Девочка значит божественная

Аюрведа радио - 07 февраля 2007
Какие тайны хранит природа наших детей? Способен ли ребенок сам судить о своих поступках? Почему дети копируют нас в процессе своего развития? Как дети проявляют то, что мы подавляем в себе. От чего следует оградить детей? О неспособности ребенка абстрагироваться. Почему девочка означает божественная? Желательно ли привлекать благостную душу чтобы она родилась твоим ребенком? Что делать, когда между супругами нет уважени? Как можно понять природу ребенка в младенчестве?
запись эфира для начинающих из раздела «Воспитание ребенка» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:30:17 | качество: mp3 24kB/s 15 Mb | прослушано: 12791 | скачано: 9777 | избрано: 58
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:00 Слушатели семинара, «Двенадцать ступенек в небо – отцы и дети, объявлено перемирие». Сегодня у нас тема, называется «Их величества дети» и, мы будем говорить о больших тайнах детей. «Большие тайны маленьких детей» - это одна из подтем сегодняшней беседы. Вторая подтема это – «Девочка значит божественная». И такое, кодовое название третьей подтемы «Семилетку в два года».

Какие тайны хранит природа наших детей?

00:00:35 Итак, что, какие же тайны хранит природа наших детей. Нам кажется, нам может казаться, что эти тайны должны быть всем нам известны, поскольку мы сами прошли все те этапы жизни, которые проходят наши дети. Как будто бы от нас ничего скрыть нельзя. Но одна из особенностей природы ребенка в том, что он очень плохо осознает свою природу сам. В этом смысле ведическое знание говорит, что детство – это период невежества. Не в том плане, что ребенок не способен никак, никакому обучению или он невежда, просто потому что он маленький. А в том, что человеку очень трудно самостоятельно осознать свою природу. И в этой связи немножко надо посмотреть на механизм психики ребенка, на механизм действий, действия ума ребенка, когда он приходит в этот мир. Каждый человек приходит в этот мир, мы говорили на прошлом занятии, для того чтобы чего-то достичь. Место, в котором мы с вами родились, оно особенно тем, (я имею в виду планету, на которой мы родились), оно особенно тем, что, здесь мы можем чего-то достичь. Здесь существует особенный, как говорит ведическая астрология, вид деятельности, вид кармы, которая называет Креаман-карма, способность создавать своё будущее, в этом мы абсолютно уникальны как люди, и в этом уникальная наша планета, на которой мы живем.

00:02:29 И поэтому те живые существа, которым посчастливилось здесь родиться, это, с точки зрения Вед большая удача. Они в самом начале своей жизни, которую мы называем детством, они не отягощены опыт прошлых жизней, они… как бы их сознание в какой-то степени представляет чистый лист, потому что свобода действия, свобода выбора, она вместе с этим налагает очень большую ответственность. То есть человеку очень важно не ошибиться в том, какой выбор сделать. И именно поэтому так устроена природа и так устроена Господом, что ребенок он освобождается от влияний прошлых жизней, в особенности в плане оценок себя как хорошего и плохого. Поэтому независимо от того, была ли жизнь человека греховна или она была очень возвышена, этот прежний опыт непосредственно на оценки сделанного ребенка не влияет. Как бы его сознание защищено, разделено от прошлых, как бы прошлых оценок, прошлых жизней, прошлых впечатлений. И если они и проявляются, то проявляются только в форме узнавания как бы, в процессе узнавания, так называемая функция эмоциональной памяти, когда мы не помним образы, мы только можем понять, что нас что-то отождествляет с ними, или что-то влечет, или что-то пугает, если мы встречаем похожие явления или похожие формы в этой жизни.

00:04:25 Но это как бы больше эзотерическая или астрологическая часть, но это знание, которое раскрывают Веды, становится достоянием людей, в том числе и благодаря поискам и следованиям современным ученым, современных психологов, просто здравому смыслу. И одно из самых больших открытий современной педагогике, педагогики 21 века состоит в том, что… хотя возможно были умы, и люди, которые знали это и понимали это прежде, но сейчас это становится достоянием всех и каждого, родители могут принять это знание в сведение и руководствоваться им. И таким открытием является знание о том, что ребенок для того, чтобы сделать свободный выбор, поскольку в Ведах говорится, что самое, самое непоколебимое, самое неизменимое, неразрушимая часть решений человека или устремлений его, это та, которая делается на основе свободной воли, поэтому ребенок, рождаясь здесь, не имеет пониманий о себе, как о хорошем или плохом. То есть что дает ему возможность стать таким свободным, каким он хочет, без обусловленности своим прошлым. Но если бы у него не было никаких ориентиров, то он совершенно не мог двигать, ему совершенно не было бы понятно, происходит его развитие или нет, происходит развитие или деградация. Поэтому нам, как родителям, доверена особая функция, особый механизм оценивать ребенка.

Способен ли ребенок сам судить о своих поступках?

00:06:24 И одним из больших, больших тайн маленьких детей, является то, что ребенок не способен судить о своих поступках самостоятельно, ему как бы ни с чем сравнить. Та система ценностей, которой он следовал, которую имел в прошлой жизни, как бы спрятана от него. И единственным критерием для него, определить поступает он правильно или нет – это реакция на его поведение, на его состояние, на его настроение нас, взрослых, тех, кто ближе всего к человеку в детстве, тех, кто является защитой его и покровительством. И, очень важно знать и помнить то, что психика ребенка, его даже головной мозг, центры головного мозга не настолько развиты, чтобы мыслить в абстрактных и различных логических категориях, что восприятие ребенка, оно не происходит на уровне размышления, восприятие ребенка отношения к себе следующее – если родителям плохо, если находясь рядом со мной им плохо, они неудовлетворенны или несчастливы, значит я что-то сделал плохо.

00:07:55 Само присутствие несчастливого родителя рядом дает сигнал психике ребенка, что я что-то делаю не так, что само по себе налагает очень ответственность, с которой человек, маленький человек может не найти силу справится. И если я сделал что-то плохо, прямой вывод из этого, такова особенность психики ребенка – то, что я плохой. То есть, хороший, другими словами, хороший человек или хороший ребенок, не может сделать, он не может сделать ничего хорошего, если рядом с ним чувствуют себя несчастными другие люди. Те люди, которых хочется радовать. Мы говорили о том, это тоже один из секретов детской природы, впрочем, как и нашей природы, взрослых людей, то, что в каждом ребенке заложена естественная потребность, неуничтожимая ни временем, никакими другими средствами воздействия, потребность радовать своих родителей. Единственная, единственная ситуация, когда он может потерять эту склонность, это когда он долгое время не видит этой радости. Поэтому, цепочка «Моим родителям плохо – значит, я сделал что-то плохо – значит я плохой» она может создать определённую систему оценки себя, с которой человек потом будет бороться, неправильной, разумеется, оценки, с которой человек будет бороться на протяжении всей своей оставшейся жизни.

00:09:37 Это важный фактор также в том, что в оценки того, как ребенок принимает ответственность в детстве, и как он испытывает вину. Еще одним секретом, который вытекает из упомянутого выше психики детской и природы ребенка являет то, что ребенок чувствует себя виноватым, не только за то, что он сам сделал. Иногда он не понимает сложных хитросплетений сделанных им поступков и тех реакций, которые они вызвали у родителей, но и чувсвует себя виноватым тогда, когда кто-то рядом с ним просто несчастлив. И кто-то, кто страдает рядом с ним, или неудовлетворен или испытывает гнев, в этом случае ребенок также принимает на себя непосильную ответственность, испытывает непосильную для него в этом возрасте чувство вины. Поскольку его тело, обстоятельства, способности, навыки, понимание вещей в этом мире оно еще слишком ограничено, поэтому у него нету возможности понять каким образом он может исправить так называемую ошибку, как он может решить эту проблему, чтобы люди рядом с ним были счастливы, чтобы взрослые были довольны. Как ему сделать что-то такое хорошее, что бы в конце концов близкие люди были довольным им.

Почему дети копируют нас в процессе своего развития?

00:11:09 Второй из значительных, важных таких очень секретов, или вторая большая тайна маленьких детей, хотя для многих для нас она не являлась тайной, скорее она была чем-то, что мы подозревали или знали или слышали, но с трудом могли поверить в то, что это действительно так, в то, что это действует, в то, что это работает. Это то, что самый лучший метод воспитания для детей, самый эффективный метод, это просто копирование или подражание. Многие родители могут сказать, что это очень спорный вопрос, как будто бы практика это не подтверждает, потому что, если бы это было бы действительно так, кто-то может возразить, то у родителей, которые сами имеют хорошие качества характера и высокие нравственные принципы часто вырастают дети, которые не только не следуют этим нормам и не развивают, не проявляют эти качества, а часто наоборот, проявляют все отрицательные, негативные качества. Дело в том, что помимо естественных склонностей подражать, как я уже говорил, ребенок не имеет внутренней системы оценки кому подражать – а кому нет. То есть у него нету внутренних критериев кого выбрать для… собственных внутренних критериев, кого выбрать как объект подражания. Поэтому, опять таки, мудростью природы, мудростью Господа устроено таким образом, что ребенок воспринимает ценные вещи, или как бы то, к чему стоит стремится, то, что желанно, то, чем следует подражать, исходя из эмоционального настроя одного из своих родителей. И конкретно родителя противоположного пола. В этом смысле существует такая формула – глаза дочери находятся в сердце отца, глаза сына находятся в сердце матери. О чем это говорит, то есть, как мы в первых двух лекциях уже говорили, существует два главных стимула к развитию, или даже действии. Первое – это страх, а второе это любовь.

00:13:47 Один… первый стимул он просто побуждает человека действовать так, чтобы не страдать. Второй же стимул – любовь – побуждает к тому, чтобы действовать так, чтобы быть счастливым. Это немножко две разные системы, два разных, можно сказать, стиля, образа жизни. Потому что, по своей духовной природе, каждый ребенок, по внутренней, глубокой природе, он имеет склонность к неубывающему росту счастья. Т.е. к всевозрастающему счастью, поэтому согласно нашей природе, вечной природе, мы никогда не сможем чувствовать себя удовлетворенным, только потому что на наши голову не обрушиваются несчастья, только в том случае мы не сможем быть счастливы, если мы просто устроим свою жизненную ситуацию, или найдем такое положение, в котором бы мы просто не страдали.

00:14:59 Поэтому, более эффективным, более действенным стимулом, даже не хотелось бы использовать, помню этимология этого слова, слова «стимул», если вы помните, оно переводится как «палка». То есть мотивом для того, чтобы развиваться, прогрессировать, является любовь. То есть способность испытать счастье через то, что тебя любят, чувствовать покровительство, любовь, заботу. А также способность самому проявлять любовь, или заботиться.

00:15:42 Почему, почему же говорится, что глаза дочери находятся в сердце отца, глаза сына находятся в сердце матери? На самом деле мы исходим из того, что отец он больше понимает, какие проблемы, с каким проблемами может столкнуться сын в жизни, будучи сам мужчиной, понимая те обязанности, те трудности в жизни, которые ему самому пришлось пройти. И, казалось бы, что отец, он может наиболее полно представить сыну, картину того, что его ждет, если он не будет развивать те или иные качества мужские. Точно также как мать, она может, прожив какую-то часть жизни, достигнув какого-то осознанию, каких-то жизненных реализаций, столкнувшись с перипетиями и опасностями этого мира, она может дочери объяснить быстро и доступно, что, собственно, матери обычно и делают, что её ждет в жизни, что она будет копать, и что она всю жизнь будет мести, то есть родители часто использует этот пример. Что если мы не будем соответствовать, как дети, не будем соответствовать каким-то нормам, или не будем развивать каких-то качеств, то мы всю жизнь будем «копать или мести». Даже просто опрос круга моих знакомых показал, что в основном девочек пугают, что они будут всю жизнь мыть полы или подметать улицы, если не получит должного образования, или не разовьют какие-то качества, которые родителям кажется значимыми, а мальчишки всю жизнь будут копать – каналы, траншеи, окопы, и так далее.

00:17:40 Очень распространенный термин, он показывает, что, как бы в методах родительства, в методах воспитания, до сих пор доминирует первая мотивация, мотивация страхом. И эта мотивация страхом, она предполагает, что воспитание происходит директивно, каждый из родителей мать дочери и отец сыну, что, в общем-то, частично соответствует ведическим принципам, дает наставление к тому, каким-образом ему избежать опасностей в этом мире, и часто, родители для того чтобы, ребенок мог избежать опасности, деградируя или развивая дурные качества характера и не развивая положительные, применяется формула «пожалеешь палку – испортишь ребенка» - это общепринято. И это кажется достаточно логичным, если мы примем, что стимулом или мотивацией к развитию ребенка является страх, то никто так сильно не может напугать ребенка реалиями жизни, с которыми ему придется столкнуться, имея определённый тип тела – мужской или женский, как родитель того же пола, что и он. Поэтому, отцы… Веды действительно говорят, что лучший способ для отца воспитывать дочь, это передать на воспитание матери, и лучший способ для матери воспитывать сына, это доверить это почетное и нелегкое дело доверить отцу. Но надо уточнить, именно в этом ключе, как, какому, на какое именно воспитание, родители друг другу доверяют своих детей. Если это воспитание на основе страха, то оно станет директивным, и каждый из родителей будет запугивать ребенка теми неприятными открытиями об этом материальном мире, которые он успел сделать за свои 20, 30 или 40 лет. И список этих неприятных сюрпризов может быть очень большой, даже, пожалуй, непосильный для ребенка, для его психики.

00:20:03 То есть, помимо этого, помимо такого директивного воспитания, на основе собственного опыта, родителям того же пола, что и ребенок. Т.е. отцом сына, матерью [дочери], существует еще один вид воспитания на сегодняшний день это когда, желая защитить ребенка, естественно, из привязанности, естественной материнской привязанности к нему, защитить своего сына от террора отца. Террор, переводится, кстати, как «ужас», как «страх». Т.е. от запугивания, от воспитания на основе запугивания, на основе давления. Запугивание не теми угрозами, что если не будешь учиться, то я тебя убью, а тем, что «если ты не будешь учиться, то тебя убьет материальный мир, то у тебя очень будут большие проблемы». Но некоторые родители считают, что чтобы ребенок не столкнулся с большими проблемами, который предлагает материальный мир, то лучше создать эти проблемы им в детстве, чтобы они, как бы поняли, смоделировать эти проблемы в детстве. В этом смысле и физическое наказание всегда считалось, самым действенным средством. Другими словами, в воспитании доминирует идея о том, что ребенок должен быть готов к жизни. Ребенок должен быть готов к жизни. Такая практика консультативная, когда приходит мама молодой девушки – из практики консультативной пример - и в разговоре выясняется… она, то есть чувствует, что она очень большое значение придает именно обучению девушки. И когда ей говоришь о том, что возраст её таков, что она должна развить качества женские и судьба её, о чем часто, говорит гороскоп её, очень сильно зависит от успеха в браке, в семье.

00:21:54 Мать такой девочки, она возражает, что на самом деле, образование важнее! А когда задается вопрос, почему вы так считаете, чаще всего звучит фраза «мало ли что, мало ли как в жизни будет». Т.е. существует как бы позитивное, вроде бы позитивное опасение родителей того, что ребенок не справится с трудностями материальной жизни, что дочка не справится с тем, чтобы устроить свою личную жизнь или, что ей не удастся найти достойного, ответственного человека. Поэтому, мать, заранее зная, что в материальном мире такое происходит, и фактов, которые бы об этом говорили более чем предостаточно, примеров, она пытается защитить её, дав ей возможность обходиться без брака. И… и, показав, что, даже принимая или желая, вступая в брак, желая выйти замуж, девушка всё равно должна быть независимой, должна, как бы иметь запасной выход, должна быть подстрахована собственным заработком, или собственным стабильным положением в обществе.

00:23:10 Так или иначе, это происходит на сегодняшний день, но оказывается, помимо этих двух методов – т.е. воспитания мальчиков и девочек. Тое есть первого – запугивания, как с точки зрения старшего и знающего этот мир, или подготовки, как родители часто говорит, «к реалиям», чтобы не расслаблялся, чтоб потом ему в жизни не было тяжелей. Тяжело в учении – легко в бою. Ну и что, что каждый день лупили как сидорову козу, зато в жизни потом вырос человеком. Это один метод. Второй метод, когда больше такое насилие, террор со стороны матерей, психологический террор в отношении своих дочерей, прекращают отцы, часто в семьях, которые разделены, в семьях, где родители разводятся, очень часто девочки на сегодняшний день стараются остаться с отцом или быть поближе к нему, чаще общаться с ним, нежели с матерью. И наоборот, мальчики, они стараются держаться ближе к матери, именно по этой причине. Потому что, психика ребенка не выдерживает того террора, того запугивания, копанием канав или «мало ли что…» или «подметанием улиц», как пример разумеется, я это говорю. И поэтому ребенок ищет, движется по пути наименьшего сопротивления в целях собственной психической безопасности он остается с тем родителем, который меньше склонен к такому террору в силу своей привязанности, так же как… поскольку привязанность отца к дочери всегда больше, и, соответственно, привязанность матери к сыну всегда больше, они как бы находятся в положении большей безопасности.

00:24:54 Но в этом, как раз, есть свои особенные опасности, о котором мы будем говорить чуть-чуть позже, каков же, каков же оптимальный вариант? Оказывается, что, если ребенок, если мы примем и вспомним то, о чем говорилось выше, что ребенок, по своей природе, каждый ребенок причем, без исключения, имеет две склонности. Первая – имеет склонность радовать своих родителей, вторая – сделать то, что они от него хотят. Второе – он имеет потрясающую способность обучаться просто копируя тех, кто… того родителя, который воспитывает его, которые дает ему покровительство, то… этот принцип становится «глаза девочки в сердце отца, глаза мальчика в сердце матери» становится очень понятен.

00:25:52 Дело в том, что если мать относится очень трепетно к отцу мальчика, то есть она чувствует большое уважение к нему или старается сосредоточится на самых лучших качествах своего мужа, является его доброжелателем и имеет веру в этого, в этого мужчину, в этого человека, своего спутника жизни, то чувствуя это большое уважение, «глаза сына в сердце матери», чувствуя это уважение, ребенок испытывает очень большую силу, очень большую мотивацию к тому, чтобы скопировать этого человека. Чтобы стать таким как он, чтобы слушать то, что он делает, чтобы смотреть, что он делает, чтобы подражать ему в его поступках, в его качествах, чтобы выполнять все просьбы и сотрудничать со своим отцом. Поскольку это обещает, очень большую перспективу счастья, это обещает, что если я буду таким, как это человек, я возможно смогу получить такую же любовь и уважение, которую я сейчас чувствую из сердца матери, идущую к моему отцу.

00:27:07 Точно также происходит с девочкой, если она видит, что со стороны отца очень трепетную заботу о своей матери, для неё трудно придумать лучшего мотива, для того чтобы копировать мать, следовать ей, выполнять все её наставления, все её желания, чтобы в конечном счете стать такой, как она, то есть подражать ей, стать её, не потеряв, разумеется, своей личности. Потому что это обещает самое больше счастье в мире – счастье быть любимой. Поэтому, не смотря на то, что действительно лучший воспитатель для мальчика – это отец, и лучший воспитатель для девочки – это мать, это не происходит линейно, непосредственно, то есть по принципу мальчики налево, девочки направо.

00:28:06 Обеспечивают звуковое, как бы, звуковое, звуковое обеспечение, также как в любом фильме, если даже он снят очень качественно и очень хороший сюжет, захватывающий, или эмоциональный очень, глубокий, насыщенный смысл того, что говорят герои фильма, но, если сам фильм, кадры фильма не подкреплены эмоционально насыщенной музыкой, то этот фильм смотрится достаточно сухо. То человек не настраивается на суть того, что происходит, не может уловить настроение и ценность того, что происходит на экране. Точно также, когда мальчик видит самого ответственного, может быть, в жизни мужчину, ему повезло со своим отцом, по судьбе он получил самого ответственного, самого мужественного человека. Самого, самого достойного во всех отношениях и обладающего самыми лучшими качествами, тем не менее, он смотрит этот фильм, без музыки, без звука, или даже еще, часто, с неправильным переводом. То есть это та эмоциональная информация, которая в этот момент, когда ребенок видит, наблюдает отца день за днем, идет из сердца матери.

00:29:23 И таким образом становится не способным перенимать эти качества, даже если отец он просто кладезь таких качеств. Тоже самое происходит с девочкой, она может видеть женщину в лице своей матери, она может видеть женщину крайне благочестивую, обладающую всеми лучшими женскими качествами, прекрасную мать и жену. Но, если она не видит при этом, не чувствует из сердца отца идущей любви и заботы, опеки, в отношении матери и хорошего, доброго, благожелательно настроя как минимум, потому что часто в семьях, которые разведены, где родители живут отдельно, дети часто отдельно, о какой-то заботе, опеки речи не идет. Но в этом смысле даже благожелательность, благожелательный настрой, доброжелательность по отношению к супругу, с которому больше уже, человек уже не живет, как одна семья, является определяющим, для того, чтобы разлученные с родителями дети, могли тем не менее, могли перенимать у них все самые лучшие качества, даже если видятся они с ними очень редко, разные обстоятельства бывают.

00:30:44 Таким образом глаза девочки в сердце матери, глаза мальчика в сердце… извиняюсь, «глаза девочки в сердце отца, глаза мальчика в сердце матери» - то есть это тот оператор, который обеспечивает связь между двумя телефонами, между сердцами, между природой, психикой сына и отца, дочери и матери. Это настрой, забота, уважение, любовь, расположение родителя противоположного пола.

00:31:20 В какой-то степени, чтоб доказать это, можно понаблюдать те семьи, к сожалению, недостатка в таких семьях, и в таких ситуациях нет. Где родители разведены и есть дети обоих полов, и мальчики и девочки, например, в семье растет мальчик и девочка. В той семье, в которой трудно определить, кто, как бы, стал причиной распада отношений, как бы в таких ситуациях всегда очень трудно определить, кто прав, кто виноват, и чаще всего, однозначно нельзя даже этого сказать. Но по крайней мере определить человека, который более… более надежен что ли, того из родителей, кто более надежен, тот, кто действительно дорожил семьей и не хотел её распада, можно очень просто если мы посмотрим, кто из детей более привязан, или более послушен родителю своего пола. Например, если в семье, где есть мальчик и девочка, девочка растет послушной, и старается, даже не смотря на то, что мама имеет не безупречные качества, тем не менее, следовать всему, что она говорит, (даже иногда вещам, которые, как бы, может быть, не стоило бы с точки зрения разума выполнять или следовать). Тем не менее, она проявляет послушания, понимая, что ответственность и как бы её жизнь зависит от родителей, от мамы. А можно сразу сказать, что.. и, в конечном счете, развивается, как счастливый человек, способный строить отношения, способная построить свою супружескую жизнь, переняв все лучшие качества своей матери. То можно смело сказать, что в этом браке, инициатором или как бы фактором конфликта, так можно сказать, или тем, кто в большей степени стал причиной распада брака явилась женщина, поскольку мужчина сохраняет уважение. Тот факт, что девочка послушна, и то, что она следует за своей матерью, он доказывает, что мужчина сохранял уважение на протяжении всех лет брака, пытался опекать женщину, и заботится о ней, что, собственно, и дало вот это вот, эту мотивацию эту энергию для дочери быть послушной дочерью, следовать за своей матерью.

00:33:58 В случае, если сын растет ответственным, тогда, когда мы, ну, часто можем видеть такие семьи, когда сын, не смотря на то, что семья распалась, он старается помогать своей матери, он очень рано начинает работать, или он старается заботится о младших братьях и сестрах. Как бы проявляет качества, которые, в общем-то, от него трудно было бы даже и ожидать. То есть трудно ожидать в особенности, если мужчина, который имел собственный заработок, имел опыт жизни, имеет более сильное тело, может быть более сильный разум, и может быть более стабильное положение в обществе, чем 15-16 летний мальчишка, тем не менее, не смог свои выполнить обязанности. Но мальчик выполняет обязанности свои как сына, то есть оставаясь послушным сыном для своей материю И при этом еще становится все большим и большем покровительством для неё самой. В этом случае мы можем сказать, что это такой индикатор, лакмусовая бумажка, что у матери, не смотря на поведение отца, не смотря на то, что он не живет с семьей может быть, не смотря на то, что он не дает должной опеки семье, у неё осталось уважение к своему бывшему мужу, которая позволяет мальчику получать, то, что в ведах называется силу Солнца, силу мужественности, силу ответственности. И проявлять с самых ранних лет, все самые лучшие мужские качества.

00:35:37 Поэтому, в ситуации, где… в семьях, где отцы не могут найти контакты со своими сыновьями, хотя часто очень, как консультативная практика показывает, они говорят правильные вещи, но ребенок почему-то не может настроится, не может следовать этому, не может выполнить это, что часто приводит к раздражению и гневу отцов. И, в конечном счете, чувствуя такое сильное давление, сын ищет защиты у матери, то есть как бы отношения все дипломатические сохраняются только с матерью. То есть он просит карманные деньги, он делится своими какими-то проблемами. Отец оказывается как бы «персоной нон грата», что, конечно, приводит к разочарованию родителей, я имею в виду отцов.

00:36:19 И такая же ситуация может происходить с дочерью... между родителями и детьми существует тонкая психическая связь, которую принято называть тонкой не потому что она мало значительна, а потому что она невидимая и не воспринимается грубым восприятием, грубыми чувствами. И не смотря на то, что ребенок может уже быть 15-14-20 лет, как… не связан физически пуповиной своей матерью, которая родила. Но, тем не менее, психическая пуповина остается по-прежнему мощным каналом обменом энергии между матерью и ребенком. И в этой связи очень важным является принцип, который звучит так – «то, что мы подавляем, те эмоции негативные, которые мы подавляем – дети проявляют». С этой точки зрения нетрудно объяснить такой парадоксальное поведение детей, когда родители, мама, приводит ребенка в гости, или когда она оказывается в большом универмаге, в игрушечном магазине, когда ребенок… или в транспорте, или в другой ситуации, где справится с ребенком гораздо труднее, чем дома. И многие матери недоумевают, почему именно в этих условиях ребенок начинает вести себя неожиданно неадекватно или становится особенно неуправляемым.

Как дети проявляют то, что мы подавляем в себе

00:37:56 Очень серьезный, очень серьезный как бы ключ к этому, значительный, важный ключ к этому дает понимание вот этого принципа – «то, что мы подавляем, дети проявляют». То есть те эмоции, которые подавлены нами, эмоции напряжения, в связи с тем, что мама чувствует свою беспомощность в том, чтобы совладать с ребенком, в этих условиях она не может его отвлечь или не имеет возможности удовлетворить его желание, которое он объявляет ей. Или когда она просто получила редкую возможность пообщаться с близкими или друзьями и успех её общения зависит от того, насколько хорошо себя будет вести ребенок. Само напряжение, которое возникает еще в преддверие этого события, создает такую психическую взрывную волну, с которой природа ребенка, его психика, просто не способна справится. И отчасти как бы следуя инстинкту самосохранения психического, отчасти из неосознанного сострадания к матери, ребенок ведет, таким образом, себя, чтобы избавить её от этого внутреннего напряжения, ведет себя так, чтобы спровоцировать мать на внешнее, не контрабандное спихивание этого эмоционального напряжения – страха или гнева в психику ребенка, условно говоря. А чтобы она проявила его в полной мере открыто.

00:39:19 И многие матери также такое наблюдение не очень как бы ценное, и всегда с не совсем правильными логическими выводами делают. Они говорят, что вот просто треснешь как следует, и… отлупишь хорошенько, и все, потом шелковый ребенок, то есть мать делает вывод, что проблема началась с ребенка, и насилие оно помогло ему избавится от этой проблемы. На самом деле от проблемы избавилась мама, которая испытывала напряжение, внутреннее напряжение и гнев, который старалась изо всех сил сдерживать, и когда она его проявилась внешне, физически и может быть эмоционально, словесно, она чувствует большое облегчение, и, чувствуя это облегчение, ребенок тут же успокаивается. Дело в том, что в семье существует определённая цепочка, определённая эмоциональное вентиляция, система эмоциональной вентиляции. Ребенок естественно переживает свои негативные эмоции, сталкиваясь с какими-то препятствиями в общении, если два ребенка в семье хотят играть с одной и той же игрушкой. Один ребенок непременно будет испытывать гнев либо в том, что у неё отняли эту игрушку, либо в том, что младшего защищают и дают ему возможность, лучшую возможность, чтобы играть с тем, с чем он хочет.

00:40:41 Но при этом еще ребенок испытывает давление эмоций родителей, существует еще один маленький секрет, этот секрет больше касается нас, нежели детей, это уже большая тайна больших детей. Он состоит в том, что ничто в поведении ребенка так нас не раздражает, и это, в общем-то, закономерно, это логично, как те эмоции, которые мы сами в него загружаем. То есть те эмоции, которые мама старается избегать изо всех сил, старается себя вести прилично, не проявляя никаких экстремальных эмоций, гнева, или большого напряжения, или большой скорби, ребенок начинает проявлять эти эмоции, потому что для него этот принцип, принцип подавления, нереален, он смертелен, он может грозить разрушения психики. Поэтому ребенок естественно проявляет свои нужды освободится от нахлынувшей волны непонятных ему эмоций, капризами или страхом или гневом, который он обращает против других детей. Но самое парадоксальное, что именно эти эмоции проявленные ребенком, те самые, наши же эмоции, просто как бы телепортированные, переданные ему, делегированные ребенку, они у нас вызывают самое большое неприятие и самый большой гнев.

00:42:09 Поэтому, говоря об этой эмоциональной вентиляции, системе эмоциональной вентиляции, мать забирает те негативные эмоции ребенка, который он проявляет сам. Она также испытывает свои негативные эмоции, это естественно, но при этом и впитывает … эмоции ребенка и свои, она должна иметь возможность направить куда-то дальше, и в этом смысле как бы этикет, форма, стиль общения между родителями, между отцом и матерью, между мужем и женой является определяющем. Если мужчина способен дать женщине эмоциональную поддержку, она будет избавлена от необходимости либо срываться на ребенке, как крайняя мера большинство женщин старается этого избегать считая, что это уже само по себе победа. Но есть еще более страшная форма, контрабандная форма, сгружать свои негативные эмоции на ребенка, не проявляя их открыто. Причем в этом смысле процесс проходит как бы такой завуалированный, в скрытой форме, замаскированный. И мы сталкиваемся уже только с результатом, что ребенок не слушается, что ребенок отбился от рук, что ребенок не умеет себя вести в гостях.

00:43:20 Поэтому, развивая эту тему, скорее всего нам потребуется еще один цикл лекций, который касается уже отношений между супругами, отношений в браке, в семье, эмоциональной гигиене отношений. Еще одна особенностью ребенка, его психики является то, что ребенок не имея даже физически, не имея физически центров в своем головном мозге, которые бы смогли позволять ему строить какие-то логические цепи или абстрагироваться от текущей ситуации. Восприятие ребенка ситуации отличается сильно от нашего. Другими словами, если что-то происходит плохое, то это плохое будет происходить всегда. Ребенок не может сделать… для того чтобы понять временность явлений, необходимо ввести такую категорию, как время, которое в общем-то относится к абстрактным. То есть сейчас – если «щас меня ругают», если «щас я чувствую, что меня не любят, что я плохой», то мне надо определённый ресурс, определённый hardware, как говорят в компьютерной сфере, мне нужны определённые устройства в моем головном мозге, и в моей природе, раскрывшейся уже, реализовавшейся. Которые бы позволили мне отстранится от этой ситуации, объяснив себе, на уровне разума, силой разума, что то, что происходит сейчас, не имеет прямое отношение ко мне, это может быть просто плохое настроение моей мамы, может быть её проблемы, это может быть её непонимание того, насколько важно общение с отцом, с её супругом. Это может быть все, что угодно, но ребенок не может абстрагироваться от этого. И прямо воспринимает это, как бы, в прямой связи с самим собой. Если на меня сердятся – значит, я плохой. И второе – если на меня сердятся сейчас, и не любят сейчас, значит сейчас, пока сердятся, я чувствую, что меня больше никогда не будут любить, и всегда будут на меня ругаться.

00:45:44 На таком, словесном уровне, как рассуждения, оно звучит довольно странно. Но в природе ребенка, без обдумывания, без такого анализа, это происходит автоматически и влияет на его поведение и его состояние. Поэтому часто родители недооценивают внутреннего, как бы внутренней силы переживания, эмоций, в связи с тем, что нету вот этой вот защиты, понимания ситуации через разум, анализ через разум, абстрактному взгляду на неё, абстрагирования от неё. Он оказывается полностью незащищенным перед своим собственным восприятием трагичности ситуации. И поэтому эмоционально реагируют на это в нашем понимании очень неадекватно. Нам кажется, что ребенок, вот, «что за истерики?», часто говорит «что за истерики? Это что за капризы, что ты орешь как резанная? Мама просто вышла к соседке на 15 минут, что ты стоишь в кровати и орешь как резанная?». То есть родители в этот момент оперируют к своему ребенку, оперируют к нему как, как к взрослому человеку. Но, дети с небес… надо помнить, что эти живые существа совершенно имеют другую природу, хотя они во многом ведут себя также как мы - они ходят, они говорят, они иногда говорят очень мудрые, глубокие вещи. Но, тем не менее, природа отличается. Природа очень… природа ребенка, психическая природа его, физическая природа его отличается в этом смысле. Ведическая медицинааюрведа, она предостерегает человека от того, чтобы применять принципы лечения, принципы определения причин болезней, симптоматики болезни, не переносить их сферы, касающихся взрослых людей, взрослых тел на детей.

00:47:40 Точно также, в сфере психики очень трудно, очень трудно, точнее очень опасно проводить такие аналогии потому что, человек может прийти к неправильным заключениям и, в результате, к разрушительным для психики ребенка действиям.

От чего следует оградить детей? О неспособности ребенка абстрагироваться

00:47:58 Второй связанный с этим также связанный с особенностью деятельностью мозга ребенка, психика его, и состоянием его тонкого тела важным является принцип того, что ребенку трудно абстрагироваться от реальности и он может либо все воспринимать как нереальное. То есть жить как… жить в сказочном мире, он может очень легко перенести какие-то сказочные понятия, сказочные ситуацию, на свою жизнь и очень счастливо и спокойно в них жить. Действительно. При этом это может очень большую как бы помочь оказать развитию ребенка. В тоже время, если ребенок воспринимает какие-то суровые реалии жизни, опять – таки, часто родители не препятствуют этому из соображений того, что он должен быть готов. Он должен быть готов, к суровой реальности жизни. То, эта же самая особенность психики, не способность абстрагироваться от конкретной, данной ситуацией и не позволить силой разума распространиться на остальные сфера своей жизни, она заставляет ребенка думать что, то, что он видит, скажем, на экране, или слышит какие-то ужасные новости, тяжелые очень события видит в программе новостей, (просто потому, что телевизор молотит в течении, там… я не знаю, 12 часов – утром, днем и вечером. Или если родители считают, что ребенок может смотреть те же фильмы, что и они, или они берут его на просмотр какого-то серьезного, эмоционально напряженного, пусть даже не фильма ужаса, но какого-то фильма, где есть большое насилие, здесь...просто большие переживания, эмоциональные переживания.) То ребенок оказывается бессильным, потому что он не может абстрагироваться от этой ситуации, и убедить себя силой разума в том, что это происходит только на экране.

00:49:54 Или это происходит только, скажем, где-то в Малайзии, на островах в Малайзии, он смотрит какие-то очень серьезные события, съемки серьезных событий, гибель тысяч людей, где идут военные действия, или произошло какое-то стихийное бедствие. Или он смотрит фантастический фильм с какими-то очень пугающим и страшными сценами насилия, нашествия, там, инопланетян, скажем. И его психика не позволяет абстрагироваться и объяснить себе, что инопланетяне – это означает в другой части галактики, и кроме того это снято в Голливуде, и это просто художественный или фантастический фильм. Или новости касается какой-то отдаленной территории. Если это происходило, то оно происходило, во-первых, уже неделю назад, во-вторых, оно происходило в другой стране и нет никаких оснований полагать, что это произойдет здесь. Психика ребенка не позволяет делать такие, как бы, так абстрагироваться от ситуации, и, поэтому, эмоционально ребенок воспринимает что, то, что он видит, то может произойти с ним в любой момент. Поэтому, для психики ребенка нет никакой проблемы создать такую как бы концепцию, такую идею, что все, все инопланетяне, все чужие, известные персонажи фантастического сериала они могут оказаться сегодня вечером под моей кроватью. На самом деле у чужих есть препятствие, чтобы оказаться под кроватью у ребенка. Но в его психике, в его мозгу эта, действительно, эта идея не сталкивается ни с каким препятствиями. То, что опасность если где-то девочка слышит о насилии, что кто-то совершил насилие и убил ребенка. Девочку, пусть даже это было в другом городе, скажем, или в другой стране. Нет никаких механизмов защиты внутренней для того, чтобы абстрагироваться и понять, что это в другом городе, что этого человека наверно уже поймали или его ищут и он никак не может оказаться здесь. Эмоциональная нагрузка становится слишком реальна, более реальная, чем для нас, взрослых, потому что мы имеем этот ресурс, имеем эту, как бы, в нашем головном мозге устройство абстрагирования от ситуации, устройство, помогающее не переносить увиденное и услышанное прямо на свою жизнь. Поэтому защита детей чрезмерной эмоциональной нагрузки не только от сцен насилия, секса, и так далее с экранов телевидения, средств массовой информации, просто защита от чрезмерной эмоциональной нагрузки является одним из, одной из функцией родителей, которые понимаю особенности или вот эти тайны маленьких детей.

Девочка значит божественная

00:52:51 Итак, почему мы говорим, что девочка – это синоним слова «божественная»? Здесь есть определённый такой этимологический или филологический даже нюанс, такой, открытие, наблюдение. Дело в том, что в санскрите слово «дэва» означает «божественный». И все слова, которые однокоренные слова, язык санскрит известен как изначальный или как мать всех языков и в русском языке очень много слов имеющих корни схожие с санскритскими корнями и слов, которые имеют схожее значение в обоих языках. Таким образом «дева» - мы говорим «дева», «девушка», «девочка». Слово «дева» то, что имеет божественную природу. Даже выделяется такая категория живых существ – «дэвы» божественные, то есть, существа, обладающие всеми лучшими божественными качествами.

00:54:02 Но, помимо этого Веды объясняют также особенность, то есть, помимо просто такого лингвистического наблюдения, в Ведах объясняется особенности психики женщины и мужчины. С точки зрения ведического знания, женская природа это природа, которая связана с энергией луны. Энергия луны – это энергия удовлетворения. Особенности судьбы живого существа, если это не покажется очень сухо, получившего или родившегося в женской форме, как говорят Веды, в женском теле, - это необходимость отработать, необходимость преодолеть свою прошлую плохую судьбы, которая проявляется через, главным образом, через эмоциональные состояния. В тоже время особенность психики мужчины состоит главная, с точки зрения вот такого, с … уровня, с точки зрения астрологии, эзотерики, ведической, состоит в том, чтобы создавать новую судьбу, в том, чтобы достигать цели, в том, чтобы, как принято говорить в астрологических кругах – нарабатывать или зарабатывать новую карму. И, проблема в восприятии этого знания состоит в том, что часто, когда мы слышим, что мы чем-то отличаемся, то, моментально включается механизм, который нам говорит – если мы отличаемся, то значит кто-то лучше, а кто-то хуже. И мы слышим это уже, как бы нам слышится уже в самих словах лектора, но на самом деле, настоящее, как бы правильное понимание, здоровое понимание вещей состоит в том, что разное – не всегда означает кто-то хуже – кто-то лучше.

00:56:17 Наше общество, оно прошло через определённые этапы, когда чтобы избежать дискриминации, разные кто-то лучше, кто-то хуже, мы провозгласили идею, что мы не разные, о том, что мы не лучше, никто не лучше и не хуже и именно поэтому мы одинаковы. Но в действительности, это вот различие природ, оно имеет одну цель, как бы одну цель или один такой глубинный смысл – это то, что при взаимодействии этих двух природ достигается совершенство и, как бы, преимущество для и женской и мужской. Таким образом, женская природа, которая связана с энергией луны, эмоционально представляется энергию удовлетворения достигнуто. Мужская природа в противовес этому представляет собой энергию солнечную или связана с этой энергией. И солнечная энергия – это главным образом принцип достижения, принцип совершенствования, принцип движения к цели. Таким образом, условно можно сказать, что девочка, природа девочки – эта «как?», это отношения, это удовлетворение, это не столько стремление к достигнуть чему-то, сколько стремление, естественное стремление быть удовлетворенной тем, что уже достигнуто.

00:57:53 Но, если… также как и мужчина, это его природу можно назвать природой «куда?», т.е. достижение цели. Девочка – это «как», мужчина – это «куда». Но дело в том, что если взаимодействия этих двух природ не происходит, то, для женщины, для девушки, которая не стремится ни к чему, складывается ситуация, грозящая отсутствием прогресса, отсутствием движения. То есть это определённое состояние фатализма – то, что я получил по судьбе, то я должен, как бы, пожинать, нести свой крест. Это очень распространенная фраза у женщин, кстати говоря, что я, просто, несу свой крест – есть моя семья, есть мои дети и где уж мне мечтать о совершенствовании, где уж мне что-то менять в моей жизни, жизнь прошла, столько-то лет жизни и, там… уже старость близиться или какие-то другие объяснения, но главная идея в том, что не имея взаимодействия с солнечной энергией, мужской энергии, правильного взаимодействия, гармоничного, женщины перестают желать, желать получать. Она довольна, она может быть человеком, который внешне кажется доволен тем, что… как сложилась её жизнь и теми обстоятельствами её жизни, но вместе с этим видно, что веры в прогресс, веры в развитие, веры в совершенствование у этой женщины очень мала. И она не может дать эту веру тем, кто находится под её опекой. В тоже время, если мужчина, который обладает этой энергией достижения, но сам в меньшей степени, практически может не обладать энергией удовлетворения, он может без конца достигать, стремится к достижению чего-то, но достигнув, он никогда не сможет почувствовать, что это его как-то радует. Он может находится в постоянном движении. Это такой же, можно сказать, что это взаимодействие этих двух энергий, которые в разных традициях по-разному называются – женская и мужская, солнечная и лунная, инь – ян. Взаимодействие этих энергий похоже на взаимодействие тепла и холода, скажем, в двигателе машины, когда двигатель работает, поскольку он работает, машина движется, то, выделяется огромное количество тепла. Но при этом, специальное устройство, которое называется радиатор или система охлаждения, она держит в балансе это тепло, для того, чтобы весь механизм не перегрелся и движение не прекратилось.

01:00:21 Поэтому, понимание различий природы мальчиков и девочек без как бы такого параноического восприятия, что если принять, что девочки слишком отличаются по своей природой, и что неё другая судьба и что «о, Боже мой, оказывается, она создана только для того, чтобы отрабатывать плохую судьбу». То, в этом случае нам трудно будет понять природу, трудно будет следовать, трудно будет дать ребенку то, что наиболее благоприятно именно для его, для его судьбы, для его формы жизни, для его типа психики. Это маленький такой эзотерический, скажем, экскурс, который может быть поможет понять все то, что мы уже видим на уровне, или в сфере педагогики, в сфере воспитания детей.

00:01:16 Итак, для того, чтобы правильно и счастливо можно было преодолеть пережить, как говорят, отработать негативную судьбу, которая приходит главным образом, к женщине в форме тяжелых эмоциональных состояний. Мужчина закаляется и создает свою судьбу в первую очередь, также, естественно оставаясь эмоционально живым, он развивает качества и преодолевает это через внешние действия. Поэтому солнце – планета, солнечная энергия связывают со внешней средой, сферой деятельности, сферой достижений. Лунную природу связывают со сферой отношений. Поэтому, мужчина, который по природе своей стремиться достигать чего-то, он может дать возможность женщине достижений, будучи воодушевленный её качествами, и как принято в анекдотах, в юмористических историях говорить что… есть такой сюжет, начинающийся словами – «есть две новости, плохая и хорошая». В этом смысле плохую новость многие женщины понимают, и также они понимают в отношении судьбы своей дочери, что ей придется бороться со своей прошлой судьбой, в форме тех состояний, которые выражаются как одиночество, отчаяние, страх, скорбь. Но при этом, не понимают второй стороны, что с самого рождения, именно поэтому, именно потому, что такова особенность психики и природы женской, женщина и девочка наделена всеми самыми лучшими качествами, которые помогают ей прийти в контакт, в конечном счете, с мужской энергией и получить полное покровительство, получить силу, для того, чтобы преодолевать свою плохую прошлую судьбу.

01:03:22 В тоже время, в мужчине, в мужской природе существует особенность или как бы специальный механизм, механизм мотивации, ради покровительства, механизм мотивации ответственности, который связан с природой, как я уже говорил, с природой удовлетворения, или природой стремления к счастью через то, чтобы исполнять свои обязанности. И как одно из обязанностей – опеку тех, кто находится под его покровительством. Таким образом, чтобы это как бы все сократить или сделать в более наглядной форме, я бы хотел такие две аналогии провести, которые обычно провожу на своих семинарах. То есть девочка – это батарейка, мальчики, сыновья наши – это аккумуляторы. Вы наверняка знаете, извиняюсь за техническое сравнение, наверняка знаете, чем отличаются два этих устройства. Батарейка отличается тем, что есть две особенности у неё – тем, что когда вы её приобретаете, она имеет полный заряд, в полтора вольт, скажем, маленькие батарейки, которые мы все используем в магнитофонах, в плеерах и так далее. В то время как аккумулятор, на момент покупки из себя никакой ценности практически не представляет – ноль вольт. Но есть одна особенность у аккумулятора – его можно зарядить и часто на аккумуляторы ставят число количество зарядок, например, там, зарядить можно тысячу раз по полтора вольта. В то время как на батарейках чаще всего пишут такие слова «not rechargeable” на английском или может быть даже на русаком «не заряжается». То есть этот пример он просто помогает оформить, оформить, запомнить, сохранить, для дальнейшего понимания и использования те особенности, которые связаны с эзотерической стороной, психологической стороной, астрологической стороной природы мужчины и женщины.

01:05:30 Таким образом, если мы начинаем настаивать на совершенствовании, то есть применяем, настаиваем на том, чтобы девочка развивала мужские качества. И главное из мужских качеств – это качество принимать ответственность за других и стремиться к развитию. То есть если мы навязываем девочке природу «куда», то, самым опасным последствием этого, становится то, что в психике, в сознании девочки укореняется понимание, утверждается понимание о том, что я – не вполне хороша, то есть то, что психологи часто в психологии, в кругах психологов принято называть низкой самооценкой. Потому что, если что-то совершенствуется, значит на момент, когда это совершенствования началось, это не было очень хорошим. Поэтому, когда женщины задают вопросы на семинарах о работе над собой я стараюсь, стараюсь объяснить им, что работа над собой мужчины и работа над собой женщины – это две разные вещи. Поскольку природа девочки – это уже проявлена на самых разных… во всех лучших качествах на ранних этапах её жизни, самым важным, самым важным принципом или самым важным условием является сохранить ту психическую энергию чистоты, которая она обладает просто в силу своей природы. Ничего большего развивать её не нужно, кроме как навыком и понимания поведения, которое бы помогало бы ей всегда находится под защитой и опекой. И не просто находится под защитой и опекой в страхе того, что она потеряет свою чистоту или потеряет свою вот эту психическую силу, но понимания, что она может сделать это, этот процесс, защиты себя для близких людей, для родителей, для мужа, для детей впоследствии, в как бы, более поздних стадиях жизни радостным процессом. Потому что у неё есть все качества, чтобы этот процесс таким сделать, для того, чтобы он был радостен - качество нежности, качество чуткости, качество доброты. В лекциях доктора Торсунова, если вы слушали их, или впредь будете слушать темы, касающиеся качеств характера, в этом разделе, в этой теме говорится, что, не смотря на то, что существует определённый набор, определённый список качеств, который характеризует человека в благости, или человека с божественными качествами, как еще говорят Веды, тем не менее, нужно очень точно знать, какие из этого списка качеств необходимо культивировать мужчинам, а какие женщинам. И это целая, на самом деле наука. Поэтому главный принцип для воспитания дочери состоит в том, чтобы показать, во-первых, что она ценна сама по себе, её природа, её качества очень ценны, то есть относится так, как будто девочка… в названии подтемы нашей, «девочка – это значит божественная», то есть относится как, как к очень большой драгоценности, чему-то очень важному, тому что нужно трепетно беречь.

01:09:09 И, как я уже говорил, поскольку психика детей устроена так, что они лучше всего перенимают то, что важно для них в жизни, просто подражая своим родителям, просто копируя. Если родители трепетно и заботливо относятся к девочке, (как я уже говорил, сама оценить она этой природы не может, даже если прослушает десять таких лекций) если она видит – что у родителей трепетное отношение к ней, то ей придется на протяжении семи-пятнадцати, может быть 18 лет, в конце концов, поверить, что она действительно в себе, в своей природе носит, содержит что-то настолько ценное, что никакой другой функции, никакого другого смысла в её жизни не может быть, кроме того, как сохранить это, и дать это тем людям, которые помогают ей двигаться дальше, которые помогают ей развиваться, которые помогают справится с трудностями, с проблемами материальными, эмоциональными этого мира.

01:10:17 И в этом смысле в Ведах говорится, что женщина, которая просто способна следовать своему мужу, это означает, что она понимает, насколько её природа действительно божественна, насколько в своей чистоте Господь её создал такой, которая способна вдохновлять на покровительство. То в этом смысле женщина способно следовать за своим мужем, она достигает всех ценностей в этой и следующей жизни, которые достигает её супруг, не прилагая к этому отдельных усилий.

Вопрос: желательно ли привлекать благостную душу чтобы она родилась твоим ребенком?

01:10:53 «Руслан, здравствуйте», это первый вопрос, «очень рад слышать вас в прямом эфире аюрведа – радио. Спасибо вам за ваш труд.» Итак вопрос о… вопрос из Санкт-Петербурга, вопрос о зачатии детей. «Насколько обладая этим знанием, желая привлечь душу с качествами характера в благости, насколько реально это, насколько это желательно?» Есть один маленький нюанс, есть одна маленькая особенность. Дело в том, что прогрессировать в это особенное время, в этот век, оказаться здесь, получить вашу замечательную поддержку, ваше знание, вашу заботу, то есть тех родителей, которые действительно серьезно увлечены или даже погружены в это ведическое знание хотят, возможно я разочарую, хотят не только благостные живые существа, и хотят не только жители высших планет, которых мы, конечно, как родители были бы рады привлечь сюда и сделать их, можно сказать условно, сделать их своими детьми. Поэтому существуют определённые механизмы для того чтобы, естественные механизмы, такие, например, как судьба самих родителей. Т.е. родители могут обладать знанием, они могут хотеть получить ребенка в благости, и могут даже обладать возможностями, для того чтобы полностью распланировать и вычислить все самые благоприятные дни, для того чтобы привлечь такую душу на совершено на научной основе. Но есть, к сожалению, факторы, которые от нашего знания и расчетов не зависят. Они проявляются в тонком виде, как влияние планет, влияние судьбы или определённые хитросплетения взаимодействия наших судеб с теми живыми существами, которые тоже хотят прогрессировать и хотят прийти сюда.

01:13:02 И второе – это просто, в таком более очевидном, очевидной форме проявленное препятствие – это просто особенности ситуации супругов, просто ситуации – в нужный день не могли оказаться вместе. К стати такие ситуации описываются даже в ведических писаниях Махабхараты, когда один царь, он должен был зачать – это предтечья или предыстория фактически истории существования всего человечества, когда один из ведических царей, он собрался в очень благоприятное время зачать ребенка. Который бы стал его наследником, и, стало быть, покровительством всего, покровителем всего человечества. Но, в этот день он увидел во сне своих предков, которые потребовали от него отправиться в лес и совершить поклонение предкам. И будучи увлеченным уже на… очень сильно погруженный в мысли о наслаждении со своей женой, о зачатии ребенка из его тела вышло семя. И он, чтобы… как бы эта энергия, эта сильная энергия, она не пропала, он попросил, попросил птицу перенести это семя, завернув его в листок дерева, перенести его во дворец, к своей жене. Но когда птица несла эту ношу, эту посылку, в своих когтях, другая птица, решив, что это добыча, кинулась ей на как бы перекрест, атаковала её и в результате этот листочек упал в воду, и в воде, увидев это и посчитав это пищей, рыба, большая рыба, проглотила этот листок. И в Махапхаре есть описание того, что двое детей позже были найдены, выловлены рыбаками, двое прекраснейших и удивительных детей были выловлены рыбаками и найдены в чреве этой рыбы. И в особенности девочка, то есть ребенок, рожденный таким необычным образом, стала очень важной фигурой, очень важной личностью в истории всего человечества и в общем-то, как бы, можно было бы сказать, что нашей пра-пра-пра-прабабушкой. Поэтому есть такая поговорка – «человек предполагает, а Господь располагает». И еще одни аргумент в пользу того, что это не совсем хорошая идея в этот Век, привлекать сюда только благочестивых живых существ – это то, что если бы, не дай Бог, этим принципом руководствовались наши родители, мы бы с вами так, никогда бы и не сели у своих компьютеров и не смогли бы слушать удивительные вещи, источником которых является ведическое знание.

01:16:02 Не получили бы возможности прогрессировать в духовной жизни, в отношениях, в понимании и исполнении обязанностей, не смогли бы прогрессировать в своем движении к счастью так, как мы это делаем сейчас, поэтому не смотря на то, что мы этим знанием обладаем, у Господа есть, у провидения, как говорят, есть свои планы на счет того, кто должен родиться здесь, сейчас, и за какие заслуги. И, к сожалению, не всегда наш, как бы, критерий отбора является здесь определяющим. Но в целом такое знание есть, оно доступно, и, обобщая это, я бы мог сказать, что здесь хороший такой принцип – «делай лучше, хуже получится само». Еще вопросы может быть? Спасибо.

Вопрос: Что делать когда между супругами нет уважени?

01:16:54 «Здравствуйте. Вопрос по первой части. Что можно посоветовать в ситуации, когда между супругами нет уважения. Детям – парне, девушке, сложно проявлять конструктивные качества, что делать детям, если оба старше 18 лет, что делать родителям в этой ситуации? Спасибо. Всего доброго». Самым лучшим решением было бы зная этот принцип, зная как механизм теперь когда эта тайна перестала быть тайной, секрет раскрыт, это было бы стараться каждому из супругов, или даже не дожидаясь поддержки второй стороны, любому из супругов, который считает более важным, более необходимым, полноценное эмоциональное развитие своих детей – настроится очень благоприятно, с очень большой доброжелательностью на своего супруга, даже если родители конфликтуют, или они, может быть семья уже не существует как таковая, в прежнем составе, они расстались. И часто женщины они чувствуют себя бессильными, потому что не видят никакой возможности улучшить отношения с тем человеком, который бросил её с детьми или ушел из семьи. Часто мужчины не чувствуют возможности улучшить отношения, потому что женщина может блокировать всякие проявления как бы блогожелательности по отношению к ней. Но если одна хотя бы сторона, это такой очень глубокий психологический принцип, раскрытый в Ведах, постарается благожелательно настроится на близкого человека, пусть даже судьбы уже разошлись, каждый пошел своим путем, это вызывает в человеке ответную реакцию благожелательности. То есть в этом смысле, если в семье растет и дочь и сын, усилиями одного родителя, отношения между супругами могут улучшиться, даже если они не встречаются, можете представить себе, что даже если не видят друг друга, или, скажем, живут в разных странах, как часто бывает, люди расстаются, разводятся и даже могут находиться на расстоянии тысячи километров друг от друга.

01:19:15 Тем не менее, психическая сила не имеет барьеров в виде.. не может быть остановлена барьерами в форме расстояний или границ или визовых режимов. Поэтому, не зависимо от того, как географически и физически сложилась судьба супругов, любой из супругов может начать практикой пожелания счастья, практикой позитивных настроев и молитвенной жизни улучшить отношение своё к своему супругу и таким образом ребенку помочь развить необходимые качества родитель того же пола, и с другой стороны как бы ласково спровоцировать близкого человека, бывшего супруга, или супруга, с которым отношения находятся в фазе конфликта, спровоцировать изменить своё отношение. Таким образом позволив ребенку, второму ребенку, скажем, дочери, если речь идет о муже, дочери позитивно настроится на свои качества. Например, мать, если она каждое утро в ранние часы, она посвящает какое-то время пожеланию счастья «я желаю всем счастья», то и плоды пожелания этого счастья, плоды пожелания счастья, она как бы жертвует, в уме она жертвует, передает своему супругу, при этом стараясь концентрироваться на его самых позитивных качествах. То сын начинает, даже, возможно не углубляясь или не сразу сближая отношения с отцом, он начинает развивать лучшие качества постепенно, шаг за шагом. И в конечном итоге, даже отношения с отцом его становятся все лучше и лучше, и фактически того страдания, от того, что семья физически или географически не находится вместе оно может быть сведено на нет. Потому что в семье ощущается по прежнему тепло и поддержка. Когда отец чувствует такую расположенность он может это осознанно или не осознанно чувствовать поддержку или доброжелательность со стороны бывшей жены, то он в ответ может также настроится позитивно, даже не делая это как какую-то особенную программу. Что позволит дочери найти больше, большую… больше понимания, большую гармонию в отношениях с матерью. Вот так я бы этот механизм объяснил, если не очень сложно. Можно еще вопрос задать.

Вопрос: Как можно понять природу ребенка в младенчестве?

01:21:47 «Добрый вечер. Как можно понять природу сына, шесть месяцев, чтобы правильно помочь ему реализовать себя и не мешать ему в этом?». Особенностью периода от 0 до 6 лет является то, что самым важным, пусть это не покажется вам странным, является избежать искушения понимать природу ребенка. Потому что период, как я уже говорил в прошлой нашей передаче, период от 0 до 6 лет это особенный период, это третья подтема нашей сегодняшней лекции, просто в силу ограниченности по времени, мы её рассмотрим в следующую среду, это период, когда ребенок учится тому, чтобы верить, что все его нужды, учится как бы позитивному умонастроению, восприятию своего существования в мире, своей природы. И учится тому, что психологи называют ментальное изобилие, то есть способности верить, что любое из моих устремлений и желаний будет увенчано успехом. То есть мои нужды и мои желания будут удовлетворены – это очень важный фактор. Потому что если человек не имеет этого в своем подсознании, получив это в самые самые ранние годы своей жизни заботой и опекой матери. То есть мать является своего рода волшебником для младенца, потому что сам он не способен в этом мире никакие свои проблемы решить и вдруг они каким-то совершенно чудесным, божественным образом решаются с помощью человека, который не понятно почему меня беспомощного, не владеющего ни одним из языков, не видящего четко предметы, вдруг начинает заботится, решать мои проблемы буквально угадывая их, потому что я даже сказать о своих проблемах, потребностях, болях я совершенно не имею возможности. Поэтому, ребенок заряжается этой энергией изобилия, энергией чудесности, энергии способности достигать желаемого настолько сильно, что в дальнейшем в жизни, этот человека не тратит чрезмерное… с одной стороны, он способен ставить смелые и очень возвышенные цели, он стремится к более высокому вкусу счастья, что есть суть развития любого человека, он не боится ставить эти цели. Но в тоже время, он не впадает во вторую крайность, и, ставя цели достижения чего-то, он не делает это само по себе самоцелью. То есть для развития человека успеха необходимо две составные – быть довольным тем, что имеешь и при этом все время стремится к большему.

01:24:34 То есть это очень точно отражает нашу внутреннюю духовную природу – быть довольным тем, что имеешь и стремиться к большему. Поэтому если ребенок прошел счастливо фазу безусловной любви матери, когда все его желания удовлетворялись, и желания, кстати говоря, никак не связано с какими-то его особенными талантами... ( Дело в том, что ребенку в шесть месяцев... Вовсе не надо понять купить ему скрипку Паганини или какой-нибудь очень дорогой другой музыкальный инструмент или может быть купить ему краски и палитру или нанять ему учителя танцев или хореографии. Ребенку... Его главная нужда, чтобы было первое – безопасность, второе – чтобы были удовлетворенный его голод, то есть потребности получать пищу, которую он сам...) Дело не в том, что.... мы говорим, что это примитивная потребность, и мы не можем сосредотачиваться на нем, а в том, что если человек не чувствует, что в этом мире он может легко, без усилий, просто благодаря чьей-то любви удовлетворить свои основные потребности – т.е. быть защищенным от эти атак своего физического тела, то он никогда не поверит, что он может легко или как бы четко сосредоточившись или приложив какие-то усилия достигнуть тех целей, тех вкусов счастья, которые в этом мире он будет встречать или о которых будет узнавать.

01:25:55 Поэтому, когда ребенок чувствует, что его нужды удовлетворены, он вырастает человеком, который не предлагает чрезмерные усилия достижения целей, чрезмерные, не считая, что все в этом мире должен сделать своими руками или как говорится выскрести это все с землей. И это позволяет ему сберечь ресурс сил, для того, чтобы быть счастливым, от того, что он добился, от того, что он достиг. Это одна из самых больших проблем сейчас, с которой сталкиваются и психологи и педагоги и врачи, что человек в своем сверх усилии достижения желаемого, тратит, тратит тот ресурс душевных, эмоциональных сил, который ему нужен, для того, чтобы получив желаемого иметь силы еще хотеть это на протяжении какого-то времени. Чтобы получив работу быть человеком счастливым на этой работе, делать это с радостью, для людей. Чтобы женившись, добившись женщины, чтобы быть довольным, или быть счастливым, рядом с ней на протяжении жизни, а не искать себе какую-то альтернативу. Поэтому самый лучший способ не мешать ребенку - это просто любить его не зависимо от того, какова его природа. До пяти лет его природа очень простая – ему нужна безопасность, ему нужно присутствие близкого человека, ощущение, что из шести миллиардов населения планеты кто-то один категорически беспокоится о его благополучии и его состоянии. Стало быть, в этом мире, перед которым он совершенно беспомощен, в огромном мире, он все-таки каким-то чудесным, я еще раз хочу подчеркнуть восприятие ребенка, каким-то чудесным образом я остаюсь жив, и остаюсь в безопасности, сыт, обогрет и получаю, получаю, получаю ласку и заботу и тепло. Еще вопрос, может быть есть? Спасибо, Наталья вам.

01:27:53 А, нет, автор не подписался, по-моему, этого письма. Наталья из Питера, еще один вопрос слушательницы. «Ответьте, пожалуйста, на вопрос. Сестра моего мужа ревнует своего супруга к его сотруднице, к тому же сейчас она ждет ребенка. Посоветуйте, пожалуйста, как продиагностировать и нормализовать ситуацию в их семье». По большому счету этот вопрос не совсем относится к теме и к темам нашего семинара «двенадцать ступенек в небо». Я могу только сказать, что ревность, то есть… ревность является, ревность жены является может быть естественным, естественной реакцией на, может быть, не совсем ответственное и правильное поведение супруга. Но при этом сама по себе ревность является способом концентрироваться на негативных качествах человека. То есть каждый человек несет в себе, так или иначе, негативные и позитивные качества. Для того, чтобы ребенок мог родиться и развиваться счастливым, сохраняя связь, психическую связь, правильную психическую связь, гармоничную связь со своим отцом, не смотря на эти обстоятельства, мы можем только просить эту женщину, сестру вашего мужа, концентрироваться на позитивных качествах её мужа. Не, как бы, не ставя в первую очередь свои собственные интересы в этот момент, их надо ставить в этот момент, момент когда он ждет ребенка, интересы, благополучие и гармоничное развитие её ребенка поставить выше своих.

01:29:44 Вместе с тем способность делится правильно, способность делится в правильной форме своими переживаниями, в том числе своим беспокойством в отношении поведения мужа и в отношении своей ревности является также необходимым для того, чтобы ребенок мог развиваться как бы в психически здоровой атмосфере. Самый худший сценарий, что женщина просто, как бы, в одиночестве, не делясь ни с кем, она просто продолжает концентрироваться на тех качествах, которые заставляют мужа вести себя не подобающим образом. Вопросов нет больше. Спасибо большое за внимание. Я буду рад снова встретиться с вами в эфире, в следующую среду, и также буду ждать ваших вопросов. Всего хорошего, удачи вам!

транскрибирование: Алексей Гнилицкий | Киев | Украина | 16 июня 2010