Глава 18 стихи 51-58

Аюрведа радио - 30 January 2009
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:41:18 | качество: mp3 24kB/s 7 Mb | прослушано: 53 | скачано: 189 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 [Заставка радио] Хорошее настроение с Аюрведа-радио.
[Ведущая] Добрый день, дорогие радиослушатели, как хорошо, что вы с нами. Вы слушаете Аюрведа-радио, у вас хорошее настроение, и ваши близкие потихонечку смотрят на вас и думают: «Ой, какие они счастливые, какие они замечательные. Что они такое в жизни делают?», и задают вам вопросы. А вы им говорите: «А, вот, слушаю Аюрведа-радио, присоединяйтесь, вам тоже понравится». Я думаю, что понравится не только им, а ещё и их знакомым. Ну, и так далее, можно продолжать очень долго. Ну, и сегодня вы собрались на прямой эфир. И вы уже знаете, что сегодня у нас обзор различных систем йоги по Бхагавад-гите», а также «Ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Владимир Георгиевич Критский сегодня с нами. Здравствуйте, Владимир Георгиевич.
[Критский В.Г.] Здравствуйте, Наталья.
[Ведущая] Здравствуйте.

00:00:54 [Критский В.Г.] А, у меня тут была небольшая техническая неполадка, и не работал компьютер. Вот, только что он у меня включился, и, как раз, ровно в три часа.
[Ведущая] Вы знаете, у нас такие неполадки на Аюрведа-радио все время случаются. Даже сегодня, вот, около 5 часов ночи отключилось вещание радио. То есть вещание было, но настроечка в уровне записи просто сама по себе в стерео-микшере слетела, и не выдавала музыку нашим радиослушателям. Так что они в тишине просидели, кто ночь, кто утро, кто, вот, пропустил лекцию Олега Геннадьевича, утреннюю. Но я думаю, что в любом случае, все неспроста, и это помогает нам вырабатывать терпение, и, может быть, даже вырабатывать определённые профессиональные навыки. По крайней мере, у меня. Я так много стал уже узнавать о компьютере, хотя пришла просто, как ведущая. Поэтому мы сегодня уже не будем говорить о трудностях, а очень-очень нам хочется послушать о Бхагавад-гите.
[Критский В.Г.] Хорошо. Итак, дорогие друзья, мы с вами в прошлый раз продолжили изучать 18 главу Бхагавад-гиты «Совершенство отречения», которая обобщает все знание Бхагавад-гиты. И мы прочитаем последние стихи, 49-й и 50-й, которые начинает новую тему вот этой главы «Гьяна-йогу». Ими мы, как раз закончили прошлую передачу.

00:02:21 Стих 49-й: «Кто обуздал свой ум и чувства, кто освободился от привязанностей и стремлений к материальным удовольствиям, тот может, живя в отречении, достичь высшей ступени совершенства и избавиться ото всех греховных реакций».

00:02:38 Стих 50-й: «О, сын Кунти, сейчас я расскажу тебе о том, как, поднявшись на этот уровень, достичь высшей ступени совершенства брахмана и обрести высшее знание». Как мы говорили, здесь Господь Кришна начинает новую тему. Если предыдущий раздел был – рассмотрение карма-йоги, то здесь Господь Кришна переходит к более высокому уровню духовной лестницы, гьяна-йоги. Мы увидим, как в этих стихах описывается система гьяна-йоги, которая не разбиралась так подробно в первых главах Бхагавад-гиты. Она интересна и с философской, и с практической точки зрения, поскольку соответствует, как бы, научному, философскому подходу к поиску истины. И мы с вами оценим, насколько она реальна для современного человека.

00:03:33 Стихи 51-53-й: «Тот, кто очистил своё сознание с помощью разума и с решимостью обуздал свой ум, кто отказался от объектов чувственного удовлетворения, освободился от любви и ненависти, тот, кто живёт в уединенном месте, мало ест, контролирует тело, ум и речь, кто всегда пребывает в трансе, кто свободен от привязанностей, ложного эго и ложной гордости, вожделения, гнева и всех материальных достояний, кто не считает себя владельцем чего бы то ни было, и кто всегда умиротворен, такой человек, несомненно, достиг духовного самосознания». Итак, в этих стихах Господь Кришна перечисляет основные элементы гьяна-йоги. И мы с вами разберем их все по порядку.

00:04:34 «Кто с решимостью обуздал свой ум». – Здесь говорится о контроле ума. Это не такая простая веешь. В 6-й главе Бхагавад-гиты говорится, что обуздать ум труднее, чем сдержать ветер руками. Каждый, кто занимался какой-то интеллектуальной деятельностью, знает, насколько это сложно. Далее, «кто отказался от объектов чувственного удовлетворения». – Но чувственные объекты везде, повсюду, всё, что вокруг нас, по сути, это различные чувственные объекты. От чего нам отказываться? – По сути, от всего, ото всех материальных объектов вокруг нас. Далее, «тот, кто живёт в уединенном месте». – Да, великие святые в прошлом удалялись от мира и жили в уединенном месте. Например, Серафим Саровский много лет жил в лесу и стоял там на камне с поднятыми руками. Но как это возможно для обычных людей?! Далее, «кто мало ест, контролирует тело, ум и речь, кто всегда пребывает в состоянии транса, кто свободен ото всех привязанностей ложного эго, ложной гордости, вожделения, гнева и всех материальных достояний, кто не считает себя владельцем чего бы то ни было, и не всегда умиротворен, такой человек достиг духовного самосознания». Я думаю, что дальше можно не разбирать. Вы можете себе представить, что такое гьяна-йога, какой она требует высокой степени отрешенности от мира, совершенно не реальной для современного человека. Очевидно, что эта система гораздо, гораздо сложнее, чем бакти-йога, которой мы с вами занимаемся.

00:06:25 И прочитаем сейчас комментарий Бактивиданте-свами Прабхупады: «Тот, кто, опираясь на разум, очистил своё сознание, находится под влиянием гунны благости. Такой человек становится способным контролировать ум, и всегда пребывает в состоянии транса. Он не испытывает привязанности к объектам чувств и перестает действовать из любви и ненависти. Челок, достигший такого самоотречения, естественно, стремиться жить в уединяем месте. Он ест ровно столько, сколько необходимо, и контролирует деятельность тела и ума. У него нет ложного эго, поскольку он не отождествляет себя с материальным телом. У него нет желания сделать своё тело крепким и сильным, приобретая множество материальных вещей. Выйдя из-под влияния телесной концепции жизни, он освобождается от чувства ложной гордости. Он довольствует тем, что приходит к нему по милости Господа, и никогда не раздражается из-за невозможности удовлетворить свои чувства. Полностью избавившись от ложного эго, такой человек уже не испытывает привязанности к материальным вещам, и достигает осознания брамана, то есть духовной природы. Освободившись от материальной концепции жизни, человек становится умиротворенным, и ничто не может его обеспокоить. Это состояние описывается в Бхагавад-гите, во второй главе: «Лишь человек, которого не беспокоит непрерывный поток желаний, подобный рекам, впадающим в океан, который всегда наполняется, но всегда спокоен, только он может достичь подлинного мира, а не тот, кто стремится удовлетворить свои желания». Это был комментарий Бактивиданте-свами Прабхупады к 53 стиху.

00:08:22 Стих 54-й: «Тот, кто достиг такого трансцендентного положения, сразу постигает верховный браман и становится полностью счастлив. Он ни о чем не скорбит, и ничего не желает. Он равно относится ко всем живым существам. Поднявшись на этот уровень, он достигает чистого преданного служения мне». Комментарий: «Для имперсоналиста достичь уровня брама и слиться с абсолютом является высшей ступенью совершенства. Однако чистый преданный, продолжая заниматься преданным служением, должен подняться выше. Это значит, что такой преданный, служа Верховному Господу, уже получил освобождение и, поднявшись на уровень брамана, стал единым с абсолютом. Тот, кто не достиг единства со Всевышнем, не может служить ему, на абсолютном уроне нет разницы между слугой и господином, хотя в высшем духовном смысле эта разница очевидна». Как видите, это довольно сложный комментарий Бактивиданте-свами Прабхупады, поскольку сложна сама система гьяна-йоги. Она имеет искусственный характер. Постижение абсолютной истины с помощью умственных рассуждений. Преданное служение, бакти-йога, гораздо проще и естественней для человека. Смысл в том, что мы обладаем той же духовной природой, что и Всевышний Господь. Но мы очень ограничены по своим возможностям, а Верховная личность обладает всей полнотой достояния.

00:10:01 И дальше мы продолжим читать комментарий. «В материальном мире тот, кто работает ради удовлетворения своих чувств, всегда страдает, тогда как в абсолютном мире живые существа, занимаясь чистым преданным служением, не ведают страданий. Преданный, обладающий сознанием Кришны, ни о чем не скорбит и ничего не желает. Поскольку Бог является полным целым, живое существо, которое служит ему в духовном сознании, также становится полным целым. Он подобен реке, которая полностью очистилась от грязи. Поскольку преданный думает только о Кришне, он всегда испытывает радость, он не скорбит о материальных потерях и не стремится к материальным целям, поскольку, служа Господу, он получает все необходимое. Он не желает материальных наслаждений, ибо знает, что каждое живое существо, будучи отделенной частицей Господа, всегда остается его слугой. Находясь в материальном мире, он не делает различий между людьми, занимающими высокое или низкое положение. Все это приходящее. А преданный не привязывается к тому, что появляется на какое-то время, и затем уходит в небытие. Для него камень и слиток золота имеют одинаковую ценность. Таков уровень брамана, и для чистого преданного достичь его не составляет труда. Мир полон страданий только для того, кто поражен материальной скверной, а для преданного весь мир становится подобен вайкунхи, духовному миру. Достичь этого уровня можно только по милости Господа Чайтаньи, который проповедовал философию преданного служения в эпоху Кали». Это был комментарий Бактивиданте-свами по 54 стиху.

00:11:57 Стих 55-й: «Лишь путем преданного служения можно постичь меня, Верховную личность Бога таким, какой я есть, и когда человек, занимаясь преданным служением, всегда помнит обо мне, он может вернуться в мою обитель». Комментарий: «Философы-эмпирики и непреданные не могут постичь Верховную личность бога, Кришну и его полные части. Тот, кто хочет постичь Верховного господа, должен заниматься чистым преданным служением под руководством чистого преданного. В противном случае ему никогда не откроется истина о Верховной личности Бога. Как уже говорилось в Бхагавад-гите, Господь не открывает себя всем и каждому, его нельзя постичь, опираясь на мирские познания, или в процессе философских изысканий. Постичь Кришну таким, как он есть, может только тот, кто, обладая сознанием Кришны, занимается преданным служением ему. Тот, кто полностью овладел наукой о Боге, становится достойным войти в духовное царство, обитель Кришны. Достигнув духовного сознания, преданный не утрачивает свою индивидуальность, он продолжает заниматься преданным служением даже после освобождения. Достичь освобождения, значит, освободиться от материальной концепции жизни.

00:13:24 В духовной жизни продолжают существовать различия. Существует индивидуальность, но уже в чистом духовном сознании. Не следует думать, что слово «входит в меня» подтверждает теорию монистов о слиянии живого существа с безличным браманом. Нет, это значит, что живое существо входит в обитель Верховного Господа, сохраняя свою индивидуальность, вступает в общение с ним, служа ему. Можно привести такое пример: когда птица с зеленым оперением скрывается в листве дерева, она не становится деревом, но просто наслаждается его плодами. Имперсоналисты часто приводят пример реки, которая впадает в океан и сливается с ним. Именно так представляют себе счастье имперсоналисты. В то время как персоналисты, преданные Господа стремятся сохранить свою индивидуальность, подобно рыбам, живущим внутри океана. Опускаясь в океанские глубины, мы обнаружим там множество живых существ, наблюдая за поверхностью океана, мы ещё не получим исчерпывающего представления о нем. Необходимо полностью изучить океан, познакомившись с жизнью его глубин». Итак, вот в этом комментарии Бактивиданте-свами прекрасно объясняет так называемые понятия освобождения в имперсональном понимании и сравнивает его с вайшнавским преданным пониманием в духе Cознания Кришны.

00:15:04 Продолжим читать. «Поднявшись на уровне духовной жизни, человек начинает заниматься преданным служением Господу, начиная со слушаний повествований о нем. Тот, кто слушает о Верховном Господе, автоматически достигает Верховного уровня и очищается от духовных осквернений, алчности и вожделения. По мере того, как сердце преданного очищается, усиливается его привязанность к служению Господу, которая помогает ему и далее очищать своё сердце. И тогда он может осознать Верховного Господа. Об этом говорится в Шримат-бхагаваттам и подтверждается в Веданта-сутре: «Достигнув освобождения, преданный продолжает служить Господу». Шримат-бхагаваттам определяет освобождение, как осознание живым существом своей истинной, духовной сущности. Как мы уже говорили в своем изначальном положении, каждое живое существо является неотъемлемой частичкой Верховного Господа». Это был комментарий Бактивиданте-свами к 55 стиху.

00:16:15 Итак, здесь Бактивиданте-свами Прабхупада подробно разъясняет понятие освобождения от материального рабства, которое достигается процессом гьяны-йоги. Но гораздо более доступным является путь бакти, преданного служения, поскольку этот процесс более естественен для души. Далее, в последующих стихах господь Кришна переходит к описанию бакти-йоги, преданного служения, что является совершенством в духовной лестнице йоги».

00:16:48 Стих 56-й: «Занимаясь разнообразной деятельностью, мой чистый преданный, находясь под моей защитой, достигает по моей милости вечной, нетленной обители». Комментарий: «Чтобы полностью очиститься от материальной скверны, чистый преданный действует под руководством Верховного Господа, или его представителя, духовного учителя. Для чистого преданного не существует временных ограничений. Он постоянно, 24 часа в сутки занят деятельностью, связанной с выполнением указаний Верховного Господа. К такому преданному, поглощенному деятельностью в сознании Кришны, Господь проявляет бесконечную милость. Преодолев все трудности, он, в конце концов, достигает трансцендентной обители Господа Кришны. И в этом не может быть никаких сомнений. Это вечная обитель Господа, в которой все сущее вечно, нетленно, и полно знания». Это комментарий Бактивиданте-свами к 56 стиху.

00:17:57 Стих 57: «Во всех делах и начинаниях всегда полагайся на меня и помни, что ты находишься под моей защитой, занимаясь преданным служением, всегда думай обо мне». Комментарий: «Тот, кто действует в сознании Кришны, никогда не ведет себя, как хозяин этого мира. Подобно слуге, преданный должен всегда действовать в соответствии с указаниями Верховного Господа. Слуга никогда не действует по собственному усмотрению, он делает только то, что велит ему хозяин. Слуга, исполняющий приказы Верховного хозяина, не радуется удачам и не скорбит о поражениях. Он просто исполняет свой долг в соответствии с волей Господа. Нам могут возразить: Ведь Арджуна действовал под личным руководством Кришны?! Но что делать тому, рядом с кем нет Господа? Если человек действует в соответствии с указаниями Господа Кришны в Бхгавад-гите, и под руководством его представителя, духовного учителя, то он достигнет того же самого результата. У преданного нет иной цели, кроме того, чтобы действовать в сознании Кришны, стремясь удовлетворить Господа. И действуя таким образом, он, естественно, будет думать о Кришне и достигнет совершенства в духовном сознании. Мы получаем указания Господа по цепи ученической преемственности от истинного духовного учителя. Поэтому эти указания должны стать для преданного целью и смыслом его жизни». Это был комментарий Бактивиданте-свами.

00:19:42 И, наконец, стих 58-й: «Всегда думай обо мне. Тогда ты по моей милости преодолеешь все препятствия обусловленной жизни. Если же, побуждаемый ложным эго, и, не слыша меня, ты не будешь действовать в таком сознании, то потеряешь себя». Комментарий: «Человек, обладающий сознанием Кришны не беспокоится без нужды об удовлетворении своих потребностей. Глупцам никогда не понять, каким образом можно быть свободным от всех [неразборчиво] волнений. Тот, кто действует в сознании Кришны, становится самым близким другом Господа. Господь всегда заботится о благополучии своего друга и отдает себя ему, ибо тот 24 часа в сутки верно служит Господу, стараясь доставить ему удовольствие. Поэтому мы не должны идти на поводу у ложного эго, которое появляется в следствии материальной концепции жизни. Мы не должны, заблуждаясь, считать, что мы не зависимы от законов материальной природы и обладаем полной свободой действий. Каждый человек находится во власти неумолимых законов природы. Но, действуя в сознании Кришны, человек достигает освобождения ото всех материальных проблем. Тот же, кто не занимается деятельностью в сознании Кришны, теряется в водовороте материального мира, в океане рождения и смерти. Ни одна обусловленная душа, в действительности, не знает, что следует и чего не следует делать. Но преданный, обладающий сознанием Кришны, действует с полной уверенностью, ибо следует указаниям Господа, находящимся в его сердце и подтвержденных духовным учителем». Так кончается комментарий Бактивиданте-свами к данному, 58 стиху.

00:21:44 И следующий раз мы с вами продолжим читать, начиная с 59 стиха. А сейчас я предлагаю вам звонить, писать на наш сайт [не слышно], вопросы. Напомню, что в эфире передача «Обзор систем йоги по Бхагавад-гите».
[Ведущая] А я также напомню нашим радиослушателям наш почтовый адрес: ayurvedaradio@mail.ru. Ждем ваших писем. А также в чат по скайпу. Чат всегда активен, так что присылайте свои вопросы.

00:22:11 Итак, дорогие радиослушатели, давайте продолжим «Ответы на вопросы по ведической культуре и философии», Владимир Георгиевич Критский по-прежнему с вами, и отвечать будет сейчас на ваши вопросы. Вопрос №1, его нам прислала Ника, она спрашивает: «Помогите, пожалуйста, с таким вопросом: «Как избавиться от гнева? Как с ним бороться? Заранее спасибо».
[Критский В.Г.] Спасибо за Ваш вопрос, Ника. Веды говорят, что вожделение, гнев и жадность – это главные враги человека, которые ведут в ад. Для того чтобы избавиться от гнева, в Шримат-бхагаваттам советуется человек, философский, аналитический, как бы, проанализировав свою жизнь. Гнев – это проявление низшей гунны, тама-гунны. потому что под влиянием гнева человек может совершить самые неблаговидные поступки, может, убить кого-то, ударить, и так далее. То есть, фактически, самые тяжелые преступления совершаются в состоянии гнева. Поэтому, несомненно, что мы должны с этим бороться.

00:23:37 И, в принципе, по мере вашего духовного роста, разумеется, вы будете избавляться от влияния вот этих, низших гунн, страсти, невежества, и в том числе, от гнева. Но более специфически, вот, в Ведах, конкретно в Шримат-бхагаваттам, говорится, что человек должен, как бы, философски понять, что, если он дает волю гневу, то он разрушает сам себя, разрушает свою природу и, ну, деградирует. Человек, который поддается гневу, становится, ну, так сказать, совершенно, как бы, теряет человеческий облик. Вот. Другой великий порок- это вожделение, который является следствием преобладания гунны страсти, влиянием гунны страсти. И это ещё более серьезная проблема. Если с гневом мы каким-то образом бороться с помощью, так сказать, как бы, философии, с помощью философского понимания человеческой природы. Человек должен стремиться возвыситься до уровня гунны благости. Это, так сказать, уровень, ну, брахманической, как бы, жизни. И каждый разумный человек должен развивать в себе эти качества гунны благости. И по мере того, как у вас будут развиваться качества благости, то, вот, влияние страсти и невежества будут исчезать. Вот так я кратко могу ответить на вопрос Ники.

00:25:23 [Ведущая] Я зачитаю второй вопрос: «Что такое монизм?».
[Критский В.Г.] Что такое монизм? – Монизм – это философский термин, означает, как бы, единство. На санскрите – это [неразборчиво], это не двойственность. То есть это философская концепция, означающая, что абсолют, абсолютная истина едина со своими энергиями. Другое название монизма – это имперсонализм. Но монизм – это, как бы, такая, я бы сказал, крайняя форма имперсонализма, которая считает, что абсолют или браман существует, и мы едины с абсолютом. То есть полностью едины. Предположим, в вайшнавской философии считается, что мы качественно едины с абсолютом, но имеем, как бы, иное, иную потенцию, что мы очень ограничены, мы имеем, как бы, ограниченные достояния, [неразборчиво]. Поэтому мы очень малы, и должны находиться в зависимости от какой-то высшей энергии. А философия монизма говорит, что мы едины, и все. И наша отделенность, наша независимость от абсолюта является следствием иллюзии, того, что мы находимся в материальном мире, в материальном теле. После освобождения эта иллюзия спадает, и мы ощущаем, что мы – есть браман, мы есть Бог, иными словами. Я – Бог, и ты – Бог, и все Боги. Вот, такова, довольно-таки, я бы сказал, странная и нелогичная концепция философии монизма или имперсонализма.

00:27:20 [Ведущая] Я зачитаю ещё один вопрос без подписи: «Расскажите подробнее. Муж – Пуруша, жена – Пракрите»….
[Критский В.Г.] Да, это ведическое деление на два начала, мужское и женское. Пуруша означает личность или [наслаждающийся]. И высшим Пурушей является Верховная личность Бога – Кришна. Пракрите в переводе на русский означает энергия. То есть у абсолютной личности Бога есть различные энергии. И энергии имеют женскую природу. То есть женская природа – это означает природа подчиненная, природа служения. А Пуруша – это мужская природа, и природа, как бы, ну, главенствующее начало. То есть, вот, то деление на мужчин и женщин, которое мы видим в материальном мире, не является случайным в этой случайной комбинации молекул в результате эволюции живых существ, вот, произошло деление, так сказать, на мужчин и женщин. Это определённый план, который спускается свыше, спускается с духовного мира, в котором тоже есть деление на мужское и женское начало. Ну, вот, в материальном мире это проявляется в том, что мужчины, как бы, обладают в большей мере вот этой, мужской природой Пуруши. Женщины в большей мере обладают женской природой Пракрите. Но, поскольку, материальный мир – это мир иллюзий, то здесь все, как бы, в таком, нечистом виде. Мужчины не могут быть в полной мере мужчинами, потому что в полной мере идеальным мужчиной является Кришна. Кришна является, как бы, идеальной личностью, контролирующим, наслаждающимся. Все остальные – его слуги, имеют, в той или иной степени, женскую природу.

00:29:37 Но, как мы знаем, я вам не раз рассказывал, что разные живые существа, существа в духовном мире могут иметь различные расы, то есть отношение с Богом. И 5 основных рас: это нейтральное отношение, отношение слуги, затем, дружеские или братские, затем, родительские, и, наконец, любовные отношения. И в различных расах, в той или иной мере, проявляются женские и мужские качества. В максимальной мере женская природа проявляется в [матхурья] расе, то есть в любовных отношениях с Кришной. И в какой-то степени мужская природа проявляется в иных, более низких расах, скажем, в дружеской, или, вот, в братских отношениях. А когда преданные являются друзьями Кришны или его родственниками, и, соответственно, проявляется в какой-то степени также мужская природа. Вот это, вот, кратко, значит, я могу так ответить на этот вопрос. В материальном мире, два слова ещё добавлю, так сказать, соответственно, мужчины, как бы, играют роль, ну, то есть, как бы, господина, женщины должны играть роль, так сказать, у, как бы, слуги, которая служит мужчине. Хотя сейчас, в современной культуре это далеко не всегда. Но, по крайней мере, так должно быть в идеале. Почему? – Потому что мужчина обеспечивает семью, он её поддерживает, там, обеспечивает жилье, обеспечивает, так сказать, материально, и должен духовно также обеспечивать. У жены тоже очень важная роль. Она обеспечивает в семье, так сказать, атмосферу тепла и доверия. Но её роль более внутренняя, так сказать, уже внутри семьи, как бы, женщина повелевает, является хозяйкой в доме. Внешне господином должен быть мужчина, муж. Вот такова картина ведической культуры, варнашрыми. И, конечно, это может быть не очень популярно в современной, так сказать, жизни. Но вот так, по крайней мере, должно быть.

00:32:11 [Ведущая] Есть ещё один вопрос. Его прислала Света из Твери: «Здравствуйте. Вопрос такой: «Мы живем в реальном мире, но вы говорили, что этот мир – иллюзия. Я запуталась. Помогите понять, где я реальна и настоящая, без иллюзий. Или я что-то не поняла?»».
[Критский В.Г.] Спасибо за ваш вопрос. По-моему, Вы все правильно понимаете. Но Веды говорят, что материальный мир – мир иллюзий, не потому что он, как бы, нереален, что это некое сновидение. Потому, что он временен. И Веды говорят, что подобно тому, как временно сновидение, хотя, когда мы во сне, когда мы спим, нам кажется, что сон реален, нам кажется, что мы реально что-то там делаем. Например, во сне мы можем летать. Или, я помню, когда я был маленький, мне всегда снилось, что я имел какую-то, вот, игрушку любимую, которую мне не всегда могли купить родители. Но во сне всегда, вот, мне, вот, как бы, Господь давал ту игрушку, которую хотел. А потом я просыпался, и мне казалось, оказывалось, что этой игрушки нет. И точно так же в материальном мире. Мы здесь имеем какие- то достояния, и нам кажется, что мы чем-то владеем. Хотя пройдет сколько-то лет, и все исчезнет, все будет потеряно, потому что само наше тело временно, оно со временем тоже канет в небытие. Вот в этом смысле материальный мир называется миром иллюзий. Духовный мир – это мир вечности, где вечное, так сказать отношение [неразборчиво] на санскрите. Потому что сама наша душа вечна. Душа вечна и Верховная личность Бога Кришна тоже вечна. Поэтому в духовном мире существует вечная жизнь. Конечно, можно спросить, каким образом, что там делает вечность, это уже другой вопрос, он более тонкий. Ну, по крайней мере, вот, на ваш непосредственный вопрос я ответил, что материальный мир реален, он временен, и поэтому в Ведах он сравнивается с иллюзией. Спасибо за ваш вопрос.

00:34:19 [Ведущая] Есть ещё один вопрос. Его к нам Татьяна прислала: «Сердце Господа является таковым, что оно также ощущает агонию разлуки своими падшими преданными. И как они занимаются его поиском? Они также занимаются любовным поиском своих потерянных слуг. Поясните, каковы могут быть поиску своих потерянных слуг? Спасибо за понимание. Всего доброго».
[Критский В.Г.] Да, это довольно-таки, ну, я бы сказал сокровенный, очень сердечный вопрос. Я, честно говоря, вот, сразу так не очень готов на него ответить. Я его попробую прочитать. [Неразборчиво] прислала. «Сердце Господа является таковым, что он так же ощущает огонь в разлуке со своими падшими душами». – Да, это факт. Господь ощущает разлуку со своими преданными. Об этом говорится в Ведах. «И как они занимаются его поиском, он также занимается любовным поиском своих потерянных слуг». Вот, понимаете, Таня, слуги – это не совсем полная, как бы, аналогия с материальным миром. А в духовном мире все преданные Господа обладают, как бы, качествами [неразборчиво], то есть вечностью, знанием и блаженством. И в материальном мире тоже живые существа обладают какой-то ограниченной независимостью. То есть иногда слуги Господа не хотят к нему вернуться сами. И Господь себя не навязывает. Его милость проявляется в том, что он дает возможность своим слугам находиться в материальном мире ровно столько, сколько они хотят.

00:36:24 И как вы знаете, по ведической космологии и день Брахма продолжается очень долго. Там, где-то около 4 миллиардов лет. Это только один день Господа Брахмы, отца Вселенной. И, соответственно, жизнь Брахмы длиться сто лет. То есть это фактическая продолжительность жизни. И если живое существо не сумеет освободиться, не сумеет понять свою духовную природу в течение жизни Брахмы, то, когда Брахма умирает, то весь материальный мир сворачивается в тело маха-вишну, и все живые существа, ну, засыпают, и входят снова в маха-вишну, и ждут следующего творения, следующего выдоха маха-вишну, когда появится новый Брахма и новое творение материального мира. То есть смысл в том, что Господь не вмешивается в независимость этих живых существ. И те души, которые хотят, как бы, в материальном мире быть сами Богами, они играют эти роли. В материальном мире есть бесконечное количество ролей, и все они, вот, так сказать, доступны, причем, различные формы жизни. Это не только человеческая форма жизни. Живые существа могут блуждать также по животным формам жизни, что также очень интересный момент. Потому что в животных телах есть каике-то другие чувственные наслаждения, они низшие, но они те, которые доступны, вот, данной форме жизни, которые не доступны, скажем, человеческой формы жизни. В этом смысл материального мира. Это цикл самсары, круговорота рождения смертей, что в каждой форме жизнь и душа удовлетворяет различные свои материальные желания. Вот так я могу ответить на этот вопрос, потому что, с одной стороны, ваш вопрос, конечно, очень глубокий и правильный, но, с другой стороны, вот, нужно понимать, что каждый слуга, так сказать, имеет свободу воли, свободу выбора, и Господь не вмешивается и дает каждому проявить свою независимость. Вот так я могу ответить.

00:38:55 [Ведущая] Есть ещё один вопрос. Его прислал к нам Евгений, город Дубна: «Подскажите, пожалуйста, как сохранить сознание Бога в век Кали-юги?».
[Критский В.Г.] Уважаемый Евгений, спасибо за Ваш вопрос. Но все передачи радио Аюрведы, и в частности наша передача по Бхагавад-гите предназначена именно для этого. Но кратко я могу ответить, что вы должны найти людей, должны найти преданных, которые, как бы, поддерживает в себе это сознание. И в общении с ними практиковать духовную жизнь, следовать [неразборчиво] там, воспевать святые имена, и та далее, изучать Священные писания. Вот так я мгу кратко ответить на ваш вопрос.

00:39:44 [Ведущая] Краткость – сестра атланта. Ну, что? Вопросов нет на данный момент. Смотрю, проверяю почту, в почте тихо. Много консультаций, но не одного вопроса на текущий эфир. И, я думаю, на этом можно завершит наш эфир. Владимир Георгиевич, спасибо большое, что были сегодня с нами.
[Критский В.Г.] Спасибо вам.
[Ведущая] До новых встреч на следующей неделе.
[Критский В.Г.] До свидания.
[Ведущая] До свидания. Уважаемые радиослушатели. Если вы присоединились к данному эфиру с самого начала, то вы всегда сможете прослушать его в записи, скачав с сайта в разделе «Философия». Так что, пожалуйста, присоединяйтесь к нам в любое время, и эфир в записи всегда найдете. Ну, вот, правда, те эфиры, которые у нас бывают в 10-30 и в 15-00, они эксклюзивны и на сайт не выкладываются. Вот. Сказала вам почти все.

00:40:41 Сегодня у нас ещё будет один прямой эфир с Лаланой. Кулинарные конкурсы пока переносятся. Николай и Анна приехали из Индии. Они там, вот, были. Не знаю, что они там делали, но, наверняка, расскажут. И они в данной ситуации пока не могут ещё к нам прийти на радио. Но, я думаю, что в скором будущем они вернуться и продолжат рассказывать свои удивительные рецепты, делясь с вами своими рецептами счастья. Ну, а сегодня в 19-00 Лалана «Идеальное государство – миф или реальность». Оставайтесь с нами. Я желаю вам счастья

00:41:11 [Заставка радио] Совершенство музыки…. на волнах Аюрведа-радио….

транскрибирование: Анастасия Будашева | Георгиевск | Россия | 21 January 2013