Защита женщин

Харьков - 18 April 2014
Что значит защита женщин. Как на практике она осуществляется в Бангладеш. Почему стремление к независимости мешает нам
лекция для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:45:09 | качество: mp3 64kB/s 48 Mb | прослушано: 405 | скачано: 759 | избрано: 52
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Искала кого-то кто мог приехать, чтобы не отменять эту программу. И он прилетел из Москвы всего лишь на ретрит, на три дня. И мы принимали вместе прасад с несколькими старшими преданными. Он сказал Бангладеш – это удивительное место. Вас как бы не беспокоят женщины. В России вечно какие-то Матаджи подходят, что-то спрашивают, а здесь вы их даже не видите. И я сказала: «Ну да, поэтому здесь все мальчики и брахмачарьи». Поэтому Бангладеш – это Брахмачарья-лока. Здесь остаются брахмачарьи на всю жизнь. И он задумался. Но Вы там поосторожнее про Бангладеш говорите, когда в Россию вернетесь. Потому что, возможно русским Матаджи не понравится это услышать. Потому что они поймут это по-другому. Что эти женщины в Бангладеш, они там подавили их, затюкали и они даже не могут быть сознающими Кришну. Но они там есть и тоже преданные. Принимают участие, вот как позвоночник – вы их не часто видите, но они есть. Но в то же самое время в Бангладеш мужчины они очень сильно уважают своих женщин и защищают их. Это будет сегодняшней темой.

00:03:01 И перед тем, как начать я бы хотела добавить несколько таких вещей ко вчерашнему обсуждению. Это касается двух видов красоты, которые мы вчера обсуждали. Как я говорила в начале, мне не очень хотелось бы вдаваться в подробности и в детали. Но может вчера вы заметили, что я сделала исключение и мы обсуждали разные детали. Детали различных вот этих двух видов красоты. Просто, потому что это такая вот элементарная вещь, но часто мы её не понимаем. Но я подумала: «Ну ладно, можно детали обсудить». И ещё хочу добавить детали некоторые. В раджа-лаване Матаджи подсказала мне вчера одну идею. Как один муж-преданный сказал своей жене: «Пожалуйста, никогда не носи ничего прозрачного. Потому что это сводит мужской ум с ума». И так как он мужчина он знает.

00:05:17 Так как мы вчера обсуждали, что мужской ум он всегда думает, догадывается что дальше, что я не могу видеть. Это принцип удовлетворения чувств, он происходит на умственной платформе. И на самом деле, вот в чём смысл чувственного удовлетворения это такое ожидание удовлетворения, которое никогда не наступает. Это ожидание. То есть как я могу что-то получить в будущем. И это такой смысл всех чувственных наслаждений. Особенно про сексуальную жизнь, когда идет речь. Это как вот эта морковка, которая висит на веревочке перед осликом, и он всё время пытается дотянутся, но не может, потому что вместе с ней идет. И когда женщины носят прозрачную одежду – это как морковка вот эта. Это настолько сбивает с толка ум мужчины. Хорошо это знать.

00:07:53 Я видела в Майапуре, это вот как раньше гопидресы были (gopi-dress)– это вот юбка и дупата. Вот, а сейчас делают – юбка и что-то такое прозрачное непонятное висит вместо дупаты. А на само деле можно его и не одевать, зачем, и так всё видно. И это то, что происходит, когда мы пытаемся привнести материалистическое мировоззрение в сознание Кришны. И это не преувеличение какое-то, это происходит везде, даже в святой дхаме. И мне кажется, что в каждой ятре есть такие девушки, которые любят такие прозрачные штучки носить. Давайте поймём очень чётко какой эффект это оказывает на ум мужчины. И зачем действовать, вести себя как враг другим преданным? Это то, как мы действуем, как враги. Сбивая с толку ум мужчины и отвлекая их от духовной жизни!

00:10:28 Но ещё одна такая вещь, она тонкая, но всё-таки есть разница, когда мы покрываем голову не платком от сари, а другим отдельным платочком. Особенно когда спина голая остаётся. Потому что в этом и смысл, что сари оно хорошо так сделано. Потому что как только вы покрываете голову платком от сари, то спина тоже сразу закрывается. Но если вы одеваете другой платок, то очень часто, не всегда конечно, но часто спина оказывается голая. Может быть там вверху, внизу какая-нибудь маленькая татуировочка. И сразу мужской ум такой: «О, ничего себе татуировочка! Может у неё ещё где есть». И всё [неразборчиво] тонкие такие, прозрачные и вы можете видеть нижнее бельё немножко – цвет, дизайн. Поэтому сари это совершенным образом сделано, спроектировано и поэтому, когда мы что-то другое внедряем это эффект свой сказывается. И на самом деле это такое предание для женщины – принять сари как оно есть. Не пытаться что-то другое из него выжать, сделать. Это всё очень тонко, но так как мы тут разбираем корни всего, почему бы не обсудить и это.

00:13:51 Лучше всего, когда вы одеваете сари, покрываете голову и платок ещё до локтя идёт. И таким образом плечо тоже хорошо прикрывается. И голова остаётся прикрытой тоже. То есть если оно слишком короткое, то может болтаться, плечо открытое. И когда я одеваю утром сари, то всегда меряю, чтобы оно до локтя было. Потому что, когда оно очень длинное тоже неудобно. Это такая подсказка, как носить сари.

00:15:23 Это очень хорошо иллюстрирует цитату, которую мы вчера обсуждали с Бхактисидханту Сарасвати Тхакура из «Амрита-вани». Как он говорил, что, если человек одевается очень необычно и экстравагантно – это уводит внимание от Кришны. И у меня один раз был хороший опыт этого. Я поехала на Ратха-ятру, не скажу где. Там был этот парад с колесницей. И вот перед колесницей Матаджи танцевали, целым парадом. И они очень одеты так были. Было как «Мисс Радха-ятра». Конечно, ни у кого голова не была покрыта. Как мы обсуждали сари были одеты, как мы вчера говорили. Почти у всех Матаджи был такой пирсинг в пупке. Очень хорошо виден был. Очень красивая прическа была сделана. Очень красиво танцевали. Всё было перед Господом Джаганатхой. Я смотрела на всё это и думала: «Боже мой, что здесь происходит!» Я видела, как мужчины с фотоаппаратами бегают вокруг женщин и фоткают различные их части тела. И конечно очень много чего можно сфотографировать. Все были очень заняты, мужчины приближали фотоаппаратом различные части. На Джаганатха никто не смотрел. Мне было так противно, я просто ушла оттуда. После этого я больше в этот город на Ратха-ятру не приезжала.

00:19:02 Потому что тем же утром мы собирались группой старших преданных, и мы обсуждали такие замечательные лилы из Чайтанья Чаритамриты, которые происходили во время Ратха-ятры, во времена Махапрабху. Мы читали эти все стихи из Чайтаньи Чаритамриты. У меня в голове совсем другое творилось. Я очень ждала этой Ратха-ятры, чтобы пойти со всем вниманием туда. А увидела это... Я так посмотрела... Показалось, что у всех всё нормально, как будто никто кроме меня этого и не заметил. Но мне причинило беспокойство это, и я пошла обратно в храм. Это очень хороший пример, как экстравагантная одежда женщин убирает внимание от Господа. Отвлекает внимание.

00:20:51 Конечно, мы должны понимать, что женщины должны выглядеть красиво когда идут на фестиваль, но не соревноваться с Богом. И это вопрос понимания этих двух различных видов красоты. Материалистичная красота, которая просто чувственное удовольствие имеет. И духовная красота, которая основывается на чистоте. Это как железо и золото. Одна возвышает, другая стягивает вниз.

00:21:52 Ещё одну историю расскажу. По-моему два года назад на фестивале Бхактисанга мы говорили о том, что надо что-то дать этим замечательным Матаджи, которые приходят в сознание Кришны. Я сказала: «Махарадж, я открываю ашрам Матаджи в Харькове». И он меня вдохновлял, говорил: «Да здорово! Нам нужно это! Я всё время смотрю на этих девушек и думаю – кто о них позаботиться, кто их будет обучать». И он повернулся ко мне и сказал: «У меня вопрос – почему в этой части мира девушки так выряжаются? Они так себя украшают, что они как божества уже выглядят». Я посмеялась и сказала: «Ну да, похоже на ёлку новогоднюю». И он сказал: «Когда я стал преданным в Германии, все Матаджи они все так хорошо, приятно и просто выглядели. Но здесь они так отличаются». Я почувствовала, что будто меня обвиняют в этом. Я сказала: «Да, Махарадж мы постараемся их обучить этому».

00:24:23 И в следующий день он давал инициацию. На следующий день после этого разговора. И он очень коротко сказал пару слов перед инициацией. Потому что кто-то другой давал основную лекцию. И он сказал: «Я хочу, чтобы мои ученицы одевались просто и не выглядели как новогодняя ёлка». Даже Махараджи видят это. И у нас Махарадж говорил, что даже неловко себя чувствует, когда говорит с такими Матаджи наряженными. На самом деле лидеры в Украина [неразборчиво] и другие, они очень осведомлены о той теме, о которой мы разговариваем сейчас. И на самом деле [неразборчиво] он очень тонко, скрупулезно подходит к тому какую западную Матаджи пригласить в Украину проповедовать по этой причине. Потому что он не хочет, чтобы это материалистичное сознание приходило сюда. То есть он не хочет всех этих тем равенства мужчин и женщин, освобождения женщин. Потому что он понимает, что это разрушит движение. То есть это перевернет общество с ног на голову, и мы сделаем мужчин слабыми тряпками.

00:27:56 Я помню, когда первый раз сюда приехала в 2000, они там проверили меня с ног до головы: откуда, что из себя представляю. Я тогда не поняла этого. [неразборчиво] подослал ко мне Вишвавасу Прабу под предлогом спросить какой-то вопрос по семейной жизни. Я не поняла подвоха. Он сказал: «Матаджи можно с Вами посоветоваться, даршан получить». Он спрашивал все эти вопросы, если проблемы в семье, что делать там специально чтобы проверить меня. Но я почувствовала, что он какой-то подозрительный Прабу. Первый раз его вижу, а он тут ко мне со всеми этими проблемами в семейной жизни. Мужчины обычно так не делает. По милости Кришны, я прошла испытание благополучно, прошла тест, поэтому я здесь. Но кто-то позже, не помню кто уже мне рассказал, что это меня проверяли таким образом.

00:30:26 Я хотела с вами поделиться, чтобы вы поняли, что есть два лагеря, так называемых в ИСККОН. И хочу быть уверенной, что мы сможем защитить какие-то остатки духовной культуры. И один ещё комментарий к вопросу Матаджи [неразборчиво]. Потому что вы говорили что-то, что это также является ошибкой лидеров, потому что они позволяют этим вещам проникать. Лидеры, особенно в мужском теле, они в такой двойственной ситуации. Потому что они не могут открыто говорить об этой теме, потому что это будет как женская антипроповедь. И это ситуация в ИСККОНе такая. Как я вчера говорила, что я одному Махараджу отправила, но он сказал, что это очень скользкая тема и он не хочет о ней говорить, потому что просто не примут из его уст.

00:32:52 И во внешнем мире, как я вчера говорила, лидеры они становятся жертвами вот этой женской энергии. Под именем, под знаком прогресса они просто деградируют. И ещё к тому же они сбиты с толку. Иногда мы можем замечать это и в ИСККОНе, что люди просто сбиваются с толку. Что касается этого вопроса украшений. Потому что мы читаем в Бхагаватам, что это очень благоприятно, когда девушки украшают себя хорошо. Но даже вот на этой Радха-ятре, что происходило, многие мужчины они не видят, не могут понять, что происходило. Интуитивно они, конечно, могут чувствовать, что то-то здесь не так. Но очень часто они не могут добраться до корня проблемы. И они думают: «Ну, наверное, да. Женщины – это их природа красиво одеваться, украшать себя. Ну значит нормально, так и надо». Ну и в конце концов это хорошо выглядит, привлекает людей. И это всё ради проповеди. И на Харинамах тоже часто такое происходит. И это то, каким образом эта могущественная женская энергия, которая называется майя, она смущает умы людей.

00:35:56 Это мы называем деградацией. В Кали-югу есть такая тенденция – всё опускается вниз. Оно не возвышается, не прогрессирует, а опускается вниз. И требуется кто-то, кто осознанно, сознательно исправлял это. Например, когда вы принимаете омовение в Ганге, в Майапуре. Там очень сильное течение. Если хотите проплыть вперёд вы должны плыть против течения. И это требует сил и решимости. И мне кажется это и есть функция браманов. Браманы, их обязанность – это поддерживать стандарты. Они должны говорить об этом и поддерживать стандарты. Даже если это значит, что они потеряют свою популярность. То есть браман, который боится испортить свою репутацию, боится высказать, что люди о нем плохо подумают, он не настоящий браман. А в Кали-югу истинные браманы редко встречаются. Я очень часто вижу, как люди думают: «Лучше помолчать. Люди меня не полюбят за то, что я скажу». Но, извините, это не браманично. Как браманы мы должны говорить правду. То есть это такое жертвоприношение браманов. Они должны приносить в жертву своё положение, репутацию ради принципов религии. Поэтому Расастали Матаджи права, когда говорит, сто у нас нет браманов, которые подставили бы свою голову. Которые были бы смелы достаточно, чтобы говорить правду.

00:39:25 [голос из зала] Правильно ли я понимаю, что одни и те же украшения могут быть надеты в разном умонастроении. И в одном случае стаскивать в материальное, а в другом возвышать. [Отвечает] Да, главная тема, главный смысл – это наше сознание. А украшения это проявления нашего сознания. То есть, то как мы одеваемся отражает наше сознание. Если у нас такое сознание, что мы хотим быть в центре и привлекать внимание, то мы будем носить определенного вида украшения и определенным образом одеваться. И эта энергия она будет очень сильно проникать в атмосферу.

00:41:08 Но если у нас другое настроение и мы хотим украсить себя для удовлетворения мужа или для проповеди, чтобы хорошо выглядеть, то это совсем другое настроение. И поэтому недостаточно просто дать правила. Но мы должны изменить своё сознание. Но глубоко поняв корни и принципы, лежащие в культуре мы получим поддержку из разных аспектов культуры.

00:42:53 Одна из последних цитат Шрилы Прабхупады, связанных с одеждой. Прабхупада говорил: «[неразборчиво] делает человека преданным». Шрила Прабхупада очень подчеркивал важность ношения вайшнавской одежды. Даже для мужчин, хотя для них это труднее, чем для нас. Ещё одна небольшая вещь относительно стиля прически. Как только у преданного начинается помутнение сознание, что-то накрывает, то первое что он делает – это что-то делает с волосами. Обычно так и происходит. Мужчины перестают бриться – их волосы становятся всё длиннее и длиннее. А женщины устают от этого пучка волос и делают что-то другое. Это показывает какая чувственная вещь – волосы. Насколько люди привязаны к ним.

00:45:38 Сегодняшняя тема – это защита женщин. Конечно, мы очень много раз слышали, что женщина должна быть защищена отцом до замужества, мужем во время, а сыном в старости или детьми. Мы недавно читали «Шримад Бхагаватам» и там в комментарии Шрила Прабхупада очень так жестко сказал, не то чтобы женщина сначала должна быть под защитой отца, а то что она сначала собственность отца, потом собственность мужа и потом собственность детей. Он три раза это упомянул. Для западных женщин это очень тяжело переварить и принять. Ну ладно там ещё защита это ещё нормально звучит, но собственность это слишком уже.

00:48:02 Это не то чтобы Прабхупада не знал как думают западные материалистичные люди. И поэтому он может упомянул такое слово, использовал. Но Прабхупада это хорошо знал. Но он очень четко, сильно так утверждения эти дал. И опять же это принцип дня и ночи. Для материалистов – это ночь, когда они слышат, что женщина это собственность.

00:49:00 Кто бы хотел прочитать первую цитату «Шримад Бхагаватам»? [голос из зала] «Женщины по своей природе эгоистичны, поэтому нуждаются в постоянной опеке, чтобы их врожденная склонность к чрезмерному эгоизму не могла проявиться. Таковы наставления Ману, который говорит, что женщине нельзя предоставлять независимость. О них нужно заботиться, чтобы у них не было возможности проявлять естественную склонность к врожденному эгоизму. Не следует считать всё сказанное выше попыткой опорочить женщин. Это лишь результат практического наблюдения за их природой».

00:49:56 [Отвечает] Это очень браманично. Прабхупада всегда очень бескомпромиссно какие-то утверждения делает. Но даже у некоторых из нас что-то странное происходит внутри, когда мы читаем это. То есть это значит, что день материалиста ещё не стал нашей ночью. То есть мы ещё одной ногой в дне материалиста находимся. Поэтому у нас возникают такие странные смешанные чувства, когда мы читаем это. Также из-за отождествления себя с телом, потому что мы думаем, что мы женщины. И когда мы читаем их, то чувствуем, что такие комментарии они как бы провокационные или нападают на женщин. Дискриминация такая присутствует. Но Прабхупада очень хорошо объяснил – это не попытка опорочить женщин, а результат наблюдения за их природой.

00:52:37 И с другой стороны, читая, что женщина это собственность, к чему это приводит? К какому выводу?Что мы делаем с собственностью? [голос из зала] Оберегаем, защищаем. [Отвечает] Да, мы очень оберегаем её, защищаем, заботимся. То есть мы хотим, чтобы не украли, не испортили. Никто не воспользуется нашей собственностью. Поэтому если мы это помним, у собственности другой смысл будет. Но когда мы считаем, что собственность это значит быть использованным кем-то – это значит негативный аспект.

00:54:05 Кто следующий прочитает? [голос из зала] Шримад Бхагаватам 9.10.2 «Как утверждается в Ману самхите женщина не должна быть независимой. Независимость сделает её несчастной. В наше время многие девушки остаются незамужними и мнят себя свободными, но на самом деле их жизнь полна страданий». [Отвечает] Это тоже правда, да? В этом и смысл, что Прабхупада очень хорошо знает менталитет женщин в западных странах. То есть это настолько в точку, что независимость женщин – это жизнь полная страданий. В наше время многие девушки остаются незамужними и мнят себя свободными. И на самом деле многие девушки сознательно не хотят выходить замуж, потому что хотят оставаться свободными.

00:55:48 И в конечном счёте почему? Потому что они не хотят делать что? Не хотят служить и становиться смиренными слугами. Поэтому мы все здесь в материальном мире, потому что не хотим служить. И потому есть такие отговорки: «Замужество – это майа». На самом деле просто потому что не хотите служить, не хотите подчиняться.

00:55:48 [голос из зала] Шримад Бхагаватам 4.21.4 «Когда гостя встречает незамужняя девушка, целомудренная и чистая, в богатых одеждах и украшениях – это также считается хорошим знаком. У майи целомудренные девушки, которых не касался ни один мужчина освещают общество. В наиболее консервативных индусских семьях даже сегодня девушкам не разрешается свободно ходить по улицам или общаться с юношами. До замужества такие девушки находятся под опекой родителей. После свадьбы о них заботятся мужья, а в пожилом возрасте взрослые дети. Когда женщины находятся под защитой они становятся для мужчин источником животворящей энергии».

00:57:58 [Отвечает] Вчера мы прочитали из этого комментария только одно предложения, сейчас весь. В этом параграфе есть несколько интересных моментов. И вот один интересный момент, что эти кумари, целомудренные девушки, которых не касался мужчина, если они очень красиво одеты и украшены, то ни являются такой неотъемлемой частью жертвоприношения, праздника или фестиваля. Но причина почему они становятся такими благоприятными – это из-за их внутренней чистоты. Интересно, что в традиции девушки начинали покрывать голову только после того, как выйдут замуж. Потому что только в этом случае их сознание слегка оскверняется. Их сознание меняется потому что, их прикасался один мужчина. И именно поэтому во время вивьяха ягьи мужчина покрывает голову женщины. Это первое, что он делает

01:00:24 Но это нельзя применить к сегодняшней ситуации. Мы должны понять глубоко принципы. Мы не можем сказать: «Ну хорошо, они незамужние молодые девушки. Им не нужно прикрывать голову, только после того как они выйдут замуж». Почему мы не можем применить это сейчас? Почему мы именно сейчас не можем применить тот же самый принцип? [голос из зала] Потому что сейчас ситуация отличается. Нынешние девушки не обладают таким целомудрием, которым обладали девушки раньше. Поэтому чтобы как-то оградить себя от негативного влияния девушка она должна сейчас покрывать голову.Хотя бы внешнее так проявлять целомудрие. Если раньше целомудрие было внутреннее качество, то теперь надо учиться вырабатывать целомудрие внешними вещами. [Отвечает] Правильно, потому что сейчас у молодых девушек сознание не чисто и они очень много медитируют на мужчин. Через минуту будем это обсуждать. Это потому, что эти кумари были благополучными атрибутами общества, но сейчас это утеряно. И Прабхупада говорит, что даже сейчас в консервативных идусских семьях не позволяют свободно ходить по улицам. В Бангладеше это происходит очень так сурово.

01:03:30 Иногда я провожу Матаджи ретрит с девочками-студентками. И это целая проблема, как девушкам приехать туда где проводится семинар. Потому что девушкам не разрешается путешествовать особенно ночью. И родители не разрешают им одним ехать в Майапур. И родители разрешают им только если они едут со мной, остаются со мной в одной квартире, а иначе не разрешают им. То есть даже сейчас они очень сильно защищают своих девочек.

01:04:39 Последний комментарий кто хочет прочитать? [голос из зала] «Таким образом женщинам как детям не стоит давать свободу. Это для них нехорошо. Потому что из-за их доверчивой природы их можно легко возвысить или низвести в деградацию». [Отвечает] То как Прабхупада формулирует мысль, вы можете чувствовать его заботу и любовь. И хорошо для них.

01:05:35 Что означает защита, что приходит вам на ум, когда мы говорим о защите женщин? [голос из зала] Занятость, чтобы у неё был ум занят. Спокойствие. Забота об эмоциональном состоянии. Обеспечивать всем необходимым – экономически, духовно и эмоционально. Ощущение нужности, если её защищают значит она нужна. Поддержка, уверенность в том, что её не оставят, не бросят. Нет страха. Проявление уважения к её качествам. [Отвечает] Вы молодцы, очень много аспектов защиты женщины назвали. И даже не только это, а что является результатом защиты её? [голос из зала] Счастье. Любовь. Я просто подумала, нет атаки на неё других мужчин. [Отвечает] А что насчёт её качеств? [голос из зала] Она становится более смиренной. Она проявляет ту самую энергию, которая необходима мужчине для того, чтобы быть лидером. [Отвечает] Ну а что насчёт её качеств. То есть её женские качества они расцветают.

01:10:04 Мы можем сравнить её с цветком, которая распускается и этот цветок его надо защищать от дурного влияния. Он распустился в полной мере. Прекрасный редкий цветок нуждается в защите. Иначе если вы будете его задевать и касаться, то все лепестки, тычинки опадут и он умрет. Он не сможет даже раскрыться. Будет в закрытом бутоне. И это то, что происходит с женщинами в современном обществе. То что происходит – это женщин не защищают и они вынуждены сами бороться за себя и они становятся мужеподобными и очень грубыми. Потому что они должны сами пробивать свой путь в жизни. И как вы можете стать такими деликатными нежными созданиями, если вам нужно сражаться за своё место в жизни.

01:11:51 [голос из зала] Я слышала такое выражение на востоке, что защищена та женщина, которая защищает сама себя. Мой папа был очень строг и не разрешал встречаться с мальчиками. И тем не менее, не смотря на эту строгость, я столько наделала глупостей в своей жизни. Было бы желание. И я недавно слышала у одного Махараджа, что если женщина не защищает сама себя, если у неё нет такого сознания, то её не защитит ни семья, ни общество. Никто не сможет защитить. И здесь написано, что мы обычно защищаем то, что дорого и ценно для нас. И если женщина не защищает это в себе, то она не понимает, что в ней ценно и дорого. Что на самом деле представляет ценность. Они не понимают ценности целомудрия. Они не понимают, что она сама по себе уже драгоценность. И сейчас я думаю, как воспитывать свою дочку. Я одну её воспитываю. И понимаешь насколько важно понять это. [Отвечает] Спасибо, в точку.

01:15:27 Я хотела поделиться несколькими такими примерами из опыта, когда я ощутила, что женщины должны быть защищены. И несколько лет назад я была в Бангладеше, у меня был тиф. Очень больна была. То есть когда я вставала в туалет, то сразу падала в обморок. Не могла ничего пить, потому что всё сразу выходило обратно. То есть очень болезненное состояние было. И через несколько дней у меня был самолет в Европу. Я сказала преданным: «Давайте отвезите меня в больницу, потому что таким образом я сам не вылечусь». Они привезли меня в больницу. И так это была очень хорошая больница. Врачи там хотели мне помочь, чтобы я встала на ноги. И когда я лежала в этой больнице, какой-то преданный всегда был рядом со мной. Либо кто-то из Матаджи, либо один из мальчиков, кто-то всегда был. И вот наступил вечер, становилось поздно - 8, 9, 10. И президент храма в этой ятре, брамачари, он сидел в моей комнате. И я подумала, почему он домой не идёт, уже поздно. Я сказала: «Прабу, Вам завтра на Мангалар идти, может домой подёте?» И он сказал: «Ну доктора считают, что мне нужно здесь остаться». И в комнате была вторая кровать. И на моей кровати не было колокольчика «позвать сестру», он был на второй кровати. И я сказала: «Ну в Вас нет особой нужды, мне просто колокольчик этот нужен, чтобы позвать сестру, потому что я всё ещё не могла дойти в туалет – падала в обморок. И он сказал: «Знаете в этой стране мы по-другому себя ведем».

01:19:16 И все доктора в этой стране они считают, что я должен остаться на этой второй кровати. А он был старший брамачари. И я подумала: «ну если вы так делаете в своей стране, если это для вас нормально, как для брамачари так лежать на второй кровати, то, пожалуйста, я не против. Я слишком больна, чтобы переживать сейчас об этом». И он так смутился и сказал: «Извините, я храплю по ночам. Надеюсь Вас это не побеспокоит». Я сказала: «Мне всё равно, мне слишком плохо чтобы об этом думать». И он там переночевал. И через два дня я уже могла нормально встать и выписаться. Тем более у меня был самолет в Москву. И мне надо было подписать заявление, когда я выписалась. И когда я посмотрела на заявление наверху большими буквами было написано его имя. Я спросила: «А что Ваше имя на моём заявлении делает?» Он сказал: «Ну в нашей стране, когда женщина приходит в больницу первый вопрос – кто за ней присматривает, кто её попечитель. Поэтому я президент храма здесь и я написал своё имя».

01:21:54 И поэтому я поняла, вот почему он настаивал, чтобы остаться со мной в этой комнате. Вот она культура. Что защита женщины – это вышестоящий принцип, чем принцип брамачари. И поэтому, в этом случае, для него было нормальным пренебречь этими законами брамачари – спать с женщиной в одной комнате. Для него в этом не было никаких проблем. На самом деле для него это было бы большим пренебрежением не сделать так. И вот это и есть культура.

01:23:24 Я не пропагандирую, что любой брамачари может оставаться с женщиной в одной комнате если она больная. Потому что мы не можем перенести это таким образом. То же самое как мы не можем сказать, что молодые девушки не должны покрывать голову. То есть не принцип, а применение мы не можем их привносить. И то же самое эту ситуацию нельзя использовать. Причина, почему я с вами поделилась этой историей – это показать, что такое есть культура. То есть они до сих пор практикуют это в Бангладеш. И этот случай произвёл на меня большое впечатление. Я подумала: «Вот она культура. Вот она защита женщин, что они даже могут поступиться принципами брамачари». Они очень серьёзно это воспринимают.

01:25:26 У меня также было ещё несколько ситуаций, где я поняла тоже самое, что они принимают это очень серьёзно. Однажды мы проводили программу в деревне. И я встретила женщину и проповедовала ей, я остановилась у неё дома. Я пригласила её присоединиться к программе вечером. Это было в деревне. И она сказала: «Извините, все члены моей семьи – муж, сын, их сейчас нет, поэтому я не могу прийти». И я подумала: «Ой бедняжка, не может даже сама на программу прийти. Я это рассказала мальчикам, с которыми приехала. Я сказала: «Вот из-за этого, представляете, она не может на программу прийти». И со мной была Матаджи из Риги, она сейчас в Швеции живет. И в то время она была обручена с одним преданным. И на программах мы всегда представляли так, что её муж в Швеции. И я спросила: «Что тогда люди думают, когда мы представляем, что её муж в Швеции, когда вот эта девочка не смогла прийти, потому что её мужа дома нет. Как люди воспринимают это – ну да, вот её муж в Швеции, зато она здесь». Я спросила: «Как люди воспринимают это?» - 27-летнего брамачари. И он сказал: «Нормально, она с нами».

01:28:53 Можно было почувствовать, что он ощущает – да это мой долг, защищать этих женщин. Я помню я была в Бангладеше и политическая ситуация там была нестабильная, там были мятежи, митинги, бои на улице. Они поджигали машины на улице, было довольно страшно. И это был новый год бенгальский. И традиция такова, что все люди идут в парк и всякую такую смешную еду едят – рис, рыбу. И обычно преданные идут с харинама по этому парку. И один Прабу сказал: «Матаджи, мне кажется вам лучше не идти на харинаму». И я не знала всех подробностей и подумала: «Ничего себе, что это он мне не даёт на харинаму пойти, я хочу на харинаму». И он не объяснил правильно, просто сказал: «Лучше вам не идти, не надо». Но я настаивала, хотела на харинаму пойти. Я заметила, как на харинаме он вокруг меня вертелся. И через две недели он объяснил мне, что не хотел, чтобы я пошла на харинаму, потому что думал это будет опасно для меня. Потому что были вот эти политический ситуации и очень часто иностранцы становятся жертвами нападения.

01:31:38 И это такой менталитет преданных – мужчин. Что защита женщины – это один из высших принципов. И даже молодые брамачарьи они очень серьёзно это воспринимают. И также помню одна Матаджи приезжала из Англии. Она была в индийском теле, но родилась, жила и работала в Англии. Она сама прилетела в Бангладеш. Откуда ни возьмись появилась в храме. И она хотела проехать по Бангладеш, посещая святые места, в паломничество. Но в Бангладеш, они не занимаются этим обычно. В Индии, пожалуйста, хочешь Джаганатха-пури, поехала. Но в Бангладеш женщины не путешествуют сами, одни. То есть если женщина там так ездит одна – это значит, что женщина не защищена, никто о ней не заботится.     

01:33:41 Я пыталась тогда предупредить её, сказала: «Матаджи вы бы предупредили нас, обычно женщины в Бангладеш не ездят так одни, не принято». Но она была очень решительно настроена и сказала: «Да ничего, я на хинди говорю и знаю, что делаю». Я подумала: «Ну хорошо, пусть делает, раз знает». Конечно же она потеряла все деньги, билет и паспорт. И она пришла обратно в храм и сказала: «Я у вас паспорт билет и деньги потеряла». Конечно брамачарьи наши, им не очень это понравилось. Потому что они почувствовали, ну вот надо заботиться об этой женщине, сделать для неё всё. И конечно, они всё сделали, потому что понимали, что это их долг. И они жаловались мне: «Что эти все западные женщины приезжают, что у них мужа что ли нет?» Расстроились как бы. И в этом и смысл, вы можете ощутить эту культуру даже сегодня.

01:36:09 Ну и конечно защиту вы получаете взамен на свою свободу. Это цена защиты – отдать свою свободу. Вы не можете иметь сразу всё. То есть вы не можете быть независимыми и защищёнными. Даже Кришна выдаёт этот принцип: «Насколько ты предаёшься Мне и Я отвечаю тебе взаимностью». Этот принцип присутствует на всех уровнях, не только между Кришной и Его преданными. И в конечном счёте все мы здесь в материальном мире находимся, потому что хотим быть независимыми. И это один из уроков, который надо выучить – это отбросить свою независимость. И ещё раз женская машина, вот это вот тело – это преимущество. Потому что это лучше позволяет нам усвоить, что значит отбросить свою независимость. Как Прабхупада сказал, что независимость это такая жизнь для женщины, как ну не страдание, а такая... Точно также для мужчин независимость – это страдание, только на другом уровне.

01:38:35 Независимость от Кришны. Независимость от Кришны – это жизнь полная страданий для каждого в этом мире. Но для женщин, они должны усвоить это на непосредственном уровне. На непосредственном, ежедневном таком уровне. И это на самом деле благословение. Мы должны четко уяснить, что это благословение, а не неудобство, не преимущество. Это благословение, потому что мы рано или поздно всё равно должны понять этот принцип.

01:39:51 12.30, маленький перерыв сделаем. Через 5-7 минут опять встретимся. Тот кто очень сильно наполнен, мне всегда было очень сложно принять эти шаги. Я в этом случае всегда использовала принцип, что мужчины всегда любят быть героями для женщин, спасать их. И если подходил мужчина и открывал дверь, то я говорила: «Извините, у меня тут маленькая проблемка. Пожалуйста, помогите». И он отвечал: «Сейчас, конечно, помогу. Сейчас подождите всё будет».

01:41:05 Помню один раз очень сильный дождь лил. И даже в этот проливной дождь я нашла мужчину, который стоял и чинил, чтобы я поехала. И он не жаловался очень счастливо себя чувствовал. Это была целая история в его жизни, как он спас бедную немецкую женщину высоко в горах в Норвегии. Просто Кришна таким образом создал природу мужскую. Для того, чтобы эти обе части совершенно подходили друг к другу, совмещались. То есть всё уже совершенным образом устроено Кришной.

01:42:29 Я уверена у каждого из нас был похожий опыт. Когда вы были в какой-то ситуации и тут появился мужчина и почувствовал себя великим героем, спас вас. И когда я путешествую, мой чемодан тяжёлый и всегда найдётся мужчина, который с радостью несёт его. Особенно если вы смиренно, беспомощно обращаетесь к ним так: «Пожалуйста, помогите». Если вы скажете: «Отнеси-ка чемодан!» Они не почувствуют себя героями. То есть это вопрос тактики, которому мы можем научиться, чтобы мужчины почувствовали себя героями. И это касается всех аспектов жизни: организации, храмового менеджмента. Мужчинам нравится защищать и содержать. И сейчас я бы хотела обсудить один из самых важных аспектов защиты женщин. Это аспект защиты со стороны родителей. Что касается брака – родители устраивают брак. Поэтому это очень важный аспект, зачастую мы не понимаем важность которого. Конечно, надеюсь вы ещё не устали от этого, но я ощутила это в Бангладеш. Только там я поняла вот эту сторону.

транскрибирование: Сергей Ефремов | Пензенская обл. Засечное | Россия | 18 May 2023