Глава 18 стихи 1-12

Аюрведа радио - 19 December 2008
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:52:40 | качество: mp3 24kB/s 9 Mb | прослушано: 133 | скачано: 192 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:13 [Ведущая]: Добрый день, дорогие радиослушатели, как хорошо что вы сегодня пришли послушать «Аюрведа Радио», даже если вы никуда не уходили рада, рада быть с вами. Сегодня пятница, 19 декабря, пока ещё 2008 год, но уже приближается год 2009 и в преддверии всего этого очень интересно все-таки, интересно послушать о Бхагавад Гите из уст Критского Владимира Георгиевича. «Обзор различных систем йоги по Бхагавад Гите» в прямом эфире, а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Не пропустите, вопросы присылайте в чат по скайпу, на наш почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru во время прямого эфира. Добрый день Владимир Георгиевич.

00:00:57 [Критский В. Г.]: Здравствуйте Наталья. Итак дорогие друзья, мы с вами продолжаем цикл передач «Обзор систем йоги по Бхагавад Гите» и в прошлый раз мы закончили изучать 17 главу под названием «Разновидности веры», которая отвечает на вопрос почему в мире существует много разнообразных религий. И сегодня мы начинаем последнюю 18 главу под названием «Совершенство отречения», которая подводит итог, обобщает все знание Бхагавад Гиты. Это очень уникальная глава, которая завершается удивительно красивым поэтическим финалом. Итак, 18 глава «Совершенство отречения».

00:01:40 Стих 1. Арджуна сказал «О сильнорукий повелитель чувств, я хочу знать какова цель отречения, дьяги, а также жизни в отречении, саньясы, о победитель демона [Гьяши]». Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. В действительности Бхагавад Гита состоит из 17 глав, в этой 18 главе подводится итог всем обсуждавшимся до этого вопросам. В каждой главе Бхагавад Гиты Господь Кришна подчеркивает, что преданное служение Верховной личности Бога является высшей целью жизни. Тот же вывод делается и в 18 главе, где излагается самая сокровенная часть духовного знания. В первых 6 главах говорилось об исключительном значении преданного служения. Там говорилось, из всех йогов-трансценденталистов самым лучшим является тот, кто постоянно думает обо мне в своем сердце.

00:02:41 В последующих 6 главах шла речь о природе преданного служения и о чистых преданных Господа. В заключительных 6 главах рассказывалось о знании, отречении, деятельности материальной природы, о трансцендентной природе и о преданном служении. В заключении был сделан вывод, что всякая деятельность должна посвящаться Верховному Господу воплощенному в звуке «ом-татсат», который означает Вишну, Верховную личность Бога. В 3 главе Бхагавад Гиты Кришна показал, что высшей целью является преданное служение Господу и ничто другое. В подтверждение этому мы цитировали труды великих ачариев прошлого, а также Веданту Сутру. Веданта Сутра предназначена для того, чтобы помочь понять суть процесса преданного служения ибо составителем и лучшим знатоком Веданты является сам Господь. Об этом рассказывается в 15 главе Бхагавад Гиты, целью каждого священного писания, каждой веды является преданное служение, так утверждает Бхагавад Гита. Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:03:56 Итак, в этой главе Господь Кришна рассказывает об отречении от материальной жизни. И в любой духовной традиции есть такое представление, что для того чтобы прогрессировать в духовной жизни человек должен хоть в какой-то степени отказаться от материальной. Есть множество примеров христианских святых, которые отрекались от мира, уходили в лес, чтобы заниматься духовной практикой. Рассказывают, что знаменитый Серафим Саровский много лет стоял в лесу на камне с поднятыми вверх руками. Смысл любой аскезы в том чтобы обуздать непокорные чувства, которые всегда стремятся к чувственным наслаждениям, разумеется многим это не нравится, они считают что духовная жизнь не должна зависеть от материальной и в каком-то смысле это так. Духовная жизнь трансцендентна, но мы с вами как обусловленные души не трансцендентны, мы привязаны к материи. Поэтому теоретическое утверждение о трансцендентности духовной жизни по отношению к материальной нам мало что дает. Как говорится, нельзя сидеть сразу на двух стульях. В чем смысл отречения, для чего оно нужно в духовной жизни, об этом пойдет речь в данной главе и сейчас мы продолжим читать комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:05:17 18 глава Бхагавад Гиты подводит итог всему сказанному в предыдущих главах. Цель жизни состоит в том чтобы отрекшися от всего материального подняться на трансцендентный уровень и выйти из под влияния гун материальной природы. Арджуна хочет уяснить разницу между двумя темами освещавшимися в Бхагавад Гите, отречением от объектов чувств и жизни в отречении саньясы. Поэтому он просит Кришну объяснить ему смысл этих двух понятий. Кришну называют [Хришикеша], что означает «повелитель чувств», он всегда готов помочь достичь преданному покоя ума, поэтому Арджуна просит Кришну подвести итог всему вышесказанному с тем чтобы он мог всегда оставаться в состоянии умиротворения, у него все ещё остаются сомнения, а сомнения сравнивают с демонами. Кришна является повелителем всех чувств и всегда готов помочь в этом непростом деле. Поэтому подобно тому, как Господь Кришна некогда убил могущественного демона Кеши, сейчас Арджуна просит Кришну уничтожить демона его сомнений. Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:06:33 Стих 2. Господь Верховная личность Бога сказал «Отказ от деятельности направленный на удовлетворение материальных желаний великие мудрецы называют жизнью в отречении, саньясой, а отказ от плодов всякой деятельности они именуют отречением или тьягой». Комментарий. Человек должен отказаться от деятельности ради её плодов, так предписывает Бхагавад Гита, вместе с тем следует продолжать заниматься деятельностью, которая поможет обрести духовное знание. В ведах описывается много методов жертвоприношений для достижения той или иной цели. Есть жертвоприношения, которые помогут человеку зачать благочестивого ребенка или подняться на райские планеты, однако мы должны прекратить жертвоприношения продиктованные материальными желаниями и совершать только те из них, которые дают возможность овладеть трансцендентным знанием. Это комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:07:45 Стих 3. Одни мудрецы говорят о том что необходимо ото всех видов кармической деятельности, как от греховных, а другие утверждают что человек никогда не должен прекращать совершать жертвоприношения и аскезы, а также заниматься благотворительной деятельностью. Комментарий. В ведах есть много утверждений, которые становятся предметом разногласий. Так, например, там говорится, что животных можно убивать во время жертвоприношений, но тем не менее некоторые люди считают убийство животных совершенно недопустимым. Хотя веды позволяют убивать животных, приносимых в жертву, на самом деле его нельзя считать убитым, потому что в процессе жертвоприношения животное получает новую жизнь, однако среди мудрецов нет единого мнения по этому вопросу. Одни из них говорят что не следует животных убивать вообще, а другие настаивают что убийство животных во время жертвоприношения является для них благом, поэтому Господь собирается разъяснить эти противоречивые мнения. Это был комментарий Бхактиведанты Свами.

00:09:00 И я от себя добавлю, что в этом стихе поднимается очень животрепещущийся вопрос об убийстве животных. Это действительно очень актуально, поскольку в некоторых духовных традициях считается что у животных нет души, поэтому их убийство не является грехом, это что-то вроде разрезания батона колбасы, но это заблуждение. Этот батон колбасы жалобно мычит, блеет, кудахтает, кричит, никак не хочет соглашаться на свою жалкую судьбу и веды однозначно утверждают, что животные так же как и люди обладают душой и у них имеются те же телесные функции, еда, сон, секс, оборона. Поэтому они по сути наши меньшие братья и мы не можем относится к ним как к неодушевленным предметам. После этого добавления мы продолжим читать стихи.

00:09:57 Стих 4. О лучший из бхарат, выслушай моё мнение о том что такое отречение. О тигр среди людей, в священных писаниях говорится о трех видах отречения. Комментарий. Несмотря на различие мнений по поводу того что такое отречение Кришна Верховная личность Бога навел здесь своё определение, которое следует считать наиболее авторитетным. В конце концов веды это своды законов установленные самим Господом и в данном случае он сам высказывает своё мнение, которое должно считаться окончательным. Господь говорит о трех видах отречения связанных с разными гунами материальной природы. Это комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупады.

00:10:46 Стих 5. От жертвоприношений, благотворительности и аскез никогда не следует отказываться ибо такая деятельность очищает даже великие души. Комментарий. Йоги должны действовать ради духовного развития общества, есть много методов помогающих человеку очиститься и встать на путь духовного развития. Одним из подобного рода жертвоприношений является свадебная церемония, которую называют виваха-ягия. Должен ли саньяси, который разорвав семейные узы ведет жизнь в отречении, участвовать в подобной церемонии, Господь говорит что от жертвоприношений несущих людям благо никогда не следует отказываться. Эта свадебная церемония призвана помочь человеку обрести спокойствие ума, что весьма благоприятно для духовного развития, поэтому даже ведущие жизнь в отречении должны рекомендовать большинству людей проводить церемонию виваха-ягии.

00:11:51 Саньяси запрещается общение с женщинами, но это не значит что молодой человек находящийся на более низкой ступени духовного развития не может взять себе в жены девушку в процессе свадебной церемонии. Все предписанные веды жертвоприношению призваны помочь людям достичь Верховной личности Бога, поэтому на начальных этапах духовного развития от них не следует отказываться. Точно также раздавая пожертвования мы очищаем своё сердце, как уже говорилось выше, если мы даем пожертвование достойному человеку это способствует нашему духовному прогрессу. Это комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:12:34 Стих 6. Все эти действия должны совершаться без привязанности к плодам и ожидания результатов, их следует выполнять только из чувства долга, о сын Притхи, таково моё мнение. Комментарий. Хотя все виды жертвоприношения очищают сердце человека, он не должен стремиться получать их плоды. Иными словами, необходимо прекратить жертвоприношение, предназначенное для достижения материального прогресса и совершать только те жертвенные акты, которые очищают сознание и поднимают нас на духовный уровень. Необходимо поощрять все что способствует развитию в людях сознания Бога. Шримад Бхагаватом также говорит что мы должны принимать любую деятельность ведущую к преданному служению Господу, такой высший критерий религии. Преданный Господа должен выполнять любую работу, совершать любые жертвоприношения и раздавать пожертвования благоприятные для преданного служения. Это был комментарий Бхактиведанты Свами.

00:13:42 Стих 7. Человек никогда не должен отказываться от выполнения предписанных обязанностей. Если под влиянием иллюзий он перестает их выполнять, то такой отказ от деятельности называется отречением в гуне невежества. Комментарий. Отказавшись от деятельности ради удовлетворения материальных чувств мы должны заниматься деятельностью, которая поможет нам подняться на духовный уровень, готовить пищу для Господа и предлагать ему, затем принимать её остатки. Говорится, что человек живущий в отречении не должен готовить для самого себя, перестав готовить для себя, он в то же время может готовить пищу для Верховного Господа. Аналогичным образом саньяси может проводить свадебные церемонии, если это поможет его ученикам развить в себе осознание Бога, поэтому отказ от подобных видов деятельности находится в гуне невежества. Это комментарий Бхактиведанты Свами.

00:14:42 Стих 8. Тот кто отказывается выполнять свои обязанности из-за причиняемых им беспокойств, из-за неудобств телу или чувства страха совершает отречение в гуне страсти, подобные действия никогда не помогут достичь совершенства отречения. Комментарий. Человек обладающий сознанием Кришны не должен бросать работу и лишаться источников дохода боясь что он занимается кармической деятельностью. Если работая, человек использует свои деньги в служении Господу или вставая рано утром развивает в себе трансцендентное Cознание Кришны, он не должен прекращать их занятия из страха что такая деятельность приносит много беспокойств. Подобное отречение находится в гуне страсти, всякая деятельность в гуне страсти приносит множество страданий. Тот кто отказывается от деятельности по указанным здесь причинам, никогда не получит блага от своего отречения. Это комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:15:50 Стих 9. О Арджуна, когда человек выполняет предписанные обязанности просто по необходимости разрывая все связи с материальным миром и освобождается от привязанности к плодам своего труда, то его отречение называют отречением в гуне благости. Комментарий. Человек должен выполнять свой долг в таком настроении, он должен действовать не испытывая при этом привязанности к результатам своего труда. Человек обладающий сознанием Кришны может работать на заводе, но при этом он не связывает себя с деятельностью этого предприятия, точно также как и с рабочими, которые трудятся рядом с ним. Он просто работает ради Кришны отдавая Господу результаты своего труда, он действует на трансцендентном уровне. Это комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:16:50 Стих 10. Разумный человек, находящийся в гуне благости не испытывает неприязни к неблагоприятной и не привязывается к благоприятной деятельности, действуя таким образом человек не ведает сомнений. Комментарий. Человек в духовном сознании также как и тот кто находится в гуне благости не испытывает неприязни к кому-то, к кому бы то ни было или к чему бы то ни было доставляющему беспокойство его телу. Он выполняет свои обязанности в надлежащем месте и в надлежащее время не страшась неблагоприятных последствий. Такой человек находится на трансцендентном уровне и является самым разумным среди людей не ведающим в своих действиях сомнений и колебаний. Это комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:17:43 Стих 11. Обусловленное живое существо никогда не сможет полностью отказаться от всякой деятельности, однако по настоящему отреченным называют того, кто отрекается от плодов своего труда. Комментарий. В Бхагавад Гите сказано, что живое существо не может находиться в бездействии поэтому истинно отреченным называют того, кто работая ради Кришны не наслаждается плодами своего труда, но все предлагает Господу. Очень многие последователи вед, ведической традиции не покладая рук трудятся в учреждениях, на предприятиях или в каком-то другом месте и отдают заработанные деньги на нужды общества. Эти возвышенные души являются истинными саньяси и ведут жизнь в отречении. Здесь ясно сказано как и для чего следует отказываться от плодов своего труда. Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:18:45 Наконец 12 стих, последний, который мы сегодня с вами прочитаем. Тому кто не достиг ступени отречения после смерти придется пожинать плоды своего труда, желанные, не желанные и смешанные. Те же кто ведет жизнь в отречении не будут ни наслаждаться результатами своей деятельности ни страдать от них. Комментарий. Человек обладающий сознанием Бога и действующий зная о своих взаимоотношениях с Господом всегда находится в освобожденном состоянии. Поэтому после смерти ему не придется наслаждаться результатами своей деятельности равно как и страдать из-за их последствий. Это был комментарий Бхактиведанты Свами.

00:19:33 И я от себя добавлю что смысл всего сказанного в последних стихах таков, что человек обладающий духовным сознанием и знающий о своих взаимоотношениях с Господом, всегда находится в освобожденном состоянии. То есть он не испытывает материальных реакций на свои поступки, которые привязывают нас к материальному миру, он поднимается над двойственностью добра и зла, хорошего и дурного, страдания и наслаждения и ощущает духовное блаженство. И после этого добавления мы на сегодня закончим читать стихи 18 главы Бхагавад Гиты и сейчас я приглашаю вас звонить нам, писать на наш сайт.

00:20:18 [Ведущая]: Итак дорогие радиослушатели давайте продолжим, прямой эфир с Владимиром Георгиевичем Критским. На текущий момент у нас будут ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Владимир Георгиевич, вы все ещё с нами?
[Критский В. Г.]: Да, конечно.
[Ведущая]: Отлично, итак я зачитываю первый вопрос. Расскажите пожалуйста о вайшнавизме, что общего между лекциями Олега Геннадьевича и вайшнавизмом? Я не смогу услышать этот эфир, пожалуйста зачитайте, если нет. Вот такой вот вопрос от Алексея. Что общего между лекциями Олега Геннадьевича и вайшнавизмом?

00:20:57 [Критский В. Г.]: Спасибо за ваш вопрос Алексей, он как вы видите звучит в эфире. Олег Геннадьевич читает лекции на тему аюрведы, психологии семейных отношений, все эти разделы ведического знания есть в различных дополнительных ведических произведениях, они называются упо-веды или дополнительные веды. Основные веды вы наверняка слышали, об этом не раз рассказывалось, 4 основных веды это брик-веда, яджур-веда, сама-веда, тарва-веда и также 18 пуран, из них 6 пуран находятся в гуне благости, а также специально записанные для данной эпохи Махабхарата и мы с вами изучаем Бхагавад Гиту, которая является главным, центральным моментом, центральной частью Махабхараты. Бхагавад Гита также называется, называют её квинэссенцией всех панишад, а у панишад это философские тексты которые прилагаются к ведам, ведическим произведениям, то есть они относятся к основному разделу шрути.

00:22:15 Веды называют шрути, это считается как бы изначальное знание данное самим Всевышним Господом, а пураны и Махабхарату называют смрити, то есть это писание мудрецов, которые поясняют, как-то комментируют ведическое знание. Так вот в дополнение к ведам, в каждой веде есть своя упа-веда и вот среди этих упа-вед есть аюрведа, есть астрология, есть васту шастра и таким образом эти ведические произведения помогают применять ведическое знание в практической жизни. И вот как можем понять, наиболее важным практически считалась в ведической культуре это во-первых аюрведа, то есть медицина, астрология, то есть как нам понять свою судьбу и что нас ожидает и как вообще понять то что с нами происходит. Также васту шастра это можно сказать архитектура, искусство строительства и как устраивать своё жилье чтобы оно было благоприятным для нашей жизни.

00:23:23 Ну и есть также другие, менее популярные ведические произведения, там их достаточно много, например данурведа [неразборчиво] и так далее. То есть в целом веды, ведическое знание называют необъятным океаном знания, в принципе веды дают ответы на все вопросы. Ну и, так сказать, чем мы с вами занимаемся в Бхагавад Гите это действительно одно из главных произведений вайшнавской традиции. Вайшнавская традиция считается квинтэссенцией всего ведического знания и произведения, которые относятся к вайшнавской традиции, так называемые бхакти-шастры, это в первую очередь Бхагавад Гита, затем Шримад Бхагаватам или Бхагавата Пурана, затем Шришапанишад, главный из 108 у панишад ну и ещё Брахма Самхита. То есть их очень не много, поскольку вайшнавская традиция это фактически традиция преданного служения Верховной личности Бога является сутью квинтэссенции всех произведений и по сути во всех ведах как вот в комментариях писал Бхактиведанта Свами, целью является преданное служение, но для тех людей которые пока к этому не готовы им дается возможность расти, духовно совершенствоваться через другие произведения.

00:24:52 Вот в том числе аюрведу, что естественно вероятно самая популярная из вот этих дополнительных ведических произведений, ну там астрологию и так далее, в том числе между прочим сюда относится камасутра. Некоторые думают, что камасутра это искусство сексуальной жизни, но на самом деле там это не главное, это скорее искусство счастливой семейной жизни, взаимоотношений между мужем и женой и очень важной частью в камасутре являются так сказать морально-этические наставления, которые также поднимают человека до уровня гуны благости и помогают ему прийти к бхакти, то есть к преданному служению. Вот так я могу ответить на этот вопрос, что различные дополнительные ведические произведения готовят человека к тому чтобы он стал на путь преданного служения, то есть на путь вайшнавской традиции.

00:25:51 [Ведущая]: А я зачитаю второй вопрос. Он пришел двумя письмами и не очень понятно как бы вся суть, но может быть Владимир Георгиевич вы поймете. Трудиться и отдавать деньги, по-моему это уже было при социализме и развалилось. И ещё одна такая строчка в письме пришла со знаками вопроса, походит на поддержку иерархических церковных аппаратов.
[Критский В. Г.]: Я не знаю в отношении иерархических церковных аппаратов, сразу скажу, но что касается собирать деньги, мне не совсем понятно. Вы что платите за то что вы слушаете вот эфир радио Аюрведа, мне кажется вы тут как-то что-то здесь напутали, потому что это как раз бескорысная благотворительная деятельность, чем занимается Олег Геннадьевич и его сотрудники. Это люди ну в каком-то смысле, я извиняюсь за громкое слова, святые, которые посвятили свою жизнь служению другим, это не имеет ничего общего со сбором денег, тут скорее как раз раздача милостыни. В произведениях посвященных Господу Чайтанье Махапрабху, потому что мы следуем традиции которую оставил Господь Чайтанья, он жил 500 лет назад и он считается самым милостивым воплощением Бога в данную эпоху.

00:27:18 Про него говорится что он подобен царю, который щедро раздает свою казну, вот ведическое знание это как бы бесценный дар, который вы не купите ни за какие деньги. Но Господь Чайтанья вот этот дар сокровенный, сокровище ведического знания, раздавал всем свободно, ну он это делал впрямую в Индии, он там жил и проповедовал много лет, путешествовал по Индии. А его последователи и в том числе наш учитель Бхактиведанта Свами Прабхупада выехал за границы Индии и стал распространять вот это бесценное сокровище по всему миру. Поэтому я не понял ваш вопрос о каких сборах денег и связи с социализмом вы тут нашли. Может вы уточните и пришлете уточнение к своему вопросу.

00:28:11 [Ведущая]: Есть ещё вопрос. Есть ли убийство животных в других духовных традициях?
[Критский В. Г.]: Да, практически во всех духовных традициях в христианской и мусульманской в писаниях говорится о том что при определённых обрядах приносят в жертву животных. И, например в христианской традиции это есть в Библии в Ветхом Завете, принесение в жертву различных животных. Я на эту тему беседовал с одним мусульманским священником. Почему с мусульманским? Потому что христиане сейчас это прекратили, то есть мы не знаем чтобы в какой-то современной христианской традиции ещё сохранилось оно реально. Вот где-то в каких-то храмах это принесение в жертву животных, возможно это было во времена Иисуса Христа, но сейчас современные христиане поняли и совершенно правильно, что все эти жертвоприношения не для современной эпохи, не для Кали-Юги.

00:29:22 В современную эпоху Кали-Югу главным жертвоприношением является раздача, то есть милость, которую святые личности раздают обусловленным душам, что собственно демонстрировал сам Иисус Христос и последователи собственно всех духовных традиций. Единственное где они сохранились, насколько я знаю, в мусульманской традиции и по поводу мусульманской традиции я скажу несколько слов, поскольку у меня был один знакомый священник, который родился вот именно в такой семье и он рассказывал очень интересные детали, что такое правильное принесение в жертву животных. Он рассказывал что по Корану священник, который приносит в жертву, ну они там могут приносить в жертву козла, барана, каких-то животных, должен так аккуратно перерезать как бы горло жертве, чтобы животное успокоилось, чтобы оно не испытывало страха и очень быстрым и таким ловким движением перерезать горло чтобы по возможности оно не мучилось. Более того, вот этот вот священник, мула, который совершает этот обряд должен смотреть в глаза животному.

00:30:53 То есть смотря в глаза животному он видит как уходит его жизнь и он много лет совершал вот эти обряды, то есть он приносил в жертву различных там козлов, баранов и других животных и через какое-то время он это прекратил. И мы с ним встречались в Индии, он приезжал в Индию и интересовался нашей ведической культурой, он читал там лекции и я с ним так познакомился, он прекратил это совершать, он понял что на самом деле целью вот этих жертвоприношений является, то есть принцип химсы не насилие, что искренний человек который приносит в жертву животных, должен в конце концов убедиться что животные тоже живые, что у них есть душа и он должен прекратить вот эти вот акты, как неоправданное насилие.

00:31:52 Вот такой интересный итог был моих бесед с ним, что если священник совершает вот эти жертвоприношения животных по всем правилам Корана, то в конце концов он от них отказывается, он убеждается что это не просто какие-то куски мяса, это живые существа, личности которые испытывают страдание и у него собственно появляется сострадание, появляется желание прекратить вот эти все ненужные убийства. Вот это я могу рассказать небольшой опыт из моей жизни по поводу жертвоприношения животных.
[Ведущая]: Есть ещё одно письмо. Владимир Георгиевич, может ли женщина вести аскетичный образ жизни? Что об этом говорят веды?

00:32:41 [Критский В. Г.]: Спасибо. Женщина в принципе может вести аскетичный образ жизни, точно также как мужчины делятся по варнам, брахман и кшатри-вайши-шуды, точно так же и женщины. Если женщина родилась в семье брахманов и она имеет склонность вот к какому-то отречению от материальных удовольствий, она имеет право с разрешения своего мужа совершать какие-то аскезы. В ведической литературе есть знаменитый пример Савитри, которая спасла своего мужа Сатиавана, который был обречен на смерть, он по карме должен был умереть через год после своей женитьбы, свадьбы на Савитри. И Савитри зная об этом согласилась выйти за него замуж, она полюбила этого достойного юношу, очень честного и мудрого, он был царевичем, сыном царя которого изгнали из собственного царства, был лишен его царства. И она вышла за него замуж, они жили в лесу, в очень простых условиях, в каком-то там шалаше и когда осталось всего несколько дней до смерти Сатиавана она начала аскезу с разрешения мужа, так говорят веды.

00:33:58 Жена имеет право совершать какие-то аскезы только с позволения мужа, смысл в том что женщина так сказать, для нее это не так просто, она может быть иногда не в состоянии выполнять свои обязанности, поэтому требуется чтобы дал разрешение её муж. И вот она постилась полностью три дня и на третий день когда должен был умереть Сатиаван, она пошла вместе с ним в лес за дровами, хотя он уговаривал её остаться, естественно. И в какой-то момент Сатиаван стал терять сознание, упал, она взяла его на руки, положила голову себе на колени и она увидела что приближается какое-то существо. На самом деле это был Бог смерти Ямараджи и он извлек душу из тела Сатиавана и стал удаляться. Савитри последовала за ним, завязала с ним диалог и в своем очень смелом и мудром диалоге фактически победила Ямараджи и тот в благодарность вернул душу её мужу Сатиавану и тот собственно ожил. Вот это вот знаменитая история из ведической традиции и как раз я её привел потому что эта Савитри совершала аскезы с позволения своего мужа, вот такова ведическая культура.

00:35:27 [Ведущая]: Я зачитаю ещё один вопрос. Что значит отречение для современных людей западной культуры?
[Критский В. Г.]: Это хороший вопрос, потому что разумеется многое из того что мы узнаем из вед для современных людей не приемлемо и кажется просто не выполнимым многие принципы поведения для мужчин и для женщин. Поэтому, фактически ведическая традиция предусматривает что в наших практических действиях мы руководствуемся наставлениями духовного учителя. И Бхактиведанта Свами Прабхупада, который реально принес это ведическое знание всему западному миру, он дал принципы ведической культуры наиболее важные, наиболее существенные для нас и вот все вот различные нежелательные формы материальной деятельности он сформулировал в виде трех-четырех принципов: отказ от мясоедения, отказ от наркотиков, курения, интоксикации, отказ от азартных игр и отказ от незаконного секса.

00:36:40 То есть вот эти четыре принципа называются в ведах «столпами греха», то есть вся деградация современной культуры начинается вот с этих четырех вещей Еще раз их повторю – это употребление наркотиков, употребление мясной пищи, то есть фактически убийство животных, азартные игры и незаконные связи с противоположным полом. Разумеется, скажем, можно спросить в отношении библейских заповедей, не убей там, не прелюбодействуй, чти мать и отца своего, эти заповеди считаются само собой разумеющиеся. То есть, поскольку они признаются во всех традициях в христианской и мусульманской, то об этом Бхактиведанта Свами много не говорил, потому что западный мир в основном следует христианской или мусульманской традиции, поэтому эти вещи считаются известными, то что мы не должны совершать насилия по отношению к другим людям и на самом деле не только людям, но и животным как вот мы с вами говорили, не должен лгать, об этом очень много говорится в ведах, что мать-земля может вынести любой грех любого негодяя, но она не может вынести лжеца, который говорит ложь.

00:38:01 Говорится что в Кали-Югу единственное качество на которое можно ещё надеяться в людях, это правдивость. Четыре качества благочестивого человека это аскетизм, чистота, милосердие и правдивость, но предыдущие три качества теряются в Кали-Югу, остается только одно качество правдивость на которое ещё мы можем надеяться. То есть в ведической культуре, которая естественно содержит огромное количество предписаний самым главным и самым принципиальным вот эти четыре, которые сформулировал Бхактиведанта Свами Прабхупада, в дополнение к этим четырем принципам, которые можно условно назвать материальными чтоли принципами, касаются нашей материальной жизни. Духовные принципы это повторение имен Бога о чем говорится во всех священных писаниях в том числе и в ведах, что повторение имени Бога в этом темном веке ссор и разногласий нет иного пути.

00:39:06 Вот это вот уже самый, пожалуй, важный духовный принцип, который помогает кстати следовать и другим принципам, которые я перечислил, это то что мы должны помнить о Боге, мы должны понимать что весь этот мир появился не сам по себе, не в результате случайного взрыва, он создан высшим разумом и чего бы не имел человек в материальной жизни, чего бы он не достиг, всему этому придёт конец со смертью его тела. Поэтому, фактически, единственное что дает нам возможность надеяться на какой-то прогресс, на более благоприятное рождение, в конце концов на духовное освобождение это память о Боге и повторение его имен. Вот это вот основные принципы отречения, которые Бхактиведанта Свами сформулировал для современных людей.

00:40:04 [Ведущая]: Есть ещё один вопрос, Владимир Георгиевич. Что в ведической литературе написано о мусульманской религии и пророке Муххамеде? Для какой категории людей данная религия направлена?
[Критский В. Г.]: Ну непосредственно в ведической литературе ничего не написано потому что веды были записаны 5 тысяч лет назад, а Муххамед жил 1500 лет назад и то же самое в основных ведах в общем то нет не написано про Иисуса Христа, хотя в Бавишья-пуране, это пурана предсказаний говорится о пророке Исса, который будет проповедовать в западном мире среди шудов. То есть определённые намеки вот на Иисуса Христа есть в Бавишья-пуране. Что касается пророка Муххамеда, то я просто не в курсе, Бавишья-пурану я не читал и она в принципе конечно интересная очень, просто нужно послушать специальные лекции. Вот только на лекции, тоже в Индии, я слышал по поводу Иисуса Христа, что там делается предсказание о его явлении.

00:41:15 Теперь, что касается мусульман, то когда жил Господь Чайтанья Махапрабху в Индии 500 лет назад, то Индия тогда была под властью империи великих моголов, то есть мусульман. То есть, мы знаем каким образом происходили какие-то диалоги, дискуссии между последователями нашей традиции, учениками Чайтаньи Махапрабху и мусульманами. Об этом есть замечательное произведение Чайтанья Чаритамрита и кратко я могу рассказать что у Господа Чайтаньи были встречи с мусульманами и наиболее знаменита его встреча с Чанткази, когда он был ещё молодым человеком, женатым, он жил в Маяпуре и проводил там вот это движение воспевания святых имен Бога. Чанткази, который был правителем в этой провинции, ему нажаловались какие-то демоничные люди, он приказал своим стражникам прекратить это и разбить вреданки, такие барабаны большие индийские двусторонние.

00:42:30 И в ответ Господь Чайтанья не испугался, он собрал огромную толпу людей несколько тысяч человек, пришел к дому Чанткази, тот очень был напуган и Господь Чайтанья с ним беседовал, была такая философская беседа, то есть все кончилось мирно, без всяких беспорядков, без кровопролития. И в этой беседе Господь Чайтанья доказал Чанткази, что принципиальное учение Корана не отличается от вед. И кое-что я могу сказать на эту тему. В Коране есть такая глава, которая называется «Корова» и некоторые мусульмане говорят, что эта глава была ну как-то искажена, что на самом деле в этой главе «Корова» говорилось о важности коров, что корова является для нас второй матерью, то есть то же самое что говорится в ведах.

00:43:29 И вот 500 лет назад Господь Чайтанья беседовал с Чанткази и он убедил его и в конце концов он дотронулся до его тела и Чанткази ощутил прилив так сказать духовного экстаза и он поклонился и принял Господа Чайтанью в качестве своего учителя и после этого он стал сам последователем вишнавизма. Вот это вот знаменитый пример, который описывается вот в различных хрониках и биографиях Господа Чайтаньи и в [Боновадрипе] я там был несколько раз в паломничестве, до сих пор сохранилось место где похоронен Чанткази, его гробница, там растет знаменитое дерево боньян и это является местом паломничества, поскольку Чанткази стал преданным Господа и святым фактически и вторую половину жизни провел так сказать не как правитель-губернатор, а как святой человек. Он стал очень знаменитым и его потомки сохранили, они до сих пор как бы сказать живут и они как бы также очень уважают ведическую вайшнавскую культуру и это вот как бы дошло до наших дней. Вот то что я могу сказать, то что я знаю по поводу соотношения мусульманской традиции и вайшнавизма.

00:45:00 [Ведущая]: Есть ещё вопрос. Что в ведической литературе написано… ой пардон. Что в ведах говорят о вдовстве?
[Критский В. Г.]: Значит в ведической традиции считается что женщина всегда должна быть под защитой. В юности она под защитой отца, когда она выходит замуж она под защитой мужа, когда муж умирает или принимает отречение, саньясу, вот о чем как раз идет речь в этой главе, то женщина остается на попечении старшего сына или нескольких детей, если у него несколько детей. Как например в случае пандовов, вот мы знаем сюжет Махабхараты, где вдовой осталась царица Кунти. Ее муж, царь Панду, погиб достаточно молодым, она осталась вдовой. У нее было 5 детей, она всю жизнь их воспитывала и собственно она находилась на попечении, под защитой своих детей.

00:46:04 Теперь я скажу два слова по поводу воспитания, поскольку некоторые женщины приводят пример царицы Кунти, что царица Кунти воспитала пятерых сыновей. Чтоб не было таких заблуждений, будучи очень умной женщиной она прекрасно понимала, что даже самая разумная мать не сможет воспитать хорошего сына. Для того чтобы воспитать сына должен быть отец, то есть должен быть мужчина потому что женщина не может дать, как сказать, сыну мужские качества, если это нормальная женщина. Поэтому она нашла для своих сыновей достойных учителей, их воспитывали учителя Крипа Ачария Дурана Чария и вот они фактически заменили парандаван отца. Это маленькое добавление вот по поводу знаменитого эпизода их Махабхараты, что Кунти находилась под опекой своих сыновей и пандовов.

00:47:03 [Ведущая]: Есть ещё один вопрос. Как определить свой духовный уровень? Имеет ли значение к духовности ясновидение и знание о своей жизни все наперед? При том что вижу будущее не только свое, но и других людей. Как можно развить свой разум, духовность и чистоту мыслей? С уважением, Матвей.
[Критский В. Г.]: Ну, уважаемый Матвей, понимаете, в Бхагавад Гите Кришна говорит, что мне ведомо все прошлое, настоящее и будущее. В ведах говорится что ни один человек не может видеть будущее. Прошлое до какой-то степени могут раскрыть опытные астрологи, но в отношении будущего возможно что вы ошибаетесь. Конечно какие-то вещи можно предсказать на основании логика, здравого смысла, если вы знакомы с астрологией, то по качествам человека вы можете примерно определить судьбу, что ему на роду, так сказать, написано. Но проблема ещё одна в том что когда человек приходит к Богу, то весь его гороскоп меняется.

00:48:10 То есть даже если вы очень опытный астролог и можете предсказать дату смерти человека, вы ничего не сможете предсказать в отношении человека, который начал духовный путь служения Господу. Это объективный факт, который подтверждается всеми авторитетами, в том числе и в астрологии. Поэтому ваше ясновидение конечно не плохо, но думаю оно ограниченно, вы не должны слишком к этому привязываться и в любом случае духовный прогресс не возможен без гуру, без духовного учителя. Поэтому вы должны найти достойного духовного учителя, авторитетного, который принадлежит к авторитетной ученической преемственности, так сказать, парампаре и вот с ним вы уже будете решать вопрос о вашем духовном прогрессе, как вам действовать, как вам духовно совершенствоваться. Так вот давать какие-то консультации в эфире, даже вас не зная, не видя очень трудно, невозможно, по крайней мере для меня, для моего уровня. Может для какой-то святой личности, которая видит на расстоянии и может давать какие-то советы это возможно, но не для меня. Так что так я могу ответить.

00:49:33 [Ведущая]: Пришел ещё один вопрос и я вам его, Владимир Георгиевич, пересылаю, также Матвей его написал. В ведах говорится о том, что если ребенок родился с бельмом на глазу, правом, что бы могло это значить?
[Критский В. Г.]: Я не знаю.
[Ведущая]: Это что-то в прошлой жизни, однозначно.
[Критский В. Г.]: Очевидно, что это карма, что это грехи из прошлой жизни, это вот единственное что можно сказать. Но опытный астролог может сказать, что что-то было связано именно со зрением, что может быть этот ребенок в прошлой жизни кому-то испортил зрение. Я слышал такие астрологические расшифровки гороскопов, но это вот моё ограниченное представление, это нужно спрашивать у человека более квалифицированного.

00:50:31 [Ведущая]: Я также слышала такой момент, не знаю насколько авторитетно говорили, что если в прошлой жизни человек не хотел видеть правды или каких-то обстоятельств, которые реально происходили, то в следующей жизни ему закрывается зрение, также происходит со слухом и какими-то чувствами.
[Критский В. Г.]: Очень интересный момент, что если человек не использует свои чувства для духовного блага, то он может их лишиться.
[Ведущая]: Да, вот такой вот момент я слышала и про зрение и про слух. Ну что посмотрим есть у нас ещё вопросы или нет. Спасибо, пишет Матвей, на почте у меня тоже вопросов пока нет, я думаю что сегодня подведем итог нашей передачи. Вопросы были, были интересные вопросы, а также была очень интересная лекция по 18 главе. Владимир Георгиевич напомните пожалуйста нашим радиослушателям чтобы они могли может быть ну вдруг в свободную минуту от суеты открыть Бхагавад Гиту и ещё раз прочесть 18 глава с 1…
[Критский В. Г.]: По 12 стих мы сегодня прочитали и следующий раз начнем с 13.
[Ведущая]: Отлично. Вот и замечательно, ну пожалуйста не упустите такой возможности, загляните в эту замечательную, удивительную, просто сказочную книгу. Ну там очень глубокие знания, несмотря на то что я сказала она сказочная. Спасибо большое, Владимир Георгиевич, до новых встреч на следующей неделе.
[Критский В. Г.]: Спасибо вам. До свидания.

транскрибирование: Игорь Витюгин | 27 January 2013