Как найти друга?

Кринница - 01 января 2007
Дружба - это милость Бога. Неумение распознать в простом человеке друга. Истинный друг способен сострадать. Умение встать на место другого. В чем суть благотворительности? Испытания открывают истинное лицо человека. Как сохранить успех? Как долго нужно думать перед принятием решения? Всё ли происходящее в жизни предопределено? Как побороть жадность? Для чего нужно благословение? Истинный друг всегда сострадает! Ответы на вопросы: Как происходит рождение в человеческом теле? Как правильно разрешать конфликтные ситуации? Не меняй мир, измени себя. Три этапа формирования действий. Как люди приходят в Сознание Кришны?
лекция для практикующих из раздела «Ведическое общество» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:34:08 | качество: mp3 24kB/s 13 Mb | прослушано: 1660 | скачано: 1390 | избрано: 11
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:00 ом агьяна-тимирандхасья гьянанджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах
шри-чаитанйа-мано-бхиштам стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам дадати сва паданти-кам
ванчха-калпатарубхьяш ча крипа синдхупьйа ева ча
патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намаха
джайа шри-кришна-чаитанийа прабху нитйананда
шри-адвайта гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда
харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе!

Дружба - это милость Бога

00:01:00 Пожалуйста, вопросы по предыдущим лекциям, если возникли, можно сразу задать. Нет вопросов. Я напомню, что мы раскрываем принципы дружбы и ссоры. И мы остановились на том, что дружба - это необычное явление. Дружба - это особая милость Бога, которую он посылает нам тогда, когда мы совершаем достаточное количество благочестивых поступков, достаточное количество хороших дел. То есть дружба - это некоторый личный подарок от Бога, которым он благодарит нас за хорошее поведение. Это особая благодарность. Совершая же дурные поступки человек, в принципе, не может обрести друга. Даже те, кто называет такого человека, своим другом, обычно просто являются его скрытыми врагами. И когда приходит какая-то сложная ситуация, то они проявляются. И враждебность вдруг просыпается, выходит из сердца.

00:02:40 Поэтому Веды рекомендуют нам при каждом удобном случае, при каждой удобной возможности стараться совершать добрые дела. Это принцип жизни благочестивого человека. Когда он видит возможность совершить доброе дело, он никогда не упускает эту возможность. Это в общем-то и есть настоящий поиск друга. Обычно мы ищем друга каким-то таким внешним способом. Нет смысла просто знакомиться с каждым встречным, подходить: будешь ты моим другом, нет? Или сайты знакомств, что-то еще, пятое, десятое. Такие внешние методы, очень косвенные методы. Прямой метод поиска друга - это целенаправленное совершение добрых дел, целенаправленное благочестие, целенаправленное высокое мышление. Поэтому, в принципе, для поиска достаточно совершать добрые поступки. И нас постепенно окружат те, кто будет считать нас нашими друзьями. Те, кто совершает добрые поступки все время, находятся в окружении тех, кто считает его своими друзьями. Они фактически будут мечтать о том, чтобы мы назвали их своим другом.

00:03:55 Поэтому жизнь делится на эти 2 категории. Или мы совершаем нехорошие поступки, и нас окружают очень подозрительные личности, которые вроде бы и называют нас своими друзьями, но при случае превращаются во врагов. Или мы ведем себя возвышенным образом. И нас окружают мечтающие, чтобы мы называли их своими друзьями. Он назвал меня своим другом! Наверняка, у многих есть желание, чтобы кто-то назвал нас своим другом, так? Это было бы для нас высшим счастьем. Он назвал меня своим другом! Не может быть! Высшее совершенство. В общем-то этим характеризуется божественная благодарность, это божественный ответ на правильное поведение.

00:04:35 С другой стороны, мы не можем с первого взгляда понять, кто станет нашим настоящим другом. Поэтому Веды рекомендуют никогда не отвергать дружбы, каким бы этот человек нам не показался с внешней стороны. Мы выглядим вообще подозрительно. Подозрительность в нашем виде, в нашем поведении. В Ведах описывается, что друг может быть слабым, друг может быть больным, друг может быть некрасивым, бедным или глупым. Он может выглядеть как угодно внешне. Но разве можно понять по обертке о том, какой внутри подарок? Знаете, как у нас посылки заворачивают в такую коричневую почтовую бумагу. Знаете? Какая-то такая она традиционного [неразборчиво] цвета, еще с коммунистических времен. Кто-то придумал. Почему нет любого другого? Почему этот страшный коричневый цвет? Откуда? Кто придумал вообще? Ну, любой другой цвет был бы приятнее. Но как-то так… Такая коричневая страшная мятая. И пока посылка идет к нам, она пачкается, теряет свой внешний вид. Но внутри скрывается подарок. Внутри скрывается нечто особенное.

00:06:06 Так и мы должны быть очень аккуратны в тот момент, когда у нас начинают завязываться с кем-то взаимоотношения. Никогда нельзя руководствоваться внешними факторами, принимая решение – быть другом какому-то человеку или не быть, или отказать. Только время способно развернуть эту обертку, эту внешнюю упаковку. И показать нам, что в действительности приготовила для нас судьба, что там внутри. Кто там послан в действительности – друг или враг. То есть сразу никто не может просто взять и определить. Поэтому, к сожалению, роптая на судьбу и обвиняя её в том, что никого нет, друзей нет, отношений нет. Если мы внимательно посмотрим на нашу жизнь, оказывается, что мы в упор неправильно себя ведем. И иногда с самого начала отказываемся от отношений, не поняв, что скрывается там, внутри, что нас ожидает внутри. Мы по внешнему судим.

Неумение распознать в простом человеке друга

00:07:06 Вот это неумение распознать в простом человеке друга и называется жадностью, одно из определений жадности. Жадность - это неумение распознать в простом человеке друга. Нам хочется, чтобы наш друг был обязательно богат, был обязательно известен, влиятелен, то есть он должен быть кем-то. Он должен быть чем-то особенным. Мы бы все не отказались дружить с очень известной личностью. Завтра приходит телеграмма: Путин хочет дружить с тобой! И ждет тебя в Кремле! Конечно! Владимир Владимирович, все! Такие перспективы открываются. Почему нет? Но! Жадный подход к поиску друга приводит к тому, что человек сам выбирает себе путь, состоящий из одних бед. Вот эта жадность в поиске отношений, неправильный подход к поиску отношений приводит к тому, что путь начинает состоять из одних бед. Почему? Потому что мудрецы предупреждают нас об одном интереснейшем феномене, об одном интереснейшем явлении. Жадность приводит к тому, что мы окружаем себя не друзьями, а скрытыми врагами. То, о чем я говорил в самом начале.

00:08:30 И секрет в том, что, чтобы человек ни получил от своего врага, даже если это очень нужное, даже если это очень полезное, никакого толку от этого не будет. Никакой пользы от этого не будет. Даже если кажется, что ради этого мы пошли на эти отношения, чтобы получить что-то. Никакой пользы не будет! Поэтому в Ведах говорится: даже напиток бессмертия можно испортить, подмешав к нему немного яда. Даже напитком бессмертия можно отравиться, если он пришел из рук врага. Поэтому вчера-позавчера мы говорили про историю с молочным океаном. Даже молочный океан приходилось пахтать, чтобы отделить яд от этого волшебного нектара, пришлось отделять. Поэтому становление отношений всегда является некоторым риском. В Ведах это описывается, как некоторый риск. То есть необходимо отважиться на становление отношений, необходимо решиться на становление отношений. Поэтому человек никогда не сможет без некоторого риска найти себе настоящего друга. Тут необходимо рискнуть. Никогда невозможно сказать, чем закончатся отношения. С каким человеком появится действительно настоящие глубокие чувства. Никогда нельзя точно сказать.

00:09:45 Даже обретение богатств всегда связано с большим риском. А друг является совершенной формой богатства. Вчера мы об этом говорили, о разных формах богатства. Говорили, что жена является богатством. А сегодня мы говорим о том, что друг является совершенной формой богатства. Поэтому поиск настоящего друга - это всегда немного риск, всегда немного опасность, всегда мы немного рискуем в этих отношениях. Но это интересно. И пройдя этот путь без страха, человек может обрести такие отношения, о которых он даже в книгах не читал. Особые отношения он может обрести. Это наша плата за счастье. Мы должны рискнуть, чтобы получить, действительно, настоящие дружеские отношения, необходим некоторый риск. Необходима некоторая опасность.

Истинный друг способен сострадать

00:10:34 И что же это за подарок, о котором идет речь? Подарок это истинный друг, у которого есть способность к состраданию. Это особая способность. И у друга эта способность должна быть развита. Друг без сострадания - это обыкновенный враг. Этим в общем-то и отличается друг от врага. А враг с состраданием - это неузнанный друг. Поэтому мы иногда путаем друзей и врагов, не можем понять, кто же в действительности является нашим благожелателем. Что такое сострадание? В Ведах дается очень простое объяснение, которое мы все знаем. Сострадание - это умение поставить себя на место другого человека. Способны примерить на себя ситуацию, в которую попал другой человек, в которую попал наш друг. И вот это качество, когда кто-то способен примерить на себя чужую ситуацию, это качество делает человека дороже золото. Как нам всем нужен тот, кто бы понял нашу ситуацию! Вот я уверен, у каждого сейчас есть ситуация, которую многие не понимают. Которую мы пытались объяснить, мы пытались её раскрыть как-то, но не встретили понимания. Поэтому боимся об этом говорить. У многих, наверняка, есть. И как нам не хватает этого человека, который бы смог действительно понять все это. Поставить себя на наше место, осознать. Как бы нам сразу стало легко! Вот это друг! Это действительно друг. И такого друга ценят дороже золота.

00:12:17 Потому что как может нам помочь тот, кто не способен понять то, что с нами происходит? Не сострадательного человека очень легко узнать. У не сострадательного человека есть такие мантры в его речи, есть некоторые опознавательные знаки. Что он говорит? Он говорит: «это не мое дело». Вот такая яркая фраза. «Это меня не касается!» Тоже такая знакомая фраза. Или – «это ваша проблема». Слышали недавно? Это ваша проблема. Или: «а я тут при чем?» То есть человек не способен поставить себя на наше место, на то место, на которое мы попали. И бесполезно от него ждать какого-то дружеского участия, все. И эти слова - первый признак того, что этот человек не сможет быть нашим другом. Потому что он не сможет нам ничем помочь. У нас нет взаимопонимания. Тем более подозрительно, когда мы такие слова слышим в семье от любимых людей. Это вообще очень подозрительно. Очень подозрительные отношения. Нужно быть крайне аккуратным.

00:13:27 То есть от такого человека нельзя ждать ничего хорошего, так как он не способен понять другую личность. Он не способен встать на ту же самую платформу. Поэтому если к нам обращаются с какой-то просьбой, мы всегда должны сначала себя поставить в эту ситуацию. Мы должны остановиться, подумать, себя поставить в такую же ситуацию, чтобы понять: стоит ли нам удовлетворять просьбы этого человека или не стоит. Как дальше себя вести, что делать. Мы должны осознать эту реальность. Как быстро мы оцениваем ситуацию, мы не способы себя поставить. Преданные так иногда грубо судят о том, что происходит. Кто-то у него просит денег. Он говорит: «с чего бы я тебе их дал? Алкоголик! Вообще пропьешь!» Откуда ты знаешь вообще, что он алкоголик? По его внешнему виду ты определил или как? Человек говорит: «он точно пропьет!» Откуда ты знаешь вообще, точно он пропьет или нет? Но человек идёт и так резко судит.

00:14:28 И люди, попавшие в сложную ситуацию, еще больше осознают свою беспомощность. Так мы теряем свою сострадательность. И не дай бог, попасть в какую-то ситуацию. Поэтому во всех культурах дается пренебрежение – никогда не зарекайся от сумы и тюрьмы, помните, нет? никогда не зарекайся! Столько ситуаций интересных. Столько происходит всего! А когда мы должны в действительности понять, что произошло с этим человеком. Если мы не способны понять, если у нас нет времени, как можем понять то, что с ним произошло за одну секунду, в которую мы с ним встретились? Как можем понять? Он сам еще не понимает, что с ним произошло. В такие ситуации попадает человек. Он сам не понимает, как он в нее попал.

00:15:12 Я много разговаривал с людьми, которые в ужасных ситуациях оказывались. И они мне говорили одно и то же: я сам не понимаю, как я оказался в этой ситуации! Я обычно, не знаю, слышали или нет, я рассказываю про себя историю интересную. Когда я переоценил все отношение к тому, как помогать людям. Когда однажды я зимой отстал от поезда. Вот это один раз со мной произошло, хотя я путешествую достаточно часто. Каждые несколько дней я куда-то переезжаю, перелетаю. Такая у меня достаточно плотная жизнь в путешествиях. Но отстал я один раз, так по-настоящему, так классически. Зимой, в тапочках, с постиранными носками в руке. После 5 дней поезда, с щетиной, с глазами тигра, с запахом медведя. Такой человек из плацкартного вагона, представляете, после 5 дней? С диким выражением лица, без копейки в кармане, орущий вслед уезжающему поезду. Да, плачущая жена из окна, махающая кулаком (смеется). Такой классический вариант отставшего человека. И представьте меня – 5 дней не бритого, не евшего, не мывшегося, с постиранными носками в руке, в тапочках зимой в закатанных трико и с бешеными глазами. Что я пошел делать? Я пошел просить денег. И когда я пошел просить денег, я понял... – я бы себе никогда денег не дал. Вот если бы я себя увидел. Факт! Вот если бы я себя увидел, я бы однозначно прошел мимо и еще бы сказал: пропьешь же, гад, пропьешь!

00:17:02 И знаете, что было самое удивительное? Вот у первых же людей, у которых я попросил деньги, они мне их дали. Дали! Я сам не поверил. Мне дали денег, отсчитали, сколько надо. Я, не веря своим глазам, пошел и купил билет. Еще приехал быстрее того поезда. А поезда у нас смешные, можно быстрее них приехать. Я уже ждал его на вокзале стоя. Меня чуть не побила моя жена, когда я её встретил на вокзале. И после этого я перестал думать вообще о том, кто у меня и что просит. Просто перестал! Мне все равно. Я один раз попал в эту ситуацию сумасшедшую и понял: не буду я вообще думать, что там у него произошло, как он дошел до этой жизни, мне всё равно. Есть что-то, что есть, я ему дал и пошел дальше. Мне всё равно! Не могу я взять и оценивать жизнь человека. Не моя это работа. Я оцениваю ситуацию. Кому-то плохо, я могу помочь. Почему не помочь? И мое сознание изменилось. Может, меня сейчас трудно понять, но попав в эту ситуацию, встав один раз на место какого-то несчастного, мы тут же всё переоцениваем.

Умение встать на место другого

00:18:15 Поэтому есть 2 вида знания. Первое знание - это знание, которое мы услышали. А второй вид знаний - это знание, которое мы прочувствовали. К сожалению, в кали-юговом сознании, о котором мы услышали, есть некоторая проблема. Вот мы слышим вроде бы, соглашаемся, но на практике, когда мы встречаемся с какой-то ситуацией, мы не способны поставить себя на место этого человека. Поэтому в народе просто говорят: сытый голодному не товарищ, да? Поэтому мы должны всегда очень смиренно относиться к тому, что в нашей жизни происходит. Почему? Потому что нам дается возможность заранее прочувствовать какую-то ситуацию, к которой нас готовит судьба. И если мы попадаем в какую-то ситуацию, человек обычно думает: за что? Но не за что, а к чему? Не за что, а к чему нас готовит судьба! Как это – за что? Экзамен.. За что? Такой студент бегает: экзамен! За что мне такое наказание? Очень подозрительно, нет. К чему нас готовит судьба? Мы должны понять, что судьба устроена определённым образом, она всегда подготавливает нас к сложной ситуации, чтобы мы были заранее вооружены. И что это за вооружение? Мы должны уметь поставить себя в эту ситуацию хотя бы чуть-чуть. Не обязательно нам полностью в такую же жуткую ситуацию попадать, но хотя бы чуть-чуть, хотя бы близко подойти немножко, чтобы ощутить воздух тяжелой ситуации.

00:19:57 Поэтому всегда в культуре была некоторая традиция, которая называлась «ходить в люди». Время от времени любой человек, богатый, не богатый, всё равно – он шел куда-то помогать, в больницу, куда-то еще, каким-то нуждающимся. Он шел и помогал, чтобы увидеть, как у людей вообще бывает. Ко мне часто приходят на консультации, здесь я сегодня не консультирую, а когда я где-то нахожусь, когда у меня есть какое-то время, я консультирую. И большинство моих консультаций состоит в том, что я человеку рассказываю, что у других в жизни происходит! Человек ко мне приходит: у меня произошло! А я ему рассказываю: сейчас я тебе просто расскажу, что у других происходит. И рассказываю: а вот вчера приходили, что у них произошло. А вот позавчера, что у них произошло. Ну, как теперь? «А у меня все нормально, оказывается» – Человек говорит: а у меня все нормально! Ко мне приходит какой-то человек из другого мира, он говорит, что вот у него тут нашли смертельную болезнь, его банк в долг вогнал, у него вчера брат умер, у него квартиру отобрали. У него всё рухнет, его преследуют, его хотят убить. Ему вчера чуть трамваем ноги не переехали. И он жалуется. И за ним тот же ходит преданный, очень несчастный и говорит: «вы знаете, такая проблема, не знаю, что делать! Руки на себя наложу! Что такое? На меня президент храма криво посмотрел. Он не так на меня посмотрел. Я теперь не знаю, как мне жить!» Я ему рассказываю немножко, как предыдущему человеку ноги трамваем переехало, как то, как се. Вроде бы да, действительно.

00:21:45 Поэтому разум - это умение сравнивать, разум - это сравнительная функция. Поэтому эта традиция «ходить в люди» - это была обязательная традиция. Вот мы перестали в люди ходить. На самом деле у нас есть даже специальная организация, когда можно сходить в люди. Я занимался этой организацией несколько лет. Я ходил к людям, которые даже на улицу выйти не могут. Просто у них нет возможности выйти. Я ходил к ним, кормил их. И это мне дало на всю последующую жизнь. Я понял, что все мои проблемы это вообще не проблемы, а какой-то рай сплошной. То, как я живу, это вообще сплошное счастье, рай. Это я вообще все незаслуженно получил. И должен вообще всю жизнь молиться, чтобы это незаслуженное как-то у меня спокойно осталось. В люди надо сходить! Как только у нас начинаются проблемы, нужно идти в люди! Вот позаниматься какой-то благотворительностью, пойти кому-то помочь тому, кому реально пришла беда, посмотреть на его лицо, на его ситуацию. Если наш разум не способен поставить нас на чужое место, мы должны сходить реально посмотреть. Это наша обязанность, как людей милосердных. Мы должны что-то сделать. Поэтому всегда в какой-то духовной организации есть какое-то милосердное направление. Чтобы мы могли увидеть за сравнением, то есть могли что-то сравнить.

В чем суть благотворительности?

00:23:13 Тем более, что в Ведах есть прямая рекомендация, очень интересная рекомендация. Сегодня я прямо её читал утром. У меня вообще есть традиция с утра готовиться к вечерней лекции. Поэтому меня обычно спрашивают: а с какими вы лекциями приедете? Я говорю – а откуда я знаю? Мне интересно вечером рассказывать то, что я утром прочитал. У меня есть какой-то интерес сразу же рассказать то, что я прочитал. И сегодня я читал на эту тему очень интересные рекомендации, как делиться своими богатствами. Вот у нас что-то есть, нужно как-то этим поделиться. В Ведах говорится, что делиться своими богатствами нужно именно с бедными, а не с богатыми. И дается такое сравнение: для больного лекарство полезно, а для здорового оно превращается в яд. Толка никакого нет. Но современный же человек придумал хитрое оправдание. Что не надо ничего давать бедным, так как он не разумен и неправильно воспользуется тем, что ему дали. Так очень красиво звучит, согласитесь? Кажется, очень оправдательно звучит. На самом деле человек сам это придумал. Это хитрое оправдание скупца, который не хочет исполнять свой долг. Но единственным способом сохранить своё процветание, говорится в Ведах, является система благотворительности. То есть умение дать своё богатства тем, у кого его нет.

00:24:35 Поэтому сегодня я прочитал, что только тот дар, который дается тому, от которого нельзя ожидать ответной услуги, только этот дар является истинным даром. Все остальное это политическое очень хитрое вложение денег в выгодное мероприятие, в выгодное предприятие. Это некоторый бизнес. Мы чего-то ждем. Так, этому следует дать, этому не следует. Этому следует, потому что от него будет какая-то польза ответная. Этому не следует, потому что без толку. Но именно тот дар, который дается без ожидания ответной услуги, именно этот дар и приносит максимальный результат. Вот эти 2 качества - сострадания и жестокосердия, это 2 вида основных природных качеств, на основе которых можно руководствоваться в определении своего друга. Сострадание и жестокосердие.

Испытания открывают истинное лицо человека

00:25:39 Поэтому жестокосердные люди ищут в друзья жестокосердных. Все собирают по уровню сердца. Сострадательные, соответственно, ищут друзей сострадательных. И очень редко происходит перемешивание этих двух основных типов характера, основных типов мировосприятия. Поэтому мудростью называется увидеть в сердце человека - к какой категории мировосприятия он принадлежит. И в каждом человеке нужно научиться отличать его природную основу, о которой мы сейчас говорили, от его качеств, которые человек использует в общении. То есть каких-то уже вторичных качеств. Вот эта природная основа господствует над всем остальным характера человека. Это некоторый фундамент. Он стоит во главе характера человека. И как бы культурно человек себя ни вел, но в критической ситуации на свет появляется его истинное лицо. Вот в этом секрет критических ситуаций. В критической ситуации открывается истинное лицо, маски срываются.

00:26:48 Поэтому существует этот эффект огня, воды, медных труб, когда человек проверяется, обретя богатство, успех, положение. Человек может легко изменить своё отношение не только к своим друзьям, даже к родным. Так как его природное качество тут же возьмет верх над внешними характеристиками сознания. Такие испытания приходят к человеку. Не каждый способен их пройти. Поэтому чем раньше мы сможем встать на уровень осознания услышанного без какого-то примера, тем легче будет нам развиваться. Тем проще будут проходить эти испытания. Потому что, зайдя в самую глубину испытаний, человек может с таким столкнуться! Например, есть некоторое описание, когда человек проходит медные трубы, когда он проходит богатство и известность. Говорится, что как только человек получает какое-то процветание, и оно становится значительным, то его начинают ненавидеть его соседи. Когда его процветание становится еще более значительным, его начинают ненавидеть его друзья. Но когда он обретает все процветание, которое ему положено по карме, его начинают ненавидеть даже его родственники. Даже иногда родственники желают ему смерти, такому человеку. Поэтому не стоит полностью проходить иногда такие сложные испытания.

00:28:22 Поэтому жизнь будет время от времени посылать нам какие-то критические ситуации, какие-то сложности. Чтобы наши подводные змеи, которые у нас есть, вылезли наружу. И мы бы смогли их увидеть в лицо! Змеи - это тенденции из прошлых жизней. Они спрятались в мутных водах нашего подсознания. И до какого-то времени кажется, что их нет. Мутная водичка, никого нет, не видно. Как иногда в жару в Индии подходим к озеру, такое мутное озеро, ничего не видно. Просто какая-то черная кувшинка плавает на поверхности. Но опытные люди знают – в жару змеи прячутся в озере, они почти вертикально висят в этой воде. И только голова наружу, только нос и глаза. И она вертикальна, как палка, вниз. И если человек неопытный, он даже не понимает, что это змея. Просто думает – какой-то листок плавает. На самом деле это змея. У нее все тело в холодной воде, а дышать-то надо. Поэтому она тело охлаждает вертикально, нос наружу. Нужно быть аккуратным. Поэтому в жару, когда где-то заходите в какое-то озеро в жаркой стране, нужно посмотреть, чтобы не было змей. Они там прячутся. И до какого-то времени кажется, что их там нет. Но как только мы начинаем мутить воду своими глупыми поступками какими-то, появляется какая-то критическая ситуация, они поднимаются со дна озера и показывают нам свои головы. Проявляются какие-то желания время от времени, всплывают. И потом человек попадает в какую-то ужасную ситуацию и не понимает: как я в нее попал? Сижу посередине озера и вокруг меня змеи. Как я сюда попал?

00:30:08 Поэтому мы должны запомнить эту очень важную идею – жизнь посылает нам испытания, чтобы мы сами увидели, из чего состоит наше сердце. Но мы пытаемся искать виноватых во вне. Нет! Любое испытание посылается нам, чтобы мы своё собственное сердце увидели, чтобы мы разглядели свои собственные змеи своего собственного сердца. И это лучшее доказательство нашему сознанию, что еще есть, над чем работать. Поэтому приходят критические ситуации. В самом неожиданном месте они могут прийти. Раз – и какое-то испытание пришло в самом неожиданном месте! Сегодня мне один человек рассказывал, мимо него проезжал автобус. И там было много окошек. И из первого окошка ему высунулся веселый преданный и крикнул: Харе Кришна! А из последнего окошка высунулся материалист и плюнул в него! Тут же! Не прошло и одной секунды! Вот так и в жизни примерно происходит. Харе Кришна! Тьфу! Чтобы мы увидели, что из него высунулось из этого сердца! Желание догнать и убить? Или что? Что проявилось? Что из нашего сердца- бабочка вылетела или выскочила злая собака и погналась за этим автобусом, кусая за шины? За колеса. Есть над чем поработать.

Как сохранить успех?

00:31:39 Одним словом, работа предстоит нелегкая. И как достичь успеха в этой работе над своим собственным сердцем. И дальше в Ведах объясняется секрет, который позволяет сохранить результат нашей деятельности. То есть достичь успеха, в принципе, не так-то сложно. Для этого надо просто приложить достаточное количество усилий. С этим мы уже знакомы. То есть нужно достаточно серьезно поработать. Основная проблема состоит в том, чтобы этот успех удержать. Вы заметили, нет? В принципе, получить зарплату – проблем нет. Но донести её до дома - уже у многих большая проблема. Жены знают. Знаете, так смешно смотреть, как жены ведут мужа получать зарплату. Не видели, нет? Интересно так выглядит! Пойдем, расписывайся! И она сама берет себе сразу в карман. Так бывает, такие мужья, да. Если у вас не так, радуйтесь. Можно жить спокойно.

00:32:42 Основная проблема состоит в том, чтобы успех удержать. Как много великих проектов уже никто не помнит! Как они радостно все начинались! Каждый год каким-то проектом века начинается. Через год его уже никто не помнит. Замечали, нет? Как часто это происходит. Не получается. В Ведах дается несколько определений, почему так происходит. Почему мы не удерживаем в своих руках успех. Например, одно из объяснений говорит, что в обществе, в котором не уважают женщин, детей и стариков, никакой успех невозможно будет удержать на длительное время. Никакой! Будь это семья, будь это страна, будь это завод. Что угодно! Будь это коммерческая организация. Если в этом обществе не заботятся о женщинах, стариках и детях, успех будет временным. Всегда он будет временный. Никогда не получится надолго получить успех. Но сегодня мы поговорим о другом объяснении. Сегодня я поговорю о принципе деятельности, как действовать так, чтобы успех сохранялся. И секрет состоит в том, что никогда нельзя поступать необдуманно. Вот это слово будет корневое - необдуманно. То есть говорится, что хорошо обдуманное слово и хорошо взвешенное дело – все это долгое время остается неизменным. Все это обретает качество долговременности, если оно хорошо обдуманно.

00:34:17 То есть человек обязан действовать в этом мире так, чтобы не быть обузой для других. Поэтому он должен действовать по этому особому принципу. Он должен обдумать все, он должен посоветоваться. Например, в Ведах говорится – если ты делаешь простое дело, ты должен с тремя специалистами посоветоваться. А если ты делаешь сложное дело, нужно с 10-ю специалистами посоветоваться. Нужно обдумать это. Должно пройти некоторое внутреннее построение. Это некоторая внутренняя ягья. Этот внутренний огонь сознания должен разгореться. И мы должны увидеть, как это все происходит. Мы должны увидеть и только потом начинать действовать. Если человек боится действовать, то у него появляется эта бездеятельность. Эта бездеятельность называется грехом для разумного человека. Если человек не может действовать, не рискует действовать. Как мы говорили, необходимо рискнуть. То это является его грехом. Так как бездействующего человека должны поддерживать другие. Это уже становится грехом. Такое состояние жизни, например, у нас называется нахбленичеством, да? Нахбленичество – такое некрасивое слово и не поддерживается в культурной традиции.

00:35:36 Поэтому человек должен научиться этому секрету. Вообще, не смотря на то, что современный человек только и мечтает о том, чтобы ничего не делать, сейчас человек работает, чтобы не работать. Такая мечта современного человека – как бы так быстро много заработать, чтобы потом ничего не делать. Но в действительно он не догадывается, что в этом случае он сам лично мечтает о тяжелейших страданиях. Тут раскрывается следующий секрет. Как говорится, бездеятельность - это одна из самых тяжелых форм страданий. Может быть, кто-то это замечал. Когда нет возможности действовать. Это одна из самых тяжелых форм страданий. В [Хито Падеши], например, говорится, что завистливые, не довольные, сварливые и живущие за чужой счет - это вечно несчастные живые существа. Вот это тунеядство одно из самых тяжелых форм страданий, которые выпадают на долю ленивого человека. Его тяжелая карма. Поэтому хотя бы ради собственного счастья человек должен активно трудиться. И вот этот секрет обдуманности, это очень важный секрет. Поэтому какое бы предприятие мы ни создавали, должно какое-то количество лет пройти.

Как долго нужно думать перед принятием решения?

00:37:02 У меня есть на Востоке одна семья знакомая. Они создали свою семью. И когда они создали свою семью, я их спросил: а сколько у вас времени ушло на создание своей семьи, сколько вы думали? Мне просто интересно, я занимаюсь этой проблемой. Потому что, мы тут, на Западе 3 месяца думаем, 6 месяцев, год это уже вообще, супер-аскеты, которые целый год ждали. Они говорят: мы 7 лет думали об этом. Мы 7 лет встречались, 7 лет думали. Я не верю своим глазам. Несколько раз переспросил: 7 лет думали? 7. И теперь я наблюдаю их жизнь. Да, тоже приходят какие-то проблемы, тоже спорят иногда, ругаются, везде весело. В любой семье весело. Но я смотрю, что это обдуманность поступка дает эту силу даже не думать о расставании, даже мысли такой нет. Даже такая идея во время скандала, ругани, каких-то проблем не приходит в голову. То есть настолько долго люди думали об этом, даже такая идея не возникает, даже как вариант не возникает.

00:38:15 Поэтому это умение обдумать. Естественно, слишком долго думать тоже вредно, можно и проспать своё счастье. Потому что мы также должны знать, что для человека с не очень благоприятным прошлым возможности приходят редко. Это, к сожалению, к нам имеет отношение. У нас было веселое прошлое у многих. У меня было веселое, во всяком случае. И когда у человека было веселое прошлое, он должен знать: возможности приходят редко. А что это значит? Значит, если хорошая возможность пришла, думать долго уже нельзя, нужно хвататься. Это может быть уже последняя возможность. Это исключительно для нас сейчас я говорю, это наш вариант. Поэтому если у человека было хорошее прошлое, он не совершал греховных поступков никогда в жизни. Он не знает слово «пиво». А что это такое? - спрашивает. У него нет ассоциации с соевой колбасой никаких, его это не волнует. Он не волнуется по этому поводу, его это не беспокоит. У него нет греховного прошлого. И к нему могут приходить постоянные возможности. Даже трудно понять – что это за жизнь такая интересная. Тут возможности, тут возможности. Я видел таких людей. У них столько возможности. Они выбирают из возможностей. Карта такая – кого выбрать из 10 миллионеров. Какой из них? Но если прошлое было все-таки с некоторым оттенком веселья, тогда нужно знать: если выпала возможность, нужно хватать её, скотчем к себе прикручивать и никогда больше не отпускать. Это сразу я хочу предупредить, иначе можно потом долго-долго проливать слезы в рукав и думать: что-то я долго думал.

00:40:21 Поэтому, пусть это будет 3 дня обдумывания без сна, без еды, чтобы аж дым из ушей пошел, это будет обдуманно, но быстро обдуманно. Это для людей с нашей веселой кармой. Мы должны знать, что не так уж часто будут приходить хорошие возможности. Не так уж часто! Поэтому для особо не понимающих людей даже в Ведах прямо говорится, что если к тебе пришел махапрасад, его нужно съесть на месте. Его могут больше не принести. Сегодня ко мне подошел мой товарищ и говорит: вот. Я говорю: от кого? Не знаю. Я говорю: здорово, вкусно! От кого? Не знаю, все равно. Я знаю, уже завтра может и не быть. Это такой закон. Мы знаем, это такой закон кали юги – милость пришла, нужно сразу на месте её съесть. Меня все время обвиняют: вы не по-аюрведически говорите. А мы и не про аюрведу разговариваем. Мы разговариваем о последнем шансе. Это может быть последнее, что есть в нашей жизни. Поэтому принесли вам, съешьте сразу же, на месте. Не важно, от кого, где это нашли. Это может быть наш последний шанс. Может, его больше не будет. Может, никто никогда нам руку не протянет с махапрасадом.

00:42:05 Ради интереса однажды, когда вам встретиться человек, которого свалила судьба с ног, спросите его: в день, когда его судьба с ног свалила, утром он подозревал, что это произойдет вечером? Вот я все время спрашиваю, продолжу и в этот раз. Я раз за разом это спрашиваю: вот вас вечером судьба свалила с ног, вы потеряли все: здоровье, семью, деньги, надежду. Это часто происходит на самом деле. Я его спрашиваю: утром этого дня вы думали об этом? И все из них мне говорили, все! Утром я даже не предполагал, что это вечером произойдет. Даже не было никакого признака. Поэтому если к нам пришла какая-то милость.... а здесь много милости приходит, на месте. Я помню, когда первый раз у нас посланец съездил в Индию, тогда это было трудно, один человек смог съездить. Он приехал, он привез даже не махапрасад, он не довез, он съел. Он привез горшочек глиняный, знаете, в храме такие маленькие горшочки дают. Он привез, там уже было вылизано каким-то длинным языком. И мы настолько оценили эту милость, что мы разбили этот глиняный горшочек молотком. И я его ел год или два, этот глиняный горшок я грыз, грыз 2 года. Уау! И я был такой счастливый! Я грыз его этот горшочек, настолько мне хотелось какую-то милость получить. Вот она пришла. А сейчас мы эти горшочки там же, на месте. Уже не так ценим, перестали ценить, расслабились.

Всё ли происходящее в жизни предопределено?

00:44:00 Но карма не расслабилась! Она еще помнит наши поступки. Это не значит, что ход нашей жизни в упор не изменился. То, что должно произойти, обязательно произойдет. В этом году, я думаю над одной фразой. Я в начале года прочитал эту фразу и целый год думаю. Она мне не дает покоя. Вот я думаю, думаю, езжу, везде рассказываю эту фразу. Шрила Прабхупада однажды сказал одну интересную фразу: в жизни человека все предопределено. В его материальной жизни все предопределено, все! 100 % предопределено. Только его духовная жизнь не предопределена. Поэтому мы должны прилагать все усилия в нашей духовной жизни, потому что это зона нашей свободы. Это то, в чем мы действительно можем выбирать. То, что мы действительно можем менять. То, что мы действительно можем усиливать, увеличивать. Все остальное предопределено. Ничего изменить не получится, ничего! Все уже окончательно написано, разложено по полочкам. Знаете, эти особые трактаты Бхригу. Слышали об этом? В начале кали юги Бхригу муни понял - не будет квалифицированных астрологов. Как астролог, я вам заявляю! И он сказал: не будет квалифицированных астрологов, и нужно что-то делать, чтобы как-то дать людям знания об их судьбе. И он взял и судьбу каждого отдельно написал, на отдельном листочке. Судьбу каждого человека.

00:45:36 И эти трактаты в четырех местах Индии хранятся. И если кому-то очень хочется, он даже может приехать, его табличку достанут, прочитают. Вы в обморок упадете, поэтому лучше не надо. Лучше жить спокойно. Лучше живешь, живешь. И что будет, то будет. Главное, не упускать этот шанс, который к нам приходит. Есть возможность духовного развития, нужно брать и использовать! Принесли тряпку, ошиблись, не тому дали. Прямо вам в руки дали – мойте пол! Будьте к этому готовы. Милость пришла, возьмите милость, не отказывайтесь. Она может прийти, как угодно. Мы не представляем, насколько эта милость велика. Может быть, это наша последняя тряпка, может, это наш последний пол. Мы должны знать, что эта милость приходит сейчас, в особое время. В Ведах говорится, что кто в Чатурмасью 3 раза обойдет божество с молитвами, он никогда не останется больше в материальном мире. Он не увидит ворот ада, буквально говорится. Это наша милость. Почему не воспользоваться? Уже 2 месяца прошло, кто 3 раза обошел божество с молитвами? Вот! Они не увидят ворота ада, посмотрите на них! Они даже не узнают, как они выглядят. Им уже даже стало обидно, что они их никогда не увидят. Как они выглядят, какие они? А ворота ада очень интересные. Я сейчас расскажу!

00:47:08 Их четверо. Дворец Ямараджа с 4-мя входами. 4 двери. Это ворота ада. И всех туда ведут. В одном из описаний говорится всех туда ведут – и благочестивых людей, и не благочестивых, и преданных, всех ведут туда. Но там есть 4 двери. 3 из них – для 3-х видов грешников. Те, кто совершали поступки в невежестве, страсти и в благости. Если человек совершает поступки в благости, он тоже идет в ад. Поэтому не расстраивайтесь, все вегетарианцы тоже идут в ад. Толка никакого нет! Потому что это тоже греховная деятельность все равно. Они попадают туда, и там страдают. Но есть 4-я дверь – для преданных. Это место встречи с Ямараджем. Это его последнее напутственное слово. Он говорит: «Ну как, понравилось? Поэтому не будет говорить друг другу: до свидания. Уходи отсюда и не возвращайся! Беги отсюда!» И потом прилетает вимана и забирает преданного, он улетает. Ямарадж с ним напоследок разговаривает. Хочешь, посмотри вон в то окошко? И там окошко в адские миры. Он: ааа, понял, все. И когда мы туда летим, в этот момент мы вспоминаем все. Потому что не понятно, в какую дверь. В какую из 4-х? А вдруг не в дверь для преданных? И такие сомнения начинают нас мучить. А в какую же из них? Открывают, уфф, слава богу, все нормально. Нас встречают. Ямарадж выходит. Обнимают нас, целуют, угощают последним прасадом. Но вот этот последний путь будет последним очищением. Каждый его пройдет. Это последнее очищение, последнее испытание. Что мы тут понаделали? Когда я от чего отказался? Тут полы не помыл, там стул украл.

Как побороть жадность?

00:49:27 Очень аккуратно нужно быть. И с другой стороны, активная деятельность постепенно избавляет человека от жадности. Поэтому мы знаем, что человек должен действовать. Жадность - это последнее препятствие в развитии мудрости. Мудрость - это очень интересное явление. А жадность - это та эмоция, которая не уходит так просто, во время изучения священных трактатов. Во время священных трактатов, в принципе, от всего можно избавиться. Но жадность такая нехорошая эмоция, она остается даже во время появления мудрости, когда человек много всего изучил, много чего знает. Поэтому, к сожалению, остается. Так просто знанием от жадности не избавиться. Поэтому для того, чтобы с ней справиться, нужны особые усилия.

00:50:25 Поэтому в Ведах дается это предостережение: даже великие ученые, знатоки великих книг, те, кто способны разрешать величайшие сомнения в умах других, и те страдают от появляющейся время от времени жадности. Это очень интересная эмоция. И избавиться от нее можно только посредством активной деятельности в подчинении. Вот тут интересный очень момент. Активная деятельность именно в подчинении является очищающим фактором от последних негативных эмоций в сердце. Подчинение! В этом секрет. Многие это почувствовали, что одно дело – самому все делать. И непонятно вообще - ты очистился или загрязнился. Хуже или лучше стало? Или тебя попросили, и ты сделал. И этот жар очищения прямо ощущается в каждом движении. Чувствовали, нет? Когда попросили, и ты делаешь. Даже то, что ты просто согласился с тем, что тебя попросили, уже что-то там сгорела, какая-то нечисть сгорела в этом огне аскезы от того, что просто с этим согласился.

00:51:35 Причем, это подчинение это особый некоторый момент, который мы сейчас должны разобрать. Секрет состоит в том, что жадность проявляется во время деятельность в виде желания стать главным. Стать главным поломойщиком, полотерщиком, стать главным над тряпкой! Если уж тряпки, тогда я должен быть главным над тряпками. Ответственным, директором! Как только мы начинаем что-то делать, мы тут же хотим быть главным над другими. Мы тут же говорим: неправильно моешь! Вот только попробуйте что-нибудь мыть, и тут же к вам подойдут и скажут: неправильно моешь! Надо не так мыть, а вот так мыть! Да? Нет? Учили кого-нибудь вот тааак мыть, а не так. Кто-то опытный. Особая появляется эмоция, человек хочет стать кем-то великим, стать руководителем, директором, топ-менеджером. Но в Ведах дается серьезное предупреждение. Говорится: не становись во главе толпы. В случае успеха дела ты получишь столько же, сколько и другие. А если предприятие не удастся, то ты смерть предводителю! Вот буквально так и говорится: то ты смерть директору, если не удастся. Если удастся, все довольны. То же самое он получает, никто его не замечает. А кто это? Это наш коллега. Но если не получилось, все говорят: это наш директор! Это все он! Тут и смерть ему. И на костре потом сожгут на всякий случай.

00:53:26 Нужно быть очень аккуратным. Поэтому наиболее очищающе на сознание действует активность, которая согласована с более разумными, со старшими, с ответственными лицами. В любом случае, вчера о чем мы говорили, даже на сугубо собственный проект следует попросить благословения. Даже если мы это все придумали, мы это все обмозговали, мы нашли на это деньги. Все равно нужно прийти к какому-то очень разумному и попросить его благословения. Пусть это будет его проект. А так как благословение это и есть, когда человек берет на себя эту ответственность. Какая-то уважаемая личность. Чтобы эта деятельность протекала под чьим-то руководством. Поэтому чтобы человек ни делала, он просит на это разрешения. Раньше на зачатие детей просили разрешение. Молодожены приходили к родителям и говорили: пожалуйста, разрешите нам зачать детей. Им говорили: хорошо, давайте! Сами знаете, что делать. А сейчас какой метод на зачатие, знаете, я рассказывал? Метод «ой!» называется. Ой, у нас будет ребенок! Ой! И все родители: ой, у нас будут внуки!

Для чего нужно благословение?

00:54:46 Чтобы что-то действительно получилось, чтобы от этого было благо, чтобы мы от этого действительно очистились, необходимо получить благословение. Чтобы эта деятельность стала чей-то, чтобы она стала зависимой. Чтобы мы стали исполнителями, вот тогда она очищает. Мы должны стать исполнителями, мы должны быть исполнителями. Помните, царь Джайпура строил себе дворец. Построил себе прекрасный дворец. И в этот момент там начались проблемы, война началась. И божество привезли из Вриндавана. И он в этот же момент, как только божество привезли, он тут же все понял и подарил ему свой дворец. Теперь это его дворец! И он стал править от имени этого божества. До сих пор все жители города приходят к этому божеству, многие были в этом храме. Он тут же, не думая, отдал свой дворец. Божество пришло! Он теперь главный в этом дворце. И отдал ему свою главную комнату, главную палату. И теперь там ему, как царю, поклоняются. В этом идея.

00:55:55 Но даже находясь в полном смирении, под руководством уважаемых личностей, совершая очень полезное и доброе дело, человек может запросто оказаться виновником очень тяжелого несчастья. Вот о чем нас также предупреждают, чтобы мы не расслаблялись. И за хорошее дело, и за плохое дело, рано или поздно, приходят последствия. Даже за самое распрекрасное дело можно получить достаточно серьезные проблемы. Почему так происходит? Потому что главное в деятельности - это очищение, а не конкретный практический результат. Поэтому когда в результате успешного, хорошего дела человек начинает им гордиться, то есть очищение уходит, то для того, чтобы не потерять этот позитивный результат очищения, судьба посылает человеку отличные отрезвляющие реакции. Которые возвращают сознание в такое смиренное и трезвое состояние. Но с другой стороны, также я должен сказать – истинный друг этот тот, кто прикладывает все силы, чтобы помочь своему другу выйти из сложной ситуации. Вот это друг, это истинный друг. А не разглагольствует о судьбе, о карме, о неминуемости происходящего.

Истинный друг всегда сострадает!

00:57:17 Больше всего меня пугают некоторые современные тенденции в некоторых советах. Например, кто-то заболел, ему больно, он приходит за помощью. И тут он встречает доброго преданного. И преданный ему говорит: это просто твоя карма! Ты её должен отстрадать, так тебе и надо! Просто терпи! Не пей никаких лекарств специально, отстрадай это все! Нет! Закон милосердия, состоит в том, что мы, конечно, теоретически понимаем, что каждый получает честно всё, что он заработал по заслугам. Но наше сердце не может этого терпеть. Наше сердце не может, оно сопереживает. Поэтому человек разумный испытывает сострадание к страдающему и прикладывает все усилия, чтобы облегчить его боль как можно быстрее. Вот это истинный друг! Вот это настоящий друг!

00:58:23 Поэтому истинно понимающий законы кармы не может радоваться тому, что кто-то получил свои страдания. Что к кому-то пришли эти законы. Он не может этому радоваться. Понимающий карму, страшно переживает по поводу того, что кто-то не хочет следовать законам благочестия, ему нужно страдать. Представьте себе судью, который радостно хохочет во время вынесения приговора. Ха, ха! 20 лет! Страдай, законы тебя догнали, все! Нет. Не так все должно происходить. Понимающий закон всегда мечтает о том, чтобы у людей полностью пропало желание совершать преступление. Поэтому наказывая, он сожалеет, что вынужден применять силу в этом неприятном случае. Он сожалеет об этом. Он пытается как-то помочь, как-то облегчить. Может, ты осознал? Может, есть какие-то облегчающие факторы? Вот это, действительно, друг. Вопросики, пожалуйста.

Ответы на вопросы

00:59:35 [Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Вы можете любые способы обдумывания использовать, лишь это было такое достаточно реальное погружение в ситуацию. То есть вы должны реально погрузиться в эту ситуацию, мы должны её представить. То есть проект сначала должен в тонкой форме появиться. Мы должны его увидеть, в каком стереоскопическом видении со всех сторон, как это все будет. Мы должны увидеть примеры какие-то, мы должны обязательно встретиться с этими специалистами, о которых я говорил, чтобы им рассказать о своем проекте. И чтобы они нам глаза открыли. Вот я вам точно могу сказать - когда мы что-то задумали, мы ничего не понимаем в том, что мы задумали. Но как только мы идем к тем, кто это уже осуществлял, такие вещи открываются! Если человек уже что-то делал, если мы решили построить дом, то у нас столько иллюзий. Но когда мы идем к человеку, который только что крышу положил. И вот он уже сидит бледный и смотрит, как бы это все не развалилось. Он столько вам всего расскажет! И какой цемент, и какой бетон, и какая крыша, и какой гвоздь, и сколько он зря денег истратил. Вот это, знаете, эффект сметы. Знаете, эффект сметы? Что какую бы ты смету ни составлял, когда ты начинаешь строить, она в 2 раза увеличивается. Знаете? Мне папа рассказывал, он был сметчиком. Поэтому он заранее в 2 раза её увеличивал, называется - раздувать смету. И как раз примерно он в нее попадал. В этом принцип.

01:01:23 То есть наш план всегда немножко не додуман. Поэтому если мы идем к этим специалистам, которые только что этим занимались, именно вот только что. У них есть этот опыт, мы так облегчим свою жизнь! Мы уже пойдем прямо к своей цели. А так мы будем ходить какими-то петлями, восьмерками, кругами. Поэтому фактически обдумывание это поход к тем, кто этим занимался. Мы просто им рассказываем свой проект и слушаем, что они говорят. И он уже становится реальным. В нем уже какая-то реальность появляется. Появляется реальность в этом проекте. Поэтому…..

01:02:10 Да, пробуйте разные методы. Если мы говорим с тем, кто только что свой проект закончил, мы очень хорошо прочувствуем эту ситуацию. Вот попробуйте! Он столько эмоций вам выскажет! Вы прочувствуете все до конца. Поэтому и к этому тоже попробуйте такой метод применить. Это нормально.

Как происходит рождение в человеческом теле?

01:02:35 [Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Если у человека есть тенденция к развитию, то ему даются шансы, чтобы идти дальше по пути человеческого рождения. Если есть эта тенденция – совершать добрые дела. Вот это благочестие, то есть естественное желание делать доброе дело, как-то заботиться о своих поступках. Да, он совершает какие-то ужасные вещи, конечно, не понимая. Это называется благочестивый человек. Что-то он не понимает, конечно, и делает какие-то глупости. Но в принципе, его желание быть лучше. И еще у него должно быть одно явление в сознании. Он должен просто принимать, что там что-то есть. Вот этого достаточно, чтобы опять родиться человеком. Вот он просто принимает: там что-то есть. Вот у меня мама так. Она говорит: я не понимаю, кто там у вас, что. Но я понимаю: там кто-то есть! И вот её такая вера , даже меня немножко кожа мурашками покрывается. Там кто-то есть! И мама приходит на кладбище к папе, она ставит свечку, потом благовония зажигает: Харе Кришна! И мне говорит: смотри, я умру! Там кто-то есть, не забывай обо мне! Мама учит меня серьезно. И я понимаю: да, мама, я понимаю, там кто-то есть. Поэтому я тоже: Харе Кришна! Все сделаю, как надо, не бойся. Все будет хорошо.

01:04:22 Этого достаточно. Это уже то первичное благочестие. То есть человек хочет быть лучше, его мучает совесть. И он просто принимает, что там кто-то есть. Вот этого достаточно, чтобы не уйти в какие-то такие тяжелые формы жизни. Но если человек отказывается принципиально от этого, и он переступает черту благочестия, начинает явно делать гадости, онговорит: ничего там нет! И не будет! А будет, найду и убью! Как Ницше: если даже бог и был, то он помер! Помните, эти 2 вывески на этом мосту знаменитом? С одной стороны написано: бог мертв. Подпись – Ницше. А с другой стороны моста этого: Ницше мертв. Подпись: Бог. В этом идея, да.

Как правильно разрешать конфликтные ситуации?

01:05:21 [Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Да, к сожалению, наше время – удивительное время. Например, чтобы понять, что пришла кали юга можно по очень простому явлению - тому, что появились пенсии. Пенсия - это просто ужасное явление. Это значит, что дети не хотят поддерживать своих родителей. Пенсия - это просто культурный нонсенс. Это значит, что воспитание детей, сами дети, сознание вот этих взаимоотношений детей и родителей полностью деградировали. Потому что обязанность детей - это поддерживать своих родителей. Поэтому когда дети начинают требовать от своих родителей чего-то, что значит? Значит, время пришло. Поэтому как должны поступить родители в этом случае, если они понимают, что, к сожалению, отношения уже построены подобным образом. Они должны постараться найти такое решение, чтобы не усугубить негативное настроение своих детей. Ну, надо им для счастья жить отдельно, пусть живут отдельно. Главное - не усугубить! То есть наша задача - не сделать хуже. Поэтому мы не должны провоцировать ухудшение ситуации. Надо посмотреть, не будет ли хуже, если мы будем этому противостоять. Нужно посмотреть, как расстаться. В Махабхарате был этот момент, когда нужно было даже нацию разделить, потому что даже браться не смогли ужиться вместе. С этой ситуации все началось. И мудрецы объясняли, что 2 льва не могут ужиться в одном лесу.

01:07:31 Поэтому наши отношения сейчас немножечко львиные. Мы не можем ужиться вместе. Поэтому раз мы уже ведем себя так, значит, надо, чтобы были разные леса. Поэтому иногда проще, чтобы они жили как-то своей жизнью. И тогда отношения хоть как-то будут поддерживаться, развиваться. Чтобы это не доходило до какого-то криминала. Чтобы это не привело к какой-то войне, к какому-то затяжному суду, к какой-то затяжной ссоре. Иногда нужно понять, что лучше пожертвовать чем-то материальным, чем этими нервами, разрушением традиций, разрушением эмоций. Мне сейчас трудно говорить про эту ситуацию, потому что она достаточно сложная. Надо отдельно. Напишите мне, может, мы это обсудим.

01:08:18 Сам принцип, что когда началась сложная ситуация, нужно всячески постараться не усугубить её, не довести до войны. То есть оттягивать её, сколько это возможно. Так Пандавы оттягивали. То есть много-много лет оттягивали. Они могли сразу, Бхима мог пойти сразу всех убить, какая проблема? Он мог встать и тут же всех убить. Арджуна был великий лучник! Он мог встать и тут же всех убить на месте. Любой из нас несдержанный человек, если бы его жену взяли за волосы и куда-то потащили, он бы тут же взял стул и всех убил. Правильно, нет? Они терпели 15 лет или 13 лет, ждали. Может быть, как-то можно. Страну разделили. Пытались все. До конца уходили от войны. Мудрецы понимали: всё равно не уйдут. Но они пытались. Они даже знали, что не уйдут от войны. Они знали, что война будет. Но всё равно прилагали усилия, чтобы уйти от войны. И потом война пришла. Это было, конечно, интересно завершение. И также мы должны. 10 лет, 15 ждать, смотреть, чтобы не довести до войны.

01:09:27 Нет ничего хуже, чем внутрисемейные войны. Мы уже посмотрели на историю Махабхарата. Уже пример у нас есть. Пересмотрите те, кто не видел, очень важный фильм. Смотрели 96 серий? Нет? Обязательно посмотрите! Я каждый вечер смотрю специально. Махабхарата, великая Индия. Очень интересная история, в результате которой появилась Бхагавад-гита, основное произведение. И все эти хитросплетения, именно культурные хитросплетения и стоит посмотреть. Это такой супер-телесериал, 96 серий. Я каждый вечер смотрю, очень помогает в жизни. Очень хорошее вечернее кино. У нас любят в России смотреть вечером фильмы. Вот хорошее вечернее кино перед сном, очень хорошо помогает. Прямо сейчас я смотрю. Вчера по одной серии смотрел. Очень вдохновляет на хорошие отношения! Очень вдохновляет!

01:10:29 [Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Не всегда корова дает молоко. Те, у кого есть корова, они вам расскажут. Не всегда она дает много молока. Но это не значит, что мы должны из нее сделать котлету. Поэтому не всегда родители дают нам деньги, не всегда они говорят приятные слова. Не всегда они ведут себя благочестиво, как бы нам хотелось. Но это не значит, что мы должны теперь их не поддерживать. Не значит! Поэтому вот эта логика не соответствует нашей культуре. Мы заботимся о том, что нам выделено, как наша доля. Каждому что-то выделено, как наша доля. И нам выделено то, что мы не можем изменить. Родители, страна, работа, зарплата, дети, супруг, характер, что-то еще, тело. Мы должны об этом заботиться как о том, что выделено нам, как наша доля.

Не меняй мир, измени себя

01:11:47 [Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В.О.]:Вы заботьтесь. Потому что каждый сам контролирует свои чувства. Мы не должны оправдывать своё нежелание заботиться о такой великой философской идеей. Очень подозрительно, когда мы великие философские идеи применяем для того, чтобы оправдать своё нежелание заботиться. Мы не можем изменить жизнь другого человека. Мы не можем её так просто поменять. Нас этому учит семья. Мы много бы хотели, чтобы наши родные, близкие изменили. Не так просто это происходит. Наша задача - просто помогать, заботиться об этих людях. А меняться они будут сами. Если мы покажем хороший пример заботы. И они поймут этот пример заботы. Вот это то, что их действительно изменит. Если мы им на основе наших великих философских идей откажемся от этой заботы, мы дадим самый жуткий пример, который только может быть. Во-первых, и они разочаруются в нашей философии раз и навсегда. И все, кто увидят наше поведение, тоже разочаруются. Поэтому заботьтесь хотя бы ради примера, если нет других каких-то причин.

Помните пример с коровой. Хороший пример.

01:13:17 [Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Мы должны быть, конечно, разумны. С одной стороны, мы должны понять, что невозможно ждать благодарности за наши добрые дела. То есть мы не можем ждать благодарности. Благодарность значит, что мы чего-то ожидаем. То есть мы хотим что-то сделать, но в результате, другой человек тоже должен как-то измениться. Это тоже ожидание некоторой благодарности. С одной стороны, мы не должны знать благодарности или того, что что-то изменится, если мы будем правильно действовать. То, что мы будем правильно действовать, не значит, что мир изменится. Мир не обязан. Никто не обязан меняться, если мы начнем действовать правильно. Сразу хочу предупредить. Даже если мы идеально правильно будем действовать, никто не обязан меняться. Более того, они имеют полное право над нами смеяться, нас критиковать. И вообще поплевывать сверху на то, что мы делаем. Абсолютно спокойно! С другой стороны, в Ведах есть некоторый закон благотворительности, который говорит о том, что благотворительность не должна поощрять тунеядство. И этот закон вот в чем состоит. То есть буквально он звучит так: нельзя 2 раза в день жертвовать одному и тому же человеку.

01:14:58 Поэтому если вы увидите, например, как это происходит на Востоке, они дают всем. Там, например, какой-то лавочник сидит. У него целая банка специальная для пожертвований. И целая очередь просящих мимо него проходит, и он дает. Второй раз уже подошел к нему – иди отсюда! Один раз имеешь право дать, да. Вот тут можно также разум применить. Если вы видите явно, что просто кто-то нахлебничает. А просящий тоже должен быть честным в этом плане. Он тоже должен честно просить. Если он просто вас эксплуатирует в этом плане, то тогда вы должны применить свой разум и посмотреть на ситуацию и поступить по своему разуму. Вы должны сами принять решение. Вот эти просто 2 варианта просто помните. И все будет хорошо. Можно найти какой-то баланс в этом решении.

Три этапа формирования действий

01:15:53 [Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Я сейчас поясню сам принцип. Любое действие наше проходит 3 этапа. Сначала мы действуем на основе своих чувств, эмоций. Кому хотим, тому и даем, как говорится. А когда мы получаем знания, мы действуем на основе знания фанатично. То есть все в этих жестких рамках, как сказали, все. Если нет, то я боюсь, у меня рука трясется. Завтра придут проблемы, я умру, моя рука отсохнет, станет черной и отвалится. Но когда мы проходим этап фанатизма, уже мы действуем на основе своих очищенных чувств. Мы просто смотрим на этого человека и честно решаем, не спрашивая о его всех хитросплетениях, мы просто решаем от всего сердца, уже владея знанием, как мне поступить в этом конкретном случае. Поэтому сами смотрите, какой из 3-х этапов вам больше нравится. Мы все их проходим в любом случае. Я рассказал о 3-м сейчас. Это моя реализация. Поэтому кому-то проще на втором этапе быть, кому-то проще на первом находиться. Кто-то уже до третьего дошел. Мы должны сами увидеть то, что нам близко. Мы всё равно не можем действовать на чужом этапе. Мы всё равно будем действовать на своем.

01:18:12 Поэтому пользуйтесь одним из 3-х рекомендаций. Поэтому если человек ничего не знает, он должен давать всем. Это его очистит. Если человек что-то знает, он уже дает по тем правилам, которые он знает. Но если его чувства очищаются, он может сам решать – давать ему или не давать. Поэтому действуйте, как ваше сердце вам подсказывает. Это будут очищенные чувства. Когда ваше сознание вам будет подсказывать, стоит ли в этой ситуации как-то действовать или нет. Действуйте, учитесь. Жизнь - это постоянная учеба в деятельности. И поэтому мы будем что-то делать неправильно. Это будет нас учить. Что-то будем делать правильно. Это будет подтверждать нашу правоту. Поэтому не нужно бояться ошибок. Ошибки - это тоже часть нашего обучения. Поэтому сегодня мы говорили, чтобы получить настоящий результат, нужно рискнуть. Пробуйте, рискуйте, действуйте как-то. Применяйте знания, так ли, по-другому, разные советы. И смотрите, какой ваш стиль деятельности, у вас должен появиться свой стиль деятельности. Поспрашивайте, как другие действуют, и начинайте как-то действовать. Но если мы действуем, рискуем, то к нам приходит опыт. Поэтому не бойтесь рисковать. Ничего страшного не случиться.

01:19:40 [Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Это значит, что мы хотели получить результат, это значит, что наша деятельность была корыстна. Если мы знаем, что мы получим хотя бы что-то, значит, деятельность наша корыстна. Значит, это не было добром, это было бизнесом. А в бизнесе все время все заканчивается не в нашу сторону. Да! Вот вырастили. На протяжении 40 лет его растили. И потом он торжественно ушел, хлопнул дверью. И еще просит у вас денег! Я просто говорю. Сам принцип. Поэтому принцип доброго дела в том, чтобы не только не ожидать ничего, а быть готовым к тому, что все еще и заберут. И еще проклянут. И тогда если к вам хоть что-то придет, вы просто удивитесь: мне! За что? Еще и что-то вернули? То есть дали кому-то тряпку помыть полы, считайте, что эта тряпка больше к вам никогда не вернется. Понимаете?

01:21:09 Делайте вывод, что мы не очень еще добро подошли к своему делу и что-то ожидали еще. Попытались что-то извлечь. Поэтому в следующий раз постарайтесь сразу прочувствовать этот момент и постарайтесь не ждать какой-то отдачи от нашего доброго дела. Пусть это будет честная отдача. Мы готовы все отдать. И пусть все заберут, все отдадим. Если что, сходим и еще отдадим. И еще одну тряпку отдадим. Это потеряли, не бойтесь, еще одну отдадим. То есть мы должны быть к этому готовы. Не забывая о практичности, чтобы наша щедрость на добрые дела еще и как-то с практичностью сочеталась. То есть если ваша – можете отдать. Чужое отдавать не надо уже. Чтобы если муж будет ругаться, уже не надо отдавать.

Как люди приходят в Сознание Кришны?

01:22:06 [Вопрос]: «[неразборчиво] У каждого есть история прихода в Сознание Кришны. Можете свою историю рассказать?»
[Рузов В.О.]: Я коротко расскажу. Я был веселым молодым человеком. Занимался музыкой, путешествовал по всей стране. Первый раз я столкнулся с Ведами в школе, класс 5 или 4, когда все еще от руки переписывалось. Я столкнулся с трактатом по дыханию. Я нашел этот трактат. Его родители от меня прятали, он был на верхней полке в томике Чехова, от руки переписанный трактат. Я приходил после школы, не знаю, что меня натянуло, я садился в позу лотоса, не зная, что это поза лотоса, под елку, я помню, это была зима. Я садился под елку, такой дед мороз, накрывался одеялом, зажигал фонарик, читал этот трактат и пытался дышать. Не смотрел телевизор, что-то такое происходило в моем сознании. Долго пытался заниматься. Тогда не было никакой возможности, ничего. И потом пришла веселая юность во всей её красе. Поэтому на какое-то время я забыл обо всем этом. Мы занялись музыкой, везде выступали, ездили. Жена была моим звукооператором, сидела на пульте. А я выступал! Пел веселые песни. Не слушайте их никогда. Даже не пытайтесь их найти, они очень грустные. И потом что-то началось. И музыканты стали уходить в духовные движения. И несколько моих друзей ушли в духовные движения. И тогда была такая традиция среди музыкантов – если какой-то музыкант стал религиозным человеком, то его торжественно хоронили. Он ушел от нас! Он покинул нас! Мы собирались все вместе и торжественно провожали его в последний путь. Он покинул нас! Этот подающий надежды музыкант, он ушел от нас. И мы его торжественно провожали, поминки справляли. Он ушел, стал кришнаитом, ооо. Стоит на площади, бум-бум, что-то играет.

01:25:11 Те, кто ушли, меня знали, поэтому проявляли ко мне добрые чувства. Я не проявлял к ним ответных чувств. Они приходили ко мне, приносили какой-то прасад, они приносили его изо дня в день, приносили и приносили. Я был страшный спорщик. Они приносили мне книги, я говорил: я не буду покупать ваши книги! Хотите - дарите! Не подарите, брать не буду! И они напрягались, дарили мне эту книгу. Я читал эту книгу, задавал им каверзные вопросы. Они приходили, готовили мне бурфи на последние свои деньги. Все были преданные. Садились. Я им говорил: вы не верите в свои бурфи. И я специально изучал. Я помню, мне давали «Жизнь происходит из жизни». Я специально изучал эту книгу, чтобы разбить их философию. Изучал, изучал. В общем-то у меня даже получалось до какого-то времени.

01:26:12 Но потом мне дали вторую книгу «Учения Шри Чайтаньи». И я помню этот день, я зашел в ванну, закрылся. Где лучше всего повторять Ом? Лучше всего Ом повторять в ванне. Можете проверить. Кто-то пробовал, я понял. Вы повторяете: Омм, и стены начинают дрожать. Так здорово, такая медитация. И когда я начал читать эту книгу, что-то щелкнуло. Я понял: что-то не так. И в моем сознании в этот же момент все поменялось! Вот эта книга что-то поменяла. Я её прочитал за 1 ночь. И на следующий день я сказал – все я буду воспевать Харе Кришна мантру! Я был музыкант. И что такое- воспевать, я понял. Я взял 108 спичек и сыграв одну мантру на гитаре на свой мотив, я одну спичку перекладывал, играл вторую. Жена уходила на работу каждое утро, медсестрой она работала. Я целый день пел эти 16 кругов, перекладывал спички. Очень упорно, был такой упорный, перекладывал, пел, перекладывал.

01:27:46 Жена ко мне приходила и говорила: «ты не на тот мотив поешь! Я была во Владивостоке на харинаме, я один раз видела. Ты не на тот мотив поешь. Я говорил: мне все равно! Я пел. И до тех пор, пока не пришли преданные. И они пришли уходить из сознания Кришны. Они пришли и сказали: все, ты нас убедил. Доставай водку, колбасу, мы пришли отпраздновать уход из сознания Кришны. Я сказал: погодите уходить! Объясните мне, что это такое. Они не поняли. Ты же был такой вот. Мы пришли к тебе уходить из сознания Кришны. Я говорю: вы пришли уходить, я пришел приходить, все. И они остались из-за меня. Они настолько удивились! И когда я им показал, как я повторяю Харе Кришна мантру, у них волосы встали дыбом. Сколько ты повторяешь кругов? Я говорю: с 8 утра до 6 вечера. Ну-ка покажи! Я им говорю: как в книге написано – воспевать. И я воспеваю, спички перекладываю. У меня были волосы до пояса, я была бородатый до пояса. И они меня пригласили в храм. Я пошел искать храм. Мы ищем храм. Я искал купола, я его искал целый день, пока, наконец, не почувствовал подозрительный запах. Вы поняли? Я не знал, что такое благовония. Я почувствовал запах какого-то мрачного домика, уходящего под землю, такого кривого. Я увидел, там стояла какая-то подозрительная женщина. Не в себе. Что-то у нее было с рукой.

01:29:46 Я подошел и спросил: где тут храм? Мне сказали: вот он! И такая дверь вниз уходит. Я зашел туда, там пели [неразборчиво]. Это мне понравилось. Я зашел, меня увидели мои друзья. И они ужаснулись: я пришел. И сказали мне: тебе надо поесть! Первое, что надо сделать, это поесть. Передо мной вынесли, я не поверил. Если кто-то помнит, такой поднос. И на нем горой! Вот так все ровно утрамбовано все виды пищи такой горой. Я не поверил! То есть это на 10 человек или на сколько? Это тебе! И всех посадили в ряд. И очнулся я, когда все уже лежали в кружок. Знаете, как это? Головой к чужим ногам. Когда все так лежали в кружок, где-то в час ночи я пришел в себя. Меня кое-как довезли до остановки. И в этот момент я спросил: а что должны делать люди, чтобы быть Харе Кришна? Мне ответили: сейчас идет особое время! В это время нужно продавать духовные книги, и ты получишь величайшую милость.Это был марафон Прабхупады, зима.

01:31:14 Я сказал: а можно вместо книг что-то продавать? Мне сказали: тебе не дадут. Я был страшный, волосатый. Тебе не дадут! Книг мало тогда было. [неразборчиво], больше ничего не было. И книги все были на вес золота, больше ничего не было. Была одна фотография маленькая и одна кассета с записью «Путешествие по Амазонке», кто помнит. Ничего больше не было. Поэтому я только это слушал, только эту фотографию видел, только это читал. Мне сказали: шансов нет! Я сказал: ну, может, есть какая-то волшебная мантра? Мне сказали: волшебная мантра есть. Сейчас проведем эксперимент. Мы её сейчас напишем тебе на бумажке, ты зайдешь её прочитаешь, и если тебе скажут: джай, проси книги! Мне написали что-то на бумажке. Я зашел такой, представьте такого человека - волосатый, бородатый. И прочитал: марафон Шрилы Прабхупады, ки... И все на меня посмотрели и сказали: джай! Я говорю: книги дайте! Мне дали книги. И на следующий день я, бородатый, ничего не понимающий, не читающий ни строчки, пошел сразу по квартирам. Я заходил в квартиру, и у меня была такая мантра: я эти книги не читал, я не знаю, что в них, но мне сказали они хорошие. Покупайте! И их все брали! Все брали, брали, брали книги. Так прошел марафон Шрилы Прабхупады. Потом мне дали служение - воду носить. Каждый день 2 бочки воды из колонки я наполнял, наполнял. И все.

01:32:49 И потом мне сказали: все, пора тебе съездить на духовного учителя. И дали мне деньги. Я был без денег. Дали мне деньги на билет. Я поехал сам в Петербург. Тогда еще не было божеств в храме. Я зашел и в этот момент увидел, что на меня смотрят. Я увидел, что с алтаря на меня смотрят. Я увидел первый раз божества. Я подошел к человеку, спросил: что надо делать в этом храме? Самое главное в храме – это мыть полы. Я сказал: можно помыть полы? Мне сказали: ты что! На 5 дней очередь расписана. Я настолько это оценил! И я 5 дней ждал, когда мне дадут помыть полы. И помыл. Я с этим вернулся домой: мне дали помыть полы в храме! Там, где божествоа стоят. Дали помыть полы! Так я могу долго, конечно, рассказывать. Примерно так все произошло. Спасибо!

транскрибирование: Елена Сай | Калуга | Россия | 29 марта 2012