Мангала арати

07 October 2012
Олег Сунцов – «Объяснение смысла служб и молитв» – 2 – Мангала арати
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 01:10:07 | качество: mp3 32kB/s 16 Mb | прослушано: 854 | скачано: 740 | избрано: 19
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Опыт общения с Богом

00:00:00 - То, что это [неразборчиво] в Бхагавад Гите. Этот самый знаменитый, где он говорит: «Так же, как ветер находится в небе, так же все живые существа находятся во мне». Это.

00:00:14 И Арджуна спрашивает. Ну, это же очень легко понять? Ну, ветер, в небе, всё очень просто. Но ачарья объясняет, что в чём-то чудо здесь. В том, что, конечно, если когда какой-то материальный предмет находится в комнате – это, ну, это легко понять. Материальный предмет – это когда гармошка находится в комнате. Всё понятно. И ветер находиться в небе – тоже всё понятно. В чём же тут трудность?

00:00:39 А трудность в том, что эта гармошка – она мертвая, не живая. И комната не живая. Поэтому тут нет ничего такого удивительного, что они вместе находятся и никаких отношений не имеют между ними.

00:00:51 Но, чудо в том, что живое существо – оно живое и осознающее, оно ощущает, и оно находится внутри другого живого существа - Бога. И когда двое вместе находятся, какие-то вообще ощущения должны возникать. Даже, если люди рядом просто ходят друг перед другом, какая-то вот, хоть что-то возникает.

00:01:13 Нравиться, не нравиться, святые писания признают, что он существует. Но вот чудо, что мы сейчас находимся внутри. Внутри нас, да, и снаружи нас находиться Верховный Господь, который всё для нас делает, вот, и не только не возникает чувства благодарности за всё, что он нам делает, даже не возникает ощущение, что Он вообще есть. Вот это самое большое чудо для нас.

00:01:37 Вот это чудо сейчас происходит. «Его нет» - говорят, «Нету Его», «Нету». И преданные, это конечно возникает из-за того, что мы поглощены другими интересами, настолько увлечены чем-то другим, вот этим желанием быть независимым. Вот эта зависть не даёт нам увидеть Кришну.

00:01:59 Арджуне Кришна рассказал о себе только потому, что он не завидовал Ему. Если кто-то при нас начинает прославлять кого-то, то внутри начинаешь [неразборчиво] происходить: «Не может он», «Не могу признать это». «Не может быть». И чем больше этой зависти, тем меньше мы принимаем фактов, соответственно. И настолько зависти много, что даже не признаем факт существования этой личности.

00:02:26 И преданные – это такие люди… они хотят… они вообще признают существование Кришны и пытаются избавиться от этих всех…, мы с вами пытаемся от этой вот, от этого чуда материального, чтобы вот ощутить, что Он есть.

00:02:41 И метод, которым мы пользуемся – это метод бхакти. То есть, это метод такой показать, вступить в отношения. То есть, понять, что кто-то есть, это можно что-то для него делать и по реакции можно понять, что Он есть. Это такой опыт. Правильно? И мы пытаемся служить Кришне, и наша вера по мере того, как мы служим Кришне, она укрепляется. Если мы действительно для него что-то делаем, Он не стенка, да, Он живой. Соответственно, есть опыт ответа Кришны.

00:03:10 Итак, вера растёт. И одна из методов, один из элементов нашей практики – служение Кришне, это то, что мы возносим Имя, возносим ему молитвы. И это делаем рано утром, перед Божествами. Здесь мы, у нас у всех есть возможность рано утром приходить на Мангала арати. Такого не всегда бывает, такое не всегда бывает. Особенно, если кто дома живёт, даже те, кто не дома живут, а в храме, порой тоже бывает, нет возможности.

00:03:43 Во-первых, интересно, что Господь в песне своей говорил, что есть пять форм, аватар, пять видов аватар. И Божество является самым милостивым воплощением. В Панчат Гите говориться. Милостивый – означает, что он идёт навстречу, настолько он милостивый. Мы вообще не заслуживаем, но идя нам навстречу, по милости своей он сделает так, чтобы предстать перед нами в облике, который мы можем видеть своими глазами материальными.

00:04:16 И Господь принимает такой облик для нашего [неразборчиво]. Конечно, Господь, Он находиться в нашем сердце, и если бы у нас не было бы зависти, мы могли бы Его ощущать так же, как мы видим друг друга. Но из-за того, что там есть эти… зависть, из-за того, что там ум взбудораженный, мы не можем ощутить Его присутствия. Очень трудно, слишком много желаний. И сейчас мы очень сильно сосредоточены на всё, что касается тела. Вот, рука двигается, моё сознание там, где моя рука. Глаза…, там, где мои глаза, там, где мои уши, там моё сознание.

00:04:53 И, зная об этом, Господь принимает форму, которую мы можем, руками, ушами и глазами ощущать. Соответственно, наше сознание, само собой привлекается к этой форме. Представьте, нет формы, нет имя. Не можем сосредоточиться. Для Божества нужно принести, взять его в руки, да? Или взять ему что-то принести, уже сознание наше там находиться. А нету его. Как трудно уже, - да?- становиться.

00:05:20 И Он принимает такую форму милостивую для того, чтобы мы могли, чтобы нам легче было сосредоточиться на Нём. И храмовая комната, в которой мы находимся, она то же самое, что у нас в сердце находиться. В точности. В сердце у нас тоже есть: Господь, есть мы там, в этом сердце, вот, и куча народу там тоже есть. Другая. Гуру есть, и всякие нехорошие [неразборчиво] личности, которые нам мешают.

00:05:47 В алтарной у нас не пускают нехороших личностей, здесь таких нет. Тут, зато, здесь всё чисто, есть алтарь, Господь (точно так же, как в сердце), есть Гуру, есть вайшнавы, есть мы. То же самое. Вот Вы сейчас в сердце находитесь с Вами. Понятно, да?

00:06:05 Но здесь, в отличие от внутреннего сердца, здесь удобно. Тут там помыли всё. Не нужных не пускают, [неразборчиво] с преданными. Вот. Можем видеть, можем сосредоточиться. Вот на этой форме сосредоточиться. И вот с утра, мы призаглядываем в своё сердце, потому что когда мы утром просыпаемся, то необходимо понять, вот «Я вот сейчас буду жить сегодня». А «зачем я буду жить?», тем более, если я преданный, то надо как-то разобраться. Вот. Как дальше жить, что достигать, к чему стремиться. Ну и так, как Вы преданный, Вы всегда просите милости, то есть помощи Кришны о том… о наших начинаниях, наших делах.

00:06:50 И когда мы приходим в сердце, то есть обращаемся к сердцу, приходим на Мангала арати к Божествам, то тут важно попросить, очень важно попросить . Просить всегда, преданные всегда… зависимость чувствуют от Кришны, просто просят разные вещи. Если это чистый преданный, чистые, но все они просят. Нет ни одного преданного, который ничего не просит. Они все просят.

00:07:12 Даже вот это желание принять меня как слугу, это тоже есть просьба. Самая высшая просьба. Но преданный всегда просит о милости, всегда ждёт милости.

00:07:23 И тут важно не перепутать, что просить. Приходит в сердце, Господь смотрит на нас: «Что пришел?» Говорит: «Да вот пришел… милости просить» - «Какой милости, чего хочешь?» - « Не знаю, даже, что-то хочется, чего-нибудь, такого хорошего» - «Ну ты определись, чего ты хочешь-то. Всё, любые желания могу исполнить». «Ну, чего-нибудь такого, знаете, чтобы там…» Или наоборот, Он приходит. Говорит: «Спать хочу» - «О, очень понятно. Так иди, спи, чего мучаешься? Иди, спи». А он: «Точно, пойду спать». Желание исполнилось, возможность появилась.

00:08:00 Вот. Поэтому, тут важно не перепутать, чего желать-то. Как с той, чтобы не получилось, как с той бабушкой, с хворостом, да? Бабушка так искренне звала Господа, что он появился перед ней. «Что ж надо, бабушка?» - «Да вот, хворост на голову положите мне» - «Да пожалуйста!»

00:08:18 Да. Я Вам рассказывал этот пример, про оливки, да? Расскажу, чтоб хоть как-то развеять серьезное настроение. Один мой знакомый рассказывал свой опыт, как однажды он хотел свои Божества побаловать оливками. А в те времена они как-бы стоили недешево, и он решил подешевле найти их. Одел, вместе с джапой, чётки вот в руках, он везде ходил, Харе Кришна повторял, искал оливки. Вот. И там дорого, и здесь дорого, и вот тут, и вот как-то. Не смог купить. Возвращается домой, не купил. Говорит: «Ну, дорого. Не будем покупать. Ладно. Без оливок обойдёмся». Тут кто-то к нему подходит сзади и говорит: «Молодой человек, Вам оливки не нужны?» Он говорит: «Оливки? О, а откуда Вы знаете? Нужны» - «Ну так пойдемте» - «Да? А куда?» - «Та вот здесь вот». Они заходят за угол магазина, и там стоят ящики. Большие ящики и написано «оливки» там. Много-много-много оливок.

00:09:19 Он говорит: «Берите, сколько надо» - «Ммм, подозрительно. А почему можно брать?» - «Так мы просто склад ремонтируем здесь, а у них срок годности через пару дней кончается. И чтоб не вывозить на свалку, мы решили раздать» - «Да? Ну, подождите, сейчас я позвоню». Он звонит по телефону в храм. Это недалеко от [неразборчиво] было. Приезжает машина, загружает все эти оливки и в храм отвозит. Потом эти оливки мы ели полгода. Их выковыривали отовсюду: с риса, сабджи. Вот. Кто помнит, может ,или нет, год какой-то, девяносто шестой… Везде были. И он так с сердцем говорит: «Ты знаешь, дурак я, дурак. Надо было не оливки, а Кришна Прему просить». Помогает. Надо просить важные вещи.

00:10:08 И вот говорит Вишванатхи Чакравати Тхакур, что тот, кто утром на Мангала арати, в Брахма мухутру, просит то, о чем написано в этой песне, в Гурв-аштаке, он обретает, в конце обретает личное служение Кришне во Вриндаване. Понятно, да?

00:10:33 То есть, вот мы там, хотим разобраться, иногда мы не знаем, что просить. Если мы не знаем, что просить, надо у специалиста [неразборчиво]. Если вы приходите, допустим, в первый раз в ресторан, и там какие-то названия французские. Мы ж не знаем, что это такое. Понятно. Мы даже ни о чем попросить не можем. Но, вы можете посмотреть по сторонам, что народ ест. И можете сказать: «Мне, вот, пожалуйста, того, чего вот у него. Я не знаю, как это называется, но вот это мне туда».

00:11:00 И вот точно так же начинающий перед …там… каким-то представлением у него о том, что надо просить есть, но он может и ошибаться. Тогда нужно обратиться к тому, кто разбирается, сказать: «Мне вот того же, чего и ему». Тогда мы не ошибёмся. Поэтому, вот эти молитвы, которые возносят великие ачарьи, они просят то, что надо просить. И можно не проиграть. Мы не проиграем, если попросим того же. Они разбираются, о чем просить.

00:11:27 И каждая молитва, она является определённым желанием. И вот в этом, в этом баджане, в этой молитве Вишванатхи Чакравати Тхакура здесь это желание, благодаря которому человек может обрести Кришна Прему и достичь Вриндавана, стать личным слугой Кришны, слугой его слуг, там, во Вриндаване.

00:11:49 И что же это за баджан? Конечно, до конца понять тут ну как можно глубину? Мы будем сейчас до какой-то степени пытаться разобраться, ну хотя бы схематично, о чем речь идёт, да? Но, если б понять, о чем тут речь, да? И, вот, по-настоящему захотеть то, о чем здесь проситься, да, вот, это оценить, то даже не обязательно ждать конца жизни. Всё может сейчас произойти. Это не механическая речь, что мы просто будем, там, заучив эти санскритские шлоки и, считай, в конце, оставляя тело, мы туда попадём. Тут речь идёт об искреннем, конечно же, об искреннем обращении, желании того, что здесь написано.

00:12:28 И здесь прославляется духовный учитель. Эти восемь стихов можно рассматривать по-разному. Вот. Госвами Махарадж нам рассказывал о эту… баджан, как восемь этапов от шратхи до премы. Он каждый текст рассматривал в таком… в таком контексте. Вот. То есть, другими словами, здесь ученик, он, глядя на Гуру, да, он ценит то, что находиться в духовном учителе, он замечает особые качества. И по мере того, как ученик развивается, он начинает видеть всё больше и больше качеств. Да? Когда уже в начале он видит одно, потом он видит другое, потом третье и в конце концов он всё больше может познать до конца. Соответственно, он , видя, он хочет научиться разным вещам. По мере того, как он открывается, новые вещи, он просит о новых вещах, целях больше и стремиться вперед.

00:13:25 И эта искренняя молитва, она, то есть, вот так вот, по этапам, раскрывает качества духовного учителя. Можем попробовать помедитировать на эти тексты. И , вообще, идеально, если мы на Мангала- арати допоём этот баджан, не подглядываем в листочек, или просто мы поём на санскрите что-то там, потом мы читаем перевод, вот… Ну, ну это как-то не то, вообще. То есть, надо добиться такого, мы с тренингом поизучали эти баджаны, да? Надо добиться такого, чтобы каждое слово, оно было как парутхи для нас. То есть, вот я о парутхи говорил? Вот точно так же я вот эти тексты, и даже не просто русское слово, а именно я знаю глубину, глубину этого, образ этого слова, о чём речь идёт.

00:14:14 Я не знаю, насколько у нас сейчас получится всё это. По идеи, у каждого должен быть такой текст с эти… с этой молитвой, с пословным переводом. И каждое это слово, их надо просто сесть, да, и вот зазубрить эти образы. Попытаться представить каждый текст, попытаться представить. Чтобы на Мангала арати оно всплывало просто, все эти вот образы всплывают. Тогда будет по-настоящему. Если мы так сделаем, то от Мангала арати будет ощущение того, вот, как будто вы вскопали поле, и вы стоите и думаете: «Хорошее дело сделал. Очень. Не зря я время потратил». Вот дело. Целое дело. Сорок пять минут делают это всё. Удовлетворение будет. Вот такое должно возникать после Мангала арати. Я очень важный [неразборчиво]. Вот. А не то, что: «Ну да, Стремились там, на мелочи в другой [неразборчиво]».

Первый куплет

00:15:05 Ну, давайте попробуем, значит. Первый текст: «Самсара даванала лидха лока». «Самсара дава нала» – это означает «лесной пожар материального существования». «Лидха» - это «охваченный». «Лока» - то есть люди, охвачены лесным пожаром материального существования. Давайте, я Вам буду рисовать, чтоб хоть как то у вас образ возникал. Значит, народ – это «лока» - «люди». И они «лидха» - «охвачены». Охвачены пожаром. Горят просто. Замечали, как люди горят, да? Не видели, нет? Спокойно сидеть даже счастья мало. То туда перегнулся, то сюда перегнулся, то туда посмотрит, то начинает чего-то качаться, то туда побегут, да? Горят. Народ горит. В чем же он горит-то? В огне желаний. Чем больше желаний, тем больше мучений у человека. Потому что эти желания невозможно исполнить. Вот. И этот костёр горит, он не где-то снаружи, он горит в нашем сердце. И это причина наших страданий. Но люди-то не знают даже об этом.

00:16:30 Там был смешной такой случай. В Харькове жил пёс такой, его Шафран звали. Шафрановый потому что. Вот. И у него блохи были. Типичная ситуация, блохи. Вот. И он чесался всё время. И он посидит где-нибудь в одном место, почешется так сильно, и убегает в другое место, думает, что там блох нет. Вот. Там почешется, опять блохи в этом месте. В другое место перебегает. Никак не мог понять, что блохи – они на нём живут. И вот народ бегает там, да, чего-то хочет - это, это, и не понимает, что причина его страданий – это материальные желания его все. И пока они там пылают, он не будет счастлив.

00:17:14 И вот смотрите. Вот. Кто понимает, понимают ли люди, что причина и страдание – это желание? Они не понимают это. И так как они не понимают это, они не поют эту песню, они не хотят избавиться от этого огня. Но вот этот искренний преданный, соответственно Шри Вишванатхи Чакравати Тхакур, он искренне понимает причину своих страданий. И он говорит. Он по-настоящему это понимает, да? И поэтому он обращается за водой, к воде, говорит: «Вода нужна», чтобы полить этот пожар. То есть, пока мы не поймём, что мы больны, мы не будем лечиться. Пока не поймём, что мы горим, не будем звать эти тучи. И, вот, первое осознание, которое должно прийти к человеку - что «я страдаю и мне, и меня нужно спасать». Мы должны просто прийти и сказать: «Я горю, и меня спасайте!», «Спасайте!» Вот. Как спасать? Что нужно, чтобы, огонь, значит, потушить? Нужно облако.

00:18:15 И вот здесь дальше поется : «транайа карунйа -гханагханатвам». «Транайа» - это «чтобы спасти», чтобы спасти этих людей, идёт милостивая «гханагханатвам» - «облако». «Гхана» - это «облако», «гханагханатвам» значит «подобна облаку». Подобна облаку, милостивая, облако милостивое, потому что оно льет воду везде, да, и не спрашивает даже она «нужна вода, не нужна она». Если есть желание, всё равно кто-то поливает . И вот эта гханагханатвам транайа карунйа. Вот облако идёт. Какая особенность у тучи? Почему подобен тучи? Несколько, ну, этот образ.. Во-первых, что … откуда воду берут тучи? [«Не знаем» – ответ из зала]. Откуда-то в другом месте. Представьте, этот народ горит, да? И он говорит, да : «Так Вы бегите к крыше и там Вам нормально будет». Они не успеют добежать. До Ганги-то далеко. Тут трансцендентный океан где-то, да? Как они туда подойдут? Их не возьмут туда. Но облако, оно берёт воду оттуда, издалека, да, и несёт эту воду, трансцендентную воду, которая гасит лесной пожар этот, да, издалека приносит прям к пожару, прям вот там, где эти, народ горит. Вот ведь какое особенное, особенное облако. Льёт оттуда, куда мы не сможем сами прийти. Он берет оттуда и приносит сюда. Подобно облаку. И это облако, чем оно полно, это облако? Что там внутри этого облака, что это за капли, которые там в этом облаке есть? [«Милость»– ответ из зала]. Ну что за милость? Это милость оттуда капает, да, вот оттуда милость капает. [«Качества» - ответ из зала]. А что это представляет, что за вода такая? Ну, понятно, что у нас там огонь – это материальные желания. А туда нужно воды залить. Что под водой имеется ввиду? [«Према?», «Милость Кришны» - ответы из зала]. Нет, ну, это - милость Кришны – понятно. [«Любовь Кришны» - из зала]. Ну, вот здесь написано: «праптасйа калйана-гунарнавасйа». [«Благих качеств» - из зала]. Целый океан хороших качеств. То есть, это облако не несёт просто воду, да? Воду, которая погасит наш пожар в сердце. Это океан хороших качеств.

00:20:33 «Гунарнавасйа», «калйана-гунарнавасйа». То есть, капли, вот, которые капают, это «калйана». Ой [неразборчиво]. «Калйана» - значит «благоприятный» или «духовный», да? «Калйана» - гуна, качество. Вот если эти качества, они упадут в наше сердце, попадут в наше сердце, да? То тогда этот огонь погаснет.

00:21:03 «Праптасйа калйана-гунарнавасйа ванде гурох шри чаранаравиндам». Вот первый куплет. Это понимание ученика о том, что он горит. Его желания эти там его распирают всего, да? И он мучается, и ничего с этим всем сделать… Куда бы он не побежал, ему будет всегда плохо. И в раю, и в аду, и везде, где угодно. И, наконец, он понял, что причина именно в этом. Но погасить его можно только другим желанием, другим сознанием. И, вот, духовный учитель… Он понимает – нужен духовный учитель. Тенденция к знанию у человека уже. Человек, который другими качествами обладает. И если он прольёт милость, то есть передаст мне милость, эти качества, если эти качества в меня попадут, только тогда я смогу спастись от этого страдания.

00:21:49 Вот это начало духовной жизни, когда человек признаёт Гуру, как спасителя. Вот в таком состоянии, вот, говорит: «Спасите нас!», «Спасите!». Пока он это не поймёт, он не будет к Гуру серьёзно относиться. Он будет думать, что ну вот послушал здесь, там здесь послушал. Можно делать, можно не делать там…

00:22:08 Примером такого предания Гуру является, ну, такой жажды, что нужно получить милость духовного учителя, потому что по-другому никак не смогу, Нароттам Дас. Помните его жажду, да? Он, он пришёл во Вриндаван получить посвящение в Лочана Дас Госвами, Лочана Госвами. И Лочана Госвами был настолько смиренным, вот, он дал обет, что никогда никаких учеников не будет принимать, и Нароттама Дас Тхакур вот всячески пытался ему служить. Тот не принимал служения, никакого, ничего не надо было. Никакой возможности. Ничего нельзя было сделать. И Нароттам Дас Тхакур, его служение было, он ходил вокруг ашрама Лочана Госвами, чтобы никто не потревожил духовного учителя. Тот его не видел, он вокруг ходил. И он там старался там, чтобы там было тихо. И потом, в конце концов, он ещё, ещё догадался, что для него можно сделать. Он чистил этот туалет, в который ходил Лочана Госвами. Вот такая была жертва. Пока Нароттам Дас… пока Лочана Госвами не поймал его… через год. Через год он его поймал. Никто не знал об этом. Он поймал его, говорит: «Как ты мог это сделать?», «Почему ты это делал?» Говорит: «Я хочу просто служить, хочу получить Вашу милость, хочу принять Вас духовного учителя».

00:23:40 Вот такая решимость у человека должна быть. По-другому я не спасусь. Ни психология, ничего не спасёт, ни деньги, ни переезд не избавит меня от страданий. Вот этот человек может избавить меня от страданий. И когда в конце мы говорим «ванде гурох шри чаранаравиндам», это означает, что… Почему мы вообще перед Божествами это всё говорим, перед Богом говорим, в сердце? Мы говорим: «Вот, что я ценю», да? Устрой жизнь так, да, чтобы я мог обрести, чтоб я мог получить милость Гуру. И когда мы просим Кришну о чём-то, да? Он… Ему только вот попроси, он запросто всё устроит. Он устроит Вашу жизнь так, чтобы вы могли, вся ваша карма, да, вся ваша вот обычная, обычная видимость, она так построится, чтобы вы могли обрести желаемое. Если просительски попросить об этом.

00:24:30 И когда мы говорим, что «склоняюсь перед Гуру», тем самым говорю то, что ценно для меня и то, что я хочу… обрести… милость Гуру.

Второй куплет

00:24:39 Первый куплет. Второй куплет, что самое важное в духовном учителе, да? Когда человек верит в него. Вот. Он предался - самое главное качество, которое первое бросается в глаза человеку, который стал серьёзно на путь Cознания Кришны. Знаете, какая, да? Что лучше, чтобы прогрессировать в Кали югу? Какой духовный путь? [ Ответ из зала]. Нет, нужно повторять Харе Кришна мантру, повторять. Пробовали повторять Харе Кришна мантру? [«Пытались»- ответ из зала]. Как у вас попытки? В вере не теряетесь в этом? Не тяжело, нет? [«Бывает»- ответ из зала]. Ха-ха-ха, Игорь говорит, тяжело. Мы уже полтора года пытались, Игорю тяжело уже. Сколько, да?

00:25:27 То есть иногда мы теряем, ну, как бы вот, тяжело бывает. В начале, допустим, надо поверить, что это… Чтобы что-то делать серьёзно, да, нужно в это поверить, нужно опыт какой-то, доказательства нужны какие-то, да. Вот. И первое, чему учится, да, человек у духовного учителя, он видит, что духовный учитель, он обладает абсолютный верой святой повторения Святого имени. И вот этот второй куплет он как раз говорит об этом качестве Гуру.

00:25:59 «Маха прабхох киртана-нритйа-гита вадира-мадйан-манасо расе ». «Киртана» - это петь, «нритья» - танцевать, а «киртана» это у нас… [«Повторять» - ответ из зала]. А, нет, Маха Прабху киртан, киртан Господа Чайтаньи состоит из: «нритья», «гита» и «вадитра». Танец, пение и игра на музыкальных инструментах. То есть, понятно? Киртан Господа Чайтаньи состоит из этих трёх вещей. Это метод, который Господь Чайтанья дал для практики. Пою, «киртан» , то есть «нритья», потом это – танец. «Гита» - это пою, «вадитра»- это играю на музыкальных инструментах. Это киртан Господа Чайтаньи.

00:26:50 Вот. И он от этого киртана, да, испытывает... его ум опьянен этим. «Мадйан-манасо расена». Его ум «мадйан», как «мадера», да? Вино такое есть. Он опьянен, его ум опьянен этой расой. И, поэтому, волосы на его теле стают «романча-кампа», его волосы стают дыбом, «ашрутаранга» - слёзы ручьями льются из его глаз, «бхаджо» - когда он испытывает, всё это он испытывает.

00:27:24 «Ванде гурох шри чаранаравиндам». И, вот тут можно сказать, тоже вчера мы говорили, такая вещь, вот эти сильные эмоции, да? Ну, вот там дрожь, там, волосы дыбом испытывают также и материальные люди. То есть эмоциональное вот это вот проявление, оно может быть вызвано разными причинами. Просто хороший спектакль человек смотрит, и вот там очень сильно накрывают эмоции, да? Или кто-то испугался сильно, да, пугались вы? И волосы дыбом становятся. Там: «У-у-у-у!», «А-а-а-а!». Ха-ха. Что это, экстаз, что ли духовный? Нет, конечно, это материальные эмоции. Но здесь говориться, что духовный учитель испытывает счастье от киртана Господа Чайтаньи. Вообще, разные киртаны бывают. Есть там Кали киртан, да? Дурга там, Шива киртан. Даже люди с материальными мотивами Богу поклоняются, есть очень такие верующие люди, прям очень сантиментов очень много у них. Но при этом это не чистое преданное служение.

00:28:29 Но здесь написано, что он испытывает счастье от киртана, то есть, от настроения, в котором находиться Господь, чистой преданности. Вот от этого киртана он испытывает экстаз. И когда вы видите, рядом со мной человека, который верит в святое имя, вот, вы ходите и не знаете, Харе Кришна вообще правда или нет. И [неразборчиво] человеку, который повторяет Харе Кришна, Он мне так нравиться. Вы смотрите – вообще, надо же [неразборчиво], он так поглощен этим, и ему хорошо. И думаете: «Я тоже хочу, дайте я тоже попробую, дайте так мне так сделать, как мне такого добиться?»

00:29:08 «Я предаюсь, но у него такое качество есть, он счастлив от Харе Кришна». Да? «Я ценю это и хочу научиться тоже Харе Кришна повторять». Вот самое лучшее служение преданное. Вы спрашивали, какое служение, как мне сделать так, чтобы преданные были довольными? Вам скажу секрет. Преданные на самом деле, они, что им интересно? Им интересно, чтобы их вера в то, что Кришна есть, да, она увеличивалась. И если вы строго следуете садхане, строго следуете практике, то это самое лучшее служение преданным. Что глядя на вас, они будут верой, будут расти, и они будут вам благодарны. Потому что когда рядом неверующие, то тогда даже свои попытки, ну какие-то там, что-то там серьёзно делать, они глохнут.

00:29:54 И вот, духовный учитель – он такой, олицетворение вкуса святого имени. И ученик замечает, он говорит - супер просто. У него есть эта привязанность к святому имени. Кришна, устрой так, чтобы я научился этой привязанности. Вот такой веры в святого, вот такой привязанности. Глубоко в почтении склоняюсь перед духовным учителем, я ценю это, я хочу обрести это качество.

00:30:17 И потом. Да. И вот Шрила Прабхупада, он как раз такой верой обладал. Я не знаю, вот приходилось ли вам проповедовать? Приходилось, наверное. И вот я заметил, чем дольше находишься в Харе Кришна, да, тем труднее объяснить человеку, что такое Харе Кришна. Потому что думаешь, ну он вообще не понимает. Ты ему объясняешь, да, о чем речь, а он, а он не может понять, у него потому что там… Раньше казалось очень просто объяснить. Ну, просто: вот так и вот так.

00:31:00 Но чем больше ты понимаешь, что это такое, да, тем больше думаешь: «Как это объяснить? Как донести эту идею?» Вот. А донести очень трудно. Но что может дать человеку вот это понимание, если он будет Харе Кришна повторять, да? Он очиститься и всё придёт. Хотя кажется, пришёл пингвин какой-то. Как он вообще преданным станет? Как он вообще? Он, вот смотрите, с клювом. Или ёж какой-то приполз, смотришь – думаешь : «Ну как этот греховный человек?» Да?

00:31:30 И Шрила Прабхупада, он, представляете, приехал к хиппи, да? И он [неразборчиво], им понравилось так. Они такие хорошие, но там какие-то были очень низкие люди. Но он обладал непоколебимой верой святой. Он говорил, пусть они просто поют Харе Кришна и кушают прасад и всё будет нормально. Так и было. А мы – «Ну как ему объяснить?» Вот, да? Но Шрила Прабхупада, он такой верой обладал, и, и в киртанах он всё время так прыгал. Да, ему нравилось петь Харе Кришна. Часами мог петь вместе с преданными.

Третий куплет

00:32:07 Так, следующий текст, третий. «Шри-виграхарадхана-нитйа-нана». Значит, «шри виграха» - это «божество», «арадхана» - это значит «поклоняться», «нитйа» - «ежедневно». То есть духовный учитель ежедневно поклоняется Божеству. Он предлагает Им различные одежды – «шрингара», и он также моет Его храм. То есть, для духовного учителя всё равно, что делать. То есть, он не рассматривает служение: там престижное, не престижное, и так далее. Он может, как мыть, как делать простые вещи, так и делать, ну, какие-то, что-то на алтаре, он может делать.

00:32:53 И там «мандира-марджанадау йуктасйа бхактамш ча нийунджато 'пи». Он не только сам занят этим служением, но также вдохновляет служить Божеству и других. У кого нет Божества, я объясняю, что это значит.

00:33:10 Вот когда мы говорили: «Надо служить». Да? Вот, допустим, говорят, надо... вот святые имена повторяем. Начали повторять святые имена. И что-то вот не идёт. И это надо, потому что быть в настроении слуги. Я думаю: «О! Надо быть в настроении слуги!» Но я говорю-то сейчас, как слуга, ведь? да? Я ведь слуга? Харе Кришна. Кришна, я твой слуга, вот, повторяю, как слуга, Харе Кришна мантру. Но не так мне быть слугой. Быть слугой - означает делать то, что говорят… говорит хозяин. «Ну», - говорит,- «ну, я вроде повторяю Харе Кришна. Вот то, что надо». Ну, попробуйте сделать вот так.

00:33:48 Теоретически быть слугой на словах очень легко. Но представьте, вот есть живой человек, да? И у вас есть какие-то планы: вот вы хотели пописать там, почитать. И этот живой человек говорит: «Знаете, надо сбегать в магазин». А вы говорите: «Знаете, а я хочу писать вот здесь, читать». Говорит: «Нет, ты ж слуга, да? Значит надо бежать в магазин. Ты же мой слуга. Беги в магазин. Твоё желание – это второе дело». И тут сразу возникает: «Как трудно быть слугой!»

00:34:19 И, вот, Божеству служить, это ,вот, означает, что мы ставим свои желания вторыми. Божеству служить – это означает утром надо встать. «А я не хочу вставать!» - «А тебя не спрашивают. Ты ж слуга? Значит, должен встать». И как это трудно! Потому что мы привыкли исполнять свои желания – когда хочу и где хочу. А тут служить Божеству - это означает научиться выполнять его желания, а свои желания терпеть. И не делать, когда нужно. И Божествам очень просто, потому что там они встают в одно время, кушают в одно время, какая-то планированность есть, ну, какое-то милосердие есть. А представьте, представьте, Гуру служить, да? Он может захотеть кушать в другой момент. Он может ночью что-то там нужно сделать, да? Очень трудно быть слугой.

00:35:10 Вот когда человек служит Божеству, на самом деле очень практичная вещь – научиться быть слугой. И узнать, как это трудно. И вот духовный учитель, он готов, ну, ради Кришны, сделать всё, что угодно. Он может украшать его алтарь, а если нужно – может строить храм, а если можно, нужно будет – мыть пол. Всё, что нужно делать, он будет делать. И настолько ему нравиться подчиняться желаниям Кришны, что он этим вкусом вдохновляет пингвинов и ежей делать это. Понимаете, да?

00:35:49 Вот, если кто-то из вас был главным пуджари, иногда трудно бывает кого-то вдохновить служить Божествам. Говорит: « А можете завтра Божеств разбудить?» - «Нет, я не могу. Очень сложно. У меня другие планы». « А можете переодеть?» - «Нет-нет». «Привезти для Божеств что-то можете?»- «Нет. Нет». Очень трудно других вдохновить. Особенно, если вы сами не вдохновлены. Если Вы сами хотите поспать и говорите: «А ты можешь провести, там, Мангала арати?» Он смотрит на вас, такой, тоже не вдохновлённый, [неразборчиво], думает: «Зачем мне это нужно. Я тоже хочу свои желания исполнять». Да?

00:36:25 Но духовный учитель настолько рад быть слугой. Я вам расскажу историю. Интересная была история. Это не то, что даже духовный учитель, это один из старших преданных, мною знакомый. В Маяпури был случай. Это была Гоури Пурнима, и в этот день нужно как можно больше служить, как можно больше петь, и делать, и в этот день мы постимся. И в Гоури Пурниму в Маяпури я был. И, значит, всё утро, значит, пел, там, всё делал, пел, где-то часов одиннадцать уже дня, и вроде уже непонятно, так вроде не поётся, а вроде спать нельзя, потому что ну как-то нехорошо в Гоури Пурниму спать, нехорошо. Грех просто. А чем заняться – я не знаю. Ну я ходил, думал: вот это, вот это. И вот ходил вокруг этой, своего домика, думал поспать. Потом вечно: «Нельзя спать!»

00:37:20 Я проходил, а там было много домиков. Возле одного из домиков я увидел какого-то энтузиаста такого, какой-то вот такой радост… такой праздничный, такой какой-то экстаз. Что там происходит? Зашёл туда, посмотрел, и вижу такую сцену: преданный один, святой человек, у него маленькие Божества Гоури Нитай. И он решил, и он в этот праздник, в Гоури Пурниму, решил устроить для них абхишеку. Божества маленькие, но праздник был очень серьёзный. Пять преданных, они резали овощи, делали соки настоящие, выжимали там соки, они готовили там эту кунду. Я смотрел на всё это, вот это вот такой, это служение, и думал: « Бхакта, меня возьмите, я, знаете, пуджари тоже!» [Смех из зала]. «Я в Москве главный пуджари, возьмите меня!» Говорю: «Ну, хорошо, вот ты можешь, ой, фрукты нарезать вот для салата». Я с таким экстазом вообще начал это резать. Думаю, да, вот, сейчас мы будем делать очень серьёзную. Сделали эту абхишеку, потом мы стали петь баджаны для этих божеств. Вот этот прекрасный преданный, он был настолько энтузиастичен в поклонении, да, что на самом деле мы так из-за него все вдохновились.

00:38:23 И когда мы, это три часа или четыре часа это всё проходило, время пролетело, как одно мгновение. И потом мы даже не подумали: «Сейчас, вот знаете, сейчас пол , там три литра чит-амриты, сейчас мы как выпьем все»,- вообще мысли не было такой. Мы почтили по две капельки, и пошли принимать омовение в Гангу. И это было настолько много счастья, что мы просто летели туда на Гангу. Вот. И прыгнули в тот самый момент, самый благоприятный момент, в который можно было принимать омовение на Гоури Пурниму, когда Луна восходит. Самый считается хороший момент. И этот преданный сказал, что лучшее его омовение, хотя он уже лет шесть жил в Индии где-то там, это было лучшее омовение в Ганге, - что такое служение. И вот для это было таким вот, я видел, как человек предан Божествам, как ему нравиться, чтобы Божествам было приятно.

00:39:11 И вот духовный учитель, это тот кто… ему нравиться подчинять свои желания желанию Кришны. Очень практично. Если нам трудно подчиняться желаниям Кришны, надо просить, чтобы это качество появилось. Вот, у Гуру оно есть. Надо молить Кришну, чтобы Он научил нас этому, чтоб это проникло качество в наше сердце.

00:39:38 Следующее. Теперь, получается, святое имя, потом, следующее – это подчиняться, быть слугой просто, научиться быть слугой. Иначе святое имя просто не раскроется. Но что Кришне нравиться, какое служение Кришне нравиться больше всего на свете? [«Знание преданных»,- ответ из зала]. Ну да, вот мы это знаем, но как это трудно делать на практике. Вот. И можно… Гуру является олицетворением этого качества. Вот. Посмотреть, как Гуру нравиться служить преданным. И надо, очень хочется такое качество обрести. А оно само по себе там не возникнет, не появиться [неразборчиво]. У нас такого нет, у нас там пожар горит, а вот в этом облаке оно есть. И в какой-то момент до человека преданного доходит: «Если я хочу доставить Кришне, доставить по-настоящему счастье, нужно стать слугой Его преданных». Надо научиться быть слугой преданных.

Четвёртый куплет

00:40:37 И вот этот четвёртый куплет, от поётся такой: «Чатур-видха-шри-бхагават-прасада». «Четыре вида» - «чатур видха», четыре вида, «шри бхагават прасад», то есть «предложенный», «предложенный Кришне», «сваду» - вкусный, «анну» - «пища». Четыре вида предложенной Кришне вкусной пищи. Вот. И он что делает, с этой пищей-то, духовный учитель? Он хари-бхакт этой пищи. «Хари бхакт» – это преданный означает. Он их кормит, до полного удовлетворения. И, «критваива», «сделав это», то есть, накормив преданных, они говорят, в экстаз впадают. И когда он видит, что им хорошо, он от этого, от есть, сделав вот это всё, что им приятно стало «критваива» - сделав это, «триптим бхаджатах сада эва». «Триптим» - означает «он испытывает», «бхаджатас»- «удовлетворение», от этого, от того, что им хорошо, он испытывает удовлетворение. [«Всегда»,- реплика из зала]. Всегда, «сада эва», да.

00:41:56 Вот такое необычное свойство. Вот. Обычно, вот чувствуешь удовлетворение, когда там, ну внутрь туда что-то попадает, да? Вот, хорошо нам становиться. А тут, понимаете, туда, внутрь, ничего не попадает, а другим попадает. И когда ему хорошо, видишь, ему хорошо, и самому становиться счастливо. Вот это вот свойство духовного учителя. Вот, он всегда слуга преданных.

00:42:24 Вот бы такое, конечно, качество обрести, было бы классно. Надо молиться Кришне, чтобы это качество, которое, ну, хочет нас Гуру научить, оно проникло в наше сердце.

00:42:37 Это пример у меня есть. Я вам уже рассказывал этот пример, про Шрилу Прабхупаду, когда… там несколько было таких случаев, один из этих случаев, когда у Шрилы Прабхупады была Гуру-пуджа и преданные прыгали там вокруг Шрилы Прабхупады, кричали «Джай Шрила Прабхупа» там, так вот [неразборчиво], а , а он играл на этом вот, стучал в гонг . Всё это происходило, а преданные подходили, они [неразборчиво] предлагали лепестки ему. Тоже, кстати, я видел такой видеофильм, где вот это была Гуру-пуджа, и я так со стороны смотрел и думал: « Ну они как, вот как сумасшедшие прыгают», - думаю,- «Надо же, что они так прыгают, вот, ненормальные что ли, вот?» А потом понял. Это что же он им такое дал, да? Что они так прыгают? Что они так его… преклоняются перед ним. Что он такое им дал? То есть, что-то они такое чувствуют особое.

00:43:34 Вот преданные, они чувствовали… и были благодарны Шриле Прабхупаде, выражали своё почтение – предлагали эти лепестки, которые олицетворяют их привязанность, сердце, эти лепестки, которые мы предлагаем , да, Шриле Прабхупаде, это значит – наше сердце, привязанность наша. Мы предлагаем себя ему. И вот один из преданных который предлагал вот так лепестки, Шрила Прабхупада его подозвал, говорит: « А что у тебя с ногой?». Говорит: «А что с ногой?» - « А вот у тебя там…» А это поют, все поют «Джай-джай Прабхупа», и там, «Шри Гуру чарана-падма» там, стучат в эти бубны, барабаны, а он так разговаривает с ним, не обращая внимания на всё это: «Что там с ногой? [неразборчиво]».

00:44:16 Да? А он говорит: « А вот это надо сделать, и вот это. Деньги есть у тебя?» Там достал с кармана, там деньги, ему: «Вот тебе, возьми». Вот так. Этот преданный стал, вообще ничего не мог понять. И вот он сам рассказывает, что это было настолько для него, ну, сильно, что он всю жизнь про это помнил. То, как Шрила Прабхупада заботиться о преданных. На самом деле, он был счастлив, когда его ученики были счастливы. Такое качество Гуру.

Пятый куплет

00:44:47 Следующий текст. И вот если человек поёт святое имя, если он научился быть слугой, и научился быть слугой слуги, то тогда он может, тогда Кришна перед ним раскрывается. И он проявляет сильный вкус вообще, ему нравиться всё, что связано с Кришной. Сейчас читаешь что-нибудь и думаешь: «Да-а-а… Надо читать…» Вообще - спать хочется. Вот. Но когда у человека вот это всё есть, эти качества есть, уже появились, у него следующее, что появляется - сильная жажда, сильное желание, такая страсть, духовная страсть, к тому, чтобы слушать о Кришне. И вот это качество начинает замечать ученик в своём Гуру.

00:45:39 «Шри радхика-мадхавайор пара-мадхурйа-лила-гуна-рупа-наманам». «Шри радхика-мадхавайор» – это значит «Радхика и Мангала», «авайор пара» – означает «безграничный», «мадхурйа-лила-гуна-рупа-наманам» - «любовные игры, качества, формы и имя». То есть, духовный учитель «пратик шанасвадана», «каждая» – «пратик», «шана» – «мгновение», «свадана» – «наслаждаться», «лолупасйа» – «жаждить». Каждое мгновение своей жизни, это «лоури» называется. Вы будете когда проходить в начале апреля, вы узнаете, что такое лоури, это квалификация, чтобы обрести бхаву. Да.

00:46:22 Вот это сильное желание каждое мгновение наслаждаться играми Радхи Матха. И вот это качество Гуру Шрила Прабхупада проявил. История есть, в дни в Вриндаване, в семьдесят втором году был Джанмаштами. Преданные со всего, там, их штата, они съехались во Вриндаван, чтобы устроить Джанмаштами вместе со Шрилой Прабхупадой. Он давал там лекции, и вот этот праздник они вместе праздновали. Весь день они постились, и когда уже была ночь, соответственно, двенадцать часов ночи, преданные они только ждали: «Когда же у нас будет прасад?», «Сколько можно уже?» Вот, но они набились в такую комнатку, как эта. Здесь Шрила Прабхупада сидит, сотни преданных в этой комнате. Никто не хочет уходить, потому что исторический момент, Джанмаштами. Шрила Прабхупада, и эти все. И Шрила Прабхупада сказал с учеников: «Давайте почитаем источник». Вот. Они стали читать источник, и преданные уже, ну, представьте, не кушали весь день, не пиши, не кушали, и ночь уже, прасад за дверью, ну, и источник стали читать. Первую главу, да? Они стали читать первую эту главу, они [неразборчиво], ждали, когда же она кончиться, когда это. Шрила Прабхупада, он сидел с прямой спиной, с полным вниманием слушал свою же книгу.

00:47:50 Иногда спрашивали: «Почему Вы слушаете эти истории? Это же Вы их написали» - «Потому что это Кришна написал». Ему нравиться всё, что связано с Кришной. Он так сидел, и слушал. Постился так же, как они. Вот. Они прочитали этот первый рассказ, и все закричали: «Шрила Прабхупада Ки Джай!» Все радуются, сейчас будет прасад. Говорит: «Следующий рассказ». Следующий рассказ начинается с молитвы [неразборчиво] Кришне, который выходил [неразборчиво]. И они, говорит, «хорошо» сказали. Мы до боли осознали, насколько много этих полубогов во вселенной. [Смех в зале]. Разговорчивых, говорит. Они всё молились и молились, говорит, так было тяжело, и уже все преданные начали просто засыпать, просто рубить, падать. А Шрила Прабхупада сидел и все так смотрели на него, не понимая. Он, вот это, что ли, необычное, чудо какое-то.

00:48:45 Всё внимание его было там. Он очень внимательно слушал и не на мгновение не отвлекался. Все понимали – это совершенство, видя такие - одно совершенство. И, под конец, когда он уже прочитал до конца, и несколько человек подпели там «Шрила Прабхупада Ки Джай», он говорит: «Следующее». И уже все просто стали: кто падать, кто стонать там, в общем, кто [неразборчиво], уснул и головой стукнулся об пол, просто об пол, все другие проснулись. [Смех в зале]. Саньяси стали там падать с этими данвами. Ну, что-то происходило, небывалое.

00:49:20 Шрила Прабхупада очень внимательно слушал. На третий, третья глава уже закончилась, открыл глаза, увидел эту картину, Курукшетру он увидел. [Смех в зале]. Он сказал: «Да, очень, я вижу, вы устали. Наверное, мы на этом закончим». Все проснулись, «Шрила Прабхупада Ки Джай!»

00:49:42 Вот. Они вышли, они вышли туда, они вышли, а там повара – они спали на этих котлах, там … всё уже [неразборчиво] до трёх часов ночи. Все преданные понимали, глядя на Шрилу Прабхупаду - это совершенство. Так ему нравилось слушать о Кришне.

00:49:56 И другая есть тоже такая же смешная история. Шрила Прабхупада во Вриндаване, он давал лекции, но иногда он просил кого-то из своих учеников сесть на тисасу и рассказывать лекцию. И это была неожиданность. Вот. И не знаю, кто бы из нас захотел оказаться в такой ситуации, когда духовный учитель сидит и слушает нас, а мы тут должны «класс», знаете, рассказывать перед ним.

00:52:20 Он попросил одного преданного, этот преданный хороший лектор, вот, но он так смутился, вот, в этой ситуации, что он вот смотря вниз, он так смутился, и он что-то говорил, это было совершенно не связно. Он перескакивал с одной темы на другую, и преданным даже так неудобно стало, что вообще такое говорит при Шриле Прабхупаде. И тот искренне старался на всё, что вообще мог. Преданные, они краснели, бледнели, и засыпали, и вообще не могли это слушать, неприятно даже было слушать, потому что, ну, никакой связи не было. А тот старался изо всех сил. Шрила Прабхупада внимательно его слушал. Когда он закончил лекцию, он обнял его, и: «Очень хорошая лекция!» Вот такие, вот так вот был привязан к искренним прославленьям Кришны.

00:51:09 И вот такое, такое не возьмётся само по себе. Оно возьмётся, если оно… если Гуру даст это качество. После того, как мы будем повторять святое имя, после того, как мы будем служить Божеству, то есть, подчинять свои желания желанию Божества, после того, как мы будем слугами преданных, тогда у нас по… может появиться следующее качество. Если Гуру даст это, то, что появиться жажда слушать о Кришне.

Шестой куплет

00:51:38 И следующий куплет описывает, что духовный учитель, он в духовном мире служит божественной чете во Вриндаване. «Никунджа-йуно рати-кели-сиддхаи». Чтобы довести, «сиддхи», чтобы до сиддхи, до совершенства довести любовные «рати-кели», любовные игры Радхи и Кришны, которые проходят в «кунджа», Гопи «йа йалибхир»- они устраиваю «йуктир» - разные приготовления. Они приносят там в кунджу разные всякие вещи. И духовный учитель «татрати дакши». «Дакши» - значит, он умелый и специалист такой он вообще, знает, чего там как нужно, что _ там поднести гопи ,чтобы они там украсили, слуга гопи. Что нужно поднести так, он очень хороший специалист в этом, соображает, где когда чего нужно делать в духовной реальности. То «ати-валлвбхасйа» - он очень дорог Кришне. За то, что он слуга слуг во Вриндаване. Он очень дорог Кришне.

00:52:43 «Ванде гурох шри-чаранаравиндам». Это очень возвышенное качество духовного учителя, и сейчас я, вот глядя на [неразборчиво] духовного учителя, не могу видеть, что он служит в духовном мире. Это постепенно, когда всё предыдущее происходит, да, и когда и слуга преданных, и всё-всё-всё-всё-всё, в какой-то момент это призрение наше будет меняться, мы начнем видеть такие вещи. Гуру откроется в такой степени. В какой-то момент мы искренне захотим преклониться перед этим и обрести желание участвовать в этом. В какой-то момент это произойдёт. Будущий.

00:53:19 Вот. И духовный учитель, он [неразборчиво] . Духовный учитель, он вот это качество есть, что он слуга в духовном мире.

00:53:31 Рассказывают, что Рагхунатха Дас Госвами, он кушал очень мало и редко, вообще пил пахту, вот. Представляете, потребности тела стали вообще, они не удовлетворялись практически. Победил все четыре потребности, которые есть у человека, вот. Что очень говорит о высокой привязанности к духовному, к любви Кришны, сильно, вот. И, однажды… Он каждый, он каждый день, он давал гора-гхатху . Он не оставил этот мир по просьбе преданных, они попросили его – он хотел сбросить себя с Муладхана, покончить с собой, потому что Чайтанья покинул [неразборчиво]. И он пришёл во Вриндаван, чтобы это сделать. И преданные попросили его остаться и каждый день рассказывать ему, им о Господе Чайтанье. И когда он рассказывал о Господе Чайтанье, он находился вместе с Господом Чайтаньей в этот момент, и ему было хорошо. Вот.

00:54:25 И каждый день четыре часа он рассказывал о Господе Чайтанье. Они приходили к нему на киму кутир на хахлиму , вот, в одно и то же время, тайно, в одно и то же время приходили. А питался он пахтой через день просто, вот. И они как-то пришли, а он не выходит. Думают, ну что ту, как-то уже час прошёл, два, он не выходит, что случилось, может, заболел. Они к нему заходят – он сидит, лежит. Говорит: «Ой, что-то плохо мне». Они Ковираджи вызывают. Ковираджи пришёл, пощупал пульс. Говорит: «Так, переел»,- говорит. «Махарадж переел. Госвами. Никак сладкого риса переел». Говорит: «А вы что думали, просто переел так от пахты? Он не ест ничего, кроме пахты? Что это вы такое говорите?» И, Рагхунатха Дас Госвами признался в том, что переел. Просто не мог удержаться. «Там такой сладкий рис сварили для Кришны».

00:55:22 В духовной реальности его служение было то, что он помогал варить сладкий рис, вот, который вот Кришне в этом храме Кришне предлагает. И когда Кришна его попробовал, этот бхоуи Шри Мати Радхарани прасад, все попробовали, потом этот Маха Маха прасад вот и заслужили, огромный чан, со всем Маха прасадом сладкого риса достался. Говорит, не мог удержаться. [Смех из зала] Он переел в духовном мире. И это отразилось даже, вот, на этом плане. Говорит, ну извините, говорит, не смог, вот. Вот это духовный учитель, он занят служением в трансцендентной реальности. Вот эти качества, которые тут в облаке находяться.

Седьмой куплет

00:56:05 Следующий текст, он описывает татву о духовном учителе, кто такой духовный учитель. И здесь говориться, что духовный учитель «сакшад дхари». «Сакшад» – значит, «свидетель» или «непосредственный, представитель». Непосредственный представитель Хари. Он говорит, хочу видеть Кришну, ну, пожалуйста – вот. Представитель. Это тот вот. Для него что-то делаешь, то же самое, что для Хари делаешь. Нет никакой разницы. «Сакшад Хари». Об этом говорят «самаста-шастраих», все священные писания говорят, что Гуру – это Хари. Вот он кто.

00:56:44 «Уктас татха бхавйата эва сабхих ». «Уктас» – это означает, сейчас скажу, что это означает… «принимать», это принимает, так же как «ха бавйата сабхих» - «великие святые». То есть, то, что Гуру – это Хари, об этом говорят священные писания и это говорят святые. Можно им поверить. Что Гуру… но при этом «кинту прабхор йах прийа эва тасйа», но при этом он дорог «прийа», «эва тасйа» - Ему, Верховному Господу. То есть, с одной стороны, Гуру – это сам Хари, но при этом, это не Хари, в том смысле, что это не Бог, это возлюбленный слуга Бога.

00:57:28 Помните, я этот стих , я вам расс… цитировал этот стих, что, как там, как этот стих… Когда Господь [Отвечают из зала] Да-да-да-да! Вылетело сейчас из головы это, но перевод такой, это Господь Нараяна себе говорит, что когда Намасундара прибежал к нему, что я не независим «Ахам бхакта паратьям …бхакта-бхакта джана твая». Что моё сердце, да, оно находиться в бхакте. И также он говорит, что я… я всегда думаю о преданных, так как преданные всегда думают обо мне. Поэтому так, как он Его возлюбленный слуга, то получается всё сознание Господа находиться сосредоточено на преданных. Всё, что вы с преданными делаете, воспринимает непосредственно сам Господь. Вот это татва духовного учителя. И в глубоком почтении я склоняюсь перед ним. И, соответственно, если я всё это знаю, что Гуру - спаситель, что Гуру обладает этими качествами, и вот Бог передо мной здесь на алтаре, то чего можно сообразить, сделать? [«Поклоняться»- ответ из зала]. Сообразить надо сделать – попросить у Господа, чтобы он устроил так, чтобы я получил Его милость, чтоб эти капли просочились в моё горящее сердце.

Восьмой куплет

00:58:49 Поэтому, последний текст – это просьба. Молитва, они всегда одинаково построены. Сначала идёт прославление, потом просьба. [Смех]. Всегда вообще. Поэтому, в конце Вишванатхи Чакравати Тхакур, и если мы сообразим, и мы тоже можем попросить, надо присоединиться к его просьбе. Он просит, говорит: «Без милости - «йасйа присадад», без милости духовного учителя милость Кришны невозможно обрести». Потому что, если я в этом «гагу», туда Кришна не придёт, никогда не придёт Кришна. Без милости духовного учителя не смогу обрести милость Кришны. Я нуждаюсь в этой милости. Потом говориться, если …, а если получить милость Кришны, то есть, можно получить милость Кришны, без его милости «йасйапрасадан на гатих куто’пи». Без Его милости я не смогу заниматься духовной жизнью.

00:59:52 «Йасйапрасадан на гатих куто’пи» Это никакого пути духовного нету, «гатих куто’пи». И поэтому, «дхйайан» - я медитирую, вот, я «стувамс», я «прославляю», «тасья» – «его», «йашас» – «его славу, его качества», «трисандхйам» - «три раза в день». Итак, без его милости милость Кришны не обрести. Никакой духовной жизни не будет. Вот. Всё так это понарошку будет. Поэтому, чтобы получить его милость, я прославляю. Я медитирую на него, я прославляю его, потому что, когда я прославляю, я тоже медитирую, три раза в день. Ну, это имеется в виду Гаятри. Когда мы Гаятри повторяем, там есть качества Гуру- Кришна – [неразборчиво], что он слуга Кришны. Вот. На это качество Гуру медитируем, когда повторяем Гаятри. Или, соответственно на Мангала арати мы медитируем на эти качества, которые мы поём. Поэтому, три раза в день, или по крайней мере, один раз в день, на Мангала-арати, я прославляю и медитирую на все эти качества, я хочу получить эти качества, я хочу, я ценю эти качества, я хочу, чтобы эти качества проникли в моё сердце. В глубоком почтении я склоняюсь пред Гуру, перед лотосными стопами духовного учителя. Вот такая молитва.

01:01:08 Я, как бы, не претендую, что это совершенное объяснение, вот. Потому что, это, насколько вот я понял, это мои измышления большей частью, но может до какой-то степени вам поможет это, ну, такой рассказ, да? Мы чуть-чуть помедитировали на значение. Я как бы просто брал перевод и пытался как-то глубже просто этот перевод разобрать, эти слова. Если вам до какой-то степени это поможет, может вам глубже откроется, вот, поможет, когда вы обращаетесь утром на Мангала арати к Божествам, то будет здорово.

01:01:44 То есть, целая работа – молиться. Это целая работа. Это как поле вспахать. Вы приходите, и вы медитируете, вы просите. Целое дело просто. И о чём , ещё раз повторяю, просите - что у меня там костёр горит, нужна вода, вот, эта вода – вот эти качества. Без милости, без этой воды ничего не произойдёт. Поэтому, Кришна, устрой так, чтобы эта вода просочилась в моё сердце.

01:02:11 Если вот так попросить утром, то весь наш день, и вся наша жизнь, она будет Богом устроена таким образом, чтобы исполнить нашу просьбу. Вот, если мы просто приходим, непонятно ни о чём не просим, то там и что делать, не знаю. Вопросы, может быть?

Вопросы и ответы

01:02:28 - У меня вопрос. [Неразборчиво] задали вопрос, что … Ну, то есть, один ученик, он решил без сантиментов обратиться : «Вы вообще участвуете в играх Радхи и Кришны?» И он естественно так смиренно ответил, что он участвует, что он слуга Шрилы Прабхупады. И как мы должны этот стих воспринимать правильно. То есть, с одной стороны я читал, что у Бхуми Махараджа, жена, она участвовала в играх Ратхи и Кришны, да, мы читали [неразборчиво], она в конце жизни сказала, что [неразборчиво]. То есть, может, действительно такие личности , они [неразборчиво] говориться, что они там.
-Конечно, [неразборчиво].
- С другой стороны, с другой стороны, ну, как бы мы видим, что [неразборчиво] махараджей. Но кто-то из них не считалось до конца [неразборчиво] на своем пути. История не утверждает. И как нам медитировать в этом стихе конкретно: на своём собственном Гуру или на Шриле Прабхупаде?

01:03:31 - Ну, сразу несколько вопросов в этом вопросе, несколько вопросов. Но на счёт на кого медитировать, когда мы поём Гуру-аштаку, я спросил у духовного учителя, он мне сказал, что нужно медитировать на Шрилу Прабхупаду. А на духовного учителя – как тому, кто у стоп Шрилы Прабхупады. То есть своей медитацией мы не должны разрывать [неразборчиво] Шрилы Прабхупады. Такой, то есть, я допустим, когда пою сам о человеке, я представляю духовного учителя как представителя Шрилы Прабхупады. Вот такая медитация. То есть, и Гуру там, и Шрила Прабхупада. Вот. Это один вот это, на кого медитировать. Так я слышал, так мне объяснил духовный учитель.

01:04:08 Теперь второй, как этот стих, как его правильно, конечно, медитировать, Шрила Прабхупада несколько вариантов было, я все не помню, но один это был, что это Гуру Вишванатхи Чакравати Тхакур, и тут же [неразборчиво], вот, что все могут быть такими [неразборчиво]. Другой, это то, что тут можно медитировать на… То есть, не во внешнем мире, да, вот эти гопи, когда они приходят к Кришне, или к Господу Чайтанье [неразборчиво], вот сейчас проявляются игры Господа Чайтаньи, это проявляется в проповеди. То есть, «никунджа-йуно рати-кели-сиддхйаи» означает санкиртана-ягью. Они служат Кришне этой ягьей. Вот. И если брать по той же, по той схеме, которую мы сейчас разбирали, это означает, что они [неразборчиво] .

01:05:03 Это не означает, что все эти качества сейчас мы увидим у Гуру. То есть, допустим, человек вообще ничего в Гуру не видит. Он смотрит. И Гуру говорит, о, Гуру хорошо поёт! Это единственное, что он видит в Гуру. Но этот человек вообще не видит Гуру на самом деле. То есть, он видит что-то, руки, ноги, гирлянды, да, но вот он не понимает, чему надо у него учиться. Ну, то есть, что там, вот ценное. Перепутал, что там ценного. Он может думать: «Так это же бывает».

01:05:35 Если я говорю: «Вот это Гуру», то можно спросить: «А чему ты у него учишься? Что ты в нём ценишь?» Он почешет затылок и скажет: «Поёт хорошо». То есть, то тогда иди к учителю пения там, он там лучше поёт. Там, Алла Пугачёва лучше поёт. Гуру тогда вот. Если пение интересует, то, пожалуйста, вот [неразборчиво], давай. Чему ты учишься? Он опять почешет в затылке, говорит: « Не знаю, чего я хочу научиться». Хоть как, он не увидит ни одного из этих качеств.

00:06:02 Это первое человек должен понять, ну, он должен понять, чему я хочу у Гуру научиться. И вот тут подсказывает, вот, чему надо учиться. И вот если я хотя бы пойму первый куплет, да, что я горю, я страдаю, хочу спастись, вот спаситель пришёл с духовного мира, пришел спасать меня, поэтому ценю и пытаюсь ему предаться. Это начало.

01:06:25 И пока он до шестого куплета дойдёт, ему нужно столько понять будет. К тому времени, когда он станет слугой, да? Когда он станет слугой преданных, то есть такой, все эти этапы пройдёт, к тому времени он увидит, да, уже. Духовный учитель будет оставаться одним и тем же внешне, руки-ноги будут те же самые. Как фотография, одна и та же. Вот человек смотрит на фотографию Кришны, но я смотрю, допустим, на эту книгу Бхагават-Гиту, там Кришна. Я смотрю, ну и нормально. А браман, который в Южной Индии, он смотрел: « [неразборчиво], надо каждый день смотреть, потому что это разные там люди».

01:07:00 Вот Гуру останется тот же самый. Но его понимание будет углубляться по мере того, как я буду всё это развивать. И к шестому тексту, вот, разберёмся. [Смех]. К шестому тексту поймём. Приходит момент, и я увижу. Когда я достигну, я пойму [неразборчиво]. Это такой вариант. Тоже. Три варианта таких, как бы. И мы сразу можем сейчас не видеть. Можем спросить у него в лоб : «Вот Вы манжари? Признавайтесь!» Он говорит: «Ничего не делал», «Нет». Как он такую вещь скажет. Но потом мы поймём по его служении, да, по его лишениях служению поймём, кто он такой. Ну, это нужно быть квалифицированным. Еще, может, вопросы? Вот по самой этой молитве.

01:07:53 Вообще смысл есть какой-нибудь? Нет? [«Есть!»-ответы из зала]. Практически - нет. Попробовать можно, да, ради интереса, попробуйте завтра. Вот. И второй… вторую молитву мы сейчас не будем разбирать, мы просто, я вам скажу, что вторая молитва это соответственно, первое, о чем мы просим Господа, да, утром. Это то, что я хочу развить, а вторая молитва – вот это то, от чего я хочу избавиться. [Смех из зала]. Да?

01:08:24 Мы о чем просим Нарасимхдеву? - «Защити!» То есть, как мы говорим: «Кришна, вот это, пожалуйста, вот хочу предаться Гуру, милость получить, устрой, пожалуйста! Господь Нарасимхдев, защити меня от всего остального!» У нас куча желаний там, в уме, вот это, пожалуйста, вот развить, а вот это вот - уничтожить. Очень хороший подход, да? С утра если мы попросим, у нас всё будет хорошо.

01:08:53 Ну, давайте тогда, следующий раз, я думаю, в субботу, в субботу после экзаменов. Как раз [неразборчиво] вы будете. Вот. Мы разберём две мантры: Нарасимхдеву и Туласи. А в следующий раз, мы, наконец-то, узнаем, а в чём смысл-то реальный джапы, помедитируем. [Очень важно - реплика из зала]. Очень важно это. [ Смех из зала]. Один преданный, он когда узнал смысл этой мантры, он говорит: «А почему мы её на такой веселый мотив поём?» [Смех из зала]. Он мне сказал. А он, эту мантру, ну, так стал её применять в жизни, он сразу перестал переедать. Перестал передать. Как он только начал со смыслом её повторять, ему стало легче сразу контролировать… [«Жить легче»- реплика из зала]. Здесь реальные плоды сознательного повторения этих молитв. Харе Кришна!
- Харе Кришна! Споём, может быть? [Из зала].
- Споём, да?
- Ну, на эту мантру, чтобы вот лекцию …
- Если можем спеть для Бога, мы можем спеть в начале. Вообще, что мы сделали, у нас был дословный перевод, смотрите. Тут важно смотрите как петь. [Неразборчиво].

транскрибирование: Светлана Штепа | Фастов | Украина | 24 April 2013