Бхагавад-гита. Глава 3. Карма-йога

Студия Свирель - 01 January 2012
Два вида практики на пути преданного служения. Гуны материальной природы. Определение нишкама-карма-йоги и сокама-карма-йоги. Процессы жервоприношений. Определение гьяна-йоги. Необходимость следования варнашраме-дхарме. Необходимость следования своему пути и последствия действия «вопреки». Степени осквернения вожделением и как с ним бороться.
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:19:08 | качество: mp3 160kB/s 22 Mb | прослушано: 2257 | скачано: 1179 | избрано: 50
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:17 Aрджуна сказал: «О Джанардана, о Кешава, если Ты считаешь, что решительный и невозмутимый духовный интеллект лучше деятельности в благости и страсти, то почему призываешь меня вступить в эту яростную битву? Мой разум смущён твоими словами. Они кажутся мне двусмысленными: иногда поддерживающими деятельность, а иногда знание. Поэтому скажи определенно, какой из этих двух путей наиболее благоприятен для меня?»

00:01:10 Всевышний Господь сказал: «Я уже описал тебе два пути в этом мире. Как мудрец, бодрствующий в мире знания, так и тот, кто главным образом действует на материальном плане, оба они заняты в практике на пути преданности, соответственно следуя путём знания или путём преданного служения, посвящая всю свою деятельность Всевышнему. В действительности же, путь ведущий в мир преданности Господу, один. Тогда как вера человека двояка соответственно тому уровню, какого достиг стремящийся.

00:01:53 Никто не в силах прекратить деятельность даже на мгновение. Каждый вынужден действовать находясь во власти гун материальной природы. Поэтому для человека с нечистым сердцем и несовершенным знанием будет крайне неблагоразумно отвергнуть обязанности, изложенные в Писаниях, для его же собственного очищения.

00:02:19 Тот, кто внешне удерживает свои чувства от действий, но умом живёт в чувственных наслаждениях, просто глупец. Знай же, что он лицемер. О Арджуна, тот, кто в семейной жизни контролирует свои чувства умом и начинает практику карма-йоги без привязанности, используя свои органы действия, намного выше такого лицемера.

00:02:58 Совершай омовения, поклонения и другие ежедневные обязанности, поскольку даже поддержание собственного тела невозможно без действий, для начинающего будет лучше выполнять свой долг, нежели отречься от него.

00:03:14 Благодаря отказу от деятельности ради её плодов, регулярному совершению своих ежедневных обязанностей твоё сердце постепенно очиститься. Затем, поднявшись над уровнем отречения, ты достигнешь чистой преданности Мне, находящейся вне материального бытия.

00:03:40 Бескорыстное совершение обязанностей как подношение Всевышнему Господу именуется ягьей или жертвоприношением. О Арджуна, вся деятельность, совершаемая ради каких-то других целей, является причиной рабства в мире повторяющихся рождений и смертей.

00:04:01 Поэтому оставаясь непривязанным к плодам своего труда, совершай все свои обязанности в духе такого жертвоприношения. Такая деятельность поможет тебе вступить на путь преданности и с пробуждением истинного восприятия Бога она дарует тебе возможность достичь чистой и беспримесной преданности Мне, свободной от всех материальных качеств.

00:04:34 В начале творения господь Брахма сотворил всех живых существ вместе с жертвоприношениями ради Всевышнего Господа Вишну. Сотворив их, господь Брахма их наставил. «Приняв прибежище этих религиозных принципов жертвоприношения, преуспевайте и процветайте. Пусть это жертвоприношение исполнит все ваши желания. Умилостивите полубогов таким жертвоприношением и они, удовлетворенные этим, даруют вам всё желаемое благосостояние.

00:05:14 Так, благодаря этому взаимному обмену, вы обретёте великое благо. Полубоги, будучи неотделимыми частями моего внешнего проявления, конечно же наградят вас всем необходимым, удовлетворённые этим жертвоприношением. По их милости, находящиеся под моим покровительством, у вас будет достаточно дождя, солнечного света и всего остального для должного обеспечения пищей. Тот же, кто эгоистически наслаждается этими дарами, не предлагая их богам, становится вором.

00:05:55 Добродетельные души освобождаются от всех видов греха, возникающего из пяти различных видов насилия над всеми живыми существами, благодаря принятию остатков пищи от пяти великих жертвоприношений, предлагаемых полубогам вселенной. Но негодяи, готовящие пищу лишь ради собственного удовольствия, едят один лишь грех.

00:06:25 Из пищи, что превращается в семя и кровь, появляются живые существа. А для её возникновения необходим дождь. Дождь проливается благодаря жертвоприношениям, а жертвоприношения рождаются деятельностью. Деятельность проистекает из Вед, а Веды берут своё начало в Непогрешимом. Поэтому Всепронизывающий и Непогрешимый Всевышний Господь вечно присутствует в жертвоприношениях, посвящённых ему.

00:07:15 О Арджуна, человек, находящийся на любом из этих уровней, на уровне деятельности или знания, но не следующий этой системе жертвоприношений, установленной самим Всевышним, несомненно ведёт греховную жизнь. Такой эгоистично настроенный человек напрасно поддерживает свою жизнь.

00:07:41 Однако не существует обязанностей для того, кто обрёл счастье в своём естестве, кто черпает наслаждение внутри себя и достиг полного внутреннего удовлетворения. Он совершает деятельность лишь ради незначительных телесных нужд.

00:08:01 В этом мире осознавший себя мудрец, черпающий счастье в осознании себя, не накапливает благочестие совершением деятельности и не навлекает на себя греха, уклоняясь от своего долга. Среди всех живых существ, от высшей формы жизни на планетах господа Брахмы и до самых примитивных организмов, он никогда и ни от кого не зависит в любой своей потребности.

00:08:32 Поэтому, оставив всю привязанность к плодам своего труда, постоянно совершай свои предписанные обязанности как долг. Постоянно исполняя свой долг без привязанности, живое существо достигает освобождения. А истинное освобождение - это состояние исключительной преданности Мне, приходящее с совершенством в умении действовать бескорыстно.

00:09:03 Царь Джанака и другие учёные мужи достигли совершенства в такой преданности исполнением своих предписанных обязанностей. Поэтому для тебя будет правильнее продолжать совершать свой долг, чтобы показать должный пример другим.

00:09:34 Обычные люди склонные подражать своим вождям, они следуют всему, что такие великие мужи принимают как верное заключение. О Арджуна, Я Всевышний Господь и не имею никаких обязанностей во всех трёх мирах, ибо нет ничего недостижимого или необходимого для Меня. Однако Я тоже совершаю деятельность.

00:10:01 О Арджуна, если Я в какой-то момент оставлю свои обязанности, то все люди, следуя Моим стопам, также откажутся от своего долга. Если Я не исполню свой долг, то, последовав Моему примеру, все обитатели этих миров отрекутся от своих обязанностей и погибнут. Тогда Я сам стану причиной социального хаоса, наступающего с преобладанием неблагочестивого потомства, и таким образом буду ответственен за деградацию поколений.

00:10:39 О Арджуна, мудрец также занят в деятельности как невежественные и привязанные к ней люди, но он делает это беспристрастно и лишь для защиты религиозных принципов того, кто пригоден следовать путём кармы. Различие заключается не в деятельности этих двух типов людей, а в их отношении к ней, проявляющегося как привязанность или беспристрастность.

00:11:25 Мудрые последователи пути знания не должны смущать невежественных и запутанных в деятельности людей, отклоняя их от этого пути советом оставить деятельность и совершенствовать знание. Скорее наоборот, подчинив себе свой ум, такие люди должны выполнять свои обязанности без привязанности к результатам труда. И так личным примером занимать обычных людей в этой деятельности.

00:12:00 Вся разнообразная деятельность на любом уровне бытия осуществляется чувствами, управляемыми гунами материальной природы. Но человек, обманутый телесным самоотождествлением, думает, что всё это делает он один.

00:12:17 О могущественный Арджуна, тот же, кто в полном знании видит гуны материальной природы, такие как благость, страсть и невежество, а их соответствующие функции относит к полубогам, чувствам и объектам чувств, тот не считает себя совершающим деятельность прекрасно сознавая, что чувства, управляемые полубогами, просто погружены в свои соответствующие объекты чувств.

00:12:46 Человек же, находящийся под влиянием гун материальной природы, подобен одержимому духами. Полностью пленённый гунами, он стремится к чувственному наслаждению различными объектами чувственного восприятия. Мудрец не должен беспокоить таких невежественных и глупых людей, открывая им философские истины. Скорее он должен вдохновить их на совершение деятельности, лишённой желания чувственного наслаждения, ибо такая деятельность сводит на нет всю обворожительность гун материальной природы.

00:13:40 Посвятив все свои поступки Мне с таким пониманием «Все мои действия контролируются Вездесущим Господом», в таком сознании, свободном от всех сожалений и чувства собственности, воспользуйся этим сражением, чтобы исполнить свой религиозный долг.

00:14:00 Обладающие верой и лишённые зависти люди, постоянно практикующие этот путь бескорыстного служения, освобождаются от пут последствий своей деятельности, даже будучи полностью погруженные в неё. Однако те, кто из зависти, не следуют этим наставлениям, лишены здравого смысла. Знай же, что такие люди полностью невежественны и обречены.

00:14:30 Даже мудрец склонен действовать согласно своей природе, согласно присущим ему пагубным наклонностям. Потакая им, живые существа полностью опутываются сетью последствий своих поступков. В результате этого они уже не могут более сдерживать свою природу, даже из страха перед наказаниями, которые определяют для них Писания и общество.

00:14:59 Хотя чувства неизбежно притягиваются и отвращаются от различных объектов чувств, ты не должен идти на поводу таких прихотей, ибо они величайший враг для того, кто стремиться к самосознанию. Лучше исполнять свой долг, пусть даже несовершенно, чем безупречно выполнять обязанности кого-то другого. Знай, что даже смерть будет благом для того, кто исполняет обязанности согласно своему положению в обществе, ибо следовать чужому пути чрезвычайно опасно.

00:15:51 Арджуна спросил: «О потомок Вришни, что же побуждает живое существо совершать греховные поступки даже против его собственной воли?»

00:16:06 Верховный Господь сказал: «Несомненно, что только вожделение, рождённое в гуне страсти вынуждает человека совершать грех. Вожделение исходит из желания чувственного наслаждения и в некоторых ситуациях проявляется как гнев. Оно крайне ненасытно и чрезвычайно злобно. Знай же, что вожделение это единственный величайший враг живого существа в этом мире.

00:16:40 Подобно тому, как огонь затмевается дымом, как зеркало покрывается пылью и как зародыш полностью скрывается в утробе матери, так и вожделение покрывает сознание всех живых существ в различной степени интенсивности согласно трём гунам материальной природы, благости, страсти и невежества.

00:17:06 О Арджуна, это вожделение с лежащим в его основе невежеством пожизненный враг стремящегося к самоосознанию. Подобно огню, который никогда не насыщается подношением очищенного масла, оно покрывает всё здравомыслие человека.

00:17:25 Говорится, что чувства, ум и разум являются любимым местом развлечений этого жестокого врага, известного как вожделение. Покрывая чистое сознание живого существа, вожделение обманывает его с их помощью и швыряет в трясину грубого материализма.

00:17:49 Научившийся сперва контролировать свои чувства, нанеси затем смертельный удар по вожделению, этому воплощённому греху, который уничтожает как гьяну, знание о различии души и материи, так и вигьяну, последующее духовное осознание.

00:18:11 Мудрецы провозгласили, что чувства стоят выше мёртвой материи, а ум находится выше чувств. Решительность же разума выше ума. Однако выше разума находится душа. О могучерукий Арджуна, зная, что душа во всех отношениях отлична от разума, укрепи свой ум и уничтожь этого неукротимого врага вожделение.

транскрибирование: Татьяна Свиридова | Краматорск | Украина | 05 December 2017