Шесть философий и ньяя

12 июня 2011
семинар для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:30:35 | качество: mp3 32kB/s 7 Mb | прослушано: 27 | скачано: 107 | избрано: 1
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:00 [Айравата дас] Это объясняется в них, Прабхупада. Это пратьякша. Знание с помощью чувственного, чувственного восприятия. Аммана – знание, которое мы получаем через логику, через рассуждения. То есть вы наблюдаете что-то, увидев кого-то: толстую, толстую личность и мы понимаем, что он ест много – это анумата - логика. То есть, если вы видите толстого, значит понимаете, что он много есть много это Анумата – логика. То есть, если вы видите толстого, значит вы понимаете, что он много ест. Каким образом вы получаете знания? То есть через рассуждения. Упамана – аналогия. С помощью примеров, через аналогию, через примеры вы можете также получить знания. Например, мы говорим: «Брахмаджьоти похоже на лучи солнца» - это Упамана, то есть: «Ом, о, брахмаджьоти похоже на лучи солнца» и мы представляем себе как оно выглядит. Это третий источник знания.

00:01:12 И четвёртый – это Шабда. Шабда – это звуковая вибрация. Это означает духовная звуковая вибрация. Трансцендентная звуковая вибрация, то есть Веды, Сутры – Шабда. Мы слушаем из Вед и получаем знание. И мы также принимаем эти четыре источника знания. Вторая Падартха – это Прамейя – это объект знаний. Он объясняет различные Веды, поэтому четвёртая Самшия – сомнение, то есть у вас появляются какие-то сомнения и вы должны решить эти сомнения с помощью рассуждений. Потом Прайоджина – благо, которое вы получаете из того, что вы проясняете свои сомнения. Пятое – Вишнадута – с помощью различных сомнений вы пытаетесь понять объекты знаний. Потом Сиддханта идёт. Мы приходим к какому-то заключению. И седьмое – Абхайрана – то есть часть [неразборчиво] дискуссий. И потом Пкартха – когда мы философствуем, приносим и пытаемся найти причины. Девятая – это риши – решимость, то есть мы обладаем решимостью, чтобы понять объект нашего обсуждения.

00:02:49 Двада – аргументы. То есть мы аргументируем, спорим с кем-то, чтобы победить его, приводим различные аргументы. 11 – это Джалпа – разговор. Существует также Праджалпа – бесполезный разговор. Но это Джалпа. Джалпа – это значит просто разговор. 12 – это Викам – противоположные утверждения. Знаете, если испортите всё относится к Ньяями, Папраула очень экспертен в этом. Если вы спорите с кем-то вы спорите и действуете таким образом, что он теряет своё равновесие и он гневается. И всё что бы он не говорил, вы говорите противоположное – «Это белое», вы говорите – «Нет – это не белое, это чёрное». Он говорит: «Нет, это белое», а вы говорите: «Нет, это чёрное». То есть вы не даёте ему шанса объяснить ничего. Как только он говорит что-то, вы тут же говорите, берите и говорите противоположное совершенно. Если, например, кто-то говорит: «О это белая бумага», «Не, не это чёрная бумага». То есть вы действуете таким образом. «Это бумага», «Нет это дерево, потому что она происходит из дерева». И тогда ваш оппонент [неразборчиво].

00:04:32 Эйтвабхашья – ошибка, чушь. Например, в споре вы используете эйтвабхашья. Вы говорите какую-то чушь, чтобы потрясти своего оппонента. Например, иногда когда мы говорим о Кришне с кем-то, и люди вызывают, бросают вызов. Говорят, например: «Вы видели Кришну или нет?», «Нет, я преданный», «Ну, не может быть?» и мы говорим: «Да, конечно каждый день мы видим Кришну, Радхамадхава там на утро репа» и тому подобное. Это не ложь, но личность шокируется: «Ты видел Бога? Ты видел Кришну?». Мы просто говорим, говорим так же, бросаем ему вызов также. Это хэйтвабхашья. Четырнадцатое – это чхал – искажение, то есть вы искажаете какие-то значения слов, чтобы сбить с толку своего оппонента. 15 – это джати. Джати – тудородность. И 16 – это ниграхастха. Ниграхастха. Стха – означает, как момент разрушения. Момент разрушения лишь один, точка или момент разрушения.

00:06:33 Гаутама объясняет 22 момента разрушения.Ну что же это означает? Идея такова, что вы используете ньяя блавитру. Вы используете все эти 16 падартх. И приводите своего оппонента к одному моменту – ниграхастха. И на этом так сказать, на этом моменте вы берёте огромный молоток и разбиваете в дребезги. Вы спорите, спорите спорите подводите его к определённому моменту и потом разбиваете его в дребезги. Таким образом вы разрушаете полностью своего оппонента. На самом деле мы можем видеть, что Прабхупада в своих беседах использовал все эти падартхи. 16 падартх – он был эксперт большой испыты. Например, Прабхупада, я могу пример привести, как он Ньяю использовал. Одна женщина репортёр пришла к Прабхупаде и она сказала, и она начала говорить о вайшнавизме, как преданные поклоняются. И потом Прабхупада сказал: «Прежде всего» - он сказал – «Иисус сказал: «не убийте»». Она, она говорила какую-то ерунду: «Почему вы носите шафран? Почему вы бреетесь?». Прабхупада так же.

00:08:12 И тогда Прабхупада сказал: «Иисус сказал: «Не убий». Почему вы убиваете? Почему убийцы? Вы все убийцы, вы все. Почему же тогда Иисус сказал: «Не убий»». Потом также мы можем понять, понять, что всё общество было – убийцы. И она просто, и она замерла, и он сказал: «Почему вы убиваете людей? Почему убиваете? Почему убиваете? Иисус сказал: «Не убит в любви»» и Прабхупада сказал: «Почему вы убиваете и прежде всего вы убили Христа». И у этой женщины был крест на груди. И она [неразборчиво], Прабхупада сказал: «Что это у вас на груди? Что это у вас такое?», «Это крест» и Прабхупада сказал: «Нет – это символ убийства» и она была полностью разбита. И она даже не могла говорить после этого. И Прабхупада стал просто после этого проповедовать в её сторону. Она не могла ничего сказать. Для нас ниграхастха. Прабхупада подвёл это Прему к моменту, которая получилось сбил её. На самом деле это, это, на самом деле это и уделили момент, что они говорят: «О крест символизирует Иисуса Христа», он говорит: «Нет, нет это символизирует смерть, убийство».

00:09:43 И так же существует 24. 24 части балансировки: уравновешивания различных аргументов. Например, это всё средства, которые используются в Майяне. На самом деле они все авторитетны. И тем не менее, средства авторитетны, потому что он собрал их все из [неразборчиво]. И также мы можем видеть, что чайтанья Махапрабху, когда Он был Нимай пандит, Он был великим ньяйиком, потому что он использовал все эти [неразборчиво]. И когда он учился в школе он играл со своими друзьями таким образом, что он доводил, приводил какие-то аргументы, потом разбивал эти аргументы, потом развивал опять эти аргументы и т.д. Таким образом он играл со своими учителями и школьными товарищами туда же. Такова философия ньяйи.

00:10:54 Итак, в чём же идея философии Гаутама риши ? Главаная – это ответить на вопрос: что же является изначальным источником? Изначальный источник – это то из чего всё исходит. То есть объясните из чего же всё исходит? Гаутама риши, после того, как он обрёл это знание, он медитировал, постоянно медитировал, сидел и медитировал. И в его уме, то есть в своём уме он постоянно входил глубже и глубже и глубже в уме, в материю, анализируя, анализируя, анализируя. Сейчас у них есть лаборатории с разными приборами и т.д., акселераторами, с разными веществами. И он делал всё это в своём уме. И в конце концов он увидел Параману. В начале творения, начальная частичка из которой струится всё творение. И с ними мы посмотрим, физика, которая объясняет атом, мы увидим, что на самом деле Параману гораздо меньше атома. Атом можно разделить на Параману, но нельзя разделить, это неделимая частичка из которой строится всё остальное [неразборчиво]. И он в своей медитации обнаружил этот параману. И он обнаружил, что из параману всё творение строится. Это всё конечно была ошибка, ошибка была в том, что он анализировал только одно подразделение творения.

00:12:47 Он не рассматривал начало и конец. То есть он не рассматривал, что же будет в тот момент, что же будет после творения. Он делал то же самое, как материалистические люди, то есть они рассматривают, то, что сейчас в космосе находится? Звёзды, планеты, не анализируя, что же было до творения, после творения будет? Когда он обнаружил параману, он подумал, что это и есть начало. То есть из параману всё пошло и ничего не существует за пределами параману, поэтому он провозгласил параману – источником всего. Это его главная философская идея. Почему? Почему [неразборчиво] из-за этой частички? Почему – это чисто философский вопрос.
[Аудитория] А как? Как это всё происходит, это в космологии рассмотрим? Как это всё устроено?
[Айравата дас] Ом, Гаутама говорит, что он, всё построено из параману. Там был вопрос – почему? И вы не рассматривали этот вопрос?

00:14:02 Веды на самом деле объясняют. Вайшнавы имеют ответ на этот вопрос. Атеистические люди различных школ не могут ответить на этот вопрос. Даже имперсоналисты не могут ответить на этот вопрос. Мы видим, что некоторые вайшнавские школы они могут ответить. Имперсоналисты говорят: «Ну, это просто Брахман, так непостижимо». У вас есть ответ? Так как джива хотела действовать независимо, материальное творение им было дано. Или отвечать на вопрос – почему? Простым языком можно сказать, что вселенная была создана для вас. Почему, если вы спросите: «Почему создана вселенная?», ответ таков, что: вселенная была создана для нас, потому что мы хотели быть независимыми от Кришны. Кришна дал нам это всё для нас: «Пожалуйста, попытайся быть независимой». Но все другие школы не могут принять. Они пытаются ответить: как была построена? Каким образом? И с помощью логики они приходят к моменту того, что была построена из этих частичек – параману.

00:15:22 И также в пятой части, как вам объясняли разницу философий, он защищал авторитет Вед. И он также победил Джайнизм с помощью использования логики, буддизм и другие атеистические школы. Это хорошо, то что он принимал Веды. И поэтому он заявлял, что, «Я принадлежу к Ведической школе» в то время. В то время как-то были, принадлежали к Ведическим школам. Они были авторитетными. Они считаются авторитетными. Но проблема в том, что он не принимал заключение Вед. Он не принимал заключение Вед. В чём же конечная цель Вед? Он также говорил о том, что [всё что мы совершаем в материи] и душа материи реальна и вечна. Всё что люди говорят, что когда душа соединяется с материей, это соединение является источником страданий. Когда душа соединяется с материей начинаются страдания. Для того, чтобы избавиться от страданий, это очень простой вывод, что мы должны разделить душу и материю. То есть если душу соединить с материей, она страдает, поэтому мы разделим душу и материю. Если отделить материю, то она будет блаженна, избавится от страданий. Таким образом, он использует логику.

00:17:11 Понимая значение разных объектов жизни в конечном итоге он приходит к тому, что мы должны отделить душу от материи. Он также принимает Параматму, Параматму. Параматма – это также элемент Ведической концепции. [неразборчиво] также принимает Параматму. На самом деле он также говорил, что Параматма соединяет душу и материю. Приводит душу к материи. И также в определённый момент Параматма может отделить душу от материи. И на самом деле это правильно, потому что всё находится под контролем Параматмы. Параматма может ввести душу в материю и также вытащить её из тела, отделить её от материи. И когда душа, отделённая от матери, выходит из Самсары, у неё появляется совершенство. Душа исходит из Самсары, выходит из Самсары, получает освобождение, совершенство. И когда он объясняет в принципе как достичь этого, он говорит, что если мы используем 16 падартх. То есть мы можем получить совершенное знание, просто споря и размышляя.

00:18:43 И мы когда обретаем знание, мы её так сказать заряжемся этим знанием и потом мы освобождаемся от материи, от влияния материи с помощью этого знания.
[Аудитория] Итак, Гаутама муни принимал Параматму. Поклонялся ли он какому-нибудь божеству и вообще было ли у него какое-то понимание поклонения?
[Айравата дас] Он не описывает ничего. Не объясняет Бога вообще. Он останавливается на этом уровне Параматмы. То что Параматма соединяет материю и душу и разъединяет материю и душу. И когда душа получает необходимое количество знания она отделяется от материи таким образом. Такова его идея.
[Аудитория] И если вечность отделяется от материи, освобождается от Самсары. И куда же идёт душа? В каком месте она находится? Когда освобождение, это что? Это просто слово или он упоминает какое-то место, куда идёт душа после освобождения.
[Айравата дас] Да. Так что же о конечном назначении? Его идея такова, что цель – это освобождение, то есть вы выбрали цель, но куда идёт душа, он не отвечает на этот вопрос.

00:20:27 Но такова незавершённость данного процесса. В современное времени мы встречаем разных людей, которые следуют разным философиям. Ну почему же это хорошо знать все эти шесть философских школ? Потому что, когда бы мы не встречались с какими угодно людьми, с людьми которые обладают разными философскими идеями, современными. Мы можем обнаружить их идеи, которые, они принадлежат к этим шести философским школам. Есть многие люди, которые говорят о материи и душе и ну когда мы говорим: «Что же потом? Каково же истинное назначение души? Куда она идёт?». Они могут ответить. Они говорят: «Да, да, да вот это освобождение, это блаженство, душа выходит из Самсары, а что там дальше, я не знаю». Имперсоналисты, они не могут ответить на этот вопрос. Они говорят: «О, куда? Душа куда-то идёт, освобождается и куда-то идёт, где она находится». Но они не знают, где. Конечно у него уж очень такая забавная идея, что такое Бог? Он объясняет Бога, но для нас его объяснения вообще очень странны. Мы не принимаем это как Бог.

00:22:02 Итак мы [придержать степень] его концепции Бога. Когда он говорил, что Параматма соединяет душу и материю, душа покрывается материей и она зарабатывает ложные идеи и так же у них появляются другие желания, отвращение, они совершают различные действия. Эти действия бывают хорошими и плохими. Итак, он подходит к моменту, из-за, из-за ошибок существуют действия хорошие и плохие. [неразборчиво] и всё и так действия. Но понимать, что это совершать хорошие действия или плохие действия, то есть это так проявляется. Ляпцы. Вьяса Адриши. Адриши – означает «невидимый». Адриши – эту душу невозможно увидеть. И Бог, Он является Адриши. Адриши – тот кто невидим, невидим. И он, этот Адриштха – ты и есть реакцией их действий. Ведь, какой Бог, в соответствии с Гаутамой? То есть Гаутама представлял Бога таким образом. Это очень-очень такая, забавная так сказать теория. То есть, если вы совершаете хорошие действия или плохие действия и вы набираете плохие реакции и хорошие реакции. И вы должны получить эти реакции.

00:23:56 Эти реакции где-то находятся. Кто-то их регулирует, кто-то их должен дать нам. И вот кто-то, что-то, который даёт нам эти реакции – это и есть Адриштхи, который контролирует наши реакции Адришья. Он и есть Бог. Итак, Адришти даёт вам либо награждение, либо наказывает и также Он контролирует и даёт вам новое рождение. Контролирует рождение и перерождение.
[Аудитория] Вопрос: есть ли у него какие-то, объясняет ли он аватары? Различные аватары.
[Айравата дас] Для Него различные аватары – это они происходят из параману. Все аватары происходят также из параману. «Параману – источник всего, а не Бог». И сейчас так существует много философии.

00:25:07 Например: она концепция, одна концепция учёных, когда они говорят, что Бог создан человеком. Эта концепция Бога – создан человеком, она очень похожа на теги. Итак мы, какова же конечная концепция? Итак, мы вкратце всё соберём сейчас вместе. Когда душа находится в теле существует страдание, боли, чтобы освободиться от этой боли и страданий, мы должны изучать ньяю, 16 падартх. Все эти падартхи, вы используете эти 16 падартх, мы придём к правильному пониманию правильного знания. Все наши, все наши иллюзии, все наши ошибки, [ложь продавца и [неразборчиво] идёт ] наши плохие действия и хорошие действия также уйдут. Все наши действия будут совершенными. То есть не будет существовать клин, будет ниже принято, то есть нету никакой деятельности. Мы на время все, всю деятельность прекращаем всю, все действия.

00:26:44 И когда мы из-за совершенства останавливаем всю деятельность, мы совершенны, мы не, нам не надо ничего больше совершать. И так как мы понимаем совершенное знание, мы совершенны, поэтому у них существует больше Адришти, который даёт нам результаты нашей деятельности, поэтому мы свободны от материи и свободны от Бога так же, от [неразборчиво] Бога. Он также говорил, что вы освобождаетесь, освобождаетесь от всего, от страданий, освобождаетесь от материи и станете, становитесь Адриши, то есть вы становитесь невидимым для невидимого, потому что у вас нет больше реакций, вы не совершаете никаких действий, у вас нет никаких реакций и поэтому вы также освобождаетесь от реакций, освобождаетесь от Адриши, становитесь сами Адриши, то есть невидимым для невидимого – такова концепция Гаутамы. Такова концепция конечного блаженства Гаутама риши. Таковы главные идеи.

00:28:15 И позднее великий мудрец Чхарока муни, который был также атеистом. Чхарока муни создал атеистическую школю ньяи. Он уже не объяснял душу и сверхдушу. И Авеша Аватара происходит их Чхарока муни и Лока Ист, Лока Ята. Школа Лока Ята говорит, что души не существует. Чхарока муни уже прекращает говорить о Боге о душе, он просто говорит: «Всё происходит от материи». Он не заботится ни о параману ни о чём, и Лока Яту происходит из его философии. И Лока Ята, которая происходит из учения Чхарока муни, говорят о том, что души нету. И, если вы помните, в Бхагавад Гите также Кришна упоминает это: «Если вы верите в душу, вы [неразборчиво]». Тогда нет проблем, душа Бхишмы и Дроны она переселятся в другие тела.

00:29:37 А если вы не верите в существование души, тогда их тела просто химикаты. Нет проблем, Шридок заботится о простом, химикаты. [Ишвадлупаток] говорил, что из этих слов Кришна понимает, что Лока Яты они уже существовали уже тогда. То есть Лока Яты, они говорят о том, что души не существует. Говорили, что с прогрессом Кали-юги, все эти школы, многие говорят, размножаются. И в Ману Самхите также говорится: [Бхатишва вок]. Те кто объясняют ньяю, те кто изучают ньяю они должны быть изгнаны из Ведического общества. Ману Самхита очень сильна, очень, очень строга в этом судействе. Того, кто изучает ньяю мы должны изгнать из Ведического общества. [смеётся].

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 25 марта 2017