Что означает любить?

Москва, ВДНХ - 21 марта 2003
Любовь – желание использовать кого-то для своего наслаждения? В нас есть стремление жертвовать собой. Поливай корень. Только Безграничное может утолить все наши чаяния. Как мы, ограниченные существа, можем привлечь к себе Безграничное? Человеческая жизнь – это дверь в мир вечности.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:28:24 | качество: mp3 128kB/s 26 Mb | прослушано: 908 | скачано: 287 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Любовь – желание использовать кого-то для своего наслаждения?

00:00:00 Но тогда другой вопрос возникает, и этот вопрос таков: «Что такое любовь? Какова природа любви?» В стране, из которой я приехал, Америки, люди, из их уст можно услышать выражения наподобие «я люблю пиццу». Но, возможность любви к пицце, конечно, об этом стоит задуматься. Иными словами, если нечто, некое явление, или некий человек, который я, так сказать, потребляю, дают мне какое-то, пусть кратковременное, наслаждение или удовольствие, и на основании этого я считаю, что то, что я испытываю к этому явлению или человеку – это любовь, я возвожу это до ранга любви, стоит задуматься, подлинная ли это любовь, любовь ли это вообще?

00:01:44 Веды говорят нам о том, что основанием, фундаментом, на котором зиждется подлинная любовь, является нечто, что называется жертвой, или самопожертвованием. Это означает отдавать себя, или вручать себя в качестве средства или орудия, которое может быть использовано другими, другими людьми. Вручать себя другим, или жертвовать собой ради других. И в действительности все человеческие существа, такова их природа, где-то, на каком-то очень глубоком уровне интуитивно понимают, чувствуют, осознают, что это самопожертвование собой ради других является единственным, подлинным, истинным путем, ведущим к обретению счастья и полноты.

00:03:04 Именно это является тем фактором, который определяет человеческие отношения, который является движущей силой в человеческих взаимоотношениях. Но пути этого мира таковы, что, как правило, сплошь и рядом, люди ищут отношений с себе подобными ради того, чтобы эти ближние могли стать инструментами в деле удовлетворения моих желаний, моих интересов.

00:03:56 И естественно, также сплошь и рядом, когда эти люди видят, что их используют, использует кто-то, эти отношения разрушаются, уходят. Потому что они видят, люди видят, что основанием таких взаимоотношений является не самопожертвование, не некое бескорыстное отношение, но стремление использовать и эксплуатировать. И это очевидно. И в таком случае человек, в такой ситуации, в таких взаимоотношениях, он приходит к заключению о том, что этот человек, этот некто, с кем я имею дело, не стоит того, чтобы я отдавал себя ему.

В нас есть стремление жертвовать собой

00:05:02 И человеческая природа такова, что в нас всех заложено стремление, тенденция, склонность жертвовать собой, или отдавать, или вручать себя кому-то, и прежде всего кому-то или чему-то, что выше нас, что превосходит нас. Самопожертвование, жертва собой превозносится всячески, превозносится, прославляется в человеческом обществе. Может быть, первый пример этому… В человеческой жизни первым примером подобной жертвы собой ради других является, наверное, любовь матери к ребенку, которая ставит его интересы, его благополучие на первое место.

00:06:14 И также в этом мире, если некто жертвует собой ради отчизны, ради интересов своей нации и страны, то, соответственно, такого человека, таким людям воздвигают памятники, их награждают медалями и воздают им хвалу и почести.

00:06:47 Но насколько более великой, насколько более возвышенной является жертва, в которой ты приносишь себя ради Высшего начала, ради Причины всех причин. Но, обескураженные, разочарованные тем опытом, который мы получаем в этом мире, в этой реальности, мы боится, мы с подозрением относимся к самой идее жертвы, принесения себя в жертву Богу. И в этом причина нашей неудачи, нашего невезения.

Поливай корень

00:07:44 Мы берем нашу человеческую энергию, энергию, которой мы наделены как человеческие существа, и используем её в неверном направлении, пытаясь искать любовь там, где этой любви нет. [шлока из Шримад Бхагаватам] Веды приводят в этой связи следующий пример, они говорят, что правильное использование или применение этого шанса, рождения человеком, можно уподобить тому, как если бы мы поливали корень дерева.

00:08:55 Когда мы поливаем корень дерева, тогда все ветви, побеги, листья автоматически, естественным образом получают питание и поддержку. И веды говорят, что Бог является корнем, является первопричиной и первоисточником бытия, существования. Поэтому люди, которые достигли некой духовной высоты, прекрасно понимают и осознают превосходство такого подхода, такого обращения. Речь идет о том, чтобы поливать корень дерева, не поливать каждый, отдельные листики.

00:09:48 Если мы поливаем побеги, листья, цветы дерева, то не получим желаемого результата. Поливать корень – единственный путь. Когда мы едим, каким образом мы это делаем? Мы помещаем пищу в рот. Она достигает желудка, и затем, в зависимости от потребности тела, потребности организма, эта пища, она правильным образом, должным образом распределяется по всему телу. Если мы начнем вкладывать еду, скажем так, вкладывать кусочки пищи, скажем, в уши, каков будет результат? – Голодание, голод.

00:10:56 И энергия, которой наделена душа, которой наделено живое существо, расходуется впустую, тратится зря, когда эта энергия направляется в ложном направлении. Эта энергия тратится впустую, когда она не обращена к центру, но куда-то на периферию. Сознание Кришны говорит о том, каким образом энергия души, энергия жизни может быть, и должна быть обращена к центру, каковым является Кришна, чья природа – это Абсолютная Красота. Абсолютная красота, абсолютная сладость и гармония. Мы говорили сегодня, что смыслом и целью жизни является игра.

Только Безграничное способно утолить все наши чаяния

00:11:58 Почему, по своей основной природе дети склонны играть? Потому что по самой своей природе мы являемся частичками, мы являемся образом и подобием Бога. И нам говорят, что по самой Своей природе Бог игрив, в том смысле, что Он играет, Он склонен играть. Поэтому мы, будучи Его подобиями, мы также склонны играть. И также природа Бога такова, что Он склонен иметь любящие взаимоотношения с кем-то.

00:12:55 И, соответственно, будучи Его частичками, Его подобиями, мы также склонны вступать во взаимоотношения любви с себе подобными. Но Он является безграничным вместилищем, безграничным резервуаром наслаждения, блаженства. Тогда как мы – безгранично крохотные, атомарные частички, которые по своей природе подобны Ему. Но, когда это маленькое, ограниченное существо, подобное нам, пытается использовать ради себя, использовать или, так сказать, потреблять Высшее начало, Безграничное, бесконечно более великое – это немыслимо, и это скверно, это нечто вроде духовного каннибализма.

00:14:17 Ограниченное начало может найти удовлетворение всех своих нужд и потребностей в Безграничном, Высшем начале. Мы обладаем невероятно огромным аппетитом, стремлением к наслаждению. Но в настоящее время, пребывая в той реальности, в том окружении, в котором мы находимся, в той структуре общества, в которой мы живем, мы не способны удовлетворить наш аппетит к наслаждению, к счастью вполне, истинным образом.

Как мы, ограниченные существа, можем привлечь к себе Безграничное?

00:15:16 И, если мы осознаем этот факт, тогда мы должны изменить направление нашей жизни. Изменить направление нашей жизни и нашего существования, пересмотреть его ценности.

00:15:36 Скажем, смыслом и целью этого микрофона является передача, является передача звука. В этом его смысл и предназначение. И также наши подлинный смысл и предназначение в настоящее время нам неведомы. Но мы можем изменить нашу точку зрения, пересмотреть наш взгляд на то, для чего мы предназначены.

00:16:13 И, если речь идет о том, что ограниченное существо, ограниченное существо, подобное нам, предлагает, вверяет себя Безграничному, и достигает Безграничного – с одной стороны, казалось бы, как такое возможно? И, тем не менее, это возможно, благодаря и через любовь и преданность.

00:16:43 Скажем, в этом мире человек может занимать некое очень высокое положение. Он может быть «человеком номер один» в смысле своего положения, своей важности, и тому подобное. Он может обладать такой степенью могущества, власти, что ему достаточно снять телефонную трубку – и уничтожить целую страну на планете! Он может одним кивком головы убить миллионы людей. Но к этому необыкновенно могущественному человеку может придти его дитя, его ребенок и скажет нечто вроде: «Папочка» – его сердце растает. Несмотря на своё положение, могущество и прочее, его внимание, его любовь будут немедленно обращены к этому маленькому существу.

00:18:04 Кришна подобен этому. Кришна – это нечто в этом роде. И преданность – это также нечто в этом роде. Преданность означает любовь. Когда ограниченные начала, крошечные живые существа, такие как мы… Ну, так сказать, они обучаются тому, каким образом они могут выразить свою любовь по отношению к Безграничному началу, к Абсолюту, тогда это Безграничное начало может обратить Свое внимание на крохотное живое существо.

00:18:51 В этом смысл и суть сознания Кришны. Это метод того, каким образом крохотное живое существо, ограниченное начало может привлечь к себе внимание Безграничного. Любовь – это самое удивительное и самое прекрасное явление, когда-либо существовавшее или существующее в бытии. Никто и никогда не нашел чего-то, что могло бы заменить любовь. Не существует заменителя для любви. И не имеет ни малейшего значения, как далеко мы ушли в развитии человеческой цивилизации, поскольку этот фактор – любовь – по-прежнему остается «номер один».

00:20:07 Почему? Потому что именно поэтому, именно в силу этого мы существуем, мы есть. Именно поэтому люди существовали миллионы лет тому назад. Это вовсе не так, что, благодаря развитию научно-технического прогресса, мы, человечество, наконец-то обрело, или осознало смысл своего существования. Есть один человек на западе, один магнат, который торгует компьютерными технологиями, и, так сказать, лозунгом, девизом его бизнеса являются слова: for your digital lifestyle. Так сказать, «для вашего» – по-русски это, может быть, не звучит – «для вашего дигитального (digital, да?) стиля жизни», «цифрового стиля жизни».

Человеческая жизнь – это дверь в мир вечности

00:21:20 Но мы говорим о том, что человек является чем-то большим набора цифр, цифровой системы. И наша природа такова, что мы также нечто большее, чем система, способная выполнять разные операции. [шлока] Веды говорят, обращаясь к человеку, к человеческим существам, говорят: «О вы, дети нектара! Внемлите, услышьте!» Обращаясь к человеку, веда говорит, к человеческому существу, веда говорит: «Ты был рожден в нектаре. Твоя жизнь является нескончаемым поиском нектара. Ты никогда не будешь удовлетворен чем-то меньшим, чем этот нектар. Поэтому очнись, пробудись!».

00:22:41 [шлока] «Осознай ту возможность, которая находится в твоих руках сейчас; сейчас, когда ты родился человеком». Человеческая форма жизни не является постоянной, она преходяща. Она – дуновение ветерка. И, хотя человеческая жизнь кратковременна, она преходяща, тем не менее, она является дверью, открыв которую, мы можем от преходящего и временного существования вступить в мир вечности. И для нас возможно отыскать этот путь и следовать этому пути, пройти этот путь, если мы следуем, идем по стопам тех великих святых прошлого и настоящего, которые прошли этот путь, которые из мира невежества, из океана невежества, оставили океан невежества и достигли мира свободы.

00:24:14 Та любовь, о которой шла речь, является чем-то настолько ценным, чем-то настолько великим, что сам Бог желает познать природу этого, желает узнать, чем является эта любовь. Образно говоря, можно сказать, что Бог подобен сахару, Он является сахаром, и человек стремится узнать сладкий вкус, стремится попробовать сахар. И положение Бога таково, что Он, будучи этим сахаром, Он как бы думает: «Я – сахар, и они стремятся познать Мой вкус, Мою сладость. Но Я Сам хочу знать, каков Я? Каков этот сладостный вкус?»

00:25:19 И подумайте об этом, пожалуйста, ведь это наше положение – кем мы хотим быть? Мы хотим стать сахаром – или же мы хотим ощущать, испытывать сладкий вкус. Наше предназначение не заключается в том, чтобы быть сахаром. Мы предназначены для того, чтобы наслаждаться его вкусом. Бог является этим сахаром. Служение же Богу даст нам переживание и ощущение Его сладости, Его вкуса.

00:26:03 Всевышний низошел на эту землю как Шри Чайтанья Махапрабху, для того чтобы дать человечеству, одарить человечество этим сладостным вкусом Своего существа, вкусом Себя.

00:26:29 [Прославления Бога и вайшнавов]

00:26:34 – Есть ли вопросы?
– У меня есть предложение – записать вашу беседу, она очень насущна для человечества, для России, записать беседу на телевидении с Гордоном или с Максимовым. Они охотно примут такие беседы.
– Вы можете помочь в этом?
– Я сам – нет…
– Но вы предлагаете. Ну, хорошо.
– Да-да, вы правы. Вы правы. Махарадж говорит: «Спасибо вам большое».

00:27:21 – Хочу поблагодарить вас за самую четкую передачу философского смысла жизни. Я сейчас понял, к чему я шел всю жизнь. В двух-трех предложениях вы дали…
– Суть?
– Суть.
– Махарадж говорит: «Я счастлив. В таком случае, в том, что я делаю, пытаюсь донести до людей, есть какой-то смысл, если это вызывает у кого-то отклик».

транскрибирование: Надия Деви Даси | Москва | Россия | 08 февраля 2013