Глава 22. Встреча Притху и четырех юнных старцев

Москва - 01 января 2010
Притху вопрошает Кумаров о смысле жизни. Санат Кумар дает наставления Притху. Притху превозносит брахманов, как подлинных хозяев мира. Правление святого царя Притху.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:23:34 | качество: mp3 128kB/s 21 Mb | прослушано: 963 | скачано: 552 | избрано: 7
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Притху вопрошает Кумаров о смысле жизни

00:00:22 1. Mайтрея сказал: Покуда подданные славили своего повелителя, у жертвенника появились сияющие словно солнце четыре юных старца Кумара.

00:00:36 2. Увидев их необыкновенный облик, царь и его свита поняли, что с небес спустились обладатели чудесных сил.

00:00:47 3. Он и его сановники поднялись со своих мест с той проворностью, с какой чувства устремляются навстречу прекрасному.

00:00:59 4. Притху склонился к ногам юных старцев и предложил сидения для почетных гостей.

00:01:07 5. Затем он омыл стопы святых, и, как должно мирянам, окропил этой водою свое чело.

00:01:15 6. Восседая на золотом сидении, четверо старших братьев Шивы сияли точно огонь на алтаре. С волнением в голосе благородный государь обратился к ним с такими словами.

00:01:33 7. Притху сказал: О олицетворение мудрости и благодати, редко кого удостаиваете вы своим посещением. Даже йогам, повелевающим силами природы, не часто выпадает удача лицезреть вас. Не знаю, какими подвигами я заслужил ваше расположение.

00:01:59 8. Кто угодил брахману, для того нет ничего невозможного. Такая душа удостаивается милости всеблагого Шивы и Повелителя Удачи Вишну. Кто умилостивил святого, тому доступны блага земных царей и небожителей.

00:02:20 9. Вы путешествуете по вселенной, но немногие видят вас, как не видят они и Душу вселенной, хотя Та пребудет в каждой частице мироздания и наблюдает за всем происходящим.

00:02:36 10. Человеку даже небогатому и презираемому миром есть чем гордиться, если его жилище посетил святой. К тому, в чьем доме сумели угодить святому страннику, приходит заслуженная слава.

00:02:54 11. Напротив, хоромы богача, где не найдется даже воды, чтобы омыть святому стопы, подобны безжизненному водоему. Дом, который обходят стороной святые точно дерево, где поселились ядовитые змеи.

00:03:14 12. О лучшие из брахманов, с самого рождения вы храните обет безбрачия, потому свободны от связей с призрачным миром. Хотя бы и ровесники вселенной, вы на вид точно юные отроки.

00:03:33 13. Мы, миряне, ищем счастья в плотских наслаждениях. Прискорбно, но наше благополучие зависит от остроты чувственного восприятия, и потому нам неведомо умиротворение.

00:03:49 14. Я не спрашиваю о вашем благополучии, ибо вы всегда безмятежны, пребывая в состоянии блаженной свободы. Вам, не связанным путами обмана, неведомы суетные радости и печали.

00:04:09 15. Свободные от наваждения – единственные друзья страждущих. Поэтому к вам я обращаюсь с просьбой – поведайте мне как мирянину, сковавшему себя путами долга, обрести умиротворение?

00:04:29 16. Всевышний, милостивый к Своим чадам, нисходит в облике святых, дабы рассеять в умах наших тьму иллюзии. Я верю, что вы — это Сам Всевышний, посетивший меня, и потому припадаю к вашим стопам и прошу — расскажите, как прожить в этом мире, не зная тревог?

Санат Кумар дает наставления Притху.

00:04:59 17. Mайтрея сказал: Выслушав приветствие царя, Санат, первый из четырех юнцов, сдержанно улыбнулся.

00:05:12 18. Юный старец сказал: О доблестный царь, тебя не зря величают покровителем подданных, ибо даже в твоих вопросах звучит забота о ближних. Такими вопросами задаются лишь добродетельные мужи, а потому мы с радостью ответим на них.

00:05:37 19. Действительно, за советом следует обращаться лишь к душам, не обремененным корыстью, ибо всякий иной в общении с тобою преследует личную выгоду.

00:05:51 20. Господь, средоточие сладостного нектара, ниспослал тебе редкий и бесценный дар – бесконечную веру в Него. Заслужить естественную покорность воле Всевышнего чрезвычайно трудно, но тот, кого Он наградил этой добродетелью, избавляется от похоти — причины всех тревог и страданий.

00:06:23 21. Мудрецы, чье слово мы чтим как святое предание, учат: чтобы избавиться от тревог, перестань мыслить себя частью внешнего мира, устреми свой взор в сердце, что вне добра и зла.

00:06:44 22. Разорви узы мира корысти и свяжи себя с миром служения Царю царствующих — так ты избавишься от всяких тревог. Чтобы упрочить связь с Владыкой сердец, вопрошай о Нем и говори о Нем в кругу Его верных слуг. Сдаться на милость Высшему повелителю – единственный путь к свободе.

00:07:14 23. Порви всякие связи с теми, чья цель - обогащение и плотские удовольствия. Чтобы избавиться от тревог, нужно забыть обо всем, что тревожит корыстных. Дабы очистить сердце от яда похоти, пей нектар сказаний о Господе. В ком мысль о стяжательстве вызывает отвращение, тот воистину простился с миром печали.

00:07:47 24. Кто ищет спасения от тревог, тому не следует причинять боль живым существам. Он должен быть терпелив в невзгодах и спокоен в радости, жить просто и довольствоваться самым необходимым, чтить закон писаний, избегать праздности и не злословить. Воистину спасется тот, кто внемлет сказаниям святых учителей о Мукунде — Высшем Спасителе.

00:08:20 25. Чтобы обрести свободу, нужно стать рабом Самого Свободного, слушать о Его забавах и развлечениях, восторгаться чертами Его личности. Пусть сказания о чарующей Красоте украсят твой слух, и тогда, глядя в зеркало ума, ты не найдешь там образов страха и смерти.

00:08:49 26. Чувства и ум – проводники в мир обмана, но с их помощью можно соприкоснуться и с посланниками Истины. Если душе удастся воспринять весть от Истины, в пламени этого знания сгорят все пять оболочек иллюзии и орудия их восприятия – подобно тому, как огонь сжигает поленья, ими же вскормленный.

00:09:22 27. Освободившись от пут корысти, сознание избавляется от трех состояний обмана - благополучия, возбуждения и помрачения, и тогда умирает его «ложное я», наблюдавшее за игрой иллюзии. Tак с окончанием сна умирает та часть твоего я, которая принимала сновидение за действительность.

00:09:50 28. Желание обладать связывает свободное по природе сознание с миром чувственных предметов. Душа начинает мнить себя частью вымышленной действительности и питать надежды на счастье. Корень страданий – в желании стяжать. Кто, отринув стяжательство, сдался воле Высшего Владыки, тот обретает блаженную свободу, забыв тревоги и страх.

00:10:25 29. Вступая в различные отношения с окружающим миром, душа, частица сознания, мыслит себя по-разному, как человек видит себя по-разному, отражаясь в воде, масле и зеркале.

00:10:41 30. Когда чувства тянутся к предметам удовольствий, ум приходит в возбуждение. В возбужденном состоянии ума душа не сознает самое себя. Предметы чувственных удовольствий лишают душу памяти, как трава, разросшаяся по берегам озера, выпивает его воду.

00:11:06 31. Ум, обращенный в изменчивый, мерцающий мир, приходит в возбуждение. Любое знание, полученное в состоянии возбуждения, ложно. Кто не знает истины о себе, тот всё воспринимает в ложном свете. Зачарованного иллюзией мудрецы называют заблудшей душою.

00:11:32 32. Если ты не познал истину о себе, всякая деятельность бессмысленна – добрая или дурная, ибо не приносит удовлетворения.

00:11:46 33. Человек, живущий ради чувственных удовольствий, чего бы ни достиг, в итоге пожинает лишь скорбь и печаль. Кто в погоне за богатствами, властью и славой достиг успеха и довольствуется этим, тот существованием своим напоминает безжизненный предмет.

00:12:11 34. Кто желает выбраться из океана тревог, должен сбросить с себя оковы стяжательства. Одержимый страстью накопительства ищет уважения, власти и богатств. Сознание, свободное по природе, сковывает себя вещами, которые в итоге отберёт безжалостное время.

00:12:36 35. Из всего, к чему стремится человек, самое ценное – свобода. Доброе имя, честь, власть и богатство сгинут в реке времени, и только свобода пребудет с тобою вечно, если ты добровольно не расстанешься с нею.

00:12:58 36. Добившись успеха в стяжательстве бренных благ, человек с высоты своего положения надменно взирает на тех, к кому судьба отнеслась иначе. Но понятия «высоко» и «низко» порождены иллюзией, ибо пред вечностью все равны.

00:13:20 37. О доблестный воин, дабы обрести умиротворение, ищи Истину, неподвластную времени. Ищи Того, для Кого время – покорный слуга. Он пребывает в твоём сердце и в сердце каждого существа. Он в каждой частице мироздания, и только несчастные, покрытые плотской оболочкой, не способны видеть Его.

00:13:52 38. Вездесущий – причина и следствие творения, ибо ничто не существует вне Его. Кто узрел Истину, тот вырвался из плена иллюзии, страха и тревог, как человек, напуганный змеей, вдруг понимает, что боялся верёвки. Истина, единое начало бытия, чиста и непорочна. Кто постиг Её, тот так же чист и непорочен как Она.

00:14:26 39. Кто принял убежище у лотосных стоп Истины, тот с легкостью разрубает тугой узел корыстных желаний. Лишь служение Прекрасной Истине, Васудеве, усмиряет волны похоти. Ни мудростью, ни покаянием, ни волшебными силами не одолеть похоть — причину всех твоих тревог.

00:14:54 40. Посредством собственных чувств и ума не выбраться из океана иллюзии, кишащего свирепыми тварями, ибо и чувства, и ум питаются образами иллюзии. Но если ты примешь прибежище у стоп Единосущего, то, как на судне, ведомом опытным кормчим, легко преодолеешь опасности и войдёшь в царство, где нет тревог и печалей.

Притху превозносит брахманов, как подлинных хозяев мира

00:15:26 41. Mайтрея сказал: После того, как учитель учителей Санат посвятил царя в тайное знание, открывающее бесконечную свободу, царь в почтении склонился перед четырьмя святыми отроками.

00:15:44 42. Государь молвил: О мудрый учитель, некогда Всевышний явил мне Свою милость, предсказав, что ты посетишь мой дом. Ныне Его пророчество сбылось.

00:16:03 43. О учитель, Всевышний говорит со мною твоими устами. Я хочу принести тебе дары, но не знаю, ценно ли для тебя то, чем я владею.

00:16:17 44. О мудрецы, я отдам вам себя, тогда царство, дом, слуги и домочадцы, богатства, власть и судьба - всё, что у меня есть, будет принадлежать вам.

00:16:34 45. Поскольку вещи должны принадлежать тому, кто знает им цену, я отдаю вам всё, чем обладаю.

00:16:43 46. Брахманы - подлинные хозяева мира, хоть и живут на подаяние. К их совету цари прибегают для упрочения власти, а торговое сословие обращается к ним, чтобы приумножить своё состояние. Их призывают в час радости и скорби. Жертвуя брахманам, мы лишь возвращаем то, что принадлежит им по праву.

00:17:11 47. Мы в долгу перед теми, кто делает нас мудрее, ибо мудрость – единственное наше богатство, которое не отнимет время. Мудрость побеждает страх и смерть. Но, одарив нас несметными сокровищами, мудрый довольствуется малым. Даже пригоршня воды удовлетворит его, ибо он черпает радость внутри себя, и богатства его не зависят от милости нищих глупцов.

Правление святого царя Притху

00:17:49 48. Mайтрея сказал: Четыре юных мудреца остались довольны тем, как принял их первый из царей. Они восславили его добродетели и на глазах у всех вознеслись в небеса.

00:18:08 49. Сын Вены, величайший из великих, до конца дней своих был поглощён постижением духовной природы вещей.

00:18:20 50. Царь мог менять свои решения в зависимости от времени и обстоятельств, однако неизменной оставалась его цель - служение Истине.

00:18:33 51. Он был предан Всевышнему как сама богиня Удача. Все труды свои он посвящал Господу и считал себя Его покорным слугою.

00:18:45 52. Боги мечтали родиться подданными в его государстве, что цветущим садом раскинулось по всей Земле. Гордыня ни разу не очернила сердца царя. Так солнце, отдавая тепло вселенной, остается неподвластным её холоду.

00:19:06 53-54. Благочестивый царь зачал в лоне своей жены Арчи пятерых сыновей - Виджиташву, Дхумракешу, Харьякшу, Дравину и Врику - добрых нравом и сильных телом. Могущественный как бог, он правил Землей тысячи лет и воспитал пятерых достойных наследников.

00:19:35 55. Владея несметными богатствами, он мыслил себя покорным слугою Всевышнего и свою власть над другими принимал как долг перед Господом Богом. Словом, мыслью и делом он заботился о подданных, и никто в его государстве не знал скорби и печали.

00:19:57 56. Славою своею земной царь затмил Сому, повелителя Луны; могуществом и щедростью он равен был богу Солнцу, кто дарит небесным телам тепло и свет, отбирая их воду в качестве дани.

00:20:16 57. Непобедимый как огонь, он был подобен небесному царю. Он славился терпением Земли и щедростью неба в сезон дождей.

00:20:28 58. Во время правления царя Земля давала обильный урожай, и никто в его государстве не знал нужды. Мудростью он был подобен океану, а непреклонностью - царь-горе Mеру.

00:20:44 59. Все земные правители платили ему дань, ибо его суд был неотвратим как сама смерть. Ему, богатому как Гималаи, завидовал даже хранитель небесных сокровищ Кувера. Государь был искусен в ратном деле - разгадать его замыслы было столь же трудно, как проникнуть в тайны морского царя Варуны.

00:21:09 60. Он был крепок телом как ветер и неукротим словно разрушитель вселенной Рудра.

00:21:17 61. Он был прекрасен как бог любви и величествен как лев. В любви к своим чадам он был равен Ману, а в искусстве управлять подданными - Брахме.

00:21:31 62. С друзьями и врагами он был честен, являя образец добродетели; в храмовых таинствах был искушен не хуже Брихаспати; а самообладанием не уступал Самому Вседержителю Вишну. Святые почитали его как царя, а цари – как святого. Коровам и брахманам он был заботливым покровителем, а мудрецам – покорным учеником. Он был скромен, обходителен и помогал незнакомцу как своему родичу.

00:22:07 63. Слава государя Притху неслась по вселенной; пред ним преклонялись небожители, люди и демоны. Женщины и дети слушали о его деяниях с упоением, с каким слушают о подвигах Господа Рамы.

обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 18 ноября 2016