Деятельность с усилиями или карма. Акбар и Бирбала

24 октября 2011
история для начинающих из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:28:19 | качество: mp3 160kB/s 32 Mb | прослушано: 1185 | скачано: 751 | избрано: 5
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:00 Есть очень интересная история, в эпоху великих моголов. Знаете, моголов, как раз Акбар, он создал эту великую империю моголов и возглавил ее. Акбар является пра, пра, пра, правнуком махараджи Парикшита, очень удивительно. Великая личность. Вы, знаете, что Чингисхан является по родословной родственником махараджи Парикшита, Тамерлан и т.д. Т.е. вот эти все великие завоеватели, они все имеют родовые, родственные корни с махараджи Парикшита последним из Пандавов . Последними его детьми были Джанамеджая. Джанамеджая дали эти ветви и т.д. и т.д. и появились там в этих родах Чингисхан, Тамерлан все, все, все, все великие завоеватели, т.е. вот эти кшатрии. Но, кшатрии, которые начали, что?

00:01:01 Деградировать духовно. Но, несомненно дух воинствующий оставался в них. Т.е. ценности, этические, нравственные ценности, духовные ценности были изменены. Но, дух сам воинствующий оставался, и он передавался по этой родословной. Итак, у махараджи Акбара, если вы помните, был такой визирь, его звали Бирбала. И Бирбала был единственным индусом в правительстве. Более того, он не был просто индусом, он был браманом и был вайшнавом, он покланялся Вишну. Если вы помните, Бирбала всегда подвергался нападкам мусульман. В правительстве все были мусульмане, он был единственный брахманом. И он был правой рукой Акбара. Акбар больше всех его любил, больше всех ценил.

00:02:00 Естественно эта любовь и ценность Бирбала не проявлялась у Акбара как сентиментализм, что ему нравилось там его лицо, там или что-то еще. Он хорошо пел, и он хорошо играл на мринданге, и он очень вкусно готовил. Как многие думают, что это критерий или он много книжек распространял или там что-то еще. Нет. За что любил? За потрясающую смекалку, ум, за потрясающее знание и способность ориентироваться в самой безвыходной ситуации, в самой критической обстановке, в самых сложных ситуациях Бирбала мгновенно находил правильные решения. Никто, целая государственная система не могла придумать, как изменить какое-то, как улучшить что-то, как защититься. Бирбала единолично решал все проблемы Акбара и делал это очень искусно, быстро и совершенно.

00:03:01 И видя такое, такие качества, такую удивительную, гениальную личность, Акбар полностью был влюблен в Бирбалу. Но, поскольку мусульмане, они всегда как бы друг считают немножко, какими? Ну, неверными, они говорят «неверные». Как мы говорим, допустим, на какую-то женщину, «ты не верная», что мы подразумеваем? Очень хорошая? Нет, мы подразумеваем, что проблематичная, так сказать. Наоборот плохая. И вот поэтому это слово «неверная», «неверные», те кто не принимают Коран - они неверные, те кто не принимает Аллаха и пророка Магомета – они неверные. Они так считают, мусульмане. Поэтому они немножко, естественно они считают, почти, как и мы, все остальные люди, что?
[Из зала] Ниже.
[Тугутов Л.М.] Правильно, ниже. Нарака. Адаха – ниже, низшие.

00:04:01 И с другой стороны, он видел, гений Бирбалы и у Акбара всегда в уме были эти две проблемы. Его гений, результат его религии или его гений результат просто природы или, что Аллах его просто наградил таким прозорливым умом, и он тупой не понимает, что должен быть мусульманином. Как мы каких-то таких очень важных людей, знаменитых людей, пытаемся всегда привлечь к своей системе, что мы понимаем, что у них есть прекрасный талант, и они не могут сообразить, что надо быть Харе Кришна. Вот точно так же Акбар мыслил, он думал: «Елки, такой гений, вообще. И он что не может сообразить, что надо быть мусульманином?». И он постоянно спорил с Акбаром, ой, с Бирбалой] на философские темы. И один раз они обсуждали одну тему, и дошли до темы «Деятельность с усилиями или судьба, т.е. карма».

00:05:05 И Акбар сказал: «Как ты считаешь Бирбала, что важнее действие с усилиями или судьба?». Бирбала даже не задумываясь, сказал: «Судьба. То, что в ведическом понимании называется законом кармы». Акбар сказал: «Ну, подожди, подожди, подожди, давай разберемся. Значит, ты имеешь в виду карму?», Акбар знал, что такое карма. Он был очень образован, но он не любил терминологию эту. Знаете, иногда люди не любят, они говорят: «злой рок», «бес попутал», там «судьба» вот это. Ну, карма, это в Индии у них карма, это индийская карма и наша судьба. Понимаете, да? Ну, так сказать, их sun, это не наше солнце как бы вот, к примеру, такое.

00:06:01 Есть такая некая предвзятость речевая или языковая предвзятость оп формам, гуна страсти так. Тот, кто определяет живое существо или какие-то объекты в соответствии с их формой, не понимая их качество и предназначение, несомненно, находится в гуне страсти, как говорится. И Акбар стал задавать эти вопросы и он сказал: «Так все-таки подумай хорошенько». Что если карма, тогда значит все качества Акбара, как императора, что? Всегда человек, когда он становится великим, он думает, что все это величие он приобрел что?
[Из зала] [неразборчиво].
[Тугутов Л.М.] Собственными действиями пропитанными, чем? Усилиями. Эта квартира мне досталась такой кровью, этот ребенок мне достался такими муками, эти деньги я заработал таким потом и т.д. Ну, все элементы там перечисляются потом, кровью, потом, слизью, так сказать и т.д., гноем там.

00:07:04 Я был покрыт, я таким гноем там, так сказать изошел из-за этой проблемы, так сказать и т.д. Они перечисляют все эти самые лучшие элементы. У меня жизнь была не сахар. Что имеют в виду, не знаю. Значит, было полное … Как это? Дермотит. Жизнь была полный дермотит. Итак, Акбар стал спорить с ним, он сказал: «А я считаю, что действия пропитанные усилиями это и есть самое важное, что все формируют свою жизнь сами. И что если человек будет совершать определённые действия с усилиями, то это определит его судьбу». Бирбала сказал: «Нет. Карма определит его судьбу». Он сказал: «Что такое карма? О чем ты говоришь? Человек может действовать, может бездействовать и может запрещать, и может совершать запрещенные действия и результат будет абсолютно разный».

00:08:16 Акбар сказал: «Как это разный?». Он сказал: «В соответствии с кармой». Таким образом, мы можем видеть, одни люди совершают запрещенные действия, но им все с рук сходит. Вы замечали? Почему? Карма. Другие совершают действия с усилиями и ни черта не получают. Почему? Карма. И другие вообще ничего не делают, и все на них валится, все блага на них валятся. Что? Карма. Карма. И другие живые существа не имея ни того ни другого, прогрессируют в духовной жизни, становятся одухотворенными. Что? Акарма. Акарма.

00:09:05 Итак, Бирбала попытался это объяснить Акбару. Что не усилия, не действия, ничего, а карма, результаты прошлой деятельности живого существа определят, что с ним будет происходить в этой жизни. И Акбар в свете этого представления становился жалкой, ничтожной личностью. Он думал: «Боже мой. Это что значит? Определенно было мой героизм, все остальное. Значит, я сам вроде как бы усилие, значит это все как бы так, все уже запрограммировано. И он стал спорить, все, потому что тогда его величие как бы меркло. Оказывается все по карме. А он все кровь, потом, создал эту империю, такими усилиями и действиями он поддерживает эту империю. Ну, в общем, и кровь, пот и все элементы он опять перечислил. И он так разнервничался, так распсиховался, Акбар.

00:10:04 И он сказал: «Я тебя последний раз спрашиваю. Я тебя последний раз спрашиваю. Действия с усилиями или судьба, ваша карма?». Он сказал, Бирбала сказал: «Карма, махараджи». Он сказал: «Ты, видимо не соображаешь, с кем разговариваешь?». Он говорит: «Ну, это философский диспут». Он говорит: «Я сейчас тебе покажу, какой это диспут». И он так разнервничался, он позвал свидетелей, министров там: министра внутренней безопасности, министра внешней безопасности, контрразведка, ну там все, министра вооруженных сил, ну короче, всех своих министров. И они пошли, он сказал: «Пошли». Ну, Бирбала подумал: «Ну, пойдем, мне как раз по дороге». Они пошли, и рядом с Хастинопурой раньше протекала Ганга, и она в этом месте возле Хастинопуры была очень широкая и очень глубокая.

00:11:06 И у Акбара был перстень с печатью, с царской печатью, знаете такой. С камнями и там печать, когда он там пакеты какие-то там или какие-то указы, приставлял и все. И все знали, этот перстень. И он сказал, последний раз еще Бирбала не понимал даже зачем они на Ямуну, думал, что его там топить будет или что там. Ну, все от него можно было ожидать от Акбара, он такой кшатрии же вспыльчивый человек. Быстро вспылит, а потом все обдумает и извиняться начинает, такова такая природа кшатрии и, а Бирбала думает: «Ладно, нечего потерплю» кшатрийское общество. И Акбар сказал: «Последний раз спрашиваю, действия с усилиями или судьба?», а Бирбала сразу: «Карма». И он говорит: «Судьба»; «Карма»; «Судьба».

00:12:00 И он сказал: «Ну ладно ты сам, этого хотел». Снял перстень с руки, разбежался и вжжжжжжжжжж, а это кшатрии, представляете, это не Бирбала. Это кшатрии, он как швырнул, киданул и этот перстень в точку превратился, и он долетел до середины Ямуны, а Ямуна было несколько десятков километров шириной, он огромная река была в то время. Так фвжжжжжжжжж улетел и так брык, и где-то там посредине реки, и все. И он сказал: «Слушай сынулька, трое суток даю тебе времени, сейчас мы посмотрим усилия с действиями или судьба. Через трое суток этот перстень должен быть у меня на пальце». И он перед всеми, а слово кшатрии должен держать слово, знаете, если он сказал он должен это сделать, если он этого не делает все позор, его никто не принимает.

00:13:05 Еще одна из отличительной черты кшатрии. Брахман может изменить, поскольку он знает веды, он там. Кшатрии, так сказать он слово сказал, так сказать уже потом, уже сам не рад, но всё равно надо выполнять. А брахманы, они так сказать, хозяин слова. «Я хозяин слова, хочу дал, хочу взял». И Акбар, он при всех, он сказал: «Говорю своё царское слово и повеление. Если мой визирь Бирбала не принесет через трое суток мне этот перстень, и у меня не будет его на пальце. В полдень он должен быть казнен, повешеньем». И в этот момент Акбар был так настроен, но в то же время он любил и он сказал: «А до тех пор, мы даем ему еще один шанс, прямо сейчас».

00:14:07 Т.е. Акбар даже рискнул кольцом, выкинул кольцо и он сказал: «Ну, скажи. Чего тебе стоит? Что усилие и действия выше, чем судьба, карма». Бирбала сказал: «Нет, махараджи, не могу. Это чушь, карма» и все. Акбар, так разнервничался, он: «Уберите его с моих глаз. Сторожите его. Не давайте ему выходить из дворца, все трое суток. И не дай Бог, я его увижу на Ямуне». Он еще усугубил еще, что ладно бы ему там дали плавать, там где-то нырять на лодке. Все, его нельзя было еще и трое суток выпускать из дворца, это дворцовый арест назывался. И нельзя было туда нырять, что бы доставать. Ну, вы понимаете, что это процент вероятности, что туда нырнуть можно даже и что-то достать или это место определить, уже все. Поэтому в народе и говорят концы, куда? В воду.

00:15:01 Уже все, уже никогда вы не увидите и не найдете это. Кто-то может быть, другой это увидит, когда-нибудь или найдет, но вам это уже все, не суждено, «концы в воду». Делай добро и бросай его, куда? В воду, т.е. никто не знает. Это означает, что никто не узнает. И все, кольцо кануло. И Бирбала спокойно, он сказал: «Хорошо, махараджи. Все в руках кармы, судьбы». Он сказал: «Ну, я посмотрю». Вот с этого момента начался отчет, с последнего вот этого вопроса: «Ну, давай, чего тебе стоит, ну скажи. Зачем нам ругаться? Свои пацаны, и такая канитель?». И Бирбала пришел во дворец, сел и спокойно стал читать книги. Спит, ест, читает книги, ни с кем не общается. Хотел прогуляться, было в саду, но там человек двадцать сразу впереди стало: «Простите, ваше индусское превосходительство, нельзя».

00:16:11 Итак, прошло трое суток. И Бирбала про себя стал думать: «Ну, все видимо. Копеза», и про себя стал думать: «О, мой Господь, все. Ну, раз ты так хочешь, все в твоих руках». И Бирбала смирился. Дело к полудню, построили. Опять Акбар вызывает: «Ну, что Бирбала?». Бирбала говорит: «Ну, что? Ничего, все нормально». «Как жизнь?». Он говорит: «Нормалек. Все пучком». «Колечко то надо бы вернуть. Бирбала, колечко то, надо бы вернуть».

00:17:02 Бирбала говорит: «Нету». Уж давно лежало на дне реки. И Бирбала сказал им, посмотрел по сторонам и сказал, там были эти слуги, охрана, он сказал: «Выйти всем». Все вышли и Акбар сказал: «Ну, ладно, чего ты упрямишься. Давай, публично скажи, что усилия и действия, это важнее, чем судьба и все. И фиг с ним с кольцом. Все, я отменю указ. Скажу, что как будто бы ты его нашел и там в ларце. А там мы попросим, сделают копию, все будет один в один». Уже Акбар, потому что некоторое время, трое суток прошло, он успокоился, думает: «Что творю? Чего до Акбара докопался?». Ой, до этого. до Бирбалы докопался. «Такого гениального человека, сам собственными руками задушу из-за какого-то спора». Он стал это анализировать, Акбар, что он тоже, так сказать разумный.

00:18:00 Бирбала говорит: «Знаешь, махараджи, мне страшно даже самому. Я не трус, но я боюсь. Но, все-таки карма выше действия и усилий». Он сказал: «Ты чего, серьезно? Я тебе последний шанс давал. Ты чего?». Он сказал: «Махараджи, извините, законы Бога неумолимы». Акбар опять, ух, кровь ударила в голову: «Вон отсюда. Казнить немедленно». А те говорят: «Там полчаса». «Давай за полчаса, так сказать, до этого. Раньше срока казнить, все». Ну, он сразу разбушевался и там под бой барабанов, Бирбала так сказать, идет, руки связаны. Его привели, так сказать на веревочке. Народу собралось, ну как такая, все знали там все, слух. Поскольку были министры, там сказали своим женам, жены детям, дети там через забор мальчишкам проорали, мальчишки разнесли по всей округе, все. Все знали, все собрались, елки, ничего себе Бирбала, который спасал нас. О Бирбале там всякие легенды, всякие, ну все там анекдоты, и все про него.

00:19:04 А потом и анекдотов разных понапридумывали про него и т.д. И все, и Бирбала стоит на эшафоте, виселица, читают указ значит, такой такой сякой значит, за неповиновение нашему императору махараджу Акбару, императору великих моголов и могольской империи, там то се, казнить через повешенье. Народ значит все: «У, что такое?». А Бирбалу очень любили в народе. Все так думают: «Ничего, видать как и этот», тридцать седьмой год как раз был, они думают: «Все началось как опять, как в прошлый раз или», думают: «Начались репрессии. Все». И тут один, знаете кто такие суфии? Это такие мистики. Мистики, хотя и говорят, что они мусульманские, но так … Не совсем мусульманские.

00:20:00 Мусульманские, но не совсем мусульманские, такие индусско-мусульманские такие. И один суфий пробирается, и по законам государства исполнялась последняя просьба, ну такая разумная в рамках законодательства последняя просьба приговоренного к смертной казни. И значит, он сказал: «И поскольку в нашем государстве существует такой закон, милостью нашего императора Акбара, мы предоставляем просьбу, последнюю просьбу осужденного на смертную казнь, и она должна быть исполнена». И Бирбала стоял думал, думал чего же думает сказать та елки «гуд бай что ли сказать им всем? Я ухожу прямо сейчас, гуд бай. Ну в смысле, там это, гуд бай».

00:21:03 И тут этот суфий пробирается и говорит: «Бирбала, подожди, не говори ничего». Бирбала говорит: «Да? Святой, я молчу. Что ты хотел?». Он охранникам, а все суфиев его очень уважали, и все видят, что он, так сказать, так отшельник. Там у них знаете есть всякие такие отличительные, отличительные атрибуты вот этой суфийской, суфийского образа жизни. И значит, солдаты видят, да, святой, все пожалуйста, можете обратиться к осужденному. И он говорит: «Пожалуйста, накорми меня рыбой. У меня есть желание. Поскольку его сейчас всё равно повесят, у меня как у святого есть право. Все это займет десять минут, пусть он накормит меня рыбой». А поскольку Бирбала был визирем, он сказал: «Это не мое желание, это желание этого человека».Он сказал: «Этого святого. Принесите ему рыбу».

00:22:03 Он сказал: «Нет. Рыбу то они могут принести, свежую, только что пойманную, которую сейчас рыбаки там во дворце принесли. Пусть принесут мне рыбу большую самую, а ты Бирбала её сам собственными руками очистишь, и кишки там из нее уберешь. И дашь мне». Он сказал: «Ты, знаешь, я обед давал махараджу, мясо, рыбу, яйца, так сказать лук, чеснок, так сказать, шестнадцать кругов ежедневно, так сказать, чтение книг Шрилы Прабхупады, не я не могу. Я не могу. Ты что рыбу трогать даже, ужас». Он сказал: «Я тебя прошу, ради меня». Он сказал: «Ну, ладно, я согласен», думает: «все рано помирать, что там». И он сказал: «Пожалуйста, принесите мне рыбу, я накормлю, а потом скажу о своем желании». Он говорит: «Не торопись со своим желанием, последним».

00:23:00 И солдаты притащили большую, большую рыбу такую, рыбину и свежая была она еще. Такая, даже может быть она чуть-чуть это еще, там последние в ней судороги эти были еще, предсмертные судороги в ней еще, импульсы шли еще, последний ток выходил из нее. И Бирбала взял значит, ему руки развязали, принародно это все и он значит, а он то ничего делать не умеет. Ну, брахманы, ничего делать не умеет он. Ножик ему дали. Ну, солдат говорит, солдат простой говорит: «Вот надо с хвоста», так сказать, вот. Ну, он взял, представляете, эта вся шелуха летит, он её, так коряво. Потом они говорят: «Вот, там плавник, надо отрезать». Бирбала там раз, все это почистил. Они говорят: «Ну, а теперь так сказать, ну вот знаете, у рыбы попка и вот в попку нож заталкивают и потом туда разрезают». И вообще для Бирбалы вся эта операция, так сказать он сразу себя академиком Пироговым почувствовал.

00:24:04 И так сказать, для него это было большая аскеза и он раз разрезать стал живот и думает: «Что такое там?». Кишки достает, раз достает, чик и нашлось колечко. И Бирбала, оба на, вот свезло так свезло, колечко. И он сразу зажал его в руке, а никто не заметил и стал. И он отдал рыбу. Суфий схватил рыбу и в толпу. И он смотрит и все, и нет. Эта куча всей этой шелухи. Они говорят: «Ну, ладно, что-то так странно все», думают: «Ну, ладно, нам это благоприятно. Много времени не заняло». И Бирбала стоит, солдат подходит руки связывать, он говорит: «Не надо». А все солдаты знали его, тоже к нему хорошо относились: «Ну, хорошо».

00:25:03 Он говорит: «Вы же знаете, я не убегу. Я приму это как карму». «Ну, давайте последнюю просьбу», он говорит: Я бы хотел, что бы увидеться с императором напоследок, просто увидится с императором». А Акбар там по своему этому, по своим покоям там туда, сюда, туда, сюда, он понимает, что он чушь какую-то делает, из-за какого-то спора и в то же время. Ну, вы знаете указ, ложное эго и все остальное там. И вот он бегает там. И они пришли и говорят: «Хочет вас Бирбала видеть последний раз». Он: «Нет, нет. Я не хочу видеть этого негодяя». Но не выдержало сердце благородного Казылдура. Инфаркт миокарда, так сказать, пришел Акбар. Пришел, и стоит, смотрит на Бирбалу. А Бирбала стоит, спокойное лицо, ну все уже, все. Все же уже пучком. Он стоит, он думает: «Чего такой радостный, такой? Ну …».

00:26:04 И Акбар подходит и говорит ему: «Ну, даю тебе последний шанс». Уже Акбар пошел, он говорит: «Вот сейчас при всех, скажи здесь при всех людях, что действия с усилиями, это важнее, чем карма, судьба». И Бирбала говорит: «Да я ничего говорить не буду. На, махарадж, своё кольцо». Акбар схватил и начал рассматривать. Но, он очень хорошо знал свой перстень. Он сказал: «Как это возможно? Откуда? Ты же никуда не выходил, ты сидел, ты бездействовал, никаких усилий не совершал». Он говорит: «Да тут суфий один попросил рыбой накормить. Я рыбу принес кх-кх-кхы, так сказать, раз открываю. Он рыбу схватил, потому что ему то перстень не нужен. Он рыбу хотел поесть. Убежал с рыбой куда-то там. Рыбку помните, ловил один? Вот, так. Так что возьми своё кольцо».

00:27:03 И Акбар так вообще загрузился. Он взял перстень, одел и говорит: «Освободить его». Трое суток, на третьи сутки перстень у него: «Освободить». Все люди: «Ва, слава Бирбале! Слава Бирбале!». Солдаты такие радостные, все радостные, целый праздник. И Акбар говорит: «Как это возможно?». И Бирбала сказал: «Нужно понять, что такое запрещенное действие, что такое действие и что такое бездействие. Благодаря этому человек может постигнуть суть вещей». И Акбар согласился. Акбар наградил Бирбалу на радостях, очень огромным богатством. И этот день стал одним из мусульманских праздников. И говорится, очень долгое время, его справляли.

00:28:02 Даже сейчас есть день, но они даже мусульмане не знают, что этот день определённый был введен, праздничный день, был введен махараджи Акбаром как спасение Бирбалы и принятия закона кармы. Харе Кришна.

транскрибирование: Евгения Ильченко | 23 апреля 2012