Абсолютная Гармония

Санкт-Петербург - 10 августа 2013
Центральная концепция божественного. Смирение, терпение, почтение. Правильное отношение к материальному миру. Тело не вечно. Ответы на вопросы: Как развить в себе качество терпения? Святой человек - кто он? Почему важно понимать смысл жизни? Как не впасть в иллюзию?
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:15:54 | качество: mp3 96kB/s 52 Mb | прослушано: 1570 | скачано: 480 | избрано: 4
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:19 Мы в эти дни еще продолжаем памятовать о Шриле Шридхаре Махарадже. Он живет в наших сердцах. Мы памятуем о нем. Цитируем его высказывания, его книги. Во вторник мы отмечали день его ухода, и хотя почти неделя прошла с тех пор, но тем не менее это всё равно как-то на нас отражается. И сегодня мне на ум пришло то, что он сказал об абсолютной гармонии, и это для нас очень возвышено. И гармония необходима в жизни каждого человека, и прежде всего для практикующего. Потому что для него всегда необходимо нащупать баланс между так называемой материальной жизнь и духовной, между многими аспектами своей жизни. В этом плане абсолютная гармония всегда нужна каждому из нас.

Центральная концепция божественного

00:02:35 Всегда относительно любого вопроса есть абсолютная точка зрения и относительная. Шрила Шридхара Махарадж всегда направлял нас к абсолютной, он всегда указывал в сторону вечного и божественного. Шрила Шридхара Махарадж приводил так же пример оркестра или музыкальной группы, когда множество инструментов звучат в едином созвучии под руководством дирижёра. Множество инструментов они создают разные звуки, но это все сливается в едином звучании и создает прекрасную музыку. Все инструменты звучат по-разному: флейты, тромбон, струнные, ударные. И тем не менее под умелым руководством дирижёра они превращаются в удивительную музыку. Поэтому нам предлагается обрести роль музыкального инструмента и играть в этом Божественном оркестре под руководством истинного дирижёра. И играть каждому свою партию в этом удивительном оркестре.

00:05:43 Шрила Шридхар махарадж объясняет, что абсолютная гармония – это центральная концепция Божественного. Что центр повсюду, а периферия нигде. Мы все частички органического целого. Поэтому наша задача, как части, служить интересам целого. Так мы займем правильное положение в жизни. Не как эксплуатирующее начало, а как часть целого, служа целому. Наше естественное начальное конституционное положение быть слугами. Не эксплуататорами, а отдающим началом.

00:07:48 Служение центру, причине всех причин, источнику и персонифицированному гармоническому началу. И так мы обретем источник нашей исполненности и счастья. поясняет если вы будите просто поливать корень дерева, то все ветви ствол, листья и цветы, если они есть на этом дереве – все они будут насыщены. Это то, как садовнику следует заботиться о дереве, не поливать листья, а поливать корень. И для того чтобы насытить тело мы так же принимаем пищу через рот. И наполняя желудок, мы наполняем своё тело энергией и силой. Мы не помещаем пищу в уши в глаза в нос. Это не правильная процедура. Поэтому Шрила Шридхара Махарадж говорит, что служение центру – это наша высочайшая перспектива, наше высочайшее устремление.

00:10:12 Как, например, взять планеты; все планеты солнечной системы вращаются вокруг солнца. И все атомы, молекулы в теле работают для блага всего тела. Если какие-то клетки начинают работать ради собственных интересов, так образуется рак. И поэтому общее строение мира такое же. Поэтому наша задача служить целому или, как мы говорили ранее, стать подходящими инструментами для участия в этом оркестре. Более того, сознание Кришны настолько замечательно, что каждому найдется своё место, каждому найдется своя комната, несмотря на то, что каждый из нас индивидуален. Это бытие, оно всеобъемлющее. Настолько всеобъемлющее, что все становится гармоничным; пропадает идея врагов. И даже если и есть такие, то они не воспринимаются, как враги.

Смирение, терпение, почтение

00:12:35 Вайшнавская культура, она заключается в том, чтобы вести смиренную жизнь, быть терпеливыми и относиться с почтением к другим. И это основная практика, которая дана нам Шри Чайтаньей Махапрабху и которая была записана им самим, собственной рукой. И Шрила Бхактивинод Тхакур говорит, что среди этих трех качеств: смирение, терпение, почтение, с большим вниманием, с большей ответственностью мы подходим к терпению. Потому что с терпением, к нам придёт естественным образом и смирение, и почтительное отношение к другим. Шрила Шридхара Махарадж говорит что если мы будет относиться с терпением ко всему, то гармония усилиться. Если все станут терпеливыми, то во всем мире воцариться гармония. Гармония – всеобъемлющая. И так, благодаря терпению, гармония распространится, усилится и охватит всех.

00:14:51 Это простая естественная истина, и если мы применим её к своей жизни, то мы обретем несомненное благо и успех. Но, так или иначе, с этой идей мы находимся здесь, в мире эксплуатации, где ничто не существует без эксплуатирования другого. И на этом плане бытия находятся повторяющиеся рождения и смерть. Это план действия и реакции на это. Как Ньютон сказал в своем 3-ем законе: «Каждому действию существует ровное ему противодействие». Мы называем это законом кармы. И зная или не зная об этом, тем не менее, мы связаны по рукам и ногам этим законом кармы, и переживаем последствия своей собственной деятельности. И для того чтобы освободится от этого, нужно лишь сделать маленькую настройку.

Правильное отношение к материальному миру

00:16:57 Мы слышали, что религия означает правильное самоопределение. Благодаря обретению правильного угла зрения, и устремлению к этому гармоническому бытию, мы достигнем рано или поздно этого состояния. Некоторые пытаются, поняв скверную природу этого мира, они пытаются отречься, уйти в безмолвие, в жизнь сна без сновидений. Они хотят обезличиться и перестать существовать, уйти в нирвану. Мы не согласны с тем, что такое решение позитивно. Потому, что даже находясь в этом состоянии, в состоянии вне страданий и вне существования, душа может вернуться к старому и пасть в мир эксплуатации. Шрила Шридхара Махарадж приводит такую божественную арифметику, он сказал: «Если вы из всего сущего исключите эксплуатацию и отречение, то, что останется у вас будет бхакти – преданность». Это позитивное решение.

00:20:03 И там мы находим внутреннюю исполненность, пробуждение души к высшей гармонии и обретению позитивных отношений с Абсолютом в пяти возможных видах взаимоотношений. Изучая святые писания, как Бхагават Гита и другие, мы постепенно, шаг за шагом следуя наставлениям святых, пытаемся постигать бхакти йогу и следовать её путем. Мы изучаем, как мы можем прийти к этому и достичь Господа. И на этом плане сознания невозможно возврата к процессу действий и их последствий. Карма прекращается и существует только одно позитивное бытие многообразное. И вставая каждый день утром, мы обнаруживаем, что у нас есть возможность практиковать, участвовать в духовной жизни и делать оставшиеся шаги по направлению к Господу.

00:22:36 Помимо практики, мы так же пытаемся поделиться тем, что есть замечательное у нас с другими, со всеми искренними душами. И это самая лучшая помощь, самый лучший вид благотворительности, поделиться этим состоянием, этим знанием, этими возможностями с другими. Более того, в писании говорится, что если вы не делитесь тем, что дорого и свято для вас – это Божественное послание, то это называется «джива химса» - насилие по отношению к живым существам, потому что они страдают. Поэтому мы пытаемся так же вдохновить других, побудить их присоединиться к нам. Почему? Потому, что позитивное всеобъемлющее бытие, оно так же предназначено и для них. Но они забыли, не подозревают об этом, и поэтому наша задача поделиться этим. Живое существо, заключенное в материальную оболочку тела, оно полностью находится под непроглядным покровом иллюзии, названный «Маха-майя». Иллюзия застилает пеленой глаза живых существ. И они воспринимают это мир и своё бытие, как дом.

Тело не вечно

00:25:20 Настолько ослеплена, что даже видя смерть повсюду; в частности видя смерть своих близких людей, родственников, друзей, живое существо, тем не менее считает, что само оно не умрет никогда. Юдхиштхира Махарадж сказал: «Это то самое удивительное, что существует в этом мире». Один из великих садху Махарадж Юдхиштхира он сказал о том, что все удивительное в этом мире сводится к тому, что, несмотря на то, что живое существо постоянно созерцает смерть вокруг себя, смерть своих близких и других живых существ, тем не мене оно само живет так, как будто не умрет никогда. Он говорит о том, что живое существо не готовится к смерти. Он имеет ввиду под этим, что живое существо не склонно вести духовную жизнь, продвигать себя к вечности, к божественному.

00:27:22 Время жизни необычайно ценно, поскольку оно может нас направить к высочайшей цели. И поэтому по настоящему разумные души используют это время жизни для своего вечного блага; направляя его (время) в сторону вечного блага. Потому, что коварная смерть отберет у нас все временные материальные накопления – друзей, родственников, ценные вещи, положения, и останется только вечное. Поскольку мы не знаем, как долго мы проживем, мы не можем быть об этом уверенны на сто процентов. И количество шансов ограничено, поэтому мы недолжны их упускать. Мы должны использовать их для духовной жизни для духовного стремления. Шрила Шридхара Махарадж говорит: «Вставайте! Поднимаетесь! Воспряньте ото сна! От глубочайшего сна, в котором находитесь. Поднимитесь ото сна, воспряньте и ищите нектар. Потому что вы все дети нектара. Вы все ищите Кришну. Вы все находитесь в поиске его, в поиске прекрасной реальности».

Ответы на вопросы

00:30:13 Возможно, у кого-то есть какие-то вопросы. Пожалуйста, не стесняйтесь задавать. Я вижу, в основном, преданные сегодня собрались. Приехали из разных частей Петербурга. Спасибо, что все сегодня приехали сюда. Я очень счастлива побывать на Украине. Это был мой первый визит туда. Я приехала на фестиваль «Veda life», который совсем недавно отгремел от выходных до выходных. Мы только-только туда вернулись, еще переживаем те события и готовимся к следующему фестивалю. Сейчас некое затишье. Я приехала немного пораньше для того чтобы помочь подготовить почву для следующего фестиваля, который пройдет здесь, в Петербурге. Фестиваль – «Veda life». Поэтому я нахожусь здесь, я всегда доступна. Если я чем-то могу вам послужить, я всегда у вас на службе.

00:32:29 Мне Гурудев дал такое указание, такое служение – вдохновлять других на духовную жизнь. Он сказал: «Ты можешь съездить куда угодно, быть где угодно, но твоё занятие будет - всегда вдохновлять преданных и друзей на верховные свершения. Поэтому мне будет очень приятно, если вы сможете исполнить мое служение. 21-го у нас буде еще маленький фестиваль в Москве. Затем здесь с 27-го начнется следующий фестиваль. И мы надеемся, что преданные из разных частей России приедут. Шрила Госвами Махарадж приедет, Шрила Авадхут Махарадж, наши Брахмачарии-энтузиасты американские Вирачандра и Рамачандра. Мы так же надеемся, что у вас у всех будет большая удача выудить побольше у них. В каком плане? Обрести их божественное общение, их благоприятное общение. И через это как-то внутренне измениться в лучшую сторону.

00:35:00 И мы все очень многим обязаны, прежде всего, . Он совершенно бескорыстно при помощи Виджайя Раман Прабху и многих из вас, установил миссию в России для блага всех людей здесь. Днем и ночью, 24 часа, 7 дней в неделю он занят бескорыстным распространением сознания Кришны в России и занят служением. Я никогда не встречала кого-либо подобного Шриле Авадхуту Махараджу в плане его сердца. Оно такое огромное и такое щедрое. Он никогда не думает о себе, но всегда отдает все силы и энергию, все возможности на служение миссии своего учителя Шрилы Говинды Махараджа здесь в России. Вы даже не можете представить себе насколько это динамическая миссия. Она значительно обгоняет, превосходит все остальные миссии во всем мире.

00:37:24 Столько различных, всевозможных духовных проектов: ведические планетарии, кино и очень-очень много разных направлений, что даже в уме невозможно их перечислить. Все, что делает Авадхут Махарадж удивительно. Динамическая миссия, возглавляемая динамо-машиной Шрилой Авадхутом Махараджем.

Как развить в себе качество терпения?

00:38:10 Может сейчас у кого-то есть какие-то вопросы? [вопрос из зала: «неразборчиво… Насколько я правильно поняла, что смирение и почтение они исходят из терпения, а откуда приходит терпение?] Терпение приходит после бесконечных попыток терпеть. На самом деле шансы практиковать терпение выпадают нам каждый день, поэтому не стоит их упускать. И если мы будем искренне пытаться, то помощь низойдет к нам. Самое замечательное – это дух прилежания. Ребенок, когда учится ходить, примерно, находится в таком положении. Он хочет пойти, но в следующий момент делает шаг и падает, но он всё равно опять встаёт и делает следующий шаг и снова падает, но он не прекращает свои попытки. И постепенно, пытаясь, через эти попытки, у него получается делать первые неловкие шаги, но позже он ходит, бегает уже замечательно. И духовная жизнь подобна хождению ребенка. Есть один прекрасный стих, в котором говорится о том, что та земля, на которую мы падаем, она должна послужить нам точкой опоры, от которой мы должны оттолкнуться для того чтобы снова встать. И у нас нет других занятий, только как пытаться.

00:41:30 Еще может быть вопросы какие-то есть? Однажды Шрила Госвами Махарадж задал вопрос Гуру Деву Шриле Говинде Махараджу: «Как Вы пришли к такому глубокому пониманию этой шлоки о смирении, терпении, почтении? Потому что Вы постоянно об этом говорите глубоко. Как Вы пришли к пониманию этого?» Он сказал: «От отчаяния. Потому что по-другому не работает». Будучи ачарьей, управляя огромной миссией, постоянно взаимодействуя с преданными самых разных видов и мастей, так или иначе приходится подходить к этой идеи. Как мы видим, что есть такая способность – контроль языка. Когда нужно говорить про это знание, когда не нужно; когда отвечать, когда не нужно отвечать и т.д.

00:44:52 Когда, то что нужно было сказать, было приятно слушающим, когда это было мягко, вдохновляюще, тогда он говорил. Но когда было противоположно, он предпочитал сохранять молчание. Поэтому одна из очень важных практик в нашей жизни, в практике преданности – это контролировать язык. Поэтому говорится, если у тебя нет, чего-то позитивного чтоб сказать, то просто помолчи. И, так или иначе, это так же вовлекает эти три качества и смирение, и терпение, и почтение. И Гуру Дев очень легко оперировал этим. Гуру Дев сам по себе был очень смиреной личностью, поэтому для него это не было чем-то новым диковинным смирение. Поскольку себя он всегда воспринимал нижайшим слугой своего Гуру Махараджа и все, что приходило к нему, он воспринимал это милостью его Гуру Махараджа.

00:47:04 И так же естественным образом ему удавалось быть почтительным с каждым. Почему? Он видел каждого как служителя его Гуру Махарадж, исполнение его воли. И более того, даже как, продолжение его Гуру Махараджа. И так он видел присутствие божественного во всем вокруг. И для него все было гармонично. Мы все были свидетелями, мы все видели сколько у Гуру Дева было возможностей для того чтобы прекратить быть смиренным, терпеливым и т.д. Сколько раз его оскорбляли, бывало собственный ученики. Сколько раз у него был повод прогневаться, но тем не менее он всегда оставался смиренным, терпеливым и почтительным. Таким образом он учил личным примером этой гармонии своих учеников, своих последователе и всех остальных. И Шрила Гуру Дев говорил, что: «В моих джунглям много зверей и тигры, и слоны, и остальные, но все живут на своем месте, и у всех все хорошо. Все в гармонии». Столько много разношерстных, разноплановых личностей, и, тем не менее, он всеми ими мог управлять, таким образом, что все было вокруг гармонично, что они уживались друг с другом. Гуру Дев мог создать эту гармонию.

00:50:01 Даже самые свирепые преданные, подобные тиграм, даже они становились мягкими котиками в его присутствии. Так он мог гармонизировать всех и вся, и использовать каждого, как инструмент, инструмент в оркестре Господа. Он был тем самым дирижером. И так, мы пришли к тому с чего начали. Он тот самый дирижер. Всевозможные инструменты с разных частей мира. И, настроенные и ненастроенный; благозвучащие и не очень – всех их он сумел использовать, всех их сумел задействовать в самой прекрасной Божественной музыке. Мы можем ответить еще на вопрос.

Святой человек - кто он?

00:51:52 Вопрос из зала: «Я беседовала с одним знакомы, который исследует имперсональную концепцию, и мы говорили о том, как определить святого человека. И он дал мне такое определение, что в присутствии святого, ум другого человека впадает в состояние шанти, мысли уходят, состояние безмолвия полного, покоя, безмыслие. Мне хотелось бы знать, в присутствии Гуру Дева такое происходило? Или у вас какое-то другое определение?

00:53:11 Мы слышали о том, что Садху, святой – это тот, кто делает нашу духовную жизнь возможной. Он Прабху Прия, он еще более дорог Господу, чем его собственная жизнь. Все, что он делает, все, что он говорит оно направлено лишь на удовлетворение всевышнего. Слушать святого также приятно для слуха, поскольку это пробуждает внутреннюю жизнь души и всё самое светлое в человеке. Мы так же следуем по их стопам, мы следуем за ними, поскольку они ведут нас по пути к Кришны, они даруют нам Его. Что может быть более могущественным или более значительным, чем это? Они даруют нам высочайшее, то, что запатентовано, защищено авторским правом, а они тем не менее отдают это нам на золотом блюде, то, что сами считают высшим, и то, что действительно является высшим.

00:56:08 И возможно некий побочный эффект то, что приходит спокойствие, но прежде всего спокойствие приходит от того, что они даруют смысл нашего существования смысл нашей жизни. И это приносит спокойствие и счастливое расположение. Поэтому у нас несколько более высокие требования к святым, кто такой святой. Некое более высокое понимание. Они дарующие Господа. Последний вопрос?

Почему важно понимать смысл жизни?

00:57:30 [ голос из зала: «Почему так важно иметь смысл жизни? Знать смысл жизни?»

00:57:57 Если не иметь смысла жизни, ради чего живешь, к чему стремишься, то и жизнь тогда пустышка. Потому что никакого вдохновения и никакого стремления. Это депрессивная и не здоровая жизнь. Недавно было проведено медицинское исследование, и статистика сказала, что те, у кого есть смысл жизни, те живут дольше, они здоровее и счастливее. И не то чтобы нам необходимо само это знания, но оно приходит как часть здравого смысла. Как можно побудить себя к каким либо действия, пробудившись ото сна, если у тебя нет смысла к чему стремиться, для чего существовать? И поскольку мы хотим быть духовно здоровыми и к чему-то все таки стремиться, то, прежде всего понимание всех этих вещей приходит в сознании. Если мы будем сознательные относительно своей жизни, если мы будем иметь высочайшую цель к которой мы будем бесконечно стремиться, тем не менее, это принесет в нашу жизнь величайшее благо и даст нам вкус к жизни, даст нам направление следования.

01:01:11 Шрила Шридхара Махарадж приводит такой пример: У одного человека помутился рассудок и он забыл, что у него есть дом семья. И он влачит своё существование собирая кусочки бумаги на улице. Т.е. он занимается какой-то бесполезной деятельностью, день и ночь он собирает эти клочки бумаги, не зная зачем и почему. И он занят этой бесполезной деятельностью, он забыл, что у него есть дом, есть семья. Забыл, что его жизнь другая. Само дыхание жизни другое, но этого не видит. Этот пример этого безумного человека – это люди в нашем с вами существовании, обусловленном, в котором мы забыли о нашем подлинном доме и думаем, что то, как мы живем сейчас, то чем мы занимаемся – это нечто подлинное. В то время как духовная жизнь – это нечто отстраненное.

Как не впасть в иллюзию?

01:03:34 [ голос из зала неразборчиво...] It is said that maya can come from any karna and involve its activity. So, how to protect ourselves and… like, sometimes it can come in such a way, someone come and say, “Please can you help me?” And how to differentiate service attitude from exploitation? Мы всегда будем защищены если мы будем держаться общества святых, а так же наших братьев и сестер в Боге, и когда заняты в каком-то важном ответственном служении. И постепенно к нам придёт способность к различению, к самоанализу. Т.е. для нас это может быть как некая особая ситуация в которой, мы поймем, что вот это – это развод майи, а это служение. Т.е. к нам придёт определённое понимание, не сразу, через какое-то время, возможно, но, тем не менее мы будем способны это отслеживать. Но пока у нас нет способности к этому различению, мы может обращаться к более возвышенным вайшнавам. И они способны защитить нас и направить в нужном русле, в нужном направлении. Так же это помогает быть всегда задействованным в служении и не терять времени напрасно.

01:06:34 Мы вчера говорили о том, что свободный ум – это кузница дьявола. То, что мы говорим, оно имеет своё значение, свой практический смысл. Будьте уверены, что проверки так же придут. И чем выше мы будем заходить, тем тоньше и изящнее они будут проявляться в нашей жизни. И последняя уловка майи, когда душа она пресекает все планы бытия материальные и выходит из-под сферы влияния, мая придёт лично со сложенными ладонями и скажет: «Я обманывала тебя все эти жизни, но сейчас я сама хочу служить тебе. Ты станешь Шивой, а я буду твоей возлюбленной служанкой». Это последний тест, последняя уловка, последняя западня.

01:08:50 Тем не менее это её служение уводить живых существ, и она с этим служение справляется прекраснейшим образом. Поэтому наш взгляд должен быть устремлен на одну цель. И не стоит разбрасываться. Мы должны целеустремленно двигаться по направлению к нашей цели, тогда мы будем спасены. Поэтому не нужно думать, что мы сможем избежать каких-то проверок, западней еще что-то. Они обязательно придут. Потому что высочайшая перспектива, которую мы хотим достичь в своей жизни, она не просто дается. И для этого необходимо много чем жертвовать. Если ты не ждешь резких поворотов судьбы, то будешь удивлен и не подготовлен, когда они придут.

01:10:16 И мы призваны читать, что все эти проверки, испытания они приходят ради нашего улучшения, исправления, нашей закалки. [санскрит] т.е. все, что приходит в этом мир, все, что приходит к нам и желательное и не желательное, мы должны воспринимать это как то, что направлено улучшить нас, исправить, направить нас. Даже нежелательное учит нас чему-то, и мы должны правильно усвоить эти уроки. Это более глубокий анализ, т.е. все что приходит ко мне, оно приходит ко мне не просто так. Оно приходит ко мне по высочайшей милости Господа. Даже травинка не шелохнется без на то его милости и воли. Поэтому я воспринимаю все, что ко мне приходит как высочайшее благо, которое направленно на то, чтобы я улучшился и чтобы моя жизнь обрела более высокое существование.

01:10:16 По большому чету, все, что не желательное приходит к нам в течение нашей жизни, в том числе духовной жизни, мы должны понимать, что это результаты наших собственных поступков и деяний в прошлом. Поэтому мы должны бать благодарны за то, что все это разом приходит к нам чтобы мы могли экстерном сдать этот экзамен. Чтобы мы могли разом пресечь это и дальше продолжать двигаться, как духовные солдаты, оставив это позади. Даже те всякие вещи, которые приходят в нашу жизнь, даже различные испытания и уловки майи, они так же приходят для того, чтобы нас чему-то научить. И чтобы мы сумели сделать правильный вывод. И не стоит удивляться если кто-то не выдержит испытаний, если кто-то провалит экзамен. Как, например, в школе некоторые ученики остаются на второй год, потому, что они не закончили свой курс образования. Поэтому нужно быть готовым и постараться сдать на отлично.

01:15:06 Шрила Шридхар Махарадж говорил, о том, что необходимо иметь такое мужество, которое величиной подобно Гималаям для того, чтобы пуститься в это путешествие, которое полно своих сложностей и трудностей, которое бесконечно далеко. Но тем не менее, идти по этому пути. Потому что духовное путешествие самое выдающееся, самое захватывающее путешествие всех времен и всех планов.

транскрибирование: Анастасия Унгер | Абботсфорд | Канада | 24 апреля 2014
обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 03 мая 2014