Нужно ли верить тому, что написано в Ведах?

Ставрополь - 01 March 2010
лекция для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:58:32 | качество: mp3 16kB/s 13 Mb | прослушано: 3142 | скачано: 1411 | избрано: 73
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Сегодня такая будет вводная лекция, которая призвана ответить на один простой вопрос: нужно ли вообще верить тому, что написано в Ведах, или нет? Или мы здесь просто бесполезно собрались и тратим жизнь? Я для того, чтобы как-то прославиться, как преподаватель, а вы для того, чтобы делать вид, что вы прожигаете жизнь не зря и учитесь, как жить правильной и здоровой жизнью? В этом же смысл, или в чем-то другом? Или действительное изучение Вед приносит какую-то практическую пользу, которую мы можем в нашей жизни очень правильно и легко реализовать? И, говоря вообще о знаниях, к категории чего относится Веда, само по себе слово Веда означает «знание», не что иное. В транскрипции корень «вид» [неразборчиво] означает Веда – это «знание».

00:01:18 И всё, что мы здесь видим, все что… любое знание, которое есть – это Веда, просто на другом языке это звучит так. В газетах, журналах, все что у нас перед глазами, всё это знание, но если сказать на Санскрите - это Веда. Нет какого-то отдельного знания, знание едино. Другой вопрос, как оно делится, на какие категории. Есть [Пара-Видья] – высшее знание, есть [Апара-Видья] – знание среднего порядка, и есть [Авидья] – невежество, вот и всё, другого знания нет.

00:02:10 Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, стоит ли доверять Ведам, необходимо прибегнуть к общечеловеческим, общенаучным понятным методам оценки того или иного знания. Существует даже целая наука, которая называется «Гносеология» или «Наука о знаниях». Которая рассматривает различные виды, методы получения знания. Это очень важно понять – стоит ли доверять этому источнику или нет. Так, например, школьник приходит в первый класс, и он верит, что ему говорят: «Этот преподаватель тебя научит математике, этот русскому языку». И он выполняет все задания и смотришь, он с первого класса начинает что-то писать. Метод не обманчив, правильный.

00:03:16 Точно так же и Веды, они сплошь наполнены методами различными. В одном месте говорится о том, как поправить своё здоровье (в Аюрведе), в другом месте говорится о том, как построить правильно дом, [Васту-шастре]. В третьем говорится, как правильно относиться друг к другу. Метод, но где результат? И этот результат очень важен, мы его сразу «пощупать» не можем. Но также говорится, допустим, как достичь высшего совершенства жизни – есть практика определённая (метод), но мы не можем пощупать результат [неразборчиво].

00:04:00 Итак, существует такие методы, как, например, косвенный метод определения истинности того или иного знания (в логике используется также), или по-другому называется метод, когда мы от общего переходим к частному. [неразборчиво] И что мы делаем? Мы берем доступные нам для восприятия метода [извет], проверяем, действительно ли они работают. Если какие-то методы работают, мы можем предположить, скажем, что медицина тоже будет работать, психология также будет работать. Чтобы не запутаться, я сразу скажу, что Веды включают такой раздел, как, например, [Ганита Шастра] или математика. Это очень наглядный пример, как можно вообще проверить истинность методов, которые существуют в Ведах.

00:05:13 [Ганита Шастра] или ведическая математика, она существовала с самого начала появления этой вселенной. Так описывается по крайней мере Веды [неразборчиво], они созданы тем, кто создал всё. Если копнуть в глубину, где же причина всего, что является источником, отметая все следствия, то мы найдем что-то, что лежит в основе. Что само является причиной всего, но не имеет причины под собой – источником всего. И эта причина всего, она… соответственно, так как является источником всего, она и существует везде, во всём. Потому, что из нее все исходит.

00:06:05 Я к тому говорю, что ведическая математика имеет те же корни. Ведическая математика включает в себя 16 мантр, которые являются формулами. Одна из них звучит на русском языке так: «От первого вычти единицу, а от последнего вычти первое». С помощью этой мантры можно множить миллион цифр на миллион, десять миллионов цифр на десять миллионов цифр, в уме получить правильный ответ. [обращается к аудитории] Можете записать любое пятизначное число для проверки, произвольное абсолютно. Каждый может записать любое пятизначное число. Можно вообще двадцатизначное, тридцати.. но чтобы сократить время напишите пятизначное. Теперь умножить на пять девяток. Умножаем на пять девяток, теперь от первого числа вычитаем единицу и записываем ниже ответ. Я возьму, допустим, такое число: четыре четверки и последняя пятерка. Пусть это больше, чтобы в уме легче было. Отнимаем единицу, получается пять четверок. Все это умножается на пять девяток, теперь от девяток вычитаем полученное число. Я от девяток вычитаю четверки, получается пять пятерок. Теперь мы сдвигаем просто два полученных ответа вместе – четверки и пятерки, десять цифр [неразборчиво].

00:07:48 Вопрос из зала [неразборчиво]

00:07:51 Первое число мы сдвигаем просто со вторым и все, больше ничего, просто вместе. Так можно взять миллион четверок, умножить на миллион девяток, получается этим методом в уме очень просто это делать. Или, допустим, мы берем ещё один вид умножения, когда 104 умножить на 112. [обращается к аудитории] Просто напишите в столбик 104 умножить на 112. Базовое число здесь 100. Все это я говорю только для того, чтобы показать, что ведические методы или методы описанные в Ведах, они действенны. Мы можем на математике прямо сейчас понять, что методы данные в Ведах работают.

00:08:34 Итак, 104 умножить на 112 в столбик. Базовое число для них общее – 100, можно это в уме записать. Напротив [показывает] в столбик напишите 04 и 12. Это то, что выше ста. [неразборчиво]. Это просто на самом деле. Непривычно, но просто.

00:09:10 [Показывает аудитории] [неразборчиво] … Получается правильный ответ 11148, это можно в уме все делать.

00:09:49 Ведическая математика не ограничивается моим скудным познанием математики. Там можно квадратные уравнения решать, можно корни, все что угодно. Есть даже геометрия. [показывает аудитории] [неразборчиво].

00:10:27 Теперь возведение в степень. Смотрите, как очень просто. 35 в квадрате, мы берем пятью пять (сначала последнее число). А теперь тройку умножаем на следующее число, получается двенадцать. Ответ: 1225. Я не математик, я просто исследую этот вопрос. Однажды задался таким вопросом: почему я должен верить Ведам? И это один проверочный метод.

00:11:03 Вопрос из зала [неразборчиво]

00:11:13 В общем, есть ведическая математика, которая решает все абсолютно вопросы математики, алгебры, что у нас принято называть. Есть также ведическая геометрия. То есть это такой маленький пример, который показывает, что есть смысл изучать дальше. Есть смысл говорить.

00:11:13 [Вопрос из зала] А правда, что ведический математик может подойти к дереву и сказать сколько там листьев на дереве? – Да, да, так же очень просто. Я, честно говоря, не задавался этим вопросом, но есть люди, которые смотрят на дерево, и говорят, сколько на нём листьев. Это так же очень просто. Для того, чтобы всё это понять, нужно подойти к человеку, который знает [на Санскрите] – это основное правило изучения Вед. Нужно приблизиться к учителю, служить ему и вопрошать смиренно, тогда он откроет всю истину. Так просто, мы даже услышав эту формулу: от первого отнять единицу, от последнего первое… Через год я бы приехал, и никто бы не умножил эти девятки на эти четверки. Но когда есть человек, который знает, он очень легко может это раскрыть. Точно так же с этими деревьями, никакой проблемы нет. Ведическое знание, оно очень просто для простых. То есть дальше уже у нас появляется какой-то интерес говорить, не просто так: давайте делать то-то, то-то, то-то… Нет, уже есть какая-то степень доверия.

00:13:02 Дальше, о чем мы можем говорить: о том, что существует музыка. Есть такая Веда, называется [Сама Веда]. Там все размеры, такты, тона, полутона, шестнадцать полутонов. С музыкантами разговаривал… у нас их не очень много, но в ведической музыке там такие… Индусы поют очень красиво. И что мы видим? Мы видим 7 нот сейчас – до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Но мы также можем посмотреть в более древнем знании те же самые 7 нот, просто по-другому называются [са, ре, га, ма, па, дха, ни]. Те же самые семь. Здесь речь идет уже о плагиате, понимаете? Если так разобраться, что ноты и раньше были [неразборчиво]. Этот метод науки называется экстраполяция. Когда мы находим сейчас… Мы видим, что есть сейчас знания, скажем математика, музыка, мы и дальше приведем пример. Находим, что сейчас есть музыка, семь нот. Находим, что пять тысяч лет назад было записаны семь нот на другом языке. Я тоже сейчас могу выдумать какие-нибудь свои названия нот, там «а, б, в, г, д, е, ж, з», ну и почему я не могу назвать так семь нот, хотя бы для себя? Да? Появятся потом люди, которые будут так же называть. От названия здесь ничего не зависит, главное суть.

00:14:53 Метод экстраполяции говорит о том, что если я нахожу в истории глубоко то, что есть сейчас, это означает, что источником настоящего является именно прошлое, и не надо доказывать, что какие-то археологические раскопки или что… Это естественно так, очевидно. Мы говорим сейчас о музыке, о математике. Отцом математики является далеко не Евклид. Он просто её как-то переписал. Раньше очень трудно было путешествовать, не было таких самолетов, и люди как-то получали знания среди богатых людей, купцов, обмен происходил. Естественно все эти люди, как Пифагор и Евклид, они не были бедняками. Они занимали очень высокие посты в своих государствах. Общались с различными путешественниками, тоже не из простых людей. Им, соответственно, объясняли, и так передавалось это знание. И естественно, что если раз в сто лет кто-то с континента другого приезжает, и говорит о каком-то знании. То ничего страшного в том нет, что я назову это знание своим именем. Кто узнает? Никто не узнает…

00:16:21 Таким образом мы сейчас немного сбиты с толку. Потому, что мы думаем, что есть знания, которые разрознены. Есть математика, есть философия, есть музыка, но в действительности это знание имеет одну основу. Если мы откроем Веды, то мы найдем все знания, которые есть сейчас.

00:16:45 Допустим, я защищал диплом по теории международных отношений. Это вообще отдельная наука – теория международных отношений в современности. Но есть такой трактат [Артхашастра] в Ведах, где эта наука совершенным образом описана. И даже ещё то, что сейчас считается какие-то высоким достижением мысли в этой теории Чинакья Пандит написал это ещё во времена Александра Македонского, причём он ссылается в своих писаниях на мудрецов, которые жили пять тысяч лет назад, а то и больше. Он говорит, что «я пишу этот трактат Артхашастра, но он составлен на основе древних учений, древних учителей». И ссылается на них в своем трактате и говорит имена. Я просто ради интереса несколько имен полистал, к каким датам они относятся, и там они уходят далеко даже за пять тысяч лет. То есть мы имеем дело не просто, как принято в истории сейчас считать «мифы древней Индии – ведические писания», а мы имеем дело с очень структурным знанием, которое ничего общего с аборигенами и мифами не имеет, и этому знанию есть смысл доверять. Так, например, какие науки перечислены были: математика, музыка, политика (международные отношения), затем существует [Васта Шастра] – архитектура, полностью описывает, как строить надо.

00:18:38 Аюрведа – медицина. В аюрведе существует несколько разделов. Если точно – восемь. Ухо-горло-нос, общие какие-то оздоровительные методики, хирургия, офтальмология. Все это давным-давно было уже известно. И в [Сушруте Самхите] описывается какой должен быть скальпель. Он должен состоять из двух частей. Первая часть – ручка, три четверти от всего, лезвие – одна четверть. Кто-нибудь видел сейчас скальпель? Тоже самое. Мы видим, просто знание, оно переходит из одной культуры в другую. Языки меняются, знания не меняются. Знание настолько тонко, что оно не подвержено влиянию ни границ, ни названий государств, ни национальностей, никаких-то там культур, ни религий, ничего. Знание оно пронизывает все.

00:14:49 Если вы приходите к врачу, то… или мы приходим к врачу, то мы не спрашиваем у него: Доктор, а вы случайно не мусульманин? Или доктор, вы случайно не христианин? Или доктор, вы не еврей? Или доктор, а вы не индус? То есть знание оно не граничит, есть знание – мы лечимся.

00:20:10 Точно также ведическое знание не принадлежит какой-то стране. Особенно это странно звучит в разгар вот такого национализма и отождествления себя с кем-то. По сути дела, как Солнце никому не принадлежит. Мы же не брезгуем греться под китайским солнцем, потому, что Китай считается страна восходящего солнца. Нет. Мы так же загораем. Точно так же знания. Такие понятия относительные – страны, континенты. Мы живем на одной Земле. И для того, чтобы изучать вообще что-то, научный подход основывается на том, что мы должны быть, в первую очередь, объективны. Объективность заключается в том, что мы опускаем все наши отождествления, какие бы у нас не были. Йоги мы или аэробики, или какие-то может религиозные принадлежности, или расовые, или же национальные. Этого всего нет. Объективность означает очень трезво, холодно мы смотрим на всё.

00:21:25 И на данном этапе мы видим, что существует система знаний, которую можно проверить абсолютно научными методами. И о которой мы не знали. Мало того, в период колонизации Индии, в период расцвета Европы, как культурного центра, всячески подавлялась различная культура. Мы знаем крестовые походы, которые просто уничтожали все. Ради чего? Ради того, чтобы история нам дала «Европоцентричность». Тоже самое происходило на Востоке. Так, знаю, что врачам, которые владели аюрведой, им рубили руки, пальцы, чтобы они просто не передавали это знание. Всячески считалось или пропагандировалось, что эти люди, они кому-то поклоняются, непонятно кому. Все это ерунда, аборигены, не могут проявить [неразборчиво], давайте их уничтожать. Но тем не менее культура ведическая, она существовала, существует и учила даже англичан. Так, например, англичане или в Европе вообще в целом, научились чистить зубы только благодаря тому, что в Индии это подсмотрели, что там чистят зубы. И купаться раз в день, хотя бы, тоже научились только после того, как в Индии побывали.

00:23:05 До этого если посмотреть историю и их памятники, то там дворцы.. у них рядом со спальной комнатой была ещё такая большая комната, которую даже туалетом назвать страшно. Там просто ничего не было, один ровный пол, и они туда ходили. И для чего были изобретены духи, для того чтобы не вонять. Потому, что купались они крайне редко, практически вообще не купались зимой. Такая культура европейская изначально была не очень. Потом они научились, увидели, что люди могут купаться раз в день, а то и чаще. И тоже научились купаться. Более того… Еще, может, не до конца научились. Еще есть методы исследования. Так считается великим достижением изобретение туалетной бумаги. Но если посмотреть с точки зрения Вед, с точки зрения чистоты, вообще говорится: «Тот человек обретет счастье (или поймет, что такое счастье), только тогда, когда все его врата тела (а их у нас девять), будут освещены знанием». Какие у нас девять врат тела? То есть тело — это город с девятью вратами. Какие девять врат мы знаем? Два глаза, две ноздри, рот, два уха, анус, гениталии, все. Девять отверстий.

00:24:47 «Город с девятью вратами, в котором мы пребываем». Кто мы? Тот, кто не меняется в процессе того, когда меняется это тело. Везде по-разному называют: на русском языке «Душа», на английском «Soul», на санскрите [Джива] или [Матма]. То есть язык по сути дела разницы не меняет. Мы можем говорить на разных языках и ничего не изменится. Можно говорить на привычном языке. И счастье или радость приходит тогда, когда все врата тела освещены знанием. До того, как наши врата тела не освещены знанием, они осквернены. Из наших этих врат постоянно исходят испражнения, больше ничего. Уши, глаза, рот, все… Цветы не растут. Это тело постоянно выделяет отходы жизнедеятельности. Даже поры тела, пот, это тоже считается одним из видом испражнений. Если мы будем Аюрведу изучать, то там очень классифицировано все это.

00:26:07 Вот, и я говорил о туалетной бумаге, но если посмотреть с точки зрения чистоты и освещения знанием, то ведические мудрецы, они говорят, что этот процесс пользования туалетной бумагой, это все равно, что размазывать испражнения себе по спине. Ну ничего такого особо выдающегося нету, хотя китайцы гордятся, что они изобрели 900 лет… Я хочу сказать, что то, что считается ценным, или мы можем считать ценным в наших привычках, то сразу теряет ценность, если на это посмотреть другими глазами с помощью знания. И Веды — это знания.

00:26:59 Другое название Вед – это Шрути. Шрути буквально означает – услышанное, или то, что надо слушать. Мы привыкли видеть. Нам кажется, что если мы не видим, то этого нет. Но наше зрение, оно зависит напрямую от звука. Мы даже можем это не понять, до тех пор, пока не услышим. Как это так, наше зрение зависит от звука? Кажется, абсолютно разные вещи. Но именно при помощи звука мы видим. Допустим, мы сейчас сидим, и если вот так посмотреть, то, в принципе, тут нормальный кабинет. Ничего такого травмоопасного, вроде, нет, кроме лампочек, которые висят над головой. Но если при помощи звука посмотреть на этот кабинет, то мы увидим, что эти столы сделаны из ДСП, там этот полипропилен выделяет химикаты, которые ещё несколько десятков лет будут влиять на наше здоровье, травить нас. Из потолка сыпятся эти частицы краски или извести, которые тоже травят нас. Стулья тоже из ДСП, и сидеть на таких стульях вообще, в принципе, это заработать женщинам женские болезни, мужчинам – мужские. Это положение, когда жесткое место, это в [Чарака-самхите] описывается… Жесткое место на уровне колен, это.. очень такое положение тела, когда болезни переходят. И мы видели, до того, как я сказал, совершенно другой кабинет. Но теперь можно просто встать и уйти со спокойной душой, потому, что ничего тут интересного такого нет. Все плохо.

00:29:01 Точно так же весь этот мир. Он совсем не такой, как мы его видим глазами. Соответственно, мы можем строить на основе своих, каких-то неправильных преставлений об этом мире свою жизнь. Соответственно, это неправильное представление о том, что нас окружает, является причиной болезней, если к аюрведе обратиться.

00:29:31 Существует одна из причин болезней, называется [Гьяна апарадха] или оскорбление знания. Оскорбление знания происходит посредством неправильного использования чувств. Чувства называются [Гьянендри] – познающие чувства. Есть [Гьяна] – знания, а есть чувства, которые называются [Гьянендри]. Это чувства зрения, вкуса, слуха. Если мы неправильно используем эти чувства, другими словами, не стараемся понять истину, как что здесь устроено. С чем нужно контактировать этим органам чувств, этим чувствам и органам чувств – это две разные вещи. То мы совершаем [Гьяна апарадха] – оскорбление знания, в результате придут болезни. Так, например, человеку может очень нравиться вкус водки или запах табака. Нравится, и он курит или пьет, это грубый пример. Но в результате что происходит? Он отравляет свой организм, в результате – болезнь, муки, ничего хорошего нет. Но человек, который пытается понять, что же такое хорошо, а что такое плохо для моих чувств и организма. И контролирует посредством своей воли свои чувства, то такой человек остается здоровым. Говорится, что человек может, в принципе, научиться в этом мире жить так, что он счастлив будет. Никаких проблем не будет. Единственное от чего никому не уйти, это от смерти. Не было и не будет таких случаев. Тело бренно, душа – вечна.

00:31:35 Ведические знания называются [Шрути] – услышанное. Не просто услышанное от кого-то, а из авторитетного источника. В начале я говорил о том, что если искать причину всего, откуда же все исходит, то мы придем к выводу, что есть источник, который не имеет причины в своей основе. Сам является причиной всего. Но если этот источник не имеет причины, является причиной всего, никогда он не создавался и никогда он не разрушится (соответственно он вечный), это называется абсолютной истиной. Абсолютная истина сама заявляет о себе. Это её заявление называется знанием для нас [Видьяной]. Которое мы можем воспринять посредством наших чувств – слуха, вкуса, зрения…

00:33:00 Также я говорил о том, что существуют различные методы получения знания, и эта наука называется гносеология. В настоящий момент источниками получения знания является эмпирический метод познания – посредством чувств. И в дополнение к нему – логические заключения, которые по сути являются продолжением того, что мы почувствовали. Что такое эмпирические метод? Это я чувствую, что этот стол гладкий, я вижу, что он блестит, я понюхаю, он не пахнет, попробую, он на вкус ничего. Соответственно могу какой-то вывод сделать логический. Но я не могу понять истину посредством своих чувств об этом столе даже, пока мне о нём не скажут. Это два метода, как в Ведах это описывается.

00:34:02 Существует не два метода познания, а четыре. Первые два, это как в современной науке принято – эмпирический и логический. Это называется на санскрите [Пратьякша] и [Анумана]. Есть смысл использовать санскритские термины в изучении Вед, потому что сам процесс изучения не укладывается в одну лекцию. Если человек серьезен, то он будет и дальше изучать. Точно также медицину изучают с использованием латыни, чтобы потом проще было. Точно также мы изучаем аспекты ведического знания используя Санскрит. И так [Пратьякаша] – это метод чувственного восприятия, и [Анумана] – это метод логического изучения, посредством ума.

00:35:08 Третий метод – это [Айтихья] или история. Обычная история о том, как мы можем слушать друг от друга. Четвертый метод, это [Шабда] – звук, не просто звук, а из авторитетного источника. Звук, знание, которое дается изначально самой абсолютной истиной. Как оно сохраняется? Очень просто – существует цепь духовных учителей и учеников. И оно передается постепенно от учителя к ученику. Только при помощи этой цепи можем с вами сегодня говорить о математике. Потому что если до нас бы дошли просто эти мантры, то ничего толкового мы не разобрали. Но так как есть люди, которые посвящают жизнь переписывая, обучая, то мы сегодня спокойно можем говорить об этой математике.

00:36:21 Изучение вед без такой [Парампары] – без цепи ученической преемственности, оно ни к чему не приводит. Оно приводит лишь к заблуждениям. Этим путем прошли английские исследователи, российские санскритологи. И что они накопали в этих знаниях? Что всё это бессвязный какой-то бред, что сейчас это вообще не понятно, куда это применять. Ну были какие-то аборигены, писали, но что они написали? Ничего… Но если посмотреть с другой точки зрения, изнутри, то мы видим очень много плюсов, очень большой источник знания, ценный. Для нас ценность представляет что в данном случае, для всех людей? Сами Веды определяют ценность человеческой жизни, какой её смысл? Чем надо, в общем-то, заниматься? Следует желать здоровой жизни и познать абсолютную истину, больше ничего. Все остальное есть. Если есть здоровье, есть свободное время, нужно не думать о болячках. Потому что когда человек болеет, он ни о чем больше думать не может, кроме как о болячках.

00:38:01 Мы будем говорить на этих занятиях (их будет пять) о различных аспектах ведического знания. Завтра будет лекция посвящена аюрведе. Послезавтра – психология, но это современное слово психология. Сейчас есть много разных психологий, разные её аспекты. Двести пятьдесят видов психологий даже, но ведическое знание настолько универсально, что одной лекции будет достаточно, чтобы понять, как решить все проблемы, которые ставят перед собой двести пятьдесят психологий. Следующая лекция у нас будет [Джотиш] или обзор. [Разговаривает с залом]. Она тоже очень простая, после психологии ведической и астрологии, останется просто семечками казаться. Детали можно самим изучить. Затем у нас будет аюрведа снова.

00:39:50 [Неразборчиво, говорят в зале].

00:41:07 Ведическое знание не продается, я ещё раз повторяю. Сегодня я продолжу лекцию и объясню. Поговорим, что такое знание, чтобы было понятно, что деньги на фоне знания даже фантиками назвать стыдно. [Неразборчиво, говорят в зале]

00:41:55 Продолжим. Мы говорили о том, что есть вопросы по доказательствам того, что Ведам можно доверять. По крайней мере можно начать слушать, что в них описывается. Потому что иногда может встретиться такое… Столкнуться с нашим эго ложным. Ложное оно в чем? Что я считаю себя кем-то. Так некоторые говорят: я русский, зачем мне это вообще, Индия… Изучая аюрведу многие задаются вопросом, что это там травы местные, а у нас совсем другие тут продукты – тоже эго. Но аюрведа настолько универсальна, как и все Веды. Аюрведа это не сборник рецептов (сразу, правильное настроение чтобы было), это не то, как газета «Здоровый образ жизни», где каждый поделился своим рецептом. Изучая аюрведу можно очень легко в дальнейшем распознавать, даже не опираясь на названия растений, какое для чего и от чего подходит, и как лечит. Названия, в принципе, не так важны. Сейчас поговорим о знаниях.

00:43:38 Говоря о Ведах, заручившись банком доверия, сформированным таким кратким исследованием, следует сразу же сказать, что автором Вед является никто иной, как Бог. Все его по-разному называют – Бог от [Бох] еврейского, кто-то называет Господь. Но так или иначе мы называем его по-разному, кто как хочет. Но все мы понимаем, что если есть Он, источник всего, то другого такого источника уже нет. Потому, что несуразица бы получилась. Есть тот, кто не имеет никакой причины под собой, вообще никакой, ни в какой точке. Из Него все исходит. Соответственно Он является тем, кто дает нам эти знания. Сейчас могут возникнуть противоречия какие-то, в том смысле, что много писаний, знаний, которые заявляют, что Бог говорит с кем-то или что-то еще. Но так или иначе надо понять какова цель тех, кто говорит, что через него Бог говорит, или ещё что-то. Или вообще религиозные писания какие-то. Какова их цель? Переделать кого-то? Христианина в мусульманина? Какова цель?

00:45:42 Цель Вед – познать абсолютную истину. Целью Вед не является переделать русских, ставропольцев в индусов. Или христиан в индуистов, или в кого-то еще. Это очень низко, мы должны это сразу для себя уяснить, что цель Вед – совершенно ничего общего не имеет с какими-то видами «переделок». Совершенно не важно, как мы одеваемся, как мы вообще живем. В [Бхагават Пуране] говориться [на санскрите] – оставайся тем, кто ты есть. Просто Шрути – услышь это знание. И будь лучшим среди тех, кем ты себя считаешь. Христианином, мусульманином, русским, кем угодно. Обретая знание, которое исходит из абсолютной истины, человек обретает знание об абсолютной истине. Он очень правильно ориентируется в этой жизни, не живёт в иллюзии, другими словами.

00:47:14 Сама абсолютная истина, сам Господь, он имеет право заявить о себе. Мы не можем его ограничить. Он заявляет: «Я являюсь создателем Вед, я являюсь их знатоком, я являюсь их целью». [Санскрит]. Он говорит: Я нахожусь в сердце каждого и от меня исходят память, знания и забвение. Цель всех Вед – познать меня. Я их знаток, я составитель. Очень просто он об этом говорит. Мы сейчас будем говорить о знании, что такое знание. Можно ли сопоставить с чем-то ещё в этом мире.

00:48:10 Знание – это материя. Мы видим материю, которую можем воспринять своими чувствами. Как мы привыкли? Мы считаем материей только то, что мы видим глазами. Но мы не должны отдавать большого предпочтения тому, что мы видим или глазам. У нас есть и другие органы чувств. Слух, например, запах. Мы можем не видеть то, что мы нюхаем. Но что попадает на рецепторы нашего носа? Материя, какие-то частицы. Мы их не видим, но мы их чувствуем и получаем знания об этом. Мы видим не всё, что мы знаем. Мы нюхаем и это реальность. Мы знаем, что это так и как это так… розочками или одуванчиками… Но мы не видим. То же самое можно сказать о слушании. С помощью звука вообще можно увидеть весь этот мир. Совершенно без глаз. Наши глаза это всего лишь органы чувств, как и уши, нос, язык, кожа, органы чувств. Но чувства — это совсем другое, чувства отдельны от органов чувств.

00:49:39 Если мы закроем глаза, мы можем видеть сны, например. Или воображать себе что-то. Если мы заткнем нос, то мы можем почувствовать аромат. Вспомним, например, как пахнут пирожки, когда они пекутся, или борщ. И сразу у нас происходят ощущения этого чувства. Мы можем не слушать музыку, но она будет звучать у нас, мы её можем не слышать. Сейчас вспомните «Миллион-миллион алых роз» и сейчас замолчим. И все там… звук не связан с ушами. Это всего лишь механизмы, посредством которых чувства действуют. Чувства называются Гьянендри, я уже говорил об этом, от слова Гьама – познающие чувств.

00:50:40 Говорится, что есть дерево, на ветви которого сидят две птицы. Одна из них – душа, Я (это дерево – материальное тело), а другая – сверхдуша, или Бог, он распространяет себя везде. Это наше тело. С другой стороны, говорится, что есть дерево этого материального мира, в котором мы живем. Его никто не может увидеть, но о нём можно услышать. И корни этого дерева растут вверх, ветви вниз, и вверх. Ветвями этого дерева являются пять объектов чувств. Какие у нас есть пять объектов чувств? Форма, звук, вкус, тактильная чувствительность и запах. Пять. Мы можем своими чувствами воспринимать очень большое разнообразие этих пяти. Скажем, форма – существует форма, один объект чувств, но эта форма, посмотрите, в скольких интерпретациях представлена даже в этом зале. Очень много разных оттенков, углов, но по сути дела это форма, любая форма. Мы не должны впадать в иллюзию. Мудрый человек не радуется и не печалится при том, как его чувства соприкасаются с объектами чувств. Обусловленный человек или в невежестве который находится, он начинает переживать и печалиться, когда его чувства соприкасаются не с теми объектами чувств, которые ему нравятся. Каждый из нас, наверное, знает, заходишь – беспорядок, там, где должен быть порядок. Или вещь не на том месте. Все, беспокойство. Мудрый человек не беспокоится вообще об изменениях этого мира. Не ликует в счастье, не грустит в горе.

00:53:04 Эти пять ветвей, их не больше, кажется, что форм очень много. Но как объект чувств, форма она одна, просто форма. Звук также может на какие-то вариации, комбинации, много очень созвучий. Но по сути дела это звук, больше ничего. Вкус точно также. Вкус делится на шесть вкусов (мы будем изучать подробнее на Аюрведе): сладкий, кислый, горький, терпкий, соленый, острый. Всего их шесть, не больше, потом идут комбинации. Ощущения точно также. Есть один объект – тактильная чувствительность, все остальное вариации: шероховатый, гладкий, мягкий, не важно, просто один. И говорится, что на этих ветвях есть листья. Эти листья – это знания. Эти листья – это ведические гимны. Что такое ведические гимны – это то, из чего состоят Веды. Что такое Веда – [Санскрит], это знание.

00:54:25 Знания – это самое тонкое, что есть в этом мире. Самый тонкий элемент материальный. Эти все наши мысли, образы, что мы видим. Все это ничто иное, как контакт моих чувств со знанием. Оно нам не принадлежит даже. И чем чище человек (мы будем говорить на психологии о трех гунах природы – благость, страсть и невежество), чем больше человек в благости находится, тем чище его знания. Чем больше в страсти, тем более практичен в своей жизни. У него все идеи возникают извлечения выгоды из этого мира. Чем более невежественный человек, тем с более ужасным знанием он соприкасается. Для того, чтобы обрести знания, методом не является зубрежка, методом является переход человека в благость. Человек переходит в благость – он обладает знанием. Это как если мы представим такую аналогию, что знанием является свет в этой комнате, то если я буду стоять в темной комнате, что мне нужно сделать, чтобы обрести свет? Нужно просто зайти в эту комнату. Если я буду в той комнате темной сидеть и изучать книжки о том, что такое свет, то светлее от этого не станет. Нужно сделать какие-то простые шаги. Будет светло.

00:56:18 Мы начали этот разговор потому, что… сравнить, что такое знание, что такое деньги. Теперь представьте, что такое деньги? Просто какие-то бумажки, придуманные людьми. Они… есть такой порок человека – чрезмерная зависимость от других живых существ. Это приводит к смерти. Один из факторов снижения продолжительности жизни – чрезмерная зависимость от других живых существ. Когда мы просто в зависимости живем. Если посмотреть образно, то и знание – материя, и деньги – материя. Тогда что ценнее, знание или деньги? Знание ценнее. Самое главное всегда об этом помнить. Потому что иногда, когда человек сбит с толку иллюзией, он начинает думать, что деньги ценнее. И торговать знанием. Это не очень хорошо, потому что это не знания, это просто слова, что угодно, занятое время, но это уже не знание. Мой духовный учитель говорит, что когда человек делает консультации или он учит, когда это делается бескорыстно, то задействованы совсем другие силы. Но когда человек это делает за деньги, то ему самому приходится пыхтеть, придумывать что-то. И настрой у аудитории совершенно другой, когда все за деньги. Лектор сидит, думает, когда уже отсюда сбежать, чего они на меня так смотрят. А они думают, чего же он так мало говорит. Побольше бы рецептов, мы же заплатили. Но когда такой обмен дружеский происходит, то атмосфера совсем иная.

00:58:55 Поэтому знание выше денег. Был такой мудрец, который… Была такая история… С царем связано. У него было три сына. И эти сыновья были маленькими и глупыми. И он беспокоился на кого же оставить царство, наследник чтобы был. И он собрал всех мудрецов по стране, министров, и сказал: я вам дам полцарства и несколько деревень, и всё, что хотите, вообще. Воспитайте сыновей моих, дайте им образование, а то они учиться не хотят. И никто не мог ничего сделать. Они как дети, если не заинтересуешь как-то, не научишь. Ни один из мудрецов не взялся, не смог. Пришел странник в страну и услышал о проблеме царя. И сказал: я могу научить твоих детей, давай мне их. Царь ему сразу сказал – я тебе всё это дам, полцарства, богатство. Этот мудрец сразу сказал: моё знание бесценно, оно выше всего. Поэтому просто давай сыновей и все. И он научил их посредством историй о животных. Если вы слышали, «Панчатантра» произведение называется. Там истории, главные роли в которых связаны с животными. И там мораль, детям интересно про животных. Но басни Крылова на Панчатантре.

01:01:08 Если сравнительный анализ сделать литературы нашей, то можно сказать, что… Я просто на своем собственном примере, с чего все началось… Открываю самоучитель по Хинди в Индии, открываю и там для заданий домашних история приводится, перевести надо. И там описывается история о золотой рыбке. Закинул старик невод… и пошло и поехало, как не вспомнить Пушкина? А басни Крылова — это вообще, если кто читал басни Эзопа, тот понимает, о чем идет речь, кто откуда и что списал. А если кто разберется откуда Эзоп это взял, то все мы поймем, что это просто Панчатантра – индийское произведение. Там даже названия животных изменены, но в принципе суть одна и та же, это важно. Или «Руслан и Людмила» произведение – это описание Ромаина. Кто если читал Ромаина, как там демон Равана украл Ситу, Черномор перевез её через море… Это все можно, если беспристрастно посмотреть, научно, такими методами историческими, то это очень интересно становится, как оно все происходит. Если взять, допустим, язык проанализировать, с точки зрения этимологии слов, начала, как они развивались, лингвистику изучить глубоко. То мы легко можем понять откуда начинается вся культура.

01:03:08 И истоками европейской цивилизации начинают считать скандинавов. Они оттуда пошли и заселили все. Что такое скандинавы? В этом простом двусложном слове кроется ответ вообще о том, кто такие скандинавы. Если перевести с санскрита, что такое «Сканда» и что такое «Нава», становится понятно, что «Сканда» (есть такое даже ведическое произведение «Сканда пурана» – наука о войне) означает «военный», «Нава» означает «начальник». Скандинавы, это их название. Существуют исторические хроники, когда после Махабхараты или Великого сражения на Индостане были разосланы цари, которые просто пошли искать себе землю для управления. И кто был послан – военачальники Скандинавы. И вот они пошли на север, кто на юг – везде, везде, везде.

01:04:21 Если мы посмотрим ещё по языкам, то… Я не помню фамилию этой женщины ученой, она издала такую брошюрку, типа тетрадки, и там сравнительный анализ русского языка и санскрита. Там две колонки слов идут, и почти один в один. Русское слово шок или страдание и санскритское слово «шока», они мало чем отличаются. Или те же числа. На санскрите Эк – один, До – два, Три – три, даже цифры примерно одинаково пишутся, может на санскрите завитушек больше было. Но, в принципе, одно и то же. Наши названия родные рек и населенных пунктов, как Кама, Мокша, всё это является словами из санскрита. Очень много таких слов и словосочетаний.

01:05:34 Всё это я к тому говорю, чтобы мы на протяжении всех этих занятий помнили, что никакие страны, никакие государства, никакие названия не влияют на знания. Знания – это самые тонкие, как мы говорили, это листва этого дерева. Дальше ничего нет в этом материальном мире. Есть только знания – самый тонкий элемент. Все остальное – это материя, которая грубее, чем знания. Знание пронизывает все это, точно так же, как сознание пронизывает всё это тело. Его невозможно схватить где-то в пальце, понимаете? Невозможно знание схватить где-то, в какой-то стране… Ага, в этой стране произошло знание или в этой… Оно не зависит ни от чего. Оно является [Санскр.] – не созданное человеком, не созданное Пурушей, созданное Богом. Это знание, изучение которого приносит радость. Оно очень легко для понимания. Оно [Санскр.], это знание «царь всего знания» - ведическое знание, оно очищает того, кто с ним соприкасается. И вода очищает, знание тоже очищает. Представьте, что вместо воды знание течет. Это такой тонкий материальный элемент, его невозможно увидеть, его можно только услышать, пощупать невозможно. Можно услышать и понять.

01:07:34 Доказательством того, что это так, является радость в сердце. Когда у человека легко на сердце от изучения, значит это оно, [Санскр.] – оно приносит радость, наполняет сердце радостью. Изучение его радостно, таково знание. У него есть различные аспекты, как я уже говорил, но тоньше этого знания или в основе всего – источником, если смотреть, как все развивается, что является корнями дерева. Корнями дерева, которое растет корнями вверх, листьями которого является знание, является Гуна. Это понятие будет часто использоваться.

01:08:34 «Гуна» переводится, как «верёвка», также переводится, как «качество». Фактически есть три Гуны: Саттва, Раджас и Тамас – благость, страсть, невежество. Они лежат в основе всего. Всё, что мы видим здесь, все, с чем соприкасаемся, это Гуны. Просто они по-разному сформированы. Это как три цвета в телевизоре переплетаются по-разному, и мы видим множество цветов. Точно так же Гуны, качества. Мы привыкли говорить, у меня есть такие качества характера, а у меня есть такие… А вот тот плохой человек, у него там плохие качества, нехорошие. Но чьи это качества? Эти качества нам не принадлежат, мы будем это на психологии разбирать. Говорится, что подобно тому, как воздух переносит различные ароматы, при этом оставаясь чистым, можно понять. Воздух чистый? Но пролетая над ромашковым полем он пахнет ромашками, пролетая над чем-то таким нехорошим, он пахнет чем-то таким нехорошим. Понимаете, он переносит, сам он остается чистым при этом, если отбросить все эти ароматы, сам он остается чистым. Подобно тому, как воздух переносит различные ароматы, точно также живое существо или душа, Я, чистое по своей природе, переносит различные качества этого мира – Гуны.

01:10:30 Мы знаем, что иногда человек может быть хорошим, первые пятнадцать лет, а потом начинает переносить какие-то уже другие ароматы. Потом, если к тридцати годам одумается, то снова начинает хорошие ароматы переносить, а то ещё и хуже, если не одумается. Такие понятия относительные, которые меняются. При чем человек не властен над собой. Я попал, допустим, в невежество, или в благость, или в страсть, и эти Гуны действуют не по моей воле. Это тело состоит из качеств, этих Гун. Мои качества характера, и каждого из нас, состоят из Гун. Они не наши, фактически. Они действуют не по нашей воле, а по воле Бога. Он говорит [Санскр.] – вся эта природа моя, всё, что мы здесь видим, вся эта материя моя. Он говорит: она действует под моим руководством. Я все делаю здесь. И он говорит: тот, кто думает, что он является совершителем какого-то действия, тот находится полностью в иллюзии. Лишь тот мудрый человек, который совершает какое-то действие, моргая, совершая любой поступок… Идя, поднимая руку, понимает, что не он является действующим, такой человек называется Мудра.

01:12:19 Мы можем это легко увидеть, посредством звука. Смотрите, рука, у каждого есть, у каждого она поднимается. А есть люди, у которых она парализована, лежит и все. При этом желание у этого человека есть – поднять руку. Но рука не поднимается, а поднималась. Это о чем говорит? Что он никогда её и не поднимал. Точно так же я, у меня сейчас рука не будет подниматься, я её, значит, никогда не поднимал. Я никогда этим процессом не руководил. Или глаза, например. Не понимаете? [Обращается к залу]. Смотрите, глаза – сейчас мы все моргаем. Но в момент смерти или когда человек лежит на смертном одре. В [Неразборчиво] описывается, что где-то за сутки перед смертью, некоторые люди перестают моргать. Лежат, вроде бы и хочется, но не моргается. Что это значит? Вроде веки не тяжелые, но не моргается. Это означает то, что никто и не моргал раньше, кто-то моргал. И ответ мы уже в начале озвучили [Неразборчиво]. Он говорит: я сам всем управляю.

01:13:42 Я приводил эту аналогию, что на дереве нашего тела, на одной ветке сидят две птицы – Я, индивидуальная душа, и Господь, который безграничен, всемогущен и везде, и в нас, и отдельно. Он говорит: я всегда нахожусь рядом с тобой, в сердце каждого [Санскр.] – я нахожусь в сердце каждого. Он говорит: я исполняю желания всех живых существ. Так, например, я только захотел, рука поднялась. Он настолько быстро исполняет эти желания, что у меня даже возникает ощущение, что это я сам делаю. Но эта иллюзия рушится, когда-либо рука перестает подниматься, либо старость сковывает, либо смерть приходит. Где это моё Я? Вся эта гордость полностью растоптана. Человек, когда пышет здоровьем, он гордится, что я вот такой здоровый. Но если посмотреть на пожилых людей или тех, кто присмерти уже, то где эта гордость? У меня есть опыт, допустим, наблюдать людей, которые говорили «да я здоровый», и вот он лежит на смертном одре и даже сообразить толком ничего не может. Где эта гордость, он это все делал? Нет, не он. Вся материя движется сама по себе.

01:15:18 Мудрый человек, говорится, что его естественное положение – это наблюдать. Просто наблюдать. Он наблюдает даже за своим телом, как оно идет, как оно что-то делает. А глупый человек думает, что все делает он. Подобно тому, как пассажир в машине. Знаете, есть такие пассажиры, которые сидят рядом с водителем и жмут на тормоза и рулят. От них ничего не зависит, но они думают, что что-то зависит. Мы в таком же положении находимся. Есть водитель и есть я, пассажир. Но в силу своего невежества я этого водителя не вижу. Это все равно, что сесть в машину и отгородиться от водителя шторкой. Он будет ехать молча, мы будем видеть перед собой дорогу. И, в принципе, вижу поворот впереди и думаю, надо поворачивать – раз поворачиваю. Вижу другой поворот – и поворачиваю. Вижу третий – надо поворачивать, а оно не поворачивается, что-то едет, знаете так бывает… Планов настроят в жизни… Надо сюда, надо… а потом в какой-то момент чего-то едет совсем не туда. А кто едет – непонятно. Соответственно, есть водитель, у него есть свой план. И точно так же пассажир, который в состоянии находится страха, или невежества. Он даже сидит рядом с водителем на пассажирском сиденье, видит, что есть водитель, но продолжает жать на тормоза и упираться в подлокотники, и делать вид, что от него что-то зависит.

01:17:14 В таком же положении находится живое существо в теле, в этом городе с девятью вратами. И на этой почве развиваются очень много беспокойств. Если человек обретает знание или соприкасается с чистым знанием, то он получает возможность, во-первых, жить чистой жизнью. Говорится, что эта чистота сама обустраивает всё в жизни человека самым наилучшим образом, не надо усилий прилагать даже, просто нужно к ней стремиться. О методе или практических шагах, как туда попасть, описанных в Ведах, мы будем говорить на психологии (послезавтра которая будет). Очень просто. Есть вопросы по этому?

01:18:11 [Обращается к залу] Вам не понятно почему? [Вопрос из зала, неразборчиво]

01:18:25 [Ответ] От нас зависят наши желания. Говорится, что подобно тому, как мы чувствуем аромат цветка, Господь чувствует наши желания. Есть такие анекдоты разные: заходит мужчина в трамвай утром после праздников, в понедельник. И говорит: толпа, перегар, запах пота и такое… А там ангел сидит наверху и записывает, и говорит: ну, сегодня ничего новенького, исполняю. [смех в зале] Мы можем желать, у нас есть свобода выбора, но она очень незначительна. Мы думаем, что…

01:19:21 [Неразборчиво, говорят из зала] Главное её правильно использовать. Знаете, замочная скважина очень незначительна, по сравнению с этой комнатой. Но если мы выглянем в замочную скважину из комнаты в которой мы находимся, то мы увидим там, очень большое можем увидеть пространство, понимаете? Главное воспользоваться правильно этой незначительной свободой выбора. Потому что если мы находимся в узкой комнате и пытаемся здесь найти свободу, её тут нет. Но если мы хотя бы посмотрим в эту замочную скважину, увидим, что там безграничное пространство, то нам захочется туда попасть. Соответственно, есть это тело, которое ограничивает нас, всех по-разному ограничивает. Я, допустим, хотел бы летать. Что это вообще за тело, которое летать не может, понимаете? У каждого свои есть ограничения. Кто-то хочет бегать 200 км/ч и не мерзнуть зимой, потому что шуба дорого стоит. Что это за тело, которое вообще мерзнет? Одни страдания…

01:20:41 Откуда берется вообще это чувство несправедливости. Что свобода-то ограничена, а хочется больше? Откуда? Кто-нибудь хочет пирожка, который он ещё не пробовал? Можете кто-то представить? Обычно сразу вспоминается что-то, что либо видел… Точно так же с любым нашем желанием. В Бхагавата Пуране говорится, что человек не может просто пожелать или даже вообразить того, что здесь нет. Допустим, если я хочу и пожелаю какой-то вкус, то он обязательно здесь будет, в рамках этой вселенной. Мы не можем даже… Представьте, все настолько… Наше тело, во-первых, это просто сгусток определённой консистенции того, что мы видим вокруг. Если взять машину, автомобиль – тоже комбинация материальных элементов, но более грубая. Наше тело тоже комбинация материальных элементов, но более мягкое, оно гнется...

01:22:03 По сути дела, что природа, что наше тело, это одно и тоже. Оно реагирует, наше тело, на какие-то раздражители. Точно также, как и природа. Если мы выходим на природу, на лужайку, чистую, хорошую лужайку в лесу. Садимся и начинаем осквернять его продуктами и отходами нашей жизнедеятельности – пакеты какие-то, мусор, отходы из организма… И начинаем облагораживать таким образом. Через короткое время нам очень неприятно станет находиться в этом месте. Оно начнет нас просто гнести, понимаете? Природа, она так реагирует, она не агрессивна по отношению к нам, но она и такая, очень доверчивая, очень доверчивая. Так и наше тело, оно как природа, она очень доверчивая. Она все принимает, но как это отразится потом. Если мы, допустим, в него начнем… Оно может принять и табак, и алкоголь, и всякую ерунду может принять, но как оно отразится потом…Как мы будем себя чувствовать в этом теле?

01:23:23 Так откуда берутся желания безграничной свободы? Очевидно из памяти. Откуда берется желание не умирать, или страх смерти? Очевидно от того, что есть опыт, или есть воспоминание вечности. Что такое я? Я – это вечность. Вечное знание блаженства, это моя природа. Но это тело, оно временно. Почему я боюсь смерти? Потому что я уже её испытывал, что-то ужасное. Даже о смерти говорить-то не принято. Говорится, что размышление о смерти – это как раз-таки мысли, которые должны занимать голову. Постоянно. О смерти этого тела. В результате человек понимает, что он не умрет никогда, и становится очень спокойным. Потому что мы фактически каждый день умираем. От нас не остается того целого, кем мы были секунду назад. Каждую секунду какая-то клеточка умерла, новая приросла… Я был вот таким, теперь такой, скоро кожа на мне будет висеть, через несколько десятков лет. И на каждом из нас все лицо стянет [неразборчиво]. Потратил молодость на игры и науки, теперь опора – трость, морщины, да и руки. Это даже в гороскоп смотреть не надо, просто можно сделать общий астрологический прогноз – всех нас ждет болезни, старость и смерть. Очень тяжелое будущее для всех. Понимаете, такова реальность.

01:25:10 [Неразборчиво из зала] Мы изучим Аюрведу, будет легче. [Вопрос из зала] А вы расскажете, как не грустить в горести? [Ответ] Конечно, не грусти в горести. Очень просто, на психологии это будет сразу все понятно. Не грусти в горести. Грусть, по сути дела, это качество не наше, понимаете? Это как вы спросили бы сейчас, что-то типа того, как не быть мокрым в воде, не быть мокрым под дождем. Примерно такой вопрос. Как не грустить в горести. Горесть – это то, из чего как раз-таки надо выйти. [Неразборчиво говорят в зале] Очевидно, есть привязанность очень сильная, которую вы держите.

01:26:23 Есть такая история про царя и мудреца, которую да, как раз-таки держат. Про царя и мудреца. К царю пришел мудрец, и он принял его, и говорит, царь говорит: у меня такие проблемы, у меня все в государстве какие-то акции недовольства, то ещё что-то. Кому-то что-то не хватает, постоянно думать надо о государстве. Кто-то на него напасть хочет. И говорит, у меня столько проблем и такое горе вообще, что я чувствую одни лишь беды. Мудрец его послушал, обнял колонну, которая стояла в зале, с драгоценными камнями. Обнял её и стоит, стоит, стоит, и нахваливает: какая прекрасная колонна, какие камни дорогие, как вообще она мне нравится, и она мне как нужна. А потом, как закричит: отпусти меня, отпусти! Отпусти меня! Отпусти! И такую истерику закатил: я же страдаю, отпусти меня, мне надо идти. И потом в какой-то момент он просто замолк, опустил руки, развернулся и пошел из дворца. Этот царь посмотрел на него, снял свой шлем, все накидки, и пошел за ним следом.

01:28:03 Кто нас держит? Мы сами держимся. Здесь важно обрести понимание того, кто я, каковы ценности… Что такое хорошо для меня и что такое плохо? Это все мы будем на психологии разбирать. Потому что до тех пор, пока я не понимаю, кто я, если я ложно себя отождествляю с этим телом, и всё, что связанно с этим телом, то я начинаю страдать. Так люди очень… Это причины страдания человека. Скажем, я привязался к этому диктофону, мой. Попробуйте у меня его заберите – буду страдать, понимаете? Но кто я? Нужен мне он вообще? Какую роль он играет в моей жизни? Надо сначала ответить на вопрос: кто я? Если я говорю, что я это тело, то да, действительно, он мне как-то ценен, нужен. Но если я не это тело, если я – душа, и это тело всего лишь пузырь на воде.

01:29:14 Знаете, что такое пузырь на воде? Что такое пузырь на воде? Это вода и воздух внутри. Куда стремится вода из пузыря? Она к воде стремится, она стекает. Куда воздух стремится? Вверх. Когда пузырь лопается, что-то меняется? Вода с водой, воздух с воздухом. Их праха мы, как говориться, тело получили, в прах оно и уйдет. Это видно точно также. Если посмотреть на молодой организм, то он такой пузырь, который только что появился, упругий. А старый организм, он уже пузырь с такой тоненькой стеночкой, вот-вот уже пшик и все. Жизнь она [Санскрит], как капля росы на лепестке лотоса. Лотоса – не держит воду, вот-вот соскользнет.

01:30:26 Что нас тут держит? Никто не знает, когда мы вообще умрем. Может завтра я и не приду, понимаете? Кто знает, что с этим телом будет? Самое удивительное в этом мире, что все умирают вокруг и все мы это видим, но каждому из нас кажется, что мы будем жить вечно. Это самое удивительное.

01:30:49 Но жизнь такая штука, понимаете… Тем более, я говорю пузырь… С возрастом что происходит? Мы видим, что это тело стремится в землю. Для того, чтобы его поддерживать на последних этапах, нужна даже палка. Притягивает туда, а мы его поднимаем о тросточку. Такая плачевная ситуация, в общем. Но то, что было в этом теле до момента его состаривания – в молодости, оно осталось неизменным. Душа молодая, говорят. Тело меняется постоянно.

01:31:39 Реинкарнация – это не то, во что нужно поверить. Реинкарнация, это очевидный факт. Вчера у меня было одно тело, сегодня оно совершенно другое. Каждую секунду в нём меняется состав. Что-то из меня выходит, что-то входит. Тело – это река, говорится. Тело – река. Мы просто должны посмотреть на него, с точки зрения истинного знания. Как это все движется? Мы потребляем какие-то элементы, наше тело. Через рот, через нос.

01:32:18 Любое знание, которое мы получаем через чувства, называется Анна. Анна переводится, как пища. Пища она для всего. Глазами мы едим, носом мы едим. Но Анна также переводится, как то, что нас ест, то, что нас поглощает. Смотря с какой мы пищей соприкасаемся. Ты есть то, что ты ешь, говорят. Ты есть то, что ты смотришь, то, что ты слышишь, то, что ты видишь. То, что ты нюхаешь.

01:33:00 Постоянно что-то меняется в этом теле. Как река, у нее есть берега, и мы если посмотрим, то кажется, что она не меняется относительно берегов. Но постоянно огромное количество воды протекает, протекает, протекает, но этот отрезок реки не изменяется. Точно также это тело, у него есть берега – эта форма, которую мы видим. Но постоянно вещества (или эта вода), вещества нашего тела текут, протекают. Что-то осыпается с перхотью, что-то с кожи отшелушивается, что-то с испражнениями, что-то с потом, постоянно это тело утекает, мы его постоянно чем-то подпитываем. Постоянно тело меняется, но тот, кто находится в этом теле и не меняется в процессе изменения этого тела, является тем, кто есть Я на самом деле. Я – душа. Соответственно тело каждого из нас – это тоже самое. Нельзя сказать, что моя жена, она моя жена только потому, что это тело.

01:34:14 Говорится, что как две соломинки в океане иногда могут встретиться вместе, но потом их разбивает волнами, и они вообще могут никогда не встретиться. Точно также живые существа в этом мире – они могут встретиться на какое-то время, потом расходятся и все. Просто мы можем привязываться на основе своих неправильных представлений. Я – это тело, соответственно всё, что связано с этим телом мое, соответственно, если этого нет, значит плохо. Но если я душа, то «есть» на душе. Есть я, есть Бог, все остальное…

01:34:59 Есть аналогия такая. Как будто путники после долгой дороги подходят к одному колодцу, напиваются, и расходятся в разные стороны. Точно также семьи в этом мире. Души приходят в этот мир, получают тело. [Неразборчиво] Могут конечно, чего же не могут. Главное, чтобы это не была иллюзия, понимаете? Души привязываются… Что значит душа? Если вы видите себя в отражении зеркала, то это означает, что Солнце взошло. Ну, если электричество опустить. Если вы видите своё отражение в зеркале, это значит Солнце уже взошло. Без восхода Солнца вы себя видеть не можете. Точно также душа. Если вы себя познали, значит вы знаете, кто такой Бог. Понимаете? Значит, у вас есть это знание. Если человек не понимает кто такой Бог, то если он говорит, что «Я знаю, кто я», то это называется иллюзия. Невозможно без восхода Солнца видеть себя самого в зеркале. Невозможно себя узнать, если не узнать Бога.

01:36:32 Аюрведа, о которой мы будем говорить, это знание, современно если сказать – холистическое, или полное. Оно включает в себя здоровье тела, ума, чувств и души. Четыре столпа аюрведа. Душа, ум, чувства и тело. Просто лечить грубое тело, не лечить чувства, бесполезно. Скажем, человек пьет. Чувства больны, привязаны к чему-то. Лечим тело от алкогольной зависимости, да? Но что толку – потом снова напьется. Чувства начинаем лечить, какими-то там… Созерцанием прекрасного в этом мире. Тоже чревато, потому что ум может быть болен, привязанности копятся в уме. Вроде бы все очистилось, раз – какое-то желание возникло, снова начинаешь жить неправильно.

01:37:39 Соответственно, ум нужно лечить. Очищать его от неправильных привязанностей. Вычищать, как озеро. Говорится, ум – это как озеро, на дне которого есть грязь. Надо чистить, потому что грязь, чуть-чуть беспокойство – и начинает грязь всплывать. Чуть-чуть волна и грязь начинает отрываться и всплывать. Точно также наш ум. Эта грязь, это прошлые привычки, представления о жизни, долгие-долгие жизни копится. Иногда человек проживает жизнь примерным гражданином и просыпается убийцей. Знаете, есть такие жуткие примеры. По-разному…

01:38:38 Откуда эти желания возникают? Они откуда-то вообще… Или живешь-живешь – на тебе, такое придумалось, что может никогда этого не делал. Эти желания возникают глубоко из прошлого. Точно также человек рождается в этом мире и уже хочет быть кем-то. Есть такие люди. Я хочу быть врачом, - девочка говорит с самого детства, - а я хочу быть художником… Откуда это? И берет даже без всяких училищ, начинает рисовать. Означает, что есть знания, есть опыт из прошлого. Каждый продолжает действовать с того места, на котором он завершил свою жизнь. Закончил художником, родился – чем ещё заниматься? Художником. Точно также тигр, он до поры до времени котенок, с ним можно играться. Но в какой-то момент его природа просыпается, и он начинает грызть своих хозяев, кто его любит.

01:39:42 Точно также и дети, если пронаблюдать. До поры до времени ими можно манипулировать, но в какой-то момент он просто категорически заявляет – я буду делать это! Все, мне плевать, что ты там в меня вложил, родитель. В образование, там пахал, вкладывал, - все, я теперь понял смысл жизни. Я буду ходить на дискотеки, учиться играть на гитаре, я прирожденный музыкант, и пошло, и поехало. Такой пример… Наглядный «клип» или ролик показной. Три мамаши с колясочками идут и в колясках сидят годовалые дети, чуть больше… И одна мамаша хвастается между собой. Одна говорит: Ой, я своего сына отдала в детский садик с дипломатическим уклоном, он у меня вырастет и будет великим послом. А другая говорит: Мой сынок будет адвокатом, мы его уже отдали на курсы адвокатуры. А мой сыночек будет великим… языки знать, мы его уже отдали на кучу языков, преподают… Эти дети, показывают, сидят, кривятся – о них говорят. И мамаши счастливые, топают с колясочками. И тут показывают лет двадцать спустя – такие панки с гитарами на сцене, светомузыка, эти дети, совершенно другая картина.

01:41:20 Точно также и у нас эти воспоминания, как и у тигра, они приходят вдруг. Каждый человек может в своей жизни проследить, что в какой-то момент природа проступает. Вдруг начинаешь понимать, что «Да, я это должен делать». А есть вообще люди, которые йогой занимались в прошлой жизни или самоосознанием, то они даже не ища процесс самоосознания, просто услышав о нём где-то, начинают следовать этому естественно. Как будто так и надо. Их не надо ни в чем убеждать, ничего доказывать, просто это естественно. Это означает, что они в прошлом занимались этим.

01:42:15 Есть вопросы?

01:42:21 [Неразборчиво] Мой духовный учитель – Его Святейшество Бхакти Вигьяна Госвами.

01:42:21 [Неразборчиво] Он отрешенный человек, как это можно выразить. Он просто ездит и проповедует. Каждый из нас может работать, ради того, чтобы наслаждаться плодами своего труда. Мы идем на работу, только лишь потому, чтобы получить что-то взамен. Отрешенный человек означает, что он действует, работает, то есть он не бездеятелен. Но тем не менее он не привязан к плодам своего труда. Привычно звучит – работать. В том плане, что у меня есть образование, есть диплом, я иду на работу и говорю: я такой-то специалист, хочу такую-то зарплату. И начинаю работать, и работаю, ради чего? Ради зарплаты.

01:43:46 Но если говорить с точки зрения Бога, то от людей мало что зависит. Ни зарплата, ничто не зависит. И с другой стороны, если человек действует для Бога, то у него и так все есть. Есть пища, есть место, где жить, все есть. Как в Библии говорится – цветы и не кроют и не шьют, но носят самые красивые одежды. Птицы не жнут, не пашут, не сеют, но постоянно питаются зерном. Если человек находится в таком сознании, то он действует, он занят богоугодной деятельностью. И не зависит от людей, не привязан к плодам своего труда. Называется отречением. Не то, что человек бросает все, ничем не занимается и просто сидит, лентяйничает. Это не отречение, это притворство называется. Отречение – это когда человек действует, но не привязывается к результату своего труда. И не наслаждается своими чувствами.

01:45:19 [Неразборчиво] Ему пятьдесят лет, чуть больше. Родился в Ташкенте, живёт в России. [Неразборчиво] Методы Ведические. Я о том говорил как раз, что знание не национально, оно ни к чему не привязано. Мы сейчас сидим в Ставрополе и изучаем то, что изучали пять тысяч лет назад, записал мудрец Вьясадева, но это знание для нас не утратило свою актуальность. Математика работает, аюрведа тоже будет работать. Эти все такие аспекты, обусловленности не играют большой роли для знания. Методы знания – ведические, я рассказываю то, чему учусь у него.

01:46:34 [Неразборчиво] Он русский да, просто [неразбочиво]. Само по себе его имя… Это цепь духовных учителей и учеников. Парампара. Она начинается от самого Бога. Непрерывно существует, в этом её ценность. Можно очень легко проверить, так как всегда есть тот, который говорит о своем духовном учителе. И это знание, которое передается, оно не претерпевает изменений. Потому что духовным учителем достоин стать лишь тот, кто не изменяет знания. Это как почтальон. Если почтальон берет почту, то он не вносит туда какие-то коррективы в письма, или ещё что-то. Он просто приносит то, что написали. Точно также это знание ведическое, оно не претерпевает изменений, потому что передается посредством чистых людей, которые не поражены ложным эго. Люди, которые поражены ложным эго, начинают заявлять, что я придумал такой-то метод, это мой метод, это моё [Санскрит] я – моё. Это оскверняет, это сразу говорит о том, что тут нет истинного знания.

01:48:12 Поэтому методы, которые изучает или использует мой духовный учитель, он просто говорит, что этому его научил его духовный учитель. Тот – того. Таким образом нет ложно эго. Я не говорю, что я это придумал, это общедоступное знание. Мне оно интересно также, как и вам, кто здесь собрался. Почему я говорю, потому что меня пригласили сюда говорить, мне мой духовный учитель дал наставление: учись и учи других. Это такой метод, кто хочет изучать это знание, может его изучать… Также делиться с другими этим. Здесь нет никакого насилия, я снова повторюсь – нет никакой идеи переделать ставропольцев в индусов, понимаете… Нет этого всего. Есть просто знание, и мы о нём говорим, больше ничего. Кто считает это практичным, того можно назвать удачливым человеком, потому что другого нет. Мы разбирали, что фундамент он один, все остальное просто какие-то видоизменения.

01:49:43 Мы будем изучать на наших лекциях все по первоисточникам. Я привез Чарака-самхиту – это фундаментальный труд по аюрведе, будем там зачитывать шлоки. Астрологию будем изучать по Брихат-Парашара-Хора-Шастре – это классический труд по Джйотишу. Ценность в том, чтобы ничего не изменить. Ценность именно в чистоте. Психологию будем изучать по Бхагавате-апуране. Когда мы это все изучим, вы просто поймете, что выше ничего нет. По крайней мере, если вы меня переубедите в чем-то высшем, я буду изучать что-то другое. Как мой друг говорит: «Если будет что-то получше – я с удовольствием это изучу, пока что я не нашел». Я десять или одиннадцать лет учусь по университетам разным. Первый был бухучет-аудит, второй - юридический, третий - международные отношения, в промежутке - в Индии аюрведа. Я вам скажу, что лучшего знания нет, самое большое образование, которое я получил – это читаю ведическую литературу. Просто занимаясь таким образованием. Именно поэтому я сегодня здесь, все остальное не имеет большого значения.

01:51:12 [Неразборчиво] Можно астрологию, можно астрологию с аюрведой вместе. Можно по гороскопу видеть предрасположенность человека к болезни. Можно просто аюрведу, какие-то методы очищения, диеты. [Неразборчиво говорят в зале]

01:52:05 И хочется подвести такую черту под знанием, что ценность ведического знания, почему оно не продается? [Чинабья Пандиб?] – мудрец говорит, что тот, кто изучает Веды, мы все изучаем Веды. Я прошу вас оставить корыстные мотивы и просто войти в этот процесс как положено. Он говорит, что тот, кто изучает Веды не практикуя их, Веды становятся ядом, или знания превращаются в яд. Тот, кто изучает Веды для того, чтобы зарабатывать на них деньги, подобен змее без яда, без зубов. Она ничего не может сделать, точно также человек, он просто бесполезен. Истина в этом заключается. Мы изучаем истину – ведические знания. Мы должны исследовать, как бы нам тяжело не было. Мы должны исследовать. Истина заключается в том, что это должно быть бескорыстно. Любые, и вы тоже должны на это сразу ориентироваться. Если сами будете практиковать.

01:53:29 Отклоняясь от истины невозможно не понять истину, ни дать её, ни взять её, понимаете… Если сразу не взять правильную планку, если начать торговать Ведами, отклониться от истины, то истину невозможно дать даже. Потому что мы отклоняемся уже от неё, о какой истине может идти речь?

01:53:52 Эта философия называется [Арда кукутя нья], или всем нам известная сказка про золотую курочку, золотые яйца несет. [Арда] означает цыплёнок, [кукутья] – режем пополам, [нья] – философия. То есть мы берем то, что приносит золотые яйца, говорим, что-то, что нужно кормить нам не нужно, отрезаем и получаем яйца. Но долго это не просуществует.

01:54:21 [Неразборчиво] Ну так пришли, послушали… Не применять в жизни. Сегодня мы мало чего такого практичного, о чем говорили. Но на следующих занятиях будет очень много практических всяких рекомендаций. [Наразборчиво] Как яд? Я могу описать, как это все происходит. Вы просто услышали знания, скажем, что надо вставать рано утром, до восхода солнца. Вы это не делаете, но вы это помните. Все, это просто сожжет вас изнутри, постоянно будет чувство вины, это ужасно все. Поэтому если у вас нет достаточной решимости, то лучше не приходить в следующий раз. [Смеется] Шучу – всех приглашаю.

01:55:29 Есть три цели, если кто желает с аюрведой поближе. Есть три цели специалиста по аюрведе. Это [Бхит, дхрити и смрити] – [бхи] означает рассказать человеку о том, в чем причина его проблемы. Бхи – дать знание. Если так вообще все обобщить, то причина в том, что мы тут родились, это тело, оно будет болеть, стареть и умирать, такая причина. Знание есть. Конечно, существуют частные случаи, у кого что болит. Но первое – это дать человеку знание.

01:56:15 Второе [Бхит дхрити] – означает вдохновить человека действовать для того, чтобы исправить ошибку, что привело его к болезни. Называется [Дхрити]. Побудить человека к действию, действовать на созидание. Третья цель – это [Смрити]. Смрити означает сделать так, чтобы человек запомнил, и уйдя от врача, он сам это делал постоянно. Это три цели аюрведического специалиста. Всячески надо стараться их реализовать.

01:56:50 [Неразборчиво] У этих трех есть свои силы. Откуда это черпается, откуда черпается сила? Бхи – первое, в основе лежит бескорыстие. Только когда объясняешь человеку бескорыстно, стараешься ему помочь, человек это запоминает. Когда человек за платно это делает, он запоминает стоимость, все остальное забывает [смех в зале]. Это гарантия того, что человек поймет [бхи]. И о деньгах можно не беспокоиться – Господь все даст. Он говорит: Я сам все приношу, что не хватает.

01:57:40 [Дхрити] – вдохновить можно только своим собственным примером. Нет это я перепутал: Бхи – дать знание можно, если ты им сам обладаешь. Дхрити, вдохновить можно только своим собственным примером, если ты сам этому следуешь. Смрити – это как раз бескорыстие. Человек запоминает, в любом случае запомнит. Никто не уходил ещё не запоминая. Это гарантия того, что человек запомнит. Главное, конечно, всё это делать правильно, основываясь на авторитетных писаниях, не так, что от себя что-то говорить.

транскрибирование: Дмитрий Керш | Москва | Россия | 15 September 2014