Духовный учитель

Чиангмай - 28 March 2013
лекция для начинающих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:57:27 | качество: mp3 112kB/s 46 Mb | прослушано: 485 | скачано: 531 | избрано: 24
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Ведущая: Мы приветствуем вас из Таиланда, из «Теистик Медиа Студия». Сегодня с нами уже, как обычно, профессор Станислав Зюзько, культуролог, востоковед. И тема сегодняшнего нашего эфира будет очень, достаточно простой, как покажется на первый взгляд, но очень глубокой. Сегодня мы поговорим об учителях.
Зюзько С.В. Наверное глубокая, но не простая, на самом деле. А, но вы сказали: как покажется. Так вот, если вам кажется, что глубокая и простая, то вам уже начало казаться.
Ведущая. Как говорит старая немецкая поговорка: один учитель лучше, чем две книги. Вот почему, как Вы думаете?
Зюзько С.В. Ну, наверное, зависит от того, какая книга и какой учитель. Если мы говорим о человеке квалифицированном, то понятно, что… каждый это знает по собственному опыту, когда он пытался что-то делать в компьютере. Там даже не говоря об установке священногоWindows. Просто, какие-то простые вещи, все пользователи MicrosoftWord, они испытывают духовный кризис, когда, вот знаете, там есть такой режим, он начинает буковки съедать, вместо того, чтобы их печатать. И вот ты не знаешь, что делать. Потом просто приходит человек, нажимает тамInsert, и вдруг он опять начинает печатать. Но обычно, когда два часа бьешь с Вордом в первый раз, потом начинает съедать буквы. И вот в таких простых вещах оказывается, что часто секунда пребывания с квалифицированным человеком важнее чем [сечение всего мануала]компьютера, вот, поэтому... Вот так как-то, наверное. Просто какие-то вещи в книге не передают.

00:01:53 Ведущая. А скажите, пожалуйста, кто такой учитель, в Вашем вообще представлении об учителе?
Зюзько С.В. Ну, если мы берем в целом, если мы говорим о востоке, то естественно, что там есть понятие Гуру. То есть если вроде бы, в нашей культуре, мы все изучаем сами, у нас это, по крайней мере духовный путь мы хотим свой сами проходить, чтоб нам никто не навязывал, как мы должны жить духовной жизнью. То во всех остальных сферах, будь то спорт, медицина – никто не захочет делать операцию, если человек, он скажет: вот я по учебнику прочитал, у меня «пять» по теоретической хирургии, давайте я вас прооперирую. Ему скажут: нет парень, давай главный хирург, вот. Но, почему-то, когда речь заходит о духовности, о таких мелочах, как полностью превзойти мир материи и постичь источник всех миров, Бога, обрести отношения с Ним – это кажется, почему-то, людям гораздо более простой вещью, чем там делать операции, изучать единоборства, водить машину, где реально нужен инструктор. А, на самом деле – это вещи самые сложные. Поэтому, понимая это, на востоке сказано, что нужен учитель в любых сферах. В том числе духовный учитель – вот он называется Гуру. Гуру, гу – означает тьма, ру – тот, кто рассеивает тьму. Личность, которая излучает духовные знания.

00:03:25 Ведущая. Именно поэтому я обозначила нашу тему изначально, как простую. Но сейчас мы понимаем, что учитель для человека – это не просто учитель, а тем более на востоке. Скажите, пожалуйста, что такое учительская преемственность, и зачем она нужна? И где этот момент, в какой из сфер жизни этот момент очень важен?
Зюзько С.В. Мы знаем, что восток – это культура традиционная, да. Как в контакте я недавно добавлял себе такой демотиватор, что я никогда не следую традициям также, как это делал мой отец и отец моего отца. Поэтому, на самом деле, на востоке даже, не следование традициям может быть традиционным. И смысл в том, что какая-то преемственность подлинная, духовная - она не физическая преемственность. Потому что иногда вы приезжаете на восток, и там, на алтаре стоят фотографии ни одного учителя, а нескольких учителей, которые в этой духовной школе были наставниками. Но если вы начнете разбираться, окажется, что это не вообще все учителя, которые были в этой духовной школе, а только те, кто внесли какой-то новый вклад, и ввели какие-то особые откровения, особую глубину, были признаны в качестве святых. И вот эти люди, они составляют не физическую, а концептуальную духовную преемственность. И простой пример, допустим, физики. Два таких светила, как Ньютон и Эйнштейн. Вот физика ньютоновская, вот физика эйнштейнская. Или там математика Эвклида, математика Лобачевского. Вот на этих примерах вы можете понять, что такое преемственность. То есть между Ньютоном и Эйнштейном было множество физиков, но они внесли какой-то особый вклад. Точно также, как мы читаем историю математики, историю физики. Хотя физиков и математиков было множество, вы найдете там пять людей, шесть людей, семь людей.Также и в духовных школах - вот эта преемственность, она состоит из вот таких людей, которые вносят вклад.

00:05:35 А откуда это началось? Дарвинисты говорят, что мы происходим от обезьяны. Обезьяна поумнела и постепенно вот возникла современная цивилизация. А веды говорят, что всегда человечество существовало на земле. ПервопредкиМану приносят духовные знания с планет богов, иВсевышний в образе различных аватар, сам нисходит, либо дает духовные знания через учителей. И если уже говорить о каких-то книгах, где это написано – это Бхагават Гита. Это классика восточной духовности, и в ней есть глава третья, она называется «Передача духовного знания». И там аватарКришна, рассказчик Бхагават Гиты, он говорит:
Имам Вивасвате йогам, Проктаван ахам авйайам, Манурикшвакавебравит.
Что я рассказал это знание богу Солнца Вивасвану. Он, ВивасванМанавепраха, Вивасван рассказал Ману, первопредку человека, человечества. И Ману ИкшвакавеБравит, одному из первых царей царских династий. И так от богов к царям, к людям обычным, от Всевышнего это знание передавалось.
Имам Вивасвате йогам, Проктаван ахам авйайам, Вивасванманаве праха, Манурикшвакавебравит.
Вот так они – Всевышний, бог Солнца, основатель царской династии Земли и его подданные. Так это передается.

00:07:05 Ведущая: То есть, если вернуться к не эвклидовой геометрии, то в духовной жизни тоже есть свои Лобачевские, скажем так, которые доказывали недоказываемое, и таким образом, они оказывались отмеченными в истории духовных исследований?
Зюзько С.В. Ну, естественно, потомучто есть определённые фигуры в восточной духовности, которые просто открывают новые измерения духовной реальности и первая такая фигура – это Шанкара. Шанкара – он рассказывает, что существует Брахман, место междудуховным и материальными мирами, где у души нет желаний, индивидуальности, но нет и страданий. И мистики разных традиций, когда они описывают, что перед тем, как постичь или созерцать обитель Бога, они видят ослепительное сияние. Этот опыт надмирного света, он описан в разных духовных традициях. И у греческих мистиков, и об этом же писал блаженный Августин. И этот свет, этот свет Брахмана, надмирный свет. Точно так же, ка свет состоит из фотонов, Брахман состоит из душ, которые находятся в пассивном состоянии. И вернуться вБрахман – это вернуться на Родину, вернуться в то место, где мы родились, откуда мы пришли в материальный мир. Но, в действительности, возникает вопрос: а для какого мира мы родились? Вот мы родились в Брахмане, мы пришли в материальный мир, мы поняли, что он не является нашей подлинной родиной. Для какого мира рождена душа?

00:08:34 И следующий уровень духовного бытия открывает такой учитель, как Рамануджан. Он говорит, что: существует вечный мир, где нет смерти, где нет тлена, где все живут в вечном мире, у них нет болезней и тревог. Их отношение с Абсолютом как со строгим, но справедливым царем-в отношениях трепета и благоговения. И имя Абсолюта в такой концепции – это Вишну. Вот собственно, вот это концепция Бога, как Вишну она присутствует в большинстве мировых религий. То есть там, где Господь, он прежде всего велик, он грозен, но он справедлив. То чувство, которое ты испытываешь от прикосновения с Ним – это некий священный трепет, благоговение. И Рамануджан, он рассказываетВайкунтху, уровень духовного бытия, где души служат в отношениях трепета и благоговения. И наконец, приходит Шри Чайтанья, не так давно, в xvвеке. Который раскрывает, что есть такой сокровенный уровень духовного бытия, где Абсолют забывает о том, что он Абсолют, где любовь настолько стирает границы между слугой и господином, что слуга забывает, что он слуга, господин забывает о том, что он господин. И это особое измерение – Галока, обитель Кришны. Если Вишну означает – всепроникающий, всемогущий, то Кришна означает –всепривлекающий. Мир, где правит не сила, не величие – а красота. Красота и любовь – обитель Кришны. Это измерение открывает Шри Чайтанья. Эти фигуры: Рамануджан, Шанкара, Шри Чайтанья – это аватары, либо воплощение богов, либо воплощения Всевышнего, которые знают все последователи индийской духовности. Это вот выдающиеся учителя Индии.

00:10:31 Ведущая: Спасибо за интересный ответ. Скажите, пожалуйста, насколько древняя традиция передавать знания из уст в уста, от учителя к ученику, и каковы корни этой традиции? Почему раньше знания передавались от одного к другому, а сейчас эта традиция изменилась?
Зюзько С.В. Нет, эта традиция до сих пор присутствует, даже в научных школах, в университете – вы зайдете на соседнюю кафедру, на вашем же факультете. Допустим это кафедра литературы, но уже на соседней кафедре могут быть другие книги признаны в качестве авторитета и так далее. На одной кафедре Лотман – это светило, на другой Лотман – это никто. На одной кафедре Лобачевский – это гений, Эйнштейн – это гений, на другой гений кто-нибудь еще. Вот поэтому это все индивидуально. Эта индивидуальность, она заключается в том, что есть ствол в любой традиции и множество разных веточек. Некоторые ветви, они превращаются в целые такие ответвления, а некоторые засыхают, вот. Поэтому из уст в уста передавали в древности, потому что письменности не существовало. И даже в русской традиции, вы знаете, сказки пели, фольклорная практика в школах, в чем заключается, что вот ездили в IXвеке и в XX и собирали песни, какие-то сказания, былины, которые всегда по памяти выучивали в селах, деревнях даже русских и это древняя традиция. Были те, кто пели саги в Скандинавии. Были там те, кто в древней Греции выучивали илиаду Одиссея. Вообще, все древнее человечество передавало знания из уст в уста. И поэтому, тем более часто оно было поэтическим, это были поэмы. Или это были какие-то мантры, сутры, афоризмы короткие, поэтому всё это было в ритмической форме еще, чтоб было легче запоминать.Ну вот, даже то, что я вам сказал:
Имам Вивасвате йогам, Проктаван ахам авйайам, Вивасванманаве праха, Манурикшвакавебравит.
Это так, семьсот пятьдесят стихов. Есть такие люди, которые помнят легко еще.

00:12:51 Ведущая: То есть письменность появилась не так, как какое-то гениальное нововведение, а просто необходимость, потому что люди утратили способность запоминать?
Зюзько С.В. Она всегда существовала, и Веды говорят, что два уровня языка существуют: санскрит и пракриты. Пракриты – это языки каких-то отдельных народов, которые входили в состав древней ведической цивилизации. Ну, то, что называется сегодня цивилизацией индоевропейцев. А существовало такое понятие, как санскрит – язык элиты. Вот как в своё время пытались эсперанто создать, знаете такой искусственный язык, сейчас английский такой – язык международного общения. А языком общения жреческой интеллектуальной и правящей элиты древней ведической цивилизации - был санскрит. И санскрит дословно означает: чистый, искусственно созданный, идеальный язык. И считается, что вибрации санскрита берут свой исток в мирах богов. Если пракриты, языки обычных народов, они деградируют под воздействием времени, и мы доходим до уровня туземцев там, [у-у, ту-пак, на-нак], вот, то санскрит – это язык богов, который использует элита жреческого и воинского сословия ведической цивилизации. Вот веды древние записаны на санскрите.

00:14:10 Ведущая: А Вы владеете санскритом? Насколько сложно его выучить?
Зюзько С.В.Нет. Ну, если очень хочется – можно выучить все что угодно, но смысл в том, что санскрит – это [неразборчиво] духовный, и ты можешь….. существует такое понятие, как [сараграхи и брава грахи], что есть те, кто знает очень много стихов, а есть те, кто понимает их суть, глубину. И дело в том, что есть еще, можно знать много, например академические санскритологи, они знают многое, вот. Но при этом они считают, что человек произошел от обезьяны, или что миру 6000 лет. Или, что никакой, на самом деле, ведической цивилизации не было. И это не дает им правильного понимания того, что они изучают. Поэтому, традиционно, если мы соприкасаемся с учителями, которые раскрывают нам истины, записанные на санскрите, то благодаря общению с ними мы прекрасно запоминаем ключевые санскритские шлоки, стихи, оригинальный санскрит, его значение и смысл этих стихов, до которого мы сами, даже если мы выучим санскрит, никогда не дойдем. Поэтому мы получаем именно ту самую интеллигентную дозу, которая позволяет каждому: с одной стороны соприкоснуться с санскритом, и с другой стороны понять его, и с другой стороны не посвящать всю свою жизнь…. Ну, иметь только одну работу, одну семью, ещё параллельно там не проводить ночи над, плача, там, над русско-санскритскими словарями.

00:15:37 Ведущая: Скажите, пожалуйста, какими качествами должен обладать истинный учитель в нашем представлении?
Зьзько С.В. Кстати, с нашего представления, мы все должны понимать, что учитель должен быть квалифицированным. То есть он не должен, не просто рекламировать. Если вы приходите, человек говорит: я вам там профессионально облицую кухню плиткой. Ты потом приходишь, а у тебя там, ну или ванну плиткой, а у тебя там, в ванной как будто танк гусеницами проехал. Я понимаю, что реклама не соответствует действительности. Поэтому Бхагавад Гита и другие шастры, они в описании личности духовного учителя, они говорят, что он должен обладать мистическим опытом истины. Бхагавад Гита говорит:
Упадекшйанти те джнанам, Джнанинастаттва-даршинах.
Только тот, кто обладает подлинным духовным опытом, способен передать его другим. А упанишады, они говорят:
[Санскрит]
Он должен быть утвержден - ништха в шрути, в богооткровенной истине, и в брахмане – духовной реальности. Вот поэтому люди, которые являются учителями экстра-класса, они ведут очень простую жизнь, обычную. Ученики сразу видят, что они не привязаны к деньгам, они не вожделеют ни к чему в этом мире. Единственная их цель – это распространять духовные знания, вернуть людей на Родину, в мир Бога. И у них нет никаких других интересов, они постоянно на виду, вот. И такой учитель очень редок, Бхагавад Гита говорит: са махатма су-дурлабхах. Такая великая душа очень редка.

00:17:27 И именно такие учителя, они уже обычно рождаются в семьях жрецов индийских. Уже в определённой культуре, из прошлых воплощений, что они знают санскрит, они часто из Индии сами. И вот такие учителя становятся основателями духовных организаций, школ, новых течений. А уже у них есть старшие ученики, которые, может быть, не полностью превзошли мир материи. Может быть, не обладают таким же уровнем мистического духовного опыта, но которые в значительной степени способны осознавать эти духовные волны. И вот такие уже ученики, они становятся духовными лидерами в тех или иных странах, они становятся проповедниками, в зависимости от того на сколько они проводят поток, вот. Это нормальная ситуация, поэтому ШрилаШридхараМахарадж, выдающийся теолог, святой ХХ века, вайшнавский, в духовной традиции вайшнавов – он объяснял, что существуют три уровня гуру. Он говорит, что существует гуру, который полностью осознает духовный мир и протягивает руку. Существует тот, кто одной ногой стоит на земле, а одной на небе, и балансирует. У него есть некие проблески, но он ещё не вполне утвердился в высшей реальности. И гуру третьего типа, ШрилаШридхараМахарадждословно говорит так: он стоит обеими ногами в грязи, но его взор устремлен в небо. Однако, если действительно, то есть, скажем так: у него есть прочная вера, но у него, может быть, нет мистического духовного опыта, но вера – это тоже, вера – это глаза души. Глубокая вера – это уже и значит мистический опыт, понимаете, вот.
Поэтому каждый человек – это просто посвящает себя духовному знанию, проповеди, практике, тот, кто следует практике монашеского послушания, практике служения, соблюдает духовные принципы, в любой случае он может быть гуру. Но гуру – это очень широкое понятие.

00:19:33 Ведущая: А с чего нужно начинать поиски своего духовного учителя? Вот, если вы живете-живете, и вдруг, в какой-то момент к вам пришло понимание, что настал тот момент, когда пора - мне нужен учитель.
Зюзько С.В. Момент это радостный, в любом случае. И на востоке говорят очень просто, что учитель приходит, когда ученик готов. То есть Бхагавад Гита говорит:
На хи калйана-криткашчид, Дургатим тата гаччхати.Искренность непобедима.
Если человек действительно искренне нуждается в духовном учителе, нуждается в истине, то он начинает использовать интернет все время, он начинает общаться с людьми, которые обсуждают какие-то темы помимо выживания, политики, экономики. И в этом общении он чувствует: с этими людьми моё сердце резонирует больше, с этими меньше. И объясняется, что признак зрелой веры, зрелой потребности – это, все-таки, принятие руководства. У нас, в современной России есть люди, которые очень много говорят о ведах, о духовности, например Михаил Задорнов, известный сатирик, вот. Но их проблема в том, что они не могут допустить, что кто-то над ними будет гуру. Поэтому они говорят, Задорнов говорит: вот я изучаю славянские веды, очень доверяю язычникам там, очень доверяю этим учителям: Трихлебову, Хиневичу, но их в качестве гуру не принимаю. Я вот интересуюсь, вот я изучаю индийские веды, йогу, знаю там учителей, но там тоже у меня гуру нет. А я вот беру лучшее, я сам себе гуру. Это описано, как уровень новичка, который из-за гордыни не может следовать никому, кроме собственного ума.

00:21:20 С другой стороны, есть прекрасный пример, солист группы «Пилот» Илья Кнабенгоф, который тоже интересуется и контролируемым сновидением и даосизмом, и буддизмом. Тот самый человек, который тоже, ну чем только, интересуется понемногу всем. Но, тем не менее, он говорит: меня разные вещи влекут, но вот в качестве духовного учителя я принимаюЧайтаньюЧандраЧарану – это русский гуру, вайшнав, вот. Это признак зрелой веры, потому что, если человек не принимает никого….. У нас был джентльмен, который, украинец, кстати, который сначала изучил санскрит, потом он поехал в Индию, обошел всех гуру, принял монашество, но естественно, раз уж он выучил санскрит там и монашество где-то поблизости. Объехал всю Индию, посмотрел всех, сказал: я не нашел ни одного гуру, кто устраивал бы меня по качеству, я, мне показалось, я круче всех их. Некоторое время писал статьи на духовные тематики, а потом тихо женился и вообще забил на всё это дело.

00:22:29 Поэтому, смысл какой, если мы действительно не принимаем гуру, то это синдром замечательный, который называется: «талантливей себя поэта я не знаю, быть может в этом виноват мой кругозор», вот. Цитирую Сашу Асадчего, мой нежно любимый смоленский поэт, вот. И смысл какой – мы не можем доверять всем, но мы не можем никому не доверять, вот, поэтому кому-то надо доверять. Причем, подлинный учитель, он никогда не ставит жестких условий, как вы им должны требовать: вы должны отсылать ему 100 долларов каждый месяц или что вы должны именно совершать что-то, что вам не хочется. То есть он всегда исходит из индивидуальности ученика. И вообще, с неподлинным духовным учителем ученик всегда чувствует, что его не используют, как средство для решения каких-то мирских проблем, а что он служит какой-то самодостаточной личности, цель которой: духовное просветление этого человека. Что не так, что гуру с твоей помощью решает свои какие-то проблемы – ты взваливаешь свои проблемы, в сущности.
Ну, а вообще, жизнь подлинного гуру – это очень жесткий режим. Очень жесткий режим – это постоянная публичность, это ты совмещаешь в себе мистика, психиатра, публичное лицо. И таково положение лидера: чтобы ты не сделал хорошего – это так и надо, а чтобы ты не сделал плохого – вот это все заметят, или ну, несовершенно, скажут. Поэтому быть гуру – это призвание, это без благословения свыше это невозможно.

00:24:03 Ведущая: Вы знаете, хочется поделиться с Вами своим одним глубоким переживанием. Этим летом я встретила человека, после сорока минутной лекции которого, у меня на душе, внутри, зародилось чувство, что вот у меня, во-первых: не возникло ни одного, какого-то комментария и сомнения в словах, которые он говорит. И возникло очень глубокое острое чувство, что мне хочется следовать за этим человеком, хотя раньше я никогда этого не испытывала. Это был АвадхутМахарадж вот, после встречи с этим человеком моя жизнь кардинально изменилась. Был ли у вас подобный опыт, кто Ваш духовный учитель? И расскажите, пожалуйста, о встрече с Вашим духовным учителем.
Зюзько С.В. Ну, наверное, я могу начать, прежде всего, с того, что встречи с АвадхудомМахараджем, любые, производят и на меня подобные впечатления, как и на Вас, вот. Но мы немного не об этом. У меня был достаточно такой нормальный духовный поиск для людей, которые жили в ХХ веке в 90-е годы и до 2000. Потому что там была такая, дремучая немножко, солянка в то время из мистики и эзотерики, национализма…. Тогда ещё не появились славяно-арийские веды и те, кто хотел Родину спасать и врагов убивать, и те, кто интересовался просто духовностью, йогой – они все должны были в одной песочнице жить. Поэтому…. И тот, кто хотел мантрами все лечить и ауру смотреть. И вот там был такой,очень гремучий замес, в котором мы жили, и определение: «что ж тебе надо?» - оно происходило постепенно, потому что и то интересно, и то интересно. Ауру хочу смотреть, аура и комнату очищать и [неразборчиво] все же это по-своему привлекательно, вот.
Поэтому я начинал с интереса к славянам и ведам, с языческих общин где, в основном, был распространен национализм. И параллельно до этого я интересовался мистикой и эзотерикой, вот. Меня интересовали психические силы, осознанные сновидения, какие-то подобные вещи. Я интересовался Кастанедой и, собственно, к язычникам-то я пошел просто потому, что подумал: раз была у них какая-то древняя цивилизация – наверное, какие-то древние знания есть.

00:26:15 И, таким образом, естественно, что даже в тот момент, когда я общался с людьми, которые интересовались восточной духовностью с сознанием Кришны, йогой, всё равно у меня была такая националистская ипостась и мистическая ипостась. И, скажем так, вкус к национализму прошел в какой-то момент, когда я понял, что я в целом, человек мирный. У меня нет склонности там, убивать кого-то, или там уничтожать какие-то нации или, дело в том, что националисты, они же не так, что они только евреев не любят, нормальный националист, вот если он, допустим, украинец, он никого не любит кроме украинцев: ни маскалей, ни грузинов, ни китайцев, ни негров. Он, в принципе, кроме вот очень такой узкой линейки вообще никого не любит. Или допустим…. и американцы и русские – они индоевропейцы, понимаете, да? Поэтому, когда говорят, что подлинный патриот с точки зрения какой-то расологии, должен американец любить русского, ну это вообще, фактически, два подвида европейцев. Американцы и русские, на самом деле, с точки зрения расологии, совершенные братья, а все остальное – это политика, вот. Поэтому, я как-то почувствовал, что не хочу я ….. Я плюс еще, пока обучался на филологическом факультете, почитал, что такое революция. В революции выигрывает не тот, кто обладает такой сострадательной благородной натурой, а тот, кто устраивает самый кровавый террор. То есть, чем больше казней и смертей, тем больше шансов, что твоя революция….причем без разбору. Я почувствовал, что я не хочу в этом участвовать, это мне не близко. Я по-прежнему уважаю националистов, это идейные люди, интересные люди, но как-то вот прямо переходить к практике, брать автомат, меня это не тянет.

00:28:05 А что касается мистики и эзотерики, то вот здесь было сложнее, потому что это более глубокая какая-то привязка, тебе хочется что-то там такое делать, что-то такое незримое, как-то влиять на окружающий мир…
Ведущая: быть особенным
Зюзько С.В. Ну естественно. Чем более человек обыденный, тем более ему хочется чувствовать себя особенным, вот. И здесь в мои руки попались… В какой-то момент я уже заинтересовался через интерес к язычеству славян и ведам, ведической цивилизацией культурной, но это совершенно не отменяло того, что давайте мы будем в себе что-то такое развивать. И вот мне попались в руки книги ШрилыШридхараМахараджа и я почувствовал сразу, что….. У него потрясающие афоризмы: «Красота выше силы», «милость выше справедливости», «любовь выше свободы», «Сделка с миром смерти никогда не удовлетворит вас, она вызовет лишь потерю ваших сил» и так далее. Как только я услышал просто его афоризмы, какие-то объяснения духовности или то, как он объясняет имя Кришны. Он говорит, что первое, что мы должны понять, что реальность, Абсолют, как выражался Гегель, сам по себе и сам для себя, и все мы его частички. Поэтому Кришна означает то, что каждый по своей природе частица Абсолюта и Криш означает, что он привлекает всех. Если вы встретитесь, действительно с источником всей красоты – вы очаруетесь. Является ли Он эгоистом? ШрилаШридхараМахараджговорит: нет. «На» - указывает на то, что Абсолют покоряется любви, отвечает взаимностью и готов стать рабом своего раба. И подобные вещи, уникальные, которых я не слышал нигде…. Я очаровался личностью ШрилыШридхара Махараджа, и меня как-то сразу стало отпускать, интерес к мистике и эзотерике. Потом мне попалась прекрасная его статья, которая называется: «Почему вайшнавы не используют мистическую йогу». Она сейчас есть в книге «Проповеди хранителя преданности», в каком-то из томов, и на сайте.

00:30:17 У нас есть сайт ШрилыШридхара Махараджа - жемчужина духовной мудрости. Там он объясняет очень просто, он говорит: только сердцем, неужели вы думаете, что своими мистическими силами вы сможете покорить Абсолют, который известен как йогешвар – властелин всех йогов. Что он источник всех энергий, всех совершенств. Неужели вы думаете, что какими-то манипуляциями, силой природы, вы сможете покорить Его?Только ваша искренняя нужда, ваша любовь, ваша простосердечность – здесь нужно сердце, сердце, которое действительно нуждается в нем. И единственное, чему покоряется Абсолют, Он покоряется преданности и любви. И никакими другими силами покорить его невозможно. И поэтому, как можно, съев таблетку с какими-то химическими веществами заставить Бога низойти. Когда его спрашивали: может ли ЛСД помочь познать Бога в познание Бога? Он говорит: если ЛСД может помочь в познании Бога, значит ЛСД ваш [неразборчиво]. Ему говорили: а если я, из там, аджначакры излучаю мощный энергетический поток, это поможет лишь духовной практике? Он объяснил: ну если ваш энергетический поток поможет вам постичь Бога, значит он выше, чем Бог. И в действительности, наши мистические силы, даже по сравнению с силами богов – это ничто, это незначительное. И, собственно, рай эзотериков, он был в другие эпохи, когда они были гораздо сильнее, когда на метлах все летали и так далее. Вот поэтому ШридхараМахарадж, он объясняет, что никакими своими силами нам не покорить Абсолют. А лишь преданность, любовь, потребность в нем, искренняя нужда в нём – это может привлечь его и вдохновить низойти к нам, вот.

00:32:08 Я почувствовал, что я верю словам этой личности. Я чувствовал, что ШрилаШридхараМахарадж - это подлинно святой. И вот так, собственно, я пришел, через ШрилаШридхара Махараджа в ту духовную среду, где я нахожусь. В ту миссию Шри ЧайтаньяСарасватМатх, вот. И принял посвящение у ближайшего ученика ШрилыШридхара Махараджа – ШрилыБхактиСундарГовинды Махараджа– это мой духовный учитель, в 2010 году, если я не ошибаюсь, оставил этот мир. И его приемники есть до сих пор, это один из них – ШрилаБхактиБималАвадхутМахарадж, лекции которого Вас так впечатлили. Но мой духовный учитель – это у нас один духовный учитель с АвадхудомМахараджем – ШрилаГовиндаМАхарадж, ближайший ученик, единственный, кого после себя оставил ШрилаШридхараМахарадж.

00:33:05 Ведущая: А скажите, пожалуйста, как давно Вы получили посвящение, и удалось ли Вам близко пообщаться с Вашим духовным учителем?
Зюзько С.В. Посвящение я получал в 2000 году, и я бы сказал, что я никогда близко не общался с моим духовным учителем. Я общался с его учениками различными, которые ближе чем я: с ШрипадомБхактиАчинтьяМадхавомМахараджемиШрипадомБхактиБималомАвадхутомМахараджем, которые уже были монахами на тот момент, когда я принимал посвящение. И сначала я жил в Смоленске, где главным вдохновителем был ШрипадМадхавомМахарадж, и он постоянно вдохновлял нас изучать книги нашего духовного учителя, слушать его лекции. И потом в дальнейшем, когда мне захотелось что-то делать, так же вносить какой-то вклад, работать в издательстве, может быть помогать, каким-то образом, работать с текстами или с сайтами, то те, кто хотел что-то делать – они переезжали в Петербург. И вот когда мы уже переместились в Петербург, постепенно, мы стали уже общаться и с АвадхутомМахараджем – главой Российской Миссии. И от него мы тоже очень много узнавали о Гуру Деве, о нашем духовном учителе. Поэтому я могу сказать, что я всегда о ком-то, от кого-то узнавал о моем духовном учителе. И в общем-то я думаю, что духовный учитель, он так раскрывается, причём раскрывается очень постепенно, когда ты, прежде всего, пытаешься что-то сделать для него, в независимости от того присутствует он здесь или нет. Он живёт в своих учениках, которые более зрелые, чем ты, он живёт в своих наставлениях. То есть, такие души – они вообще не перевоплощаются. Они вообще никогда не подвержены процессу реинкарнации – это святые высшего уровня. Поэтому после смерти онипросто переходят в незримое состояние, и они всё равно присутствуют. Поэтому, я бы сказал так, что все что я знаю о моем духовном учителе, прежде всего я знаю от ШрилыАвадхута Махараджа, изначально от ШрипадаМадхавом Махараджа. Но, естественно, у нас были встречи, я видел его, я немножко общался с ним. Но в целом, у моего гуру было множество учеников, и главным образом он благословлял их. Была такая замечательная беседа, когда один ученик, он постоянно звонил нашему духовному учителю Говинде Махараджу, и постоянно говорил, что ему нужна милость, он говорил: о Гуру Дев, я такая падшая душа, я незначительное живое существо, я так нуждаюсь в Вашей милости для моего прогресса. Он ему говорил: хорошо, я даю тебе всю милость. На следующий день он перезванивает, начинает говорить: я нищий, я опустошен, я так нуждаюсь в милости от Вас. Духовный учитель, он обладал потрясающим чувством юмора, он сказал: а как на счет вчерашней милости, у тебя должно было ещё оставаться, небольшой запас со вчера?
Поэтому, в сущности, посвящение – это благословение. И это благословение, оно принимает самые разные формы: в ближайших учеников гуру, его наставлении, его личности. И надо понимать, что гуру присутствует в разных образах, что подлинный ученик, он находит знаки от гуру даже в событиях жизни, но нужна определённая способность восприятия

00:36:43 Ведущая: Я помню момент, когда АвадхутМахарадж рассказывал о первой встрече сГовиндойМахараджем. Когда он, как он выражался, цитирую: ожидал встретить дедушку, а встретил бабушку. То есть, ГовиндаМахарадж был в платке. Это было настолько трогательно, настолько мило. Он настолько, с такой любовью рассказывал о своем учителе, что в тот момент, лично для меня, было не понятно, как можно вот так вот, так сильно искренне любить человека, учителя, наставника. Скажите, пожалуйста, в традициях гаудия-вайшнавизма, вот такая вот любовь и преданность к учителям, почему она так ярко выражена?
Зюзько С.В. Нет, ну она выражена только у единичных учеников, которые являются продвинутыми, потому что они её имеют, понимаете. А так, для многих учеников, это не настолько глубоко. Я бы даже, наверное, постеснялся говорить, что я, прямо вот такой какой-то глубиной восприятия обладаю. Мне кажется это вот так утверждать, ну, немножко гордо. Поэтому, я бы сказал, что те, кто действительно были продвинутыми учениками, естественно это очень близкие отношения. И когда ГовиндаМахарадж, его самого спросили: «А как вы пережили»….. у него было несколько дочерей, несколько сыновей, «как вы пережили смерть Вашей дочери?». Одна из них умерла. Он сказал: «Вы спрашиваете, как я перенес смерть дочери? Лучше спросите меня: как я перенес смерть моего духовного учителя?». Это, когда я перенес уход ШрилыШридхара Махараджа, я понял, что я могу вынести все в этой жизни.

00:38:39 Поэтому, для вайшнавов, для них главное, что есть в их жизни, и главные связи, которые есть в их жизни – это связи именно с духовным учителем и духовным миром, и с преданными. А будь то семья или будь то работа, или будь то какие-то формальные отношения с политикой, со страной – все это, всегда на втором плане. И это отличает подлинныхвайшнавов от, ну, обычных практикующих, таких как я, скажем. Что у них внутренний приоритет, у них Бог всегда, даже если они семейные люди, или они работают, на первом месте. И любовь к духовному учителю, это глубокое чувство, называется: гуру-бхакти. И оно естественно, потому что ГовиндаМахарадж так же говорил: достаточно услышать несколько слов ШрилыШридхара Махараджа, одно слово Шридхара Махараджа, чтобы стать его рабом. Кажется, что это такое, как это понимать? Но просто, когда немного послушаетеШридхара Махараджа, или почитаете – вы сразу понимаете, что это личность, которая глубочайшим образом понимает духовную реальность, единственный мотив которой – вернуть вас домой. И вам действительно хочется стать его рабом. Почему? Потому что стать рабом Сталина или Гитлера, или стать рабом собаки – это низменно. Стать рабом, стать слугой каких-то возвышенных личностей, бессеребренников… Нам хочется помочь ребенку, нам хочется помочь человеку, который освобождает нашу Родину от вражеских захватчиков. Точно так же наши чувства и материальные желания – это вражеские захватчики, они захватили собственность нашей души, похитили сокровища нашей души, наш подлинный дом. И духовные учителя, они нас освобождают, наше сердце от захватчиков.

00:40:29 Поэтому это [неразборчиво] мистицизм. Тот, кто обладает таким восприятием духовного учителя, для них подлинное счастье – это что-то сделать для духовного учителя и для распространения его послания по миру. Это никакие-то бабтистские лозунги, что брат, Иисус умер за твои грехи, распространил это послание по миру, а ты просто понимаешь, что так прекрасно излагается это учение. Такие сокровенные истины, что как люди могут жить без этого? В особенности, ШридхараМахарадж, то, что он излагал все очень поэтично, и всегда приводил какие-то примеры, говорил, что: «Кто-то считает, что красота должна править миром – а красота,на самом деле, уже правит миром. Надо подняться над тучами, потому что зло этого мира, это как тучи, но на тучи светит Солнце». Подобные вещи. Или он говорил: «Подобно тому, как Солнце испаряет воду из океанов, а потом проливает её дождем над полями, над землей – точно также Всевышний, он привлекает к себе сердца всех живых существ, но потом отвечает им взаимностью». Подобные вещи – это весь его архив, все его книги.

00:41:44 Ведущая: Скажите, пожалуйста, вот я Вам честно признаюсь: я читала ШрилуШридхара Махараджа, и я неоднократно сталкивалась с тем, что некоторые из его слов, которые он говорит, сразу же вызывают внутри меня буйство эго. То есть достаточно, некоторые достаточно категоричные высказывания на тему служения пробуждают моё эго настолько сильно, что я даже могу это отследить. Я думаю, что я не единственная у кого такие вещи происходят внутри. Скажите, как с этим бороться и как вот пройти этот этап борьбы с эго?
Зюзько С.В. Ну, надо понять, что, прежде всего, мы говорим об идеале, а то, что описано в книге – это идеал. А особенность идеала в том, что идеал никогда нельзя полностью реализовать. Так, если вы ваш идеал через неделю полностью реализовали – это плохой идеал. Значит, тот же ШридхараМахарадж, у него есть потрясающий образ, он говорит: идеалы – это магниты для души. Магнетизм идеала, и много жизней идеал ведет нас. Поэтому, подобным образом, рассказывая об идеале, ШридхараМахарадж, он комментировал четыре шлокиШримадБхагаватом, и первая из них говорит:
Джата-шраддхо мат-катхасунирвиннахсарва-кармасу, Ведадухкхатмакамкаманпаритйагепйанишварах.
Он слушает какие-то духовные истины, его привлекает духовная жизнь, но в практических попытках он чувствует, что он что-то не может. У него гордыня, он не владеет своими чувствами, он привязан к массе вещей и следствие этого – так хочется, такой прекрасный мир описан и так не можешь вписаться в него. И следствие этого – это грусть, раскаяние.Но последняя шлока:
Правиштахкарна-рандхрена, сванам бхава-сарорухам, дхунотишамаламКришинах, салиласйайатхашарат.

00:43:42 Точно также как Солнце всходит над водоемом и испепеляет ряску - точно так же Солнце в сознании Кришны всходит над прудом нашего сердца, и оказывается, что все наши материальные желания подобны лишь временной ряске, у которых не было глубоких корней. А на дне этого пруда лежит Нита Сита Кришна Премо – сокровище любви к Богу. Вот подобными афоризмами говорилШридхараМахарадж, это я не сам придумал, вот. И соответственно это нормально, ШридхараМахарадж – это олицетворение духовных идеалов в своей преемственности. И то, что мы не соответствуем – это нормально. Вот если б мы им полностью соответствовали, тогда, вероятно, мы были бы следующим витком святых, которые низошли с духовного мира. Но, я бы сказал, что если мы действительно резонируем с духовной литературой, то мы будем чувствовать, что хотя что-то мы не можем делать, что-то даже для нас болезненно, но, тем не менее, внутри мы чувствуем счастье с соприкосновения с этим.
[санскрит]Подлинное духовное знание, оно внешне может обжигать, но внутри оно подобно нектару. Бхагавад Гита говорит, что мирские радости, мирское знание подобно нектару вначале, яду в конце: алкоголизм или просто, когда ты проснулся после хорошего – ну, опустошение. Духовные знания вначале подобны яду, но потом, если человек начинает жить в мире сознания, то понимает, что это более глубокий, более вечный уровень. В конце оно становится подобно нектару.

00:45:19 Поэтому духовный путь далеко не умащен розами, и надо найти свою дозу духовности. Принимать в той степени, насколько мы можем принять и поклоняться тем вещам, которые для нас, пока что, существуют в категории идеалов. Но само это поклонение, так как идеалы подобны магнитам для души – из жизни в жизнь будут вести нас вверх. С другой стороны, если мы прочитали какую-то, ну очень хорошую книгу, где было бы сказано: просто расти цветы, помогай детям, улыбайся людям, и на этом бы все закончилось, где не было бы написано, что надо умереть, чтобы жить, то уровень этой литературы не поднял бы нас за пределы мира материи. Возможно, мы родились бы на более светлых, теплых планетках богов, где условия даже лучше чем в современной Швейцарии. Но чтобы навсегда покинуть мир рождения, смерти, чтобы прийти в тот мир, где каждый обладает даже не жертвенностью, а самозабвению преданности Абсолюту, для этого нужна литература, которая иногда может нас напрягать. И ученик, он спрашивает Шридхара Махараджа: почему, чем глубже я погружаюсь, тем хуже мне становится? И он говорит, что:часто для того, чтобы золото очистилось от примесей - нужен огонь.Так же один из его афоризмов: садхана, духовная практика – это несколько мучительный процесс. Но Бхагават Гита говорит, что это знание – царь всего знания, тайна тайн, постижение его радостно. Поэтому, как у альпинистов или как у спортсменов, когда ползешь по горе, и у тебя все болит, или когда ты в фитнес зале, то внешне ты понимаешь, что это неприятно. Но твоё сердце, осознавая, каков путь, каков результат, каково направление движения, оно говорит: в целом это классно. Таким образом это переводится примерно.

00:47:13 Ведущая: Скажите, пожалуйста, такой ещё вопрос. Я слышала о том, что есть обучение в страсти, есть обучение в благости. И доктор Торсунов говорит на эту тему, что обучение в страсти, это когда человек следует каким-то новым теориям, но ставит в центр себя. А учение в благости – это когда человек идет по пути своего духовного учителя, вернее, когда человек находит учителя и учится у него. Потому что мы не настолько совершенны, чтобы самостоятельно контролировать свой процесс обучения. Вы можете это как-то прокомментировать?
Зюзько С.В. В Бхагават Гите и других ведических текстах дается общее учение о гунах. В той форме учение о гунах представлено, например, в пище. Пища мясная, старая или несвежая – это невежество. Пища очень острая, кислая – это страсть. Пища приятная, маслянистая, питательная, свежая – это благость. Такого раздела, относительно гуру в Бхагават Гите нет. Поэтому можно сказать, что следуя идеям Бхагават Гиты, доктор Торсунов, он естественно, ну, каждый же вносит какой-то свой вклад, он анализирует также эту тему. Насколько он попадает или нет, я не берусь судить. Я думаю это просто[неразборчиво] язык, чтобы мы что-то поняли. Он имеет ввиду, что если… В писаниях есть немножко другая классификация, описывается два типа духовных искателей, даже три типа духовных искателей. Первый тип духовного искателя описан так.
[санскрит]
Он с удовольствием поклоняется Богу в храме, изучает духовную литературу, но его не интересуют, совершенно, люди, которые идут рядом с ним по этому духовному пути. Описано в пракритах, он, в сущности, материалист, хотя он верующий. Он ходит в храмы, он читает книги.

00:49:24 Про средний уровень сказано:
[Санскрит]
Средняя позиция – это тот, кто различает тех, кто категорически против любой духовной практики, те кто нейтрален, те кто уже идут по этому пути и ведет себя грамотно. Вот уже на этом среднем уровне человек принимает духовного учителя, потому что он, допустил, что, «есть поэты талантливее».
И наконец, третий уровень – это [махабхагавата] святой.
[Санскрит]
Он видит [санскрит], что на [уттама] на ступени совершенства он видит каждого, как частичку Господа. В связи с ним он видит, что воля Господа стоит за всем, что, куда бы он не посмотрел, он всегда постигает присутствие Абсолюта. И такие люди, они далеко не всегда даже проповедуют. А иногда просто медитируютв уединенном месте, потому что они видят, что и так все совершенно, что нет необходимости даже что-то менять. Поэтому махабхагавата, а есть те, кто делится своим пониманием. Но святой высшего порядка, он точно так же, как наша задача: задуматься о духовном, не забывать о Господе. Они, куда бы не посмотрели, они не могут забыть о Господе, они по всюду видят его присутствие.
Вот такая есть классификация в пуранах, ведических текстах. И на средний уровень, как раз попадают те, кто принимает духовного учителя, а на первый те, кто не принимает. Это то, что могу сказать я.Но это вовсе не значит, что доктор Торсунов не прав. Может быть и совпадает, почему нет.

00:51:20 Ведущая: Скажите, пожалуйста, у меня последний вопрос. Недавно общаясь с одним из наших преданных, я услышала очень интересную мысль…
Зюзько С.В. Мысль услышать вообще интересно, особенно интересную.
Ведущая: Да, особенно интересную. Начну с того, что наш духовный прогресс, например, зависит от служения нашему духовному учителю?
Зюзько С.В. Знаете, про прогресс я тоже размышляю, потому что, почему-то часть людей верит, что я живу духовной жизнью, хотя я живу духовной жизнью, например, так же как и они. Но почему-то мне они верят больше, чем себе. И, естественно, ты вынужден из-за этого задумываться на тему духовного прогресса. Хотя, на самом деле, мы на равных. И смысл таков что, наверное, ия и, мне кажется, многие другие люди, в какой-то момент думали, что духовность – это что-то вроде спорта. Вот спорт – это пишешь график буквально по дням, по неделям, по годам: как у тебя нарастают мышцы, сколько раз, там, надо бегать, как, какая ловкость кидания меча в корзину, вот, и развиваешься. И точно также люди, они расписывают себе по годам сколько количество мантр они будут повторять, сколько там поклонов. Сегодня я только улыбаюсь, завтра я буду ещё добрые слова говорить, и так далее. И они вот думают, что так вот, конечно, поднажать надо: может быть, за год не получится, но за 10 лет точно все у нас будет хорошо, и Бога постигнем и от страдания освободимся, и свою душу спасем и друзьям поможем, и вообще все будет хорошо, я точно знаю.

00:53:06 Но даже если, мы возвращаемся к примеру со спортом, вдруг оказывается, что хотя качков в городе много, а Арнольд Шварцнегертолько один, и не только потому, что он стал роботом, да, понимаете. Оказывается, что даже в мире спорта оказывается, хоть ты себе график расписывай, а талантливых гиперспортсменов будет единицы. А что уж говорить о духовности. И вот здесь возникает вопрос, что ты понимаешь в какой-то момент, что есть какой-то уровень, который ты тянешь, и ты ну ну, [неразборчиво], но явно до каких-то уровней ты в этой жизни, ну честно говоря, не дойдешь. И возникает вопрос, первое: сесть на пенек и заплакать, а второе: пытаться действовать на своем уровне. То есть ты понимаешь, что я да, я вот играю в футбол на уровне команды города, и никогда, ну честно заглянув в себя, никогда не буду играть на уровне, там страны. Но возникает вопрос: люблю ли я футбол? Если я футбол люблю – я буду играть. Если я там, марки коллекционирую, неважно, что у меня нет там элитной коллекции, там редких швейцарских марок. Просто вот я обобрал весь мой город, весь мой район, все, я радуюсь этим маркам вот, наверное, так. И если мы говориv о том, как нисходит милость духовного мира…. Тот образ, который мне тоже, в последнее время приходит в голову, что мы это мыслим именно, как спорт. Ну типа, запроповедовал трех людей – плюс один балл, одного там – минус один балл. А часто духовность – это вообще, как миссия. Вот наша душа воплощается и [неразборчиво] просто говорят, вот допустим, там есть медиа студия в Таиланде, что-то там никто ничего не делает, ну-ка Вася займись. Или вот есть у нас издательство в Петербурге, ну-ка займись этим. Вот что-то у нас на алтаре божество грустное, что-то там никто… И вот нас посылают, знаете, как десантников и мы выкручиваемся. А потом Всевышний, наши учителя, они смотрят, как ты справился с миссией. Знаете, в компьютерных играх звездочки или какие-то прокачки, они не во время миссии, основные, а между миссиями, вот. Поэтому скорее, мне сейчас даже кажется, что в духовной жизни в самой то, что мы уже, честно говоря, может не за год, конечно, может за пять лет, примерно, то, что мы могли сделать, мы уже сделали. Просто мы пытаемся что-то делать. Но чувствуем, конечно, какой-то потенциал святости в светлом будущем, ну на практике, вот. И это не всегда правильный подход ожидать, что единственное следствие моей духовной практики – это стремительно наступающая на меня святость. А часто я бы предложил так на это глядеть, что мы как старые опытные десантники. Из жизни в жизнь нас посылают на разные миссии, и когда-нибудь, когда мы действительно созреем, укрепимся, обретем опыт – мы получим благословение для того, чтобы действительно наше сердце очистилось. И вернемся домой.

00:55:58 Но когда это будет – зависит не от наших усилий, а от видения Всевышнего и наших учителей. Поэтому в христианстве есть идея ангела хранителя, а наши учителя, они не от мира сего, они бессмертные живые существа. И они прямо сейчас смотрят на нас. И вот они вместе с Господом и будут решать – сколькоеще нужно выполнять этих миссий и насколько будет удачна наша практика. Плюс есть такие факторы, как оскорбление. ШридхараМахарадж объясняет: если вы видите недостатки в других – они проявятся в вас. Если вы будете смотреть на достоинства – вы обретете достоинства. Каково зрение –такова и трансформация наша.
Ведущая: Ну и как, подобная фраза тоже возникает у меня в голове, как часто говорят наши духовные учителя: красота в глазах смотрящих.
Зюзько С.В. Да, то есть не так, что мы совсем не должны ничего предпринимать, но в целом, ШридхараМахарадж, его один замечательный афоризм таков: Если мы будем великодушны по отношению к своему окружению и миру, то мир будет великодушен в отношении к нам.
Ведущая: Спасибо Вам большое за Ваш интереснейший рассказ. Мы прощаемся с вами сегодня Теистик Медиа Студия Таиланд. С нами был Станислав Зюзько. До новых встреч.
Зюзько С.В. Благодарю за внимание.

транскрибирование: Наталья Шумнова | Иркутск | Россия | 13 September 2013