Духовный мир и наши отношения с ним

blogtv.com - 25 апреля 2010
Чем привлекается Сам Бог? Есть ли у Кришны пупок и что едят в духовном мире? Виды взаимоотношений в духовном мире. Какие два качества нужно иметь, чтобы правильно понять духовный мир? Все ли желания должны сбыться? О йоге и её материальных плодах. О Господе Шиве как аспекте Вишну.
запись беседы для практикующих из раздела «Ведическая философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:53:25 | качество: mp3 64kB/s 24 Mb | прослушано: 227 | скачано: 197 | избрано: 2
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Чем привлекается Сам Бог?

00:00:00 [Драгилев А.К.]: Вопросы может какие-то есть?
[Из зала]: Да, есть вопросы.
[Драгилев А.К.]: Давайте, на вопросы традиционно.
[Из зала]: «Кришна – это воплощённая красота. И душа может испытывать любовь только к красоте. А есть ли что-то или кто-то, чем безусловно привлекается Сам Кришна? Что-то, перед чем Он бессилен?»

00:00:21 [Драгилев А.К.]: Да, он Сам говорит, что Он с легкостью отдаст жаждущему освобождения любые материальные блага, но бхакти, то есть преданность – это очень сложное приобретение. Потому что если кто-то становится преданным, бхактой, то Кришна считает себя рабом такой души. То есть Кришна отдаётся в рабство тому, кто Ему предан безраздельно. Поэтому не так легко подчинить себе Кришну. Кришну можно подчинить только преданностью. То есть Он становится рабом Своего преданного. Единственное, что способно пленить Его. Это всё?

Есть ли у Кришны пупок и что едят в духовном мире?

00:01:10 [Из зала]: Ещё один вопрос. «Сразу прошу прощения, если некорректно задан вопрос. Скажите, пожалуйста, какова обстановка «духовного мира»? Я имею ввиду то, что, поскольку материальный мир – отражение духовного, то есть ли там такие понятия как «день и ночь». Спят ли там живые существа? Едят ли там живые существа? Если едят, то что? Если там всё абсолютно духовно, не могут же они есть друг друга? Я имею в виду Голоку, там, где нет правил, «где Кришна в виде обыкновенного пастушка». Хочется немного иметь хоть какое-то представление о том мире, где Господь в Своей изначальной форме».

00:01:53 И ещё один вопрос: «Есть у Кришны на теле пупок? И зачем он Ему? Он же нерождённый. Пожалуйста, объясните это доступным языком».
[Драгилев А.К.]: Есть у Него на теле пупок, начнём с самого главного, из этого пупа вырастает лотос Вселенной. Когда Кришна принимает облик Вишну, пупок Ему нужен как впадина, в которой находится океан. А из этого океана вырастает лотос Вселенной. Значит, что касается едят ли они там? Да, они там едят. В основном, они вегетарианцы. Но они едят сладости. Кришна очень любит творожный рис с фруктами.

00:02:53 И, значит, что касается насчёт гибели живых существ, когда их едят. Там происходит примерно то же самое, что и в спектакле. В спектакле кто-то кого-то убивает, и это не значит, что они умирают. Просто такая игра. И жертва получает удовольствие и палач получает удовольствие. Потому что всё это подчинено игре. Наш мир является искажённым повторением, искажённым слепком изначального мира. Наш мир называется пракрита - то есть мир пракрити, то есть мир, где царствуют корыстные отношения.

00:03:46 То есть это мир, где царствует низшая природа. Тот мир по форме напоминает, Он называется апракрита. То есть этот мир пракрита, а тот называется апракрита. Он по внешнему виду напоминает лучшие уголки этого мира. Но внутреннее содержание того мира другое. То есть там так же существует день и ночь. Но ночь – это время не отдыха, как у нас. То есть такая же самая темнота наступает после вечерней зори.

00:04:27 Но если здесь мы идём отдыхать, если здесь мы ждём ночи для того, чтобы отдыхать, то там это время разлуки с Кришной, которое только усиливает влечение и тягу к Кришне. То есть такая же самая темнота, но она служит для другого. Она служит для усиления любви, для усиления чувства неприкаянности, разлуки с Кришной. А здесь темнота нужна для того, чтобы отдохнуть, чтобы света белого не видеть. Ну и так со всем. Всё, что в духовном мире происходит, происходит и здесь, но немножко в искажённом виде и уж точно внутреннее содержание прямо противоположное.

Виды взаимоотношений в духовном мире

00:05:20 [Из зала]: А ещё одна из частей этого вопроса: «Обволакивается ли душа в какую-либо духовную форму или тело?»
[Драгилев А.К.]: Да, душа обволакивается. Конечно. Существует пять основных форм взаимоотношений. Конечно, обволакивается. Там есть пять видов взаимоотношений. И все эти взаимоотношения направлены на середину, на центр. Кришну рисуют в центре огромного цветка, от которого кругами расходятся кольцеобразные лепестки. То есть лепестки, но они расходятся кольцами.

00:06:12 И вот есть самый ближний круг - это те, кто с Кришной находятся в медовых отношениях. Вот как говорят «медовый месяц», то есть самые сладостные отношения. Дальше идёт круг второй по внешнему отдалению - это те, кто находятся с Кришной в родительских отношениях. Следующий круг – те, кто находятся с Кришной в дружеских отношениях. Далее, те, кто находятся с Кришной в пассивных отношениях, в отношениях слуги и пассивных отношениях.

00:06:54 То есть такой вот цветок, в центре которого венчик и от него расходятся круги лепестков. И они, соответственно, так и рисуются. Эти вот лепестки рисуются. Есть такое изображение в виде разных преданных. Например, те, с кем Он находится в дружеских отношениях: это Субал-сакха, Шридам и многие-многие из его преданных, из его друзей-пастушков. Те, кто находятся с Ним в отношениях родительских: это, прежде всего, матушка Яшода, матушка Рохини, а также другие взрослые пастушки, которые стали Ему матерями на один год.

00:07:48 Когда Брахма похитил друзей Кришны, то Кришна принял облик Своих друзей и вернулся домой. А пастушки не заметили подмену, они так и думали, что это их дети, но на самом деле это был Кришна, принявший облик этих мальчиков. Они Ему также… Они Его также ласкали, они также Его гладили, давали Ему молоко. И любовь их всё время возрастала. Вот это ещё один круг. Есть также такой патерналистский или такой отеческий круг: это пастухи, взрослые пастухи, которые к Нему относятся как к подающему большие надежды будущему пастуху. Они Ему дают какие-то указания. Они Его обучают, как правильно пасти коров и телят.

00:08:46 А есть также нейтральные отношения. Это уже антураж. Это мизансцена, где свою роль играют деревья, трава, Ямуна, демоны всевозможные, которые иногда нападают или, точнее, даже не демоны… Если в материальном мире, когда Кришна нисходит, демоны играют роль: они пытаются отбить внимание друзей Кришны, друзей и возлюбленных Кришны от Него Самого. Появляются демоны в виде всяких ослов, ведьма Путана, смерч Тринаварта, всевозможные слуги Камсы, сам Камса.

00:09:35 Они пытаются отвлечь внимание жителей Вриндавана от Кришны. Но получается так, что внимание жителей Вриндавана ещё больше усиливается, ещё больше обращается к Кришне, потому что Кришна всякий раз чудесным образом справляется с этими напастями. Так вот, эти напасти здесь принимают вполне осязаемые, вполне плотские формы. Тогда как на Голоке Вриндавана роль этих демонов, этих напастей, играют опасения, страхи жителей Вриндавана, в том числе матушки Яшоды и Его друзей, возлюбленных Кришны.

00:10:22 Они, порой, начинают воображать себе, что ходят слухи, что Кришна не их сын, не их друг, не их возлюбленный, а Он царского рода, и Он может от них сбежать, когда вырастет. А здесь Он лишь скрывается для того, чтобы возмужать, окрепнуть и пойти захватить трон, который отобрали у Его отца Васудевы. И вот эти страхи постоянные существуют в умах этих преданных, они воображают, что на Кришну кто-то нападает, что Кришну хочет кто-то убить, кто-то увезти. То есть там это страхи у них в голове, а здесь это такие вот реальные демоны какие-то.

00:11:06 При этом, что такое воображаемый страх в голове чистого преданного? Реален он или он наваждение? Оказывается, что он реален, потому что всё, что воображает себе в голове чистый преданный Кришны, оно ещё более реально, чем то, что мы с вами можем пощупать нашими материальными чувствами. Если помните, была такая история, когда матушка Яшода хотела заставить Кришну заснуть. И она Ему сказала: «Ну-ка быстро закрывай глаза, иначе сейчас появится страшный циклоп!» И она этого циклопа выдумала.

00:11:51 Кришна в страхе зажмурил глаза. Он её спросил: «А как он выглядит?» Она описала этого циклопа. Он зажмурил глаза и заснул. Потом, когда она вышла во двор, она увидела того самого, которого она только что описала. Это было реальное чудище: такое волосатое, одноглазое, мохнатое. Шеи у него не было, а вместо головы такой вот бугор, перерастающий в плечи, узкие плечи, длинные до земли волосатые лапы и маленькие ножки.

00:12:33 Вот она такого описала, и она его увидела. То есть то, что видят чистые преданные в своём уме, это более реально, чем-то, что мы с вами наблюдаем в осязаем мире.
[Из зала]: Что этот циклоп, куда он делся?
[Драгилев А.К.]: Она испугалась. Как-то она его прогнала. Но, говорят, что до сих пор они во Вриндаване живут. Что в определённом состоянии сознания их можно увидеть. Под воздействием чистой преданности их можно увидеть. То есть тот мир является прообразом, а наш мир является слепком того, что там происходит.

00:13:22 И степень близости с Кришной создаёт облик того или иного преданного. Другими словами, каждый преданный или каждый разряд, каждый вид преданных и даже каждый индивидуальный преданный есть воплощение той или иной степени близости с Ним. В буквальном смысле близости, телесной близости. Если слуги Господа находятся на определённом расстоянии с Ним и соприкасаются с Ним определёнными частями тела, то друзья соприкасаются с Ним ближе к Нему, соприкасаются большим количеством частей тела. Его родители – ещё большим количеством частей тела. А Его возлюбленные – ещё большим.

Какие два качества нужно иметь, чтобы правильно понять духовный мир?

00:14:23 То есть то, что здесь является самым постыдным, о чём не принято говорить, то, что здесь считается срамом и порнографией, там это самое возвышенное. Но для того, чтобы говорить об этом, прежде всего, мы должны иметь два качества. Первое: не видеть различий между мужчинами и женщинами. И второе: не желать свободы. Вот если мы имеем эти два душевных качества, то тогда мы способны оценить повествования о Кришне, связанные с Его играми на Голоке Вриндавана.

00:15:14 То, о чём спрашивает наш слушатель. Он говорит: «Расскажите о той атмосфере». Понимаете, для того, чтобы рассказывать о той атмосфере… Проблема-то не в том, чтобы рассказывать, а проблема наша с вами заключается в том, чтобы правильно воспринимать рассказ о той атмосфере, о том, что там происходит. Для того, чтобы заглянуть в эту замочную скважину, нужно иметь определённое видение, определённые глаза. Имеющий глаза да увидит. Имеющий уши да услышит.

00:15:54 То есть нужно иметь определённые уши, определённые глаза, определённый нос, определённый язык, определённые органы осязания. Другими словами, определённое сознание нужно иметь для того, чтобы услышать, что там происходит, увидеть, что там происходит, подумать о том, что там происходит. Иначе, мы будем не тот мир прообразов, идеальный мир, проецировать на то, что окружает нас, а наоборот.

00:16:28 Вот эту грязную, корыстную, порочную реальность со всеми её предательствами, изменами, прелюбодеяниями, воровством, насилием, мы эту порочную реальность будем ставить на место прообраза, а мир Кришны будем считать проистечением, происхождением вот этого грязного порочного мира. Мы будем вот этот мир принимать за прообраз, а тот за образ. А должно быть наоборот.

00:17:05 Вот, чтобы перевернуть в нашем сознании местами идеал, или чистоту, и порок, чтобы за чистоту мы принимали тот мир, а за порок – этот мир, поскольку мы тот ещё не видим, не воспринимаем, мы в этом мире должны обладать, как я уже сказал, двумя качествами. Первое: не различать живых существ, особенно своего вида, по половому признаку. И второе: не желать свободы. Если первое ещё достижимо, скажем, с помощью каких-то аскез, какой-то мудрости, учёности.

00:17:54 Например, как не различать окружающих по половому признаку, задают вопрос некоторые артисты. Очень просто. Но опять-таки я вам сейчас говорю чисто умозрительно. Вот задумайтесь, какого пола труп? Вот лежит труп. Да? Вот он при жизни, он был… Хорошо, если вы ещё можете сказать, что у него есть первичные половые признаки. Хорошо, труп годичной давности. Вот какого он пола? А труп, которому 364 дня? А 363? А 10? А 2 дня? А труп, которому несколько минут? Какого он пола? Да никакого.

00:18:43 Независимо от того, что у него там на теле, он никакого пола. Это просто мёртвая неодушевлённая материя. Неодушевлённая материя не может быть какого-то пола. Кусок этой материи не может быть. То есть материя в совокупности – это, конечно, матушка Дурга, Амбика, заботливая наша матушка. Она имеет женский облик. Но это ужасный женский облик. Но какая-то часть её, она не имеет никакого… Это просто материя. Это просто кусок вещества. Вещество не имеет половых признаков.

00:19:23 Вы спросите: «А как же живые?» А живые - они тоже трупы. Это душа живая. А та оболочка, в которую обличена душа - это вещество, оно мёртвое. Это как марионетка или кукла на ниточках. Какого она пола? Эта кукла может быть одета в женские одежды, может быть одета в мужские одежды, может говорить разными языками, может иметь раскосые глаза или широкие глаза, широкие скулы, черного цвета, белого цвета, мужского вида, женского вида. Но это просто деревяшка с обтянутой вокруг неё материей, тряпкой. Это никакого не пола.

00:20:12 Но мы с вами смотрим этот спектакль. Матушка Дурга, Амбика, куклами она так играет, и мы видим: «Он говорит, она говорит». На самом деле матушка Дурга всех озвучивает. Мужским голосом: «Здравствуй, моя дорогая!» «Здравствуй, мой дорогой!» «Молилась ли ты на ночь?» «Там мышь!» Но это всё говорит она разными голосами. А вот эти вот материальные вещества: земля, вода, огонь, воздух, пространство – они не имеют никаких половых признаков.

00:20:58 И когда они соединяются, и мы начинаем их двигать, мы говорим мужским голосом в этом рождении. В этом рождении мы кстати можем начать говорить и женским. В следующем – мы можем женским, и наоборот. Но наше тело не имеет половых признаков. Тело, оно просто кусок материи, разной плотности материи: земля, потом более разряжённая - вода, потом ещё более разряжённая - огонь, потом ещё более разряжённая - воздух и, наконец, эфир, пространство.

00:21:35 Просто материя разредилась на пять видов, на пять стихий и она соединилась. И мы думаем: «Вот идёт знатный человек» или «Ползёт сильный муравей», или «Идёт большой слон». А на самом деле это просто материя передвигается, и она не имеет никаких половых признаков. Так вот, если понять это… Вот сейчас мы с вами, да, вроде бы поняли? Но, естественно, как только мы взглянем опять в окружающий мир, снова захочется выходить замуж и жениться. Понятно.

00:22:13 На умозрительном уровне мы примерно это можем понять. То не желать свободы – гораздо сложнее. Так вот, нужно эти два условия соблюсти: чтобы, значит, не видеть различия между материальными телами - это ещё можно какими-то добрыми делами, учёностью, аскезами, ещё какими-то, самосозерцанием – этого можно добиться. То не желать свободы, это можно только предавшись садху, предавшись гуру, вайшнаву, который сможет нас уберечь от беса свободы.

00:22:58 Вот когда мы сможем это сделать, тогда, вопрошая той реальности, мы будем слышать в ответах наших учителей подлинную истину. Слушая их, мы увидим, что это за реальность. Более того, как только мы обретём эти два качества, не умозрительно, а действительно не видеть как Шукадева Госвами разницу между живыми существами и быть очарованным, то есть не желать свободы. Тогда та реальность откроется перед нами. И вопрошать, собственно, и не придётся.

00:23:43 То есть вся наша практика сводится не к тому, чтобы узнать побольше, что же происходит в той запредельной реальности, а воспитать в себе вот эти два качества. Конечно, есть ещё качества: быть смиренным, быть терпеливым и так далее. Но эти качества, они вспомогательные: уважать других, не искать славы для себя, быть смиренным. Как «тринад апи», как трын. Русское слово «трын-трава» от санскрита «тринад», то есть «трава». Быть как трава, смиренным, терпеливым как дерево.

00:24:32 То есть вот эти качества важные, но к чему они приводят? Они приводят к безразличию к этому материальному миру. То есть для того, чтобы увлечься реальностью под названием Голока, нужно не увлекаться реальностью под названием пракрити, это материальный мир. Обладая этими качествами, мы получаем то самое откровение, ту самую богооткровенную реальность, мы начинаем видеть.

00:25:13 И тогда мы, то, что я до этого говорил, мы, взирая на этот мир, видим его как проявление той подлинной реальности. То есть мы уже не путаем оригинал и копию, потому что этот мир – это копия. В зависимости от степени нашего опьянения, мы видим более или менее расфокусированный, он более или менее напоминает нам ту реальность. Если у нас сознание сфокусировано, тогда мы, то есть называется - мы находимся в состоянии просветления, в состоянии саттвы.

00:26:04 Этот мир, который мы воспринимаем, он наиболее похож на прообраз, на оригинал. Если мы жаждем творчества, жаждем созидания, жаждем творения, то фокусировка нарушается. И мы уже видим более его расплывчатым, более таким бликующим, нет чёткой фокусировки. Ну, а если мы находимся в состоянии притуплённости, в состоянии полусна, то вообще фотография превращается в чёрно-белую, смытую, и вообще там почти ничего не видно, еле-еле какие-то силуэты различаются.

00:26:48 То есть правильное видение той реальности подразумевает, что мы этот мир, этот наш с вами окружающий мир, воспринимаем как отражение того мира, а не наоборот. Потому что сейчас, когда мы читаем об играх Кришны, когда мы слышим о Кришне, мы воспринимаем те Его игры, то Его окружение как нечто похожее на то, что мы в этом мире видим. Мы думаем: «Вот такой мальчик». А, да, знаю, мальчики вот во дворе играют. Вот Он значит похитил одежду у своих подружек и заставляет их выйти из воды.

00:27:33 А-а-а! Это я примерно знаю. Я в детстве что-то такое по телевизору смотрел. То есть мы вот этот мир считаем чем-то реальным, а тот мир отражением нашего с вами опыта. Так вот, когда мы обретём эти два качества, о которых я с вами говорил, то всё вдруг поменяется. Мы увидим, что этот мир порока – он слепок того мира непорочной чистоты. И тогда этот мир начинает видеться в другом свете. То есть тогда этот мир начинает нам напоминать подлинную реальность, а не наоборот: та реальность напоминает нам о том, что мы с вами здесь видим. Есть вопросы?

Все ли желания должны сбыться?

00:28:24 [Из зала]: Да, ещё. «Всё, что происходит с душой, происходит с ведома и соизволения Сверхдуши». (БГ 13.23) Все ли желания души получают соизволение или есть такие, которым не суждено сбыться?»
[Драгилев А.К.]: Все. Всё, что душа желает, она получает. Да, душа получает исполнение, осуществляет все свои желания. Правильнее сказать, что Господь осуществляет желания. Но душа, имея какое-то желание, обязательно воплотит это желание, но в довесок будут и последствия.

00:29:08 Как в том анекдоте, когда негр захотел стать белым, чтобы у него было много воды и он всё время видел женский зад. И стал унитазом. Или, там, бедуин, неважно, араб. Я сейчас не об этом говорю. Наши желания исполняются. Но вот что при этом в довесок нам будет? Это уже другой вопрос. Все желания исполняются. Вопрос только когда.
[Из зала]: Когда мы уже этого не хотим.

00:29:44 [Драгилев А.К.]: Да, когда мы уже этого не хотим. Тоже есть анекдот. Один холостяк всё никак не хотел жениться, а его уговаривали. И вот друг ему говорит: «Ну ты женись, у тебя будут дети». Он говорит: «А мне этого не надо». «Ну тебе будет с кем время провести весело». А он говорит: «А мне тоже этого не надо. Если надо время провести, для этого не обязательно жениться». Ну и последний его аргумент: «Ну слушай, вот ты будешь старый, и тебе будет кому подать воды».

00:30:18 Он подумал: «Да, действительно, вот когда я буду старым, стакан воды подать. Действительно». Ну и женился. Приходит старость. Он уже умирает и попросил позвать к нему того старого друга, который его принудил жениться. Друг пришёл. И он говорит: «Ты знаешь, самое обидное, что пить не хочется». То есть желания-то они есть, но что будет, когда они будут осуществлены? Нужны ли они нам будут?

00:30:57 Вот «Бхагаватам» - удивительное эпическое произведение, в котором проигрываются все-все-все сюжеты. В том числе и все ли желания души исполняются? Да, в «Бхагаватам» есть такая же история, когда царевич по имени Дхрува позавидовал другому, своему сводному брату, сына другой жены своего отца, который был в фаворе у отца, потому что отец любил ту женщину больше, чем мать Дхрувы.

00:31:35 Поэтому он больше ласкал, больше внимания уделял тому ребёнку, его сводному брату. И вот царевич Дхрува воспылал завистью. Когда ему сказали: «Царство отца тебе не видать, потому что царство перейдёт в руки любимого сына. А тебе не видать. Если ты хочешь царство, то тебе нужно умереть и родиться заново от женщины, которую он любит». И Дхрува так опечалился. Он спросил у матушки: «Кто же исполнит моё желание? Как я смогу осуществить своё желание?»

00:32:17 Она ему говорит: «Вообще Господь только осуществляет наши желания. Молись Ему!» Он спросил: «А где Ему надо молиться?» А поскольку она неграмотная женщина, говорит: «Ну обычно, я слышала, что йоги в лесу молятся». И он в чём был, как вот стоял перед своей матушкой, он пошёл в лес. И остался там и стал молиться. И за полгода он вымолил у Господа это благословение. Но когда Господь явился перед ним, чтобы подарить ему царство, Дхрува, увидев Господа, сказал: «Тот, Кто благословляет меня, кто осуществит это моё желание, Он гораздо более привлекательный и гораздо более желанный, чем само желание.

00:33:16 Зачем мне царство от Тебя, когда я Тебя вижу?» Но Господь ему говорит: «Нет, желал, значит изволь получить». И Дхрува получил огромное царство. Звезда Дхрува так и называется Дхрувалока. Это его царство. То есть он исполнил своё желание, но он в момент получения того, что он хотел, ему уже не хотелось этого. И он сказал: «То, что я просил, на самом деле было битое стекло по сравнению с тем бриллиантом, который я увидел, когда Ты ко мне пришёл.

00:33:58 Зачем мне это битое стекло?» Но Кришна говорит: «Нет, всё равно возьми это битое стекло и владей им». Вот такая история. В общем в «Бхагаватам» все сюжеты проиграны: зависть, ревность, доброта, злость, непривязанность, сюжеты, когда мать – преданная, а сын – демон и наоборот, когда сын – преданный, а родители – демоны. Всё-всё-всё проиграно. Какие ещё вопросы?

О йоге и её материальных плодах

00:34:33 [Из зала]: Последний вопрос на форуме: «Подскажите, пожалуйста, с чего начать? Я недавно заинтересовалась йогой. И информации много и даже слишком. Сейчас всё смешалось. И я не знаю за что хвататься. Нужно как-то систематизировать».
[Драгилев А.К.]: Ну пусть слушатель почитает «Бхагавад-гиту». Там каждая глава называется «Йога»: Саинья-йога, Санкхья-йога, Мокша-йога, Карма-йога, Гьяна-йога, Дхьяна-йога... Все 18 глав – это всякие йоги. Можно прослушать, скачав из интернета.

00:35:19 Тогда вы получите представление о том, что такое йога. Потому что я же не знаю, какой аспект йоги вас заинтересовал? Если вас заинтересовал оздоровительный аспект йоги, то я в этом не особенно разбираюсь. Я знаю, что это полезно для здоровья, полезно для поддержания тела и ума. Для поддержания здорового тела и здорового ума. Да, но отнюдь, это не является целью йоги.

00:35:59 Потому что, для чего нам нужен здоровый ум и здоровое тело? Для того, чтобы получать радости жизни? И вообще, для сего человеку здоровье? И что такое здоровье? Здоровье – это острота восприятия, острота чувств. Это и есть здоровье – это не когда трицепсы выпирают или когда человек может пробежать 42 километра, а здоровье – это когда у него острота восприятия. Потому что ты можешь лежать в агонии и у тебя будут твои трицепсы накачаны.

00:36:40 Или ты можешь пробежать 42 километра 400 метров быстрее всех, но при этом тебе ничего в жизни не будет интересно. У тебя не будет ни острота кожного восприятия, которая побуждает нас вступать в связь с противоположным телом, то есть кожа требует каких-то ощущений. Ни острота зрительного восприятия, обонятельного восприятия. То есть здоровье – это острота восприятия. И физическая йога, йога-упражнения, она позволяет эту остроту восприятий в нас возбудить, возродить, чтобы мир был как и в детстве: яркий, интересный, нам всего хотелось, нам хотелось всё познавать.

00:37:41 Да, йога на это способна. Но дело в том, что плоды этой йоги как раз будут убивать остроту восприятия. То есть вы будете наращивать остроту восприятия, то есть будете здороветь умом и телом, но для того, чтобы использовать плоды этой йоги, этого здоровья физического и душевного, вам нужно будет пропускать через себя всяческие впечатления. То есть пропускать через себя ощущения. И тем самым притуплять свою остроту восприятия, то есть ухудшать своё здоровье.

00:38:28 Ведь здоровье ухудшается от чего? От всяких «пере-»: от переедания, пересыпания, чрезмерных совокуплений, всего, что сверх, больше, «пере». От впечатлений, например. Если вы любите путешествовать, то со временем вы сходите с ума. Что такое путешествовать? Путешествовать – это значит менять впечатления. Конечно, если вы любите путешествовать в опломбированном вагоне, то это собственно и не путешествие.

00:39:05 Если вы путешествуете из аэропорта в аэропорт и видите всегда одну и ту же дьюти-фри в короткой юбке, то это не впечатления. Впечатления – когда вы видите и то, и это. Вы путешествуете по всему земному шару или путешествуете по интернету. Вот эта чистота смены, чистота впечатлений, смена этих впечатлений делает человека сумасшедшим. То есть убивает в нём умственное здоровье. А чистота физического контакта. Переедание, например, делает человека физически больным. Всё, что сверх, оно убивает.

00:39:53 А что значит сверх? Кришна говорит: «Кто не слишком много ест и не слишком мало ест, кто не слишком много спит и не слишком мало спит». Так вот что значит слишком много? Слишком много – это значит больше нуля. Больше нуля – это уже сверх того, что необходимо. Поэтому йоги не просто мало едят, они перестают даже дышать. Если человек интересуется йогой, он должен знать: йога – это не просто ногу за голову задрать, а это перестать дышать, в конечном счёте.

00:40:29 Потому что вдыхательные впечатления, то есть когда мы дышим с вами, мы соприкасаем свои органы дыхания с окружающим миром. Тем самым мы губим, мы как бы сжигаем себя. Например, если мы всё время касаемся пальцами, кожей разных предметов, то со временем у нас атрофируется осязание. Если мы слушаем постоянно громкую музыку или вообще слушаем всё время. Любые звуки, которые не прекращаются, они убивают в нас слух. Точно так же, вдыхая всё время, мы себя уничтожаем.

00:41:18 Поэтому йог задерживает дыхание. Йог задерживает впечатления. Он перестаёт смотреть на окружающий мир. Он полностью погружается в себя. Он отстраняет свой слух. Он отстраняет своё осязание. Он отстраняет своё обоняние. Он отстраняет своё зрение. Он перестаёт есть. Он не употребляет пищу, которая имеет вкус. А потом вообще перестаёт употреблять пищу. Вот это подлинная йога, йога здоровья.

00:41:53 Когда едешь по Москве, видим там плакат: дяденька на одной руке вывернулся или девушка с деланной улыбкой смотрит на тебя. Это не йога. Это фотошоп. Йога – это обрубить, отсечь от себя всякие впечатления, в том числе и умственные. И эта йога описана в шестой главе «Бхагавад-гиты» – Дхьяна-йога. И дальше Кришна говорит: «Но она же не самоценная, эта йога, потому что если вы хотите заниматься йогой, то есть отсекать от себя впечатления, отсекать от себя предметы чувств для того, чтобы набраться сил и снова полезть на эту Дургу.

00:42:44 Ползать по её огромному телу и говорить: «О какая большая и вся моя». А что такое впечатления? Это всё-всё-всё. То зачем тогда себя сдерживать? То есть зачем соблюдать пост, если на утро ты съешь в два раза больше? Или зачем быть скромным, если потом начать хвалиться своей скромностью? Говорить: «Гляньте, какой я скромный!» Например, они говорят этому махараджу: «Махарадж, ну давайте лекцию». А он говорит: «Да нет-нет», а всё равно ждёт когда ему: «Ну давайте, ну давайте».

00:43:28 [Из зала]: Уже слова закончились.
[Драгилев А.К.]: Ну да. То есть это вот скромность, которая убивается тут же тщеславием. Только зачем заниматься йогой, если плоды этой йоги всё равно пустить на удовольствия? Ведь они говорят: «Надо йогой заниматься, чтобы прожить до ста пятидесяти лет». «А что ты будешь делать 150 лет?» – ты спрашиваешь их. «Как что? Наслаждаться жизнью!» Так зачем задерживать дыхание, зачем не есть, ограничивать себя в еде? Для того, чтобы потом наслаждаться жизнью? Так наслаждайся сейчас. Зачем вам наслаждения пунктирные.

00:44:12 [Из зала]: Махарадж, но они считают, что они познают себя?
[Драгилев А.К.]: Нет. Просто сейчас йога превратилась в гимнастику, в которой люди ограничивают себя. Вообще это закон: для того, чтобы прожить дольше в мире материи, нужно совершать жертвоприношения. А что такое ограничения себя в еде, в огне? То есть чтобы жить дольше, нужно меньше в тепле находиться. То есть ограничивать себя. Это есть те самые жертвоприношения.

00:44:47 Они занимаются этой йогой для того, чтобы продлить своё существование и предаваться тем же самым порокам, тем же самым удовольствиям, от которых они отказались. Вопрос-то: зачем? Если ты в 20 лет отказываешься от того, что тебе естественно ради того, чтобы в 60 лет этим заниматься. Но зачем? Зачем не есть рябчиков и перепелов в густо зажаренной сметане, чтобы потом наслаждаться? Чтобы улучшить своё пищеварение, и потом в это пищеварение забрасывать новые куски еды.

00:45:30 То есть Кришна говорит: «От йоги ты несомненно получишь результат. Но если ты этот результат спустишь на те удовольствия, от которых ты отказался, прежде чем заняться йогой, то это бессмысленно». То есть это всё равно, что зарабатывать деньги для того, чтобы вкладывать деньги в акции, извлекать из акций пользу для зарабатывания денег, которые ты будешь вкладывать в новые акции.

00:45:58 На них покупать новые облигации и так далее. Множатся деньги, а результат? Или всё равно, что хорошо зарабатывать в тюрьме. Вот тебе дали пожизненное, а ты, значит, написал замечательную книгу, которая тебе приносит миллиард в год или миллион в год. И у тебя на счету копится и копится. И ты самый богатый человек, но ты сидишь в тюрьме и не можешь себе этого позволить, не можешь потратить ни одну копейку.

00:46:31 Вот примерно так же в тюрьме материального мира. Да, мы зарабатываем, мы стяжаем славу, нас все знают, но мы сидим в камере-одиночке и перестукиваемся с другими заключёнными. Тук-тук-тук, видите какой я знаменитый. Тук-тук-тук, да, ты знаменитый. При этом они тебя не знают, как ты выглядишь, потому что ты есть душа. Но мы с вами, каждый находится в камере этой оболочки, и пытаемся деньги заработать, пытаемся славу заработать, власть какую-то, влияние. Но все мы сидим в одиночке.

00:47:08 Ну да, у нас есть власть. То есть мы как, у мексиканских наркобаронов в камере есть мобила, по которой они там руководят своим наркокартелями. И он там по одному слову может там кого-то на смерть послать, кого-то озолотить. Вершит свои дела, но он сидит в камере. Точно так же и мы с вами. То есть какой-нибудь президент или император, он не многим отличается от этого наркобарона, который руководит своими подчинёнными по мобильному телефону.

00:47:48 Так же и эти императоры руководят своими странами, но они сидят в своём бункере и пребывают в большой иллюзии. Они реально не могут ощутить плоды своей власти. Им то, что кажется, им кажется, что это всё реально, но на самом деле они заперлись в бункере, а война-то уже всё, сжимается кольцо. А они думают, что они ещё Фюреры или императоры.

00:48:16 [Из зала]: А выкупить себя можно?
[Драгилев А.К.]: Нет.
[Из зала]: То есть деньги не нужны тем, кто в тюрьме? Ну те же самые аскезы – это всё…
[Драгилев А.К.]: Выкупить себя нельзя… Аскезами можно.
[Из зала]: Сукрити всякое накапливать…
[Драгилев А.К.]: Но что такое аскеза? Аскеза – это отказ от этого миллиарда.

О Господе Шиве как аспекте Вишну

00:48:34 Вот что такое аскеза? Аскеза – это добровольный отказ от удовольствий и от злата, и от серебра. Вот это аскеза. Аскезами себя можно выкупить. Но этими стекляшками и побрякушками как вы подкупите Майу деви, если у неё есть муж строгий - Шива, который является обратной стороной Господа. Что такое Шива? Шива – это Вишну со спины, если так образно говорить.

00:49:15 Когда в Писаниях говорится: «Вишну перед нами предстал (перед каким-то преданным Он предстал) с четырьмя руками, палица, диск, лотос, раковина. Чело Его украшал золотой головной убор, золотистые ткани покрывали Его бедра». Вот все Его эти эпитеты: Вседержитель, но никогда не сказано как Он выглядит со спины. Что ж Он двумерный что ли? Да, он двумерный. Но если каким-то образом умудриться обойти его со спины, то будет Господь Шива, который тоже не со спины.

00:49:56 Со спины его тоже… Вот это лик Господа Шивы. При этом его шакти, его супруга – это Дурга, Амбика или Парвати, или Ираа (по-разному её называют). Она есть сама йога-майя, Шримати Радхарани со спины, тоже. И наши учителя заверяют нас, что подкупить её нельзя. Как вы подкупите Амбику? Чем вы её подкупите? Своим здоровьем? Своей силой? Если у неё супруг Шива, Господь Шива - Всеблагой - который и помудрее вас будет и побогаче, и покрасивее, и подолговечнее.

00:50:53 Ну и другие у него достоинства, о которых мужчинам этого мира можно только мечтать. А что значит? Он добр, справедлив и нежен, внимателен.
[Из зала]: Богат. А если служить Шиве?
[Драгилев А.К.]: Можно служить Шиве. Это всё равно, что…
[Из зала]: Это получается со спины служить?
[Драгилев А.К.]: Да, спине служить, спине Господа Вишну. Мы не служим Шиве. Мы его почитаем как один из аспектов Всевышнего.

00:51:29 Аспект, который охраняет дхаму (святую обитель). Мы его почитаем как мы почитаем вахтёра. Мы вахтёру не грубим, мы к нему вежливы. Он просит какие-то документы, мы говорим: «Вот, пожалуйста. Вот есть удостоверение личности, там такой-то Пилорама дас». «Да, удостоверение личности. А кто у вас отец?» «Отец у меня вот такой-то прабху (или такой-то свами)». Он говорит: «Да, это можно».

00:52:09 «А кто у вас…? Нет, это нельзя» То есть мы Шиве поклоняемся как вахтёру, охраннику. Он председательствует, возглавляет охранный отряд. Вот мы почитаем, но при этом мы ему не поклоняемся. Мы его почитаем покуда его можно обойти, то есть пройти через его дозор, через его заставу. То есть он охраняет святую обитель, чтобы там не дай бог не случилось какого конфуза.
[Из зала]: Как в фильме «Аватар», когда они на ту планету приземлились , в конце конфуз случился. Они решили завоевать их.
[Драгилев А.К.]: Да-да. Вот он охраняет, чтобы мы туда не прошли. Он стоит со своим трезубцем, голова его посыпана пеплом. При этом он сам является так же отражением одной из пастушек Вриндавана. То есть он сам тоже участвует в лиле как одна из пастушек.

обработка текста: Дарья Коннова | Екатеринбург | Россия | 05 апреля 2016