Ложное эго и душа

Аюрведа радио - 16 апреля 2012
запись эфира для начинающих из раздела «Аюрведа» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:15:41 | качество: mp3 48kB/s 26 Mb | прослушано: 754 | скачано: 694 | избрано: 5
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:00 [Ведущая] Добрый вечер, всем слушателям Аюрведарадио, я его ведущая Алеся, подсела к микрофону, чтобы объявить о начале очередного прямого эфира с Алексеем Маховым, с которым мы связываемся по скайпу. Добрый вечер, Алексей.
[Махов А. В.] Добрый вечер, Алеся, добрый вечер, уважаемые радиослушатели.
[Ведущая] Спасибо, что присоединились к нам как и в прошлый понедельник. Кстати напомню, что неделю назад Алексей продолжил нам рассказывать о первоэлементах. Мы узнали о первоэлементах воды и земли, а также услышали о связи всех пяти первоэлементах с нашим умом, и как следствие с болезнями. Я правильно сказала?
[Махов А. В.] Да, Алеся, вы совершенно правы.
[Ведущая] Хорошо, вы также рассказали нам немного о разуме, как мне помнится, и пообещали сегодня рассмотреть интригующую тему, как помнится мне, вы обещали рассказать о том, кто же мы есть на самом деле, чтобы мы наконец поняли это.

00:01:01 [Махов А. В.] Да, совершенно верно, сегодня мы рассмотрим следующие две темы. Первая из них касается еще нашей материальной природы, мы рассмотрим такое понятие, что такое эгоизм. А затем мы с вами рассмотрим, что такое душа. И если вы не против, Алеся, то я готов приступить к рассмотрению первой темы.
[Ведущая] Да, я с удовольствием начинаю вас слушать, как и все наши радиослушатели.
[Махов А. В.] Хорошо, итак, мы приступим. Эгоизм, согласно ведическому знанию, является одной из материальных сил, которая действует в нашей вселенной, и эта сила, или этот элемент является самым тонким материальным элементом. Проявляется он в нашем сознании как осознание себя, или ощущение себя как личности. Каждое живое существо в той или иной степени осознает себя как личность, и к человеческой форме жизни это применимо в полной степени.

00:02:06 Каждый из нас понимает, что это я, показывая на другого, или смотря на другого человека, или даже любое другое живое существо, мы осознаем, автоматически осознаем, что это не я. Вот это осознание, или ощущение себя как личности, и дает нам эта сила, которая называется эгоизм. То есть мы понимаем кто я, кто не я, мы разделяем на себя, и не себя окружающий мир. И Веды говорят также, что существует два вида эгоизма, истинный и ложный. И эти виды эгоизма определят наш вкус к счастью, и соответственно, наше поведение в этом мире. Если человек находится под влиянием ложного эго, то он считает, что счастлив он будет несомненно только в том случае, когда либо кто-то сделает что-то хорошее для него, либо он сам сделает что-то хорошее для себя.

00:03:07 Нам кажется, так как согласно ведическому знанию, люди на планете земного кипа, на среднем уровне вселенной, которая находится, мы сами, сам факт рождения нашего здесь, на этой планете говорит о том, что наше сознание, оно больше сосредоточено именно на этом, ложной эгоизме. Мы все, рождаясь здесь, хотим жить для себя. В нашей концепции жизни, если её кратко изложить, практически 99% людей на нашей планете живут в следующей концепции жизни: я не хочу никого трогать, не хочу делать кому-то зла, причинять кому-то боль, я не хочу этого, но я хочу в принципе со всеми ладить, но жить я хочу для себя, то есть чтобы вот мне было хорошо. Я так вот хочу свою жизнь прожить, при этом по возможности никого не задевая. И нам кажется, подавляющему большинству людей кажется, что это естественно, и единственно возможный способ быть счастливым.

00:04:07 Однако, посмотрите вокруг, много ли людей счастливых вокруг нас находится. А из тех, кто действительно, по-настоящему счастлив, на сколько их концепция жизни соответствует той, которую я сейчас рассказал? Веды говорят, что человек, который находится под влиянием ложного эгоизма, он не может быть счастлив постоянно. Единственное, что ему доступно в этом состоянии сознания, это ощущение счастья на очень короткое время, но потом неизбежно приходят страдания. И такое положение, такое состояние, такое положение вещей связанно непосредственно с самой идеей человека, а почему я хочу быть счастливым, за счет чего я хочу быть счастливым. Понимаете? Почему так происходит? Человек, который находится под влиянием ложного эго, и строит своё счастье под влиянием этой силы, жить для себя, он становится очень сильно зависимым от окружающего мира.

00:05:09 Почему? Потому что окружающий мир он воспринимает как источник счастья. Все люди, которые окружают такого человека должны будут делать только то, что ему будет приятно. Поэтому такой человек становится очень чувствительным. Почему? Кто-то не так посмотрел, сразу возникает от этого страдание, потому что счастье в этот момент от этого человека не идет. Если кто-то, не дай Бог, не то что-то сказал, там, допустим, не похвалил, а наоборот, даже поругал, не дай Бог, сразу возникает очень сильное страдание, они проявляется в нас как сильный протест против того, у нас возникает сильное ощущение несправедливости. Вот, уважаемые радиослушатели, протестируйте себя, вот вспомните даже в детстве, когда нас ругали мама и папа, ведь даже они говорили в принципе все правильно, и даже говорили с добрым голосом, с добрым сердцем. Однако, внутри возникал сильный протест.

00:06:06 Почему это происходило? Это происходило только потому, что мы настроены были на что? Что окружающий мир будет давать нам только счастье. А когда нас ругают, ну, какое счастье? В этом случае счастья никакого нет. Поэтому возникает сильный протест, он конфликтует, вот это поведение людей в окружающем мире, в частности родителей, к которым мы очень сильно привязаны, оно входит в конфликт с нашим понимаем счастья, с эгоистическим понимаем счастья, и возникает сильное ощущение несправедливости. Вот это ощущение несправедливости, оно приносит очень сильную боль. И поэтому Веды говорят, что человек, пока он находится под влиянием эгоистичного понимания счастья, под влиянием ложного эго, он неизбежно будет страдать. И это только первая причина.

00:07:00 Она заключается в том, если вкратце сказать, что мы всегда ждем от окружающих, что они будут нас наслаждать, так или иначе, говорить то, что мы хотим от них услышать. И вторая причина, через которую приходят к нам страдания, она заключается в том, что человек, находящийся под влиянием ложного го очень сильно привязан к окружающим нас предметам, и по той же простой причине. Почему мы привязываемся очень сильно? Потому что мы считаем, что они должны нас наслаждать. Давайте теперь рассмотрим конкретный пример.
[Ведущая] Алексей, а позвольте задать уточняющие вопросы, вот они у меня по ходу возникли. Вот вы сказали, что ложное эго как проявляется? Что человек хочет счастья только себе. Но ведь все хотят себе счастья. Сложно представить себе человека, который бы не хотел себе счастья, мне кажется, он бы тогда и не жил в это время на этой планете. Как же тогда, неужели мы все такие неисправимые эгоисты?

00:08:00 [Махов А. В.] Вы знаете, нет конечно, ситуацию всегда можно поменять. Вопрос только в том, как это сделать? Если вы не против, Алеся, давайте сделаем так, я сейчас расскажу еще про истинное эго немножко, а потом мы с вами, я как раз отвечу на ваш вопрос, как же менять эту ситуацию. Давайте так сделаем, хорошо?
[Ведущая] Хорошо, тогда я внимательно слушаю.
[Махов А. В.] Хорошо, итак, вторая причина, по которой страдания приходят в жизнь человека, который находится под влиянием ложного эго заключается в том, что он сильно привязан к окружающим его вещам. Однако, если посмотреть на нашу, уже прожитую жизнь, то мы увидим, что вещи, которые нас окружают, рано или поздно, они приходят в негодность. Все, что находится под влиянием материального рано или поздно разрушается этим временем. И поэтому человек, который сильно привязан к окружающим вещам, он, с одной стороны, сильно привязан.

00:09:00 С другой стороны, как не глупый человек, он понимает, что рано или поздно ему придется со всеми этими вещами расстаться. И такой человек, он находится в двух состояниях. Первое его состояние, это состояние, направленное на подержание окружающих его вещей, ну, как сказать, в работоспособном, в хорошем состоянии, на что тратится очень много сил, а второе — это тоска и боль, которую вызывают те вещи или те предметы, с которые так или иначе человеку приходится расставаться. Ну, например, взять если машину. Человек купил машину, он очень сильно к ней привязан, он хочет ей наслаждаться, наслаждаться, наслаждаться, но пока он на ней ездит и наслаждается, с машиной что происходит? Машина изнашивается, машина стареет, машина ржавеет. Предположим, ему она всё равно очень сильно нравится, но так или иначе, человек убеждается в том, что рано или поздно эта машина в какой-то момент перестанет ездить. И так, как он сильно к ней привязан, то у человека возникает сильная боль.

00:10:06 Многие даже машины, многие люди, которые привязаны к машинам, они дают им какие-то прозвища, какие-то имена, то есть фактически относятся к машинам, как к живым существам. Это означает очень сильная привязанность, привязанность к окружающим вещам. Итак, однако же Веды говорят, что и вот этот способ жизни, который естественным образом вспыхивает у нас в сознании, когда мы получаем рождение здесь, на этой земле, он не является единственным, и более того, он не является самым лучшим способом жизни. Веды говорят, что человек, если он находится под влиянием истинного эго, а истинное эго, его действие в нашем сознании заключается в том, что человек считает, что он будет счастливым тогда, и только тогда, когда он сделает что-то хорошее для других.

00:11:01 [Ведущая] Алексей, это тоже называется эгоизмом? Мне кажется, вот как-то мы привыкли принимать это, что это как раз не эгоизм, а что-то противоположное, когда ты желаешь что-то сделать не себе, а другим.
[Махов А. В.] Да, вы правы, даже у нас есть такое слово как альтруизм, как некая противоположность эгоизму. Дело в том, что ведическое понятие эго, оно отличается, более широкую природу имеет, и немножко отличается от того, что мы сейчас в современном мире мы понимаем под этим словом. Еще раз повторю, эго, эгоизм — это осознание себя как личности. Понимаете? То есть эго — это осознание себя как личности. А вот какой личности? [смеется]. Что это за личность, что является мотивом в жизни этой личности? Всегда является мотивом жизни любого живого существа всегда является достижение счастья. Это смысл жизни любого живого существа. Однако же вопрос заключается в том, каким образом это счастье достигается?

00:12:01 И вот здесь существуют две диаметрально противоположные концепции. Первую мы с вами уже рассмотрели, я хочу жить для себя, это ложное эго, как раз то, что сейчас называется эгоизмом. Однако же, есть другой эгоизм, который называется истинным эго, он говорит о том, что человек, который живет под влиянием истинного эго счастлив тем больше, чем больше он смог сделать для других. И вот эту концепцию, даже саму, осознать очень тяжело. И есть люди, которые вообще не могут осознать эту концепцию. Почему это происходит? Это зависит от того, на сколько разум человека поражен ложным эго. Если разум поражен ложным эго на 100%, такой человек находится в состоянии невежества, и все, что я сейчас говорю таким людям кажется знаете чем, легкой формой шизофрении, какой-то несерьезной беседой, ну, что-то говорит, какой-то несерьезный, вообще говорит не о том.

00:13:08 [Ведущая] Я уверена, что всем слушателям Аюрведарадио так совершенно не кажется, они уже продолжают очень внимательно вас слушать, и кстати количество их увеличивается, я вижу.
[Махов А. В.] Ну, что же очень хорошо, я очень счастлив, потому что кому-то интересно то, что я рассказываю здесь, то, что мы с вами обсуждаем, это очень здорово. Итак, мы продолжим рассматривать истинное эго.
[Ведущая] Да, наконец-то, вот узнаю, как же быть положительным эгоистом. Такое непривычное для многих понятие, но все-таки, мы поняли, что есть истинное эго, которое только хорошее нам дает.
[Махов А. В.] Веды также говорят, что человек, который настроен в таком ключе, а истинное эго, оно и проявляется у нас именно как настрой, то есть желание, желание делать счастливыми других, желание жить для других, желание жертвовать для других, желание служить другим.

00:14:07 Вот Веды говорят, что человек, который живет жизнь, находясь в таком состоянии сознания, он неизбежно будет счастлив, даже в том случае, если к счастью совершенно не стремится. Почему так происходит? Давайте разберем. Посмотрите, человек, который находится под влиянием истинного эго, испытывает счастье не от того, что кто-то делает что-то для него, а он испытывает счастье от того, что он сам делает для других. Понимаете? Такой человек не зависит от окружающего мира. Наоборот, он является тем источником счастья, тем человеком, который пытается сделать счастливыми других, он пытается служить, ничего не требуя взамен. Почему он ничего не требует взамен? А потому что его счастье находится в его же собственной деятельности. Понимаете? Чем больше он всерьез делает для других, тем больше он счастлив.

00:15:04 [Ведущая] Мне кажется, таким людям даже немножечко неудобно, когда для них кто-то что-то делает.
[Махов А. В.] Вы совершенно правы, он испытывает в этот момент сильное чувство неловкости, потому что он понимает, что когда кто-то что-то делает для него, в этот момент у него вспыхивает ложное эго. Особенно если он не находится на позиции чистой благости, когда ложное эго полностью выдавлено из всех тонких и грубых структур нашего материального тела, наших материальных тел, естественно такой человек старается очень сильно находится в смиренном состоянии сознания, он принимает это как неизбежную плату, от которой нужно как можно быстрее, чтобы она прошла, все, все, а теперь дальше можно служить другим. [смеется].
[Ведущая] Даже такие люди бывают.
[Махов А. В.] Совершенно верно. Более того, я хочу сказать, так как мы все находимся в той или иной степени под влиянием ложного эго, то любое такое бескорыстное поведение, у нас оно вызывает небольшое такое отторжение, нам кажется, что мы останемся без штанов, что мы все потеряем.

00:16:17 А у нас просто, часто люди, которые приходят на консультацию, они когда сталкиваются с этим, то говорят: «Ну, да, вот если я, допустим, сейчас начну мужу своему служить», или там муж говорит: «Я буду ради своей жены разбиваться в лепешку, они нам на шею сядут». И это факт, что могут и сесть. И здесь вот возникает очень большой подводный камень, который нам нужно разобрать. Дело в том, что служение другим людям не имеет ничего общего с наивностью. Понимаете? Наивность это глупость ли невежество, когда человек, с одной стороны, у него есть желание что-то сделать для других, с другой стороны, он совершенно не понимает, как это делать правильно.

00:17:04 В Ведах описано, дается знание о том, как действовать правильно, как правильно служить разным категориям людей. У меня нет, к сожалению, именно в данной передачи возможности очень подробно остановиться на этом, однако, в следующих наших встречах мы обязательно будем это все рассматривать, когда будем беседовать о силах материальной природы, о благости, страсти и невежестве. Тогда мы с вами будем подробно разбирать этот вопрос, потому что он очень важен. Как же человеку действовать правильно бескорыстно в этой жизни? Потому что без ланы человек неизбежно ничего хорошего для других людей не сделает. Ну, вот представьте, Алеся, как вы считаете, правильно ли давать человеку на опохмел, допустим? Ведь вроде бы служим другому человеку, ему плохо, он сейчас умрет, если он не выпьет, так даже современные врачи говорят, я сталкивался лично с таким мнением. Это правильно или нет?

00:18:01 [Ведущая] Но в конце концов это ведь его ни к чему хорошему не приведет, мы только поддерживать такой не благостный образ его жизни будем. И, соответственно, это, я бы не сказала, что это правильно.
[Махов А. В.] Вы правы. А теперь как вы считаете, а как можно помочь такому человеку?
[Ведущая] Рассказать возможно о каком-то другом образе жизни, чем-то другим его заинтересовать. Может быть так?
[Махов А. В.] Это факт. Если вы находитесь в такой ситуации, что он склонен вас слушать. А если он не склонен вас слушать, а ему просто нужно помочь. Ну, я расскажу, на самом деле очень просто все. Дело в том, что сейчас в аптеках продаются такие шипучие таблеточки, их как минимум три наименования, которые снимают этот синдром в течение 10 — 15 минут. И если у вас действительно, предположим, любит выпить, и очень мучается потом от похмелья, и постоянно звонит там, просит там денег или налить ему, то нужно иметь просто эти таблетки, и вы сразу поймете, что ему от вас надо.

00:19:08 Если ему действительно плохо, он примет от вас все, потому что когда очень плохо, уже не разбираешь что да как, нужно срочно выживать. Однако же, если он под видом опохмела просто тянет из вас деньги, понимаете? Или просто заставляет вас помогать ему деградировать, то в этом случае ничего хорошего вы не делаете, никакого добра вы этому человеку не оказываете. Понимаете? То есть если разумно подходить ко всем этим ситуациям, с позиции знания, то вырисовывается совершенно другая картина. Бескорыстный человек не предстает как знаете, некий такой чудаковатый дурачок, над которым все смеются, и который последнюю рубаху там отдаст кому-то. Он может кому-то и отдаст, но он знает, кому и что давать, очень четко, понимаете. Бескорыстным человеком невозможно манипулировать, потому что он мгновенно понимает, что им пытаются манипулировать, очень по-доброму, но так достаточно формально общаться, держать таких манипуляторов на расстоянии, пусть манипулируют тем, кто поглупее.

00:20:14 Понимаете? Бескорыстный человек, можно знак тождества поставить, это всегда разумный человек. А разумный человек, означает тот человек, который действует всегда с позиции какого-то знания, с позиции священных писаний. Понимаете? И вот это кардинальное отличие, которое мы сейчас с вами описали, человека, находящегося под влиянием истинного и ложного эго является тамер. То есть мотивы не лежат на поверхности. В принципе и тот, и другой действуют одинаково в жизни, они что-то делают, работают. Однако же, внутренние мотивации этих людей диаметрально противоположны. Для чего работает эгоистичный человек?
[Ведущая] Для чего?

00:21:01 [Махов А. В.] Для денег конечно. [смеется]. «Ты зачем на работу ходишь?» «Потому что мне деньги нужны», - ответ, естественный ответ в наше время. Подавляющее большинство людей работают просто чтобы получать деньги. Просто они знают, что если они не будут работать, у них не будет денег, это единственный смысл их работы. И смотрите вот, как ярко проявляется здесь, кто больше счастлив. Человек, который работает ради эгоистично, он счастлив два раза в месяц, в получку, и в аванс, все остальное время проходит в тягостном обещании этих двух счастливых дней. И не дай Бог, на пару дней задержат. Понимаете? [смеется].
[Ведущая] От получки до аванса живет человек.
[Махов А. В.] Но катастрофа, если задержат, почему? Потому что привязан он к деньгам, понимаете? Он не привязан к труду. Он не понимает, что счастье он может испытывать каждую секунду своей работы. А теперь как чувствует себя бескорыстный человек?

00:22:00 Бескорыстный человек на работу зачем ходит? Чтобы трудиться на благо всех окружающих людей, чтобы своим трудом делать жизнь других людей чище, легче, счастливее. А зарплату он как получает? Он получает вообще зарплату или нет, как вы считаете?
[Ведущая] Ну, по идее должен, я так думаю. [смеется].
[Махов А. В.] Да, вы очень хорошее слово сказали, он должен. Он зарплату получает из чувства долга, понимая, что если он не будет зарплату получать, от этого никому лучше не будет, от этого его работодатель будет считать, что можно на этом человеке кататься, от этого он сам станет нищим, и его семья, которым он тоже должен кормить, у него есть ответственность еще перед семьей, тоже станут нищими, ничего хорошего нет. Поэтому он получает эти деньги, понимая, что в нашем мире по-другому нельзя, у нас не эра коммунизма, когда можно придти в магазин и, ничего не отдавая, просто что-то взять, вы должны всегда расплачиваться чем-то, а значит, неизбежно нужно получать эти деньги. Понимаете?

00:23:00 Весь вопрос в отношении. Однако, смотрите, бескорыстный человек, он счастлив постоянно, почему? Потому что он, приходя на работу, что делает? Он каждую секунду своего рабочего времени посвящает чему? Служению другим людям. Он может работать токарем, поваром, кондитером, президентом, допустим, если это работа, пускай будет президентом, или дворником, не имеет значения. Имеет значение отношение, понимаете? Он счастлив тем, что он может своим трудом делать счастливыми других людей. Поэтому в Ведах говорится, что у бескорыстного человека счастье всегда находится рядом, оно стоит рядом с ним, сложив ладони, и терпеливо ждет, когда на него обратят внимание. Счастье же корыстного человека похоже на ту самую синюю птицу, за которой все бегают, бегают, бегают, бегают, но пока еще никто не поймал. [смеется].
[Ведущая] Хорошо, Алексей, перед тем, как вы перейдете к следующим темам и к пояснению этой, я хочу сказать, что нашим радиослушателям гоняться за синей птицей не надо, по крайней мере никуда особо бежать не нужно для того, чтобы задать вопросы по этой теме.

00:24:12 Вопросы можете присылать нам, на электронный ящик, Radio@torsunov.ru и в скайп, имя в скайпе Аюрведарадио одним словом. Напомню, что мы говорим пока о ложном и истинном эго, и обещали нам сегодня рассказать о душе.
[Махов А. В.] Совершенно верно. Для того, чтобы понять на сколько глубоко наша психика поражена этим, скажем так, нашим врагом, эгоизмом, я вам напоследок приведу два примера, один для женщин, другой для мужчин. На сколько это все тонко и глубоко сидит в нас. Итак, первый пример для женщин. Представьте себе, семья, муж на работе, жена уже дома, и жена захотела сделать мужу приятное, послужить ему.

00:25:01 И она приготовила самую вкусную еду, которую любит муж, она накрасилась, она оделась, она прическу сделала красивую еще заранее, в парикмахерской, она пришла вот, все для мужа сделала, приготовила, ждет. В назначенное время звонок в дверь, жена открывает: «Здравствуй, любимый муж». Ну, муж с работы пришел как обычно, нагруженный весь, говорит: «Ну, здравствуй». Она говорит: «Ну, иди сходи в ванную, помойся, я сейчас разогрею тебе ужин, я тебе приготовила то, что тебе нравится». Он: «Ого», - пошел купаться, вышел из ванной, пошел на кухню. Жена его там накормила, вокруг него танцует, приплясывает там, ну, в общем, служит от всей души. Муж её покушал хорошенько, плотно, и пошел смотреть футбол по телевизору. Спасибо он ей не сказал.
[Ведущая] Обидно.

00:26:01 [Махов А. В.] Совершенно верно. Вот сейчас все наши уважаемые радиослушательницы, пожалуйста, проиграйте эту ситуацию в своё сознании. Наверняка кто-то почувствует этот укор, ну, неужели не мог спасибо сказать, вот ведь какой. У многих возникнут некоторые ассоциации, которые мы не будем в прямом эфире произносить вслух. Однако, подавляющее большинство женщин и будут испытывать этот укор в той или иной степени. Понятно, что все люди подкованные, все всё понимают, однако же, этот укор всё равно будет присутствовать, и вот этот укор как раз и говорит о том, что ложное эго всё равно присутствует. Вот вроде же она что хотела сделать?

00:26:59 Она хотела мужу послужить, она хотела ему сделать приятное. Она сделала приятное мужу?
[Ведущая] Да, сделал, но видимо, она еще чего-то отела, даже может быть сама этого не осознавала.
[Махов А. В.] Совершенно верно, вот это но, но, но, но для себя все равно, хоть чуть-чуть, но спасибо-то мог сказать, ну, ладно, я понимаю там, посуду не помыл, там то, се, но спасибо-то мог сказать. Понимаете, вот это ожидание, хоть чуть-чуть, но мне, говорит о том, что присутствует ложное эго, а значит, неизбежно будут страдания. Вот этот пример показывает то, на сколько тонко может быть проявлено в нашем сознании ложное эго. Вроде бы внешне все хорошо, внешне все бескорыстно, внешне все прекрасно, однако, если внутри потом возникает вот это ощущение несправедливости, протест этот внутренний, значит, ложное эго тоже присутствует.

00:27:59 Потому что если бы у этой жены не было бы ложного эго в сознании вообще, ей бы было не важно, ну, не сказал, и не сказал, ну, какие проблемы. Счастье бы испытывала она от того, что она сама сделала для своего мужа, понимаете, а не от тогВо, что муж потом ей вернул, или не вернул. Не было бы вот этого подсознательного, подспудного ожидания, ну, а мне чего от этого будет. Итак, это был первый пример, для женщин. Теперь пример для мужчин. На самом деле ложным эгом поражены в равной степени как мужчины, так и женщины. Поэтому второй пример для мужчин. Два друга Вася и Петя работают на одном заводе, со школьной поры друзья, не разлей вода. И так случилось, что Вася работает в ночную смену, а Петя в утреннюю. И как-то идет Петя на работу, навстречу ему Вася с ночной смены, весь хмурый такой, замученный. И Петя ему руку тянет: «Здравствуй, Вася». А Вася ему так: «Привет», и пошел дальше, руку он Пете не подал. Ощущение Пети?

00:29:08 [Ведущая] Ну, Петя в растерянности явно. Он чего-то не понял, он не понял, что произошло.
[Махов А. В.] Совершенно верно, это самое лучшее еще,что может произойти с Петей в этом случае. Понимаете? Но если посмотреть на это с позиции истинного эго, когда мы что-то говорим другому человеку, ну, тоже самое приветствие наше, здравствуйте, мы что говорим? Мы желаем здоровья другому человеку. Ты пожелал здоровья другому человеку, своему другу пожелал здоровья? Молодец. Зачем ты ждешь чего-то еще в ответ? Ну, какая разница, подал он тебе руку или не подал? Ты-то подал, ты здоровья пожелал человеку, ты как-то послужил ему, попытался что-то хорошее для него сделать. Понимаете? Человек, находящийся под влиянием только истинного эго, на этом его счастье и заканчивается.

00:29:59 Понимаете? То есть он сделал что-то для других, он не ждет в ответ ничего. Но человек, находящийся под влиянием ложного эго, он всегда что-то отдавая, что-то ждет назад. Поэтому такие вещи, даже просто человек руку не подал, потому что ему может некогда было, он там еще весь на работе, он даже не осознал, кто с ним поздоровался. Сколько таких недоразумений? Огромное количество. Однако, так как мы находимся под влиянием ложного эго, вот такой простой вроде бы, такая простая сценка, она способна разорвать дружбу, которая длилась десятки лет, десятки лет. И почему такое происходит? Потому что ложное эго присутствует всегда, во всех наших отношениях, оно так или иначе всегда присутствует. И до тех пор, пока он будет присутствовать, у нас неизбежно будут страдания. Понимаете? Вот два таких примера, которые иллюстрируют его тонкое проявление.
[Ведущая] А есть ли вообще такие люди, у которых отсутствует ложное эго, и которые никогда не обидятся, даже если им целый год подряд спасибо и здрасте не говорить?

00:31:07 [Махов А. В.] Да, конечно, такие люди есть. Эти люди называются святыми. И так как мы находимся на такой уровне развития сознания, что мы не способны их воспринять, поэтому сейчас святые не особенно сильно показываются на людях, и не особенно сильно стараются очень много находится в местах, где очень много людей, особенно в густо населенных городах, многолюдных. И для этого есть свои причины, потому что чем большей святости, чем большей силы и чистоты сознания достиг человек, тем большего почтения он заслуживает, согласно законам вселенной. Мы обязаны оказывать ему уже не просто уважение, мы обязаны оказывать ему уже почтение. А если мы начинаем непочтительно относиться к такому человеку, то любое непочтительное высказывание немедленно вводит нас в состояние такой деградации сильной, что святые люди, зная об этих вещах, и об этих законах, которые царят в нашей вселенной, они просто из сострадания к нам, стараются сильно не показываться.

00:32:15 Чтобы кто-то ненароком их не оскорбил, и от этого сильно не деградировал. Понимаете, они не оскорбятся, но закон этого совершенного оскорбления, он работает как механизм. И вот если кто-то совершает оскорбление на другого человека, то этот оскорбитель будет деградировать. На сколько сильно? На сколько велика разница между чистотой сознания того, кто оскорбил и того, кого он оскорбил. У святого человека очень чистое сознание, поэтому даже малейшее оскорбление в его адрес вызывает очень сильную деградацию.
[Ведущая] А как же нам распознать этого святого человека?
[Махов А. В.] Это очень трудно, на самом желе это очень трудно. Я могу дать в целом такой путь, по которому можно распознать святого человека, но, во-первых, я сначала хочу сказать, почему мы не можем его распознать.

00:33:06 Потому что для того, чтобы увидеть, на сколько чистый человек стоит перед нами, мы должны сами стать чистыми. Понимаете? Грязный человек, с грязным сознанием, он не может осознать, на сколько чиста душа, которая стоит перед ним. И поэтому для нас с вами, мы с вами находимся на пещерном уровне духовного развития, развития самоосознания. Мы в этом смысле больше походим на первобытных людей. Но у нас есть вещи, понимаете, у нас есть признаки, по которым можно опознать, на сколько человек этот продвинут. Во-первых, этот человек всегда следует какой-то духовной традиции, всегда. Не бывает так, что человек просто сам по себе святой, такого не бывает, особенно в наше время.
[Ведущая] То есть святыми не рождаются, святыми становятся.

00:34:00 [Махов А. В.] Ну, не то, чтобы не рождаются, человек несет с собой из своей прошлой жизни своё благочестие. Однако же проявиться оно может только тогда, когда человек начинает серьезно практиковать какой-то духовный путь. Само по себе оно не проявляется, потому что ложное эго действует на нас с момента нашего зачатия. [смеется]. Понимаете? Оно давит нас и заставляет действовать эгоистично. И только тот, кто прилагает сознательные усилия для преодоления ложного эго в сознании, только такой человек становится способным взращивать в себе святость. Поэтому первый признак святого человека, он должен всегда, он всегда будет принадлежать какой-то духовной традиции. Второе, эта духовная традиции должна быть авторитетной. То есть она должна выдержать проверку временем, должна давать людям в прошлом святых людей, и в наше время она тоже должна давать святых людей. Далее, у этого человек обязательно должен быть наставник, как минимум, или духовный учитель.

00:35:00 А у этого духовного учителя тоже должен быть свой духовный учитель, и вот эта цепочка должна восходить непосредственно к Богу, то есть эта цепочка, она гарантирует духовное знание по этой цепочке передается в неискаженном виде. Потому то как только оно искажается, через какое-то короткое время цепочка прерывается, потому что там, где духовного знания нет, неизбежно эта духовная традиция перестает быть духовной, она попадает под влияние материального времени, а в материальном времени только одна функция, оно просто уничтожает со временем все. [смеется]. Понимаете?
[Ведущая] А правильно ли я поняла, что святой человек, он не называет себя духовным учителем, а называет духовным учителем только Бога в первую очередь.
[Махов А. В.] И Бога, и своего духовного учителя. И вы совершенно правы, тот, кто садится на возвышение и важно заявляет о том, что он святой, он святым уже естественно не является.

00:36:07 Кто такой святой человек? Это человек с чистым сознанием. Как проявляется чистота сознания в нас? Она идет несколько ступеней. На первом этапе человек с чистым сознанием думает о себе так: «Я очень хороший человек, и поэтому я всегда буду искать в обществе очень хороших людей». И он идет, ищет общество очень хороших людей, понимаете со временем, что самые чистые люди, это люди, которые духовной практикой занимаются. Поэтому он идет, ищет общество людей, которые занимаются духовной практикой, и он этим очень гордится, он считает, что он очень хороший, потому что он общается с очень хорошими людьми. Это первая стадия чистоты. Вторая стадия чистоты, человек, который начинает какое-то время вращаться в такой среде, где духовной практикой занимаются, он на второй стадии понимает: «Я вообще-то хороший человек, но есть и получше». [смеется с ведущей].

00:37:00 [Ведущая] Это говорит о том, что он постепенно возвышается, да. Человек, когда думает о себе как о более незначительном в чем-то, это как раз свидетельствует о том, что он возвышается. Так ведь?
[Махов А. В.] Да, вы совершенно правы, Алеся. Однако же, здесь есть такие хитрости, есть люди, которые такие хитрые, они ходят и всем говорят: «А, я самый падший, а я такой грешник, я такой несчастный, грешник, у меня вообще нет никаких достоинств». И они все это при людно говорят. И ему в ответ все: «Да, нет, нет, ты такой возвышенный, потому что ты так о себе все время говоришь, что ты такой грешник, но на самом деле ты такой возвышенный, ты уже почти святой». И он говорит так: «А, классно». У него в этот момент счастье приходит [смеется]. То есть, я здесь не о хитрецах говорю, мы здесь обсуждаем человека, как происходит, на сколько чисто его сознание.

00:38:00 Итак, на втором этапе очищения своего сознания, человек с удивлением узнает, что вокруг него есть люди, которые гораздо более продвинуты, чем он сам. С этого момента он готов принять наставника, то есть он понимает, что если есть люди чище, чем я, значит, у меня есть у кого поучиться. Потому что если я самый хороший, чему мне надо учиться? Ничему не надо, потому что уже и так все хорошо. [смеется]. Понимаете? На третьем этапе человек начинает сильно сомневаться в том, что он хороший, очень сильно сомневаться [смеется]. Потому что чем более продвинут человек становится, тем больше он видит в себе пороков, именно в самом себе, не в окружающих. И чем больше он видит в себе грехов, тем больше он понимает, что он не такой уж хороший. На следующем этапе очищения своего сознания человек приходит к пониманию, что у него огромное количество проблем, огромное количество грехов, огромное количество пороков сидит в нем.

00:39:05 И он начинает очень сильно стараться работать на этими грехами. То есть не то, что он падает, лежит, валяется там: «А, я ничего не могу, я несчастный, бедный». Это кстати один из способов ничего не делать [смеется], мы так по-разному можем избегать работы над собой, ложное эго ставит нам разные ловушки. Однако, человек, который серьезно настроен, он реально видит эти грехи, помимо того, что, с одной стороны, он испытывает страдания от того, что у него много грехов, он их реально видит, с другой стороны, у него возникает очень сильный вкус к тому, чтобы действовать, чтобы преодолевать эти грехи. Это как раз говорит о том, что человек правильно действует. И на последнем этапе своего развития человек не видит ничего хорошего в себе вообще.
[Ведущая] Вот так последний этап.
[Махов А. В.] Ничего хорошего не видит [смеется].

00:40:00 [Ведущая] И что же делать? Мы вроде бы к этому ли, раз это последний этап, мы вот поняли, что мы из себя ничего хорошего не представляем. И как быть?
[Махов А. В.] Да вот, представляете, вот такая парадоксальная ситуация, человек ничего хорошего не видит в себе, зато он постоянно видит очень много хорошего в окружающих. И у него в этот, что этот человек, он должен впасть в депрессию, он в депрессию должен впасть, потому что ничего хорошего он не в себе не видит. Откуда же счастье-то? А счастье в этот момент приходит от того, что человек изо всех сил старается работать над собой. Он всю свою жизнь посвящает вот этому. А постоянное осознание своих грехов дает ему возможность видеть хорошее в других, и не обращать внимание на плохое.

00:41:00 Ну, предположим, человек встречает, к святому такому человеку приходит женщина, а она такая женщина легкого поведения, и он смотрит на неё, и он понимает: «Да, эта женщина, она немножко не верна». Потому он смотри внутрь себя, вглубь своего сердца, а святой человек, с чистым сознанием может легко смотреть и в прошлое, и в будущее, и он видит, что в прошлом он еще похлеще себя вел, когда тоже был женщиной, и он думает: «По сравнению со мной эта женщина вообще ангел». Понимаете? А теперь представьте, какие у них отношения возникаю? Он к ней очень по-доброму относится, он счастлив тому, что она пришла к нему за советом, он от всего сердца помогает ей, как выпрямиться ей, он объясняет ей в чем проблема, он объясняет, что развратный человек, он по определению не может быть счастливым в этой жизни, и он говорит это осознанно, с огромным желанием помочь. Находясь вот в такой бескорыстном состоянии сознания, чистом состоянии сознания, он способен передавать вот это своё состояние другому человеку.

00:42:04 И у этого человека возникает, у этой женщины возникло озарение, с одной стороны, она очень сильно раскается, с другой стороны, что она получит? Огромное вдохновение, вдохновение работать над собой. Вот это состояние вдохновение, или состояние постоянного счастья работать на собой, это то самое состояние, в котором находятся святые люди. Но нам тяжело это понять, потому что нас ложное эго заставляет любое страдание воспринимать как агрессию по отношению к нам. Итак, все, что касается ложного эго, я уже сказал. А теперь мы с вами, дорогие радиослушатели, перейдем к рассмотрению нашей истинной природы.
[Ведущая] Давайте тогда я всем нашим слушателям напомню, что они могут задавать свои вопросы, присылая их на эмейл Radio@Torsunov.ru, также мы попытаемся принять один звоночек. Вы можете к нам дозвониться через скайп, и лично попасть в прямой эфир, задав свой вопрос Алексею Махову, итак, наш скайп Аюрведарадио.

00:43:10 И сейчас мы переходим, как я понимаю, к самому главному.
[Махов А. В.] Да, мы переходим с вами к рассмотрению того, кем же мы на самом деле являемся. Все рассматриваемые восемь грубых и тонких элементов, из которых сотворена наша вселенная, согласно Ведам, лично к нам, как к живым существам никакого особого отношения и не имеют, как ни странно это понимать. Мы на столько привыкли отождествлять себя с нашим телом, нам действительно кажется, что мы мужчина, женщина, меня, например, зовут Алексей, что мне, допустим, столько-то лет, что я вот мужчина, то есть мы на столько привыкли к этому, что нам кажется это самом собой разумеющимся. Однако же, Веды говорят, что все эти восемь элементов, которые мы с вами рассмотрели, это просто суть, кирпичики, из которых складывается механизм, позволяющий нам, душам жить и действовать в материальном мире.

00:44:12 Однако же, мы сами имеем совершенно другую природу. И Веды описывают очень подробно природу, которую мы с вами имеем. Согласно ведическому знанию каждое живое существо, будь-то человек, лошадь, корова, растение, микроб, вирус, кто хотите, каждое живое существо является душой, духовной частичкой которой имеет совершенно другую природу, которая ничего общего с материальной природой не имеет, и не находится под влиянием материального времени. Веды также описывает анатомию душу. Душа состоит из четырех основных энергий.

00:44:59 Первая энергия — это сознание. Сознание — это энергия души. Вторая энергия — это вечность, третья энергия — это знание, и четвертая энергия — это счастье. И вот посмотрите, если взять эти четыре основных энергии и разобрать, то посмотрите, что мы делаем всю нашу жизнь, находясь вот в этом материальном мире? Мы сознательно стремимся...
[Ведущая] К вечности, знанию и счастью.
[Махов А. В.] К вечному знанию о том, что такое счастье.
[Ведущая] А, вот так, сознательно стремимся к вечному знанию о том, что такое счастье.
[Махов А. В.] Да, мы всегда делаем это сознательно. Вся проблема заключается только в одном, что мы считаем для себя счастьем. Вот что мы выбираем для себя как источник счастья, или другими словами, что является целью нашей жизни, все, вот мы выбрали это, и начинаем к этому стремиться. Почему?

00:46:02 Потому что такова наша природа, такова наша природа. Мы не можем действовать в этом мире по-другому. И из-за этого, в зависимости от того, какой источник счастья мы выбираем, материальных или духовный, от этого зависит будем ли мы счастливы, или будем мы страдать. Если человек читает себя телом, вроде бы, ну, что такого, что плохого? Но проблема заключается в том, что тело рано или поздно умрет. Понимаете? И возникает самый большой парадокс нашего существования. С одной стороны, все знают, что смерть есть, с другой стороны, мы все очень боимся умирать. Возникает вопрос. Если смерть является естественным для нас процессом, почему мы её боимся? А ответ на этот вопрос очень простой. Мы её боимся только потому, что считаем, что со смертью грубого тела мы перестанем существовать как личность. И это единственная причина, почему мы боимся смерти.

00:47:05 Однако же в Ведах говорится, что мы имеем духовную природу. Душа вечна, мы никогда не рождались, и никогда не умрем. И нас невозможно, никакими материальными воздействиями с душой, то есть с нами невозможно ничего сделать, потому что мы имеем совершенно другу природу. В Ведах сказано, что душа не может быть не сожжена огнем, не высушена ветром, её невозможно не залить водой, её невозможно никаким образом, с ней что-либо сделать. Почему? Потому что на имеет другую природу, она другую природу имеет, любое материальное воздействие, хоть атомный взрыв, он всё равно действует на материальном уровне, он с душой ничего не может сделать. Отсюда возникает очень удивительный вывод, что все наши страдания в этом мире происходят только от того, что мы очень сильно погрузились в него, очень сильно отождествили себя с тем, чем мы на самом деле не являемся.

00:48:04 И отсюда вывод следующий. Путь избавления от страданий в чем заключается? Он заключается в осознании своей истинной духовной природы. Чем больше человек продвинулся на этом пути, тем меньше страданий он испытывает. Почему? Потому что понимает, что все эти страдания, которые здесь, в материальном мире царят, и они бесконечны, они касаются нас ровно в той степени, в какой мы вовлечены в них. Когда мы начинаем понимать, что все, что здесь происходит, не имеет к нам, как к живому существу, особого какого-то сильного отношения, все, на этом тапе человек понимает, что все эти страдания, они ровным счетом ничего, ну, по большому счету их нет. Господь Будда в своё время сказал удивительный афоризм — единственное зло, которое существует в этом мире, это наше невежество.

00:49:00 Другого зла здесь нет. Дальше, следующее, что хотелось бы сказать, проблема нашего с вами существования в материальном мире заключается еще и вот в чем. Мы, имея духовную природу, всегда стремимся не просто к счастью, а мы ищем источник такого счастья, который бы давал неограниченное количество этого счастья. Другими словами, счастье от этого источника должно постоянно возрастать.
[Ведущая] То есть нам всегда мало, мало, нужно увеличение счастья, побольше.
[Махов А. В.] Это называется жадность, это неотъемлемое качество любого живого существа. Мы всегда хотим, чтобы было больше. Мы никогда не довольны тем, что мы имеем. Ну, вспомните, когда-то, допустим, у человека, человек получает, допустим, зарплату, 5 тысяч рублей. Он рад первое время? Рад, потому что это его первая зарплата. Но через год он уже не очень рад. Почему? Потому что хочется больше.

00:50:00 [Ведущая] Привыкает, пресыщается, хочется свежего чего-то.
[Махов А. В.] Да, совершено верно, да, хочется чего-то побольше. Почему? Возрастают потребности. И так происходит со всем, со всеми этими вещами. Вся проблема заключается только в том, что мы не знаем, почему это происходит. Это происходит потому, что мы имеем духовную природу. Мы всегда ищем здесь источник счастья, который бы постоянно возрастал. Однако же Веды говорят, что в материальном мире нет ни одного такого источника счастья, ни одного. Более того, уважаемые радиослушатели, я вам сейчас расскажу удивительный факт, вы потом будете когда сталкиваться с этим, просто проанализируйте, посмотрите, на сколько парадоксален мир, в котором мы живем, на сколько он не соответствует нашим ожиданиям. Вот смотрите, возьмем самый простой пример. Когда мы кушаем, счастье, еда приносит счастье? Как вы считаете, Алеся?
[Ведущая] Да, это самый простой источник счастья для многих.

00:51:02 [Махов А. В.] Да, это очень простой источник счастья, но для мужчины [смеется], я мужчина, я люблю поесть, для меня еда достаточно большой источник счастья, признаюсь вам честно. И теперь смотрите, человек, например, хочет получать счастье от еды, он очень сконцентрирован на этом, а вот теперь разберем процесс еды. Когда мы, являясь душой, всегда ожидаем, что чем больше мы будем соприкасаться с источником счастья, тем больше счастья от него будет идти. И вот, допустим, человек садится за стол, и вот он очень сильно хочет есть. И вот он кушает, кушает, кушает, кушает, и мы когда кушаем, мы чего ждем? Мы ждем, что будет все лучше, лучше, лучше, лучше. А что происходит на самом деле? Чем больше мы едим, тем меньше счастья. В конце концов в какой-то момент мы понимаем, что больше уже не съедим.

00:52:00 [Ведущая] Уже объелись, уже плохо [смеется]
[Махов А. В.] С другой стороны, мы сильно нацелены на это. С одной стороны, мы нацелены на то, чтобы с помощью еды, мы хотим, чтобы чем больше мы съели, тем больше нам хотелось. Понимаете? То есть чтобы счастье возрастало от еды, нужно что делать? Чем больше съел, тем больше хочется. Никаких ограничений не должно быть. А у нас что происходит? Мы чем больше съедим, тем меньше хочется. Более того, если переел, уже плохо становится. И вот так во всем, представляете как? [смеется]. То есть материальный мир, он имеет диаметрально противоположную природу, чем больше мы хотим какой-то сферой деятельности здесь, в материальном мире, наслаждаться, тем больше страданий принесет нам эта сфера деятельностью. Если вернуться к этому примеру с человеком, с гурманом, к человеку, который пытается испытывать счастье от еды, то если он очень сильно привязан к получению счастья от еды, достаточно ему, ну, хотя бы на пол часа позже покушать, ему гарантировано расстройство от пищеварения.

00:53:04 У него там будет выделяться куча ферментов, у него там начнутся воспалительные процессы в желудке, в печени, в тонком кишечнике. Почему? На пол часа всего поел. Ну, какие проблемы? Для него это большая проблема. Почему? Он очень сильно привязан. Он очень сильно хочет именно этого, и не дай Бог, вовремя не получить. Поэтому Веды говорят, что чем больше мы привязываемся к какому-либо источнику материального счастья, тем больше страданий мы получим именно от этого источника счастья. Вот такой парадокс.
[Ведущая] Алексей, вы знаете, мы уже с вами довольно долго общаемся по этим интересным, мне кажется, темам, но мне кажется, наши слушатели уже заждались, когда же я зачитаю их вопросы. Можем быть вы позволите их зачитать сейчас, их не так уж много, и там возможно перейдем, дальше вас послушаем, а может перенесем на следующую беседу.

00:53:59 [Махов А. В.] Ну, вы знаете, на самом деле на этом я, в общем-то,и планировал остановиться, потому что, ну, в целом все, что можно было сказать о душе крупными мазками, в целом я сказал. Дальше у всех радиослушателей, у которых возник интерес к этой теме, им нужно обращаться к более подробным описаниям, и получать уже необходимую для этого подготовку, но это уже вопрос к той духовной традиции, которой они следуют, им нужно обращаться к квалифицированным людям, к наставникам, к духовным учителям за более подробным рассмотрением всех этих тем, потому что на самом деле они очень глубокие, и детальные описания, на мой взгляд будут выходить за рамки наших, по крайней мере, бесед.
[Ведущая] А к нам пришли к этому моменту вопросы, которые связаны с тонким телом человека в общем, поэтому я зачитываю то, что есть. И вот, что касается последней нашей под темы, пишет Наталья: душа бессмертна, а тонкое тело остается с душой, или в следующей жизни как-то меняется?

00:55:12 [Махов А. В.] Большое спасибо, Наталья, замечательный вопрос. Согласно ведическому знанию, тонкое тело, оно имеет тоже вечную природу в рамках отдельно взятой вселенной. То есть пока существует вселенная, тонкое тело не умирает. Как это происходит? Когда душа попадает в материальную вселенную, она получает тонкое тело, которое позволяет ей действовать в этой материальной вселенной. Дальше, когда душа получает грубое тело в какой-то момент, она взаимодействует с грубым телом через тонкое тело. Когда грубое тело теряется, тонкое тело остается вместе с душой, и человек, когда он умирает, сам процесс выхода из тела, большая часть людей, подавляющая часть людей находится в состоянии коматоза, ну, то есть они теряют способность воспринимать окружающий мир.

00:56:07 Потому что мы привыкли воспринимать окружающий мир через наши грубые органы чувств. Однако же, вот этот процесс отсоединения чувств, от органов чувств завершается, то человек опять становится способен видеть, но уже напрямую, без глаз, что чувство зрения, оно работает без глаз, в общем-то, глаза для этого не нужны. Понимаете? Просто мы привыкли ими пользоваться, мы не понимаем, у нас нет идеи того, что можно быть зрячим без глаз. И человек когда он заново обретает способность видеть, слышать, чувствовать, там вкусы, запахи, все это он осязает, он все может это чувствовать. Он с удивлением смотрит на самого себя, который лежит там, или сидит [смеется с ведущей]. Он еще отождествляет себя с этим телом, но с другой стороны, он уже понимает, что что-то не то, вроде бы я, а с другой стороны, я сам на себя смотрю со стороны.

00:57:01 Поэтому люди, которые проходят очередной посмертный опыт, они находятся в состоянии сильнейшего шока. Однако же, тонкое тело, оно путешествует с нами из жизни в жизнь. Поэтому мы сюда приходим в этот мир, имея за собой багаж наших поступков, наших знаний, которые мы накопили за все предыдущие наши жизни. Поэтому я надеюсь, что я ответил на этот вопрос. Последнее, что я не сказал, когда же мы теряем это тонкое тело. Тонкое тело душа теряет тогда, когда она уходит из материальной вселенной. Вот когда душа в результате занятий духовной практикой осознает, что материальный мир не является нашим истинным домом, и когда она получает право войти в духовный мир, вот в этот момент она теряет своё тонкое тело, и обретает уже другое вечное духовно тело, которое уже не состоит и этих восьми элементов, а состоит из знания, вечности, счастья, из совсем других духовных элементов.

00:58:04 [Ведущая] Уходит туда, где счастье постоянно возрастает.
[Махов А. В.] Да, совершенно верно.
[Ведущая] Хорошо, я зачитываю следующие вопросы, и к нам пришло из три от одного человека с благородным именем Ромуальд. Так, я зачитываю все три, потому, как мне кажется, они связаны между собой. Ромуальд пишет: «Как усилить и развить возможности тонкого тела? Как очистить тонкое тело от ложного эгоизма? И есть ли существа вредители, и как избежать их влияния?» Как вы считаете, по очереди рассмотрим эти вопросы, или они связаны между собой, и вместе как-то вы на них ответите?
[Махов А. В.] Давайте, знаете, как сделаем, нет сомнения, что они связаны между собой, так как они все о тонком теле, но тем не менее, давайте все-таки будем последовательными. Если вам не трудно, зачитайте, пожалуйста, Алеся, первый вопрос.
[Ведущая] Да, конечно. Итак, как усилить и развить возможности тонкого тела?

00:59:02 [Махов А. В.] Согласно Ведам, усилить и развить возможности тонкого тела возможно занимаясь духовной практикой, в рамках той или иной духовной традиции. Это самый лучший путь, самый быстрый, и самый эффективный в развитии и очищении своего тонкого тела.
[Ведущая] Все, коротко и ясно, спасибо.
[Махов А. В.] Потому что следующие вопросы будут раскрывать эту тему.
[Ведущая] Хорошо, следующий вопрос, как очистить тонкое тело от ложного эгоизма?
[Махов А. В.] Надо очищать тонкое тело от ложного эгоизма, начиная с самого тонкого тела, то есть тонкого тела разума, потому что только правильно перестроив свой разум, или другими словами, правильно перестроив цель своей жизни, можно надеяться на успех в очищении всех остальных тонких тел. В противном случае, эгоистично настроенный разум, он будет заставлять нас действовать и дальше эгоистично. Понимаете? Мы не можем совершать поступки в том направлении, в котором, как кажется, не принесет нам счастья.

01:00:07 Даже вот сегодня мы с вами беседовали о бескорыстии и корысти. Нам кажется, изначально нам кажется, что счастливы мы будет только тогда, когда кто-то что-то будет делать для нас. До тез пор, пока эта концепция будет в нашей жизни присутствовать, нам очень тяжело будет очищать своё тонкое тело ума, тонкое тело Праны, наше грубое тело. Однако же, если начнем очищение своего тонкого тела разума, то тогда мы получим возможность изменить цель и смысл нашей жизни. Как только измениться наше тонкое тело разума, изменится цель жизни, это говорит о том, что ложное эго начало выходить из тонкого тела разума, замещаться истинным эго. И вот уже с этого момента нам будет казаться, что все больше, и больше, что чем больше мы будем служить другим людям, чем больше мы будем делать счастливыми других людей, тем лучше будет для нас же самих. Понимаете? [смеется].

01:01:04 И все остальное, очищение тонкого тела ума, очищение тонкого тела Праны, очищение грубого тела, это все станет естественными вещами в повседневной жизни. Однако же, пренебрегать ими тоже не нужно. В целом же, ответ такой. Основной упор человек должен делать на очищение тонкого тела разума, однако же тонкое тело ума, тонкое тело Праны, и грубое тело тоже нужно поддерживать в той или иной степени чистоты. И напоследок еще вкратце скажу, каким образом очищать те или иные тонкие тела. Тонкое тело разума очищается только с помощью звука, больше никак. Поэтому человек, который хочет очищать тонкое тело разума, он должен две вещи делать в своей жизни. Первое, он должен на столько много, на сколько это возможно только, слушать либо голос святого человека, либо его лекции, лекции какого-то святого человека, либо то, как он поет, либо и то, и другое вместе.

01:02:07 И второе, он должен правильно выстроить своё общение. То есть у него обязательно должно быть общение с более духовно продвинутыми личностями, чем он сам. Без этих двух вещей ни о каком очищении тонкого тела разума речи быть не может. Дальше, тонкое тело ума очищается через взгляд. То есть дома у такого человека, или на работе даже, если есть возможность, обязательно должны быть изображения Бога в той традиции и святых. Не надо вешать на стены поп звезд, и людей с огромным количеством мышц, и всего остального. Это не очищает тонкое тело ума. Тонкое тело Праны стабилизируется с помощью Пранайямы, а грубое тело очищается с помощью занятий Хатхайогой. Таким образом, вы видите, духовная практика — это такой достаточно является комплексным процессом, когда воздействие идет на все наши грубые и тонкие тела.

01:03:08 Однако, основной упор нужно всегда прилагать к очищению и усилению тонкого тела разума.
[Ведущая] Спасибо, а вот Ромуальд еще интересуется, есть ли существа вредители тонкого тела, и как избежать их влияния?
[Махов А. В.] Вы знаете, я в целом не большой сторонник того, чтобы воспринимать каких-либо живых существ как вредителей. Понимаете, скорее всего есть, скажем так, живые существа, которые находятся в тонком теле, живут в нашем духе, они оказывают на нас негативное влияние, но это не значит, что они вредители для нас. Это скорее, знаете, как, они просто притягиваются, они притягиваются туда, где им удобно жить. Также как мухи летят, они не летят к нектару, мухи летят немножко к другим вещам, потому что они там пахнут более приятным для мух.

01:04:05 Поэтому чем больше от нас идет вот такой запах, который привлекает к нам мух, я имею в виду запах и в прямом, и в переносном смысле, понимаете, запах наших мыслей, запах нашего разума, запах нашего тела, запах нашей квартиры, такие сущности туда и привлекутся. Поэтому каким образом оградить себя от их влияния? Нужно очищать себя на всех уровнях, и все, не надо много думать над тем, кто там на меня сейчас влияет, как на меня сейчас влияет. В этом нет никакого смысла, понимаете? Потому что в этом можно здорово запутаться, и человек становится параноиком после этого. Я встречался с такими людьми, которые не могут выйти на улицу, потому что они боятся в автобусе держаться за ручку, за которую держался кто-то другой. Это крайняя степень эгоистичности. В целом человек должен понимать, что если он не занимается очищением и усилением своего тонкого и грубого тела, со временем все будет нормально.

01:05:03 Никакие вредители не вторгнуться в его пространство по той простой причине, что он станет им просто неинтересен. Понимаете? Там неинтересно, потому что у него на всех уровнях грубого и тонкого тела будет звучать, например, имя Бога, а этой сущности имя Бога не надо, они его боятся, им неприятно рядом становится, вот и все. Не стоит очень сильно зацикливаться на том, кто нам сильно вредит.
[Ведущая] Понятно, хорошо, спасибо вам за ответ. Вот вы немного ранее говорили о счастье, и о том, каково оно в этом материальном мире. В связи с эти Ольга спрашивает, уточняет, то есть ощущение счастья в материальном мире всегда ложное?
[Махов А. В.] Нет, оно не ложное, мы не можем чувствовать ложного счастья, понимаете, мы его чувствуем.

01:06:01 Спасибо большое, Ольга, за то, что вы задали этот вопрос. Давайте его тоже обсудим. Понимаете, счастье само по себе, как энергия, имеет духовную природу. Однако же, получать счастье мы можем двумя различными путями. Во-первых, для этого сначала нужно рассмотреть сам источник счастья. Если внимательно присмотреться или прислушаться к себе в момент, когда мы испытываем счастье, окажется, удивительный факт заключается в том, что хотя нам кажется, что счастье приходит из вне, на самом деле оно всегда приходит изнутри. Почему это так? Потому что посмотрите, если бы счастье приходило из вне, такого явления как депрессия не существовало бы. Вот скажите, пожалуйста, Алеся, если вам ваш супруг подарит букет цветов, вы будете испытывать счастье.
[Ведущая] Ну, у меня супруга нет, но я так представляю, что вероятно буду испытывать какое-то счастье.

01:07:04 [Махов А. В.] Ну, допустим, возьмем абстрактно. Допустим, муж жене подарил букет цветов. Жена испытывает счастье в этот момент?
[Ведущая] Да, безусловно.
[Махов А. В.] В одном только случае, если она не находится в состоянии депрессии. Если человек находится в состоянии сильной депрессии, ему даже когда дарит цветы, любимый человек дарит ему цвет, он принимает их, но внутри от этих цветов счастья не испытывает никакого. Вот те люди, которые находились, испытывали в своей жизни состояние вот этой депрессии, ни сейчас со мной согласятся, потому что это действительно так. А из этого следует удивительный вывод, он заключается в том, что счастье приходит к нам в сердце не из вне, счастье к нам в сердце всегда приходит изнутри. Всегда, просто бывает нам по жизни не положено в этот момент быть счастливыми. Просто по судьбе не положено.

01:08:00 И даже тот человек, который делает что-то хорошее, он приносит цветы, допустим, а счастья в ответ никакого в сердце нет.
[Ведущая] Никакие цветочки не помогут, пока внутри цветы не зацветут.
[Махов А. В.] И дальше, Веды говорят, они отвечают на этот вопрос, почему так, на этот феномен, они говорят, что в сердце каждого живого существа находится не одна, а две души. Первая — это мы с вами, а вторая — это сверх душа, или аспект Бога, и именно она, именно сверх душа дает нам счастье. Понимаете? И теперь дальше, смотрите, человек может получать вот это счастье, эту энергию счастья всего лишь в двух варианта. Первый вариант, человек живет просто обычной своей жизнью, он получит ровно столько счастья, сколько благочестивых поступков он совершил в прошлой жизни. Нам на каждую жизнь уже отмерено определённое количество счастья, и определённое количество страданий.

01:09:01 И человек, который не прилагает сознательных усилий, чтобы менять свою судьбу, он неизбежно получит определённое количество счастья, и определённое количество страданий. Когда приходит ему время быть счастливым, сверх душа открывает краник [смеется], и эта энергия счастья в определённом дозировании, определённая доза этого счастья, оно попадает к нам в сознание, и мы начинаем быть счастливыми.
[Ведущая] То есть дело все в кранике.
[Махов А. В.] Да, совершенно верно, мы думаем, что счастье — это наша сила, но на самом деле это не так, счастье дает нам сверх душа. В какой мере? В той мере, в которой мы её заслужили. Вот сколько мы другим счастья принесли, столько счастья мы получим потом. Понимаете, в чем дело? Но, однако же, Веды говорят, что человек может изменить эту ситуацию. Каким образом? Чем больше он начинает совершать бескорыстных поступков.

01:10:02 То есть он начинает культивировать в себе эту силу бескорыстия, и он начинает совершать больше бескорыстных поступков. В этом случае он получает необозримое количество счастья, потому что количество счастья у Бога, оно бесконечно. И вся проблема заключается в том, на сколько мы сможем освоить эту энергию. То есть чем больше человек отдает, тем больше он получает. Об этом кстати в Библии Господь Иисус говорит: «Тот, кто душу свою потеряет, тот все приобретет. Тот, кто душу свою сбережет, все потеряет». То есть тот, кто себя не бережет. Что означает себя не бережет? Он отдает все, понимаете, все, что у меня есть, я отдаю другим. Это не значит, пойти дом продать, там все продать, одежду и ходить в рубище, нет. Я не об этом говорю. Я имею в виду о том, что человек своей деятельностью отдает, понимаете, он служит, он действует бескорыстно в этом мире, пытается.

01:11:01 На сколько он может действовать бескорыстно, на сколько он счастливыми других людей может делать, на столько счастье к нему больше приходит.
[Ведущая] А вот вы знаете, Алексей, вот как раз в связи с этим Евгений спрашивает, как можно своим трудом сделать счастливыми своих коллег? Может мы как раз в этом ракурсе рассмотрим?
[Махов А. В.] Ну, хорошо, сейчас я просто договорю об этом, и пойдем дальше.
[Ведущая] Хорошо, простите, пожалуйста.
[Махов А. В.] Ничего, хорошо, все правильно. Я понимаю, что я очень болтлив, я это тоже осознаю.
[Ведущая] Ну, мне кажется, нам только на благо. Ну, во-первых, я не считаю вас болтливым, как раз болтлив тот человек, который не по делу, а вы как раз все очень замечательно, в общем, все прекрасно, поехали дальше.
[Махов А. В.] Человек, который начинает направлять вот эту энергию счастья на благо других людей, он получает тем больше этой энергии счастья, чем больше он смог отдать. Человек же, который не хочет никого делать счастливым, хочет только себе, то есть он жадина в этом отношении, такой человек получит только то, что ему положено.

01:12:01 Поэтому, отвечая на вопрос нашей радиослушательницы, я могу вкратце сказать, если вы сумеете культивировать в себе бескорыстие, количество счастья будет расти на столько, на сколько вы будете бескорыстными. Вот и все, а энергия счастья, она всегда духовную природу имеет, понимаете, в материальном мире этой энергии не существует. Теперь дальше, отвечая на вопрос Евгения, каким образом можно сделать счастливыми своих сотрудников по работе. Здесь ответ только один, вы должны изучить, как должны правильно строиться отношения у вас на работе, и если это ваши подчиненные, то ваша обязанность по отношению к ним заключается в том, что вы должны заботится о них, создавать определённую атмосферу в коллективе, удерживать их от всякой глупости, наказывать их за проступки, при этом с добротой в сердце. То есть вы должны заботится не только о том, чтобы они добросовестно работали и получали деньги, вы должны еще заботится о том, чтобы они духовно росли.

01:13:03 Понимаете? То есть вы должны иметь такую заботу тоже. Если вы правильно выстроите свои отношения с подчиненными на работе, то люди, которые окружают вас, они будут очень счастливы работать под вашим руководством. То, что касается ваших компоньенов по бизнесу, или там, так или иначе коллег по работе, то перед ними вы должны просто выполнять свои обязанности, вы должны понимать, что если вы бизнесмен, то у вас должно быть определённое понимание того, что такое честь, потому что честь бизнесмена, или честь, это очень хорошо вначале прошлого века было, когда помните, такие вот Савва Морозов, такие вот купцы, ну, так или иначе бизнесмены, люди, которые имели много денег, однако же они имели очень высокие моральные принципы. Понимаете?

01:14:00 Вы должны в своей деятельности придерживаться этих моральных принципов, понимая, что с одной стороны, бизнес невозможен без получения прибыли, с другой стороны, не позволяйте прибыли завладеть полностью вашим сознанием. Мы уже беседовали на одной из прошлых наших передач по поводу этого, я не буду повторяться, но так или иначе, счастье ваших коллег, и счастье ваших компоньенов зависит от того, сумеете ли вы правильно выстроить отношения с ними или нет. Соответственно, вам нужно получить знание о том, как правильно эти отношения выстраивать. Это тема отдельного даже не беседы, а целого семинара, то есть здесь невозможно за 5 минут рассказать о том, как это нужно делать правильно. Однако же, существует сайт www.Torsunov.ru, где существуют эти лекции. Семинар называется, если мне память не изменяет Азбука успеха, там есть лекция, которая так и называется успех в труде.

01:15:01 Пожалуйста, прослушайте её, и я думаю, вы очень много почерпнете.
[Ведущая] Я хочу всем вам напомнить, что каждый наш эфир у нас записывается, вы можете его скачать, зайдя к нам на сайт. Я думаю, всем известно, что сайт Аюрведарадио — это Vedaradio.ru, такое его сокращенное название, там вы найдете Университет, зайдете в Университет, и найдете под тему Вселенная и мы, вот именно там и находятся все записи наших бесед с Алексеем Маховым. Так что если захотите что-то уточнить, пожалуйста, обращайтесь туда. Ну, а пока я оставляю вас вместе с прекрасной музыкой на Аюрведарадио.

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 23 февраля 2013