Природа жизни человека

Санкт-Петербург, центр «Другой Мир» - 25 марта 2003
Выбор восприятия реальности. Пример с солнцем: для восприятия необходимо иметь представление о системе измерения. Сравнение жизни с кораблем в океане. Необходимость капитана. Абсурдность демократии. Совокупность ограниченных начал не могут породить Безграничное.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:12:36 | качество: mp3 128kB/s 11 Mb | прослушано: 214 | скачано: 195 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Выбор восприятия реальности

00:00:00 В нашей жизни, или в нашем существовании, у нас есть выбор относительно того, каким образом мы будем воспринимать окружающую нас действительность. [шлока] Мы можем основывать наш выбор в жизни, наш опыт этой жизни основан на том, что показывают нам наши чувства, или то, что доступно нашему восприятию через чувства.

00:00:56 Но этого не достаточно, это нечто ущербное. Мы ехали сюда сегодня; по дороге мы видели солнце, солнце и небо. Я вспомнил о том, что, будучи ребенком, как и все дети, я не имел никакого представления о размерах солнца. Существует такой фактор, как расстояние Солнца от Луны.

00:01:49 Имеется в виду расстояние Солнца от Земли, да? И ученые, нынешние, говорят, что расстояние это равняется приблизительно 150 000 000 километров. Но для ребенка, скажем, если ему сказать, что расстояние… это настолько астрономическая, неимоверная цифра, что она лишена всякого смысла или значения для нас. Иными словами, по-другому, мы можем сказать, что это нечто непостижимое. Практически непостижимое. Поэтому, до тех пор, пока мы не принимаем во внимание это гигантское расстояние от Земли до Солнца, мы вряд ли сможем воспринимать этот объект – Солнце – реалистично, реалистичным образом.

00:03:24 И, по какой причине я трачу время на подобный пример? Мысль следующая: что, до тех пор, пока мы не установили для себя, как бы, что есть что, положение вещей в том мире, в котором мы живем… Речь идет об установлении или определения для себя определённой перспективы, или определённой точки зрения на мир, окружающий мир и тех, кто в нем живет. Поскольку мы в каком-то смысле пытаемся проложить свой собственный курс, или путь в существовании, в жизни, в бытии.

Сравнение жизни с кораблем в океане. Необходимость капитана

00:04:26 Такова природа, самая природа жизни – попытка найти, или проложить, дорогу, или путь в существовании. И эта человеческая форма жизни сравнивается с судном, с лодкой. Лодкой или судном, которое способно пересечь океан иллюзии, заблуждения. Но, для того чтобы это произошло, необходим капитан. Рулевой. Тот, кто направляет движение корабля в ту или иную сторону. Тот, кто может ориентироваться по звездам. Тот, кто знает, каким образом перевести, скажем, звездную карту в некую информацию, которая имела бы смысл и значение.

00:05:46 Звезды дают некий свет. Иными словами, мы уповаем, полагаемся на ограниченные, детские представления или идеи в попытках познать Безграничное. И наши представления о природе Бога – это представления младенческие, уровня младенца. И множество подобных представлений присутствует в нас. Мы проецируем на Безграничное свою собственную человеческую ограниченность. Некоторые люди занимают следующую позицию: они, трезво оценивая свою ограниченность и своё несовершенство, говорят: «Да, мы понимаем, что мы такие, какие мы есть, но в попытках познать природу себя и природу окружающего мира, мы можем обратиться к опыту других людей, которые до какой-то степени продвинулись на этом пути познания».

Абсурдность демократии

00:07:35 И, если взять совокупность, если взять, как бы, индивидуальный опыт людей, то совокупность этого опыта есть некий коллективный опыт человечества. И, если взять усредненную величину этого накопленного человечеством опыта, по-другому это можно назвать демократией. Демократия не работает, она не актуальна на кухне. Это нечто вроде той ситуации, что, скажем, 50 человек, мы собрались их накормить, и мы спрашиваем каждого из них: «Как Вы думаете, сколько на Ваш вкус соли следует положить?» Затем, основываясь на их мнении, мнении каждого из них, мы вычисляем какую-то среднюю величину – объем соли – и кладем её в суп.

00:09:05 Именно поэтому демократия порождает различные безвкусные вещи. Демократия порождает посредственность. Некто написал как-то статью, эссе, называемое «Триумф посредственности». Поэтому, если вернуться к этому примеру с кухней, приготовлением пищи, то, вместо массового опроса, я бы предпочел иметь дело с гурманом.

Совокупность ограниченных начал не может породить Безграничное

00:10:07 Итак, есть два факта. Существует индивидуальный человеческий опыт, и существует совокупный, коллективный опыт всего человечества. Но, как имел обыкновение говорить один из наших гуру, Шрила Шридхар Махарадж, чье изображение здесь присутствует; он говорил, что «совокупность ограниченных начал, или ограниченных реалий, никогда не могут породить Безграничное». Не имеет значения, как много ограниченных вещей, ограниченного вы собираете. Поскольку «ограниченное начало» плюс «ограниченное начало» по-прежнему остается чем-то ограниченным.

00:11:12 Тогда как природа Безграничного такова, что Безграничное плюс Безграничное является Безграничным; и Безграничное минус Безграничное остается Безграничным. Всегда и при всех условиях Его природа такова. Поэтому то, что нас интересует в этом поиске – это ответ на вопрос: каким образом ограниченное начало, или ограниченное существо, подобное нам, может познать природу Бога, природу Безграничного. Фундаментом, основанием, на котором зиждется любая религиозная концепция, любые религиозные представления, является утверждение той истины, что существует Некто, некое существо, которое по самой Своей природе выше, или превосходит меня.

транскрибирование: Надия Деви Даси | Москва | Россия | 22 апреля 2013