Элемент Воздуха

12 мая 2012
Невозможно жить без движения. Куда пойдет жизненный воздух? Решимость, целеустремленность, оптимизм – это чисто качества разума. Какие виды праны существуют. Кроме Бога никто не может быть благодарным полностью. Нужно отдавать жизненный воздух только во имя всевышнего. Кроме праны существует удана. Любое действие можно совершать во имя всевышнего. Все виды жизненной энергии имеют первоэлемент воздуха. Вся деятельность проходит внутри, а не снаружи. Без сострадания невозможно ни исправиться самому, ни исправить других.
лекция для начинающих из раздела «Ведическая психология» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:22:27 | качество: mp3 64kB/s 37 Mb | прослушано: 452 | скачано: 1004 | избрано: 5
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:01 Сегодня мы с вами продолжим нашу беседу о поле деятельности для души в материальном мире. Сегодня мы разберем как первоэлемент воздуха взаимодействует с нашей системой, организмом человека, и как можно использовать в преданном служении. Первоэлемент воздуха – это, фактически, жизненный элемент. Т.е. без его присутствия во вселенной не может быть движения, этот элемент самый могущественный. [Бутья прада] – это изначально воздух, изначальная жизненная сила, сила во вселенной.

00:01:02 Когда [неразборчиво] перестал действовать, то все полубоги застыли, потому что невозможно без движения жить. Точно так же говорится, что изначально появилось движение, т.е. во вселенной изначально появилось движение, жизненный воздух сначала появился. Потом появилось все остальное. Итак [неразборчиво], жизненная энергия, хоть мы и понимаем, что эфир, энергия эфира, более тонкая энергия у него. Т.е. звук, это связано со слухом. Звук самое главное в нашей жизни. Тем не менее, без движения жизнь не существует. Итак, первоэлемент воздуха, жизненная энергия поступает в наш организм в результате того, что он существует просто в прострации в этом мире. Из-за этого здесь нет жизненной энергии, там жизненной энергии. Просто она может быть осквернена.

00:02:07 Т.е. есть жизненная энергия, которая сильно осквернена. Т.е. есть жизненная энергия, которая сильно осквернена влиянием первоэлементом [неразборчиво]. Есть жизненная энергия чистая малооскверненная. Допустим, на высших планетах жизненная энергия еще не осквернена, поэтому там живым существам легче жить. Они чувствуют, как у нас гораздо, допустим, горный воздух, очень здесь легко. Там менее оскверненная атмосфера. Потому что горы олицетворяют благость. Когда человек идет в горы и возвращается из гор, то менее оскверненная атмосфера. То же самое возьмем низину. В низине, наоборот, обстановка осквернена. Мы видим, что когда мы заходим в низину, то там дышать становится тяжелее. А в горах дышать свежее, легче. Это означает, что есть разница, где дышать.

00:03:10 И в принципе, само по себе дыхание, это такая хитрая вещь. Оказывается, мы делаем вдох, выдох, мы не только кислород вдыхаем в легкие, но так же во все психические центры. Просто на тонком плане вдыхается жизненный воздух. Оказывается, этот жизненный воздух имеет очень тонкую природу, и отличается от обычного атмосферного воздуха, который мы видим вокруг себя. Вернее воздух дает жизнь в атмосферу, без его присутствия невозможно существование вещества. Так, допустим, если мы возьмем и уберем первоэлемент воздуха их природы, то в этом случае никаких видов движения не будет, все будет иметь застывшую форму. Может присутствовать огонь, что-то может гореть в застывшем виде. Мы знаем, допустим, деревяшка тлеет в застывшем виде. В ней внутренний огонь, так же как расплавленное железо. Там почти нет движения воздуха, просто деятельность огня в расплавленном виде.

00:04:18 Эфир дает форму, везде будет форма. Вода дает возможность соединяться. Т.е. что-то будет взаимодействовать, будет соединено. Но движения не будет. Так же и в нашей голове. Т.е. когда мы начинаем думать о чем-то в нас происходит движение мысли. То же самое в нас происходит движение разума. Движение разума означает смена концепции жизненной. Человек принимает решение измениться к лучшему. Это движение связано с взаимодействием разума с первоэлементом воздуха. Таким образом, первоэлемент воздуха имеет очень важную роль в нашей жизни. Допустим, мы говорим, я не хочу знать всех этих вещей. Это все не нужно мне, это не поможет мне в преданном служении. Хорошо, если по закону кармы тебе пришло время пострадать. И ты чувствуешь, что у тебя разум застыл, и ты не можешь [неразборчиво]. Чувствуешь, что тяжело соблюдать сатхану.

00:05:24 Разум застыл в не очень хорошем положении физическом. И ты не знаешь, что делать. Думаешь, что это все, потеря для меня. Я не могу заниматься преданным слежением, у меня нет сил, у меня изменилась жизнь, теперь у меня жизнь стала другой. Мы начинаем новые философские концепции какие-то выдумывать. А на самом деле вес очень просто. Если ты не можешь отдать жизненный воздух божествам. А как мы отдаем жизненный воздух божествам? Мы читаем перед ними, воспеваем его имя. Или совершаем [неразборчиво], поем службы перед божествами. Таким образом, это и есть пранаяма для преданных. Что такое пранаяма для преданных? Они отдают жизненный воздух божествам, воспевая святые имена. А он тем временем заходит внутрь. Но как он заходит? Есть разница как он заходит в сознание. Как он заходит в людей, которые занимаются воспеванием святого имени? Давайте проанализируем.

00:06:27 Если йог сосредотачивается на своем теле, и он вдыхает жизненный воздух, куда пойдет жизненный воздух? Он пойдет в другое тело, потому что есть две категории жизненного воздуха. Вернее категория одна, только она распределяется по-разному. Когда жизненный воздух, психическая энергия входит в наше тело, то он входит или в высшую природу, или в низшую. Т.е. он сразу делится на две части. Есть довольно чистый воздух, который оснащает тонкое тело ума, тонкое тело разума, жизненная энергия. Есть низший воздух, который оснащает жизненной энергией грубое тело. Что же делать? Оказывается, йоги, которые просто занимаются пранаямой, они концентрируются на своем теле. И почему-то жизненный воздух заходит в тело, он не заходит в разум, он не меняет нашу установку жизни. В чем причина, как вы считаете?

00:07:38 Что в нашем организме распределяет жизненный воздух? Ум. На чем он концентрируется, туда пойдет жизненный воздух. Поэтому если человек концентрируется на желании отдать жизненный воздух божествам и воспевает святое имя, это ваш самый лучший способ пранаямы, который только существует. Потому что прана касается только разума и все в это время. Она касается разума, из разума очищает ум. И в это время человек воспевает святые имена, он очищает свой разум. У него появляются такие качества характера в этом случае? Решимость, целеустремленность, оптимизм. Это качества разума. Решимость, целеустремленность, оптимизм – это чисто качества разума. Оптимизм означает очищенный разум. Решимость означает сильный разум. Целеустремленность означает разум, нашедший цель, знающий разум, знающий куда двигаться.

00:08:44 Таким образом, мы занимаемся высшей пранаямой. Высшая пранаяма означает бескорыстную отдачу жизненного воздуха божествам. Или так же мы можем отдать жизненный воздух святому имени. Если мы не видим божества перед собой, мы отдаем жизненный воздух святому имени. Просто повторяем хари Кришна так, что мы не хотим ничего для себя. Когда мы повторяем хари Кришна, присутствует лень. Т.е. очень тяжело повторять святое имя, мы начинаем отвлекаться. Это проявление нежелания совершить ягию. Ягия означает пожертвование. Это значит, что усилие направлено на преодоление своё природы. Мы когда воспеваем святое имя с большим усилием на преодоление своей природы, сначала неприятно. Кажется, зачем я так над собой издеваюсь, зачем повторять эти святые имена господа. Потом, когда оно начинает действовать, таким образом, наступает такой момент, когда разум, скверна, которая полностью заполняет разума, она выходит на какую-то часть из него. И человек начинает чувствовать просветление.

00:09:52 Его внутреннюю природу наполняет радость, оптимизм, решимость продолжать заниматься духовной практикой. Вот тогда у меня к вам вопрос. Если человек действует, таким образом, на высшей духовной платформе, будет ли у него здоровое тело?
- Да.
- Правильно. Т.е. у него будет здоровое тело. Потому что разум контролирует и ум, и чувства. Однако же бывают такие моменты, когда преданные уже не способны воспевать святое имя с такой концентрацией, которой хотелось бы. Где определить грань между занятием физической культурой для здоровья и занятием просто преданного служения? Где определить грань? Реально грань определяется очень просто. Если преданный уже не способен отдавать свой жизненный воздух божествам стой силой и решимостью как раньше, или отдавать его святому имени господа, то в этом случае, при воспевании святого имени, потому что его душит болезнь, боль, депрессия, то в этом случае он должен так же заниматься и физической энергией, и культурой ради всевышнего, для достижения всевышнего. И так же он должен заниматься пранаямой ради достижения всевышнего.

00:11:20 Т.е. когда он с помощью пранаямы постепенно повышает концентрацию внимания настолько, насколько необходимо, он уже дальше долен свою психическую энергию отдавать Богу, он не должен уже думать о себе в это время. Т.е. некоторые преданные постоянно чувствуют каждый день, что им не хватает жизненной энергии. И у них рассеивается внимание, и не могут так сильно сосредоточиться на воспевании святого имени, поэтому они каждый день занимаются хатха йогой, пранаямой. Они доводят себя до определённого состояния психического, а потом они уже воспевают святые имена в этом состоянии. Понято но, да? Т.е. человек, который чувствует, что он слаб сердцем, что у него не хватает физических, психических сил для того, чтобы полностью пожертвовать себя воспеванию святого имени, так вот преданный должен заниматься хатха йогой. Для чего? Просто чисто механически усилить присутствие жизненной энергии в своем теле и в своей психике.

00:12:20 Потому что когда хочешь что-то отдать Богу, это что-то должно присутствовать у тебя внутри. Допустим, ты хочешь отдать пять гривен Богу. Но тоже, если у тебя их нет, как ты их отдашь. Таким образом, чтобы что-то отдать жизненной энергии, надо её иметь. Но при этом нужно поддерживать здоровье в своем организме. Он должен быть здоровым. Некоторые преданные считают, что здоровье не нужно. Но тогда тебе нечего отдавать. Тогда ты не сможешь воспевать Кришну в полную силу. Таким образом, [неразборчиво] в данном случае взаимодействуя с первоэлементом воздуха, означает преданный набирает силу физическую, но набирает не для себя, а для Кришны. Но есть отклонения. [неразборчиво] означает возможность отклонения. [Юпта] означает привязанность, а [неразборчиво] означает отречение. Т.е. привязанность может пересилить. Как это выражается в нашем сознании, в нашей жизни? Мы начинаем воспеванию святого имени, преданному служению уделять меньше внимания, чем своему телу. Мы начинаем о своем теле заботиться гораздо больше.

00:13:30 Мы забываем уже. У нас концентрация внимания падает на воспевании. Мы начинаем воспевать святое имя и в это время думать, как нам лучше заниматься йогой или пранаямой. Т.е. мы можем думать о другом. И в этом случае это означает, что мы, таким образом, предаем Кришну. Мы ставим своё тело выше. Это очень плохо. Сейчас мы с вами разберем, какие виды праны существуют, чтоб вы знали. Когда в организм входит жизненный воздух, то сразу он попадает на уровень грубого тела и на уровень тонкого тела. И то, и другое взаимодействие с жизненным воздухом во время вдоха происходит. Вот этот сам процесс вдыхание жизненного воздуха и входа его во все чакры психические. Этот процесс входа называется прана. Т.е. прана находится и во вне, и внутри нас. Вот сам вход в организм во время вдоха и попадание жизненного воздуха во все жизненные центры называет вход праны.

00:14:40 Т.е. это прана, та же самая прана, но она уже осквернена нашим эгоизмом, т.е. она уже считается нашей праной, нам кажется, это мое. Т.е. таким образом, войдя в наше тело, прана, соприкасаясь с моим жизненным воздухом, с моей природой, с моим эгоизмом, становится моей. Как определить, что она осквернена. Допустим, у меня появилась прана, жизненная энергия, и если мне сказали, иди ведро вынеси, мне будет неприятно внутренне. Я не хочу выносить ведро. Это означает, что мой жизненный воздух осквернен. Я хочу для себя. Если я сам захочу вынести, я с удовольствием вынесу. Но если мне скажут, иди, вынеси ведро, я не смогу, потому что мне не хочется. Мне хочется делать что-то для себя. Это означает оскверненный жизненный воздух. Когда человек не хочет действовать, что-то делать для других, он хочет делать все для себя, действовать и заниматься деятельностью какой-то для себя, это значит, что его жизненный воздух на уровне грубого тела осквернен. Как же определить, что жизненный воздух осквернен на уровне тонного тела?

00:15:42 Как выглядит умственная деятельность, оскверненная умственная деятельность? Человек рассуждает независимым мышлением. Он хочет индивидуально жить, у него индивидуалистическое мышление. Он не хочет зависеть от кого-то в своих мыслях. Это значит прана, его жизненная энергия его движет, толкает его ум в другую сторону. Это значит, что жизненный воздух осквернен. Как очистить это состояние ума, чтобы жить не для себя? Т.е. мы можем жить для Кришны, для преданных, для гуру. Больше не для кого жить. Мы можем жить для своей семьи. Например, матери любят отдавать свой жизненный воздух своим детям. Но для них это не является преданным служением, это просто деятельность расширенного механизма. Как же быть? Чем больше мы жизненный воздух отдаем, пожертвование жизненного воздуха рождает определённый вид аскезы.

00:16:46 Если, допустим, мать отдает жизненный воздух, какой результат такого служения она получит, как вы считаете? Она будет предана мысленно. У нее появится тяга получить жизненный воздух от ребенка назад. Потому что мы не можем отдавать жизненный воздух просто так, мы должны видеть результат. Мать захочет жизненный воздух ребенка назад. А ребенок не склонен отдавать жизненный воздух кому-нибудь. Потому что его привязанность к родителям отличается от привязанности родителей к нему. Ребенок, например, больше привязан к своему телу, чем к родителям. Поэтому, если мать его просит сделать что-то, чтобы ты постаралась, почему ты для меня не делаешь это. Ребенок говорит, у меня там то да се, я не хочу, у меня там свои проблемы. Таким образом, мать видит, что она разочаровывается. Я для него старалась изо всех сил, а он для меня не может. Поэтому мы видим, что кроме Бога никто не может быть благодарным полностью.

00:17:46 Мы можем отдавать жизненную энергию мужу, матери, жене и т.д., ребенку. Но в этом случае мы не получим ответного результата. Мы будем разочарованы. Однако же мы должны действовать по принципу [неразборчиво]. Это означает, что мы все-таки отдаем всем жизненный воздух, но как мы отдаем? Во имя Господа. Допустим, я отдаю жизненный воздух своему ребенку во имя Господа. Это уже не значит, что я буду его баловать конфетками. Это уже не во имя господа. Я буду заставлять его стать преданным. Т.е. я буду действовать, давать ему жизненную энергию в другом ракурсе. Если он хочет жить для себя, я не буду отдавать ему жизненную энергию, потому что это уже не во имя Господа. Если он хочет жить для сердца, для людей, для Бога, тогда я ему буду отдавать жизненную энергию. Точно также отношение и с супругой, и с матерью, и с отцом. Т.е. мы совершаем такой вид пожертвования.

00:18:50 Мы отдаем свой жизненный воздух всем, свою жизненную энергию, жизненную силу. Но как мы отдаем? Мы отдаем так, чтобы была ягия, жертвоприношение во имя всевышнего. Тогда мы не оскверняемся. Если мы отдаем жизненный воздух просто своей жене, живем ради неё, какой результат получается? В результате аскезы мы получаем желание, чтобы жена отдавала мне жизненный воздух. Если она это делает не так, как она хочет, т.е. не так как я хочу, а так как она хочет, в результате этого начинается ругань. И самое интересное. Чем больше супруги пытаются делать друг для друга что-то, таким образом, с корыстным настроением, желанием получить взамен психическую энергию, тем больше они злятся и ругаются друг с другом.

00:19:50 Жизненный воздух определённым образом циркулирует в нашем организме. Так следует знать, что у [неразборчиво] существуют другие виды движения в организме. Потому что на самом деле, жизненный воздух сам по себе просто войдя, не может организовать всю жизнь в нашем теле. Нужно взаимодействия с умом жизненного воздуха, нужно взаимодействие с разумом, нужно взаимодействие с другими первоэлементами. Так, например, сама прана взаимодействует с умом. Она входит именно в ум, и потом распределяется по всему организму. Поэтому как определить, что прана [неразборчиво] входит в ум? Человек испытывает плохое настроение. Он чувствует слабость, вялость, нежелание действовать. Он вроде бы дышит, но он дышит с эгоистическим чувством желания вдыхать. Он не хочет отдавать свою жизненную энергию никому. Он дышит, он действует, но он действует так, что ему угодно. Я сегодня встал, я сегодня не буду делать то, делать се. Я вчера послушал [неразборчиво] поздно вечером. И поэтому я не могу заниматься преданным служением, я должен отдохнуть.

00:21:58 Это оскверненный жизненный воздух так входит в сознание. И он не дает человеку возможности активно человеку жить. Таким образом, уже на уровне ума уже жизненный воздух оскверняется. И тогда вес тело, весь организм входит в тамос. Как можно диагностировать, что я нахожусь в состоянии болезни? Если я не хочу ничего никому делать, значит, ум так же не будет работать и для своего организма. Мы должны отличать ум от тела. Жизненный воздух сначала входит в ум, но если ум ленится что-либо делать, он так же будет лениться что-либо делать и в теле. Поэтому пища не переваривается сразу, иммунитет слабый, давление сразу низкое. И человек ходит такой, я хуже всех. И в результате оскверненное мышление появляется. Я так пашу, я всем уже отдал жизненную энергию. Я уже не могу жить, что такое? Меня тут так эксплуатируют. Т.е. он как бы в таком состоянии находится оскверненном. И он в результате болеет. Т.е. они виноваты в его болезни.

00:22:04 Я болею, у меня нет сил, слабость. Я перепахался. Т.е. это означает деятельность, отдача жизненной энергии в страсти. Человек живет результатом. Он отдает свой воздух, он хочет взамен, он хочет, чтоб его все уважали за это, ценили. Он хочет, чтобы все к нему относились хорошо. Он хочет, чтоб ему давали какие-то плоды. Но человек должен отдавать жизненный воздух только во имя всевышнего. Он не должен ничего не хотеть взамен. Тогда вопрос заключается в чем? А где же удовлетворение? И Господь дает гарантию, если ты мне отдашь жизненный воздух по-настоящему, что ты назад получишь? Счастье. Почему? Потому что счастье идет от Господа. И это называется ягия. Результатом ягии что получается? Счастье. Для чего ягия нужна? Для счастья. Потому что в этом мире есть только один смысл в жизни – надо избавиться от эгоизма. Есть только один способ избавиться от эгоизма: совершать жертвоприношение.

00:23:09 А качество жизненного воздуха означает, что мы воспеваем святое имя для Бога, проводим [неразборчиво] для Бога. И мы действуем, двигаемся для Бога. Все что мы делаем, любое движение мы совершаем для Бога. Не нужно для кого-то что-то делать. Надо во имя Господа все делать. Даже если жену по головке гладишь во имя Господа. Потому что если ты будешь гладить во имя жены, то в этом случае она привяжется, она будет тебя считать Богом. Потом если ты ей что-то сделаешь не так, как надо, она подумает, какой же ты Бог. Ты просто оскверненное живое существо. Т.е. жена начинает считать мужа Богом. Он для нее как бы все дает. Но ты ж для Бога гладишь свою жену по голове, давая ей жизненный воздух. Она получает очищение сознания. Она начинает не Богом тебя считать, а как бы наставником, который дает тебе знание, как служить Богу, а не ему, а не себе самому. Понимаете разницу?

00:24:09 Но тем не менее, жизненная энергия как-то должна распределяться в организме. Поэтому кроме праны существует удана. Удана – это психическая энергия, которая поднимается из ума в разум. Так же степень трансформации психической энергии, идущей из низших центров в высшие, это происходит за счет уданы. Так, например, жертвенная энергия связана с деятельностью первоэлемента земли, допустим. И человек поправляется, у нег появляется лишний вес. Она действует так на низших центрах. Но человек, у которого есть цель в жизни, что происходит? Его жизненная энергия начинает подниматься в высших центрах автоматически. Чем сильнее цель, тем сильнее действует удана. Что такое удана? Это энергия цели. Чем выше целеустремленность, чем выше цель достижения всевышнего, чем выше цель желания заниматься богослужением, тем больше энергия поднимается вверх.

00:25:14 Удана связана с деятельностью Юпитера. И так же она связана с энергией эфира. Взаимодействие жизненного воздуха с энергией эфира и с Юпитером формирует что? Форму разума, дает форму разума. Взаимодействие эфира с разумом дает форму разума. Форма какая может быть? Может быть грязный, может быть маленький и большой, грязный и чистый. Это все связано с деятельностью эфира, взаимодействия эфира с разумом. Но, однако же, разум не может быть сильным без воздуха. Разум моет быть большим. Человек большого разума понимает высшую истину, но сделать ничего не может. У него просто не т жизненной энергии. Что дает жизненную энергию, что увеличивает жизненную энергию разума, что дает разуму силу? Воплотить свои планы в жизнь. Это называется другим словом. Это называется цель в жизни. Понимаете?

00:26:27 Поэтому преданный должен все основное время должен уделять чему? Изучению, что такое цель в жизни. Мы как бы знаем. [неразборчиво] читал, бхагавад гиту читал, [неразборчиво] читал. Больше читать нечего. Ты читал, но цель у тебя появилась в жизни? Да появилась. Мне надо завести семью, надо на работу устроиться, зарабатывать, содержать все. И параллельно с этим заниматься преданным служением. Т.е. параллельно с этим, если в доме алтаря не будет – не солидно. Если в доме нет преданных, вера его не будет устраивать – тоже не солидно. Что обо мне подумают, что я вообще не понятный человек. Надо ж чтоб серьезно все было. Без денег всего этого не достичь. Поэтому нужны деньги. Естественно, сначала мы работаем, потом отдыхаем, занимаемся преданным служением во время отдыха. А работа работой.

00:27:31 И когда человек так настроен, то у него какая цель, материальная или духовная? Материальная цель. Он занимается на карма-йогой, а його-кармой. Йога помогает ему связаться с деньгами. Его преданное служение дает ему благочестивые плоды, и денег у него больше становится – йога-карма. Т.е. сначала идет йога, но для чего? Для кармы, для того чтобы денег больше было. Все было хорошо. Это означает что? Это означает, что человек не направляет свой жизненный воздух сюда, в разум. Это означает недостаточно общения. С чем? Со святым именем, с преданными, которые способны направить свой жизненный воздух в [неразборчиво]. Т.е. есть преданные, допустим, саньясины, у которых нет другой цели в жизни кроме как достижение всевышнего. Если б это было по-другому, он бы давно уже женились. Но так как они не женятся, значит, у них есть другая цель. Потому что без цели человек жить не может.

00:28:41 Не бывает, чтоб саньясин ходил без цели, слонялся, и не знал, в чем его цель. Ему хочется служить Богу. Таким образом, мы должны общаться с личностями, которые имеют цель в жизни. Их не интересует просто семейная жизнь. Таким образом, деятельность суданы – это что такое? У нас естественно по карме каждый день приходит к нам оскверненная жизненная энергия. Просто она состоит из того, что мы совершали какие-то неблагочестивые поступки в прошлом. Каждый день в наш разум, в наш ум, в наше тело приходит жизненная энергия, которая заставляет нас наслаждаться в этом мире. Она приходит, ты сразу же просыпаешься, и хочется наслаждаться. При этом служением не очень то хочется заниматься. Такие периоды в жизни бывают, что хочется. Это значит, что в прошлом у тебя были светлый промежутки. Но если каждый день одно и то же. Не хочется ничего делать для Кришны. Это значит, что карма очень плохая. Это подчеркивает, что в прошлой жизни человек не был преданным. Если он в прошлой жизни был предан, то ему сразу же хочется заниматься служением, а не хочется наслаждаться.

00:29:47 Итак, хочется наслаждаться с утра. Что должен делать преданный рано утром? Он должен воспевать то имя, помнить цель в своей жизни. Он должен направить свои жизненные эмоции туда. Для чего я живу, зачем я живу? Я должен жить для Бога. Я живу для себя. Я должен жить для Бога. Он должен так воспевать постоянно. Некоторые преданные сразу, когда я такую фразу говорю, они пугаются. Так, если я так буду воспевать, то, что же, семья побоку, дети побоку, работа, дом побоку. Вес тогда. Жизнь закончена тогда для меня, думают они. На самом деле они находятся в заблуждении. Потому что человек, который имеет сильную целеустремленность, очищает свой разум, такой человек хорошо знает, что в преданном служении бывают потери. Такой человек принимает детей в преданном служении, работу в преданном служении. Для него работа не просто служба, он хочет достигнуть всевышнего.

00:30:52 Он занимается своими предписанными обязанностями, делает то же самое, что и делал, но как он делает? Он отдает свою жизнь Богу. Не людям, которые хотят наслаждаться его жизненным воздухом, которые хотят радоваться тому, что он сделал, а Богу. Когда он отдает Богу, люди тоже радуются, но радуются и очищают сознание. Если этот человек при жизни воздух отдает людям, то они радуются и при этом оскверняются. Понимаете какая разница? Допустим, в бизнес сфере они пели не просто материалистичные песни, это одно дело. И они пели песни, которые связаны со служением Богу, другое дело. Смотрите, какой результат. Радость, счастье предоставляются в любом случае. Как Кришна сказал? В любом случае ты воин, учись побеждать. Вопрос, для чего ты будешь это делать? Понимаете, если человек популярный, он имеет популярность очень сильную. Допустим, Битлы, они были очень популярны. Они так пели, что все были просто в восторге. Но для чего они это делали? Вот в чем вопрос.

00:31:58 Харрисон в конце жизни говорил, это его слова, зачем нужна эта музыка и те слова: ты меня любила, ты меня разлюбила, теперь мы друг с другом больше не живем. Это же просто шизофрения. Это же не приносит никому большое счастье, просто наслаждение материей. Я бы тысячи, он говорит, таких песен написал, и музыку бы еще написал тысячу из разных композиций. Но я не хочу, говорит. Потому что если я что-то напишу, то напишу только для Бога. Это является очень высоким уровнем сознания. Это уже даже не карма-йога, это уже басти-йога, полное предание себя Богу. Поэтому удана в жизни преданного очень важна. Что такое удана? Это все виды энергии. Желание материальной деятельностью заниматься, привязанность к первоэлементу земли, привязанность к первоэлементу огня, желание заниматься [неразборчиво], желание наслаждать свои чувства, связь с первоэлементом воды. Или просто желание иметь что-то, какие-то красивые формы у себя дома. Все эти желания должны быть связаны с трансформацией божественной природы.

00:33:24 Это означает, что все, что я имею, я должен задействовать в слежении Богу. Иначе это просто все бессмысленно, нет никакого счастья. Поэтому, какая бы у нас идея не возникла, она должна сочетаться с преданным служением [неразборчиво]. Если в сочетании этого нет, тогда результатом будут страдания, получим в результате страдание. Допустим, если в волейбол во имя всевышнего играем, можно в волейбол во имя всевышнего играть? Можно, потому что тело разваливается, надо его поддерживать. Сегодня мы играем так, мы испытываем счастье, потому что нам незачем ругаться. Мы для победы играем, просто мы поддерживаем тело. Нам незачем ругаться, нам незачем злиться. И тогда приносит счастье игра. Если мы играем во имя победы, во имя себя, с эгоистическими целями. В этом случае счастье будет, нет? Это оскверненное чувство удовольствия. Меня не приняли, как я хочу в этом заключается часть проблемы. Любое действие можно совершать во имя всевышнего.

00:34:20 Когда человек имеет фанатичную цель, вроде бы кажется ему, что он действует во имя всевышнего. На самом деле он хочет зарядиться как преданный в глазах ближайших людей, то в данном случае его энергия удана тоже будет идти в разум, но она будет оскверняться страстью. В результате человек в таком состоянии сознания будет действовать как фанатик. У него не будет желания занять всех преданным служением вокруг себя. У него так же не будет желания действовать очень возвышенно, чутко. Он будет действовать, как бы ломать копья вокруг себя. Т.е. он как будет действовать? Он будет всех напрягать вокруг себя. Он будет говорить, давайте занимайтесь преданным служением, то да се. Вы негодяи, лентяи, то да се. И он будет таким образом действовать как фанатик. Говорить, эти плохие, христиане плохие, только я хороший. Даже преданные почти все плохие.

00:35:29 Т.е. фанатизм означает, что человек действует не во имя всевышнего, а во имя убеждения свих принципов. Т.е. принципов, что я на самом деле серьезно предан. Он утверждает эти принципы, в результате этого наступают большие проблемы в жизни. Потому что он становится врагом для всех, он хочет утвердить своё я. В этом случае удана тоже действует. Она действует страстью. Энергия поднимается, но она поднимается в страсти. Разум наполняется страстными идеями. Такой человек – это человек перебор. Если голодать, то голодать до тех пор, пока кишку у тебя изо рта не полезут в поисках воды. Т.е. голод – это голод, изнашивающий совсем все тело. Дальше работать, значит работать опять же так, чтобы вырубиться совсем, чтобы никаких сил не оставалось. Дальше воспевать святые имена, то же самое. Воспевать святые имена до тех пор, пока судороги не начнутся.

00:36:40 Но это все делается во имя себя. Я таких преданных знаю, видел. Т.е. они могут голодать, один преданный голодал две недели. При этом рассказывали, все из его комнаты ушли, он сидел в своей комнате. И когда кто-то заходил в его комнату по каким-то делам, он так смотрел, что жутко становилось. Они убегали сразу. У него злость копилась, ненависть, что все ему мешают заниматься духовной жизнью. Это означает аскезы, жизненный воздух заходит, но во что он превращается? Разум становится более страстным. И человек становится более [неразборчиво]. Разум концентрируется в области груди, вот здесь, где находится вообще душа. Т.е. справа – это самая главная жизненная энергия. [Самана] концентрируется в области солнечного сплетения, где она связана больше всего с первоэлементом огня. И [самана] активизирует все виды пищеварения в организме. А так же она дает нам огонь в ум. Увеличивает, как бы как воздух может раздувать огонь в костре, точно так же [самана] раздувает огонь нашей мысли.

00:37:58 Вот, допустим, люди часто путают. Есть телесные какие-то конституции, когда в теле огня много. Пища сильно переваривается, или оскверненного огня много, интоксикации много в теле. А бывает огня очень много в уме. Человек имеет очень активную деятельность ведет, человек очень гневливый. Если у человека [неразборчиво] действует в основном в уме, то в этом случае у него напыщенные колоритные глаза, склонные к красноватому оттенку. У него очень сильная склонность к гневливости, у него очень напряженный взгляд. И острый, довольно острый ум. Если [самана] действует в основном в животе, то такой человек имеет некую туповатость, но, тем не менее, у него все очень хорошо переваривается. Когда он кушает, у него очень сильно переваривается пища, у него очень хорошее пищеварение. Ему постоянно нужно что-то забрасывать. Потому что если он активизировался, побегал, попрыгал, то у него энергия идет не в ум, а в живот. Т.е. ему кушать сразу хочется.

00:39:14 Если [самана] действует в уме в основном, человек позанимался спортом, ему хочется умственной деятельностью заниматься. У него очень много энергии в уме. Ему надо что-то делать там умственной деятельность. Т.е. если человек позанимался спортом, побегал, попрыгал, энергия идет в живот, то у него появляется сильное пищеварение в результате. И у него ничего не увеличивается. Как же сделать так, чтоб [самана] больше функционировала в уме, нежели в животе, как вы считаете? Есть один очень хороший способ. Мантра решает все вопросы. Есть простой способ. Надо кушать вовремя, потому что [самана] связана с движением солнца. Если человек кушает в обед зерновые, утром кушает фрукты и немолочное, вечером кушает овощи. То в этом случае у него с солнцем лады. Т.е. жизненная психическая энергия в организме не оскверняется и поэтому она поднимается выше.

00:40:14 Есть еще другой способ, как активизировать [саману]. Человек должен каждый день логически преодолевать свою логику, логику преданного служению. Он должен размышлять о Кришне. [неразборчиво] – это не просто один говорит, все сидят, спят, посыпается, думает о чем-то, потом опять погружается в сон. [неразборчиво] означает сильное бурное обсуждение, логическое размышление. Может он не прав, может вот так надо говорить, может так, может сяк. Это означает обсуждение. Т.е. ум наполняется [саманой]. Так же точно [саманной] наполняется и разум. Наполнение [саманрой] разума означает, что человек имеет огненное желание. Не просто у него целеустремленность. Он имеет огненное желание с болью. Когда человек воспевает мантру с болью, у него боль по отношению к Богу. Он несчастен в этом мире. Это означает огонь присутствует в чувствах, в разуме.

00:41:19 Когда человек с болью воспевает святое имя, это значит, что у него огненная энергия в разуме присутствует. Значит у него огонь души. Огонь души означает, что человек душевный по своей природе. Что значит душевный. Это значит, что он может отдать теплоту другим людям. [самана] в благости действующая в уме называется добротой, теплом души. [самана], действующая в разуме, называется любовью. Любовь имеет огненную природу. Любовь может проявляться как нежная радость или отчаяние в разуме. Фактически, это еще не духовная любовь, но это уже высокий уровень сознания. Когда первоэлементы действуют в нашем организме и оскверняют нас. А так как совершается ягия, они вроде бы имеют материальную природу, мы вроде бы еще не чувствуем высшего духовного вкуса, но тем не менее сердце екает при виде Бога. Слезу на глазах могут появиться от ягии. Сама она очень крупная энергия разума, может вызвать слезы на глазах.

00:42:35 Но при этом человек не сильно предается Богу. Он чувствует в основном, я люблю Бога, видите как, у меня даже слезы. Он не думает о Боге, он думает о себе в это время. Он расчувствовался, что у него слезы идут. Деятельность физической энергии первоэлемента Господа действует в разуме. Когда даже человек не хочет плакать, он хочет служить Богу, они сами текут слезы, но он не отвлекается, ему некогда. Это значит уже духовная энергия. Это значит с первоэлементом уже не связано. Это называется чисто преданное служение. Ему некогда отвлекаться на свои слезы. Он хочет служить. Человек расчувствовался, какой я хороший, я люблю Бога. Это означает, что у него наполнилось первоэлемента огня в разуме. Чувства очень активизировались. В разуме чувства активизировались. И то, и другое неплохо. Главное, чтоб это все для Бога было.

00:43:36 Как сделать так, чтоб та же [самана], которая поступает в живот и переваривает пищу, она не осквернялась эгоизмом, чтоб жизненная энергия не была оскверненной. Для этого человек должен думать, что я хочу сегодня кушать для того, чтобы удовлетворить Господа. Как я могу удовлетворить Господа с помощью кушания? Потому что я хочу кушать только прасаду. И когда я ем прасад, я хочу думать о том, что это прасад, а не просто пищу. Это не просто макароны, это не просто то, это не просто се, поэтому это прасад. Как определить, что человек во время еды не понимает этого и оскверняется все-таки обычной энергией продуктов питания? У него во время еды начинают в голову лезть пошлые мысли всевозможные, глупости. У него не любовь к Богу просыпается во время еды, а какие-то у него идеи свои, какие-то шутки, прибаутки. Т.е. появляется огненная энергия, наполняет ум, оскверняется тем, что мы наслаждаемся просто пищей.

00:44:40 Надо начисться наслаждаться прасадом. Когда мы наслаждаемся прасадом, тогда в этом случае огонь, который заходит в ум, он имеет тенденцию заставлять нас говорить о Боге. Понимаете? Это очень важно понять. [самана], не оскверненная эгоизмом, дает возможность человеку быть очень здоровым. У него здоровое чистое пищеварение, нет токсинов, интоксикации в организме. Если человек любит кушать для себя. А как это определить, человек любит кушать для себя или любит кушать для других? Как это определить можно, как [самана] будет действовать, хорошо или плохо? Как это определить? Очень просто определить. Если он любит отдавать пищу, жертвовать, любит кормить кого-то, это значит, что [самана] склона быть чистой, т.е. у него будет здоровье. Ведь [самана], огненная энергия дает так же здоровье, сжигаются все болезни. Связь с солнцем тоже хорошая. Карма означает действовать не для себя, выполнять свои обязанности.

00:45:40 Таким образом, проверка очень простая. Если очень сильно хочется кушать самому, но не хочется никому отдавать, это значит, что [самана] осквернено действует в организме. На уровне желудочно-кишечного тракта. Это значит, что будут болезни желудка, печени, поджелудочной железы, нарушение стула и т.д. Интоксикация во всем организме. Это означает, что низшую [саману] мы не используем в служении Богу. Высшую [саману] чтобы использовать, надо чувства к Богу иметь, чувства к божествам, чувство к Богу. Кушать мы должны, но при этом, прежде всего мы должны заботиться, чтобы все остальные были сыты. Желая кушать, мы должны об этом думать. Это очень важный момент. Есть еще одно проявление жизненного воздуха в организме нашем, это [мьяна]. [мьяна] означает распределение энергии, менеджмент энергии. И оказывается, что если человек не может регулировать свой процесс [бахти]. Это значит, что [мьяна] у него в организме не распределяется должным образом.

00:46:58 Как заставить [мьяну] распределяться в разуме? Как сделать так, чтоб она пошла в разум и не осквернила его, и наполнила чистотой разум? Определенная жизненная энергия, связанная с деятельностью воды, связанная с Меркурием, деятельностью воды, связана с мышлением. Как сделать так, чтобы разум наполнился настоящей [мьяной], чистой, чтоб у человека в преданном слежении не было никаких осечек, чтобы у него все было как надо. Джапа как надо, книги как надо, т.е. распределение сил. У него как бы взаимодействие всех видов преданного служения, они у него комплексно, гармонично действуют. У него нет проблем с этим или с тем. Сатхана дает концентрацию жизненной энергии, усиливает жизненную энергию. Но распределяет жизненную энергию забота. Когда мы начинаем заботиться о преданных, мы свою жизненную энергию делаем так, чтоб все преданные могли полноценно заниматься преданным служением.

00:48:01 Тогда внутри себя мы начинаем чувствовать, что наши все виды преданного служения тоже буду удовлетворены. Точно так же когда человек заботится о здоровье окружающих людей, его здоровье само по себе становится хорошим. У него все функции организма слажено работают. Если он хочет этого вылечить или того, или помочь просто быть здоровым этому, то функция организма…, говорится, хороший доктор не болеет. Это означает, что он всех лечит, и у него организм лечится автоматически. Точно так же человек, который хорошие взаимоотношения с людьми имеет, у него дисфункции органов не будет. Дисфункция означает, печень не поняла поджелудочную железу. Или печень не поняла желчный пузырь. Или сердце не поняло еще что-то, аритмия сердца, дисфункция желчных протоков. Эти дисфункции означают, что мы не хотим сотрудничать с окружающими людьми. Мы живем для себя. Вот этот вид жизненной энергии [мьян] означает сотрудничество.

00:49:08 Если у него слабый Меркурий, то он не хочет сотрудничать. У него свои принципы выше, чем чужие. Ему хочется соблюдать свои принципы, ему плевать на чужие принципы, ему нравятся свои принципы. Поэтому мио принципы важнее, чем чужие принципы. Я не хочу чужие принципы даже слушать и принимать. Это означает сразу аритмия, то да се, дисфункция печени. Человек чувствует, что у него постоянно что-то в организме сталкивается с чем-то. Ему очень трудно находиться в состоянии равновесия. У него одна мысль сталкивается с другой. Означает [мьяна] на уровне ума действует плохо. Он думает об одном, одновременно, у него противоречие в голове возникает. Или другая мысль параллельно возникает, противоречащая этой. И он не знает, какой подчиниться, то ли этой, то ли той. Это означает [мьяна] в уме действует не правильно. Когда [мьяна] в разуме действует неправильно. Человек не знает, как ему заниматься при этом служением. Он думает, или я читаю джапу, или книги. Одно из двух. Или я иду на службу и не читаю джапу. Или я читаю джапу, не иду на службу. Или я иду на воскресную программу в храм, и тогда я не читаю книги. Или я читаю книги, но не иду на воскресную программу в храм это означает, что у него в разуме нет сотрудничества вот этой энергии, [мьяна] не наполняет чисто разум.

00:50:34 Человек не понимает, как все виды преданного служения одновременно выполнять. У него этой идеи, этой силы не хватает у него это делать. Итак, если человек способствует гармоничному преданному служению окружающих людей, у него [мьяна] заходит в разум. Если человек способствует нормальной психической обстановке окружающих людей, т.е. дает возможность размышлять хорошо, делать ошибки, он видит, что они будут делать глупости, он дает им возможность жить, дает возможность людям действовать. Вот человек делает, допустим, ты знаешь, что он неправильно делает, ты ему нежно сказал, он продолжает неправильно делать. Ну и пускай ошибется. Пускай делает неправильно, ничего страшного. Пускай он делает неправильно – означает возможность действовать. Человек действует, дает свободу. Если ты даешь другим свободу деятельности, коммуникации, таким образом, у тебя осуществляются, т.е. ты людям даешь максимум свободы, это значит, что [мьяна] так и в теле будет действовать нормально. Это значит, и органы будут иметь свободу, т.е. не будет никаких дисфункций в организме. Ты со всеми относишься так, что они могут делать то, что они считают нужным. Но при этом ты говоришь, как правильно. Они знают, что ты не нажимаешь. Они могут попробовать еще, нет проблем. Это означает деятельность [мьяны] в организме на всех уровнях сознания.

00:52:07 Если [мьяна] действует осквернено, то человек начинает не давать людям действовать. Так, например, родители, есть даже такая юмореска, ребенок туда пошел – ему нельзя, нельзя, нельзя, и он в результате упал. Ему нечего делать уже. Оказывается болезнь аппендицит что такое? Аппендицит – это сильная дисфункция кишечника. Кишечник означает деятельность. Кишечник – это орган деятельности. Там все движется постоянно. Этот орган связан с деятельностью больше всего. Если человеку запрещать что-то делать, у него начинает кишечник страдать. А орган, который защищает кишечник от страдания, это аппендицит. И когда аппендикс воспаляется очень сильно, это означает нежелание жить. Ребенка можно убить таким образом. Если ему постоянно все запрещать, у него воспалится аппендицит, наступает смерть в результате. 20% людей умирает от острого аппендицита. Т.е. воспалился, еще не значит, что он жив останется. Может умереть, перитонит начинается, и все уже, невозможно спасти ребенка. Это означает, убили. Убили вот этим нельзя, нельзя.

00:53:17 Можно убить словами. Пример, пожалуйста, как это делается, я технику рассказал. Если мы [мьяну] в уме своем не контролируем. Она у нас находится в страсти, то это проявляется, таким образом, человек не способен терпеть никакого инакомыслия. Т.е. человек размышляет, допустим, по-другому, он еще мысль только свою развивает, а я уже говорю, не так надо, так надо. Люди не могут общаться друг с другом. Один говорит одну мысль, другой – другую. И они начинают злиться, кидаться как кобры друг на друга. Это означает [мьяны] распределение физической энергии в уме очень сильно страдает. Они не могут сотрудничать, гармонизировать свои мысли. Значит Меркурий поражен. Слабое понимание, что такое сотрудничество в уме рождается нетерпимостью, это качество характера. С другой стороны, терпимость означает хорошее положение Меркурия, хорошая деятельность [мьяны в уме].

00:54:35 И когда человек способен, как я уже говорил, когда человек в разуме не способен распределить [мьяну] как надо, он не может терпеть другие виды преданного служения. Этот [Тактаришта], например, они говорят непрямым способом людям. И какие люди приходят к нему к сознанию Кришны? Приходят такие же непрямые. Они не могут сразу чистым преданным служением заниматься. Такие люди говорят, только так к сознанию Кришны, больше вариантов нет к сознанию Кришны, только так. Только книги распространяет, все, больше нет возможностей людям доносить духовное знание. Это означает, что у них понимание преданного служения очень однобокое. Ведь в преданном служении можно занять много людей с разными темпераментами, наклонностями. Некоторые люди с таким однобоким пониманием вещей сеют очень большие сомнения в умах тех, у кого есть определённая гунна карма заниматься преданным служением, использовать свою природу.

00:55:43 Например, Хануман. Он был чистый преданный слуга Господа. Но он обладал мистическими совершенствами всеми. А так же он был обезьяной. У него гунна карма была быть обезьяной. Поэтому там, допустим по дороге, когда он служение исполнял, демонов убивал, он их съедал. Обезьяна может есть мясо. Он их съедал, он не был вегетарианцем. Некоторые его критиковали. Хануман, почему такое безобразие, не вегетарианец, это плохо. Гаруда тоже. Один раз Гаруда прилетел в озеро в одно и покушал там немножко рыбки. В этом озере сидел йог великий [Субаримуна]. Он подумал, вот Гаруда совсем уже обнаглел. Он не хочет заниматься преданным служением, не вегетарианец, ест рыбу. И он его проклял. Он ему сказал, если ты еще раз в эту реку прилетишь, то ты умрешь. Все, я тебе запрещаю. И таким образом проклял Гаруду.

00:57:01 Через некоторое время [Субаримуни] обратил внимание, это возвышенная личность, которая уже в воде могла жить, в дыхании достиг высших ступеней мистических совершенств. Постоянно думал о Боге. И он обратил внимание, как рыбки совокупляются. Ему понравилось, он прочувствовал очень сильно. И потом вышел из воды и сразу женился на 50 царевнах, т.е. 50 дочерей у самого главного царя на земле в это время было. И он сразу всех взял в жены. Он йог был великий, ему хватило энергии на всех. И потом, когда до него дошло, что произошло, он извинился перед Гарудой, и опять в озеро зашел. Жены сами воспитывали потом детей, и были довольны, что у них муж такой есть.

00:58:04 Таким образом, мы видим, что нежелание сотрудничать, нежелание понять, что преданное служение может в разных ракурсах идти, у человека просто вызывает, что у него разум становится совершенно бескомпромиссным, т.е. положение какое-то деградированное. Такой человек не способен дальше продолжать преданное служение. Мы можем еще один пример привести, когда одни очень возвышенный ученик, по-моему, [Живагатсваны], которые уже видел духовный мир, он находился на самых высоких степенях преданного служения. Когда [неразборчиво], одна чистая преданная Бога, [Курани] её звали, она просто не могла остановить свой рот. У нее постоянно воспевание святого имени шло. Она хотела послушать его [неразборчиво], и одновременно не могла остановить свой рот, поэтому она повторяла хрии Кришна во время его [неразборчиво], что не рекомендуется делать. И он сам заметил ей, т.е. преданный Богу стал замечать, что его оскорбляют. Он сам заметил ей и указал на то, что она его оскорбила. В результате за две недели он деградировал до такой степени, что он начал оскорблять своего духовного учителя. Дальше он покрылся весь проказой за то, что он оскорблял своего духовного учителя. И через три недели он тело оставил. И он родился брахмой-ракшисом. Т.е он начал тем, что оскорблял святой имя, духовного учителя, совсем потерял голову и выжил из ума с этой идей. А так он жил достаточно долго, пока не отработал свою [неразборчиво], и опять не родился в семье преданного. Представляете, какая ужасная участь.

00:59:38 Просто неправильное понимание вещей. Эти все первоэлементы имеют отражение в [неразборчиво] людей. Там очевидно тоже есть сотрудничество, понимание разных видов преданности и непонимание. То де самое национализм. Что это такое? Это нежелание сотрудничать. Само чувство родины, оно духовное. Живое существо в духовном мире испытывает счастье, понимая, что у меня есть родина. Допустим, там живые существа очень сильно привязаны к [неразборчиво], и считают их своей родиной. Но это чувство родины в духовном мире отличается от нашего материального. Чувство родины в духовном мире не означает, что если мое хорошее, значит чужое плохое. Понимаете, если вы украинцы хорошие, значит русские плохие. Там такого нет. У них украинцы хорошие и русские тоже хорошие. Само по себе чувство родины в духовном мире дате уважение к такому же чувству родины у всех остальных людей.

01:00:44 Допустим, если человек в Бога как кришнаит, он не будет, допустим, он не будет ненавидеть христиан. Если у него чувство веры на самом деле духовное, а не материальное. Он начинает благословлять Бога в благости, а не в страсти. Понимаете? Вот это чувство родины и это вес связано в какой-то степени с деятельностью [мьяны], т.е. сотрудничество и взаимодействие. Есть еще [опама], такая психическая энергия, которая опускает жизненный воздух вниз. [Опама] необходима в нашей жизни. Она связана с очищением организма, фактически. Т.е. нам надо выводить вещества. Если мы находимся в сильной страсти. И мы хотим всю энергию страсти действия потратить, мы не хотим отдавать жизненную энергию, мы не хотим успокоиться, расслабиться, удовлетворения, то у нас возникают запоры. Сильное желание напряжение, страсть, нежелание удовлетворения, покоя – возникают запоры.

01:01:48 Запоры означают, не хватает [опамы]. Т.е. не хватает жизненной энергии для вывода токсических веществ из организма. С другой стороны наоборот, когда человек очень сильно привязан к нижним инстинктам, у него перевозбуждается нижний центр. И возникает понос, недержание мочи, недержание семени. Сильные проблемы по-женски, недержание плода или возбуждение идет сильное в нижних центрах. Это означает, что человек не уделяет духовной практике слишком много времени. Его энергия опускается вниз. Как сделать так, чтобы энергия опустилась вниз, как вы считаете? Есть такое действие, усилие такое сильно надо приложить. Надо просто сесть и расслабиться и ни о чем не думать, хотя бы одну минуту так сидеть. И энергия вся опустится вниз.

01:02:50 Если человек просто расслабился с тупым выражением лица, у него [опама] начинает увеличиваться, все животные инстинкты начинают увеличиваться. Желание спать, желание есть, желание совокупляться, желание обороняться связаны с деятельностью [опамы]. Человек, которые просто расслабляется в жизни, не желает думать о Кришне в это время. Когда он вдыхает, надо думать о Кришне. Нужно переключать своё сознание. Или ты действуешь активно физически для Бога, или ты действуешь активно психически для Бога. Нет такого состояния, когда ты вообще бездействуешь. Есть такое состояние, называется сном. Человек просто может резко взять и заснуть на 10 минут. В этом нет ничего плохого, он питается. А потом, когда он проснулся, включается сознание, он опять действует для Бога. Чем это состояние сознания отличается от того, когда человек не спит и одновременно ничего не делает? Как вы думаете, в чем разница?

01:03:52 Когда человек спит, он не отвечает за свои поступки, он просто заснул и все. А если человек бодрствует, он должен разум использовать в служении Богу, и ум, и тело. Если нет сил, значит что нужно делать? Просто отключиться на время, на 10 минут. И все. А если есть силы, значит надо действовать. Не нужно так просто: у меня нет сил, поэтому я сижу. Почему криво сидишь? А сил нет. Присутствие активной [опамы] означает, что у человека очень сильно выпираются нижние центры. Это мы видим у молодых людей. У женщин зад очень сильно выпирает. У мужчин вперёд очень сильно выпирает, и он ходят как в «Ну погоди» волк. Это означает очень сильна у них, как бы двигает телом, нижними центрами передвигает очень активно. Т.е. у них сила большая в организме, но она идет не туда, куда надо, это все животные инстинкты.

01:04:57 Это означает, что они сильно любят покушать, сильно любят сексом заниматься, обороняться от всех, защищаться, злиться друг на друга. И они сильно любят спать. Это [опама]. Можно ли [опаму] использовать в преданном служении. Нужно её использовать в преданном служении. Человек должен осуществлять свои естественные функции. В результате, он будет очень больным, у него токсины начнут скапливаться в организме. Поэтому, если в туалет захотел, надо идти. В этом заключается преданное служение. Не надо задерживать это чувство, потому что скапливается психическая энергия от этого внизу. Дальше, если рожать захотел, надо рожать. Не надо скапливать психическую энергию. Детей захотел, надо иметь детей. Для Бога это делается все. Некоторые женщины скрипят зубами, говорят, я не буду рожать. Буду преданным служением заниматься. А у нее истерики начинаются. Потому что [опама] то действует, энергия опускается вниз. Она начинает плакать. Все плохие, не даете мне заниматься служением. Но при этом служение – это рожать детей сейчас. И муж должен понимать, что у жены, когда истерики такие постоянны, то значит ей надо ребенка. Она уже не может чистым преданным служением заниматься, пора ей ребенка рожать.

01:06:20 [Опама] может действовать в разуме. Это означает низменное желание обустройства. Человек проповедовал, он хочет сесть – [опама] увеличивается, растормаживает деятельность. Иногда это необходимо, человек уже не может дальше ездить, что сил нет, здоровья нет. Он должен сесть где-то, меньше двигаться, больше статично в одном место проповедовать. [опама] нужна в благости преданным тоже. Нужно знать, когда затормозить. У него должен быть баланс деятельности. Он должен знать, когда что делать. Правильно действие, правильное бездействие тоже должно быть. Не просто правильное действие, правильное бездействие тоже должно быть. Без правильного бездействия невозможно жить. Человек должен знать, как отдыхать. Он должен знать, как спать, он должен знать, как отдыхать от деятельности. Иногда преданные уходят в уныние. Они не знают, как отдыхать. Сил уже нет, делать нечего. Они сидят, смотрят в потолок.

01:07:22 Наверно, мы полностью предались. [неразборчиво]. Я люблю так распространять [неразборчиво]. Я не даю себе ни секунды отдыха. Он истощает просто себя. Его деятельность в страсти. Кришна же не хочет, чтобы мы себя истощали. Он хочет, чтобы мы сохраняли силы в преданном служении. Он хочет, чтобы мы отдавали ему силы, а не своё истощение. Вот, допустим, если я возьму розу, иссушу на солнце и скажу, возьмите. Это цветок моей аскезы. Он посмотрит, сморщенная роза, кому она нужна такая. С другой стороны, я свеженькую розу принесу, которая благоухает. Это плод моей любви. Понимаете? Есть разница между этим глупым аскетизмом, когда глаза подкошены, воспаленное лицо санкиртанщика исхудавшее, страдальческое лицо, который уже отдал себя всего в преданном служении. Человек выходит, он давай давать свои книги, он боится уже, не дай Бог тот уже тело своё оставит.

01:08:34 Ко мне один такой преданный подошел. Я был таким преданным санкиртанщиком, говорит, свет не видал. Говорит, я так книги распространял, даже спал по 4 часа в сутки. Я говорю, а сейчас что. Он говорит, я боюсь думать даже о распространении. Как только я начинаю думать об этом, я болею. Я даже джапу сейчас читать не могу. Потому что как только я начинаю думать о том, чтобы джапу читать, я болею. И мне становится плохо, поэтому я не знаю, что мен делать, ка дальше мне жить. Представляете, как он издевался над собой? Он истощил себя [опамой] полностью эту энергию. В результате он стал никчемным человеком. Он ничего не может, ни то, ни се. У него нет сил просто. Это означает просто фанатизм. Понимаете? И мы должны найти гранью с одной стороны мы не должны [опаму] увеличивать так, чтобы мне надо силы копить. Не буду сейчас уходить, мне надо силы копить. Это один вариант. Второй вариант - это перебор. И там и там перебор просто. Они приводят к болезненным страданиям.

01:09:41 Лень означает увеличенная [опама]. И чрезмерная возбудимость, когда человек нервничает, он не может остановиться, означает [опама] истощена. Чрезмерная [опама] – тамос, невежество. Истощенная [опама] означает страсть. Благость означает, что у человека все функции психические, как низшие центры, так и высшие работают нормально. У него нет проблем с этим. Потому что он знает, что эти функции мешают преданному служению. Таким образом, все виды жизненной энергии имеют первоэлемент воздуха, можно это занять в преданном служении. И знание об этом нам помогает распределить свои силы, как бы действовать в правильном настроении. Мы знаем, что из чего возникает, если мы это знание используем. Какие вопросы?

01:10:44 Если человек начинает действовать в соответствии со своими принципами, то это не очень хорошо?
- Нет. Это неправильно. Человек должен действовать в соответствии со своими принципами, но не ущемлять принципы других. Человек должен действовать сам внутри себя. Мы должны действовать не снаружи, а внутри себя. Есть два вида деятельности. Деятельность в страсти означает, я испытываю счастье от того, что я вижу вокруг себя. Второй вид деятельности в благости. Я вижу счастье от того, то, что я виду внутри себя. Человек должен действовать всегда строго со своими принципами. Никогда свои принципы не прерывать. Деятельность внутри себя. Но деятельность снаружи, он должен свои принципы предлагать окружающим людям, но не навязывать. Иногда бывают ситуации, когда человек является наставником, отцом, милиционером, адвокатом. В этом случае он должен наказывать своими принципами внутренними окружающих людей. Но при этом он это должен делать по-доброму. У него не должно быть идеи насилия всё равно в своем сердце.

01:11:50 Он наказывает, он даже может отрубить голову. Но идеи насилия нет. Он не хочет делать зло. Он это с добрыми намерениями делает. Потому что он знает, если убийце отрубить голову, то в этом случае в следующей жизни он отработает свою карму и уже убийцей не родится. А если он оставит его живым, и тот свою идею убийства не переборет в своем сердце, значит, в следующей жизни он родится тигром, будет опять дальше жрать всех, убивать других. Т.е. [неразборчиво] других, а не из злости. Т.е. внутренние принципы никогда не надо нарушать. Вопрос, как относится к внутренним принципам других людей. Если человек не верит своим внутренним принципам сам, то он и не верит так же внутренним принципам других. Он сомневается в них. Нет достаточно веры. Когда человек верит глубоко в свои внутренние принципы, он внутренние принципы других людей тоже не будет мучить. Внутренние принципы настоящие основаны на истинной энергии. Истинный эгоизм означает уважение, не означает терроризм.

01:12:53 Если человек внутренние принципы уважения, значит, он не будет никого терроризировать. Он может наказать, но терроризировать не будет. Чувство собственного достоинства означает служение, а не означает действовать в эгоистических целях.
- Значит, свои собственные принципы не ставить выше других, а в то же время принимать принципы другого человека, но если у тебя другие принципы, и принципы другого человека противоречат с твоим пониманием?
- Если принципы противоречат твоему пониманию вещей, то надо просто принимать к сведению, что у него такой этап развития идет и все. Надо давать ему возможность, но это не значит, что ты должен принимать эти принципы на вооружение. Просто ты видишь, как это действует, посмотри результат, что из этого получится. Ты можешь попытаться помочь этому человеку, насколько у тебя доброты хватит. Мы должны понять, что не шакти дает возможность помочь, а сила .

01:13:54 Какая сила дает возможность сжечь грехи другого человека? Помочь – означает сжечь грехи. Какая сила? Вот есть у нас сила, которая даже возможность реально взять и сжечь грехи другого человека, чтоб он изменился и стал лучше. Как эта сила называется? Сострадание. Человек действует с этой силой, грехи другого человека сжигает. Если у тебя нет сострадания, то ты ничего не сделаешь. Никакого толку нет, ты не помог. Сострадание означает желание отдать своё благо, то, что у тебя есть другому человеку. Ничего общего это с насилием не имеет. Если бы не можешь сострадать, лучше надо молчать. Не издеваться над людьми. Если у тебя нет силы помочь, зачем тогда действовать, давать какие-то глупые советы, которые не помогают. Они озлобляют просто человека. Понятна идея? Мы можем не любить чужие принципы. Но нелюбовь сама по себе означает злобу.

01:15:00 Если тебе не нравится, как кто-то действует, просто сострадай ему, если можешь. А если не можешь, тогда учись сострадать. Так что вся деятельность внутри проходит, не снаружи. Надо научиться быть хорошим человеком самому сначала. Зачем обвинять других. Вот это ощущение ненависти к тому, что кто-то плохо что-то делает, это означает, что ты точно такой же человек как и он. Потому что если у тебя нет сострадания, значит, у тебя нет силы не действовать так, как он. Силы бывают внешние, бывают внутренние. Если человек внешне делает плохо, у тебя возникает ненависть. Это значит, ты на внутреннем плане копируешь его деятельность. Вот и все. Ты точно так же с ненавистью относишься к этой деятельности. Это как бы привязанность со знаком минус. Если ты не можешь сострадать, значит, у тебя нет силы не действовать так, ка кон. Придет время, ты будешь делать все то же самое. Очень хороший пример есть. Говорится, что когда ты очень сильно осуждаешь в глубине души другого человека, наступит время, когда ты сделаешь то же самое. Жизнь тебе покажет, в каком положении он был, и тебе поставит то же самое.

01:16:07 Без сострадания невозможно ни исправиться самому, ни исправить других. Сострадание означает понимание, как тяжело жить. Что такое сострадание? Когда человек совершает аскезу. Преодолевает свои плохие черты характера. Ему трудно, он понимает, как тяжело это сделать другим людям, это называется состраданием. Когда человек не склонен совершать аскезу, изменить себя, у него не будет сострадания. Ему будет казаться все легко, нет проблем. Проблему есть. Так что надо понять, действительно ли я внутренней деятельностью занимаюсь в преданном служении. Если не внутренней деятельностью, то сострадания не будет. Только внутренняя деятельность, желание изменить себя означает сострадание. Какие еще вопросы есть?
- Вы говорили, что если человек отдает жизненный воздух другому человеку, тот человек оскверняется.
- Нет. Это неправильно. В том случае, если я отдаю жизненный воздух другому человеку, но делаю это во имя Господа, то в этом случае он одухотворяется.

01:17:15 Если же я хочу этого человека умилостивить самого, то это человек сам начинает себя Богом считать. Этот момент очень четко прослеживается в отношениях матери с ребенком. Мать естественным образом хочет отдавать свой жизненный воздух ребенку. И ребенок, который чувствует, что мать живет для него, становится эгоистом, начинает трепать ей нервы, права качать постоянно. Она что-нибудь не по его делает, он начинает визжать, орать, требует от нее жизненного воздуха. Он говорит, ты будешь моей слугой. Ребенок чувствует себя Богом. Если мать во имя Бога действует и отдает свой жизненный воздух ребенку, то он Богом себя не чувствует. Он чувствует себя слугой. Он начинает слушать свою мать. И в результате этого что получается? Такая мать к концу жизни получает то, что ребенок помогает ей до старости. Он живет для неё, он хочет ей помочь во всем. Та же мать, которая жиля для ребенка. Она хотела отдать ему жизненный воздух, для того чтобы что-то взять.

01:18:20 Человек по своей природе не может быть благодарным. Вот эта сила аскезы, которая говорит, дай мне, она высылает неприязнь. Дети убегают от своих родителей, они боятся их, потому что эти родители как бы сосут из них кровь потом после 14 лет. Дети сматываются от них, убегают. Потому что родители выполняли аскезу с целью получить что-то от своих детей. Они боятся, они хотят сами для себя жить. А они видели, что родители считают их Богами, они поклоняются им. В результате у ребенка нет идеи отдавать, он хочет для себя жить. Поэтому он убегает от своих родителей. Он не ценит такую мать. Такая мать остается одна, она испытывает жуткую депрессию. Такой синдром, когда ребенок уходит от матери. Синдром жуткой депрессии вызывает страдания, болезни. Если же мать во имя Господа вес делала для ребенка, она для ребенка тоже делала, доброта присутствует, но во имя Господа. Она не хотела увеличивать его ложное эго. Тогда ребенок вырастает добрым, отзывчивым, хорошим.

01:19:21 Она не отказывалась помогать ребенку жить, она не отказывалась отдавать силы, но она это делала во имя Господа. Поэтому она ему не потакала. Как отличается первая мать от второй? Первая мать, когда ребенок конфетку просит, у нее два варианта есть, если она к нему не сильно привязана, к нему как к телу. Или она будет кричать на него, чтобы ему конфетку не дать. Или она ему просто даст, чтобы он успокоился. Почему так происходит? Потому что мать хочет наслаждаться ребенком. Когда он ест, она наслаждается, ей тоже хорошо. Если она видит, что он будет болеть, она начинает кричать, ненавидеть ребенка. Потому что это не вызывает у нее наслаждение, потому что он опять хочет конфетку, она будет страдать потом от этого, потому что он будет болеть. Поэтому она орет на него. Если мать во имя Господа для ребенка действует, она ему просто не даст конфетку. Она наслаждается богом, не толом ребенка. Поэтому она говорит, нет, не получишь. Ребенок начинает орать, она думает, ничего страшного. У нее нет проблем, потому что проблемы нарушат принципы религиозные.

01:20:26 Точно так же человек, который служит людям. Если он служит для людей, он хочет, чтоб отдача была, они не благодарны. Он разочаровывается в этой деятельности рано или поздно. Зачем для них служить, если они такие неблагодарные. Если он для Господа это делает, они сначала могут этого не понимать. Потом, когда профессионализм в этом плане возникает, то люди становятся счастливыми, но при этом они очищают сознание. Они становятся во истину благодарными, по-настоящему, надолго, не на какую-то секунду. Ребенок тоже на секунду благодарен, он радуется маме на секунду, а потом он не любит ее. Точно так же люди, для которых человек отдает свою жизнь, благодарны на секунду, а потом он им не нужен. Я опять же говорил, такая есть притча. Если ты будешь отдавать свою кровь ради людей, то они всю кровь возьмут у тебя полностью, ничего не останется, они тебя похоронят, и потом они скажут, на самом деле эта кровь не такая качественная была, она была не очень хорошая. Есть и получше кровь на самом деле. Она вызвала какие-то реакции у нас в организме. Ты им сохранил жизнь этой кровью, но они скажут, какие-то проблемы всё равно были.

01:21:50 А у людей нет чувства благодарности, потому что ложное эго не дает чувства благодарности, оно дает желание использовать. Чувство благодарности возникает во взаимоотношениях дживы с Богом. Как-то должна связь с богом присутствовать. Иначе чувства благодарности не будет. Какой еще вопрос? Не стесняйтесь. Все. На этом лекция закончена.

транскрибирование: Ирина Артамонова | Санкт-Петербург | Россия | 29 ноября 2012