Вкус, которого мы все жаждем

Чиангмай - 13 ноября 2011
Природа вкуса. Кришна есть Расарадж - источник всех вкусов. Может ли Безграничное открыть Себя ограниченному существу? Кришна – истинный вкус прасада. «Каждое слово имеет локальный контекст». Радхарани способна экстрагировать весь нектар из Кришны. Градации рас. Почему самые лучшие песни - песни о несчастной любви? Кришна есть ади-пуруша, изначальный мужчина, наслаждающийся.
лекция для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:43:40 | качество: mp3 64kB/s 20 Mb | прослушано: 884 | скачано: 152 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Природа вкуса. Кришна есть Расарадж - источник всех вкусов

00:00:01 – Вишакха, наш повар, спрашивает о вкусе. Не могли бы вы рассказать, какова природа вкуса, и как мы можем обрести вкус?

00:00:22 – В действительности, это Кришна. И я не просто это говорю для того, чтобы показаться умным, для того, чтобы дать «умный», в кавычках, ответ, но по другим причинам. В Бхагавад-Гите говорится: [цитата на санскрите], можно сказать: «Я – вкус воды». [цитата на санскрите]. Можно понять по-разному, но это – одно из пониманий. И в то же время это высказывание несколько загадочное, таинственное, в определённом смысле, поскольку Тот, кто есть Расарадж – другое имя Кришны – Он говорит: «О, Я – вкус воды».

00:01:31 Но, [цитата на санскрите] – в другом месте Он говорит: «Я – изначальное благоухание земли, изначальный аромат земли». Все эти специи, которые есть у нас, всё, что помещается в эту почву, сажается в почву, в землю, и из этой почвы прорастает: тмин, куркума, горчичные зёрна... что ещё? Куркума, да-да, куркума. И это нечто невероятное. [цитата на санскрите]. Здесь «притхи» означает «земля». То, что прорастает из земли и...

00:02:35 Мы находимся в относительных обстоятельствах. Это объяснение начинается на доступном для нас уровне, и речь идёт о реалиях, опыт которых у нас есть. Он говорит: «Я – эта реалия». Он старается помочь нам начать наш поиск такого рода, который приведёт нас к центральной концепции Абсолюта.

00:02:58 И, я говорил вам это, я много раз говорил, утверждал это в недавнем прошлом, но для меня это было очень важно. Я летел из Пекина в Нью-Йорк, и человек, сидевший рядом со мной – он был высокообразованным китайцем, преподавателем, учил студентов-выпускников компьютерным технологиям в одном из престижнейших университетов в Америке. Он сидел рядом со мной, и мы по-дружески беседовали.

00:03:35 И я сказал ему: «Могу я задать вам несколько вопросов, если вы не возражаете? Я не буду слишком религиозен». И он ответил: «Конечно, да, мы – друзья!» Я сказал: «Вы – один из ведущих учёных в области компьютеров, обучаете выпускников. Можете ли вы сказать с абсолютной уверенностью, что изначальный источник всех ароматов не может обонять? Речь не идёт о том, верите вы или нет – но можете ли вы сказать с абсолютной уверенностью, что нет такой возможности, что этот источник ароматов наделён обонянием? Все замечательные ароматы, запахи, он – их источник. И можете ли вы гарантировать, что этот источник не способен обонять? Вот всё, что я хочу знать».

00:04:54 И он ответил: «Ну...» И мы не играли в игру эго. Он ответил: «Я не могу сказать с абсолютной уверенностью, что этот источник лишён подобной способности». Я заметил: «Это – всё, о чём я говорю вам с теистической точки зрения: изначальный источник всего сущего, сущего – имеется в виду, запахов, ароматов – это очень просто, то простое явление, которым мы наслаждаемся в нашей жизни, то, что делают многие – этот первоисточник лишён подобной способности – наслаждаться запахами».

Может ли Безграничное открыть Себя ограниченному существу?

00:05:43 Когда мы собираемся обсуждать Божественность, Безграничное, Кришну, Гуру Махарадж – его отправная точка такова. Когда некий человек спросил у него... нет, не спросил, но бросил ему вызов, заявив: «Если ограниченное существо может знать Безграничное, природу Безграничного, тогда это не Безграничное». И это полуправда. Если Безграничное оказывается в юрисдикции ограниченного существа, если это Нечто – в юрисдикции ограниченного, каким бы обширным, огромным вы его не представляли – то это не Безграничное.

00:06:30 И знаменитая шлока Рупы Госвами, в которой он говорит: [цитата на санскрите]. «Шри Кришна намади» означает – Имя Кришны , Нам, ади – то есть Имя и всё остальное: рупа Кришны, образ Кришны, божественная форма Кришны, гуна – качества Кришны и лила – игры Кришны, [цитата на санскрите] – они: Нама, рупа, гуна, лила – недоступны уму, интеллекту и чувствам. И в таком случае мы находимся в беспомощном положении, пытаясь понять природу этого Безграничного. Или, с точки зрения ограниченного существа мы можем рассуждать о том, можем ли мы подтвердить, проверить существование Божественного, Божественности.

00:07:39 И этот человек заявил: «Если ограниченное существо способно знать Безграничное, тогда это – не Безграничное». На что Гуру Махарадж ответил: «Если Безграничное не может открыть Себя ограниченному – тогда Оно – не Безграничное». И причина, по которой всё это повторяется: это – фундамент теистической культуры, эта идея, это представление: вера в перспективу, или возможность того, что Безграничное может открыть Себя ограниченному существу. Прежде, чем мы переходим к личностному, безличностному, абстрактному – но даже ещё не на этом уровне: первый шаг – человек должен позволить, допустить подобную возможность.

00:08:24 Даже великие мыслители, [или] некто, кто гордится собой, подаёт себя в качестве атеиста, иногда на смертном одре говорит: «Если существует безграничная возможность...» Даже такой человек, как Стивен Хокинг, верит в то, что есть Нечто, некий Сверхразум, не обязательно называть Его Богом. Так вот, даже эти так называемые атеисты допускают возможность, оставляют место для существования Бога, допускают возможность. Но даже самые утончённые научные умы, мозги, если они способны зайти настолько далеко, что они... как это называется? – «пантеизм», или аналогичная идея в отношении Божественности: «Если взять всё это вместе, совокупность бытия – то это и будет Бог. В начале, в середине или в конце, если вы хотите говорить о Боге – то это и есть Бог». Но они не способны принять возможность, допустить возможность существования Абсолюта-Личности. И это – большая проблема.

00:09:52 Но если мы возвращаемся к этой отправной точке: может ли Безграничное открыть Себя ограниченному существу? Кто-то говорит: «Я думаю, что это возможно, и я хочу изучить эту возможность» – и тогда открываются двери для истины откровения, нисходящей истины. Безграничное открывает, являет Себя ограниченному существу. И то, что будет известно как амная, как истина откровения, Веды, ведические Священные Писания, божественное откровение: Безграничное открывает Себя ограниченному.

00:10:42 И если мы принимаем представление, согласно которому существует истина откровения в форме Священных Писаний – в этих Священных Писаниях будут присутствовать такие утверждения, как «расо ваи сах». Это афоризм Веданта-Сутры: «Изначальный источник всего сущего есть вкус, Он полон вкуса». И наша тенденция искать то, что вкусно – опять же, косвенным образом это – поиск Его. Он и есть это Нечто. Поэтому мы можем буквально чувствовать вкус чего-то и более абстрактным, или метафорическим образом можем сказать: «нечто вкусное», «что-то вкусное», и вкусное – в смысле, элегантное, изящное и так далее – всё это подводит нас к Кришна-концепции Божественности, к концепции Бога как Кришны.

Кришна – истинный вкус прасада

00:11:55 [цитата на санскрите]. Кришна выглядит как праздник. Его тело – если вы посмотрите на красоту Его тела, то оно выглядит как праздник, фестиваль. Это одно из описаний Кришны. Как некто может выглядеть как фестиваль? Вот Он – так выглядит.

00:12:33 И, с духовной точки зрения, в Чайтанья-Чаритамрите и в других источниках говорится: «Кришна – истинный вкус прасадама». Это – вкус Кришны. Вы чувствуете вкус чего-то выдающегося, удивительного – это Он. Нечто соприкасается с Ним, наполняется Его вкусом – а другие переживают вкус этого. Субъективный и объективный аспекты этого существуют.

00:13:11 Когда Махапрабху находился в Пури, то иногда они устраивали пир или какой-то праздник, и Сваруп Дамодар приносил чудесный прасадам Махапрабху. И все преданные ждали, пока Махапрабху попробует. Но Махапрабху знал, что в объективном мире Он – санньяси, и это не будет уместно для Него лично, и это будет дурным примером. Поэтому он говорил что-то вроде: «Я поем лафры. [От]дайте преданным всю питу». «Пита» – значит пирожные, изысканные пирожные. «Пирожные нужно раздать другим, а Я поем лафру».

00:14:06 Лафра, как вы, возможно, знаете от Гопала: когда у вас остались обрезки разных овощей, то вы смешиваете всё это вместе и готовите что-то. И лафра считается самым простым блюдом, самым бесхитростным, самым обычным. Махапрабху говорил: «Я поем лафру». Но эти слова причиняли боль сердцам преданных, и Сваруп Дамодар говорил Ему: «Это – Джаганнатх-прасадам. Господь Джаганнатх лично наслаждался вкусом этого. Не рассматривай эту пищу таким образом: простое, изысканное... Не уделяй этому большое внимание. Но Господь Джаганнатх – это нечто было предложено Ему, Он попробовал вкус этих блюд, и теперь эти блюда обладают удивительными сверхъестественными качествами, характеристиками. Думай так!» И тогда Махапрабху принимает эти подношения.

00:15:19 И это также очень примечательно, поскольку нечто, что кажется объективным – истинная сущность этого нечто субъективна. И это справедливо в отношении всего. Это – одна из тем Шрилы Гуру Махараджа. У него есть, если так можно сказать, сутрические темы, и одна из них... Вы знаете: «Красота выше силы», «Милость выше справедливости», «Суть выше формы» и «Абсолютное суждение, относительное суждение», и здесь: «Что субъективно, а что объективно». Существует внешний аспект некой реалии, такого рода вкус. И затем существует нечто, что было предложено Божеству и соприкоснулось с Кришной, и через Его преданных...

00:16:28 Например, песня, которую мы поём каждый день. Как звучит эта строка? Так или иначе, кто-то вспомнит эту строку. Говорится, что остатки трапезы Кришны ест Дхаништха, а затем их отдают Радхарани. [цитата на санскрите] И, затем Радхарани наслаждается вкусом того, что пробовал Кришна, и раздаёт эту пищу Своим спутницам, и они наслаждаются и делятся этой пищей, передают друг от друга. И мы – счастливые люди, которые получают эту пищу в своё время.

Почему без прасада мы чувствуем себя плохо?

00:17:18 Я помню, Шрила Прабхупад говорил: «Даже атеист способен почувствовать разницу». И в этом отношении, в этой связи я вспоминаю мой собственный личный пример. Я посещал храм Шри Шри Радхи-Кришны в Хейт-Эшбери в Сан-Франциско. И я ходил туда каждый день для того, чтобы поесть прасадам, на протяжении, может быть, трёх месяцев, с конца шестьдесят девятого по начало семидесятого года. И затем я уехал за три тысячи миль от того места, и у меня не было там прасадама. И я начал чувствовать беспокойство, испытывать беспокойство: «Мне нужен прасадам! Что-то отсутствует в моей жизни, я не чувствую себя хорошо, мне нужен прасадам».

00:18:28 Я предлагал что-то, но это был хлеб и сыр... Мне нужно было найти храм. Мне срочно был нужен храм. И, храм я не нашёл, но я нашёл индийский ресторан в Нью-Йорке, на Второй авеню, и я подумал: «О!» Я зашёл, посмотрел меню, и я назвал только знакомые блюда: рис, дал и чапати – я у них попросил. «Это всё, что я знаю, сэр, пожалуйста!» «[Ну,] хорошо», – ответили они мне и принесли рис, дал и чапати. И я попробовал эти блюда, и я был разочарован. И тогда я подумал: «Я не понимаю, что происходит здесь. Я предлагал хлеб,] сыр, и для меня это – не вкус прасадама. Я отправился в ресторан, они даже дали мне рис, дал и чапати – и в этом нет вкуса прасадама». Я был крайне растерян, изумлён этими событиями.

00:19:39 И когда я в конце концов вернулся в храм... Это было вечером, и я не ел прасадам на протяжении года. Там уже закончилась программа, и они дали мне в руку маха-прасадам. Я съел его... Я был настолько счастлив! В углу были свечи, я забился в угол, в тёмный угол, и я плакал. И я надеялся, что меня никто не видит, и это были слёзы радости. Я был настолько счастлив, что я вновь пробую эту субстанцию. Что это было?

00:20:22 С одной стороны, на одном уровне, Кришна говорит: «Всё, что вы чувствуете, вкус любого...» Мы настолько далеки от центра. «Когда вы пьёте воду, то», – Он говорит, – «думай, что Я – вкус воды». Я утоляю мою жажду, какой бы вкус мне ни нравился, Кришна говорит: «Помни обо Мне». «Я – свет солнца и луны», – говорит Он. Солнце восходит, солнце заходит, луна восходит. Этот маленький мальчик... как его зовут? – Ян, да, Ян прибегает и говорит: «Махарадж, посмотрите! Огромная луна в небе за окном – это Кришна!» Иными словами, о какой бы реалии ни шла речь, которая нам нравится, если усилить это, умножить это в безграничной степени, или интерпретировать в безграничной степени, отслеживая источник, первоисточник этой реалии, то мы приходим к концепции Кришны.

«Каждое слово имеет локальный контекст»

00:21:18 Подобно тому, как Мадхвачарья в одном месте в своих комментариях говорит: «Каждое слово имеет локальный контекст». И в некоторых санскритских словарях, это примечательно, я забыл, как называется этот словарь. Есть один словарь, он называется «То, что не было сказано». Иными словами, когда вы говорите какое-то слово, то все понимают, что это значит. Но смысл слов, которые вам не известны – это содержание этого словаря. То, что не было сказано. Но в действительности это хороший способ составлять словари.

00:22:07 Так вот, Гуру Махарадж цитирует Мадхвачарью: «Каждое слово имеет локальный контекст». Что означает локальный контекст? Он говорит: «Слова подобны лошадям, а контекст подобен упряжи, которую вы набрасываете на лошадь, и вы можете с помощью этой упряжи управлять лошадью, она может двигаться в этом или в том направлении». Но если вы снимаете упряжь с лошади, тогда лошадь скачет, куда ей хочется. Любое слово, мы произносим эти слова, и мы вкладываем некий смысл и используем их в локальном контексте в любом языке. У нас есть наше представление. И некоторые люди, лингвисты, дискутируют: это слово означает то, это слово означает это. И у нас есть некий консенсус, договорённость о смысле этих слов. И это масштабы, рамки локального контекста.

00:23:30 Но если вы устраните этот локальный контекст, то, по словам Мадхвачарьи, любое слово устремится к концепции Кришны, потому что именно для этой концепции любое слово и предназначено. Вкус, каким бы этот вкус ни был в общепринятом смысле... [Смех] Он как мангуст. Если бы здесь был мангуст, то он бы бегал здесь по углам в поисках змей.

00:24:11 У Гурудева был мангуст, которого он держал в чемодане. Его звали... как? – Тимку? Иногда он высовывал голову. Иногда он разговаривал с Гуру Махараджем, а мангуст высовывал свою голову и оглядывался по сторонам. Иногда мангуст вылазил оттуда, из своего укрытия, и... Гуру Махарадж был слеп. Он носил очки, но он был по сути слеп, очки не делали никакой разницы. И он сидел в своём кресле, а мангуст приближался к нему и вставал. И Гуру Махарадж спрашивал: «Ке?» – «Кто?» Он думал, что кто-то стоит перед ним. Пинку? Его звали Пинку. Но как только у этой мангустихи появились дети, то больше никто не приближался к этому мангусту. Мы всегда счастливы видеть мангустов. До сих пор они появляются в Матхе.

00:25:26 Так вот, по словам Гуру Махараджа, каждое слово устремится... и Мадхвачарьи, каждое слово устремится к концепции Кришны. Даже самый отдалённый и внешний смысл. Кришна говорит: «Я – по-прежнему вкус, но если ты будешь следовать этому вкусу, даже самому отдалённому и внешнему, в направлении центральной концепции Абсолютной Истины – то ты найдёшь, ты узнаешь». Кришна есть раса ваи сах, Он есть Расарадж.

Радхарани способна экстрагировать весь нектар из Кришны

00:25:55 Мне стыдно в этом признаться, но у меня есть очень детальное знание о кондитерских лавках в Калькутте. Мне прекрасно известны эти заведения. И есть одна сладость под названием «расарадж». И если вы её увидите, вы поймёте, что это неудивительно, что она так называется. Она сочится, она сочится, и шафрановый крем и сок, вытекают из неё. Они называют эту сладость «расарадж». Кришна есть Расарадж. И Гуру Махарадж говорит: «Подобно корове – кто-то должен доить молоко, человек, способный извлечь эту субстанцию». В Чаритамрите говорится: «Радхарани есть верховная Хладини-шакти. Она способна экстрагировать весь нектар из Кришны. Он есть Расарадж, но Она есть Маха-Бхава. Она способна экстрагировать этот экстаз и раздавать его, раздавать его всем и каждому».

00:27:13 И это – высший вкус. Настолько, что Гуру Махарадж говорил: «Поскольку, хотя, в целом, это – нечто выходящее за пределы конституциональных способностей дживы переживать подобное, но Радхарани, испытывая признательность, благодарность Своим спутницам, Своим служанкам...» Опять же, Гуру Махарадж выразил это в своей сутре: «Служение согласно степени потребности в этом служении приносит соответствующее вознаграждение». Когда Она испытывает, находится, пребывает в глубинах разлуки и нуждается в помощи, то те, кто служит Ей в это время, по словам Гуру Махараджа, Она обращается к ним. И Она протягивает им тарелку с маха-бхавой и говорит: «Попробуйте то, что Мы пробуем!» По словам Гуру Махараджа, тот, кто почувствовал вкус этой субстанции – все остальные вкусы для него становятся не только безвкусными, но все иные расы становятся для него безвкусными.

00:28:26 Но... [цитата на санскрите] Гуру Махарадж любил эту шлоку в Чаритамрите, поскольку она говорит... Мы говорим о духовных явлениях, о расе. Всё, что вы чувствуете, вкус, каждый, кто испытывает, переживает некий вкус, думает, что этот вкус – лучший. Мадхумангал, брахман, спутник Кришны. Все они – пастухи, но в их среде должен быть брахман. Особенно если вы шалите. Особенно если вы проказничаете, то вам нужен брахман, который знает все эти тонкости. Мадхумангал, насколько прекрасен его характер и все эти шлоки, источником которых он является. В присутствии Кришны, все они едят, и Мадхумангал заявляет: «Я не знаю, кто там ищет расу в лесу... Вся раса, которая нужна мне, лежит прямо у меня на тарелке». А Кришна сидит рядом с ним: «Да[?]» Поэтому он очень забавный, также.

Градации рас

00:30:16 Сарасвати Тхакур, я говорил, никто... Как мы можем убедить Мать Яшоду в том, что существуют отношения более высокие, нежели те отношения, которыми она связана с Кришной. Скорее всего, если бы вы попытались это сделать, то вас бы выбросили из Вриндавана. Если конечно бы вам выпала благая удача там находиться. На подобное обращение – вряд ли дадут там высокую оценку. И «A плюс B равно C» – это не работает. По его словам: «Моё сердце устрашено». Кто-то что-то говорил о мадхура-расе, и Гуру Махарадж заметил: «В таком случае, вы собираетесь принизить положение Яшоды?» Для Гуру Махараджа это было болезненно и ужасно. «Разве вы не знаете? Первое, что делают Радхарани и Враджа-гопи утром, когда просыпаются – они идут к двери Матери Яшоды и предлагают ей дандаваты. Поскольку без неё нет Кришны, у нас нет ничего».

00:31:45 Уддхава говорит: [цитата на санскрите]. «Пусть я буду рождён растением, пусть я обрету атомарное присутствие на земле Вриндавана». Рупа Госвами в Рамананда-Самваде, через Рамананду все эти истины открываются, он говорит: «Кто-то переживает некую расу и думает, что эта раса есть [уттама] – она лучшая, она высочайшая, не может быть ничего лучшего, высшего». Кришна-лила, как мы слышали от Шрилы Прабхупады давным-давно: «Кришна – совершенный, самый совершенный и в высшей степени совершенный, сладостный, ещё более сладостный и сладчайший». Гуру Махарадж цитирует эту шлоку из Кришна-Карнамритам, где Билвамангал Тхакур говорит: [цитата на санскрите]. «Кришна сладостен, Его божественная форма сладостна, и Его лицо даже ещё более сладостно, и если улыбка украшает это лицо – то оно ещё более сладостно. Он сладкий, сладостный, ещё более сладостный».

00:33:38 Когда прасадам давали Сарасвати Тхакуру и спрашивали: «О Прабхупад! Какое блюдо вам нравится больше всего?», он отвечал: «Вкус каждого блюда лучше предыдущего». Вот об этом идёт речь. [цитата на санскрите] Каждый вкус лучше всех остальных вкусов. Когда вы чувствуете каждый конкретный вкус – вы чувствуете, что это лучший вкус. Может ли быть что-то лучшее? Но затем Шрила Гуру Махарадж говорит: татастха-вичар. С одной стороны сарваттам, с другой стороны – татастха-вичар. Татастха-вичар означает «беспристрастный, объективный анализ, суждение». Но если мы посмотрим беспристрастно, то мы придём к заключению: это – самое сладостное, мадхура, мадхура-раса. Насколько сладкая раса, мадхура-раса – самая сладостная.

00:34:53 [цитата на санскрите]. Об этом сказано в первых же шлоках Шримад-Бхагаватам, в первой шлоке Шримад-Бхагаватам. И также Веданта-сутра говорит этот афоризм: «Абсолют является источником всего сущего. В Нём берёт начало всё сущее". Но это слово, «ади» – по словам Вишванатхи Чакраварти Тхакура здесь «ади» означает «изначальный», ади-раса, мудхья-раса, и речь идёт о мадхура-расе. И здесь сказано: «Мадхура-раса – сладостная раса». Есть изначальный источник, первоисточник всего сущего. Всё сущее берёт начало в этом. Шанта, дасья, сакхья, увеличение интимности, и ещё большая интимность, любовная нежность, ватсалья, затем мадхура, затем свакия, паракия. И это правильно, такого рода градация. Но здесь говорится: «Ади-раса, мадхура-раса – есть изначальная раса, и из неё прорастают ватсалья-раса, сакхья-раса и все иные реалии».

Почему самые лучшие песни - песни о несчастной любви?

00:36:41 Всё это непостижимо. Я думаю о том, как Шрила Гурудев выражался – «метод переживания вкуса, присущий Махапрабху», можно сказать так. Каким образом Он переживал вкус? [Цитата на санскрите]. Гурудев говорит: «Его метод переживания вкуса, глуби́ны – это разлука с Кришной». На это он обращал внимание. И сейчас мы говорим: то, что обычно считается вкусным, или явно, однозначно считается вкусным, не есть цель, но то, что – от обратного.

00:38:05 Шрила Гуру Махарадж цитировал эту строку английского поэта, Шелли. Или Вордсворта, но это сказал Шелли: «И в наших самых сладостных песнях поётся о самом печальном». Наши сладчайшие песни поют о самом печальном, и эти песни. И мы знаем, что если... любовные песни, песни о несчастной любви. Песни о несчастной любви – это песни, которые захватывают людей, заставляют их плакать, испытывать глубокие эмоции. Если у вас есть сердце.

00:38:45 Гуру Махарадж также цитирует Шекспира, говорящего: «Если сердце человека не тронуто песней, то он способен творить самые ужасные вещи». Наши сладчайшие песни поют о самом печальном. И он приводит пример: либо это Рамаяна, либо другая любовная история, история о несчастной любви. Все плачут, слыша эту историю, но не могут отказаться от слушания этой истории. Следующая страница, ещё страница, ещё строка. Это нечто специфическое. И Гурудев в этом смысле говорит: «Каков был метод переживания вкуса Махапрабху? – Вирахабхава, в разлуке». И какого рода? Мы говорили об этом на днях, Гуру Махарадж формулирует это так: «Нежность, или любовь, под давлением». Если подвергнуть давлению, прессингу нежность и любовь, то каким будет результат? Источник этого давления – разлука. И таким был метод переживания вкуса, метод, присущий Шри Чайтанье Махапрабху.

Кришна есть ади-пуруша, изначальный мужчина, наслаждающийся

00:40:08 [Цитата на санскрите]. Кришна – это удивительно: Он есть ади-пуруша, то есть изначальный мужчина, наслаждающийся. Но Он осознаёт: то, чем Он способен наслаждаться, опираясь на Свои безграничные способности наслаждаться – это несравнимо с тем, чем наслаждается Радхарани в Их взаимообмене, в особенности в разлуке. Поэтому Он нисходит как Махапрабху для того, чтобы чувствовать вкус, пережить любовь, которой Она одна обладает, радость, сладость. Свадья – означает чувствовать то, что чувствует Она и переживать экстаз, который переживает Она.

00:41:48 В заключение мы можем сказать: вкус – это всё и вся. Это сознание, у нас есть сознание, но цель сознания есть анандам. Чувствовать анандам, переживать анандам – именно для этого мы живём, мы существуем. Помните, Прабхупад на пресс-конференции, ему задавали вопрос журналисты: «Свамиджи, каков смысл жизни?» Обычно он отвечал – и мы тоже учились так отвечать: «Цель человеческой жизни есть богореализация, или самореализация». И вот они его спросили: «Какова цель жизни?» Прабхупада ответил: «Наслаждение!» «Что? Неужели? В самом деле?» Он ответил: «Наслаждение!» И все [неразборчиво]: «О-о-о!» «Проблема», – заметил далее Прабхупада, – «заключается, состоит в том, что в настоящее время мы не способны наслаждаться». И далее он объяснил, что есть что.

00:43:18 Просто вообразите: для того, чтобы переживать вкус этой субстанции, Кришна нисходит как Махапрабху, приходит в этот мир. Насколько это могущественная и влекущая к себе субстанция?

транскрибирование: Валентин Астафьев | Дуйсбург | Германия | 02 августа 2012