Люди интеллектуального труда

Аюрведа радио - 09 November 2007
Четыре варны. Люди интеллектуального класса. Качества миролюбия и жертвенности у святых людей. Процентное соотношение представителей четырех варн. Система Варнашрамы дана самим Богом. Поведение представителей четырех варн в одной и той же ситуации. Источник дохода брахмана. Обязанности брахмана. Качество чистоплотности. Омовение с помощью воды, брызг воды и огня. История о встрече Господа Шивы и Парвати с садху. Качество простоты. Качество милосердия. Качество правдивости. Каким образом можно получать ответ на любой вопрос. Следование определенным обетам. Принцип самопожертвования. Власть, основанная на любви. Проведение религиозных и духовных церемоний. Связывание деятельности со служением Господу.
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:14:05 | качество: mp3 24kB/s 12 Mb | прослушано: 733 | скачано: 661 | избрано: 35
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Джингл] Аюрведа радио.

00:00:09 Ведущая: Добрый вечер, уважаемые радиослушатели. Мы продолжаем нашу программу. И сегодня у нас в гостях — и не просто в гостях, а даже, можно сказать, у вас дома практически — ведический астролог, тренер в области личностного роста (и семинар «Как найти своё место в жизни, профессиональная ориентация») — Прокошев Игорь. Здравствуйте, Игорь.

00:00:30 Игорь Прокошев: Добрый день, Наташа. Добрый день, дорогие радиослушатели. Я очень рад снова быть с вами. И сегодня у нас семинар, который посвящен такой достаточно злободневной теме. Тема касающаяся профессиональной ориентации или выполнения своих социальных обязанностей. Вот и мы будем опираться в своей семинаре на очень древнюю методику определения своих природных склонностей. Я сделаю некоторое такое философское вступление к нашему семинару, чтобы была понятна канва в целом нашего семинара.

Четыре варны

00:01:15 Итак, если взглянуть в прошлое, то в древности была принята некая традиционная система деления людей по их интеллектуальным, психофизическим склонностям. И на основе вот этого естественного деления по качествам людей, в обществе существовали различные касты, как их называли, или варны. И, по сути дела, каждый из людей в обществе, он принадлежит к той или иной варне. То есть что такое варна? Варна — это определённый слой людей, социальная группа, которая отличается очень ярко выраженными склонностями и качествами характера, а также определённым взглядом на жизнь и предпочтениями, которые они налагают на свою деятельность. И древнеиндийская философия, она различает 4 основные варны или касты — это более такое известное слово. То есть в древности общество делилось на 4 сословия. То есть первое сословие — это сословие интеллектуалов или сословие брахманов, как их называли. То есть это люди, которые посвящали себя развитию, интеллектуальному развитию общества, духовному развитию общества, которые, по сути дела, были учителями. Второе сословие — это сословие правящего класса и воинское сословие. То есть сюда относятся цари, военачальники, люди, которые были заняты военным делом, чиновники, то есть управляющий класс или менеджмент, как говорят на современном языке.

00:03:11 Третье сословие — это сословие людей, которые занимались бизнесом или производством каких-то материальных ценностей. Сюда в основном относят людей, которые занимаются сельским хозяйством, фермерством, выращиванием животных и различных культур, растительных культур. А также люди, которые занимаются торговлей, банковским делом и другими разновидностями деловой активности. И наконец четвертое сословие — это люди, которые относятся к категории служащих и рабочих. То есть это самая многочисленная категория людей в обществе. И, по сути дела, почему я говорю о вот этой древней классификации общества, потому что на самом деле она является природно-естественной. И она присутствует... — Самым главным, что заставляет человека выбрать ту или иную стезю по пути. Правильно?

00:04:13 Да, то есть если даже взять нашего современника, то он так или иначе относится к какой-то из этих категорий. — Из варн. — Да. И мы будем рассматривать вопросы выбора профессий именно с точки зрения того, какими наиболее проявленными качествами обладает человек. Это позволяет сразу же определиться с его природой, а гороскоп, он дает некоторые детали в этом отношении. Я сейчас приведу некоторые более подробные характеристики каждой из варн и сегодня мы более подробно остановимся на самом возвышенном классе людей, самом важном, который является своего рода головой общества. То есть люди, которых называют священниками, брахманами, учителями, интеллектуалами. В общем, интеллектуальный класс.

Люди интеллектуального класса

00:05:07 Итак, что отличает людей, которые склонны к интеллектуальному труду и духовной практике? Во-первых, эти люди специализируются в основном в сфере образования и религии, а также консультирования людей. То есть, по сути дела, их задача состоит в том, чтобы привнести и распространить знание в обществе о том, каким образом жить правильно, жить возвышенно. И они своего рода являют пример такого образа жизни. И для таких людей характерны определённые качества характера. И вот у меня здесь как раз есть некоторые выдержки из древних философских трактатов и мы сейчас можем… — Их зачитаем. — Подробно, да… — Давайте. — Осветить эти качества.

00:05:58 То есть в первую очередь это преданность поиску абсолютной истины. То есть так или иначе человек с проявленными интеллектуальными качествами, он не довольствуется просто восприятием реальности через свои чувства. То есть ему всегда интересно проникнуть глубже и понять скрытый механизм этого мироздания. Обычно это приводит человека к научной какой-то карьере или деятельности. Но если он идет глубже, то тогда он стремится познать не просто окружающий материальный мир, а он стремится понять причину этого мира. Поэтому интерес человека к науке постепенно может привести его к осознанию более тонкой реальности. То есть это проявляется в том, что человек начинает быть склонным к мистицизму. То есть мистика — это по сути дела сфера, которая лежит за пределами восприятия наших чувств. — Мистика и магия это одно и то же? — Ну по сути дела да.

00:07:01 И, что интересно, существует ещё более тонкий вид мистицизма или духовность, как её называют. Она собственно не описывает мир связанный с материей, то есть, точнее сказать, она выходит за рамки материи и описывает настолько тонкую реальность, которая, по сути дела, не доступна восприятию воплощенного в этом мире существа. И вот этот уровень уже относится к категории духовной науки и постичь его можно не просто с помощью знания, его нужно непосредственно воспринимать с помощью своего чистого сознания. Поэтому здесь возникает потребность в определённой урегулированной духовной практике. Существует такое древнее писание, которое называется Бхагавад-Гита, где Господь в разговоре со своим преданным Арджуной, он как указывает о том, что высшим мистицизмом является преданность Богу. И когда человек с такими наклонностями, он постепенно очищает своё сознание, он в конце концов приходит к пониманию этого высшего объекта знания и источника знания.

Качества миролюбия и жертвенности у святых людей

00:08:13 Следующее, достаточно яркое качество, которое характерно для людей этого сословия — это миролюбие, это способность очень снисходительно воспринимать какие-то выпады и оскорбления, допустим, в свой адрес. Это способность прощать. Способность прощать людей, если они причиняют нам какие-то неудобства. То есть здесь проявлено именно восприятие того, что этот мир, он наполнен какими-то беспокойствами и трудностями и человек, который осознает это, он, по сути дела, не ропщет на реальность, которая его окружает, то есть он очень терпелив.

00:09:02 И в связи с этим хотелось бы рассказать одну историю, которая может быть ярко как-то проиллюстрирует это качество. То есть однажды путник увидел такую картину на дороге: он увидел идущего паломника брахмана, который увидел тонущего скорпиона в речке. И из сострадания к этому бедному существу, он его схватил и хотел вытащить из ручья, но скорпион по своей природе… Вот опять же, это очень интересная история в том смысле, что каждый действует согласно своей природе. Скорпион, как вы думаете, что он сделал? — Ну, ужалил. — Он ужалил, да, своего спасителя. Причем укус скорпиона достаточно болезненный и даже… — Порой смертелен. — … может быть смертельным, если… — Да. — Так вот от боли этот садху или святой, он отпустил скорпиона. — Отдернул руку. — То есть рефлекторно. Да. И скорпион снова упал в реку и снова начал тонуть. — Безобразие. — И что сделал наш святой? Он снова начал его спасать. И эта картина повторялась несколько раз. И путник был очень удивлен на самом деле. Он не понимал… — Что происходит. —Да. Он говорил: «Он же тебя жалит… — Он кусает тебя. — … почему же ты его спасаешь?» И тогда садху дал очень интересный ответ. Он сказал, что: «природа скорпиона жалить, поэтому он жалит, а моя природа — это спасать, быть сострадательным, поэтому я действую в соответствии со своей природой».

00:10:35 И вот этот пример, он на самом деле очень ярко показывает именно свойства характера таких людей. То есть такие люди идут на риск и некоторый дискомфорт даже для самих себя ради того, чтобы привнести какое-то знание и благо в этот мир. И очень ярко это проявляется также в жизни Иисуса Христа. То есть вот это очень яркое самопожертвование по сути дела. То есть жертвенность, когда человек приносит свою жизнь, своё здоровье, своё время и какие-то ресурсы, которыми он обладает, ради того, чтобы другие живые существа приблизились хотя бы на шаг к совершенству, приблизились к истине. И пример святых — это по сути дела самый чистый, совершенный образ вот такого брахмана или интеллектуала. То есть человек, который не просто в теории познал как надо жить, а уже на практике в качестве своего примера воплощает это. Поэтому очень благотворно для людей идти за такими людьми, слушать их, видеть пример их жизни. Просто само присутствие таких людей в нашем обществе, оно по сути дела спасает нас от деградации. Вот пока на Земле есть такие люди, с нами более или менее будет все в порядке. — Это радует. — И понятно, что таких людей не много. Если говорить… — С каждым разом их становится все меньше и меньше. — Ну по крайней мере в ближайшие 10 000 лет Шастры говорят нам, что мы имеем шансы жить в обществе таких людей. Но нужно быть реалистом — лучшего всегда мало в обществе.

Процентное соотношение представителей четырех варн

00:12:27 То есть любая категория объектов или субъектов, она имеет некую пирамидальную такую структуру. То есть самого хорошего мало. На вершине только один угол. Основание, оно всегда шире, чем вершина. Поэтому вот эта социальна лестница, она по сути дела тоже представляет из себя некую пирамиду. То есть если говорить примерно, в процентном отношении, то людей, относящихся к категории интеллектуалов в чистом виде о которых мы говорим, их может быть считанные проценты. То есть голова общества. То есть таких людей и не должно быть, собственно, много. То есть это порядка одного, может быть, процента в обществе. — От всего населения? — Да. То есть людей, которые относятся к категории управляющих, их может быть несколько процентов. И людей бизнес класса, то есть их может быть порядка 20%. — Все остальное — это класс рабочих. — Все остальное население — это класс служащих, да, и рабочих. То есть люди, которые собственно являются телом. — Теперь-то я… Извините, Вас перебиваю. Теперь-то я понимаю почему так происходит в школах. В школах нас учат и в институтах быть хорошими служащими. — Да, по сути дела современная система образования, она обслуживает вот это технократическое общество, общество, которое двигается, опираясь на определённую идеологию. То есть это идеология материального процветания. Что интересно, в школе нас учат именно знанию материальному.

Система Варнашрамы дана самим Богом

00:14:04 То есть вот тот материал, который, допустим, мы сейчас обсуждаем, он скорее относится к категории духовного знания или знания, которое бросает некий духовный взгляд на материальную реальность. Потому что эта система — система Варнашрамы, как её называют на санскрите — она дана по сути дела самим Богом. То есть сам Господь в Бхагавад-Гите говорит об этом. Чатур варньям, что означает четыре варны, мая сриштам, то есть это его идея, его энергия. То есть это авторитетно другими словами. Это не чья-то выдумка. И можно видеть, то, что является естественным, то, что дано Богом, оно по сути дела неискоренимо.

00:14:49 Вот если посмотреть на природу вещей, то, что является вечным, оно присутствует в разные эпохи в тех или иных вариациях. И даже если взять, как мы уже говорили, современное общество, то эта структура естественным образом присутствует. Пусть она осквернена, может быть, современной культурой, какими-то отклонениями, какими-то может быть запретными желаниями, но так или иначе природа берет свое. — И все не могут быть мудрецами и правителями. — Да, то есть нужно понимать, что место наверху… — А очень хочется. — Очень хочется, да. И чем интересна вот эта вот структура общества, что в ней отсутствует зависть как таковая. — В правильно построенном обществе. — Да, к более вышестоящим как бы людям отсутствует чувство зависти. Это позволяет сохранить некую гармонию в обществе.

00:15:41 То есть другими словами общество, оно опиралось на культуру семьи. То есть в целом все общество рассматривалось как большая семья, где кто-то играл роль старших. То есть представители высших сословий по сути дела защищали всех остальных. То есть брахманы защищали посредством знания и духовности, религиозности. Они защищали людей от греха, от страха смерти, они давали им какую-то надежду на то, что их ожидает светлое будущее. А правители, о которых мы говорить будем завтра, они по сути дела были руками общества, то есть они притворяли всё это на практике. То есть если брахманы говорили как надо делать, то кшатрии это делали. То есть управляющие обществом и воины, они защищали людей уже с помощью власти, оружия. — Обладая знанием, которое им дали, они его применяли. — Они применяли его на практике. То есть в этом плане правители, они более практичны.

Поведение представителей четырех варн в одной и той же ситуации

00:16:43 Есть даже такая интересная сказка, ну или некий пример о том, как в разной ситуации будет действовать представитель той или иной варны, того или иного склада характера. Допустим, нам нужно выкопать яму. Может быть даже я рассказывал эту историю. — Я не помню. Расскажите ещё раз. — Она такая забавная. В общем, если нужно выкопать яму, то что сделает интеллектуал? Начнем, наверное, не с интеллектуала, а начнем, наверное, лучше с простого рабочего. — Он просто начнет копать, наверное, там, где ему покажут. — Да. То есть он возьмет лопату и начнет копать. — День копал, два копал. — Да, и вполне вероятно, что он может быть даже и выкопать не там, где надо, не той глубины, может быть он очень долго будет настраиваться на то, чтобы начать копать, чтобы у него был какой-то стимул. Что сделает бизнесмен? — Он найдет того, кто это будет делать. — Да. То есть скорее всего он не будет сам махать лопатой. Он просто заплатит за эту работу. Вот. Что сделает правитель или человек, который обладает властью, таким менеджерским менталитетом? — Ну вот он найдет как раз-таки того бизнесмена, который сможет найти того, кто это сможет сделать. — Но так или иначе он может просто заставить или вдохновить, опираясь на свой авторитет… — Как ловко Вы это сказали. — …на свою психическую силу. Можно посмотреть, допустим, как разные люди обретают богатство в этом мире, да? Кто-то просто тяжело трудится, кто-то живёт за счет прибавочной стоимости: создавая товар или продавая его, а кто-то просто приходит, облагает налогом и забирает то, что считает нужным. Ну в определённых рамках, конечно, но так или иначе. И есть люди, которые вообще этим не интересуются. То есть они живут так, как вот им Господь. [Неразборчиво] краткий взгляд на то, как разные люди находят себе источник существования для материального поддержания.

00:18:57 Так вот, что же сделает наш дорогой интеллектуал? — Он рассчитает где и какая нужна яма, какой глубины и для чего. — Другими словами, он даст лекцию о том, как копать ямы. После этого он сложит аккуратно свои тетрадки под мышку и уйдет оттуда. И будет чувствовать абсолютно полную удовлетворенность. — Чувство выполненного долга. — Да. Всё, что от него требовалось, он сделал. То есть он дал знание, он вдохновил. Будет ли яма выкопана, выкопана дальше или нет, это все зависит по сути дела от тех, кто слушал или воспринял эту идею. Поэтому, собственно, эти представители интеллектуального общества, они часто непрактичны, то есть они идеалисты. То есть их интересуют идеи. Они часто парят где-то в абстрактных облаках. Если говорить о представителях других сословий, они более заземленны. То есть если нет практики, они чувствуют, что чего-то не хватает.

00:20:03 Поэтому говорится, что люди, которые находятся на этом уровне, они на самом деле не всегда способны обеспечить своё материальное существование. То есть нужно, чтобы о них кто-то позаботился. Это вот как голова, да? Она умеет думать, но чтобы её помыть, допустим, или даже, чтобы положить что-то ей в рот, нужны руки, нужно что-то предпринять. Даже чтобы она получила питание, ей нужен какой-то желудок, откуда-то это должно прийти в мозг. Поэтому сама по себе голова общества или класс интеллектуальный, он требует заботы о себе со стороны других сословий. И в частности эту функцию выполняет именно правящий класс.

00:20:55 То есть такие люди, они были своего рода жемчужинами общества. Интересно вспомнить в этой связи историю Чанакьи Пандита. Один из величайших мудрецов древности, который был личным министром, учителем и советником царя Чандрагупты. То есть тот самый царь, который древнеиндийский император, который жил ещё до нашей эры, который по сути дела распространил буддизм на территории юго-восточной Азии. Так вот Чанакья Пандит, несмотря на то, что он обладал уникальной мудростью, до сих пор его книги пользуются популярностью как некий образец вот такой прикладной мудрости. Он, будучи царским министром, жил настолько просто, что ни в какую не соглашался поселиться в царских палатах царя. То есть он жил просто в какой-то хижине, по-моему даже где-то за территорией дворца. И царь, когда он хотел получить его совет, он просто приезжал к нему и тот давал ему совет. И принимал какое-то пожертвование. И никогда он не позволял себе жить в роскоши и пользоваться вот этими возможностями, которые представляла его близость к царю.

00:22:20 Это, кстати, очень яркий пример того, как такого же рода люди, они проявляют незаинтересованность в материальном процветании. То есть им по сути дела безразлично насколько комфортно они обеспечили как бы своё материальное существование. То есть такие люди достаточно неприхотливы в еде, достаточно неприхотливы в плане какого-то комфорта. — Жилья. — Да. То есть если есть какая-то крыша над головой, какая-то еда и если есть возможность учиться и учить, то они совершенно удовлетворены.

Источник дохода брахмана

00:23:00 Интересно каким образом такого рода люди получают доход. То есть в древности такого рода люди получали доход просто собирая милостыню или получая какую-то дакшину за обучение или за религиозные ритуалы, которые они проводили. — Дакшина — это пожертвование? — По сути дела да. То есть это некая плата, но она не была фиксирована и это был просто знак признательности и благодарности со стороны людей за заслуги таких людей. И интересно, что это совершенно не беспокоило их. Потому что сама культура предполагала, что если человек, допустим, приходит за каким-то советом, то он естественно чувствовал необходимость что-то дать в ответ. И более того, все религиозные предписания, они советуют человеку делать пожертвования очень возвышенным, чистым людям. То есть на уровне культуры это правило было закреплено, поэтому брахманы существовали в общем-то достаточно безбедно. И если почитать некоторые древние хроники, то можно даже обнаружить, что брахманы были достаточно богатыми людьми. — Но они просто не растрачивали это богатство.

Обязанности брахмана

00:24:22 Да, у них были коровы, у них были земли, котор______дарили цари или богатые люди. И они в общем-то жили на земле, у них был какой-то свой участок земли. Они выращивали необходимые продукты, заботились о коровах и совершали свою естественную дхарму или профессиональную деятельность, если говорить материальным как бы языком. И существует несколько основных обязанностей, которые характерны для такого рода людей. О некоторых из них мы уже говорили. Во-первых, это постоянная страсть к обучению, то есть такие люди любят учиться, то есть они изучают что-то в течение всей жизни. Раньше это были древние писания мудрые, сейчас люди интеллектуального склада, они просто чему-то и как-то учатся на протяжении своей жизни. — Ну то, что их интересует, они учатся. — Да. Естественно, если человек учится, у него возникает потребность учить других, да? То есть мы знаем, что… — Передавать знания. — …да, что стоячая вода, она начинает… — Становится непригодной. — …протухать. Так и знание, если оно не передается, то оно по сути дела бесполезно, оно не приносит пользу ни тому, кто им обладает, ни другим людям. Вот. И естественно потребность передать знания она также свойственна интеллектуальному классу.

00:25:47 Второй аспект касается чисто духовной, религиозной жизни. Такие люди, поскольку они были достаточно чисты, у них было естественное ощущение важности духовной жизни. Знание и вот эта внутренняя привязанность к каким-то очень утонченным видам деятельности, связанным с поклонением Господу или с изучением философии, к мистицизму и так далее. И по сути дела все профессии, которые связаны с этим, такие как, допустим, профессия врача, профессия психолога или профессия учителя в той или иной сфере. Не обязательно, может быть, профессия, допустим, связана с обучением каким-то техническим знанием, потому что собственно техническое знание скорее относится больше к категории техники, я сейчас говорю о неком таком гуманитарном направлении, духовном гуманитарном направлении. Вот все эти люди, они так или иначе относятся вот к этому классу, то есть категории учителей, консультантов, людей, которые относятся к сословию, допустим, священников. В качестве примера мы можем выделить эту группу.

Качество чистоплотности

00:27:07 Следующий момент, который надо отметить в качествах характера таких людей — это чистоплотность. То есть эти люди достаточно привязаны к чистоте. И не просто к чистоте внешней, то есть они любят также, чтобы в образе жизни, в самой культуре… — В мыслях, в поступках. — …да, присутствовали какие-то чистые идеалы, какой-то очень интеллигентный, культурный такой образ поведения и так далее. То есть внутренняя и внешняя чистота характерна для таких людей. И если вот вспомнить историю с одним святым, который практиковал свою садхану или практику в лесу, то о нём очень интересная деталь упоминается в шастрах, там говорится, что его волосы были постоянно влажные от омовений. То есть согласно древней культуре, считается, что цивилизованный человек должен мыться как минимум два раза в день. — Утречком и вечерочком. — Да. То есть для того, чтобы исполнять свои обязанности, человек должен находиться в чистом состоянии. И особенно это касается стран с жарким климатом, потому что тело, оно достаточно быстро оскверняется на жаре. Может быть мы, живя здесь в северной Европе, не так ощущаем эту необходимость, но, допустим, когда жарким летом, мы сразу понимаем. Когда на дворе 30°, то хочется как-то освежиться даже, да? — Да. — Естественная потребность возникает, то есть не два раза даже в день. Иногда даже хочется не вылазить из ванны, когда все кругом плавится. Поэтому вот эта потребность в омовениях регулярных, она также является атрибутом вот этого класса людей.

00:29:01 Причем они могут быть достаточно непритязательны в плане внешней культуры и роскоши, той же одежды, допустим, или убранства интерьера, но принцип чистоты, он должен быть соблюден. И интересно, что если, допустим, рассмотреть некие правила поклонения в храме, исполнения различных ритуалов, то там правила чистоты являются обязательным требованиями. То есть другими словами нельзя поклоняться Господу не имея определённой квалификации, определённой чистоплотности. То есть это некий знак уважения. Это понятно даже из того, как, допустим, в бизнесе, связанном с общественным питанием, соблюдаются те или иные нормы чистоты, да? То есть просто из уважения к клиентам, то есть из желания каким-то образом защитить их здоровье, должны быть соблюдены определённые требования. Также и в отношении ритуалов. Ритуальная чистота, как её называют.

00:30:13 Я вспоминаю один сюжет, будучи в Индии я обратил внимание на некоторые привычки, которые свойственны священникам. То есть мы были в городе Вриндаван, который находится где-то около 90 миль на юго-восток от Дели. Это очень древнее, очень сакральное такое место. Это одно из мест, где сам Господь воплощался около 5 000 лет назад. И недалеко от священной реки Ямуна находится мавзолей одного святого. Он называется самадхи на санскрите, то есть место успокоения святого после его ухода из этого мира. То есть там хранятся останки или святые мощи, как их называют у нас, этого святого и они оказывают очень благотворное влияние на много-много миль вокруг. То есть этот обычай сохранять останки тел великих святых, он присутствует практически во многих религиях. Так вот один из священников этого мавзолея, он встречал нас и угостил нас обедом. И я заметил очень интересную вещь: всякий раз, когда он касался каких-то предметов, он после этого сбрызгивал воду себе на руки. То есть он каждый раз касаясь каких-то предметов, он очищал руку. Потому что считается, что энергетически вода, когда она соприкасается с каким-то объектом, она очищает его.

Омовение с помощью воды, брызг воды и огня

00:31:51 Если, допустим, у вас чувствуется в уме, допустим, какое-то осквернение, самый простой вариант — это просто сделать омовение, то есть помыться, тогда сразу станет…— В крайнем случае побрызгать на голову. — Да. Другой вариант — это посмотреть на солнце, потому что солнце, огонь, он тоже очищает. Или на свечку, если солнца нет как у нас в Москве. — Костер. — Костер, да. То есть есть даже такой… — А фонарик не подойдет? — Ну лучше естественный огонь. На худой конец на газовый… — Зажигалка. — …на газовую конфорку посмотреть. То есть есть определённая практика даже у йогов, которые жили в Гималаях раньше. Сейчас йоги живут уже и здесь у нас, но раньше йоги в основном удалялись для практики в очень отдаленные районы, малонаселенные, чтобы их никто не отвлекал. Известно, что в Гималаях полгода зима, то есть там тоже очень холодно зимой. И йоги живут в обычных комфортабельных пещерах. — Я не представляю себе комфортабельные пещеры. [Смеется] — Ну может быть не настолько комфортабельные как московские квартиры… — Московские пещеры. — …но известно, что пещеры — это достаточно такое уникальное место. То есть интересно, что летом в пещере прохладно, а зимой тепло. Так вот_ йог, когда он рано утром поднимался, первой его обязанностью было принять омовение и возжечь священный огонь, потому что обычно приносили определённые жертвы и совершали огненные жертвоприношения. Так вот, он йог садился лицов к огню, лицом на восток и медитировал на этот огонь, потому что в огонь призывалось Божество и по сути дела Бог проявлялся вот в этой энергии огня. И огонь, он согревал тело йога, он как бы проникал в его тело и вот эта вот энергия, она позволяла ему очистить не только ум, но просто поддерживать элементарно своё существование. Потому что совершая ягью, человек получает плоды поклонения. То есть огонь согревает тело и так далее и так далее. То есть это очень уникальная энергия Господа, которая присутствует в этом мире. По сути дела она исходит из солнца изначально, а само солнце является проявлением правого глаза, насколько я знаю, Господа. — Такие подробности. — Да. Такое лирическое отступление.

00:34:30 Так вот, если мы вернемся снова к нашей теме, что ещё характерно для людей интеллектуального класса. То есть это, мы уже упоминали о том, что удовлетворенность тем, что человек имеет на данный момент. Если вы заметите, то большинство людей в этом мире, они постоянно находятся в беспокойстве и к чему-то стремятся, да? Стремятся чем-то овладеть, того, чего у них нет. Так вот одной из характерных черт именно квалифицированного брахмана или человека интеллектуального такого склада, он довольствуется тем, что ему дает Господь и самая большая потребность, которая у него существует — это потребность в знании. То есть если есть знание, то в общем-то ему больше ничего особо не надо. Потому что на самом деле с помощью_ знания можно получить все остальное.

История о встрече садху с Господом Шивой и Парвати

00:35:27 И в этой связи мне тоже вспоминается одна история, которая произошла также на берегу одной священной реки. Ну, мы берем такие выдающиеся примеры, да, чтобы как-то вдохновить слушателей. История была такая: один мудрец сидел на берегу реки и медитировал. Но после этого, как он закончил свою медитацию, он решил заняться какими-то бытовыми своими делами. То есть у него был такой чадар или шерстяной плед, который покрывал его плечи, и на этом пледе была маленькая дырка… вокруг других дырок. Или, точнее, вокруг этой дырки были другие дырки. И он в свободное время, он штопал эти дырки. То есть по-моему, там было больше дырок, чем как бы такого вот места не заштопанного. И мимо как раз проезжали Господь Шива и его супруга. Вечная супруга Господа Шивы — это одно из воплощений Бога в этом мире, олицетворенное как бы Эго, Ложное Эго живых существ. И Парвати, или Дурга, является олицетворенной материальной энергией. По сути дела она является той, которую называют «материальная природа», «олицетворенная материальная природа».

00:36:55 Так вот, будучи, как любая женщина, сострадательной, она увидела как бы такой скудный, скажем так, скарб садху или святого и сказала Шиве: «Послушай, посмотри какой возвышенный святой и как он просто живет. Давай ему подарим ну хотя бы… — Новый чадар. — …новый чадар какой-нибудь, чтобы уж он дырками-то не прикрывался. И тогда Господь Шива согласился, они подошли к этому садху, принесли свои поклоны. Он их тоже поприветствовал, усадил и по ведическому стандарту, этикету он их угостил как бы стаканом воды, потому что больше у него ничего не было. Это самый минимум гостеприимства, который следует проявить. Если у вас уж ничего нет, то хотя бы усадите на какой-нибудь коврик, если нет стульев, и дайте воды.

00:37:51 Вот и после того, как он угостил их таким образом, задал им вопросы об их житие-бытие. Он спросил: «Как я могу вас удовлетворить, может быть что-то сделать для вас?» И Шива с Парвати, они переглянулись и улыбнулись, то есть они подумали: ну в принципе, ну что ж с него взять-то? [Смеется] «Мы сами — говорит — готовы дать тебе какое-то благословение, поскольку мы очень удовлетворены твоим аскетизмом и святостью. Проси чего хочешь.» И святой удивился и сказал: «Ну, в принципе, мне особо ничего не надо, у меня вроде все есть». И Парвати, она даже, как бы, ну даже обиделась, оскорбилась, что то есть тут она что называется рассщедрилась и готова любое желание выполнить, тут сам Господь Шива пришел, который может практически все, чуть ли не сам Бог, да? И вот такое вот, скажем так, равнодушие к дарам. И тогда она шепнула Шиве, чтобы он настоял как бы на своем, чтобы он как-то что-то дал все-таки. — Какая ситуация! — Да, такая деликатная. И Шива, он ещё раз как бы выразил желание чем-то одарить этого святого. — О подумай, дорогой мудрец. Может быть тебе что-нибудь нужно? — Ну тогда садху понял, что ситуация накаляется, надо как-то выйти из этого положения. И он тогда такое желание выразил, он сказал: дай мне, пожалуйста, благословение, чтобы вот нитка в этой иголке, она всегда следовала за ней без всяких препятствий и затруднений, когда я зашиваю свой чадар». И Парвати, она даже побагровела от негодования. Она подумала: ну что ж такое? — Ну как же ему чадар-то новый подарить? — Тут как бы все самой в общем-то происходит и благословения никакого не надо.

00:39:46 И так получилось в общем, что разгневался как бы наш Шива, видно под влиянием своей жены, потому что у женщин есть вот такая некоторая тенденция, они иногда могут подначивать своих мужей. Вот, и Шива разгневался. И когда Шива гневается, то начинается, начинаются некоторые проблемы во Вселенной, то есть она начинает разрушаться потихоньку. То есть начала трескаться Земля, дуть сильные ветры, лить непрекращающиеся ливни струями воды, которые были как колонны толстые. В общем вся Вселенная смешалась с грязью и медленно стала просто разваливаться на части. И что же наш святой? Он просто тихо и спокойно себе висел над всем этим хаосом и зашивал свой чадар. И Шива с Парвати, они поняли, что похоже это необычный человек. [Смеются] Действительно, наверное, ему ничего не надо. И тогда они прекратили это все безобразие. — Прекратили гневаться. — Да, ну то есть, видимо, их эмоция была сильнее, чем их гнев. Это, кстати, интересный метод как можно победить гнев: нужно удивить как бы своего собеседника чем-то, чтобы он забыл вообще о своем гневе. Допустим, своим смирением, да? Так вот когда они остановились, они начали просить прощения у этого святого и говорить: «Теперь мы поняли, что ты на самом деле абсолютно не привязан к этому миру и, по большому счету, тебе не нужен даже чадар». И они попросили, чтобы он дал им благословение, чтобы любовь к Господу, преданность, она всегда жила в их сердце. На что садху с радостью согласился, конечно же, будучи человеком добрым и бескорыстным.

00:41:42 Это, кстати, один из примеров того, как опять же мы не гневаемся в ответ на какие-то несправедливые действия со стороны других людей, понимая, что гнев часто порождается определённым невежеством человека. То есть он как несколько механично начинает просто подпадать под влияние этой низшей энергии, а сам он внутри хороший на самом деле. Это очень хорошее правило. Если, допустим, родители понимают это в отношении своих детей, то тогда им очень просто сохранять любовь к своим детям. То есть они как бы внутренне, они сохраняют это чувство, даже если им приходится наказывать ребенка. Вот.

Качество простоты

00:42:30 Дальше очень интересное качество, о котором стоит упомянуть — это простота. Хотя есть такая поговорка, что «простота хуже воровства», но вот древние писания не согласны с этим утверждением. Они говорят, что простой человек, на самом деле означает, что он не гордый, что он не мнит о себе больше, чем он есть на самом деле. — Простой — это не значит, что он дурачок. — Да, простой — это не означает «дурак». Это верное замечание. Простой – это означает, что он не пытается изобразить из себя кого-то, кем он не является. Вот он какой есть, так он себя и ведет. То есть другими словами, он не двуличный, не лицемерный. То есть некая цельность такая присутствует в личности. Он думает, говорит и делает одно и то же. — В одном направлении. — Да. То есть это характеризует цельность личности. Потому что, когда с этим проблемы, то у человека начинает раздваиваться или растраиваться сознание — расстраиваться оно начинает, сознание. Поэтому все расстроенные ходят. — Расстроенные. — Да. — Ах, точно! Как хорошо подмечено!

00:43:48 То есть вот это качество простоты или цельности, его нужно развивать. И это на самом деле невозможно без осознания духовности. То есть если человек не понимает своей изначальной природы о том, что он душа, что он является частью Бога, что вот эта вот связь с общим целым, с источником совершенства, красоты, любви и так далее, она делает совершенным также самого человека, он в принципе не способен достичь этого уровня. То есть он будет играть какую-то чужую роль, какую-то очень смешную роль, да? Как вот есть, допустим, такой театр марионеток, да? Или театр, который пародирует разных известных людей. И все очень забавно смотрится, потому что, ну, это не настоящее, но это пытается быть похожим на настоящее. И вот эта именно, вот эта искусственность, которая присутствует в этом, она и смешна, да? — Да. — Она сразу, фальшивость, она бросается в глаза. Точно также человек, который в этом мире пытается играть кого-то, кем он на самом деле не является, то вот эта вот неискренность, она в общем-то всем со стороны сразу видна.

00:45:03 И в связи с этим хочется ещё одну историю рассказать. — Давайте, только с удовольствием послушаем. — Это тоже было в Индии. По-моему, где-то в XV или XVI веке. Один великий святой шел и увидел такую сцену: заклинатель змей играл на дудочке и змея, она впадает в такое состояние трансовое, когда играют определённые раги, мелодии, и с ней можно делать всё, что хочешь. То есть это подобно тому, как касторка действует на кота. — Валерьянка. — Валерьянка [Смеются]. Настолько по другому… Так вот, когда он увидел как играет эта флейта, он вспомнил о флейте, на которой играет сам Господь. То есть очень интересна вот эта вот связь в умах чистых людей, они все связывают с высшей реальностью. Любая какая-то деталь этого мира им напоминает о духовном мире. И как только он вспомнил об этом, то его настолько сильно чувства обуяли любви к Богу, что он просто упал на землю и начал кататься в экстазе. И все люди, они просто в удивлении смотрели на него. Он обливался слезами, кричал имя Кришны, ну то есть вел себя полностью как сумасшедший. И по признакам в Шастрах говорится, что если человек таким образом реагирует на звук святого имени или какой-то звук, то это значит, что он находится на самой высочайшей стадии вообще духовного развития. — Экстатический экстаз у него пришел. — Да, такое духовное безумие своего рода.

00:46:47 После того как мелодия прекратилась, он встал, отряхнулся и ушел. — И пошел. — Да, как ни в чем не бывало. Вот. И эту сцену наблюдал один так же брахман, то есть один из представителей якобы этого общества. И ему стало завидно, что ну вот такой на самом деле святой великий и я ведь тоже на самом деле великий, но почему-то никто так на меня не смотрит. — На меня не реагирует. — Да. И когда снова заиграла мелодия, он решил имитировать это. Он тоже начал плакать. — Упал, начал валяться. — Да, начал кататься. Но заклинатель змей, который видел всю эту сцену, хотя он очень с большим почтением как бы до этого смотрел на этого Харидаса Тхакура, который переживал это состояние, тут он вдруг схватил палку и почему-то стал избивать этого человека. И тот с воем, он убежал совершенно обескураженно. И… — Имитатор который. — Да, возникает вопрос: почему как бы этот мусульманин вроде бы, который одна и та же сцена, по сути дела, но он по разному среагировал. Потому что он был очень проницательным человеком. Он увидел, что этот человек притворщик, что он на самом деле… — Фальшивит. — Просто хочет славы на самом деле. Никакое это не проявление любви к Богу. Вот такая история, которая описывает нам качества простоты.

Качество милосердия

00:48:15 Следующее качество — это милосердие. Милосердие по сути дела, оно из двух таких слов русских состоит — это милое сердце, да? То есть это способность относиться очень мягко к другим людям, с состраданием. То есть когда боль чужих, она воспринимается нами также как своя боль. Когда мы можем проникнуть в вот это состояние и по сути дела приложить такие же усилия к тому, чтобы решить проблему человека, как-будто бы это была наша собственная проблема. Вот. И это по сути дела очень редкое качество. Раньше даже медсестер называли «Сестра милосердия», да? Это очень интересное такое вот словосочетание. То есть опять же мы вспомним к какой категории деятельности относится эта работа, да. Она относится к категории помощи другим людям. И раньше, допустим, этот институт медсестер, он даже имел какую-то религиозную такую окраску. По-моему, даже, одно время они ходили в одеяниях монахинь. И многие из монахинь, они до сих пор подвизаются вот в этой деятельности.

00:49:29 Допустим, известная Мать Тереза, она прославилась на весь мир тем, что она основывала различные благотворительные общества и клиники бесплатные для людей, которые больны смертельными заболеваниями. И то есть она открыла очень много центров по всему миру. Хотя эта деятельность может быть не связана напрямую с поклонением Богу, но она на самом деле очень сильно очищающее… — Милая сердцем. — Да, то есть когда человек действует ради блага других людей, он очищает своё существование. То есть его сердце становится более мягким, податливым. А без этого на самом деле невозможно ощутить более тонкую реальность. Потому что обычно люди мягки сердцем к очень ограниченному количеству людей. То есть, как правило, это очень близкие родственники, может быть… — Любимый кот. — …друзья. Да, коты, собаки и так далее. Но, допустим, на тараканов или других живых существ это уже не распространяется. То есть мы в силу как бы широты и глубины своего сердца… — Избирательно так. — Да. Распространяем вот своё милосердие только на очень избранных людей. То есть нас как бы не хватает на всех. Так вот как раз качества такого человека, он способен ко всем так относиться. И вот эта вот история со скорпионом, о которой мы уже рассказывали, она тоже своего рода примером является, да?

00:50:49 То есть когда все живые существа воспринимаются как братья и сестры или как дети. И даже в культуре ведической есть такое правило, что мы к домашним животным должны относиться как к своим родственникам. Поэтому этот вот принцип ахимсы, ненасилия, он распространяется не только на людей, но и даже на животных. То есть вот эта известная заповедь Христа «Не убий», она распространяется на всех живущих. Это как бы очень важно понимать.

Качество правдивости

00:51:18 Следующее качество, которое свойственно брахманам — это качество правдивости. То есть такие люди, они стараются никогда не отклоняться от истины и не подтасовывать факты, даже если это может каким-то образом пойти в ущерб их собственным интересам. В высшем смысле слова правдивость проявляется в том, что человек стремится к абсолютной истине, к знанию. То есть его интересует правда в жизни. Он не довольствуется иллюзией, он хочет познать что же на самом деле представляет собой этот мир, что стоит за всем вот этим многообразием. И он находит это знание в священных писаниях, то есть в словах и наставлениях Господа и у святых. И такой человек говорит только глубокие, правдивые слова. То есть он не тратит свою речь и время на то, чтобы заниматься какой-то праздной болтовней. То есть он не обсуждает вещи, которые связаны, допустим, с недостатками других людей, сплетнями, перемыванием костей там и так далее других.

00:52:35 То есть нужно правильно использовать вот эту энергию речи, которая дана Господом и, в частности, нужно использовать для того, чтобы задавать вопросы, какие-то очень глубокомысленные, и давать ответы на эти вопросы. Это одна из основных практик, кстати, духовного самоосознания. Есть такой стих, звучит так: тад виддхи пранипатена парипрашнена севая. Вот это слово «прашнена», оно очень похоже на русское слово «вопрошание», да? То есть по сути дела древний язык санскрит, он является прародителем всех языков и задавание вопросов, оно по сути дела позволяет нам получить доступ к знанию. То есть это проявление некого интереса к знанию. То есть любое знание получается посредством задавания вопросов.

Каким образом можно получать ответ на любой вопрос

00:53:32 И если, допустим, вам не понятна какая-то жизненная ситуация, то нужно просто мысленно задавать этот вопрос, пока не придёт ответ. То есть ответ может прийти в виде какой-то ситуации, он может прийти в виде какой-то книги, которую вам подарят или вы её увидите где-то на витрине, или вы услышите это где-то в эфире радио «Аюрведа», или вы услышите это ещё от кого-то. Это может быть даже слово, которое обронено каким-нибудь пьяным человеком, который стоит около метро и собирает копейки, да? Но нужно быть достаточно тонко настроенным на, реально, чтобы услышать ответ на свой вопрос. Или он придёт изнутри в виде там какого-нибудь сна вещего или… и так далее. — Ну вот насколько я понимаю, такие вот вопросы как «За что?» и «Почему?», они в принципе особо-то и не ведут к разгадке из ситуации, которая складывается. Правильно ведь? — Ну, знаете, я думаю, что здесь очень важна искренность и желание понять. Если это есть, то ответ придет. То есть внешняя форма вопроса, она на самом деле является вторичной. — А когда вот человек спрашивает: «Что мне нужно сделать, чтобы изменилась моя ситуация?», то тогда уже да, тогда приходит ответ. — Ну, в принципе, мне кажется, что не опасно также понять почему это произошло, то есть другими словами мы должны понять причину также происходящего, а потом понять способ, с помощью которого изменить эту ситуацию. То есть достаточно полная информация.

00:55:15 И есть такая известная методика… Ну так, немножко отклонимся в сторону коррекции нашей судьбы. Методика именно работы с подсознанием. То есть по сути дела то, что мы называем подсознанием в современном мире, её можно назвать сверхсознанием, эту энергию. Или… То есть она не снизу находится, она сверху находится. То есть это гигантское поле знания, которое разлито во всём мироздании и когда мы настраиваемся очень таким образом, чтобы получить ответ, то мы фактически входим в контакт с этим полем знания. И именно оттуда транслируется этот ответ. То есть это как правило достижимо в каких-то состояниях сознания очень спокойного такого созерцательного бытия, то, что называют медитацией или какое-то пред… или просолнечное состояние, когда оно ещё не включилось активно в эту реальность, во внешний мир. То есть ответ приходит от Господа тем, кто ищет или как говорил Иисус Христос: «да стучите и отворят вам». Можно в какой-то степени отнести это к этой ситуации. Если человек ищет ответ, то он его получит рано или поздно. Вот.

Следование определённым обетам

00:56:44 Таким образом, значит мы просмотрим ещё два качества, которые очень характерны для представителей этого класса людей — это следование определённым обетам. И не просто каким-то своим обещаниям, хотя это уже хорошее качество. То есть если человек что-то обещает, он должен выполнять это. Это некий этикет человеческий. Но здесь речь идет об обетах, которые удовлетворяют Господа, то есть это обеты, связанные с аскетизмом, с развитием чистоты, развитием праведности.

Особенности месяца Карттика

00:57:26 В частности, вот сейчас идет очень уникальный такой месяц, он называется Карттика, то есть это санскритский древний календарь. И считается, что человек в этот месяц, если он совершает какие-то благочестивые или духовные поступки, то их эффект, он увеличивается в тысячи раз, по сравнению с обычным временем. Вот и в такой период люди обычно посещают святые места, ну те, кто знают. — Где они находятся. — Да, где они находятся и когда наиболее максимальный период наступает посещения этих мест. А, допустим, вот сейчас, мы завтра как раз будем праздновать очень крупный праздник индуистский — это Говардхана пуджа, то есть это место, где Господь 5 000 лет назад являл свои детские игры. И вот в это время, в этом месте буквально негде яблоку упасть, то есть люди идут вокруг этой горы, которая простирается на протяжении по-моему двенадцати с чем-то миль. И это шествие, оно похоже на наше движение в метро в час пик, то есть настолько плотно идет вот эта группа людей, нескончаемый поток, практически днем и ночью. Вот такой популярностью пользуются святые места в Карттику.

00:58:50 Или человек, допустим, дает какие-то обеты повторения молитв, больше времени посвящает молитвам. Он участвует в каких-то благотворительных акциях, то есть он раздает освященную пищу, участвует в храмовом поклонении, слушает писания, описание различных игр Господа и его великих преданных и так далее. Любая из этой деятельности, она относится к категории духовных, она приносит очень сильный эффект. По сути дела, одного этого достаточно только, чтобы разрушить все негативные, греховные реакции, которые человек совершил вообще когда-либо в прошлых жизнях. То есть это самая могущественная деятельность, самая могущественная методика коррекции кармы, да, скажем так. Поэтому, если человек хочет решить все свои проблемы, он должен совершать вот эту духовную деятельность, в соответствии со своей традицией, естественно, в этот священный месяц и он получит огромное благо. И человек, который обладает знанием, а как правило брахмы — это знающие люди, они максимально используют вот это благоприятное время.

01:00:07 Мы, по-моему, как-то говорили на эту тему о выборе времени, да, что все в этом мире имеет какие-то более хорошие стороны и менее хорошие стороны и вот нужно разбираться во всём этом. — Определить для себя, что важно, что нужно. — Да, умеют различать. Уметь различать разные цели, да? Какая из них более важна, какая менее. Уметь различать время, по крайней мере хорошо научиться различать день и ночь, да? Когда нужно спать, а когда бодрствовать. С этим тоже проблемы часто бывают. — Да. — Различать что хорошо, что такое плохо. Что можно кушать, что нельзя. И так далее, и так далее. То есть казалось бы очень простые вещи, но я как бы могу сказать, что далеко не многие люди понимают это и делают на практике.

Принцип самопожертвования

01:00:59 И, наконец, последнее, что мы сегодня упомянем — это принцип самопожертвования. Мы как бы вкратце касались этого уже. Самопожертвование связано не просто с тем, что человек отдает часть своего дохода, а в высшем смысле, самопожертвование проявляется в том, что он посвящает всю свою жизнь какой-то высшей духовной цели. То есть он посвящает своё время, усилия, знания, жизненную энергию и так далее. То есть все, чем он обладает и самого себя как бы приносит на алтарь этого великого пути. То есть такой образ жизни называется подвижничеством. И мы, допустим, в детстве восхищались различными революционерами, которые жертвовали собой ради того, чтобы свергнуть царя-батюшку с нашего трона или чтобы восторжествовала справедливость и все бедные получили свою долю наконец-то. И много разных видов самопожертвования в этом мире проявляют люди, но высшее самопожертвование заключается в том, чтобы посвятить всего себя самоосознанию и достичь вот этого состояния чистоты, святости и помочь другим людям вернуться домой к Богу. То есть это… — Одному-то скучно. Группой веселее. — Это очень великая миссия. Да, поэтому, если мы посмотрим на какие-то самые возвышенные примеры святых в этом мире, чему они посвятили свою жизнь, то мы с удивлением обнаружим, что все они целиком посвятили себя какой-то духовной деятельности. — Да, не имея ничего, имеют все. Не имея ничего материального, имеют максимум духовного.

01:02:41 Как говорил Иисус: «Не стяжайте богатства на земле, которое тленно…» — Не накапливайте, да, в смысле? — Ну я так не дословно помню эту фразу. «…стяжайте богатство на небе». То есть другими словами в духовном мире. И факт, что это является более разумным, поскольку мы знаем, что в этом мире все временно. То есть если мы посвятим всю свою жизнь достижению просто каких-то, каким-то временным результатам, то, по большому счету, мы просто идем по пути разочарования. То есть нужно по крайней мере ну какую-то часть своего времени, желательно большую, посвящать именно обретению каких-то вечных, нетленных вещей. А деятельность в материальном мире, она по сути дела развивается в рамках необходимого. И именно вот этим необходимым минимумом как правило и довольствуются представители вот этого интеллектуального класса. То есть они берут столько, сколько по сути дела нужно для поддержания себя. Когда мы будем анализировать завтра и послезавтра представителей других классов, то мы заметим, что ими движут некие другие мотивы. Такие, как, допустим, жадность или склонность к чрезмерному комфорту или увеличению собственности, которой они обладают, власти и так далее. То есть все эти признаки проявляют некую материальную привязанность к тем или иным аспектам материального мира. И по сути дела они же потом являются источником страданий. Хотя изначально идея такая, что чем больше их, тем больше счастья, да? Но опыт многих тысячелетий, поколений, показывает, что это не так.

Власть, основанная на любви

01:04:31 Вот, собственно, такой краткий анализ качества нашего возвышенного такого класса людей, которые являются нашими учителями и за которыми, собственно, очень радостно идти даже. Потому что такие люди, они не эксплуатируют своих последователей. То есть они не хотят по сути дела ничего взять у них, они хотят дать им. И их вдохновляющая сила, она исходит из их сердца. То есть это сила любви. По большому счету, власть, которая исходит из любви, она самая сладкая. Почему? Потому что не нужно особо даже напрягаться, чтобы этой власти кто-то подчинялся, потому что желающих очень много. То есть если мы идем по этому пути, то люди естественным образом привлекаются, потому что они чувствуют проявления чего-то очень неординарного, то, что практически не встречается в этом мире. Поэтому, исходя из этого можно понять, кстати, природу Бога. Просто глядя на его великих преданных и святых, можно понять, что Господь на самом деле, он властвует и царствует над этим миром, но не силой, хотя силы у него тоже хватает. То есть силы он может быть применяет-то по отношению к людям, которые слишком далеко заходят в том, чтобы причинять беспокойства другим людям. Но сам Господь изначально, он обладает вот этой непостижимой привлекательностью, силой любви. И по сути дела, когда живое существо понимает его природу, то оно стремится к нему, то есть оно хочет стать, как христиане выражаются, рабом Божим, да? Но не в таком понимании привычном, то есть не насилию подчиняется такой человек. Он подчиняется именно силе любви, он хочет, чтобы Господь был рядом и ему нравится выполнять желания Господа. То есть таким образом он обретает счастье.

01:06:47 Это можно понять в принципе до какой-то степени даже из наших отношений с близкими. То есть если мы по-настоящему любим человека, мы в общем-то довольны тем, что просто причинили ему какой-то… Не причинили, я неправильно слово подобрал, мы удовлетворили его желание. И вот одна только радость любимого человека, она уже дает нам очень глубокое удовлетворение, да? Согласитесь. Подаришь, допустим, любимому ребенку какую-нибудь вкусную конфету или игрушку и уже теплее на сердце как-то становится. В кармане меньше денег, а на сердце почему-то светлее. Вот интересный такой механизм. Это принцип благотворительности называется. Поэтому, когда вы приходите в храмы, никогда не приходите туда с пустыми руками. — Что-нибудь да принесите. — Да, можно принести что-нибудь покушать для Господа или какую-нибудь денюжку небольшую посильную.

01:07:51 Скажу ещё несколько таких принципиальных положений, которые позволяют определять природу человека. Мы уже говорили о том, что интеллектуальное сословие, оно экономически поддерживает себя за счет пожертвований или каких-то добровольных проявлений благодарности. Конечно, сейчас, в рамках нашей западной культуры, этот принцип, он в общем-то ушел, канул в лету и сейчас интеллектуалы в основном работают на кого-то, чаще на людей, которые наделены материальным богатством. Но так или иначе встречаются какие-то исключительные такие примеры того, как человек посвящает себя именно духовному самоосознанию. И по сути дела он не зависит ни от кого в этом мире в материальном отношении, Господь просто заботится о нем. И вот эти примеры даже, которые известны из нашего прошлого недалекого: это и пример той же Матери Терезы, и Иисуса Христа и его последователей, святых Индии, тех же, допустим, трансценденталистов, йогов, которые жили просто опираясь на силу своей аскезы и милость Господа, и святых, которые странствуют и проповедуют учение Господа — все они поддерживают себя не экономическим образом. То есть это не понятный для обычного человека механизм, но он работает.

01:09:27 Второй момент, который нужно отметить — это то, с чем имеют дело интеллектуалы. То есть часто, если говорить о системе образования или религиозной деятельности, они имеют дело с людьми. Причем они оперируют именно их сознанием, то есть они контактируют с сознанием людей, они его стремятся очистить, они стремятся дать знание людям. То есть, опять же, когда мы будем говорить о других представителях, их интересуют больше какие-то вторичные аспекты человека, то есть его тело, жизненная энергия, его богатство и так далее и так далее, но интеллектуал, он обращается именно к сознанию человека. Это объект профессиональной деятельности, это предмет профессиональной деятельности для человека: воспитание, образование и духовная практика.

Проведение религиозных и духовных церемоний. Связывание деятельности со служением Господу

01:10:24 И ещё один аспект, который стоит упомянуть — это проведение определённых религиозных или духовных церемоний. То есть это такая культовая практика, которая имеет очень большое многообразие и представлена в разных религиях по-своему, но суть её проявляется в том, что мы обращаемся к Господу и связываем какую-то свою деятельность с тем, чтобы принести плоды своей деятельности ему в качестве дара и обратиться с той или иной просьбой. Эта практика позволяет связать нашу повседневную деятельность с памятованием о нем. То есть подобно тому, как мы каждый день готовим для своих родственников, убираем квартиру, зарабатываем деньги или ещё что-то делаем, точно так же любую из этих деятельностей можно связать со служением Господу, посредством выполнения каких-то вот религиозных церемоний. То есть освящая пищу, допустим, или приглашая гостей в дом, убирая дом перед этим, или готовясь к празднику, отдавать часть… — Любое действие. — Да. Отдавать часть своих заработанных денег на какие-то духовные благотворительные цели. Мы так или иначе задействуем нашу жизнь в служении. Вот эти аспекты, они очень сильно проявлены _именно в представителях вот этого сословия.

01:11:53 И если кто-то из радиослушателей, он обнаружил в себе вот такие качества в полной мере… — Это замечательно. — Да, то его можно отнести к категории очень возвышенных и ценных людей, которым нужно ставить памятники и приводить к ним людей, чтобы они научили их как надо жить и позаботились об их духовном благополучии. — И не вздумайте возгордиться, дорогие радиослушатели, так как памятник тогда воздвигнут не будет. — Да, то есть этот момент, он очень важен. Почему? Потому что нужно реально видеть свой уровень. И если, допустим, человек молод и он не достаточно опытен, то, для того, чтобы определиться каким-то образом со своей принадлежностью профессиональной, варной, то есть проще всего обратиться к специалисту, который занимается этими вопросами. То есть это может быть ваш отец или ваша мать, которые вас хорошо знают и сами обладают такой проницательностью и образованностью, это могут быть ваши учителя или какие-то профессиональные консультанты по профориентации. Это может быть кто-угодно, если он обладает мудростью, то есть он способен разглядеть вашу природу. Но вот по этим признакам вы так или иначе можете судить, насколько вы относитесь к интеллектуалам или нет. — Замечательно. — Да. Я хотел спросить стоит ли нам сейчас перейти к нашей второй части… — Ну я сейчас напомню нашим радиослушателям о том, что мы говорили о том, как найти своё место в жизни, профессиональная ориентация. Начали мы разбирать варнашраму и непосредственно сегодня мы говорили о брахманической… — Да, или интеллектуальной деятельности. — Или интеллектуальной деятельности. Ну вот, на этом мы эфир лекционный закончим. И плавно перетечем в консультации наших радиослушателей. Оставайтесь с нами. Прокошев Игорь — ведический астролог, тренер в области личностного роста — проведет для вас, дорогие радиослушатели, консультации. Оставайтесь, оставайтесь с нами.

01:14:21 [Джингл] Хорошее настроение с Аюрведа радио.

транскрибирование: Марина Бокова | Киев | Украина | 30 November 2012