Как установить в семье мир и гармонию?

01 августа 1988
Как быть если муж в раздражении гневается на жену? Сознание мужа и сознание жены. Как занять правильное положение относительно друг друга? Женитьба брахмачари. Правильное отождествление. Что происходит когда мужу за 40? Обязанности мужа. Нужно помогать друг другу. Мирное сосуществование – самое главное. Почему мужчина женится? Ключ к пониманию. Почему разногласия неизбежны? Наша жизнь – это азартная игра. Необходимо иметь одно умонастроение и дома и в храме.
лекция для глубокого изучения из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:48:34 | качество: mp3 32kB/s 11 Mb | прослушано: 390 | скачано: 444 | избрано: 26
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Как быть если муж в разражении гневается на жену?

00:00:01 [В зале задают вопросы] «Почему Вы должны вести себя как жена, мать, дочь, сестра?» Насчет всех этих четырёх обязанностей. Когда муж болеет, жена должна вести себя как мать. Если муж очень счастлив, в радостном настроении, то жена должна себя вести, как дочь. И если муж хочет наслаждать свои чувства, то жена должна вести себя как проститутка. И если жена помогает ему совершать религиозные дела, она должна вести себя как жена. Это есть в Чанака Нити шлоках, Прабхупада цитирует этот стих.

00:01:37 И он также объясняет, какой жена быть не должна. Он цитирует этот знаменитый бенгальский стих, в котором говорится: «Тигрица – днём, привидение – ночью» Женщина не должна так себя вести. Смысл в том, что и тигр, и привидение – ракши, рама-ракши высасывают человеческую кровь. Женщина, она всё требует, требует от мужа для того, чтобы обеспечить всё это – муж вынужден тяжело работать – так жена высасывает его кровь. И ночью, если ночью они занимаются наслаждениями чувств, то жена также сосёт его кровь – то, чего не должно происходить.

00:02:41 И всё что необходимо, жена должна быть практически всем для мужчины. Мы видим иногда, когда муж возвращается, он иногда начинает гневаться на вас, злится. Или все в полнее нормально, но, тем не менее, как-то недоволен. Он постоянно раздражается, ругается на жену. Причина тому в том, что, когда он, в особенности, скажем, в мире ИССКОН, скажем, он ходит в храм, или на санкиртану ходит, занимается бизнесом или проповедует. Чем бы он ни занимался, куда бы он не направлялся, он часто он встречается с совершенно разными людьми. И во многих местах, может быть, он не сможет найти контакт с личностями.

00:03:29 Есть много людей в этом мире, все соревнуются, на самом деле. Никто не позволяет другой личности полностью проявиться, полностью самовыразиться. Всегда есть давление там, давление сям. И что происходит, когда он возвращается назад домой? Если он не удовлетворен чем-то, он выказывает все это на жене, выливает все это на нее. Конечно, нет никакой логической причины! Но всё равно где-то ему нужно это сделать. Он не может же это делать на соседях, в храме, он не может так вести себя с президентом храма. Он ни на ком может это выразить как-то. И когда он возвращается, вы что-то говорите, а он на вас начинает ругается и дает вам лекцию на 45 минут «Как хорошо держать дом». Поскольку это то место, где он может, так сказать, расслабиться. И жена, на самом деле, в этом случае должна принять весь этот мусор. Жена она должна именно так себя вести.

00:04:41 Например, в Индии садху – это мусорный ящик. Садху – это мусорка. Каждый придёт и передаст ему всё своё это вот. Когда Санатана Госвами, Рупа Госвами жили во Вриндаване, к ним приходили все эти владельцы земли и рассказывали о том, как они ссорятся с женами и с проблемами с собственностью. И даже сегодня то же самое в Маяпуре происходит. Часто видите: мусульманские семьи приходят к нам в храм и разговаривают с одним нашим махараджем и он их семейные проблемы решает. И так далее и тому подобное, все их ссоры разбирает.

00:05:14 Так что садху считается мусоркой. Почему люди ходят и говорят всё это садху? Иногда садху может быть и не способен как-то ответить им и дать какое-то решение проблемы, сделать что-то. В конце концов, у него времени нет, он занят духовной жизнью. Люди: они чувствуют удовлетворение, когда они говорят что-то садху и всё: они удовлетворяются тем, что они могут как-то выразить свои. И второе: они, когда они рассказывают это садху, они думают: «Что-то всё равно произойдёт». Даже они сами не знают что. Но, может быть, кто-то позаботиться, что-то произойдёт. Так что не на все 100%, конечно, можно это сказать.

00:05:58У мужа та же самая проблема: он иногда выражает своё неудовлетворение в форме гнева, разочарования на женщине. И традиционная техника заключается в том, что: когда муж говорит какие-то такие вещи, то жена должна молчать, она не должна реагировать. Через 10-15 минут она может сказать, поднять ту же самую тему после того, как он вернется в нормальное состояние. В этот момент гнева, когда он говорит, он не поймёт. Даже, может быть, поймёт, но не сможет правильно отреагировать. Это называется иллюзия, как Прабхупада пишет в комментарии к «Шримад-Бхагаватам»: «Муж думает: «Я муж, а это моя жена, и она должна служить мне и всё остальное». Но, в конце концов, царь думает, что «я царь», Индра думает, что «он Индра», Брахма думает, что «он Брахма», собака думает, что «она собака» и муж думает, что «он муж»».

00:06:56 Так что если кто-то не знает как должен вести себя муж, он будет сам себя так глупо вести – и это называется майей, это называется иллюзией. Например, все имперсоналисты, никто никогда не изучал имперсонализм. Спросите у любого – он вам расскажет имперсонализм, любого, кто ходит по улице. Он не обязан изучать эти книги Шанкарачарьи: не изучив, он уже имперсоналист! Все ж ожидаются шудрами, демоническими качествами, все адвайтами. Все думают: «Всё едино, всё одинаково, не важно». Так что муж просто, получая жену, принимает это умонастроение ишвара-бхава. И идея заключается в том, что: поскольку она пракрити, она природа, всё происходит. Она должна, на самом деле, принять то, что к ней придёт и как-то постараться переварить. А минут через 10-15 вы можете сказать уже на другом языке, другими словами. И тогда, если он не очень-то гордый, то он сможет понять.

00:08:12 Вы не только должны вести себя как жена, вы должны вести себя как всё остальное. Жена должна знать, когда какую форму нужно принимать. Иногда нужно как-то контролировать мужа, но обычно это делается, обычно это делается очень, наедине, так сказать, в очень культурный момент. Если жена вынуждена что-то сказать мужу: какой-то совет или что-то такое, она никогда не говорит это при людях. Кто-то может сказать: «Ну, как же тогда муж может говорить такое при людях!?» - дело в том, что это так происходит просто: да, он может что-то сказать при людях. Но хорошая жена думает: «Он говорит мне, потому что он меня очень любит». Она говорит: «Да, да, да». Потом говорит: «Как он может такое ей говорить прямо перед всеми!?» - Она отвечает «Ну, он меня так любит просто, что забывается ситуацию: видит только меня и больше никого!». И зачастую это на самом деле и является правдой. Это можно попробовать так. Это один вариант.

Сознание мужа и сознание жены

00:09:32 И вы должны знать, что все мы больные – в этом суть. Он больной сознанием мужа, вы больная сознанием жены, кто-то другой болеет сознанием брахмана, кто-то другой каким-то другим ещё сознанием. Мы должны избавиться от теории болезни, чтобы стать вайшнавами. «…муктам сактад парад…» - всё это упадки. Мы отождествляем себя с чем-либо от этого мира. И мы не отождествляем себя, может быть, с американцами, австралийцами – это мало, но это что-то ещё. То есть мы говорим: «Мы не американцы, не австралийцы, мы от этого избавились. И нужно избавиться и от другого, то есть я – мужчина-женщина, я муж-жена. Кто-то может сказать: «Что это такое? Вы люди!». Фактически мы должны избавиться от всего этого.

00:10:25 В то же самое время вы даете лекции по поводу того, как быть женой, как быть мужем – и немножко противоречивые вещи Вы говорите. Но нет никакой противоречивости, поскольку душа имеет только одно это отождествление. Это отождествление: «Я – слуга Бога» - это единственное отождествление. И когда душа неправильно отождествляет себя: принимает отождествление с материей и забывает Кришну, то тогда появляются очень многие упадки, развивается очень много разных отождествлений. И что потом происходит? - Совершение разной кармы и получение реакций, неправильное исполнение разных стандартов жизни – Что происходит? - Это отождествление также смешивается.

00:11:10 Прежде всего, необходимо привести к определённому отождествлению, потом – убрать его – это цель варнашрамы-дхармы.

00:11:21 В мире духовном нет брахманов, нет кшатриев, нет шудр, нет вайшьев – этого нет в духовном мире. В духовном мире все слуги. Муж получает четырехрукую форму, он тоже будет слугой также там. И также Мадхумангал будет слугой и Лалита Вишакха – они также служанки. Что же говорить о Них? – Баларам тоже слуга Кришны. Так что все отождествляю себя только с этим положением: «Я служу Кришне определённым образом».

00:11:51 Поскольку мы забываем здесь Кришну, мы отождествляем себя с материей, но даже это отождествление вследствие века Кали совершенно запутано. Поэтому, если вы хотите избавиться от каких-то материальных отождествлений, прежде всего, вы должны правильно отождествлять себя и потом вы сможете убрать это отождествление – и это и есть варнашрама. Цель варшнашрамы такова: прежде всего, мы должны помочь человеку занять правильную варну: вайшья, кшатрий, шудра… то есть если человек займёт это положение, потом мы можем сказать ему, что он не есть это и именно поэтому так много этих всех проблем. Брахманы или не брахманы, вайшьи или не вайшьи, шудры и так далее – так много проблем. Но проблема, на самом деле, очень простая. Прежде всего, необходимо разобраться со своей природой в материальном существовании. Когда вы поймете эту природу, вы должны покорить эту природу, служа Кришне.

00:12:53 Когда человек приходит в движение, нужно выяснить: является ли он брахманом. Если он брахман, то должен пытаться отказаться от этого отождествления брахмана, служа Кришне. И потом он станет лёгким, иначе он будет тяжелым в этом материальном отождествлении: «Я брахман» - это уходит – и он становится легким. И тогда он сможет увидеть шудру-преданного, который работает на фабрике или убирает мусор, скажем. Но он сможет видеть его и он скажет: «Да, это не шудра, он духовная душа». Шудру он также сможет привлечь. Брахмана он может видеть и будет думать: «Нет, это не брахман, это преданный Господа». И таким образом и тот, и другой войдут в абсолютно лёгкое состояние и тогда они смогут достичь положение вайшнавов. То же самое относится и к ашраму.

Как занять правильное положение относительно друг друга?

00:13:40 … Сейчас ашрам – это брахмачари, ванапрастха, грихастха и саньяса. Мы говори о грихастхе сейчас – это тема нашего разговора. То же самое, те же силы. Вы должны постараться следовать ведическим принципам, стандартам, Вы должны правильно отождествлять себя. Ну, то есть занимать положение мужа и жены правильно. И как только Вы заняли это правильное положение – этого достаточно, что мы просто всё, покончили – мы поняли, в чём наша проблема. В чём проблема? – я жена. Как решить эту проблему? – Но как Вы сможете решить её раньше чем займете правильное положение? Вы не знаете, поскольку всё перемешано: иногда вы ведете себя как муж, а он же ведёт себя, как жена – и всё перемешано. И как прояснить проблему?

00:14:21 Так что прежде всего, вы должны занять правильное положение и тогда Вы сможете решить эту проблему – это мы делаем – и поэтому часто услышите: разные противоречивые вещи в книгах пишутся. Но всё это написано с одной определённой целью: в конечно счёте мы должны просто служить Кришне. Но до этого мы должны разобраться с нашим отождествлениями, потому что Кришна говорит, что «пара-карма-воева» - «лучше исполнять естественные действия, даже с недостатками, чем исполнять чужие действия даже совершенно, поскольку это опасно».

Женитьба брахмачари

00:15:02 Однако идеал в том, что жена должна стать всем для мужа. В особенности, скажем, для исконовского брахмачари. Исконовский брахмачи – он сидит и слушает все эти лекции про то, что жена – это майя, всё остальное – это иллюзия, садги-сангам и так далее – все эти вещи. И потом вдруг однажды он обнаруживает, что что-то плохо у него круги читаются и ему уже не нравится эти самые программы. Потом он спрашивает у кого-то: «Почему у меня такие проблемы? Почему я не могу...» - «А, ты должен жениться». – «Ну, значит, я должен жениться». Он всё думал: «Жена – майя, женщина – майя, там это всё иллюзия, всё это путь в ад...». И в то же самое время, чтобы спасти себя, чтобы избавиться от этих проблем с воспеванием и программами, он должен жениться!?. Или он знаете, например, чья-то дочь или сестра находит косвенно кого-то брахмачари и начинает проповедовать, что ему нужно.... Или они зовут, например, Атма Таттву и говорят: ну-ка, реши эту проблему.

00:16:05 Но, так или иначе, он в одном умонастроении, вдруг он должен перейти в совершенно другое умонастроение. И затем он всё равно думает: о, все будет чудесно. Даже как брахмачари он начинает копить какие-то деньги, смотрит, как там можно все организовать и т.д. И, в конце концов, он устраивает эту свадьбу, где ему говорят: садись, вставай, кидай, «сва-ха!». И все кидают рис прямо ему на голову. И вот он стоит как жертвенный козел, и потом они что-то красное наносят и потом все – готово, женат. И потом что ожидать? Он не знает, что ему предстоит. Ему всё говорили, что ты майя. И теперь все говорят: ну, все – теперь заботься о ней. Ты должен защищать. Потом дают еще одну лекцию: итак, женщин нужно защищать. Таким образом, в движении сознания Кришны есть и взаимоотношения супружеские. Это новая лекция. Совсем другая лекция. Он совершенно сбит с толку, и он приходит туда, и потом что дальше происходит?

00:17:14 Она говорит: Прабу, разбуди меня в три утра. Я пойду к вашим брахмачарини. Сама я не встану. И тогда начинается для него совершенно новый мир. А прежде всего, первая неделя, вторая неделя - он вообще не знает, что делает. Иногда он забывает и после санкиртаны идет назад к вашим брахмачари, а они его спрашивают: «что ты здесь делаешь? Иди к себе домой». «А-а! Да-да-да, конечно!». Такое у него положение. И так же знаете, он иногда на мангла арати после тулси арати и эта матаджи подходит к нему, и уже что-то говорит там: «Прабу, не могла бы я поговорить с вами? Пять минут». Он весь нервничает – матаджи со мной разговаривает. Он говорит: «да, как я могу вам помочь?» - Прабу, Бог так все устроил, что я получила тело женщины. Я хочу сознавать Кришну. Не могли бы вы помочь мне стать сознающей Кришну? Он думает: все женщины – майя, а вот эта вроде не майя. Хочет стать сознающей Кришну.

00:18:26 Так и устраиваются сами по себе все эти союзы. Уже нет нормально организованных союзов. Например, пуджари, и у него так много работы постоянно. Все нужно там мыть – все эти подносы, все остальное. Не может сам сделать. И он тогда женится – чтоб служение продолжалось. Я знаю один преданный занимался бизнесом в Европе, и у него была помощница – какая-то кармическая девушка. И она все время приходила пьяная. И он подумал, что это нехорошо – все время пьяная приходит. И он не хотел, чтоб пьяница работала с ним, и он пошел к президенту храма и сказал: что делать? Он сказал: ну ты должен жениться. И он женился. И потом эта девушка пришла к нему. Она уже не пьет. Бизнес пошел очень хорошо. И через две-три недели, в конце концов, девушка вышла замуж. Она хочет стать женой. А он только хочет продавать, бизнесом заниматься. И потом президент приходит ко мне – что делать? И ситуация такая: он не хочет заниматься семейной жизнью, он просто хочет заниматься бизнесом. Она спрашивает: почему ж ты тогда женился на мне? А он говорит – потому что ты не пьешь, а она пила. Вот такая вот история.

Правильное отождествление

00:19:55 Итак, проблема в том, что мы не знаем даже как правильно отждествлять себя. Мы до конца должны понять, что эти дела с мужем и женой – это тоже важное отождествление. Это практически говоря ачинтья бхеда абхета таттва принцип повсюду проявляется. Вы должны вести себя как жена, понимая, что вы не жена. И вы должны вести себя как муж, понимая, что я не муж. Кто был мужем моей жены в прошлой жизни? Я не знаю. И кто будет её мужем в следующей жизни – я тоже не знаю. Может быть, она будет мужем. А я буду женой. Бог знает. Все меняется. И я должен отождествлять себя, и в то же время не отождествлять. И когда я отождествляю, я должен отождествлять себя еще и правильно: своё место занять, а не наполовину там, наполовину сям. Так что жена для мужа должна быть всем. И когда он болеет, когда он устал, вы должны вести себя как ребенок.

Что происходит когда мужу за 40?

00:20:52 И когда мужу уже за сорок, между сорока и пятидесятью, муж будет вести себя как собака. Мужчина ведет себя как собака между сорока и пятидесятью. А после пятидесяти он ведет себя как приведение. Именно поэтому говорится: в 50 выходи за двери и отправляйся в лес. Если не хочешь стать приведением. Когда человек достигает 40 лет, он становится как собака. Он собакой становится – он не знает что делать, что не делать. Он туда, потом возвращается и бежит туда. И с одной и той же скоростью бегает в разные стороны. Как собака. Его умонастроение становится таким. И это умонастроение будет присутствовать, даже если он воспевает «Харе Кришна». Это умонастроение всё равно останется. Поскольку это умонастроение настроение будет ждать, когда эти недостатки проявятся, и будет проявляться.

00:21:47 [неразборчиво] есть эти недостатки. Что можно сделать? Максимум можно сделать…ну, именно поэтому Прабхупада сделал такую систему по отношению к ведическим временам. Он все время так говорил. Я только что слушал кассету: « в ведические времена…». Он все время говорит о ведических временах. Почему мы говорим об этих ведических временах в век кали? Это же 88-й год сейчас. А мы говорим о ведических временах. Потому что в Ведах дается ясное описание каждого отождествления. Если мы примем это как стандарт, тогда, как она говорила, по крайней мере, мы сможем сделать сколько сможем. Так что вы сможете на 60 % стать правильно отождествляющим себя. И отсюда вы можете начать действовать, и пытаться избавиться от отождествления. Развивать своё сознание Кришны.

Обязанности мужа

00:22:36 Так что идеал для мужа такой: он ведет себя как авторитет, он ведет себя как духовный учитель. Как представитель духовного учителя, таким образом, он действует. И у него есть обязанности – он должен следить, чтобы жена занималась садханой, ходила на мангала арати, повторяла круги джапы. И качество воспевания также должно быть нормальным. И она преданное служение должна совершать. И пока она занимается этим служением, какое у нее умонастроение? Обо всем этом должен заботиться муж. Муж, когда он следит, это не значит, что он против вас, или что он что-то подсматривает. Как русские шпионят за иранцами, или что-то в таком духе. Нет. Просто он следит, чтобы всё было в порядке. Как, например, прежде чем печатать нужно проверить все в порядке или нет. Такая проверка. Не думайте, что это какое-то другое умонастроение. Не с той идеей что…с желанием как-то испортить жизнь, как-то помучить без причины. Не поэтому. Просто это желание помочь, чтоб всё у вас было хорошо. Так он вам помогает. Он должен следить за всем за этим, также он должен заботиться о вас. Поскольку в теле женщины та же самая душа.

00:23:58 Когда душа из-за забытья о Кришне становится очень сильная. Говорится «сильнее в 9 раз». Иногда даже пишется в 21 раз. Когда она в 9 раз сильнее отождествляет себя с материей, то тогда мужчина получает тело женщины. И теперь вы в этой клетке. Однако вы не клетка, вы в клетке. [И насколько вы соответствуете этой клетке, то есть вот этой личности. Ваше отождествление с вашим телом не одинаково. Это у всех женщин по-разному отождествление проявляется. И сознание Кришны – это также какое-то давление есть изнутри. То есть вы должны иметь и это отождествление. Насколько вы осознаете Кришну, настолько ваше материальное отождествление будет отличаться также. И муж, он должен все отрегулировать, и давать ей защиту. В этом смысл защиты. Защита не заключается в том, что он будет ходить где-то там за дверью с автоматом. Не в этом суть. Он защищает так, что он следит за тем, чтобы все было в порядке в её жизни. Чтобы она могла получать сознание Кришны, чтобы она могла жить в сознании Кришны.

Нужно помогать друг другу

00:25:14 И у жены тот же долг: она должна смотреть как она утром встает, и все остальное. Она должна следить за этим. Не думайте, что муж вернулся в час ночи и после какой-то программы, она должна проследить, чтобы он встал рано утром. То есть она стоит там со стаканом воды и говорит: «Вставай пробытый в майе». Одна женщина из Австралии так и поступала. С одним из моих друзей, который живет там. Она была вдохновленной матаджи на мангала арати, и она приходила туда. А этот человек, он там где-то ходил, ходил, делал [неразборчиво] до часу ночи. Собирал какие-то пожертвования для храма. И потом он возвращается, а она к тому времени уже спит, конечно. Но ей все равно, она очень строго следует принципам мангала арати: утром надо вставать. И несчастный этот человек, он не знал что делать. Конечно, есть какая-то лень, но на самом деле нельзя сказать, что на все 100 % он против манагала арати. Так что заботиться это самое важное. Вы должны заботиться о том, чтобы он счастливо совершал своё преданное служение. Так надо помогать друг другу.

00:26:31 Я не говорю, что все это очень просто. Это очень сложно! И тем легче, чем больше у вас сознание Кришны. И если вы, тем не менее, упираетесь – «Да ё-моё, я жена, и это мое право! Это мое требование!» и т.д., то у вас ничего не получится. Все будет трещать по швам, и, в конце концов, развалится. У вас не получится ничего. Вы должны как-то все…Ну, да, конечно, я жена, я должна это делать, но тем не менее, вы думаете: «я – преданная, он – преданный. И, в конце концов, мы обусловленные души, и пытаемся вернуться назад к Кришне. Он – обусловленная душа, я – обусловленная душа. Так как-то надо ему помочь». Это умонастроение всегда надо при себе держать. И муж, он так же должен, чувствовать это умонастроение.

00:27:13 Иногда жена вынуждена брать немножко так сказать положение пракрити поскольку он все время отождествляет себя с мужчиной. Все равно это есть. И он пытается господствовать. Если бы оба вы отождествляете себя с пурушей – с наслаждающимися, то все разваливается. Если вы плюс и минус, то вы сможете как-то организовать всё. В конце концов, если вы через 10 минут то же самое скажете – он сможет понять. Это называется ложный пуруша. Кришна так не поступает. Через 5 минут, через 10 минут, он помнит и говорит то же самое. Он изначальный пуруша, он изначальный мужчина. Поскольку все остальные по ошибке думают, что они мужчины, это долго не будет продолжаться. Будет всего какое-то лишь время. И потом еще раз улыбнувшись, вы даете им какую-то информацию, и он полностью забудет о том, что было раньше. Такова природа. И вы можете сказать: ну, поскольку он будет знать об этом, он будет по-другому себя вести. Нет! То же самое ученый человек – будет вести себя в соответствии со своей природой и никакое подавление ему не поможет. Я то же самое делал. Я вот сам вам всё это объясняю, у меня то же самое происходит – я возвращаюсь домой, кричу, кричу. Потом, поскольку я уже ей объяснил, говорил, она мне то же через 15 минут ответит. Через 15 минут она мне скажет, и я пойму. Так вот ситуация складывается.

Мирное сосуществование – самое главное

00:28:42 [вопрос из зала. Не переведен на русский язык] Сложно быть женой? Да, я знаю. Именно поэтому я решил быть мужем. Но мужем тоже быть сложно. В конце концов, я не могу выбирать. Что ж поделаешь. Настолько чтоб не было трения – это самое главное. Поскольку как и в любой политике говориться: мирное существование необходимо. Это необходимо. Чтобы вы не говорили, самый главный – покупатель. То есть вы – хорошая торговка, торговец, и у вас есть этот продукт, который вы хотите продать. Часы какие-то. Самое главное, не слава этих часов, стандарт, не то, что они очень хорошие и цена низкая. Самое главное – то, что вы покупатель этих часов. Если я потеряю вас, то какой смысл говорить мне об этих часах? Самое главное, то, что объект, к которому вы обращаетесь, ваша аудитория, должна оставаться. Для вас в этой лекции, что самое главное? То, что я говорю или аудитория? Если я буду говорить так, что вы все устанете, вы уйдете, то какой прок в этой моей великой лекции? Я буду продолжать говорить, но никто не будет слушать. И как бы то ни было, мирное сосуществование – самое главное. Если есть какой-то мир, то тогда придёт какое-то счастье. Если есть какое-то счастье, тогда человек может заниматься дальше своим делом. Иначе это невозможно. [Ашанта ... неразборчиво] Без мира, где счастье?

00:30:32 Итак, мирное сосуществование – это самое важное. Постарайтесь привести существование к какой-то норме. И жена это может сделать. Это возможно, как я уже говорил. Вы, вы можете это сделать. Потому что из-за этих отождествлений, он так же, так или иначе, ожидает это прибежище, какое-то счастье от вас. Он всегда ждет. Он знает, что какое-то чувственное наслаждение какое-то ему необходимо, он это ожидает от жены. Следует ли он строгому аюрведическому принципу, то есть имеет общение с женой всего лишь раз в месяц, или он полный брахмачари и вообще не обращается к вам за чувственными наслаждениями или там раз в год полубогов. Но что-то он ожидает. Какое-то успокоение. Иначе он остался бы брахмачари!

Почему мужчина женится?

00:31:34 Он ищет это, и вы, вы имеете ключи к этому складу так сказать. Так что самая лучшая мантра – мантра, которая произносится на подушке. Моя мать обычно говорила: лучшая мантра – это мантра на подушке, это мантра которую воспевают когда он лежит на подушке. В этот момент, чтобы вы не говорили, вы можете передать какой-то список вещей, которые нужно купить днем. Может быть, получится, а может, нет. Если вы положите под подушку, то все получится. Все сработает. Это правда. Потому что все ищут какое-то прибежище в этом мире. Потому что мы не понимаем: полное прибежище – у Кришны. И он тоже ищет это. Именно поэтому он обошел вокруг огня пять раз и коснулся даже стоп, как я проводил ведическое жертвоприношение, я сказал: садись и коснись её стоп. Он сделал это. Он готов на все. «Возьмись за стопу, а теперь – касайся!» И он сделал это. Вы скажите: иди куда-нибудь, возьми что-нибудь с полки – он не пойдет. Но «опустись и коснись её стоп» - он готов. Именно поэтому они женятся. На все сто процентов гарантия.

00:32:48 Во время одной свадьбы в Банглори за пять минут до свадьбы я сказал парню: у тебя пять минут времени, если хочешь поумнеть, то уходи отсюда, а я разберусь с ситуацией. Он сказал: но все уже организовано. «Нет, нет. Ты можешь уйти. Если ты действительно умный человек, то ты уйдешь». Он сказал: нет, прабу, я не умный. «Хорошо. Тогда тебе нужно лезть на дерево манго, достать листьев манго для жертвоприношения». И он быстро вскочил, забрался на дерево манго. Я сфотографировал это всё для проповеди. Он был очень вдохновлен. Почему?... Человек женится потому что он чувствует, что в этом есть какое-то успокоение. И у вас к этому ключи есть. И вы знаете это. И вы должны знать. Как, например, они говорят в этих своих журналах: она прекрасна, и она знает, что она прекрасна. Так что вы знаете, что у вас есть эти ключи. И вы должны знать, что у вас есть эти ключи.

Ключ к пониманию

00:33:49 Если у вас есть эти ключи, то вы должны использовать их. Ради высшего блага. Вы можете использовать их для получения многих других благ. А можете использовать для получения сознания Кришны. Все что у нас есть в этом материальном мире, мы можем использовать для получения сознания Кришны. [неразборчиво Кришна севанам] это бахти. И вы можете использовать это. Как только возникает какая-то ситуация, которая похожа на то, что начнется сейчас ядерный взрыв, вы должны вести себя соответствующим образом. Не беспокойтесь – вы ничего не потеряете, поскольку у вас есть ключи. Нет проблем. Все что будет потеряно в этой беседе - снова придет. Каждый раз, когда приходит подобная ситуация. Может быть всё будет по-другому и он будет спрашивать вас: согласна? И вы будете говорить: «да, да, да». Такая ситуация всегда придет. И вы должны просто нажимать нужную кнопку. То есть вы должны вести себя соответствующим образом.

00:34:43 Вы должны всегда стараться поддерживать мир. Мужчина – он всё равно хочет чувствовать, что он мужчина. В чем проблема, если вы удовлетворите его ожидания в этом отношении? Проблем нет никаких. Ничего не потеряете. Философски мы знаем, что мы, конечно, не мужчины и Кришна – единственный пуруша, но присутствует обусловленность : «я хотел бы чувствовать себя мужем!» И поэтому, что вы потеряете, если вы дадите ему это? Ничего плохого в этом нет. В конце концов, никто еще ничего не потерял. В конце концов, это тоже неправильное отождествление, поэтому тоже ничего не потеряете.

00:35:11 В конце концов, мы ничего не достигаем, когда отождествляем себя с мужем, поскольку в любом случае, мы - слуги Кришны. Так что, что вы можете делать? Вы должны всегда следить, чтобы так сказать, жар не перекипал, чтобы крышка не слетала. И вы всегда должны ставить перед ним то, что ему нравится. Это другая техника. Вы должны ставить перед ним всё, что ему нравится в этот момент. Ему что-то нравится – какая-то конкретная фотография, и вы должны поставить её кудато на стол пока он совершает омовение. Прежде чем он выйдет оттуда, вы должны посмотреть, что к чему. Вы должны поставить те картинки, которые ему нравятся, и те изображения повесить. Совсем необязательно ему это говорить. Просто все организуйте так. Поставьте музыку, которая ему нравится на магнитофон. Вы должны одеть то, что ему нравится. Если вы все это сделаете, то он выйдет из душа и… На самом деле пока он в душе сидит, он думает: «Ну, сейчас я ей так скажу, когда выйду!» Потом выходит и… кассета с Ачьютанандой играет, и большое красивое на вас желтое сари там, и все остальное. И он что-там уже ничего не говорит. А через 5 минут сам начинает говорить на эту тему и очень спокойно. Это так и есть. Так получается. И он иногда даже не понимает на самом деле, что ВЫ это сделали.

00:36:39 Например, в Индии иногда, я думаю так повсюду в мире, некоторые люди часы ставят на 10 минут вперед, чтобы вовремя успевать. Не очень логично, поскольку они знают, что эти часы на 10 минут вперёд идут. Но, тем не менее, они оставляют эти часы, и это помогает. О, семь утра. А потом кто-то говорит: о, опоздал. Нет, нет – часы на 10 минут у тебя спешат. Почему? Потому что весь этот мир работает на ложном отождествлении. Вот почему. Все это знают. И знают, и всё равно продолжают. Это называется майя. Так что если вы поддерживаете мир и всегда подчеркиваете то, что ему нравится всё будет хорошо. Именно поэтому должно быть нечто общее между мужем и женой, а если нет ничего общего, то ненадолго будет такая семья. Прабхупада говорил: демоничный парень должен получить демоничную жену. Это написано в письме. И хороший парень, религиозный парень – он должен получить религиозную девушку. Ты можешь спросить: что это такое, это же разрушение: демонический парень - демоническая девушка! Но по крайней мере, мир в доме будет. Потому что и тот и другой – демоны. И если есть мир, то можно хорошенько подумать о высшей цели. Когда приходит высшая цель, то все эти демоничности сами уйдут. Демоничность – это не проблема. Это другое ложное отождествление. Кому какое дело.

Почему разногласия неизбежны?

00:38:11 Поэтому самое главное, прежде всего мы должны найти наше положение, и занять правильное положение в этой ситуации и тогда вы поймете как неправильно отождествлять себя таким образом. И тогда вы сможете с этого начать и вернуться назад – домой к Богу. В жизни, в сознании Кришны в семейной жизни самое главное – это мир. Это не значит, что не будет никаких споров, не будет никаких ссор. На самом деле, в этом весь сок жизни. Если у вас этого нет, то вы будете чувствовать – жизнь сухая.

00:38:43 Даже у саньяси есть такого рода споры со своими слугами. Эти споры должны быть. Глупые какие-то споры – это признак обусловленной души. Так что иногда вы видите, что даже саньяси зовут своего слугу и начинают спорить, спорить, спорить, ругать его: почему он дверь открыл и не закрыл, или не запер, или полузапер или что-нибудь еще. И полчаса на это. Можно написать пять статей за это время в «Back to Godhead». Но они будут тратить время на это: что-то там не так сделал. И иногда они также… то есть они подтверждают это: гуру должен ругать и так далее. Но на самом деле Прабхупада так никогда не ругал никого. Если он кого-то ругал целых пять минут, то он достигал такого успеха. Он никогда не давал такой милости никому. Когда духовный учитель вас ругает – это огромная милость, это представьте себе – он о вас целых пять минут думает. Так или иначе вы сияете немножко и улыбаетесь.

00:39:54 Но когда мы кого-то ругаем – это уже дело другое, поскольку то было основано на сострадании, а это просто страсть, никакого сострадания. Всегда так получается. Кто-то там ругает брахмачари или что-то еще и начинается спор, ругань и все остальное. Это просто век споров и сейчас в особенности проявляется та обусловленная тенденция души. И если не происходит этого господствования, то какая-то часть будет неудовлетворена. И если дома очень мирно, муж и жена никогда не спорят, я вам скажу, что эта жизнь домохозяев не продлится долго. Очень скоро они разойдутся. Так что необходимо даже какое-то давление. Иначе жизни не будет. Это необходимо. И это всё равно будет. Даже если вы делаете все, что я вам рассказал – всё равно будут какие-то споры. Это правда. Попробуйте на недельку на два дня, все, что я скажу. Но только вот, ну, если он вам скажет: прыгай с балкона, то не делайте. Но все остальное – делайте. И вы увидите, что всё равно будут какие-то споры, потому что это просто необходимо. Потому что это, на самом деле, это жизнь. Жизнь.

00:41:16 Если этого нет, то это слишком скучно. Шива и Парвати они спорили 22 страницы в Шримат Бхагаватам, по поводу того идти ли ей к отцу. Она в полной материальной энергии, она сама майя. Как она может быть майей? Она и есть майя. И вы идите 22 страницы в Бхагаватам! Совершенно бесполезные споры. Если это Шива и Парвати, то вы можете понять, что касается других! Споры необходимы, но это никогда не должно достигать такого уровня, когда уже уходит мир, умиротворение. Жизнь полна разных мнений. Все мы разные личности и какая-то разница во мнениях должна присутствовать. Если бы этого не было, то мы были бы все майявади. Муж возвращается, жена возвращается, они говорят «ом» и всё сливается с браманом.

Наша жизнь – это азартная игра

00:42:18 Споры – это здорово, но вы должны использовать определённую технику. В конце концов, это большая азартная игра. Вся эта материальная жизнь – это азартная игра. Мы говорим – не играем в азартные игры. Мы внешне не занимаемся этими азартными играми, но вообще вся наша жизнь – это азартная игра, поскольку посмотрите – мы хотим стать сознающими Кришну, и хотим, материально удобно устроится при этом. Разве это не азартная игра? Это и есть азартная игра. И иногда мы ставим большие ставки в этой азартной игре. И что получается, если приходит не та цифра на барабане? Мы уходим в лес как Юдхиштхира махарадж. У нас ничего не получается… Азартная игра. Значит все это придет. Иногда также выигрываете что-то, и вы очень счастливы.

00:43:12 Так что все это, как Прабхупада говорил: имейте жену и воспевайте «Харе Кришна». То же самое и для обратной стороны: имейте мужа и воспевайте «Харе Кришна». Муж необходим. Это как икс в алгебре – вам нужен икс, и тогда вы сможете решить. Одна женщина, другая женщина – нет большой разницы. И у мужчины всегда есть эта тенденция бабочки. В Шримад Бхагаватам написано: у мужчины есть тенденция бабочки. Они готовы прыгать с одного цветка на другой, на третий, на четвертый, на пятый, на шестой цветок. Это обусловленность мужчины. И цветок должен быть таким разумным как лотос. Туда шмель залетает, лотос закрывается. И в жизни и всмерти он должен остаться с этим цветком. И когда этот цветок откроется, он полетит туда и сюда. Это все время так происходит.

Необходимо иметь одно умонастроение и дома и в храме

00:44:07 Так что, это не какой-то компромисс духовной жизни, это на самом деле соответствует нашей семейной жизни. Поскольку у нас всего лишь одна жизнь. У преданных всего лишь одна жизнь. У них нет какой-то отдельной жизни, публичной жизни и жизни личной. Если у нас есть такое, то это опасно. Мы не должны такого иметь! Мы должны иметь то же самое умонастроение дома, какое у нас есть в храме. Например, в храме 50 преданных мы пытаемся обратить к сознанию Кришны, дома у нас три преданных – муж, жена и сын или дочь, и мы тоже пытаемся развивать наше сознание Кришны. Если у нас нет такого умонастроения, то тогда очень сложная ситуация создаётся. Если у вас дома другое умонастроение, то очень скоро ваше сознание Кришны засохнет. Поскольку никто не будет уже помогать вам дома. Вы, он и дверь, которая закрыта. Кто же будет за вами следить? Вы должны иметь то же самое умонастроение и дома.

00:45:02 И на самом деле, дома это нужно проявлять еще сильнее. Поскольку всегда есть шанс расслабиться. Всегда, если есть что-то, о чем я хочу поговорить со своей женой, я должен, так или иначе, внести в это сознание Кришны. Если мы говорим о мирских вещах, я должен привести это как-то всё равно к сознанию Кришны, даже если разговор пошел не в ту сторону. Так что мы всегда должны точно говорить. Куда бы ум ни убегал, нужно возвращать его к объекту медитации. Так что мы не должны рисковать нашей духовной жизнью, пытаясь поддержать совершенной варнашраму. В тоже самое время, если мы откажемся от варнашрамы, то духовной жизни всё равно не будет. Мы падем ниже людей. Откуда духовная жизнь? Так что надо все очень хорошо балансировать, хорошо отрегулировать. Если ожидается пару детей, то энергия уходит больше на поддержание семьи. Так что у вас не будет таких уж больших проблем. Если ситуация другая. Иногда, когда дети немного вырастают, то опять же ваше сознание возвращается к изначальному уровню брахмачари, брахмачарини. Всё возвращается. Так что не рискуйте духовной жизнью.

00:46:15 В то же самое время не выкидывайте варнашраму из своей жизни, поскольку если это уйдет, то вам не за что будет схватиться. Потому что в духовной жизни всегда будут такие спады. Поскольку наше отождествление с материей очень сильно. И когда вы падаете, если это варнашрама, то вы можете, так сказать, приземлиться на это. И снова потом попытаться. Но если этой варнашрамы нет, то тогда, когда вы приземляетесь, вы совсем вылетаете и не знаете как вернуться. По крайней мере, если вы падаете, то вы должны падать на совершенную варнашраму. На этот уровень. То тогда в этом случае вы сможете снова использовать свою искренность и снова пытаться подняться насколько это возможно. Так что мы должны быть очень осторожны.

00:47:00 Но в то же самое время, в жизни грихаcтх нужно держать очень строгий стандарт, поскольку главное в жизни грихастхи – это привязанность между мужчиной и женщиной. Так что, если это основа жизни, то, как можно держать жизнь такой строгой? Это невозможно. Но в то же самое время вы не должны становится грихаметхи.

00:47:19 Грихастха и грихаметхи. Грихаметхи – значит животное, которое живет дома. А грихастха – он имеет ашрам. Это тоже ашрам. Грихастха – ашрам. Брахмачари – ашрам. И это тоже ашрам. Так что нужно балансировать ситуацию. Уравновешивать. Вы имеете некоторое разрешение на чувственные наслаждений. Но это зависит от того как вы будете использовать это. Есть хорошее письмо, которое Прабхупада написал [Хаседута махараджу]. Он писал: я очень счастлив, услышать о том, что твоя жена написала мне следующее, и потом Прабхупада в кавычках приводит цитату. Она писала: «Мы имеем возможность наслаждать свои чувства, но всё зависит от того КАК мы желаем использовать эту возможность». Кавычки кончаются и Прабхупада говорит: я очень счастлив, услышать это, и это позволит достигнуть вам успеха в вашей жизни в сознании Кришны. Вопросов нет? Тогда мы здесь закончим.

транскрибирование: Серафима Иванова | 03 декабря 2014
транскрибирование: Татьяна Свечникова | Тюмень | Россия | 29 декабря 2014