Глава 6. Блаженный Ришабха покидает бренный мир

Москва - 01 января 2011
Природа коварного ума. Ришабха — пример высочайшего аскетизма. Блаженный Ришабха покидает земной мир. Деградация века Кали. Стихи о блаженном Ришабхе. Последнее препятствие на пути бхакти.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:14:01 | качество: mp3 128kB/s 12 Mb | прослушано: 887 | скачано: 568 | избрано: 3
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Природа коварного ума

00:00:18 1. Парикшит спросил: О мудрец, прежде ты сказывал, что отрешенный подвижник, порвавший связь с миром корысти, не несет ответственности за свои поступки, что святой, черпающий радость внутри себя, сжигает в огне знания плоды своих трудов. Почему же Ришабха не употреблял свои сверхъестественные способности хотя бы во благо ближним?

00:00:52 2. Мудрец отвечал: Это правда - кто порвал узы зримого мира, тот не связан его законами. С другой стороны, опытный охотник знает, если не держать зверя взаперти, тот непременно вырвется на волю. Потому даже совершенный йог не позволяет уму соприкасаться с миром страстей, ибо ум, как и дикого зверя, невозможно приручить.

00:01:30 3. Ум – коварный предатель, потому нельзя доверяться ему. Даже Шива, сама воплощенная невозмутимость, потерял самообладание, едва завидев деву Mохини. Не устоял перед соблазнами и такой великий йог-подвижник как Саубхари.

00:01:53 4. Ум, точно блудливая жена, оставшись без присмотра, тот час заводит любовников на стороне, но жить притом желает в доме мужа. Если не обуздать блудницу или не выгнать её прочь, когда-нибудь её любовники убьют мужа. Так и ум: если дать ему свободу, он заведет порочную связь с твоими врагами – похотью, гневом и жадностью, пригласит их в твой дом и они предадут тебя жестокой смерти.

00:02:36 5. В уме таятся все пороки человека - похоть, гнев, жадность, гордыня, уныние, страх и самообман. Обуздай ум и ты станешь свободен. Мудрый не позволяет уму созерцать предметы чувственного опыта.

Ришабха — пример высочайшего аскетизма

00:03:02 6. Лишь Господь может явить миру такую отрешенность, как у Ришабхи. Потому пример Его служит нам не для подражания, но для восхищения. Владыка всех сокровищ мира, Он бродил по свету, точно нищий; терпел побои и унижения и ни о чем ни кого не просил. Людям неведомо было, что в облике юродивого безумца на Землю низошел Всемогущий Господь. Примером Своим Ришабха учил, как должно вести себя истинно отрешенному. Кому удалось обрести хотя бы крупицу Его безразличия к миру, тому не придется более воплощаться в тленной оболочке.

00:04:01 7. Облик Всевышнего принадлежит Его внутренней природе, потому плоть Ришабхи не подчинялась законам вещественного мира. Но с помощью Своей обманчивой силы Он заставил людей полагать, что тело покрыто грязью и нечистотами и тленно, как все в этом мире. Странствуя на юг, Он достиг горной гряды Карнаты, перебравшись через которую отправился в страны Конку, Венку и Кутаку. Обнаженный, с разметавшимися волосами, набрав в рот камней, Ришабха шел вперед, не разбирая дороги, пока однажды путь не привел Его в дикий лес, что покрывает бескрайние просторы Кутаки. В том лесу блаженный Ришабха и решил закончить Свое земное пребывание.

Блаженный Ришабха покидает земной мир

00:05:12 8. Вскоре в лесу том случился пожар, что часто бывает, когда раскачиваемый ветром тростник трется стеблями меж собою. Пожар тот и поглотил пылающими своими устами блаженного Ришабху.

Деградация века Кали

00:05:32 9. Придет время и вдохноленный примером Ришабхи владыка земель Конки, Венки и Кутаки именем Архат, затеет подражать божественному скитальцу – его повадкам, образу жизни и внешности. Тем самым земной правитель положит начало новому вероучению. Не ведая, что поведение Ришабхи было следствием Его отрешенности, но не наоборот, Архат и его приверженцы сбросят с себя одежды и будут бродить по свету, да воспитывать в себе отрешение, что явил Ришабха. Писания учат: сначала оставь мир в уме, и лишь потом покинь его. Но в порочный век Кали люди не доверяют писаниям, полагаясь на чувственный опыт, потому путают причину со следствием, Оттого век Кали изобилует ложными учениями.

00:06:50 10. Обманутые призраком свободы, одни глупцы отвергнут заповеди писаний, перестанут совершать омовения и прочие искупительные обряды, и тем будут осквернять свои ум и плоть. Другие примутся слепо выполнять правила, не зная их смысла. В новых учениях мошенники всех мастей провозгласят человека Богом или Божьим подобием. Приверженцы всяческих учений будут различаться лишь прическою, сутью же их верований будет безбожие. Людям будут по вкусу богоборческие учения, потому они и станут хулить Веды, Всевышнего и Его служителей.

00:07:49 11. Невежды провозгласят себя учителями веры и выдумают неправдивые учения, в кои свято будут верить их падкие до обмана приверженцы. Принимая измышления лжецов за истину, слепцы низвергнут себя в темнейшие области безумия.

Стихи о блаженном Ришабхе

00:08:17 12. Господь Бог низошел на Землю в облике царя Ришабхи, дабы учить людей, увязших в страстях мира, как обрести свободу.

00:08:32 13. Во славу Ришабхи мудрецы сложили такие стихи: "На Земле, омываемой семью морями, много чудесных стран, но самая желанная из них та, куда с испокон веков в разных обличиях нисходит играющий на флейте Господь Спаситель. Однажды Он сошел на Землю в облике юродивого безумца и указал людям путь к свободе, за что род человеческий будет прославлять Его до скончания века".

00:09:23 14. Чтобы иметь понятие о величии древнего рода Приявраты, достаточно знать, что Предвечный Владыка родился на Земле царем в этом славном семействе. Сам, подчиняясь земным законам и сословным уставам, Он учил людей, как обрести свободу.

00:09:52 15. Ни один отшельник не способен даже мысленно последовать примеру Ришабхи, ибо, обладая всеми тайными силами, не пользовался ими даже для того, чтобы оградить Себя от побоев и унижений. Ни один йог-затворник не сравнится в отрешенности с Ришабхою, коего ни разу не коснулась и тень гнева.

00:10:23 16. Ришабху воистину полагают совершенным учителем и хранителем вечного знания. В Нем находят убежище боги, ученые брахманы, обычные миряне и коровы. Слушать о Его деяниях – сладкий елей праведному сердцу. Кто вручил свою судьбу Господу Ришабхе, тому не страшны никакие беды, и кто с верою слушает повесть о Нем, тот обретет любые благословения.

Последнее препятствие на пути бхакти

00:11:03 17. В слове о Всевышнем мудрый ищет спасения от тревог, но обретает блаженство служения. К рабу Божьему свобода приходит сама и со сложенными ладонями просит взять её в обладание, но раб Божий гонит её прочь, ибо кто прельстится свободой, если она лишает любви, ибо узы любви желаннее всякой свободы.

00:11:46 18. Блаженный Шука продолжал: Верховный Спаситель всегда оберегал и будет оберегать семейства Яду и Панду. Он для вас – друг, наставник и Бог. Он спасал Пандавов во всех невзгодах, и кроме Него вам не на кого уповать. Порой, дабы оградить вас от беды, Он становился вашим посланником или даже слугою. Он легко дарует спасение всякому, кто жаждет спасения, но редко кому посчастливится разделить судьбу Его возлюбленных рабов, ибо любовь уравнивает раба и господина.

00:12:42 19. Всевышний самодостаточен. Ришабха отрекся от наслаждений бренного мира, ибо черпал блаженство в своей собственной природе. Своим примером Он показал живым существам, что благо, которого они так жаждут, сокрыто внутри их самих. Я в глубоком почтении склоняюсь пред Всевышним, явившимся в бренный мир в облике юродивого Ришабхи.