Тело и дух

blogtv.com - 13 May 2010
Как душа покидает тело? Сколько времени душа находится между рождениями? По какой причине душа меняет тело? Как остановить кармические реакции? О доказуемом и недоказуемом. Что такое материя? Почему душа не может долго быть в Брахмане? Чем отличается самоубийство от вымоленной смерти? Что вместе с душой переходит в следующую жизнь из прошлого? Проживает ли человек карму болезни, принимая обезболивающие?
запись беседы для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:00:42 | качество: mp3 64kB/s 27 Mb | прослушано: 512 | скачано: 349 | избрано: 11
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Как душа покидает тело?

00:00:00 [Из зала]: Махарадж, здесь вопрос.
[Драгилев А.К.]: Да.
[Из зала]: В момент смерти: что именно выходит из тела? Оно продолжает видеть, слышать, воспринимать, помнить?
[Драгилев А.К.]: Вы выходите, мы с вами выходим из тела так же, как мы выходим из автомобиля, который не прошёл техосмотр и он остаётся и гниёт. Так же и мы с вами. Как автомобиль: он сгнивает и становится землёй. Железо - оно ржавеет, окисляется, становится землёй, единым с землёй.

00:00:43 Так же и мы: когда выходим из тела, мы больше не толкаем жизненные ветры внутри себя, тело начинает разлагаться, а мы перемещаемся в другую оболочку. Сначала мы находимся какое-то время в мыслительной, чувственной оболочке, а потом она обрастает плотью. Какое-то время, пока эта оболочка обрастает, мы находимся в утробе матери, а потом привыкаем к этому порабощённому состоянию. Потом мы выходим снова в мир света, тени и тьмы.

00:01:37 В утробе матери мы находимся во тьме. Мы привыкаем к этому порабощённому состоянию, а потом мы выходим в мир тени - вот в тот мир, в котором мы сейчас с вами находимся, и снова начинаем привыкать к нему. Снова начинаем учиться, как здесь обустроиться. И в тот момент, когда нам уже кажется, что мы наконец-то обустроились и можем до конца своих дней зажить счастливо и спокойно, наступает снова конец; мы снова покидаем эту оболочку, снова нужно получить новую машину.

00:02:16 Биологическую машину, которая состоит из пяти веществ и которая приводится в движение, как на старых автомобилях, воздухом. Как там это называется?
[Из зала]: Пневматические.
[Драгилев А.К.]: Пневматические. Вот с помощью всяких пневматических насосов наше тело приводится в движение. Вот этот жизненный воздух или как христиане говорят: «дух из него вышел». Дух – это, вот, воздух, дух этот вот. Их там десять этих пневматических толкателей.

00:02:58 И, вот, когда они исправно работают, то машина хорошо ездит. Когда какой-то пневмонасос, один из десяти, отказывает, то что-то там: тормоза не сработали или руль не туда.
[Из зала]: Заклинило.
[Драгилев А.К.]: Что-то да там! В общем, эта машина - она работает на пневмонасосах, их десять. Ещё называют «десять пран». Пять этих пневмонасосов направлены вверх, пять вниз, и вот они должны уравновешивать друг друга. Когда происходит дисбаланс, тело заболевает.

00:03:36 А когда воздух пробивается, когда происходит прокол - например, от железочки девяти граммовой или какой-нибудь палки с острым концом - воздух выходит, дух выходит, и всё, машина уже не работает.
[Из зала]: Шарик сдулся.
[Из зала]: А бывает ли такое, что...
[Драгилев А.К.]: Бывает, на электричестве, на электроприводе. Это, вот, у насекомых и у деревьев - у них нет праны. То есть, у низших существ нет воздушных потоков, они приводятся в движение огнём.

00:04:26 Ну или «электро», с древнегреческого это «огонь», электро. Вот, она была Электра, богиня Электра. Электричество - это огонь.
[Из зала]: Но у нас тоже в теле электричество?
[Драгилев А.К.]: Есть, но мы - в основном, вот эти млекопитающие - они на пневмоподвесах.
[Из зала]: Ну, понятно, вот мышцы - они за счёт электричества приводятся.
[Драгилев А.К.]: Ну да, но всё равно прана всё приводит.
[Из зала]: Ну так это, мы - машины.
[Драгилев А.К.]: Машины, да. Вот, мы выходим, как водитель из пневмомашины, она сломалась и сгнила.

Сколько времени душа находится между рождениями?

00:05:07 [Из зала]: А сколько времени проходит между выходом и посадкой в новую машину?
[Драгилев А.К.]: Там другое исчисление, там нельзя, в тонком мире, в загробном, там нет вот этого солнечного круга. Вот этого хождения Солнца, по которому мы с вами определяем время. Вот там по-другому всё. То есть, там есть время, но оно воспринимается по-другому и мы, уж тем более, с нашим земным этим солнечным опытом тоже по-другому будем его воспринимать.

00:05:51 И там, скажем, если человеку положено в Преисподней страдать миллион лет: жариться на сковородке, - то он воспринимает это как миллион лет страданий. А если засечь здесь хронометром, то это может быть две секунды.
[Из зала]: То есть, полёт из одного тела в другое тело, да?
Бхарати Махарадж: Может быть очень быстро по нашему исчислению...
[Из зала]: По нашему исчислению.
[Драгилев А.К.]: А по тому исчислению, понимаете, время-то - оно субъективно.

00:06:23 Вот, мы смотрим на спящего человека и говорим: «Вот он спит 15 минут уже». Но там, где он спит, пронеслись эпохи и он их все ощутил. Или наоборот.
[Из зала]: Только лёг, сразу встал.
[Драгилев А.К.]: Да, там всё по-другому. Тот мир, он подчиняется лунному исчислению. А в лунном исчислении – это мир грёз, там всё по-другому. Там не объективный ход Солнца определяет твои впечатления, а насыщенность впечатлений. Поэтому, в полную Луну люди с ума сходят.

00:07:14 Луна очень влияет на умственное состояние человека, а когда душа вообще выходит из тела, из человеческой плоти, и остаётся только в оболочке ума, то Луна овладевает полностью, полная власть. Если сейчас мы под влиянием света Солнца, то есть мы солнечные ощущения испытываем и, иногда, лунные; а там только лунные. Поэтому здесь может пройти секунда. Но душа, как в «Бхагаватам» описано, значит, выходит; она как бы притягивается к Луне.

00:07:58 Сначала она идёт на суд к Судьбе, к Яме - повелителю судеб Ямараджу. Она испытывает страдания, он ей присуждает - это называется «Судилище», у христиан это называется «Великое Судилище», - он присуждает ей (судьба - от слова «суд»), присуждает ей судьбу, и она испытывает страдания определённого вида и определённую долготу времени. Это может продлиться секунду, а вот дальше она обязательно притягивается к Луне.

00:08:43 Луна питает растения. Вот с Луны, значит, душа попадает в зерно. Это зерно съедает особа мужского пола, в этом зерне душа заключена, а потом входит в лоно особы женского пола, и дальше уже получает плоть. То есть, как минимум, один лунный цикл проходит после смерти. То есть, через четырнадцать дней, минимум, после смерти душа попадает в новое лоно.

По какой причине душа меняет тело?

00:09:24 [Из зала]: А вот, и последний тут у меня вопрос к вам: а почему душа уходит, по какой причине? То ли всё, как бы, изжито? Или по причине того, что готово условие для нового рождения?
[Драгилев А.К.]: Вот когда Яма судит душу, то в приговор входит страдание и последний кусочек приговора - это уже определённые количества страданий и радостей на Земле. Потому что в Преисподней нельзя радоваться. Там ты основную часть страданий своих отбываешь. Опять, в нашем исчислении времени это может секунда быть.

00:10:09 Но настолько они сильны, как зубная боль, эти страдания. Ну, например, когда тебя едят...
[Из зала]: Когда вечность пробыл там, в этой Преисподней...
[Драгилев А.К.]: ...когда тебя медленно едят твои родственники-червячки. Они тебя живьём съедают. А ты кого-то из них съедаешь. Вот, у тебя несварение, а тебя ещё едят. Или баграми тебя затаскивают на вершину и сбрасывают. Вниз. И ты падаешь, но не умираешь. Страшная боль, но ты не умираешь.

00:10:54 И тебя пока затаскивают баграми наверх, у тебя раны залечиваются, и снова тебя сбрасывают. И ты постоянно испытываешь, когда летишь, страх. А потом дикую боль, пока тебя тащат.
[Из зала]: Значит, перспективы не радужные...
[Драгилев А.К.]: Нет, это один из Адов, один из Адов, там...
[Из зала]: А они не привыкают к этому?
[Драгилев А.К.]: Ну, дело в том, что когда тебя уже затащили на вершину скалы, боль утихла, потому что, вроде, всё зажило.

00:11:25 Как у... Кому там печень в греческой мифологии?...
[Из зала]: Прометей?
[Драгилев А.К.]: Прометей, Прометей! Печень всё время выедают. Целый день. Он мучается, ему орёл выедает печень живьём. Наутро у него печень отрастает снова. Жирная, как у налима.
[Из зала]: У гуся...
[Драгилев А.К.]: Как у гуся.
[Из зала]: Это ж без тела душа пребывает, и не имеет никакого отношения?
[Драгилев А.К.]: А боль-то, она - боль. Какая разница-то?

00:11:56 [Из зала]: А боль, получается, не физическая?
[Драгилев А.К.]: Нет, боль - это вот здесь, в мозгу.
[Из зала]: А если там отключить?
[Драгилев А.К.]: А ты не можешь отключить. Там нет анестезии.
[Из зала]: Так всё-таки, по какой причине мы уходим из тела?
[Драгилев А.К.]: И потом мы рождаемся, и нам остаток вот этого приговора Ямараджа - какие-то удовольствия, а какие-то страдания. И когда мы их оттрубили, то приговор приведён в исполнение.

00:12:31 Но пока мы отбывали эти наказания, мы другие заработали - мы совершили ещё поступки, за которые нужно отвечать. Но вот в этом теле это уже невозможно, нужно новое тело. Например, тебе по приговору бы Ямараджа следовало получить 25 ударов линейкой по рукам за то, что делаешь ошибки. А тебе 80 лет. Поэтому тебе надо родиться учеником, пойти в школу и там тебя будут бить по рукам.
[Из зала]: Так мне же уже били. До 80-летнего возраста.
[Драгилев А.К.]: По рукам же не били за ошибки. Линейкой.

Как остановить кармические реакции?

00:13:18 [Из зала]: Махарадж, а как это остановить?
[Драгилев А.К.]: Перестать действовать. Перестать действовать вообще.
[Из зала]: А прошлое же как, эта память?
[Драгилев А.К.]: А они изживутся.
[Из зала]: Быть может, перестать действовать не одну жизнь?
[Драгилев А.К.]: Нет, если перестать действовать (имеется ввиду - не творить ничего, а творить ради Всевышнего), то Кришна говорит, что «кто действует ради Меня, тот не несёт ответственности за свои поступки. Потому что он же ради Меня действует».

00:13:53 [Из зала]: А прошлые?
[Драгилев А.К.]: А прошлые - они изживаются, Кришна – Он делает так, что ты быстрее их начинаешь изживать.
[Из зала]: Да, события, как-то их больше становится...
[Драгилев А.К.]: Да, то есть ты быстрее-быстрее начинаешь изживать, приходят какие-то... Как Гурудев говорил, что если вам по карме положено быть зарезанным, то вы порежете пальчик. То есть, это всё будет изживаться быстро.
[Из зала]: А, если отдавать долги, там..?
[Драгилев А.К.]: Или вас должны застрелить, а у вас будет сон, как будто вас застрелили. Всё!
[Из зала]: Экспресс-поезд такой, да?

00:14:31 [Драгилев А.К.]: Да-да-да. Что вы говорите про долги?
[Из зала]: Отдавая долги живым существам...
[Драгилев А.К.]: Вы ничего не должны никому.
[Из зала]: Я имею ввиду... Ну если ты, там, чувствуешь...
[Драгилев А.К.]: Кришна говорит: «mām ekaṁ śaranaṁ vraja». Ты, говорит, иди ко Мне и ничего не должен, Я тебя избавлю от всех долгов. «sarva-dharmān parityajya». «Дхарма» - означает «долг». «sarva-dharmān parityajya». «Ты уже все долги отдал. Если ко Мне пойдёшь, ты уже никому ничего не должен».

00:15:02 [Из зала]: Но они же рядом живут, эти люди?
[Драгилев А.К.]: А не, ну они тебя считают должником, но это не значит, что ты должен. Мало ли кто меня считает должником. Мало ли, какие повестки приходят. Об уплате. Это же не я. Мало ли, оккупационные войска тебе присылают повестки об уплате долгов. Как в «Место встречи изменить нельзя», Промокашка говорит: «а я как рыбка - вжик, и уйду. И никому ничего не должен».

О доказуемом и недоказуемом

00:13:36 [Из зала]: Здесь продолжение ещё: Остаётся ли след от предыдущих жизней и можно ли это доказать научно, с помощью гипноза или ЛСД-сеансов и так далее? Или это предмет веры?
[Драгилев А.К.]: Это предмет веры. Научно доказать нельзя. Надо также заметить, что научно нельзя доказать существование сновидений. Научно также нельзя доказать существование ума или существование сознания - тоже нельзя доказать научно. Научно можно доказать только то, что имеет физическую протяжённость и имеет массу - вот два критерия.

00:16:25 То, что имеет физическую протяжённость и имеет массу, то есть, воздействует на органы наших чувств - то можно доказать научно. Если что-то не воздействует на органы чувств, то доказать существование этого нельзя. Ну например, на органы чувств не воздействует счастье.
[Из зала]: Ну как же, а дрожь в теле? Слёзы?
[Драгилев А.К.]: Можно доказать существование слёз. Вот луком капнул, и у тебя слёзы потекли. Потрясся как в кино: люди, деловые люди, «Вождь краснокожих». Ну там, вар-вар-вар - вот это можно доказать.

00:17:23 Но был ли он счастлив в это время? То есть, опять: всё, что имеет протяжённость и массу - мы можем доказать существование этого, а вот счастье - оно не имеет ни протяжённости, ни массы. Вы можете сказать, что есть косвенный признак счастья - это дрожь и слёзы. Но это просто дрожь и слёзы. Слёзы можно вызвать луком, а дрожь можно вызвать простудой. То есть, с научной точки зрения какой там следующая или прошлая жизнь?!

00:17:55 С научной точки зрения даже нельзя доказать существования меня, вот этого «я». С научной точки зрения...
[Из зала]: И где оно находится!
[Драгилев А.К.]: ...нельзя доказать существование счастья, любви, но каждый пользуется этим словом.
[Из зала]: Каждый знает, что это.
[Драгилев А.К.]: Говорит - есть любовь, есть сон. «Я сегодня видел сон...»
- А докажи мне это научно!
- Я тебе не могу доказать научно, не хочешь - не слушай.

00:18:24 Вот точно так же и «Бхагаватам», нельзя доказать научно. А что такое научно? Чувственным опытом. Нельзя доказать научно существование вдохновения. Но попробуй скажи об этом поэту! Ты ему скажешь: «вдохновения не существует». Посмотрим, что он тебе ответит, если это поэт. Любой человек творчества - он скажет, что вдохновение есть. А ему учёные будут говорить: «нет, этого нет. Это феромоны и пестициды». Что там в голове? Феромоны и энцерогены? Эндорфины! А поэт говорит: «нет, это вдохновение».

00:19:26 Если мы так начнём разбирать, то окажется, что научно доказать можно экскременты, существование экскрементов, стекла и бетона. Вот научно можно доказать, а они, собственно, и живут в этом мире. А всё остальное: любовь, поэзия, сон, грёзы, счастье, вдохновение, надежда - оказывается, нельзя доказать научно, но это составляет основу жизни. Жизнь нельзя доказать научно. Вот тело можно доказать научно, оно имеет массу и протяжённость.

00:20:13 А вот жизнь, которая заставляет это тело ощущать, доказать нельзя. Потому что чувства - они не могут ощутить жизнь, у жизни нет протяжённости. Саму жизнь! Этот учёный, он даже не сможет доказать научно, что он живёт. Он скажет: «А я вот тебя физически толкнул!» А меня толкнуть может камень физически. Вот, оказывается, что в основном мы окружаем себя вещами, которые нельзя доказать научно. Включая саму жизнь.

00:20:56 [Из зала]: Вся наука основывается на гипотезах и теориях.
[Драгилев А.К.]: Да. А научно можно доказать – это, вот, экскременты всевозможные, над которыми проводят эксперименты, стекло, бетон, железо. Вот это научно существует.
[Из зала]: А вот само понятие «счастье» - оно само по себе, или это совокупность каких-то вот, радость, там?
[Драгилев А.К.]: Это ненаучное понятие. Счастье - это когда ты сдал экзамен по ЕГЭ.
[Из зала]: Это временная радость, можно так сказать.
[Драгилев А.К.]: А радости, кстати, тоже нет. Это выплеск...энцерофена?
[Из зала]: Эндорфина!

00:21:44 [Драгилев А.К.]: Выплеск чего-то в голове. Это разве счастье? С научной точки зрения.
[Из зала]: Доза, кубик, воткнул себе - и счастлив.
[Драгилев А.К.]: Нет, кубик - можно доказать существование. Вот кубик! Или там, пробирка со шприцем. Ну шприц, а там вещество. Вот, пожалуйста. А счастье как ты докажешь?
[Из зала]: Но этот же кубик - он пока будет в руках, он ничего не значит, пока не вколешь его.
[Драгилев А.К.]: Ну, а чего же тогда, если они все хотят счастья, зачем им счастье такими сложными способами достигать? Ходить на работу, поднимать флаги, тосты. Просто колешь себе эти кубики, и счастлив.

00:22:30 Нет, они говорят: должно быть иное качество счастья. То есть, счастье от гордости за страну. Или счастье от того, что отпрыск сдал ЕГЭ. Это другое счастье! А ты его спрашиваешь:
- «А оно на физическом уровне как, это счастье, на химическом уровне какая природа этого счастья?».
- «Ну как, выплеск эндорфина».
- «Так тот же самый выплеск себе и сделай».
То есть, зачем? Как вот там ещё этот всё поёт... «Я, - говорит, - шагаю с работы усталый, я люблю тебя, жизнь». Зачем? То есть, он счастлив от того, что он весь день работал. Как там у них, шахты зажглись, да?
[Из зала]: Гладят балки автогеном...

00:23:30 [Драгилев А.К.]: Ну да, не кочегары мы, не плотники... Вот он лазает на высоты, спускается в шахты...
[Из зала]: Стоят мосты, стоят под скалы...
[Драгилев А.К.]: Стоят мосты... Крепче за шофёрку держись, ба...
[Из зала]: Баран!
[Драгилев А.К.]: Э, крепче за баранку держись, шофёр. Счастье! То есть, у каждого есть своё счастье. Один от баранки, другой от мостов. Но энфероцины одинаковые все.
[Из зала]: Афлубин, вот.
[Драгилев А.К.]: Прозак.

00:24:06 [Из зала]: Я когда занимался, витамины колол. И я у тётки своей спрашивал, она медик: «А вот белки как, что колоть, какие белки?». Она: «Слушай, а ты их есть не пробовал? То же самое». Ну, в логику-то не вписывалось. Ну это же, ну естественно там: баранка, так баранка...
[Драгилев А.К.]: Ну что значит, естественно? То есть, вот он шагает...
[Из зала]: Ну, прямым путём пошёл, а я думал: ну вколоть и всё, и что...
[Драгилев А.К.]: Ну да, вот он счастлив от того, что он устал на работе и шагает усталый. С работы усталый. Говорит, - «Я люблю тебя, жизнь». После работы.

00:24:39 «И хочу чтобы лучше ты стала».
[Из зала]: Что само по себе и не ново.
[Драгилев А.К.]: Так зачем ходить на работу, когда взял, вколол - то же самое ощущение.
[Из зала]: А деньги где возьмёшь?
[Драгилев А.К.]: А зачем?
[Из зала]: Чтоб вколоть...
[Драгилев А.К.]: А должны... Ну что это такое, вот эта вот фигулька?
[Из зала]: Дорого стоит...
[Драгилев А.К.]: Дорого, что такое дорого? Это же где-то растёт, вырастил на подоконнике...
[Из зала]: Это химическое...

00:25:19 [Драгилев А.К.]: Ну хорошо, на всю Землю постройте один завод и всем давайте эти кубики.
[Из зала]: И все будут счастливы.
[Драгилев А.К.]: Будут счастливы... Нет, они говорят: нет, должно быть иное качество. Мы отвлеклись, что там?
[Из зала]: Спрашивают, где кубики найти?
[Из зала]: Где сажают?
[Из зала]: Где растёт?
[Из зала]: Вдохновение, счастье, любовь - это реакции материи, но что такое сама материя?
[Из зала]: Реакция материи?
[Из зала]: Ну вот он так пишет: «Что такое сама материя? Эмоции доказывает психология. Как доказать материю? Материя - это тоже предмет веры?»

00:25:53 [Драгилев А.К.]: Нет, психология не доказывает никаких эмоций.
[Из зала]: Он говорит, я имею ввиду существование вещей в себе.
[Драгилев А.К.]: Существование вещей в себе - это очевидное. Самоочевидное. Например, известная аксиома физики, что существование пространства доказать нельзя. Но всё происходит в пространстве. И, например, кто-то может сказать: «А электричество?». Вот, кстати, с точки зрения физики электричество нельзя доказать.

00:26:24 Существование электричества не доказано. Другими словами, нет физического определения, что такое электричество. Ну, сейчас мы можем искать в учебниках шестого класса...
[Из зала]: Нет, ну я помню, даже учитель говорил.
[Драгилев А.К.]: Да, что электричество с точки зрения науки не доказано, но при этом мы все пользуемся электричеством. И попробуйте скажите бабушке на лавочке, что электричества не существует. Она скажет: «Как это? Вот лампочку я включила».
[Из зала]: Да, косвенный признак...
[Драгилев А.К.]: Лампочка есть!

00:27:02 [Из зала]: А разряд электрический существует?
[Драгилев А.К.]: Что? А как это?
[Из зала]: Ну эта молния.
[Драгилев А.К.]: Вспышка есть. Вы видели вспышку, да. А электричество?
[Из зала]: Но это не разряд никакой, да?
[Драгилев А.К.]: Нет, а электричество. Мы же говорим не про молнию, молнию мы все видим с вами, а электричество?
[Из зала]: Ну электричество вот оно, в проводе. Дотронулся - и дёрнуло.
[Из зала]: Это сила тока шарахнула, напряжение.
[Из зала]: Ток - это и не электричество.
[Из зала]: Ну сумма - косвенные признаки.

00:27:29 [Драгилев А.К.]: Да! Признаки, вот. Вот мы приходим к тому, что очень много вещей не доказаны, их существование не доказано. Но по признакам мы можем сказать, что этот предмет существует. Например, пространство. Доказать существование пространства нельзя, потому что у пространства нет физических характеристик. У него нет ни цвета, ни веса, ни протяжённости. Почему? Потому что оно бесконечно, поэтому вы его не можете измерить. Наука имеет дело только с вещами, которые можно измерить.

00:28:05 Вы скажете: «А можно электричество измерить». Ничего подобного! У вас будет стрелка на приборе бегать, но измерить электричество нельзя. Это будет косвенный признак, что вот: если стрелка переместилась вправо, то там есть электричество. А вот что это такое - никто никогда не узнает, если будет пользоваться научными методами. Но пользоваться электричеством мы можем. Точно так же и пространство.

00:28:33 Пространство - ненаучное понятие, потому что у него нет научного определения. Но мы пользуемся этим пространством в повседневной жизни. Точно так же и электричество. Точно так же и счастье, и любовь, радость, гармония. Это ненаучные понятия, но мы ими пользуемся. Мы их ищем, мы ждём их. Другое дело, что цель всякого живого существа - это обрести счастье и гармонию.

00:29:06 Но современная бесовская цивилизация говорит, что счастье и гармонию можно найти с помощью вещей, которые поддаются измерению. Что поддаётся измерению? Железо, стекло, бетон, вот это вот самое - то, что дано нам в ощущения. Вот если этого будет достаточно, вы будете счастливы. Если у вас будет много жёлтого металла, или много бумаги с водяными знаками, то вы будете счастливы.

Что такое материя?

00:29:40 Теперь про материю. Что такое материя? Материя - это то, что дано нам в ощущения. Это сказал классик. Классик Марксизма-Ленинизма. Здесь нельзя не согласиться. Карл Маркс, он, естественно, взял это у Гегеля. Гегель немножко по-другому говорил. Вот есть определение материи и мы должны с ним согласиться. Это то, что дано нам в ощущения. Он, правда, не договаривает как Шанкарачарья - он брал только половину шлок, и на этом построил своё учение.

00:30:22 Так же и Маркс, он взял только половину высказываний Гегеля: что материя - это, что дано нам в ощущения. Гегель же говорил, что: «Материя - это то, что дано нам в ощущения; следовательно, если нет ощущений, то нет и материи». Карл Маркс это отсёк, потому что никаких «следовательно»: «Материя - это то, что дано нам в ощущения; следовательно, вне материи нет ничего». Вот такая у него была логика.

00:30:57 [Из зала]: Он был идеалист.
[Драгилев А.К.]: Да. Гегель говорил: «То, что не дано нам в ощущения - существует, но это не материя». А Маркс говорил: «То, что дано нам в ощущения - существует, а то, что не дано нам в ощущения - не существует». И, соответственно, цель человеческой жизни - это познать как можно больше материи с помощью ощущений, и тогда ты будешь счастлив. Это цель. Все философы - от самых грубых материалистов, до самых возвышенных идеалистов - они сходятся на том, что цель человеческого существования - это счастье.

00:31:47 А вот в методах они расходятся. Материалисты (ну вот этот большой спектр, ну грубо) говорят, что счастье - это когда ты больше ощутил материи, испытал, пропустил через себя материи...
[Из зала]: Больше переживаний?
[Драгилев А.К.]: Да-да, материальных переживаний...
[Из зала]: Больше женщин...
[Драгилев А.К.]: Больше еды, больше впечатлений, больше мяса, к которому ты прикасаешься разными частями тела. Там, языком, другими частями тела ты к этому мясу прикасаешься - это называется «счастье». Разными частями тела к разным частям мяса. Это, они говорят, счастье. Не, ну возвышенно можно сказать «больше женщин».

00:32:43 [Из зала]: Или ещё возвышеннее: «Больше любви».
[Драгилев А.К.]: Да, а артисты говорят «больше любви». Ну а вообще, мяса. Что не имел, то съем. Что не доел, то буду иметь. Ну вот мясо.
[Из зала]: Так. Вот он здесь продолжает: «Вещи в себе - это то, как они существуют без нашего ума, без нашего восприятия, сами по себе. Как это самоочевидно?» Потом он говорит, что...
[Драгилев А.К.]: Как самоочевидно? Ну давайте докончим...
[Из зала]: Он говорит, что то, как вы объяснили по поводу материи - он говорит, что так считал Кант, а марксисты считают, что материя существует сама по себе. Потом он дальше продолжает...

00:33:39 [Драгилев А.К.]: Она существует сама по себе и дана нам в ощущения. Материя - это то, что дано нам в ощущения.
[Из зала]: Ну, в целом, что-то там как-то очень запутано всё.
[Драгилев А.К.]: Ну да.
[Из зала]: Так, ну вот у нас есть ещё один вопрос...
[Драгилев А.К.]: Нет, а вот, человек задаёт вопрос. Вот это вот...
[Из зала]: А, ну у него не вопрос, у него, как бы вот, ряд возражений.
[Драгилев А.К.]: Ну, я согласен, да. То есть, материя существует сама по себе и дана нам в ощущение, это верно. Так говорят материалисты. Мы в прошлый раз говорили об этом.

00:34:19 Материалисты говорят, что материя существует независимо от нас, а мы лишь можем её воспринимать. Кроме материи не существует ничего. Соответственно, чем больше мы познаем материи, тем больше мы будем счастливы. Здесь я признаю, да, правоту, что материалисты считают, что материя существует сама по себе. И развитие человека, развитие человечества основано на постижении новых и новых граней материи.

00:35:05 [Из зала]: А вот, Махарадж, у него, получается, ещё вопрос. Он говорит: «Если ощущения - это отражение материи. Вот они считают, что ощущение - это отражение материи от неё же самой как бы. - И он спрашивает, - существует вообще сама материя, можно ли вообще доказать её существование?»
[Драгилев А.К.]: Вот, в нашей школе говорится, что материя существует только в ощущениях. Если нет ощущений, то и нет материи.
[Из зала]: Да-да, вот в этом ключе.

00:35:44 [Драгилев А.К.]: Материалисты говорят, что материя существует сама по себе, они это называют «объективный». То есть, материя существует независимо от нас, от наших ощущений, при этом доказать они не могут это. Они это называют «научный подход к жизни», но а как вы мне докажете, что вне моего ощущения существует комната, например? Доказать это нельзя. Научно нельзя доказать. Это, как бы, самоочевидно. Они говорят: «Это надо принять на веру».

00:36:18 Значит, вот материя - она всегда существует, она сама по себе переходит из одного состояния в другое и на каком-то этапе своего развития она начинает сама себя осмысливать - появляется сознание. То есть, материя сама себя начинает мыслить. Условно: был какой-то газ, и вот он там стал затвердевать, там, как-то стали происходить химические реакции. И вот этот вот вчерашний ещё газ стал думать: «Я газ», или: «Я человек», давать какие-то определения, материя сама себя стала осмысливать. Они это называют «высокая организация материи».

00:37:09 При этом существует Всемирный закон энтропии, то есть - материя стремится к распаду, к упрощённому состоянию.
[Из зала]: К расширению.
[Драгилев А.К.]: Нет, стремится к элементарности. Это называется распад. Есть вот ядерный распад. Какие-то вещества распадаются в течение нескольких миллионов лет, а какие-то вещества распадаются за долю секунды. Какие-нибудь тяжёлые сверхэлементы, последние элементы Таблицы Менделеева - они существуют бесконечно малое количество времени.

00:37:57 Или какие-нибудь вещества радиоактивные: какие-то из них распадаются очень быстро (излучения), а какие-то длятся миллионы лет (распад). Вот это называется энтропией. И нигде в мире не наблюдается процесс, обратный энтропии. Нигде материя не усложняется, везде она распадается. При этом, они утверждают, что когда-то материя самоусложнилась, то есть - из примитивных веществ появились органические, а потом они стали ещё и думать. Когда-то, но сейчас они не могут это воспроизвести. То есть, антиэнтропия - они не могут это доказать, но при этом...

00:38:49 Просто изначально они берут максиму, постулат, неопровержимый постулат, аксиому: сознание происходит из материи. Вот как мы выстроим эту цепочку - это не так важно, но так оно было. И дальше они под эту гипотезу подводят-подводят всякие теории и всякие факты.
[Из зала]: Махарадж, здесь вот такой ещё момент. Насчёт того, что...такое возражение: «Скажите, вам что, категорично не нравятся женщины, да?».

00:39:29 [Драгилев А.К.]: Нет, я лишь довожу до логического завершения мировоззрение материалистов, которые говорят, что счастье – это в как можно большем чувственном ощущении. Просто, они не договаривают, а надо идти последовательно. А над любовью смеяться - это, по-моему, все делали с незапамятных времён. Там про материю больше нет вопросов?
[Из зала]: Он очень вам понравился?
[Драгилев А.К.]: Ну, просто я несправедливо пользуюсь положением: я могу говорить, а человек не может мне возражать.

Почему душа не может долго быть в Брахмане?

00:40:12 [Из зала]: Махарадж, можно вопрос: а вот душа - она вечно не бывает без тела, вечно?
[Драгилев А.К.]: Нет. Душа стремится самовыразиться, то есть - получить рупу, облик. Это те чаяния души, self for feelment, то есть - самовыражение. А самовыражение - это есть рупа. Или сва-рупа. Собственный облик, получить собственный облик.
[Из зала]: А он может меняться?
[Драгилев А.К.]: Меняться может, конечно.
[Из зала]: Ну а в Брахмане они без облика, да, висят же?

00:40:54 [Драгилев А.К.]: Ну, они там не совсем души, они же там...
[Из зала]: Полумёртвые?
[Драгилев А.К.]: ...висят они там, в невесомости.
[Из зала]: Я вот представляю: вот они висят, как летучие мыши...
[Драгилев А.К.]: ...Как лучи Солнца, нет. А там не за что зацепиться. Просто вот, разлит свет.
[Из зала]: Пиксель.
[Драгилев А.К.]: Понятно, что есть фотон света, но какой он? Есть они там, и есть. Как коконы, спят. Блаженствуют.

00:41:26 Там, в Брахмане, блаженство не течёт, оно застыло. Такая отключка. А лила - это поток блаженства, вкусы меняются, образы, волны накатываются, уходят-накатываются, разные. Как вот разные блюда: они все вкусные, и каждое вкуснее другого. А Брахман - это лекарство.
[Из зала]: Лилы из духовного вытекают?
[Драгилев А.К.]: Лилы не могут из Брахмана вытекать. Просто в этом мире есть сладкие и горькие вкусы, приятное и неприятное.

00:42:22 Горе сменяется страданием, скукой, разочарованием. Горе сменяется радостью, потом снова страдание, разочарование. То есть, здесь горькие и сладостные вкусы – вот такие волны. А в мире по ту сторону Брахмана - там сладостные вкусы сменяют один другой. Там разные оттенки сладкого или милого вкуса, любезного вкуса. Разные оттенки, а здесь есть мерзкие и приятные, мерзкие и приятные. А там приятные, но разного свойства.
[Из зала]: Причём, всё время увеличивающиеся, Да?

00:43:04 [Драгилев А.К.]: Волны, да.
[Из зала]: То есть они всё время увеличиваются, эти...
[Драгилев А.К.]: Всёвозрастающее блаженство. Такого быть не может, но так говорят. Ну как, я понимаю, всёвозрастающие в течение дня, даже в течение года. Но чтобы всегда и всегда - это непонятно. То есть, есть какое-то, видимо, объяснение. Может быть, они забывают, и снова приходит оно. Ну как вот возьмёшь сигарету - и снова приятно, да?

00:43:33 [Из зала]: Да.
[Драгилев А.К.]: Выкуришь. Казалось бы, до этого уже курил, было приятно. Но потом это блаженство забылось, теперь снова сигарету, «Балтику №9»...
[Из зала]: Всё опять началось сначала.
[Драгилев А.К.]: Опять приятно, опять блаженство.
[Из зала]: А жизнь-то продолжается.
[Драгилев А.К.]: Блаженство, да. А там постоянно, прямо вот, всёувеличивающееся блаженство, и меняется. Здесь-то есть, «Балтика» кончилась - всё, страдание, сушняк.

00:44:06 А там «Балтика №1» сменяется «Балтикой №2», потом «Балтика №3», там всёувеличивающееся блаженство.
[Из зала]: И градус увеличивается.
[Драгилев А.К.]: Всё время, да, градус опьянения постоянно увеличивается, в этом-то и лила. А потом, раз - немножечко коньячка. Всякие вкусы. Раса, это называется раса. Расы, потом всякие - вот как вот, в музыке есть - обертона. Вот, вроде, обертон: тут та же самая нота, но немножечко другое звучание. Вот точно так же расы, недорасы, перерасы.

Чем отличается самоубийство от вымоленной смерти?

00:44:56 Самоубийство - такой тяжкий грех, что у вайшнавов даже нет обряда искупления. В вайшнавской дхарме даже это не прописано. Как надо, что, какие молитвы читать, вообще, какое погребение. То есть даже не предполагается, что это возможно.
[Из зала]: А где-то прописано?
[Драгилев А.К.]: А?
[Из зала]: Где-то прописано?
[Драгилев А.К.]: В Индуизме, там, по-моему…
[Из зала]: В Христианстве, по-моему, прописано.
[Из зала]: Их даже хоронят отдельно.

00:45:25 [Драгилев А.К.]: Отдельно, да?
[Из зала]: Да.
[Драгилев А.К.]: Потому что они без причастия?
[Из зала]: Значит, эвтаназия - это бесовское такое?
[Драгилев А.К.]: А что такое эвтаназия?
[Из зала]: Ну, умирают они...
[Драгилев А.К.]: А он же не себя, он же просит. Это другое.
[Из зала]: Косвенно-то всё равно это самоубийство.
[Драгилев А.К.]: Жизнь - это тоже самоубийство.

00:45:46 Раз ты ходишь по Земле, значит ты уже себя обрёк. А когда просят и кто-то убивает, то он частично этот грех самоубийства перекладывает на друга - на того, кого просит. А так бы, всё на него это.
[Из зала]: То есть, если расстрел десять человек, то десять человек взяли на себя?
[Драгилев А.К.]: Нет, если они просят. А есть, как бы, вымаливание убийства - то есть, если ты убил, то, как бы - это во всех религиях прописано: что надо, как там, да?

00:46:31 Ну, во всех религиях есть для душегуба какие-то покаяния. Поэтому, как бы, ты снимаешь с себя часть греха. Для самоубийства-то нет покаяния. А для того, кто убил - для него есть. То есть, он как бы тебе услугу оказывает. Он потом может это искупить какими-нибудь страданиями. Но и ты при этом снова рождаешься. А если сам себя убил, то ты не рождаешься. Ты вот висишь, действительно, как летучая мышь в этом тонком слое между небом и землёй. Называется Поднебесье, где всякие черти, духи, пишачи, вот они там живут, в Поднебесье.

00:47:19 Не на небесах, а в Поднебесье. Начинается этот слой с высоты, куда может долететь орёл. Вот выше уже начинается Поднебесье. Вот там вот эти все черти и всякие живут.
[Из зала]: Махарадж, а вот если, например, при смерти больной человек и вот где-то же официально введены вот эти лекарства, которые вводят и...
[Драгилев А.К.]: Если он сам себя убивает, даже если он при смерти больной...
[Из зала]: Даже если он знает, что он умирает и он...
[Драгилев А.К.]: Он должен изжить карму.

00:47:59 [Из зала]: Отмучаться.
[Из зала]: А почему он заново не...?
[Драгилев А.К.]: Мы же и так знаем, что мы умираем, что ж мы себя не убиваем? Просто? ему больно. Когда он осознаёт, что ему осталось жить мало - это не причина, чтоб убить себя, потому что и нам осталось мало. Вот Парикшит - он осознал, что ему осталось жить мало. Он же не убил себя, а он пошёл получать мудрость, узнавать о цели существования, о цели жизни.

00:48:33 Вот когда человек осознаёт, что ему осталось мало жить: вот всё, его в хоспис тащат - он должен читать «Бхагаватам», «Чайтанья Чаритамриту», «Рамаяну», «Библию», если ему надо.
[Из зала]: А если боль невыносимая, то ему каждая секунда как?..
[Из зала]: Терпеть...
[Драгилев А.К.]: Нет, не терпеть, а болеутоляющее - это же не убийство.
[Из зала]: Ну, болеутоляющее - для того, чтобы читать, а не для того, чтобы наслаждаться.
[Драгилев А.К.]: То есть, уменьшить боль - это не грех, а вот убить себя - это грех. Ну а может быть и не грех, потому что вообще не прописано. Говорится, что они вечно, до конца света, до конца мира болтаются вот в этом Поднебесье.

00:49:17 [Из зала]: А, всё-таки не вечно, до конца мира...
[Драгилев А.К.]: До конца. А потом - когда новая вселенная, или новый день Брахмы, или уж я не знаю - они снова рождаются. Когда наступает конец, когда Брахма умирает, то обнуляется карма вообще всего, вообще всё.
[Из зала]: Это хорошо!
[Драгилев А.К.]: Всё форматируется. В одних источниках говорится, что в конце дня Брахмы форматируется, и души утром рождаются без кармы. А в других говорится, что всё равно у них какая-то карма остаётся, и они уже рождаются в каких-то телах.

00:50:03 Что уже как бы в них там спит, их новое рождение в них спит. Облик, в котором они должны родиться.
[Из зала]: Они там болтаются - там очень плохо?
[Драгилев А.К.]: Мучаются в Поднебесье, да, среди этих чертей. Ну, точнее, они томятся. Они томятся. Это не то, что их на сковородках, как в Аду. Потому что Поднебесье - это не Ад. Ад - это в подземелье, это преисподняя.
[Из зала]: То есть, остались желания, а нет их возможности реализовать.
[Драгилев А.К.]: Они страдают, да, они хотят есть, пить, они себя ощущают людьми. Они хотят есть, пить, все те же самые телесные потребности испытывают. Но не могут это выразить.

Что вместе с душой переходит в следующую жизнь из прошлого?

00:50:52 [Из зала]: Поскольку, заговорили, просто, извините, о смерти. А вот какую информацию мы забираем туда, в следующую жизнь о себе? И где эта информация хранится?
[Драгилев А.К.]: Привычки. Привычки, навыки вот эти. Что называется, вторую натуру.
[Из зала]: Ну а сукрити как же? Где оно там у нас?
[Драгилев А.К.]: Сукрити нам позволяет только одно - в следующей жизни в каком бы теле ты (крысы или человека) ни родился - встретить вайшнава, поесть прасад.

00:51:25 Например, крысой родился - тебе вайшнав не крысоловку поставил, а кинул тебе прасада. Вот твоё сукрити. А тем самым ты послужил, ты причастился к жертвоприношению, которое вайшнав устраивает в честь Господа, и причастился. Вкушение прасада - это служение тоже. Ну а если ты родился человеком, то тебе даётся какое-то другое - не обязательно вкушение прасада. Если ты совсем не собака.
[Из зала]: Но если крыса вкусит прасад, у неё, значит, появляется шанс уже как бы следующее тело более качественное?

00:52:06 [Драгилев А.К.]: Да, у неё получается - появляется шанс быстро умереть, потому что прасад обладает благодатной природой. От прасада они умирают очень быстро. Конечно, у неё получится. Это же служение. В следующей жизни она получит большее служение. Может быть, если эта душа, родится не человеком, то будет больше прасада. Или, например, может родиться волом, которого вайшнав будет запрягать. Или собака, которая будет сторожить храм в Лахте от непрошенных.

00:52:49 [Из зала]: Я, между прочим, сейчас вот когда был в Лахте, кот бродит у них. А мне Виджай Раман говорит, что этот кот у нас прасад ест. Он как бы кот-вегетарианец. Так вот я хотел обратить на него внимание: вы знаете, он другой кот. Он, вот, абсолютно смирный такой.
[Драгилев А.К.]: Может, он скопец? Поэтому и мирный, у нас, кстати, там тоже два живут, такие мирные, рыжие. Такие раздутые. Видите, вы всё хотите как-то божественно объяснить, а там всё очень просто.

00:53:33 [Из зала]: Вы таким образом не объясняете никакую мистику - мистики нет, да? Всё на самом деле вот, заболел человек – вы не отслеживаете это. Заболел человек после «Бхагавад-гиты»?
[Драгилев А.К.]: Простите, а кто человек? Где человек-то?
[Из зала]: Нет, ну так вот вопрос...
[Драгилев А.К.]: Все болезни приходят нам по заслугам, по карме. Так же, как и все удовольствия.
[Из зала]: За какую такую заслугу? Я «Бхагава...
[Драгилев А.К.]: А за что? А до «Бхагавад-гиты» вы родились ангелом?
[Из зала]: Но не до такой же степени.

00:54:24 [Драгилев А.К.]: Ну так вы и не заболели холерой. Всего-навсего подагрой.
[Из зала]: Это повезло так, да? Полтора месяца провалялся.
[Драгилев А.К.]: Так, а так бы от холеры ослепли.
[Из зала]: Хорошо, почему после «Бхагавад-гиты» так долго и так больно?
[Из зала]: А что после «Бхагаватам» будет?!
[Из зала]: Вот я про то сейчас и думаю...
[Драгилев А.К.]: Глотайте валидол.
[Из зала]: А?! Вот как мы должны это воспринимать? Тогда не будете воспринимать это как мистику? Ну или как какое-то вот...
[Из зала]: Ну мистики никакой нет, есть карма, судьба, по судьбе нам положено.
[Из зала]: Что, ускоряется всё-таки что-то?

00:54:59 [Драгилев А.К.]: Если преданный, то Кришна ему ускоряет. Так говорят учителя.
[Из зала]: Понятно.
[Из зала]: Грубо говоря, мог умереть, а так – всего лишь поболел, да?
[Драгилев А.К.]: Да.
[Из зала]: Спасибо, махарадж.
[Из зала]: Ну, всё благополучно?
[Из зала]: Ну, пока приехал… Я же не знаю…
[Драгилев А.К.]: Ну а чего тогда? Вам сейчас хорошо? Мало ли, чем вы болели в детстве - корью или какой скарлатиной? Испытали, и должны бы.
[Из зала]: То есть, вы так бы отнеслись и к моей смерти, да, в принципе?

00:55:36 [Драгилев А.К.]: Ну я бы не взгрустнул. Ну вот хорошо, вам грустно от того, что Солнце встаёт или садится? Вот если б вы не приехали, я бы взгрустнул, а вот если б вы умерли - ну умер, и ладно.
[Из зала]: Умерла и умерла...
[Драгилев А.К.]: Утонула. Как государь наш, его спросили:
- А что вы? Вы хотя бы исследовали? Что с лодкой-то?
- Утонула.
- Какие-то материалы вы там исследовали, чего было?
- Утонула...
Вот так вот, умер и ладно.

Проживает ли человек карму болезни, принимая обезболивающие?

00:56:33 [Из зала]: Махарадж, вот обезболивающее - мы говорили. А это не облегчает свою карму? Может, нам по судьбе нужно потерпеть?
[Из зала]: Я, кстати, думал об этом! Я держался до последнего. Простите, я дополню. Я хотел этот вопрос тоже добавить. И вот, скажите, допустим, вот смотрите: я держусь как можно больше. И таким образом, ну как бы, думаю про себя: «Эдак я!». Понимаете, да? Хитрец же!

00:56:58 [Драгилев А.К.]: Чем больше вы страдаете сейчас, тем меньше вы будете потом. Болеутоляющее - это как бы облегчение своей кармы, но если вы это время, которое вам облегчилось кармой, вам не больно, вы употребляете на служение Кришне - тогда Бог с ней, с этой кармой. Главное - что вы из этого извлекаете, ради чего вы облегчаете свою боль. Как вот эти, в рекламе там: «Ой сколько много тяжелой еды!». Это же, и там рисует у неё... Она: «Как же я буду?» А! И он там достаёт: раз - и можно есть что хочешь.

00:57:40 То есть ты, как бы заранее съел вот эту штучку, объелся. Там у них стол, курица, шампанское, всё это, устрицы с лимоном. А потом, чтоб не страдать, «Мезим» съел. Для чего? Чтобы потом ещё больше съесть. Это да, это ты увеличиваешь карму. Ну то есть, чем больше ты причинил боли другим, тем больше ты будешь страдать. Но если ты съел этот «Мезим» для того, чтобы пойти мантру почитать. Для того, чтоб у тебя мантра хорошо шла, чтоб концентрация, чтоб не пучило во время мантры - тогда ты не уменьшаешь свою...

00:58:24 [Из зала]: Хорошо, последний прагматический вопрос, и...
[Драгилев А.К.]: Главное ведь - мотивация, а не...
[Из зала]: Хорошо, такая мотивация: вот, у меня стреляла эта боль, да? Значит, у меня был вариант: либо я, вот, говорил себе (меня просто било так, колошматило), и я себе и говорил про себя: «Ну, что, у меня есть два варианта: либо сейчас обезболивающее, и мантру читать, либо прямо на этой боли вот удар - и я: «Харе-е Кришна!»».

00:58:51 [Драгилев А.К.]: Ну, вообще, ну конечно, я...
[Из зала]: Вот как я?
[Драгилев А.К.]: Это, наверное, цинично я говорю...
[Из зала]: Цинично! Отвечать, но цинично.
[Драгилев А.К.]: Но когда страдаешь, то глубже думаешь о Кришне. Когда страдаешь. Это цинично. Вот поэтому, не надо переборщить наверно.
[Из зала]: Ну естественно, конечно.
[Драгилев А.К.]: Вообще, говорится, что пожар, болезнь и долг нельзя откладывать.

00:59:20 [Из зала]: Пожар, болезнь и долг?
[Драгилев А.К.]: Болезнь надо лечить. Пожар нужно тушить. Если возник пожар, его надо тут же тушить. Если заболел, надо тут же лечиться. Если кому-то задолжал, надо тут же отдавать. Иначе потом будешь должен. Так говорится. Ну это понятно, что индусы придумали. Брахманы, брамины придумали для того, чтобы в подчинении держать простой люд.

00:59:53 [Из зала]: Но вы, ведь, я помню, что вы как-то сказали, что и они «Шримад Бхагаватам» придумали для того, чтобы шудры не возбухали. Что, типа, ребята, вы работайте-работайте, не думайте ни о чём; пашите-пашите, а потом в следующей жизни вам вот...
[Драгилев А.К.]: «Мы вам грехи отпустим всё, мы ж брамины...»
[Из зала]: Да. Может, они так и придумали это, да?

01:00:18 [Драгилев А.К.]: Вполне!
[Из зала]: Так а что ж тогда мы?
[Драгилев А.К.]: А мы здесь...
[Из зала]: Получается, те себе...
[Драгилев А.К.]: Ну хорошо, что тогда будем читать – «Тараса Бульбу»?
[Из зала]: «Как закалялась сталь»...
[Драгилев А.К.]: Про жида Янкеля?
[Из зала]: Фантастику.
[Драгилев А.К.]: Таису Афинскую.
[Из зала]: Вопросов больше нет, я на лопатках уже лежу.

обработка текста: Дарья Коннова | Екатеринбург | Россия | 14 April 2016