Правила культурного общения в среде преданных

25 октября 2012
Кому следует рассказывать о своих проблемах и духовных озарениях, успехах. Задача человека - укрепить свою веру через повышение осознанности. Кризис - неестественная ситуация. Как нужно мыслить, чтобы расти в этот период. Духовное просветление как результат больших усилий. Как не совершать оскорбления и сохранить тёплые отношения с духовными учителями - основные правила. Основы культуры ведического общества - выражение почтения старшим преданным.
лекция для глубокого изучения из раздела «Общество» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:33:33 | качество: mp3 64kB/s 42 Mb | прослушано: 271 | скачано: 338 | избрано: 5
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:01 Одна из важных составляющих вайшнавской культуры состоит в том, что во взаимоотношениях с другими преданными нет места фамильярности. Нужно быть очень осторожным, чтобы не опускаться до уровня привольных или фамильярных отношений: это опыт материального мира. Потому что в материальном мире можно часто увидеть, как друзья в каких-то компаниях показать другим, что «я их выше» посредством унижения других.

00:00:37 Вайшнавы никого не используют сленг. И также никогда не используют таких шуток, чтобы ранить кого-нибудь. Для чего вообще люди используют сленг в материальном мире? Чтобы унизить других и возвысить себя. Это очень важно. И также… не нужно шутить таким образом, чтобы кого-то поранить. Кто бы из вас, сидящих, хотел, чтобы таким образом над вами подшучивал, чтобы причинить вам боль или страдания, или таким образом, чтобы это вас задевало? Это означает, что не используйте тех шуток, которые могут ранить кого-то.

00:01:28 Мы вчера записывали определение из вед: справедливость означает, что мы с другими поступаем таким образом, как бы мы хотели, чтоб поступали с нами. Если нам не хочется, чтобы кто-то нас поддевал, подшучивал таким образом, чтоб нас ранить, это означает, что нам нужно быть очень тактичными, чтобы не причинять также беспокойства другим. Значит это не справедливо: себе мы хотим одного, а сами поступаем по-другому. Это не справедливо. Мы можем шутить, но это должно быть таким образом, чтоб никого не ранить.

00:02:13 Теперь мы будем говорить об очень важных моментах. Как вы думаете, с какой из этих категорий преданных - старших, равных или младших - нужно обращаться за решением своих проблем?
- (из зала) Старшим и равным?
- Старшим и равным. А почему не младшим?
- Потому что они смотрят на пример и могут не… Вообще, они, в принципе, не могут, наверное, решить проблему.
- Да. Это нюанс этикета. Во-первых, они не могут решить проблему, потому что у них нет такого опыта. Правильно? А второе почему? Нюанс состоит в том, что если старший преданный младшему рассказывает о своих проблемах, то это может привести к проблеме, потому что это может привести к их падению.

00:03:13 Потому что присутствует ещё некоторая доля зависти, поэтому, если он расскажет ему о своих проблемах, то этот человек может начать критиковать, что станет причиной его падения. К тому же, младший преданный даже не в состоянии будет оценить уровень проблемы старшего. Потому что, одна и та же проблема на разных этапах духовной жизни может существовать на разных плоскостях и будет существовать на разных плоскостях.

00:03:44 Старший преданный может подойти и сказать «а у меня вожделение», к примеру. Или, например, «я чувствую зависть» или ещё что-нибудь. Младший преданный может подумать «ну, всё ясно с ним: у него такая же проблема, как и у меня». Значит, тут большая разница. Потому что, по… младшего преданного иногда бывает такое, что чтобы не нарушать принципы, это уже целое, как бы, сражение за это. А для старшего преданного случайная мысль об этом является целой трагедией.

00:04:25 Понимаете, да, совершенно разные плоскости сознания, но один человек будет поведение другого ценить по кому? По себе. И также любая проблема: проблема с гордостью, проблема с завистью, проблема со всем, с разными пороками, она будет существовать на разных уровнях, потому что, как бы, он до этого делал большую работу, чтобы очищать сердце. Как, например, на белом халате любое пятнышко грязи становится очень броским. Поэтому, нельзя рассказывать о своих проблемах младшим преданным, они просто не в состоянии будут помочь

00:05:15 На разных уровнях существуют разные испытания. Как бы, вам просто не в состоянии это будет как-то оценить или дать соответствующий, ну, как, как помочь в чём-то – это высшее его понимание. Не говоря уж о том, что своих проблемах нельзя рассказывать материалистам, о духовных сложностях. Почему? Как вы думаете?
- Используют?
- Могут использовать, да. Ещё.
- (неразборчиво)
- Да, они ещё больше, как бы, сомнения могут посеять в сердце человека.

00:06:03 Кризис с древнекитайского переводиться как «возможность что-то улучшить». Любой человек будет на духовном пути переживать определённые кризисы – кризисы веры. Это совершенно научная вещь. Все будут через это проходить. У каждого из нас будут такие кризисы, у многих они уже были и они постоянно будут проявляться. В глубине сердца мы бы хотели принять просто что-то на веру и идти, не сворачивая. Но через какое-то время мы вдруг обнаруживаем, что у нас какие-то кризисы, что, например, кто-то может поговорить с нами, сказать «да это всё не то, мы же православные, ты предал наше что-то русское».

00:06:55 И казалось бы, вы разбили аргумент того человек, а потом ходите и думаете «так предал я или не предал» (Смеётся), к примеру. Или кто-то к вам подходит и говорит: «Жил бы как нормальный человек, мясо трескал, там, и всё остальное. Вегетарианство, понимаешь, тут, то, сё». Вы привели ему аргументы какие-то, а потом ходите и думаете: «Так я нормально живу или не нормально, на верном пути или нет?» и так далее.

00:07:21 Очень много внешних факторов может быть беспокоящих, не говоря уж о том, что иногда внешних проблем нет, но изнутри всплывает какая-нибудь грязюка, всплывают материальные желания и не дай бог посмотреть телевизор, там такого насмотритесь, что.. вы там вообще, не знаю… Самых… множество разных отвлекающих факторов и испытаний может в жизни человека… И потом ходите и думаете: «Так куда же мне идти, как же мне жить, откуда, для чего все эти испытания приходят и почему они…».

00:07:58 Почему бы нам просто не понять до конца что Кришна – Бог и нужно ему служить и идти туда, я бы шёл туда не глядя никуда по сторонам и ничего б меня не беспокоило, с огромной решимостью дошёл до конца и всё? А тут сделал два-три шага и тут такие сложности, так много внутренней борьбы. Какие-то испытания приходят. Опять я думаю: «Так куда мне идти, что мне делать?».

00:08:25 Дело в том, что природа веры такова, что вера по своей природе слепа. Это природа вера. Когда человек что-то принимает на веру, человек перестаёт давать себе отсчёт, а почему он принял это на веру, что за этим стоит. Но Господь не хочет слепой веры, во-первых. Он хочет, чтоб мы всё делали осознанно. Другой момент состоит в том, что чтобы подняться на новый этап веры, нужно повергнуть сомнению старую. Нужно переосмыслить свою систему ценностей. Как для того, чтобы подняться на новую ступеньку, по-настоящему подняться, вам нужно оторваться от старой.

00:09:18 И вот это время перехода с одной ступеньки на другую - не естественная ситуация, достаточно. Потому что Господь помещает нас в такие обстоятельства, что у нас выбивают из-под ног определённую веру. А так как человек, вся жизнь человека построена на вере… Человек всё равно во что-то верит: в партию, в деньги, в Путина, в Медведева, там, хоть, во что, в светлое будущее… Но во что-то он всё равно верит. Потому что вера… именно на вере человек какие-то идеалы или ценности, он дальше строит каждый свой поступок всю свою жизнь.

00:09:53 Тут получается, что то, на чём он попытался построить свою жизнь, подверглось сомнению. Неестественная ситуация? Очень неестественная. То же самое, что из-под ног у вас табуретку выбили, и вы пытаетесь за воздух руками хвататься. Простая ситуация? Сложная. И Господь нас помещает в какие-то ситуации.. Это - непростая ситуация, у нас кризис. И кризис – это ничто иное – это возможность улучшить. У нас может быть депрессия, опять мы… оказалось, что мы вовсе не то, что мы о себе думали. Вы вдруг увидели, что существует пропасть между мной и тем идеалом, к которому я стремлюсь. Я-то думал, что я вот это, а жизнь показала, что у меня так много всякой грязи и я вовсе не святой, который о себе думал, что я…

00:10:48 И когда у нас такой кризис, у нас два варианта, как поступить: или сделать шаги в сторону назад, или сделать шаги в сторону идеала. Мы решаем. Если человек неискренен, он подумает: «Да нет, я не такой и сделает шаги назад». Но если человек искренний, он будет думать: «Да, может быть, жизнь показала, что я вовсе не то, что я о себе думаю, и я где-то споткнулся и это ещё не аргумент, чтобы не меняться. У меня правильные цели. Да, может быть, я сейчас увидел, что существует огромная пропасть между то, к чему я стремлюсь и между тем, той реальной ситуацией, в которой я сейчас нахожусь. Я буду…». Но всё равно он делает шаги в сторону истины. «Если я не смогу идти, то я буду ползти, но мне истина важна», - такой человек начинает делать шаги в сторону сокращения этой пропасти. Это и есть искренность человека.

00:12:01 Но так или иначе, когда у человека кризис, это ситуация неестественная. Мы с кем-то можем повздорить или просто у нас внутренние сомнения какие-то. Эти сомнения специально Господь создал в сердце, чтобы заново разобрались, так что же мы здесь делаем. Внутри себя принимая решения, что я принимаю Кришну, на каждом этапе мы будем принимать более осознанные решения, вставать на новую ступень веры. Потому что вся духовная вера, это не что иное, как рост веры человека в Бога. Будем взвешивать кто я, что я и каждый раз вставать на новый этап веры, большей осознанности.

00:12:49 Когда у человека такой кризис, для него очень важно правильное общение. Если он подходит со своим духовным кризисом к материалисту «я хочу Вам задать вопрос». Кризис лечить… Иногда человек подходит к своим родственникам, к примеру. Если эти родственники не практикуют серьёзную духовную жизнь или просто к своим каким-то друзьям или знакомым… Что вам может посоветовать материалист, который совершает, по сути, все виды грехов? Чей целью Бог вообще не является?

00:13:29 Потому что, если посмотреть, как он живёт, какие у него идеалы и как он поступает постоянно: для него Бог вообще не является там никем и нечем в жизни. Просто не то, что человек повесил на себя крестик - теперь он христианин. Потому что христианин – это тот человек, который следует идеалам Христианства, а не тот, который обвешался, там, какими-то атрибутами. Что касается мусульманинов, даже индусов, всех остальных. Если у этих людей нет никаких идеалов и они не хотят эти идеалы в жизни применять, то какой они совет вам дадут, если они поклоняются Мамоне? Если они живут для Мамоны, просто? То, что они, какой совет они вам дадут? Такой же, который соответствует их уровню сознания. А у них сознание очень низкое и сердце осквернённое.

00:14:26 Поэтому, когда вы раскроете им своё сердце… Вам бы, казалось, помощь нужна… А у этих людей есть естественная подсознательная зависть к более чистым людям, тем, кто не живут, в это… в этих испражнениях, а пытаются из них выб… вырваться. И вы им раскрыли самое сокровенное: это самый лучший способ плюнуть, как раз, в ваше сердце.

00:14:55 Он говорит: «О-о, да, жил бы как нормальный человек…». То есть, они сразу начинают вам испражнения туда выливать. «Наслаждался бы, брал всё от жизни и всё. А ты тут, понимаешь, Бог, Бог, тебе то нельзя, сё нельзя, водку не пьёшь, там, мясо не ешь. Брал бы всё, на все тяжкие пускался. А ты тут, видишь ли, тут духовностью решил заняться», - вместо того, что вам помочь, вам просто туда в сердце выливают всякую грязь. Согласитесь, что ваша ситуация от этого не становится более здоровой. Вы получили просто удар в спину.

00:15:39 Поэтому если человек не следует духовной практике… Когда вы хотите получить какой-то духовный совет по-настоящему, у вас критическая ситуация, вы хотите знать, куда вам поставить следующий шаг в этой жизни… Иногда бывают такие серьёзные ситуации. Если вы хотите узнать, что Господь хочет от вас, в конце концов, какая воля Господа, что вы себя повели в это ситуации, потому что Господь всеблагой, в конце концов. Если вы будете действовать в соответствии с волей Господа, всё самым лучшим образом будет решаться для вас. Нужно подходить за духовными советами к тем личностям, которые серьёзны в своей духовной практике.

00:16:25 Если человек не повторяет мантру, не повторяет молитвы, если человек не следует регулирующим принципам, если человек не занят какой-то духовной деятельностью серьёзно, то что он вам посоветует? Насколько Господь будет через него говорить? Или будет говорить через него просто какая-то грязь? Поэтому, будьте очень разборчивы в том, к кому вы обращаетесь за своими духовными советами. Будьте в этом очень избирательны, кому вы раскрывать своё сердце.

00:17:09 С этими людьми (со всеми остальными) можно говорить о погоде там, об общих вещах каких-то, но не раскрывать своё сердце. Раскрывать своё сердце означает рассказывать о своих сокровенных мыслях, рассказывать какие-то очень свои духовные какие-то глубокие переживания, именно, связанные с духовностью, потому что эти люди просто их не поймут, это совершенно другое измерение для них, это совершенно другие идеалы. Метать бисер перед свиньями, как говорит, собственно, Иисус Христос. То есть, они просто втопчут это [неразборчиво], эти зёрна на дороге, они просто склюют, это всё не прорастёт. Смысла не имеет. Хорошо. Это очень важно.

00:18:00 О своих проблемах нужно рассказывать равным. Они тоже переживают определённый опыт сложности какие-то и также их преодолевают и могут нам помочь в этом. И также о своих проблемах мы можем рассказывать старшим, но не младшим, не говоря уж о материалистах.

00:18:26 Следующее. Если мы получили какое-то откровение или реализацию в духовной жизни, с кем нужно делиться из этих трёх категорий?
- (неразборчиво)
- Со старшими и равными, да.
- (неразборчиво).
- Можно ни с кем не делится, но если у вас есть большая потребность внутренняя поделиться, можно поделится или со старшими или с равными. Но не с младшими. Почему?

00:19:03 Тоже самое. Принцип таков, что чтобы получить какое-то откровение в духовной жизни, реализацию или осознание глубокое, нужно заплатить определённую цену. И обычно прежде, чем получить какой-то глубокий духовный опыт этому предшествует определённое внутреннее усилие личности. Когда человек молится Господу, дополнительные усилия какие-то прилагает в духовной жизни. Например, человек очень хочет развить отношения со святыми, может очень искренне молиться святому имени, взывать к нему. Святое имя, благодаря этим усилиям - это может продолжать месяц-два - и святое имя начинает как-то раскрывать перед этим человеком. Этот человек начинает испытывать определённый вкус к святому имени, отношения со святым именем раскрываются, он вдруг начинает осознавать, что само святое имя, это сам Кришна.

00:20:09 Но чтоб обрести такое понимание, этому предшествовали месяцы определённых аскез, которые он буквально… где он сражался со своим умом, где он особые усилия дополнительные прилагал. Он эту цену заплатил, чтоб святое имя ему открылось. Или у человека было какое-то сомнение, или он хотел обрести какое-то определённое понимание, что ж ему делать, куда идти. И был месяц этого крика души, когда человек пытался молиться Господу: «Господь, укажи мне путь! Что же мне делать?».

00:20:37 И вдруг…Во время какой-то лекции вдруг он слышит, что Господь устами какой-то личности даёт чёткое понимание детально, куда ему идти, что ему делать, как ему строить всю свою жизнь. Теперь чётко понимает. Эти слова, они как луч света, которые озаряют всю его жизнь. Теперь у него чёткое и ясное понимание. Он окрылённым становится. Но все его усилия подготавливали фундамент, на котором эта реализация смогла буквально сесть и утвердиться. То есть, буквально, он выстрадал всё это. Поэтому для него это так ярко. Почему? Потому что это через боль, через страдания он это всё получил, внутреннюю… обращения, когда он через тернии к этому шёл. Ему нужно было, нужно было как вода. И множество таких моментов может быть. Или как-то он молился и божества могут как-то открыться или святое место может открыться, святая хама.

00:21:57 Но это открывается всё, когда человек, действительно, кричит и буквально обращается внутри. Он хочет очень ярко получить этот опыт общения с Кришной. И Господь может открыть, человек может получить очень удивительный опыт. На санскрите называется «чхайратибас» или всплеск веры человека. Общаясь с другими преданными, мы можем заразиться их верой, то есть, всплеск веры какой-то особой будет, особый опыт. [Нашальча Шрила Рупо Госвами] говорит, что если этот всплеск веры сохранить этот опыт внутри себя, то он поможет человеку очень быстро обрести бхаву или спрогрессировать до развития любви к Богу. То есть, это всё может привести к развитию любви к Богу.

00:23:05 Но что происходит очень часто? Мы получаем какой-то особое откровение или понимание и у нас появляется в сердце глубокое желание, яркое желание поделится этим пониманием с другими. Мы подходим к каким-то людям: «Слушай, я вот такое услышал. Тут такие классные вещи есть. У меня такой-то опыт, я то-то ощутил или увидел, осознал!». Если перед нами находятся личности, которые не квалифицированы, если мы рассказываем личностям неквалифицированным, вот просто своим пренебрежение к этому таким, вот, достаточно поверхностным таким отношением «да ладно там, типа, расслабься, всё пройдёт. Мало ли, что у тебя там, с кем не бывает?»… Такое, знаете ли, если человек внешне не грубил, не отвергал, не спорил с этим, ну, отношение такое через «ха-ха». Просто, очень поверхностное такое, несерьёзное отношение.

00:24:25 Таким образом, человек своей этой завистью и своим внутренним, как бы, неприятием этого, несерьёзным отношением к этому, к вашей реализации, которую вы выставили, которая вас озаряет или которая для вас очень-очень важна, они ранят вашу веру. Подобно тому, как спицей проткнуть мячик. Что с ним произойдёт? Он сдуется. Или взять бритву и взять спелую грушу и просто поранить её: весь сок вытечет, она потом станет никакой.

00:25:02 Аналогично, когда мы раскрываем своё сердце тем, кто неквалифицирован, рассказываем о своих откровениях или реализациях, то реализация станет не такой яркой, она будет сжиматься и постепенно она просто, она очень быстро покинет ваше сердце, она уйдёт. Но если мы сохраняем эти реализации внутри, она может годами питать нашу веру, годами нас окрылять.

00:25:37 Но мы можем… Это мы. Мы это выстрадали. Строго говоря, это очень сокровенный опыт о том, как Кришна вам себя раскрыл. Вы взывали к Господу, с вашей стороны был посыл и вам Господь открылся. Это других не касается, это сокровенный опыт. Как целомудренная жена, она не рассказывает о близких отношениях с мужем другим. Это других не касается. Также и наши отношения с Кришной – это других не касается. Как мы может о таких вещах рассказывать другим, вообще, тем, кто, вообще, неквалифицирован, тем более?! Где вы на 100% знаете, что человек неправильно воспримет всё, что вы скажете? Это Кришна вам Себя раскрыл в ответ на ваши молитвы. Они не молились совершенно об этом. Им вообще это не нужно. Как вы можете такие вещи рассказывать?

00:26:53 Поэтому мы можем лишиться, это всё может уйти. Не так просто потом это всё получить. Обычно месяцы мы тратим на это, даже годы, чтоб получить. Поэтому десять раз подумайте, вообще, кому вы рассказываете и что вы рассказываете. Даже равным и даже старшим не всем можно рассказывать свой опыт духовный. Вы должны рассказывать только тем, в ком вы на 100% уверенны, что он правильно это оценит и отнесётся к этому.

00:27:36 Наши духовные учителя постоянно переживают духовный опыт. Общаются с божествами, божества с ними разговаривают. Много удивительных вещей. Вы где-то слышали, чтоб ваши духовные учителя кому-то рассказывали о своих взаимоотношениях, к примеру, с божествами, что им божества говорят? Или слышат голос Сверх Души, которая говорит с их сердцем? Они могут видеть трансцендентную реальность и полностью находится вне этой реальности, видеть Кришну. Они вам об этом рассказывают, слышали где-то об этом в лекциях?

00:28:19
- (?)
- но свои собственные чувства и то, что там реально было, они вам не рассказывают. Хотя они живут в этом всём. Один преданный, он служил, состоял как идиолог Бхактивека Свами Махараджи вместе Бхактивешрама Матха Махараджа. Они в Казане, там большой храм и там баня. Там из всех махараджей стал париться. Этот слуга услышал краем уха, когда там махараджи были внутри там, в парилке, они парились он услышал как () рассказывал () о том, что он видит вообще, какие игры Кришны перед ним разворачиваются в духовной реальности, что с ним вообще происходит.

00:29:39 Так вы никогда от него эти вещи не услышите. Краем уха там. Что мне делать: вот это, вот это. Человек в этом измерении уже, ему все эти реальности раскрываются. Человек всё это видит, переживает и он рассказывает только самому близкому духовному брату так, чтоб вообще никто не слышал, не видел.

00:30:07 Один ученик подошёл к Прабхупаде, он сказал: «Прабхупада, расскажите мне о своих взаимоотношениях с гуру, вот, что вы чувствуете». Прабхупада поднял глаза и сказал: «Кто ты такой, чтоб я тебе об этом рассказывал?! Что ты в состоянии понять на своём уровне?». Потому что глубина отношений у ученика и духовного учителя, - Шрила Госвами говорит, - по своей глубине пропорциональна нашим отношениям с Кришной. Прабхупада всю свою жизнь отдал своему духовному учителю.

00:30:55 Представьте, в семьдесят лет, без копейки денег, вам нужно поехать в США в другую сторону, где вы не будете знать, что вы будете есть, где вы будете жить. И вообще, вы там никому не нужны, там нет ни одной личности, которая вас просто знает даже только для того, чтоб исполнить указания духовного учителя и распространить сознание Кришны по всему миру. Это уровень придания в семьдесят лет. Попробуйте сейчас поехать, даже в другой город, в Россию, не говоря, что в другую страну. Где вы не знаете ни одного человека, у вас нет ни одной копейки, вы не знаете, где вы остановитесь, что вы будете есть и вы там никому не нужны. Поедьте туда и начните там распространять сознание Кришны. [Смеётся] Просто.

00:31:41 Понимаете, да, о чём идёт речь, вообще, уровень предания? Это шаг в бездну просто. Это то, на что он пошёл ради своего духовного учителя, на какие жертвы. Как мы можем понять вообще его уровень отношений со своей колокольни? Очень тяжело. Поэтому, тут нужно быть очень осторожным.

00:32:07 Но когда у нас есть желание поделится с кем-то своим духовным опытом, иногда это желание может быть жгучим, вы можете это делать. Но как это делать, чтобы правильно, не потерять эти все реализации? Ничего не говорите о своих собственных чувствах – «я это чувствую» или «я это видел», не рассказывайте о своих чувствах, не говорите о своих эмоциях. Просто приводите людям цитаты из священных писаний, которые описывают ту или иную тему, которую вы хотите сказать. Ссылайтесь на каких-то духовных учителей прошлого или просто каких-то великих мудрецов. За вашими словами, вы, казалось бы, говорите простые вещи, цитируете какие-то слов из вед, но за вашими словами будет стоять ваша собственная реализация, ваш собственный пережитый опыт, ваши слова буду наполнены очень большой силой. И одновременно мы не потеряем своей реализации. То, как делать это правильно.

00:33:30 Следующее. Если у младшего преданного какие-то проблемы, то это его обязанность подойти к старшему что-то спросить. Иногда люди думают: ну старше преданные сами должны понимать и бегать. Такого не будет. Потому что обычно старшие преданные достаточно занятые люди, они готовы как-то помогать, если они сами подходят и задают вопросы.

00:34:10 И как мы уже говорили на прошлых занятиях, не нужно бояться задавать вопросы. Если у нас есть какие-то сомнения, нужно просто спрашивать и мы обретём понимание. Сомнения будут достаточно элементарными: а почему это именно так, а почему это именно то, а что за этим стоит, вообще, а что это означает и так далее и тому подобное. Не нужно бояться думать, что это что-то странное. Нет. Мы все сюда пришли учиться, это автоматически означает, что мы ничего не знаем.

00:34:43 Не зря [Праначандра Махарадж] приводил пословицу английскую, что лучше быть дураком одну минуту, чем всю оставшуюся жизнь. Иногда боимся задавать вопрос, который нам может показаться, что он глупый. Любых вопросов, касаемых духовной жизни, глупых практически не бывает. У вас могут быть элементарные сомнения, так спросите. Мы получим знание, получим ответ и понимание, что нам делать в нашей ситуации или что это означает. У нас теперь будет чёткое понимание, и мы не будем уже оглядываться назад, мы просто пойдём вперёд. Мы теперь чётко знаем, что и как, и почему.

00:35:23 Уникальность нашей философии, что она даёт ответ на любой вопрос. За всем тем, чем мы занимаемся, есть чёткое понимание, почему мы это делаем. Вам никто не скажет: «Много будешь вопросов задавать – быстро умрёшь». Такого вам никто не скажет.

00:35:44 Это только в христианстве когда одному из известных христианских просветителей, ему задали вопрос «А что делал Бог до того как он создал мир?», то он ответил очень любопытно, он сказал: «Он творил ад для тех, кто будет много задавать вопросов». [Смеётся вместе с залом] После такого ответа, разумеется, желание задавать вопросы отпадает. [Смеётся вместе с залом] Конечно, это очень хороший аргумент для того, чтоб просто держать людей в невежестве и просто чтоб люди не догадались, что я не знаю просто ничего. Что нет ответов, что там, в нашей философии огромное количество дыр, просто. Что он ничего толком объяснить не может.

00:36:39 Но сознание Кришны, слава богу, это совершенная философия, которая отвечает на все вопросы. Есть чёткое понимание, что, как делать, почему делать, почему так, почему не иначе, что за всем этим стоит… Совершенная философия. Поэтому нам нужно подходить просто, спрашивать. Так мы получим ответы на свои вопросы. Наша вера вырастет, мы будем делать всё осознанно и осмысленно. Не нужно бояться спрашивать, мы пришли сюда учиться, мы не можем знать всё. Мы вообще, практически ничего не знаем. Мы сюда и пришли учиться. Поэтому до мелочей всё нужно знать что, как, почему, как правильно, что за этим стоит, с каким сознанием нужно это делать, почему. И мы обретём это понимание, будем расти.

00:37:27
-…
- Если человек не задаёт вопросов, тогда означает, что он всё знает. Позиция, что я уже всё знаю, у меня уже нормально. Очень странная. И когда мы задаём вопросы духовным учителям - это редкая возможность - нужно задавать вопросы, которые связаны с духовным прогрессом.

00:38:17 Я был на одной лекции, там где один ученик… Представляете, духовный учитель не так часто приезжает… Гопал Кришна Госвами Махарадж приехал в Нижний Новгород, он говорит: «Вопросы после лекции». Один преданный ученик поднял руку, сказал «Махарадж, а я вам в прошлом году варенье давал. Оно вам понравилось?». [Смеётся с залом] Гуру приезжает раз в полгода. У тебя уникальная возможность просто спросить там, а как мне то делать, как это… Более умного вопроса человек просто… Махарадж был обиделся, ему было так печально это наблюдать, это просто показатель того, что человек вообще сути не понимает.

00:39:02 Если он считает, что суть отношений с духовным учителем состоит в том, чтобы просто спрашивать о всяких глупых вещах вместо того, чтобы спросить как принимать , как повторять или с преданными общаться, «а что мне вообще делать?» - множество тем, которые можно спросить и узнать… Сама позиция неправильна: если я не задаю вопросы, значит, я всё знаю. Поэтому нужно задавать вопросы, нужно записывать их, слушать лекцию, записывать какие-то вопросы. Задавать.

00:39:45 Я здесь был три дня. Все три дня ко мне можно было подходить и спрашивать любые темы. Ко мне подошло только два человека с вопросами. Целый день я здесь, до шести часов вечера. Понимаете, да, о чём идёт речь? Я сюда зачем приехал-то? Я приехал сюда служить. В любое время можно было подойти, пожайлуста, дверь открыта. Я сейчас уеду (буквально утром я завтра уезжаю). Вы всё знаете про этикет и так далее? Нужно искать это у вас, спрашивайте. И тут есть старшие преданные тоже местные, подходите, спрашивайте. Задавайте вопросы, потому что это редкая возможность.

00:40:43 Потому что, смотрите: могут так обстоятельства сложиться у старших преданных, у них много опыта, понимания, они будут уходить с планеты. Уходят по разным обстоятельствам. Махараджи сейчас оставляют тела, старшие преданные тоже умирают, смотрите, сейчас… познайте эту саму трагедию. (…в Нижнем Новгороде) и так далее. Никто не знает, нам осталось. И подходите к старшим преданным, спрашивайте, задавайте вопросы.

00:41:18 Представляете, вам не нужно будет повторять тех ошибок, которые они давным-давно прошли сами. Вы спросите: «А как делать?». Он говорит: «Вот это делай, вот это не делай. Вот это – ошибка. Ты годами можешь не так идти или топтаться на месте, делай вот так вот». Вы сразу начинаете прогрессировать очень быстро. По сути дела, вам не нужно учиться на тех ошибках, которые проходили старшие преданные. Они проходили, это очень болезненный опыт этих ошибок. Вы сразу можете получить реализованное знание и понимание куда идти и что делать просто за счёт этого общения. Вам не нужно будет эту боль получать, эти аскезы проходить, по крайней мере, ошибок этих не надо будет делать. Потому что, всё равно будут свои аскезы, свои сложности, но зато вам не надо будет просто повторять какие-то ошибки, которые вы можете просто избежать. Спасибо. Такой, очень важный момент… Может, мы приоткроем дверь, что ли, хотя бы на время?

00:42:57 Мы сейчас чуть-чуть подробнее поговорим о взаимоотношениях между старшими и младшими преданными. Нужно быть очень осторожными, чтобы не оценивать поведение старших преданных. Потому что… хотя бы на время полностью откройте дверь… есть текст из Чаитанья Чаитамьяты, в котором говорится: [вайшнавера криямудра авигьехана муджая] – в этом тексте говорится, что деятельность возвышенных душ невозможно понять материальным умом. Комментарии Вишвана Чакрай Тхакур… Кстати, Бхактинод Тхакур об этом говорил. «С внешней точки зрения, деятельность возвышенны личностей может показаться неотличной от деятельности материалистов. Но нельзя… очень легко обмануться. Сознание великих преданных очень тяжело понять, поведение. Оценивая поведение великих личностей, можно возвыситься или полностью деградировать». Мы можем возвыситься или деградировать. Деградировать – если мы со своей колокольни будем пытаться понять, а что он делает и почему. Очень легко просто обмануться. Потому что мы не понимаем мотивы, там совершенно другой уровень сознания.

00:40:39 Иногда человек может думать: «С внешней точки зрения, чем этот человек от меня отличается? Мы уже говорили: я повторяю 16 кругов – этот человек повторяет 16 кругов, я следую принципам – он тоже следует принципам. Чего я это должен почитать-то его вообще? На каком основании? Но этих людей… Может, я даже знаю что-то больше, чем они в какой-то области? Потому что невозможно всё знать обо всём. Значит, я ничем не хуже, чем он. Ведь я же что-то знаю больше даже, чем он… в какой-то области.

00:45:23 В чём ошибка? У меня были такие сомнения. Я наблюдал за поведением [Радхи Дамодарабраху]. Это один из очень-очень старших преданных, который, собственно, уже 25 лет в Сознании Кришны, может, даже больше, около 30. Он прошёл тюрьмы ради Сознания Кришны. Я посмотрел, просто понаблюдал, как он молится, какие у него отношения с Кришной. У этого человека особые отношения с Господом. Это было очень очевидно.

00:46:06 Дело в том, что для начальных преданных линг Сознания Кришны, это, как бы, ещё шаги в сторону. А для этих людей Сознание Кришны – это жизнь. Потому что на разных этапах своего духовного пути, человек проходить разные проверки и испытания ради Бога.За взаимоотношения с Богом человек разную цену будет платить. И чем выше уровень, тем выше проверки и испытания он будет проходить. Разумеется, что у него больше способностей их будет пройти, но, в целом, и также, диапазон этих испытаний, глубина и уровень возрастает соответственно.

00:46:53 И эти личности прошли огромные испытания и проверки, огромную цену заплатили ради своих взаимоотношений с Кришной. Это огромная цена. Для них Кришна – это просто жизнь. Вот представьте себе, старших преданных. Тот же, Радхана Модар. Когда всех преданных стали сажать в тюрьму просто за Сознание Кришны. Потому что КГБ нужно было найти повод, чтобы просто посажать. Все дела были полностью сфабрикованы. Им говорили: «Просто откажитесь от Кришны. Просто на словах скажите: «Я не верю в Кришну» и подпишите здесь «Я отказываюсь». Внутри вы там можете, что угодно там делать, ну просто скажите это – мы вас выпускаем сразу на свободу. Мы вас не будем судить, не будем сажать».

00:47:53 Казалось бы, да? Они не отказались. Несколько человек, которые отказались, подумали «я потом, то есть, я так внешне скажу, а потом я, вот…» - интересный феномен: они не смогли повторять даже, слово Кришна потом произнести не могли, после того, как они это подписали. Они не смогли повторять мантру, вообще ничего не смогли. Эти преданные пошли в ад ради Кришны, на зону.

00:48:28 Есть книга на английском языке, которая называется «Солёный хлеб». По этой книге [Нирадж Махарадж] читал лекции. Эта книга, которую написал преданный, описывает, через что он проходил. Она произвела такой «бум» на Западе в обществе преданных. Вы только представьте,… да, можете закрыть дверь полностью… каждый день его били. Каждый день приходили эти конвоиры, просто били его просто за то, что он преданный Кришны. Они ехали… Месяц в вагоне их только везли на эту зону. В вагоне, в котором было 80 человек. Товарный вагон… 80 человек в котором сидело. В этом вагоне не было ни туалета, ничего. Можете представить себе, куда они мочились и куда они справляли нужду. И до этого 20 лет в этом вагоне возили заключённых и ни разу в этом вагоне не убирали эти испражнения, эту мочу. И на улице ещё было +30. Вы представляете, что в этом вагоне едет 80 человек, в товарном вагоне, где все… что там вообще, что там вообще? Запах. Что это такое? Просто ад на планете Земля.

00:50:04 До этого 20 лет там не убирали испражнения. И все эти люди там битком: ни сесть, ни спать. Садишься или ложишься прямо в дерьмо, в испражнения. Там дышать невозможно. Это то, что ему пришлось пройти там, это только на пути в зону. И в любой момент к нему подходили и говорили: тебе достаточно просто позвонить, вызвать конвоира, сказать: «Всё, я отказываюсь» и ты будешь на свободе. Представляете, какую цену постоянно… Там нечего есть им, им запретили давать любую вегетарианскую пищу. Единственное, что он мог есть на этой зоне – это хлеб. Вот этот хлеб зоновский, который совершенно невозможно было есть: был без вкуса, без запаха, такой, вообще не понятно из чего, отвратительнго качества, чтоб хоть как-то малейшая слюна выработалась. Его нужно было очень густо посолить. И это было единственной пищей, которую он ел… годами. Просто всё остальное просто невозможно было есть. И очень часто он просто отказывался, он брал этот хлеб и делал из него чётки, эти, делал шарики и раздавал это, собственно, не ел это, то, что ему давали. Каждый день его били. И в конце концов, тот человек, который его бил этот конвоир, каждый день, он разбился вместе со всей своей семьёй через несколько месяцев после того, как перестал… Господь его просто наказал таким образом. Но… Так далее.

00:51:55 Какую цену эти люди заплатили за свои отношения с Кришной? И какой опыт они получали? Насколько Кришна им за это открывал себя? Представьте, кто-то на такие жертвы ради вас пошёл? Как вы… что вы будете ощущать по отношению к этим личностям? И эти люди, они особую цену платили. Нам ещё нужны будут годы, что просто дожить до их уровня тех испытаний или проверок, которые те люди прошли и заплатить ту цену, которую они платили. Поэтому нам нужно с очень большим уважением относиться к ним, потому что у них особые отношения с Кришной, они выстрадали. Если мы правильно общаемся с этими личностями, то мы можем заразиться их уровнем веры. Весь этот опыт, это вера в Кришну, она перейдёт на нас, если мы правильно общаемся с ними. Мы можем очень большое благо получить. И с внешней точки зрения, они могут очень простую позицию занимать, но для них Сознание Кришны – это жизнь, отношения с Кришной, за которого…

00:53:21 Шрила Прабхупада говорит (запишите, у кого есть ручки), он говорит: «Иногда старшие вайшнавы, проявляя смирение… Иногда старшие вайшнавы, проявляя смирение, выражают своё уважение младшим. Иногда старшие вайшнавы, проявляя смирение, выражают своё уважение младшим. Выражают своё уважение младшим… Но младший вайшнав… но младший вайшнав никогда не должен думать, что заслужил это почтение. Но младший вайшнав никогда не должен думать, что заслужил это почтение. Напротив, он должен чувствовать себя смущённым и молиться Кришне, чтобы Он принял это как почтение к Себе. Напротив, он должен чувствовать себя смущённым и молиться Кришне, чтобы Он принял это как почтение к Себе.

00:55:47 Это одна из ловушек тоже, с которой можем столкнуться. Можем совершить это оскорбление. Старшие преданные по своей природе очень смиренны. Они работают над развитием своего смирения. Пытаются выражать почтение всем вокруг. Но что может произойти… общаться с нами на равных. Даже Гуру может подойти и саньяси, похлопать нас по плечу или как-то в дружеской ноге с нами общаться и если мы подумаем: «О! Так он теперь мой друган!». Подойдёте, похлопаете санньяси по плечу и скажете: «Ну как у тебя там, всё нормально?». Или гуру так подойдёте. Сразу же он поставит стенку. Не потому что у него такое большое ложное эго – чтобы нас защитить от оскорбления.

00:57:09 Старшие преданные… Говориться, что если кто-то фамильярно… Если к старшему преданному фамильярно младший преданный себя ведёт, это его обязанность поставить стенку. Во-первых, чтоб защитить младшего от оскорблений. А также, почему? Да потому что, когда придёт время, чтоб ему помочь в чём-то. Старшие преданные обычно так делают чтоб защитить, спасти человека от оскорбления и также для того, чтобы потом, когда время придёт, чтоб ему можно было в чём-то помочь. Потому что, когда нужно будет дать ему наставление, помочь ему, он просто их не воспримет, потому что он считает, что я с ним «на одной ноге». Ему невозможно будет передать опыт, как—то в чём-то помочь ему, защитить.

00:58:13 Когда я приехал на метро Бегаваи в 99 году, там был храм. Метро Бегаваи, сейчас там Динамо. Я вызвал Бхактиведьянта Махараджа. Я видел тех личностей, которые… Это был 99 год, к нему ходили достаточно молодые преданные. При мне, я это несколько раз видел, хлопали его по плечу и говорили: «Эй, Вайяди! Его звали Вайдинадх тогда. И он как-то очень скромно себя вёл, не обращал на это внимание. Но это было достаточно очень странно. Во-первых, он был их старше по возрасту. Во-вторых, он намного старше их в духовной жизни. На десять-пятнадцать лет раньше, чем они, он пришёл к духовной жизни. И вообще, огромные аскезы он прошёл ради Кришны. И тут подходят и так себя с ним ведут. Они все поуходили в Маю. Все оставили духовную практику те, кто так себя с ним вёл. Это результат этих оскорблений – пренебрежительного отношения к таким личностям.

00:59:33 У меня был опыт, что когда я с ним пытался так общаться на равных, что само по себе достаточно абсурдно. Или даже не на равных, просто там были тени фамильярности – сразу поставил очень большую стенку. Сначала моё ложное эго стало возмущаться. Только потом я был ему очень благодарен, что он спас меня от оскорбления. Поэтому, старшие преданные будут с вами общаться дружески, и будут очень открыты до тех пор, пока мы сохраняем внутри определённую субординацию. Они могут общаться по-дружески, но мы внутри должны понимать, что он из смирения так ведёт. Это не означает, что я с ним теперь на одной ноге. Тогда эти отношения могут годами продолжаться. Они будут очень близкие и старшие преданные, они могут очень много милости могут давать. Как только мы занимаем другую позицию, меняем её на другое – сразу будет стенка, мы будем опущены быстро. Я не хочу, чтоб мой опыт повторяли. Есть чёткое понимание как действовать. Можете очень много милости получать в целом.

01:01:01 И следующее. Следующий нюанс этикета. Не следует давать кому-то наставления в присутствии старших вайшнавов. Запишите другой нюанс этикета. Не следует давать кому-то наставления в присутствии старших вайшнавов. Это оскорбление называется на санскрите «марьяда вьятикрама». … Не следует давать кому-то наставления в присутствии старших вайшнавов.

01:01:27 Удивительный пример или иллюстрация этого приводится на страницах [Шримадгиты]. Когда Кришна оставил эту планету Пробасакшетре 5000 лет назад – Господь вернулся в свою вечную духовную обитель – Видура хотел получить духовное знание и пришёл за этим к Куддое. Куддхоа – ближайший спутник Кришны и Двараки, является не только великим вайшнавом, является величайшим учёным. Духовным учителем Куддхоа является Прихашпати – главный жрец полубогов иерарха высших сфер. Учитель полубогов является духовным учителем Уддха. Уддха является величайшим учёным и спутником самого Господа.

01:02:54 - [из зала] Он же сын, по-моему [неразборчиво]
- Брихас… что?
- [из зала] Куддха, он сын. Куддха, а?
- Я не знаю, что…
- [из зала] [Омшрам Махарадж] говорит, что он сын неразборчиво
- Тогда, тем более.

01:03:09 Тем более и у него цвет тела даже напоминал цвет тела Кришны. С рождения он не был таким. Эта личность он был до такой степени поглощён Господом, он был его ближайший друг Кришны, советником великим. Он в такой степени был поглощён Кришной, что его тело даже стало такого же цвета, что и Кришны – синего цвета. Когда Кришна ушёл с этого мира, то Куддха ещё какое-то время находился на планете. И Дурха пришёл к Куддхе за духовными наставлениями. Но хотя Куддха, он был полностью квалифицирован, кто-то слал его к только потому что тот был старше. Он сказал: «Я не обладаю должными качествами. Старший вайшнав присутствует здесь. На самом деле, ты должен услышать от него, от Дмаятри Ямуни». Удивительная модель поведения показывает…

01:04:27 Шрила Прабхупада в комментарии к этому тексту к 3 песне 4 гл.,26тест, Прабхупада говорит: «Это естественное смирение. Даже великие души, осознавшие себя, следуют этому этикету очень тщательно. Только такое следование этикету доставляет удовольствие Кришне. Даже тот, кто обладает обширными познаниями в трансцендентной науке должен избегать оскорбления, называемого «марьяда вьятикрама». В соответствии с правилами этикета, даже тот, кто компетентен и учён не должен давать наставления другим в присутствии человека, занимающего более высокое положение. Совершая это оскорбление, человек сокращает свою жизнь, лишается богатства, славы, добродетели и всех земных благ», - это то, что говорится в Священных Писаниях. Кто из вас хочет сократить свою жизнь, лишиться всех своих добродетелей? Тогда нам в этом нужно быть очень осторожным.

01:05:55 Есть два исключения из этого правила. Хотите знать, какие, когда мы можем давать наставления другим в присутствии старших вайшнавов?
- [из зала] Когда он сам хочет, чтобы…
- Совершенно верно. Когда старший преданный просит нас об этом, мы можем давать наставления другим в его присутствии.

01:06:24 Иногда старшие преданные могут подходить и говорить: «Не мог бы ты лекцию прочитать?». Знаете, что нужно говорить? Обычно, иногда можно сказать: «Да я такой вообще… неквалифицированный. [Смеётся] Я некомпетентен полностью, я вообще никто и ничто». Самая правильная позиция такова, но это – неправильная позиция: хотим показать, что мы очень смиренны. Но смирение состоит в том, что внутри себя считая неквалифицированными, мы будем исполнять указания старших преданных. Подтверждается, будьте здоровы. В этом проявление смирения. Где ж тут смирение? Мы иногда можем…: «Да я такой смиренный, может быть, я неквалифицированный, я такой…», - мы хотим показать.

01:07:22 Но представляете, если мы считаем себя смиренными слугами вайшнавов, наши господа просят нас, не могу вот это сделать, а мы говорим, например. Господин просит слугу: «Не мог бы ты это сделать». Слуга говорит: «Я такой смиренный, сам делай!». [смеётся] Где ж тут смирение, в конце концов? Смирение состоит в том: да, я себя считаю неквалифицированным, но я просто буду стараться делать то, что меня попросили. Мы будем… Делая это, мы будем получать очень большие благословения.

01:08:07 Представьте, времена Шрила Прабхупады. Прабхупада во Вриндаване иногда неожиданно просил кого-то из своих учеников прочитать лекцию. Представьте, какого было бы вам читать лекцию в присутствии самого Шрила Прабхупады? Для своего духовного учителя просто? Ваш духовный учитель сидит прям перед вами и он говорит: «Давай, прочитай лекцию». Я попросил там одного из санньяси, своих учеников… Этот преданный был нормальным проповедником, он мог что-то говорить, но в присутствии гуру можете представить, что он там ощущал. «А….б» [смеётся вместе с залом] Он два слова связать не мог. Каждую фразу, которую он говорил… Он говорил совершенно бессмысленные фразы. Это рассказывают те преданные, которые там сидели. И каждая из этих фраз не повторялась. Там не было никакой логики, он прыгал с одной тему на другую. Совершенно не было понятно, о чём он там говорит вообще и что он хочет сказать. Но он искренне старался. Эти преданные думали «Что, что он несёт?! Что за ужас?». И тут ещё Прабхупада сидит: что он говорит в его присутствии? Человек очень искренне старался. Но там просто… Самая плохая лекция, которую кто-либо слышал когда-либо в своей жизни.

01:09:47 Лекция закончилась. Ученик был очень смущённый. Прабхупада расплылся в огромной улыбке и сказал: «Спасибо. Замечательная лекция». [смеётся с залом] Потому что Прабхупада, духовный учитель, принимал его смирение, его усилия. После этого он превратился в удивительного проповедника просто. Делая это, он получил особые полномочия от духовного учителя, особую милость. Гуру виде, как ему тяжело, принимал, так сказать, не то, что он делал, а просто усилия его. И после этого он получил огромные полномочия. Это одно из проявлений нашего настоящего смирения, когда мы просто стараемся, по крайней мере, делать то, что нас попросили старших вайшнавов. Даже считая себя неквалифицированными в этом деле… Тогда мы получим особые полномочия Бога.

01:10:45 Другой момент, когда мы можем говорить в присутствии старших вайшнавов – если старший вайшнав очень занят. Присутствует где-то рядом, но они заняты, они с кем-то общаются, у них дела. Тогда мы тоже можем говорить. Два случая.

01:11:07 Мы ещё несколько слов скажем об очень-очень старших вайшнавов. Самым-самым старшим, разумеется, является Шрила Прабхупада. Наш дедушка – гуру. Любой человек, который просто приходит в Сознание Кришны, уже он является. Как бы, учеником Шрила Прабхупады. Потом принимаем прибежище у его учеников учеников учеников, этой цепи. Помимо Шрила Прабхупады, самым старшим в обществе вайшнавов для нас является нас духовный учитель – таков этикет. Он является после Шрила Прабхупады самым старшим вайшнавом для нас. Наш духовный учитель… Даже, если у вас пока нет духовного учителя, духовный учитель будет для вас самым старшим, пока вы не примите… И так далее. После рила Прабхупады идёт самым… таков этикет.

01:12:15 Духовный учитель берёт ответственность полностью за спасение ученика. Чем больше ответственность берёт за нас личность, тем больше он является объектов выражения почтения с нашей стороны. Такова культура. Следующее. И духовного учителя следует почитать как представителя Бога, потому что… Следовательно, оказывать ему такое же почтение, как самому Кришне. Он является для ученика представителем Господа. Такова культура. Таков этикет.

01:13:00 Но духовному учителю нашего духовного учителя нужно оказывать вдвое большее почтение. Очень часто бывает серьёзная ошибка. Например, празднуют… собираются ученики и празднуют день рождения своего духовного учителя (называется «вьясакунджа»), когда мы празднуем - особое событие в жизни ученика, когда почитаем духовного учителя, когда мы празднуем день его явления. И на духовного учителя ученики иногда вешают очень пышную гирлянду из цветов, а Шрила Прабхупаде – маленькая тоненькая гирлянда.

01:13:48 Я видел, как духовные учителя отказывались принимать эту гирлянду. Как бы вы чувствовали себя, вот...: рядом с вами ваш духовный учитель, на вас надели огромную пышную гирлянду, а на вашего учителя – малюсенькую тоненькую? Поэтому, если вы хотите удовлетворить вашего духовного учителя даже во время дня его рождения, его духовного учителя, если он там присутствует или там его изображение, нужно оказывать вдвое большее почтение, чем, непосредственно, вашему учителю. Гирлянда должна быть в два раза толще – тогда ваш духовный учитель будет доволен.

01:14:38 Также, я видел как духовного учителя пытались посадить на вот это сидение, а место, на котором находилось мурти Шрила Прабхупады было ниже. Он сказал: «Я не сяду на это. Как я могу сидеть выше своего духовного учителя? Я сяду на пол», - он просто очень сильно ругался. Ругал: «Как вы можете сажать выше моего учителя? Как я ему в глаза могу посмотреть? Я его смиренный слуга. Я все лишь продолжаю эту цепь преемственности и принимаю учеников только как служение ему. И вы хотите, чтоб я сел выше, чем он?! О чём вы вообще говорите? Я не считаю себя выше, я просто вообще никто по сравнению с ним». И это очень важная часть культуры вайшнавской, этикета.

01:15:37 Также… каждый раз, когда мы видим духовного учителя, каждый раз нужно прилагать ему поклоны. Каждый раз, когда гуру входит в комнату и когда он уходит из комнаты или просто мы видим: он покидает нас, нужно прилагать ему поклоны. Иначе человек совершает «курор наваки» или оскорбление своего духовного учителя. Каждый раз когда мы видим гуру и когда он уходит, нужно предлагать поклоны, каждый раз. Если мы это не делаем, то это неправильно.
- [из зала] это входит в противоречие с тем что написано …, что в присутствие неверующих материалистов, допустим…
- Я не встречал такую цитату в Священном Писании, что нельзя это делать. Это нужно делать всегда.
- [из зала]… все материалисты смотрят… в обществе находятся
- Это не касается. Может быть, в аэропорту, если мы там, кругом грязь, может быть, мы не сможем там это или в лужу плюхнемся, там, какие-то поклоны. Нас просто не поймут. Тут мы можем это делать. Там, поклоны в уме… Но как только у нас появляется малейшая возможность, нужно поклониться. Потому что, что бы мы ни делали, материалистам не понравится. Почему мы должны разменивать нашу духовную жизнь на мнения каких-то людей, кого вообще не интересует никакая духовная жизнь?
- Может быть, … потому что поклоняться духовному учителю – это очень возвышенная форма духовной практики.
- Согласен, но мы не поклоняемся ему, мы оказываем ему почтение. Это немножко другое. Поклонение – когда мы проводим парафиналии, пуджу проводим, какие-то очень изысканные церемонии проводим. А тут скорее это выражение почтения. Выражать почтение мы можем при всех. Потому что, само поклонение – это более углублённый процесс почтения. Это в принципе, допустимо.

01:18:06 И следующее: вслед за духовным учителем, следующий по старшинству является санньяси (полностью отречённые люди)… закройте двери… вслед за духовным учителем. Среди санньяси самыми старшими считается тот, кто получил раньше санньяса инициацию. Этикет таков, что каждый раз, когда мы видим санньяси, нам нужно обязательно им поклониться. Хотя бы раз в день нам нужно поклониться всем санньяси. Если человек говорит… Не кланяется санньяси, то он лишается всего своего благочестия, совершает оскорбление. Говорится, что нужно целый день поститься, если он это не делает. Хотя бы раз в день нужно выразить почтение. Мы выражаем почтение, как бы, тем аскезам, тому принципу отречения, на который они пошли ради служения Господу и служения другим. Таков этикет.

01:19:23 Следующими идут духовные братья нашего гуру: их нужно почитать также как и своего гуру. Например, наш духовный учитель может быть санньяси, отречённым человеком. Может не быть. Но каждый раз, когда мы увидим наших духовных братьев нашего духовного учителя (наш духовный учитель и его духовные братья имеют… у них один духовный учитель), нам нужно им оказывать такое же почтение, как и нашему собственному гуру.

01:19:56 Хотя они могут быть грихастха – это всё не важно – они объект нашего поклонения. Поэтому, каждый раз, когда мы видим, например, других учеников Шрила Прабхупады, нам нужно кланяться им. Они, может быть, не наши духовные учителя или вообще… Каждый раз, когда мы видим их, нам нужно оказывать им почтение. Таков принцип этикета, принцип культуры.

01:20:24 И… говорится, что если грихастха по духовному уровню более возвышен даже, чем санньяси, то этот санньяси должен кланяться ему. Также санньяси должен кланяться духовному брату грихастхи, духовному брату своего гуру, грихастхи, санньяси должен ему кланяться. Таков этикет. Таков принцип.

01:21:06 Всё. И последние нюансы, что старшим следует первым подносить предмет «отарати» - поклонения, светильник, который разносят, там, где огонь горит, когда проводят поклонение на алтаре. Первым на него капать водой - таков этикет.

01:21:25 Также, старшие первыми предлагают пушпу или цветы с [топом] Шрила Прабхупады во время утренней службы. Например, когда вы будете на всех фестивалях, там обычно каждое утро проводят гуру пуджу Шрила Прабхупаде. Если будут молитвы и все по очереди подходят и предлагают цветы Шрила Прабхупаде, приносят поклоны. И обычно самыми первыми это должны делать это старшие вайшнавы. Это часть культуры.

01:21:52 Иногда это было очень забавно наблюдать. Там очень-очень старшие преданные – Чалабрахгу, ещё кто-то. [смеётся] Но многие старше вайшнавы, другие, которые много лет в Сознании Кришны и… растолкав всех локтями выбегает какой-то Бхакталаси , предлагает цветы… А те стоят скромно, пропускают всех других вперёд, других старших преданных. Каждый пытается другого вперёд поставить. А тут этот все растолкал. То очень забавно выглядит.

01:22:30 И… также… они первыми кланяются туласи и первыми поливают туласи – тоже очень удивительно. Иногда это можно тоже видеть, что… не пропускают старших преданных вперёд, а просто тоже вырывают эту ложку и пытаются опалить, что достаточно просто странно для…

01:22:56 Если вы придёте в какие-нибудь храмы Индии, где есть вот эта культура, на вас посмотрят очень странно, что у человека не всё в порядке. Так же им первым обычно раздают прасад – это часть культуры. Очень любопытно было наблюдать: были в храме Начаупати – это знаменитый храм в Бомбее. Мы путешествовали там также: там все садятся, присаживаются во время прасада - никто не начинает есть. Мы также были на Парикраме с преданными из Чаупати: было тысячи преданных. Представляете, тысяча человек расселось, всем наложили тарелки… Там также была группа русских преданных, они попытались есть. На них так посмотрели. У них наложено всё, блюдо, но никто не начал есть почему? А потому что как мы можем начать есть, когда тут сидит гуру? Старшие преданные – и они не начали есть. Только после того, как старшие вайшнавы, гуру, они стал кушать - все стали кушать. Даже после того как все поели… Да, все поели, вскочили там, побежали. Я смотрю: все сидят с пустыми тарелками. Они поели. Никто не встаёт. Часть культуры. А пока старшие вайшнавы не встали, никто не встаёт. Пока не встал гуру. И все продолжают сидеть. И мне так было стыдно за тех нескольких русских, которые убежали, потому что это показатель того, что, ну, как были аборигенами, не уважающими совершенно старших никаких, такими же и остались.

01:24:49 Уважение к старшим, оно пронизывает собой всё. И, на самом деле, в том обществе, где уважают старших, в этом обществе человек будет ощущать глубочайшее ощущение защищённости в целом. И это само поведение радует Кришну. И там мы можем просто наблюдать…

01:25:10 Также, над старшими нельзя подшучивать, учить, дерзить и повышать голос - другие нюансы культуры. Также, нужно первыми кланяться и приветствовать. Например, если… я сам живу в Юрлово – это духовная школа в Москве, там учиться около 30 студентов. Обучение три года, и обучают всем нюансам духовного… Трёхлетнее обучение. Это правило школы, что там все встают, когда заходят старшие. Все встают.

01:25:57 В Упанишадах в йога сутрах патанджали говорится, что в комнату заходит человек, обладающий большими, чем мы, знаниями и опытом, наша прана, жизненная энергия, начинает подниматься по позвоночному столбу вверх. И если мы не встаём и не выражаем почтение этой личности, этот канал перерубается и человек лишается своей жизненной энергии, праны. Нет мелочей в духовной жизни.

01:26:29 Помните, нас приучали вставать, когда заходит преподаватель? Это правильная вещь. Веды объясняют, почему так: так вселенские законы действуют. И так далее. Поэтому, каждый раз, когда приходит старший, там все встают. Это часть культуры вайшнавской.

01:26:54 Другой момент, что не нужно вмешиваться в разговоры старших, не спросив разрешения это делать. Однажды мы ехали на машине, и там было два старших вайшнава, которые общались между собой. Мы сидели на заднем сидении, там был один преданный, который мало того, что поступал нетактично, его никто не просил (он сам туда влезал в этот разговор): «Да, я вот-вот это знаю! Щас я вам тоже, вот, скажу своё мнение!». Я его просто так: «Слушай! Очень редко выпадает возможность услышать, что обсуждают и на какие темы говорят старшие вайшнавы между собой. Мне, например, очень важно услышать, о чём они говорят, чем они живут. Это очень редкая возможность. Позволь мне послушать их – не тебя. Во-вторых, то, что ты знаешь, оно никуда от тебя не уйдёт, но вот это ты не услышишь. И в-третьих, тебя никто не просил вообще это делать, это просто не тактично: влезать со свиным рылом в калашный ряд. Берём какой-то хрюндель и лезем туда, там где… в ту лавку, где посуду продают. Этот хрюндель начинает бегать – посуда начинает падать».

01:28:26 И тоже самое… мы лезем не в ту сферу вообще. Другие вещи, другие ценности, другой уровень ответственности, всё совершенно другое. Туда не нужно лезть. Просто не тактично. Это очень редкая возможность, и её нужно ценить.

01:28:45 И также… последний момент, что если два старших преданных спорят между собой, младшему не нужно вставать на чью-либо сторону: это выше нашего понимания. Потому что, даже когда старшие преданнее обсуждают что-то между собой… Во первых, у них совершенно другой тип, уровень отношений, доверия к друг другу. Они могут даже ругаться между собой – для них это игра.

01:29:17 Как есть текст в Чаитанья Чаитамьяте, в котором говорится, что раздоры между продвинутыми преданными – это игры Кришны, как например… И там приводится пример - как Рукмини и Сатиобхамбха. Это жёны Кришны. Они ругаются между собой иногда, при этом, живут одним лишь Кришной. Или Акругли и Угросена – это дядя Кришны и дед Кришны. У них там некоторые конфликты существуют внешние. Но при этом, они великие вайшнавы и живут Кришной. Это просто их игры.

01:30:06 И если мы займём сторону одного вайшнава и начнём критиковать другого, скажем «Сатиобхамбха – хорошая, а Рукмини – плохая» или наоборот - мы сразу деградируем. Это их игры. Потому что у этих личностей нет зависти, это просто их… Бхактистанда Сарасвати, комментируя эти тексты, говорит, что это только может показаться, что они живут чем-то разным. Они живут, на самом деле, только одним Кришной. Но как поклоняться Кришне - у них могут быть разные мнения или как служить Ему в соответствии со своей индивидуальной природой личности.

01:30:58 Один говорит: «Надо так служить!», другой говорит: «Нет, надо так служить!». Но то, что Ему надо служить, у них… [смеётся] И когда мы лезем туда, в эту сферу, не понимая вообще, что там просто они проявляют свою индивидуальность в служении Единой Личности,… (и там, на самом деле, только внешний конфликт, просто, на самом деле, это игра просто)… то мы просто очень серьёзно рискуем.

01:31:26 Поэтому, когда старшие преданные что-то там между собой выясняют или один, там, недоволен поведение другого, или другой недоволен поведением третьего, сказать: «Так это не моего ума дело».

01:31:38 Шрила Прабхупада критиковал иногда поведение своих духовных братьев. И когда его ученики пытались тоже что-то говорить, он сразу прерывал, говорит, он говорил: «Это не вашего ума дело! Я – могу это делать, я их духовный брат. У меня определённые отношения с ними. Вы не имеете ни малейшего права лезть в эти сферы и занимать чью-либо сторону. Вообще, это для вас табу, вы не должны касаться этого. Это выше вашего понимания. Как вы можете обсуждать даже поведение духовных братьев в Боге вашего духовного учителя?! Кто вы такие, чтоб лезть в эти сферы вообще, чтоб понять вообще, что они так делают или нет так? Это не вашего ума дело. Я могу эти вещи делать, потому что… Вы вообще не должны туда лезть». Поэтому, в этом нужно быть очень тактичным и осторожным.

01:32:32 Мы сейчас говорили об очень важных вещах вайшнавской культуры, то, что может защитить от неправильного поведения, неправильных действий. И… всё это очень важно. За всем этим стоит глубочайшее проявление смирения и уважения. Потому что этот принцип почтения и уважения является принципом духовной реальности.

01:32:55 В материальном мире мы революционеры, мы никому не хотим почтения оказывать и уважения. И, к сожалению, общество, в целом, от этого не выигрывает. Даже с материальной точки зрения. Сейчас никто не уважает старших, никто не уважает вообще никого и везде творится полный хаос. Мы всё это видим. Мы можем эту культуру развить в обществе вайшнавов и, таким образом, помочь также всем людям вокруг. Спасибо.

транскрибирование: Елена Коровина | Одесса | Украина | 08 апреля 2013