Глава 18 стихи 78

Аюрведа радио - 20 February 2009
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:52:53 | качество: mp3 32kB/s 12 Mb | прослушано: 119 | скачано: 191 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 [Заставка радио] Аюрведа-радио.
[Ведущая] Добрый день, дорогие радиослушатели. Итак, давайте начнем наш прямой эфир. Сегодня у нас заключительный, к сожалению, заключительный обзор Бхагавад-гиты, а также йоги, о которых она рассказывает. Итак, Владимир Георгиевич Критский «Обзор различных систем йоги по Бхагавад-гите, а также «Ответы на вопросы по ведической культуре и философии». Вопросы обязательно у вас должны появиться, так как сегодня мы рассматриваем последний текст из этого удивительного священного писания. Я думаю, что у вас вопросы должны появиться. В Крайнем случае, если не появятся, то, в любом случае, если они появятся у вас завтра, пишите, пожалуйста, в любом случае. Ну, а жду вопросы, конечно, вы уже знаете, в чат, по скайпу, он у меня всегда активен, а также на наш почтовый адрес auyrvedaradio@mail.ru во время передачи, а также во время музыкальной паузы, которая будет после обзора, и между обзором и вопросами. Ой, наговорила, как всегда, очень много. Не знаю, такое настроение хорошее, очень даже болтливое. Не зря же говорил Руслан Нарушевич: «20 тысяч слов нужно выговорить женщине», вот и выговариваю всё это вам. Ну, что, давайте начнем.

00:01:18 Владимир Георгиевич, здравствуйте.
[Критский В.Г.] Здравствуйте, Наталья. Итак, дорогие друзья, сегодня у нас последняя, заключительная передача цикла «Обзор систем йоги по Бхгавад-гите». В прошлый раз мы прочитали последний стих 18 главы, которая называется «Совершенство отречения». И сегодня мы ещё раз прочитаем этот завершающий, 78 стих и вместе с комментарием Бактивиданте-свами Прабхупады. И потом сделаем небольшой обзор Бхагавад-гиты, и рассмотрим также место Бхагавад-гиты в мировой культурной традиции.

00:02:01 Итак, стих 78, последний, завершающий стих 18 главы и всей Бхагавад-гиты: «Санджая сказал: «И где бы не находился, Кришна – повелитель всех йогов-мистиков, и где бы не находился Арджуна – величайший воин, там всегда будет богатство, победа, необычайная сила и высокая мораль. Таково моё мнение». Комментарий Бактивиданте-свами Прабхупады: «Бхагавад-гита начинается с вопроса Грикараштры, который надеялся, что в предстоящей битве победу одержат его сыновья, на стороне которых сражались такие великие воины, как [Пишма, Дрона и Карма]. И рассказав царю о том, что происходило на поле битвы Курукшетра, [Санджае] заключил: «Ты, может, мечтаешь о победе, но я уверен, что удача и победа будет там, где находится Кришна и Арджуна». По сути, он прямо сказал, что у [Дритараштры] нет оснований надеяться на победу его сыновей. Победа будет на стороне Арджуны, ибо рядом с ним находится Кришна. Согласившись стать колесничим Арджуны, Кришна показал ещё одно своё достояние. Кришна в полной мере владеет всеми достоинствами, одним из которых является самоотречение. Он дал много примеров подобного самоотречения, поскольку в полной мере владеет этим даром.

00:03:33 В битве на поле Курукшетра Кришна и Арджуна выступали на стороне [Неразборчиво]. Поэтому его победа была предопределена. Исход сражения должен был решить, кто станет править миром. И Санджае предсказал, что власть перейдет к [неразборчиво]. Одержав победу, [неразборчиво] достигнет ещё большего процветания, так как он был не только праведным и благочестивым царем, но и человеком высоких нравственных принципов. Про него, например, говорили, что он ни разу в жизни не солгал. Не слишком разумные люди воспринимают Бхагавад-гиту просто, как диалог двух друзей на поле битвы. Но такая книга не может быть священным писанием. Некоторых возмущает то, что Кришна заставил Арджуну вступить в сражение, что само по себе кажется безнравственным. Но здесь ясно говорится: «Бхагавад-гита – это высший кодекс нравственности и морали». Главная из всех заповедей провозглашена в 34 стихе 9 главы, которая гласит, что мы должны стать преданными Господа Кришны, в этом смысл и суть любой религии.

00:04:46 Наставления, сложенные в Бхагавад-гите, составляют свод высших религиозных и моральных принципов. Все остальные методы духовного самосознания могут помочь нам очистить своё сознание и подняться до уровня преданного служения. Но заключительные наставления Бхагавад-гиты являются последним словом всей морали и всей религии. Из Бхагавад-гиты мы узнаем, что осознать свою истинную сущность можно либо в процессе философских изысканий, или с помощью метода мистической йоги. Но высшей ступени совершенства достигает лишь тот, кто безраздельно предается Господу Кришне. Таково заключение 18 главы и в этом суть всей Бхагавад-гиты. Путь исполнения предписанных обязанностей – карма-йога, которая регулирует жизнь определённого класса или духовного уклада является, безусловно, сокровенным путем познания. Еще более сокровенным является метод медитативной йоги и философский путь познания истины – гьяна-йога. Однако самой сокровенной частью знания является наставление о том, как предаться Верховной личности Бога, полностью развив в себе сознание Бога, Cознание Кришны. Это называется бакти-йога, и в этом смысл 18 главы».

00:06:16 И я замечу, что в этом комментарии Бактивиданте-свами нам напоминает структуру лестницы йоги. Это, начиная с первого этапа, карма-йога, затем идет гьяна-йога, или гьяна йога, затем аштанга-йога, и, наконец, бакти – преданное служение. И продолжим читать комментарий: «Бхагавад-гита провозглашает, что высшей истиной является Верховная личность Бога – Кришна. Абсолютную истину постигают в трех аспектах: как безличного брамана, как локализованную параматму – сверхдушу в сердце, и. наконец, как Верховную личность Бога – Кришну. Полностью постичь абсолютную истину, значит, постичь Всевышнего Господа – Кришну. Тот, кто постиг Кришну, овладевает всеми остальными разделами трансцендентного знания. Живые существа, возникающие из его энергии, делятся на 2 класса - вечно-обусловленные и вечно-освобожденные. Таким существам нет числа, и все они являются отделенными частицами Господа Кришны. Функции творения осуществляет вечное время. И материальный мир периодически создается и разрушается внешней энергией Господа. Он то проявляется, то вновь переходит в непроявленное состояние.

00:07:40 В Бхагавад-гите обсуждалось 5 основных тем: Верховная личность Бога, материальная природа, живые существа, вечное время и различные виды деятельности, карма. Основой всего сущего является Верховная личность Бога – Кришна. Тот, кто постиг Всевышнего Господа – Кришну, постигает все аспекты абсолютной истины и безличный браман, и локализованную параматму, и любой другой трансцендентный аспект абсолюта. Хотя на первый взгляд, Верховная личность Бога – живое существо, материальная природа и время кажутся отличными друг от друга. Но, с духовной точки зрения, все сущее имеет ту же природу, что и Всевышний Господь. Однако сам Господь всегда отличен от всего остального. Эту философию непостижимого единства и различия проповедовал Господь Чайтанья, и она является высшей ступенью в познании абсолютной истины». Я кратко добавлю, что это философия, которую провозгласил Господь Чайтанья Махапрабу, называется [неразборчиво] или «Непостижимое единство и отличие. То есть единство абсолютной истины, изначального источника Верховной личности Бога и его энергии, и в то же время их отличие. Единство, имеется в виду, качественным, что и то, и другое имеет природу абсолюта или духовную энергию. И количественное отличие в том, что абсолют, Верховная личность Бога имеет безграничные потенции могущества. Мы, как его маленькие составные частички, имеем очень ограниченные качества, ограниченные потенции, и поэтому, естественно, находимся в зависимом от него положении. Вот в этом суть философии [неразборчиво], которую проповедовал господь Чайтанья.

00:09:46 И продолжим дальше читать этот, немножко длинный комментарий: «Изначально, живое существо – это чистый дух. Оно является мельчайшей частицей высшего духа. Поэтому Господа Кришну сравнивают с Солнцем, а живые существа с солнечным светом. Будучи пограничной энергией Господа Кришны, живые существа имеют тенденцию находиться под влиянием, либо материальной, либо духовной энергии. Иными словами, живое существо занимает промежуточное положение между двумя энергиями Господа. И, по сути, относясь к его высшей энергии, обладает определённой долей независимости. Правильно используя предоставленную независимость, живое существо действует под непосредственным руководством Господа Кришны и, таким образом, оно возвращается в своё нормальное состояние и становится высшей энергией наслаждения Всевышнего Господа. И на этом заканчивается комментарий Бактивиданте к 18-й, заключительной главе Бхагавад-гиты, под названием «Совершенство отречения».

00:10:54 Итак, дорогие друзья, мы с вами прочитали последние, заключительные стихи Бхагавад-гиты с комментариями Бактивиданте-свами Прабхупады. И теперь мы подведем некоторые итоги. Бхагавад-гита – это одна из самых популярных и широко известных произведений духовной литературы. Бхагавад-гиту также называют «Гита панишад», поскольку она является квинтесенцией всех Упанишад и, по сути, всего ведического знания. Существует много переводов и комментариев к Бхагавад-гите на английском языке, но ни один их из них не произвел такого ошеломляющего воздействия на умы людей, как данный перевод духовного учителя Бактивиданте-свами Прабхупады, который мы с вами читали.

00:11:40 Для того, чтобы представление о важности Бхагавад-гиты не выглядело односторонним, я приведу мнение крупнейшего советского ученого-индолога, переводчика Бхагавад-гиты и Махабхараты на русский язык, академика Бориса Леонидовича Смирнова. Вот, что он пишет в предисловии к своему переводу: «Бхагавад-гита одна из наиболее почитаемых книг индийского народа. Стало ходячей фразой, что знающий Гиту, знает сущность всех вед и Упанишад». Эту мысль впервые почти полторы тысячи лет назад высказал один из величайших индийских философов [Шанкара Чарья], который первый написал комментарий к этой изумительной книге. Формально Гита относится не к [Шруте], то есть не к священному канону индуизма, подобно Ведам и Упанишадам, а к смрите, то есть к священному преданию. Однако Гиту, как правило, называют Упанишадой, хотя формально она не относится ни к одной из Вед, а входит в состав огромного эпоса Махабхараты или великого сказания об роде [бхаратов], грандиозного памятника исторического, художественного, философского, и религиозного творчества народов Индии. Для кшатриев, то есть класса правителей, воинов, Махабхарата, по сути, заменяла Веды и Упанишады. Европа познакомилась с Бхагавад-гитой в 1785 году, когда вышел первый перевод этого памятника на английский язык, сделанный Чарльзом Уилкинсом. Это было событием не только для специалистов-индологов, но и для всех мыслящих людей Европы. Такие люди, как Гегель, Гете и Лев Николаевич Толстой, восхищались красотой и глубиной новых для них идей, совершенно своеобразным миросозерцанием, выраженным в изумительной по художественной силе формы Бхагавад-гиты.

00:13:43 «Литература в Гите громадна. Не только индийская, но далеко не вся европейская литература в настоящее время нам доступна. В Индии существует ряд традиционных комментариев Гиты, из которых самые важные – это [неразборчиво], основных представителей традиционной философии [неразборчиво]. Существует три русских перевода Гиты. Первый перевод с английского, сделанный Петровым, и он был издан в 1788 году, о котором мы упоминали. Затем перевод Казначеевой в 1909 году, сделанный с неизвестно какого языка. Но в нём трудно узнать изначальную Гиту, даже тому, кто хорошо знает этот памятник. И третий – перевод Каменской, сделанный в первой декаде текущего столетия, очевидно, 20 столетия с английского и санскритского языка. По признанию самих переводчиков, по существу, это был перевод перевода [Ани Дезент], который, по мнению специалистов, далеко не безошибочен. Вот и всё, что можно назвать из литературы по Бхагавад-гите на русском языке. Таким образом, русский читатель, в сущности, не знает Бхагавад-гиты». Это был отрывок из предисловия Бориса Леонидовича Смирнова к его переводу Бхагавад-гиты.

00:15:09 Как мы писали, впервые Бхагавад-гита была переведена с санскрита на английский духовным учителем, представителем авторитетной школы ведической традиции Бактивиданте-свами Прабхупада. И вот, что пишет об этом сам автор перевода – Бактивиданте-свами в своем предисловии к Бхагавад-гите: «О духе Бхагавад-гиты говорит сама Бхагавад-гита. её следует принимать и воспринимать такой, как она есть, следуя указаниям того, кто её поведал. Рассказчиком Бхагавад-гиты является Господь Кришна, и на каждой страницы Бхагавад-гиты его называют Верховной личностью Бога, {багаваном]. То, что Господь Кришна – это Верховная личность Бога, подтверждают все великие ачарьи, духовные учителя прошлого. Например, [неразборчиво], Шри-чайтанья Махапрабу, и многие другие авторитеты в области ведического знания. К тому же сам господь провозглашает себя Верховной личностью Бога на страницах Бхагавад-гиты. Таковым его признают также Брахма-самхита, все Пураны, в особенности Бхагавата-пурана или Шримат-бхагаваттам, которую называют самой совершенной Пураной. В 4 главе Бхагавад-гиты Господь сообщает Арджуне о том, как передавалась эта система йоги, изложенная в Бхагавад-гите по цепи ученической преемственности от одного рассказчика к другому. И постепенно эта система йоги пришла на землю. Однако с течением времени она оказалась утраченной, поэтому Господу пришлось рассказать её вновь на этот раз Арджуне на поле битвы Курукшетра. Господь говорит Арджуне, что он открывает эту высшую тайну именно ему, поскольку Арджуна был его преданным и его другом. Отсюда следует, что Бхагавад-гита – это произведение, которое в первую очередь предназначено для преданных Господа.

00:17:08 Есть три класса трансценденталистов: гьяни, йоги и бакты, то есть преданные. Также есть имперсоналисты и йоги-мистики. Мы видим, что Бхагавад-гита была поведана Арджуне в первую очередь потому, что Арджуна являлся преданным Господа, непосредственным учеником самого Кришны и его близким другом. Поэтому лучше всего понять Бхагавад-гиту сможет человек, обладающий теми же качествами, которыми обладал Арджуна. Это значит, что он должен быть преданным Господа и общаться с ним непосредственно. Когда человек становится предан ему, он сразу вступает в непосредственные взаимоотношения с Господом. Хотя это сложный вопрос, но вкратце его можно изложить таким образом. Подобно тому, как все мы являемся личностями, так и Всевышний Господь – Кришна, высшее проявление абсолютной истины – это также личность. Поэтому с ним возможны и личностные отношения, и каждый преданный находится с Верховной личностью в одном из пяти типов трансцендентных взаимоотношений. Первое, это преданный может находиться в нейтральных отношениях с Господом, второе он может быть слугой Господа, третье – может быть его другом, как Арджуна, четвертое – он может быть родителем, отцом или матерью Господа, и, наконец, пятое – он может находиться с Господом в любовных супружеских отношениях.

00:18:37 Арджуну связывали с Господом отношения трансцендентной дружбы. Хотя каждое живое существо находится в определённом типа взаимоотношений с Богом, но обнаружить их может только тот, кто достиг совершенства в преданном служении Господа. Однако в своем нынешнем состоянии мы забыли не только о Верховном Господе, но и о своих вечных взаимоотношениях с ним. Занимаясь преданным служением, живое существо может подняться на уровень совершенства и вернуться в своё изначальное положение. Необходимо сказать о том, как Арджуна принял Бхагавад-гиту, об этом говорится в 10-й главе. Арджуна сказал Кришне: «Ты – Верховная личность Бога, высшая обитель, ты – чистейший, ты – абсолютная истина, ты – высшая трансцендентная, изначальная личность, не рожденный и величайший. Все великие мудрецы, такие, как Нарада, [Асита, Девала и Вьяса] подтверждают эту истину, и теперь ты сам говоришь мне об этом. О, Кришна, я безоговорочно принимаю все то, что услышал от тебя и считаю твои слова истиной. Не полубоги, не демоны не в состоянии постичь тебя, о, Господь». Это были стихи из 10-й главы Бхагавад-гиты, с 13 по 14.

00:20:01 Кто-то может подумать, поскольку Кришна был другом Арджуны, поэтому Арджуна говорил ему всё это из лести. Но чтобы развеять подобные сомнения, которые могут закрасться в ум читателя, Арджуна в следующем стихе приводит основание для этих прославлений и говорит, что не только он сам, но и такие авторитеты, как Народа-муни, [неразборчиво] и Вьяса Дева, признают Кришну Верховной личностью Бога. Все они – великие личности и мудрецы, которые распространяли ведическое знание в мире. Поэтому Арджуна говорит Кришне: «То, что бы ты не сказал, всё это я считаю полным и совершенным. Все твои слова я принимаю, как истину». Поэтому изучать Бхагавад-гиту следует в духе преданности и смирения. Человек не должен считать себя равным Кришне или думать, будто Кришна – это обычная личность. Господь Кришна – это Верховная личность Бога, как это утверждает Бхагавад-гита и говорит Арджуна. Если мы изучаем Бхагавад-гиту, то мы должны хотя бы теоретически признать Шри Кришну Верховной личностью Бога. И в таком смиренном состоянии ума мы сможем постичь Бхагвад-гиту. Но если тому, кто читает Бхагвад-гиту, неведом дух смирения, ему будет очень трудно понять её, ибо в ней заключена великая тайна.

00:21:30 Что же такое Бхагавад-гита? Это послание Верховной личности Бога, цель которой – спасти человечество из плена неведения и вызволить его из тюрьмы материального существования. Каждый из нас постоянно сталкивается с многочисленными трудностями. Арджуна, которому предстояло участвовать в битве при Курукшетре, также оказался в трудном положении. Но Арджуна предался Господу Кришне, и в результате была поведана Бхагавад-гита. Не только Арджуна, но и каждый из нас беспрестанно испытывает тревоги и беспокойство. Само наше бытие в материальном мире протекает в атмосфере небытия. Обратите внимание на это блестящее метафорическое выражение Бактивиданте-свами: «Наше бытие протекает в атмосфере небытия». И далее он это разъясняет: «В действительности, мы не должны бояться небытия, поскольку наше истинное духовное бытие вечно, но так или иначе, мы оказались в ловушке временной материальной реальности, [неразборчиво], значит то, чего не существует».

00:22:46 Из миллионов, миллиардов людей, страдающих в материальном мире, лишь немногие по-настоящему задаются вопросом о том, каково их положение на самом деле, кто они такие, почему они оказались здесь, почему страдают. До тех пор, пока человек не пробудился ото сна, не задумался над причинами своих страданий, пока он не понял, что уже больше не хочет страдать, его нельзя считать человеком в полном смысле слова. Человек становится достойным человеком только тогда, когда у него начинают возникать подобные вопросы. В Веданта Сутре говорится о [неразборчиво]: «Теперь в человеческой форме пора спросить: Что есть истина?». Любая деятельность, которой занимается человек, считается бесполезной, если не задается вопросом о природе абсолютной истины. Таким образом, понять Бхагавад-гиту может только тот, кто начал задумываться над причиной своих страданий, и над тем, откуда он пришел, и куда он отправится после смерти. Искренний и серьезный ученик должен, кроме того, с великим почтением относиться к Верховной личности Бога. Именно таким учеником был Арджуна». Это был отрывок из предисловия Бактивиданте-свами Прабхупады к Бхагавад-гите.

00:24:10 Я ещё добавлю несколько слов. Господь Кришна нисходит на землю для того, чтобы напомнить людям об истинной цели их жизни. Но даже тогда, из многих миллионов пробудившихся людей, только один может по-настоящему осознать своё истинное положение. И для таких людей Господь Кришна рассказывает Бхагавад-гиту. По сути, все мы находимся в плену неведения, но Господь из своей милости к живым существам, особенно к людям, рассказывает Бхагавад-гиту своему другу Арджуне, и, по сути, всему миру. Господь нисходит в этот бренный мир, чтоб [неразборчиво]. Его игры с мальчиками-пастушками, его отношения с пастушками и другими обитателями [неразборчиво]. И игры [неразборчиво] в книге Бактивиданте-свами «Источник личного наслаждения», или в новом издании она называется «Кришна – Верховная личность Бога». И вся эта философия излагается в Бхагавад-гите, как она есть и в комментариях к ней Бактивиданте-свами Прабхупада. Эту сокровенную тайну о миссии Господа Кришны раскрыл нам Шри-Чайтанья Махапрабу, которого считают последним воплощением Господа Кришны в данную эпоху Кали. Последнее – самая близкая к нам, в этом смысле, поскольку он жил всего 500 лет назад.

00:25:49 И его явление было предсказано во многих сокровенных произведениях ведической литературы, Упанишадах, Шримат-бхагаваттам и Махабхарате. Если о Господе Кришне известно практически всем последователям ведической традиции, то явление Господа Чайтаньи Махапрабу является более сокровенным, смысл его известен лишь последователям духовной традиции [неразборчиво], представителем которой был Бактивиданте-свами Прабхупада, духовный учитель и основатель Института Бактивиданте Международного общества Cознания Кришны. Он раскрыл миру это сокровенное знание о Господе Кришне, изложенное в Бхагавад-гите и разъясненные 500 лет назад Шри-Чайтаньи Махапрабу. Это знание он изложил в своих комментариях к Бхагавад-гите, которые мы читали в нашем цикле в передаче «Обзор систем йоги по Бхагавад-гите». Таким образом, знание, рассмотренные нами в нашем цикле, не является личной интерпретацией Бактивиданте-свами Прабхупады, но передается по цепи ученической преемственности духовных учителей, идущей от господа Чайтаньи Махапрабу, последнее воплощение Господа Кришны в нашу эпоху.

00:27:06 И на этом, дорогие друзья, позвольте завершить наш обзор Бхагавад-гиты. Всему в этом мире приходит конец, также и мы подошли к концу нашего цикла. Теперь я предлагаю вам писать, присылать свои вопросы на наш сайт. На этот раз, вот, уже в самый последний раз в данном цикле. Спасибо за внимание.

00:27:28 [Ведущая] И сейчас у нас есть вопросы, которые радиослушателя меня, ну, можно сказать, почти засыпали. Я, конечно, не наблюдаю большой-большой кучи вопросов, но они, все-таки, есть. И это тоже очень-очень радует. Владимир Георгиевич, я зачитаю письмо, которое пришло к нам от слушательницы. Ее зовут Марина. И она прислала к нам в письме своем три вопроса. Я зачитаю их по одному. Итак, я начинаю. Хорошо?
[Критский В.Г.] Хорошо.

00:27:57 [Ведущая] «Большое спасибо за очень хорошие передачи. Всегда их слушаю, не пропускаю. Жаль, что кончаются. Будет ли еще?» - спрашивает слушательница.
[Критский В.Г.] Мы говорили с Олегом Геннадьевичем Торсуновым по поводу следующего цикла, и он, в принципе, одобрил идею сделать ещё один цикл по Шримат-бхагаваттам или Багавата Пуране, которая является другим, очень известным произведением ведической традиции. И её называют зрелым плодом ведического знания. Она гораздо более обширная и подробная, чем Бхагавад-гита. И я надеюсь, что пытаться подготовить и тут не так просто, потому что читать, вероятно, придется как-то выборочно. Но это произведение, ну, в каком-то смысле даже ещё более уникальное и сокровенное, чем Бхагавад-гита. И если будет пожелание наших радиослушателей, то Кришна даст нам, так сказать, энергию, даст разум, чтобы сделать вот этот следующий цикл, я надеюсь.

00:29:12 [Ведущая] Это удивительно и замечательно, и мы все с нетерпением ждем. Но, а сейчас ещё один вопрос от слушательницы. «Как понять свою природу женщине 58 лет, если она в гуннах срасти, невежества и немного в благости? Мне нравится и мантру повторять, и домашние дела, чтобы чисто было, и готовить прасад, было бы время, и слушать лекции святых, и творчество, проповеди, и читать, делая выписки из Шримат-бхагаваттам. делаю всё, что советует Шрила Прабхупада, но я все не успеваю. Как понять, что же главное?».

00:29:55 [Критский В.Г.] Спасибо за Ваш вопрос. Вопрос, действительно, очень важный и актуальный, и это не всегда легко сделать. То есть для того, чтоб понять, что главное, и что, в первую очередь, мы должны делать, с одной стороны, есть способ обращения к духовным авторитетам. То есть, если у вас есть общение с какими-то преданными, более опытными, то самое простое – это обратиться или к духовному учителю, или, по крайней мере, к более опытному преданному, который поможет вам наладить свою духовную жизнь. Если такой возможности нет, каким образом это понять самому?

00:30:36 Есть выражение, что практика – критерий истины. То есть мы должны судить по результатам. Если Вы, так сказать, ну, бодрая, веселая, если вы с удовольствием исполняете свои обязанности, и это доставляет вам удовольствие, то это хорошо, это признак гунны благости. Если у вас все время какие-то проблемы, недовольство, вы раздражаетесь, то это признак, что что-то вы делаете не то. Может быть, вы слишком, как бы, ну, фанатично следуете предписаниям, или, наоборот, вы не следуете каким-то предписаниям, скажем, не соблюдаете регулирующих принципов, которые, вот, наверняка вы знаете, отказ, там, от интоксикаций, курения, алкоголя, наркотиков, мясоедения, и от незаконного секса. Вот это основные 4 регулирующих принципа, которые соблюдают преданные Господа Кришны. По сути, это принципы цивилизованной жизни. То есть вот такие два критерия. Первый критерий – это обращение к авторитету, который может вам помочь, который знает вас, так сказать, к духовному наставнику. И второй – это очень внимательно, очень, как бы, вдумчиво анализировать свою жизнь, и молиться Господу, чтоб господь подсказал, чтоб он дал вам разум. Потому что, уверяю Вас, это не только ваша проблема, это проблема для большинства людей, которые встали на духовный путь. Вот так я могу ответить.

00:32:18 [Ведущая] А я зачитаю следующий вопрос, присланный Мариной: «Когда я выполняю свои обязанности из чувства долга, а не из внутреннего желания, иногда мне трудно что-то заставить себя делать. Как заставить себя делать то, чего не хочется? И делать это с радостью, желанием и любовью».
[Критский В.Г.] Угу. Спасибо за Ваш вопрос. Первый этап духовной жизни называется [сатхана-бакти]. Это этап, когда у нас ещё нет такой, спонтанной, естественной привязанности к преданному служению, и мы действуем на основании разума, на основании того знания, которое мы получаем из священных писаний и от духовных авторитетов. И, естественно, что на этом этапе приходится, ну, как-то совершать какие-то усилия. Подобно тому, как ребенок учится ходить или, там, он учит таблицу умножения, ему приходится учить часами, чтобы выучить простые вещи. Потом, когда он уже этому научится, и для него не станет проблемой не только таблица умножения, но, там, может быть, алгебра, геометрия, тригонометрия, он будет легко решать задачи, когда он овладеет этой наукой. Точно также и здесь. До той поры, пока ещё мы не очень хорошо научились, нам приходится, ну, как бы, немножечко себя заставлять.

00:33:41 Но, в любом случае, результат должен быть. Вот, подобно тому, как я отвечал на предыдущий вопрос. Одним из критериев, как бы, успешности духовной жизни – вы должны чувствовать удовлетворение. Это удовлетворение не чисто материальное, это не то, что, вот, как бы, это не то удовлетворение, которое мы получаем, там, [неразборчиво]. Это внутреннее духовное удовлетворение, которое дает Господь Кришна, находящийся в сердце. Вот, оно должно быть. То есть вы должны чувствовать, что вы, вот, как бы, получили желаемое, что вы счастливы, причём это счастье, как бы, не материальное, а духовное счастье, что вы стоите на правильном пути. Вы идете обратно домой, обратно к Богу, и вы этим счастливы. У вас может не быть, там, много, там, денег, богатства и какого-то положения в обществе, человек преданный может очень скромное положение занимать. Но духовно он чувствует вот это удовлетворение, которого нет даже у самых сильных мира сего. У самых богатых и влиятельных людей, зачастую, нет внутри счастья и покоя, и поэтому у них множество проблем, хотя они с материальной точки зрения имею все, чего только можно пожелать.

00:35:05 Вот, это я могу Вам сказать, Марина. И я думаю, Вы очень разумный человек, Вы задаете очень разумные вопросы, что иногда приходится применять свой разум, силу воли для того, чтоб делать то, что, вообщем-то, как бы, не очень хочется. Вот, я в заключении ещё приведу пример, что вы должны наладить свою сатхану, то есть вовремя ложиться и вовремя вставать. Кто рано встает, тому Бог дает. И вот с этого, может быть, даже стоит начать. Об этом очень часто говорит Олег Геннадьевич в своих лекциях. Вы должны наладить свою, вот, как бы, распорядок дня. Ложиться не позже 10 часов вечера, и тогда Вам легко будет рано встать. И утренние часы, предрассветные – это самое лучшее время для духовной практики. Вы рано встаете, там, чистите зубы, там, какие-то можно дела сделать по дому, подмести пол, там, протереть, потом принять омовение, душ, и затем приступить к духовной практике. Вот так кратко и должна выглядеть сатхана. И постарайтесь её наладить.

00:36:14 [Ведущая] Я зачит…
[Критский В.Г.] Так я могу ответить.
[Ведущая] Угу. Я зачитаю следующий вопрос, вопрос №3: «Бхагавад-гита глава 18 текст 10: «Мудрый и отрешенный человек, находящийся в гунне благости, действует, не ведая сомнений, без неприязни к неблагоприятной и привязанности к благоприятной деятельности». Как лучше выполнять этот текст на практике? Поделитесь, пожалуйста, опытом. Огромное спасибо Вам».
[Критский В.Г.] Угу. Вам тоже спасибо, Марина. Этот вопрос немножечко более тонкий, философский, но Кришна об этом говорит в Бхагавад-гите неоднократно, что, как бы, добро и зло, там, тепло и холод, счастье и несчастье. То есть совершенный йог, он без привязанности относится вот к этим вещам, которые являются атрибутами материального мира, материальной жизни. Это не духовный уровень, это всего лишь, вот, уровень, как вы правильно пишите, гунны благости. И чтобы это как-то Вам разъяснить, я приведу пример Арджуны.

00:37:27 Арджуна внешне вел себя, как очень хороший, благостный человек, он не хотел сражаться, он не хотел убивать своих близких. Но Кришна побуждает его это делать. То есть внешне, с такой, чисто материальной точки зрения, Кришна, вообще, советует Арджуне плохое дело – это сражаться со своими родственниками, убивать своих близких, ради того, чтоб завоевать царство. Но, поскольку Кришна – это Верховная личность Бога, сам господь, вот, он имел такое право. То есть вот этот пример показывает, что внешне, с материальной точки зрения, зачем было Арджуне сражаться? Он не был привязан к царству, он не хотел убивать своих близких, тем более своих учителей, но Кришна его заставляет. Это была воля Всевышнего, необходимо было восстановить на троне законных наследников престола, вот, праведного [Неразборчиво], и сместить вот этого злобного [Неразборчиво], который, ну, по сути, был Демоном. То есть это была праведная война, война ради восстановления религиозных принципов. И вот этот, вот, пример я могу вам привести, чтобы, как бы, вам было это понятней. В каких-то, вот, более практических, вот, повседневных вещах, вот, это уже, может быть нужно говорить лично. Приходите к нам в центр на метро Динамо Ленинградский проспект 39, потому что Вы задаете уже немножечко более такой, тонкий вопрос, и ответить на него так, сходу, не так просто. Вот, я Вам привел пример Арджуны, вот, пока, давайте, ограничимся этим.

00:39:13 [Ведущая] Следующий вопрос звучит так от марины: «Что такое смирение? И как выработать в себе смирение?».
[Критский В.Г.] Смирение – очень важное качество, и оно считается самым важным качеством для преданного Господа. И Господь Чайтанья, о котором я упоминал в сегодняшней беседе, об этом очень много говорил. Его знаменитый стих [неразборчиво] говорит, вот это я процитирую строчки из этого стиха, там 8 стихов, что «следует воспевать святые имена Господа в смирении, ощущая себя ничтожней травы на улице, и будучи терпеливей, чем дерево. Нужно выражать почтение каждому, и не ожидать почтения взамен». Вот, запомните эти слова Господа Чайтаньи, и они Вам помогут выработать смирение. Я ещё раз их повторю, что «следует воспевать святые имена Господа в смирении, ощущая себя ничтожней травы на улице, и будучи терпеливей, чем дерево».

00:40:15 Смысл в том, что человек очень часто под влиянием ложного эго считает себя великой личностью, особенно если он занимает какое-то положение в обществе, там, директора, там, Президента, или ещё что-нибудь, Великого, там, мыслителя или великой актрисы. Но, на самом деле, это все материальные оболочки. И когда уже приходит неизбежный момент смерти, человеку приходится расстаться со всем, не только со своим богатством, там, деньгами, [неразборчиво], но и с друзьями, родственниками и даже со своим телом. И все вот эти, вот, материальные атрибуты, которые двигали, как бы, его жизнь, [неразборчиво], говорится в Библии: «Не копите сокровища на Земле, где лжа истребляет и вор крадет, а копите сокровища на небесах». И Кришна тоже самое подчеркивает в Бхагавад-гите, что самое важное – это духовное знание. То есть, если Вы двигаетесь вперед, если Вы развиваете духовное знание, то Вам будет, как бы, не сложно жить в этой жизни, и вплоть до самого момента ухода, оставления, как бы, своего тела. Вы будете знать, что жизнь не кончается со смертью тела, что Вы просто выходите из своей временной оболочки и, рано или поздно, Вы должны вернуться в вечный мир, в духовное царство. Вот так я могу ответить на этот Ваш вопрос.

00:41:45 [Ведущая] Я зачитаю ещё один вопрос, который есть от слушателя Андрея: «Почему каждое религиозное течение считает, что именно оно истинно, критикуя иные, также и Бхагвад-гита?».
[Кристкий В.Г.] Дорогой Андрей, я ни разу не критиковал какие-то другие религиозные учения, и я не помню, мне кажется, Вы ошибаетесь, в Бхагавад-гите нет критики в отношении других религиозных течений. Поэтому это вопрос, конечно, нужно задать тем, кто критикует другие религии. И я постараюсь ответить, я изложу, как бы, своё понимание этого вопроса. Но я с Вами согласен, что представители многих религий критикуют других, но от нас, вайшнавов, последователей ведической духовной традиции в этом обвинить нельзя. Потому что сам Бактивиданте-свами Прабхупада, наш учитель, он постоянно цитирует Библию, он цитирует слова Иисуса Христа. И, скажем, первые последователи Господа Чайтаньи, они жили в Индии, когда Индия находилась во власти Империи Великих монголов, то есть это было мусульманское владычество. И Господь Чайтанья проповедовал вот в такой среде, то есть, по сути, среди мусульман.

00:43:09 И есть знаменитый пример [Харидастапура] – это ученика господа Чайтаньи, который был по происхождению мусульманином. И он перенес очень тяжелые, как бы, испытания для того, чтобы сохранить свою веру, своё убеждение. И он одержал победу. Хотя его пытались убить, ну, фанатичные мусульмане. Так что, Андрей, поймите, что каждая религия, каждая религиозная традиция – это определённая, ну, как бы, школа, определённое духовное знание, которое дается тому или иному народу в определённых исторических условиях. Как, вот, Господь Иисус Христос жил 2000 лет назад в Иудее, там, пророк Магомед жил на Ближнем Востоке, значит, полторы тысячи лет назад, там, жил Будда две с половиной тысячи лет назад в Индии, и так далее. Поэтому, вот, мы в своих передачах, как бы, ставим акцент не на религии, не на религиозном аспекте, а на, как бы, философском аспекте. То есть Бхагавад-гита – это знание, знание о высшей, абсолютной истине. И, вот, как Кришна начинает свои наставления в Бхагавад-гите, по мере того, как душа живёт в теле от детства к юности, до глубокой старости, она аналогично переходит в новое тело после смерти. Скажите, пожалуйста, причём здесь религия? Независимо от того, называет себя человек христианином или мусульманином, или буддистом, или кем угодно, или он неверующий атеист, это просто закон природы.

00:44:51 Другое дело, что не все об этом знают, особенно материалисты, хотя, вот, против всяких очевидных, как бы, доказательств. Они это отрицают, и они думают, что со смертью тела жизнь кончается. Но факт тот, что есть тысячи этому подтверждений, тысячи опытов, когда человек, скажем, выходит из тела в состоянии клинической смерти, видит своё тело со стороны. И другие есть опыты, когда человек вспоминает о своих прошлых жизнях. То есть об этом можно читать целый цикл лекций, на самом деле. Вот такие, различные есть доказательства реинкорнации. Но, несмотря на это, не всё это признают, не всё это понимают, это уже их проблемы. Потому что материальный мир – это мир иллюзий. И одной из таких иллюзий является вот это противоборство разных религиозных течений, хотя, по сути, конечно, смысл любой религии тот же самый. Я в подтверждение могу сказать вам, что, скажем, основные заповеди Иисуса Христа: возлюбить Господа всей, там, душой своей, всем сердцем, всем разумением своим, и, там, возлюбить ближнего своего, как самого себя, это в точности заповеди Господа Кришны и Господа Чайтаньи. Ну, может быть, только с другими словами, немножко с другим, как бы, поэтическим орнаментом.

00:46:13 Но с философской точки зрения, это один к одному наставление Господа Кришны в Бхагавад-гите, вот, как мы с вами читали стихи: «Всегда помни обо мне, поклоняйся мне, стань моим преданным». Это в точности соответствует первой заповеди Господа Иисуса Христа. Поэтому, о каком здесь противоречии, о каком, так сказать, ну, может идти речь. Ну, например, вы учитесь в школе, и в первом классе вы изучаете таблицу умножения, а в 5 классе, в 6 изучают алгебру, элементарные функции, а в 10 классе уже высшую математику и производные. И внешне, если посмотреть, то совсем разные вещи. В первом классе одно изучают, в 5 другое, в 10 – третье. Но человек, как бы, понимающий, который имеет, ну, какое-то понимание в математике, он знает, что это все разные части одной науки, что на первом этапе математики изучают таблицу умножения, дальше изучают алгебру, элементарные функции, и более продвинутые изучают высшую математику. И вот точно также здесь. Духовное знание есть разных уровней. Есть знание очень простое о том, что, вот, просто мы не без тела, что есть Господь, что жизнь не кончается, как бы, жизнь вечна. И есть знание более полное, которое говорит нам даже, что происходит в духовном мире. То есть, каковы взаимоотношения Бога и его преданных. Вот и все. Никакого противоречия между религиями быть не может. И если люди какие-то критикуют другие религии, то просто, вот, они, как бы, сами не ведают, о чем толкуют. Вот так я могу ответить на вопрос Андрея.

00:47:54 [Ведущая] Да. Я бы хотела добавить, что очень часто слышится такое выражение: «Все это от Лукавого». Вы знаете, когда я впервые в жизни решила просто узнать, что такое Библия, и, ну, что там в ней пишут, это произошло уже после того, как я стала изучать ведические знания. Почему же многие мои знакомые, которые считают себя Христианами, и это хорошо, стали говорить мне, что я во многом не права. Я открыла Библию, Сотворение мира, тот момент, когда Господь мир творил на 7 день, и дальнейшее описание. И мне, вот, знаете, вот, прямо как сейчас, вот, перед глазами фразу вижу: «И дал Господь в пищу им траву, сеющую семя, и древо, дающее плод, и больше ничего». И на этот момент я поняла, что те люди, которые говорят, что Библия – это истинное знание, они просто не читали Библию. А просто-напросто оправдываются или прикрываются как-то ей. Очень хочется, чтобы люди, которые считают себя той или иной религией, наверное, читали те, те писания, которые, которые они, вот, придерживаются. Да, Владимир Георгиевич также хочет что-то дополнить.

00:49:16 [Критский В.Г.] Да. Я еще…, тут мне попалось, попались на глаза высказывания по Бхагавад-гите, которые я, ну, не успел прочитать. И в том числе высказывания одного американского философа [неразборчиво] Эмерсон, который жил в 19 веке, и он в Америке, там, практически, все христиане, его трудно обвинить в каком-то пристрастии к индуизму. Вот, что пишет этот американский философ: «Я был обязан Бхагавад-гите замечательным днем. Это первая из книг. Такое впечатление, что целая империя говорит с вами. В ней нет ничего мелкого, незначительного, все крупное, последовательное, безмятежное. Это голос древнего разума, размышлявшего в другую эпоху и в другом климате, но над теми же проблемами, что беспокоят и нас». Вот это, вот, как бы, высказывание человека, который родился в Америке и, так сказать, христианин, как бы, с самого рождения, но у него есть, вот, эта, как бы, беспристрастность, такой объективный, как бы, взгляд на вещи. И вот он, изучая Бхагавад-гиту, написал такие замечательные слова. Другой пример, это, вот, граф Лев Николаевич Толстой, который тоже был, как бы, христианином, и он был одним из самых таких ревностных поклонников Бхагавад-гиты, и, вообще, ведического знания. То есть много очень великих личностей понимали, что Бхагавад-гита и Веды – это не просто индийская религия, это древнее духовное знание, которое дано всему человечеству, не только Индии. Вот это я хотел добавить.

00:50:55 [Ведущая] Я с Вами абсолютно согласна, Владимир Георгиевич. Я также хотела сказать, что, например, вот, из всех священных писаний, что мне попадались в руки, это, вот, Бхагавад-гита и Библия, других не встречала. Так, вот, даже, когда я читала Библию, честно скажу, дочитала не до конца. И немножко запутано там было. Но, если, конечно, сесть и разбираться, то все понять можно. Удивительные знания сокрыты. А также можно видеть глубину и смысл, вот, всего того, что там написано. Я, например, очень только «за». Удивительная книга Библия, которая несет в себе, действительно, знания и заповеди о том, как нужно жить и, ну, как нужно, вообще, вести себя в этом мире. Так что я, вообще, обожаю всех, если честно, и не признаю вот этих, вот, религиозных различий. Ну, что? На этом подведем итог. Рассказали радиослушателям очень много, ответили на вопросы, поделились положительными эмоциями и энергиями. Владимир Георгиевич, Вы были с нами на протяжении долгого-долгого времени, рассказывая радиослушателям Бхагавад-гиту, точнее делая обзор. И мы с нетерпением будем ждать вашей встречи вновь на волнах Аюрведа-радио, уже с новым произведением, которое с Ваших уст будет даваться именно на волнах Аюрведа-радио.

00:52:19 [Критский В.Г.] Спасибо Вам, и до новых встреч в эфире.
[Ведущая] До новых встреч.
[Заставка радио] Хорошее настроение с Аюрведа-радио….

транскрибирование: Анастасия Будашева | Георгиевск | Россия | 02 February 2013