Глава 53. Кришна похищает Рукмини

01 January 2009
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:22:33 | качество: mp3 64kB/s 10 Mb | прослушано: 658 | скачано: 809 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:33 Выслушав послание Рукмини, Господь Кришна очень обрадовался. Он пожал брахману руку и сказал:

00:00:41 «Досточтимый брахман, Мне отрадно слышать, что Рукмини хочет выйти за Меня замуж, ибо Я и Сам хочу жениться на ней. Я непрестанно думаю о дочери царя Бхишмаки, и порой по ночам мысли о ней не дают Мне уснуть. Я знаю, что брак между Рукмини и Шишупалой устраивает её старший брат, который питает ко Мне вражду. Поэтому Я твёрдо решил преподать хороший урок всем этим царевичам. Расправившись с демоническими царевичами, Я вырву Рукмини из их окружения, подобно тому как из дерева добывают огонь».

00:01:24 Узнав, что день свадьбы уже назначен, Кришна решил незамедлительно отправиться в путь. Он велел Своему колесничему Даруке запрячь коней и приготовиться к отъезду в царство Видарбха. Услышав этот приказ, колесничий тотчас привёл четырёх особых лошадей Кришны. Имена и описание этих лошадей приводятся в «Падма-пуране».

00:01:49 Первый конь – Шайбья – был зеленоватой масти; второй – Сугрива – своим цветом напоминал серебристый лёд; третий – Мегапушпа – походил цветом на только что собравшуюся тучу, а четвёртый – Балахака – был сивый.

00:02:06 Когда коней запрягли и всё было готово к отъезду, Кришна помог брахману взойти на колесницу и усадил его рядом с Собой. За одну ночь они доехали до Видарбхи. Царство Дварака располагалось в западной части Индии, а Видарбха – в северной. Их разделяло не менее полутора тысяч километров, но кони мчались с такой быстротой, что достигли места назначения, города Кундина, за одну ночь, самое большее – за двенадцать часов.

00:02:44 Царь Бхишмака не хотел отдавать свою дочь за Шишупалу, но из любви к старшему сыну вынужден был согласиться на устроенную им помолвку. Повинуясь чувству долга, он стал готовиться к свадебной церемонии: велел украсить город и сделал всё необходимое для того, чтобы свадьба удалась.

00:03:05 Улицы оросили водой и тщательно подмели. Индия находится в тропической зоне, и воздух там очень сухой. На улицах и дорогах собирается много пыли, и их приходится хотя бы раз, а в больших городах, например, Колкати, и дважды в день, поливать водой.

00:03:24 Улицы Кундины были украшены разноцветными флагами и гирляндами, на перекрёстках возвышались арки. Город выглядел очень празднично. Ещё больше украшали его жители – мужчины и женщины, наряженные в свежие, чистые одежды, умащённые сандаловой пастой, увешанные жемчужными ожерельями и гирляндами из цветов.

00:03:49 Повсюду курились благовония, и в воздухе витал аромат агуру. Для жрецов и других брахманов устроили обильное угощение. Следуя обычаю, им преподнесли богатые дары и множество коров. Брахманы декламировали ведические гимны.

00:04:10 Дочь царя, Рукмини, была необыкновенно хороша собой. Её жемчужные зубы сияли белизной. Весь её облик излучал чистоту. На запястье у неё был повязан священный шнур. На ней были шёлковые одежды и разнообразные драгоценности.

00:04:26 Чтобы уберечь Рукмини от всего дурного, учёные жрецы декламировали мантры из Сама Веды, Риг Веды и Яджур Веды. Затем они стали читать мантры из Атхарва Веды и совершать подношения огню, чтобы нейтрализовать неблагоприятное влияние звёзд.

00:04:45 Царь Бхишмака знал, как обходиться с брахманами во время подобных церемоний. Он почтил жрецов, раздав им много золота и серебра, зерна, смешанного с патокой, и богато украшенных коров.

00:04:59 Дамагхоша, отец Шишупалы, совершил все обряды, которые должны были принести его сыну благополучие и счастье. Отца Шишупалы звали Дамагхоша, потому что он, как никто другой, умел обуздывать непокорных подданных. Дама значит «обуздывать», а гхоша – «знаменитый». Иначе говоря, он славился умением заставлять подданных повиноваться.

00:05:25 Дамагхоша решил, что, если Кришна вдруг захочет помешать свадьбе, он расправится с Ним с помощью своих воинов. Поэтому, проведя все необходимые обряды, Дамагхоша собрал огромное войско. В его войске было много украшенных золотом слонов, колесниц и коней. Казалось, будто Дамагхоша вместе со своим сыном и друзьями направляется в Кундину не праздновать свадьбу, а сражаться.

00:05:52 Узнав о приближении Дамагхоши и его свиты, царь Бхишмака вышел из города им навстречу. За городскими воротами начинались сады, где гостям предложили разместится. По ведическому обычаю отец невесты встречает жениха и его свиту и устраивает их в специально приготовленном месте на два-три дня, пока не закончатся свадебные торжества.

00:06:15 Дамагхошу сопровождали тысячи людей, среди них такие могущественные и прославленные цари, как Джарасандха, Дантавакра, Видуратха и Паундрака. Ни для кого не было секретом, что Рукмини должна была выйти замуж за Кришну, но её старший брат договорился выдать её за Шишупалу.

00:06:36 Поговаривали также, что Рукмини посылала к Кришне гонца с письмом, поэтому воины опасались, что Кришна может попытаться похитить Рукмини и испортить праздник. Но хотя они побаивались Кришну, все они готовы были сразиться с Ним, чтобы не дать Ему увезти царевну.

00:06:56 Шри Балараме сообщили, что Кришна отправился в Кундину в сопровождении одного лишь брахмана, а Шишупала привёл туда множество воинов. Баларама подозревал, что они нападут на Кришну, и, движимый великой любовью к Своему брату, отправился в Кундину во главе сильного войска, в котором были пехотинцы, воины на колесницах, лошадях и слонах.

00:07:21 Между тем, Рукмини у себя во дворце ожидала прибытия Кришны, но ни Он, ни брахман – её посланец – не появлялись. Не находя себе места от волнения, Рукмини стала думать о том, как она несчастлива: «Осталась лишь одна ночь до моей свадьбы, но ни брахман, ни Шьямасундара так и не прибыли. Не понимаю, что могло их задержать».

00:07:49 Почти потеряв надежду, она решила, что Кришна, вероятно, был недоволен ею и отверг её прямое предложение, а расстроенный брахман, естественно, не стал возвращаться в Кундину. Причин для задержки могло быть много, и всё же Рукмини продолжала надеяться, что оба они вот-вот прибудут.

00:08:11 Затем она подумала, что ею, возможно, не довольны полубоги – Господь Брахма, Господь Шива или богиня Дурга. Говорят, что если полубогам не поклоняются с надлежащим почтением, они гневаются. Так, Индра, узнав о том, что обитатели Вриндавана отказались совершить жертвоприношение в его честь (это жертвоприношение остановил Кришна), разгневался и решил их покарать.

00:08:37 «Возможно, – подумала Рукмини, – я недостаточно усердно поклонялась Господу Шиве или Господу Брахме, и они, рассердившись, решили помешать осуществлению моего замысла. Наверное, и богиня Дурга – супруга Господа Шивы – разделяет гнев своего мужа».

00:08:56 Господь Шива носит имя Рудра, а его жена – имя Рудрани. Рудрани и Рудрой называют тех, кто обрекает других на вечные слёзы.

00:09:08 Рукмини вспомнила, что Дурга, дочь гималайских гор, зовётся также Гириджей. Гималайские горы очень холодны и неприступны, должно быть, столь же холодна и неприступна богиня Дурга.

00:09:22 Так, с нетерпением ожидая Кришну, Рукмини, которая, в сущности, была совсем ещё ребёнком, размышляла о разных полубогах.

00:09:31 Гопи поклонялись богине Катьяяни для того, чтобы получить в мужья Кришну, и Рукмини мысленно обращалась к полубогам, прося их не о материальных благах, а о соединении с Кришной. Молиться полубогам, чтобы снискать милость Кришны, вполне допустимо, Рукмини же была полностью поглощена мыслями о Кришне.

00:09:55 Хотя Рукмини и утешала себя тем, что Говинда, возможно, всё же не опоздает, что время ещё есть, она чувствовала, что надежда покидает её. Ни с кем не делясь своими мыслями, она тайком от всех проливала слёзы, и когда они хлынули потоком, в полной беспомощности закрыла глаза.

00:10:21 Вдруг Рукмини, погружённая в свои печальные размышления, ощутила трепет. Её левое веко стало подёргиваться, она почувствовала дрожь в левой руке и бедре. Трепет в этих частях тела – благоприятный знак, он предвещает что-то хорошее. В тот же миг, объятая тревогой Рукмини увидела своего посланца брахмана.

00:10:46 Присутствуя в сердце каждого как Сверхдуша, Кришна знал о тревоге Рукмини и отправил брахмана во дворец, чтобы известить её о Своём прибытии.

00:10:57 Увидев брахмана, девушка поняла, почему трепетало её тело, и тут же воспрянула духом. Улыбнувшись, она спросила: «Здесь ли Кришна?», брахман ответил, что потомок династии Яду, Шри Кришна, уже прибыл.

00:11:16 Затем, чтобы ещё больше ободрить Рукмини, он сказал, что Кришна обещал непременно похитить её. Услышав это, Рукмини так обрадовалась, что захотела со всей щедростью одарить брахмана. Однако под рукой у неё не оказалось ничего подходящего, и она просто низко склонилась перед ним.

00:11:36 Почтительно склоняясь перед старшим, человек показывает, что чувствует себя в долгу перед ним. Иными словами, Рукмини дала понять, что будет вечно признательна брахману. Без сомнения, каждый, кто, как этот брахман, удостоится милости богини процветания, всегда будет счастлив и богат.

00:12:00 Услышав о приезде Кришны и Баларамы, царь Бхишмака пригласил Их на свадебную церемонию и тут же распорядился, чтобы Им и сопровождавшим Их воинам предоставили большой дом в одном из садов Кундины.

00:12:15 Следуя ведическому обычаю, царь преподнёс Кришне и Балараме мёд и чистые одежды. Царь Бхишмака вёл себя гостеприимно не только по отношению к Кришне, Балараме и таким правителям, как Джарасандха, но и по отношению к другим царям и царевичам, оказывая им почести соответственно их могуществу, возрасту и богатству.

00:12:36 Охваченные любопытством, жители Кундины собрались вокруг Кришны и Баларамы и упивались Их красотой. Со слезами на глазах они молча выражали Кришне и Балараме своё почтение. Все были очень рады приезду Господа Кришны, которого считали самым достойным женихом для царевны Рукмини.

00:12:57 Желая видеть их мужем и женой, они молились Верховной Личности Бога: «О Господь, если мы угодили Тебе Своими добрыми делами, яви нам милость и возьми Рукмини в жёны».

00:13:12 Судя по всему, царевна Рукмини была любима подданными, поэтому они все молились о её счастье. Между тем нарядно одетая Рукмини в сопровождении стражи вышла из дворца, направляясь в храм Амбики – богини Дурги.

00:13:33 Божествам в храмах поклонялись с самого зарождения ведической культуры. Есть категория людей, которая в Бхагавад-гите названа веда-вада-рата – они верят лишь в силу ведических ритуалов, но не в поклонения божествам. Этим глупцам стоит обратить внимание на то, что более пяти тысяч лет назад, когда Кришна женился на Рукмини, люди уже поклонялись божествам в храмах. В Бхагавад-гите Господь говорит: йанти дева врата деван – «те, кто поклоняются полубогам, достигают обителей полубогов».

00:14:10 В те времена было много людей, поклонявшихся полубогам, и много людей, которые поклонялись Самому Богу –  Верховной Личности. Среди полубогов больше всего почитали Господа Брахму, Господа Шиву, Господа Ганеша, бога солнца и богиню Дургу.

00:14:30 Господу Шиве и богине Дурге поклонялись даже члены царских семей. Другим, менее важным полубогам, поклонялись невежественные люди, занимавшие в обществе низкое положение. Что же касается брахманов и вайшнавов, то они поклоняются только Верховной Личности – Господу Вишну.

00:14:48 В Бхагавад-гите поклонение полубогам осуждается, но не запрещается. Там ясно сказано, что неразумные люди поклоняются полубогам ради материальных благ. Однако Рукмини, богиня процветания, тоже посещала храм богини Дурги, которая была их семейным божеством.

00:15:08 В Шримад-Бхагаватам говорится, что, направляясь в храм богини Дурги, Рукмини в глубине сердца постоянно думала о лотосных стопах Господа Кришны. Она шла в храм не для того, чтобы как обычные люди просить для себя материальных благ, её единственной целью был Кришна.

00:15:28 Рукмини направлялась к храму молчаливая, серьёзно-задумчивая. Рядом с ней были её мать и подруги, а в самом центре процессии шла жена одного из брахманов. Со всех сторон Рукмини окружали царские телохранители.

00:15:45 В Индии до сих пор девушки, выходя замуж, по обычаю посещают храмы полубогов. Процессия двигалась под звуки музыки: звучали раковины, играли панавы, турьи, бхери и другие инструменты разных размеров, их музыка не только очищала атмосферу, но и ласкала слух.

00:16:06 На церемонии присутствовали тысячи жён почтенных брахманов, все нарядно одетые и украшенные. Они поднесли Рукмини гирлянды из цветов, сандаловую пасту и много красочных одежд, чтобы она могла надлежащим образом почтить Господа Шиву и богиню Дургу.

00:16:25 Некоторые из этих женщин уже достигли преклонного возраста и очень хорошо знали, как возносить молитвы богине Дурге и Господу Шиве, поэтому они первыми обращались к божествам с молитвами, а вслед за ними Рукмини и остальные.

00:16:42 «О богиня Дурга, – молилась Рукмини, – я приношу дань почитания тебе и твоим детям».

00:16:51 У богини Дурги четверо знаменитых детей: две дочери – богиня процветания Лакшми и богиня учёности Сарасвати, и два сына: Господь Ганеша и Господь Карттикея. Все они считаются богами и богинями. Богиню Дургу всегда почитают вместе с её знаменитыми детьми, так поступила и Рукмини.

00:17:13 Однако молитва её была необычна. Чаще всего люди просят у богини Дурги материальных благ: богатства, славы, прибыли, силы и так далее, а Рукмини мечтала выйти замуж за Кришну и старалась умилостивить богиню, чтобы та помогла осуществить её заветную мечту. Поскольку Рукмини молилась лишь о браке с Кришной, её нельзя осуждать за то, что она поклонялась полубогам.

00:17:41 Молясь Дурге, Рукмини подносила дары: воду, светильники, благовония, одежды и гирлянды, а также пури, качори и другие кушанья, приготовленные на топлёном масле. Кроме того, среди её даров были фрукты, сахарный тростник, бетель и специи. С искренней верой Рукмини подносила всё это божеству, как учили её почтенные жёны брахманов.

00:18:08 В завершении ритуала жёны брахманов предложили Рукмини остатки трапезы божества – прасад, который она приняла с величайшим благоговением. Затем Рукмини поклонилась пожилым женщинам и богине Дурге. Почтив таким образом божество, Рукмини, на руке у которой красовалось кольцо с драгоценным камнем, взяла за руку одну из своих спутниц и вместе с остальными покинула храм.

00:18:35 Снаружи храма для встречи Рукмини собрались все приехавшие в Кундину царевичи и другие гости. Особенно стремились увидеть её царевичи, потому что каждый из них хотел, чтобы Рукмини стала его женой. Поражённые необычайной красотой Рукмини, они подумали, что она специально создана Творцом, для того чтобы покорять сердца благородных и отважных царевичей.

00:19:02 Она была великолепно сложена: с тонким станом и пышными бёдрами, украшенная поясом с драгоценными камнями. Губы у неё были нежно-розовые. Непослушные локоны и сверкавшие у неё в ушах серьги лишь подчёркивали красоту её лица.

00:19:21 Ослепительная Рукмини словно сошла с картины, на которой художник, следуя описаниям великих поэтов, изобразил идеальную женскую красоту. Её высокая грудь ещё только наливалась, девушке было не больше тринадцати-четырнадцати лет. Весь её прекрасный облик был предназначен для того, чтобы привлечь внимание Кришны.

00:19:46 Хотя все царевичи не могли оторвать от неё глаз, она нисколько не гордилась этим. Взгляд Рукмини скользил по сторонам, а когда она улыбалась, открыто и простодушно, становились видны её белоснежные зубы, напоминавшие бутоны жасмина.

00:20:04 Рукмини медленно шла домой, ожидая, что Кришна вот-вот похитит её. Казалось, она не шла, а плыла, словно лебедь, а на ногах её нежно позванивали колокольчики.

00:20:21 Собравшиеся там воинственные царевичи были так поражены красотой Рукмини, что многие лишились чувств и попадали со своих коней и слонов. Пылая страстью, они мечтали жениться на Рукмини, хотя, когда они сравнивали свою красоту с её красотой, надежды на это у них почти не оставалось. Саму же Шримати Рукмини никто из них не интересовал, в глубине сердца она ждала одного, когда же появится Кришна и увезёт её.

00:20:54 Поправляя украшения на пальце левой руки, она случайно бросила взгляд на царевичей и вдруг увидела среди них Кришну. Рукмини никогда прежде не видела Кришну, но всегда думала о Нём, и потому без труда узнала Его среди собравшихся.

00:21:18 Кришна воспользовался случаем и, не обращая внимания на других царевичей, тут же схватил Рукмини и посадил её на Свою колесницу, украшенную флагом с изображением Гаруды. Затем Он неторопливо, без всякого страха, повёз Рукмини прочь, подобно тому как лев уносит лань, отняв её у стаи шакалов.

00:21:41 К тому времени туда прибыли Баларама и воины династии Яду. Джарасандха, который уже столько раз терпел от Кришны поражение, взревел: «Неужели Кришна так и увезёт её, не встретив сопротивления? Неужели мы, отважные воины, вооружённые луками и стрелами, стерпим подобное? Смотрите, царевичи! Так мы навсегда запятнаем свою честь. Этот похититель похож на шакала, который крадёт добычу у льва!»

00:22:19 Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога» заканчивается глава пятьдесят третья «Кришна похищает Рукмини».

транскрибирование: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 27 April 2018