Развитие характера

Аюрведа радио - 10 мая 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:20:57 | качество: mp3 24kB/s 14 Mb | прослушано: 392 | скачано: 698 | избрано: 19
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:00 Ведущая: Добрый день, дорогие радиослушатели. Мы продолжаем нашу программу и сегодня по расписанию у нас Прокошев Игорь с лекцией «Развитие характера». Он является тренером личностного роста и астрапсихолог. Здравствуйте, Игорь.
Прокошев: Добрый день.
Ведущая: Я рада вас видеть сегодня.
Прокошев: Я тоже очень рад встретить вас и также пообщаться с нашими дорогими радиослушателями.
Ведущая: Я жду-недождусь, когда вы раскроете полностью тему «Развитие характера». По предыдущей программе «Постановка целей», я думаю, это очень важно, дабы мы цели почти, теоретически знаем как. Осталось развить характер.
Прокошев: Это вытекающая, естественно, тема из нашей предыдущей лекции, потому что человек, который умеет ставить цели должен обладать, на самом деле, очень цельным, развитым характером зрелой личности. И я сегодня построю нашу лекцию на основе материала очень древнего трактата, который называется Шриман-багата. То есть, мы будем обсуждать различные качества, фундаментальные качества характера, которые свойственны высокоразвитой личности. Этот материал изложен в главе, которая называется очень интересно: «Наставления для цивилизованного человека»

00:01:29 Итак, начнём сегодня наш разговор с такого качества, как правдивость. Существует сентенция, которая гласит, что в нашу эпоху, фактически многие, из многих добродетелей канули в лету. Единственное достояние, которое в какой-то степени ценится сегодня и присутствует – это качество правдивости. Потому что это одна из столпов религиозности. Мы сегодня не будем вести банальные разговоры об этом качестве, в смысле не произнесения лжи. Мы поговорим о более глубоком взгляде на это качество. И в частности, хотелось бы поговорить о том, что человек не может быть правдив, в глубоком смысле этого слова, если он не обладает истинным знанием. То есть, если у него нет представления об абсолютной истине, о смысле жизни. Существует два подхода к жизни, один основан на восприятии истинной реальности, такая какая она есть, и на самообмане. Один древний мудрец сказал о том, что этот мир полон обманщиков и обманутых. И что он имел ввиду? Он имел ввиду то, что большинство людей в погоне за сиюминутным материальным счастьем, они часто не ведают или пренебрегают сознанием истины. В чём заключается истина? Она заключается в том, что этот мир, он приходящ.

00:03:13 Один из недостатков этого мира или, точнее, его природа, она заключается в том, что этот мир – мир смерти. Мир страдания, старости и болезни. И человек, который делает ставку лишь на бременное материальное счастье, он обречён на страдания. И какая альтернатива излагается в древних писаниях, философских трактатах, в частности, в ведах. Существует иная реальность. Реальность, которой не свойственно ограниченное существование во времени, не свойственно страдание и не свойственно невежество. И шагом в эту реальность будет развитие в себе знания об абсолютной истине. Другими словами, под этим словосочетанием, абсолютная истина, мы подразумеваем Бога. То есть, того, кто обладает полным знанием и кто является источником всего. Если человек не в силу своей неудачи или, может быть, неблагоприятного рождения и воспитания, не получил этот опыт в детстве, то есть не получил должного духовного образования, то естественным образом он строит свою жизнь на основе каких-то ложных ценностей.

00:04:48 И если, возвращаться к нашему прошлому разговору о постановке целей, то человек должен сформулировать для себя цели во всех основных областях жизни. То есть, мы уже говорили, что существует физический план, то есть, когда человек стремится к достижению здоровья, какого-то физического комфорта и благополучия, а также обеспечения себя какими-то средствами к существованию. Также, он стремится к ментальному здоровью и построению комфортных отношений. В частности, это достигается в браке. Наконец, каждый из нас стремится к знанию. То есть, каждый из нас задаёт вопросы в жизни, но он задаёт вопросы, исходя из тех ценностей, которые заложены в его сознании. То есть, если человек стремится просто к благополучию на внешнем уровне, то тогда он, скорее всего будет задавать вопросы, как достичь внешнего материального успеха. То есть, занять какое-то положение в обществе, заработать значительные денежные средства, приобрести какую-то власть над людьми и влияние.

00:06:10 Что касается знания на более глубоком уровне, то оно по сути дела, описывает, что человек может достигнуть, если он пойдёт дальше. То есть, если он поставит перед собой цели на духовном уровне, то есть, на уровне, на котором, собственно, и существует наше «Я». То есть, наше «Я», как мы уже говорили, по природе вечно, духовно. И оно лишь проецирует наше желания в этот мир. Подобно тому, как существует иллюзорная реальность, которую создал человек, допустим мир кино или мир театра. То есть, нельзя сказать, что эта реальность, она буквально отражает то, что происходит вокруг нас. Это лишь некоторая проекция нашего сознания. Точно так же этот мир своего рода отражение желаемого в сознании человека. И человек, в попытке достигнуть исполнения своих желаний, он создаёт некую ментальную концепцию в своём уме. И в соответствии с этой концепцией, которая, кстати, очень часто сильно отличается от реального мира, он и строит свою жизнь. То есть другими словами, человек в состоянии достигнуть счастья ровно настолько, насколько его внутреннее осознания, знание об окружающем мире, его мировоззрение отвечает истинной реальности, которая находится вокруг него.

00:07:46 Ведущая: И что же тогда получается, если его внутренне построенные планы не совпадают с реальностью?
Прокошев: Тогда происходит конфликт. То есть, мы знаем из психологии, из нашего личного опыта, что мы часто сталкиваемся с несоответствием между желаемым и действительным. И это часто происходит не потому что мир несовершенен. Мир совершенен как раз. То есть, мир является идеальной школой для того, чтобы человек осознал – какова же реальность на самом деле. То есть, нужно лишь понять это и с помощью правильных действий, привести в соответствие своё миропонимание с тем, что из себя представляет реальный мир и что, собственно, от нас хочет Бог. То есть, поскольку, высшая цель, развить , всё-таки отношения с ним. То есть, это, своего рода, изначальная семья, наша изначальная семья, куда мы должны вернуться. Бог это не некая абстракция, не некий мистический ветер или аморфный вселенский разум, который контролирует этот мир. Само по себе слово «разум» уже предполагает, что он должен принадлежать к какой-то личности. Очень важно личностное понимания Бога. Когда это понимание возникает, сразу же возникает вопрос об отношениях с ним. Да? То есть, если есть кто-то, он велик, прекрасен и обладает удивительными качествами, то, естественно, в живом существе рождается желание вступить в определённые отношения с ним. Это можно даже заключить из нашего повседневного опыта. То есть, мы видим кого-то, кто обладает удивительной красотой, то мы естественным образом привлекаемся к нему. Если человек обладает знанием, то нам интересно общаться с ним. То есть, нам есть, что взять, есть, что получить. То есть, это, своего рода, удовлетворение голода на том, или ином уровне. Да? То есть, существует же не только физический голод, существует также голод эмоциональный, который мы удовлетворяем в отношениях, голод интеллектуальный, который мы удовлетворяем с помощью процесса усвоения знаний. И, в конце концов, существует духовный голод, который не может быть удовлетворён без того, чтобы человек не познал Бога.

00:10:10 Следующее качество, о котором хотелось бы поговорить, это качество милосердие. Это качество неотъемлемая часть совершенной личности, ибо оно является качеством нашей души. Если мы вспомним наставления многих святых, то это качество, оно присутствует в первых строках их наставлений. Оно указывает на мягкость сердца человека. То есть, это определённая квалификация человека, который идёт по духовному пут. Чтобы определить насколько человек продвинулся на пути к совершенству, мы должны посмотреть на его поступки. Посмотрите, люди часто соприкасаются с нами в жизни, и мы не можем заглянуть в их ум. То есть, ум человека часто это закрытая книга для нас, но можно прочитать, что из себя представляет человек по его деяниям. Даже вспоминается высказывание Иисуса Христа, которого однажды спросили ученики каким образом отличить истинно святого святого человека и Иисус Христос ответил, что его можно отличить по делам. «Судите их по делам их», - да. Буквально.
Ведущая: По поступкам.
Прокошев: По поступкам. Таким образом, если перед нами возникает дилемма, каким образом развить в себе определённые качества, то вот здесь, в наставлениях Иисуса Христа, мы получаем очень ёмкое и практичное наставление. То есть, наши качества характера могут ещё не соответствовать идеалу, но если мы будем пытаться правильно себя вести, то таким образом мы будем создавать некую предпосылку, движущую силу, для того, чтобы развить это качество. То есть, другими словами, развитие характера, развитие позитивных качеств происходит через регулярное повторение правильных поступков. Есть такая цитата из древнего трактата, которая называется Упадешамрита, это одна из частей Вед. Там говорится о том, что духовная практика сводится, по сути дела, к двум очень простым вещам. Она сводится к тому, чтобы человек сначала свёл к минимуму и, в конце концов, отказался от неблагоприятного для его духовного развития, то есть, всё, что ведёт к деградации и принял в свою жизнь всё благоприятное. То есть, речь идёт о неких запретах, да, как мы знаем, многие религии налагают очень многие запреты на своих адептов, на последователей
Ведущая: И постоянно об этом напоминают, чтобы люди следовали этому.

00:13:19 Прокошев: Да, но в то же время, существует ещё и позитивная часть – то, что надо делать. И часто акцент делается именно на первое – на запрет. Но, если говорить о более эффективном подходе, то, даже современная психология признаёт сегодня, что позитивное поведение… Позитивисткое, даже такое, направление есть в психологии. Оно более эффективно, почему, потому что оно позволяет душе удовлетворить свой голод, на самом деле. То есть, душа по природе активна и для неё очень важно знать, что делать, а не знать, что не надо делать.
Ведущая: А я, в свою очередь, хочу напомнить нашим радиослушателям, чтобы они высылали нам вопросы по теме, если что-то им не понятно. Пишите, пожалуйста, нам в чат, по скайпу. А также присылайте смс на номер – 8-909-933-77-09. И пишите нам письма на почтовый ящик audiovedaradio@mail.ru. Мы продолжаем, Игорь.

00:14:21 Прокошев: Давайте, чтобы наши лекция не была слишком сухой, я попробую иллюстрировать некоторые качества такими исключительными примерами демонстрации этого качества. Вот, в частности, мне вспоминается одна история о святом страннике, который шёл по местам паломничества и набрёл на ручей, в котором тонул скорпион. И, видя, что насекомое, фактически, на краю гибели, он схватил его и попытался его вытащить из воды. Но, как мы знаем, ядовитый скорпион по природе склонен жалить. И он ужалил своего спасителя. И святой, он от боли отпустил скорпиона и тот снова упал в воду и снова начал тонуть. Этот скорпион множество раз жалил святого, но тот продолжал свои попытки спасти его. И эту сцену наблюдал один странник, который проходил мимо и он с удивлением, в конце концов, спросил святого: «Что же ты делаешь, то есть, он же просто жалит тебя, ты можешь просто умереть в конце концов от яда». На что святой очень интересную фразу произнес, он сказал, что природа скорпиона жалить, но природа святого – это спасать, поэтому каждый из нас действует в соответствии со своей природой.

00:15:52 Ведущая: Удивительно.
Прокошев: Это очень красивая история. Она, на самом деле, иллюстрирует некие эксклюзивные, такие, примеры поведения и развития вот этого качества. По большому счёту, в развитии характера очень важен пример. То есть, как некий пример для развития. И мы знаем, что вокруг нас не так уж много людей, которые обладают совершенным характером, но если мы внимательно посмотрим вокруг себя, то мы всегда можем найти человека, который обладает хотя бы каким-то одним качеством развитым в большей степени, чем это развито у нас. И можно даже с полным правом утверждать, что Господь даёт нам уроки через людей, которые окружают нас в качестве наших близких, то есть, людей с которыми мы соприкасаемся очень близко. Поэтому всегда стоит очень внимательно строить свои отношения, особенно с ближайшим кругом, с родственниками и с друзьями.
Ведущая: И вот вопрос у нас пришёл, я думаю… Зачитаю его: «Вот правдивость… Должен ли человек говорить правду, если она может другого человека обидеть?»
Прокошев: Существует такой ведический принцип Деша – Кала –Патра, то есть, время – место – обстоятельство. По идее, человек всегда должен стремиться действовать ради вечного блага другого живого существа. И, в каком-то смысле, есть такое понятие – святая ложь.

00:17:31 Ведущая: Ложь во спасение.
Прокошев: Да, когда мы ради блага другого человека, может быть, не говорим всю правду, или говорим её в такой форме, чтобы это не травмировало человека. Допустим, в Бхагават-Гите, есть такое наставление Господа, в котором он говорит, что мудрец не должен тревожить невежественных людей, он должен занимать их в позитивной деятельности. То есть, в деятельности, которая возвышает их. То есть, часто люди не всегда готовы к восприятию обнажённой такой правды, потому она может быть очень суровой. Но человек всегда может идти к развитию, постепенно, небольшими шагами. И, в частности, воспитание детей, оно также нас учит этому, то есть, мы часто должны мириться с некоторыми недостатками наших ближних, но вот этот вот, либеральных подход, который мы практикуем в отношении наших родственников и подопечных, он, всё-таки, должен преследовать какие-то высшие цели, а не то, что мы потакаем каким-то их слабостям или делаем это из корысти. Вот таким образом я могу ответить на этот вопрос. То есть, всегда, в данном случае, нужно рассматривать конкретную ситуацию. То есть, нельзя дать такой общий ответ, потому что это большая ответственность, на самом деле. Но мотив должен быть такой – то есть, вы должны действовать ради блага другого. Бескорыстно, другими словами и с любовью. Если там будет корысть, то скорее всего это будет не то, что следует делать.

00:19:26 Ведущая: Следующий вопрос пришёл: «Как появляется правдивость в Кали-югу? Ведь сейчас правдивость зачастую подменяется выгодой»
Прокошев: Наш разговор, в основном строился о правдивости в высшем смысле этого слова. То есть, человек в нашу эпоху может быть защищён от пороков этого железного века тем, что он обращается к поиску абсолютной истины. То есть, если человек искренне посвящает себя духовному развитию, то все благоприятные качества естественным образом проявляются в нём, в том числе и правдивость. Само принятие Бога уже говорит о том, что человек уже встал на путь истины. То есть, если он принял источник абсолютной истины, значит в нём качества «правдивость» и «истина» будут развиваться сами собой. То есть, он будет превращаться в цельную личность.

00:20:26 Ведущая: И постепенно, желание выгоды, оно будет отпадать.
Прокошев: Да, естественно. То есть, он будет человеком, который будет думать, говорить и действовать и между этим не будет разницы. То есть, когда мы говорим о неправдивости, это также подразумевает, что человек часто действует в разрез своим действиям желаниям или словам. То есть, он как бы раздваивается и его личность расщепляется. Это очень деструктивная, на самом деле, ситуация. Она буквально разрушает человека. Разрушает характер. Человек должен стремиться к тому, чтобы его цели, его поступки, слова, мысли, они были гармоничны. И это невозможно, если человек ведёт не духовный образ жизни. Потому что сама материальная природа, сама ситуация материального мира, она заставляет человека действовать, буквально, корыстно, потому что он должен сражаться за ограниченные ресурсы, он должен конкурировать. Это неотъемлемое качество материального мира. Потому что материальная часть, она на самом деле, оно очень ограничено. Для того, чтобы стать счастливым в духовном смысле, человек может и должен отдавать и при этом он не становится бедным, наоборот, он становится всё богаче, богаче и богаче. Если говорить о материальных ресурсах то, когда ты отдаёшь, естественным образом у тебя уменьшается в этом. В этом проявляется ограниченность в материальном.

00:22:11 Продолжим наш разговор. Следующее, о чём бы хотелось поговорить, это аскетичность. Это очень важное качество, в том смысле, что человек, он должен ограничивать бесконтрольное увеличение своих желаний и потребностей. Если вы взгляните на сегодняшнюю современную западную цивилизацию, то её порок заключается, как раз в том, что она постоянно стимулирует процесс потребления. То есть, она буквально навязывает эту моду, чтобы человек потреблял всё больше, и больше, и больше. И это касается не только каких-то грубых материальных вещей, это касается также и зрелищ и стремления к тому, чтобы накапливать знания, стремление к славе, приобретению последователей. То есть, аскетичность, она, по сути дела, позволяет человеку высвободить время и ресурсы для того, чтобы посвятить себя истинному предназначению, то есть, осознанию своего «Я» и обретению высшего смысла существованию. Потому что, для того, чтобы существовать в материальном мире, на самом деле, не нужно такого огромного количества ресурсов, как многие думают. То есть, по большому, человеку в материальном мире нужно несколько вещей. То есть, это крыша над головой, это пища, вода, свежий воздух, возможность удовлетворить свои эмоциональные потребности в семье и кругу близких, а также возможность духовного развития. То есть, сегодня акцент очень сильно перемещён, именно, на удовлетворение внешних потребностей. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Если наш день полностью посвящён трудам, чтобы заработать себе на кусок хлеба и каким-то обставить свою жизнь комфортом, то естественным образом у нас просто не остаётся ни сил, ни времени для того, чтобы подумать о чём-то более возвышенном.

00:24:30 Ведущая: Да, все силы уходят на то, чтобы обеспечить себя материально.
Прокошев: Я могу даже привести пример. Я какое-то время жил в Индии и могу описать образ жизни провинциального Индийского городка и, собственно, можно по этой аналогии можно представить себе, на что был похож образ жизни традиционного общества, может быть, в течение ещё нескольких последних столетий. День, в традиционном обществе начинался очень рано. И люди, в первую очередь, после исполнения своих утренних домашних обязанностей отправлялись в храмы. После того как было совершено поклонение божеству в храме, люди приступали в выполнению своих дневных обязанностей. То есть, они шли на работу. И после того, как заканчивался трудовой день, многие их них снова шли в храм. То есть, начало и конец дня сопровождалось некой молитвенной медитацией поклонения Господу. Таки образом, задавалась некоторая конва направления для сознания человека, и она всегда помнил о том, для чего он действует. То есть, что является самым главным в его жизни. Если посмотреть на образ жизни современного человека то, по сути, место Бога заняло наше тело. То есть, человек, фактически сосредоточился на том, чтобы удовлетворять вот эти вот естественные потребности своего тела. То есть, существует такой некий культ тела в западном мире. Опять же, если привести некое сравнение с древней притчей о Моисее..

00:26:21 Может быть, я несколько смещу акцент, но вот в этой притче, которая рассказывала о походе иудеев из египетского плена, в какой-то момент Моисей удалился и иудеи начали поклоняться золотому тельцу, который, по сути дела, в себя вмещает вот эти вот желание, материальные желания, как объект поклонения. И когда Моисей вернулся и увидел, что место истинного Бога занял идол, то он в гневе уничтожил, как бы, это ложное божество. Точно так же и в нашем мире вот эти истинные ценности они, по сути дела, подменены погоней за материальным счастьем. И это, на самом деле, играет очень разрушительную роль. Если мы возьмем любые пороки современного общества, начиная от наркомании, алкоголизма, проституции, разрушении семьи, несчастных, брошенных детях, недостатка культуры, уважения к старшим и заботы о них то, по сути дела любая из этих проблем она коренится, в конце концов, в безбожии, потому что духовная жизнь она, по сути дела, является фундаментом всех хороших качеств. Если люди забыли о причине, то естественным образом результат будет плачевным. Поэтому эта тема «Развитие благоприятных качеств» она, по сути дела, приводит нас к разговору о вечных истинах. Это очень серьёзный разговор и, более того, он не ограничивается просто разговорами, потому что суть нашего семинара сводится к тому, чтобы, прослушав его, мы поняли, что это является нашей ежедневной практикой. То есть, мы должны перенести разговоры о хорошем на наши поступки. То есть, это является лишь неким стимулом, для того, чтобы начать работу над собой, или продолжить, или более глубоко начать думать и… над своей жизнью. Куда мы идём? Собственно, что и будет результатом нашей жизни.

00:28:49 Итак, если сказать несколько практичных вещей по качеству аскетизма то, в первую очередь, это сводится к выполнению своих обязанностей. Обязанностей перед обществом, перед родственниками, перед Богом, в конце концов, и перед самим собой. Это укладывается, обычно в два типа обязанностей – это обязанности в семье и обязанности, которые описываются как профессиональные.
Ведущая: Как-то, вкратце, вы могли бы затронуть каждый
Прокошев: Всё общество делится классически на четыре класса, то есть каждый из них может быть присущ тому или иному человеку по качеству и они не равны по доле, которую они занимают в социальной системе. Первый класс, и, пожалуй, самый главный это класс интеллектуалов. То есть, это людей, которые фактически являются духовными лидерами общества и интеллектуальными лидерами общества. Они задают некие ценности и, по сути дела, являются источниками знания. То есть, они являются проводниками знания из высших миров на наш земной уровень. И эти люди, они должны обладать выдающимися качествами. В частности, говорится, что они должны обладать не только теоретическим знанием, они должны обладать очень возвышенным характером. То есть, смирение, почтение, способность следовать данным обетам, чистота. Причём чистота не просто телесная, но также чистота ума и характера. Посвящения себя деятельности ради блага всех живущих, включая даже животных и растений. А также, продвижение дхармы или, если это слово перевести на русский язык, то это некая суть религии. То есть, то, что является причиной нашего существования, поддержания в этом мире.

00:31:12 Если говорить о следующем важном классе, который существует в обществе, это класс воинов и правителей. То есть, фактически это представители административной системы. То, что мы сейчас называем государством. Эти люди, своего рода, являются руками, которые исполняют, приводят в движение, вот эти ценности, которые заложены в древних писаниях, и которые провозглашаются интеллектуальным классом. То есть, они являются своего рода исполнительным инструментом, приводящим в жизнь эти ценности. Для них тоже характерно знание, решимость, природное умение управлять людьми, способность прощать, снисходительность характерна для правителей. То есть, не только умение наказывать, но и умение вознаграждать. И очень сильный родительский инстинкт. То есть, многие из них рассматривают своих подопечных, как своих детей. То есть, если говорить о качествах правителей, царей в прошлом или представителей государственной власти то, фактически, они должны рассматривать себя как отцов народа. То есть, они должны заботиться о своих подданных, как о детях. Вот.

00:32:16 Ведущая: А что касается воинов, они должны проявлять благородство и честь не с плеча рубить
Прокошев: Да, конечно. То есть, по сути дела есть такая санскритская поговорка, где говорится, что мужчина должен быть в семье ягнёнком, вне дома его.. может быть она буквальна звучит немножко по-другому, но суть её такова… То есть, нужно применять свою силу в соответствии с ситуацией и данном случае правитель, он, по отношению к своим подданным проявляет себя как отец. То есть, он заботится о них, он защищает их. Причём защищает не просто от какой-то внешней опасности, агрессора, он защищает их, в первую очередь от греха. То есть, от невежества и от неправильной деятельности, которая разрушает не только человека, но и всё государство, в конце концов. Если вы, допустим, взгляните на историю, то фактически все цивилизации так или иначе погибли и началом развала таких империй как Рим, Греция была деградация духовной и нравственной культуры. То есть, сначала из общества уходит добродетель, и потом приходят завоеватели и заканчивают это разрушение. То есть, разрушение начинается с тонкого плана. Поэтому, если человек хочет создать процветание и успех в своей жизни, он тоже должен начать с тонкого плана. То есть, он должен сначала создать себя на током уровне. То есть, стать достойным человеком на уровне идеалов и мировоззрений, и потом только, благодаря этому, он сможет вести себя достойным образом. То есть, не просто играть некую комедию и роль, как часто это, допустим, водится и не манипулировать сознанием других людей, а быть достойным человеком. Не просто улыбаться, а быть улыбчивым. Не просто проявлять признаки доброты, а быть добрым человеком. Не просто обещать своим подданным, что он их сделает счастливым, а быть человеком, который способен это сделать.

00:35:08 Ведущая: Я, помнится, прочитала одну такую фразу, что когда мы хотим быть доброжелательными или казаться лучше, а не быть на самом деле таким, то фраза следующая звучала так: «На цыпочках долго не простоишь». То есть, долго невозможно казаться добродетельным. Рано или поздно обязательно придёт ситуация, когда всё раскроется.
Прокошев: Я не помню, кто сказал такую фразу, но она звучала так, что можно обмануть кого-то и можно обманывать кого-то какое-то время, но нельзя обмануть всех и всегда. То есть, на самом деле это невозможно.
Ведущая: Да и самого себя не обманешь.
Прокошев: Да. То есть, он, в принципе, не способен обрести долговременный успех, если он, по большому счёту, не трансформировал себя в какую-то достойную личность.

00:36:01 Ок. Скажем ещё несколько слов по поводу остальных сословий людей, которые встречаются в обществе, и, собственно, даже в наше время такое деление оно справедливо. Существует, так называемый, класс бизнеса. То есть, класс, который ,по сути дела, выстраивает и двигает всю экономическую систему общества. То есть, своего рода, они являются животом общества, который питает его, создаёт какие-то материальные ценности, управляет этими потоками с помощью института торговли. И, наконец, самый многочисленный класс, это класс служащих и рабочих, то есть, те, который являются, скажем так, силой, которая осуществляет все эти движения как в экономике, так и в государстве. И мы уже говорили, что этот класс является самым многочисленным и большинство из нас, так или иначе относится, в основном, к категории, которая является вот сословием служащих. И это положение, оно на самом деле уникально тем, что оно не требует достаточно большой ответственности, потому что ответственность, в основном, лежит на тех, кто руководит обществом. И даже в семье, если вы посмотрите, основная ответственность лежит на родителях. То есть, дети, в общем-то, они просто должны слушаться своих родителей. То есть, они должны служить им, проявлять почтение и, таким образом они достигнут всех своих целей.

00:37:50 Ведущая: Вот-таки сейчас наблюдается совсем обратная ситуация, когда дети совершенно не хотят служить родителям и ведут себя достаточно капризно и своевольно. Если быть в этой ситуации.
Прокошев: Это очень глубокая тема, она не случайна. По большому счёту это является общеё культурной ситуации. Есть такое высказывание, по поводу того, что судьба человека складывается из нескольких составляющих. Во-первых, от его опыта прошлых жизней, то есть, то, с чем он пришёл в эту жизнь. Во-вторых, с тем, каким образом, с каким сознанием он был зачат. То есть, очень важно каким родители притянули его в своём сознании. В-третьих, какое воспитание он получил в детские годы. Не случайно, детские психологи отмечают, что детские впечатления очень сильно оказывают влияние на его судьбу. И, наконец, какое образование и общение он получает в течение жизни. И из вот этих факторов, по большому счёту, образование, воспитание, общение являются доминирующими. То есть, человек может даже с неблагоприятным багажом кармическим, придя в эту жизнь, но, получив правильное общение, развить в себе устремление возвышенного характера, и полностью изменить свою жизнь. Хотя, может, это не так легко, но он сможет сменить вектор своего развития и достичь совершенства.

00:39:21 Ведущая: Да. Но это уже касается более зрелую личность.
Прокошев: Это возможно, даже, в подростковом возрасте.
Ведущая: Ну, когда ребёнок, всё равно уже осознаёт, что он личность почти самостоятельная.
Прокошев: Да. В подростковом возрасте начинает формироваться разум человека. Поэтому многие вещи философского характера, то есть, которые касаются смысла жизни, стоит давать ребёнку когда он начинает задаваться такими вопросами. То есть, в более младшем возрасте следует формировать скорее ум эмоциональную сферу ребёнка, то есть, давать ему максимум заботы и любви. То есть, он ещё недостаточно зрел для того, чтобы воспринимать какие-то абстрактные истины. В этом, кстати, есть некоторый минус современной систему образования, начиная перегружать ребёнка, начиная с возраста, когда он ещё не совсем готов к восприятию абстрактной информации.
Ведущая: Им хочется ещё побегать, поиграть…
Прокошев: Да. Им ещё хочется бегать прыгать и..
Ведущая: …а нагрузка какая-то большая какими-то знаниями даёт о себе знать попозже.

00:40:36 Прокошев: То есть, вот, вкратце, мы сделали некий такой социальный обзор традиционно общества. И надо сказать, что даже современное общество оно, в какой-то степени сохраняет эти черты. То есть, в любом обществе есть класс правителей интеллектуалов, класс бизнеса и, в конце концов, класс служащих. И каждый человек в этом мире, так или иначе, относится к какой-то категории. Он должен осознать своё положение в рамках этой иерархии и следовать своим обязанностям. Если он делает это достаточно тщательно и с чувством долга, то таким образом, он продвигается вперёд. Если он пренебрежительно относится к своим обязанностям, в частности, исполнение своего социального долга, поддержание семьи и исполнение роли мужа или жены, то перед его духовным развитием стоят очень большие трудности. Это, кстати, один из типов ошибок, который встаёт перед трансценденталистами, которое называется ложное отречение, то есть, человек, не будучи ещё достаточно зрел для того, чтобы полностью себя посвятить духовной практике он преждевременно отбрасывает свои материальные обязанности и, таким образом, он нарушает принцип аскетичности. То есть, он становится, как бы, своего рода, лжетрансценденталистом. Это, кстати, очень опасное явление, потому что это дурной пример и он заразителен. То есть, даже сегодня, в местах, которые раньше славились тем, что там собирались огромные толпы людей, которые хотели посетить святые места, сейчас достаточно много людей, которые являются лже-гуру, лже-йогами и лже-отречёнными людьми. Таким образом.

00:42:46 Что ещё можно отнести к категории аскез –посты в определённые дни недели. Это день, когда родился человек, либо это одиннадцатый лунный день, когда, согласно древней ведической культуре рекомендуется поститься на зернобобовые продукты, так как зерновая пища в этот день.. лунный день… она оскверняется греховными реакциями. Кроме этого, для некоторых дней свойственно также некоторое ограничение в сне, а также в удовлетворении своих физических потребностей. Вот. Ну, не будем говорить, как бы, очень подробно на эту тему, она требует отдельных, как бы…
Ведущая: Это можно просчитать по астрологическим гороскопам, правильно я понимаю?
Прокошев: Да. То есть, существуют определённые временные влияния, которые более благоприятны для совершения тех или иных дел. В частности, достаточно большое количество исполнение своих обязанностей, даже в рамках социальной системы, она регулировалась в соответствии с древним лунным календарём. То есть, такие обязанности, как выполнение свадебного ритуала или зачатие ребёнка, или, допустим, закладка нового города, или дома, а также других каких-то значимых событий оно должно быть отслежено в соответствии с благоприятными днями. То есть, время, оно также накладывает свой отпечаток на результат того, что предпринимает человек. То есть, время ,пространство и сознание человека – это три фактора, которые нужно всегда учитывать при совершении деятельности и, в конце концов, высшую волю. То есть, согласуется ли это с волей Бога. Воля Бога изложена в писаниях. Поэтому очень важно знать их, изучать. Это, в общем-то, одна из основных целей образования ребёнка.

00:44:50 Вот, вкратце, об аскетичности. Если человек следует этому обету то он приобретает жизненную силу. То есть, он не расходует свою жизненную энергию понапрасну. Он приобретает твёрдый разум, у него появляется время. Это, кстати, очень… наверняка очень интересно для наших радиослушателей, потому что все жалуются, в наше время, на недостаток времени. То есть, если отбросить какую-то ненужную вредную деятельность, появляется достаточно времени, для того, чтобы заняться действительно достойным делом.
Ведущая: Помнится раньше рассчитывали.. прочитав, также, в какой-то из книг по планированию своего времени рассчитывалась такая схема: в течение года – сколько мы спим, по дням; сколько мы работаем, время всё это высчитывается; и сколько времени у нас остаётся на отдых. Так вот, на отдых, в принципе остаётся достаточно много времени, не смотря на то, что нам кажется, что времени не хватает. И если грамотно распределить это время, то будет просто замечательно. Попробуйте, дорогие радиослушатели, просчитать сколько времени в году вы спите, работаете и отдыхаете.

00:46:10 Прокошев: Кстати, вот, чтобы привести какие-то исторические примеры вот этого принципа аскетичности, можно вспомнить таких известных людей, как Леонардо да Винчи, который разработал очень специфическую систему сна – он спал, по-моему, по 15 минут, каждые четыре часа. Всё остальное время у него занимало творчество. Мы знаем, что Леонардо да Винчи был очень одарённым человеком.
Ведущая: Но такое не свойственно большинству людей. Единицы так могут
Прокошев: То есть, Леонардо да Винчи, известен не только как художник. На самом деле, после его смерти обнаруживали очень интересные работы по вертолётостроению, допустим, он создал проект вертолёта. А также во многих других областях знания. Допустим, один из известных мне учителей, он спал где-то, порядка трёх-четырёх часов в день, при этом, то есть, он посвящал весь свой день социальной, какой-то религиозной деятельности, а большую часть ночи он писал книги. Или, допустим, известный святой XIX века Бхактивинод Тхакур, он был отцом одиннадцати детей, по-моему, если мне не изменяет память. Поэтому он был мировым судьёй, то есть, человеком наделённой очень большой ответственностью и, кроме того, он был ещё великим святым. И вот, он умудрялся эти три роли сочетать, и это вмещалось в те же 24 часа.

00:47:43 Ведущая: Значит могут люди.
Прокошев: Да. В зависимости от того, как мы планируем своё время, какими качествами мы обладаем, и с какой степенью эффективности мы действуем, мы можем, на самом деле, достичь гораздо большего, чем мы достигаем. Если, допустим, посмотреть туже статистику, средний горожанин западного общества, проводит несколько часов за телевизором. Если сравните с тем временем, которое он затрачивает на воспитание своих детей, особенно я говорю о мужчинах, то это составляет 15 минут в день. То есть, можно сравнить какая степень приоритетов у современного человека, то есть, что он являет более важным для себя. То есть, как он инвестирует своё время по воспитанию своих детей и в то, чтобы просто убить время, да, что называется.
Ведущая: Вот поэтому и вырастают наши дети без любви и заботы.
Прокошев: Да, это, кстати, вот, некая ремарка в ответ на вашу фразу. То есть, нужно просто посмотреть реально, на что и как мы тратим жизнь. То есть, соответственно, из это проистекает результат нашей жизни.

00:49:02 Хорошо. Следующее о чём можно поговорить это чистота. Причём мы погорим о чистоте тела, но также речи и ума. Согласно древней медицине, человек, цивилизованный человек, должен принимать омовение, полное омовение, хотя бы два раза в день. Почему, потому что вода она, на самом деле, смывает не только внешнюю грязь, она также очень стимулирует тонкое тело, тело ума.
Ведущая: То есть, можно сказать, очищает тонкое тело?
Прокошев: да, очищает тонкое тело. Особенно холодная вода. Кроме этого, человек должен следить за чистотой своей речи. То есть, если посмотреть на речь многих людей, то она наполнена рассуждениям о бессмысленных банальных проблемах. Или, допустим… я уже не говори о ругани. Да, то есть, если наша речь наполнена сплетнью, бранью и каким-то…
Ведущая: [потрясательными] словами
Прокошев: …бессмысленными, праздными разговорами, да, то, по большому счёту, мы неправильно используем данный нам дар речи. Речь дана для того, чтобы говорить о каких-то очень возвышенных вещах и, таким образом, развивать своё сознание, помогать другим.

00:50:31 Ведущая: Я ещё хотела добавить, что три года назад я познакомилась, то есть, я раньше познакомилась с одной женщиной, но три года назад сказал мне очень важную фразу: «Наташа, ты слишком часто повторяешь фразу: «Ничего себе!», - когда удивляешься или когда просто в беседе». И она говорит мне: «Задумайся над этой фразой. Ты говоришь: «ничего себе». И я поняла, что в этот момент, когда я произношу эту фразу, я ничего себе не желаю, то есть, я отказываюсь от всего. А порой же люди говорят более жёсткие фразы, добавляя…
Прокошев: Желая себе зла, или всем окружающим.
Ведущая: да-да-да. Вот именно фраза, когда мы удивляемся или просто в разговоре «ничего себе». Лучше, конечно, её заменить на вот это «Да!?», или «Надо же!». Просто мы ничего себе в тот момент не желаем. Это очень отрицательно. А все [страны] медитируют на эту фразу.
Прокошев: Да. Очень важно, те фразы, которые мы повторяем, особенно, когда мы вкладываем в них определённые сильные эмоции. На этом принципе, кстати, построен механизм мантры медитации или аффермации, как её называют [уизза хей]
Ведущая: да-да-да, про это мы и говорили.
Прокошев: то есть, вот это регулярное повторение каких-то звуков, оно, на самом деле, является механизмом, с помощью которого мы программируем наш ум, или его программируют, с помощью рекламы или ещё каких-то инструментов. То есть, мы должны повторять какие-то очень возвышенные вещи и, в частности, суть всех молитв сводится к тому, чтобы повторять имя Бога. То есть, это самый чистый звук. Причём, этот звук является лекарством для нашего ума, является лекарством от всех беспокойств и осквернений нашего ума. Если человек регулярно утром повторяет молитвы то, таким образом, он очень быстро достигает совершенства.
Ведущая: да даже, если и не молитва, а просто, может быть, даже желать всем счастья, к примеру.
Прокошев: Да, к примеру, основатель нашего радио. Хорошо. Давайте же будем использовать этот хороший пример, будем желать всем счастья.
Ведущая: Ну, а потом, и мантру можно почитать. Если кто-то знает их и умеет.

00:52:49 Прокошев: Итак, мы поговорили о касте чистоты, чистоты тела, ума и речи. Давайте теперь ещё несколько слов скажем о таком качестве как терпение. Терпение является одним из очень важных качеств. Почему, потому что оно позволяет достигать чего-то в нашем мире. Известно, что никакой успех недостижим без преодоления трудностей. Любое значительное начинание притерпело множество препятствий на своём пути. Если вы спросите, возьмёте интервью у многих известных людей, они десятками лет часто шли к успеху. Неудача следовала за неудачей, но благодаря вот этому своему качеству, терпению и решимости они двигались не смотря ни на что. То есть, если человек обладает знанием и решимостью, то он достигнет результата.
Ведущая: Я всё никак не могу успокоиться и добавить хочу, что начитавшись когда-то давно очень умной литературы, фраза была, она до сих пор в уме у меня очень часто крутится: «чем сложнее, тем проще». Чем сложнее нам сейчас, тем потом, в подобной критической ситуации нам будет проще, когда мы её научимся преодолевать. Вот. Чем сложнее, тем проще.
Прокошев: Тяжело в учении, легко в бою. Суворов. Да, действительно, если человек проходит множество жизненных уроков, он на самом деле приобретает опыт, что является самым важным. То есть, по сути дела, нам нужно стремиться к тому, чтобы трансформировать себя, то есть, приобрести характер, настоящий, совершенный, цельный характер. И вот это является лучшим результатом нашей жизни. Потому что все какие-то внешние вещи они, по сути дела, приходящие и мы с ними расстанемся в конце жизни. Но характер, это то наследство, с чем мы перейдём в следующую жизнь. И именно характер будет являться той валютой, на которую мы, собственно, приобретём всё, что мы будем иметь в будущем.

00:55:07 С терпение также ещё связано одно удивительно качество, это способность принимать реальность такой какая она есть, не смотря на многочисленные беды, невзгоды и радости. То есть, это одно из качеств мудреца, который очень спокойно относится к реальности. Есть даже такая известная сказка, по-моему, китайская, где рассказывается об одном мудром человеке, у которого фактически ничего не было, кроме захудалой лошади. И вот, однажды, даже эта лошадь сбежала. И его сельчане начали ему сопереживать. Они говорили: «Боже мой, какой же ты бедолага». То есть, и так в доме хоть шаром покати, а тут единственная лошадь сбежала. Как ты теперь будешь жить? А он сказал спокойно: «Ну что же, Бог дал – Бог взял». Вот. Но, на следующий день эта лошадь прибежала и привел с собой целый табун лошадей и во главе с таким очень красивым жеребцом. И этот крестьянин стал владельцем целого табуна лошадей. Это, по сути дела, несметное богатство, по тем временам. И сельчане тут же начали охать и ахать, завидуя ему, говоря: «Ну надо же как тебе повезло! То есть, вот ни у кого нет лошадей, а у тебя целый табун». На что крестьянин опять мудро ответил: «ну, как говорится в этом мире всё меняется, вчера было плохо, сегодня всё хорошо. Полоса белая, полоса чёрная». Однажды, сын этого крестьянина сел на этого скакуна и лошадь понесла его, и он упал с лошади, сломал себе ногу и с тех пор стал хромым. И снова сельчане принялись сетовать на то, какая всё-таки неудача постигла этого мудреца. Но интересно как потом развивались события. Буквально, не задолго после этого в стране началась война. То есть, соседний царь решил завоевать эту державу и король призвал всех юношей в армию, а этого юношу не призвали, поскольку он был калекой. И опять сельчане начали сетовать: «Ну надо же! Всех наших молодых ребят заберут и ещё не известно, вернутся ли они живыми с войны, а твой вот, как бы, Богом бережён». И после того, как с войны вернулась два или три калеки. Наш парень был фактически первым на деревне. То есть, он был богат, и хотя он был хромым, но он всё-таки был не таким увечным как наши заслуженные ветераны, которые вернулись кто без ноги, кто без руки.
Ведущая: На всё воля Божия.
Прокошев: Да. И опять же, мудро отвечал крестьянин, что на всё воля Божия. То есть, терпение является одним из качеств святой личности и даже для обычного человека это очень важное качество. Мы должны достаточно терпеливо переносить все тяготы и страдания, а так же радости и восторги, которые сваливаются на нас в жизни, потому что всё это как порывы ветра – они будут сменять один другое. Нам нужно, не смотря на эти волны в житейском море, продвигаться прямо по курсу.

00:58:52 У нас ещё остаётся несколько времени в эфире и мы обсудим какие-то ещё достаточно важные качества, которые необходимы для становления характера.
Ведущая: А я напомню нашим радиослушателям, что они могут продолжать присылать вопросы нашему лектору на наш номер в чате по скайпу, так же можете высылать смс-сообщения на номер 8-909-933-77-09 и писать нам письма на почтовый ящик audiovedaradio@mail.ru.

00:59:29 Прокошев: Итак, мы продолжим наш разговор и поговорим о способности к развлечению. Благоприятному и неблагоприятному.
Ведущая: Развлечению?
Прокошев: Развлечению. То есть, здесь речь пойдёт, по сути дела, о нашем разуме. То есть, разум является одной из отличительных ярких качеств человека. Это то, что нас отличает от животных. То есть, мы способны к значительной свободе выбора. Это очень большое достояние, которым нас наделил Господь. Если человек обладает знанием, то он будет знать, что хорошо и что плохо. Да, как в известном стихотворении Маяковского. То есть, нужно понимать, что следует делать и что не следует делать. Это, как раз, является результатом образования, которое мы должны дать своим детям. И сейчас понятия добра и зла, они очень сильно смешались. То есть, сейчас некоторые вещи, которые являются, по сути дела, неблагоприятными – они вошли в моду. И наоборот – вещи, которые являются залогом успеха человека, они рассматриваются как некие старомодные обычаи.

01:00:48 В частности, вот, допустим, всегда вызывает удивление отношение к такому качеству как целомудрие. Целомудрие, по сути дела, является причиной успеха в браке. И вот эта, так называемая свободная любовь, которая сейчас приобрела масштабы эпидемии, когда, по сути дела, большинство молодых людей они вступают в брак не будучи целомудренными, она ведёт как раз к тому результату, о котором вы спрашивали какое-то время назад – почему происходит такое количество негативных процессов в обществе? То есть, дети, которые рождаются в семьях, где родители неблагочестивы и не целомудренны, то есть, не сохранили вот это вот качество до момента брака, они, по сути дела, не могут принести вот в это общество благочестивых детей. То есть, качества детей очень сильно зависят от качества родителей. Поэтому, если молодые люди достаточно разумны, они должны понимать, что никакой добрачный опыт сексуальный, он просто неприемлем, если человек мечтает о счастливом браке. И это возможно, если дано правильное воспитание в семье. То есть, на самом деле, наши желания они очень сильны и если, допустим, не будет вот этих ограничений в уме и разуме, то молодому человеку, на самом деле, очень тяжело справиться с бурей эмоций и гормональным взрывом, которым обычно сопровождается подростковый возраст. То есть, должны быть какие-то ориентиры в сознании молодого человека и, фактически, это задача родителей.

01:02:51 Становление разума происходит в подростковом возрасте, но уже в, достаточно, младенческом возрасте стоит задавать какие-то ценности, читая ребёнку писания известных каких-то личностей, святых или просто, читая ему сказки, где есть некие правильные примеры для подражания. То есть, отнюдь не является благом то, что, допустим, современные мультфильмы и детские фильмы наполнены насилием, да, или демонстрацией каких-то…
Ведущая: Сверхспособностями
Прокошев: …сверхспособностями это ещё ладно. То есть, героями многих фильмов, идеалами детей, становятся какие-то жуткие существа.
Ведущая: Злодеи одним словом
Прокошев: Да. И дети когда вырастают, то у них вот эти признаки насилия, они потом проявляются в их поведении, в их характере. Не случайно, последние несколько лет отмечены ужасными событиями, которые происходят в школах, да, когда из подростков просто приходят и решают свои проблемы, эмоциональные или какие-то иные, с помощью, просто, массового убийства. А потом мы задаёмся вопросом – откуда это происходит? Это происходит родом из детства. Так это называется. То есть, нужно очень быть внимательным в воспитании детей. Это, на самом деле, очень важная обязанность взрослых. Она даже более важна, чем исполнение каких-то своих рутинных, профессиональных обязанностей. Потому что, чем более тонкий объект, с которым мы имеем дело, тем больше ответственности. Одно дело иметь дело с молотком и гвоздём, а другое дело иметь дело с человеческой душой и сознанием. То есть, чем сложнее объект, тем больше квалификация должна быть. Поэтому, нужно быть очень аккуратным, в плане того, кому доверять воспитание своих детей.

01:04:54 Следующее качество, о котором мы поговорим – это качество «ненасилие». Понятно, что многим людям свойственно каким-то образом сдерживать свои агрессивные позывы, в отношении физического насилия. Но, даже, последняя волна терроризма, она, по сути дела, говорит о том, что.. да и не только терроризма. Если, допустим, посмотреть статистику современных насилия в семье, оно тоже потрясает. То есть, очень огромное количество насильственных действий совершается в семьях. Казалось бы, достаточно, благопристойных фамилий. Ненасилие должно проявляться и на уровне речи, что гораздо сложнее, и даже на уровне ума. То есть, мы должны следить за своей речью и стараться использовать её для того, чтобы принести благо другим людям. В частности, одно из наставлений, которое даётся для женщин в древних писаниях это говорить ласково и приятными словами. То есть, даже в ситуациях, которые, может быть, вызывают гнев и раздражение нужно, всё-таки, контролировать свою речь, потому что часто эти ситуации они заряжены очень сильно эмоциональной такой напряженностью и слово, которое произнесено в такой момент, оно может быть подобно сабле. То есть, словом можно убить человека. Допустим, статистика полиции, часто говорит, что причиной многих самоубийств являются некие размолвки в отношениях, когда просто резко сказанное слово полностью уничтожило желание человека жить.

01:06:53 Что касается ненасилия на уровне ума, то, в основном, это с определённым отношением к другим людям. То есть, если человек ловит себя на мысли, что испытывает какие-то негативные чувства, враждебность, по отношению к другим, это является доминирующим его настроением или он пребывает в состоянии депрессии, что, по сути дела, является пассивным насилием над самим собой, то он должен обратить на это внимание. Потому что рано или поздно это ментальное нездоровье, так скажем, оно приведёт его к очень тяжёлым заболеваниям, в частности раку, а также полному разрушению отношений. То есть, рано или поздно то, что происходит у человека в уме, будет проявлено в его речи и поступках. То есть, это как паровой котёл, который кипит-кипит и, в конце концов, взрывается. Поэтому нужно обратить внимания, какие мысли, на самом деле, крутятся в нашей голове. И если там не всё хорошо…
Ведущая: Не всё чисто и гладко.
Прокошев: …то надо срочно с этим что-то делать.
Ведущая: Навести уборку.
Прокошев: Да. Нужно поместить себя в другую атмосферу и начать учиться доброжелательности.

01:08:13 Мы уже сказали несколько слов по поводу целомудрия и, в частности, владение чувствами, контроль над чувствами, он очень важен, поскольку это является одной из сторон качества аскетичности. Если человек ограничивает свои потребности, физические, в рамках религиозных норм, то, таким образом, он защищён от греха. Греховная деятельность является, фактически, чумой нашего времени. То есть, большинство проблем, которые возникают в жизни человека и общества, по большому счёту, коренятся здесь. Если человек будет воздерживаться от этой деятельности, а это возможно только, если у человека есть какая-то позитивная деятельность, то, таким образом он будет защищён от деградации, и от того, чтобы испытывать значительные трудности в своей жизни. Потому что на санскрите, грех, одно из его названий звучит буквально «дурдаево». «Дурдаево» значит.. это значит «трудно». По большому счёту, мы должны понять, что если в нашей жизни происходит большое количество проблем и трудностей, мы должны понять, что причина этого коренится в наших прошлых неправильных поступках, то есть, нарушения религиозных и нравственных норм. Если, мы хотим избавиться от этих проблем, мы должны научиться действовать правильно. То есть, это очень такой практичный принцип приложения этого знания.

01:09:59 Стоит ещё, может быть, сказать несколько слов о том, каким образом можно развить в себе правильные черты характера. Мы уже говорили о том, что, по большому счёту, принципиальным механизмом воспитания и изменения себя является правильное общение. Если человек стремиться к самосовершенствованию, он должен найти себе учителя. То есть, он нуждается в наставнике, в некоем человеке, который превосходит его наголову в этих качествах. И общаясь с этим человеком, он на практике увидит, как проявляется вот это возвышенное поведение. И более того, он будет испытывать некую поддержку эмоциональную и моральную. То есть, многие из вас, радиослушатели, которые занимаются духовными практиками, вы, наверняка замечали, что первый энтузиазм, после, может быть, нескольких месяцев или лет практики сменяется неким упадочным настроением, когда многие вещи не получаются, и пороки, которые гнездятся в нашем сердце и уме, они вновь и вновь дают всходы, как сорняки по весне. Именно вот в этой ситуации человек нуждается в определённой поддержке единомышленников и учителя. Потому что духовный процесс, на самом деле, это очень протяжённый во времени процесс. Он требует определённого упорства, самодисциплины, знания, всех вот этих хитросплетений, ловушек на духовном пути. И знающий человек, который сам прошёл по этой дороге, он может сам вам подсказать, где мы что-то неправильно делаем и где-то поддержать нас. Потому что, в одиночку фактически, духовный процесс он невозможен в наше время. К сожалению, это реальность.

01:11:55 И в качестве учителя, я опять же уже говорил об этом, мы не должны рассматривать только людей, которые живут где-то в святых обителях или сидят в пещерах в гималайских горах или Далай-лама, который раз в несколько лет посещает нашу страну. То есть, учителя, по большому счёту, они находятся рядом с нами. И учителем может быть даже ситуация. Учителем может быть даже дерево, которое, кстати, является примером терпения. То есть, дерево даёт тень, даёт плоды, и часто отдаёт само себя, для того, чтобы кто-то удовлетворил свои потребности. И человек, глубоковидящий и разумный может увидеть эти примеры правильного поведения, самопожертвования во всём окружающем мире. То есть, окружающий мир подобен большому духовному университету. Мы каждую минуту, по сути дела, получаем вот эти уроки. Если мы сосредоточены на этом, то мы способны усвоить их. Если мы заняты собственным удовлетворением, то, естественно, тогда это всё проходит мимо. И мы вынуждены вновь и вновь оставаться на второй год, из жизни в жизнь. То есть, не усваивая уроки жизни, Господь просто даёт нам множество шансов усвоить всё-таки этот урок. И, как мы знаем, если человек не успевает в школе, то он просто вынужден проходить через большое количество трудностей. Поэтому разумный человек, он должен учиться не только на своих ошибках, но также на ошибках других.

01:13:41 Ведущая: Разумный человек скорее всего… чаще учится на ошибках других.
Прокошев: Да. Но нужно обольщаться. Возможно, что большинство уроков нам придётся усвоить, совершая собственные ошибки.
Ведущая: [Собственная такая игра будет]
Прокошев: В этом прелесть, кстати, духовного развития, что не смотря на то что ошибка будет совершаться за ошибкой, мы всё-таки будем продвигаться вперёд.
Ведущая: Ну это.. обнадёживает.
Прокошев: Да, к сожалению, мы вынуждены признать, что степень нашего развития, нашего разума, она оставляет желать лучшего.
Ведущая: Но что делать.
Прокошев: но может быть, есть возможность исправиться.
Ведущая: Вот для этого мы и будем слушать аюрведа-радио, чтобы узнать, как это применять, как изменить себя и свою жизнь.

01:14:15 Сегодня с нами был Игорь Прокошев. Он вёл нам очень интересную лекцию о развитии характера. Игорь, я хотела ещё вот спросить. Я слышала о такой технике развития хороших положительных качеств характера, как… Я даже не могу её охарактеризовать, но это выглядит так. Каждый месяц брать определённую черту характера, например, вы говорили, аскетизм, или правдивость, к примеру, и весь месяц просто вот заострять на этом внимание и стараться говорить правильно, говорить правильные вещи, говорить правду. Ну, то есть, целый месяц практиковать вот это вот качество и так далее. Следующий месяц, другое качество. Это может как-то помочь человеку?
Прокошев: Это называется техника медитации. То есть, концентрации. То есть, сосредоточения на чём-то одном. Да, это достаточно эффективная техника, но я в следующем своём выступлении хочу рассказать об одной удивительной технике, которая является ключом к развитию всех благоприятных качеств сразу, то есть, как говорится, 2 в 1. То есть, существует деятельность, которая на причинном уровне является причиной всех хороших качеств. И, по большому счёту, достаточно сложно развить какое-то качество в течение месяца, сами понимаете. То есть, придётся постоянно переключаться с одного качества на другое. Но есть некая причина всего благоприятного в этом мире. И вот если человек сосредоточиться на этом, то он разовьёт в себе хорошие качества как следствие этой деятельности.
Ведущая: С нетерпением буду ждать, я думаю, наверное, и не только я, но и радиослушатели нашей следующей с вами встрече, чтобы узнать об этом побольше и поподробнее.
Прокошев: Спасибо за ваш интерес, Наталья. Дорогие радиослушатели, если у вас есть какие-то вопросы, вы можете позвонить, у нас осталось несколько минут эфира, и мы можем пообщаться на эту тему.

01:16:58 Ведущая: Да. Дорогие радиослушатели, ещё раз напоминаю, что наш студийный телефон, на который вы можете пока присылать сообщение 8-909-933-77-09, так же вы можемет писать нам в чате по скайпу и присылать свои письма на наш почтовый ящик audiovedaradio@mail.ru. Сейчас я посмотрю, есть ли у нас письма. Скажите, Игорь, я ещё также слышала, что вы занимаетесь астрологией и даёте личные практики… ой.. консультации. Как-то это вот… Расскажите немножко об этом поподробнее.
Прокошев: Я уже говорил о том, что время является очень важным фактором этого мира. Оно, по сути дела, задаёт нам определённые рамки, как мы можем развить в себе качества служение. То есть, нам дано определённое время для того, чтобы достичь определённого понимания каких-то глубоких вещей, если мы не делаем этого, то фактически мы таким образом обрекаем себя на процесс постоянного умирания, процесс смерти. Вот.

01:18:11 Астрология это очень древняя наука. Она, по сути, описывает нашу карму воплощения в течение одной жизни, основываясь на том положении планет и звёзд, которые присутствуют в момент рождения человека. То есть, они рассматривают вселенную, как огромный часовой механизм, который отсчитывает не просто временные промежутки, но также показывает то, с чем мы пришли в эту жизнь. И, по сути дела, эту картину этого вселенского циферблата её можно читать. Вот, собственно, это огромное количество комбинаций, которые присутствуют в небе, они описываются в виде определённых жизненных обстоятельств и определённых качеств человека. И ведический астролог, он интерпретируя эту картину, он в состоянии описать человеку его кармическую задачу и дать некоторые традиционные практики с помощью которых можно менять свою судьбу, снижать, допустим, степень проявления неблагоприятных греховных каких-то реакций, и, в то же время, развития своих сильных качеств.
Ведущая: То есть, к вам, как к астрологу, можно записаться на консультацию. И получить её непосредственно лично.
Прокошев: Да, конечно, я занимаюсь индивидуальной консультацией. Я консультирую по интернету, и так же при личных встречах.

01:19:40 Ведущая: Ну.. в данное время пока у нас с вами нет договоренности, чтобы вы давали консультации. Я думаю, что это как-нибудь в будущем будет?
Прокошев: Специфика астрологической консультации основана на том, что нужно взять некоторые данные исходные о рождении человека…
Ведущая: Да, я это знаю.
Прокошев:… и проанализировать их, поэтому, я думаю, в рамках радиопередачи это не совсем удобная форма, но, по крайней мере, если кто-то из наших радиослушателей заинтересуется, он просто может присылать мне заявки на ваш телефон или на мой e-mail адрес.
Ведущая: Я думаю, что радиослушатели, если заинтересуются этим предложением от вас – составить гороскоп – то они напишут вам письмо заявку, а мы уже, в свою очередь, это письмо переправим вам.
Прокошев: Да, можно так.
Ведущая: Ну, я думаю, мы закончим с вами. Было очень интересно, Игорь. Спасибо большое.
Прокошев: Спасибо вам большое, Наталья, и дорогие радиослушатели я желаю вам успехов. Всего доброго!
Ведущая: До свидания.

транскрибирование: Алексей Бовкунов | Белгород | Россия | 12 декабря 2012