Глава 1. Беспристрастный

Москва - 01 января 2010
Три качества природы, гуны. Беспристрастие и милосердие Господа. Чувство обладания — причина любого страха. Падение вечных слуг Вишну — Джая и Виджая.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:20:20 | качество: mp3 128kB/s 18 Mb | прослушано: 1545 | скачано: 607 | избрано: 10
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Три качества природы, гуны

00:00:18 1. Святой царь спросил: О учитель, как получилось, что Господь, беспристрастный ко всем Своим чадам, принял сторону Индры в этом споре? Если Он одинаково благоволит всем, если для Него нет злых и добрых, почему Он помог небесному царю расправиться с его врагами?

00:00:44 2. Если Всевышний самодостаточен, если черпает удовольствие в Самом Себе, какая Ему радость от победы богов и гибели демонов? Какие цели может преследовать самоудовлетворенный, и способен ли Беспристрастный любить одних и ненавидеть других?

00:01:07 3. О великий, враждебность Творца повергает меня в недоумение. Если Он не любит каких-либо, зачем Он их создал?

00:01:19 4-5. Блаженный мудрец отвечал: О государь, я с большим удовольствием отвечу на твой вопрос. Что может быть важнее, чем предметы, связанные со Всевышним, ведь даже просто беседуя о Нем, человек порывает узы с миром страданий и смерти, обретая жизнь вечную полную блаженства. Для ответа на твой вопрос я поведаю тебе одно предание, которое некогда услышал от своего отца Кришны Двайпаяны Вьясы, а тот от своего учителя - великого скитальца Нарады.

00:02:09 6. Всевышний действительно вне добра и зла, для Него все равны – и злодеи и праведники. Он нерожден и не имеет вещественных качеств. И таким Он нисходит в вещественный мир.

00:02:28 7. Он вне трех состояний природы – помрачения, возбуждения и просветления. Его природа иного свойства – непорочна и неподвластна разумению. Как вещество не может преобразоваться в сознание, так сознание не может породить образ Непорочной Красоты.

00:02:55. В мире идет непрерывная борьба между состояниями природы, выражающаяся в противостоянии богов, демонов и нечистых сущностей. Когда вселенной правят боги, в ней преобладает просветление, когда правят демоны, вселенная приходит в состояние возбуждения, когда власть переходит в руки нечисти – мир погружается во мрак.

00:03:26 9. Как по наличию тепла можно судить о присутствии в теле души, так по наличию стремлений у души можно судить о присутствии в ней Высшей души. По силе огня судят о количестве дров в костре, по делам человека судят, в какой ипостаси Всевышний присутствует в нем.

00:03:55 10. Людей благочестивых Он наделяет Своею способностью сохранять вещи как они есть, людей от природы беспокойных Он одаривает Своею творческой силою. Людям с помраченным сознанием Он дает в распоряжение Свою разрушительную силу. Все врожденные наклонности живого существа осуществляются с соизволения Всевышнего, однако, Он не в ответе за дела смертных.

00:04:32 11. Всевышний творит время, в котором возможно всякое созидание и разрушение, потому Он – истинный Творец и Разрушитель. Все существа движутся и действуют в пространстве и времени, созданном Его волею. Сворачивая пространство и время, Всевышний принуждает остальных существ к бездействию.

00:05:05 12. Первозданная стихия - время, наиболее близка к самому устойчивому состоянию вещества – умиротворенности (саттве), потому Властитель времени скорее благоволит к богам и праведникам, прибывающим в саттве нежели демонам и нечестивцам, пребывающим в состоянии умопомрачении, тамасе- состояни наиболее дальнем качественно от стихии времени, хотя в первичной Своей ипостаси Владыка бытия беспристрастен ко всем Своим чадам – добродетельным и злонамеренным.

00:05:52 13-15. Однажды твой дед Юдхиштхира в присутствии многих друзей и родичей задал мудрому Нараде тот же вопрос: что и ты задаешь мне ныне почему Беспристрастный благоволит к одним и равнодушен к другим? Почему одни должны подчиняться Его закону, других же удостаивает его милости? Юдхиштхира вспомнил, как на званом приеме в честь жертвоприношения коня Кришна погубил нечестивца Шишупалу, и душа того растворилась в теле Кришны, что привело присутствующих в величайшее изумление.

Беспристрастие и милосердие Господа

00:06:43 16. Юдхиштхира спросил: О мудрец, разве не удивительно, что злодей, с детства ненавидевший Кришну, обрел спасение в сиянии Господа, подобно великим отшельникам и праведникам?

00:07:02 17. За что Всевышний был столь милостив к негодяю? Чем Шишупала лучше злобного Вены из древнего предания, которого жрецы-брахманы отправили своим проклятием в ад?

00:07:19 18. С младенчества, едва научившись выговаривать слова, Шишупала, самый грешный из сыновей Дамагхоши, уже, как мог, поносил Кришну и пронес эту ненависть до конца своих дней. Ничуть не лучше был и его брат Дантавакра.

00:07:42 19. Не было дня, чтобы братья не оскорбляли Кришну, тем не менее оба отличались завидным здоровьем - язык их не отсох от проказы, их царство процветало и жили они вполне благополучно. Самое же удивительное – после смерти богохульники не отправились в ад, а вознеслись в царство Божие.

00:08:11 20. Как объяснить, что Божьи ненавистники на глазах у великих праведников растворились в сиянии Господа, - без труда достигли того, о чем только грезят подвижники и угодники Божьи?

00:08:29 21. Я понимаю, что пути Его непостижимы и деяния чудесны, и все же разум мой требует разъяснения. Мысли мои как пламя свечи на ветру не находят покоя. Прошу, если тебе известна причина столь небывалой милости, открой мне ее.

00:08:55 22. Блаженный Шука продолжал: Учитель учителей Нарада с удовольствием выслушал вопрос Юдхиштхиры. В присутствии собравшихся он отвечал.

00:09:12 23. Нарада сказал: О царь, действительно между почетом и унижением, хулой и восхвалением нет разницы. Плоть нельзя унизить, ибо она бесчувственна. Душа же всегда непорочна, она вне добра и зла.

Чувство обладания — причина любого страха

00:09:38 24. Страдания происходят от стремления самоутвердиться – ложного самоопределения и чувства обладания. Когда разрушается тело, вечная душа испытывает страх смерти, когда тело лишается имущества, душа испытывает боль утраты. Страх смерти тем резче, чем больше благ теряешь, умирая. Чувство унижения - той же природы, что и страх – оно порождено неудачею в самоутверждении.

00:10:20 25. Поскольку Высшему Владыке не в чем самоутверждаться – Его нельзя унизить и оскорбить. Его благополучие не зависит от чужих дел – Его самомнение не зависит от чужого мнения. Он не печалится, когда Его хулят, и не радуется, когда Ему поют славу. У Него нет друзей и врагов. Карая или благословляя — Он одинаково одаривает чад своих благом.

00:10:58 26. Потому с каким бы чувством ни думала душа о Всевышнем — будь то враждебность, преданность, страх, восхищение или вожделение, — её неизменно ожидает благо, ибо Господь – Всеблагой, и не зависит от враждебности или дружелюбия Своих созданий.

00:11:22 27. Я даже полагаю, что человек, возносящий достоинства Господа, не способен столь глубоко погрузиться в мысли о Нем, сколь ненавидящий Его.

00:11:36 28–29. Как личинка, которая с ненавистью думает об осе, замуровавшей её, сама рождается осой, так порабощенная душа, размышляющая о Кришне, - пусть и с ненавистью, навеки обретает свободу и в новом облике возносится в Его благодатную обитель.

00:12:02 30. С каким бы чувством ты ни думал о Господе Боге - вожделением, страхом, ненавистью, привязанностью и преданностью, ты в равной мере избавляешься от пороков и дурных наклонностей. Тому есть множество примеров в древних преданиях.

00:12:25 31. Юные пастушки удостоились милости Кришны, питая к Нему вожделение; злобный Камса — благодаря страху перед Ним, царь земли Чеди и его соратники — благодаря ненависти к Кришне; Ядавы — родственной привязанности; вы, Пандавы, снискали Его милость благодаря дружеской верности, ну а я, простой смертный, — благодаря служению Ему.

00:12:59 32. Кто испытывает любое из этих пяти чувств к Кришне, тот несомненно вознесется в Его обитель - свой родной дом. Но незавидна судьба нечестивцев вроде царя Вены, который ни в жизни, ни перед смертью так и не вспомнили о Господе.

Падение вечных слуг Вишну — Джая и Виджая

00:13:23 33. О благородный Пандав, твои двоюродные братья Шишупала и Дантавакра раньше принадлежали к ближайшему окружению Господа, но из-за проклятия четырех юных старцев они пали из царства Божьего в зримый мир.

00:13:45 34. Юдхиштхира спросил: Какое проклятие может заставить вечных слуг Господа пасть в мир смертных? И кто имеет власть карать спутников Всевышнего?

00:14:01 35. Я слышал, что существа, обитающие в царстве Всевышнего, бесплотны, у них нет органов чувств, в их телах не течет кровь, не дует жизненный воздух. Объясни, как стало возможно, что они облачились в бренную плоть?

00:14:23 36. Блаженный Нарада сказал: Однажды четверо сыновей Брахмы — Санака, Санандана, Санатана и Санат, — странствуя по свету, оказались у врат царства Всевышнего.

00:14:41 37. Хотя эти четверо самые старшие из сынов Перворожденного, они выглядят, как пяти-шестилетние отроки, и странствуют по просторам мироздания нагими. Потому, полагая, что пред ними обычные дети, двое стражей царства Божьего - Джая и Виджая, преградили им путь к Своему Господину.

00:15:09 38. Когда Джая и Виджая закрыли пред четырьмя отроками врата в царство Божие, те с великим гневом прокляли их. "Двое глупцов, хоть и охраняете путь к Господу, вы, как обычные миряне, подвержены низменным страстям – недружелюбию и подозрительности. Потому недостойны вы жить у стоп своего Господина, - Разрушителя сомнений. Дабы искупить свой порок, отправляйтесь в мир страха и недоверия и родитесь злобными демонами.

00:15:55 39. Джая и Виджая приняли проклятие беспрекословно, а мудрецы, видя такое смирение, прониклись к несчастным состраданием и молвили вслед: "Вы родитесь демонами три раза, тогда проклятие исчерпает свою силу, и вы вернетесь в царство Божие в прежнем чине и обличии. И да пребудет с вами Господь Бог".

00:16:30 40. Первый раз Джая и Виджая родились сыновьями Дити; старшего из них звали Хираньякашипу, младшего — Хираньякша. Пред ними преклонялись оба мировых демонических рода - Дайтьи и Данавы, и почитали братьев своими предводителями.

00:16:54 41. Вседержитель убил Хираньякашипу, явившись в облике Человека-льва. А Хираньякша принял смерть от Господа Вепря, когда пытался помешать Ему спасти Землю из вод мирового океана.

00:17:14 42. Узнав о том, что его сын Прахлада предан Врагу их рода, Хираньякашипу замыслил уничтожить сына — но, сколько он ни старался, Господь неизменно приходил на помощь Своему непорочному слуге.

00:17:35 43. Всевышний действительно беспристрастен – покарав злокозненного Хираньякашипу и защитив праведника Прахладу, Он оказал обоим одинаковую милость.

00:17:50 44. Потом двое привратников царства Божьего родились Раваною и Кумбхакарною, коих Вишрава зачал в лоне Кешини. Оба демона творили великое беззаконие во вселенной и притесняли богов.

00:18:11 45. Дабы избавить Джаю и Виджаю от проклятия брахманов, Господь пришел в зримый мир в образе Рамачандры и убил Равану с Кумбхакарною. О деяниях Рамачандры тебе лучше услышать из уст мудреца Маркандеи.

00:18:33 46. В своем третьем воплощении Джая и Виджая появились на свет в семье воинственных правителей и приходились тебе двоюродными братьями. В тот миг, когда Кришна обезглавил их Своим огненным кругом, они, наконец, искупили проклятие святых юнцов и вознеслись в обитель света.

00:19:00 47. Многие жизни пребывая в забвении, стражи царства Божьего питали к своему Владыке вражеские чувства и в ненависти своей постоянно думали о Нем. Если мысли твои всегда с Господом, Он не оставит тебя. Господь милостив к тем, кому Он небезразличен.

00:19:29 48. Юдхиштхира спросил: О Нарада, за что Хираньякашипу столь сильно возненавидел родного сына, и откуда у демонического дитя взялась великая преданность к Богу?