Как строить отношения с преданными?

25 октября 2012
Как правильно относиться к старшими, равными и младшими. Суровые будни проповедников. Когда нас кто-то прославляет, у нас есть три секунды, чтобы передать это другим. Истории об удивительной вере в Кришну Парджани Махараджа и Брахмананды Прабху. Свидетельства явления золотой аватары Господа Шри Чайтаньи Махапрабху из «Упанишад». Как служить старшим преданным. Правильные отношения с равными это дружить. Настоящая дружба. «Нарада Пурана» об опасности критики других. «Махабхарата»: «Справедливость означает, поступать с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.» Что произойдет, если нет общения со старшими? Если у нас не будет общения с равными, то мы станем лицемерами. Если у нас не будет общения с младшими, то сердце станет черствым.
лекция для глубокого изучения из раздела «Общество» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:43:33 | качество: mp3 64kB/s 47 Mb | прослушано: 189 | скачано: 355 | избрано: 2
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:00 Потому что, мы говорили, то что нас держит в пределах материального мира, это наше эго и в духовном мире все в соревновании, кто …, Прабхупада говорит об этом в письме Премананде, кто лучше может послужить другим, кто может занять более низкое положение и продвинуть других выше.

00:00:24 Природа духовной реальности, вайшнавский этикет, учат нас действовать в правильном умонастроении, буквально, подготавливает наше сердце к тому, чтобы мы смогли войти в духовную обитель, где пребывает определённый тип сознания. Сознания смиренного слуг, смиренного слуги всех остальных.

00:00:50 Спасибо большое. И с вашего разрешения, мы тогда продолжим.

00:01:06 Нарада Муни в «Шримад-Бхагаватам» в четвертой песни говорит: «Тот, кто правильно общается со старшими, равными и младшими, избавляется от тройственных страданий.» Кто из вас хочет избавиться от тройственных страданий? И, он описывает, каким правилом должен руководствоваться человек. Если у вас есть ручки, запишите. [голос из зала: еще раз повторите, тот кто …] Сейчас мы все это запишем. В этой фразе Нарады Муни, он все это говорит, в четвертой песни «Шримад-Бхагаватам». Я вам потом переведу. У меня в компьютере записано …

00:02:03 Он говорит: «Каждый человек должен руководствоваться таким правилом.» «Каждый человек должен руководствоваться таким правилом.» «При встрече с тем, при встрече с тем, кто обладает большими, чем он сам, знаниями и опытом, нужно радоваться.» «При встрече с тем, кто обладает большими, чем он сам, знаниями и опытом, нужно радоваться.» «При встрече с тем, кто обладает меньшими знаниями и опытом, нужно отнестись с состраданием.» «При встрече с тем, кто обладает меньшими, чем он сам, знаниями и опытом, нужно отнестись с состраданием.» «А при встрече с равным, нужно подружиться с ним.» «А при встрече с равным, нужно подружиться с ним.» «Тот, кто придерживается этих принципов, избавляется от тройственных страданий.» «Тот, кто придерживается этих принципов, избавляется от тройственных страданий.»

00:04:00 Еще раз весь этот текст. «Каждый человек должен руководствоваться таким правилом. При встрече с тем, кто обладает большими, чем он сам, знаниями и опытом, нужно радоваться. При встрече с тем, кто обладает меньшими знаниями и опытом, нужно отнестись с состраданием. А при встрече с равным, нужно подружиться с ним. Тот, кто придерживается этих принципов, избавляется от тройственных страданий.»

00:04:39 И, сейчас мы нарисуем схему, чтобы разобраться подробнее в этом. Пять делений в ширину и четыре в высоту можете у себя нарисовать. И, нижних три первых деления, мы запишем «старшие», потом «равные» и «младшие». И, в первых …, т.е., второй и третий в ширину, мы запишем, какие результаты неправильного общения или как неправильно общаться. Как неправильно общаться. Вторая колонка будет, как правильно общаться.

00:06:49 Давайте вспомним то, о чем говорит Шрила Прабхупада, вернее Нарада Муни. Как правильно нужно относиться к старшим преданным. Что он говорит, «радоваться». Еще нужно служить и вопрошать. Об этом говориться в комментарии.

00:07:26 Также, как правильно строить отношения с равными [голос из зала: дружить], «дружить». Дружить, также раскрывать сердце и поддерживать, раскрывать сердце и поддерживать.

00:07:57 И, как правильно строить отношения с младшими, «сострадать». Сострадать, также просвещать и помогать.

00:08:22 То, как правильно строить отношения, об этом говориться в этом тексте, и, также, в комментариях Шрилы Прабхупады.

00:08:30 Мы, также, сейчас запишем, как неправильно строить отношения. Шрила Прабхупада в комментариях говорит, что неправильно строить отношения со старшими, это как? [голос из зала: завидовать] Завидовать, да. Завидовать.

00:08:51 Как неправильно строить отношения с равными? [голос из зала: хвастаться] Хвастаться.

00:09:03 И, как неправильно строить отношения с младшими? [голос из зала: игнорировать] Ну, или по другому, унижать, да? Игнорировать или унижать. Спасибо. И, сейчас мы разберем это в подробностях.

00:09:20 Мы начнем, потом мы заполним другие квадраты этой таблицы. Неправильно строить отношения со старшими, это завидовать. Прежде чем мы разберем, будем разбирать это в подробностях, мне хотелось бы сказать о том, что мы, приходя сюда в «Общество Сознания Кришны» из материального мира, мы автоматически привносим сюда, в общество других духовных людей, в общество духовных людей, те модели поведения, которыми мы привыкли руководствоваться или как мы привыкли жить в материальном мире. И в материальном мире, Шрила Прабхупада говорит, обычно, когда, видя старших, им завидуют, с равными хвастаются, а с младшими, унижают. Поэтому, автоматически человек будет проявлять эти качества. Нужны сознательные усилия, чтобы изменить ситуацию, чтобы изменит наше сердце, чтобы мы научились действовать правильно.

00:10:47 И, обычная тенденция в материальном мире, что когда видят тех людей, которые превосходят его в чем-то, люди начинают завидовать. В материальном мире определённые критерии, за что уважают, в духовной жизни другие критерии, за что уважают. Потому что у преданных не так много тут машин, коттеджей больших, ни все миллионеры. Но, тут люди пытаются просто завидовать за какие-то внешние регалии, просто за почет, за то, что эти люди пользуются определённым уважением и в этом движении. Поэтому, люди начинают, таким образом, внутри проявлять какую-то зависть.

00:11:43 Почему этим людям оказывают уважение и почтение, почему не мне? Почему, когда приезжает духовный учитель, они думают, почему им гирлянды вешают? Почему мне не вешают? Я же тоже мантру повторяю, четырем принципам следую. Ну, чем он от меня отличается? Ну, чем? Я … Но, внешне-то, конечно, так не говорит, не говорят. Внутри, есть категории людей, которые так могут думать. Ну, чем? Ну, и что? Я тоже вайшнавскую одежду там одеваю, когда в храм прихожу, к примеру, может быть. У меня тоже есть мешочки, я тоже шестнадцать кругов повторяю, я принципам следую, он принципам следует. Ну, почему ему тут все кланяются, оказывают почтение, там, стопы моют, там, или еще что-то …, чем я хуже? Я тоже, может быть, что-то могу, там прочитать перед всеми.

00:12:35 Но, люди совершенно не понимают сути вещей. Они хотят получать внешние регалии старших вайшнавов, не неся той бремени ответственности, которую несут они. Люди завидуют каким-то совершенно внешним вещам, потому что им там могут какой-то отдельный прасад готовить, или еще что-нибудь, или какое-то особое почтение им выражать. Люди завидуют вот этим внешним проявлениям уважения со стороны других. И, они хотят получить такое же уважение к себе, но, не следуя всему остальному. А почему бы тебе тогда хотя бы недельку не пожить в том режиме, в котором, как живут вот эти личности? Хотя бы неделю!

00:13:26 Потому что, стоит вам поездить, к примеру, с Гопал Кришна Госвами Махараджем неделю! Через неделю вам придется потом три дня отходить просто, три дня минимум отходить. Или с любым нашим Махараджем. Очень жесткий график! По две лекции в день, еще даршаны с утра до вечера, все со своими проблемами. К тебе подходят, выливают всю свою грязюку, все свои проблемы на голову. Мало того, что ты еще приезжаешь куда-то и ты так измотан напрочь, просто, дороги, они, говорят, что они старят мужчину, они забирают энергию очень сильно, сильно здоровье забирают. Ты приехал весь убитый, до этого у тебя мог перелет быть восемь, десять часов и ты уже приезжаешь, а тебе говорят: - А у вас через час лекция, Махарадж. А потом еще там куча учеников, которые …, и все со своими проблемами, потом вечером еще одна лекция, потом еще киртан, который тебе нужно петь час или полтора… Это нечто!

00:14:31 Я поездил в своё время по России в таком графике два-три дня в новом месте, у меня было иногда по две лекции. Через полгода врачи сказали мне, если ты так будешь продолжать еще несколько лет …, у тебя до такой степени полностью села иммунная система, там все системы у меня полностью сели, то ты умрешь через пять лет уже. Я полгода, полгода восстанавливался, просто сидел там ничем …, ни ездил никуда, просто сидел там, на компьютере работал, дышал свежим воздухом, ничего не мог делать.

00:15:12 Как они так живут годами?! И, притом не сравнить мой уровень, как бы, ответственности, и, как бы, тот распорядок по сравнению, как, как они живут. Очень сложно. Поэтому, чему завидовать? У этих людей ничего нет. Их может, везут на какой-то машине, но с внешней точки зрения у них два комплекта одежды, только чемоданы и все. Эти люди отказались от семьи, они отказались от имущества, от всего, просто ради других. Хочешь такие регалии? Ну, откажись тогда от всего ради других. И живи вот так вот, полностью пожертвовав всем, просто вот таким вот образом. Ты ничего не имеешь, кроме колоссальной бремени ответственности и еще проблем, которые тебе на голову вешают.

00:16:05 У кого есть дети, они знают, что значит меть одного-двух детей, это колоссальная ответственности, а представьте, когда там пятьсот детей духовных. И у взрослых детей побольше, чем у маленьких гораздо, там такие проблемы, с головой обычно, т.е., и вот это все тебе надо расхлебывать…

00:16:22 Вы не пробовали отвечать, примерно, на двадцать писем в день? А я видел, как Джаяпатака Свами отвечал на пятьдесят-шестьдесят писем в день. И он, это у него постоянно почта такая. И ты не просто что-то «от фонаря» можешь им там написать, тебе нужно взвешивать каждое своё слово, потому что, это инструкция к жизни для ученика. Это помимо того, что человек еще две-три лекции в день дает, еще ездит и на сон оставалось два-три часа. Он постоянно в дороге. Огромнейшая ответственность!

00:17:02 Помимо того, что …, как Девамрита Свами Махарадж говорит, смешно, люди иногда завидуют, что ты что-то особое там ешь. Кстати, если вы поедите то, что ест Гопал Кришна Госвами, вы помрете через два дня. Вы не пробовали есть без соли все, без специй, без всего, пищу, которая инь-янь просто?! Ее не возможно есть так вот! Должна быть полностью отреченная личность от этого мира, чтобы вот такую аскезу терпеть! Что? [голос из зала: десять лет так ест] Это никаких вкусов вообще в этой пище толком нету. Она никакая, просто никакая, никаких наслаждений просто на ваших бугорках, просто не будет. Это очень аскетично, и так десять лет. [голос из зала: любовь учеников] Что? Это уровень аскезы огромный.

00:17:59 Или, например, Девамрита Свами Махарадж рассказывал, что приезжаешь в какое-то место и там несколько учениц или просто каких-то преданных, какие-то благожелатели хотят очень удовлетворить саньяси, который приехал [неразборчиво]. И уже с самого утра там что-то взрывается на кухне, грохот шум, там кто-то табуном носится туда-сюда, какой-то там кипиш …, потому что они готовят пир для духовного учителя, который хотят ему предложить. И, так как, у обычно, у таких личностей, у них очень жесткая диета, они едят … просто уже желудок такой, что никакой, там обычно два-три блюда, которые ты можешь постоянно есть, которые у тебя более-менее перевариваются.

00:18:46 Но, там что-то взрывается, падает, гремит там, посуда, пар оттуда валит … И, он говорит, что у тебя огонь пищеварения включается в определённое время, обычно в час ты можешь съесть там, вот свои, там несколько вот этих блюд, которые у тебя перевариваются. Проходит час, потом два, три, у тебя уже там желудочный сок дырку проел в животе. Ты есть хочешь, там ходишь, мучаешься от голода … и, наконец, в четыре часа, на три часа позже, тебе приносят двадцать пять блюд. Но, так как готовили на протяжении восьми часов, те первые блюда, они уже давным-давно остыли, и были изготовлены там шесть-семь часов назад, и т.д., т.е., небольшой там промежутком. Они холодные … и те блюда, которые ты можешь есть, они холодные! Все остальное ты в принципе есть не можешь, но ты, если ты не попробуешь даже, то у них там будет истерика, поэтому ты должен давиться, и есть то, от чего у тебя потом будет изжога, и ты не сможешь спать! Это то, то любовь, то служение, это то, чем он должен наслаждаться! Как мы думаем, да? Ему так повезло, что ему такой пир сготовили.

00:20:15 Поэтому, Ниранджана Махарадж, у него было очень плохое пищеварение, и ему заносили, ученики готовили эти блюда, которые он не мог есть, и он просто отламывал, и ел, хотя бы немного пробовал их. Говорю: - Махарадж! Ученики, там слуга говорил: - Вам нельзя же это есть. А он говорит: – А я должен просто это делать, они готовили для меня, я должен хотя бы это попробовать. Хотя после этого, он мучился и не мог вообще там не спать, или … , у него была огромнейшая изжога. Т.е., это просто уровень сознания человека. Он, это мое служение, гуру, принимать это все.

00:20:51 [голос из зала: А еще [неразборчиво] Махарадж как раз лекцию на эту тему давал. Он же путешествовал. И, он говорит, что обычно люди, которые, ну, готовят, ну, хотят приготовить, они редко готовят, ну, т.е., это не постоянный повар, который все время готовит, у которого, ну, руки набиты, он знает, [неразборчиво]. Они просто хотят его удовлетворить, и иногда получается такое, что вот у него изжога, у него там желудок выворачивается, говорит. Там, рассказывал он был в Италии и потом переехал в Испанию. И там, в Италии, по-моему, я не знаю [неразборчиво]. Там, он говорит, горячая вода и холодная, они по-другому, по-разному называются. И, он нажал кнопку, он думал, это холодная вода, ему кипяток в грудь ударил с этой с джакузи, и обжог ему, грудь обжог. Он так жаловался потом на свою жизнь саньяси. И, вот тоже самое, [неразборчиво]]

00:21:44 Бхакти Бринга Говинда Махараджа тоже пригласили в баню и там горячий светильник упал ему прямо на ноги, и кто-то там из преданных услышал, что надо вот таким, подумал, что надо звездочкой натереть. Вы представляете? И они натерли звездочкой, там и так был волдырь огромный, но еще на этих ногах натерли звездочкой … Это то, что, вот, кто как служит духовному учителю. Сплошные эксперименты, т.е. … и так же готовят очень специфически. Потому что, обычно готовят все блюда, которые нравятся только им, и то даже чаще всего какие-то спекуляции. И, гуру, это, обычно, иногда такие блюда дают, потом, когда сами пробуют, очень изумляются.

00:22:38 Я однажды готовил точно также для Бхакти Викаша Махараджа, слава Богу, он не стал это есть, потому что я вызвался сготовить для него уникальные сабджи. Там был потом, все было, картошка была пожарена чуть ли не до черного цвета, там был сплошная соль и сплошной перец… И, если б он съел все это, то у него были бы серьезные проблемы. Как-то [неразборчиво] подсказала, что вот это блюдо трогать не нужно. Хорошо. Т.е., наслаждений там немного, но, вообще никаких наслаждений нет, только огромные жертвы и аскезы.

00:23:17 Или другое, он говорил, что одна из самых больших аскез, когда на тебя надевают холодную гирлянду. [голос из зала: из холодильника] Из холодильника. Потому что, добрая ученица или ученик, он с вечера, потому что утром же гуру приезжает, поэтому нужно сделать гирлянду с вечера. Правильно же? И делают большую, шикарную гирлянду, чтобы она не завяла еще водичкой её и в морозилку. И, утром, разумеется, что гуру уже приезжает, достают из холодильника, чтобы она не завяла. Правильно? И надевают эту ледяную гирлянду [голос из зала: зато свежую] … свежую, да, которая вся мокрая … И ты весь в этой ледяной воде, в этой полностью весь сырой, и это вот, на вас лед висит. И ты не можешь её снять, потому что если ты снимешь, то ученица подумает, что ему не понравилось, она выброситься в окно.

00:24:26 Это такие муки, просто. Люди вообще не думают, т.е., они, они думают только о себе, а не о своем духовном учителе, вообще. Или же другой момент, или вот эту … Другая аскеза, это когда нитка, они делают эту нитку, она впивается тебе в шею и тебе все это нужно терпеть. Или, они не проверяют от жучков эту, эти цветы, особенно [неразборчиво] эти жучки… Я помню, от божеств на меня надели гирлянду, у меня потом в волдырях была вся шея, просто. И, потом, когда мы её положили на стол, подняли там, просто, там рой был этих всяких жучков, которые просто кусаются, это то, что махараджам, просто нужно терпеть. Тут …

00:25:27 Не говоришь о том, что это постоянные беспокойства с этими таможнями, с переездами и со всем остальным. Это очень большая аскеза, все эти путешествия. И, ты ничего за это не получаешь, кроме, просто, дополнительной головной боли, и аскез, и все это сказывается на твоем здоровье, и все остальное. Это просто жертвы, или бремя любви, которое люди несут ради других, чтоб помогать другим духовно развиваться. Поэтому, нам нужно, как бы, с большим уважением относиться к нашим духовным учителям, которые, просто, в сумасшедшем графике живут и все это только ради нас.

00:26:05 Следующее …, т.е., неправильное отношение к старшим, это завидовать. Потому что, что уж говорить, что мы … Завтра будем мы об этом говорить больше, потому что старшие личности, это те личности, которые огромные, как бы, жертвы прошли ради Кришны. Сейчас, может быть уже не так много аскез, но у вас здесь аскезы продолжаются, огромные аскезы. Я не представляю, как в этих, в этом здании можно жить много лет, но сейчас, слава Богу, тут тепло, как-то провели, но, вообще, это очень не просто. Но, особенно, те личности, которые с начала 90-х лет начинали, там были огромные жертвы. Люди ехали куда-то в Сибирь, куда-то на Север, распространяли книги…

00:27:00 Позавчера мы рассказывали про Ананга Мохана, как он в Якутии книги распространял. Потому что, там вечная мерзлота и … потом, Восточный Сибирь, Западный Сибирь … экстремальные условия. И, те первые годы преданные просто брали комплекты книг и ехали, куда глаза глядят без копейки денег, ели там не пойми что, жили не пойми где, т.е., не знали, где они остановятся, что они будут есть и …

00:27:32 Тебе давали, президент храма, Ананта Шеша нам выдал двести комплектов книг и отправил нас, первая выездная была, и отправил распространять книги в Арзамас, при том мы не знали, где мы остановимся, и к кому мы едем … Двести комплектов книг, это огромная просто гора … Мы приехали в этот Арзамас в одиннадцать часов ночи, зимой, негде останавливаться, гора книг, которая лежит прямо на сугробах и куда ехать, и т.д. И, там, просто, уже Кришна как-то проявлялся, там все преданные молились, там был Авадхута Прия, Ананда Мохан, Сарва Мангала … и …

00:28:25 Преданные распространяли книги в таких условиях, и, я уверен, что тут многие преданные, особенно старшие, могут рассказать все это. Множество различных вот этих историй. И, приходилось буквально людям придаваться постоянно, каждый день, каждый час, это был просто, это вопрос был просто жизни и смерти, ради Кришны. Когда люди шли эти аскезы не ради себя, т.е., ради Кришны шли на эти аскезы, чтобы дать другим людям «Сознание Кришны», дать им книги Шрилы Прабхупады.

00:28:55 И, разумеется, что благодаря этому, Кришна как-то отвечает взаимностью на эти жертвы. Кришна говорит: «йе йатха мам прападйанте, тамс татхаива бхаджамй ахам», «как человек относиться ко Мне, так и Я отношусь к нему.» Т.е., если человек идет на такие жертвы ради Кришны, то Кришна по-особому открывается этим личностям. У этих людей особые отношения с Кришной, за которые они заплатили очень большую цену. Поэтому, нам нужно ценить саму такую возможность, иметь такие отношения.

00:29:29 Следующее … С такими личностями … Неправильное отношение, это хвастаться. Очень часто люди встречаются и начинают хвастаться, я был там, там… Ну, в материальном мире мы это знаем, да? Обычно люди встречаются и говорят, я вот, я вот это, я вот это, я вот то, я такой крутой. И один слушает другого и говорит да, да, ну, ты не плох, не плох, а теперь послушай меня. А я вообще, вот, вот это, а я вообще вот то, я вот это се …, и петух хвалит…, а кукушка хвалит петуха, а тот хвалит кукушку, вот так происходит. Но, это материальные отношения …

00:30:15 В «Чайтанья-Чаритамрите» говориться, что среди спутников Верховного Господа …, когда Господь приходил в облике Шри Чайтаньи Махапрабху и Он приходил вместе со своими вечными спутниками …, и там говориться, что не было ни одного, кто бы прославлял себя в обществе других преданных, не было ни одного. Потому что, Веды говорят … и там дальше говориться, поэтому они всегда находились рядом с Господом Чайтанье Махапрабху.

00:30:51 Не зря в Библии говориться, что, если ты похвастался, сделал что-то хорошее и похвастался этим перед другими, то ты лишишься всего этого, лишаешься заслуг. И, обычно, когда кто-то прославляет себя, и говорит, я вот был, я вот, вот это сделал, я вот то или вот, вот это, я вот там столько-то храмов открыл, столько-то книг распространил, столько-то людей спас, я вот, вот это великое сделал, или вот это … Чем больше человек себя прославляет, тем меньше ему, как бы, почтения, или уважения мы к нему чувствуем, что-то не то.

00:31:26 Но, принцип таков, принцип вайшнавского этикета таков, что, когда кто-то, даже когда мы делаем что-то хорошее, у нас три секунды для того, даже когда нас кто-то прославляет, у нас три секунды состоит в том, чтобы передать это другим. Таков этикет. Нам говорят, вы то или вы это. Нужно сказать, все, что есть у меня хорошего, это все милость моего духовного учителя. Я незначительное живое существо, но даже таких негодяев как я занимают в преданном служении, это его вся милость. Или, нужно говорить, что, все это милость других вайшнавов, все это милость Кришны, нужно передавать это другим, три секунды на это есть. Это часть нашей культуры.

00:32:20 И, когда этих преданных, когда они приходили к Господу Чайтанье, их спрашивали, а как вы? Как у вас там? Что происходит? Они все были величайшими проповедниками, Господь Нитьянанда, Адвейта Ачарья, Шринивас, о, Шривас Тхакур, и Нарахари Саракара Тхакур. Они селами, городами, областями делали людей сознающими Бога. Все, кто с ними соприкасался, они обретали чистую любовь к Богу. Но, они говорили, когда их спрашивали, а как там у вас, что? Они говорили: - Ну, мы делаем, какое-то скромное служение, что-то пытаемся делать. Вот, они, да! И переводили стрелки сразу на других вайшнавов, вот, они настоящие проповедники. Вот, они реально служат, они дела делают, а я … просто пытаюсь что-то делать очень скромное. Господу Чайтанье это, такое поведение доставляло огромное удовольствие.

00:33:21 Это правильное умонастроение вайшнавов, потому что вайшнав никогда не хвастается своими достижениями, столько-то милости получил, я такой особый, я вот это, я то. Он считает, что я все этого не заслужил, это все беспричинная милость. И, он пытается всегда держать себя в тени, прославлять других. И, говориться, что Кришна постоянно живет с той личностью, которая действует подобным образом. Такое поведение привлекает Кришну.

00:33:53 И, неправильное отношение с младшими преданными, это унижать. В материальном мире, если кто-то нас ниже, люди пытаются как-то унижать этих личностей, доказывать, что они по сравнению с ними никто. Но, это не правильная модель поведения. И, сейчас мы разберем, как поступать правильно, то, что говорят об этом священные писания.

00:34:25 Правильные стандарты поведения, особенно, мы начнем разбирать со старшими, это радоваться, и служить, и вопрошать. В «Шримад-Бхагаватам» в одиннадцатой песни говориться, что разумный человек должен отвергнуть все неблагоприятное общение и принять общество святых преданных, чьи слова отсекают чрезмерные привязанности ума. Говориться, что общаясь со старшими преданными, человек может очень быстро совершить духовный прогресс. Мы будем еще об этом говорить подробнее, завтра. Потому что, можем заразиться буквально решимостью этих личностей, заразиться их энтузиазмом, их верой, их преданностью.

00:35:17 Необычайный опыт. Я общался с некоторыми преданными в Москве, с Парджани Махараджем, очень старший преданный, он в тюрьме сидел за «Сознание Кришны». Также в Сухуми они раздавали прасад, он рассказывал такие чудеса, просто. С гранатой ехал, много раз его выводили расстреливать, там была война, преданные кормили людей. Он ничего, такой человек, который ничего не боится вообще. И, рядом, мы живем на «Динамо», и рядом с этим торговым центром «Стартом» …

00:36:04 [голос из зала: я вспомнил историю, Парджани, которую рассказывал …] Расскажите. [голос из зала: началась война, в этом, в Сухуми и …] Громче говорите. [голос из зала: и они на катере, в общем там люди, ну, были какие-то, и он там на катере, и они поехали, в общем куда-то им надо было…] С продовольствием. [голос из зала: да, с продовольствием, их догнал военный катер, вот, с пулеметом, и они решили их расстрелять, просто расстрелять. И, он очень так, ну, крепко стал разговаривать с этим, который с пулеметом стоял, вот, и, но, я даже помню те слова, которые он говорил, я как бы не могу передать это. И, этот человек, ему стало стыдно, он опустил голову и этот главный среди них говорит, давай, поехали, говорит, не будем, говорит, не будем их трогать. Вот, он так проповедовал бесстрашно, так, резко.]

00:36:58 Удивительный просто пример. Множество раз у него такие ситуации … Удивительно, просто, как человек сохраняет такое холоднокровие и притом, он полностью зависел от Кришны. Рассказывал просто чудеса, как его отправили собирать пожертвования в «food for life», не дав ему ни копейки денег, и сказали: - Иди. Ты что, не веришь в Кришну? Кришна тебе все даст. Он катерами, фурами стал вывозить продовольствие туда, притом рискуя каждый раз, что его просто убьют. Потому что, все эти катера, их перехватывали практически все, эти военные, для того, чтобы просто обокрасть все это и забрать себе.

00:37:48 Последний раз в, … когда на «Динамо», это было три года назад, … начальник этого «Старта», там рядом комплекс, повздорил с преданным, решил очень так грубо проехать через нашу территорию на машине и повздорил с охранником с нашим. Сказал: -А ну … Охранник сказал: - Ты кто такой, вообще? Он сказал: - Я тебе не должен представляться, пропускай меня. И все. Он сказал: – Нет, подожди, это у меня служение такое. Ты кто такой? Он стал грубить охраннику и охранник просто тогда в сердцах ему сказал, там такой кшатрий [неразборчиво] Он сказал: - Если ты такой прям деловой, то давай сейчас мы с тобой один на один тут разберемся, если ты мужчина. И, тогда начальник «Старта» не ожидал такого оборота вещей, он там стал охрану вызывать. Он говорит: - Ну что ты, за охраной будешь прятаться? Давай я сейчас, вот, … один на один. Т.е., просто, тот так его задел, он испугался ужасно, уехал.

00:38:54 И после этого, на следующий день он дал распоряжение, чтоб через, … а там въезд, единственный въезд на «Динамо» через «Старт». Он сказал, не пускать никаких сюда машин кришнаитов вообще, они даже бетонные плиты бросили возле нашего участка. И на следующее утро тут ехал, туда поехал Парджани, просто он проезжал мимо, и тут не пускают, там перегородили этой, таким … шлагбаум и охранник говорит: - Все, убирайтесь отсюда. Там. Велено вас не пускать. Парджани разогнался на этой машине и снес этот шлагбаум, потом остановился, подъехал к этому охраннику и сказал: - Слушай, скажи этому негодяю, что мне не сложно найти еще двадцать таких же сумасшедших как я и мы от этого «Старта» просто не оставим просто мокрого места, и руководить он будет просто руинами. Все стали пускать сразу. Хотя он там себе бампер там погнул, но это мелочи, сразу все наладилось.

00:40:16 У человека такая вера в Кришну, удивительная вера в Кришну, просто человек предается Господу в любых ситуациях. Много раз его бандиты хотели убить и т.д., но человек совершенно не боится. Эти бандиты на него даже киллера наняли. Этот киллер был до такой степени изумлен его мужеством, что он подошел к нему и сказал: - Слушай, я впервые вижу таких людей. Мне тебя заказали, уезжай из города. Он сказал: - Нет, это ты уезжай. И он уехал. Т.е. это удивительно.

00:40:52 И, когда с ними общаешься, то удивительный опыт … Или, например, там, Брахмананда Прабху, он рассказывал, только представляете, он рассказывал свой опыт, потому что «Сознание Кришны» в экстремальных условиях развивалось, в любой момент могли тебя посадить.

00:41:13 И, умерла его, какая-то родственница умерла. Она лежала подключенная к этому аппарату и уже четыре часа у нее была смерть. И он сказал … Ее должны были в морг увозить, отключили все эти аппараты и он подошел и сказал: - Не отключайте, пока я не приеду. И, он приезжает, врачи там уже все ходят: - Ну, все там, забирайте! Он говорит: - Нет! Кришна поможет. – Ты что сумасшедший? Причем здесь Кришна? И Кто Такой Кришна, вообще? – Кришна – это Бог! - он стал им рассказывать. – Что? Богу тяжело, что ли? И те говорят: - Ты что, вообще, спятил? Человек умер четыре часа назад, все.

00:42:00 И, он схватился за её стопы, положил изображение Кришны и стал кричать «Харе Кришна» мантру. И говорит: – Кришна, помоги, пожалуйста, сделай что-нибудь. И это продолжалось, … все думали, ну, вообще, у человека там крыша съехала. И это продолжалось примерно пять или семь минут. И, вдруг на изумление ко всем, на глазах у всех, т.е., вдруг она задышала и все эти аппараты заработали. Четыре часа человек был мертв. И она прожила еще после этого двадцать лет или пятнадцать лет.

00:42:35 Там, весь этот персонал, просто … пронесся слух, что человек мертвых оживляет полностью, и там, все выучили «Харе Кришна» мантру. Это просто вера человека в Кришну такова и т.д. И, он рассказывал, там просто такие чудеса, это было на глазах у всего этого медперсонала … И, главврач он был просто в шоке, не может быть такого, потому что за четыре часа … и, она нормальная, т.е. она выжила, потому что, если сердце не бьется уже больше чем пять-семь минут, то у человека уже проблемы начинаются, там все тело начинает разрушаться. И, потом даже, если он приходит в себя, то бывает часто, что у человека потом какие-то проблемы с психикой. А тут, человек четыре часа был полностью мертв, все органы не работали, ничего не работало, и он нормальным, в нормальном состоянии прожил, никаких не было ни проблем, отклонений.

00:43:31 Это удивительный опыт. Когда общаешься с такими людьми, то просто … Заходите. Нет, здесь куча места, мы Вас ждем, позвольте. Просто общаешься с этими людьми, то у этих людей огромнейшая вера, мы можем заразиться этой верой, их преданностью. Поэтому, когда мы видим таких личностей, нужно радоваться. Также, нужно служить им и задавать вопросы. Говориться, что не нужно бояться задавать вопросы, потому что есть такое понятие, об этом говорит Пурначандра Махарадж, он сказал: - Лучше быть дураком одну минуту, чем всю оставшуюся жизнь. Очень часто мы боимся задать какие-то вопросы и что-то спросить. Потому что люди бояться раскрыть свои проблемы.

00:44:22 Во-первых, старших преданных, которые давно в «Сознании Кришны» их вообще не возможно ничем удивить. Они сами могут такие вещи людям рассказать, что у людей будет просто бессонная ночь, потому что они там видели или знают какие-то проблемы, но они, их опыт, они знают, как решалось то, или как решалось вот это, или они также имеют свой собственный опыт преодоления различных сложностей. Поэтому, задавая разные вопросы или делясь своими проблемами, мы можем гораздо легче спрогрессировать, мы можем быстро получить решение своих проблем, понимание, куда идти, что делать, как эту проблему решить.

00:45:08 Потому что, мы иногда думаем, у нас иногда могут быть элементарные сомнения: Кришна Бог или не Бог? А что лучше христианство или там, «Сознание Кришны»? Ну, пообщаетесь с кем-нибудь там, кто-то может вас загрузить. Или как вот это, или как вот-то? Элементарные вещи могут быть. Сомнения могут возникать.

00:45:30 Как мы утром сегодня разбирались, что не все преданные даже верят, что Господь Чайтанья Бог. Так. Потому что, если вам даже спросят, а вот докажите, что Господь Чайтанья Бог. Если занять позицию ученого, а где, например, в «Упанишадах» об этом говориться? «Упанишады» - это авторитетные веды. Где в «Упанишадах» говориться? Где в писаниях, вообще, предсказано появление, в авторитетных, в «Упанишадах»? Человек два слова связать не может. Вам просто мозги промыли, какого-то человека Богом объявили, а вы тут поклоняетесь.

00:46:09 И, люди задают вопросы, например, в Чоупатти там преданный задает вопрос во время лекции, даже инициированный, дважды инициированный говорит: - А у меня сомнения. Я не верю, что Господь Чайтанья Бог, пожалуйста, развейте эти сомнения. Спрашивают саньяси, старших преданных и просто старших преданных. И, люди отвечают на эти на вопросы, дают знания, почему именно то или это, приводят цитаты из Священных писаний, из «Упанишад», есть множество «Упанишад», предсказывающих … Как мы утром зачитывали … более ста восьми предсказаний в Ведах прихода Господа Чайтаньи. Ста восьми только, в множестве «Упанишад»: в «Чайтанья-Упанишад», в «[неразборчиво]-Упанишад», в «Кришна-Упанишад» … Там в множестве «Упанишадах» предсказывается появление Господа Чайтаньи Махапрабху, и там, даже на санскрит, такие слова, которые мы можем понять там: «Гаура», «Шачисута», «Навадвипе», т.е., что Кришна придёт в Навадвипе, как Сын матери Шачи. Там такие подробности … пять тысяч лет назад, в множестве Священных писаний, независимо друг от друга предсказано появления Господа Чайтаньи Махапрабху.

00:47:12 Мы получаем знание, у нас вера появляется, решимость, мы теперь понимаем, кто, что, зачем, кто Он такой и почему именно так. У нас сомнения уходят. Иначе эти сомнения мы можем хранить годами в своем сердце, просто боясь, а вдруг все поймут, что я не такой продвинутый преданный, как я пытаюсь из себя строить. И это получается присутствие полного отсутствия, т.е., вместо того, чтобы просто задать вопрос и спросить, и на новую ступеньку в духовной жизни стать, мы внутри сохраняем годами эти сомнения, просто, из-за какого-то, из-за каких-то амбиций или имиджа. Это автоматически, это понятно, что мы сюда пришли, мы ничего не знаем, так надо просто спросить и узнать. А почему именно это делают? А зачем все это нужно? Ведь все объясняется.

00:48:03 Старшие преданные или сами ответят, или даже если не смогут сразу ответить, скажут: - Хорошо, я к вечеру все узнаю. Они залезут в какой-нибудь компьютер или там, в книги, дадут нам потом полноценный ответ, и тогда у нас все разложиться по голове. Мы вырастим. Поэтому не нужно бояться задавать вопросы, нужно вопрошать.

00:48:26 Что касается служения, это определённый этикет взаимоотношений между младшими преданными и старшими. Старшим преданным служение не нужно, это просто, оно нужно скорее младшим преданным. Это взаимообмен. Что младшие преданные служат старшим, а старшие служат младшим. Мы описываем общий принцип этикета, принцип взаимообмена. Каждый находиться в умонастроении слуги, потому что в нашей жизни мы всегда будем по отношению к кому-то старшими, и по отношению к кому-то младшими. Это естественная вещь.

00:49:10 И все вайшнавы, и старшие, и младшие, пребывают в умонастроении служения. Это основной принцип культуры вайшнавской. Но, как это служение будет проявляться?.. Оно будет по-разному проявляться. Например, младшие преданные, Веды говорят, должны служить физическому телу старших преданных. Что-то для них делать, физически как-то служить. Потому что как мы можем еще по-другому послужить старшим преданным? Мы не можем им там какие-то духовные наставления давать и т.д., у них совершенно другой уровень, совершенно другое понимание.

00:49:47 А, если младшие преданные служат физическому телу старших, то старшие преданные также служат, они тоже себя считают слугами, но служат тонкому телу младших преданных. Получается взаимообмен. Одни дают знания, дают понимание, делятся опытом, поддерживают, другие, служат физически. И получаются отношения в соответствии с вайшнавской культурой, с этикетом. Этот круг замыкается. Взаимообмен происходит. [неразборчиво] Ясно, да? Все пребывают в умонастроении служения, но каждый в соответствии со своей квалификацией он служит таким вот образом.

00:50:37 Поэтому, когда мы служим старшим преданным, то тогда этот процесс замыкается. Потому что, если мы не служим старшим преданным, мы не получаем их милость. Т.е., в каком смысле? Мы получаем их милость, но есть такой принцип, принцип гуру-дакшины или принцип благодарности как таковой.

00:50:54 Кришна говорит об этом Уддхаве в одиннадцатой песне «Шримад-Бхагаватам». Что знание, т.е. Он говорит, что, во-первых, без процесса благодарности, без принципа благодарности знание покинет сердце человека. Это знание подобно разбитому такому горшку, оно …, вернее сердце подобно, неблагодарного человека подобно разбитому горшку. Нектар в разбитом горшке не удержится, он утечет. Если мы не благодарны этой личности, у которой получаем знание, знание покинет наше сердце – это принцип. Это не нужно самим преподавателям, это не нужно нашим духовным учителям или просто тем личностям, любым личностям, у которых мы получаем наставления, или просто знания получаем. Это вселенский принцип. Если мы это не делаем, знание будет покидать наше сознание, будет покидать наше сердце.

00:51:57 Можем служить по-разному, просто можем что-то для этих людей сделать, просто помолиться за них. Хоть какое-то служение должно быть. Тогда, то знание, которое мы услышали, философское знание, реально поселиться в нашем сердце, станет нашим глубинным опытом. Потому что полностью взаимообмен произошел. Мы получаем знание, но мы благодарность выражаем, хоть что-то для этих людей делаем, хотя бы помолились за них. Если есть возможность, хоть как-то послужить, мы это делаем, хоть что-то мы делаем. Тогда происходит взаимообмен. А если они нам служат, но мы ничего не делаем, то это получается, что мы не благодарные личности. И, Веды говорят, что нет большего греха, чем грех неблагодарности. Самый страшный грех, который описан в ведической литературе.

00:52:54 И наши великие духовные учителя прошлого говорят, что бхакти может поселиться только в благодарном сердце. В сердце, в котором нет благодарности, любовь к Богу не сможет войти, говорят наши ачарьи. Это часть ведической культуры. Что старшие преданные служат нам определённым образом, мы служим им определённым образом, в соответствии с тем, что мы можем давать.

00:53:25 Хорошо. Мы писали некоторые составляющие взаимоотношений со старшими, теперь, каковы правильные отношения с равными? Можно чуть-чуть открыть … можете открыть дверь немного, чтобы хоть какой-то воздух зашел, иначе тут сейчас все, вообще, окончательно заснут. Откройте просто, на пару минут, просто хотя бы чтобы воздух зашел.

00:53:51 Правильные отношения с равными таковы, что равные дружат между собой. И сейчас мы поговорим о том, что представляет из себя дружба. Потому что у некоторых людей неправильное представление о том, что представляет из себя дружба. Они думают, есть категория людей, которые думают, что дружба – это обмен фривольностями. Хлопает по плечу и говорит: - Ну, как ты там?! Нормально?! – Ну, нормально! Вы встречались с чем-то подобным в материальной жизни? Или они поддевают друг друга, подсмеиваются, всякие колкости говорят и думают, что вот это дружба. Это не дружба.

00:54:35 Вы где-то видели, чтобы наши духовные учителя, они знают друг друга по сорок лет! Много у вас друзей, которых вы сорок лет знаете? Пусть даже двадцать или тридцать. Ну, есть такие, конечно, но их не много. Очень не много. Они сорок лет друг друга знают. Посмотрите, как они общаются, с каким уважением и почтением друг к другу они общаются на этих фестивалях, просто понаблюдайте.

00:55:03 Мне посчастливилось несколько лет раздавать прасад духовным учителям. Это было еще в Дивноморске, когда было. И, я просто со стороны наблюдал, уникальный опыт. Они вкушают прасад, они после этого разойтись не могут. Они говорят о Кришне. И до такой степени уважение. Один говорит: - А я, вот, вот это прочитал. Другой говорит: - Да! Удивительно! А я еще вот такую цитату Прабхупады нашел по этому поводу. Или, там, других ачарьев. По сорок пять минут … у них пустые тарелки, а они сидят, говорят о Кришне. Делятся своими реализациями, опытом, обсуждают какие-то такие темы духовные. Это удивительно! Просто. Удивительный пример! Потом говорят: - Ой, так у меня лекция там начинается! А так бы, они бы продолжали бы, еще там час-полтора обсуждать все эти вещи. Удивительный опыт.

00:55:52 Например, я видел, как Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж в Москве еще на Беговой, он кушал прасад. Вдруг забегает его секретарь и говорит: - Там Шачинандана Свами звонит из Австралии. Махарадж вскочил, побежал туда, схватил телефон и услышал: - Да, Махарадж! Да! И вы это прочитали? Удивительно! Да, здорово! А, я вот, тоже это у Бхактивиноды Тхакура слышал, вот это, вот это, вот это … Да! Надо же! Сорок пять минут они о Кришне говорят! Тот из Австралии звонит. И после этого, в конце, он ему несколько вопросов задает, как он там,.. он хотел там что-то узнать или по какому-то служению, по … там надо по какому-то проекту, который нужно что-то было сделать. Это сорок пять минут они говорят о Кришне и, там, несколько минут о всем остальном.

00:56:48 Бхакти Бринга Говинда Свами Махарадж, мне рассказывал один его ученик, при нем во Вриндаване он разговаривал по сотовому телефону с Индрадьюмна Махараджем, который в это время тоже был где-то, толи в Новой Зеландии, где-то за тридевять земель. И, Говинда Махарадж говорит, пришел, сказал: - Я сейчас час разговаривал с Индрадьюмна Махараджем. Это стоило мне двести баксов. И мне наплевать на эти деньги, потому что за этот час общения с моим другом о Кришне я готов заплатить любую цену.

00:57:25 Это то, как они общаются, потому что вайшнавская дружба само по себе, это величайший дар. И, собственно, нужно вкладывать в эти отношения, они постепенно развиваются. Вайшнавская дружба построена на общении, в ней суть садху-санги или суть, как бы, духовных отношений. Настоящие друзья – это те, кто помогают друг другу помнить о Кришне. Настоящий друг, это тот, кто не даст уйти в майю.

00:58:04 Не зря Шрила Прабхупада говорит, что настоящая дружба также проявляется в беде. Т.е., отношения построены на том, чтобы возвысить сознание друг друга, поделиться темами, связанными с Кришной. В этом суть вайшнавской дружбы, когда мы передаем самое ценное, мы Кришну передаем.

00:58:25 И, Радханатх Свами сказал, что это величайшее сокровище, потому что вайшнавская дружба помогает нам встать на новые, новые уровни предания Кришне. Собственно, это то, что представляет из себя вайшнавская дружба.

00:58:51 Также, настоящие друзья, они не будут обсуждать просто какие-то последние сплетни, как таковые. Потому что, иногда встречаются какие-то люди и начинают говорить: - А ты вот … И знаете. – А тут вот … Кости чьи-то перемывать, как таковые. Это не правильно. – Ты слышал? Этот повесился. Этот утопился. Это не нужно делать. Какие-то интриги иногда бывают или просто осуждение кого бы то ни было, это все не правильно.

00:59:37 Почему? Потому что, в «Упанишадах» говориться, что когда … у меня есть, сейчас придется в компьютер лезть, но есть цитаты … Можете подать вот этот компьютер, который стоит … да, да его. Выдерните штучку оттуда, шнур, шнур выдерните, просто выдерните шнур, все. Спасибо.

01:00:01 Я сейчас приведу цитаты из Священных писаний, где говориться, что происходит из человеком, который просто слушает критику других преданных. Вам любопытно? Эти цитаты вы не слышали. Вот. Это из «Брахма Пураны». Прошу прощения, из «Нарада Пураны». Шрила Вьяса Дева описывает результаты критики. «Нарада Пурана» первая глава четырнадцатый текст сто шестьдесят первый – сто шестьдесят третий тексты: «Тот, кто ищет недостатки в других или тот, кто считает грехи грешника, является нарадхамой, или низшим из людей. Если грешник подвергается критике, то он немедленно избавляется от половины своих греховных реакций.» Исключение является только, если это является непосредственным служением человека. Это не относится, … это нормально. Старшие преданные, чтобы помочь кого-то защитить, они могут указывать на недостатки… Но, если это не является нашим служением, но мы эти вещи делаем, то это не правильно.

01:02:05 Там говориться, еще раз: «Тот, кто ищет недостатки в других или тот, кто считает грехи грешника, является нарадхамой, или низшим из людей. Если грешник подвергается критике, то он немедленно избавляется от половины своих греховных реакций.» Вот, когда мы перемываем чьи-то кости, кто-то что-то сделал не то, не так, если это не является вашим непосредственным служением, просто, т.е., вы не занимаете то положение, чтобы помочь этим личностям, то вы берете пятьдесят процентов греховной кармы этого человека на себя. Вам своей кармы мало? [голос из зала: достаточно] Там говориться дальше, что такой человек также попадает в ад, как и тот грешник, которого он покритиковал и равное количество страданий получает вместе с ним. Пятьдесят процентов ровно греховной кармы этого человека вы берете на себя, просто критикуя его. Об этом говориться в «Нарада Пуране» Шрилой Вьяса Девой.

01:03:35 Дальше он говорит, «Если обвинение в грехах справедливо», т.е., человек действительно что-то сделал, «то, грешник, считающий их, в равной мере несет ответственность за них вместе с этим грешником.» «Если обвинение в грехах справедливо, то считающий их в равной мере несет ответственность за эти грехи вместе с грешником. Но, если обвинение ложно», это все Вьяса Дева говорит, «то предписываемый ими грех возвращается к ним в двойном размере.» Покритиковали человека, человек это не делал, те реакции, которые получить должен человек за тот грех, за который вы осуждаете человека, вы в два раза больше получите такую карму, за что вы покритиковали, а он это не делал. Вот то, на вашем счету легло, и то, что вас ждет после смерти, за это вы будете расплачиваться.

01:04:54 «А тот, кто клевещет на безгрешного и критикует его, будет страдать от тяжких адских мук, пока будут светить луна, солнце и звезды.» «А тот, кто клевещет на безгрешного и критикует его, будет страдать от тяжких адских мук, пока будут светить луна, солнце и звезды.»

01:05:29 Бхактисидханта Сарасвати Тхакур тоже говорит о критике: «Если мы совершаем ошибку, вовлекаясь в поиски недостатков, критикуя других и таким образом даем волю своим низменным инстинктам, мы просто способствуем деградации своей души. Не освободившись от зависти, никто не сможет никогда выпутаться из бездны материального существования. Господь Чайтанья Махапрабху освобождал пьяниц и дебоширов, но отвергал всякого, кто оскорблял преданных. Поиск недостатков никогда еще не способствовал развитию преданности и углублению духовного понимания. Это просто приводит к суровым реакциям. По этой причине великие души избегают критику любой личности, особенно критику преданных.»

01:06:46 Также в шастрах говориться, что, когда брахмана критикуют, он радуется, потому что те личности, которые его критикуют, пятьдесят процентов его кармы забирают на себя. Есть даже история в Ведах, где личности провоцировали на критику других, чтобы избавиться от своей прошлой кармы. Мы не будем рассказывать эту историю за недостатком времени.

01:07:23 Но, если некоторые люди думают, что обсуждение просто каких-то сплетен является дружбой как таковой, это не так. По служению мы можем что-то спрашивать, но если это касается нашего служения. Но само по себе обсуждение сплетен, полностью убьет все, всех, всю нашу духовную жизнь. Запомните, когда кто-то вам критикует кого-то, если вы слушаете это … говориться, что слушающий критику, несет те же реакции, что и совершающий оскорбление сам. Т.е., если вы слушаете критику в чей-то адрес, вы делите реакции с оскорбителем. Нужно заткнуть уши и покинуть это место, но слушать нельзя, иначе вы полностью деградируете. [вопрос из зала: неразборчиво] Это их личная проблема, это не ваша проблема.

01:08:24 Поэтому, настоящая дружба, это делиться сокровенным, поддерживать во времена сложностей. Но, кто бы из вас хотел, чтобы, когда вы заболели, и попали в больницу, к вам в больницу пришли преданные и принесли прасад? Поднимите руки.

01:08:45 Есть определение справедливости, которое дается в Священных писания в «Махабхарате». «Справедливость означает, поступать с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.» Если вы справедливы, это означает, что, когда вы узнаете, что кто-то из преданных заболел, вы найдете время, возьмете прасад и придете, и принесете им прасад в больницу. Это справедливость, потому что, тогда Кришна устроит таким образом, что когда у вас будут какие-то тяжелые времена, или, когда вы заболеете, к вам тоже принесут, вам тоже помогут.

01:09:34 Кто бы из вас хотел, чтобы, когда у вас были какие-то сложности духовные, чтобы были преданные, которые бы вас поддержали и вам помогли во времена сложностей духовных? Поднимите руки. Это означает, что когда вы видите, что у преданных какие-то сложности, они нуждаются в поддержке. Помогите им. Потому что никто из нас не знает, какое сочетание кнопок может нажать майя в следующий момент нашей жизни. И хорошо, когда вокруг нас будут личности, которые смогут поставить нам своё плечо. Поэтому, если вы видите, что кому-то тяжело поддержите их, тогда, если у вас будут тяжелые времена, найдутся люди, которые помогут также вам. Это есть настоящая дружба вайшнавская. Это то, чего хотел от нас Шрила Прабхупада. Это есть справедливость.

01:10:31 И, отношения с младшими таковы, что нужно проявлять сострадание, также, просвещать и помогать. Потому что, младшие преданные, также объекты нашей заботы и внимания. И, нужно с вниманием относиться к их проблемам, помогая их как-то преодолевать. И, также делиться с ними своими знаниями, своим опытом… И, нужно четко осознавать, что любовь к Богу и сострадание к другим, неразрывно связаны между собой. И, тот человек, который помогает другим духовно развиваться, он получает особые милость и особые благословения Кришны.

01:11:26 И сейчас мы … Вы еще живи, у вас, вы полчаса выдержите? Хорошо, потому что нам очень важно закончить эту тему. Мы сейчас разберем, что происходит с человеком, если у него нет общения с какой-то из этих трех категорий преданных. Это следующая графа, которую мы не заполняли. Мы её заполним. Или, что если нет общения с какой-то из трех категорий? Если нет общения с какой-то из этих трех категорий, что произойдет с человеком?

01:12:20 Что произойдет, если нет общения со старшими? Да, совершенно верно. Давайте сейчас … Мы просто зайдем не туда. Да, во-первых, мы зайдем не туда, потому что, как нам подсказал прабху, не будет знания что правильно, а что не правильно, поэтому мы просто заблудимся. Мы зайдем не туда.

01:13:04 Как была история во времена преследований в России, когда был железный занавес и преследовались все религии. Преданным в письме прислали несколько семян туласи с инструкцией, как ей покланяться, Священное дерево. И там было два семечка, двое преданных посадили. У одного преданного выросло туласи, а у другого вырос лопух. Но, так как никто из них … не было старших преданных, которые бы сказали, вот, туласи так выглядит, а вот это не туласи. Они были твердо убеждены, что перед ними Священное дерево. Они ходили, поклонялись, пуджу проводили, кланялись, молились… И у одного преданного, у которого, все-таки, этот лопух был… - Какое у тебя странное туласи с большим одним круглым листом. И, он искренне обижался, он говорил: - Вы не понимаете, это Священное дерево, вы оскорбление совершаете. Только после того, как там уже он зацвел и пух какой-то пошел, те поняли, что что-то не то все-таки. Потом спросили старших, им сказали, нет, туласи по-другому выглядит.

01:14:26 Беда состоит в том, что мы … или вернее проблема, в том, что мы без общения со старшими преданными мы годами можем растить не росток любви, бхакти в своем сердце, а уже какой-то лопух. Но, мы еще можем быть твердо убежденными, что это лиана или росток чистого бхакти. И, старшие преданные закаляют нашу систему ценностей, они говорят, вот, это истина, это не истина; это нужно делать, это делать не нужно. Мы четко понимаем, куда нам идти.

01:15:02 И, те преданные, которые выросли, например, во времена этого занавеса в России, они отличались тем, что они были некоторыми такими, как бы, как-то сформулировать … беспризорниками в «Сознании Кришны». Они самостоятельно, потому что читали книги, старшие преданные не могли толком прорваться даже, духовные учителя очень редко приезжали сквозь этот занавес. Поэтому, кто из них что слышал, то и практиковал.

01:15:45 Когда первые русские преданные приехали, это был 88 год, в Индию. Целый самолёт преданных прилетел туда. Только что освобождать преданных стали из тюрем, их встречали как героев. Премьер-Министр Индии встречал. И, русские преданные, хотя прошли огонь, воду ради Кришны, они были достаточно дикими в своем поведении. Сразу же в аэропорту поймали преданного, который плюнул в свою руку, растер там тилак, это, глину и мазал себе лоб. Это было самое маленькое, что они там вытворяли. Не знали никакого этикета там, никакой там … Никто же не обучал, поэтому у них было своё «Русское Сознание Кришны», очень специфическое, конечно, потому что русские отличаются одновременно огромной сентиментальностью, и значительной долей грубости или жесткости. Очень такое тяжелое сочетание, одновременной огромной сентиментальности, при этом жесткости такой.

01:17:07 Один преданный мне рассказывал потом, там, как только он пришел в «Сознание Кришны» была одна из первых Ратха-Ятр. А он только месяц или два был в «Сознании Кришны», его попросили в Москве в этом, в парке Горького рулить этой колесницей. Там был один из учеников Прабхупады, Кирти Раш Прабху, который был в Джи-би-си, духовным учителем, не духовным учителем, был в Джи-би-си. Один из очень старших учеников Прабхупады, который, собственно, отвечал за всю русскую тогда ятру того времени. Он, собственно, он поднял эту огромную волну протеста, когда русских преданных стали сажать в тюрьмы, в психбольницы… И, он устроил встречу Рейгана с Горбачевым. И, Рейган лично просил за преданных русских, чтобы их … Он не спал буквально ночами, не уделяя годами, несколько лет он практически не уделял внимания не зарабатыванию денег, ни своей семье, ничему, он спал на телефонах, чтобы просто защитить «Сознание Кришны» в России. У него такая миссия была удивительная.

01:18:21 И, Кирти Раш Прабху ему говорил: - Вот туда рули! И этот преданный говорил: - А ты кто такой, вообще?! Не лезь, вообще, ко мне со своими советами! Что хочу, то и делаю. Можете представить бхакта[неразборчиво], там, на ученика Прабхупады, который тридцать лет в «Сознание Кришны» или тридцать пять, он там: - Ты, вообще, кто такой там для меня? Люди совершенно не знали ни малейшей культуры, ни малейшего этикета, вот так вот …

01:18:55 И, благодаря старшим преданным у нас будет четкое понимание, что нам делать, куда нам идти. И следующее … т.е., мы зайдем не туда без общения со старшими вайшнавами. Есть категория людей, которые не общаются со старшими преданными и сами книги читают, но лекции не слушают и с преданными не общаются. Они думают, но зачем мне, я самодостаточен.

01:19:19 Шрила Прабхупада говорит: «Любой человек, который просто думает, что он сможет обрести «Сознание Кришны» без общении с серьезными преданными, он сумасшедший», сказал Шрила Прабхупада. Он просто сумасшедший.

01:19:37 Потому что даже эти книги можно по разному читать. Обычно, вот, даже в книгах Прабхупады мы видим именно то, что нас беспокоит, не так ли? Смотрю в книгу и вижу что там? Ригу, другой город. И каждый что-то своё видит. Одни фразы мы просто пробегаем глазами, они нас просто не за что не цепляются, а другие, которые для нас очень актуальны или иногда подтверждают наши внутренние концепции какие-то, они светятся особым цветом. И, даже если попросить, что ты запомнил? Два человека попросить один и тот же текст прочитать. Два человека по разному, разные вещи увидят.

01:20:22 Но, когда мы общаемся со старшими преданными, т.е., у них особый взгляд на вещи, они суть вещей видят. Они понимают, что здесь важно, они могут объяснить эти моменты, поэтому указать нам на те важные вещи, которые мы просто не увидели или объяснить их таким особым образом, чтобы у нас открылось новое понимание и вся глубина того, что заложено в этих словах Прабхупады, открылась перед нами. Поэтому, чтобы самим нам дозреть до этого понимания, понадобилось бы десятки, десятки и десятки лет, и огромный опыт каких-то ошибок или …, но мы можем сразу все это получить благодаря просто общению с этими личностями. Поэтому сложно даже переоценить такую возможность общаться.

01:21:17 И, также, первое, что мы зайдем не туда, а второе, мы не станем смиренными. Удивительная вещь, оказывается смирение мы обретаем тоже, в процессе подчинения старшим, в процессе общения со старшими, потому что, чтобы понять, что такое смирение, нам нужно увидеть личностей, которые олицетворяют смирение или слушать их. Тогда это смирение в нашем сердце по-настоящему закрепиться. Также, в процессе исполнения указаний старших, даже если нам тяжело это делать, мы избавляемся от своих этих ложных амбиций, мы получаем глубочайшую реализацию.

01:22:16 Я приведу свой собственный опыт. Год назад, больше года назад, в это время я находился в Новосибирске. Мы были там с семинарами и позвонил Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж. Меня пригласили к телефону, сказал: - Шри Джишну, а ты планируешь ехать в Индию? Я сказал: - Махарадж, не хочу. Это была как раз весна позапрошлого года. До этого мы были, я думаю: «Не хочу, у меня не то состояние духовное, я хочу подождать, чтобы прошло несколько лет.» Потому что, если очень часто человек ездит, то Святые места они становятся, знаете, таким, поверхностно человек воспринимает уже. И человек не будет максимального блага получать, поэтому, иногда нужно специально, чтобы время прошло, чтобы подготовили вы своё сознание, ощутили разлуку со Святыми местами. Я всем рассказал, что я не еду этой весной, вообще, у меня были совершенно другие планы. И, морально я дал себе установку, что я не поеду, и, вообще, не хочу, вот это, ради моей духовной жизни.

01:23:44 И, тут звонит Госвами Махарадж, говорит: - Ты едешь? Я говорю: - Нет, я не планирую ехать, не хочу. - Ты знаешь, я хотел тебя попросить поехать, вот тут, группа едет небольшая. Там было пятнадцать человек с московской намахаты. - И им нужен какой-то гид, чтоб кто-то их там поводил. Они едут буквально на три недели. Ты можешь с ними поехать? Я говорю: - Махарадж, я не хочу, но если вы мне приказываете, я поеду, но я не хочу ехать. Он сказал: - Тогда я тебе приказываю. И до последнего момента у меня внутри был полный протест, потому что я не хотел вообще туда ехать.

01:24:24 К тому же мы ехали в очень тяжелое время. Все нормальные люди уже уехали из Индии, а там началось такое пекло, плюс сорок. А они тут, их стрельнуло в это время, когда плюс сорок в тени, а они поехали в Индию. Там уже в десять часов асфальт был такой, что по нему невозможно было ходить. А мне нужно было, там, с ними ездить, там, их развлекать, там, все объяснять … По Говардхану когда мы ходили, там это было вообще нечто. Там просто у людей, они в тени стояли, у них ноги обжигало, что уже говорить, там, босяком когда нужно было по раскаленному этому песку идти и т.д.

01:25:09 Но, я вам поделюсь таким опытом, мой Гуру-Махарадж сказал мне, ты должен слушаться Бхакти Вигьяна Госвами. И я просто стал делать, что мне говорит старший преданный, хотя внутри мне было очень тяжело с этим согласиться, вообще это делать. Это самый яркий, наверное, мой опыт посещения Святой Дхамы, который я получил всего лишь за восемнадцать дней. До этого я был в Индии на более долгий строк, иногда три месяца, иногда два месяца, в общей сложности я провел в Индии, наверное, года два, если суммировать все мои поездки. А тут, за две недели с небольшим, я получил больший духовный опыт чем за все то время, чем за месяцы, месяцы и месяцы пребывания в Индии, очень яркие впечатления, просто необычайный опыт.

01:26:05 Потому что, когда мы занимаем смиренную позицию в целом, и всегда это будет не просто, потому что, каждый раз когда нам говорят что-то старшие преданные, у нас там внутри все переворачивается, нам тяжело очень это делать. И не из-за того, что это тяжело делать, из-за того, что у нас амбиций очень много, наше эго начинает там скулить, или там… Потому что нужно жертвовать своим эгоизмом, своими собственными планами, своими амбициями и множеством всем другим. И делать то, что надо делать, то, что меня попросили, а не то, что хочется моему материальному уму. Но, если мы идем на эту жертву, на эту аскезу, то мы получаем глубочайшие просто реализации, потому что мы заплатили эту цену, цену смирения.

01:26:43 Поэтому если … я могу множество историй рассказывать, удивительных, то что рассказывали преданные, когда они занимали эту смиренную позицию по отношению к старшим преданным и делали то, что их просили делать, как следствие было то, что они получали глубочайшие реализации внутри, одновременно их сердце очень сильно менялось.

01:27:07 Я видел тех людей, которые вместо того, чтобы занять подчиненное положение по отношению к старшим преданным, устраивали революцию. Таких людей тоже очень много видел. Интересно, что никто, практически, из тех людей, кто просто устраивал революции, не получал, мало того, что никаких реализаций, и в последствии он не смог выполнять то служение какое-то. Я видел тех людей, которые свергали власть в каком-то месте, говорили: - Тут все, все не так, я сейчас лучшее положение займу, я все знаю как правильно. Но, так как они неправильным образом, т.е., они не были уполномочены, они сами рвались туда, никто из них долго не мог заниматься этим служением, никто.

01:27:59 Прежде чем критиковать какого-то из старших преданных, за то, что они руководят чем бы то ни было, Прабхупада сказал: - А вы готовы сделать лучше? Если вы не можете сделать лучше или взять ту меру ответственности, которую несут местные преданные, тогда просто лучше не критикуйте. Потому что, иногда люди критикуют каких-то старших преданных, которые несут это бремя ответственности за что-то … Приходят и говорят: - У вас тут все не то и все не так. Когда этому человеку говоришь: - Хорошо. Покажи как лучше. Прям давай, готов, прям сейчас, вот, начать и делать? – Ой, у меня чего-то там молоко убежало. И, реально человек он только критикует …

01:28:47 Достаточно такому человеку дать возможность повыполнять это служение несколько недель, хотя бы, я практически во всех случаях видел, что когда они понимали вообще … Они, потому что, большая часть людей они смотрят как на определённые, как бы, возможность получить какое-то привилегии, заняв какое-то руководящее положение. Но, привилегий там никаких практически, а ответственность такая!.. Т.е., они хотят получить привилегии, не неся никакой ответственности по-настоящему, потому что это происходит обман.

01:29:37 И, там, на самом деле … поэтому нам нужно уважать и те личности, которые занимали смиренные позиции, они получали все больше, и больше полномочий от Бога, от Кришны. Или тех людей, которые были очень смиренны, делали то, что их просили делать старшие. Интересные вещи происходили! Через какое-то время они получали глубочайшие полномочия, они становились проповедниками, становились теми личностями, которые большие дела начинали делать. Чем больше они подчинялись старшим, тем больше полномочий свыше они начинали получать. Почему? Потому что, это смиренная позиция. Это факт.

01:30:15 Я видел тех людей, которые конфликтовали, они лишались полномочий. У них просто начинались тяжелые времена, как следствие критики. Сейчас, просто нам нужно закончить.

01:30:32 Следующее, это что произойдет, если мы не будем правильно строить отношения со старшими? Если мы, если у нас не будет общения с равными, то мы станем лицемерами, станем лицемерами. Есть категория людей, которые сознательно занимают такую позицию. Они говорят … Обычно старшие преданные не часто приезжают, правильно? И, в основном, этим людям, так как старших не так много, а эта категория людей, о которой мы говорим, они никого равными себе не считают. Они говорят: - А где тут равные-то? Мне равных никого нет. И получается, что у них в основном общение с младшими преданными. И, так как у них в основном общение с младшими преданными, и они играют роль старших, им нужно их обучать, как-то показывать определённый пример, то, в этой роли он не имеет права, потому что этикет таков, что старший преданный не имеет права младшим преданным рассказывать о своих слабостях или о своих сложностях. Он не должен этого делать. Он всегда должен на коне быть, ну, я просто говорю, он всегда должен показывать определённый пример. Но, так-то он тоже живой и хотя у него может быть больше опыта духовного, чем у других, но он тоже проходит определённые уровни проверки, определённые уровни испытаний, и никому не может об этом рассказать. Обычно рекомендуется делиться всем этим именно с другими равными, потому что они тот же самый опыт в данный момент переживают.

01:32:33 Что происходит, он это тщательно скрывает, эти люди будут скрывать, и, в основном, получается так, что они будут играть какие-то роли. Потому что, так как, в основном общение с младшими, то мне нужно кого-то из себя постоянно, как бы, … быть на коне, т.е., как бы, в обмундировании, в погонах, с шашкой… Через какое-то время они уже привыкают всегда быть … это, уже спать в сапогах. Им, они занимают очень выгодную, как они думают, позицию, когда младшие преданные, естественным образом, оказывают им свое, почтение, уважение, они играют роль покровителей и благожелателей. Но, это приводит к определённым сложностям на определённом этапе, потому что их духовный прогресс стает. Они не получают стимулов реально менять своё сердце.

01:33:33 Почему важно общение с равными? Потому что мы встречаем других равных преданных, они примерно начинали одинаково, у них примерно такой же опыт, и когда мы просто их слушаем, общаемся с ними, то начинаем понимать, что у этих людей оказывается знаний-то гораздо больше чем у нас может быть по каким-то сферам. Какие-то более глубокие понимания быть в чем-то… И, мы этих равных мы их, как бы, не удивим, что мы, так вот, такие проповедники, потому что они тоже лекции читают. Все эти … они видят нас как облупленными, потому что они те же самые сложности, как бы, преодолевают. Мы их ничем не удивим. И в их присутствии все наше эго сжимается, все наши амбиции большие, представления, что я, вот, этот или тот, какой-нибудь абц т.е., оно все сжимается.

01:34:37 И, тогда мы займем очень смиренную позицию. У нас сразу, когда мы видим этих преданных, казалось бы, одинаково начинали, но вот, тут так вот, они вот то знают или то знают, у них такие-то понимания. Надо же! У нас сразу стимул появляется очень большой работать над собой, еще больше углублять свои знания, понимание.

01:34:55 И, в общении с равными человек начинает очень быстро прогрессировать. В [неразборчиво] они дают золотую формулу, желательно чтобы общения с равными было шестьдесят процентов, общения со старшими двадцать и с младшими двадцать. Не всегда удается ей следовать, но если человек к ней стремиться, будет очень быстро расти. Нужно стремиться к ней. Очень сильно помогает. Если вы хотите очень быстро меняться, стремитесь к общению с равными преданными. И, без этого общения человек станет лицемером, и, он будет играть просто какие-то роли перед другими. И, может это одна из ловушек.

01:35:48 И, следующее, если у нас не будет общения с младшими, то сердце станет черствым, сердце черствеет, человек превращается в духовного эгоиста, духовный эгоист. Такую категорию людей мы также можем встретить. Люди говорят: - Я такой возвышенный, такой возвышенный! Меня тянет обсуждать самые эзотерические темы. Но, чего мне с этими неофитами общаться, они не поймут моего возвышенного положения. Поэтому я буду общаться только с теми, кто меня понимает. Он находит кого-нибудь одного или двух и только с ними такие вещи обсуждает, а других считает просто так людьми низшего сорта, и думает, что ниже его достоинства общаться с ними. Или, зачем мне бисер метать и т.д. Так думает. Но, такой человек превращается в духовного … такой человек … духовного эгоиста и его сердце превращается, становиться очень жестким.

01:37:10 Потому что, не делясь знаниями с другими, он не сможет сам понять это знание, глубину… Кришне такое поведение не нравиться. Если … духовный уровень неразрывно связан, мы уже говорили, с мягкостью сердца или с тем, что я хочу поделиться этим с теми, у кого этого нет. А тут подмена происходит, оказывается, человек живет только для себя и сердце его не становиться мягче, и он не думает о прогрессе других.

01:37:51 И, последнее, что мы сейчас запишем, мы запишем, какие позитивные блага, или какие правильные результаты правильного этого общения. Результат правильного общения. Если мы общаемся со старшими правильно, то, что мы получаем? Получаем знание, благословение, а также, смирение получаем и очищение. Откройте дверь на пару минут уже.

01:38:48 Следующее, общаясь с равными, мы получаем … Что? Поддержку. Что мы еще получаем? Вдохновение, общаясь с равными, вдохновение. И также, быстрый духовный рост.

01:39:28 И, общаясь с младшими, правильно, мы получаем, развиваем сострадание, также получаем милость Кришны. Потому что, Кришна говорит в «Бхагавад-Гите», что: «Тот, кто делиться этой наукой с другими, очень и очень дорого Мне», об этом говорит в восемнадцатой главе. «Тот, кто делиться этим знанием с моими преданными, очень, очень и очень дорого мне.» Кришна говорит: «Нет никого дороже этой личности для Меня и никогда не будет.» Поэтому, если вы хотите стать очень дорогими Кришне, то делитесь этим знанием с другими, тем, у кого его нет.

01:40:27 Последнее, что мы скажем на этой теме, что в какой бы категории мы не находились и каждый из нас будет находится по отношению к кому-то, к одной из этих трех категорий. Даже, если кто-то пришел недавно, всегда будут личности, которые придут после вас, вам всем придется играть роль, как бы, старших по отношению к ним. Всегда будут у нас равные, всегда будут старшие, это естественная вещь. Каждый из нас в духовной жизни … будет обязательно, у нас будут все эти три категории общения.

01:41:07 И, есть очень важный принцип, что мы всегда… Запишите, это очень важно записать. «Во всех положениях, внутри мы должны считать себя только слугами и больше никем.» «Во всех положениях, внутри мы должны считать себя только слугами преданных.» «Во всех положениях, внутри мы должны считать себя только слугами преданных.» Любые другие отождествления, они ложные. Даже, если мы отождествляем себя как старшего преданного, само по себе это ложное отождествление, но всё равно это роль, которую нам нужно выполнять как служение, но мы не должны считать себя господином, мы должны считать себя только слугами.

01:42:10 Просто, разным категориям преданных мы служим по разному. Старшим мы служим вопрошая, физически служа, задавая,.. т.е., радуясь, так мы служим им. Равным мы служим, что мы их поддерживаем, раскрываем сердце, делимся сокровенным, таким образом, мы служим равным. Мы служим младшим, помогая, чем мы можем, делясь знанием, поддерживая. Мы, таким образом, мы только слугами являемся внутри, больше никем, это правильное умонастроение вайшнава. Мы только слуги слуг, слуг, слуг и больше никто. Это единственное правильное отождествление. Это то, о чем мы хотели сегодня сказать.

01:43:14 Спасибо большое за ваше терпение. Завтра у нас будет заключительная лекция, мы будем также говорить об очень, очень важных вещах, будем рассказывать о том, кому раскрывать сердце, и у нас будет множество очень глубоких подробностей, очень важных по этой теме. Спасибо.

транскрибирование: Роман Рябчун | Харьков | Украина | 25 апреля 2013