Бхагавад-гита. Глава 14. Гунатрайа-вибхага-йога

Студия Свирель - 01 January 2012
Аспекты функционирования гун материальной природы. Описание личности, преодолевшей влияние гун.
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:08:46 | качество: mp3 160kB/s 10 Mb | прослушано: 744 | скачано: 926 | избрано: 28
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:18 Верховный Господь сказал: Я вновь возвещу тебе эту высшую мудрость, самое возвышенное знание, познав которое все великие мудрецы достигали высшей степени совершенства. Тот, кто непоколебимо утвердился в этом знании, обретает такую же духовную природу, как и у Меня. Такой человек больше не родится во время сотворения этого мира и не будет страдать во время его уничтожения.

00:01:00 Совокупность всех материальных элементов, которую называют Брахманом, является источником всего сущего. Я оплодотворяю этот Брахман, о потомок Бхараты, позволяя всем живым существам появиться на свет. Знай же, о сын Кунти, что все виды жизни порождены материальной природой, Я же отец, дающий семя.

00:01:29 Материальная природа состоит из трёх гун: благости, страсти и невежества. Когда вечное живое существо входит в соприкосновение с материальной природой, эти три гуны, о могучерукий Арджуна, обуславливают его. Гуна благости, о безгрешный, будучи чище других гун, просветляет живое существо и избавляет его от всех последствий грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к знанию и ощущению счастья. Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она, о сын Кунти, связывает воплощённое живое существо узами материальной корыстной деятельности. Знай же, о сын Бхараты, что гуна тьмы, порождённая невежеством, держит все воплощённые живые существа в плену иллюзии. Её влияние проявляется в виде безумия, лени и сна, которые опутывают обусловленную душу.

00:02:56 О сын Бхараты, гуна благости обуславливает живое существо ощущением счастья, гуна страсти - корыстной деятельностью, а гуна невежества, покрывая знание живого существа, связывает его путами безумия. Иногда, о сын Бхараты, в человеке начинает преобладать гуна благости, одолевая страсть и невежество. Иногда гуна страсти побеждает невежество и благость, а иногда берёт верх гуна невежества. Так между гунами материальной природы идёт непрерывная борьба за превосходство.

00:03:40 Когда начинает преобладать гуна благости, все врата тела озаряются знанием. Когда возрастает влияние гуны страсти, о предводитель рода Бхараты, человек обнаруживает признаки сильной привязанности и погружается в зарабатывание денег, а также прилагает чрезмерные усилия для достижения своих целей и проявляет неуёмное вожделение и ненасытную жажду наслаждений. Оказавшись под преобладающим влиянием гуны невежества, о сын Куру, человек погружается во тьму, делается сонным, утрачивает свой разум и становится жертвой иллюзии.

00:04:26 Человек, находящийся под влиянием гуны благости, умирая, попадает на высшие чистые планеты великих мудрецов. Умирая в гуне страсти, человек рождается среди тех, кто занят корыстной деятельностью. Оставляя же тело в гуне невежества, человек попадает в царство животных. Совершая благочестивые действия в гуне благости, человек очищается. Действия, совершённые в гуне страсти, приносят человеку страдания. Деятельность же в гуне невежества лишает его разума. Гуна благости порождает истинное знание, гуна страсти - разжигает алчность, гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии. Те, кто пребывает в гуне благости, после смерти поднимаются на высшие планеты. Люди в гуне страсти остаются на земных планетах. А те, кто находятся под влиянием низшей из гун, отвратительной гуны невежества, попадают в адские миры.

00:05:45 Тот, кто видит, что всё в материальном мире совершается гунами материальной природы, и кто знает Верховного Господа, запредельного этим гунам, тот достигает Моей духовной природы. Преодолев влияние трёх гун, воплощённое живое существо перестаёт испытывать страдания, сопряжённые с рождением, старостью и смертью. Уже в этой жизни он обретает бессмертие.

00:06:22 Арджуна спросил: О мой Господь, по каким признакам можно узнать того, кто вышел из-под влияния этих трёх гун? Как он себя ведёт и каким образом он освобождается от их власти?

00:06:47 Верховный Господь сказал: О сын Панду, про того, в ком просветление, привязанность и иллюзия не вызывают ненависти, когда они проявляются, и кто не особенно сокрушается, когда они уходят; кто всегда безучастен и трансцендентен, какое бы влияние не оказывали на него гуны, ибо знает, что все эти действия совершаются материальными гунами природы; кто всегда погружен в себя и одинаково относится к счастью и горю; кто не видит разницы между горстью земли, камнем или слитком золота; кто одинаково встречает желанное и нежеланное; кто остаётся непоколебимым, одинаково принимая и осуждение, и похвалу, бесчестие и почёт; кто одинаково относится к друзьям и врагам; кто отрёкся от всей материальной деятельности, про такого человека говорят, что он поднялся над гунами материальной природы.

00:08:04 Тот, кто полностью отдаёт себя преданному служению, ни при каких обстоятельствах не отклоняясь от этого пути, тот преодолевает влияние гун материальной природы и достигает уровня Брахмана. Знай же, что Я основа безличного Брахмана, бессмертного, неуничтожимого и вечного, который есть сосредоточие высшего изначального блаженства.

транскрибирование: Татьяна Свиридова | Краматорск | Украина | 25 December 2018