Аскезы тела - режим дня и режим питания. Аскеза речи

Аюрведа радио - 28 января 2013
Аскеза – избавление от ненужного. Общение – путь развития разума. Закон времени – главный закон Вселенной. Первая аскеза – избавление от глупости. Жизнь по законам Вселенной. Аскезы в благости, страсти и невежестве. Режим дня. Режим питания. Совместимость пищи со временем суток. Питание в благости, страсти и невежестве. Связь режима дня и режима питания. Плоды утренней молитвы. «Брахма мухурта» - лучшее время для молитвы. Почитание старших. Аскеза речи. Говорить только о важном. Благостные и правдивые слова, правда с любовью в сердце. «Сознание пчелы». Доброта – мать правдивости. Искусство общения. Ответы на вопросы.
запись эфира для начинающих из раздела «Аюрведа» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:16:57 | качество: mp3 48kB/s 26 Mb | прослушано: 1315 | скачано: 464 | избрано: 26
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:00 [Ведущая] Доброго вечера, доброго дня или доброго утра желает вам «Аюрведа-радио». Второе слово зависит от часового пояса, в котором вы находитесь, а вот первое остаётся неизменным. Всего доброго желает вам «Аюрведа-радио», объявляя открытым и начатым наш прямой эфир. Сегодня понедельник, 18.00 по Москве, и в эфире у нас в это время всегда появляется Алексей Махов, чтобы продолжить свой рассказ о законах Вселенной. Алексей, здравствуйте!
[Махов А.В.] Здравствуйте, Олеся, здравствуйте, уважаемые радиослушатели.

00:00:35 [Ведущая] Неделю назад вы рассказывали нам о законах аскетизма. Важная для многих тема, и мы получили несколько вопросов. Эти же вопросы, вернее – другие вопросы на эти же координаты могут присылать наши дорогие радиослушатели и сегодня. Наш почтовый ящик radio@torsunov.ru и наш скайп ayurvedaradio (логин в нём) – в вашем распоряжении. Пишите, звоните и участвуйте активно в нашем эфире. Ну, или же, если вам нравится такой выбор – можете сидеть и наслаждаться, или же что-то запоминать и в последствии потом применять в своей жизни то, о чём расскажет нам Алексей. Сегодня, насколько я понимаю, мы продолжим закон аскетизма рассматривать и разбирать, так?

Аскеза – избавление от ненужного

00:01:20 [Махов А.В.] Да, совершенно верно. И сегодня мы как раз вторую беседу будем посвящать закону аскетизма, и для того, чтобы ввести в контекст беседы тех радиослушателей, которые не попали на прошлый эфир, я немножко расскажу вкратце (тезисно) о том, о чём мы говорили на прошлой лекции. Мы начали разбирать закон аскетизма. Мы с вами разобрали, что у человека может существовать или превалировать в его сознании два взаимоисключающих желания, одно из двух: либо желание жить, либо желание умереть. Мы с вами разобрались в этих двух желаниях, что такое желание жить и что такое желание умереть. Мы также с вами разобрали очень важную тему, которая заключается в том – а зачем всё это нужно, зачем нужны все эти аскезы, зачем все эти желания жить, откуда они берутся. Все эти желания умереть (постоянно все пугают). [смеётся]. Вся проблема, если с этой точки зрения подойти, заключается только в одном: в том, что мы с вами как вид жизни немножко отличаемся от животных. Вот только в этом проблема [смеётся], она заключается в том, что у животных, в отличие от нас, нет свободы выбора, поэтому для них, в общем-то, этот вопрос и не стоит. Но проблема для нас заключается в том, что у нас есть свобода выбора. А эта свобода выбора с неизбежностью означает, что, в отличие от животных, за своё счастье человек ответственен сам. Понимаете? Любой собаке счастье обеспечено. Её собачье счастье её настигнет, и у неё нет никаких шансов избежать этого счастья. Но для нас с вами вопрос остаётся открытым. Для нас, так как мы разумная – по крайней мере, потенциально разумная – форма жизни, для нас вопрос, будем мы счастливы или не будем мы счастливы, зависит не от кого-то, а зависит только исключительно от нас с вами. И первое, что налагает на нас наша свобода, это ответственность за то, сможем ли мы быть счастливыми в этой жизни, или не сможем. Понимаете? И Веды говорят, что первым шагом, для того, чтобы получить счастье в этой жизни, стать по-настоящему счастливым, первое, что человек должен сделать – он должен получить знание. Получить знание о том, что счастье есть, что оно принципиально возможно. Мы об этом говорили на прошлой лекции. И второе, что он должен делать – он должен начать культивировать в себе определённую психическую силу, которая культивируется с помощью чего? Она культивируется с помощью аскезы, т.е. избавления себя от ненужного.

00:04:08 И как проверить, что у нас присутствует тот или иной настрой – желание жить или желание умереть? Самый простой вариант заключается в том, что если утром нам не хочется вставать, если утром мы лежим, когда звонит будильник, и думаем: «Ну нет, вчера был тяжёлый день, и Луна [неразборчиво] стоит, тяжело, не могу. Пускай хоть все будильники прозвонят, хоть Третья мировая война – я вчера очень устал, сегодня я должен спать. И вообще, меня на «Аюрведа-радио» достал уже этот «ведун» самозванный, откуда-то взялся, нудит уже второй год: «режим питания – режим дня, режим питания – режим дня»… сколько можно! Пускай сам встаёт рано утром, а я буду спать». Вот такой настрой означает, что в сознании доминирует желание умереть, т.е. человек не хочет жить ответственной жизнью. Это означает, что человек, находясь в человеческой форме жизни, не хочет развивать свой разум, а хочет продолжать жить просто как животное. И причина этого заключается в том, что у человека нет веры, нет понимания того, что счастье человеческое – оно есть. Понимаете? И обрести такую веру – это штука не такая простая, и для того, чтобы обрести её – я повторюсь ещё раз – нужно выстроить правильно своё общение, нужно искать общения с теми людьми, которые уже обладают этим знанием, т.е. у которых контакт со счастьем уже налажен. И каждый разумный человек должен уделять достаточное количество внимания и достаточно много времени этому в своей жизни.

00:05:49 И второй шаг, после того, как человек осознал, что счастье есть – неизбежно, сразу же у него возникает это желание. Если счастье есть – значит, есть желание его достигать. Понимаете? Т.е. если человек понял, что счастье есть – у него неизбежно появится желание достигнуть этого счастья. И это желание жить является «спусковым механизмом» для того, чтобы начать менять свою жизнь. Но дальше человек сталкивается с противоречием, которое заключается в том, что у него есть желание менять свою жизнь, но нет сил, чтобы это делать. Понимаете? Он неизбежно сталкивается с этими вещами. Как, например, курильщик, который хочет бросить курить, но не знает, как делать это правильно, и он бросает методом «грубой силы»: «я брошу на две недели!». Потом после этого он «терроризирует» две недели себя и всех окружающих, а потом просто ищет причину, чтобы закурить опять. Потому что он не понимает, как нужно делать это правильно. 99% людей обречены на неудачу в этом случае, кроме тех, у кого хватает благочестия.

00:06:47 И дальше, первый принцип – нужно понять, что, собственно, менять и как. И вот этот принцип, само это знание, что нужно менять и как – является основой аскетизма. Закон аскез – это добровольное лишение себя ненужного. И первая ненужная вещь, с которой каждый человек может справиться, без исключения – это избавить себя от изрядной доли глупости, которая заключается в невыполнении законов этой Вселенной. Мы в современном мире настолько привыкли считать себя богами, что мы даже не осознаём тот факт, что мы считаем внутри себя, что законы Вселенной подчиняются нам. Понимаете? Это проявляется в том, что мы абсолютно не учитываем этот факт в своей жизни. Мы считаем, что кушать мы можем, когда хотим, спать – когда хотим, делами заниматься – когда хотим, а не когда это надо. Даже сам вопрос «а что, собственно, не когда хочу надо кушать?» - вызывает недоумение у большинства людей. Это означает просто проявление человеческой глупости, потому что мы не осознаём, что мы находимся не над этими законами, а под их жёстким, неуклонным, неусыпным контролем, ежесекундно.

00:07:59 И самый главный закон Вселенной, который действует у нас здесь – это закон времени. Время – это сила, которая поощряет, даёт «зелёный свет» тем, кто соблюдает её закон, выполняет её требования. Всех остальных она просто наказывает. И другого варианта никакого нет. И поэтому человек, который встаёт на путь работы над собой – первое, что он должен понять, это то, что он подчинён. То, что он не независим, наоборот – он очень сильно зависит от того, что его окружает, и он должен изучить эти законы, которые влияют на его сознание, и должен начать действовать согласно этим законам. И вот как раз это и есть первая аскеза. Первая аскеза – это избавление от глупости, от собственной глупости, и выстраивание своей жизни не вопреки законам Вселенной, а благодаря им. И если посмотреть на закон аскетизма с этого ракурса, то можно увидеть, что, также как и любой закон нашей материальной Вселенной по крайней мере, он всегда раскладывается на три вектора.

Аскезы в благости, страсти и невежестве

00:09:06 Аскезу (и любое действие) можно совершать в благости, страсти и невежестве. И сегодня мы с вами об этом поговорим. Первый вид аскез, который мы с вами сегодня разберём – это аскезы в благости. Какие аскезы могут совершаться в благости? Вообще нужно понять, что такое аскетизм в благости. Аскетизм в благости означает аскетизм, который приносит счастье. Понимаете? Аскезы, которые направлены на страдание – это не аскетизм в благости. Аскезы, которые совершаются в благости, всегда приносят счастье. Мы с вами сейчас будем разбирать, что это такое. Потому что есть ещё аскезы в страсти, которые приносят сначала человеку перенапряжение, а потом усталость, потом разочарование, потом – дальше мы с вами разбирали – 10 этапов деградации. А есть ещё аскезы в невежестве, которые с самого начала уничтожают у человека и психическое, и физическое здоровье, ведут только к несчастью и к увеличению страдания.

Режим дня

00:10:07 И первые аскезы – мы сейчас с вами будем разбирать – аскезы тела. Аскезы в благости для тела – это режим дня. Человек должен начать соблюдать режим дня, и – Веды говорят – только в этом случае он может рассчитывать на то, что его жизнь будет счастливой. Почему это происходит? Это происходит потому, что в Ведах сказано, что мы, как живые существа, вообще не являемся источниками сил. Понимаете? Мы не можем сами действовать здесь независимо. Всё как раз происходит с точностью до наоборот. Постоянно извне к нам приходят определённые виды сил, и самое интересное заключается в том, что под влиянием вселенского времени каждая из этих сил к нам приходит в определённое время. И поэтому эти силы, которые идут в нас в определённое время, они говорят (наше сознание): «Ты можешь ничего не делать для того, чтобы у тебя всё было хорошо. Научись просто соблюдать режим дня так, чтобы действовать согласно со временем нашего прихода. И в это время, когда мы придём в тебя, мы сами сделаем всё за тебя, и тебе не надо будет напрягаться».

00:11:21 Конкретный пример: огонь пищеварения в нашем организме сам по себе, без нашего участия повышается в полдень, когда солнце находится в зените и даёт максимум энергии огня. Человек, который кушает, предположим, с 11 до 13 час – в этом случае он может хорошо, плотно пообедать, и у него не будет никаких проблем с перевариванием пищи. Почему? Потому что ему в это время не надо будет тратить свои собственные силы на переваривание. Особенно, если он кушает ту пищу, которую положено есть в это время. Солнце в этом случае «заходит» в его организм, даёт ему энергию для переваривания пищи в том числе. И ему не надо тратить время, не нужно потом спать 2 часа или ходить с «квадратной» головой остаток дня, потому что вся энергия в противном случае уходит на переваривание. Человек, который кушает даже в 14.30, в 15.00 дня – всё, поздно. Даже в 14.00 уже поздно. Зерновая пища, съеденная в 14 час дня не сможет вовремя перевариться, потому что солнце уже 2 часа как покинуло зенит. Всего 4 часа – и солнце уйдёт уже за астрономический горизонт (наступит сандхья вечерняя), всё – после этого энергия солнца уже не будет действовать. А это означает, что пища не сможет до конца перевариться. И что произойдёт с таким человеком? Неизбежно энергия будет оттягиваться у него из тонкого тела ума непосредственно в желудок. Понимаете? В результате будет отупение, желание спать и снижение работоспособности.

«Неприрученный» ум – главный враг соблюдения режима дня

00:12:57 Поэтому Веды говорят: первое, аскезы для тела в благости означают режим дня. И в этом случае наш ум – до тех пор, пока мы его не «приручили» - является нашим самым большим врагом. Веды говорят: наш ум, пока он дикий и «неприрученный» - непослушен нашей воле и является нашим самым большим и заклятым врагом. А когда он становится прирученным и становится послушным нашей доброй воле – он становится нашим самым большим другом. Современная психологическая школа западная, многие направления – они не учитывают этого факта, и они считают, что, на самом деле, человек никогда не должен заставлять себя ничего делать, не надо заставлять свой ум, нужно постоянно его только холить и лелеять [смеётся], потому что, в противном случае, видите ли, у человека снижается «самооценка». Но на самом деле Веды говорят с точностью до наоборот, что ум надо заставлять, и, причём, решительно нужно его заставлять действовать в том направлении, которое нужно. Не в том, в котором он хочет, а в том, которое необходимо. И только тогда, когда он начинает в этом направлении действовать – вот тогда можно его «гладить по голове». Понимаете?

00:14:14 Например, утром хочется спать. Нужно сказать себе: «Нет, ты не хочешь спать!». А ум ответит, неизбежно он ответит: «Нет, хочу!». Ему надо сказать: «Нет, не хочешь!». «Нет, хочу!» [смеётся]. Но в этом случае нужно понять, почему он так говорит. Потому, что в этот момент ум подчиняется не нам, он подчиняется телу, нашему телу. А наше тело – наше любимое, родное, расслабленное, ленивое тело – оно хочет только кушать, спать, заниматься сексом (и желательно это всё делать покомфортнее). Всё, больше оно не хочет ничего. Но мы же не являемся телом! И поэтому своему уму нужно утром сказать: «Нет, ты не хочешь спать. Потому что ты хочешь жить, а не умирать вместе с этим телом. Поэтому сейчас мы с тобой встанем и пойдём обливаться холодной водой!». [смеётся] И в этот момент ум что ответит? «А я не хочу». [смеётся] И тогда ему нужно сказать: «Ну, сейчас мы посмотрим, чего ты хочешь на самом деле!».

Ум и процессы саморегуляции

00:15:15 И вроде бы кажется, что это глупость какая-то, какая-то игра. Но на самом деле, как только вы зайдёте в ванную и обольётесь прохладной водой, ум мгновенно перестроится. Он «оторвётся» от этого тела. Понимаете? Он войдёт в нормальный тонус, он скажет: «Да, всё, не хочу, спать не хочу, ничего не хочу, всё». И дальше возникнет удивительная вещь. Сейчас многие думают: как бы сделать так, чтобы у тела саморегуляция шла хорошо. Но проблема заключается в том, что до тех пор, пока ум наш будет находиться под властью нашего тела, процессы саморегуляции в теле никогда не будут идти нормально. Потому что ум заведует саморегуляцией. Поэтому сначала ум должен управлять телом, тогда в теле все процессы саморегуляции будут действовать хорошо и тело будет само себя поддерживать. До тех пор, пока ум будет находиться под диктатом тела, никакие процессы саморегуляции невозможны. Потому что тело само ничего регулировать не хочет, оно хочет, по большому счёту, просто лежать.

00:16:19 Таким образом, первый этап работы над собой (это необходимые условия) это соблюдение режима дня. Вовремя вставать, вовремя ложиться, вовремя кушать. Пищу, которая положена, кушать вовремя. Понимаете? Вот это всё нужно изучить, и это называется цивилизованная жизнь. Эта цивилизованная жизнь от дикой, нецивилизованной жизни отличается только одним – способностью сознательно отказываться от ненужного и знанием, что является для нас ненужным. Вот это – начало цивилизованной жизни, когда человек сознательно отказывается от того, что мешает ему жить и настраивает его на нежелание жить в этом мире как человек.

Режим питания

00:17:04 Второй вид аскез для тела – это режим питания. И режим питания, также как и любое действие, может также совершаться в трёх гунах. Питание в благости может быть, питание в страсти и питание в невежестве. И питание в благости означает, что первое условие – кушать вовремя, т.е. в то время, когда это положено, согласно силам, которые в этот момент «заходят» в наш организм.

00:17:34 Дальше. Второе, что нужно кушать – это кушать ту пищу, которая положена человеку, которая является пищей для человека. И этот вопрос тоже далеко не тривиален для современного человека, его нужно изучить, и мы с вами уже проходили эти вещи. Следующее, что нужно знать, третий аспект – даже та пища, которая нам подходит, в течение суток не всегда пригодна в пищу. Например, сладкое утром даёт нам силы, в обед оно у нас силы забирает, а вечером оно приводит нас к болезням. Понимаете? Поэтому в Ведах говорится, что утром завтрак должен иметь преимущественно сладкий вкус. Но нам, кстати, больше хочется солёненького, потому что мы в страсти находимся, и мы склонны перенапрягаться. Именно поэтому утром хочется солёного большинству людей. Однако же, кушать нужно сладковатую пищу, которая сладкий вкус имеет, подслащивать её нужно. В обед сладкий вкус тоже должен присутствовать, но он не должен домининовать. А вечером если вы будете кушать сладкое, особенно если тортики вечером – то тогда о здоровье можно будет просто забыть. Это невозможно, есть вечером сладкое, и быть здоровым.

Питание в страсти

00:18:46 Следующее, питание в страсти, означает, что человек просто ест, когда он хочет, и пища его, она обычно очень сильно солёная, сильно перчёная, она богата такими вот излишними вкусами, в которых человек в страсти очень сильно нуждается, потому что он очень сильно напряжён. И поэтому человек в страсти очень сильно склонен наслаждаться пищей, потому что это доступный вид наслаждения. Счастье у человека в страсти всегда же «впереди», он бежит ведь, летит (как морковка у осла на верёвочке, он за ней бегает постоянно). Т.к. счастья нет – значит, нужно компенсировать его чем-то, и поэтому у человека в страсти постоянное стремление к очень сильному избыточному вкусу. И ещё один признак человека в страсти – у него сильное желание наесться утром. Т.е. возникает сильное желание. Он думает: мне сейчас целый день бегать, обедать мне особо некогда будет, я буду «в бегах», поэтому нужно утром хорошенько, плотно поесть, такого чего-нибудь солёненького и пожирнее. И человек это кушает, и у него кишечник тоже входит в гипертонус. И он «бегает» вместе со своим кишечником – т.е., фактически, под «диктат» своего кишечника человек весь день вот так бегает.

Питание в невежестве

00:20:05 Дальше, следующее – питание в невежестве есть также. Питание в невежестве означает, что утром есть не хочется обычно. Людям в невежестве утром есть не хочется, по той причине, что к этому моменту у них в животе ещё не переварилось то, что они ели на ночь. Понимаете? Люди в невежестве питаются так: утром мы пьём кофе (ну, или чай, допустим), некоторые похмеляются утром. Есть неохота. Дальше – в обед надо что-то такое перекусить, что-то бросить туда, в «топку»… а вот вечером, вот вечером уже классно! Нужно хорошо поесть, потому что уже «сосёт». Потому что гуна невежества активизируется как раз после 6 вечера. Начинается время невежества, и люди, которые находятся под влиянием силы невежества – у них возникает, во-первых, очень сильная активность, они сразу к вечеру в возбуждённом состоянии таком находятся, им сразу что-то нужно, что-то «такое»… И возникает, соответственно, очень сильное желание кушать, и люди приходят с работы и сразу так – «по полной программе» - рраз!

00:21:13 В чём проблема? А проблема-то заключается в том, что переваривать-то кто всё это будет? Понимаете? Солнца-то уже нет. И людям, которые наедаются так, означает, утром встать уже невозможно. Потому что за ночь пища непереваренная идёт в токсины, токсины отравляют весь организм. Утром человек встаёт – он как космонавт, как в космосе, такие ощущения «полной невесомости». Это означает сильную интоксикацию. И к чему приводит такой стиль питания? К деградации сознания (тупеет просто человек), больные почки, печень, гормональные органы, отёки, ожирение, депрессия и всё, что угодно – всё, что сами себе придумаете. В принципе, достаточно просто вот так питаться – и всё придёт.

Связь режима дня и режима питания

00:22:01 Таким образом, соблюдение режима питания – это не менее важный вопрос, чем соблюдение режима дня. И на самом деле эти две вещи – режим питания и режим дня – они неразрывно связаны. Несоблюдение одного из них даёт гарантию несоблюдения другого. Поэтому эти две аскезы нужно совершать одновременно, их нельзя совершать последовательно, потому что одна не даёт совершать другую. Здесь нужно, как у нас говорят, «двух зайцев убивать сразу же».

00:22:39 И следующее – человек, который начинает соблюдать эти аскезы, он с удивлением приходит к первому открытию, которое он совершает. Он встаёт в первый раз в 5 утра… он, допустим, получил вдохновение с помощью соблюдения режима дня и питания, психическую силу, и у него глаза отрылись в 5.00. Он встал, ходит и думает: а чего делать-то?... «Мёртвые не потеют» не показывают, пить ещё рано [смеётся], на кабЕльном телевидении перерыв [смеётся]. Проблема заключается в том, что вечером у нас обычно такого вопроса не возникает. Но утром, т.к. мы не привыкли к этим энергиям, не привыкли к энергии благости, у нас возникает удивительное состояние, когда мы вроде как, с одной стороны, получили способность бодрствовать, а с другой стороны – мы совершенно не знаем, что с этим делать, с этим временем. Потому что у нас нет понимания того, что нужно делать в это время. И, оказывается, в Ведах говорится, что утреннее время предназначено только для одного вида деятельности – для увеличения силы счастья, или для увеличения контакта с этим чувством, с этой энергией – с желанием жить. А желание жить и ощущение счастья напрямую связано с увеличением энергии любви в своём сердце. Любовь к Богу, любовь к людям – всё это в тысячи раз эффективнее культивируется только в утреннее время. Поэтому во всех авторитетных духовных традициях всегда основная часть духовной практики приходится на утреннее время. Утреннее время всегда означает только молитву или пожелание всем счастья (если человек не верит в Бога).

Практика молитвы

00:24:28 И как долго нужно это делать? Всё зависит от того, насколько у вас есть силы. Понимаете? Человек, который хочет очень серьёзно прогрессировать – он должен как минимум час утром молиться, лучше два. Я хочу сразу заметить, что нельзя на это сразу «бросаться как на амбразуру», понимаете? Молиться даже час утром – это не сразу достижимая вещь. И два часа утром молиться сразу тоже не у всех получится. Однако же нужно сразу чётко понимать, как ставить «планку», куда двигаться. В среднем 2 часа в день у человека должно быть отдано молитве.

00:25:05 И – «зачем?» сразу. Зачем всё это нужно, какой результат? А результат такой. Человек, который утром в состоянии 2 часа настраиваться на любовь, на контакт с любовью, на контакт с Богом – получает следующие способности:
- Никакая сила не заставит его сломаться. Никакая, что бы ни было в его жизни. Психически он не сломается, он становится нерушимым.
- Никакая сила не будет способна ввести такого человека в состояние депрессии и уныния. Может человек в какой-то момент в уныние войти, но он немедленно выходит из него, т.е. он не остаётся в нём надолго.
- Никакая сила не заставит такого человека потерять понимание того, как правильно жить в этом мире. Что бы кто ему ни говорил, что бы с ним ни происходило. Никакая сила. Это невозможно.
- И никакая сила не заставит такого человек быть неудачником. Т.е. человек, который с самого утра правильно начинает свой день, правильно себя настраивает, делает это серьёзно и – самое главное – он понимает, как это делать правильно – он получает эти четыре аспекта, которые делают его, так сказать, неуязвимым, непотопляемым в этой жизни. Что бы ни происходило, в его сознании счастье присутствует всегда, способность действовать присутствует всегда, трезвость сознания присутствует всегда, способность помогать другим людям присутствует всегда, способность вести других за собой присутствует всегда. И он, заметьте, - он к этому не прилагал никаких сил. Понимаете? Он не бегал за этим, он просто правильно и в нужное время делал нужные вещи. Он утром культивировал в себе способность любить. Это самое главное, всё остальное прикладывается само собой, как результат этого процесса.

00:26:54 Поэтому самая лучшая аскеза в благости, какая только существует – это правильно использовать утреннее время. В целом это время в Ведах называется Брахма-мухурта. Мухурта – это отрезок времени в 48 минут, он является самым важным временем в течение суток. Брахма-мухурта – это 48 минут до астрономического восхода солнца. Т.е. до 6 часов утра по Солнцу как раз 48 минут. Это самое важное время. И если человек в это время не спит, а занимается тем, что устанавливает контакт с Источником любви, т.е. он молится Богу, или он устанавливает контакт с Высшими силами, желая всем счастья – то такой человек обретает эту способность. Он достаточно быстро обретает эту способность удерживать себя в состоянии позитивизма. Он чётко понимает, что на самом деле в жизни всё хорошо. Всё хорошо! Даже если внешне что-то очень плохо – на самом деле всё хорошо, потому что в нашей жизни всегда бывают «чёрные» периоды, «белые» периоды, когда плохо нам, когда хорошо. Но, на самом деле, внутренне нас это не особо сильно затрагивает. Всё это внешнее, как поверхность океана. Она всегда испещрена волнами, там много волн, но если войти внутрь океана – там нет волн. Там всегда царит одна и та же атмосфера, и этр атмосфера счастья.

Почитание старших. Уважение к возрасту и духовному уровню

00:28:24 Следующий вид аскезы, который мы сейчас разберём – она очень важна, и, к сожалению, в современном обществе она с годами постепенно забывается – эта аскеза звучит так: почитание старших. И если режим дня означает аскезу для тела, уничтожение в теле желания кушать не вовремя, спать не вовремя, заниматься какой-то деятельностью не вовремя – то в Ведах говорится: «Однако же человек, который не уважает старших и не желает слушать своих наставников – никогда не сможет справиться со своим телом». Это удивительное изречение, потому что, оказывается, основой аскетизма для тела, т.е. основой для соблюдения режима питания, режима дня – является уважение к старшим. И тот человек, который сознательно не культивирует в себе это – он не способен соблюдать ни режим питания, ни режим дня, как бы он ни старался. Потому что – ещё раз повторяю – основной энергии для соблюдения аскетизма тела является уважение к старшим людям. И уважение к старшим является здесь не только уважением тех людей, которые старше нас по возрасту, но это уважение духовно старших людей. И здесь сокрыт очень большой «подводный камень», потому что мы в основном судим друг о друге по возрасту нашего тела, и это большая ошибка. Мы на некоторых людей смотрим – и он вроде бы младше нас, ещё что-то – и мы не хотим его уважать. Потому что, кажется, что если человек младше нас, а мы старше – это значит, что мы являемся тем, кто принимает уважение. Понимаете? Он должен нас уважать. Но на самом деле – какая разница, когда вы купили эту кофточку? Я, например, купил кофточку 20 лет назад, а кто-то купил её 10 лет назад.

00:30:33 [Ведущая] «Кофточкой» вы тело наше, что ли, называете?
[Махов А.В.] Совершенно верно! Наше тело, ну как кофточка, ну, пусть «костюм» будет – разницы особой нет. Понимаете? Какая разница, когда мы одели эту «одежду», которая называется нашим телом. Ведь святой человек может одеть её позже, чем мы, в результате его тело будет моложе нашего, но его духовное развитие может быть несопоставимо, несоизмеримо глубже, чем наше. Поэтому истинное уважение включает в себя понимание двух этих вещей: как уважение к возрасту человека, так и уважение к его духовному уровню, к его глубине, к уровню развития его сознания. И второй аспект от возраста не зависит никак. Я вам приведу пример. В Средние века в Индии принимала рождение такая возвышенная личность как Шанкарачарья. И эта личность в 7 лет отреклась от мира. Т.е. в 7 лет она достигла святости, потому что изначально она уже была святой, понимаете? А в 7 лет он сказал маме: «Извини, мама, но я буду монахом». Мама ему сказала: «Никогда!». Как любая мама, она была привязана к своему ребёнку. И он знал – так как в ведической культуре принцип почитания старших незыблем – он не имеет права уйти, если его мать не отпускает. И что начал он делать, Шанкарачарья? Он начал молиться Богу и говорит: «Господь, я осознаЮ тот факт, зачем я сюда пришёл. Также осознаЮ, что я получил рождение у своей мамы тоже не просто так, она тоже должна что-то понять в этой жизни. Но, пожалуйста, разреши это противоречие, которое я сам разрешить не могу». И он молился так какое-то время, и потом произошло вот что: когда мама в очередной раз несла его совершать омовение в океан, она окунула его в океан, подплыла акула и схватила его за ногу.

00:32:35 [Ведущая] Ай-ай-ай, представляю реакцию мамы!
[Махов А.В.] Да, мама была в шоке, но ещё больше её поразила реакция его сына, когда её сын абсолютно спокойно – представляете, вас держит на руках ваша мама, вам 7 лет, вас держит за ногу акула, и вы спокойно, абсолютно спокойно маме своей говорите: «Мама, вот если ты мне не позволишь стать монахом, отречься от мира – меня сейчас акула съест» [смеётся]. Мать сказала: «Да, да, да, я согласна, я согласна!». Акула разжала челюсти и уплыла. И в 7 лет этот человек, эта возвышенная личность приняла санньясу (отречение). И потом в 14 лет эта личность в философских спорах победила всех мудрецов Индии. Понимаете? Такого уровня личность пришла. Она пришла в нужное время, чтобы дать то понимание Бога, то понимание духовности, которое было необходимо людям в то время и в том месте, где он был.

00:33:34 Дальше. Следующий принцип.
Однако же, принцип почитания старших не заканчивается только отношениями между людьми. Оказывается, принцип почитания старших оказывается ещё и означает – принцип почитания высших сил в этой Вселенной. И, например, в хатха-йоге есть такой комплекс, который называется «Сурья намаскар». Сурья означает имя, это имя полубога, телом которого является Солнце, а «намаскар» означает «приветствие». И «Сурья намаскар», на самом деле, не является «дрыгоножеством» и «рукомашеством», которые из него сейчас некоторые пытаются сделать. Т.е. смысл «Сурья намаскара», этой гимнастики, сводится не к тому, чтобы просто сгибаться-разгибаться, понимаете? А смысл его сводится к тому, что именно таким образом, правильно настраиваясь с каждой асаной, Сурья, а ещё лучше даже – Сурья Нараяна принимает от нас наше почтение. Понимаете? Эта личность, она принимает от нас. Если мы хотим её как-то почтить, то мы должны делать это вот так, потому что она таким образом принимает от нас наше почтение.

00:34:46 Дальше, есть ещё «Чандра намаскар». Это почитание Чандры, полубога Луны, телом которого является Луна. Это тоже в определённом умонастроении делается всё, потому что хатха-йога, по большому счёту, является не гимнастикой тела, а является гимнастикой ума. И почитание старших в целом является основополагающим принципом, по которому наша Вселенная построена. Наша Вселенная построена иерархично. Есть высшие силы – они тоже иерархичны. Есть разные виды жизни, они отличаются уровнем своей разумности, уровнем чистоты своего сознания. И вся эта структура, вся наша Вселенная – она полностью иерархична, и этот принцип ярче всего проявляется в принципе парампары, или в принципе ученической преемственности – единственно возможный путь, по которому передаётся знание и мудрость в этой Вселенной от одного живого существа к другому. Это означает, что всегда будет существовать очень чётко очерченная иерархия, и все живые существа, которые выше нас развиты – а, согласно ведическому знанию, 399999 форм жизни есть в нашей Вселенной, разумной жизни, которая разумнее нас… - у нас есть столько объектов для почитания, но мы редко задумываемся об этом [смеётся].

00:36:18 Следующее. Таким образом, почитание высших сил или почитание более разумных живых существ, чем мы – является неотъемлемой частью жизни любого цивилизованного человека. Но в Ведах говорится, что самым высшим объектом для почитания является Бог, потому что Он является Источником всех энергий, всей мудрости, всего знания, всей красоты, всей силы, и поэтому в Ведах говорится, что самый высший способ оказать почтение всем сразу – это почитать Господа. Это связывается в Ведах с поливанием дерева. Если мы поливаем корень дерева, то автоматически насыщается и ствол, и ветви, и листья, и цветы, и плоды, т.е. всё дерево довольно, когда мы поливаем его корень. Точно так же, когда мы начинаем культивировать в себе уважение и почтение, любовные отношения, любовь к Богу – то довольны становятся все, все живые существа, все виды живых существ, которые более разумны, чем мы с вами. Они автоматически получают удовлетворение от того, что мы с вами начинаем почитать Корень, т.е. Источник всего, всей мудрости, всего счастья, всего знания, всего, что мы имеем и имеет кто-либо в этой Вселенной и вообще где-либо.

00:37:45 Таким образом, человек, который осознаёт этот факт – он начинает в свою жизнь вводить эту практику, практику сознательного почитания Бога, которая называется в разных духовных традициях по-разному. Где-то это называется «молитвенная практика», где-то это называется «мантра-медитация», но суть – одна и та же. Суть заключается в том, что человек сознательно начинает устанавливать правильные отношения с Господом. А единственный способ получить контакт с Богом – это научиться любить. Научиться любить, потому что любовь – это единственный способ общения с Богом. Другого способа общения с Богом нет.

Аскеза речи

00:38:25 И следующий вид аскезы, который мы с вами будем разбирать, это аскеза речи.

00:38:33 [Ведущая] Давайте перед тем, как вы расскажете об аскезе речи, я ещё раз напомню, что сегодня у нас прямой эфир, и можно присылать вопросы, каждому, кто нас слушает, кто слушает «Аюрведа-радио» на почтовый ящик radio@torsunov.ru, и очень хорошо, если вы позвоните нам по скайпу ayurvedaradio (одним словом пишется), это будет наш логин. Если не знаете, как точно писать, заходите на сайт vedaradio.ru, нажимайте соответствующие кнопочки, вписываете нужное название и попадаете в наш эфир. Участвуйте вместе с нами в беседе с Алексеем Маховым. Итак, какой же следующий вид аскезы?

00:39:13 [Махов А.В.] Итак, мы сейчас разберём аскезу речи. Согласно ведическому знанию, речь – это та сила, с помощью которой человек может как увеличить чистоту и силу разума, так и с помощью той же самой речи он может свой разум полностью разрушить. Именно поэтому аскеза речи является одним из «краеугольных камней» в работе человека над своим характером и вообще над собой. Потому что разум наш тренируется только через звук. И поэтому человек должен соблюдать аскезу речи, которая имеет два аспекта.

00:39:52 Первый аспект. Человек должен говорить только о важном. Т.е., если человек что-то произносит, это должно иметь смысл какой-то, очень важный смысл. И второе – человек должен удерживать свой язык от глупостей, от пустословия, другими словами. Понимаете? Т.е. вот эти две вещи – они бок обок идут, они очень важны. Потому что тот человек, который культивирует в себе аскезу речи, становится способным очень быстро культивировать в себе очень чёткое правильное понимание того, зачем я живу, какая цель моей жизни, каков метод достижения этой цели и зачем я это делаю. Т.е. все эти вопросы – они, скажем так, становятся естественными и самоочевидными только для разумного человека, остальные все в основном сомневаются. Сомнение означает – разум не работает. Сомнение – оно находится всегда в уме, и источником возникновения сомнения является отсутствие знания в разуме. Как это происходит – я объясню, потому что это важно понимать.

00:40:55 Когда ум сталкивается с какой-то жизненной ситуацией, первое, что он делает – он сразу же разум спрашивает: а как правильно поступать? Он в разум задаёт вопрос. А в разуме ответ существует только тогда, когда этот разум сформирован. Понимаете? Когда у человека сформировано мировоззрение. И только тогда оно сформируется у человека – чётко, ярко очерченное мировоззрение – только тогда, когда человек начнёт культивировать свою речь, т.е. он начнёт в речи совершать аскезу. Он будет говорить только о важном и удерживать свой язык от болтовни. И в этот момент ум спрашивает, а разум говорит: «Нужно делать так». «А я не хочу». А разум отвечает: «А я тебя и не спрашиваю. Я тебя не спрашиваю, хочешь ты или нет, я просто говорю тебе, что делать нужно так. Потому что счастье нужно для того, чтобы оставаться счастливым, быть счастливым, стать счастливым. Нужно действовать в данной ситуации вот так. Пускай сейчас нам будет плохо, но потом всё будет хорошо, это я тебе точно говорю, потому что я это знаю». Так отвечает разум. И ум в этот момент занимает подчинённое положение. Это означает отсутствие сомнений. Человек попадает в какую-то ситуацию, и он не сомневается, он чётко знает, что нужно делать. Это означает – крепкий сильный разум, чистый разум. Он всегда действует на благо всех живых существ. Это означает крепкий, сильный, чистый разум.

00:42:25 Дальше. Если разум не имеет чёткой прорисованной структуры, если он такой мягкий, аморфный, а местами он вообще пустой (т.е. пространство разума у человека очень маленькое) – он встречается с той же самой ситуацией, в которую его собственная судьба его поставила. И ум обращается к разуму: «Разум, что делать-то?». А разум отвечает: «А я не знаю». Он так и говорит: «Я не знаю». Ум говорит: «Ну, раз ты не знаешь, то я-то знаю! Раз я так хочу – значит, так и будем действовать». Понимаете? Это первое. А второе, если ум не может выбрать между своими «хочу» - у него возникают сомнения. Он думает: «Так что ли? Или вот так? Я не знаю даже, где лучше-то…». Понимаете? Это означает – разум слабый, не развитый. Такому человеку нужно обязательно соблюдать аскезу речи, потому что в противном случае его разум не разовьётся.

Тренировка речи – говорить благостные и правдивые слова с любовью в сердце

00:43:15 И в Ведах сказано, что каждый человек должен тренировать свою речь. Каким образом? Он должен пытаться говорить только приятные слова. И это очень сильная и не быстро достижимая аскеза, говорить приятные слова. Потому что приятные слова вовсе не означают подобострастие или подхалимство, или ещё что-то, слащавую вот эту речь. Приятные слова могут – и не то, что могут, они должны быть – правдивыми. Но при этом они не должны оскорблять. Те люди, у которых есть наставники, есть духовные учителя – они знают, что иногда духовный учитель может сказать и неприятную вещь. Но, одновременно с тем, что он говорит неприятные слова, в сердце растёт ощущение счастья. Почему? Потому что он в этот момент не ненавидит. Он в этот момент любит своего ученика очень сильно, но он должен сказать ему эту правду, и он говорит ему эту правду с любовью в сердце. Понимаете?

00:44:17 Точно такой же метод работает (и должен работать) в воспитании детей.
Когда ребёнок совершает ошибку, ведёт себя не так – ему родитель, согласно Ведам, обязан сделать замечание, обязан применить меры по воспитанию своего ребёнка. Но только тот имеет право что-то сказать или что-то сделать, кто не несёт раздражения в своём сердце или злости. А если в этот момент родитель злится на своего ребёнка – это означает, он дисквалифицирован как родитель. Ему лучше в этой ситуации ничего не говорить. Даже пусть ребёнок сделает что-то не так, ему лучше не говорить ничего. Ничего, кроме злости и отчуждения в отношениях в этом случае не произойдёт. И вот эта способность удерживать сердце в состоянии доброты – она даётся с помощью аскезы речи. Понимаете? Т.е. человек говорит может быть нелицеприятное что-то, но при этом слова его будут приятны, и они будут приняты тем человеком, которому эти слова говорятся. Почему? Ещё раз повторю: по той простой причине, что в сердце у человека, даже когда он говорит что-то не очень приятное на слух, в сердце у него в этот момент любовь, доброта, забота. Понимаете? Она никуда не девается.

00:45:40 И что же такое доброта? Мы с вами не говорили на эту тему, немножко только вскользь затрагивали, поэтому я напомню. Доброта – это не фантасмагоричное какое-то мифическое понятие. Доброта – это определённый вид энергии, определённый вид силы, который действует в нашем сознании. Это тонкая сила, её невозможно измерить никакими амперметрами там, вольтметрами и прочими вещами, потому что она не имеет электромагнитной природы. Её природа гораздо более тонкая, и она проявляется в нашем сознании как желание и способность всегда видеть в других людях хорошее. Понимаете? Вот это – доброта. Причём, во всех людях, даже в тех, которые ведут себя по отношению к нам плохо. Именно доброта даёт способность проявлять вот эту вот аскезу речи. Ребёнок себя плохо ведёт – как мы обычно реагируем? «Ах ты, дрянь такая! Я тебя терпела-терпела, но сейчас я тебе всыплю». Это означает – не терпел, означает – просто злость копил. А теперь уже накопил – больше не можешь копить, значит – будешь «выливать». Но правильный человек, который по-доброму настроен – он добрый сам по себе. Он, даже когда ребёнок ведёт себя плохо – он как видел в нём достоинства, так и продолжает видеть в нём достоинства. Просто он видит – ребёнок истерики закатывает, ну проявилось негативное качество, ну вышел эгоизм, но при этом все достоинства ребёнка остались как были, понимаете? И человек сосредоточен на достоинствах человека, но при этом он ведёт себя так, чтобы остановить этот «поток красноречия» своего дитяти [смеётся]. Так или иначе, он это сделает, и он не ошибётся, понимаете? Не ошибётся. И в Ведах говорится, что на самом деле доброта – это означает следование истинному знанию. Потому что есть два вида знания – правдивое и лживое. Правдивое знание означает: главное в человеке – это хорошее. Вот запомните, пока вы всегда настроены вот так: главное в человеке – это хорошее, как бы он себя ни вёл, главное – это хорошее. И это означает, что вы находитесь на платформе правдивости. Вы на правде находитесь. Как только вы начинаете думать, что главное в человеке – это плохое: «Ну, с этим я мириться не могу, не могу!» [произносит утрированно сварливым голосом], то всё, это уже означает, что это «кривда», или ложь. Если вы считаете, что в каком-то человеке главное – его плохие качества, это означает, что по отношению к этому человеку вы находитесь в состоянии лжи. А ложь, в отличие от правды, не даёт устойчивости. Понимаете? И результатом лживого знания будет то, что человеком помимо его воли овладеет «дурная» речь. Это означает, что мы будем обсуждать такого человека, мы будем спорить, сплетничать о нём «за глаза», мы будем к нему относиться неуважительно, мы будем дурно с ним разговаривать, и, чаще всего, так как мы «воспитанные люди» (так сказать, «внешне», лицемерно «воспитанные») - мы будем просто дурно о нём думать, считая про себя, что если мы не сказали – мы воспитанные. Понимаете? Воспитанный человек – он не думает дурно.

«Сознание пчелы и мухи» - доброе и злое сознание

00:48:55 Следующее. Таким образом, способность говорить приятные слова означает, что человек культивирует в себе доброту, позитивное мышление. И это называется в Ведах «сознанием пчелы». «Сознание пчелы» означает способность контактировать с хорошими качествами всех людей, которые нас окружают. Это связано почему именно с пчелой? Потому, что пчелу в своей жизни интересует только нектар. Понимаете? Её интересует нектар, из которого она делает мёд. И в Ведах есть очень хорошая история, которая рассказывает о том, что такое позитивное сознание, доброе сознание, и что такое негативное (или злое) сознание. Это «сознание мухи» и «сознание пчелы». Представьте себе, теперь, уважаемые радиослушатели, яркий солнечный летний день и луг, который наполнен цветами, травой. По нему ходят коровки, жуют эту травку… Счастье и идиллия. И вот на этот луг из своего улья летит пчела. Она летит к цветам – зачем? – за нектаром. Потому что она знает: в цветах есть нектар, который сладок и из которого можно делать мёд. И она летит на этот луг, прилетает, мимо коровок летает, на цветочки садится, собирает нектар, набирает полные свои «корзиночки», несёт назад, потом опять прилетает на луг, и так проходит вся её жизнь. Где проходит жизнь пчелы? В нектаре. Потому что она стремится к нему, ни на что не отвлекаясь.

00:50:29 И муха, есть ещё «сознание мухи». Муха, увидев такую жизнь, думает: «Вот ведь как классно живёт эта пчела, я тоже хочу нектара!». И она летит тоже за пчелой на этот луг. И она летит, летит на этот луг… и тут, вдруг – раз! – по дороге она видит лепёшку коровью. И у неё крылья сразу останавливаются, она садится и думает: «Так… Что это за безобразие такое? Кто это посмел?... Тут так красиво пахнет, и тут вдруг – лепёшка! Я не могу пойти мимо этого вопроса, никак. Невозможно. Это же правда! Посмотрите, лепёшка лежит? Лежит! Это же правда? Правда! Я должна глубже разобраться в нём, я не могу оставить этот вопрос без разбора!». И муха начинает «глубоко разбираться» в этой лепёшке, она исследует её до дна, понимаете? Ей нужно объём понять [смеётся]. В результате её жизнь проходит – где? Ну, у неё там дети потом конечно заводятся, всё правильно, ведь время-то идёт… Но в результате: муха летела к чему? Она летела к нектару, так же, как и пчела. Но в результате того, что её в жизни больше интересует негативное, чем позитивное, её жизнь проходит в той самой лепёшке. Понимаете?

00:51:41 В этом и заключается наша свобода выбора: что в человеке предпочесть, позитивное или негативное. И дальше наша судьба будет складываться в зависимости от того, что мы предпочли. Пожалуйста, не думайте, что я говорю: «Вот, давайте теперь будем закрывать глаза на всё плохое и видеть только хорошее. «Я не тело, я душа, жизнь прекрасна, хороша»». Нет, смысл не в этом. Смысл в том, чтобы не считать плохое главным. Учитывать плохое и плохие качества тоже нужно, обязательно. Почему? Потому что добрый человек, он как общается с другими людьми? Во-первых, добрый человек – это, неизбежно, правдивый человек, потому что доброта – это мать правдивости. Тот человек, который становится добрым – он неизбежно получает правдивость, как награду. Понимаете? А правдивый человек, он способен видеть людей не такими, какими они хотят казаться, а такими, какие они есть на самом деле. И он видит в них и хорошее, и плохое. Он, зная их хорошие черты характера, строит отношения так, чтобы взаимодействовать с окружающими людьми только по хорошим чертам характера и не затрагивать их недостатков. Вот в этом заключается искусство общения. И оно достижимо только для того человека, который культивирует в себе речь. Т.е. тот человек, который говорит только то, что важно, и не пустословит. Поэтому, уважаемые радиослушатели, пожалуйста, не пренебрегайте этой аскезой, потому что она крайне важна. Крайне важна в нашей жизни.

00:53:20 И есть ещё одна причина, почему не стоит пустословить. Потому что через пустословие человек теряет львиную долю своей психической энергии просто в никуда, в «чёрную дыру». Понимаете? Если человек просто начинает говорить ни о чём, о том, например, что «вчера подсолнечное масло стоило 20 руб. за бутылку, сегодня оно стоит 25 руб. за бутылку, а год назад оно стоило 15 руб. за бутылку» – при всей важности этой темы, она от нас никак не зависит, к сожалению. И от того, что мы часами будем рассказывать друг другу, что и сколько стоит – цены от этого не поменяются. Если вы мне не верите – пожалуйста, посмотрите, проанализируйте свою жизнь на 10 лет назад. Мы постоянно об этом говорим, т.к. мы к деньгам очень сильно привязаны, у нас деньги – излюбленная тема для разговора. Сколько об этом уже говорено. Что-то поменялось? Нет. Ничего не поменяется, понимаете? Потому что, всё как было – так и дальше будет идти.

00:54:26 [Ведущая] Да, принцип понятен. Спасибо вам, Алексей, вы посоветовали нашим слушателям не пренебрегать аскезой речи, а я не стану пренебрегать теми вопросами, которыми уже заполнен наш почтовый ящик и наш скайп. Несколько вопросов пришло, я напомню, что сегодня, Алексей, вы нам рассказали об аскезах тела, о режиме дня и питании, и о почитании старших, и об аскезе речи. И вот, по крайней мере, несколько вопросов пришло, связанных с первыми видами аскез, с них и начнём.

Вопросы

Как правильно поститься?

00:55:00 Анна из Днепропетровска очень интересуется: «Астролог посоветовал мне поститься по субботам от рассвета до заката, для благополучия своей семьи. Как правильно это делать, какой настрой или молитву проговаривать в начале дня поста, как себя вести в этот день, и что можно в такие дни есть до восхода и после заката?». Вот как интересно вопрос поставлен.

00:55:26 [Махов А.В.] Да, интересный вопрос. Вы знаете, мне очень сложно комментировать вашу беседу с астрологом. И в целом, что бы я хотел заметить для вас важное. Что такое качественный пост? Качественный пост означает, что вы освобождаете своё тело от приёма пищи. Для чего? Т.е. как правильно своё тело освободить от приёма пищи на 1 день (ну, допустим, на какое-то время)? Нужно этот день построить так, чтобы есть просто не хотелось. Это означает, что нужно дать себе возможность доступа к источнику более возвышенного счастья. Понимаете? На прошлой беседе мы говорили, что в ведической культуре есть система однодневных постов на Экадаши (на 11-й день растущей и убывающей Луны). В этот день благоприятно поститься. Однако же поститься не означает скрипеть зубами, не жрать и в уме завидовать тем, кто едят: какие они нехорошие «редиски» [говорит утрированным тоном]. Понимаете? Вот это – не пост. Это означает просто издевательство над самим собой.

00:56:50 Из этого утверждения следует очень важный вывод. Мне очень сложно оценить, готовы ли вы, способны ли вы поститься качественно. Предположим, что вы способны поститься, иначе вы вряд ли бы с астрологом согласились, что пост должен быть именно такой. Предположим, что вы способны поститься. Это означает, что в вашей жизни в этот день высвобожденное время должно быть потрачено на то, чтобы каким-то образом культивировать в себе связь с Богом. Т.е., например, на чтение Священных Писаний, на прослушивание каких-то лекций, каких-то возвышенных личностей, которые в вашей духовной традиции находятся. На просмотр, допустим, духовных фильмов – это тоже очень хорошо, замечательно, оно позволяет правильно настроиться, ум концентрирует, отвлекает от желания наслаждаться этими доступными нашими видами наслаждений, переключает его на другое, настраивает по-другому.
Таким образом, правильно проведённый пост означает: максимальная концентрация на возвышенном, максимальная концентрация на духовном.

00:58:03 Теперь следующее, отвечаю уже на следующий ваш вопрос: что кушать до этого и после. Ответ очень простой: коровье молоко. Коровье молоко можно пить хоть всю ночь. Его как раз и нужно употреблять до восхода солнца и после его заката, особенно если Луна в гороскопе не очень сильна. Это означает: если днём молоко будете пить – может пищеварение нарушиться. Но если вы будете его употреблять вечером, допустим после 20.00 часов, и утром до 6.00 утра – всё будет очень хорошо. Так что вот вам такая помощь. Вы можете перед постом попить коровьего молока утром, и вечером, когда ваш пост закончится, вы можете тоже попить коровьего молока. Только, утром его можно пить прохладным, но сейчас я не рекомендую его пить прохладным, сейчас холодно, лучше подогретым его пить, даже утром. Вечером оно должно быть обязательно подогретым, вечером холодное молоко не очень благоприятно пить, потому что оно пьётся в основном не для того, чтобы наш голод утолить, а для того, чтобы оно ушло в наши «тонкие» структуры, а для этого оно должно быть горячим.

Можно ли поститься 2 дня в неделю?

00:59:25 [Ведущая] Хорошо. Спасибо вам за ответ. Также продолжает свои вопросы Анна: «А можно ли, когда определились с каким-то днём (один день в неделю мы уже постимся, допустим), ещё выбрать другой день, установить себе пост для здоровья во второй день недели – не будет ли это вредно, два дня в неделю поститься постоянно?»
[Махов А.В.] Я думаю, что в подавляющем большинстве случаев в этом нет необходимости. Я думаю, что для обычного человека вполне достаточно одного дня в неделю. Вы понимаете, мне очень сложно по вашим письмам определить уровень вашего развития, чтобы сказать «да» или «нет». Для этого нужна уже личная беседа, чтобы мы с вами побеседовали, и тогда можно будет подумать, может быть действительно вам это и подходит. Но два дня в неделю поститься от еды – это уже очень высокий уровень, это очень высокий уровень концентрации на духовности.

Аскезы женщины для блага мужа и детей. Как правильно передавать плоды аскезы близким?

01:00:30 [Ведущая] Тогда Анна спрашивает ещё: «Какие аскезы вы могли бы посоветовать женщине для блага мужа и детей, и как правильно передавать плоды аскезы близким?»
[Махов А.В.] Аскезы для женщины две: это верность и забота, вот самые главные аскезы. Понимаете? Можно голодать 7 дней в неделю, но если эти две аскезы в семье не соблюдаются, то семья не будет счастливой, потому что женщина в этой семье не выполняет свои обязанности. Поэтому вашими самыми главными аскезами является верность не только телом, что мы сейчас и подразумеваем под верностью, а верность на уровне психической энергии, а это означает выполнение своих обязанностей, просто физическое выполнение их. Т.е. чтобы дома было уютно, чтобы дома было чисто, чтобы дома была приготовлена еда – все женские обязанности по дому. Это верность на уровне праны.

01:01:35 Следующее – это верность на уровне ума. Это означает – нужно культивировать в себе подчинённое положение и принятие в муже тех мыслей его и рассуждений, которые соответствуют какому-то возвышенному знанию. Я не знаю, занимается ли духовной практикой ваш супруг или нет, но если он занимается духовной практикой – значит, вам повезло. Это означает – вы можете принимать образ его мыслей, стараться думать так же, как он. Это называется – верность на уровне ума. Т.е. мы образ мыслей перенимаем у своего супруга. Если же он духовной практикой не занимается – то принимать в его образе мыслей можно только то, что соответствует духовной практике, которой вы занимаетесь. То, что соответствует Абсолютной истине – можно принимать. То, что не соответствует – принимать не надо. Но по отношению к другим частям образа мыслей вашего мужа, нужно смиренно принимать, что «да, я считаю, что это неправильно, но это не значит, что мой муж также так должен считать. Т.е. я принимаю, что он имеет право, имеет своё собственное мнение, которое от моего, в общем-то, никак не должно зависеть». Понимаете? Т.е. принять своего супруга таким, какой он есть. Это является серьёзной аскезой.

01:03:00 Следующая аскеза – это аскеза на уровне чувств. На уровне чувств аскеза означает – чувства свои использовать не для того, чтобы наслаждаться своим мужем, а чувства свои использовать для того, чтобы ему с вами было хорошо. Понимаете? Т.е. ему с вами должно быть хорошо, на это должна быть направлена аскеза. А в основном, обычно, у нас наоборот – чтобы мне было с ним хорошо. Вот это уже не аскеза. Точнее, это аскеза, но она в невежестве.

01:03:28 И следующая аскеза – это аскеза на уровне разума. Она означает – принять мировоззрение своего мужа. Понимаете? Но эта аскеза, она достижима не для всех, и далеко не сразу. А в идеале – в Ведах сказано, что жене очень благоприятно принять своего мужа своим наставником. Но для этого должны выполняться два условия. Во-первых, муж должен иметь для этого достаточную квалификацию. Потому что, если он не имеет квалификации такой, чтобы быть наставником, а жена приняла его своим наставником – он не сможет удержаться на этой позиции. Понимаете? Он начнёт эксплуатировать свою жену, и это неправильно, это ошибка. И второе условие – жена должна сама быть готова принять его, потому что просто внешнее «принятие» такое, неглубокое – оно ничего не даёт. Это уже очень возвышенные вещи – аскезы на уровне разума, они нелегко даются. Это результат уже достаточно серьёзных усилий в работе над собой. И самое простое, с чего можно начать – это верность и забота, в нашем обыденном понимании и повседневном.

01:04:36 Как правильно отдавать результаты своих молитв? Для этого достаточно просто желать этого. Т.е. когда вы, допустим, молитесь, молитесь, молитесь Господу, а потом в конце молитвы говорите: «Дорогой мой Господь, пожалуйста, сделай так, передай все благочестивые результаты моей молитвы моему мужу, с той целью, чтобы он стал по-настоящему счастливым человеком, чтобы он осознал свою духовную природу, чтобы он начал или неуклонно продолжал заниматься духовной практикой, чтобы он достиг высот духовного развития». Вот этого достаточно просто своими словами внутренне сказать. Если никого рядом с вами нет, можно говорить это вслух, это ещё лучше. Вот такой ответ.

01:05:22 [Ведущая] Спасибо. Я замечу, что уже несколько минут мы уже как находимся в следующем часе, 19.04 показывают наши часы, и я предлагаю сейчас кратенько рассмотреть вопросы, которые к нам пришли за это время, чтобы мы успели уделить внимание нашим слушателям, максимально большему количеству слушателей. Вот пришёл вопрос: можно ли во время поста принимать лекарства?
[Махов А.В.] Если они не содержат зернобобовых – можно.

Что делать, если не хочется есть? Сильная погружённость в работу

01:05:54 [Ведущая] Хорошо. Перейдём тогда сразу к следующему вопросу (из Донецкой области он пришёл): что делать, если вообще не хочется есть, за работой об этом забываешь, а если и кушаешь – то совсем немного, первое-второе (не много получается)?
[Махов А.В.] Ну, это говорит о том, что очень сильная погружённость в работу. Чаще всего возникает у людей, которые находятся под влиянием силы страсти, потому что очень сильная погружённость, чрезмерная. Человек должен понимать, что работа является очень важной составляющей его жизни, но она не является доминирующей, самой главной. Понимаете? Режим дня и режим питания должны соблюдаться, как одни из основных аскез. Работа тоже является аскезой в этом случае. Т.е. для кого-то аскезой будет научиться работать увлечённо, для другого будет аскезой научиться отрываться периодически от работы, не становиться «работоголиком». Такой ответ.

Можно ли обедать после полудня?

01:06:57 [Ведущая] Спасибо. Далее ещё вопрос, связанный с питанием, у нас от Нины пришёл: «Дело в том, что у моего мужа официально на работе обеденный перерыв с двух до четырёх часов дня, т.е. обедаем мы уже не по Солнцу. И действительно, единственное, что хочется после еды – это полежать, поспать, перед тем как мужу снова возвращаться на работу. Но вот что делать? Это ведь официальный рабочий режим. Можете ли вы в этом случае что-нибудь посоветовать?».
[Махов А.В.] Да, я могу вас обрадовать, что до тех пор, пока у нас время идёт по летнему времени в течение года, у нас ещё час в запасе. Поэтому, даже если вы кушаете в 14.00, вы едите «на грани», но ещё нормально. Поэтому тот факт, что вашего супруга (судя по письму) тянет в сон, означает, что, наверное, кушает немножко больше, чем способен переварить. Нужно отрегулировать питание так, чтобы оно было в балансе со способностью переваривать пищу. Потому что аппетит и способность переваривать не всегда совпадают. Иногда человеку хочется кушать больше, чем он может переварить. В результате у него наступает сонливость, даже если он вовремя поел.

Что делать, если не получается вставать рано утром?

01:08:15 [Ведущая] Спасибо за ответ. Далее есть вопрос о режиме дня. Пишет нам Евгения: «Очень бы хотелось вставать в 5 утра, могу даже проснуться вовремя и даже сама, но сил встать не хватает, духовных или моральных. Что делать? Применять силу воли или какой-то другой есть способ? Будет ли этот метод силы воли действенным, или стоит отталкиваться не от него (ложусь спать я не поздно)?».
[Махов А.В.] Ну, то что вы ложитесь спать не поздно – естественно конечно, иначе бы вы не смогли вставать так рано. В целом, есть два варианта. Первый вариант заключается в том, что, если у вас достаточная сила воли, вы просыпаетесь и просто силой воли «вытаскиваете» себя из кровати. Поверьте, много «терроризма» по отношению к себе применять не надо. Достаточно просто «дотащить» себя до ванной. Как только вы в неё встанете под душ – всё, сразу всё пройдёт, и ваш ум вам же спасибо и скажет за это. Это первый способ.

01:09:19 Но если силы воли недостаточно (а чаще всего так оно и бывает, потому что, если бы её было достаточно – уже бы вставали), то нужно делать следующее. Дело в том, что лучше всего, эффективнее всего умом управляет разум. Поэтому в этот момент нужно включать разум. Вот вы проснулись, а встать не можете. Нужно что делать? Не надо пытаться «дёргаться», потому что ум вас всё равно убаюкает (чаще всего так и происходит). Нужно отвлечься от этой идеи, и начать просто вслух повторять какую-то молитву с именами Бога, или мантру с именами Бога. Достаточно 5-10 раз её вслух повторить негромко – всё, контакт с Божественной энергией будет в сознании, и ум получит тот самый энтузиазм вставать. Такой ответ.

Как избавиться от желания постоянно кушать, особенно сладкое?

01:10:04 [Ведущая] Спасибо. От Галины вот я нашла, мне кажется, интересный вопрос, оставшийся ещё с прошлой нашей беседы. Она спрашивает: «Как на практике избавиться от желания тела постоянно кушать, особенно сладкое? Может быть, это связано как-то с желаниями души? Какую аскезу можно при этом совершать?».
[Махов А.В.] Спасибо, Галина, хороший вопрос. В целом на него я отвечу очень аккуратно, потому что каждая женщина должна иметь доступ к сладкому вкусу на протяжении всего дня. Но этот сладкий вкус должен дозированным быть. Например, если хочется тортика, то кушать его нужно в обед и желательно не каждый день. Однако же, например, скушать конфетку, скушать яблочко, сладенькое что-то такое, сладкий фруктик какой-нибудь – это нужно есть. «Подгрызать» женщинам нужно обязательно что-то постоянно, потому что в противном случае очень сильная неудовлетворённость нарастает в уме. Ум женщины, психика женщины очень чувствительная и тонкая, и из-за того, что она такая чувствительная – она постоянно напрягается, и для того, чтобы снимать это напряжение, постоянно нужен сладкий вкус. Поэтому чайку попить с конфеткой – нормально, можно даже несколько таких чаепитий в течение дня устраивать. Главное только не наедаться зернобобовых, понимаете? Вот в этом ошибка. А сладкий чай можно попить, с конфеткой можно, в этом нет ничего страшного, можно яблочко съесть, финик или ещё что-то.

01:11:40 Теперь дальше. Если сильно тянет есть вообще – это означает жадность, что у человека жадность нарастает. Нужно делать всё с точностью до наоборот: если вам хочется есть – кормите других. Понимаете? Вы должны просто покупать какие-то сладости и угощать этими сладостями своих знакомых, коллег по работе, родственников, близких людей, соседей по площадке. В этом случае вам сначала будет тяжело так на душе, как-то грустно [смеётся]: «я бы сама всё это съела с большим удовольствием». Но если вы пересилите в себе это нежелание и начнёте отдавать – вы увидите, что через какое-то время у вас пропадёт эта сильная привязанность. Такой ответ.

Время утреннего подъёма в зависимости от региона проживания

01:12:23 [Ведущая] Спасибо. И Ольга из Самары хочет уточнить: «Я посчитала на сайте Олега Геннадьевича, что подъём для моего региона в 6.40. Правильно ли это? Ведь вы говорите, что подъём должен быть до 6.00? И как проверить точность расчётов?»
[Махов А.В.] Дело в том, что, раз вы посчитали, что в 6.40 у вас астрономический восход, то ваш подъём (именно в вашей местности) до 6.40 должен быть. Поймите, когда я говорю 6.00, и вообще в аюрведе всё, что говорится о времени – это время по Солнцу. От того, как мы сами себе тут время устанавливаем, оно никак не зависит. 6.00 по Солнцу означает: Солнце пересекает в этот момент астрономический горизонт, т.е. по отношению к Земле находится в определённой точке. И в вашей местности, т.к. у нас часовые пояса не особо учитывают это всё – у нас поэтому расхождение. И в вашей местности момент, когда солнце пересекает астрономический горизонт, т.е. 6.00 по Солнцу – у вас это 6.40, как вы и написали.

01:13:31 Теперь следующий вопрос, по поводу точности расчётов. Я, к сожалению, не могу вам здесь ничего сказать, потому что я не являюсь автором этой программы, которая рассчитывает все эти вещи. Я думаю, есть возможность написать на сайте где-то, или в форме, задать вопрос непосредственно авторам программы, они ответят, насколько точна.

Как правильно совершать аскезу молчания?

01:13:57 [Ведущая] Хорошо, спасибо за пояснения, Алексей. И последний вопрос на сегодня. Так как вы говорили уже об аскезах речи, и в связи с этим у Татьяны возник вопрос: «Как правильно совершать аскезу молчания. Расскажите о её наиболее адаптированной для нашей современной жизни форме и длительности. Какие результаты можно получить от выполнения такой аскезы?»
[Махов А.В.] Молчание – золото. Человек, который соблюдает мауну (это означает обет молчания) – он получает в свой разум способность очень быстро преодолевать недостатки в своём характере, т.е. он получает способность, силу в работе над собой, энтузиазм и силу одновременно. Однако же, в нашем мире мы не можем соблюдать мауну очень долго. Здесь всё очень сильно зависит от того, какой образ жизни вы ведёте. Например, если человек работает сам по себе, ну, например, если человек программист, и он получил задание, сидит и пишет, разрабатывает программу – он ни с кем особенно не общается, он может соблюдать мауну. Но если человек выполняет какую-то менеджерскую работу – он должен постоянно общаться, он не может мауну соблюдать в этом случае, понимаете? Единственное, от чего я хочу вас в этом случае предостеречь – пожалуйста, не противопоставляйте своими аскезами отношения свои с близкими людьми, отношения на работе. Не надо, пожалуйста, не делайте этого, потому что аскезы эти, они не достигнут никакого результата. Если у вас нет возможности мауну соблюдать на работе или дома – пожалуйста, соблюдайте её, когда вы едете на работу. Ну, допустим, полчаса вы тратите на дорогу – полчаса утром мауну соблюдаете, полчаса вечером мауну соблюдаете, и этого будет достаточно в той ситуации, в которой вы находитесь. Понимаете? Т.е., пожалуйста, не «фанатейте» от аскез. Понимаете? Если человек приходит домой – а жена молчит [смеётся]. «Ты чего молчишь?» - а она молчит. Она через два часа вышла из своей аскезы и сказала: «Я аскезу, мауну тут соблюдала» [смеётся]. Он скажет: «Бог ты мой… Наслушалась!» [смеётся] Вот это неправильно. Т.е. аскезы, которые мы соблюдаем, они не должны приводить к таким вот вещам.

01:16:16 [Ведущая] Спасибо, спасибо вам за эти ответы. Вот и подошёл к своему завершению наш прямой эфир. Запись нашего прямого эфира – я напомню для тех, кто не знает – вы сможете получить буквально через несколько дней у нас на сайте vedaradio.ru в «Университете», в разделе «Вселенная и мы», т.к. мы продолжаем изучать законы Вселенной, и помогает нам в этом Алексей Махов. Спасибо вам, Алексей, что вы продолжаете быть с нами каждый понедельник, и мы очень рады этому. Ждём вас через неделю.

01:16:48 [Махов А.В.] Спасибо большое и вам, Олеся, и вам, уважаемые радиослушатели, за ваше внимание и ваши замечательные вопросы. Спасибо большое вам, до свидания и до новых встреч!

транскрибирование: Антон Кондрашев | Санкт-Петербург | Россия | 03 марта 2015