Параматма – Бог в сердце каждого

Москва - 24 March 2001
Параматма Сверхдуша. Источник всего. Нет умиротворения в атеизме. Источник всей жизни. Предписания деятельности - дорога к освобождению души. Ответы на вопросы. Можно ли через связь с параматмой узнать что происходит в других телах? Могут ли преданные осознавать параматму? Хочешь ли ты познать Бога или ты хочешь стать Богом? Могущество Махатмы.
лекция для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:18:55 | качество: mp3 32kB/s 18 Mb | прослушано: 370 | скачано: 469 | избрано: 14
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Ом Намо Бхагавате Васудевая! Ом Намо Бхагавате Васудевая! Ом Намо Бхагавате Васудевая!

00:00:26 Сегодня мы читаем Шримад Бхагаватам 2 песнь, 10 главу, текст 9. [ekam ekatarābhāve yadā nopalabhāmahe tritayaṁ tatra yo veda sa ātmā svāśrayāśrayaḥ] Все три упомянутые выше категории живых существ взаимозависимы. Отсутствие одного из них делает другого невоспринимаемым. Но Верховный Господь видит каждого из них, ибо Он не зависит ни от кого. Поэтому Он является последним прибежищем всего сущего.

00:01:02 Комментарии Шрилы Прабхупады: Существует бесчисленное множество живых существ, связанных друг с другом отношениями контролирующего и контролируемого. Однако, не будь чувственного восприятия, невозможно было бы распознать или понять, кто находится под контролем, а кто контролирует. Например, солнце контролирует наше зрение, мы видим солнце, потому что оно обладает телом, а солнечный свет имеет для нас значение лишь постольку, поскольку у нас есть глаза. Не будь у нас глаз, солнечный свет был бы для нас бесполезен, а в отсутствие солнечного света бесполезны глаза. Таким образом, эти три категории зависят друг от друга, и ни одна из них не является независимой. Резонно спросить: кто сделал их зависимыми друг от друга? Тот, кто установил отношения взаимозависимости между ними, сам должен быть в конечном счете абсолютно независимым.

00:01:58 Как гласит первый стих «Шримад Бхагаватам», изначальным источником всех взаимозависимых объектов является абсолютный независимый субъект. Этим изначальным источником всякой зависимости является Высшая Истина, или Параматма, Сверхдуша, не зависящая ни от чего другого. Она — свашрайашрайах. Это значит, что Она зависит только от Самой Себя и потому Она — прибежище всего сущего. Однако Параматма и Брахман подчинены Бхагавану, поскольку Бхагаван является Пурушоттамой, Сверхличностью. В «Бхагавад-гите» (15.18) Господь Кришна утверждает, что Он — Пурушоттама и источник всего сущего. Из этого следует, что изначальным источником и последним прибежищем всего сущего, включая Сверхдушу и Верховный Брахман, является Шри Кришна.

00:02:53 Даже если допустить, что между индивидуальной душой и Сверхдушой нет разницы, все же придется признать, что индивидуальная душа зависит от Сверхдуши во всём, что касается освобождения от иллюзии материальной энергии. Индивидуум находится в плену иллюзорной энергии и потому, несмотря на своё качественное единство со Сверхдушой, пребывает в иллюзии и отождествляет себя с материей. Чтобы избавиться от ложных представлений о реальной жизни, индивидуальная душа должна поставить себя в зависимость от Сверхдуши. Только тогда она может считаться единой с Ней. И в этом смысле Сверхдуша, вне всяких сомнений, также является высшим прибежищем.

00:03:37 Индивидуальное живое существо ( джива) всегда зависимо от Сверхдуши ( Параматмы), поскольку индивидуальная душа забывает о своей духовной природе, тогда как Сверхдуша (Параматма) всегда сознает Свое трансцендентное положение. «Бхагавад Гита» особо подчеркивает это различие в положении джива-атмы и Параматмы. В четвертой главе «Бхагавад Гиты» говорится, что Арджуна (джива) забыл о своих многочисленных предыдущих рождениях, но Господь, Сверхдуша, помнит их все. Господь помнит даже то, как несколько миллиардов лет назад Он поведал «Бхагавад Гиту» богу Солнца.

00:04:16 Господь помнит события, происходившие миллионы и миллиарды лет назад. В «Бхагавад Гите » (7.26) Он Сам говорит об этом так: vedāhaṁ samatītāni vartamānāni cārjuna bhaviṣyāṇi ca bhūtāni māṁ tu veda na kaścana. Господь в Своем вечном, исполненном блаженства и знания теле знает обо всем, что происходило в прошлом, происходит в настоящем и произойдет в будущем. Но несмотря на то что Он является прибежищем и Параматмы, и Брахмана, люди со скудным запасом знаний не могут постичь Его истинной природы.

00:04:52 Заявления о том, что сознание индивидуального живого существа тождественно космическому сознанию, лишены всяких оснований, поскольку даже такой человек (индивидуальная душа), как Арджуна, не помнит своих прошлых поступков, несмотря на то что всегда находится подле Господа. Что же тогда может знать о своем прошлом, настоящем и будущем обыкновенный ничтожный человек, претендующий на обладание космическим сознанием?

Параматма Сверхдуша

00:05:25 Вчера мы говорили об адхибхаутике, адхьятмике и адхидайвике. Как личности, которые являются адхидайвикой для нас для самих себя являются адхьятмиками. Всё что мы видим с помощью глазных яблок – это адхибхаутика. И тот кто видит является адхьятмикой. А то божество, которое контролирует нашу способность видеть – называется адхидайвикой. Но с точки зрения этой личности адхидайвика, эта личность адхидайвика зависит от другой, то есть способность видеть адхидайвики, зависит от другой адхидайвики, которая находится над ним. Таким образом все три – адхибхаутика, адхьятмика и адхидайвика оказываются взаимозависимыми. Один не может действовать вне связи с другими. И есть только одна личность, которая не зависит от этих трёх. И этой личностью явлется в этом мире – Параматма Сверхдуша.

00:07:22 Кришна объясняет это в Бхагавад Гите: «idaṁ śarīraṁ kaunteya kṣetram ity abhidhīyate» [BG:13.2]- это тело известно как Кшетра – поле деятельности. Идам – означает «это», шарирам – означает «тело», есть шарира, есть шарири – это как машина и пассажир машины в машине. Пассажир – это не машина, а машина – это не пассажир. Хотя, есть машины, по которым можно понять, кто в них находится, например, машина мэра или машина какого-то правительственного чиновника. Если вы, скажем, видите машину мэра, которая с сиреной проезжает по улице, вы можете сказать: «Вот мэр едет». Но откуда вы знаете, есть он там внутри или нет? Может быть он пошёл за овощами? Обычно когда слуга идёт покупать что-то он погромче включает сирену. Или слуга верховного судьи, отправляется на его машине, чтобы купить корм для его собаки. Стёкла подняты в машине, сирены работают. И все думают: «Вон глянь-ка поехал верховный судья».

00:09:57 Итак, есть машина, есть пассажир. Это разные вещи. Шарира – это машина, а шарири – тот кто в ней едет, пассажир. Так что вот это тело – машина, а я – пассажир. И Кришна говорит: «О сын Кунти, это тело известно как «поле деятельности»». Есть поле, где вы совершаете какие-то деяния. Это поле известно как Кшетра. И потом он говорит, «etad yo vetti taṁ prāhuḥ» что тот, кто знает это поле деятельности, тот кто чувствует это поле деятельности, тот кто ощущает мир с помощью этого поля деятельности – называется [kṣetra-jña] Кшетра-гья. Гья – означает «тот кто знает», а Кшетра – означает «поле».

00:11:24 Итак, наше тело – это поле деятельности и тот человек, который ощущает через это тело, тот кто проявляет себя через чувства этого тела и взаимодействии с помощью этих чувств с объектами чувств. И тот кто делает движения этого тела возможными – его называют Кшетра-гья. Затем Кришна говорит: «kṣetra-jñaṁ cāpi māṁ viddhi» [BG:13.3]. Мам – означает «мне», видья – означает «ты должен знать», апья – означает «также», а Кшетра-гья – означает «тот кто знает поле деятельности». Ты должен также знать, что я являюсь ещё одним знающим это тело kṣetra-jñaṁ cāpi māṁ viddhi sarva-kṣetreṣu bhārata во всех телах.

00:12:40 Тот человек знает только своё тело, а тот знает своё тело, а я знаю своё тело, таким образом каждый из нас знает лишь своё тело. Но есть одна личность, которая знает, все наши тела. И кто это такой? Не я и не он, и не он, и не ваш президент и не премьер, и не генеральный секретарь ООН. Он не знает даже, что происходит в теле его жены. Кто же знает о том, что происходит в каждом теле? Но Кришна говорит: «Я знаю, я знаю всё что происходит во всех телах». «kṣetra-jñaṁ cāpi māṁ viddhi sarva-kṣetreṣu bhārata» – «Ты должен знать, что Я знаю всё, что происходит во всех телах». И это Сверхдуша Параматма.

Источник всего

00:13:54 Параматма не зависит от адхибхаутики и над нет никакой адхидайвики. Параматма в форме особой потенции в виде Господа Брахмы творит. Наделённая потенцией разрушения Шивы – разрушает. Вишну – всё поддерживает. Параматма даёт свет солнцу. Луна получает этот свет от Солнца и отражает его. Благодаря свету, который исходит от Солнца и Луны может появляться огонь. Сияние огня и жар огня. Итак сияние солнца, сияние луны, тепло огня – исходит от Кришны. «yad āditya-gataṁ tejo jagad bhāsayate ’khilam yac candramasi yac cāgnau tat tejo viddhi māmakam» [BG:15.12]. Адитйа – означает Солнце, которое освещает всю вселенную, через солнце луна получает свой свет.

00:16:15 Огонь, пламя есть и на луне. Но этот огонь скрыт большим слоем льда. Поэтому тот свет, который исходит от луны действует охлаждающе. Затем он говорит: Солнце и луна свой свет и тепло, они, ты должен знать, берут начало от меня. Если объяснить проще – Кришна говорит в Бхагавад Гите 10.8: «ahaṁ sarvasya prabhavo mattaḥ sarvaṁ pravartate» [BG:10.8]- «всё исходит от Меня и благодаря Мне всё действует». Действует – это значит «проявляется и сворачивается». Прабхава – значит «проявляется», пралая – наоборот – «уничтожает». [Прабхава пралая с тата] – проявляясь и разрушаясь. Источник – это Кришна. Таким образом, благодаря энергии Сверхдуши Солнце светит и Луна светит и огонь светит и океан остаётся в своих пределах. И звёзды не падают.Всё это лишь благодаря тому что, всё это поддерживается Параматмой.

Нет умиротворения в атеизме

00:18:20 И Кришна говорит: «Если человек знает об этом, то он служит мне». Такой человек Буддха – очень разумен. В Сознании Кришны, Бхава саман вита. Бхава – означает «сознание». Если вы не осознаёте Бога, если вы не осознаёте Кришну, если вы не осознаёте Параматму, значит нет в вашей душе мира. А если же нет мира, то откуда же возьмётся счастье? Счастье без умиротворения не бывает. Представим себе, что вы большая кастрюля с каким-то хорошим вкусным мороженным, но у вас в носках песок. Как вы будете наслаждаться мороженным? Мороженное вкусное, но песок в носках он раздражает. Вы не будете себя чувствовать умиротворённо. Так что откуда же придёт счастье, если человек не умиротворён? И если нет правильного сознания, нет Сознания Кришны, то откуда эта придёт энергия?

00:20:08 В мире есть куча формул, как обрести покой и умиротворение. Всякие соглашения, солёные, сладкие, медовые, каких только нет? Всё это, но все эти формулы работают по: по усам текло, в рот не попало, дальше губ не проникает. Как только вы пытаетесь насладиться этим, этого уже нет. Поэтому, материалист, строящий планы пытается обрести умиротворение обречён. Так как Кришна говорит: Как ты хочешь обрести правильное состояние сознания, если ты ещё не связал себя, свё сознание со Сверхдушой? Поэтому вся наша деятельность, должна быть так или иначе связана с Кришной! И вот этот процесс соединения, вот этот процесс связи, заставляет, даёт возможность нашему сознанию полностью проявляться, в противном случае, это будет для нас что-то вроде помрачения. Мы будем ограничены обусловленным пониманием себя, и будем считать себя то ли ангелом, то ли растением, то ли человеком, то ли полубогом, то ли ещё какой-то материальной формой.

00:22:07 Так как же нам связать свою деятельность с Параматмой? Мы должны принять Шри Кришну в его трёх проявлениях. «bhoktāraṁ yajña-tapasāṁ sarva-loka-maheśvaram suhṛdaṁ sarva-bhūtānāṁ jñātvā māṁ śāntim ṛcchati» [BG:5.29]. Кришна – этот тот кто наслаждается плодами всех усилий и всех жертвоприношений. Сарвалока махешварам – он контролирует даже тех, кто контролирует других. Сухрид – хрид – означает «сердце», су – близкий к сердцу, значит «сокровенный сердечный», ближайший друг, сокровенный друг. Сарва буттанам – «Всех живых существ». Кришна говорит: «jñātvā māṁ śāntim ṛcchati» тот кто познал меня таким, достигает совершенного умиротворения». Вот это и есть формула мира.

00:23:40 Формула мира состоит в том, что мы принимаем Бога, как того, кто наслаждается, как того, кто всем управляет и как самого близкого и дорогого друга. Господь, как наш ближайший друг, решает все наши проблемы, как адхьятмики. Он – Сарвалока Махешварам – то есть Он решает все проблемы связанные с адхибхаутикой. И Он – боктаррам ягье тапассам – наслаждается плодами всех аскез и усилий и это решает проблемы адхидайвики. И поскольку Господь не зависит от этих 3 – адхьятмика, адхибхаутика и адхидайвика, и если кто-то научится жить с таким независимым от этих 3 сознаний. Он также выходит из под влияния этих трёх. И Кришна подтверждает это в Бхагавад Гите: «iti māṁ yo ’bhijānāti karmabhir na sa badhyate» [BG: 4.14] Он говорит, что «Тот кто познал Меня таким образом, даже если он совершает какие-то действия, последствия этих действий не связывают его».

00:25:21 И опять Кришна говорит в Бхагавад Гите: «[ # Юккта карма фаллатхьяди]». Юккта карма – тот кто совершает деятельность связанную со мной, связывая её со мной, вы можете любым видом деятельности заниматься. «Но ты должен связать эту деятельность со мной и, действуя в таком духе, ты не должен считать, что ты владеешь плодами своей деятельности». Ты соединяешь своё сознание с Кришной, совершая какие-то деяния и не хватаешься, не цепляешься за плоды трудов, которые потом появляются. Если человек действует в таком ключе, он обретает мир. Какой мир он обретает? Это не то, что мир, который они пытаются обрести с помощью резолюции ООН. Будет умиротворённость? Но чтобы был мир сначала они разобьют всё на части. Так много мира будет. (игра слов в английском: peace - мир и piece - часть)

00:27:03 Получается, вместо мира появляется множество осколков. Была одна Куба, становится 2, был один Пакистан, становится два. Всё это приводит лишь к разъединению, а они говорят, что это объединение. Получается, что ООН не объединяет, а наоборот разъединяет. Мы должны были бы назвать тогда ООН не объединённой нацией, а разъединяющей нацией. Потому что мы видим, всё больше и больше стран, которые распадаются на составляющие. Мы все должны платить свои взносы в бюджет Объединённых Наций. Единственная страна, которая не платила за последние 10 лет – это Америка. Может вы об этом и не знали. Они не платили даже то, что должны были платить по договору. Но, они никогда не забывали присылать счета и аккуратно получали деньги за те здания, которые арендуют в Нью-Йорке и Вашингтоне ООН. Там ни у кого, так сказать, духу не хватает попросить Америку, заплатить свои долги. То что они обязались, то что они обязаны платить, как члены – ООН.

00:28:52 В то же время президент Америки, говорит о новом мировом порядке. Ты старому порядку ещё не можешь следовать, а говоришь уже о новом порядке. Таким образом ничего не объединяют эти Объединённые Нации. Но Кришна даёт свою формулу мира: «[Юккта карма фаллатхьяди шанти мап ноти нейштхиким наиштика]». Наиштика – ты получишь постоянный, нерушимый мир, а если твоя деятельность не соединена с Богом, то благодаря, нисчерпаемому вожделению и жадности, ты разовьёшь очень сильную привязанность к плодам своей деятельности, и таким образом будешь вечно заключён в материальном мире.

00:30:17 И когда мы понимаем, что Бхагаван Шри Кришна, является в то же время и Параматмой и не зависит ни от адхьятмики, ни от адхибхаутики, ни от адхидайвики, тогда мы сможем связать всю свою деятельность с Кришной. И когда наша деятельность связана с божественным, то любая наша деятельность, что бы мы не делали, всё это становится божественным. [Брахмар парам брахмаха вихи брахма гноу брахмана гутамм брахма йва тенахам там гьян брахма карма сама динаха] – вся наша деятельность превращается в жертвоприношение. Не только жертвенная деятельность. Любая деятельность становится актом жертвоприношения. Потому что это знания, знания о Боге. Делает и огонь жертвоприношения того кто разводит этот огонь, и того кто проводит это жертвоприношение. И те блага, которые приходят благодаря этим жертвоприношениям всё это делается доступным для нас. Кришна прекрасно объясняет это в Бхагавад Гите.

Источник всей жизни

00:31:57 Все живые существа зависят от злаков. Даже те кто питаются плотью, часть животных зависит от зерновых и овощей. В Америке свиней кормят картошкой в таком количестве, что они очень сильно толстеют, а потом они съедают эту свинью. Точно также они могли съесть и картошку. Лишь тридцатая часть этого идёт человеку. Но вместо этого они кормят этой картошкой свиней. И 30% этого выходит как испражнения у этой свиньи. И треть картошки, которая попадает внутрь тела – это навоз. Есть рестораны, которые цыплятами жаренными торгуют в Америке. 50% этих цыплят, которыми они торгуют – 50% веса – это испражнения. Они превращают пищу в испражнения животного а потом едят. Это называется развитая цивилизация.

00:33:57 Они могут есть картошку сразу, но откуда дерьмо возьмётся? Однажды в Токио происходила научная конференция. На ней были американцы, и американские учёные внесли такое предложение: «Когда мы летим в спутнике, если мы, когда мы летаем в космическом корабле, то когда мы едим, мы испражняемся и это, перевариваясь, превращается в испражнения, это создаёт дисбаланс». И они предложили, что когда космонавты будут опорожнять кишечник. [Смеются], это то что будет выходить, нужно засушивать и переделывать в печенье и опять их этим кормить, таким образом баланс веса в спутнике будет постоянно поддерживаться. Там были 6 японских учёных, они поднялись. На самом деле они руками за стол держались, потому что они все маленькие и пытались там выглянув увидеть, о чём там речь идёт?

00:35:50 И как только они услышали, что можно переработать испражнения – они все вскочили. [смеются все]. Они что-то закричали, они говорили, они закричали: «Мы поклоняемся солнцу и не собираемся есть свои испражнения, а вы если хотите, то пожалуйста». Осака – означает «Солнце», сони – тоже значит «Солнце». Это происходит от сурии. Правители Японии, цари Японии – это потомки потомков одного из родов солнечной династии. Вот такие идеи они принять были неспособны. Переварить такие идеи. [Смеются]. Но кто-то им скажет: «Нет, мы едим в Макдональдсе и зерновых никаких не употребляем». Но цыплята, овцы или коровы, они употребляют зерно. Жизнь всех живых существ поддерживается злаками.

00:37:47 И не важно – вегетарианцы, не вегетарианцы или просторианцы. Кришнаиты едят только прасад, который предлагается Кришне. Следовать такой диете лучше, чем быть просто вегетарианцем. Вегетарианство было вдохновлено не вегетарианцами, которые хотели ввести вегетарианство, для того чтобы люди недооценивали Ведическую культуру. Нет ничего такого, что можно назвать вегетарианством, всё это ложь большая ложь. Есть люди, которые принимают пищу, которая сначала была предложена, как жертвоприношение. Они очищаются от грехов. А те кто есть пищу, которая не была прежде предложенная к жертвоприношению, то с каждой горсткой они увеличивают количество своих грехов. Если вы совершаете какие-то действия, которые не являются жертвоприношением, то эти действия поробащают вас. Каждый зависит от пищи. А пища, зерно зависит от того, как выпадают дожди. [Аннат бхаванти бутанни парджан мьят анна самбава парджаньят] – парджанья – означает «дождь».

00:39:44 Зерно растёт благодаря дождю. А каким образом дождь попадает? Дожди идут, потому что проводятся жертвоприношения. Они могут сказать, что вот есть леса и благодаря лесам идёт дождь. Но дожди идут и над Атлантическим океаном и над Тихим океаном и там никаких лесов нет. И океан занимает большее пространство чем земля. И над этими океанами всё время идут дожди. И Титаник – он утонул из-за дождя. Откуда деревья в океане? Если дождь приходит благодаря лесам, деревья. Прабхупада говорил: «Над океаном тоже идёт дождь, а никаких деревьев там нет, но дождь есть, но есть дождь». [Смеются]. Вот так вот он говорил, но дождь есть. Так что дождь приходит не только благодаря лесам, не только благодаря тому что есть деревья. Конечно – это правда, деревья они привлекают облака, притягивают облака – это истина. Но дождь идёт не только из-за того что есть деревья. Деревья – это лишь внешняя причина.

00:41:41 Когда поезд появился в Индии, был только один поезд, который ходил с севера на юг, потому что там жил один фермер. У него были овцы, и поезд проходил очень близко к его дому. И очень многие его родственники пришли к нему в дом, чтобы посмотреть, что же это там за чудо такое паровоз? И они его спрашивают: «А в какое время поезд ходит?», «Вон видишь там шесть козлов» - говорит – «Видишь второго козла, вот когда второй козёл начнёт испражняться пойдёт поезд». [Смеются все]. Это точно также как сказать, что дождь идёт благодаря деревьям. Между тем, что испражняется козёл и поезд идёт, нет никакой связи. Если у козла вдруг случится запор, поезд всё равно пойдёт. [Смеются все]. Или если у козла вдруг понос случится, поезд всё равно будет идти, только один раз в день, так что эти 2 события никакой связи между собой не имеют. Но вы можете увидеть, что, как раз, поезд проходит тогда когда козёл испражняется.

00:43:43 Дождь выпадает благодаря тому что совершаются жертвоприношения. А на чём основаны жертвоприношения? [Ягья карма самут бхава]. Жертвоприношения основываются на предписанных обязанностях. Предписанные – это как врач вам приписывает лекарства, выписывает рецепт. Существуют предписания для всего. Если вы говорите, что моя тёща злится на меня. Врач вам тут же выпишет лекарство от этой болезни. Скажет: «Вам нужно принимать 3 раза в день антибиотики и такой-то витаминный комплекс и тёща ругаться не будет». Какое бы лекарство не было, лечить вас всё равно будут антибиотиками, а когда вы и вправду заболеете, есть ножичек, не беспокойтесь. Хотите увидеть бабушку, пошлю вас к ней без проблем. Ещё до того, как вы получите анестезию вы подписываете бумагу: «Я не возражаю если помру!».И только после того, как ты подпишешь эту бумажку, тогда я тебя убью. Ты же согласился умереть.

Предписания деятельности - дорога к освобождению души

00:45:33 Итак – это предписания. Таким образом идеи деятельности тоже нам предписываются: кто что должен делать, как он это должен делать, зачем это делать, с какой целью, сколько делать, и что делать после того как сделал? Всё предписано. И где же это всё предписано? [Карма браммот бхавам видхи браммот бхавам] – карма или предписанные обязанности исходят от Бога. Бог даёт такие предписания. Подождите, подождите, мы сказали – еда, сказали – дождь, сказали – жертвоприношение, сказали – деятельность, сказали – предписания. Всё есть, и вдруг появляется что-то ещё – [браммот бхавам] – приходит от Бога. Но подождите – а где же Бог? Я его тут чё-то не вижу. [Брахма аккшара саммут бхавам]. Кшара означает – «тот кто может пасть», акшара – это «тот кто не может пасть».

00:47:04 И кто же акшара? Акшара означает, акшара – это слог, вот это акшара. Звук в эфире. И Бог – Он присутствует здесь в этих слогах, в звуке. Бог даёт нам предписание, что мы должны делать и это предписание проявляется как звук в эфире. А как вы воспринимаете звук из эфира? Те кто победили свои чувства, те кто научились их контролировать получают этот звук и их называют Таттвадарше – те кто видит истину. От Атри, Маричи, Пуластьи от Агастьи, Васиштхи, Вишвамитры до Иисуса и Мохаммеда, до Шанкары и Мадхвы. Так много было Таттвадарши. Кришна даёт Арджуне совет – «[Таттвиди праниваде инат пари прассе насевая]» - человек должен обратиться к такому Таттвадарше и смиренно служа ему должен задавать ему вопросы. [Упатек шантите гьянам ниннатва тванаршенаха] – поскольку он уже видел истину, он может дать тебе наставление, как увидеть её самому.

00:49:03 Таким образом деятельность должна быть связана с чем-то высшим, наше это утти – наше побуждение к деятельности, должно быть как сказать, возвышенно. Мы не должны просто попрошайничать и просить себе бутерброд, чтобы поесть. Наоборот, мы должны вопрошать о высшем, просить о милости Господа. [Пошанам тада ну грахам] – истинным поддержанием, что действительно может нас поддержать – является его милость. Истинное положение в мире – это принять победу Господа. И тогда не нужно ждать ниродхи. Когда вселенная разрушается, какое-то время существует в непроявленном состоянии потом опять начинается с творения. Вам не надо ждать этого. Если вы не хотите проходить через ниродху, то не нужно застревать ни в сарге, ни в висарге. Так сказать, вы не будете привязываться к этому, если разовьёте привязанность к лилам Господа и Его преданным. К Шану катхе – и если вас привлечёт слава Господа и Его деяния, вы естественным образом станете следовать наставлениям Ману.

00:51:03 И, таким образом, продолжая жить в этом мире и в этом теле, вы станете муктой – освобождённой душой. [Мукти рнетвам рупам сварупа на вьевастити]. Мукти – означает «находиться в своём изначальном положении, то есть перестать отождествлять себя с внешним материальным телом, и миром». Итак, это [Сарга, висарга, стханам, пошанам, утти, манвантара, вишануката, ниродха и мукти] – за последние 6 дней мы с вами обсудили 9 этих тем. И все эти 9 тем приводят нас к ясному пониманию того, что является «Ашраей». И сегодня мы обсудили, каким образом Ашрая-таттва отличается и от адхьятмики, и от адхибхаутики, и от адхидайвики. И долгом живого существа, долгом души, является развить в себе привязанность к этой Ишанукаттхе. И для того, чтобы узнать, каким образом соединить свою деятельность с Верховным Господом мы должны обратиться к духовному учителю. И тогда мы получим доступ к общению с Ашрая-ашраяха.

00:52:48 Мы ещё раз читаем Девятый текст десятой главы, второй песни: все три упомянутые выше категории живых существ взаимозависимы. Отсутствие одного из них делает другого невоспринимаемым. Но Верховный Господь видит каждого из них, ибо Он не зависит ни от кого. Поэтому Он является последним прибежищем всего сущего. Повторяйте Харе Кришна и ваша жизнь станет возвышенной . На этом мы заканчиваем наш семинар по десяти темам Багаватам.

00:53:32 Атма Таттва Прабху будет читать серию лекций в зале бизнес центра, Московского бизнес центра. Объявления эти развешены и здесь в храме и в городе будут развешены, так что все желающие могут придти и послушать пять очень интересных лекций о Ведической культуре. Добро пожаловать. Атма Таттва Прабху, с удовольствием всех вас увидит на своих лекциях. Я видел этот зал, зал очень большой. Так что пожалуйста, всем своим друзьям, всем кого знаете, скажите, чтобы я там не испугался один. [Смеются] Есть ли вопросы? У нас есть пол часа на вопросы. Есть вопросы.

Ответы на вопросы

Можно ли через связь с параматмой узнать что происходит в других телах?

00:54:25 [Аудитория] Та личность, чьё сознание связано со Сверхдушой, знает, ли она что происходит в других телах?
[Атма Таттва] Если кто-то установил связь со Сверхдушой, то если для его Сознания Кришны, для его служения потребуется информация о том что происходит в телах других живых существ он получит эту информацию от Сверхдуши. Это не так, что я связан со своей Сверхдушой и немедленно я получаю доступ ко всем вашим чувствам, ко всем вашим переживаниям. Только в случае необходимости. Сверхдуша не даёт знания, которое вам не нужно. Иногда даёт. Так случилось однажды с одним риши. Его зовут Бхригу. Однажды Бхригу медитировал на Сверхдушу. И к сожалению его молитвы к сверхдуше были такими очень нейтральными. И в конце своей медитации он узнал всё вдруг о всех живых существах во вселенной, всех их радостях и болях, и узнал всё их прошлое, настоящее и будущее. И он страшно страдал.

00:56:23 И он позвал Шукрачарью одного из своих сынов. Шукру. И сказал: «Пожалуйста, забери от меня эту информацию, потомучто я страдаю». И он сказал: «Так много людей, которые хотят будущее или своё прошлое». Он сказал: «Ты им можешь помочь». Шукра всё это от него получил. Он просто скопировал всё это за секунду и потом составил книгу. Эта книга называется Бхригу Самхита в которой вообще говорится всё обо всех, начиная от царей и торговцев, кончая беременными женщинами. Есть целая большая глава, которая рассказывает о беременности женщин. Кого они родят, где родят, как родят, вся Таттва по родам. Это называется Бхригу Самхита. Но это очень такой случай исключительный. На самом деле – это просто Кришна хотел позаботиться о других людях, которых так заботило их прошлое или будущее. И он просто загрузил в голову Бхригу всю эту информацию, и потом появилась благодаря этому книга.

00:58:10 Но обычно, когда вы устанавливаете связь с Параматмой, до тех пор, пока не возникнет необходимости в том, чтобы получить какую-то информацию, что вы продвигались, даже ваша прошлая жизнь не вспомнится. Как раз об этом Бхригу и говорит в Бхригу Самхите. Это он говорить во введении в Бхригу Самхиту.

Могут ли преданные осознавать параматму?

00:58:42 [Аудитория] Преданные поклоняются Багавану – Верховной личности Бога. Осознают ли они в процессе духовного развития Параматму?
[Атма Таттва] На это я могу дать лишь академический ответ. Преданные Господа пересекают вот это вот состояние обусловленности. Когда я говорю об этом, я говорю о преданных. Часто у нас бывают проблемы – мы берём книгу и читаем. Здесь говорится: «Материалистичный преданный», я думаю, что это вот, вот эти вот ребята, что здесь сидят. Потом я читаю: «Преданные чья преданность смешана с какими-то осквернениями», я думаю – «Ну это вот про них говорится». И потом я читаю: «Преданные, которые предались Господу» - и я думаю – «Ну вот, наконец-то про меня». Вот как мы думаем. Может так, а может эдак.

01:00:00 Это преданные, преданные Шри Кришны. Они превзошли обусловленность. Они Дживанмукты. [Микелйашу авастапи дживанмукта стадотчате] и не смотря на то что они живут, они освобождены. И на самом деле в их сердце не четырёхрукая Параматма, а двурукий Шьямасундара. Никакой ответственности на себя, я за этот ответ не беру. Это не моя реализация, даже четырёхрукой Параматмы, ещё пока не видел, и поэтому, пока я увижу четырёхрукую, потом пока эта четырёхрукая двурукая появится ещё долго времени пройдёт.

00:01:06 На самом деле личные спутники Господа не нуждаются ни в знании, ни в забвении, ни в памяти. Они непосредственно воспринимают лилу Господа. Такие преданные всегда воспринимают в своём сердце кого? Шьямасундара. Их Параматма, у преданных Параматма – это Шьямасундара, потому что они не забывают. И поскольку они не забывают, то им и помнить не нужно. И поскольку им не нужно ничего помнить, то им и знания не нужны. Это не знания – это Према – это любовь. Поэтому они видят Шьямасундара в своём сердце. Ещё вопросы.

01:02:16[Аудитория] Вопрос: вот на прошлой или позапрошлой лекции Бхагаватам вы говорили, когда значит прерывается местами творения все входит в тело Вишну две категории Джив. Одни видят майю, так сказать которая призывает наслаждаться, а другие видят, как Лакшми массирует стопы Вишну и если они медитируют, т.е. они взирают на это, они уходят на Вайкунтху. Вопрос в том: а как же они могут из тела Вишну уйти на Вайкунтху, ведь это же как бы целый процесс, надо развить духовное тело сиддха-деха. Вот это же таким образом они спонтанны, как бы автоматически уходят, получается?

01:03:30 [Атма Таттва] Отождествляя себя, считая себя неотъемлемой частичкой Рамадеви, наше изначальное состояние развивается. Как мы развиваем свою обусловленность? Потакая себе в желаниях управлять. Как это изменить? Развить склонность к служению! Особенно когда выбирайте, вы выбираете между маха-майей и йога-майей. Ваша склонность, ваша склонность управлять, склонность властвовать очищается, очищается. Очищается, потому что вы видите блаженство, которое, которое приходит к тому, кто служит Господу. Это очень тонкий такой шанс, который дается живому существу, потому что как только начинается творение, то выбор уже будет не таким тонким. Он будет грубым. Таким образом это хороший шанс.

01:04:56 И если вы воспользуетесь этим шансом, то вместо того, чтобы проявить в себе те наклонности, которые у вас были в момент ниродхи, потому что все эти наклонности они в латентной скрытой форме присутствуют, но там ещё нет сферы в которой можно было бы эти склонности проявить, поэтому вы освобождаетесь. В противном случае вы попадете в творение и там вам нужно будет понять, что Васудева сарвамити. [Бохунам жданманам анте]. Нужно много-много-много времени на это, чтобы понять что Васудева – это всё. Но выбор всегда есть. Хотите ли вы быть слугой или хотите быть управляющим. Выбор есть всегда. Вопрос, как, как вы поступите?

Хочешь ли ты познать Бога или ты хочешь стать Богом?

01:05:58 Однажды жил молодой, молодой парень в Нью-Йорке. Он был даже сыном сенатора. Когда он был подростком и у него было 18 подружек, с которыми он очень, как сказать, тесно общался ежедневно. Но были и другие подружки, были и другие гопи. 18-ти из них он был верен. У него была красивая открытая машина и все эти подружки его окружали. И однажды он увидел баннер. И там было на этом баннере написано, на том флаге: «Индийский свами рассказывает Бхагавад Гиту». И в пятницу он позвонил паре своих подружек и сказал: «Привет, Стелла! Я так по тебе соскучился. Не хочешь ли ты пойти послушать Бхагавад Гиту от какого-то там индийского свами?». И она ему сказала: «Джек, ты что спятил? Ты с ума сходишь или что с тобой? Ты что, ты что хочешь загубить субботу с каким-то свами из Индии?».

01:07:42 Он попытался так же обратиться к нескольким подружкам, но никто не захотел пойти послушать, что говорит индийский свами. А пара из них сказала, что «Я вообще порву с тобой, если ты к этим придуркам пойдешь!». И все-таки вечером в субботу это парень пошел с парой, с двумя своими подружками в ресторан, повеселился там, натанцевался, отвез их домой, и после этого все-таки пошел к этому свами. И когда он приехал, Прабхупада говорил последнее слово, слова своей речи в тот день, последнее предложение: «Вы хотите узнать Бога или быть Богом? Подумайте! Спасибо большое!». И как раз в этот момент, когда Прабхупада это говорил, этот парень вошел в комнату. И все индусы стали вешать гирлянду, гирлянды свами. Свами с таким гордым видом шествовал, все за ним следовали. И растолкав всех, этот парень, когда уже этот свами, свамиджи был готов сесть в машину, протиснулся к нему и с сияющим лицом стал обращаться к нему.

01:09:39 Прабхупада посмотрел на него и сказал: «Да?». Он ничего не сказал, только руками развел. И Прабхупада опять сказал: «Хочешь ты быть Богом или знать Бога. Подумай». И потом он сел в машину и машина уехала. Этот парень вернулся домой, у него там на плакатах, плакаты многие, многих рок-звезд висели, он их все сорвал, взял маркер и написал большими буквами: «Хочешь ли ты познать Бога, или хочешь, или ты хочешь стать Богом?» Он сел на стул и стал на это смотреть. На эту надпись. И кроме завтрака, обеда и ужина он только и делал, что читал эту надпись. «Хочешь познать Бога, или хочешь быть Богом? Хочешь быть Богом или хочешь познать Бога?» И одна за другой все подружки его бросили. Потому что когда в этот викенд его подружки позвонили ему, он сказал: «Шелли, слушай, ты хочешь познать Бога или стать Богом?». А она ему отвечает: «Джек, я хочу быть твоей подружкой и всё. Кого интересует Бог?!».

01:11:32 И все они одна за другой выкрутились как шурупы из его жизни. И он один теперь по Нью-Йорку ехал на своей красивой машине, первая линия, вторая линия, третья, четвертая... «познать Бога или стать Богом?» И через три недели он стал кришнаитом. Этот человек очень известный проповедник в нашем движении. Я не скажу кто это... Никто, не нужно видеть откуда течет река. Человек не знает откуда берутся, человек не должен знать откуда берутся жемчужины. Он так много вещей не знает о материальном мире, этот человек – практически – освобождённая душа.А я так много об этом мире знаю, но для проповеди это полезно. Если для проповеди это используют, то это хорошо, в противном случае лучше ничего не знать.

Могущество Махатмы

01:13:23 Ладно, давайте я сначала с этим закончу. Причина по которой я вам рассказал эту историю, состоит в том, чтобы проиллюстрировать, каким образом, благодаря сильной потенции, сильной энергии чистого преданного, человек, который погружён, и утонул в чувственных наслаждениях. Представьте себе 18 дочек миллиардера в своей машине, 28 дочек, 18 миллиардеров, и все в вашей машине и все по вас с ума сходят и они жить без вас не могут, и когда думают о разрыве готовы на самоубийство. Вы настоящий Казанова – агент 007, и просто услышав одну фразу: «Хочешь ли ты познать Бога или ты хочешь стать Богом?». Он даже лекции не слышал. Он слышал только одну фразу. И после одной этой фразы, все его привязанности ушли, всё что так тянуло его, ушло, он даже не хотел избавиться от этого, оно само всё ушло. Посмотрите, каким могуществом обладает Махатма.

01:15:20 Во всех писаниях говорится о том, что нужно общаться с садху, со святыми. Лава матра – означает «очень короткое общение». Благодаря самому короткому общению со святым садху можно достичь совершенства. Услышав всего лишь одно предложение, одну фразу от Шрилы Прабхупады весь огонь материального существования у него потух. И сейчас он гасит огонь тысяч других людей в этом мире. Я думаю, что если он ещё пока не доехал сюда до вашей страны, то скоро приедет.

01:16:23 И о чём я, зачем я вам рассказываю эту историю не для того, чтобы сказать об этом конкретном человеке. Я хочу вам сказать о могуществе, которым обладает Махатма. Миллионы Брахма кальп мы гнили в материи, но Прабхупада взял розу и кинул в вас и бросил, и попал в вас и всё. И все ваши материальные желания исчезли. Так случилось с одним из моих духовных братьев, с Кешавой Бхарати. Это были муж и жена, и они две недели искали центр Харе Кришна. И Прабхупада бросил цветок и кончилась его материальная жизнь. После этого он пытался ещё 2 раза зажить материальной жизнью, но 2 раза с треском провалился. Вот какое могущество Махатмы. И в 9 этих тем, которые мы обсуждали в Бхагаватам Ишану-катха самая важная. Слава Кришны и его преданных. И именно это даёт вам настоящую Ашрая Таттву. Это убеждает вас в том, что является истинным прибежищем.

01:18:12 И не важно, как глубоко вы погрузились в материю, вы немедленно всплываете на поверхность, по милости чистого преданного. Шрила Прабхупада кий. Джай. Шримад Бхагаватам кий. Джай. Маскхудама кий. Джай. Шаветавранда кий. Джай. Нитайгор приманан гий, го. Если у кого то есть какие-то вопросы, пожалуйста подойдите к Атма Таттве Прабху в гостевой комнате, он ответит на вопросы. Пожалуйста, займите меня служением.

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 04 August 2015
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 14 August 2015