Глава 18 стихи 67-77

Аюрведа радио - 13 February 2009
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:34:39 | качество: mp3 32kB/s 8 Mb | прослушано: 50 | скачано: 184 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Хорошее настроение с «Аюрведа радио».
[Ведущая] Итак, уважаемые радиослушатели, наконец-то нашлась та программа, которая была необходима для того, чтобы вывести микрофон и заговорить, наконец-то, с вами в прямом эфире. Она вот взяла и просто спрыгнула с рабочего стола, не сказав никому ничего, куда она решила пропасть. Вещание идёт, но её нет. Вот такая она хитренькая. Но ничего страшного, я её нашла. И сейчас Владимир Георгиевич будет с нами. Для тех, кто ещё не знает, что именно у нас сегодня, так вот, прямой эфир «Обзор различных систем йоги по “Бхагавад-гите”» и также ответы на вопросы по ведическую культуре и философии. Вопросы в чат по Skype всегда приветствуются, а также на наш почтовый адрес aurvedaradio@mail.ru всегда приветствуются. Владимир Георгиевич, здравствуйте.
[Критский В.Г.] Здравствуйте, Наталья.
[Ведущая] Очень рада вас слышать.
[Критский В.Г.] Как меня слышно?
[Ведущая] Да, хорошо вас слышно. Уже, думаю, можно начинать.

00:01:08 [Критский В.Г.] Хорошо. Итак, дорогие друзья, мы с вами продолжаем изучение 18 главы «Бхагавад-гиты» под названием «Совершенство отречения», которая обобщает всё знание «Бхагавад-гиты». Мы прочитали стихи, в которых подробно разъясняется процесс гьяна-йоги, после чего Господь Кришна переходит к описанию бхакти-йоги, или преданного служения Верховной Личности Бога, что является высшей ступенью в лестнице йоги. Как мы уже с вами говорили, путь бхакти-йоги гораздо проще и эффективнее, чем гьяна-йоги. Он более практичен и естественен, поскольку соответствует внутренней природе души. Последний стих, прочитанный нами в прошлый раз, был 66. Господь Кришна сказал: «Оставь все пути религии и просто предайся Мне. Я освобожу тебя от всех последствий твоих грехов. Ничего не страшись».

00:02:12 Это очень интересный момент. Господь Кришна как Верховная Личность Бога провозглашает в «Бхагавад-гите» высшую религию и он поддерживает все религии. Но здесь, в завершении «Бхагавад-гиты», говорит: «Оставь все пути религии». Как это понимать? Имеются в виду те методы религии, которые являются дополнительными. Они были описаны ранее — карма-йога, дхьяна-йога и аштанга-йога. Они играют своего рода роль каких-то весов в самом начале духовного пути, но они теряют свой смысл, когда человек достигает духовного прогресса. Мы продолжим читать, начиная с 67 стиха.

00:03:01 «Это сокровенное знание никогда не следует открывать тому, кто не аскетичен, кто не имеет преданности, не занимается преданным служением или завидует Мне». Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Это самое сокровенное знание не следует поверять тому, кто не выполняет предписаний религии, никогда не занимается преданным служением Господу, кто не служит чистому преданному и в особенности тому, кто считает Кришну просто исторической личностью или завидует Его величию. Демоны, которые завидуют Кришне, иногда пишут собственные комментарии к “Бхагавад-гите”, чтобы заработать на этом деньги. Однако тот, кто действительно хочет постичь Кришну, никогда не должен читать их сочинений. Людям, идущим на поводу у собственных чувств, никогда не постичь смысла “Бхагавад-гиты”. Даже тот, кто контролирует чувства и следует предписаниям Вед, но при этом не является преданным Господа, никогда не сможет постичь Кришну. То же самое человек, выдающий себя за преданного, но не занимающийся преданным служением.

00:04:19 В “Бхагавад-гите” Господь Кришна провозглашает себя Всевышним Господом и говорит, что на свете нет никого равного Ему или более великого, чем Он. Поэтому многие люди завидуют Кришне. Тот, кто не осознал Кришну под руководством его чистого преданного, не должен пытаться и комментировать “Бхагавад-гиту”». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Это очень важный момент «Бхагавад-гиты». Мы с вами говорили, что знание «Бхагавад-гиты» является сокровенным, оно не предназначено для широких масс. Об этом также говорил Господь Иисус Христос: «Не мечите бисер перед свиньями».

00:05:06 Но по сути Господь Кришна говорит здесь то же самое: это знание предназначено не для всех людей, но для тех, кто имеет сильную тягу к духовной жизни. Возникает вопрос: как мы можем давать это знание открыто через средства массовой информации, в том числе радио «Аюрведа»? Ответ заключается в тайне ещё одного явления Господа на Земле. Пятьсот лет назад он явился как Господь Чайтанья Махапрабху, который открыл это сокровище ведического знания всему миру. Об этом мы будем говорить в нашей следующей передаче, которая будет завершать наш цикл. Стих 68: «Тот, кто открывает эту высшую тайну моим преданным, непременно достигнет чистого преданного служения и в конце жизни вернётся ко Мне».

00:05:58 Комментарий: «Обычно “Бхагавад-гиту” рекомендуют обсуждать только в кругу преданных, поскольку непреданным никогда не постичь Господа Кришну или “Бхагавад-гиту”. Те, кто не принимают Кришну как он есть и “Бхагавад-гиту” такой, как она есть, не должны комментировать её на свой лад. “Бхагавад-гиту” нужно рассказывать людям, которые готовы признать Кришну Верховной Личностью Бога. Это писание предназначено только для преданных, а не для тех, кто тонут в пучине философских спекуляций. Однако тот, кто искренне старается представить “Бхагавад-гиту” такой, как она есть, будет прогрессировать в преданном служении, станет чистым преданным Господа и, в конце концов, непременно вернётся домой — обратно к Богу». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:06:56 Стих 69: «Для меня нет никого в этом мире дороже, чем он, и никогда не будет никого дороже». И здесь Господь Кришна раскрывает тайну проповеди, почему люди, познакомившиеся с духовным знанием, стремятся передать его другим. Это происходит потому, что они чувствуют особую милость Господа Кришны, о чём он говорит в этом стихе. Стихи 70 и 71. «Я объявляю всем: каждый, кто изучает эту священную беседу, поклоняется Мне своим разумом, а тот, кто слушает её с верой и без зависти, освобождается от всех греховных реакций и достигает благочестивых планет, на которых живут праведники». Комментарий: «В этой главе Господь не разрешает рассказывать “Бхагавад-гиту” тем, кто завидует Господу. Иными словами, “Бхагавад-гита” предназначена только для преданных.

00:08:05 Однако случается, что иногда преданный Господа проводит публичную лекцию и далеко не все его слушатели являются преданными. Почему же он выступает перед ними? И в данном стихе говорится, что хотя далеко не каждый человек является преданным, но есть множество людей, у которых нет зависти к Кришне, они допускают, что Кришна вполне возможно является Верховной Личностью Бога. Слушая повествование о Господе в изложении его чистого преданного, такие люди очищаются от грехов и после смерти отправляются на планеты праведников, высшие планеты Вселенной. Поэтому даже тот, кто не стремиться стать чистым преданным Господа, просто слушая “Бхагавад-гиту”, занимается благочестивой деятельностью и достигает соответствующего результата. Таким образом, чистый преданный даёт возможность каждому освободиться от греховных реакций и стать преданным Господа.

00:09:06 Те, кто, очистившись от грехов, стали праведниками, без труда могут принять Cознание Кришны. Благочестивые люди, которые занимаются преданным служением, даже не будучи чистыми преданными, попадают на одну из высших планет Вселенной — Дхрувалоку». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Стих 72: «О сын Притхи, о завоеватель богатств, внимательно ли ты выслушал меня? Рассеялись ли теперь твои иллюзии и невежество?». Комментарий: «Господь Кришна в роли духовного учителя Арджуны спросил его, правильно ли он понял “Бхагавад-гиту”. В противно случае Господь готов был снова объяснить ему какую-то её часть или, если необходимо, рассказать всю “Бхагавад-гиту” с самого начала.

00:10:05 В действительности каждый, кто услышит “Бхагавад-гиту” в изложении Кришны или его представителя, истинного духовного учителя, ощутит, что он полностью освободился от пелены невежества. “Бхагавад-гита” — это не обычная книга, написанная каким-то поэтом или писателем, она поведана Верховной Личностью Бога. Каждый, кому посчастливится услышать эти наставления от Кришны или его представителя, непременно достигнет освобождения и выйдет из тьмы неведения». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Стих 73. Арджуна сказал: «Мой дорогой Кришна, о непогрешимый, с меня, наконец, спала пелена иллюзии и по твоей милости ко мне вернулась память. Мои сомнения рассеялись и я готов следовать твоим указаниям».

00:11:07 Комментарий: «Предназначение всех живых существ, в том числе Арджуны, состоит в том, чтобы действовать в соответствии с указаниями Верховного Господа. Каждый должен обладать внутренней дисциплиной. Господь Чайтанья Махапрабху говорит, что по своей сути живое существо является вечным слугой Верховного Господа. Забывая об этом, живое существо попадает во власть законов материальной природы, но служение Господу поможет ему достичь освобождения и стать слугой Бога. Изначально являясь слугой, живое существо вечно остаётся им и служит либо Верховному Господу, либо его иллюзорной энергии, майи. Служа Всевышнему, оно находится в естественном для себя состоянии, а желая служить внешней иллюзорной энергии Господа, попадает в рабство.

00:12:06 Покрытое иллюзией, живое существо служит кому-либо или чему-либо в материальном мире. Связанное путами вожделения и желаний, оно, тем не менее, считает себя владыкой мира. Это и есть иллюзия. Достигая освобождения, человек освобождается из плена иллюзий и добровольно предаётся Господу, действуя в соответствии с его желаниями. Последней ловушкой майи, которая расставляет на его пути иллюзорные энергии, является представления о том, что он Бог. Попавший в эту ловушку считает, что он уже не обусловленная душа, а сам Господь. Ему не хватает разума даже на то, чтобы задаться вопросом “Если я Бог, то почему я оказался в плену сомнений?”. Чтобы действительно освободиться из плена иллюзий, необходимо постичь Кришну как Верховную Личность Бога и согласиться действовать в соответствии с его указаниями.

00:13:05 Поэтому каждый, кто изучает “Бхагавад-гиту”, может постичь Кришну так, как это сделал Арджуна. Обладая полным знанием, человек естественным образом предаётся Всевышнему Господу. Когда Арджуна понял замысел Кришны, он согласился участвовать в битве, исполняя его желания, он снова взял в руки своё оружие — лук и стрелы — чтобы сражаться, как приказал Верховный Господь». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Стих 74. Санджая сказал: «Итак, я услышал беседу двух великих душ — Кришны и Арджуны. И столь удивительна была эта беседа, что тело моё трепещет». Комментарий: «В самом начале “Бхагавад-гиты” Дхритараштра спросил своего секретаря Санджаю: “Что происходит на поле битвы Курукшетра?”. И Послание Господа, вся “Бхагавад-гита”, открылась Санджае в его сердце по милости духовного учителя Вьясы. И, таким образом, он смог объяснить Дхритараштре, что происходит на поле битвы.

00:14:21 Это была удивительная беседа двух великих душ, не имеющая аналогов в истории. В ней Верховный Господь рассказал о себе и своих энергиях человеческому существу, Арджуне, который был его великим преданным. Если мы попытаемся постичь Кришну, следуя по стопам Арджуны, то обретём счастье и достигнем цели человеческой жизни. Санджая осознал это, когда пересказывал эту беседу Дхритараштре. Отсюда следует, что там, где присутствует Кришна и Арджуна, всегда будут успех и процветание». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:15:08 Стих 75: «По милости Вьясы я услышал это самое сокровенное послание, которое сам Кришна, повелитель всех мистических сил, поведал Арджуне». Комментарий: «Вьясадева был духовным учителем Санджаи. И Санджая признаёт, что только по милости Вьясы он смог постичь Верховную Личность Бога, Кришну. Это значит, что постичь Кришну можно только через посредство духовного учителя. Духовный учитель играет роль прозрачной среды, хотя ученик непосредственно сам испытывает духовные эмоции. В этом великое таинство цепи ученической преемственности. Обратившись к истинному духовному учителю, человек сможет услышать “Бхагавад-гиту” непосредственно, как её услышал Арджуна.

00:16:05 В мире много мистиков и йогов, но создателем всех систем йоги является Кришна. В “Бхагавад-гите” воля Кришны выражена предельно ясно: “Предайся Мне”. Тот, кто предаётся Кришне, становится совершенным йогом. Это подтверждает последний стих шестой главы. Нарада Муни — это небесный мудрец и непосредственно ученик самого Господа Кришны. Он является духовным учителем Вьясадевы, поэтому Вьяса обладает таким же авторитетом, как и Арджуна, ибо принадлежит к цепи ученической преемственности. А Санджая, в свою очередь, является учеником Вьясы. Таким образом, по милости Вьясы Санджая смог очистить своё сознание и увидеть Кришну лицом к лицу. Тот, кто слушает самого Кришну, обретает способность постичь это трансцендентное знание. Услышать Кришну можно только принадлежа к цепи ученической преемственности, в противном случае, наше знание остаётся несовершенным, по крайней мере, в отношении “Бхагавад-гиты”.

00:17:14 В “Бхагавад-гите” описаны все системы йоги: карма-йога, гьяна-йога и бхакти-йога, и все они даны Господом Кришной. Однако необходимо понять, что, как Арджуне посчастливилось постичь Кришну непосредственно, так и Санджая по милости Вьясы смог услышать слова самого Кришны. В действительности слушать послание Кришны в изложении истинного духовного учителя, такого как Вьяса, всё равно, что услышать его от самого Кришны. Духовный учитель, таким образом, является представителем Вьясадевы, первого духовного учителя человечества». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к 75 стиху. Стих 76: «О царь, когда я снова и снова вспоминаю этот удивительный священный диалог Кришны и Арджуны, я каждое мгновение ощущаю трепет и блаженство».

00:18:12 Комментарий: «Знание, содержащееся в “Бхагавад-гите”, столь возвышено, что каждый, кто познакомится с содержанием бесед Кришны и Арджуны, становится праведником и уже никогда их не забудет. Таков трансцендентный уровень духовной жизни. Иными словами, тот, кто слушает “Бхагавад-гиту” от истинного представителя Господа Кришны, достигает совершенства в духовной жизни, и в результате он обретёт духовное знание, и будет ежеминутно испытывать великое блаженство». Это комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Стих 77: «О царь, когда я вспоминаю чудесный образ Господа Кришны, меня охватывает восторг и я ликую вновь и вновь».

00:19:03 Комментарий: «Из данного стиха следует, что по милости Вьясы Санджая также смог увидеть вселенскую форму, которую Кришна явил Арджуне. Как уже говорилось, Господь Кришна ранее никогда не представлял кому-либо эту форму, он явил её только Арджуне. И всё же некоторые великие преданные также смогли её увидеть. Одним из таких великих преданных был Вьяса, которого считают могущественным воплощением Господа Кришны. Вьяса открыл эту чудесную форму Кришны своему ученику Санджае, который, вспоминая её, всякий раз испытывал великое блаженство». Это комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к 77 стиху. И, наконец, 78 стих, это последний стих «Бхагавад-гиты», мы его с вами прочитаем, а комментарий будем читать в следующий раз на нашей последней передаче, потому что он очень большой, занимает несколько страниц. И также в следующий раз мы сделаем краткий обзор «Бхагавад-гиты».

00:20:13 Итак, 78 стих, заключительный стих 18 главы и всей «Бхагавад-гиты»: «И где бы ни находился Кришна, повелитель всех йогов-мистиков, и где бы не находился Арджуна, величайший воин, там всегда будет богатство, победа, необычайная сила и высокая мораль. Таково моё мнение». И на этом мы сегодня закончим читать стихи «Бхагавад-гиты». И, как я уже сказал, в следующий раз мы прочитаем этот стих уже с комментарием, а сейчас я предлагаю вам звонить, писать на наш сайт, задавать вопросы. Напомню, что в эфире передача «Обзор систем йоги по “Бхагавад-гите”».

00:21:01 [Ведущая] Владимир Георгиевич, вопрос первый: «Могли бы вы подробнее рассказать, что значит “преданное служение”? Являюсь ли я преданной, если время от времени нарушаю принципы, но стремлюсь их соблюдать?». Вот такой вопрос нам прислала слушательница.
[Критский В.Г.] Спасибо за ваш вопрос. Да, в общем-то, можно сказать, что вы преданная. Преданное служение означает стремление следовать указаниям Верховной Личности Бога. И другое дело, что это служение может быть несовершенным. То есть пока вы ещё не можете в полной мере следовать всем указаниям, которые даются в священных писаниях, но это говорит о том, что вы ещё не достигли совершенной жизни. Но, тем не менее, раз у вас есть такое желание, раз вы стремитесь быть преданной, то несомненно, что вы и являетесь.

00:22:11 То есть тут нужно понять, как действуют законы кармы. Наше тело, наш ум — это порождения нашей прошло кармы, то есть то, что досталось нам по наследству с наших прошлый жизней. И в какой-то момент нашей эволюции мы по милости какого-то преданного или, может быть, у нас когда-то было такое стремление, узнали об истине, о высшей истине, которая изложена в священных писаниях, Ведах, и мы начали понимать, что наша прошлая жизнь была не самой лучшей и во многом ошибочной, и мы пытаемся её изменить.

00:23:00 Но для того, чтобы изменить жизнь и полностью направить её в духовное русло, требуется какое-то время. В этой связи Прабхупада приводил пример поезда. Когда у поезда выключают двигатель, он ещё какое-то время катится по инерции. И точно так же вы, предположим, перестали совершать какие-то греховные действия и в какой-то степени остановили действие закона кармы, но по инерции, вследствие прошлых греховных действий, которые вы совершали, вы какое-то время ещё будете катиться, и поэтому вы не можете пока соблюдать всех принципов духовной жизни. Но если у вас будет такое желание, будет искреннее стремление, то рано или поздно эти реакции прошлых действий прекратятся и вы сможете следовать всем принципам. Вот так я могу ответить на ваш вопрос.
[Ведущая] Есть ещё вопрос: «Расскажите подробнее, что значит выражение “Оставь все пути религий”?».

00:24:03 [Критский В.Г.] Да, это выражение было в 66 стихе «Бхагавад-гиты», где Кришна говорит «Оставь все пути религий и просто предайся мне». И краткое пояснение, которое было дано в тексте, таково, что точное санскритское выражение «сарва-дхарман паритйаджйа», дословно переводя, — «оставь все виды дхармы». Слово «дхарман» переводится либо как религия, либо как путь, либо как обязанность. То есть возможный вариант перевода — «оставь все виды обязанностей и предайся Мне». Совокупность этих значений и составляет содержание слово «дхарма». И наши учителя, комментируя этот стих, говорят, что под различными дхармами Кришна имеет в виду вторичные духовные пути религии, которые объяснялись в начале «Бхагавад-гиты», как карма-йога, джнана-йога, аштанга-йога.

00:25:04 То есть высшей ступенью лестницы йоги является бхакти. И Кришна, собственно, в этом стихе говорит, что когда человек достигает бхакти, когда он становится чистым преданным, все остальные пути ему не нужны, он их может отбросить и предаться Кришне. Вот таков краткий ответ на этот вопрос. Вопрос, конечно, очень серьёзный и на первый взгляд он выглядит немножечко как бы шокирующе, когда Кришна говорит «Оставь все пути религий». Но на самом деле тут даётся совершенно ясное и логичное объяснение, суть которого я вам изложил, что, разумеется, Кришна не отрицает различные религии вообще. Смысл в том, что на этапе чистого преданного служения различные второстепенные пути религии, которые я перечислил, они уже теряют свой смысл. Спасибо за ваш вопрос.

00:26:07 [Ведущая] Я зачитаю следующий вопрос, который также прислала любознательная слушательница. Она спрашивает: «Скажите, пожалуйста, а как принимать духовного учителя, если муж не преданный? Такое вообще возможно?».
[Критский В.Г.] Спасибо. Если муж не преданный… У Олега Геннадьевича Торсунова есть замечательные семинары по семейным отношениям, где он подробно рассматривает эти ситуации. В современном мире очень часто случается, что жена имеет больший интерес, большую тягу к духовной жизни, чем муж. И действительно такое случается нередко, что жена приходит к какому-то виду духовной жизни и хочет стать преданной, муж материалист, он этого не понимает.

00:27:00 И тут женщина должна употребить весь свой разум, свой интеллект и свою женскую интуицию для того, чтобы разрешить эту ситуацию. Она, конечно, не такая простая, но небезнадёжная. И суть советов, которые даёт Олег Геннадьевич Торсунов на этих семинарах, я попытаюсь кратко изложить. Жена должна завоевать доверие своего мужа. Она должна служить своему мужу, чтобы тот понял и ощутил её любовь и преданность. И если она добьётся успеха, если муж поймёт и будет её по-настоящему любить и уважать, то у неё не будет никаких проблем ни в духовной жизни, ни в материальной. И я такие случаи знаю. То есть среди моих знакомых есть такие ситуации, когда муж, будучи внешне, по крайней мере, полным материалистом, а жена является преданной, но за счёт своего любящего и преданного отношения муж просто ни в чём не может отказать своей жене.

00:28:21 И он не только не делает никаких препятствий на пути духовной жизни, но наоборот ей чем-то помогает (материально помогает и, когда нужно её заменить, в домашних делах ей помогает). Он, правда, не посещает сам духовных программ, то есть он остаётся материалистом внешне, но постепенно он становится скрытым преданным. И для мужчины очень часто этот путь является таким обходным. Нормальные герои, как говорится, всегда идут в обход. То есть мужчине очень трудно, вследствие своего мужского эго, принять какие-то наставления от жены, согласиться с ней, он постепенно сам должен во всём убедиться.

00:29:15 Но вот это универсальный метод: женщина должна просто быть женщиной, должна исполнять свои обязанности жены, относится к мужу с любовью и преданностью, даже несмотря на то, что он не преданный, но, так или иначе, она за него вышла замуж, значит, она его когда-то любила (если это не голый брак по расчёту, но тогда, конечно, проблемы большие). И таким образом я могу вам ответить на этот вопрос. Более подробно слушайте в семинарах Олега Геннадьевича Торсунова по семейным отношениям, там он это объясняет, тратит на это чуть ли не целую лекцию.
[Ведущая] Есть такого плана вопрос: «Скажите, пожалуйста, когда человек слушает ваши лекции, то его сознание тоже очищается?». Светлана задаёт вопрос.

00:30:05 [Критский В.Г.] Спасибо, Светлана, за ваш вопрос, но вот это уже нужно судить вам, насколько очищается сознание ваше и сознание других слушателей. Со стороны, как говорится, всегда виднее. Мне судить трудно. Но судя по тому, что нас слушает свыше ста человек, то я надеюсь, что есть какие-то положительные перемены, иначе зачем было слушать.
[Ведущая] Зачем бы мы тогда всё это дело затеяли? Конечно же, для того, чтобы помогать слушать очень продвинутых людей. Ну, по крайней мере, Владимир Георгиевич, за вас я искренне ручаюсь, что вы самый-самый-самый-самый. Не буду раздувать ложного эго. Спасибо вам, что вы с нами. Но у нас вот есть ещё такой комментарий. Может быть, это не к сегодняшней передаче, а в целом человек просто решил поделиться, но мне очень хочется озвучить.

00:31:04 Сообщение такое: «Мы часто не ценим то, что рядом, пока мы это не потеряем. Мы удаляем телефонный номер, зная, что он навсегда останется в нашей памяти. Мы прощаемся, зная, что встретимся вновь. Мы говорим, что подумаем, зная ответ заранее. Мы ищем что-то новое, зная, что без старого не сможем жить. Мы ждём, даже когда говорим “Уходи”. Мы ругаемся, говоря себе в душе “Ну обними же меня, просто обними”. Просто жить и быть кому-то нужным — вот это награда. Как важно знать, что ты кому-то нужен, что чьё-то сердечко бьётся ради тебя. Любовь способна на многое, не отталкивай её». А далее написано: «Передай это всем людям, которым ты желаешь только счастья. Пусть они будут также счастливы и узнают, что в жизни важна любовь».

00:32:06 [Критский В.Г.] Спасибо за поэтический комментарий.
[Ведущая] На самом деле, любовь бывает разная. Насколько я понимаю (уже почти 2 года работаю на «Аюрведа радио»), что любовь есть в гуне благости, есть в гуне страсти и в гуне невежества. Самое главное — различать. Правильно, Владимир Георгиевич?
[Критский В.Г.] Да.
[Ведущая] И ощущать любовь в благости, и дарить её в благости.
[Критский В.Г.] Да, согласен.
[Ведущая] И Владимир Георгиевич с удовольствием дарит вам, дорогие наши радиослушатели, эту любовь, которая у него есть в сердце, любовь в благости, и ведает вам то, что читает в «Бхагавад-гите», рассказывает вам доступным и очень понятным, упрощённым языком, чтобы до нас дошло понимание очень великих священных писаний.

00:33:02 И сегодняшняя передача является предпоследней передачей по обзору «Бхагавад-гиты». На следующей неделе будет заключительная передача. Так вот, Владимир Георгиевич предложил следующее: всем тем, у кого есть желание более серьёзно углубляться в познание, у кого есть желание общаться с Владимиром Георгиевичем, то, будьте любезны, присылайте свои данные на «Аюрведа радио», на наш e-mail. Все ваши письма, все пожелания я буду отправлять Владимиру Георгиевичу и даже, возможно, вам повезёт и вы сможете с ним общаться в чате, если вы московский житель, то по телефону. Также он сможет пригласить вас в гости, пообщаться с вами лично. Правильно, Владимир Георгиевич?
[Критский В.Г.] Да.
[Ведущая] Ну, вот. Я на сегодня сказала почти всё. Сейчас проверяю последний раз, есть ли у нас вопросы. Вопросов на почте нет, скайп тоже молчит. Спасибо большое, что были сегодня с нами и отвечали на вопросы радиослушателей.
[Критский В.Г.] Спасибо вам.
[Ведущая] До свидания, до новых встреч.
[Критский В.Г.] Всего хорошего.
[Ведущая] Уважаемые радиослушатели, вот такой сегодня у нас был небольшой, но всё-таки интересный эфир. Эх, вы сегодня мало вопросов задавали. Ну, что, в любом случае, если кому-то что-то интересно, вы напишите нам в письме и спросите то, что вас беспокоит.
«Аюрведа радио».

транскрибирование: Василий Чернавский | Россия | 25 January 2013