Уттара мимамса и Майавада имперсоналистическая

12 June 2011
семинар для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:31:24 | качество: mp3 32kB/s 7 Mb | прослушано: 148 | скачано: 541 | избрано: 14
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Айравата дас] Сегодня мы продолжим обсуждение уттара-мимамсы – философии уттара-мимамсы. Мы уже упомянули, что уттара-мимамса – разделяется, можно разделить на две отдельные школы – это имперсоналистическая уттара-мимамса и персоналистическая уттара-мимамса. Итак, сейчас мы начнём обсуждать имперсоналистическую уттара-мимамсу. И в особенности адвайта-вада философию, философию адвайта-вада. Она была основана Даттатрейи. И также многие другие великие мудрецы явились в этой линии Ягья-валка Аштавакра и так далее. Итак, сейчас мы обсудим главные философские принцип этой философии.

00:01:03 И когда мы будем обсуждать философию Шанкарачарьи, мы увидим, мы увидим сходства. Шанкарачарья принял эту философию адвайта-вада Даттатрейи Аштавакры. Конечно он использовал также и другие разные новые концепции, и сделал эту философию, обратил эту философию в философию маявады. Он привнёс очень много новых философских концепций и позже мы увидим. Итак, сейчас мы будем обсуждать адвайта-ваду. И потом уттара-мимамсу, которую основал Вьясадева со своей Веданта Сутра. Итак, двайта – означает двойственность, адвайта – означает «не двойственность», не двойственная философия. [Неразборчиво] в современной терминологии – это означает «монизм». В современной философии – это называется монизм – единство. Он объясняет, что всё это одно, происходит из одного источника. Этот источник – верховная абсолютная истина, которая объясняется в Ведах, как Брахман – Верховный свет и Верховное блаженство. Что бы мы не встретили в этом материальном мире, что бы мы не встретили, какие бы личности и какие бы объекты и вещи, мы не встретили в материальном мире – всё это только для практических целей создано.

00:03:08 Брахман стал многим. Брахман был один. Упанишады очень много есть, очень много стихов в Упанишадах таких. Брахман был один и потом стал многим. И они объясняют, что это религия – игры Господа, то есть Брахмана. И для практических целей он проявился, как много разных объектов. Этот принцип называется Вьявахарика. Вьявахар – значит «практиковать», практика. Вьявахарика – означает «для практических целей», чтобы поддержать свои игры, развлечения, Брахман проявился здесь. Но у них есть разные концепции, как Брахман разделился на много, на многих и для своих лил. Столько много индивидуальностей, индивидуальных личностей появилось. Это всё для практических целей. Называется Вьявахарика. Также описывается Брахман. Конечно Брахман описывается в соответствии с Упанишадами. Прежде всего Брахман – это нирвишеша. Вишеша – означает «качество». Нирвишеша – «без качеств». И, или «нет различия», то есть однородный, однородный. Он также описывается, как нирахана – нету эго, в Брахмане нет эго, нет индивидуальностей.

00:04:54 Ниракара также. Означает – «нету формы». У Брахмана нету формы. Только здесь, здесь для вьявахарика, для практических целей, чтобы общаться Брахман разделился и проявил формы и так далее. Изначально у него не было формы. Анама – нету и имени. Когда Брахман появляется сам, как много личностей, у них очень много имён, материальные, духовные и так далее, но изначальный Брахман – анама, у него нет имени. Агьякты не проявленные. И Кришна говорит: «На самом деле очень трудно медитировать на агьякты», то есть не проявлены. Он также адхикара – он никогда не возбуждается, то есть нету возбуждения у Брахмани. Агинаши – не ограниченный. Не ограниченный ничем. Итак, стоп, постоянно мы видим мир-мир-мир, а значит отрицательное описание. На санскрите означает наити наити – не это, не это, не это. Брахман не это, Брахман не это и не то. Это называется принцип – ньяти-ньяти – отрицание. Брахман описывается, как, адвайтисты говорят – «Брахман можно описать только с помощью отрицания».

00:06:42 Всё что мы видим здесь, всё это не Брахман. Мы должны понять. И когда же вы спросите: «А что же позитивное тогда?». Ничего позитивного нет. Это единство. Но тогда, если мы спросим: «Ну хотя бы какое-то описание? Какое-нибудь описание Брахмана дайте». И он говорит: «Какое бы описание вы нам не дали, вы не дали – это не Брахман». Что бы вы не сказали о Брахмане – это не Брахман. Что бы вы не сказали о Брахмане – это не Брахман, потому что вы используете слова и термины и слова – это различие материальное, а Брахман – это единство, поэтому всё что бы вы не сказали это не Брахман. Вы не можете описать Брахмана. Невозможно. Естественно наш аргумент таков: «А зачем же вы тогда пытаетесь описать его? Если его невозможно описать, зачем же вы тогда пытаетесь?». А тогда они скажут: «А зачем же спорить с такими мыслями? Это бесполезно спорить, вы ещё больше в иллюзию попадаете. Вы ещё больше удаляетесь от Брахмана, если вы спорите с нами. Вы должны слушать. Может быть вы поймёте? Но в конце концов Брахман на самом деле непостижим». Таким образом они объясняют. Можем ли мы сказать, что ислам также на уровне философии адвайты? Это на уровне имперсоналистическом. Знаете, в Коране, в исламе, также имперсональный аспект Бога описывается, но очень коротко.

00:08:28 Поэтому Чайтанья Махапрабху, когда на своей встрече с [неразборчиво], он говорит, что имперсональная концепция в Коране есть, но также и персональная также есть, и она более важная. Поэтому в Коране очень много стихов, которые поддерживают персоналистическую концепцию Верховной личности Бога. И не так много стихов, которые описывают, на самом деле, имперсональную концепцию. Но, так сказать, православные мусульмане, они говорят об имперсональном Боге, потому что, так сказать, каким образом представлена эта философия в Коране? Она представлена таким образом, что она, что они получают такое понимание и такое впечатление, что на самом деле главное, так сказать, описание Бога – это имперсональное. Не смотря, на то что, Ведическая философия такая персоналистичная на самом деле, мы можем видеть, что столько много имперсоналистов, маявади. Конечно это всё на основе философии Шанкарачарьи. И имперсональная концепция Бога в Коране – это не адвайта. Главная идея мусульман – то что Бог – это свет. Брахмаджьоти. Такова концепция – Бог – это свет, Бог – это могущество, сила, энергия. Они просто подвели концепцию Бога к Шакти – энергии. Это также произошло с философией адвайты.

00:10:00 Они говорят: «Брахман – это Всевышний, абсолютно, выше абсолютной истины». Но в конце концов они объясняют это, как просто энергия какая-то. Это понятно? Да. Итак, они приводят много разных примеров, чтобы поддержать их философские идеи. Один знаменитый пример – это пример порошка и эфира. И этот пример называется «Гадакаш и читакаш». Акаша – наше пространство, гада – это горшок. Итак, они говорят – «Если у вас есть горшок, внутри горшка есть пространство и пространство также и вне горшка». Гадакаш – это пространство внутри горшка и читакаш – это пространство снаружи горшка. Но пространство одно и то же. Итак, они дают нам идею формы, то есть тело – это форма, как горшок – это временная форма. Внутри гадакаш пространство и снаружи также пространство – читакаш. Но если вы сломаете горшок, то эти два пространства соединятся. Они также говорят, что, что вот индивидуальность есть внутри тела и когда тело разрушается, то всё сливается – становится одним и тем же. Итак, тело временное, как этот горшок, и потом, когда тело сломается, гатакаш и читакаш сливаются и становятся одним и тем же, единством, сливаются. Поэтому зачем беспокоиться?

00:11:50 Это один из знаменитых примеров, в котором приводится…Таким образом, они пытаются доказать вьявахарика принцип, что для практических целей у нас есть этот горшок. То есть мы делаем этот горшок, чтобы делать всё с помощью его: носить воду и так далее. И это временное пространство внутри оно существует временно. Поэтому, и также и тело, для практических целей оно существует это тело, в нас есть материальная энергия. Потом Брахман совершает свои лилы и когда тело разрушается, то всё сливается опять, становится Брахманом. Таким образом объясняется эта философия. Также они объясняют, также они используют другую концепцию, которая называется – пратибимбо-вада. Пратибим – означает «это же отражение», бимбо – означает «луч», пратибимбо – отражение. Они говорят, что Брахман отражается, как мир. Такова их идея. Брахман даёт отражение они принимают потенцию, энергию майя, и Брахман как бы отражается в этом мире. И мы получаем все эти, всё это разнообразие в этом материальном мире.

00:13:41 И также адвайта-вада в основном классифицируется на две части – это маявада и вивартавада. И опять же маявада – разделяется опять на две части – классифицируется как две части – Брахма-паринама и Джива-Ишвара-вада. Это две главные концепции маявади – Ишвара-маявади. Итак, что же они означают? Брахма-паринама означает, что Брахман трансформировался в этом материальном существовании, это одна из идей. Брахман трансформировался в этом материальном мире. Итак, этот материальный мир – это трансформация Брахмана. Джива-Ишвара-вада говорит, что любое живое существо означает Ишвара для практических целей. Брахман стал дживой. Все живые существа – они Ишвары. Но для практических целей Брахман действует, как Божественная личность или действует, как Шакти-веша-аватара, или действует как мудрец, или обычное живое существо для практических целей. Есть страдающие дживы, есть другие дживы.

00:15:19 Для практических целей все находятся в иллюзии, чтобы так сказать, сопутствовать лиле Брахмана. И виварта-вада говорит, что вайварта-вада спорит с этой концепцией с Брахма-паринама-вадой. Между ними идёт спор. Они говорят, что если Брахман трансформируется в мир – это означает, что Брахман меняется. Но один из, одно из качеств Брахмана – это неизменный, поэтому Брахман не может трансформироваться. Они также спорят с Джива-Ишвара-вадой. Они говорят, что Бог никогда не становится дживой. Но если Бог становится дживой, то Он как бы уменьшает своё положение таким образом. Он становится обычным амбиционным живым существом. Это означает, что Он меняется также. Поэтому [неразборчиво] говорит, что на самом деле происходит то, что происходит виварта. Это Брахман, качество Брахман покрывается иллюзией. Брахман покрывается иллюзорной энергией. Иллюзия покрывает Брахмана. И Брахман думает, что «Я - джива» и так далее. Или иллюзия покрывает Брахман и Брахман начинает думать: «О я джива теперь».

00:17:02 Конечно естественный аргумент, когда ты майя – иллюзорная энергия может покрыть Брахман. Как эта иллюзорная энергия может покрыть Бога и ввести Его в заблуждение? Бог – Он Всевышний, всё зависит от Него. Они говорят, что иллюзорная энергия покрывает Бога. И Бог, как бы впадает в иллюзию и думает: «О, Я теперь живое существо обычное». Но конечно же, они говорят, что если мы, если вы общаетесь с этими маявади, если вы обычные дживы они общаются с этими маявади, и могут сами, они опять начинают понимать, что они Брахман на самом деле. Но наше понимание таково, что как [это возможно, что Бог может быть покрыт иллюзией]? Вайварта-вади они приводят хорошие аргументы против остальных подразделений, но они также впадают в ещё одну ошибку. Они побеждают Брахма-паринама-вади, у них очень хорошие аргументы. Если Брахман трансформируется в этот мир, то это означает, что он меняется, а так как он неизменен и как он может трансформироваться? Это хороший аргумент. И также джива, как же Брахман может от дживы? Значит он меняется и он уменьшается, уменьшает своё положение до дживы? Но также они впадают в ещё одно заблуждение: они говорят, что иллюзия покрывает Брахмана. В этом уже ошибаются. Это главная концепция.

00:19:05 И наконец [пратьякшана-вада], они также спорят с Брахма-паринамой. Они говорят, что Брахман не может трансформироваться в этот мир и не может стать этим миром. То есть они говорят, что он трансформируется и становится этим миром. Они говорят, что на самом деле – это рожает, даёт отражение, этот мир – отражение Брахмана. И в конечном итоге мы [неразборчиво], который он главная концепция, что Брахман трансформируется в мир, Брахман отражается как мир, даёт отражение и третья концепция – это то что, это то что майя или иллюзия покрывает Брахмана – это третья идея. Теория супер не позиции. И эта теория, то есть покрытие иллюзией, они приводят другой пример. С серебра и раковины. Когда мы гуляем по пляжу, мы можем увидеть сияющие объекты. Мы можем подумать: «О это какая-то монета серебряная, такая блестящая» и когда мы подходим поближе, мы видим, что это просто раковина. Потому что раковина – она такая гладкая и солнце отражается от неё.

00:21:03 То есть вы как бы создаёте какую-то ложную концепцию об этом объекте, то есть раковина она истинна, но вы впадаете в заблуждение из-за этого феномена, из-за того, что солнце отражается и вы так сказать, у вас в мозгу появляется иллюзорная концепция, что это не раковина, а монета. И также мы также впадаем в заблуждение относительно нашей концепции Брахмана. Мы думаем, что Брахман существует в этом мире в разных формах и так далее, но это просто иллюзия. Это иллюзия, так же как мы впадаем в заблуждение относительно раковины, что это серебро. Также мы думаем, что Брахман существует во многих формах. Также маявади они упоминают Атму и Параматму. Когда Атма реализует Параматму становится совершенной. И также они говорят, что есть ещё утверждение, что материя – это иллюзия, она иллюзорна и другое утверждение, что тело Кришны материально. Это очень большое оскорбление, поэтому они не прогрессируют в жизни. Также они говорят, что Бог ограничен в своей независимости. Бог – Ишвара и независим Бог, то есть зависим, ограничен в своей зависимости. И они также говорят, что энергия Господа происходит позже, то есть они не происходят из Него. Они позже появляются. Таковы их главные идеи.

00:23:00 И позже Шанкарачарья развёл все эти системы, концепции и создал очень сильную маявадскую философию маявади. И позже мы рассмотрим, как Шанкарачарья рассматривает все эти вещи. Есть какие-нибудь вопросы? Интересно, что когда Шанкарачарья использовал эту философию маявади, он не обращался к этой философии Адвайты. На самом деле он представил философию маявади, комментируя Веданта Сутру, которая она Вьсадевы. Почему Шанкарачарья действовал таким хитрым образом? Пытаясь обмануть всех. Он не говорил, что это адвайта-вада, он взял Веданта Сутру на самом деле и представил философию маявади на основе философии Веданты. Потому что его миссия была – обмануть атеистов. Его миссия была обмануть буддистов. Те кто в то время был буддистом. Поэтому мы будем обсуждать философию Шанкарачарьи после обсуждения философии Будды, потому что мы таким образом произведём исторические и исторический обзор и философский обзор. Потому что эти, все аватары действовали в соответствии с временем, местом и обстоятельством, они пропагандировали. И в соответствии с умственными способностями, поэтому, поэтому мы начинаем с 6 даршанов, которые происходят в Двапара-югу. Они появляются в Двапара-югу. В Кали-югу они уже были записаны.

00:24:57 И полностью разработаны. Далее, следующее – это Веданта Сутра или Брахма Сутра Вьясадева. И на основе этой Веданта Сутры Вьясадевы – все 4 вайшнавские сампрадайи и основываются. Но чтобы, чтобы нам держаться исторического обзора, то есть истории, потому ачарьи происходят после Шанкары, то есть Раман уже Нимбарка, Мадхвачарья и Вишнусвами, Вишнусвами может быть был раньше пришёл чем Шанкарачарья, но остальные пришли позже Шанкарачарьи, поэтому мы сначала обсудим буддизм, потом, как Шанкарачарья победил буддизм, и потом как Рамануджачарья, Мадхвачарья победили Шанкарачарью и философию Шанкарачарьи. Итак, вторая – это персоналистическая Уттара мимамса, была основана Вьсадевой и описана в его Веданта Сутре. В этой Веданта Сутре, на эту Веданта Сутру все великие вайшнавские ачарьи, Рамануджачарья, Нимбаркачарья, Вишнусвами и Мадхвачарья делали свои комментарии. Нимбарка появился в линии Брахма Мадхава Гаудия сампрадайи. Но это, то есть мы как бы ветка ответвления от Брахма Мадхавы сампрадайи, потому что в Южной Индии живут мадхвы, последователи Мадхвачарьи. У них другая философия, отличная от нашей философии.

00:26:46 Философия Мадхвачарьи в точности не похожа на, она не похожа на философию Чайтаньи Махапрабху. Мадхвачарья представил двайта-вада философию, философию двайта-вада, Чайтанья Махапрабху представил ачинтья-бхеда-абхеда-таттва. Поэтому когда гаудия-вайшнавы проповедовали, они, их критиковали, что у них нет комментария, собственного комментария на Веданта Сутру и Махапрабху спросили: «Почему у вас нет комментария?», а он сказал: «А зачем нам нужен комментарий? Уже есть комментарий, Вьсадев сам написал Шримад Бхагаватам – это естественный комментарий и нам не нужен никакой другой комментарий мы будем изучать Шримад Бхаватам». Поэтому Джива Госвами очень, описал, описал Шримад Бхагаватам подробно в Садарбах. И также о том, опять снова, потому что гаудия-вайшнавы критиковались очень сильно Шри сампрадаей, поэтому по воле Господа Баладев Видьябушина описали санкхью. Написал Бхеда-абхеда-вада комментарий на Веданта Сутру. Поэтому мы видим, что Шрила Прабхупада он посвящает Бхагавад Гиту Баладев Видьябушине, которая называется Говинда Бхашья. Потому что божество Говинды диктовало ему, это божество Говинды диктовало ему целую неделю этот комментарий. И мы позже рассмотрим его.

00:28:46 Итак, Веданта и Шримад Бхагаватам мы принимаем, как объяснение Веданты – естественный комментарий. Итак, в соответствии с персоналистической уттара-мимамсой, или в соответствии с уттара-мимамсой Вьсадевы, Верховная личность Абсолютная Истина, и эту философию мы знаем очень хорошо, потому что мы читаем книги Шрилы Прабхупады, она там описывается. Иногда люди задают вопросы: «Что же ваша, какова ваша философия?». Что же вы скажете? Когда нам кто-то бросает вызов и говорит: «Какова ваша философия?» и вы поэтому сбиваетесь с толку и говорят: «А я не знаю, что моя философия, я не есть это тело», «Хорошо, вы не есть это тело, а какая же ваша философия?». Философия начинается с чего? [не переведено]. Философия должна отвечать на вопрос – что же является причиной всего? Атхато Брахма джигесса. Как объяснить то из чего всё исходит?

00:30:15 Итак, философия, которой мы следуем – Уттара-мимамса Вьсадева, объясняется Веданта Сутрой и также объясняется Шримад Бхагаватам. Это Абсолютная Истина, существует в трёх аспектах – Брахман, Параматма и Бхагаван. Они неотличны. Брахмити Параматмити Бхагаванити шабдйате. Они – это одна, однородная субстанция. Она известна в трёх аспектах – Брахман, Параматма и Бхагаван. Верховная личность Бога – Бхагаван, Верховный. Верховная личность – Он источник. Локализованная Параматма – которая является также личностью экспансия. Брахман. И Брахман – это энергия, потенция, которая исходит. Итак, Параматма – локализованный аспект и Параман – это…

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 01 November 2016