Глава 11. Образцовое устройство человеческого общества

Москва - 01 января 2010
Предназначение человека и устройство человеческого общества. Человеческие добродетели. Предназначение брахманов, высшего сословия. Предназначение остальных сословий. Качества четырех сословий. Обязанности добродетельной жены. Условия благополучной жизни.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:13:06 | качество: mp3 128kB/s 12 Mb | прослушано: 871 | скачано: 561 | избрано: 7
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Предназначение человека и устройство человеческого общества

00:00:13 1. Блаженный Шука сказал: Выслушав рассказ о царевиче Прахладе, почитаемый всеми правителями Юдхиштхира, пришел в необычайный восторг. Затем он снова обратился к Нараде.

00:00:31 2. Юдхиштхира спросил: Господин мой, скажи, каким заповедям должен следовать человек, чтобы исполнить своё предназначение? Как должно быть устроено общество людей, на какие уклады и сословия оно должно делиться? Каковы отличительные признаки сословий и в чем долг каждого из них?

00:00:57 3. Тебя признают мудрейшим из сыновей творца. Тебе нет равных в отрешенности, владении тайными силами и способности видеть суть вещей.

00:01:10 4. Всегда милосердный и умиротворенный Ты олицетворяешь собою преданность единому Богу, Нараяне. Для тебя нет непознанного ни в этом мире, ни за его пределами. Прошу, поведай мне о высшем Законе и высшем долге человека.

00:01:34 5.Шри Нарада сказал: Государь мой, прежде чем ответить на твой вопрос, я должен выразить почтение Высшему Владыке, нерожденному Хранителю закона. Об устройстве человеческого общества и долге человека я услышал из Его уст.

00:01:58 6. Господь Нараяна вместе со Своим частичным проявлением Нарой явился в этот мир из лона, дочери прародителя Дакши, которую звали Мурти. Зачатый царем Дхармой, Он пришел в зримый мир во благо всех живых существ, и Он по сей день предается суровому покаянию недалеко от святилища Бадарики.

00:02:28 7. Узреть свою связь с Высшим Существом — вот цель подлинного знания; для этого людям даны заповеди и законы и этому учат священные Веды. Послушание высшей Воле есть законная деятельность человека, все прочее – беззаконие. Кто следует закону Божьему, тот всегда и во всем удовлетворен.

Человеческие добродетели

00:03:02 8-12. К человеческим добродетелям относятся: правдивость, милосердие и воздержание; чистоплотность, терпение, добропорядочность и неприятие зла; целомудренность, умение обуздать страсти и гнев, ненасилие, щедрость, тяга к знанию и учениям мудрых, прямодушие и довольство тем, что имеешь; готовность служить святым; бегство от суетных дел и жертвенность с учетом потребности нуждающегося. Человеку разумному также свойственно самопостижение, немногословность, благорасположение и дружелюбность ко всем живым тварям. Человеку также должно слушать о деяниях и учении Господа, прославлять Его, помнить о Нем, посвящать Ему молитву, выражать почтение, быть Ему добрым слугой, верным другом и преданным рабом. О царь, всякий, независимо от сословия, кому присущи эти добродетели и устремления, именуется по праву человеком и тем угоден Господу Богу.

Предназначение брахманов, высшего сословия

00:04:29 13. Кто от рождения проходит все без исключения очистительные обряды, тот получает рождение от нерожденного Брахмы и потому именуется дваждырожденным, или благородным. Среди дваждырожденных есть три сословия; их долг - быть верным сословным занятиям, постигать писания Веды и жертвовать от своего имущества. Они также должны прожить четыре жизненных уклада – послушание, семейную жизнь, отстраненность от дел и отрешение.

00:05:14 14. Для высшего сословия благородных, брахманов, определены шесть занятий: изучать и преподавать науки, служить Божеству в алтаре, обучать жреческому ремеслу, просить и раздавать милостыню. Пять из них дозволены среднему благородному сословию, кшатриям. Кшатриям не разрешено просить милостыню, но кшатрий-государь может взимать налоги с подданных.

Предназначение остальных сословий

00:05:48 15. Третьему сословию благородных, вайшьям, предписано заниматься земледелием, торговлей и заботой о коровах. Четвертому сословию, шудрам, которое не относится к благородным, надлежит служить высшим сословиям и всегда иметь над собой господина.

00:06:10 16. Брахману также разрешается заниматься деятельностью вайшьи: торговать, заботиться о коровах и возделывать землю. Он не должен просить подаяния, но может собирать рассыпанное зерно на поле, дороге или в лавке торговца.

00:06:31 17.Низшему сословию запрещено заниматься деятельностью высоких сословий, но в пору лихолетия это дозволяется. Однако правитель-кшатрий никогда и ни при каких условиях не должен просить милостыню.

00:06:49 18-20. В чрезвычайных обстоятельствах дваждырожденный может также: жить на то, что люди добровольно дадут ему; собирать зерно, оставшееся на поле после жатвы или на рынке после торгового дня; просить на пропитание зерно у земледельцев; самостоятельно обрабатывать землю или торговать. Но дваждырожденному запрещено наниматься в работники к низшему сословию, дабы не уподобиться дворовой собаке. Для брахманов и кшатриев служить шудрам крайне позорно. Первым делом брахмана является постижение наук и жречество, кшатрий же воплощает в себе власть богов на земле, потому его первая обязанность вершить закон.

Качества четырех сословий

00:07:47 21. Истинного брахмана отличают следующие качества: самообладание, уравновешенность, воздержанность, чистоплотность, довольство имеющимся, снисходительность, бесхитростность, ученость, милосердие, правдивость и преданность Непорочному.

00:08:11 22. Доблесть, находчивость, выдержка, справедливость, щедрость, неприхотливость, выносливость, великодушие, почитание брахманов, неуныние и верность слову — таковы добродетели кшатриев, к коим относятся воины, правители и сановники.

00:08:35 23. Благочестие, преданность учителю и Непорочному – три главных добродетели третьего сословия, вайшьев; им также свойственно прилежание, бережливость и преданность своему ремеслу.

00:08:52 24. Услужливость, усердие, чистоплотность, правдивость и преданность своему хозяину – вот добродетели низшего сословия, шудр. Шудра набожен, но не имеет доступа к молитвам, мантрам Писаний. Он не должен воровать; самое достойное занятие для него - прислуживать брахманам и коровам.

Обязанности добродетельной жены

00:09:17 25. Добродетельная жена должна быть верной мужу, помощницей в его делах, делить с ним тяготы и лишения, и быть любезной с его друзьями и родичами.

00:09:31 26-27. Чтобы быть приятной мужу, жена должна быть опрятной, изыскано одеваться и носить украшения. В её доме неизменно должны царить чистота и порядок. Добродетельная жена – та, что скромна, правдива, ласкова, несварлива и угодлива в нужное время.

00:09:56 28. Она не должна быть скаредной и ей следует довольствоваться тем, что дает ей муж. Должна умело вести домашние дела и знать уставы писаний, дабы не потакать мужним порокам. Речь её должна быть правдива и приятна, тело – чисто, а ум – внимателен.

00:10:19 29. Жена, угождающая благочестивому мужу, как это делает Богиня Лакшми угождает Господу Нараяне, непременно вознесется с супругом в царство Всевышнего, где они вместе будут жить вечно и счастливо.

00:10:38 30. Человеку, урожденному от смешения сословий, надлежит заниматься делом своего отца. Те же, чьим ремеслом является воровство и грабеж – есть неприкасаемые , и им не место среди людей.

Условия благополучной жизни

00:10:58 31. Тот, кто верен своему сословному делу и воспитывает в себе качества, присущие его сословию, тот будет жить благополучно и в нынешней жизни, и в следующей, независимо от века, в котором он рожден.

00:11:17 32. Если человек выбирает себе род деятельности, соответствующий его врожденным качествам, он постепенно достигает состояния умиротворения и непривязанности к деланию - состояния надмирной свободы.

00:11:36 33-34. Если год за годом засеивать землю одним злаком, она истощается и следующие семена уже не дают всходов. Ложкой масла не потушишь костра, а лишь распалишь его. Ведром же масла ты погасишь его окончательно. Подобно этому постоянное благополучие вызывает пресыщение и отвращение к мирским благам. Чрезмерные удовольствия постепенно гасят огонь желаний.

00:12:16 35. Сословную принадлежность видно по качествам человека. Чтобы в обществе царил мир и благополучие, люди должны заниматься деятельностью, соответствующей их сословию.