая духовная традиция устанавливает отношения с Богом в рамках определенных вкусов, или определенных видов отношений, которые вообще возможно с Богом построить. И в зависимости от того, какие вкусы испытывает живое существо в отношениях с Богом, той духовной традиции оно и должно идти. Это первое. То есть, должна быть практика, определенная практика, которая в рамках определенной авторитетной духовной традиции должна уже быть.

00:39:01 [А.В.Махов]:И второе, что должно быть, это общение. Общение это краеугольный камень успешности духовной практики. Потому что если человек будет пытаться делать все сам, не общаясь даже, просто по книгам, по Священным Писаниям, он не добьется успеха. Потому что им, от начала и до конца вести его будет его собственная гордыня. А успех в духовной практике как раз определяется тем, насколько человек способен от этой своей гордыни отказаться и заменить её двадцать шестым качеством ума, которое называется смирение. Вот, поэтому две вот эти вещи: правильная и серьезно выполняемая духовная практика, то есть, какие-то практические действия, и общение, которое для человека духовно развивающегося заключается по большей части в установлении отношений с наставниками, в принятии наставников, в принятии, со временем, духовных учителей – именно в этом краеугольный камень правильного общения – дает человеку зеленый свет. Господь в Бхагавад гите говорит: на этом пути нет поражений. Но есть один подводный камень. Есть то, что рушит любые успешные начинания на этом пути. Этот подводный камень называется оскорбление. Оскорбление немедленно разрушает все достижения, которые человек обрел на пути культивирования своей разумности. Поэтому, уважаемые радиослушатели, я вас очень прошу, пожалуйста, когда так или иначе вы занимаетесь духовной практикой, раз вы слушаете Ведарадио, значит, вас влечет эта тема, значит ваше сердце готово, пожалуйста, бойтесь оскорблений! Бойтесь оскорбить кого-либо. Особенно если этот человек принадлежит, например, не вашей духовной традиции, зачастую возникает такое оскорбительное умонастроение по отношению к нему. Бойтесь этих состояний, и просите прощения, просите у Господа и у наставников, у учителей духовных своих защиты от этих состояний. Потому что они являются единственной опасностью, которая держит нас в рамках материального существования, не позволяя нам осознавать свою духовность и раскрываться полностью, как целостные духовные личности.

00:41:14 [А.В.Махов]: Знание о разуме, венцом знания о разуме является осознание своей духовной природы, осознание природы Господа, которая соответствует нашей природе, потому что в противном случае Господь был бы для нас совершенно непостижим. Разница только в количестве. У Господа всех достояний в бесконечно большом количестве всех достояний у Него, а у нас они в бесконечно малом, в этом разница. Качественно же мы тождественны с Богом. И именно поэтому Он для нас познаваем. И также знание о разуме дает человеку, ищущему человеку, методики авторитетные, эффективные методики достижения этих состояний и реализации полностью своего духовного потенциала. Таково знание о разуме, и на этой возвышенной ноте я заканчиваю рассмотрение всех видов знания, которые присутствуют в нашей Вселенной и доступны нам, и, если Олеся не возражает, я готов перейти к рассмотрению вопросов.

Ответы на вопросы

Где находится душа после смерти и когда происходит следующее воплощение?

00:42:14 [Ведущая]: Ну, конечно же не возражаю! На этой возвышенной ноте у нас ничего пока ещё не заканчивается, а продолжается наш прямой эфир, хотя он является заключительным, как об этом мы уже сообщили. Проверенная временем духовная традиция, как вы сказали, дает святых людей, а вот наш прямой эфир дает возможность прямого общения через вопросы и ответы. Как задать вопрос я уже говорила не один раз на наших прямых эфирах, и тем более об этом написано на нашем сайте. Те, кто знает, уже воспользовались этой возможностью, и я начинаю зачитывать вопросы, уже пришедшие к нам на сайт vedaradio.fm. Кристина из Питера в первую очередь написала: «Здравствуйте! Спасибо за ваши лекции, очень интересно! Давно беспокоит вопрос: где душа после смерти и до рождения, и через какое время душа рождается опять? Я слышала, что только после того, как все забудут её в последнем воплощении. Это так?»

00:43:12 [А.В.Махов]: Нет, это не так. Сказать где находится душа после смерти и до рождения не представляется возможным, потому что этого понятия «где» нам не понять. По той простой причине, что мы привыкли воспринимать мир наш в рамках трехмерной феноменальной реальности, ту, которую мы можем видеть нашим грубым зрением. Однако же, наш мир гораздо более многомерен и многопланов, поэтому сказать где конкретно находится душа, которая оставила тело, ну, сложно это определить. Это место, оно не проецируется никак в наше трехмерное восприятие мира. Однако же, можно сказать, что душа, она вместе с тонким телом находится в том месте, где терпеливо дожидается своего очередного воплощения. Когда она воплотится, это зависит от нескольких вещей. В основном, все определяется тем, насколько готова определенная пара родителей, которые по своим наклонностям и по своему уровню развития соответствуют желаниям этой души. То есть, смотрите, в Ведах как говорится, в каком состоянии сознания находятся отец и мать в момент зачатия, душа с такими качествами и притягивается. Поэтому, когда душа оставляет своё тело, она просто ждет, когда появятся, где-то во Вселенной, появится пара, ну, отец и мать будущие, которые находятся в том состоянии сознания, в котором эта душа покидала своё предыдущее тело. Как только этот момент происходит, между этим мужчиной и этой женщиной происходит, или, так скажем, между женским и мужским началом происходят близкие отношения, происходит половой акт, в этот момент душа естественным образом, даже не прилагая к этому никаких усилий, в силу сродства – есть такое выражение подобное тянет к себе подобное – в силу просто сродства их мировоззрений эта душа сначала входит сначала в семя отца, а потом она входит в лоно матери, и развивается там, строит себе очередное тело.

00:45:36 [А.В.Махов]: А ваш вопрос о том, что душа не воплощается до тех пор, пока о ней не забудут в этом воплощении – об этом ничего не сказано в Ведах. Совершенно. И, в целом, в Ведах не говорится, что одна и та же душа должна обязательно воплощаться в одном и том же месте, на одной и той же планете. Вовсе нет. Вовсе не обязательно. Она воплотится в том месте Вселенной, которое соответствует её пониманию счастья. Вот какое понимание счастья душа развила в течение своей жизни, в каком состоянии сознания она покидает это тело, она получит следующее рождение в том месте, которое соответствует её пониманию счастья. И это не обязательно Земля будет. Это может быть райские миры, это может быть также какая-то планета со средних планетных систем, типа Земли, это может Земля, опять же, и это может быть адские миры, которые соответствуют более материалистичному сознанию, живым существам с более материалистичным, безбожным сознанием. Или это могут быть, там, двадцать семь миров, где люди страдают за прошлые грехи – это уже будет определяться поступками, которые душа совершила в этой жизни, если она сильно грешила, допустим. То есть, нельзя сказать, что она не получит тело до тех пор, пока о ней не забудут. Нет, такого не происходит.

00:46:57 [Ведущая]: Спасибо, вы дали ответ сразу на два вопроса, которые были в этом сообщении от Кристины из Петербурга. Далее интересное письмо пришло от Юлии, не знаю правда, из какого города, но это не уменьшает важности этого сообщения. Юлия написала: «Здравствуйте! Чем больше я слушаю лекции нашего уважаемого лектора, тем больше я сознаю степень и количество совершенных мною в жизни ошибок. Раньше я жила в страсти и невежестве, как все, со своими бедами и радостями, где-то в иллюзиях – да, но это и помогало мне жить. Теперь же я впадаю в жестокую депрессию. Нет ни сил, ни желания на режимы, аскезы, жертвы и служение. Прошлая картина мира стирается, а новая, увы, не рождается. Ни энтузиазма, ни смысла. Возможно, слушание лекций совпало с негативными планетами, в моем случае, как сказал кто-то из мудрых, знание действительно умножает скорбь. Силюсь найти радость в том, в чем находила раньше, но не получается, всё это было, было, а нового ничего не хочется. На этот раз не помогло и наступление лета, а ведь раньше я обожала эту пору, расцветала, молодела и хорошела. Впечатление такое, что я вдруг постарела на сто лет. Наверное, в процессе осмысления ведических знаний на меня навалилась уж очень тяжелая карма.» Такое письмо, как вы считаете, это все-таки карма, планеты, или есть такая закономерность, вообще, у некоторых людей, когда они встречаются с ведическими знаниями, и что-то меняют в своей жизни?

00:48:36 [А.В.Махов]: Такая закономерность есть, и не только у людей, которые встречаются с ведическими знаниями, а в целом, у людей, которые пытаются как-то культивировать в себе более возвышенные качества характера, более возвышенные качества своего сознания. Это неизбежно. В Ведах об этом говорится так, что настоящее счастье сначала горько на вкус. Горько. А только потом приходит счастье. Понимаете, настоящее счастье – сначала горький вкус, потом сладкий. Мнимое, иллюзорное счастье, которым сейчас в основном живут люди – сначала сладкий вкус, потом горький. Невежественное счастье, которое тоже сейчас процветает пышным цветом, оно горько на вкус с самого начала, и оно приносит с собой только иллюзию и забвение. У вас же, судя по вашему письму, проблема заключается в том, что у вас недостаточно общения. В вашей психике сейчас происходят очень глубокие и очень важные изменения, у вас фактически происходит что, у вас старое мировоззрение разрушено… не пытайтесь его реанимировать, на перспективу это не принесет вам никакого особенного счастья, потому что человек, который попробовал вкус меда сахаром уже не будет никогда полностью доволен. Вы всегда будете ощущать, что живете наполовину силы. Однако же, в вашей жизни вам не хватает правильного, позитивного общения. Поэтому, пожалуйста, найдите себе позитивное, хорошее общение среди тех людей, которые, допустим, так же как и вы изучают ведическое знание. Вам нужно сделать так, чтобы как минимум два-три раза в неделю вы общались с этими людьми. И тогда вы увидите, что вот эта депрессия, в которой вы находитесь, она потихоньку сойдет на нет, потому что то что сейчас у вас… разум действительно не имеет силы, чтобы прочно прикрепиться к новому пониманию счастья – это естественное положение любого живого существа, которое меняет своё понимание жизни, смысл своей жизни. Но единственным лекарством, которое помогает живому существу преодолеть этот тяжелый период, единственным лекарством является правильно поставленное и позитивное общение с людьми, которые следуют тем же путем. И вы увидите, что чем более плотное, ну как сказать, чем более эффективное, глубокое будет это общение, тем быстрее вы выйдете из состояния депрессии, в которой вы находитесь. И дальше вы будете с удивлением просто вспоминать: надо же, елки-палки, сама не догадалась. Такая вещь простая и очевидная будет. Так что, пожалуйста, не пренебрегайте этим советом. Найдите для себя это общение. Такие люди есть, они есть везде, поэтому, пожалуйста, найдите этих людей, установите с ними контакт, попытайтесь построить это общение в рамках тех знаний, которые вы получаете. И я, точнее, не я, а Веды говорят, что стопроцентная гарантия, что вся депрессия ваша будет в очень короткие сроки уничтожена. И вы ничего не потеряете из того, от чего вы испытывали счастье в то время, когда вы не занимались никак работой над собой. Поймите пожалуйста, не надо разделять духовное и материальное. Духовная практика вмещает в себя все. Но помимо того, от чего вы испытывали счастье, от природы, от солнца, от лета, от тепла, от красок, это все останется с вами, но оно не только не исчезнет, оно наоборот, оно раскроется и обогатиться более глубоким пониманием и красоты, и счастья, которые можно испытывать от контакта со всем этим. Такой ответ.

Как отличить настоящего духовного учителя?

00:52:36 [Ведущая]: Из практического опыта наших слушателей есть дополнение. Ольга из Москвы написала: «Какой замечательный вопрос. Я тоже через такое проходила, думала, это только у меня так. Только Ведарадио и спасалась, но потом все налаживается – это правда. И молиться, и служить уже силы будут.» Так что, не отчаивайтесь, наши дорогие радиослушатели, кто сталкивался с подобной ситуацией, все будет хорошо!
Мы переходим к следующему вопросу. Вот, по-моему вы уже отвечали на этот вопрос, по крайней мере, был дан ответ, я это слышала в нашем сегодняшнем эфире, но может быть стоит уточнить или дополнить. Елена спрашивает: «Подскажите, как не попасть под влияние лжеучителей. Все время боюсь попасть в какую-либо секту в то время, когда ищу свой путь к Богу.»

00:53:25 [А.В.Махов]: Спасибо большое, это очень важный вопрос. Я уже говорил о том, как определить авторитетность того или иного направления, которое объявляет себя духовным. Второе, что нужно понять, насколько духовно то направление, которое объявляет себя духовным. А для этого нужно понять, что является целью. То есть, для чего, что является целью и смыслом и идеей, которая объединяет людей в рамках того или иного духовного движения, духовной традиции. И если целью является постижение своей духовной природы, постижение природы Бога, и эта цель не предполагает никакой корысти, то есть, она абсолютно бескорыстна, то есть смысл изучать это духовное движение, эту духовную традицию. Дальше, как определить человека, является ли он духовно развитым или не является? Это не такой простой вопрос, как кажется, потому что для этого нужно самому обладать достаточной квалификацией. Однако же, есть определенные признаки, по которым, даже не обладая этой квалификацией, можно отбросить все, ну, подавляющее число лжеучителей, которых сейчас расплодилось благодаря нашему невежеству очень много. Во-первых, духовный учитель никогда не позиционирует себя как, ну, скажем так, объект или источник духовного знания. То есть, он не замещает собой духовное знание. Духовный учитель это тот человек, который в состоянии передать вам способ понимания, или способ обретения этого духовного знания. Ну, например, духовный учитель никогда не скажет «я Бог». Понимаете, он никогда не скажет такого, настоящий духовный учитель. Он скажет «я слуга Бога.» «Я тот человек, который кладет свою жизнь на то, чтобы людей к Богу привести.» Но он не выпячивает себя при этом, понимаете. То есть, человек не требует поклонения себе. Дальше, человек этот никогда не говорит «поклоняйтесь мне.» Человек не воспитывает в тех людях, которые являются его учениками, культ самого себя, то есть, культ личности он не воспитывает. Духовный учитель учит понимать Священные Писания, духовный учитель учит, как правильно осознавать, как правильно строить контакт с Богом, он никогда не возвеличивает себя явно или косвенно – наоборот, во всех его словах, во всех его поступках, во всей его жизни красной нитью проходит тот факт, что он лучше всех, больше всех и глубже всех осознает себя слугой. Понимаете, он служит всем. Его служение какое – вести людей к Богу, давать им духовное знание. Это его служение, и он занимается только этим, остальное его не интересует. Идея корысти у него отсутствует напрочь. Если вы попытаетесь как-то по сходной цене обрести у истинного духовного учителя с помощью индульгенцию, обрести духовное знание, он, скорее всего, вас просто не поймет. (Смеется). Я надеюсь, что в первом приближении, так сказать, образ истинного духовного учителя и образ истинной духовной традиции нарисован достаточно четко. Я понимаю, что это сделано крупными мазками, но, на мой взгляд, нет смысла говорить об этом подробней, потому что любой человек, который серьезно изучает духовные традиции с целью какую-то выбрать для себя, сделать её путеводной звездой своей жизни, дальнейшее руководство из того, что было сказано, сможет вывести для себя уже самостоятельно.

00:57:27 [Ведущая]: Спасибо, Алексей! Я вот смотрю, что вопросов в письменном виде к нам пришло уже достаточно для этого заключительного нашего эфира, так что, если кто-то хочет все-таки ещё дополнить, спросить, уточнить, пожалуйста, звоните с помощью скайпа. Наш логин vedaradio. Наталья из Барнаула написала: «У меня полушуточный вопрос. Как можно с помощью ведических знаний объяснить следующие случайности.» И далее следует две истории. Уважаемые слушатели, садитесь поудобнее, сейчас будем зачитывать истории. Итак, «два иранца спокойно ехали в своей машине по пустынной дороге, неожиданно сверху на них упала живая кобра.» Уже страшно. «Мужчины даже не успели понять, что происходит, как взбешенная кобра с остервенением сначала укусила одного, а потом и другого иранца. Укусы были смертельными. Что же предшествовало этой трагедии? Оказывается, орел схватил змею и поднялся с ней в небо, но каким-то невероятным образом кобра осталась жива и упала из когтей прямо в автомобиль.» Это первая история. И вторая.

00:58:34 [Ведущая]: «В Южной Корее рыбак не успел продать свой улов. Он готовил пойманную рыбу к продаже – рыбак взял одну из рыбин в руку, положил её на стол, поднял нож, но в это время рыба внезапно махнула хвостом, выбив из его рук нож, который прямиком попал ему в грудь и южнокореец умер мгновенно.» Ну, ничего себе полушуточки, я бы так сказала. Такие серьезные истории.
[А.В.Махов]: Страшноватые.
[Ведущая]: Все-таки кажется, как будто чья-то рука действует. Мне кажется, вот так все внезапно, мгновенно и неожиданно. Как можно это объяснить?

00:59:13 [А.В.Махов]: Ну, на самом деле здесь объяснение, оно и простое и сложное одновременно, потому что, ну, в целом ответ состоит из одного слова: карма! Судьба такая.

00:59:27 [Ведущая]: А что такое карма, слушайте предыдущие наши лекции, там довольно подробно Алексей рассказывал, есть у нас записи.

00:59:34 [А.В.Махов]: Да, однако же, дело в том, что для того, чтобы подробно объяснить, почему это произошло именно так, а не иначе, и для того, чтобы человек воочию убедился и увидел это, это нужно, чтобы и говорящий и слушающий были уже оба на очень высоком духовном уровне, позволяющим им смотреть и определять все причинно-следственные связи, которые действуют в нашем мире. Понимаете, на самом деле в ваших вопросах нет ничего такого сильно сложного, ну, каких-то глубоких понятий, которые бы делали ответ на эти вопросы очень сложным. Ответ очень простой: всё это происходит по судьбе. Все происходит по судьбе. И тем иранцам, и этому несчастному корейцу… не то, чтобы он несчастный, просто им пришло время умирать. Им пришло время умирать. Как конкретно это произойдет в принципе тоже можно понять, но только тому человеку, который в состоянии видеть будущее. Такой человек может сказать: да, в такое-то время это произойдет. Но для нас с вами это вопросы, лишенные… ответы на которые не прибавят нам ничего. То есть, я сказал почему с точки зрения Вед это произошло. Так действует судьба. Момент смерти этих людей и характер их смерти присутствует, несомненно, в их гороскопе. Но другое дело, что у нас с вами не хватает квалификации, чтобы глубже понять, почему это произошло так, а не иначе. А вот это уже понять может только тот человек, который может видеть все эти причинно-следственные связи. К сожалению, я эти связи не вижу, и поэтому у меня нет никакой квалификации, чтобы говорить, почему это произошло именно так, а не по-другому. Поэтому, это просто нужно принять как судьбу, которая настигает нас в самый неожиданный момент. Ответ такой. К сожалению, более подробно мне здесь сказать совершенно нечего, потому что я просто неквалифицирован в этом, а умствовать, то есть переходить на умственную платформу, говорить «я думаю, что это вот так да вот так» я, к сожалению, считаю, что это никому не интересно. Ну вот так, такой ответ.

Что такое правдивость?

01:01:59 [Ведущая]: Ну, хорошо, я думаю, нам интересно двигаться дальше по нашим следующим вопросам. Раиса написала: «Уважаемый Алексей, большое вам спасибо за этот цикл лекций, как же жаль с вами расставаться! И тут должен быть смайлик, падающий на колени и бьющийся головой об пол» - написала Раиса – «вы объяснили, что такое доброта, объясните, пожалуйста, что такое честность. Судя по всему, я не имею об этом ни малейшего представления.» Но, тем не менее, «я из Талина» честно подписала Раиса.

01:02:31 [А.В.Махов]: Хорошо, Раиса, я объясню вам вкратце, что такое правдивость. Правдивость это способность каждую секунду своей жизни видеть в себе недостатки. То есть, свои грехи, способность видеть свои грехи. Это называется правдивостью. Следующее качество сразу же, или благословение, которое дает правдивость, это способность видеть в других достоинства. То есть, доброта и правдивость, они не случайно рядышком идут. Когда человек учится видеть в других достоинства, он несомненно к чему приходит? Ну, вот, представьте, допустим, я культивирую в себе доброту, что означает я культивирую в себе доброту? Я пытаюсь в людях видеть хорошее. С чем я сталкиваюсь? Вот, представьте, Олеся, представьте, что вы тоже вдохновились после такой беседы и начали пытаться сознательно культивировать в себе доброту. Как вы думаете, с чем вы столкнетесь? В первую же, прям вот сразу с чем вы столкнетесь?

01:03:36 [Ведущая]: Ну, наверное, столкнусь, что не так уж и просто это все.

01:03:41 [А.В.Махов]: Правильно. Совершенно верно. То есть, мы столкнемся… Вот, я, допустим, культивирую в себе доброту, я пытаюсь в Олесе видеть хорошее, я пытаюсь в наших радиослушателях видеть только хорошее, я пытаюсь во всех людях, которые меня окружают, видеть только хорошее и не видеть плохое – первое, с чем я столкнусь это со своей неспособностью это делать. (Смеется). Я просто забывать буду, реально забывать, что я, оказывается, доброту в себе культивирую. Так вот это состояние, если я к нему отнесусь честно, правдиво, искренне, это означает: реально, я вижу свой грех, я вижу свою неспособность. Я вижу свой грех, грех, который мешает мне, ту злость и лживость, которые мешают мне видеть мои собственные грехи. Таким образом, определение правдивости звучит следующим образом: правдивость это способность видеть в себе грехи. То есть, видеть в себе недостатки. А правдивость дает возможность видеть в других достоинства. Видите, эта пара качеств, они взаимно дополняют друг друга, они комплементарны, как говорят наукообразным языком. То есть, они взаимодополняющие качества, поэтому их развивают параллельно. И в Ведах говорится, что начинать развитие своих качеств характера нужно именно с этих двух качеств: со способности видеть в себе недостатки и способности видеть в других достоинства.

01:05:17 [А.В.Махов]: И может возникнуть у вас сразу вопрос, как однажды на лекции психолог один мне сказал, что ну ведь это же разрушение личности. Вот, человек, который всегда видит в себе плохое, плохое, плохое, я плохой, я плохой, он же может просто разрушить свою личность. Да, он может разрушить свою эгоистичную личность, совершенно верно. Потому что видеть в себе недостатки нужно правильно. Здесь есть две проблемы. Первая проблема заключается в том, что люди несерьезно к этому относятся, и они начинают хвалить себя за свои недостатки. Это выглядит примерно так, человек приходит и начинает говорить всем, какой он плохой: «Я плохой! Я плохой! Я плохой! Я падший!» Такие люди часто употребляют такое слово, как самый: «Я самый падший! Самый!» Есть даже такая история, к одному духовному учителю пришел такой вот ученик и начал говорить ему: «Мой дорогой духовный учитель, я самый падший, я самый несчастный, я самый никчемный!» Учитель слушал, слушал, потом ему отвечает: «Никакой ты не самый.» (Смеется.) Потому что похвалить себя можно по-всякому. Это первая категория, а вторая категория людей это духовные лентяи так называемые, которым проще себя загрызть, нежели попытаться как-то изменить себя. А правильное понимание заключается в том, что когда человек видит в себе какой-то грех, то это не означает, что он соглашается с тем, что этот грех должен в нём оставаться. Такой человек, он реально видит грех, но он грех воспринимает как что? Как то, над чем нужно работать. И такой человек уже не будет говорить: а за что мне там каяться, допустим. Допустим, в православной христианской традиции есть такая процедура исповеди. Некоторые люди, если их спрашиваешь «А почему на исповедь то не ходите?» - «А в чем мне исповедываться? Я ничего не делала.» Или, там, «Я ничего не делал», вроде бы и исповедываться незачем. Это означает, человек пока ещё ничего в себе не увидел. Но человек, когда начинает реально с грехами своими работать, он видит грех: «О, да, теперь я буду действовать вот так!» Я вижу, у меня этот грех, значит, у меня есть над чем работать. И он идет на исповедь, он просит благословения, кается в этом грехе, он пытается с ним каждый день работать – вот это означает правдивость. Человек признает в себе грех, но он признает его не как то, что довлеет теперь надо мной, и теперь я должен лежать и стонать всю оставшуюся жизнь, а он признает в себе грех, и он относится к этому как к полю своей деятельности. То есть, я вижу в себе грех, значит, я реально вижу, над чем мне теперь надо работать. Вот это означает правдивость. Вот, такой ответ.

Как выбрать наставника

01:08:01 [Ведущая]: Спасибо, Алексей, за эти рекомендации и объяснения. А я решила, чтобы прямо сейчас попрактиковаться в том, чтобы видеть что-то хорошее в тех людях, которые нас окружают, и я вот никогда ещё не видела Светлану, нашу слушательницу, но сейчас, с помощью скайпа я вижу, что она из города Одесса и вижу её замечательный лозунг в скайпе: «Хочешь быть счастливым – будь им!» Светлана, скажите, вы действительно живете по такому принципу?

01:08:30 [Светлана, радиослушательница]: Здравствуйте, Олеся, и здравствуйте Алексей! Ну, стараюсь, по крайней мере.
[Ведущая]: Замечательно. Вот, я уже нашла в вас что-то хорошее, потому что вы живете по замечательному принципу. Алексей, вы согласны со мной?
[А.В.Махов]: Совершенно согласен, и я могу дополнить, Светлана культивирует в себе правдивость. «Будь им» означает борись со своими грехами, значит, развивайся. Молодец! Правдивость на пути.
[Ведущая]: Ну, вот видите, Светлана, вы только дозвонились на Ведарадио, мы уже засыпали вас всякими фразами и комплиментами.
[Светлана, радиослушательница]: Я и так волновалась, теперь ещё больше разволновалась.
[Ведущая]: Ну, не стоит, не стоит, мы же все здесь друзья и прекрасно проводим этот замечательный теплый вечер. Пожалуйста, какой ваш вопрос, Светлана?

01:09:18 [Светлана, радиослушательница]: Если можно, у меня пару вопросов, просто очень уж нужно, они меня беспокоят постоянно. Не могла уже дождаться, когда появится такая возможность задать вживую. Я недавно буквально столкнулась с такой проблемой, я христианской веры православной, и искала подтверждение… Библию, к сожалению, мне сложно читать почему-то, хотя мы её в школе изучали, но я не знаю, что можно изучать там в 9-10 классе… ученикам, когда задают читать Библию я не понимаю. Я отошла от темы… прошу прощения. И искала в Библии подтверждения, например, того, что мясоедение это плохо. И наткнулась на видео одного батюшки, но не помню его, как сказать, должность, или как…
[А.В.Махов]: Его имя.

01:10:26 [Светлана, радиослушательница]: Да. И он сказал такую вещь, что… не хотелось бы своими словами его … в общем, то, что он сказал, вызвало во мне очень неприятные ощущения, вроде как и гнев, или что, не могу понять… что якобы Бог нам дал мясо чтобы мы его ели, и отходить… то есть, если мы… многие занимаются сейчас йогой, и это как бы сейчас у нас в кавычках в Одессе модно, он сказал, что йогой заниматься плохо, прямо так и говорит, что это от сатаны, вроде бы, что это плоды, выросшие на чужом дереве, как мы можем, православные, их есть, и вплоть до того даже, что Кришна, если перевести на веру христианскую, покончил как бы жизнь самоубийством, так и говорил, то есть, он покинул своё тело и куда-то улетел. И очень осуждал это. И я знаете за что переживаю, я только стала на этот путь, и вы много раз говорили, что нужен все-таки наставник, и я боюсь, что когда я встречу такого человека, я буду спрашивать его разрешения на что-то, его позволения, и вдруг я столкнусь с такой проблемой, что, мне, например, мой наставник скажет, что да, действительно, мы христиане и нельзя вот есть мясо, и то что я делаю это плохо… я вот по этому поводу очень сильно переживаю. Я не знаю, удалось ли мне высказать свои эмоции, которые у меня накопились, не знаю, поняли ли вы, что я хотела сказать…

01:12:18 [А.В.Махов]: Удалось. Хорошо, давайте я отвечу вам на ваш вопрос. Ну, во-первых, по поводу слов того человека, который их сказал – они целиком на его совести находятся. Я не буду оспаривать его утверждений, потому что это его мировоззрение и оно несомненно приведет его к тому или иному исходу. По-поводу… Давайте, я так понимаю, здесь у вас два вопроса, первый это по поводу мясоедения…
[Светлана радиослушательница]: Да.

01:12:48 [А.В.Махов]: А второй вопрос по поводу принятия наставника. И давайте сначала с простого, с мясоедения. Смотрите, очень простой опыт, психологический эксперимент проводим. Вот представьте, что вы идете со всеми своими друзьями, родственниками, детьми, если у вас есть, ну, маленькими детьми, все, идите большой семьей на пикник. И по дороге вы заходите в сад, и срываете там яблоки, груши, малину, в общем, ягоды, овощи, всё это собираете и идете на пикник, готовите там еду, все, освящаете её так или иначе, кушаете. Все нормально?
[Светлана радиослушательница]: Ну, конечно.
[А.В.Махов]: Все в порядке? Возникают какие-то противоречия?
[Светлана радиослушательница]: Нет, нет-нет.

01:13:29 [А.В.Махов]: Внутри нет? Все нормально? Представили себе эту картину, летний день ясный, выходной, и вы все пошли вот так на пикник. Теперь та же самая картина: вы идете на пикник, по дороге вы заходите на луг, берете там пару ягнят, пару телят, там, или ещё кого-то, пару козлят, и берете их с собой, ведете, и потом, когда приходит время кушать, вы со счастливыми улыбками на устах берете их, режете, там, и все прочее. Понимаете? Если бы мясо было естественно для нас, у нас бы не было разницы этой, никакой. Любой котенок слопает мышку без зазрения совести. Любой котенок, который только научился есть уже, оторвался от маминой сиси, от кошки. Он съест мышку и у него не возникнет никаких проблем с этим. Но для большинства людей лишить жизни другое живое существо, например, ту же самую курицу зарезать мало кто может, зарубить топором. Мало кто. А тот, кто делает это, испытывает большие страдания, особенно поначалу. Понимаете, и возникает проблема – в чем разница? Если это пища для нас, которую Бог для нас дал, то почему мы испытывает жуткие угрызения совести, жуткие муки, когда мы берем то, что принадлежит нам? Почему, когда яблоко срываем не испытываем? Ну да ладно, я не буду сильно углубляться в эту тему, просто поразмыслите над этим, и вы реально поймете, что нам дал Бог, что не дал, здесь достаточно быть просто искренним.

01:15:04 [А.В.Махов]: По поводу выбора наставника здесь более серьезный вопрос. Прежде чем выбрать себе наставника вы должны изучить человека. Никогда не выбирайте наставника потому что вам кто-то об этом сказал. Вы должны сначала проникнуть в этого человека, узнать его внутренний мир, побеседовать с ним, сказать, что я вот, например, вегетарианка, но при этом я следую строго правилам поклонения, я в православной вере, но я, вот, вегетарианка, мне не хочется есть мясо, я не хочу убивать животных, и я вот считаю, что вот так… И приведите примеры, святых ведь очень много, тот же Сергий Радонежский кроме белого хлеба вообще ничего не ел. Серафим Саровский тоже вегетарианцем был, понимаете, от этого они не стали менее христианами, даже более, ведь они светят даже через столетия. Ну, так и все. Вегетарианство не является препятствием для обретения любви к Христу. То есть, здесь никаких проблем нет. И найдите того человека, который бы благословил вас на это. Это и будет ваш наставник. Потому что он будет понимать, что вы очень серьезно настроены.

01:16:15 [Светлана радиослушательница]: Скажите пожалуйста, как это происходит, это как, прийти мне в монастырь, просто подойти к батюшке и сказать: я вот хотела бы с вами поговорить? Как это вообще делается?

01:16:25 [А.В.Махов]: Да. Это именно, вот как вы сказали, так это и делается. Вы просто ищете, сначала просто приходите в храм, на службу, смотрите на священников, которые ведут эту службу, смотрите на тех, кто дает проповедь, и вы почувствуете, к какому-то из этих людей вас обязательно потянет, он вам покажется таким вот возвышенным, таким добрым, таким хорошим, захочется у него наставления получать. Понимаете, вы этого ищите, вот такого. И потом, когда вы найдете таких людей, таких достаточно много может быть, вы по очереди начинаете к ним подходить и спрашивать у них, как вот это, как вот то. Все. И когда вы почувствуете, что его взгляд на духовность, его взгляд на духовное развитие совпадает с вашим, то есть, он не отвергает, на вас не кричит, глаза не вытаращивает «ну-ка, ешь мясо!», или ещё что-то, все нормально. Значит, тот. Дальше начинаете ему задавать вопросы, а вот батюшка, а как мне молиться правильно, а можно к вам на исповедь приходить, а вот… ну, я не большой знаток христианской православной традиции, но так или иначе вы должны с ним отношения устанавливать. Отношения устанавливаются только одним способом: вы задаете ему вопросы, которые вас реально волнуют, он дает вам ответы и наставления. Вы следуете этим наставлениям, у вас опять новые вопросы появляются. Это неизбежно. И так будет идти ваше общение. Все, так вы будете очень эффективно духовно прогрессировать, и будете защищены авторитетом и силой духа этой личности от многих ошибок на духовном пути. Такой ответ.

01:17:59 [Светлана радиослушательница]: Скажите пожалуйста, а у меня и моего молодого человека может быть один духовный наставник? Один и тот же человек?

01:18:06 [А.В.Махов]: Это в идеале. В идеале, да, это было бы очень хорошо. Но даже если это будут разные люди – тоже ничего плохого нет. Но вы должны просто ходить к наставникам, со своим молодым человеком к его наставнику тоже нужно ходить.

01:18:22 [Светлана радиослушательница]: Да, это я… я слушаю лекции ваши от начала, и это я уже, да, поняла это. Еще…

01:18:31 [А.В.Махов]: Извините, я просто хочу сказать, чтобы у вас потом не возникало, чтобы вы потом не брали каждый по своему наставнику и не сражались этими наставниками друг с другом.

01:18:40 [Светлана радиослушательница]: Вот, мой сказал так, а твой так, да?

01:18:43 [А.В.Махов]: Да, да, вот чтобы этого не было, вы всегда должны вдвоем ходить к своим наставникам. И все вопросы и какие-то недопонимания и трения взаимные, которые неизбежно проявятся так или иначе разрешать прямо там.

01:18:58 [Светлана радиослушательница]: Еще один вопрос, пожалуйста, я вот занимаюсь йогой параллельно еще, и делаю по утрам, если буду делать сурью намаскар… вы говорили, что когда делаешь ее, то нужно читать мантры. А если я, например, не буду мантры читать, а какие-то короткие молитвы, если это уместно, или просто, там, желать счастья или здороваться с Землей или с Солнышком? Это будет правильно?

01:19:28 [А.В.Махов]: Это все зависит от уровня, которого вы хотите достичь. Дело в том, что сурья намаскар это не столько драгоножество с рукомашеством, сколько это практика установления контакта с Сурья Нараяной, сначала с полубогом Солнца Сурьей, а дальше с Сурья Нараяной, понимаете, то есть, это уже практика, которая в православную традицию никак особо не вписывается. Поэтому, если вы хотите совмещать эти две практики, в принципе, страшного ничего нет. Вы можете просто своими словами возносить молитвы Солнцу, произносить, допустим, когда вы назад наклоняетесь, вы здороваетесь с Солнцем, с небом, когда вниз, вперед у вас наклон идет, вы здороваетесь с Землей. Нормально, нормально. Этому можно следовать. Понимаете, проблемы с этим только у нас на Земле, у полубогов нет проблем с вероисповеданиями. Поэтому, Сурья на вас не обидится за это точно.

01:20:37 [Светлана радиослушательница]: Я как бы это понимаю, но вот видите, когда сталкиваешься, когда вроде бы святой человек и как бы ты хочешь ему довериться, а слышишь такое, иногда противоречия такие внутри возникают. И я, если честно, когда это услышала, я немножко растерялась и думаю Боже мой, а мне же поговорить пока об этом не с кем, я в растерянности, и не к кому пойти чтобы спросить, как же правильно делать. А вдруг я действительно что-то делаю не так. Мне чем и нравятся Ведические писания, что они, действительно, они какие-то добрые, не разу не слышала… Вот, на Ведарадио лекции есть, ведут духовные ответы и вопросы, только я не помню, к сожалению…

01:21:18 [Ведущая]: Ярослав Клеманов и Владимир Слепцов, сегодня, кстати, с одним из них, с Ярославом Клемановым был прямой эфир у нас и ожидается ещё один в скором будущем.

01:21:27 [Светлана радиослушательница]: Вот-вот, вот мне очень нравится. Хотя, я когда искала, ну, думаю, духовное наверное там настолько все духовно, что мне может быть ещё рано, но хотя, я вот включила, я услышала, они говорят так все по-доброму, и ни разу я не слышала, чтобы сказали: вот, Веды говорят вот так, значит, надо делать вот так! Другая религия это зло… Почем именно в христианстве, ну почему так, я не понимаю?

01:21:55 [А.В.Махов]: Вы, извините, я хочу заметить, вы, пожалуйста, не смешивайте вероисповедание, или духовную традицию не смешивайте с отдельными людьми. Понимаете, в рамках православной христианской традиции есть разные люди, и у этих людей разный духовный уровень, и зачастую, скажем так, сан или положение, которое занимает человек, к сожалению, не то, что зачастую, иногда не соответствует его духовному развитию. Поэтому, пожалуйста, не надо по высказываниям какого-то одного конкретного человека делать вывод обо всей традиции целиком. Просто поищите людей.

01:22:35 [Ведущая]: Вы знаете, я недавно просмотрела такой фильм, мне он почему-то сейчас пришел на ум, называется «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами». Вот, Светлана, рекомендую посмотреть, замечательный просто пример святого в христианской традиции. Очень много там идет рядом с ведическими какими-то принципами, очень все совпадает и нет никаких разногласий. Вот, мне кажется, больше акцентировать внимание на таких вещах стоит и тогда не будет никаких переживаний. Ну, в любой случае, Света, вам спасибо за звонок, вы воспользовались этой возможностью, воспользовались заключительным прямым эфиром, и задали все эти вопросы, которые вас беспокоят. Спасибо вам, звоните во время другого любого прямого эфира, если вас будет что-то беспокоить. Спасибо за звонок, а я вот хочу дополнить, что те упомянутые только что духовные беседы, духовные ответы и вопросы это запись с фестиваля «Благость», который проходил в мае этого года, и в этом же году состоится ещё один фестиваль, это будет у нас в октябре, начало 30 сентября, и вся первая половина октября это все тот же фестиваль «Благость» в городе Анапа он снова будет проходить, и снова же там будут духовные вопросы и ответы, и снова их будут проводить, вероятно, Ярослав Клеманов и Владимир Слепцов. По крайней мере, это ожидается, и все, кто хочет поучаствовать лично в этом фестивале заходите на сайт фестиваля blagostfest.org Вот такой вот есть сайт замечательный, там можно зарегистрироваться. Лучше это сделать уже сейчас, потому что мест может не хватить. Ну, вот так вот я проанонсировала замечательное мероприятие, и вообще я бы хотела сегодня задать ещё много вопросов, много вопросов хотела я прочитать, но, к сожалению, не успеваем мы. Следуя законам Вселенной, мы подчиняемся закону вечного времени, а оно нам говорит, что пора уже закругляться. Этот эфир у нас и так задержался, но это того стоило. Сегодня много интересного мы услышали, и спасибо Алексею Махову за этот эфир и вообще за все те эфиры, которые он проводил на Ведарадио на протяжение больше, чем год! Записи всех этих эфиров на сайте у нас находятся в разделе «Прямые эфиры», можно выбрать подраздел с именем нашего лектора Махов Алексей, и там все записи эфиров, сейчас я скажу, сколько их – 47 бесед у нас прошло, сегодня 48-я, и запись её появится очень скоро на этой же странице. Алексей, спасибо вам за все это.

01:25:17 [А.В.Махов]: Спасибо и вам, Олеся, за прекрасные эфиры на волнах Аюрведа, теперь уже Ведарадио, и огромное спасибо и земной поклон всем нашим уважаемым радиослушателям за их понимание и за прекрасные глубокие вопросы, которые они задавали. Спасибо вам большое. До свидания.

транскрибирование: Наталья Горбачева | Киев | Украина | 08 September 2016