Стханам - положение живого существа

19 марта 2001
лекция для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:28:43 | качество: mp3 32kB/s 20 Mb | прослушано: 114 | скачано: 146 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 [Трижды произносит мантру: ом намо бхагавате васудевайа]. Из десяти тем «Шримад Бхагаватам» мы с вами обсудили «саргу» и «висаргу». Вкратце, мы говорили о том, из каких ингредиентов состоит то, из чего состоит Вселенная. Мы говорили о пяти элементах, о пяти чувствах и о пяти объектах чувств, плюс ум – это шестнадцать принципов Творения. Они даются нам как проявления энергии Кришны. Это изначальное проявление энергии называется «саргой», и, используя это, Брахма творит надлежащие условия для живых существ. И творение Брахмы известно как «висарга». Вот то, что мы с вами прошли до сегодняшнего момента.

00:02:07 Сегодня мы будем изучать «стханам», «пошанам», «утайах» и «манвантара». И тот же самый предмет мы будем обсуждать с вами завтра, но уже с другой точки зрения. Сейчас мы читаем четвертый текст десятой главы второй песни «Шримад-Бхагаватам»: «Живые существа занимают верное положение, когда подчиняются законам Господа. Так под покровительством Верховной Личности Бога они обретают полное умиротворение. Ману и их законы существуют для того, чтобы направлять жизнь людей в правильное русло. Стимулом всякой деятельности является желание наслаждаться плодами своего труда».

00:03:00 Итак, мы видим, что существует изначальное Творение, которое создается Господом и затем из того, что создал Господь, Брахма собирает вселенные. И когда Брахма собирает весь механизм, то в этом механизме появляются определённые места, в которые потом входят живые существа. И вот эти вот места, то положение, которое занимают в этой системе живые существа, называется «стханам». Каким же образом живое существо занимает какое-то определённое место в Творении? Живое существо получает определённое место в зависимости от гун материальной природы. [урдхвам гаччханти саттва-стха мадхйе тиштханти раджасах джагханйа-гуна-вритти-стха адхо гаччханти тамасах (Бхагават-Гита 14.18)].

00:04:18 Те живые существа, на чье сознание большее влияние оказывает гуна благости, получают более возвышенное положение, среднее положение занимают те, в чьем сознании доминирует гуна страсти (раджас) и низшее положение занимают те живые существа, на которых оказывает сильное влияние тамас (невежество). И живое существо под влиянием оскверненного сознания отождествляет себя с этой материальной вселенной и считает себя частью внешней энергии. И когда живое существо отождествляет себя с внешней энергией, считает себя частью внешней энергии, то деятельность такого живого существа в точности соответствует природе внешней энергии, материальной природе.

00:06:13 Скажем, вы в какую-то емкость заливаете воду, и вода принимает форму этой емкости, когда у нас высокий сосуд кажется, что форма воды высокая такая, если у нас сосуд низкий – кажется, что вода занимает другую форму, но какова форма самой воды? Нет у нее формы. Если сосуд широкий – она кажется такой, если сосуд другой формы – она кажется другой. Кастрюля у нас, чашка или кувшин – вода принимает ту форму, куда её залили. И когда живое существо отождествляет себя с материальной энергией, то и действия этого живого существа будут ограничены саттвой, раджасом и тамасом. Кришна объясняет это так: [пракритех крийаманани гунаих кармани сарвашах аханкара-вимудхатма картахам ити манйате (Бхагават-Гита 3.27)], «аханкара-вимудхатма» – живое существо, которое сбито с толку аханкарой, «мудха» – означает глупец, живое существо, которое одурачено, «вимудха» – значит одураченное, «атма» – означает душа, «аханкара-вимудхатма» – значит душа, одураченная ложным отождествлением.

00:08:44 «Ахан» – означает я, «кара» – означает мое, т.е. «аханкара» означает думать, что это я, мое. И поскольку я считаю, что это я, то я думаю, что это мое, и это называется «мамакара», «ахан» и «мама», я и мое. Поскольку я считаю, что я это, то все, что относится к этому – я считаю своим. И если это не принадлежит мне, то я считаю, что это принадлежит кому-то другому, и я это хочу присвоить тоже: «те отходы, которые дают наши предприятия – я сбросил в океан и все рыбы умирают, воздух я загрязнил выхлопными газами»… И люди получают мукти даже без пранаямы, дыша этим воздухом, так много углекислого газа и углеродистых соединений сейчас в воздухе.

00:10:42 Девяносто процентов бюджета своего правительства я трачу на то, что называется обороной, и вся эта оборона ни что иное как оскорбление кого-то другого. И, таким образом, благодаря всем этим своим достижениям я сделал условия на этой планете гораздо лучшими, чем они были тогда, когда её Бог дал нам. Я ничего не вижу, я не могу дышать, я даже испражняться не могу, но сейчас я это здесь уже все сделал, и сейчас я хотел бы полететь на другую планету и устроить там все точно так же, и вот это я считаю развитием цивилизации». Из-за влияния гуны страсти все это и произошло, если человек в гуне благости, он видит, что правильно, а что не правильно, а в гуне страсти – ему то, что правильно – кажется неправильным, а то, что неправильно – кажется правильным.

00:12:31 И он делает все правильно, потому что он думает: «Я же все делаю правильно», но на самом деле то, что он думает правильное – неправильно. Но человек полностью убежден, он говорит: «Я же правильные вещи делаю – я строю большие заводы, все люди могут быть трудоустроены, я зарабатываю за счет этого кучи долларов». Несмотря на то, что вы не сможете съесть стопку долларов, но людей почему-то очень интересуют вот эти большие стопки долларов. И когда вы сдаете эти доллары в банк, в вашей чековой книжечке будет написано много-много нулей.

00:13:30 И чем больше нулей, тем больше счастливы люди: «О, у меня так много нулей, я великий. У меня есть поместье в Малайзии, я вкладываю деньги в экономику Швейцарии, но печень моя лежит в какой-то баночке в соседней комнате, и у меня специальное приспособление вставлено в горло, чтобы говорить, и кто-то помогает мне выводить мочу, но нулей у меня много, вот у меня есть документ. И когда вы спросите у меня как я поживаю, я отвечу: «Прекрасно, прекрасно», и когда я сыграю в ящик в любой момент, но я говорю, что у меня все хорошо, у меня график показывает, что доходы поднимаются».

00:14:52 Это называется раджас, потому что то, что неправильно, вы считаете правильным, временное считается вечным, это все равно, что попытаться переплыть Атлантический океан, ухватив собаку за хвост. И для того, чтобы избавиться от страданий люди тяжело работают, зарабатывают деньги, открывают счета в Швейцарии. Во всех этих действиях не больше разума, чем в попытках переплыть океан, держась за хвост собаки. Но закоренелый материалист считает неправильное – правильным, а правильное – неправильным и в соответствии со своим пониманием всегда действует правильно. И затем есть гуна невежества – когда вам вообще плевать что правильно, а что неправильно, вы делаете просто, что хотите, это тамас. Вы вообще ни о чем не думаете, вы просто подчиняетесь инстинктам.

00:16:29 И хотя такой человек вроде бы и человек, но, по сути, это животное. И когда человек совершает какую-то деятельность в соответствии с этими тремя гунами, и когда мы говорим о благости, не думайте, что в благости мы пребываем все двадцать четыре часа в сутки. Вот эти гуны постоянно подталкивают одна другую – невежество давит на благость, а на невежество давит страсть, а страсть в свою очередь подталкивается благостью. И в таком вот порядке они постоянно подталкивают друг друга. Кто-то может сказать: «Вот это хороший мужчина или хорошая женщина», но это только в данный конкретный промежуток времени. В десять-пятнадцать лет может быть это еще хорошая девушка, но когда ей будет шестнадцать, она может быть уже не очень хорошей.

00:18:00 Вы выбираете какого-то руководителя потому что он хорошо говорит и говорит что хочет сделать что-то хорошее, думает о чем-то хорошем, но как только он занимает пост, он может начать делать совершенно противоположные вещи. Все свои обещания: «О братья, о сестры, о Родина моя, я сделаю для вас это, я сделаю для вас то», – все это может быть немедленно забыто. И он делает это не специально. Он не думает: «Дай-ка я сейчас всего этого наговорю, а потом когда получу пост, буду делать все наоборот», - нет, он так не думает. Когда он под влиянием гуны страсти у него сильное желание сделать так, чтобы все были равны, он хочет видеть, что все люди в стране счастливы, нет голодных, нет бедных.

00:19:36 Поэтому он так и думает, но потом когда на смену страсти приходит невежество и покрывает его, он начинает думать: «Коль скоро я хочу сделать всех людей в своей стране счастливыми начать нужно с себя. И надо сделать так чтобы я был самый счастливый, а потом когда я добьюсь счастья для себя, я с других начну». Таким образом, его затянула гуна невежества. Вот эти гуны постоянно воздействуют на сознание живого существа, подталкивая его к тем или иным поступкам, и все это происходит из-за того, что живое существо, эта личность не знает, кем же она является на самом деле.

00:20:41 Все равно, что человек сидит в реактивном самолете и три с половиной тысячи километров в час летит. Или, например, он в такси сидит и едет семьдесят пять километров в час, а если он едет на велосипеде, он три километра в час едет. Но не скорость самолета, ни скорость такси, ни скорость велосипеда не является присущей ему скоростью, потому что он сам не велосипед, не машина, не реактивный самолет, он человек. Но он отождествляет себя с велосипедом, например, поэтому говорит: «Вот я еду с такой скоростью». А если он отождествляет себя с самолетом, то он с такой большой скоростью летит и долетает до Лондона.

00:21:59 Так что благодаря воздействию гун материальной природы, «стханам» или положение во Вселенной дается живому существу. И в соответствии с тем положением, которое живое существо занимает ему нужно поддерживать это положение. И поддержку или бюджет, который на это требуется, он получает в виде тела, которое специально создано для того, чтобы он делал это. Но разницы между болью и наслаждением нет. Возьмем слона, на обед ему нужно сто пятьдесят килограмм пищи и где-то двести килограмм кала выходит. Я точно знаю, потому что я заботился о слонах в Майапуре, ухаживал за слонами. На завтрак один слон съедает завтрак достаточный для ста брахмачари.

00:23:38 Однажды менеджер на собрании сказал мне: «Почему бы нам не выбросить этого слона и не взять вместо него сотню брахмачари?» Я сказал: «А зачем?» И он мне ответил: «Ну вот этот слон съедает столько же, сколько съедят сто брахмачари, а если бы сотня брахмачари распространяла у нас книги, мы бы кучу денег заработали и развернули бы широкую пропаганду». А я ему сказал: «Подумай вот таким образом: представь себе, вот мы ставим Радха-мадхаву на спину слону и ведем его в процессии с мантрами, с лампадами. И узнав о том, что в Майапуре такая процессия двигается, тысячи людей приедут сюда из Калькутты. И прежде чем уехать обратно каждый купит по книжке. И когда они вернутся обратно, они будут пропагандировать это повсюду».

00:25:30 После того, как мы стали использовать слона за три недели по субботам мы имели по тридцать тысяч посетителей. Я ему говорю: «Вот так надо думать. Вот это значит Брахма. Поэтому между нами есть разница. Ты хочешь сотню брахмачари, и ты пошлешь их в Калькутту, и пятьдесят из них перебежит в другой храм, а слон никуда не уйдет [смеются]. Так что всем очень легко будет здесь управлять». Так что, будьте уверены, я точно знаю сколько съедает пищи слон. Но испражнения его мы тоже убирали, нам нужно было убирать за слоном тоже, так что я знаю, сколько в виде навоза из него выходит. Но из «Атхарваведы» мы знаем, что слоновий навоз является лучшим удобрением для выращивания сахарного тростника. И мы вывозили весь этот навоз на поля, где выращивали сахарный тростник, и урожай сахарного тростника у нас был в два раза выше.

00:27:34 А представьте себе сотню брахмачари начнут сплетни какие-то распускать, там вообще ничего не вырастет [смеются]. Так что о чем я сейчас вам хочу сказать, когда у слона будет понос [смеется], все будет у него там течь, пятьдесят галлонов не меньше [смеется]. Представьте себе что вот есть муравей и ему нужно всего миллиграмм еды, и у муравья тоже может быть понос [смеются] и то счастье, которое испытывает слон съедая полторы сотни килограммов еды в точности равно счастью, которое испытывает муравей съедая свой миллиграмм. И те страдания, которые испытывает слон, когда у него понос и из него изливаются вот эти пятьдесят галлонов испражнений, и точно такие же страдания испытывает крошечный муравей, когда его понос в виде капельки выходит.

00:29:24 Счастье, которое испытывает человек в пятизвездочном отеле, где у него там лампочки под столом горят, а он свои макароны ест в темноте, он даже не знает что там у него печенка или тараканы в тарелке, темно же, но поскольку там темно ему за это дороже платить приходится. В деревнях электричества нет, и там едят при свечах. Но в пятизвездочном отеле вам нужно на семьдесят долларов заплатить больше, чтобы при свечке поесть, электричество есть, но его выключают, они зажигают свечку и, улыбаясь, едят тараканов, которые попадаются в макаронах. Но, то наслаждение, которое вы получаете, поедая спагетти в каком-нибудь итальянском ресторане точно такое же, какое получает собака, найдя в мусорном ведре какой-то обглоданный кусок. И после того как вы наедитесь спагетти будет отрыжка, и наевшись этой гадости у собаки тоже будет отрыжка. Ну разве это не правда [смеются]?

00:31:30 Так что и боль, и счастье, и удовольствие, которое мы получаем через четыре вида деятельности – еду, сон, совокупление и самозащиту, и нет разницы в качестве ощущений находимся мы в этом типе тела или в другом типе тела. [ахара-нидра-бхайа-маитхунам ча саманйам этат пашубхир наранам («Хитопадеша»)]. Поэтому Шукадева Госвами говорит: «Человек ли, животное ли – нет разницы». Животные даже лучше. Свинья рожает сразу за один опорос тридцать два поросенка, и никаких не нужно операций, выходит один за другим, никаких осложнений [смеются]. А что у людей – муж сидит в комнате, нервничает, смотрит на часы, жена в соседней комнате рожает и вдруг прибегает жена и говорит: «Радуйся, у тебя сын». И на радостях организуют вечеринку, чтобы отметить. За роды нужно платить много долларов в больницу.

00:33:21 Но за одни роды свинья рожает тридцать два поросенка. Вы никогда не увидите, что свинью помещают в палату интенсивной терапии. В свинском обществе, в свинской общине нет недостатка ни в чем, там никто никогда не голодает. Мы никогда не слышали о том, что у них была первая или вторая свинская война, чтобы они свои места проживания бомбили, у них нет Организации Объединенных Наций, нет там ничего такого, нет никаких договоренностей, которые они заключают между собой, все животные живут естественно и счастливо. Ни одна свинья еще не умирала от инфаркта. Вы когда-нибудь слышали как потерпела аварию какая-нибудь ворона [смеются]? Никто не угоняет ворон [смеются]. Все эти проблемы только у нас, но мы провозглашаем себя людьми.

00:35:09 Если мы бросим зерно на дорогу – прилетят птицы, они склюют несколько, возьмут одно для птенца и улетят. Но если вы десять мешков зерна вынесите из дома и положите на улицу – в полночь придёт один человек и все десять мешков утащит, и пока он будет тащить эти десять мешков, другой на него нападет, и между ними завяжется перестрелка. Один будет говорить: «Тебе нельзя это было брать», и он будет это говорить, несмотря на то, что ему-то это не принадлежало. Была целая битва между французами и англичанами в Бомбее за то, чтобы решить – кому должен принадлежать Бомбей англичанам или французам, но Бомбей не в Англии и не во Франции, Бомбей в Индии. Но французы обвиняли англичан: «Вы преступники, вы не можете забрать этот город». А британцы говорили: «Преступники вы». Вот развитая цивилизация.

00:36:51 Так что должно быть критерием, как мы должны понять, чем живое существо в теле человека отличается от живого существа в теле животного? Если у человека нет дхармы, если он не следует религии – такого человека следует считать животным. Все остальное есть у других видов жизни и у зверей, и у насекомых. Как я вам уже доказал нет разницы в каком теле страдать или испытывать наслаждение, но что касается того, кто меньше причиняет беспокойств другим – люди не самые лучшие, все другие формы жизни лучше чем люди. Никогда не бывает так, что проснувшись утром, змея планирует: «Сегодня я укушу Майкла Джексона». Такого никогда не бывает.

00:38:17 Змея никаких заговоров не плетет и не планирует убивать кого-то, но жена американского президента может проснуться однажды утром и составить план убийства президента, своего мужа, наняв для этого негров. А после того, как президент будет лежать в гробу, она будет плакать над ним: «Ах, дорогой мой, зачем ты меня покинул?». Ни одно животное так не поступит только человек. И почему же так происходит? Потому что живому существу дана возможность думать, видеть различия, использовать разум и следовать религии. Но у животных такой способности нет, она им не дана, они действуют, подчиняясь инстинктам.

00:39:45 Если кобель видит сучку, он не думает: «Мать моя это или сестра или бабушка», собака не может думать, потому что нет такой способности. Но человеку такая способность дана, он видит: «Вот это мать моя, а вот это жена, а это дочь, а это сестра». У него есть способность видеть это, он не может действовать, положившись только на инстинкт. Но на самом деле восемьдесят процентов всех людей действуют, полагаясь на инстинкты. Некоторые из этих восьмидесяти процентов относятся к цивилизованным народам, другие – не к цивилизованным, но и те и другие действуют одинаково.

00:40:52 У меня в Вашингтоне живет друг, он поехал в Центральную Африку для того, чтобы какие-то исследования там проводить. Он изучал там какие-то племена, и случилось так, что он влюбился в дочь вождя одного племени. В этом племени такая традиция – если девушка выходит из племени, её убивают. К счастью там был вертолет Красного Креста, и они просто вытащили её из этой деревни, а обозленные жители кидали копья в вертолет, и стреляли отравленными стрелами по вертолету. Но это ж вертолет, сами понимаете, он улетел. Он приехал в Вашингтон и женился на этой девушке.

00:42:13 И в годовщину их свадьбы он повел её на вечеринку, которая проводилась где-то в полночь, там был маскарад, все были в масках, и были у них у всех копья в руках, все были одеты в разные костюмы, некоторые были почти голые. И когда эта девушка увидела, она сказала: «Зачем ты меня сюда из моего племени привез, здесь же тоже самое, что и мы там делаем» [смеется]. Посмотрите-ка, казалось бы, самый цивилизованный Нью-Йорк и какое-то дикое племя в Центральной Африке, а то, что они делают, не отличается одно от другого. И, несмотря на то, что этот бизнесмен еще жив, у него маска в виде черепа. И никто не знает, потому что лицо скрыто маской, кто есть кто. Для этого племена и используют различную краску, чтобы наносить на лицо, чтобы никто не понял, кто есть кто.

00:43:51 Если вы действуете, подчиняясь инстинкту, то уже не важно – цивилизованный вы или не цивилизованный. Цивилизация начинается с того момента, когда человек признает Бога. До этого момента это еще не цивилизация. Кто-то может жить очень роскошной жизнью, но эта жизнь ничем не лучше животного. Вот есть такое уравнение: человек минус дхарма равно зверь. В этом творении мы видим множество живых существ: людей, животных, птиц. Их можно разделить на тех, которые движутся и тех, которые неподвижны. Среди движущихся – люди, звери, птицы, рыбы. И за исключением человека, ни у одного другого вида жизни нет способности следовать дхарме, они вынуждены подчиняться инстинктам, и действовать в соответствии с биологическими побуждениями, свойственными телу.

00:45:49 Но у людей есть особое свойство, которое называется интуиция, они способны получать информацию изнутри. И восемьдесят процентов людей, несмотря на то, что они имеют эту способность, они имеют этот внутренний голос, они его не слышат, и ему не подчиняются. Не важно – цивилизованный, не цивилизованный, культурный, не культурный, они всё равно действуют как животные. Интуиция – это внутренний голос, который учит вас как действовать правильно. Двадцать процентов людей имеют склонность следовать дхарме, и они делятся на две категории: первая категория имеет писания, вторая категория писаний не имеет.

00:47:30 И процентное отношение такое – те, у кого есть писания, составляют всего два процента из этих двадцати. А из тех двух процентов, у которых есть писания, они используют эти писания только для того, чтобы достичь какого-то материального достатка и развиться в экономическом смысле, они следуют дхарме, следуют религии для того, чтобы удовлетворить свои экономические потребности. И если появляется какой-то другой метод, с помощью которого можно развить экономику, они бросают религию. Поэтому, посмотрите, в современном мире большинство церквей, храмов и мечетей пусты, никто в них не ходит, но посмотрите на ипподромы, посмотрите на супермаркеты, посмотрите на кинотеатры, посмотрите на места, где лотереи разыгрываются, там полно народу всегда.

00:49:14 Вначале когда коммунисты распространяли свою философию, они открывали напротив церкви ячейку коммунистическую, люди входили в церковь, а потом выходили из неё, из ячейки выходил коммунист и говорил: «Товарищи, куда вы ходите?». Они говорят: «В церковь ходим». И он спрашивает: «И что вы там делаете в церкви?» Они говорят: «Господь дает нам наш хлеб насущный». Коммунист спрашивает: «И что дал он тебе хлеба твой Господь?» Он говорит: «Нет, не дал». Он говорит: «Ну-ка зайди-ка к нам в ячейку коммунистическую, я дам тебе хлебушка» [смеется]. И такой человек естественно видит, что правда ячейка у коммунистов лучше, чем церковь, потому что если там просишь хлеба, хлеба и дают. А в церкви просишь хлеба – дают благословения и все, иди гуляй, а хлеб нужно еще где-то искать [смеются]. Таким образом, получается, что партия лучше чем Бог [смеется]. Вот такая тенденция свойственна раджасу.

00:50:54 И даже те, кто следует религии, которая основана может быть на Ведах, на Библии или на Коране, главным желанием, основных их движущим мотивом является именно экономическое развитие: «Как бы мне сделать так, чтобы слой масла на бутерброде стал побольше? Как бы мне найти жену или мужа получше?» Вот в этом цель религии. И девяносто процентов из тех двух процентов, которые следуют религии, думают: «Я должен что-то получить, но Бог не дает». И они поэтому говорят: «Господь, ну скинь мне это. Пожалуйста, не держи, отдай мне то, что я заработал». И для них Бог превращается в того, кто выполняет заказы, которые поступают от людей. Вы заказ пишите, и Господь вам выполняет эти заказы и бросает то, что вы заказали.

00:52:29 Представьте себе стоит огромный Господь, вокруг него хлеб, кетчуп, сыр, [смеются] и он отрезает, капает, делает вам сэндвич и кидает его. И поймав его, мы говорим: «О, Господи, спасибо тебе» [смеются]. Это называется церемония благодарения. Но когда мы проводим это церемонию благодарения бедные птицы помирают. Господь смотрит и думает: «Я создал птиц, создал вас, вы едите птиц, что-то не то в этом творении». И само понятие «религия» в сознании людей связано с единственной целью: «Как бы мне лучше развить своё экономическое положение? И если коммунисты или физики и химики помогут мне продвигаться экономически, то зачем тогда мне Бог. Я вспашу поле, посею, полью, потом буду ждать, вырастет урожай, я его скошу – все это я делаю. Где же ваш Бог, откуда он тут? Когда я пахал – он ко мне не приходил, не помогал мне поливать, он не помогал мне защищать эти плоды от птиц и животных. И когда я собираю урожай, когда я получаю свою пшеницу и пеку свой хлеб – вдруг откуда-то Бог появляется, который его дает, но я что-то не видел его раньше. Я человек, я все делал это, я испек – значит мое».

00:55:18 И если экономическое развитие успешно развивается без религии, то такой человек с удовольствием немедленно забывает и Библию, и Коран, и Веды, и Бхагават-Гиту и что бы то ни было еще. А почему человек хочет экономического развития? Он хочет удовлетворять свои чувства. Таким образом, получается, что и цель религии, и цель экономического развития одна и та же. Я должен удовлетворить, ублажить свои чувства. Но чувства нельзя удовлетворить. Представим себе: горит дом, пожар, и вы хотите потушить огонь, и приносите с собой бензин, и льете. Есть какая-нибудь надежда, что огонь погаснет? Или если газ? Нет, еще сильней разгорится.

00:56:44 Таким образом, удовлетворяя чувства, получая через это чувственные наслаждения, никогда не наступит такой момент, когда глаза нам скажут: «Ну, все, мы устали, больше не хотим смотреть», уши никогда нам не скажут: «Больше не хотим слушать», язык никогда не скажет: «Больше не хочу ощущать вкусов». Это не произойдет никогда, и даже если ваши способности ощущать все это с помощью чувств будут уменьшаться, то вот эта ваша жажда испытывать это, уменьшаться не будет. Вот если мне приносят салат Оливье, а он такой привлекательный, но я могу съесть только тарелку, но я все время говорю: «Вот миску, которую вы принесли, оставьте здесь», потому что я вижу, там так много его лежит. Я могу съесть только тарелку, если я съем чуть больше, желудок мой не выдержит. Так что способен я съесть только тарелку, но моя жадность, поэтому я говорю: «Не уносите, не могу есть – хоть смотреть буду» [смеются].

00:58:16 У жадности нет пределов. И чем больше вы удовлетворяете свои чувства, без малейшего понятия о том, кем вы на самом деле являетесь, тем сильнее разгорается пламя желаний и чувственных наслаждений. Все это пламя превращается в лесной пожар. «Самсара-даванала» - лесной пожар. И даже очень религиозные люди, которые выполняют все предписания религии и регулярно ходят в синагогу, в церковь, в храм, в мечеть или куда бы то ни было, но единственная причина, по которой они все это делают – это желание вот этого экономического процветания. И поскольку все хотят одного и того же, существует жесткая конкуренция. И когда возникает конкуренция, то естественным образом приходит такая мысль: «Давай-ка, мы с тобой объединимся в группу для того, чтобы конкурировать с другими». Но другие тоже не дураки, тоже сформируют группу, таким образом, конкуренция начинается между группами.

01:00:02 Для того, чтобы жить, нужно установить правила. И они устанавливают правила: «Пожалуйста, ты не должен мешать тому, как я удовлетворяю чувства». И они устраивают суды, они выпускают законы, в соответствии с этими законами могут людей казнить, вешая их. Все они выставляют себя как великие приверженцы религии, представители религии. И в конкуренции, которая существует между этими группами, некоторые лидеры жертвуют собой, умирают. Они умирают за то, чтобы группа его могла удовлетворять чувства. Такие люди известны как герои, которые отдали свою жизнь ради счастья других, а это счастье других – ни что иное как простое чувственное наслаждение.

01:01:37 И все думают: «О, герой! Мартин Лютер Кинг! Он отдал жизнь ради других людей», а на самом деле он отдал свою жизнь просто ради того, чтобы черные тоже имели возможность удовлетворять чувства. Махатма Ганди кричал: «Белые, выметайтесь из Индии, оставьте её индусам», чтобы индусы наслаждались здесь сами. Когда вы видите таких великих личностей, великих руководителей, то вы видите тех, чье желание чувственного наслаждения расширилось настолько, что они хотят его иметь не только сами, но и чтобы та группа, которую они возглавляют, имела их, поэтому они говорят: «Я хочу блага другим, я хочу блага своим братьям, сестрам и т.д.». Сто восемьдесят лет Индия страдала под пятой рабства, а сейчас пятьдесят четыре года мы страдаем от свободы [смеются].

01:03:18 И тогда страдали и сейчас страдаем. Разница в том, что сейчас мы свой флаг поднимаем, страдания наши не изменились, на самом деле, я вам даже скажу, они усилились. Теперь мы свободно страдаем [смеется]. Это называется – глупость. Так что так устраивать можно, можно по-другому, но все это ради лишь чувственного наслаждения. И затем последняя попытка. Когда все наши попытки удовлетворить свои чувства провалились, мы хотим получить освобождение. Мы скрещиваем ноги, садимся и «пялимся» на кончик носа [смеется]. Глупо. Вся жизнь прошла в иллюзии, мы только что и делали, что гонялись за чувственными удовольствиями, и когда уже ничего не сработало, мы хотим стать Богом. Знаете, так легко стать Богом. Я – Бог [смеется]. Посмотрите, разве не похож [смеется]? Конечно, похож [смеются].

01:05:09 Человек, поняв, что наслаждаться никак не получится, немедленно принимает следующее решение: «Дай-ка я стану ничем». Вот это вот четыре пурушартхи – то, к чему так стремятся люди – дхарма (религия), артха (развитие экономики), кама (наслаждение чувств) и мокша (освобождение). И пытаясь следовать всему этому, человек получает какую-то порцию благости, какую-то порцию страсти и какую-то порцию невежества – это все, что ему достается. И его сознание подавляется, завоевывается, окутывается этими гунами, и в соответствии с сочетаниями этих гун, он получает какое-то определённое положение во Вселенной на высших планетах, средних или высших. И если человек действует побуждаемый желанием насладиться плодами, и эти желания окрашены вот этими гунами, то когда у него раз не получилось, он еще раз пытается в другой стране, в другой расе, в другое время, в другом измерении.

01:07:20 Все это похоже на то, что мы лижем банку с внешней стороны. В банке может быть мед, но если вы будете продолжать лизать банку с внешней стороны, что вы почувствуете? Таким образом, благодаря влиянию гун живое существо постоянно движется либо параллельно, либо вертикально, занимая какое-то определённое положение во Вселенной и это движение бесконечно. И видя, что живое существо изо всех сил борется за существование, Господь посылает какого-то законодателя, Ману. Когда люди следуют этим законам, законам Ману, они всё равно продолжают сражаться за эти четыре цели – кама, артха, дхарма, мокша. Но действуя в соответствии с законами данными Ману, в общество приходит какое-то умиротворение. Ману сидит на горе Меру, которая находится в центре Вселенной, и оттуда вещает.

01:09:17 И люди, которые живут на планете Земля, являются потомками людей с более высоких планет. И в разных местах Земли население появилось благодаря тому, что Земля была заселена потомками Ману. Поэтому у них была возможность понимать законы, которые давал Ману. В разных странах, в разных концах Мира эти законы Ману передавались в течение многих-многих тысяч лет. Это самая древняя книга, самый древний свод законов в Мире. Как вот сейчас у вас есть переведенный Шрилой Прабхупадой «Шримад-Бхагаватам» на русском языке, точно также и законы Ману есть в разных странах Мира, переведенные на языки этих стран. И следуя этому закону, в этой бесконечной конкуренции за чувственные наслаждения, мы можем использовать вот это побуждение к действию «утайах» для нашего поддержания «пошанам», чтобы мы могли существовать в том положении, в котором оказались «стханам».

01:11:25 Но истинная цель прихода в эту Вселенную состоит в том, чтобы осознать нашу духовную природу и очистить чувственную деятельность и затем вернуться обратно к Богу. И вот это как раз тот предмет, который мы с вами обсуждаем «стханам», «пошанам» и т.д. И если человек воспринимает информацию из авторитетного источника, то это очищает его отношение, и он начинает совершать деятельность, связывая своё сознание с Кришной, и это называется Сознанием Кришны. Тот, кто делает так, такая душа потом получит место на Вайкунтхе. Это и есть истинный смысл жизни, истинная цель жизни.

01:13:03 Мы будем говорить об этих четырех темах завтра так же. Сейчас я еще раз прочту текст, а после этого можно будет задавать вопросы. Давайте так я буду читать одно предложение, а вы повторять, и так мы прочтем весь текст. «Живые существа занимают верное положение, когда подчиняются законам Господа. Так под покровительством Верховной Личности Бога они обретают полное умиротворение. Ману и их законы существуют для того, чтобы направлять жизнь людей в правильное русло. Стимулом всякой деятельности является желание наслаждаться плодами своего труда». Сейчас можно задавать вопросы.

01:14:27 «Шрути», «смрити» и «ньяя» – это три аспекта Вед. Шрути – это «что», «смрити» - это «как», а «ньяя» - «зачем». «Шрути» - это звук в эфире, это что-то вроде инструкции, которую вы получаете, покупая автомобиль, чтобы могли все узнать об этом автомобиле. Вот это «шрути». А «смрити» основывается на «шрути» в разных обстоятельства, когда разные цивилизации были движимы разными мотивами, Риши запомнили что-то, «смрити» - это то, что запомнили Риши. У «шрути» только одна цель – освободить душу от материи, а у «смрити» – несколько целей.

01:16:15 Представим себе, что я решил полететь из Бомбея через Лондон и Вену в Москву, меня могут отправить в зал транзитного ожидания и накормить там обедом пока будут в Лондоне мыть самолет, и я там могу купить что-то в «Duty Free» (беспошлинном магазине). И мне дают туристическую книжку, где описывается все это, что этот самолёт летит через Лондон, в Лондоне будет временная остановка, вы выйдете, там можете сделать это, можете сделать такие покупки. Если кого-то очень интересуют вот эти беспошлинные магазины, будет очень внимательно относиться к информации, касающейся того какие услуги предоставляются транзитным пассажирам в Лондоне. Точно так же и в общем индуистская философия когда высшая цель забыта, предается большее значение тому, как сделать более удобную жизнь здесь сейчас или после смерти в других измерениях.

01:18:09 И поэтому некоторым «смрити» начинают предавать больший вес, большее значение, чем «шрути». И «смрити» это не какая-то одна книга, «смрити» – это миллионы книг. И у каждой определённая цель, как попасть в определённый магазин, где покупки не облагаются пошлиной. Но если вы думаете о конечном пункте, вам нужен конечный адрес, до того, как вы долетите до конечной точки, будут разные промежуточные станции, но вас не интересует это, вас интересует только конечный адрес. Только конечный адрес приведет вас в Москву. Мой агент спросил меня: «Какой билет Вы будете покупать? Вы пожжете полететь из Дели через Лондон и Вену в Москву и можете полететь прямым рейсом Дели-Москва. Что Вам более удобно?». Я сказал: «Нет, мне прямой, пожалуйста». И он сказал: «Что есть Туркменские, всякие «-станские» авиакомпании и «Аэрофлот». Какую Вы выбираете?» Я сказал: «Аэрофлот».

01:20:13 Вот это «шрути», потому что у вас есть пункт назначения, и вы знаете кто вас туда доставит. И, несмотря на то, что «Аэрофлот» в Дели считается самой плохой авиалиний…
Три часа я простоял в очереди, чтобы зарегистрировать багаж, когда я подошел к прилавку, женщина сказала: «У меня нет посадочных талонов, чтобы вы там сели, поэтому извините вы не полетите». Я сказал: «Но у меня там место забронировано, я приехал сюда в четыре часа утра, а сейчас семь утра, я уже тридцать два круга прочитал» [смеются]. Она сказала: «Чего?» Я сказал: «Ну ладно, вас это не касается» [смеются]. Я сказал: «Вы должны дать мне возможность улететь этим рейсом. Я купил билеты на «Аэрофлот», потому что это официальная русская авиалиния». Потом она взяла какую-то бумажку и от руки там все написала [смеется]. Я отошел и рассмеялся – три часа ждать, чтобы тебе на бумажке что-то написали.

01:21:56 Но на этой бумажке не было номера сидения, и когда я взошел на борт самолета, я им говорю: «Вот видите у меня бумажка и на ней не написан номер места», и там был стюард с бородкой как у профессора, и я ему говорю: «Видишь у тебя борода и у меня борода, мы братья. [смеется] Я три часа ждал, и у вас талонов посадочных не оказалось, поэтому мне написали на бумажке, я пассажир, который заранее забронировал место, пожалуйста, дайте мне улететь этим рейсом». Он сказал: «Не волнуйся, я тебе дам самый лучший класс [смеется]». И он мне подписал бумажку и мне дали место в салоне первого класса. Вот это как раз благо, которое приносит следование «шрути» – я полетел первым классом из Дели в Москву. Но если бы я стал следовать «смрити», я бы полетел через все эти «-станы» и еще не известно долетел бы вообще [смеется].

01:23:36 Даже в «смрити» и в «ньяя» правило такого: если есть разница между «шрути» и «смрити», человек должен следовать «шрути», а не «смрити». Конечно, существует еще множество других технических деталей, которые описывают разницу между «шрути» и «смрити», но это целая тема для следующего семинара. Я проводил семинар, который назывался «Четырех книг достаточно» («Чайтанья-Чаритамрита», «Шримад-Бхагаватам», «Нектар преданности» и «Бхагават-Гита»). И я на этом семинаре объяснял каким образом вся Ведическая литература присутствует в этих книгах как суть, там мы глубоко погружались в тонкости различий «шрути» от «смрити» и т.д. Двенадцать дней семинар длился, по два часа в день. Так что если хотите такой семинар, могу устроить, я здесь два месяца [смеются]. Прежде чем прийти на этот семинар захватите с собой салатика Оливье [смеются].

01:25:21 Следующий вопрос. Принесите воды, пожалуйста. Еще вопрос: когда арати, во сколько? Минута одна осталась.
Скажите, пожалуйста, как научиться мудрости, чтобы упорядочить свой день, ведь обстоятельства бывают сильнее нас. Для того, чтобы научиться мудрости, нужно следовать садхане и в соответствии с этой садханой по утрам повторять мантру с хорошим качеством, и нужно вставать, просыпаться самое позднее во время восхода солнца, потому что жизненные потоки в нашем теле обретают максимальную энергию тогда, когда вы просыпаетесь до восхода.

01:26:35 И вот эти вот воздушные потоки оказывают воздействие на наш ум, и когда мы попадаем в течение дня в разные обстоятельства, если ум слаб, то вы поддаетесь и падаете жертвой обстоятельств. Но если ум силен, то вы можете преодолеть обстоятельства. Это все равно, что машина правительственного чиновника может ехать быстро, потому что перед ней все расступаются и очищают дорогу, на ней вот эти мигалки горят. Просыпаясь рано утром, хорошо повторив: [Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе], мы делаем наш ум очень сильным, потому что в это время воздушные потоки несут максимум энергии, и поэтому когда мы потом днем работаем, ум он очень силен, воздушные потоки максимально насыщены энергией, благодаря этому мы обретаем силу привести все в порядок и тогда обстоятельства не будут нам помехой. Большое спасибо! Сейчас будем петь и танцевать. Шрила Прабхупада, ки джая!

транскрибирование: Екатерина Кузьмичева | Новомосковск | Россия | 09 июня 2014