Идеальная пара - миф или реальность?

01 августа 1988
Почему женщина всегда должна быть под защитой? Женщина это прежде всего мать. Куда ведет путь развития цивилизации? В чем особенность семейной жизни преданных? Почему в этом мире не существует идеальной пары? Семейная жизнь Бхактиведанты Свами Прабхупады.
лекция для глубокого изучения из раздела «Ведическая семья» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:40:58 | качество: mp3 32kB/s 9 Mb | прослушано: 445 | скачано: 356 | избрано: 13
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Почему женщина всегда должна быть под защитой?

00:00:00 Целью этой встречи будет в основном обсуждение роли женщины в жизни, сознании Кришны. В особенности это будет касаться в жизни домохозяев. В цивилизованной человеческой жизни есть такое явление как свадьба. Если в человеческой цивилизации не существует института семьи, то социальная ситуация, социальный климат, так сказать, людей будет очень неблагоприятным. Поскольку появится нерегулируемое общение мужчины и женщины. Результат тому будет варна санкара – то есть нежелательное население. А это большая проблема, поскольку возникнут нерегулируемое общение мужчин и женщин и в результате - варна санкара. Нежелательное население.

00:01:22 Аджуна говорил: Кришна, что если мы убьем всех этих солдат, воинов – что произойдет? Их жены, их никто не будет защищать. Когда женщины не защищены то тогда [джайя те] варна санкара появляется нежелательное население. Это очень важный принцип человеческой цивилизации. Должна существовать защита женщины. Женщины. Их защищают родители до замужества. Когда они выходят замуж их защищает супруг. Когда у них появляются дети – дети вырастают, и потом дети должны защищать женщин. Такова система.

00:02:15 К несчастью, в современном мире, когда девушка, ей десять, одиннадцать, двенадцать – они ей говорят: получи свободу, живи сама, заботься о себе сама и так далее. Так они теряют защиту отца. Затем, конечно же, когда идет разговор о муже они говорят: ты тоже сама зарабатывай, сама зарабатывай на жизнь, имей счет в банке. Ты должна иметь свою независимость. Ты должна быть равной. Равной мужчине. Равенство. Таким образом, защиты нет и от мужа. Они равны – какой смысл говорить о том, что кто-то будет кого-то защищать. И дальше – дети, да? Но прежде чем дети появляются на свет их убивают во чреве. [Наше третья защиты] вообще не существует. Поскольку дети... им не позволяют родиться. Прежде чем они родятся – им уже конец. И по этой причине женщины не защищены. Результат этого - [джайя те] варна санкара. Нежелательное население.

00:03:22 Итак, нежелательное население не станет заботиться о старших. И как только вы становитесь старым вы просто отвержены. Вы можете зависеть от социальных организаций, от каких-то этих организаций по помощи пенсионерам. Как это у вас называется…ДАЛ или ДОЛ сокращенно. Они могут зависеть от этого, но это еще хуже. Это на самом деле не очень высокого уровня цивилизация. То есть у женщины два ребенка, и она не знает, как зовут отца. И потом она стоит где-то в очереди, и ждет, когда ей дадут деньги от государства. Они могут думать: «О, на что. У нас проблем нет». Одна женщина мне говорила в Таиланде: «В нашей стране нет проблем». Почему? Она сказала: «Я живу в Сингапуре. И муж мне не нужен». Почему вам не нужен муж в Сингапуре? «Муж в Сингапуре не нужен, потому что нам платят пособие – зачем нам муж?».

00:04:23 Шукадева Госвами объяснял эту философию: тхарма артха камо мокша]. «дхарма» - религия, «артха» - экономическое развитие, «кама» - чувственное наслаждение и «мокша» - освобождение. И обусловленная душа занимается какой-то религиозной деятельностью дхармой для того, чтобы получить артху, чтобы экономически развиваться. И, когда приходит экономическое развитие, придёт и наслаждение чувств, появятся возможности хорошей жизни. И что происходит? Они занимаются религией, и затем приходит экономическое развитие.

00:05:02 Но сейчас в современной цивилизации появилась наука, и она занимает место религии. Технология. И когда технология заняла это место экономическое развитие приходит через технологию, через научный прогресс. И зачем нам религия? Нам не нужна религия. Через религию можно получить экономическое развитие. Но здесь вы получаете экономическое развитие, когда вы идете в колледж, изучаете, потом получаете какую-то профессию инженера. Потом занимаетесь технологией, электроникой. Ну и, если у вас есть все эти разные «-троники», то тогда вам не нужен «троник» - религия. Зачем? Религия – это просто тоник. Как некоторые философы говорят – «религия – опиум». То есть «религия – это опиум», - говорят они, - для народа. Тоник. Но сейчас у нас появляется другой – «троник». Электроника. То есть если у вас есть электроника, то религия не нужна.

00:05:51 То же самое: зачем вам муж? Потому что муж даст возможность обеспечить жизнь. Но сейчас я смогу получать на жизнь, когда буду стоять в очереди. И выписывать все эти разные бланки…заполнять. Зачем мне муж? Муж мне не нужен. Поскольку в любом случае я получу то, что мне необходимо на жизнь. А на самом деле это очень небезопасная ситуация. Поскольку кроме поддержания тела: пищи, крова, и какой-то кровати, на которой можно поспать есть еще и другое, что нужно защищать. Поскольку мы в материальном мире современном живем очень на грубом уровне, мы не понимаем необходимость этой защиты. И это те темы, о которых мы поговорим в этих семинарах, в этих лекциях. То есть как женщине получить защиту и как она сможет использовать эту защиту правильно, для того чтобы прогрессировать в сознании Кришны.

Женщина это прежде всего мать

00:06:53 И как же не нарушить этот принцип – что женщина должна всегда находиться под защитой. Стандарт, стиль жизни может различаться, может быть разным. Иногда, когда поднимается этот вопрос «жизнь домохозяев в сознании Кришны» они говорят: «ну на Западе нам это не нужно, поскольку здесь все по-другому. Но на самом деле не так. Женщина – это женщина, где бы она ни была. Мать – это мать, где бы она ни была.

00:07:24 Я встречался с одной матерью преданного. Это было в Штатах, в Сан-Диего. И когда я приехал туда,…как только женщина зашла, она сразу мне сказала: «Что мой сын здесь делает?». Я сказал: «Сын? С ним все в порядке». Она посмотрела на часы и сказала: «Семь дней он в Соединенных Штатах, и он не позвонил мне». И я подумал – какая разница? Мать она везде мать. Индийская мать, американская мать, австралийская мать. Мать, она всегда думает: сын мой здесь, и как это так что он мне не звонит? Мы говорили с матерью бхакты Ганна – она то же самое говорила: «почему он мне не пишет письма? У вас, что такой принцип у вашей религии, что нельзя писать матери письма?» Так что не важно: индийская мать…в Индии тоже есть разные штаты – Мадрасская, Бенгальская. Но мать это мать.

00:08:40 В соответствии с философией в сознании Кришны все женщины - это матери. В соответствии с философией в сознании Кришны. Почему же мы не должны этого знать? Нет, мы должны все-таки это знать. Может быть, вы будете есть на столе, а не на полу – вот эта разница. Может быть, на полу у вас будет паркет, или что-то еще, какие-то технические изменения. Но всё равно вы чувствуете голод, чувствуете жажду. На Шри-Ланке, думаете, никто не чувствует жажду? Чувствуют жажду. И все эти эмоции, все эти привязанности – все это тоже там как тут. Так что на востоке вы, на западе, на севере или на юге, на другой планете, на [неразборчиво]. Где бы вы ни были, мать - это мать.

00:09:35 Яшода – мать. Кто может быть такой хорошей матерью как Яшода? Яшода – лучшая мать. Может кто-то оценить это положение Яшоды? Яшода – она мать. Мать Бога. Вот такое великое положение. И о чем она думает? Она жаловалась на то же самое: «Он мало ест!». Нанда махарадж сказал: «Мне пора идти собирать налоги». Она сказала: «сегодня ты никуда не пойдешь». Потом Нанда махарадж спросил: «почему?» Она сказала: «сегодня ты будешь сидеть здесь, и будешь кормить своего сына». Он сказал: ну он же есть каждый день. «Нет, он не ел последний месяц. Ничего! Он ничего не ел уже целый месяц!». Он сказал: «ну вот – он ничего не ел, и все нормально с ним – зачем мне его кормить?» Она сказала: «ты такой злой? Ты не любишь своего мальчика?» Те же самые сцены. Та же самая ситуация. Мать – она мать. Отец – отец. Сын – это сын. Эти отношения никогда не изменятся: живете вы в 10-ти этажном доме, или на верхушке дерева в африканской деревне живете и вокруг вашего пояса – кругом одни листья. Ситуация та же самая.

Куда ведет путь развития цивилизации?

00:10:56 Таким образом, в человеческой цивилизации есть люди, которые живут как животные. И есть люди, которые имеют определённые принципы жизни, которые позволяют им получить чувственное наслаждение. И еще, есть люди, которые следуют каким-то моральным принципам кроме всего прочего. Это про-социальные принципы для начала, и потом они добавляют какие-то еще моральные принципы. И, если их разум очень силен, они научно продвигаются. Они живут научной жизнью. То есть им не нужно садиться, разжигать костер. Они просто щелкают кнопочку и пища на плите разогревается. В этом нет ничего такого удивительного. Это все описано в писаниях. Шри Чайтанья Махапрабху объяснял эти разные уровни человеческой цивилизации Рупе Госвами, 500 лет назад. И он цитировал писания пяти тысячелетней летней давности. Так что они проводили эту категоризацию.

00:11:57 То есть что? Люди будут жить как животные. Если они живут как животные, и они имеют какие-то определённые социальные принципы чтобы не прекращать чувственное наслаждение. Даже в таком случае, если он получает это чувственное наслаждение, он думает что это неполное чувственное наслаждение. Тогда появляются какие-то моральные принципы. На этом уровне, так сказать... Есть перекресток, так сказать, на дороге. После моральных принципов, если такой человек отождествляет себя и материальное, и он становится очень разумным. Он принимает дорогу науки. Он, так сказать, идет по одной дороге. Но если он отождествляет себя с духом, он больше склонен к духовной жизни. С моральных принципов он переходит к религиозным принципам. Он становится христианином, индусом, зороастрийцем там, или кем-то еще. И после принятия религиозных принципов, он, тем не менее, он может верить. Чувственное наслаждение не до конца приходит, не удовлетворяет его желание контролем над материальным миром. Тогда он отказывается от своей религии, и он становится аскетом и принимает имперсональную философию. И ученый, достигнув совершенства в науке тоже почувствует, что чувства не удовлетворены. И что он сделает? Он будет разочарован, и будет принимать ЛСД.

00:13:15 Таким образом, вся история мира уже полностью записана в писаниях. И именно так оно и происходит. И вы не можете сказать, что это не так. На самом деле это – истина. И Кришна говорит Арджуне…он говорит: вита рага бхая кротха. «Рага» - значит привязанность. бхая - значит страх и кротха - значит разочарование или гнев. И что происходит, когда человеческая цивилизация развивается? Развивается в этом желание наслаждать чувства. Оно постепенно переходит из жизни животных к социальной жизни, к моральной жизни, потом к научной жизни, потом к разочарованию. Хиппи ниппи искон.

00:14:01 Таким образом, моральная жизнь, жизнь религиозная, имперсонализм и затем из имперсонализма либо они принимают сунья-ваду, то есть философию пустоты, либо переходят в нирвишеша-ваду, то есть думают, что все едино. И тогда они начинают принимать наркотики, видеть галлюцинации. На Западе они принимают наркотики и чувствуют галлюцинации, здесь они читают книги и тоже имеют галлюцинации. Нет разницы между хиппи и буддистом. Нет разницы между хиппи и имперсоналистом. Хиппи сидит колет себе наркотики и потом видит звездочки. Все чудесно. Имперсоналист, сидит и думает: «Да, я брахман. Все исходит из меня». Он тоже наркоман. По крайней мере, ту наркоманию можно как-то излечить, а эту наркоманию уже не излечишь. Потомучто он думает, что он Бог. Фактически вылечить очень сложно.

00:15:00 Если он получит милость чистого преданного, то тогда ISKCON. То есть и с той, и с другой стороны можно прийти в ISKCON. Один приходит через научное изучение, другой через религиозные принципы. Вот и все. Так что нет разницы между восточной цивилизацией и западной цивилизацией. В конце концов, это душа, которая застряла в материи. Насколько глубоко она застряла? – вот в этом разница. И насколько сильно ищет наслаждения чувств. Это тоже по-разному проявляется. Но других разниц между первым миром, вторым миром, Америкой, Азией – нет.

00:15:38 Когда вы голодны – в странах первого мира, в странах второго мира – какая разница? Вы жаждете как мусульмане, жаждете как индус. Есть какая-нибудь разница? Буддист, когда он хочет воды, чувствует тоже самое. И если какой-то мусульманин хочет попить, я хочу пить, вы хотите пить – то же самое. Вы пьете сияющий апельсиновый сок, яблочный сок, а я пью простую воду. Вот в чем разница. По сути. И напившись воды, чистой воды я решаю проблему со своей жаждой. Но к несчастью вы пьете все эти сияющие напитки, но жажда – она все еще булькает в вас! Поэтому вы платите больше денег, я плачу меньше денег. Поэтому я могу сказать: я дальше продвинулся, поскольку я денег не плачу – я просто качаю воду. Я пью и полностью удовлетворен. А вы пьете все эти спецлимонады и т.д., все эти разные напитки, но всё равно не удовлетворяете свою жажду. По крайней мере, так со мной происходит.

00:16:40 Так что вы можете заметить, что нет разницы. Сознание Кришны для всех одинаково. Так что мы говорим о какой-то науке. Мы не говорим о каких-то поколениях, цивилизациях. Мы говорим о науке. Если есть мать, и если есть ребенок, то тогда она любит своего ребенка. Это на уровне – львовь, ослов, шакалов и до первой миссис Америки. Все одинаково проявляется. Эти принципы едины. И мы не должны думать что «ну, это совсем не обязательно для нас». Нет, это обязательно для нас.

00:17:13 И как на практике это применить? Может быть, есть некоторые изменения. Изменения в том, что вместо того чтобы сидеть на полу и есть, вы можете сесть за стол и есть. А вместо того, чтобы спать на полу, на матрасе, вы можете так спать…вы можете спать, например, на какой-то куше. Вместо того чтобы кричать с балкона: «А, что у тебя там?» «У меня есть помидор!». Вместо этого вы берете телефонную трубку и говорите: «что у тебя там есть?». «У меня помидор». Просто это по проводам идет. В Индии мы кричим. Мы просто открываем балкон: «Э-э-э аче!». А здесь вы берете свой…что-то по-другому. Так что разницы нет. Везде человеческая цивилизация живет в соответствии с принципами [неразборчиво].

00:18:01 И все вы научно, так сказать, смущены. Мы философски смущены. Но все мы смущены. Вас сбила с толку технология. Нас сбила с толку философия. Какая разница? Я забыл Кришну в Индии. Вы забываете Кришну в Сиднее. Но все мы забываем Кришну. И мы должны помнить Кришну. Если мы будем помнить Кришну, то автоматически культурные аспекты решатся. Так что одежда, то, как человек сидит, то, как он говорит, то, как он любит – это называется культурой. Определенный тип культуры.

00:18:37 Бхактивенод Тхакур говорил? что существует культура преданного служения. И на теле, на уме, на речи, во взаимоотношениях между людьми есть очень многое чему можно научиться через изучение стиля сознания Кришны жизни, стиля жизни. И это делает жизнь более совершенной. Это не значит, что вы должны одевать какие-то очень дорогие одежды. И должны может быть, чтобы с женой быть вы должны ложиться куда-то на коврик и спать. Вы можете жить на своем 10-м этаже, вы можете запираться в своих этих пещерах и сидеть там. Если это ваша карма – что поделать. Если вы в Маяпуре, вы можете как-то по-другому жить. Это зависит от разных ситуаций. И преданные – они могут куда угодно отправиться, чтобы удовлетворить Кришну. Вот и всё.

00:19:28 То есть, если вы хотите удовлетворить Радха-Гопинадху, то вы живете в Сиднее, живете в этих зданиях. Если вы хотите удовлетворить Радха-Мадхаву та же самая личность только просто в другой игре, когда вы живете в Маяпуре, там у вас полоз коровьего навоза, у вас есть малярия и какое-то несварение желудка. То есть то же самое: у вас здесь ментальное беспокойство – у вас нет этого несварения, вы не получите того несварения, которое может прийти в Маяпур. Но здесь я вижу каждая третья [махаджи], которую я встречаю здесь в Нью-Говардхане (я немножко доктор, кроме всего прочего врач) и я спрашиваю: «Как у вас здоровье?» «У меня тут болит, и там болит, и…» Ну, вот так что вместо несварения у вас какие-то боли. Так что каждый страдает. Неважно как вы страдаете. У вас может быть мигрень или что-то еще. Там у нас нет такого.

В чем особенность семейной жизни преданных?

00:20:20 Просто вы живете другой жизнью. Стиль жизни у вас другой. У вас другие проблемы. В этом мире другое тело – значит другой комплект проблем. Свадьба – это когда одна обусловленная душа имеет какие-то проблемы в материальном мире и присоединяется к другой живой душе, которая имеет другую обусловленность и имеет другой комплект проблем. Эти проблемы соединяются, и это называется жизнь грихастхи. Вот и всё. В этом суть жизни грихастх. Брахмачари – он имеет свой комплект проблем, вы – брахмачарини тоже имеете свои проблемы. И вы складываете все эти проблемы в одну корзину и это жизнью грихастхи. И происходит удар. Иногда из минуса и минуса получается плюс. Иногда, если это минус и плюс получается минус. Даже если это минус и плюс можно как-то превратить минус в минус, или плюс в плюс. Как-то изменить…Вы просто должны дойти до изначального кода. То есть вы духовная душа и слуга Кришны – если вы посмотрите с этого угла, то большинство этих математических проблем, все эти напряжения – они уйдут. И именно поэтому нам необходимо обучение сознанию Кришны.

00:21:42 Приняв это обучение, вы сможете стать лучшей женой, лучшей брахмачарини, лучшей женщиной, лучшей преданной. И если вы осознаете Кришну, то проблемы решаются. И если вы не дойдете до уровня спонтанной привязанности к Кришне, то в таком случае, если вы не дошли еще, то вам нужен культурный аспект. Если этого нет, то когда появляется какая-то проблема, то она становится гораздо больше, чем вообще она может быть. Проблема – она очень маленькая. Муж говорит: «остановим машину здесь». Жена говорит: «Нет, заезжай туда». А потом они начинают ругаться. И туда-сюда, туда-сюда. И темы никакой вообще нет. Серьезной темы нет разговора. Вы сидите и слушаете все это: то ли засыпать, то ли входить в самадхи. Поскольку никакого разговора на тему нет. И они так вот и будут разговаривать. И через пять минут, или на следующий день они будут спорить в совершенно противоположной ситуации. То, что говорила она – будет говорить он, то, что он говорил вчера – будет говорить она. И потом вы удивляетесь: Боже мой, что происходило? Они же вчера совсем другие точки зрения принимали. Так или иначе, нужно какую-то стычку устроить – почему? Потому что культурного аспекта немножко не хватает. Вот и все.

00:22:55 Я не говорю что в Индии все культурные. Я говорю, что цивилизация существует. Я говорю об уровне сознания. Я говорю об этом. И там такое происходит, и здесь тоже может произойти. Это не вопрос климатически-географический, это вопрос сознания. Насколько вы готовы решить эту ситуацию. Это называется сознанием Кришны. Когда вы осознаете Кришну то, что кажется огромной горой – тает как лед. Поскольку вы интересуетесь самым важным аспектом жизни, поэтому все остальное становится очень мягким и не является очень важным для вас. Поэтому это обучение очень важно. И поскольку мы не имеем такого образования – что происходит? Ну, мне он не нравится, - мы говорим. «Мне он не нравится». И он просто не смог выдержать.

Почему в этом мире не существует идеальной пары?

00:23:46 Я немножко тоже астролог, и поэтому я вам могу сказать – есть только одна пара во всем этом творении, есть только одна пара, у которых все в порядке со всеми одиннадцатью аспектами в отношениях. Вы знаете, где они? Они в каждом храме стоят, ни в каком-то конкретном. Они на алтаре стоят. Лакшми и Нараяна. Даже Шива и Парвати – там всего лишь 9 аспектов у них в порядке. Шива и Парвати. Ну, воистину очень высокого уровня. И живут в Кайлаше, а это почти духовный мир по богатству. Там нет абхавы, там нет ничего, чего бы у них не хватало. О чем бы она не подумала – она получает это. И тем ни менее – она не удовлетворена этим. И кто же? Жена, Парвати!. Если она думает о чем-то, то она сразу получит, поскольку она вся материальная энергия. Если вы были бы Дургой – ничего бы вы не смогли получить. Не нужно кому-то говорить: дай мне то, дай мне это. Вы просто думаете – и все приходит. Поскольку это вы и есть. Такова ваша природа.

00:24:53 И она не удовлетворена. И она говорит своему мужу: «пожалуйста, отправимся со мной на огненное жертвоприношение, которое приводит мой отец». [Ш.Б.:4.3] Господь Шива говорит: «Нет-нет. Они все оскорбители. Я не поеду туда». Она настаивает: «Нет. Нет-нет, я поговорю с ними, я уговорю их, я сделаю то, я сделаю это». И Господь Шива говорит: «Моя дорогая Парвати, ты не знаешь. У тебя будут проблемы. Не отправляйся туда. Они оскорбят меня, ты будешь неудовлетворенна». И потом она говорит: «Нет. Нет. Поеду. Почему я не могу. Почему? Почему?» и так далее и тому подобное. Всё! И бедный Нанди закрывает своё лицо чадром и выходит из комнаты. Потом подъезжает машина Господа Шивы – бык. Они уже начинают наливаться в своих отношениях. Шива говорит: «Нет, ты не отправляешься, я твой контролирующий». А она говорит: «Я обеспечиваю всё в мире». Большая ссора. Тут они обычные муж и жена. Потом он говорит: «Ну, хорошо. Езжай. Но не говори мне, что я вернусь. Езжай. И ты не вернешься!». Поскольку он знает, что произойдет. И это Господь Шива и Парвати. Так что вы можете понять, что если Господь Шива и Парвати имеют такие ссоры, то где же такая чудесная пара?

00:26:11 Вообще нет такого понятия как «хорошая пара». Что бы ни существовало в момент свадьбы, примите это, так сказать, как сложившуюся ситуацию – неизменимую. И просто пытайтесь как-то решать это всё. И попытайтесь работать. Просто как, например, одна Матаджи. Она жаловалась на своего мужа. Прабхупада ей сказал: «Ну, скажем, у тебя кривой нос, и что ты можешь сделать?». Я сам слышал это. Я сидел там, и он был очень серьезен. Ему было неприятно на самом деле. Ему не нравилось, когда она так говорила, но поскольку её муж приходил 10 минут назад, и говорил: «То и то». Прабхупада говорил: «Хорошо, я поговорю с ней. Пойди, позови её». Он позвал. Она пришла. И потом она начала говорить и то, и сё. И «Прапхупада, это была просто какая-то ошибка. Теперь я поняла!». И то, и это. И пятое-десятое. И потом она говорит: «он такой, он сякой. Такой-сякой. Он сказал это мне! И вы знаете, он мне ТО сказал! И не только ЭТО, он мне еще и ТО сказал! На самом деле, он помимо всего прочего еще и то сказал». Брапхупада посмотрел на неё так, и сказал насчет носа: «Вы должны приспособиться. То есть я даже слушать о том, что мне все говорят, что у меня кривой нос и что поделать?». Брапхупада сказал: «тоже самое нужно сделать и со свои мужем. Всё, иди!». Такая уж ситуация. И «нет-нет-нет, я сменю свой нос!» Какой смысл? Этот нос кривой на 30 процентов, а другой может на 60 процентов кривой будет. Откуда вы знаете?

00:27:53 Вы все меняете своих мужей. Откуда вы знаете, что следующий муж будет лучше? И всегда думаете: «Ну…». Есть же эта история. Один человек, он шел по лесу. Стемнело, и он забрался на дерево и убедился, что это дерево полно колючек. Куда бы он не совал ногу – все время его кололо, кололо. Тут кололось, там кололо. И он подумал «очень плохо». Посмотрел на другое дерево. Прыгнул на это дерево. Что было? Обнаружилось, что в этом дереве сидели духи, там приведения были. И он перебрался с дерева с колючками на дерево с приведениями. Это не поможет. По крайней мере, там, где вы с колючками – вы знаете, что с вами только одни колючки, и вы просто можете немножко: то там вас колет, то сям вас колет. Это гораздо лучше.

00:28:37 Я не говорю об индийской ситуации. Я говорю об уровне разума. О будхе! То есть у вас есть определённый нос, определённой формы – и просто приспособьтесь. И поскольку наша идея не в том, чтобы получить совершенного мужа, совершенную жену и заниматься совершенной семейной жизнью. Это не наша цель. Какая у нас цель? У нас цель – Кришна. Мы скажем: муж толстый. Ну, оставьте себе толстого мужа и получите еще и Кришну. Скажем, женщина – сумасшедшая. Жена – сумасшедшая. Оставьте себе сумасшедшую жену и получите еще Кришну. Брапхупада объяснял: имей жену и воспевай «Харе Кришна». На самом деле в этом очень глубокий смысл. Это не просто два слова. В них очень много смысла. Имейте жену и воспевайте «Харе Кришна». И так решите проблему свою. Он сказал этому брахмачарию: имей жену, воспевай «Харе, Кришна».

00:29:35 Программа та же самая: воспевание «Харе, Кришна». Но имей жену и воспевай «Харе, Кришна». Это разум. Если человек живет такой жизнью, тогда его программа в сознании Кришны будет более легкая. [шлока]. Так мы не говорим об индийской культуре сейчас, я не говорю с вами о индийской системе мужа и жены. Я говорю просто о кривом носе. Все мы знаем, что ни у кого нету из нас носа красивого. И как же решить эту ситуацию, как же решить эту проблему? Это и будет темой нашего разговора.

00:30:10 Не думайте, что я в этой лекции буду вас учить сколько раз руки мыть, поскольку вы коснулись стены или чего-то там еще. Меня это не интересует. Меня интересует больше работа над сознанием. Если человек действует на правильном уровне, с правильным сознанием, то он понимает – у него нет этой проблемы, когда он без нужды тратит эту энергию на благоустройство в материальном мире. Вы все пытаетесь изменить: от одного человека к другому. Потом вы говорите: «ну, и с ним ничего не получилось». Ни с кем ничего не получится.

00:30:46 Я хороший астролог: послушайте меня. Ни одно замужество не будет настоящим, хорошим, благоприятным. Поэтому не пытайтесь решить проблему через свадьбы. Решите эту проблему с сознанием Кришны. Если вы будете решать эту проблему через свадьбы, то вы будете…я тут вижу одну матаджи второй раз и у нее второй муж. Она говорит: «Он от меня ушел. И этот ушел» У него была подружка» и т.д. Такие сложные отношения как Махабхарата. Я уже даже не могу понять, кто есть кто. В Махабхарате я знаю. Z могу рассказать всю эту биографию до Пандавов. Я очень четко все это помню, но в Ньюгавартхане, в Сиднее я не могу. Это очень сложно. Поскольку просто непонятно: какая матаджи, какая то, какая се. Очень сложно. И вы просто усложняете свою жизнь. Через сознание Кришны мы должны стать более простыми.

00:31:43 Простая жизнь, возвышенное мышление. Такова наша философия. И для того чтобы все сделать простым мы должны добавить туда культуру. Когда есть культура, тогда мы знаем как, какие отношения поддерживать с людьми. Если у нас нет культуры, то тогда самбатха слабая, и тогда отношения слабые. И процесс очень сложный. Тогда процесс усложняется, и результат не приходит. Я просто даю философию. На любой лекции. Неважно какая это лекция. Пуджа – это философия. География – это философия. История – это философия. Это все философия. Поскольку на самом деле только философия и существует. Ничего другого нет. Есть только философия. Что за философия? Я слуга Бога. И как восстановить эти отношения. И какова техника.

00:32:27 Что касается практических вещей: как что готовить, то это можно показать, об этом можно поговорить, но стандарты, стиль могут быть разными. Вы можете заниматься, например, санкиртаной – тогда вы одеваете все эти разные одежды там: мини юбка, макси юбка и что-нибудь еще там, и вы идете на санкиртану. А потом вы возвращаетесь. И когда вы возвращаетесь, вы должны сделать свою жизнь домохозяина жизнью в сознании Кришны. Ваши эти гены – все не важно, что-то еще. Все это внешние вещи. Жена в сознании Кришны – это не та женщина, которая умеет одевать сари. Это также не будет темой нашей лекции. Это просто немного более тонкие вещи, и больше связаны с сознанием.

Семейная жизнь Бхактиведанты Свами Прабхупады

00:33:10 Как принимать ситуации? Как действовать в разных ситуациях? Прабхупада всегда говорил об этом женщинам матаджи. Он не особо углублялся в то, как куда поднос ставить или что-нибудь ещё. Это все детали. И когда муж и жена приходили и пытались спорить по этому поводу, Прабхупада терпеливо сидел, все это выслушивал. И потом он говорил:
– О, он это сказал? Да? – Потом поворачивался в другую сторону – Почему ты такое сказал?
– Ну... Прапхупада... прежде чем я такое сказал, она мне сказала другое!
– О, она тебе сказала такое другое? - Он отворачивался в другую сторону и они продолжали. Он сказал то, она сказала то, он сказал то, она сказала то, а потом они просто уставали.

00:33:51 И когда они совсем уже уставали, Прапхупада начинал говорить им о Сознании Кришны. И он просто задевал какой-то момент. «Знаете у Сита деви была та же проблема. Так что верховный Господь…» И затем он начинает это всё. И они сидят всё это слушают, и потом через семь минут, скажем, Прабхупада говорит: «Ну как, что вы теперь думаете? Сможете решить свою проблему?»
– Да, Прабхупада. Джайя Прабхупада! - и они выходят. Как только они выходят, дверь закрывается, и вы можете услышать, что они там говорят:
– Ну, я же тебе говорил, что так произойдет. Я ж тебе говорил!
– Я же тебе говорила – об этом Прапхупада и скажет. Я тоже тебе говорила!
– Да, нет – это я тебе говорил!
– Да нет, я тебе говорила!
– Ты мне ничего такого не говорила!
Это не преувеличение. Это точное описание, так сказать…как это происходит. Тэджес и его жена: о, я тебе говорил; я тебе говорила… Прабхупада: ну, вот. Началось опять. Только вышли, и сразу началось снова...

00:34:53 И однажды Прабхупада сказал: Даже я очень спорю со своей женой, - он сказал, - ну она была очень сознающая Кришну. У нас было много споров, и я сказал: «я или чай!» Она сказала: чай. Она была преданная, - Прапхупада говорил, - моя жена была преданная, но её не интересовала та ситуация в которой я приглашал много людей к себе домой и давал им лекции. Поскольку он обычно возвращался со своего бизнеса, и там было 50 человек вместе с ним. И он поднимался наверх, на второй этаж и давал там лекцию по Шримад Бхагаватам. И потом она все ждала. Это девушка всего лишь, в то время у нее было две маленькие дочери. Сын и дочь. И они могли много чего сказать. Дочь, она занималась какой-то математикой. Она хотела показать это отцу, и они сидели, ждали, когда муж спуститься. Когда муж спускается, он просто опускается. Он приходит и она сама поднимается на второй этаж и слышит песню «Джая Радха Мадхава». Ну, все, конец, боже мой! Потом начинается лекция до десяти часов вечера, потом они все уходят. Потом, когда они возвращаются, она думает, что какой-то прасад нужно приготовить ...

00:36:04 Для Радхарани это было просто концом. Она не знала что делать. Эта жена. Она принимала просад, и все остальное. Она была прекрасной преданной. Чтобы получить Прапхупаду в мужья надо быть кем-то на самом деле. Вы так запросто не получите Прапхупаду своим мужем. Она была настолько величественой личностью, что получила Прапхупаду. Прапхупада говорил: Да, она была преданной, но она не очень то интересовалась проповедью, - говорил он.

00:36:30 Но поскольку они оба сознавали Кришну, не было больших ссор. Ситуация была достаточно ровной. Когда он вернулся с путешествия, он занимался бизнесом, и он нашел человека, который пожертвовал на Бхагавад Гиту – чтобы напечатать. И он бросил весь свой бизнес из Матхуры, из Южной Индии он добрался за шесть дней до Калькутты в то время, на поезде. Пассажирские поезда тогда были, не было экспрессов. Они видят даже какую-то бочку даже, и они всё равно останавливаются. Поезд останавливается на каждом углу буквально. Поезд сам останавливается. Машинист ничего не делает, он просто думает, что это станция. Поезда сознающие, всё кругом сознающее.

00:37:14 Таким образом, нужно семь дней, чтобы добраться до Калькутты. И потом еще нужно садиться на другой поезд, чтобы доехать до Аллахабада. Он доехал до Аллахобада, он приходит к себе домой. Открывает ящик, ищет свои манускрипты, то что он написал Бхагавад Гиту – нет этого всего. Он смотрит везде повсюду, не может найти. Это Прабхупада с усами, это не другой Прабхупада – которого мы видели. Он не такой вид имел. У него были усы. Ищет везде, такой недовольный. «Где мои, где мои бумаги?». Подходит к жене. Она что-то там делает.
- Что произошло с этими бумагами, которые я там держал?
- О, мы их отдали за печенье к чаю.

00:37:57 Чай в то время в Индии только появился. И в Калькутте, как Прабхупада рассказывал, в одном месте англичане сделали небольшой магазинчик. Там чай. И они звали людей: приходите, пейте чай! Никто не приходил. Потом они объявили: «Чай! Чай! Чай! Приходите, пейте чай!» Никто не приходил. Потом они сказали: «мы даем одну рупию. Если выпьете стакан чаю, мы дадим вам одну рупию» Потом несколько людей посмотрели туда-сюда по сторонам, потом подошли: «рупия?». «Рупия за чай. Вы попьете чай и получите рупию». Рупия – это 20 килограммов риса в те дни. И на одну рупию можно полмесяца кормить своих детей. Но со временем, когда появились толпы людей, они сказали: «половину рупии вы получаете, если выпьете чай». Потом: «четверть рупии, если вы выпьете чай». Потом они сказали: «одна двенадцатая рупии» И потом нужно дать одну двенадцатую рупии, чтобы попить чая. И потом это полрупии. И теперь это уже две рупии за стакан чая в Индии. Так они ввели эту свою культуру. Чайную культуру. Эта чайная культура только что появилась в Индии и люди ходили по улицам, и эти люди просили все что угодно из вашего дома. Ну, какие-то старые вещи, какие-то ящички, корзинки, бумагу. Они брали все это, и давали вам эту пачечку – печенье. Не надо платить деньги – вы даете разный мусор из дома и получаете за это печенье.

00:39:26 И она искала какой-то такой мусор и, конечно, Бхагавад Гита – она попалась ей под руку, и она подумала: «О, самый лучший мусор! Такое старье» Мусор – это то, что старое. Этому уже пять тысяч лет давность. Она взяла - «такая старость», и отдала. И получила печенье к чаю. Какое разочарование! Шесть лет работы – перевода. Слово, за словом. Перевод, комментарии. Все ушло. И немедленно…что он мог сделать? Что вы сделаете? Вы пойдете в агентство и женитесь на ком-то другом? Он не стал говорить: «О, что ты сделала». Она: «откуда я знала, что это Бхагаватгита», - сказала она. На самом деле это факт – она не знала, там эти бумаги лежали давным-давно, и муж никак не пользовался. Он дописал до конца и искал деньги – чтобы напечатать. И он никогда не трогал эту бумагу. Она сказала: «ну, так много дней уже прошло. И ты никогда не трогал, не смотрел на это. Я думала, что это просто старые какие-то бумаги. И тебе они не нужны. И не так уж много денег дома, и я отдала». Поэтому, на самом деле, она ничего не сделала…какой-то ошибки. Она не знала, что эта книга превратит людей Запада в преданных «Харе, Кришна». Просто не знала этого. Такая ситуация. И как Прапхупада отнесся к этому? Подумал: наверное, Кришне не понравился. Наверное, Кришне не понравилась эта рукопись, поэтому она пропала...

транскрибирование: Татьяна Свечникова | Тюмень | Россия | 13 января 2013