Как лучше проповедовать?

Москва - 25 августа 2013
Наш долг — делиться своим осознанием. Преданные Кришны подобны цветам. Пытайтесь передать другим то, что вы приняли в своём сердце. Когда человек освобождается от гун природы? Как избавиться от забывчивости. О проповеди вегетарианства. Женщина в шафрановых одеждах. «Я почувствовала, что я, наконец, нашла своего духовного отца». Секрет молодости. О добре и зле. Вайшнавизм и гаудия-вайшнавизм. Об индуизме.
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:51:05 | качество: mp3 96kB/s 35 Mb | прослушано: 60 | скачано: 163 | избрано: 2
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Наш долг — делиться своим осознанием

00:00:00 Сегодня последний день нашего праздника в Москве. Но наш фестиваль ещё продолжится в Санкт-Петербурге. И мы приглашаем вас приехать туда и присоединиться к нашему празднику в Питере. В ведической культуре у нас вечный праздник. Так много особых дней в нашем календаре. У нас есть очень много поводов, очень много причин для праздника: дни явления Господа, дни, связанные с великими святыми, дни, так или иначе связанные с Богом. И это очень счастливая жизнь. Это лучший способ провести свою жизнь.

00:01:04 Поэтому мы чувствуем себя очень счастливыми и чувствуем также обязанность со своей стороны поделиться этим сознанием и этим образом жизни с вами. Это наш долг — проявить милосердие и проявить эту милость к человечеству. Писания говорят: «Если вы не в состоянии делиться какими-то подлинно глубокими духовными идеями с другими, не в состоянии давать людям очень высокое знание, то это поведение, то есть не делиться чем-то очень высоким, называется насилием, джива химса».

00:02:20 И мы не хотим совершить подобное преступление против человечества тем, чтобы не воспользоваться возможностью поделиться. Но мы хотим быть добры, сострадательны и поделиться с другими. И мы не только практикуем, но и проповедуем. Мы хотим сообщить каждому, дать знать каждому, донести до каждого это знание об их вечных потребностях, об их вечной жизни, о том, какова их вечная перспектива. И так мы ведём свою жизнь. И, может быть, мы не особо продвинуты в духовной жизни, быть может, мы начинающие, неофиты. Но всё-таки мы чувствуем какое-то продвижение на этом пути и пытаемся поделиться этим с другими.

00:03:49 Пускай у нас есть очень мало, но мы хотим поделиться этим с вами.

Преданные Кришны подобны цветам

00:04:00 Спасибо! (Видимо, принимает цветы от ребёнка.) Хочешь сесть? Хочешь сесть? Садись.

00:04:40 Преданные Кришны подобны цветам. Особенно дети. Помню, как однажды наш Гурудев впервые выехал из Индии, за пределы Индии, в западный мир. Это было первое его мировое турне, 1992-й год. Хотя до этого он близко общался с преданными западного мира, поскольку они регулярно приезжали в Индию, он их знал по Индии, но он никогда не был у них дома, на западе, за пределами Индии. И, оказавшись впервые на западе, он был удивлён материалистичностью, отсутствием сознания Бога, представлений о Боге и материалистичностью образа жизни в целом.

00:06:02 И тогда он сравнил всех своих западных учеников с цветками лотоса. Если вы когда-нибудь видели воду, в которой цветут цветы лотоса, то это никогда не чистая, прекрасная вода. Это вода, в которой полно грязи, осадков, насекомых, различного вида грязи. Но из всей этой грязи вырастает прекрасный цветок лотоса. И тогда наш духовный учитель, Шрила Бхакти Сундар Дев Госвами Махарадж, уподобил своих западных учеников, сравнил их с цветами лотоса, которые, даже хотя они выросли из грязи, из какой-то скверны, нечистой атмосферы, но они сумели вырасти и расцвести в сознании Кришны.

00:07:35 И он постоянно раздавал свои благословения, в том числе, в письмах. Он свободно раздавал свои благословения стоим ученикам. И он говорил: «Пусть же любовь и нежность преданных поддерживают вас и хранят вас; пускай же вы расцветёте во всей красоте и славе сознания Кришны». Какое благословение может быть лучше этого? Мы очень счастливы этому сами, и мы очень рады поделиться этим с любым, у кого есть желание, стремление, жажда соприкоснуться с этим.

Пытайтесь передать другим то, что вы приняли в своём сердце

00:08:43 А сейчас, если у кого-то есть вопросы, то я буду счастлива постараться на них ответить. Я не знаю всего, но я знаю кое-что, по милости моего гуру. Есть ли какие-нибудь вопросы?
Вопрос: А как лучше проповедовать?

00:09:20 Бхакти Лалита ДиДи: На этот вопрос отвечал Шрила Шридхар Махарадж, и его ответ очень достоверен и глубок. Он сказал: «Всё, что вы сумели сами оценить в сознании Кришны, то, что привлекло вас, то, что вызвало ваши нежные чувства в этом, стремитесь поделиться этим с другими. Пускай это станет основой, вашим материалом для проповеди». То что вы поняли, то что вам понравилось, что вы приняли в своём сердце, пытайтесь передать это другим. Это не что-то искусственное. Это не сделать насильно. Это должно быть чем-то настоящим и важным для вас. На это люди отзовутся лучше всего, они примут это в наилучшей степени, в наибольшей степени.

00:10:54 И один из Госвами, если я не ошибаюсь, Шрила Джива Госвами, написал стих, в котором он сравнивает сознание Бога, сознание Кришны с драгоценным камнем, с бриллиантом, а различные люди поворачивают его различными гранями, и он может блистать разными сторонами, когда его держат разные люди в своих руках. Поэтому можно рассматривать это с разных сторон, есть много измерений, много граней.

00:11:47 И в поле проповеди мы обычно подстраиваемся под тех, с кем мы соприкоснулись: что им нравится, каковы их интересы, в чём они нуждаются. Мы можем рассказать им что-то, с чем они найдут какое-то родство. Поскольку мы имеем дело с Безграничным, то существует безграничные способы, безграничное число методов проповеди, методов поделиться этим с другими. И тогда это зависит от вашей способности — до какой степени вы способны понять, то какой степени вы способны передать это другим.

00:13:05 И у нас в Европе есть один преданный, очень простосердечный, простой человек, очень милый. И у него нет времени на то, чтобы много читать, изучать какие-то научные истины о духовной жизни, о сознании Кришны, но он знает одно: что он очень любит своего гуру, и поэтому он делится этим с людьми и приводит огромное количество людей в храм, познакомится ближе с преданными. И его искренность, его любовь к своему гуру привлекают людей, и поэтому через него многие люди познакомились с этим и позже получили инициацию, стали преданными. Поэтому мы можем действовать тем способом, который для нас естественен и уместен.

Как освободиться от гун матриальной природы?

00:14:33 Есть ли ещё вопросы? Девушки вперёд.
Вопрос: Говорят, когда человек начинает жить духовной жизнью, на него перестают действовать гороскопы, созвездия. Какого уровня должен достигнуть человек, чтобы освободиться от гун природы полностью?
Бхакти Лалита ДиДи: В соответствии со степенью нашего шаранагати, самопредания. До какой степени мы отдаём себя, вручаем себя, до той степени мы оказываемся во власти и под защитой Всевышнего Господа. Поэтому у разных людей по-разному. Всё зависит от глубины самопредания. Насколько мы отдали себя и насколько мы полагаемся на Господа. Вот в той же степени плюс ещё немного сильнее Кришна отвечает взаимностью.

00:16:21 В писаниях сказано, что, если мы делаем один шаг навстречу Кришне, то Кришна делает десять шагов навстречу нам. Он — великодушный, благосклонный Господин. И тогда, по мере нашего самопредания, все эти внешние факторы — влияние качеств материальной природы, власть шести внутренних врагов над нами — всё это отходит на задний план, по мере того как мы вручаем себя Господу во всё большей и большей степени. Это обоюдно. Это естественно, так же, как в отношениях с другим человеком. Но это не обычный человек. Здесь мы имеем дело с Верховной Личностью. Он добр и великодушен.

Как избавиться от забывчивости?

00:17:55 Вопрос: Наш ум обладает свойством забывать. Скажите, как можно избавиться от этого свойства?
Бхакти Лалита ДиДи: Прежде всего, это зависит от человека и его способностей. По мере того как мы принимаем духовную жизнь и упрощаем свою жизнь, посвящая себя простым, но самым важным вещам, мы можем принять этот важный принцип: «Простая жизнь — возвышенное мышление» и сосредоточиться на самом главном, самом высоком. И тогда у нас появляется склонность меньше забывать.

00:19:01 Часто забывчивость проистекает из нашей перегруженности этим материальным миром, из того что нагрузки на нас окружающей среды слишком велики. И если у нас нет главного ориентира, главной цели в своей жизни, ради чего мы живём, то в этом случае очень легко забыть о главном. Но можно обрести всё, если мы будем настойчивы в нашей духовной жизни, будем настойчиво двигаться вперёд в практике.

00:20:08 Также очень простой момент, который может помочь вам в духовной жизни, это быть вегетарианцем. Если вы примете здоровую вегетарианскую диету, а тем более, если вы будете предлагать свою пищу Господу, то в этом случае ваше сосредоточение, ваша внимательность, ваш характер — всё это изменится к лучшему. Употребление в пищу животных, употребление в пищу мяса очень вредно для нашего здоровья. Поэтому, если вы станете вегетарианцем, вы станете более умиротворены. Потому что, если человек ест животное, то он принимает на себя ответственность за убиение этого животного. И это очень плохо для сознания. Тем самым вы сами себе усложняете жизнь, без нужды. Поэтому это поможет всем — если бы люди стали вегетарианцами, все в мире стали вегетарианцами.

00:22:10 Во многих смыслах мы можем помочь сами себе. И, когда вы избавляетесь от лишних, тяжёлых вещей, вы постепенно очищаетесь, становитесь всё легче и легче, и таким образом, вы оказываетесь в состоянии помнить о самом важном, о самых главных вещах. Поэтому все могут стараться, насколько это в их силах. Быть вегетарианцем очень легко. У нас здесь, на этом фестивале, идут занятия по вегетарианству, есть журнал Vegetarian, есть множество преданных-практикующих, которые могут объяснить вам, как наиболее здоровым и естественным образом стать вегетарианцем. У нас два вегетарианских ресторана. Можете прийти в них, попробовать много удивительных блюд. И тогда это станет легко для вас.

00:24:03 Нам следует помнить и сознавать, что мы живём во власти закона кармы в этом материальном мире. На каждое действие приходится равное противодействие, с «процентами». И без нужды отнимать жизнь животного — приведёт к определённым последствиям, и вам придётся нести ответственность. Я надеюсь, что вы удовлетворены этим ответом.

Как обяснить, что вегетарианство это хорошо?

00:25:01 У меня два вопроса. Как донести до обычного человека, который невегетарианец, что употреблять живую пищу — это плохо, если тебя воспринимают агрессивно?
Бхакти Лалита ДиДи: Если они понимают в принципе, что означает употребление мяса, то они могут посетить, например, бойню, мясокомбинат. И посмотрим, что они скажут после этого. Некоторые преданные даже отправились на один мясокомбинат и сняли весь процесс и создали документальный фильм об этом. Это просто ужас. И один наш преданный, который ныне живёт в Таиланде (он изначально из России, Парамананда Прабху) — изначально он начал свою проповедь именно с этого, с проповеди на мясокомбинатах.

00:26:36 Когда он был молод, ему было шестнадцать лет, он только начал знакомится с сознанием Кришны, он жил в Санкт-Петербурге. Тогда он ездил на мясокомбинаты, для того чтобы проповедовать людям, которые находятся в самом ужасном, в самом тяжелом положении, и пытаться спасти их. И он видел, что животные на самом деле плачут. Перед тем, как их направляют в место, где их уже убивают, все животные плачут.

00:27:32 В этом мире мы склонны смиряться, не обращать внимания, и таким образом мы не осознаём, что на самом деле происходит в этом материальном мире. Люди приходят в супермаркет, видят там мясо уже аккуратно упакованное в коробочку, покупают, забирают домой и не задумываются, что на самом деле произошло перед этим. Если бы они это знали, то, может быть, дважды подумали бы, прежде чем покупать мясо.

00:28:28 Поэтому может быть, сможете найти какой-то документальный фильм на эту тему, поищите на YouTube, такие фильмы есть. Попытайтесь донести до них это понимание, осознание, насколько это в ваших силах. Но иногда, до некоторых людей просто невозможно достучаться. Если человек в слишком большой степени находится во власти качества невежества или качества страсти, то такой человек может вовсе не понять такие вещи. Но всё равно мы пытаемся, насколько можем.

Женщина в шафрановых одеждах

00:29:27 Второй вопрос: Я в первый раз вижу женщину в шафрановой одежде. Расскажите о себе — как Вы к этому пришли? По ведическим писаниям, женщина должна служить мужу, а Вы выбрали Кришну. Как Вы к этому пришли?
Бхакти Лалита ДиДи: У нас был удивительный учитель, настоящий ачарья, Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев Госвами Махарадж. И он, будучи идеальным ачарьей, создавал новые правила или отменял старые в соответствии с тем, что необходимо для служения. Он хотел дать возможность всем своим ученикам и последователям выразить свои возможности служить. И дать им защиту в любом смысле, лишь бы это было благоприятно для них. И поэтому он почувствовал, что это, подобный выбор, возможен и благоприятен для моей духовной жизни и поэтому разрешил мне сделать этот шаг.

00:31:18 В прошлом такого не делалось, поэтому мы считаем этот шаг революционным. Но наш гуру определённо был революционером. Но в истории нашей сампрадаи, преемственности учителей гаудия-вайшнавизма, и в прошлом было много примеров святых женщин, садху. Такие как Джахнави Деви, Гангамата Госвамини, Вишнуприя Деви и многие другие. Может быть, они и не носили шафрана, но они жили идеальной «шафрановой жизнью», то есть были заняты проповедью, передачей идеалов сознания Кришны другим.

00:32:42 У одежды есть своя важность, определённая значимость, но всё-таки это материально. Это всего лишь цвет. Он представляет, символизирует что-то благоприятное, священное. И в Индии, в Азии, люди по-настоящему понимают, что это означает — человек, одетый в шафрановые одежды. В западном мире не все понимают, что это означает. Мы понимаем, что, с одной стороны, это обозначение материальное, с внешней стороны; но всё же это благоприятно для нашей духовной жизни. И поэтому принимаем это как благоприятное, полезное для нас.

00:33:52 В духовной жизни мы принимаем благоприятное и отвергаем неблагоприятное. Прогресс означает отвергать старое и принимать новое. Спасибо. Для меня это нормально, для меня это норма жизни. Да, там вопрос?

«Я почувствовала, что я, наконец, нашла своего духовного отца»

00:34:32 Вопрос: Расскажите, пожалуйста, как произошла Ваша встреча с духовным учителем? Это первый вопрос. А второй вопрос — как Вам удаётся так хорошо выглядеть, молодо? Вы специально чем-нибудь пользуетесь для этого или это связано как-то с прогрессом Вашей души?
Бхакти Лалита ДиДи: Я постараюсь ответить. Встреча с моим гуру произошла в период поиска, в период, когда мне нужно было принять решение, определиться, что для меня самое главное. Я находилась на своеобразном распутье и пыталась определиться, что самое важное для меня в моей дальнейшей жизни.

00:35:52 И, тщательно изучив мировые религии, философские концепции, культуры, я нашла для себя удовлетворение в этой линии. В линии, что пришла из Индии, ведическая линия, а более конкретно говоря — линия гаудия-вайшнавизма. И я думаю, что мне выпала большая удача, а именно — способность оценить, что я сумела оценить, что это — полноразвитое представление о Боге. Полноразвитое, детальное представление о взглядах на Божественное.

00:37:09 И это стало главным, на чём я сосредоточилась, и затем, постепенно, моё сосредоточение привело меня к поиску моего учителя, и постепенно я нашла своего учителя. Итак, я начала искать своего духовного учителя. И я отправилась в Индию, чтобы найти его. И, наконец, в Индии, встреча с моим духовным учителем, Шрилой Говиндой Махараджем стала встречей со всем, чего я когда-либо искала. Я почувствовала, что я, наконец, нашла своего духовного отца. Ведь на самом деле я искала его.

Секрет молодости

00:38:39 Что касается ответа на вопрос номер два, то я думаю, то, что я обрела для себя ответы на вопросы о смысле моей жизни, о предназначении, о том, что я должна делать, что главное в моей жизни; это позволило мне обрести умиротворение, спокойствие в моей жизни. Быть может, ответ в этом. И также отсутствие необходимости, отсутствие потребности беспокоиться, волноваться о материальной жизни, отсутствие [необходимости] беспокоиться, заботиться о каких-то бытовых вещах в этом мире — я думаю, это также делает свой вклад. И также помогает то, что я вегетарианка. Когда люди едят мясо, они стареют и страдают. Есть ли еще вопросы?

О добре и зле

00:40:39 Такой вопрос: В христианстве есть разделение на добро и зло. Мне хотелось бы спросить, существует ли какое-то разделение, вот, например, поступков — хорошие, плохие. И, если есть какое-то разделение [неразборчиво]?
Бхакти Лалита ДиДи: Мы рассматриваем как хорошее и плохое то, что благоприятно и неблагоприятно. Если что-то благоприятно, приводит вас к соприкосновению с духовной жизнью, с идеями, представлениями, взглядами на духовную жизнь, к более глубокой практике, то это благоприятно, это хорошо.

00:41:54 И напротив, то, что приводит вас к падению, то, что закапывает вас в этом мире, то, что приводит вас к потере вдохновения, это плохо. Но мы, в своём обращении к сознанию Кришны, рассматриваем всё очень индивидуально, для каждой личности. Поэтому на самом деле это в большей степени зависит от индивидуального положения. Что хорошо для вас, может быть плохо для меня, просто потому что мы — два разных человека. И у нас могут быть совсем разные способности, возможности. И я могу использовать какие-то вещи совсем иначе, нежели вы могли бы их использовать. Таким образом. Поэтому мы должны быть очень внимательны и учитывать личные способности каждого, чтобы выносить суждения, что хорошо, а что плохо.

00:43:29 И огромное благо мы получаем, когда у нас появляется духовный учитель, который ведёт нас. Священные писания также представляют собою садху, святого, в пассивной форме. Санскритское выражение самбандха гьяна в переводе означает «знать, что есть что» в этом мире. Именно это нам даётся на самом первом уровне: нам объясняют, что есть что в этом материальном мире. И тогда мы начинаем учиться под руководством нашего духовного учителя, духовного наставника, и понемножку разбираемся, что есть что, что благоприятно, что неблагоприятно для нашей духовной жизни, обращаемся к священным писаниям, и так обретаем это понимание. Это был очень общий вопрос, поэтому я дала очень общий ответ. Если вы будете более конкретны, то я могла бы дать более конкретный ответ.

00:45:24 Вопрос: Существует ли вообще, вот, понятие, разделение этих поступков. Многие религии говорят о том, что «принимайте всё как есть», без разделения. Так вот, я хотел спросить, существует ли вообще это разделение? Или стоит всё-таки…
Бхакти Лалита ДиДи: Да, есть взгляд с абсолютной стороны и взгляд с относительной стороны. Субъективная реальность и объективное мышление. И мы понимаем, что существует абсолютное благо. И оно трансцендентно по своей природе. И, постепенно приближаясь к миру духовному, мы понимаем, что существует благо, которое абсолютно по своей природе.

00:46:56 С относительной точки зрения, всегда существуют такие явления, как страсть и невежество. И их можно считать крайностями этого мира, о которых Вы говорите. Но главное, что нас интересует — Божественный или против Бога. Материальное и духовное. Потому что всё существует. У нас есть еще пять минут.
Бхакти Лалита ДиДи: Последний вопрос.

Вайшнавизм и гаудия-вайшнавизм

00:48:15 Вопрос: Не могли бы Вы объяснить, чем вайшнавизм отличается от гаудия-вайшнавизма?
Бхакти Лалита ДиДи: «Гаудия» значит Чайтанья Махапрабху, Гауранга. Слово «гаудия» ссылается на место явления Шри Чайтаньи Махапрабху: Гауда-деш, Бенгалия. Более конкретно, гаудия-вайшнавизм означает «в линии Махапрабху». А вайшнавизм — это общий термин. Есть много видов вайшнавов. Есть Шри-вайшнавы, они поклоняются Лакшми-Нарайяне. Есть линия Рамануджи, есть линия Мадхвачарьи.

00:49:25 Если вы отправитесь в Индию, вы увидите там много разных видов вайшнавов и храмов. Но отправившись в западную Бенгалию, впрочем, как и в восточную Бенгалию, которая ныне известна как Бангладеш, вы обнаружите, что там преимущественно присутствуют гаудия-вайшнавы. И мы — последователи Чайтаньи Махапрабху.
Об индуизме

00:50:03 Вопрос: Это рассматривается как составная часть индуизма, да? Или это что-то отдельное?
Бхакти Лалита ДиДи: Индуизм — это очень расплывчатый термин. Если не ошибаюсь, то, собственно, он был придуман не в Индии, а он был придуман англичанами, для того чтобы обозначать тех, кто в целом следует каким-то представлениям о ведической культуре. Но технически, у нас есть те же самые писания, но, может быть, их понимание отличается. И у нас есть определённая линия сампрадаи, преемственности учителей.
Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев Госвами Махарадж, ки джай!

транскрибирование: Надия Деви Даси | Москва | Россия | 22 ноября 2014