Майавада персоналистическая и Буддизм

12 июня 2011
семинар для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:30:31 | качество: mp3 32kB/s 7 Mb | прослушано: 35 | скачано: 103 | избрано: 1
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:00 [Айравата дас] Истины, истины Бхагаватам отвечает на этот вопрос – «[Кршна сту багаван свайам]» - существует много экспансий других личностей. Поэтому Бхагаватам определяет – «[Кршна сту багаван свайам]» - Кришна Багаван является самим Багаваном. Верховная личность – это Кришна. У Него есть много энергий, потенций. И Он и Его энергии едины и отличны в то же самое время. Брахма Паринама Вада побеждается Шакти Паринама Вада. Вместо того, чтобы сказать, как Брахма Паринама Вада говорит, что Бог трансформируется в мир, говорится – «Нет, Шакти Паринама – энергии, потенции Господа трансформируют мир». Таким образом всё проясняется. Бог не изменен, потому что они сами практикуют друг друга. Как эта Брахма Паринама возможно, как это так? Бог Он не изменен, как Он может трансформироваться в мир? Мы говорим: «Да, Он не трансформируется в мир, Он вечен и неизменен, Его форма вечна и неизменна, но Его потенции, энергии трансформируются в мир» - Шакти Паринама. Тут главное идея. [Неразборчиво] максимум детали, когда мы продадим Гаудия сампрадаю, будем обсуждать философию Ачинтья Бхеда Абхеда Таттва.

00:01:45 Но то что мы рассмотрели – это представлено Вьясадевой. Главная основа персоналистической уттара-мимамсы – Верховная Личность – причина всего.
[Аудитория] Вопрос: персоналисты маявади не соглашаются с тем, как мы объясняем творение мира. Соглашаются ли они с тем, что Вишну будет ложиться в океане Гарбходакашайи-Вишну и т.д.?
[Айравата дас] Когда мы говорим, когда мы объясняем космологию с точки зрения вайшнавизма, они это всё основывается на Ведических идеях, на Ведах. Не просто начало, а каждое, на каждой ступеньке. На самом деле есть другая идея, что Бог, Он просто дал толчок и потом всё происходит, не зависимо от Него.

00:02:45 На каждой ступеньке разные экспансии Господа. Господь лично не занимается этим. Он даёт экспансии, которые не отличны от Него. Творение происходит. Конечно имперсоналистическая идея такова. Это очень упрощённая идея. Просто Брахман трансформируется или отражается и т.д. и всё происходит. Поэтому они не могут ответить на столько много вопросов о творении. Они не могут ответить на эти вопросы. У них нету детального объяснения творения. Они просто используют эти слова, как Брахман непостижим, его лилы непостижимы, если вы пытаетесь понять, это невозможно понять этот мир. На самом деле мы что-то можем понять. Что-то мы можем понять. Но они в эти детали не вдаются. Но в основном измышляют о том, что, как всё это одно и то же, как слиться с Брахманом и стать Богом.

00:04:00 Они только касаются этих вещей, но детали творения они не любят обсуждать, у них есть просто имперсональная концепция, они дальше неё не идут. Но с другой стороны, вся эта информация о детальном творении о деталях творения исходит из Пуран. И мы уже обсуждали раньше, что они не принимают Пураны, как авторитетный или важный источник знаний. Они говорят: «О эти книги для синтементалистов, это просто истории, это не философия, мы философы, давайте заниматься философией». По крайней мере Упанишады. Хорошо, Бхагавад Гиту мы принимают. Вы помните Трайя-прастхана – три источника знаний, Шрути-прастхана, Ньяя-прастхана, Смрити-прастхана.

00:05:08 Итак, Пураны находятся за пределами этого. Они просто для обычных людей истории, мифологии истории. Просто чтобы какое-то развлечение дать людям. Это просто создание иллюзий - таким образом они объясняют Пураны. Таким образом они избегают ответа на все эти идеи о творении. И они говорят: «Да, да, да, Вишну присутствует, Махавишну также существует, все Вишну существуют, они там, они делают что-то, но это просто Брахман покрытый майей, это Джива Ишвара Вада. Брахман покрыт майей, и он играет роль божественной личности или Шакти Авеша Аватары или играет роль обычной дживы. Для практических целей Вьява-Харика. Он играет Бога – Ишвара или дживу – обычное живое существо, Джива-Ишвара – то же самое, одно и то же». «Да, да, есть там истории, Вишну приходит, он там делает то, делает сё, но это всё просто Брахман, который покрыт майей» - так они говорят, так говорят маявади.

00:06:53 Идея такова, что они говорят: «Абакаши как Хири». Эфир он всепроникающ, даже если у вас вода в горшке эфир всё равно присутствует там. Потому что эфир он более тонок, он проникает везде, даже в этой доске, там внутри эфир. Всё существует в эфире. Эфир он как бы является базовой субстанцией, эфир также называется пространство, всё находится в эфире. Даже в доске, если у вас существует, вот там находится эфир там присутствует. Поэтому они говорят, что, что горшок обладает формой и он разделяет эфир внутри горшка – гат-акаш, от эфира, который снаружи горшка – чит-акаш. Эфир таким образом разделяется. Эфир, который внутри и снаружи. Если вы сломаете горшок, то этот эфир соединяется в один. Таким образом тело. Такова эта идея. Но это то что, они хотят сказать, что нет, нету разницы, это просто временно – эфир внутри и эфир снаружи, всё это, это всё временно.

00:08:20 Для того, чтобы носить воду горшок существует, а потом, когда он не нужен, мы ломаем его и всё становится одним и тем же. Так же и это тело, оно для временных целей, для лил. И дух внутри, и сейчас мы находимся в заблуждении, думаем: «Индивидуальная душа там находится», но когда тело, т.с. состарится и умрёт и разрушится, то этот дух, который внутри, он сольётся с духом, который снаружи и всё. Таким образом они пытаются доказать свою концепцию. С помощью этого примера с горшком. Но в соответствии с персоналистической уттара-мимамсой, джива вечна, джива не временна и она не является творением материи. Такова их идея, что Брахман разделяется на много-много джив для своей лилы он стал многим, покрылся материальными элементами, потом джива сбита с толку, думает: «Я есть это тело». Это тело разрушается, эта джива опять сливается с Верховным Брахманом, верховной душой, становится опять одним, однородным.

00:09:54 В соответствии с Вьясадевой джива вечна, эта потенция, энергия Господа также Шакти. Пограничная энергия Господа – она вечна. Когда джива приходит сюда, либо сюда, либо может остаться в духовном мире, когда тело разрушается джива не разрушается, она остаётся, как индивидуальная душа идёт в другое тело. Тело служит практическим целям, да, мы понимаем это, но когда тело разрушается, джива, потому что она вечна, и Кришна объясняет в Бхагавад Гите: «Ты и Я и все эти цари существовали до, существуют сейчас и будут существовать после этого». Это доказательство, что индивидуальная душа существует. Кришна говорит: «Я, ты и все эти цари, все они существовали раньше, существуем сейчас и будем существовать в будущем». Все те же личности индивидуалисты. Поэтому, когда тело разрушается, когда горшок разрушается или тело, когда они говорят об акашах об этих, дают эти примеры акаш – это очень хороший пример. Но если вы понимаете, что душа индивидуальна, она не просто пространство, это индивидуальность, она вечна. Когда тело разрушается, она остаётся, переходит в другое тело. Такова их дисконцепция – неправильное понимание. И так как душа - вечная индивидуальность, она не сливается никуда.

00:11:43 Если джива хочет слиться, она даёт ей, Кришна даёт ей освобождение. Это также иллюзия на самом деле. Мы на самом деле не можем слиться Брахманом. Это невозможно, также как вы не можете независимо жить здесь, но Кришна даёт различные виды иллюзий, даже в духовном мире. Живые существа находятся в майе, в иллюзии, так или иначе, здесь или там все в майе. Это игры Кришны. Здесь вы думаете, что вы – это тело, если вы хотите слиться с Богом, тогда вы будете верить, что вы сливаетесь с Ним, потому что вы входите в Брахман, там просто забываете себя, просто вы входите в какой-то транс, сон и забываете себя о своей индивидуальности. Это так сказать, как бы сказать, что это забывчивость какая-то. На самом деле это иллюзия, это также опасно. Итак, когда вы идёте в обитель Кришны, вы думаете, что Кришна ваш друг и под чарами йога-майи, вы думаете о Кришне: «Это не Верховная Личность Бога, это просто мой друг». Мы прыгаем на Его плечи, воюем с Ним, сражаемся, но если вы хотите помнить, что он Верховная Личность Бога, и поклоняться Ему, с почтением и благоговением идёте на Вайкунтху.

00:13:15 И там вы думаете: «О, на самом это Верховный». Вы находитесь в другой иллюзии. На Вайкунтхе вы будете думать, что вот это вот и есть верховное положение, а Кришна играет со Своими друзьями, это происходит из Вишну. Такова идея. Это мы знаем из «Брихада Гатами» Санатана Госвами. Гок Кумар хотел обнять Вишну, он хотел поиграть с Ним и обнять Его, ему сказали: «Эй, что ты делаешь? Ты здесь не должен играть с Вишну, здесь должен быть, так сказать, страх неподчинения Богу. Если хочешь играть иди туда и с Кришной играй. Если хочешь играть с Ним, с Вишну, тогда иди туда в дверь, на Голоку, где Кришна». Таково их умонастроение вишнудутов. Они конечно обладают знанием, но всё таки они находятся под чарами його-майи также. Потому что они хотят поклоняться Богу таким образом. Поэтому они думают, что вот это вот и есть Верховный Господь.

00:14:25 В Шри сампрадае также принимают Вишну, как Верховного. Они поклоняются Вишну, как Верховному, а Кришна – это экспансия Вишну. Это совершенная экспансия. Они принимают Кришну, как совершенный, так сказать, особенную экспансию Господа Вишну. Поэтому везде чары майи находятся, где бы вы не находились. Поэтому никто не может сказать, что «Я не в майе». Все мы находимся в какой-то майе. Либо в махамайе, либо в йогамайе. Это наше положение пограничное – либо мы в махамайе, либо мы в йогамайе находимся.

00:15:22 Итак, есть два вида имперсоналистов – брахмавади и маявади. Брахмавади – они честные, более честные, они думают, что Брахман – Верховный, они хотят слиться с Ним и все остальные экспансии происходят от Него. Они не трогают их, они просто медитируют на Брахман. Они не измышляют. И они те кто… И есть также маявади, которые завистники, являются завистниками. И так как они завидуют, они пытаются отвергнуть верховное положение Кришны, и Его экспансии, и они говорят, что они на самом деле также были материальными телами, И они используют эту идею – джива-ишвара-вада. Но они на самом деле все дживы, эта Ишвара – только для практических целей. Мы занимаем разные положения, потом, как только мы пойдём в Брахман, мы станем Ишварой. Поэтому, эти значения брахмавади и маявади – разные. Брахмавади идут вверх в Брахман, а маявади идут вниз – деградируют.

00:16:31 [Аудитория] Почему Шанкарачарья учил философию маявади?
[Айравата дас] Мы рассмотрим позже. У него была особая миссия. Он изменил Адвайта-ваду таким образом, что даже Даттатрейя не понял бы эту философию, не признал бы свою собственную философию. Он столько много новых вещей ввёл туда. Что-нибудь ещё? Вопросы? Можете погромче говорить, чтобы записывало.
[Аудитория] Последователи будут, которые [неразборчиво]? Последователи Будды, они как [неразборчиво]…Изначальный буддизм, это вот прямо, только вот после того как Будда ушёл, последователи [неразборчиво]. Они разве достигли конечной цели? Вот то есть [неразборчиво] Брахманом, могли достичь? Вообще это очень трудно, но один вот они наверное достигали. А вот так сказать, сегодняшний буддизм, они, для них невозможно достичь полностью? Для них, вот и мало что невозможно, они просто атеисты.

00:18:51 [Айравата дас] Итак, первое – это что Будда не давал концепции Брахмана, он не учил этой концепции Брахмана. Он говорил, что за пределами этой материальной вселенной пустота, нирвана. Нирвана – означает «пустота, ничего». Нир – означает «без» и вана – «лес». Без леса, без леса материальных страданий. Он говорит: «Чтобы освободиться от материальных страданий …», мы будем выяснять, объяснять это в деталях потом. «Мы должны прекратить материальное сущестование, разрушить, например, материальную форму, освободиться от этого материального тела и войти в эту пустоту в ничто» - такова была его идея. Но он не объяснял о Боге, он не говорил ничего о душе, о Боге, потому что Будда проповедовал атеистам, поэтому он не объяснял концепцию Бога и души. Но на самом деле мы видим столько много противоречий в его [неразборчиво]. Махапрабху на самом деле показал, как нам победить философию буддизма. Поэтому их место назначение, как мы уже объясняли на космологии, не Брахман, то есть те кто искренне следуют Будде не достигают нирваны и они входят в причинный океан.

00:20:27 Итак, место назначение тех кто следует правильному образу Будде, они проходят через вселенную, они достигают Причинного океана и сливаются там, попадают в нирвану, потому что причинный океан, это не материальный мир и не духовный мир – это что-то посредине. И Будда говорит: «Вы должны освободиться из материального мира» и также не объяснил духовного мира. То есть он не объяснил духовного мира, а материальный мир – это иллюзия. Они освобождаются из материального мира, они не могут пройти в духовный мир, потому что, он не объяснял им, и они хотят пустоты, и Причинный океан – это другая иллюзия. Мы всегда будем сами. Поэтому они думают: «О это пустота, мы сливаемся с Причинным океаном, и как бы в пустоту падаем». Это максимум, что они могут достичь. И Прабхупада в его комментариях также упоминает: «Нирвана у буддистов - это рождение Вирадж вида в Причинный океан». Вирадж – означает «Причинный океан» в этом контексте. Это один момент.

00:21:32 И также есть, есть другая возможность для буддистов: те буддисты, те кто следуют буддизму, они разделяются на 2 части. Одна часть – это имперсоналисты и другие – персоналисты. Есть разница между ними: эти имперсоналистические последователи они входят в Причинный океан, но есть персоналисты, которые развивают свою любовь к Будде. Поэтому люди спрашивали на лекциях Прабхупаду, который, что есть буддисты, которые поклоняются людям и развивают свою любовь к Будде. Они предлагают арати, а Будда – экспансия Кришны и таким образом он обманул их, хорошо. Буддда сказал: «Если вы не верите в Бога, я здесь, поклоняйтесь мне». А он был экспансией Бога, поэтому он обманул, тех кто верил. «Если не хотите поклоняться Богу, не надо, поклоняйтесь мне» и они поклоняются ему, развивают привязанность и любовь к нему, и какая-то преданность существует у них, и они очень персоналистичны, очень личностное понимание. И на следующей стадии они понимают Бхакти, они понимают вайшнавскую философию. Они приходят к пониманию. И поэтому существует, для таких буддистов существует шанс стать преданными на самом деле.

00:22:58 И моя личная, личный опыт есть, когда буддисты присоединились, присоединялись к нашему движению. Я знал одну личность, которой был очень, очень просвещённый в этой философии буддизма, но он развивал любовь к Будде, преданность Будде и потом, позже он общался с преданными, читал книги Шрилы Прабхупады и стал вайшнавом. Когда люди спрашивают, когда люди спрашивают Будду об абсолюте, он говорил: «Когда вы станете Буддой, в просветлённом, тогда вы поймёте». На самом деле следующий предмет – это буддизм, который мы будем обсуждать. Ты понимаешь, но сейчас большинство последователей. Существует много подразделений буддистов. И если вы изучаете их идеи, они все отклоняются. Все с отклонениями, они едят мясо, курят и т.д. Ну конечно мы не можем сказать, что все идут в ад. Некоторые из них очень аскетичны, как те буддисты из Тибета, тибетские буддисты, они очень, они достаточно продвинутые и на самом деле очень аскетичны и вегетарианцы. Живут в монастыре, медитируют, практикуют, йогу даже практикуют. Мы не можем сказать .что они идут в ад.

00:24:31 Есть много других школ, где они едят мясо, где они стали как, мирскими очень, как хинду. Современные хинду, или христиане очень и очень мерзкие люди, они едят мясо и делают столько много неправильных вещей, накшат, в принципе они идут в ад, конечно. Поэтому мы не можем их так обобщить и сказать, что все идут в ад. Это неправильно. И также у нас есть опыт, что тот кто, кто-то хочет понять изначальное учение Будды искреннее, он становится преданным. И также Махапрабху проповедовал буддистам и сделал их преданными. Вы поняли?
[Аудитория] Да. Другой вопрос: Я слышал что есть две линии буддистов, тиравада и махавада, махаяна. Хинаяна и махаяна – есть две линии буддистов. Наверное это более так ортодоксально?

00:25:48 [Айравата дас] Хинаяна более близка к изначальным учениям, и махаяна более отклонилась. Махаяна – это как бы как, как Баджанананди. Извиняюсь, махаяна – это Гоштананди, то есть проповедовать должны, всем проповедовать, увлекать всех. И хинаяна – это как Гоштананди, то есть они практикуют только сами. Они говорят: «Мы должны уйти в уединённое место, медитировать отречься от всего, развивать свою чистоту, не смешиваться с мирскими людьми», а хинаяна говорит: «Нет, нет вы должны идти и спасать всех, это сострадание Будды». Мы будем обсуждать эти детали.

00:26:53 [Аудитория] Нет, у махаяны у них также, у них есть какие-то свои сломонизмы или шаманизм. Я слышал.
[Айравата дас] Да. Тибетский буддизм – это отдельный феномен, как отдельные подразделения буддизма сейчас. Тибетский буддизм. Конечно есть много различных школ сейчас. Существует. Ещё вопросы? Итак, конечно мы сейчас, итак наш следующий предмет обсуждения – это буддизм, так что мы естественным образом уже перешли к нему. Такова была идея нашего курса, что после того, как мы обсуждаем, обсудим эти шесть философских школ, которые основываются на Ведической философии в Упанишадах. Они на самом очень древние, они приходят из предыдущих других. Они также были формализированы, так сказать, сформированы в разные школы, это изначальные философские школы, и мы можем понять, что из них все остальные философии исходят. Эти философы, они читают много-много книг и потом производят свою собственную философию, и какую бы философскую идею мы не рассматривали позже.

00:28:23 Мы можем увидеть, что это, что они очень близки к разным философским школам. Например, к ньяе, вайшешике или какой-то другой школе. И это помогает вам ,что вы уже знаете концепцию, философские концепции, и поэтому вы можете сразу же определить: «А это такая вот философия, это такая философия» и разрешить свои противоречия. Итак, если мы обращаемся к истории, существует одна очень, интересный феномен, с философией Будды, как появился буддизм. Прабхупада даёт очень хорошее объяснение буддизма. И есть одна книга, существует книга Шрилы Прабхупады о буддизме, где все объяснения Шрилы Прабхупады. А объясняет Шрила Прабхупада объясняет буддизм и также он отключает джайнизм, сикхизм и иудаизм. То есть иудаизм, сикхизм и джайнизм. И Шрила Прабхупада даёт очень хорошую цитату здесь. Одна из идей важности этого курса.

00:29:34 Итак, Прабхупада сказал: «Человек должен учить очень внимательно, как что же причина? Почему пришёл Будда? Причина, причина появления Будды, причина появления Шанкарачарьи и других ачарьев? Почему пришёл Чайтанья Махапрабху?». Это требует, это требует очень внимательного изучения под нужным руководством и я получил вдохновление из этой цитаты, цитаты Прабхупады, чтобы сделать этот курс. Прабхупада сказал, что эти вещи нужно очень внимательно изучать, почему все эти личности и как они появились и почему они появились? И Шрила Прабхупада также дал последовательность: Господь Будда, Шанкарачарья, Чайтанья Махапрабху. Поэтому мы идём таким образом, следуем этим последовательностям. Потому что они взаимно связаны: Будда пришёл, чтобы спасти имперсоналистов.

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 18 апреля 2017