Глава 17 стихи 1-10

Аюрведа радио - 21 November 2008
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:49:01 | качество: mp3 24kB/s 8 Mb | прослушано: 78 | скачано: 201 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:07 [Ведущая]: Добрый день, дорогие радиослушатели. Удивительная композиция группы Gregorian “Moment of Piece”, какая чудесная музыка, я её так люблю. Жалко было прерывать, но тем не менее все равно. Мы начинаем прямой эфир, а сегодня с нами по прежнему Владимир Георгиевич Критский, пятница, 15.00. Мы продолжаем «Обзор различный систем йоги по Бхагавад Гите», а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии, так что пожалуйста не стесняйтесь, присылайте вопросы в чат по скайпу, он у меня всегда активен, а также на наш почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru, если вы прослушали эфир в записи, присылайте всё равно свои вопросы, мы будем им рады. Владимир Георгиевич, здравствуйте.

00:00:51 [Критский В. Г.]: Итак, дорогие друзья, мы с вами начинаем очередную передачу из цикла «Обзор систем йоги по Бхагавад Гите» и в прошлый раз мы закончили изучать 16 главу под названием «Божественные и демонические натуры». И последний стих, который мы прочитали был 24. Господь Кришна сказал «Поэтому следуя указаниям священных писаний, человек должен понять что ему надлежит делать, а что нет. Изучив правила и предписания, он должен действовать так, чтобы с течением времени достичь совершенства». И сегодня мы начнем 17 главу, которая называется «Разновидности веры» и в комментарии к первому стиху Бхактиведанта Свами Прабхупада даст краткий обзор предыдущей главы, поэтому я не буду повторять. Название главы очень интересное, я думаю что многие люди задавали себе вопрос, почему в мире существует так много вероисповеданий. Более того для атеистов такое обилие религиозных путей является главным аргументом, подтверждающим их наивную веру, что Бога не существует.

00:02:04 Если Бог един, то казалось он должен был дать единый путь. Это в принципе правильно, Бог един и путь религий по большому счету также един, но в зависимости от уровня сознания людей, он также находится на различных уровнях благости, страсти, невежества. Мы уже говорили в предыдущих передачах, что духовное знание не просто вера, а глубокая наука, которая доступна человеку высоких моральных принципов. Существование Бога-творца довольно очевидный факт и доказательств этому мы видим вокруг большое множество. Но это пока теоретически, для того чтобы выбрать ту или иную религию вы должны сделать выбор, который зависит от уровня нашего сознания. Можно привести такой пример. Хотя математика единая наука, но студенты в зависимости от уровня изучают либо арифметику, либо алгебру, геометрию, высшую математику и так далее. Таким образом наш выбор той или иной веры зависит от уровня нашего сознания и об этом будет идти речь в данной главе.

00:03:13 Стих 1. Арджуна спросил «О Кришна, каково положение тех, кто не следует предписаниям священных писаний, но придумывает собственные методы поклонения Господу? Под влиянием какой гуны, благости, страсти или невежества они находятся?» Комментарий. В 16 главе был сделан вывод о том, что человек, который не следует предписаниям священных писаний является демоном, а тех кто неукоснительно выполняет эти указания называют полубогом. Каково положение тех кто следует правилам не установленных в священных писаниях? Арджуна просит Кришну разъяснить его сомнения, если люди провозглашают Богом одного из себе подобных и поклоняются ему с верой и преданностью, то в какой гуне благости, страсти или невежестве они находятся? Смогут ли они таким образом достичь духовного совершенства? Вот такие вопросы Арджуна задает Кришне в этом стихе. Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:04:24 Стих 2. Господь Верховная личность Бога ответил «В зависимости от гун материальной природы, под влиянием которой находится обусловленная душа, её вера может быть трех видов: благости, страсти или невежества. Услышь же теперь об этом». Комментарий. Те, кто знакомы с правилами и предписаниями священных писаний, но из-за лени прекращают им следовать, находятся под влиянием гун материальной природы. В соответствии со своей прошлой деятельностью совершенной в благости, страсти или невежестве они приобретают определённые черты характера. Обусловленное живое существо с незапамятных времен взаимодействует с разными гунами, попадая в материальный мир оно сразу приобретает определённый склад ума, который определяется влиянием этих гун. Однако человек может изменить свою природу, общаясь с истинным духовным учителем и следуя предписаниям священных писаний. Постепенно он поднимется с гуны невежества и страсти на уровень гуны благости. Таким образом слепая вера в той или иной гуне материальной природы не поможет человеку достичь высшего совершенства, поэтому действуя под руководством духовного учителя и опираясь на разум человек должен досконально изучить природу вещей, тогда он сможет подняться на уровень гуны благости. Комментарий Бхактиведанта Свами.

00:06:00 Стих 3. О сын Пхараты, находясь под преобладающим влиянием одной из гун материальной природы, человек приобретает соответствующий тип веры. Говорится что вера живого существа определяется характером гун которая оказывает на него влияние. Комментарий. Каждый человек, кем бы он ни был обладает определённым типом веры, но в зависимости от природы живого существа, его вера относится к гунам страсти, благости или невежества. Тип веры определяет также круг нашего общения, необходимо понять что каждое живое существо по своей природе является отделенной частицей верховного Господа. Поэтому оно изначально трансцендентно ко всем материальным гунам, но когда живое существо забывает о своих взаимоотношениях с Верховным Господом, оно входит в контакт с материальной природой и попадает в обусловленное состояние, при этом оно занимает положение определяемое его взаимодействием с разными гунами. В результате оно начинает жить на материальном уровне и искусственно создает себе веру, которая является также материальной.

00:07:17 Но какими бы представлениями не руководствовался человек, какой бы ни была его концепция жизни, изначально его природа трансцендентна, поэтому ему нужно очиститься от материальной скверны восстановить своё взаимоотношение с Всевышним. Единственный путь домой, на котором живое существо не ведает страха, это сознание Бога. Тот, кто развил в себе сознание Бога и Cознание Кришны обязательно достигнет высшей ступени совершенства. Если же человек отказывается ступить на путь духовного самосознания, он так и останется во власти трех гун материальной природы. Изначально вера возникает из гуны благости, человек может верить в какого-то полубога или в Бога созданного людьми, или в творение своего ума. Сильная вера должна привести человека к деятельности в гуне материальной благости, но в материальной обусловленной жизни ни одно действие не является абсолютно чистым, в нём всегда есть те или иные примеси. В материальном мире нет чистой благости. Чистая благость трансцендентна к материальному миру и только на этом уровне живое существо может осознать истинную природу Верховной личности Бога. Пока наша вера не находится в чистой благости целиком и полностью, она всегда будет осквернена влиянием материальных гун. Таким образом в материальном мире существуют различные типы веры, лежащие в основе религиозных систем. Истинная религия и вера находится в гуне чистой благости, но поскольку сердца людей не чисты, они исповедуют разные религии, следовательно различные типы веры определяют разные формы и методы поклонения Богу. Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупада.

00:09:10 Стих 4. Люди в гуне благости поклоняются полубогам, те кто находятся в гуне страсти поклоняются демонам, а те кто покрыты гуной невежества поклоняются духам и приведениям. Комментарий. В данном стихе Верховный Господь говорит о разных формах поклонения определяющихся внешними факторами. В писаниях сказано что единственным объектом поклонения является Верховная личность Бога, но те кто не знает предписаний вед или не следует им, избирают другие объекты поклонения в зависимости от того под каким влиянием гун они находятся. Люди в гуне благости как правило поклоняются полубогам, Брахме, Шиве и другим, преследуя ту или иную цель. Аналогичным образом, те кто находится под влиянием гуны страсти поклоняются демонам. Во время Второй мировой войны один человек в Калькутте поклонялся Гитлеру, потому что нажил на войне огромное состояние, занимаясь махинациями на черном рынке. Люди в гунах страсти и невежества обычно боготворят какую-нибудь великую личность, они считают что любому человеку можно поклоняться как Богу и достичь того же результата.

00:10:33 В этом стихе ясно сказано, что люди в гуне страсти создают себе Богов, поклоняются им, а те кто находится в гуне невежества или тьмы, поклоняются духам умерших, некоторые из них поклоняются могилам мертвецов. Обряды поклонения связанные с сексом также относятся к гуне невежества, эти люди на самом деле не поклоняются Богу, поклоняться Богу могут только те, кто поднялись на трансцендентный уровень чистой благости. Шримад Бхагаватом в 4 песне сказано, находясь на уровне чистой благости человек поклоняется Верховной личности Бога Кришне. Иными словами, тот кто полностью очистился и выйдя из под влияния материальных гун достиг трансцендентного уровня становится достойным того чтобы поклоняться Верховной личности Бога. Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:11:33 Стихи 5-6. Тот кто совершает суровые аскезы и дает обеты не рекомендованные священным писанием делает это из гордости или эгоизма, кем движет вожделение и привязанность, кто по глупости истязает своё материальное тело и находящуюся в нём сверхдушу, относится к категории демонов. Комментарий. Некоторые люди совершают аскезы и дают обеты не рекомендованные в священных писаниях. Там, например, ни слова не говорится о голодании с целью достижений материальных целей, например политических. Веды рекомендуют поститься чтобы достичь духовного прогресса, а не политической или иной материальной цели. Согласно Бхагавад Гите, те кто совершают подобные аскезы относятся к категории демонов, их действия противоречат предписаниям вед и никому не приносят блага. В действительности такими людьми движет гордость, ложный эгоизм, вожделение и стремление к материальному удовольствию. Такие аскезы не только наносят ущерб материальному телу, но и тревожат находящуюся там Верховную личность Бога, как параматму или верховную душу.

00:12:51 Голодание по политическим мотивам причиняет много беспокойства окружающим людям и является не авторитетным, поскольку оно не рекомендуется в ведах. Люди с демоническим складом ума думают что подобными методами они вынудят противника уступить их требованиям, но порой такие голодовки заканчиваются смертью. Верховный Господь не одобряет подобные действия и называет тех кто их совершает демонами ибо их действия противоречат указаниям священных писаний. Каждый здравомыслящий человек должен следовать предписаниям вед, те же кто пренебрегают ими, сами придумывают для себя аскезы покаяния. В результате они жизнь за жизнью вынуждены оставаться демонами, лишенными знания о своих взаимоотношениях с Верховной личностью Бога. Если же такому человеку посчастливиться встретить на своем пути духовного учителя, который поведет его дорогой ведической мудрости, он сможет вырваться из материального плена и достичь высшей цели жизни. Это комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупады.

00:13:58 Стих 7. Даже пища, которую употребляют люди, делится на три вида в соответствии с тремя гунами материальной природы, то же самое касается жертвоприношений, аскез и благотворительности, сейчас я тебе расскажу о различии между ними. Комментарий. В зависимости от их положения в гунах материальной природы выделяют различные виды пищевых продуктов, жертвоприношения, аскез и благотворительной деятельности. Все они принадлежат к разным уровням. Тот кто проанализировав различные виды деятельности может определить в каких гунах природы они находятся, действительно обладает знанием. Некоторые проповедники заявляют, что человек может делать все что угодно и при этом достичь совершенства. Однако эти глупые пастыри действуют в разрез с указаниями священных писаний, они придумывают собственные пути духовного развития и сбивают с пути неискушенных людей. Комментарий Бхактиведнта Свами.

00:15:07 Стихи 8-10. Пища, которая нравится людям находящимся в гуне благости увеличивает продолжительность жизни, очищает сознание, прибавляет силы, здоровье, приносит счастье и удовлетворение. Это пища сочная, маслянистая, полезная и приятная сердцу. Чрезмерно горькая, кислая, соленая, горячая, острая, сухая и горелая пища нравится людям находящимся в гуне страсти, она является источником горя, страданий и болезней. Пища приготовленная более чем за 3 часа до употребления, безвкусная, старая, протухшая, остатки пищи которую ели другие и нечистая пища нравится тем кто находится в гуне невежества. Комментарий. Пища должна увеличивать продолжительность жизни, очищать ум и прибавлять силы, это её единственное предназначение. В прошлом великие мудрецы определили те продукты, которые укрепляют здоровье и увеличивают продолжительность жизни, молоко, молочные продукты, сахар, рис, пшеница, фрукты и овощи. Все они особо нравятся тем, кто находится в гуне благости.

00:16:30 Некоторые продукты, например печеная кукуруза, черная патока не особо вкусны сами по себе, но становятся вкусными в сочетании с молоком и другими продуктами, тогда они тоже относятся к гуне благости. Все эти продукты чисты по природе, они разительно отличаются от оскверненной пищи, такой как мясо и вино. Пища богатая маслом о котором упоминается в 8 стихе не имеет ввиду жиров полученных в результате убийства животных. Жиры животного происхождения содержатся в молоке, самом чудесном из всех продуктов. Получая животные жиры из молока, масла, сыра и других молочных продуктов мы избавляемся от необходимости убивать невинных животных. Цивилизованные люди получают необходимые им жиры из молока, а убийство животных допустимо только среди людей низшего уровня культуры. Белок в изобилии поступает в организм из гороха, бобов, цельной пшеницы и других продуктов.

00:17:37 Пища в гуне страсти слишком горькая, соленая, горячая или сильно сдобренная перцем вызывает уменьшение в желудке слизи, что ведет к различным заболеваниям. В гуне невежества находятся главным образом не свежие продукты, любая пища приготовленная более чем за 3 часа до употребления, кроме пищи предложенной Господом, является пищей в гуне тьмы. Разлагаясь, такая пища создает неприятный запах, который привлекает людей в гуне невежества и вызывает отвращение у тех, кто находится в гуне благости. Остатками пищи можно питаться только в случае, если эта пища была предложена Верховной личностью Бога или её ел святой человек, в особенности духовный учитель. В противном случае остатки чьей-то пищи находятся в гуне невежества и являются источником инфекционных заболеваний. Такая пища привлекает людей в гуне тьмы, но не приятна людям в гуне благости, которые никогда к ней не прикоснуться.

00:18:43 Самой лучшей пищей является та, что была предложена Верховной личностью Бога. В Бхагавад Гите Верховный Господь говорит, что он принимает блюда приготовленные из овощей, молока и муки, которые были предложены ему с любовью и преданностью. Разумеется наша любовь и преданность это главное что принимает Господь, однако такая пища должна быть приготовленной в соответствии с определёнными правилами. Любая пища приготовленная согласно указаний священных писаний и предложенной Верховной личности Бога годится для употребления даже если она была приготовлена заранее ибо эта пища трансцендентна. Итак, чтобы сделать пищу чистой, съедобной и удовлетворяющей вкусы всех людей её необходимо предложите Верховной личности Бога. На этом я думаю закончить читать Бхагавад Гиту, значит мы сегодня закончили 10 стихом и в следующий раз продолжим с 11. Теперь я приглашаю вас звонить, писать на наш сайт и задавать вопросы, напоминаю что в эфире передача «Обзор систем йоги по Бхагавад Гите».

00:19:55 [Ведущая]: Итак дорогие радиослушатели давайте продолжим наш прямой эфир, удивительный прямой эфир с Владимиром Георгиевичем Критским. У нас только что был закончен обзор различных систем йоги по Бхагавад Гите, ну а сейчас ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Владимир Георгиевич, у нас есть 4 вопроса от двух самых любопытных слушателей, я начинаю их зачитывать.
[Критский В. Г.]: Давайте.
[Ведущая]: Меня интересует мнение людей, которые живут по ведическим принципам, эти принципы наиболее мне близки, но пока что я вижу что жить по этим принципам не так легко и нелегко выйти из под влияния гун невежества и страсти. Если более конкретно сформулировать вопрос, то как можно сопоставить уважительное отношение ко всем религиям в целом и знанием их концепций, устройства Вселенной и теми конкретными отличиями которые между ними есть и ведами соответственно. Существует. А ведь каждая религия утверждает что их принципы это истина, когда я христианам рассказываю о ведах и о противоречиях в Библии, они даже не хотят слушать и называют это ересь. Как известно, только малая часть истинно верующих достигла такого уровня, чтобы уважать другую религию, кроме своей. Спасибо, вопрос Кирилл прислал.

00:21:15 [Критский В. Г.]: Да, спасибо Кирилл. Я согласен с вами, что нужно уважать любую религию, об этом говорится в писаниях, что действительно не смотря на отличия и несмотря на какие-то кажущиеся противоречия, любой духовный путь заслуживает уважения, хотя строго говоря не все они авторитетны. Вот например, если вы помните в 4 главе Бхагавад Гиты Кришна рассказывает о принципе передачи духовного знания через систему парампары. То есть, авторитетное духовное знание передается по цепи преемственности духовных учителей и одним из главных критериев истинности религии это сохранено ли в данной традиции вот эта вот преемственность. Если вы так сказать живые представители этой традиции, которой получили знание от своего учителя, а тот получил от своего учителя и так далее.

00:22:22 Если вы откроете Бхагавад Гиту, то в ней в самом начале, по моему после предисловия, приводится цепь ученической преемственности вот нашей традиции, которая называется [брахма-матхва-гудия-сампрадая] поскольку она проходит через личности, через брахму, это Бог-творец как вы знаете там Матхава-чария, это последователи Господа Чайтанья о котором я рассказывал и так далее. В ней там указывается 32 или 33 личности, реальных, живущих, самый последний Бхактиведанта Свами Прабхупада, вот то есть это учитель, который не так давно жил, ходил по Земле, он был даже в Москве в 1971 году и он здесь оставил ученика и у него было около 5000 учеников по всему миру. И, собственно, мы сейчас учимся у его учеников и у самого Прабхупады через его книги и действительно мы видим что это знание очень глубокое, очень мудрое, авторитетное и в конце концов оно очень реально, очень практично.

00:23:37 Мы в своей жизни пользуемся принципами, которые мы узнаем из духовного знания и убеждаемся что они работают. Здесь как бы есть разные критерии истинности, с одной стороны у нас есть теоретическая, философская критерии, вот этот принцип преемственности духовных учителей, с другой стороны у нас есть практические какие-то принципы насколько данная система духовного знания помогает вам жить. Но я вполне понимаю что это вопрос не простой и в стране где преобладает христианское вероисповедание, особенно православие, то в любом случае если человек имеет какие-то обеты, он был с детства православным, его родители были православные, то ему естественно следовать той же самой вере и на самом деле принципиальных противоречий нету. А скажем в моем случае, у меня не было никакой веры, у меня родители были атеисты и я искал какого-то духовного знания, я много лет этому посвятил и в конце концов нашел Бхагавад Гиту, начал её изучать, это было почти 30 лет назад. Вот, и поэтому я как бы не считаю себя связанным какими-то обязательствами перед христианством, я просто благодарен Иисусу Христу за то что вот по его милости я нашел источник авторитетного знания, потому что у меня всегда было огромное уважение, почтение к Иисусу Христу, я читал Библию и не один раз, особенно Новый Завет.

00:25:17 И как я уже говорил, я неоднократно цитирую, собственно, какие-то наставления Иисуса Христа из Нового Завета, из 4 Евангелие. Ну я понимаю как бы проще это сказать, чем реально исполнять, я могу только посоветовать что не нужно пытаться переубеждать людей. Вот вы тут пишите что когда я рассказываю христианам о ведах и о противоречиях в Библии, они не хотят слушать, называют это ересью. Понимаете, это немножко не тактично пытаться перетащить людей в свою веру, называется прозалитизм. Если человек уже нашел какой-то духовный путь, следует ему и Слава Богу, его нужно благословлять. Если человек не удовлетворен своим духовным путем он сам будет искать и он найдет, что-то найдет, какого-то духовного учителя, найдет священные писания и он предпримет какие-то усилия.

00:26:20 Если люди к вам обращаются и спрашивают что-то, можете им ответить, рассказать о ведической традиции, но так самому навязываться и проповедовать верующим людям не стоит, я вам это не советую делать и это как бы не красиво с этической точки зрения, это не соответствует принципам священных писаний, на самом деле в ведах об этом говорится, что мы не должны критиковать другие священные писания и другие духовные традиции, даже если мы считаем что они менее совершенны, не высокого уровня и так далее. Все равно, человек нашел какой-то духовный путь и он идет и пускай идет. Если он интересуется, если у него есть как бы духовный поиск, он к вам обращается, то естественно можете ему ответить, рассказать, но другим набиваться не стоит, это не деликатно. Духовные знания это слишком тонкий и деликатный процесс и здесь должна быть определённая такая культура. Вот так я могу ответить на ваш вопрос.

00:27:30 [Ведущая]: А я зачитаю второй вопрос Кирилла. Он пишет, Владимир Георгиевич, единственный объект поклонения Верховная личность Бога, как же тогда быть с одной из мощнейших мировых религий, христианством. Ведь там Иисуса называют Господом и будет ли когда-то на Земле единая истинная религия? Что об этом говорят веды?
[Критский В. Г.]: Веды тоже называют Иисуса Христа Господом. Господь значит господин, Иисус Христос был великим учителем, великим преданным Господа, поэтому несомненно он Господь. Но существует Верховная личность Бога, поэтому Прабхупада ввел этот термин Верховная личность Бога. Кто является изначальной личностью? С чего начинаются веды, я вам цитировал Сутру с чего начинается там Брахма-самхита, то есть по сути все ведические произведения с этого начинаются, что существует изначальная высшая абсолютная истина, которая имеет три аспекта и высшим аспектом является Верховная личность Бога. Я в вашем предыдущем вопросе ещё пропустил один момент, который может быть я сейчас попытаюсь дополнить. Вы пишите в самом начале, я отвечал на вторую часть, что меня интересует мнение людей которые живут по ведическим принципам, они мне близки, но я вижу что по ним жить не так то легко, выйти из-под гун страсти и невежества.

00:29:00 Это факт, никто и не говорит что это легко, что мы стремимся к духовному совершенству, даже достичь какого-нибудь материального совершенства и то не так просто, как работают там люди, бизнесмены, новые русские, чтобы заработать большие деньги они трудятся иногда без выходных. Но эта материальная деятельность не имеет особого смысла, она естественно позволяет достичь какого-то материального процветания, но не больше. В духовном отношении она не имеет смысла, потому что человек увлекается как бы не в ту сторону, он увлекается не тем что нужно, поэтому как вы помните в 3 главе Бхагавад Гиты Кришна говорит «Исполняй свои предписанные обязанности, это лучше чем бездействие». Без работы человек не может поддержать своё тело.

00:29:52 То есть Кришна не советует нам работать как вол, он советует исполнять свои обязанности, немножечко отстраненно, это наш долг, но все свои усилия, все свои потенции направить на главное, на достижение высшей цели жизни. Кто я по своей природе? Почему я страдаю? В чем высший смысл жизни? Вот ответ на эти вопросы человек должен найти, и когда он найдет, должен соответственно следовать тому пути который указывают авторитеты. Вот никто не говорит что это легко, но как говорится тут нет речи о легкости. Легко жить как вот придется, как живёт большинство людей [неразборчиво] это легко, вот жить как говорится в поговорке «Бог на душу положит», на самом деле это не Бог на душу кладет, кладет майя, иллюзорная энергия. Самое простое жить и наслаждаться, но эта жизнь опасная, она ведет к очень негативным реакциям, даже в этой жизни, потому что человек неизбежно будет совершать какие-то грехи и за это прийдет расплата, поэтому да, духовный путь не легок.

00:31:12 А вот вспомните Иисуса Христа, что у Иисуса Христа была очень легкая жизнь? И конечно мы не Иисус Христос и с нас никто такого и не спрашивает, мы должны просто делать то что мы можем, то что мы можем для того чтобы достичь какого-то духовного прогресса, духовного совершенства, помогать окружающим людям, вот чем мы с вами занимаемся, что я вот пытаюсь делиться с вами своим опытом. Может я умный потому что у меня есть учитель, потому что я за почти 30 лет чему-то научился и стараюсь передать опыт другим, но не значит что я перестал учиться, я учусь каждый день. И вот у нас вчера было в центре на Динамо собрание очень интересное, вот как раз актива московской общины ведической культуры. Мы обсуждали вот эти вопросы, как помогать другим людям приобрести духовное знание и вы то же самое должны понимать, что эта деятельность приносит вечные плоды, оно дает удовлетворение в сердце и оно дает вечные плоды, так сказать, в будущем. Может оно не дает большого материального богатства, это факт, что легче вот на материальной стезе заниматься бизнесом, так проще разбогатеть, но оно дает высшее духовное благо и духовное блаженство. Так я могу ответить на ваш вопрос, Кирилл. Спасибо вам, что вы интересуетесь.

00:32:49 [Ведущая]: Следующий вопрос прислал Дмитрий. Наткнулся вчера на Сай Бабу, так как я ничего о нём не знал решил посмотреть сайт. Все о чем говорит очень напоминает ведическое знание, в качестве основы они используют Бхактиведанту, так было написано. Смутило только одно, что Сай Баба считает аватара Верховной личности Бога, то есть самого Сай Бабы. Скажите пожалуйста куда ведет этот путь, ведь он тоже развивает в себе любовь и сострадание к другим живым существам. Дмитрий вопрос прислал.

00:33:23 [Критский В. Г.]: Спасибо, Дмитрий. Да, Сай Баба один из известных учителей в Индии и многие к нему ездят, у него там есть свои ашрамы, свои храмы. Он в принципе вот вроде бы проповедует ведическое знание, то есть знание о Кришне Верховной личности Бога, проблема только одна, что он себя называет Кришной. Что истинный духовный учитель, говорится в священных писаниях, он никогда не считает себя Богом, он считает себя слугой Бога, в этом разница. Бог, так сказать, был конечно и у нас есть знания о Боге, у нас есть священные писания, которые рассказывают о Боге, более того Бог жил на Земле, последний раз 500 лет назад Господь Чайтанья.

00:34:12 До этого жил Кришна 5000 лет назад, вся ведическая литература по сути посвящена жизни Кришны и наставлениям Кришны и описанием качеств Кришны, не все правда как бы это понимают, потому что есть так называемый раздел ведической литературы карма-канды, поклонение полубогам с материальными целями, но всё равно в ведах говорится о том что путь молитвы полубогов всегда направлены на Господа Вишну, а Вишна это одно из имен Господа Кришны, это экспансия Кришны, которая является творцом и держителем материального мира, в принципе тут нет разницы. Поэтому при всем нашем уважении к Сай Бабе, он несомненно йог-мистик, там к нему приезжают, он творит чудеса, там где-то золотое колечко может прямо из руки сотворить и подарить или какой-то женщине дарит. Несомненно личность это очень сильная, но вот у него небольшая проблема, не понятно к какой он принадлежит парампаре, кто его духовный учитель, потому что он как бы себя сам считает Верховной личностью Бога и поэтому возникает вопрос о его авторитетности. Вот так я могу ответить.

00:35:35 [Ведущая]: Я продолжу зачитывать вопросы от Дмитрия, который также пишет. Наткнулся на том же сайте на такое высказывание «На определённой стадии духовного развития уже всё равно что кушать, ум не оскверняется потому что очень сильно привязан к духовной энергии», так ли это? И ещё дополнение пришло от Дмитрия. Неужели он не понимает что он не Бог, а зачем врет?
[Критский В. Г.]: Вот видите Дмитрий, вы сами его вывели на чистую воду, как говорится на воре шапка горит. Вот Сай Баба хотя и говорит правильные вещи, но вот он проговорился, что всё равно что кушать, ум не оскверняется, если человек сильно привязан к духовной энергии. Мы с вами всего 20 минут назад читали Бхагавад Гиту, рассказанную Кришной Верховной личностью Бога и Кришна там говорит другое. Не всё равно какую пищу есть, а есть пища в трех гунах материальной природы, благости, страсти и невежества и пищу чистую в гуне благости можно предлагать Верховной личности Бога, то есть освящать, она становится тогда трансцендентной и пища в гуне страсти и невежества ну не годится для этого даже там такая фраза в комментарии Прабхупады, что человек в гуне благости никогда не притронется к нечистой пище, даже будучи голодным он не будет есть мясо, рыбу, вино и так далее, это пища в гуне невежества. Так что вот очень здорово что вы это написали, потому что фактически он противоречит сам себе, то что у него вот эта фраза записана на сайте, это противоречит священным писаниям. Еще второй какой-то был вопрос у Дмитрия.

00:37:19 [Ведущая]: Ну вот я его зачитывала, первый был про Сай Бабу и вот второй дополнение про то что кушать все что попадя.
[Критский В. Г.]: Ну вот я уже ответил на этот вопрос.
[Ведущая]: У нас тут пришло сообщение от слушательницы не обладающей русской клавиатурой. Вопрос написан транслитом и я сейчас буду переводить его в эфире. Следуя путем мусульман и христианства можно ли достичь трансцендентного уровня? И второй вопрос. Можно ли достичь духовного мира служа своему святому человеку?

00:38:05 [Критский В. Г.]: Да, спасибо большое за ваш вопрос. Несомненно мусульманство и христианство является авторитетными религиями которые проповедовались великими учителями, вот о Иисусе Христе мы уже говорили и то же самое Магомед и более того я слышал лекции, что вот эти 3 традиции, ветхозаветная традиция, иудейская традиция, христианская и мусульманская находятся как бы в одной линии, в одной преемственности. По крайней мере вот самая новая из религий это мусульманская, она основана на Коране и там делаются ссылки на Библию, на Ветхий Завет и предыдущих пророков, на Иисуса Христа. Иисус Христос соответственно ссылается на ветхозаветных пророков. То есть мы видим, что вот в этой традиции современных традиционных религий имеется определённая преемственность. И поэтому конечно их нельзя предпоставлять друг другу, но в зависимости от культуры, от сознания людей как бы внешне формы религии немного отличаются.

00:39:10 Принципы духовного знания всегда универсальны и мы об этом говорили, там воспевание святых имен Бога, следование регулирующим принципам, то есть гуне благости, почитание так сказать святых личностей, духовных учителей и смиренное вопрошание о Боге. Когда они проповедуют, мы слушаем, затем сами начинаем рассказывать об этом. Вот это основные принципы духовной жизни, это бхакти-йога. В Бхагавад Гите это изложено все очень четко, научно и философским языком, но принципы абсолютно те же самые что в Библии, что в Коране, что в ведах. Я нисколько не сомневаюсь что можно достичь совершенства следуя и мусульманским путем и христианским путем, для этого нужно только найти авторитетного духовного учителя, авторитетного наставника, который достиг совершенства и он передаст вам духовное знание и вы следуя этим наставлениям сами достигнете духовного совершенства. Вот так я могу ответить.

00:40:14 [Ведущая]: И ещё один вопрос нам прислала Людмила, если мне не изменяет память. Здравствуйте, спасибо большое за эти передачи по Бхагавад Гите, вопрос мой сегодня такой. Скажите пожалуйста, как в домашних условиях предлагать приготовленную пищу Господу. Спасибо Людмила из Кишенева, вот все-таки я молодец.
[Критский В. Г.]: Спасибо Людмила, да это важный практический вопрос. Предлагать её не сложно, я помню лет 10 назад я был знаком с одним христианским священником, я видел как он освящает пищу. Он большим крестом освящал пищу, которая была приготовлена на столе и произносил молитву Иисусу Христу. То есть в принципе это вот тоже самое, у вас должен быть небольшой алтарчик, вот в нашей традиции на алтаре у вас должен быть Господь Чайтанья или Панчитатва и фотография духовного учителя. Все мы пришли к Богу через духовного учителя Бхактиведанту Свами Прабхупаду и есть определённые мантры, мантра обращенная к Кришне вы знаете, это мантра Харе-Кришна, мантра обращенная к Господу Чайтанье это Шри-Кришна-Чайтанья-Прабутиананда[неразборчиво]. Вы можете прийти в наш центр на метро Динамо и там есть такие сборники песен и молитв нашей традиции вайшнавской и там все эти мантры есть и есть ещё мантры духовному учителю она начинается [неразборчиво] то есть выражение почтения духовному учителю.

00:41:51 В начале произносится мантра духовному учителю, затем произносится мантра Господу Чайтанье, затем мантра самому Господу Кришне, то есть по возрастающей. Ближе всех к нам духовный учитель, он человек который как бы вместе с нами, мы можем непосредственно как-то общаться с ним. Затем идет мантра Господу Чайтанье, это самое милостивое воплощение Господа Кришны и наконец самому Всевышнему Господу, поклоняетесь перед алтарем, три раза произносите эту молитву и тут фактически не так важна форма сколько важна искренность, ваше желание, благодарность Господу, это такая наша благодарность за то что он дает нам пищу. И вы почувствуете, что пища изменится, что она приобретет такой особый трансцендентный вкус.

00:42:44 Это маленькое чудо которое совершаете каждый, когда преданные Господа Кришны предлагают пищу, она должна быть приготовлена в чистых условиях, её не нужно пробовать, из вегетереанских продуктов и затем она ставится в какой-то чистой чашечке на алтарь и предлагается Господу молитвами и через какое-то время, обычно традиционно 15 минут, хотя в разных храмах в Индии, там больше время, пол часа или час. Ну хотя бы 15 минут она постоит и вы потом снимете её с алтаря, попробуете и почувствуете какой она приобрела вкус. Еще есть интересный момент, что когда пища освящена она становится практически настолько она перестает портиться, она становится такой вот как бы чистой, что обычная пища быстро портится на другой день, особенно в тепле, а просад он может стоять много дней и вы не почувствуете от него даже неприятного запаха. Поэтому Прабхупада пишет, что такую пищу можно есть даже спустя несколько дней, ну конечно желательно её хранить на холоде, чтобы не искушать судьбу. Так я могу ответить Людмиле.

00:44:05 [Ведущая]: На текущий момент вопросов пока нет. Зачиталась я сообщений, но пока все не по теме. Сейчас быстренько обновляю почту и вот вижу что-то у нас пришло. Владимир Георгиевич здравствуйте. Помогите разобраться, разумом я понимаю, что все идет от одного источника, от Верховной личности Бога и не важно в какой ты вере. Но как понять кому надо поклоняться Вишну или Шиве или Кришне? В чем разница этих трех аспектов и какой выбрать правильно? С уважением, Лариса.

00:44:44 [Критский В. Г.]: Ну, во-первых дорогая Лариса, вы в Бхагавад Гите не найдете рекомендации поклоняться Господу Шиве, хотя в ведах это есть. В ведах пураны делятся на три части: шиваитские пураны, брахманические пураны и вишнуитские пураны. И соответственно объясняется, что те люди которые находятся под влиянием гуны невежества им рекомендуется поклонение Господу Шиве, те кто находятся под влиянием гуны страсти Господу Брахме, те кто находится под влиянием гуны благости Господу Вишну или Кришне. Если вы заранее зная, что Шива это не изначальная личность Бога, какая-то экспансия Кришны, несомненно очень могущественный полубог, он считается величайшим преданным Господа и величайшим из всех полубогов, но это не сам изначальный Господь. Вы поклоняетесь ему, то очевидно у вас какие-то материальные цели, потому что Господь Шива легко удовлетворяет материальные желания.

00:45:47 Это не желательно удовлетворять материальное желание, вот если у вас есть книга «Источник вечного наслаждения» там есть замечательная история про Господа Шиву. Как один демон Врикасуру выпросил Господа Шиву благословения, такое страшное демоническое благословление, чтоб к кому он не притронулся, к голове – голова разлетается вдребезги, ну тот заставил Шиву, он начал отрезать от себя кусочки тела и Господь Шива будучи очень сострадательным он дал ему это благословление. И этот вот негодяй демон Врикасуру как только получил благословление тут же бросился к Господу Шиве чтобы на нем это все испытать и покончить с Господом Шивой и Господу Шиве пришлось убегать. Вот интересная история, что иногда благословление Господа Шивы не приносит блага, потому что это не Верховная личность Бога. Он легко исполняет желания, но иногда эти желания идут во вред и в этой истории конец был к счастью счастливый для Господа Шивы, но печальный для демона.

00:47:01 Шиву спас Господь Нараяна, который принял форму мальчика, вышел на встречу этому демону и сказал «Куда ты так бежишь?», я хочу догнать негодяя Шиву и с ним покончить. А че это вдруг? Ну он мне дал благословление, чтоб я дотронулся до головы, голова разлетится на много кусочков. И Господь Нараяна так улыбнулся и сказал «Да не верь ты, Шива уже давно потерял свою силу, ерунда все это, не верю что он может дать такое благословление. Ну попробуй, дотронься до себя, до своей головы». Ну и демон поверил словам Нараяны, дотронулся до своей головы и все было кончено, голова разлетелась на тысячу кусочков и таким образом Господь Нараяна спас Господа Шиву, который вот так необдуманно дал благословление этому демону и понадобилось его самого выручать. Вот поэтому хотя многие в Индии поклоняются Господу Шиве, Господь Шива очень милостив, он удовлетворяет материальные желания, но для преданных, которые знают о высшем поклонении Господу Кришне или Вишну, они должны идти по самому совершенному пути. Вот так я могу ответить дорогой Ларисе.

00:48:25 [Ведущая]: Удивительный ответ. Хорошие вопросы задают наши радиослушатели, меня это очень радует, продолжайте в том же духе. Ну а Владимир Георгиевич с удовольствием будет встречать ваши вопросы улыбкой и отвечать с не меньшим удовольствием нежели он рассказывает саму Бхагавад Гиту в комментариях. Спасибо ещё раз вам что были сегодня с нами.

транскрибирование: Игорь Витюгин | 15 January 2013