Какое служение лучше?

Чиангмай - 28 December 2011
Какая разница между механическим и осознанным служением? Что такое вайдхӣ-бхакти? История о том, как Кришна помог Джаядеву написать «Гита-Говинду». О чувстве глубокой признательности преданного. До какой степени мы можем принимать во внимание своё мнение при выполнении служения? Преданный стремится найти следы высшей реальности даже материальном мире. Как преданному при выполнении служения может помешать излишний интеллект? О смирении и отсутствии уверенности в правильности суждений. О искренности и самоисправлении.
лекция для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:45:02 | качество: mp3 128kB/s 41 Mb | прослушано: 51 | скачано: 162 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:11 Госвами Махарадж: Есть ли какие-то вопросы?

Какая разница между механическим и осознанным служением?

00:00:21 Вопрос: У меня вопрос о севе. Когда я выполняю севу, служение, имеет ли значение, как я это делаю: только внешне, машинально, или с полным вниманием? Какая разница между механическим и осознанным служением?

00:00:53 Госвами Махарадж: Давайте возьмём, к примеру, мать с маленьким ребёнком. У неё есть определённые материнские обязанности перед ним. Должна ли она оставить свои обязанности, если не пребывает в полном материнской нежности и любви настроении? Скажет: «Я буду заботиться о ребёнке, только когда обрету верное настроение». Нет, временами её будет переполнять чувство любви и нежности, но в другой раз она будет выполнять обязанности из чувства долга, иногда механически, много разных вариантов. Конечно, в идеале мы стремимся к любви, ра̄га-бхакти, ра̄га-ма̄рга, спонтанная любовь, когда сердце неудержимо, его поток невозможно сдержать. Это наша цель.

00:02:00 Нас называют преданными, мы обращаемся друг к другу, как преданные, и это правильно видеть в других соучеников и последователей. Но настоящие преданные высшего порядка не считают себя таковыми, т.е. обладающими преданностью. Причиной тому является глубина их признательности, они убеждены, что всё исходящее из их сердца поверхностно и несущественно.
Утверждение Махапрабху воплощает эту идею, на према-гандхо ‘сти дара̄пи ме харау (Чаитанйа-чаритамрта, Мадхйа, 2.45), у меня нет и следа аромата Кришна-премы, что говорить о капле этой божественной субстанции. В Шикшаштаке есть строка,на̄м на̄м ака̄ри бахудха̄ ниджа-сарва-ш́актис смаране на ка̄лах (Чаитанйа-чаритамрта, Антйа, 20.16). Поёт славу Кришны и всех Его Имён, татра̄рпита̄ нийамитах смаране на ка̄лах. Заметьте, что здесь не перечисляются жёсткие правила, когда можно или нельзя петь Его Имена. Строка эта̄др̣ш́ӣ тава кр̣па̄ бхагаван мама̄пи говорит: «Кришна, Ты так милостив, что полностью проявляешь себя в бесчётном количестве Своих Имён»,дурдаивам ӣдр̣ш́ам иха̄рани на̄нура̄гах, «Но моя беда в том, что они меня ни капли не привлекают», на на̄нура̄гах. Эти слова принадлежат не менее чем самому Шри Чаитанйе Махапрабху. Тогда в каком же положении находятся остальные?

Что такое вайдхӣ-бхакти?

00:04:25 Шрила Рупа Госвами написал книгу о преданности, «Бхакти-раса̄мрта-синдху», в которой раскрыл природу вайдхӣ-бхакти и ра̄га-бхакти. Используя арчан в качестве примера, Гуру Махарадж показал, что арчан в практике вайдхӣ-бхакти не то же самое, что арчан для ра̄га-бхакт, в этом случае Рупы и Санатана Госвами, и подобных им. Они заняты прямым служением, бхаджаном, тот самый случай, когда слово «бхаджан» используется в верном значении. Гуру Махарадж комментирует описание вайдхӣ-бхакти Рупы Госвами и сравнивает её с учебным боем, который практикуют солдаты во время подготовки. Иногда они используют боевые патроны, но всё же сам бой остаётся учебным. С одной стороны, это происходит не на самом деле. Подумайте об этом внимательно. Гуру Махарадж говорит, «Да, Божество реально, Божество перед вами на алтаре, но велика ли наша способность воспринять и оценить Его, это другой вопрос». Тем более существенна выраженная Махапрабху во втором стихе «Шикшаштаки» ранее упомянутая мысль, «Всё это истина, всё это подлинно, необыкновенно, непостижимо, удивительно, но моё положение таково, что я не могу по достоинству оценить этого». Конечно, косвенным образом подобное выражение указывает на определённый уровень признательности.

00:06:37 Как например, один преданный как-то обратился к Гуру Махараджу: «Меня совсем не тянет слушать « Шримад Бхагаватам», хоть я связан с обществом Сознания Кришны так много лет», и Гуру Махарадж предложил: «Тогда не читай больше «Бхагаватам»». Преданный возразил: «Но я не могу этого сделать», «Значит у тебя есть какое-то влечение». Несомненно, если речь идёт о возвышенном уровне, глубочайшей признательности, любви и привязанности, да, мы понимаем, что до него нам немного не достаёт.

00:07:30 Наше счастье в том, что нас попросили выполнять какое-то служение. И каково при этом наше внутреннее состояние, это уже другой вопрос. Главное, что нас должно заботить, выполнить то, что от нас требуется, и если кому-то удаётся делать это в настроении любви и нежности, тогда это будет считаться совершенной преданностью. Но даже если мы выполняем поручение из чувства долга, или машинально, по заведённому порядку, это также ценно и благоприятно. В противоположность тому, о чём говорится в «Бхагаватам» и упоминается в « Гите»: «Совершенное выполнение материальных обязанностей не приносит ничего, кроме ещё большей путаницы и ухудшения вашего положения». Есть такой стих,

00:08:51 неха̄бхикрама-на̄ш́о ‘сти
пратайава̄йо на видйате
св-алпам апй асйа дхармасйа
тра̄йате махато бхайа̄т

(Бхагавад-гӣта̄, 2.40)

00:08:59 Даже самая отдалённая связь с этим обладает вечной ценностью. Итак, чтобы действительно действовать в настроении преданности, чистой преданности, нужно находиться на самом возвышенном уровне Сознания Кришны. Но не нужно думать, что если вы до сих пор не достигли совершенства, нет смысла продолжать развитие из нынешнего положения.

00:09:49 Гуру Махарадж однажды привёл пример с Эйнштейном: «Разве вы станете Эйнштейном просто получив образование в школе? Но это не значит, что нет смысла в том, чтобы становиться образованным». Думать так: «О, я не стал Эйнштейном. Я так усердно учился, прошёл ещё один курс, но до сих пор не стал Эйнштейном». Маловероятно, что это вообще произойдет. Тем не менее образование будет вам весьма полезно. Также не забывайте о накопительном эффекте практики Сознания Кришны,

00:10:35 нас̣т̣а-пра̄йеш̣в абхадреш̣у
нитйам̇ бха̄гавата-севайа̄
бхагаватй уттама-ш́локе
бхактир бхавати наиш̣т̣хикӣ

(«Шримад Бхагаватам», 1.2.18)

История о том, как Кришна помог Джаядеву написать «Гита-Говинду». О чувстве глубокой признательности преданного

00:10:43 В «Бхагаватам» упоминается, нас̣т̣а-пра̄йеш̣в абхадреш̣у, что даже когда в сердце ещё живы стремления к стяжательству и отрешению, Сознание Кришны может оказывать полный эффект. Но, всё же, мы обращаемся к примеру высших преданных, чтобы следовать их настроению, их подходу. Бывало, Гуру Махарадж приводил столь высокие примеры, например, мы слышали, из «Гита Говинды», Джаядева, дехи падапаллавамуда̄рам («Гита Говинда», 10.1.7). Когда однажды в играх Радхи и Кришны, Кришна посчитал, что Шримати Радхарани несправедливо с Ним обошлась, Он, признав Себя виноватым, отправился коснуться Её лотосных стоп и молить о прощении.

00:12:00 Это настолько невообразимо, что собираясь записать это, Джаядев Госвами подумал: «Вероятно, я теряю рассудок и зашёл слишком далеко, не знаю, могу ли я вообще об этом писать. Лучше мне прерваться, умыться, освежиться и уже после вернуться к книге. Одно дело, когда пишешь по вдохновению, но здесь, может быть, я чересчур далеко зашёл. Не уверен, что смогу это написать, нужно сделать перерыв». Мы слышали, что пока он принимал омовение в реке, Кришна принял форму Джаядева Госвами, вошёл в его дом, и лично дописал эти слова. Он настолько точно походил на её мужа, что ничего не заподозрив, жена Джаядева Госвами предложила Ему приготовленный обед. Кришна в облике Джаядева принял подношение и покинул дом. Тогда жена принялась за обед, и в этот миг вернулся настоящий Джаядев. В ведической системе принято, что жена принимает пищу только после мужа, поэтому он был озадачен тем, что его жена ест, не дождавшись его. Она удивилась: «Прабху, вы только что пообедали, после того как завершили работу», - сказала она, - Разве вы не помните?». Он не поверил ушам: «Что? Какую работу?». Он взглянул на книгу и увидел перед глазами строки, написанные Кришной, те, что он сам не решался перенести на бумагу, дехи падапаллавамуда̄рам.

00:13:58 Тогда он многое понял. Первое, что он хочет немного того самого прасада [смеётся], а также то, что Сам Кришна хотел открыть миру, то, что он, Джаядев, смущался описать. Здесь мы видим, верный подход преданного, он не думает: «О, я – великий поэт Джаядев, я пишу «Гита Говинду», что бы я ни написал, само собой, совершенно». Но он, даже имея некое представление о своих способностях, о том потоке, который проходит через него, проявил здоровый скептицизм: «Каким дерзким я должен быть, чтобы осмелиться написать такое?». Не так просто задаться таким вопросом.

00:15:05 Таково положение преданных. Если их посещает чувство, похожее на глубокую признательность, они принимают его скептически, с мыслью: «Кто я такой? Человек с улицы, из сточной канавы, и теперь вдруг меня переполнили возвышенные переживания Сознания Кришны, спонтанное влечение к преданности?». Одно из значений слов, ахаитукӣ апратихата̄, «неудержимый». Согласно Гуру Махараджу, в первую очередь это значит, что первая линия их обороны, это попытка сдержать чувства. «Ведь если подлинное Сознание Кришны неудержимо, а я искренне пытаюсь сдержать эти чувства, и у меня получается, значит, скорее всего, они не настоящие», таким должно быть отношение к этому вопросу. Так, Джаядев Госвами не спешил записать сокровенные строки, полагая что, слишком сложно выразить вложенное в них. Но сделать это совсем не сложно для Самого Бога. Итак, он удержался, но поскольку поток был неудержим, Сам Кришна низошёл, чтобы открыть его. Так проявляется неподдельное Сознание Кришны.

00:16:35 В коллекции ш́лок Рупы Госвами есть одна, которая начинается так, «ким̇ па̄да̄нте лутхаси вимана̄х сва̄мино хи сватантра̄х…» («Падйа̄валӣ» 385). В ней описывается случай, когда Кришна предстаёт обидчиком, апара̄дхӣ, перед Шримати Радхарани, Он собирается коснуться Её стоп в надежде на прощение, но она избегает этого, думая: «Что ты делаешь? Ты Само совершенство, это я обидела Тебя». И почему? Как гласит стих, «на према-гандхо ‘сти дара̄пи ме харау», «Я известна всему Миру из-за отношений с Тобой», известна по-настоящему, но незаметна тем, кто не имеет понятия о подлинной высшей преданности. Итак, «Меня знает весь Мир за то, что я отдала всю Себя Тебе, мои сердце и душу, «анайа̄ра̄дхито нӯнам̇, бхагава̄н харир ӣш́варах» («Шримад Бхагаватам», 10.30.28). Она, которая способна пленить Кришну, говорит: «Но на самом деле моя вина в том, что я не смогла отдать Себя Тебе целиком».

00:19:14 Так сказала величайшая преданная, Сама Шримати Радхарани, «Я не смогла полностью отдать Себя Тебе». И дальше, Она подтверждает это, говоря: «Если бы у меня была хоть капля настоящей любви и привязанности к Тебе, разлука убила бы меня, но я продолжаю жить. Это доказывает, что я не предана тебе на самом деле».

00:20:03 Итак, Она говорит это, Махапрабху,ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-субалита («Чаитанйа-чарита̄мр̣та», Ади-лила, 1.5), Кришна, одарённый сердцем и сиянием Шримати Радхарани, выражает те же чувства, это очень высокие и глубокие темы, невообразимые, но мы можем уловить идею.

00:20:38 Итак, на пути духовной практики, преданные не считают, что обрели правильное отношение, настроение, они всегда проявляют здоровый скептицизм в подобных вопросах, они считают большим везением, что им дали возможность служить и не прогнали.

00:21:40 Ещё вопросы?

До какой степени мы можем принимать во внимание своё мнение при выполнении служения?

00:23:00 Вопрос: Махарадж, вопрос от Бхуваны Сундари. Я постараюсь объяснить. Когда мы получаем указания от старших преданных, когда они прямо говорят, что нам делать, у нас есть выбор, в точности выполнить, как они ожидают или же по ходу выполнения, что-то изменить, если видим, что можно сделать лучше. Вопрос в том, где грань между личностью, которая, по словам Авадхута Махараджа, должна быть «текучей», или гибкой, но в то же время не стать аморфной, бесформенной, безвольной и равнодушной. Где грань между индивидуальностью и следованию потоку?

00:24:22 Госвами Махарадж: Нас интересует прежде всего неизменная сторона явлений. Каждый год преданные отправлялись в Пури на праздник Ратха-ятра и оставались там какое-то время с Махапрабху. Весь год они готовились к этому событию, и вот в один год, Махапрабху попросил, кажется Шивананда Сена, или нет, это был Накул Брахмачари, Махапрабху сказал ему: «Скажи всем преданным не собираться в Пури в этом году». Только вообразите насколько сокрушительным было такое известие, я даже не могу представить. Он сказал: «Я сам приеду увидеться со всеми», и Он назвал определённую дату. Все были счастливы услышать это и ждали назначенного времени. Мы слышали, что Махапрабху иногда появлялся загадочным образом, как авеш, т.е. в сердце преданных, а иногда перед ними. Упомянуто несколько таких случаев: во время танца Нитьянанды Прабху, в доме Шачидеви, когда она предлагала Ему прасадам, на киртане в доме Шриваса, Шривасангаме, и в доме Рагхава Пандита, где он и его жена Дамайанти приготовили волшебные угощения. Но как авеш, он проявляется в сердце преданных, Нрисимхананды и Накула Брахмачари.

00:27:13 Итак, когда Махапрабху не появился, хотя прошёл уже месяц с того дня, когда Он обещал приехать, преданные очень опечалились. Тогда, Нрисимхананда Брахмачари сказал: «Я приведу Его сюда через два-три дня», или это был Накул, я могу путать их, нет, всё же это был Нрисимхананда. Но, так или иначе, Нрисимхананда приготовил прасадам для Джаганнатха, Махапрабху и Нрисимхадева, своего ишта-деваты. Махапрабху появился перед ним таинственным образом и съел весь приготовленный прасадам. Нрисимхананда возмутился: «Я могу понять, что ты не отличен от Джаганнатха и поэтому съел часть, предназначенную для него. Я принимаю это. Но почему ты съел подношения Нрисимхадева?!» [смеётся].

00:28:42 И затем он говорит это, «тхакура упабаши…» (Чаитанйа-чаритамрти, Антйа, 2.65), если Господь постится, тогда как же его слуга будет поддерживать свою жизнь?». Когда Шрила Гурудев готовился к серьёзной операции в Соквеле, он должен был поститься, и Вайшнав Махарадж, тогда ещё Шруташрава Прабху, как же он мог есть? Конечно, он тоже постился.

00:29:22 Итак, здесь Нрисимхананда говорит: «Ты забрал весь прасад, предназначенный для тебя и Джаганнатха, но почему ты взял и то, что было приготовлено для Нрисимхадева? Этого я не могу понять». То есть, нам не всегда понятны подобные вещи. Но Махапрабху хотел показать ему нечто. Как в песне, которую мы иногда поём, аватара сара гора аватара. Он также Нрисимхадев, Кришна Свайам Бхагаван, они все проявлены в Нём, когда Кришна является раз в чатур-вимшу, двадцать седьмое тысячелетие, лишь раз в день Брахмы, когда приходит Махапрабху, он хочет показать что-то о Нрисимхадеве.

Преданный стремится найти следы высшей реальности даже материальном мире

00:30:35 Но Бхактивинод Тхакур также поведал нам нечто о Нрисимхадеве. Когда он жил на Сваруп Гандже, Шивананда Сукунда Кундже, один из учеников Сарасвати Тхакура, как мы слышали, живший в соседнем доме, отделённом лишь забором, лично слышал, как каждый день в три утра Бхактивинод Тхакур громко взывал к Именам Кришны, будто звал далёкого возлюбленного. Мы видели каменную скамью, но которой он сидел и повторял Кришна-нам, поглощённый божественными мыслями. Он заметил, что каждый день около четырёх тридцати утра с Запада на Восток в сторону Майапура проносится бриз. И своим божественным осознанием, он понял, что это след за Нрсимхадевом. Ведь, согласно истории, в месте неподалёку, называемом Нрисимхапали, где до сих пор сохранилось древнейшее Божество Нрисмхадева, Нрисимхадев остановился после расправы над демоном Хираньякашипу по дороге в свою обитель, вспомнив о том, что именно здесь вскоре появится Махапрабху. Все девы, боги, окружили это место, чтоб вознести славу Нрисимхадеву, отсюда его второе название Девапали. После этого Божество Нрисимхадева появилось в этом озере, и ему до сих пор поклоняются с тех незапамятных времён. Бхактивинод Тхакур чувствовал дуновение ветра следом за Нрисимхадевом каждое утро во время мангала-арати из Нрисимхапали в Майапур, Йогапитх.

00:33:35 Так и мы всегда стараемся найти следы вечного мира в нашем нынешнем окружении, связать его с вечным миром. Бхактивинод Тхакур смог даже ветерок связать с концепцией Вечности. Итак, когда мы действуем в определённых ситуациях, наш образ действия должен строиться на принципе «следовать максимально возможно точно». Служение нисходит с высшего уровня, поэтому нам нужно сделать всё возможное, чтобы исполнить просьбу. Но также не лишним будет применить свой интеллект.

Как преданному при выполнении служения может помешать излишний интеллект?

00:34:33 Есть два примера для размышления на эту тему. Точнее один пример, но рассмотренный с двух разных точек зрения. Шрила Прабхупада сказал бы, что это история о том, как может помешать излишний интеллект. Известный случай, когда Гуру попросил ученика принести стакан воды. И ученик рассудил так: «Вода – это хорошо, но молоко лучше воды, ещё лучше горячее молоко, а если добавить немного сахара, чуть-чуть кардамона, масала молоко будет просто замечательно, вот это горе от ума. Ведь просили лишь стакан воды, но ум унёс в другую сторону. Что это за служение? Здесь получается, что мы накладываем собственные представления на высшие, т.е. ограничиваем высшее рамками низшего.

00:35:55 Однажды, Шрила Прабхупада сказал об одном из своих приближенных слуг: «Почему он всегда был таким замечательным слугой? Потому что он ничего не воображает [смеётся]. Поэтому он так хорош. – Можешь сделать это? – Именно так и сделает.

00:36:28 Но тот же самый пример, Гуру Махарадж рассмотрел под совсем другим углом. Когда Учитель просит стакан воды. Это чисто индийский пример, ученик идёт к ближайшему озеру, чтобы набрать воды и обнаруживает, что она непригодна для питья. Тогда он покупает чистую воду. То есть, по факту, он не выполняет просьбу в точности, которая заключалась в том, чтобы пойти в определённое место и набрать воды, но, понимая, что именно требуется, он нарушает инструкции, чтобы сделать лучше.

О смирении и отсутствии уверенности в правильности суждений

00:37:20 Это лишь примеры. В жизни ситуации могут быть разными. Это как понимать теорему. Гуру Махарадж говорит, что, есть, к примеру, сложение, вычитание, умножение и деление. Чтобы прийти к нужному ответу иногда нужно складывать, вычитать, иногда умножать или делить. Но в каждом особом случае необходим свой подход, чтобы понять, когда нужно складывать или вычитать, а когда умножать или делить. Но если есть человек, который заслуженно считается более опытным, ответственным, мы положимся на его мнение, его суждение. Как говорил временами Гуру Махарадж: «Мы не должны быть чересчур уверены в правильности собственных суждений и оценок».

00:38:50 Я говорил об этом ранее, Санатан Госвами спросил совета Джагадананды Падита: «Я пришёл сюда, чтобы быть здесь с Махапрабху, но по ряду причин этого не произошло, я думаю, мне лучше вернуться во Вриндаван. Как ты думаешь?». И Джагадананда ответил: «Да. Я тоже думаю, тебе лучше вернуться во Вриндаван». Когда Махапрабху узнал об этом, он разгневался оттого, что такой умудрённый опытом преданный из-за своего беспредельного смирения подчинился совету юного Джагадананды. Но отсюда также можно вынести пример для себя, что Санатана Госвами, несмотря на своё положение и удивительные способности, последовал совету младшего.

О искренности и самоисправлении

00:40:50 Аудитория: Махарадж, я думаю, это очень возвышенные примеры.

00:40:55 Госвами Махарадж: Конечно, они очень возвышенные. Я понимаю, о чём говорю. Сейчас меня не интересует формат лекций в стиле собрания личного состава. Но то, что я говорю правда. Другими словами, мы все здесь заинтересованы в духовной культуре, мы хотим применить духовную теорию ко всему, что мы делаем, иначе чем мы вообще отличаемся от любых других людей? Мы не пришли сюда, потому что здесь хорошо отлажена система управления, структура, или высококвалифицированный отдел по работе с персоналом.

00:41:59 Иногда Шрила Гурудев, казалось, неохотно поправлял искреннего ученика, только если на этом настаивали, и Он избегал этого, отвечая: «Я думаю, если кто-то искренен, то обладает неисчерпаемым вдохновением для исправления», это также возможно. Конечно, нужно прибегать к помощи здравого смысла, в случае если вам неясна цепь задач, или последовательность их выполнения, тогда нужно с уважением обратиться к вышестоящим преданным и выяснить непонятные моменты. Ведь иногда может оказаться, что у них есть свой замысел.
Мы слышали, был случай, когда Сарасвати Тхакур попросил: «Мне необходимо, чтобы вы собрали лакх [прим. «сто тысяч»] рупий на строительство храма Баг Базар Матха». Тогда один преданный, Джага Бандху Прабху, которого нежно называли Джей Би Ди, Джага Бандху Дас, пожертвовал три лакха рупий. Преданные танцевали от радости и пришли к Сарасвати Тхакуру с хорошей новостью: «Прабхупад, вы просили один, но он дал нам три лакха». Но Сварасвати Тхкур не разделил всеобщего восторга, чем всех озадачил. «В чём причина?». И он ответил: «Это не совсем то, чего я хотел. Я хотел, чтобы отдав по одной рупии сто тысяч человек получили сукрити, вместо одного, которому досталось всё». [смеётся].

00:44:40 Это не плохо, наоборот, но просто у него было другое соображение на этот счёт, это также возможно.

00:44:51 Харе Кришна.