Лекарство от оскорблений

Харьков - 15 October 2013
«Служите под руководством Авадхута Махараджа, и тогда это будет служением». Немного истории. Как противостоять вожделению? Как перестать искать недостатки в других? «Давай, вставай, сделай что-нибудь!» Лекарство от воспевания с оскорблениями — это воспевание. «Нама рупа гуна лила». Совершить оскорбление не так легко. Самая большая ошибка — пустая трата времени. Неудавшийся преданный или благочестивый материалист — кто лучше? «Он извлекал из нас только служение». Капля, которая прольёт свет на все три мира. Мы просто оказываем почтение. От кого нам получать шикшу?
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:35:54 | качество: mp3 96kB/s 65 Mb | прослушано: 430 | скачано: 750 | избрано: 21
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

«Служите под руководством Авадхута Махараджа, и тогда это будет служением»

00:00:00 Госвами Махарадж говорит, что Гурудев благословляет вас, и мы очень счастливы… И Бхакти Лалита ДиДи — она вечный слуга, и личный секретарь Гурудева…
Бхакти Лалита ДиДи: Мы должны перевести то, что Вы сказали, Махарадж.
Перевод сказанного ранее Госвами Махараджем: Когда Гурудев прочитал, что пишет Бхакти Лалита в его письмах, он сказал, что это то, что написал бы он.

00:00:46 Госвами Махарадж: И мы все продолжаем служение благодаря нашему ачарье, Шриле Авадхуту Махараджу, который дает нам бесконечное служение и даёт служение также лично мне. Шрила Гурудев сказал, что он будет счастлив, если все преданные в русскоговорящих странах будут служить под чутким руководством Шрилы Авадхута Махараджа. Потому что Ачарья Махарадж, он руководит нашей миссией в Индии, у него очень много дел в Индии.

00:02:12 Но Шрила Гурудев сказал, что его желание, истинное желание, это чтобы все русские преданные, все русскоговорящие преданные служили под руководством Шрилы Авадхута Махараджа. Не двигайте камеру! (Смех в зале.) Шрила Гурудев сказал, что, если мои ученики, мои последователи будут служить под чутким руководством Шрилы Авадхута Махараджа (это были именно его слова), то тогда это будет служением. В другом случае это всего лишь фантазия. Поэтому мы все счастливо служим под руководством Шрилы Авадхута Махараджа.

00:03:48 И тот, у кого есть глаза, чтобы видеть, он увидит, что какая-то мистическая сила в служении исходит от Авадхута Махараджа. И это не то, что мы должны прочитать в писаниях — мы просто должны открыть глаза и увидеть это чудо, которым является служение Авадхута Махараджа. Правда — это то, что я благосклонен ко всем вам. Я ученик Шрилы Прабхупады, Шридхара Махараджа и Шрилы Говинды Махараджа. Прабхупад знает, кто я. Вы можете прочитать в письмах, вы можете увидеть на фотографиях, в книгах. И я вечно знаю Шрилу Гуру Махараджа, что он говорит о Шриле Гурудеве. Это было высшее желание Шрилы Гурудева — то, чтобы я работал вместе со Шрилой Авадхутом Махараджем.

Немного истории

00:06:00 Я проповедовал в Одессе в 1978-м году. Я думаю, что это было задолго до того, как эти милые дамы, присутствующие здесь, родились. И есть, на самом деле, очень длинная предыстория, но я не буду сейчас вам рассказывать. Я просто счастлив, что я вовлечён в служение русской миссии.

00:06:64 И когда я проповедовал в 78-м году здесь, то каждое слово, которое было использовано в служении, оно было очищено и оно танцевало для служения Кришне. Я был приятно удивлён, когда видел, как русский язык становится слугой Кришны. В 1978 м году на Джанмаштами мы в Москве хотели сделать фестиваль. И я спросил у [неразборчиво] Прабху: «Что есть свободного в Москве в это время?» И он сказал: «Ничего». Он [Я] сказал: «Хорошо, у нас есть машина, мы можем поехать куда-то за пределы Москвы, что есть свободного там?» И он сказал: «Абсолютно ничего. Если вы думаете, что здесь ничего нет, то за пределами этого вообще ничего нет».

00:09:05 И у нас была сахарная пудра и просто maslo. И, предложив это, мы сами потом почитали прасад. И они спросили Махараджа: «Что Вы думаете об этом?», а он говорит: «Просто horosho!» Но мы были счастливы. И сейчас вы просто удачливы, потому что вы можете получить всё, даже молоко птицы [хоть птичье молоко]. И Гурудев сказал, что Кришна настолько добр, что он нам даёт очень много. И можем мы себя немножко предложить для служения Кришне, который даёт так много для нас?

00:10:46 И я знаю, что речь идёт не о вас, потому что все, кто находится в связи с Авадхутом Махараджем, все служат постоянно. Я был [Харфе] с [Муралишером] Прабху много лет назад, и мы останавливались у мужчины, который был нашим братом, духовным. И каждый раз, когда я ложился спать, он шёл ИСККОНовский храм. Это ничего страшного. Он забыл, что я ученик Прабхупады. Но с кем же вам нужно говорить в храме ИСККОНа? С прямым последователем Шрилы Прабхупады? Я не думаю.

00:12:04 И мы проводили программы, и некоторые женщины очень много приносили цветов — и я страдал от аллергии. У меня был насморк. И вы могли, когда мои глаза, они были под контактными линзами, и была ужасная аллергия. И я сказал: «Мурали, давай пойдём, прогуляемся по улице». И мы вышли наружу и встретили группу подростков, мальчиков и девочек. И мы проповедовали им целый час. Это была наша программа. [санскрит] И Рупа Госвами говорит, что это — реальное служение для человечества. Это всё божественное для каждого. И это начинается со слушания о Кришне и Его преданных.

00:14:05 И вы очень удачливы, что рядом с вами есть чистый преданный Кришны — это Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. И вы можете слышать от неё о Кришне, о Его преданных, о Его высшем преданном — о Шриле Говинде Махарадже. Она может вам очень-очень много рассказать об её играх со Шрилой Гурудевом. Мои поклоны Бхакти Лалите, мои поклоны всем вам и всей нашей гуру-варге.

00:15:13 Бхакти Лалита ДиДи: Джая Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж!
Госвами Махарадж: Слава, слава!
Преданные: Слава, слава! Слава Богу.
Бхакти Лалита ДиДи: Мы получили много милости сегодня. Давайте споём ещё одну-две песни, а потом вопросы. Я думаю, что у вас вопросов будет много. Шри Кришна Чайтанья Прабху…

Как противостоять вожделению?

00:16:30 Вопрос: Скажите пожалуйста, как можно противостоять вожделению?
Бхакти Лалита ДиДи: Прежде всего, нам не нужно сражаться, не нужно противостоять
этому. И то, что мы можем попытаться сделать, это направить это в наше служение. Всё, что у нас есть — наши чувства, наш разум — мы пытаемся вовлечь в служение. И мы пытаемся делать это так, чтобы мы были постоянно заняты, чтобы у нас не было отдыха, и вовлекать всё, что у нас есть в служение.

00:17:52 Шрила Гурудев сказал, что ответственное служение и наша полная занятость, даст возможность нам полностью отдаться служению. И мы автоматически очистимся. Шрила Свами Махарадж, Прабхупад, использовал некое выражение, сейчас Бхакти Лалита постарается мне объяснить, что это. Шрила Свами Махарадж, то, что он делал — просто брал, забирал людей с улицы и давал им Cознание Кришны. «Ласточкин хвост» — это было любимое выражение Свами Махараджа Прабхупады. И он превратил это в целую концепцию. Ласточкин хвост — все наши чувства, все наши действия, наш разум.

00:21:05 Некоторые любят ходить за покупками, есть «шопоголики» — возможно, стать шопоголиком для Кришны? Некоторые любят готовить, и можно готовить для Кришны. Используйте всё, что у вас есть, для Кришны. И, в нашем нынешнем состоянии, мы падшие души, мы неофиты, и мы только пытаемся встать на ноги в сознании Кришны. И это может быть очень сложно — встать на ноги. Мы начинаем с маленьких шажочков, с шажочков ребёнка, шаг за шагом. И мы используем всё, что у нас есть. Мы используем чистое настроение, чтобы мы могли пойти в нужное время. И тогда у нас получится бежать, в один день.

00:22:38 И это страдание души, дживы, в самом начале нам всегда приходится с этим бороться. Мы можем использовать всё, что у нас есть, включая вожделение; оно может трансформироваться в настоящую любовь. Кто-то злой — может быть даже быть злым для Кришны, защищать преданных. Не наносить вайшнава апарадх. И таким образом мы можем использовать эту тенденцию. И всё очищается вовремя.

00:23:46 Перед тем как пригласить Господа в наше сердце, мы сначала начинаем чистить его, очищать. У нас в сердце слоями копится пыль, накопленная за прошлые наши жизни, и, по милости гуру и вайшнавов, мы сможем очистить его. Чайтанья Махапрабху, в Его первой шикшаштаке написал: чeтo-дарпанa-марджaнaм. И мы начинаем процесс воспевания, который начинает очищать наше сердце. И всё очищается в этом процессе. И наш круг перерождений и смертей он гасит, как гаснет в лесу пожар. И тогда душа просыпается. Прямо сейчас наша душа спит. Это наша попытка, которая сейчас пребывает в таком. усыплённом состоянии. И когда душа просыпается, она испытывает совершенно новый духовный опыт. И мы можем пригласить Господа, позвать Господа в своё сердце.

00:26:08 Только тогда, когда наше сердце подготовлено, оно чисто, и мы там поставили трон и приглашаем на него сесть. И, когда Он приходит в наше сердце, Он Сам это объясняет, что это подобно тому, как восходит солнце. И постепенно Он проявляется в нашем сердце, и первые лучи солнца, они растворяют тьму. И никакое зло не может противостоять этому. Ничего не-божественное не останется, когда Господь появится в нашем сердце. Все сомнения будут убраны, и всё невежество тоже уйдёт. Вожделение превратиться в любовь. И поэтому в этом процессе, на пути бхакти, у нас есть у всех надежда. Нас ждёт яркое будущее впереди.

00:27:58 Мы всего лишь должны быть почтительны к другим и ждать нашего часа. И каждый день — это новый день для того чтобы начать стараться. Возможно, у нас что-то не получилось вчера, но мы можем попытаться сегодня. Мы бесстрашны, мы не боимся всех ошибок внутри нас. Возможно, если это беспокоит других преданных, мы за это извиняемся. Но мы знаем, что Господь знает, как очистить нас, и мы веруем в Него. Ещё вопросы?

Как перестать искать недостатки в других?

00:29:18 Вопрос:Каким образом перестать мыслить таким образом, чтобы искать недостатки в других?
Бхакти Лалита ДиДи: Шрила Шридхар Махарадж и Шрила Гурудев, они по этому поводу сказали очень много, и у нас целый багаж на эту тему. И мы осознаём, что в нас самих больше чем достаточно ошибок, которые нужно исправлять. И Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Смазывайте свои шестерёнки». Нам не следует переживать по поводу шестерёнок других людей. Нам не следует поправлять других людей. Кришна знает, как очистить каждого из всех преданных. Поэтому мы сосредотачиваемся на самих себе, на наших ошибках.

00:31:13 И Шрила Гурудев сказал, что «мы не инспекторы по дырам [канализации]». И это не наша работа — проверять все дыры, которые есть в стенах, трещины [канализационные трубы]. И наша забота — это следить за собой и проверять самих себя, исправлять самих себя. И мы осознаём это всё больше и больше по мере нашего продвижения.

00:32:04 Это также имеет свои последствия — искать ошибки в других. И вы, учёные, вы лучше нас всех знаете, что такое третий закон Ньютона. Каков третий закон?
Ответ из зала: Каждое действие имеет равное и обратное по направленности противодействие.
Бхакти Лалита ДиДи: И также мы знаем, что в каждой реакции есть противодействие, в которое вовлечён какой-то интерес [противодействие приходит с некоторым «процентом»]. Когда мы почувствуем обратную реакцию, мы поймём, что нам, вообще-то нужно заплатить больше.

00:33:11 И оскорбления, в особенности оскорбления вайшнавов, вайшнава-апарадхи, реакция, которая придёт на это — нам придётся мучиться намного сильнее. И, если мы подумаем что-то плохое или, более того, мы скажем, что он таков, то это придёт к нам: мы сами станем плохими, но в ещё большей степени. И, на самом деле, нам будет намного легче побороть мысли, которые у нас в голове, чем те, которые уже вышли из наших уст. И мы можем гармонизировать мысли в нашем уме с помощью медитации на наших гуру. Мы должны схватить себя и тянуть от ошибок: у меня лично очень много ошибок, и, когда они в голове, я просто говорю: «Тихо!»

00:35:06 Недавно мне пришлось практиковать это «экзерцизно» на одной из преданных. У меня была трёх или четырёхчасовая встреча с одной из преданных, и на деле нам просто пришлось изгонять демона из неё. Мы изъяли у неё ум, завязали и сели на него. Изначально нам нужно определить проблему. И мы определили, что это ум. Мы знаем, что мы сами — это не наш ум, но мы покрыты его действием. Если ум контролирует нас, то мы будем страдать, мы будем в беде.

00:36:39 И некоторые люди страдают от их собственного ума более, чем другие; у некоторых умы, действительно, просто демонические, если можно так выразиться. Другие люди могут страдать меньше от ума, но у них может быть больше других проблем. Мы все страдаем от чего-то в этом мире. Но приведение ума под наш собственный контроль — это автоматический результат практики Cознания Кришны. Когда наш ум находится под нашим контролем, он становится лучшим другом и помощником.

00:37:55 И вы не будете находить ошибки в других, увидите в людях только хорошие вещи. Мы всегда можем найти хорошие вещи в ком-либо. Мы только на наших начальных ступенях, мы вдохновлены, и перед нами ещё долгий путь, который нам следует пройти. Но в этом нет ничего страшного, потому что у нас нет ничего лучше, чем заниматься этим. Какие бы проблемы ни приходили, какие бы преграды ни становились на нашем пути, мы их принимаем и боремся с ними.

00:39:02 И какое бы оскорбление, какую бы ошибку мы ни сотворили, мы просто можем попросить прощения: «Прости меня, я падшая душа!» И, особенно если мы имеем дело с вайшнавами, они очень милостивы и они прощают всё. Ещё вопросы?

«Давай, вставай, сделай что-нибудь!»

00:39:50 Вопрос: Почему на всё есть силы, а на молитву нет? Где взять эту силу?
Бхакти Лалита ДиДи: Возможно, молитва — это не ваша специализация. Возможно, вам лучше на кухне, или в саду, или, возможно, делать гирлянды? Делать что-то для Кришны. Мы слуги, которые занимаются активным служением. Я лично тоже не очень хороша в молитве. И я не сижу в храме и не молюсь целый день. И что бы мы дальше ни делали, мы всё это делаем с правильным, с чистым умонастроением, и, когда мы заняты каким-то служением, мы можем воспевать Святое Имя.

00:41:33 По мере того, как вы готовите, убираетесь, делаете гирлянды, воспевайте: «Кришна, Кришна …» И для нас лучше постоянно быть чем-то занятыми, чем просто сидеть наедине с нашим умом и молиться и куда-то «улетать». И Кришна, скорее всего, тоже скажет: «Почему ты сидишь и молишься? Давай, вставай, сделай что-нибудь!» Я бы сильно не беспокоилась по этому поводу. Просто используйте себя в служении гуру, вайшнавам, и всё будет хорошо. Кришна знает наше сердце. И Он может видеть нас, даже когда мы не можем Его увидеть. Поэтому не беспокойтесь.

00:43:07 Ананда, мы знаем, что у вас есть вопросы. вы можете задать мне все те вопросы, которые задавали вчера. Потому что я, на самом деле, не очень помню, что я вам вчера отвечала, и я была чуть-чуть не сконцентрированная и уставшая. Возможно, я вам даже дала неправильные ответы.
Ананда: Нет, спасибо, всё мне понравилось.

Лекарство от воспевания с оскорблениями — это воспевание

00:43:50 Вопрос: Иногда спрашивают, вот, существует десять оскорблений Святого имени. И люди, и я, в частности, интересуюсь: лучше о них размышлять до воспевания на чётках, или во время служения?
Бхакти Лалита ДиДи: В принципе, и то, и другое. Мы стараемся воспевать без оскорблений и также не оскорблять в нашей духовной жизни. И до того как начинать читать нашу джапу, мы воспеваем панча-таттва мантру. Гурудев сказал, что мы, читая панча-таттва мантру, мы поклоняемся им, и таким образом избегаем оскорблений.

00:45:38 И мы на самом деле можем напомнить себе о десяти оскорблениях — распечатать их, повесить на стену, например, и каждое утро читать и удостовериться в том, что мы понимаем, о чём идёт речь. Но лекарство от воспевания с оскорблениями — это воспевание. Очистить нас от оскорбления Святых Имен может Святое Имя. И в Прапанна-Дживанамритам есть такая очень красивая шлока: если мы упадём на землю, то как мы должны с неё подняться? Мы отталкиваем себя от той самой земли, на которую упали, чтобы подняться. И Святое Имя — это то, с помощью чего мы будем прощены за наши оскорбления. И единственный путь к воспеванию — это воспевание.

«Нама рупа гуна лила»

00:47:26 Вопрос: А вот такой термин существует, и как его понять: «нама рупа гуна лила», то есть «имя, качества, форма и, как бы, игра». То есть, человек в процессе служения это начинает понимать, или же это просто какой-то этап, когда он уже понимает, что он уже находится, посредством служения соприкасается с другой реальностью? Насколько этот критерий существует?
Бхакти Лалита ДиДи: Это проявляется в сердце. Божественная реализация. Это всё происходит в ступенчатом процессе.

00:48:39 Мы говорили о солнце, которое восходит в сердце, о Господе, который там появляется. И постепенно тьма уходит, и свет проливается, и к нам всё приходит, открывается для нас постепенно. И мы увидим всё то, что нужно для нас. Возможно то, что сейчас нам кажется каким-то пугающим, в будущем это станет нашей реальностью, нашей практикой. То есть, по чуть-чуть нам откроется всё. И мы не говорим о том, что это то, что нам нужно выяснить здесь и прямо сейчас. Мы не приступаем к сознанию Кришны с таким подходом, что нам нужно каждую мелочь выяснить, чтобы принять Cознание Кришны.

00:50:22 И Cознание Кришны не может быть понято через какие-то технические аспекты. И мы отдаём полностью себя, мы занимаем себя в энергичном служении, мы общаемся, находимся в правильном обществе. И, следуя этим шагам, всё откроется в нас. Мы самостоятельно испытаем это всё в реальной практике, в реальном мире.

Совершить оскорбление не так легко

00:51:28 Вопрос: То есть, между чистым Святым Именем и нашим положением — вот эти вот вайшнава-апарадхи существуют и сева-апарадхи? То есть, из-за этого мы не можем в полной мере правильно воспевать?
Бхакти Лалита ДиДи: Да, это правда. Сева-апарадха — это особый вид оскорбления. Есть также особая нама-апарадха. Есть также дхама-апарадха, вайшнава-апарадха. И Гурудев говорил, что для нас как детей (мы — дети в сознании Кришны), не так легко совершить оскорбление, это не так легко, как вы думаете.

00:53:08 И Господь, как наша мать, она не обижается на ребёнка, за то, что он её как-то обижает. Ребёнок иногда может пописать на маму — и мать не бросает ребёнка через всю комнату. И Господь действует именно так. Пожалуйста, проходите. Кто это?
Переводчица: Ишвари.

Самая большая ошибка — пустая трата времени

00:54:05 Вопрос: То есть, нужно параллельно анализировать своё состояние и примерно знать, где мы совершили оскорбление. Значит, в сердце будет какая-то печаль, пустота какая-то появляется? И наоборот, если мы прогрессируем, в сердце больше радости, счастья, глубокого удовлетворения?
Бхакти Лалита ДиДи: Конечно, самоанализ необходим для каждого из нас каждый день.
Реплика слушателя: Мы же не можем писать на нашу маму постоянно.
Бхакти Лалита ДиДи: Да, это так. Но также мы не воспринимаем это всё ментально. Иначе мы будем парализованы нашими оскорблениями, которые мы нанесли другим. Особенно, когда мы всё ещё дети, и мы не можем даже прямо встать.

00:55:36 И мы остаёмся в скромном отношении к себе и просто молим и кричим, просим Господа о милости. И мать также может услышать плач ребёнка. И поэтому Господь тоже может нас услышать, если мы начнём плакать, воспевая его имя, особенно если оно будет безнадёжным. Он придёт и поможет нам. На самом деле наш мозг может взорваться, если мы целый день засядем и будем расписывать и думать, какие оскорбления мы нанесли другим. Это просто взорвёт нас изнутри.

00:56:57 Вопрос: То есть, параллельно и служить, и анализировать?
Бхакти Лалита ДиДи: Да, не слишком усердствуйте [в анализе]. Анализ — это паралич. Это цитата Малкольма Икса (Malcolm X). Он революционер. Это его слова: анализ — это паралич. И есть некая правда в этом утверждении. Мы не хотим что-то переанализировать, анализировать слишком глубоко.

00:58:04 Вопрос: То есть, анализ — это паралич, а служение — это движение, получается?
Бхакти Лалита ДиДи: Да, мы принимает это выражение каким-то образом, но не полностью. В этом есть какая-то правда, но она не абсолютна. Поэтому каждый день мы просто пытаемся что-то делать, просто старайтесь в меру своих сил. Скорее всего, самая большая ошибка нас всех — это трата своего времени. Мы должны волноваться больше по этому поводу: сколько мы времени честно тратим [впустую] каждый день. И мы стараемся использовать себя в служении каждую минуту, каждый момент и посвятить себя полностью служению.

00:59:41 Мы будем использовать себя в лучшей степени, когда мы будем заняты в служении, в служении преданным. Насколько это возможно, мы пытаемся отстраниться от всего и посвятить себя гуру и вайшнавам. Но, конечно, у вас у всех есть какие-то обязанности. У вас, например: вы — юрист, вам нужно ходить в офис, вам нужно работать. Но сколько времени у вас есть для служения — вы должны его максимизировать, увеличить. И постепенно, с каждым днём, в конце концов вы избавитесь от вашей должности и вы подвинете себя к полному самопреданию. Отдайте всё гуру и Кришне. Это должно быть планом. Работайте в этом направлении.

01:01:25 И в то же время отдавайте каждую минуту, которая у вас есть, для служения и вашей духовной практики. И будьте, пожалуйста, проще с самоанализом, сделайте это понимание более простым. Не становитесь парализованными. Есть ещё вопросы?

Неудавшийся преданный или благочестивый материалист — кто лучше?

01:02:11 Вопрос:Скажите, пожалуйста, кем лучше быть — неполноценным преданным, неудавшимся преданным, или благочестивым, хорошим материалистом, ну, в лучшем смысле благочестивым?
Бхакти Лалита ДиДи: Конечно неудавшийся слуга. Даже самый плохой преданный лучше, чем материалист.
Вопрос: Даже оскорбительный преданный?
Бхакти Лалита ДиДи: Даже оскорбительным преданным, да; потому что для преданного всегда существует надежда. Потому что в любой момент они могут попросить прощения.

01:03:26 И слово «преданный» после слова «оскорбительный» — это очень хорошая вещь. Многие были оскорбителями, например Джагай и Мадхай. Они как эпидемия оскорблений. Они были прощены и стали великими вайшнавами. И Нитьянанда Прабху, он приходит именно за такими людьми. Он ищет самых худших людей, он ищет самых худших преданных. И они становятся его целями. И всегда есть надежда для них. И, возможно, мы — некоторые из них.

01:04:34 Джагай и Мадхай стали великими вайшнавами, и до конца своей жизни они продолжали чистить берега Ганги, там, где люди принимают омовения, они чистили с утра до вечера. И звали тех людей, которых они оскорбили, прийти: «Пожалуйста, придите и простите нас». Они жили в умонастроении величайшего почтения, когда стали великими вайшнавами. И есть много других примеров таких вот оскорбителей, которые были прощены.

01:05:55 Возможно, мы лишь чувствуем себя настолько оскорбительными, но, возможно, на мы самом деле не такие. Но, к счастью, нас не выгнали никуда. И каждый день мы продолжаем идти, насколько это возможно, и надеемся на милость.

«Он извлекал из нас только служение»

01:06:27 Жизнь Шрилы Говинды Махараджа была прекрасна в стольких аспектах! Мы были в какой-то степени «дикой группой», которая жила рядом с ним. Мы все были с разными характерами, с разной природой, с разным умонастроением. И он говорил, что «в моих джунглях живёт много тигров, много львов и много медведей».

01:07:21 И иногда преданные ругались перед ним. И иногда происходило такое на глазах у Гурудева, что просто один преданный бил другого. Мы сделали столько неправильных вещей и столько оскорбительных вещей на его глазах. Мы вели себя очень плохо на его глазах столько раз! Но он смотрел сквозь это. Он всегда смотрел сквозь наше поведение, сквозь наши оскорбления, и извлекал из нас только служение. Он всегда мог найти самое лучшее в нас и всегда мог знать, как лучше использовать нас для служения.

01:08:39 И Шридхар Махарадж говорил, что он был естественным парамахамсой. И значение слова «парамахамса» — это не всего лишь преданный, подобный лебедю. Он как преданный, который подобен лебедю. Если лебедю смешать молоко и воду и поставить перед ним, то своим клювом он способен извлечь только молоко. И Гурудев был полностью подобен этому описанию. Он извлекал из нас только служение, несмотря на все наши плохие вещи. И он всегда смотрел сквозь наши ошибки, он игнорировал их и даже просто не видел. И мы всегда чувствовали себя защищёнными, потому что мы понимали, что он не выгонит нас, и таким образом мы останемся в его обществе. Мы не так сильно боялись наших ошибок и наших оскорблений.

01:10:40 Иногда перед ним мы были слишком храбрыми. Но всё равно он никогда не отталкивал нас. И мы были очень удачливыми быть его стражами [под его защитой]. Возможно, у него было отличное от нашего мировосприятие, отличное от этого мира. Но он всегда смотрел на нас, воспринимал нас как его стражей [он всегда был нашим хранителем]. И мы работаем, мы служим под его наставлениями и под контролем его преданных. И всё хорошо. И нет никаких проблем на самом деле. Может быть, ещё один, последний вопрос? Который час сейчас? Давайте последний вопрос, пожалуйста.

01:12:14 Переводчица: Ишвари, Вы только пришли, может быть, вы что-то хотите спросить?
Ишвари: Вопросы есть, но они уходят почему-то, там где-то. Сюда приходишь — и они как-то...
Бхакти Лалита ДиДи: Это хорошо. Госвами Махарадж, он всегда счастлив, когда видит, когда преданные на его лекциях записывают что-то.
Слушатель: Просто память слабая.
Бхакти Лалита ДиДи: Мы все очень забывчивы. Шрила Прабхупад говорил: «Запомнить — значит записать».

Капля, которая прольёт свет на все три мира

01:13:18 Вопрос:Кришнадас Кавирадж Госвами сказал, что Шри Чайтанья Чаритамрита — это всего лишь частица игр Махапрабху; то есть он это буквально сказал или же это действительно так? То есть то, что мы читаем — это лишь немного, и, возможно, были какие-то другие истории, с Ним связанные?
Бхакти Лалита ДиДи: Конечно. Сколько вообще может быть записано? И Чайтанья Махапрабху — это наш Верховный Господь. И в Нём Радха и Кришна слиты воедино, и Он являет миру Свой бесконечный любовный экстаз, полон желания распространять. И Он низошёл в этот мир с Его окружением, с Его обителью. И столько всего случилось другого, о котором мы даже не слышали.

01:15:15 И то, что мы слышим от Кришнадаса Кавираджа Госвами, практически всё это приходит к нам из дневника Сварупы Дамодара. Есть также записи Вриндавана Дас Тхакура и шести Госвами. Столько литературы, столько разных шлок, столько молитв. И мы имеем дело с чем-то бесконечным. И вы никогда не найдёте конец этого. Это как резервуар фонтана, он всегда наполнен водой до краёв, которая вытекает из него. И мы — ограниченные существа, насколько мы можем принять это? Какую часть мы можем принять Безграничного?

01:16:53 Вопрос: То есть это основное как бы просто зафиксировано: там, рождение и так далее, но можно предполагать, что этому сопутствует невероятное, бесконечное количество параллельных каких-то событий, о которых просто лишь можно догадываться, что это существовало.
Бхакти Лалита ДиДи: Мы можем об этом думать так, но лучше — в другом понимании. Лучше для нас — понимать, что у Кришнадаса Кавираджа Госвами была просто нереальная возможность восприятия этого всего. Это было его скромное настроение, выразить это. И он также сказал, что «я не более чем червяк в отходах». И мы даже не можем читать этого, мы не хотим слышать этого. Но он это пишет из непередаваемой скромности.

01:18:34 И для него это действительно может быть всего лишь капля. Но для нас это может быть то, что прольёт свет на все три мира. Это слишком много для одного человека. И мы никогда не сможем понять всю Чайтанья Чаритамриту. Это более чем достаточно для всех из вас. И, когда вы читаете Чайтанья Чаритамриту, пожалуйста, помните всегда об авторе. Помните, насколько эта личность скромна и почтительна.

01:19:31 Вриндаван Дас Тхакур, автор Чайтанья Бхагаваты, он тоже очень скромен. Но у Вриндавана Дас Тхакура, у него немножко другое настроение; у него есть агрессивная сторона. И он говорил, что если кто-то не может принять Нитьянанду Прабху, потому что мы видим, что Чайтанья Бхагавата, описывает деяния Нитьянанды Прабху, так как Вриндаван Дас Тхакур был его последователем. И он говорил, что, если кто-то не может принять Нитьянанду, то я ударю его по голове. У разных вайшнавов разное настроение. И столько много граней, столько много углов.

01:21:05 Вопрос: То есть нужно осторожно общаться с преданными?
Бхакти Лалита ДиДи: Конечно.

Мы просто оказываем почтение

01:21:17 Ишвари: Я хочу всё-таки задать вопрос, можно?
Бхакти Лалита ДиДи: Да.
Вопрос: Я хотела, когда давали посвящение, сказали, что есть десять оскорблений. Есть второе оскорбление, я не до конца его понимаю, некоторое действия, как правильно его совершать. Оскорбительно считать великого Господа Шиву, равно, как и всех богов отдельными от Господа Кришны. И вопрос такой: получается, если до этого мы могли каким-то богам поклоняться как-то, по нашему пониманию, то, после посвящения, произнеся Святое Имя, чтобы его не оскорблять, мы должны всех полубогов отбросить полностью и на алтаре оставить только Кришну, имя Святое, иначе мы оскорбляем его. Правильно я понимаю?

01:22:50 Бхакти Лалита ДиДи: Да, это правильное понимание. Но не только Кришна — гуру, Гоуранга, Радха, Кришна. И мы никогда не считаем полубогов равными Кришне. И даже если собрать всех полубогов вместе, они никогда не станут равными Кришне, даже все вместе. Возможно, мы не знали этого раньше. Поэтому нет никакого оскорбления в этом.
Вопрос: Просто мы календарь смотрели, да? Там уделяется внимание Дурге. Но это же неправильно?
Бхакти Лалита ДиДи: Мы можем принимать всё и каждого как что-то, связанное с Кришной. Дурга Деви — она вайшнави, поэтому мы уважаем её. Мы также не хотим обидеть её. Но мы просто не сравниваем её с Кришной, мы просто не поклоняемся ей на нашем алтаре. И такая же ситуация с другими полубогами.

01:24:52 И нужно содержать всё в соответствии с пониманием нашей Рупануга сампрадайи, линии. Наша цель — это Радха, Говинда и Махапрабху. На самом деле, я тоже никогда не видела Дургу в нашем календаре, я только буквально сейчас заметила. Некие изменения были внесены в наш вайшнавский календарь Ачарья Махараджем. Мы можем спросить его и попросить дать объяснения.

01:25:57 Вопрос: Вот у меня второе оскорбление и вот это — как-то это не состыковалось. Полубоги — и вдруг они у нас появились.
Бхакти Лалита ДиДи: Да, но это не то, что мы думаем, что она равна Кришне.
Вопрос: Получается, что мы отдаём туда внимание.
Бхакти Лалита ДиДи: На самом деле, я тоже искренне удивилась — почему эта дата в нашем календаре появилась. Никогда не было раньше. Я не почувствовала никаких сложностей, когда увидела это в календаре. У нас так много вайшнавов, так много других личностей, которые мы отмечаем в нашем календаре. В этом году мы оказываем почтение ей, и в этом нет никакой проблемы. Мы просто оказываем почтение.

01:27:22 Мы никак не превозносим её выше, мы просто говорим: джай, Дурга-деви, джай! И в нашей ежегодной парикраме мы также посещаем храм Дурга Деви, и также Параматала. Там, в центре Навадвипа.
Вопрос: Там, где жил Гурудев, Шридхар Махарадж, да? Я просто не была, не знаю вообще, как там что. А там есть изображение Дурги, каких-то ещё божеств?
Бхакти Лалита ДиДи: Нет, но в Навадвипе есть, например, храм Шивы, в Хапании. Он был мужем Дурги.
Слушатель (поправляет перевод): И есть.
Переводчица: И есть, да.

От кого нам получать шикшу?

01:29:14 Вопрос: Хотелось бы определиться, выбирать себе [шикша-гуру]. Нужно внимательно смотреть, какого уровня знание нам предлагают. Но что значит моё внимание? У меня-то самскары прошлого, у меня ведь нет видения, да? Как выбирать себе на данный момент шикша-гуру, чтобы не уходить в сторону, не совершать оскорбления. Сердцем чувствовать? Там у нас анартхи, у нас идёт анартха-нивритти. Какой бы совет такой, чтобы идти фарватером, не сбиваться налево-направо, в жизни мы уже столько совершали…

01:30:41 Бхакти Лалита ДиДи: То, что даёт нам гуру, то, что он считает достаточным и ценным для нас, мы должны сфокусироваться на этом. И вы увидите, что нам даются какие-то определённые вещи, читая книги, слушая лекции, слушая разговоры наших учителей. И они подчёркивают из раза в раз, что «сфокусируйтесь именно на этом, сфокусируйтесь на том, что я даю вам». И самая важная вещь — это чтобы мы прислушивались к нашим местным лидерам. Мы следуем инструкциям и наставлениям наших местных гуру, наших местных стражей. Мы получаем шикшу от них.

01:32:10 И также мы можем получать шикшу от наших старших братьев и сестёр, которые выше нас. И, чтобы окончательно сделать всё ясным, вам нужно понять, что вы здесь живёте под руководством Шрилы Авадхута Махараджа. Постарайтесь помогать и служить под его руководством. И постарайтесь увидеть, что он хочет от вас, постарайтесь понять, что именно в вас он может использовать для служения. И вы будете очень успешны. Он может вовлечь в служение всех. Мы не раз видели, как он просто брал людей с улицы, звал их, и на следующий день они становились его пиар-менеджерами.

01:33:39 Он мгновенно делает людей образованными в чём-либо. Он каждому даёт очень важные обязанности. И таким образом человек не может [не служить]. Авадхут Махарадж всегда успешен. И это наша большая удача, если мы можем помогать ему и учиться у него. Вы сегодня пропустили даршан Госвами Махараджа, он нас благословлял. И он сказал ту же самую вещь, которую я только что сказала. Мы служим под руководством Авадхута Махараджа, и это наша большая удача и счастье, и он назвал себя в числе нас всех. И не должно быть каких-то неясностей и сомнений по этому поводу. Дорога ровная и чистая перед нами.

01:35:16 Вам нужно идти?
Преданный: Я счастлив был. К сожалению, мне надо идти. Спасибо большое.
И после обеда, если у кого-то есть какие-то предложения, какие-то идеи, мы можем провести что-то особенное. И в шесть часов мы снова встретимся. А после обеда было бы хорошо куда-нибудь пойти погулять. Поэтому мы увидимся с вами позже.

транскрибирование: Надия Деви Даси | Москва | Россия | 12 February 2015